• Авторизация


19 декабря родились... 19-12-2025 12:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[650x700]
1890
Николай Васильевич Кузьмин
советский график, иллюстратор произведений русской и зарубежной классической литературы, член-корреспондент Академии художеств СССР (1967). Родился в городе Сердобск, Пензенская губерния, Российская империя. В 1909 году самоучка из провинции послал свои рисунки в журнал московских символистов «Весы». Рисунки понравились В.Я.Брюсову и их напечатали. В 1910 году, окончив реальное училище, Кузьмин поехал в Санкт-Петербург. По желанию родителей поступил в Политехнический институт, но это обучение показалось ему скучным. Много времени он проводил в библиотеке Академии художеств, а затем стал посещать классы Общества поощрения художеств и лекции Института истории искусств. Далее Кузьмин учился у И.Я.Билибина в Рисовальной школе при ОПХ (1912—1914), у П.А.Шиллинговского в петроградском Вхутеине (1922—1924). В 1914—1922 годах Кузьмин принимал участие в Первой мировой войне и Гражданской войне в России, воевав в частях Красной Армии. В конце 1920-х годов в Москве образовалась группа молодых художников — группа «13». Кузьмин стал одним из её организаторов. «Рисовать без поправок, без ретуши. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп!» — пояснял свою позицию художник. В зрелом возрасте Кузьмин иллюстрировал русскую и западную классику («Актриса» Э. де Гонкура, 1933; «Театр» А. де Мюссе, 1934, и др.) и книги современных авторов, особенно охотно книги о жизни писателей — А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого. Член МОССХа с 1938 года. В 1950-х годах его рисунки были посвящены рассказу Н.С.Лескова о тульском Левше, затем были «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя (1958), «Козьма Прутков» (1965), «Граф Нулин» (1957) и эпиграммы А.С.Пушкина (1979) и многое другое. Скончался в Москве 1 января 1987 года. Похоронен на 1 участке Ваганьковского кладбища. Н.В.Кузьмин — автор книг «Круг царя Соломона» (1964), «Давно и недавно» (1982), «Художник и книга» (1985) и других. В архиве Н.В.Кузьмина, хранящемся в РГАЛИ, остались и неопубликованные рукописи. Личная жизнь: 1924—1940 первая жена — начинающая художница Мария Ивановна Кузьмина (Петрова); 1942 — вторая жена — художница Татьяна Маврина (1900—1996). Дети от первого брака: Иван Николаевич Кузьмин (1925—2012) — политолог, профессор, доктор политических наук; Михаил Николаевич Кузьмин (род. 1931) — член-корреспондент Российской академии образования. Награды: Большая серебряная медаль годовой выставки в Школе ОПХ (1914); С 1916 по 1917г четыре раза награждался орденами за храбрость – дважды «Анной» IV степени –с надписью «За храбрость», «Станиславом» и «Анной» III степени оба с мечами и бантом; Золотая медаль Международной выставки в Париже (1937, за иллюстрации к «Евгению Онегину»); Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966); Член-корреспондент Академии художеств СССР (1967); Народный художник РСФСР (1972). Особое место в собрании Картинной галереи имени К.А.Савицкого в Пензе занимают произведения художников, чья жизнь и творчество связаны с пензенским краем. Так, Н.В.Кузьмин представлен здесь иллюстрациями к произведениям Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Лескова и других классиков русской литературы. «Самый литературный из всех наших графиков» — сказал о нём Корней Чуковский.

[494x700]
1890
Николай Никанорович Солодуев
советский гобоист и педагог. Родился в Ярославле. Брат валторниста Василия Солодуева (1885—1968). В 1913 году окончил Московскую консерваторию по классу В.Н.Денте. В 1912—1914 годах артист оркестра Оперного театра С.И.Зимина, затем до 1947 года солист оркестра Большого театра. В 1922—1932 годах одновременно работал в Персимфансе. В 1926—1957 годах преподавал в Музыкальном училище при Московской консерватории, с 1935 года в Московской консерватории (с 1943 года профессор), в 1944—1946 годах — в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Способствовал внедрению в СССР гобоя французской системы. Написал этюды и пьесы для гобоя, обработал для него ряд произведений других композиторов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Умер в Москве 13 марта 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Литература: Болотин С.В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е издание, дополненное и переработанное. — Москва: Радуница, 1995. — Страницы 261-262. — 4 000 экземпляров — ISBN 5-88123-007-8; Солодуев Н.Н. // Музыкальная энциклопедия. Том 5. — 1981.

Kalinnikov (375x700, 117Kb)
1892
Иван Михайлович Калинников
русский журналист, участник белого движения. Иван Калинников родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя, в семье священника. По окончании Санкт-Петербургской 3-й гимназии в 1910 году, поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Журналистикой начал заниматься еще в гимназии, издавал и редактировал выходившую в Луге «Русскую газету». Потом работал в газете «Новое время», как корреспондент ездил на Второй Мармарош-Сиготский процесс и на «Дело Бейлиса». С течением времени стал заведующим информацией, а вскоре помощником редактора газеты. С началом Первой мировой войны поступил в действующую армию добровольцем, на правах вольноопределяющегося. Впоследствии заслужил чин штабс-капитана и был награждён Георгиевскими крестами IV и III степеней за отличие в боях. Вскоре после Октябрьской революции группа сотрудников закрытого большевиками «Нового времени» и «Вечернего времени», в числе которых был и Калинников, начала издание антибольшевистской, монархической газеты «Вечерние огни». Калинников занимал должность издателя газеты. В 1918 году большевиками был организован процесс, получивший название «Дело печати», в ходе которого были закрыты многие «буржуазные» газеты, в том числе и «Вечерние огни». Иван Михайлович переехал в Одессу, где продолжил работу в антибольшевистских газетах, а также участвовал в подпольной антибольшевистской работе, совместно с И. Л.Солоневичем передавая секретную информацию, добытую им, белым, в Одессу. После занятия Киева Добровольческой армией возобновил там издание «Вечерних огней», выходивших под эгидой Киевского бюро «Союза освобождения России». Эвакуировавшись из Одессы в Константинополь, Калинников попал на работу к Н.Н.Чебышёву, издававшему журнал «Зарница». Впоследствии, переехав в Болгарию, Калинников продолжил редакционную работу в Софии. В 1922 году организовал издание газеты «Русь». Также состоял редактором газеты «Неделя». Был убит у себя на квартире в городе София, Болгария, 24 июля 1924 года. В эмигрантской прессе высказывались две версии на счёт убийства, по одной из них Калинников был убит советскими коммунистами, а по другой — болгарскими. Через год софийская газета «Понедельник» опубликовала сообщение о поимке полицейскими некоего «Ивана Александровича Рыбакова, сознавшегося в убийстве редактора газеты „Русь“ И.М.Калинникова, которое он выполнил по приказу из Москвы».

