[479x699]
1931
Николай Анатольевич Злобин
бригадир комплексной бригады строительного управления «Зеленоградстрой», Московская область. Родился в селе Дельная Дубрава Ламского, ныне Сосновского, района Тамбовской области, в крестьянской семье. Русский. Окончил среднюю школу в родном селе. В 1949 году был призван в армию. После демобилизации стал работать строителем. В 1958 году приехал на строительство нового города-спутника Москвы – будущего Зеленограда. Сначала трудился каменщиком, затем бригадиром комплексной бригады, мастером, прорабом управления «Зеленоградстрой». В 1970 году бригадир Злобин стал инициатором внедрения метода бригадного подряда, ускорявший строительство, повышавший уровень организации работ и их качество. Рабочий коллектив и администрация СУ-111 заключили трудовое соглашение о подряде. Бригада обязалась не позднее, чем в нормативный срок, и с хорошим качеством построить четырнадцатиэтажный кирпичный корпус № 915, затратив при этом как можно меньше труда, материалов, машинного времени. Все средства на строительство объекта выделялись непосредственно бригаде. По договору сверхплановая прибыль, если таковая появится после сдачи объекта в эксплуатацию, частично уходила на премирование всех участников строительства. Результаты эксперимента были ошеломляющими. Дом на сооружение которого по сетевому графику отводилось 235 дней, был сдан за 80 дней. Была довольно солидная экономия материалов, сверхплановая прибыль более чем в 13 тысяч рублей. Главным результатом стало совсем иное отношение рабочих к своему делу и иные отношения между членами коллектива. Обязанности хозяина производства неизмеримо повысили ответственность строителей за конечный результат своего труда. Указом Пезидиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1971 года Злобину Николаю Анатольевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Бригадный подряд быстро стал популярным и нашел много последователей. Он был одобрен Центральным Комитетом КПСС и стал внедряться на стройках страны. Только в «Зеленоградстрое» через 10 лет по этому методу работало 30 бригад. Уже к 1980 году бригада Н. Злобина, работая на подряде, построила 25 зданий. Время строительства сокращено на 1600 дней. Стоимость - на 267 тысяч рублей меньше. Всего бригадой во главе с Н.Злобиным в постоянно строящемся и расширяющемся городе было возведено несколько десятков зданий: 41 жилой дом для 4780 семей, школы, детские сады, ряд промышленных объектов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1985 года Злобин Николай Анатольевич награжден орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот». Стал дважды Героем Социалистического Труда. Оставался в рабочем строю еще более 10 лет. Избирался депутатом Верховного Совета СССР, членом Президиума Верховного Совета СССР, депутатом Моссовета. Жил в городе Зеленограде. Скончался 9 мая 1997 года в результате тяжелой болезни. Награжден 3 орденами Ленина (7 мая 1971; 16 января 1981; 18 сентября 1985), орденом Трудового Красного Знамени (11 марта 1974), медалями, в том числе "За трудовое отличие" (11 августа 1966). Лауреат Государственной премии СССР (1975), заслуженный строитель CCCР. Как дважды Герою Социалистического Труда, Злобину полагался прижизненный бронзовый бюст, однако он не был установлен из-за развала СССР.
[442x698]
После смерти в 1997 году Николая Злобина, «Зеленоградстрой» на свои средства изготовил памятник-бюст, который был установлен в 1999 году перед входом в здание фирмы.
[699x441]
В Зеленограде именем Героя названа улица, на фасаде корпуса 129 открыта памятная доска. В честь заслуженного строителя назван подмосковный детский оздоровительный лагерь «Юный строитель», принадлежащий «Моспромстрою».
1931
Галина Васильевна Кмит
российский фотохудожник, заслуженный деятель искусств Российской Федерации

1931
Иосиф Григорьевич Хазарадзе
наладчик Кутаисского автомобильного завода имени Орджоникидзе Министерства автомобильной промышленности СССР, Грузинская ССР. Родился на территории Грузинской ССР, ныне – Грузии. Грузин. После окончания средней школы трудовую деятельность начал в 1950 году на Кутаисском автомобильном заводе (КАЗ). После прохождения военной службы в Советской Армии Иосиф Григорьевич вернулся на прежнее место работы и продолжил трудиться на КАЗе наладчиком, затем возглавил бригаду наладчиков. Он участвовал в выпуске ряда модификаций грузовых автомобилей и тягачей, в том числе массового КАЗ-606 «Колхида», являлся автором целого ряда рационализаторских предложений, направленных на усовершенствование места работы наладчика, повышение её качества и сокращение затратного времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1966 года за достигнутые успехи в развитии сельского хозяйства, промышленности и науки Грузинской ССР Хазарадзе Иосифу Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Позже перешёл работать мастером КАЗа, окончил Грузинский государственный политехнический институт имени В.И.Ленина (ныне – Грузинский технический университет, город Тбилиси). С 1974 года он работал директором Кутаисского дома техники, с 1975 года – секретарём Грузинского республиканского совета профессиональных союзов. Иосиф Григорьевич с 1950-х годов по производственной, обоюдной парламентской деятельности был хорошо знаком и дружен с другим ветераном КАЗа Б.И.Вашакидзе, который позже возглавил предприятие. Избирался депутатом Верховного Совета Грузинской ССР 10-го созыва (1981–1985) и председателем Ревизионной комиссии Компартии Грузии (член КПСС с 1953 года). Заслуженный рационализатор Грузинской ССР. Проживал в городе Кутаиси. Скончался в 2014 году. Награждён орденами Ленина (2 апреля 1966), Трудового Красного Знамени (27 декабря 1976), «Знак Почёта» (2 апреля 1981), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (26 апреля 1963).
