Петербург занимает «почетное» третье место по количеству угоняемых машин. Только за два месяца в Северной столице и Ленинградской области зарегистрировано 1227 посягательств на автотранспортные средства. В то же время задержано 834 из ранее угнанных автомобилей. Самыми популярными для угонщиков моделями остаются ВАЗы. Как отмечает начальник отдела по организации розыска автотранспорта ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленобласти Юрий Овсянников, старенькие «копейки», «шестерки» и прочее, как правило, находят в течение двух суток, правда, уже без колес, приемников, зеркал и т.д. А новые машины разбирают на запчасти.
«Автонеппинг» процветает
- Отечественные машины угоняют преимущественно ночью, - говорит Юрий Овсянников. - А за дорогими иномарками охотятся на временных стоянках. Это, собственно, и понятно, ведь дорогую машину ночью владелец держит на специально охраняемой стоянке. Из иностранных автомобилей наиболее часто угоняют «Тойоту», «Ауди», «Фольксваген» и «Мерседес». Чаще всего похищают дорогостоящие машины в Приморском, Невском, Московском, Петроградском и Василеостровском районах.
Специалисты отмечают, что в последнее время в Петербурге участились случаи «автонеппинга», то есть похищения автомобилей с целью получения выкупа. Хорошо подготовленные группы угонщиков действуют, как хищники: заранее выбирают жертву, причем могут выслеживать ее несколько дней, а то и неделю, если машина того стоит. Выждав удобный момент, преступники, как правило, средь бела дня угоняют машину с какой-нибудь временной стоянки, например, рядом с магазином. Через несколько дней отчаявшимся владельцам сообщают сумму выкупа - обычно это 30 - 50 процентов от реальной стоимости машины.
Конечно, многие горожане страхуют свои автомобили от угона. Но чтобы получить компенсационные выплаты, потребуются нервы и время, ведь необходимым условием для осуществления выплат по риску «Угон» является открытие уголовного дела по факту похищения машины. Компенсация обычно выплачивается с момента истечения срока расследования угона, который законом определен в два месяца. А ведь компания может решить, что налицо страховое мошенничество, то есть потерпевший сам у себя украл машину и теперь пытается получить страховку. Такие случаи тоже нередки. Тогда процесс получения страховых выплат будет всячески затягиваться. Поэтому владельцам машин зачастую легче пойти на условия преступников.
Все легально
Впрочем, преступникам совсем не нужно, чтобы владелец авто пришел на назначенную встречу с сотрудниками милиции. Поэтому за последние годы придумали способы легально получать деньги с владельца похищенной машины.
- Горюющим владельцам автомобиля буквально через три дня сбрасывают в почтовый ящик рекламное предложение: мол, такая-то фирма занимается поиском угнанных машин, - рассказывает Владимир Хомяков, председатель Комитета страховщиков по Северо-Западу. - С человека берут деньги якобы за поиски авто, после чего ему возвращают его же собственность.
Бизнес «автоеппинга» оказался очень прибыльным. Ведь в случае угона с целью продажи машины, главная проблема для преступников - легализовать «перебитую» машину. Да и деньги приходится «отстегивать» большому количеству людей: тому, кто угоняет, кто перебивает номера, кто ищет покупателя и т.д. В финансовом плане вернуть машину ее же владельцу более выгодно, поскольку сама цепочка задействованных людей короче. При этом преступники чувствуют себя настолько вольготно, что в открытую приходят в страховые компании и предлагают им заплатить «выкуп». Мол, это же будет дешевле, чем возмещать убыток владельцу машины.
Предупредить похищение почти невозможно. К сожалению, по признаниям специалистов, ни одна противоугонная система сейчас не устоит против профессиональных угонщиков. По данным ГИБДД, та же популярная и относительно действенная спутниковая антиугонная система, когда в машине находится передатчик и через спутник можно отследить местонахождение автомобиля, уже для угонщиков не проблема. Если еще в 2003 году было найдено 92 из 100 угнанных машин, оборудованных «спутником», то в 2005 году к владельцам вернулась только лишь половина таких автомобилей.
«Театралы» и «технари»
- Кроме того, сейчас действует много недобросовестных сервисов, которые устанавливают средство от угона, а потом «сливают» информацию преступникам, - говорит Юрий Лобанов, начальник отдела безопасности и мониторинга мобильных объектов Группы компаний Arkan. - Мало того, что угонщиков наводят на определенную машину, так они еще и четко знают, какого типа и где конкретно в машине установлена охранная система. К сожалению, утечка информации - это очень серьезная проблема для всех сервисных компаний, ведь какой-то сотрудник может оказаться «засланным казачком».
Впрочем, преступники зачастую даже не утруждаются вскрытием системы безопасности автомобиля. Сейчас популярны различные театральные способы, главная цель которых - выманить водителя из машины. Потом незапертая машина уезжает без владельца, загоняется в специальный гараж-мастерскую, где уже и нейтрализуется противоугонная система. Действуют «театралы» не менее изощренно, чем «технари». Об этом рассказывает Владимир Тихеев, директор автосервисной службы «Аларм»:
- По-прежнему распространены случаи, когда человек выводит машину из гаража, выходит закрыть двери, и в этот момент машину угоняют. А в последнее время «в моде» небольшие ДТП. То есть автомобиль подрезают, допускают даже небольшую вмятину или царапину, а когда водитель выходит из машины, сзади незаметно подходит угонщик и уезжает на его авто. Вообще, преступники любят организовывать какую-нибудь нештатную ситуацию на дороге. Например, прямо перед машиной, пошатываясь, появляется пьяный пешеход и падает на капот. Водитель выскакивает с криками и…
Догадываетесь, что происходит потом? Машина снова уезжает. Без своего владельца. Сотрудники милиции отмечают, что частенько в ходу и самые примитивные способы отбора транспортного средства, когда водителя просто выбрасывают из машины либо перетаскивают на другое сидение. В данной ситуации преступники уезжают с владельцем машины, чтобы та раньше времени не заглохла. Как известно, существуют специальные охранные электронные средства, когда хозяин носит при себе определяющую систему. Стоит злоумышленнику отъехать от владельца машины на какое-то расстояние, и система, не получив сигнала, заглушает мотор. Однако пока счет между угонщиками и владельцами автомобилей остается в пользу первых. К сожалению, зачастую купить машину легче, чем сохранить.
Юлия Ли
http://www.novostispb.ru/cityproblem/cityproblem_1355.html