Ūdentiņš (463x700, 257Kb)
1892
Отто Янович Удентиньш (Удентынь) (латышское имя — Otto Ūdentiņš)
генерал латвийской армии и генерал-майор советской армии. Профессор Латвийского государственного университета. Единственный латвийский генерал, которому удалось избежать репрессий и продолжить службу в Красной армии. До 1930 года работал в Армейском штабе латвийской армии (заместитель начальника штаба). Начальник штаба 24-го территориального корпуса Красной армии. С 1941 по 1946 год занимался преподавательской деятельностью в Московской академии Генерального штаба, заведовал военной кафедрой в Латвийском государственном университете. Награждён орденом Лачплесиса и орденом Трёх звезд. Брат Яниса Удентиньша. Отто Удентиньш родился в Лезернской волости Венденского уезда, Лифляндская губерния, Российская империя (ныне Мадонский край, Латвия), в рабочей семье. Лютеранин. Окончил Балтийскую преподавательскую семинарию (1913) и 2-ю Киевскую школу прапорщиков (1915). Добровольцем вступил в армию. Служил в 171-м пехотном полку, в сентябре 1916 года переведён в 6-й Латышский стрелковый Тукумский полк. Участвовал в Рождественских боях. В 1917 году получил звание поручика. Уволен в январе 1918 года.
Screenshot 2023-12-05 at 18-40-11 Latviešu strēlnieku bataljona virsnieks Otto Ūdentiņš - Redzi dzirdi Latviju! (483x700, 149Kb)
Прапорщик Латышского стрелкового запасного батальона Отто Удентынь в 1916 году
В июле 1919 года вступил в латвийские вооружённые силы и с августа 1919 участвовал в сражениях против Бермондта. В мирное время занимал различные руководящие должности в армии и в 1930 году назначен начальником оперативного отдела Генерального штаба. В 1928 году окончил высшие военные курсы. Служил в 3-м Елгавском пехотном полку. Затем был прикомандирован к 5-му Цесисскому полку. С 1935 года — полковник. В 1940 году произведён в чин генерала. Был заместителем начальника штаба Народной армии. 29 декабря 1940 года переаттестован в генерал-майоры. В Красной армии — начальник штаба 24-й территориального корпуса. В 1941—1946 гг. занимался преподавательской деятельностью в Академии Генерального штаба. В 1946—1956 гг. — начальник военной кафедры Латвийского государственного университета. На пенсии с 1956 года. Умер в городе Рига, Латвийская ССР, СССР, 22 января 1988 года. Похоронен на Лесном кладбище в Риге. Написал воспоминания о Рождественских боях, которые после его смерти были переданы в Мадонский краеведческий музей. Награды: Орден Святой Анны IV степени; Орден Святой Анны III степени (27 февраля 1917); Орден Святого Станислава III степени (4 марта 1917); Военный орден Лачплесиса III степени № 1012 (6 сентября 1921) — за бой у Катлакална 14 октября 1919 года; Орден Трёх звёзд IV степени № 1065 (13 ноября 1930); Памятный знак освободительной войны в Латвии 1918—1920 (1922); Медаль в память 10 лет освободительных боёв в Латвийской Республике (1928); Крест Заслуг айзсаргов; Орден Трёх звёзд III степени № 957 (15 ноября 1935); Орден Виестура II степени с мечами № 281 (1939); Орден Красной Звезды (4 мая 1945); Медаль «За боевые заслуги» (15 ноября 1950).

Широков (511x700, 168Kb)
1893
Иоанн (в миру — Андрей Алексеевич Широков)
епископ Русской православной церкви, епископ Волоколамский, викарий Московской епархии. Родился в городе Казань, Казанский уезд, Казанская губерния, Российская империя. По окончании гимназии, он решил оставить мир и уйти в монастырь. Однако, его решению воспрепятствовали родители: они уговорили его поступить в университет. В 1917 году он окончил Казанский университет и оставлен профессорским стипендиатом по кафедре Истории Церкви. В 1922 году поступил послушником в Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь. 4 января 1923 года «ввиду гонений на Церковь, из желания послужить ей» епископом Чистопольским Иоасафом пострижен в монашество с именем Иоанн, вскоре рукоположен в сан иеромонаха. В докладе Патриарху Тихону благочинного 1 Закаспийского округа, церкви Святого Креста города Полторацк (Асхабад) священника Павла Каллистова от 8 сентября 1923 года в том числе значилось: «Туркестану необходим уже самостоятельный епископ — „… кандидат с богословским образованием, строгой иноческой жизни, пламенный проповедник и политически благонадежный“. Епископ Андрей Уфимский — рекомендует иеромонаха Иоанна (Андрея Алексеевича Широкова)». В 1925—1926 годах отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения. 4 ноября 1929 года хиротонисан во епископа Марийского, викария Нижегородской епархии. В 1930 году временно управлял Казанской епархией. Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) с викариями Московской епархии. Слева епископ Иоанн (Широков), в центре епископ Сергий (Воскресенский), справа епископ Алексий (Сергеев). С 2 июня 1931 года — епископ Чебоксарский. С 29 июля 1931 года — епископ Марийский, викарий Нижегородской епархии. С 16 сентября 1931 года — епископ Волоколамский, викарий Московской епархии.
Широков01 (514x700, 323Kb)
Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) с викариями Московской епархии. Слева епископ Иоанн (Широков), в центре епископ Сергий (Воскресенский), справа епископ Алексий (Сергеев).
10 апреля 1934 года Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) назначен «епископом Балахнинским, управляющим Горьковской епархией и исполняющим обязанности Областного Архиерея Горьковского края, в отсутствии из епархии Митрополита Горьковского». 3 мая того же года управляющим горьковской епархией был назначен митрополит Евгений (Зёрнов), а епископ Иоанн получил титул епископа епископ Муромского, викария Горьковской епархии. С 14 мая 1934 года — епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии. По сведениям О.А.Кавелиной, служил в храме Григория Неокесарийского на Полянке в Москве. Службы были длинные, уставные. С января 1936 года — епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. С 19 июля 1936 года — епископ Волоколамский, викарий Московской епархии. После богослужения, несмотря на поздний час, он всех благословлял и затем из Москвы выезжал за город к себе в келию. На улице и дома всегда был в рясе и скуфье и с чётками на руке. Последняя служба его была в Великий Понедельник на Страстной седмице. Накануне сам пропел «Чертог Твой». 27 апреля 1937 года арестован. Расстрелян на Бутовском полигоне, Московская область, РСФСР, СССР, 19 августа 1937 года. О казни епископа Иоанна известно не было, поэтому 27 октября 1943 года Патриарх Московский и всея Руси Сергий обратился в Совет по делам Русской православной церкви с ходатайством о амнистии и привлечении к церковной работе ряда иерархов, в том числе и епископа Иоанна; в ответ власти сообщили о смерти епископа Иоанна в заключении. Литература: Тихон (Затёкин), игумен, Дёгтева О.В. Иоанн (Широков), епископ Муромский (1934—1934) // Святители земли нижегородской. — Нижний Новгород: Центр содействия бизнесу, 2003. — Страницы 484—485. — 537 страниц. — ISBN 5-00-002241-6; Иоанн // Марийская биографическая энциклопедия / Автор-составитель В.А.Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007. — Страница 152. — 2032 экземпляров. — ISBN 5-87898-357-0; Д.Н.Никитин. ИОАНН // Православная энциклопедия. — Москва, 2010. — Том XXIII : «Иннокентий — Иоанн Влах». — Страницы 465-466. — 752 страницы. — 39 000 экземпляров. — ISBN 978-5-89572-042-4; Иоанн (Широков Андрей Алексеевич) // Энциклопедия Республики Марий Эл / Ответственный редактор Н.И.Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — Страницы 398—399. — 872 страницы. — 3505 экземпляров. — ISBN 978-5-94950-049-1.