1932
Квентин Саксби Блейк
английский художник и писатель, обладатель Международной Золотой Медали имени Х.К.Андерсена. Впервые рисунки шестнадцатилетнего Блейка увидели свет в юмористическом журнале «Панч». С тех пор, «как бы резвяся и играя», художник оформил более трёхсот детских книг (не считая своих собственных). За одну из таких книг, название которой я не рискну перевести («How Tom Beat Captain Najork & His Hired Sportsmen»), созданную совместно с писателем Расселом Хобаном, Блейк даже удостоился Уитбредовской премии. Однако созвучнее всего его смешные и выразительные рисунки оказались книгам замечательного английского писателя Роальда Даля — тоже, знаете ли, большого любителя похулиганить! Издательство «РОСМЭН» выпустило на русском языке уже несколько свидетельств хулиганского сотворчества писателя и художника. И хотя Даль не дожил до получения Золотой Медали Андерсена, художнику Блейку она всё-таки была вручена в год его семидесятилетия
1932
Родион Константинович Щедрин
советский и российский композитор, пианист, музыкальный педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1981), лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и двух Государственных премий Российской Федерации (1992, 2018). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Автор семи опер, пяти балетов, трёх симфоний, четырнадцати концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам. Родился в городе Москва, РСФСР, СССР, в семье музыкантов. В детстве Родион Щедрин часто бывал в Алексине, куда приезжал в гости к бабушке. В 1981 году Щедрин писал:
«Каждое летнее детство моё — бессознательное и уже сознательное, довоенное, всё было связано с Алексином. Отец мой — Константин Михайлович и его братья без преувеличения светлели, когда произносили слово «Алексин». Лучшие годы жизни их были прожиты там, на окских берегах. В 1976 году вместе с дядей моим Евгением Михайловичем Щедриным мы поехали машиной в Алексин. Побывали на Радбужской улице, прошлись по «Щедринке», были в доме Щедрина, на кладбище, где похоронены дед мой и бабушка, походили по сосновому бору, увы, сильно поредевшему. Короче, ностальгические чувства нас не миновали.»
Щедрин с детства был погружён в атмосферу музыки: отец хорошо играл на скрипке, в доме часто звучали музыкальные произведения в исполнении инструментального трио в составе отца и двух его старших братьев. Первым учителем музыки стал отец Константин Михайлович, который был одарён редкостными музыкальными способностями — «магнитофонной» памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом. Позже Родион Щедрин вспоминал об отце:
«У него от природы были гигантские музыкальные способности, потрясающая память. Всё, что он слышал, мог воспроизвести — на любом инструменте, самодеятельно, не учась… Уж на что у меня память вроде бы неплохая, но рядом с отцом я — ноль».
Способности Родиона заметила приезжавшая в Алексин актриса Вера Пашенная, — за свой счёт она отправила мальчика в 1941 году в Москву, где он был принят в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Уроки игры на фортепиано брал частным образом у М.Л.Гехтман. С началом войны в октябре 1941 года семья Щедриных была эвакуирована в Куйбышев, где Константин Михайлович работал ответственным секретарём в эвакуированном туда Союзе композиторов. В этом же городе в эвакуации Дмитрий Шостакович, завершил ставшую знаменитой Седьмую симфонию; Родион присутствовал на генеральной репетиции произведения, которая проходила под управлением С.Самосуда. Когда Щедрины вернулись в Москву, Родион продолжил учёбу в Центральной музыкальной школе. В биографических источниках описывается случай: в 1943 году мальчик бежал на фронт и, несмотря на трудности, добрался до Кронштадта. После этого отец подал документы Родиона в Нахимовское военное училище, но в 1944 году открылось Московское хоровое училище (ныне Академия хорового искусства имени В.С.Попова), возглавляемое А.В.Свешниковым, который пригласил Константина Михайловича преподавать там историю и теорию музыки. Тот, в свою очередь, попросил принять в училище и обладавшего превосходным слухом и замечательным голосом Родиона. В училище Родион пробыл до 1950 года, а затем до 1955 года учился в Московской консерватории имени П.И.Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю.А.Шапорина) и фортепиано (класс Я.В.Флиера). В 1959 году там же окончил аспирантуру (руководитель Ю.А.Шапорин). Ещё будучи на четвёртом курсе, стал членом Союза композиторов РСФСР. Часто выступал с исполнением собственных произведений как пианист. В 1965—1969 годах — преподаватель композиции в Московской консерватории. Среди его учеников — О.Галахов, Б.Гецелев, Г.Минчев. Ушёл из консерватории, войдя в конфликт с партийным руководством теоретико-композиторского факультета. Это было связано с тем, что в 1968 году Щедрин отказался подписать письмо в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию.