Screenshot 2023-12-05 at 18-55-00 1940 Press Photo Mayor Roger L.Putnam of Springfield Massachusetts - nee94383 (514x700, 429Kb)
1893
Роджер Лоуэлл Патнэм (Roger Lowell Putnam)
американский политик и бизнесмен.Родился в городе Бостон, штат Массачусетс, США. Произошёл от известного бостонского рода Лоуэеллов. Являлся мэром Спрингфилда, Массачусетс, с 1937 по 1943, директором администрации экономической стабилизации с 1951 по 1952. Патнэм также являлся доверенным лицом в Обсерватории Лоуэлла, которой всячески обеспечивал финансовую поддержку. Им было куплено три новых телескопа для обсерватории, а также сподвигнуты поиски так называемой Планеты X. Умер в городе Спрингфилд, штат Массачусетс, США, 24 ноября 1972 года.

1893
Томас Хемфри Маршалл (Marshall)
английский социолог. Родился в Лондоне. Руководитель отделения социальной науки (1944-1950) Лондонской школы экономики и политической науки, в 1956 - 1960 директор департамента социальных наук ЮНЕСКО, президент Международной социологической ассоциации (1959-1962). На социологическую концепцию Маршалла оказали влияние взгляды М.Вебера, а также А.Маршалла и М.Гинсберга. Маршалл не отрицает существования объективных общественных закономерностей, которые, по его мнению, должны познаваться социологией, однако он не выявляет основных моментов социального развития. Исследуя в основном классовую структуру общества, Маршалл признаёт существование классов, но пытается доказать равнозначность различных систем социальной стратификации. По Маршалу, главное значение в обществе приобретает социальный статус, по которому люди объединяются в "функциональные группы", характеризующиеся единством интересов их членов. Маршалл писал, что принимает марксистский анализ природы классового конфликта, однако он выхолащивает революционное содержание учения марксизма о классах и заменяет марксистские признаки класса такими признаками, как доход, собственность, образование, профессия. Маршалл стремится доказать, что происходит будто бы выравнивание социального статуса, которое превращает капиталистическое общество в "систему допустимого равенства и справедливости", в огромный средний класс. Для Маршалла характерно также ненаучное понимание государства как надклассового, которое якобы способствует установлению социального равенства. Отсюда следует прямая апология капитализма и демократии. Сочинения: James Watt (1736-1819), L., (1925); Citizenship and social class, Camb., 1950; International comprehension in and through social science, L., 1960; Sociology at the crossroads, and other essays, L., 1963; Social policy in the twentieth century, 2 ed., L., 1967.

[695x699]
1894
Пауль Дессау (немецкое имя — Paul Dessau)
немецкий композитор и дирижёр. Пауль Дессау родился в городе Гамбург, Германская империя, в музыкальной семье: музыкантами были его дед и прадед по отцовской линии, дядя, Бернхард Дессау, был скрипачом и композитором; отец — рабочий табачной фабрики был певцом-любителем. Сам Пауль в 6 лет начал заниматься игрой на скрипке и уже в детском возрасте выступал в концертах, в 1908 году, 14 лет, дал свой первый сольный концерт. В 1910—1912 годах Дессау учился в Берлине в Консерватории Клиндворта-Шарвенки, сначала по классу скрипки, однако вскоре педагог нашёл, что его руки для скрипки не годятся; в дальнейшем брал частные уроки игры на фортепиано и композиции. С 1912 года был концертмейстером-репетитором оркестра и ассистентом главного дирижёра в оперном театре в Гамбурге, где ему довелось сотрудничать с Феликсом Вайнгартнером и Артуром Никишем. В 1915 году Дессау был призван в действующую армию, воевал на Западном фронте — во Франции, позже служил в военном оркестре пехотного полка в Шлезвиге. После демобилизации в 1918 году вернулся в Гамбург, где писал музыку к пьесам Эриха Цигеля. В дальнейшем Дессау работал в качестве коррепетитора и дирижёра в различных оперных и драматических театрах; в 1919—1923 годах был концертмейстером и капельмейстером в Кёльне у Отто Клемперера, затем в Майнце, с 1925 года в Берлине был первым капельмейстером при Бруно Вальтере в Городской опере. С середины 20-х годов Дессау всё чаще выступал как композитор: в 1925 году он получил премию издательства музыкальной литературы за Концертино для скрипки, в 1927 году в Праге с успехом была исполнена его Первая симфония, под управлением Г.Штайнберга. С 1928 года Дессау руководил камерным оркестром кинотеатра «Альгамбра» на Курфюрстендамм в Берлине, в том же году дебютировал как кинокомпозитор. В конце 1920-х годов написал музыку к ряду мультфильмов Уолта Диснея. В 1920-е годы Пауль Дессау написал музыку для фильмов «Бури над Монбланом», «Белое безумие», «Приключения в Энгадине», «SOS Айсберг» и «Эй, северный полюс!» немецкого режиссёра, основателя жанра горного фильма Арнольда Фанка.
После 1933 года
После прихода нацистов к власти в 1933 году Дессау был вынужден эмигрировать; до 1939 года жил в Париже, сотрудничал с Эрнстом Бушем, писал песни, посвящённые республиканской Испании и французскому Народному фронту, в том числе на стихи Бертольта Брехта — «Колонну Тельмана» и «Боевую песнь черных капоров» на текст из пьесы «Святая Иоанна скотобоен». В этот же период написал ряд сочинений, посвящённых иудаизму, в том числе ораторию «Хаггада» (Haggada) в 1936 году. Выступил соавтором музыки к фильму Алексея Грановского «Тарас Бульба», вышедшего в том же году. В Париже Дессау познакомился с Рене Лейбовицем и с его помощью освоил 12-тоновую систему Арнольда Шёнберга. В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Дессау поселился в Соединённых Штатах, где сотрудничал с известными режиссёрами, в том числе с Уолтом Диснем и Альфредом Хичкоком, преподавал в музыкальных школах. В 1942 году состоялось личное знакомство Дессау с Брехтом и началось их многолетнее сотрудничество.
В Восточном Берлине
По возвращении в 1948 году в Германию Дессау поселился в восточном секторе Берлина и принял активное участие в деятельности созданного Брехтом театра «Берлинер ансамбль», написал музыку к ряду спектаклей по пьесам Брехта, в том числе «Мамаша Кураж и её дети» (1946—1949), «Добрый человек из Сычуани» (1947), «Господин Пунтила и его слуга Матти» (1949), «Кавказский меловой круг» (1954). На сюжеты Брехта были написаны и первые оперы Дессау — «Осуждение Лукулла» (1949) и «Пунтила» (1960), а также незавершённая «Святая Иоанна скотобоен» — в общей сложности он написал на тексты Брехта около 50 сочинений различных жанров. Педагогическая деятельность Дессау, его стремление пробудить интерес к нетрадиционной музыке привело его к конфликту с культурной политикой СЕПГ: в 1951 году, как и другой композитор «Берлинер ансамбль», Ханс Эйслер, а в конечном счёте и сам Брехт, он был обвинён в «формализме». В частности, была предпринята попытка запретить постановку «Осуждения Лукулла» в Немецкой государственной опере по подозрению в «формализме». Брехт добился закрытого просмотра — «для отвестственных работников и художников»; просмотр, на который пришли президент ГДР Вильгельм Пик и премьер-министр Отто Гротеволь, состоялся 17 мая 1951 года — в тот самый день, когда было принято постановление ЦК СЕПГ «Борьба против формализма в искусстве и литературе, за прогрессивную немецкую культуру». Однако спектакль, поставленный дирижёром Германом Шерхеном и режиссёром Вольфгангом Фёлькером, произвёл сильное впечатление на присутствовавших; в ходе состоявшегося неделю спустя обсуждения Гротеволь дал указания по доработке оперы, но постановку разрешил. С 1952 года Дессау был членом, а с 1959 года — вице-президентом Академии искусств ГДР; с конца 1950-х годов он был профессором Восточно-Берлинского музыкального института. Трижды — в 1953, 1956, 1965 годах — удостаивался Национальной премии ГДР. Умер в городе Берлин, ГДР, 28 июня 1979 года. Награды: Орден «За заслуги перед Отечеством» в золоте (ГДР); Орден «Звезда дружбы народов» в золоте.
Частная жизнь
Первой женой Пауля Дессау была Гудрун Кабиш; заключённый в 1924 году, брак распался в 1936-м. От Гудрун Кабиш Дессау имел двоих детей. Его второй женой была многолетняя сотрудница Брехта писательница Элизабет Гауптман. В третий раз Дессау женился в 1954 году — на театральном режиссёре и хореографе Рут Бергхауз; в 1971—1977 годах она была интендантом театра «Берлинер ансамбль».
Творчество
Пауль Дессау работал в самых разнообразных жанрах, — помимо музыки к кинофильмам и театральным постановкам, он писал симфоническую и камерную музыку, оперы, хоры и оратории, песни — преимущественно для Эрнста Буша. Композиции 20-х годов были отмечены чертами неоклассицима и фольклорными элементами; во второй половине 30-х годов в ряде сочинений Дессау применял свободно трактованную 12-тоновую технику, в частности в пяти «Двенадцатитоновых попытках» для фортепиано, «Мольбе о прощении» на стихи Ф.Гёльдерлина (1937), «Гернике» (1938).
Сочинения
Оперы: Джудитта (Giuditta, 1910—1912, не завершена); «Осуждение Лукулла» (Das Verurteilung des Lukullus, 1949, на основе радиопьесы Б.Брехта «Допрос Лукулла»); «Пунтила» (Puntila, 1960, по пьесе Б. Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти»); «Святая Иоанна скотобоен» (Die heilige Johanna der Schlachthöfe, 1961, по пьесе Б. Брехта, не завершена); «Ланцелот» (Lanzelot, 1969, опера-сказка по пьесе Е.Шварца «Дракон»); «Лило Херманн, студентка из Штутгарта» (мелодрама на текст Ф.Вольфа, 1953); «Эйнштейн» (Einstein, 1969—1972). Оратории: «Хаггада» (Haggada, на еврейский текст, 1936); «Немецкое несчастье» (Deutsches Miserere, 1947). Кантаты: «Хернбургский отчёт» (на стихи Б.Брехта, 1951); «Выращивание проса» (для баритона, хора и оркестра, 1952); «Еврейская хроника» (на текст И.Герлаха; совместно с Б.Блахером, К.А.Хартманом, X.Хенце и Р.Вагнером-Регени); «Реквием памяти Лумумбы». Оркестровые сочинения: Две симфонии (1926, 1964); Памяти Брехта 1957); Вариации на тему Баха (1964); Оркестровая музыка [№ 1] (1955); Оркестровая музыка № 2 «Meer der Stürme» / «Море в бурю» (1967); Оркестровая музыка № 3 «Lenin» (mit dem Schlusschor «Grabschrift für Lenin») (1969); Оркестровая музыка № 4 (1973). Камерная музыка: Концертино для скрипки, флейты, кларнета и рожка (1924); 7 скрипичных квартетов; «Двенадцатитоновые попытки» (5 пьес для фортепиано, 1937). Литература: Fritz Hennenberg. Dessau — Brecht. Musikalische Arbeiten. — Berlin: Henschel, 1963; Fritz Hennenberg. Paul Dessau. Eine Biographie. — Leipzig: VEB Deutscher Verlag für Musik, 1965; Fritz Hennenberg. Paul Dessau für sie porträtiert. — Leipzig: VEB Deutscher Verlag für Musik, 1974; Klaus Angermann. Paul Dessau — Von Geschichte gezeichnet. — Symposion Paul Dessau Hamburg 1994. — Hofheim: Wolke, 1995.

1894
Исойя Есида
японский архитектор. Стал пионером современного стиля сукия в строительстве, в основе которого заложены сходство с натуральными материалами и традиционные конструкторские методы сочетаются с современными композициями и структурами. Посещал занятия в Токийской школе искусств (теперь Токийский университет изящных искусств), в 1923 г. получил диплом архитектора. До второй мировой войны он занимался преимущественно строительством частных домов и эксклюзивных ресторанов, но затем обратился к государственной, а потом и религиозной архитектуре, пытаясь найти новое применение своему новаторскому традиционализму. Несмотря на то что стиль сукия, использовавшийся главным образом для чайных домов, частных владений и ресторанов, основан на резьбе по дереву, он заявил, что можно использовать и современные материалы, если они соответствую «духу стиля». Кроме того, он конструировал музеи и другие строения общественного назначения, которые принесли ему славу мастера шедевров дизайна. Получил награду Японской академии искусств (1952) и медаль за достижения в культуре Японии (1964). Среди его многочисленных работ жилые районы Иномата и Гокия (Токио, 1967 и 1971), ресторан «Тсурия» (Киото, 1964), художественный музей Гото в Токио (1960) и музей культуры Ямато в Наре (1960). В 1941-1961 гг. он преподавал в своей старой художественной школе, в 1964 г. стал вторым в истории Японии архитектором, получившим орден за заслуги в области культуры.

Mikhaylov (444x700, 329Kb)
1894
Василий Михайлович Михайлов
советский партийный и государственный деятель. Член ЦК партии (1921—1922, 1923—1930), кандидат в члены ЦК (1922—1923, 1930—1937), член Оргбюро ЦК и секретарь ЦК (1921—1922), кандидат в члены Оргбюро ЦК (1923—1924, 1926—1930). Родился в городе Москва, Российская империя, в рабочей семье. Русский. В 1907—1917 гг. работал переплетчиком-брошюровщиком в московских типографиях. Участвовал в издании большевистского журнала «Голос печатного труда». Избирался казначеем Союза печатников Москвы. В 1917—1918 гг.— член Моссовета, Московского комитета партии, председатель ЧК Городского района Москвы. В 1918—1920 гг.— на политической работе в Красной Армии. С конца 1920 г.— вновь в Москве, работал в правлении губернского отдела союза печатников, избирался членом президиума Московского городского совета профсоюзов. В 1921—1922 гг.— секретарь ЦК РКП(б) и член Оргбюро ЦК РКП(б), в 1922—1923 гг.— секретарь Московского комитета РКП(б), в 1923—1924 гг.— секретарь Замоскворецкого райкома партии. С 1925 по 1929 г.— секретарь Московского комитета партии, председатель Московского городского совета профсоюзов. В 1929—1932 гг.— заместитель начальника строительства Днепрогэса, затем начальник строительства Дворца Советов в Москве. Избирался членом ВЦИК и ЦИК СССР. В 1937 г. был необоснованно репрессирован и расстрелян 26 сентября 1937 года. Реабилитирован и восстановлен в партии в 1956 г. Награды: Орден Ленина. Согласно воспоминаниям Бориса Бажанова, Михайлов оказался в числе двух — вместе с Л.Кагановичем — выдвиженцев на руководящую работу из «молодёжи», намеченных при Ленине:
«Михайлову было в это время 28 лет, он был кандидатом в члены ЦК и секретарем Московского Комитета партии; в 1923 году его избрали членом ЦК и сделали даже секретарем ЦК. Увы, это продолжалось недолго. Очень скоро выяснилось, что большие государственные дела Михайлову совершенно не под силу. Его постепенно оттеснили на меньшую работу. Потом он был руководителем строительства Днепрогэса. В 1937 году был расстрелян вместе с другими (он имел неосторожность в 1929 году быть за Бухарина). В общем, этот выбор для «смены» не удался.»
Литература: Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК РКП(б) — ВКП(б) — КПСС: Справочник.- М.: Политиздат, 1990.