«В.Познер: Оратория “Ленин в сердце народном” – это что? Это и есть заказ от первого секретаря ЦК КПСС? Расскажите.
Р.Щедрин: Дело в том, что в 1968 году я отказался подписать письмо, когда вводили наши войска в Чехословакию, и “Голос Америки” об этом оповещал. ... И надо мной сильно сгустились тучи. ... И надо было что-то… У власти же тысячи возможностей перекрыть тебе кислород. Тысячи. Не очень даже приметных. Но как раз приближалось столетие Ленина, и я сделал так же, как сделал мой очень близкий друг Андрей Вознесенский, который написал “Лонжюмо”. Чтобы просто как-то из этой трудной ситуации выбраться с честью. И я думаю, что я выбрался с честью, потому что текстами этой оратории были документальные воспоминания. — Интервью Владимиру Познеру»
С 1962 года — секретарь правления Союза композиторов СССР. В 1973 году был избран председателем правления Союза композиторов РСФСР. На этом посту проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почётного председателя Союза композиторов России. То, что во главе огромной российской композиторской организации столько лет стоял серьёзный композитор новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль. Велика была и его личная помощь композиторам, музыковедам, дирижёрам и другим. «Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам — отверженным, гонимым властью, помог этот человек», — написал о нём в 2002 году Владимир Спиваков в буклете музыкального фестиваля, состоявшегося по случаю семидесятилетия композитора. Член Советского комитета защиты мира с 1962 года. В 1989 году от Союза композиторов был избран народным депутатом СССР, являлся членом Межрегиональной депутатской группы (1989—1991). Депутат Верховного Совета РСФСР 6, 9, 10 и 11-го созывов. В 1983–1993 член-корреспондент Академии искусств (восточный Берлин), в 1989–1993 член Академии искусств (западный Берлин), с 1993 года (после слияния восточной и западной академий) — член берлинской Академии искусств. В 2008 году передал академии свой обширный (677 единиц хранения) архив музыкальных и литературных рукописей. Умер в ночь с 28 на 29 августа 2025 года в клинике Богенхаузен в Мюнхене после обострившихся заболеваний, связанных с преклонным возрастом. Согласно завещанию тело будет кремировано, прах соединён с прахом супруги Майи Плисецкой и развеян над Россией.
Семья и личная жизнь
Отец — Константин Михайлович Щедрин (1894—1955), родился в селе Воротцы Тульской губернии, а детство провёл в Алексине на Оке. Выпускник Московской консерватории (1917), композитор и педагог. В 1935—1941 годах в национальной студии консерватории вёл курс истории музыки. Мать — Конкордия Ивановна Щедрина (дев. Иванова) (1908—1999), экономист, любитель музыки. Работала в планово-экономическом отделе Большого театра. Супруга (с 1958 по 2015 год) — Майя Михайловна Плисецкая (1925—2015), советская и российская балерина. Как рассказал Щедрин в декабре 2012 года в интервью Владимиру Познеру, детей у них с Плисецкой нет. С 1990 года супруги жили в Мюнхене (Германия).
Имел литовское гражданство в пору восстановления независимости Литвы. Вместе с Майей Плисецкой получили литовские паспорта в 1991 году первыми из россиян. Семья владела коттеджем в Тракайском районе недалеко от Вильнюса. В 2022 году передал в дар Театральному музею имени А.А.Бахрушина московскую трёхкомнатную квартиру по адресу: улица Тверская, 25/9, в которой они с супругой прожили почти 30 лет, с 1963 года. Музей-квартира Майи Плисецкой стала двенадцатым филиалом этого музея. В экспозиции представлены интерьеры, личные вещи, фотографии и документы супружеской пары, музеефицирован рабочий кабинет Родиона Щедрина.

С Майей Плисецкой и Владимиром Путиным на открытии новой сцены Мариинского театра, 2 мая 2013 года
Сочинения
Балеты: «Конёк-Горбунок» (по одноимённой сказке П.П.Ершова, 1960); «Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж.Бизе «Кармен», 1967); «Анна Каренина» (лирические сцены по «одноимённому роману» Л.Н.Толстого, 1972); «Чайка» (по мотивам одноимённой пьесы А.П.Чехова, 1980); «Дама с собачкой» (по одноимённому рассказу А.П.Чехова, 1985).