Screenshot 2023-12-05 at 19-22-19 Домбровских Музей Истории РостГМУ (518x700, 393Kb)
1895
Александр Иосифович Домбровский
советский врач-рентгенолог и радиолог. Доктор медицинских наук, профессор. Александр Домбровский родился в городе Мелитополь Мелитопольский уезд, Таврическая губерния, Российская империя. После окончания экстерном Московской 11-й гимназии (1914) он учился на медицинском факультете Юрьевского университета (1914—1919). Вернувшись в Россию, сдал экзамены на степень лекаря в Донском университете (1920) и получил право на врачебную практику. Работал ординатором Донского университета, служил в Красной Армии госпитальным врачом. В 1925 году в Ростове-на-Дону возглавил Физико-терапевтический институт, затем стал ассистентом-рентгенологом Донского университета и одновременно заведовал рентгеновским кабинетом городской больницы. В 1934 году перешёл ассистентом Ростовского медицинского института и стал кандидатом наук, доцентом, а через несколько лет защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора медицинских наук (1937). Его избрали зав. кафедрой рентгенологии и радиологии и вскоре присвоили звание профессора (1939). Во время Великой Отечественной войны служил в эвакогоспиталях в Ростове, Актюбинске, Томске и возглавлял кафедру Томского университета. После излечения в госпитале вернулся в Ростов на довоенное место работы и занял прежнюю должность. Не оставляя её, стал директором (1946), а затем заместителем директора по науке новооткрытого Ростовского областного рентгенорадиологического и онкологического института. Когда в СССР в связи с «Делом врачей» развернулась антисемитская кампания, А.И.Домбровского обвинили в «космополитизме», «семейственности», применении «вредительских методов диагностики и лечения» и т. п. и лишили работы. Соответствующее решение учёного совета Ростовского мединститута было принято 2 апреля 1953 года. Но уже через два дня «Правда» сообщила о прекращении сфабрикованного «Дела врачей-вредителей». В связи с этим А.И.Домбровского называют «последним фигурантом» этого дела. Вскоре Домбровского восстановили на работе, и он заведовал кафедрой до конца жизни.Умер в городе Ростов-на-Дону, РСФСР, СССР, в сентябре 1972 года. Награды и премии: Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «За трудовую доблесть»; Нагрудный знак Отличнику здравоохранения (СССР)
Семья
Отец — Иосиф Мордухович Домбровский (1872—1919), мелитопольский купец, староста еврейского молитвенного дома в Васильево Мелитопольского уезда. Мать — Либа Лейбовна Домбровская, урождённая Райхенштейн (?—1911). Брат — Марк Иосифович Домбровский (1899—?), кандидат технических наук, доцент Ростовского института сельскохозяйственного машиностроения. Сестра — Мария Иосифовна Домбровская (1897—?), заведующая клинической лабораторией Ростовского онкологического института (1946—1956). Жена — Ида Абрамовна Домбровская, врач-офтальмолог. Дочь — Елена Александровна Домбровская (1926—2014), патологоанатом, доктор медицинских наук, профессор. Сын — Иосиф Александрович Домбровский (1924—1962), начальник медсанчасти Ростовского аэропорта, погиб в авиакатастрофе. Внуки — Виктор Иосифович Домбровский (1950—2019), доктор медицинских наук, профессор; Юрий Анатольевич Домбровский (родился в 1949), профессор, лауреат Государственной премии СССР, специалист в области математической экологии.
Научная деятельность
Профессиональные интересы А.И.Домбровского были связаны с широчайшим кругом вопросов рентгенологии и радиологии — профилактика, диагностика, терапия, влияние рентгеновских лучей и радиации на организм и др. Результаты его исследований и практических разработок важны для кардиологии, ангиологии, онкологии. Начиная с 1927 года, он опубликовал свыше 70 научных работ на русском, французском, немецком и английском языках (в том числе шесть монографий) и стал обладателем ряда авторских свидетельств. Под его научным руководством выполнены и защищены 2 докторские и 27 кандидатских диссертаций. Он создал (1937) и до конца жизни возглавлял Ростовское общество рентгенологов и радиологов, был зам. председателя Всероссийского общества рентгенологов и радиологов, членом редакционного совета журнала «Вестник рентгенологии и радиологии».
Главный рентгенолог Ростова-на-Дону В.В.Ковалерчук вспоминала:
«Профессор всегда был для нас примером бескорыстия, одухотворенности, благородства, научной бескомпромиссности. Он передал своим ученикам порядочность, человеческую и профессиональную культуру, умение трудиться и бесконечную преданность рентгенологической службе» — Ковалерчук В.. Слово об учителе // Вечерний Ростов. 1989. 14 октября Страница 3. Основные работы: Домбровский А.И. «Рентгенокимография сердца». Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1938. — 124 страницы; Домбровский А.И. «Основы рентгенологии». Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1938. — 172 страницы; Домбровский А.И. «Справочник по ретгенодиагностике для практических врачей». Ростов-на-Дону: Ростведиздат, часть 1, 1939. — 44 страницы; часть 2, 1940 — 92 страницы; Домбровский А.И. , Крический А.С. «Рак и борьба с ним». Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1938. — 124 страницы; Домбровский А.И. «Основы лучевой терапии» : Часть 1. Ростов-на-Дону: Ростиздат: 1949. — 172 страницы; Часть 2. Ростов-на-Дону: Книжное издательство, 1958. — 215 страниц; Домбровский А.И. «Рентгенология». Ростов-на-Дону: Книжное издательство, 1961. — 222 страницы. Литература: Профессор А.И.Домбровский. 1889—1972 : директор РНИОИ (архивные материалы) / [составитель С.Д.Дмитриева; редактор Ю.С.Сидоренко]. Ростов-на-Дону : РНИОН, 1998. — 96 страниц; К 100-летию со дня рождения А.И.Домбровского // Вестн. рентгенологии и радиологии. 1989. № 3. Страница 94.

Дунайский (583x700, 117Kb)
1895
Антон Васильевич Дунайский
советский украинский актёр, Заслуженный артист Украинской ССР (1943). Родился в селе Василевка, Лебединский уезд, Харьковская губерния, Российская империя (ныне — Сумской области, Украина). С 1915 года — актёр театров А.Суходольского и Л.Сабинина, затем работал в Первом передвижном украинском театре и в Ворошиловградском рабочем театре. Также работал в театрах Сибири. Актёр Киевского Театра юного зрителя в 1947—1957 годах. В 1937—1947 годах — актёр Киевской студии художественных фильмов. Первая роль в кино — Солопий Черевык в фильме Николая Экка «Сорочинская ярмарка». Умер в городе Киев, Украинская ССР, СССР, 24 июня 1957 года. Награды и звания: Орден «Знак Почёта» (14 апреля .1944); Заслуженный артист Украинской ССР (1943). Фильмография: 1938 — Сорочинская ярмарка — Солопий Черевык; 1939 — Большая жизнь — Корзинкин; 1939 — Шуми городок — Начальник пожарной охраны; 1940 — Пятый океан — работник тира; 1940 — Макар Нечай — Панас Тимофеевич; 1940 — Майская ночь — Каленик; 1941 — Костёр в лесу — диверсант; 1941 — Богдан Хмельницкий — Шайтан казак; 1942 — Партизаны в степях Украины — дед Остап;1942 — Как закалялась сталь — петлюровец-переводчик; 1942 — Боевой киносборник «Юные партизаны»; 1942 — Левко; 1942 — Александр Пархоменко — селянин; 1944 — Радуга — дед Охапка Евдоким Петрович; 1945 — Непокорённые — Панас; 1950 — Щедрое лето — Прокопчук; 1952 — Майская ночь — Винокур; 1953 — Стёпа-капитан; 1954 — Тревожная молодость — старик в ЦК КП(б)У; 1956 — Когда поют соловьи — Остапович; 1956 — 300 лет тому… — казак.

Miguel_Darío_Miranda_Gómez_(1964) (594x700, 240Kb)
1895
Мигель Дарио Миранда-и-Гомес (испанское имя — Miguel Darío Miranda y Gómez)
мексиканский кардинал. Епископ Тулансинго с 1 октября 1937 по 20 декабря 1955. Родился в городе Леон, штат Гуанахуато, Мексика. Титулярный архиепископ Селимбрии и коадъютор Мехико с 20 декабря 1955 по 28 июня 1956. Архиепископ Мехико и примас Мексики с 28 июня 1956 по 19 июля 1977. Кардинал-священник с титулом церкви Ностра-Синьора-ди-Гвадалупе-а-Монте-Марио с 28 апреля 1969. Умер в родном городе 15 марта 1986 года.

Гвоздков (537x700, 80Kb)
1896
Георгий Кузьмич Гвоздков
советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (30 апреля 1943). Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Родился в Екатеринославской губернии, Российская империя. Русский. В 1914 году закончил Екатеринославское техническое училище. С 1914 года служил техником железнодорожного телеграфа на Екатеринославской железной дороге. Должности в РККА: С 20 июня 1919 г. надсмотрщик телеграфа в роте связи 1-й отдельной Донской стрелковой бригады, механик для телеграфа, сотрудник для поручений, помощник командира роты связи, для поручений, начальник станции, контролер-механик, начальник связи полка ОН, начальник связи ЧОН Гомельской губернии, начальник телеграфной станции штаба ЧОН Гомельской губернии. С 1921 г. командир роты связи 4-го стрелкового корпуса, врид помощника начальника связи 4-го стрелкового корпуса. Член ВКП(б). В 1925 году окончил КУКС при Ленинградской школе связи. С 20 ноября 1926 года командир 9-го полка связи. В 1930 году окончил КУКС при Военно-транспортной академии РККА. С 1 января 1931 года старший инженер по связи УВВС РККА. С 1 мая 1931 г. начальник 3-го отдела службы связи штаба ВВС РККА. В 1931 году окончил Курсы командиров единоначальников при Военно-политической академии РККА имени Н.Г.Толмачева. 29 апреля 1939 года начальнику 3-го отдела штаба ВВС РККА Гвоздкову присвоено воинское звание комбриг. В 1939—1940 гг. участвует в советско-финляндской войне, награждён орденом Красной звезды, за организацию связи в войсках. 4 июня 1940 года Гвоздкову присвоено звание генерал-майор авиации. В период Великой Отечественной войны возглавлял Управление связи штаба ВВС Красной Армии. 30 апреля 1943 года Гвоздкову присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации. После войны генерал-лейтенант авиации Гвоздков продолжил службу в армии. В 1946 года под следствием в связи с делом о вредительстве в ВВС. В 1953 году реабилитирован восстановлен в кадрах и уволен в отставку. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, в октябре 1968 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Награды: Орден Ленина (21 февраля 1945); два ордена Красного Знамени (23 ноября 1942, 3 ноября 1944); Орден Кутузова I степени (18 августа 1945); Орден Кутузова II степени; Орден Отечественной войны I степени (1 марта 1944); Орден Красной звезды (1940); Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»; Медаль «За оборону Москвы»; Медаль «За оборону Сталинграда»; Медаль «За оборону Кавказа»; Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «За победу над Японией»; Медаль «За взятие Кенигсберга»; Медаль «За взятие Берлина»; Медаль «За освобождение Варшавы». Литература: Приложение 4.1. Список высшего командного состава РККА и ВМФ на 22 июня 1941 г. // Красная Армия в июне 1941 года (Статистический сборник). — Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003. — 204 страницы. — ISBN 9785875501609; Командарм крылатых: Сборник воспоминаний, очерков и документов о жизни Я.Алксниса. Рига : Лиесма, 1973. — 374 страницы, составители: К.К.Меднис и Г.А.Чечельницкий; Черушев Н.С. «Невиновных не бывает--»: чекисты против военных, 1918—1953. Вече, 2004; Артамонов М.Д. Московский Некрополь / Фотографии А.Е.Субботина. — Москва : Столица, 1995. — 432 страницы. — (Библиотека «История Москвы с древнейших времён до наших дней»). — 10 000 экземпляров. — ISBN 5-7055-1162-0; Сталинские депортации 1928—1953. / Составители: Н.Л.Поболь, П.М.Полян. — Москва : МДФ, Материк, 2005. — 904 страницы.

[531x699]
1896
Анастасия Платоновна Зуева
русская и советская актриса театра и кино. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Народная артистка СССР (1957). Родилась в селе Никольское-на-Крюку, Одоевский уезд, Тульская губерния, Российская империя, в зажиточной крестьянской семье. Родителями Анастасии были Платон Петрович Зуев, бывший дворовой человек села Спасского Крапивенского уезда, и Прасковья Филимоновна, дочь временнообязанного крестьянина из д. Лелюхиной Белёвского уезда. Когда Анастасии было 4 года умер её отец, который по семейным воспоминаниям работал гравёром по самоварам. Некоторое время училась в Ольгинской женской гимназии в Туле, но решила стать актрисой. В 1915 году окончила школу драматического искусства под руководством Н.Г.Александрова, Н.О.Массалитинова и Н.А.Подгорного (с 1916 — 2-я студия МХТ). В 1916 году была принята во 2-ю студию МХАТ, в 1924 году — в труппу МХАТ иМ.Горького. В 1928 году с успехом сыграла Матушку в «Унтиловске» Л.М.Леонова, затем — Матрёну в инсценировке романа Л.Н.Толстого «Воскресение». М.Горький, посмотрев актрису в роли Матрёны, сказал: «Лучше, чем в жизни». Вскоре после этого была сыгранная роль, удивившая многие поколения зрителей. Это была Коробочка — помещица с умом ребёнка из «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя, инсценированных специально для Московского Художественного театра М.А.Булгаковым. Эту роль актриса блестяще играла с 1932 года до конца жизни. В кино актриса впервые снялась в 1932 году в фильме «Просперити». Затем были небольшие роли в картинах «Светлый путь», «Пир в Жирмунке», «Родные поля», «Первая перчатка», «Донецкие шахтёры», «Васёк Трубачёв и его товарищи». Известна ролями сказительницы в советских фильмах-сказках режиссёра А.А.Роу, а также сюжете Царевна-Несмеяна в киножурнале Ералаш. Работала на радио, принимала участие в озвучивании мультфильмов. Оставила мемуары.
Скончалась в городе Москва, РСФСР, СССР, 23 марта 1986 года.
ZuevaМогила (700x525, 89Kb)
Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы.
Личная жизнь
Первый муж (c 1917—?) — Иван Евсеев, инженер-путеец, железнодорожный инспектор. Сын — Константин Иванович Евсеев (1918—1986). Назван в честь Станиславского. Муж настаивал на уходе со сцены. Анастасия Платоновна отказалась покинуть сцену — последовал развод. Сын остался жить с отцом, впоследствии стал военным инженером, окончил академию Жуковского, математик, после ухода с военной службы работал в космической отрасли. Внучка — Елена Константиновна Симакова, окончила МГИМО. Правнук — Владимир Александрович Симаков, окончил Финансовую Академию. Внук — Виктор Константинович Евсеев, окончил МГИМО. Правнучка — Анастасия Викторовна Евсеева, биотехнолог, окончила МИТХТ имени М.В.Ломоносова (кафедра Н.А.Преображенского). Внук — Игорь Константинович Дернов. Жил в городе Омск (23 мая 1957 г. — 12 декабря 2003 г.).
Второй муж (с начала 1930-х годов) — Виктор Александрович Оранский (1899—1953), композитор. Квартира актрисы в Камергерском переулке, напротив МХАТа, на многие годы стала центром притяжения не только для творческой Москвы — здесь бывали М.Булгаков, Б.Ливанов, актёры, музыканты и писатели, но и для военной элиты СССР. В.Чкалов, Б.Шапошников — будущий маршал Советского Союза, его жена, которая до конца жизни оставалась ближайшей подругой актрисы, их друзья становились постоянными гостями этого по-русски хлебосольного дома. По Тверской улице, в доме Елисеевского магазина, этажами выше жили сотрудники Коммунистического интернационала, среди которых был и И. Броз Тито, который также стал частым гостем московской квартиры актрисы. Всеволод Шиловский в своих воспоминаниях о старом МХАТе пишет о забавном случае, когда на одном из приёмов актёров МХАТа, приехавших в Югославию на гастроли, в разговоре с Тито, Анастасия Платоновна простодушно спросила — «и какова же численность твоих войск, Иосип?», на что смутившийся Тито ответил — «потом, Настя, потом…». Анастасия Зуева отличалась необыкновенным комедийном талантом не только на сцене, но и в жизни. Рассказывая простую житейскую историю с неподражаемой интонацией, она умела так расставить акценты, что слушатели буквально покатывались со смеху. Б.Л.Пастернак написал такие строки к одному из юбилеев актрисы.

Анастасии Платоновне Зуевой.
Прошу простить. Я сожалею.
Я не смогу. Я не приду.
Но мысленно — на юбилее,
В оставленном седьмом ряду.
Стою и радуюсь, и плачу,
И подходящих слов ищу,
Кричу любые наудачу,
И без конца рукоплещу.
Смягчается времён суровость,
Теряют новизну слова.
Талант — единственная новость,
Которая всегда нова.
Меняются репертуары,
Стареет жизни ералаш.
Нельзя привыкнуть только к дару,
Когда он так велик, как ваш.
Он опрокинул все расчёты
И молодеет с каждым днём,
Есть сверхъестественное что-то
И что-то колдовское в нём.
Для вас в мечтах писал Островский
И вас предвосхищал в ролях,
Для вас воздвиг свой мир московский
Доносчиц, приживалок, свах.
Движеньем кисти и предплечья,
Ужимкой, речью нараспев
Воскрешено Замоскворечье
Святых и грешниц, старых дев.
Вы — подлинность, вы — обаянье
Вы вдохновение само.
Об этом всём на расстояньи
Пусть скажет вам моё письмо.

Звания и награды: Заслуженная артистка РСФСР (1933); Народная артистка РСФСР (1938); Народная артистка СССР (1957); Сталинская премия второй степени (1952) за исполнение роли Евдокии Прохоровны в фильме «Донецкие шахтёры»; Два ордена Ленина (26 октября 1948, 27 февраля 1967); Орден Трудового Красного Знамени (28 декабря 1976); Орден Дружбы народов (12 января 1982); Орден «Знак Почёта» (3 мая 1937); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
Медаль «В память 800-летия Москвы».
Роли
2-я студия МХТ: 1916 — «Зелёное кольцо» З.Н.Гиппиус — Варя; 1916 — «История лейтенанта Ергунова» И.С.Тургенева (постановка Е.Краснопольской) — мадам Фритче; «Младость» Л.Н.Андреева; «Сказка об Иване-дураке» М.А.Чехова по Л.Н.Толстому. МХАТ имени Горького: 1918 — «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М.Достоевскому — Приживалка; 1921 — «Ревизор» Н.В.Гоголя — гостья; 1922 — «Синяя птица» М.Метерлинка — Тильтиль; 1925 — «Горе от ума» А.С.Грибоедова — княжна Тугоуховская; 1925 — «Елизавета Петровна» Д.П.Смолина — Бенигма Бирон; 1925 — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — 1-я приживалка Турусиной; 1925 — «Пугачёвщина» К.А.Тренёва — Кума; 1927 — «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого — Василиса Волохова; 1928 — «Унтиловск» Л.М.Леонова — Матушка; 1928 — «Растратчики» по В.П.Катаеву — Певица; 1928 — «Бронепоезд 14-69» Вс.В.Иванова — Баба; 1929 — «Блокада» Вс.В.Иванова — Обывательница с куклой; 1929 — «Сёстры Жерар» В.З.Масса — Прислужница; 1930 — «Воскресение» по Л.Н.Толстому — Матрёна; 1930 — «Три толстяка» по сказке Ю.К.Олеши — тётушка Ганимед; 1931 — «Хлеб» В.М.Киршона — Мокрина; 1932 — «Мёртвые души» по Н.В.Гоголю — Настасья Петровна Коробочка; 1933 — «Таланты и поклонники» А.Н.Островского — Домна Пантелевна; 1934 — «Егор Булычов и другие» М.Горького — знахарка Зобунова; 1934 — «Гроза» А.Н.Островского — Феклуша; 1936 — «Пиквикский клуб» по Ч.Диккенсу — мисс Уордль; 1937 — «Любовь Яровая» К.А.Тренёва — Марья; 1937 — «Земля» Н.Е.Вирты — Марфа; 1938 — «Достигаев и другие» М.Горького — Чугунова; 1941 — «Школа злословия» Р.Шеридана — Миссис Кэндер; 1942 — «Кремлёвские куранты» Н.Ф.Погодина — Анна Чуднова; 1942 — «На дне» М.Горького — Квашня; 1946 — «Последняя жертва» А.Н.Островского — Глафира Фирсовна; 1948 — «Лес» А.Н.Островского — Улита; 1948 — «Зелёная улица» А.А.Сурова — Авдотья Ивановна; 1949 — «Илья Головин» С.В.Михалкова — Луша; 1951 — «Плоды просвещения» Л.Н.Толстого — Кухарка Лукерья; 1956 — «Кремлёвские куранты» Н.Ф.Погодина — Анна Чуднова; 1957 — «Безымянная звезда» М.Себастиана — мадемуазель Куку; 1958 — «Три сестры» А.П.Чехова — Анфиса; 1961 — «Хозяин» И.Соболева — Лукерья; 1962 — «Дом, где мы родились» («Третья сестра») П.Когоута — Домохозяйка; 1963 — «Бронепоезд 14-69» Вс.В.Иванова — Баба; 1963 — «Егор Булычов и другие» М.Горького — знахарка Зобунова; 1966 — «Ревизор» Н.В.Гоголя — Пошлёпкина; 1971 — «Дульсинея Тобосская» А.М.Володина — Анна — Мария; 1973 — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — Манефа; 1976 — «Уходя, оглянись…» Э.Я.Володарского — Варвара Антоновна; 1977 — «Чеховские страницы» по А.П.Чехову — Старуха; «На дне» М.Горького — Анна. Фильмография: 1932 — Просперити — классная дама; 1940 — Светлый путь — Аграфена; 1940 — Пятый океан — Дарина Егоровна, мать Наташи; 1941 — Боевой киносборник № 6 (новелла «Пир в Жирмунке») — Прасковья; 1944 — Родные поля — Леска Бугорная; 1944 — Юбилей — Мерчуткина; 1946 — Первая перчатка — жена Привалова; 1950 — Донецкие шахтёры — Евдокия Прохоровна; 1951 — Спортивная честь — Екатерина Николаевна Гринько; 1952 — Ревизор — Февронья Петровна Пошлёпкина; 1955 — Васёк Трубачёв и его товарищи — тётя Дуня; 1956 — Дело № 306 — свидетельница; 1958 — Жених с того света (короткометражный) — Анна Михайловна; 1959 — Хождение по мукам (фильм № 3. «Хмурое утро») — просительница у Махно; 1960 — Поднятая целина (фильм-спектакль); 1960 — Русский сувенир — Егоркина, жена сибирского охотника; 1960 — Мёртвые души (фильм-спектакль) — Коробочка; 1960 — Воскресение — Матрёна Харина; 1963 — Понедельник – день тяжёлый — посудомойка; 1964 — Живёт такой парень — бабка Марфа; 1964 — Морозко — сказительница; 1964 — Одиночество — Аксинья; 1967 — Кремлёвские куранты (фильм-спектакль) — Анна Власьевна; 1968 — Огонь, вода и… медные трубы — сказительница; 1968 — Барсуки (фильм-спектакль) — Анисья; 1969 — Варвара-краса, длинная коса — сказительница; 1969 — Егор Булычов и другие (фильм-спектакль) — Зобунова; 1969 — Цветы запоздалые (фильм-спектакль, реж. А. Наль) — Прохоровна; 1971 — Поженились старик со старухой (короткометражный) — Авдотья Никитична; 1972 — День за днём — бабуня; 1972 — Записки Пиквикского клуба (фильм-спектакль) — миссис Уордль; 1972 — Золотые рога — сказительница; 1976 — На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) — Манефа; 1976 — Ну, публика! (фильм-спектакль) — Петровна; 1977 — Чеховские страницы (фильм-спектакль) (по рассказу «Канитель») — старуха; 1977 — И снова Анискин — бабка Лизавета Григорьевна Толсты́х; 1979 — Мёртвые души (фильм-спектакль) — Коробочка; 1981 — Уходя, оглянись... (фильм-спектакль) — Варвара Антоновна; 1982 — Там, на неведомых дорожках... — бабушка Глафира Андреевна. Киножурнал «Фитиль» : 1964 — Выпуск № 19 (новелла «Ягодки») — женщина в очереди (нет в титрах). Киножурнал «Ералаш» : 1978 — Выпуск № 15 (сюжет «Ещё раз к вопросу о тумуровской работе») — старушка; 1978 — Выпуск № 16 (сюжет «Царевна-Несмеяна») — сказительница. Озвучивание мультфильмов: 1950 — Сказка о рыбаке и рыбке — Старуха; 1951 — Высокая горка — Сойка; 1952 — Снегурочка — Бобылиха; 1953 — Волшебная птица — боярыня; 1953 — Волшебный магазин — матрёшка; 1953 — Сестрица Алёнушка и братец Иванушка — читает текст; 1959 — Приключения Буратино — черепаха Тортила (в титрах не указана); 1984 — Сказка о царе Салтане — Cватья баба Бабариха. Озвучивание фильмов: 1936 — Бесприданница; 1981 — Крепыш. Участие в фильмах: 1972 — Любимые роли. А.П.Зуева в пьесах А.Н.Островского (документальный); 1975 — О нашем театре (документальный). Память: В декабре 2016 года горельеф с изображением Анастасии Зуевой в образе «сказительницы» был открыт в подмосковной Дубне. Литература: Капков С.В. Королевы смеха. Жизнь, которой не было?. — Москва: Эксмо: Алгоритм, 2011. — Страница 352. — (Лица и лицедеи). — ISBN 978-5-699-52042-8. . Глава «Бабушка в окошке» Анастасия Зуева страницы7-27, Фильмография страница 341.

Ширвиндт (483x700, 146Kb)
1896
Борис Густавович Ширвиндт (имя при рождении — Борис Гдальевич Ширвиндт)
советский педиатр и учёный-медик, доктор медицинских наук (1950), профессор (1954). Заведующий инфекционным отделом Института педиатрии Министерства здравоохранения РСФСР. Родился в городе Одесса, Херсонская губерния, Российская империя, в семье врача Гдаля (Густава) Моисеевича Ширвиндта (1861—?), выпускника Виленской 1-й мужской гимназии 1881 года. В 1914 году поступил в Петроградский психоневрологический институт, в следующем году перевёлся на медицинский факультет Московского университета, который окончил в 1920 году. В 1920—1923 годах проходил клиническую ординатору в детской клинике Высшей медицинской школы 2-го МГУ и работал в детской туберкулёзной больнице (Ольгинская), в 1923—1927 годах — продолжил ординатуру в детской клинике МГУ, в 1927—1941 годах — ординатор в Образцовой детской больнице и заведующий инфекционным отделением 1-й Московской детской больницы (1927—1932). С 1932 года — научный сотрудник Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР (впоследствии старший научный сотрудник, с 1946 года, с перерывом на время кампании по борьбе с космополитизмом, — заведующий инфекционным отделом). В 1941—1946 годах — в действующей армии, начальник военно-санитарного поезда. Кандидат медицинских наук (1938), доктор медицинских наук (1950). С 1957 года член правления Общества детских врачей РСФСР. Б.Г.Ширвиндт — автор научных трудов по инфекционным заболеваниям у детей, в том числе клинической картине, патогенезу и лечению скарлатины (в особенности изменений сердечно-сосудистой системы при скарлатине), дифтерии, гепатитов, коклюша, ветряной оспы, острых желудочно-кишечных расстройств, монографий «Скарлатина у детей» (Москва : Медгиз, 1960) и «Болезнь Боткина у детей» (Москва : Медицина, 1965). Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, в 1966 году. Похоронен на Донском кладбище.
Семья
Жена — Зинаида Ильинична Эдельман (1896—1982), педиатр и ревматолог, автор монографии «Ревматизм у детей: Клиника, диагностика и лечение» (Москва : Медгиз, 1962). Брат — первый начальник войсковой конвойной стражи СССР, доктор юридических наук, профессор Евсей Густавович (Гдальевич) Ширвиндт (1891—1958). Племянники — народный артист РСФСР Александр Анатольевич Ширвиндт и доктор педагогических наук Борис Евсеевич Ширвиндт, педагог-методист, автор пособий по организации пионерского движения. Двоюродный брат — Максим Лазаревич Ширвиндт (Лазерович, Лейзерович; 1893—1936), философ, заместитель директора и заведующий кафедрой истории философии ЛИФЛИ. Троюродный брат — киноредактор и преподаватель философии Александр Григорьевич Ширвиндт. Под редакцией Б.Г.Ширвиндта: Вопросы клиники, патогенеза и лечения острых детских инфекций. Сборник Государственного научно-исследовательского педиатрического института. — Москва : Медгиз, 1957.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 19 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»