Оперы: «Не только любовь», лирическая опера в 4 действиях с эпилогом (по мотивам рассказов С.П.Антонова, либретто В.А.Катаняна, 1961); «Мёртвые души», оперные сцены (по роману «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, либретто Р.Щедрина, 1977); «Лолита» (по одноимённому роману В.В.Набокова, либретто Р.Щедрина, 1992); «Очарованный странник» (по одноимённой повести Н.С.Лескова, либретто Р.Щедрина, 2002); «Боярыня Морозова» (русская хоровая опера для четырёх солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных, либретто Р.Щедрина по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой», 2006); «Левша» (Сказ о тульском косом Левше, опера в двух действиях по одноимённой повести Н.С.Лескова, либретто Р.Щедрина, 2013); «Рождественская сказка» (опера-феерия в двух частях по мотивам сказки Б.Немцовой «О двенадцати месяцах» в переводе Н.С.Лескова и русских народных сказок, либретто Р.Щедрина, 2015).
Для оркестра
Симфонии: Симфония № 1. Для большого симфонического оркестра. В трех частях (1958); Симфония № 2 (25 прелюдий). Для большого симфонического оркестра. В пяти частях (1965); Симфония № 3 «Лица русских сказок». Symhonie concertante. Для симфонического оркестра. В пяти частях (2000).
Концерты: «Озорные частушки» (1963); «Звоны» (1968); «Старинная музыка российских провинциальных цирков» (1989);
«Хороводы» (1989); «Четыре русских песни» (1998).
Концерты для солирующих инструментов с оркестром: Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. В четырёх частях (1954); Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. В трёх частях «Диалоги», «Импровизации», «Контрасты» (1966); Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. «Вариации и тема» (1973); Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. «Диезные тональности», в двух частях (1991); Концерт № 5 для фортепиано с оркестром. В трёх частях (1999); Концерт № 6 для фортепиано и струнных. Concerto lontano (2003); Концерт для трубы с оркестром. В трёх частях (1993); Концерт для виолончели с оркестром. Sotto voce concerto. В четырёх частях (1994); Parabola Concertante. Для виолончели соло, струнного оркестра и литавр (2001); Концерт для скрипки и струнного оркестра. Concerto cantabile. В трёх частях (1997); Концерт для альта и струнного оркестра с арфой. Concerto dolce (1997); Концерт для скрипки, трубы и струнного оркестра. Concerto parlando (2004); Концерт для гобоя с оркестром (2009); Двойной концерт «Романтическое приношение» (Romantic offering). Для фортепиано, виолончели и оркестра (2010).
Другое: «Конёк-Горбунок». Две сюиты для оркестра (1955, 1965); «Не только любовь». Симфоническая сюита для большого симфонического оркестра и меццо-сопрано (1964); «Симфонические фанфары». Праздничная увертюра для оркестра (1967); Камерная сюита. Для двадцати скрипок, арфы, аккордеона и двух контрабасов (1961); «Кармен-сюита». Для струнных и ударных инструментов (1967); «Анна Каренина». Романтическая музыка для оркестра (1972); «Торжественная увертюра». Для большого симфонического оркестра (1982); «Автопортрет». Вариации для оркестра (1984); «Музыка для города Кётена». Для камерного оркестра (1984); «Геометрия звука». Для камерного оркестра (1987); «Чайка». Сюита из балета для большого симфонического оркестра. В пяти частях (1984); Музыка для струнных, двух гобоев, двух валторн и челесты (1985); «Стихира к тысячелетию Крещения Руси». Для симфонического оркестра (1988); «Хрустальные гусли». Для симфонического оркестра (1994); «Российские фотографии». Для струнного оркестра (1994); «Вологодские свирели» (в честь Б.Бартока). Для гобоя, английского рожка, валторны и струнных инструментов (1995); «Величание». Для струнного оркестра (1995); «Два танго Альбениса». Для симфонического оркестра (1996); «Slava, Slava!». Для симфонического оркестра. К 70-летию Мстислава Ростроповича (1997); «Preludium к девятой симфонии Бетховена». Для симфонического оркестра (1999); «Лолита-серенада». Симфонические фрагменты из оперы «Лолита» (2001); «Диалоги с Шостаковичем». Симфонические этюды для оркестра (2001); «Гейлигенштадтское завещание Бетховена». Симфонический фрагмент для оркестра (2008); «Симфонический диптих». По мотивам оперы «Очарованный странник». Для большого оркестра (2008);
«Vivat!». Санкт-Петербургская увертюра. Для симфонического оркестра (2008); «Литовская сага». Симфоническая фреска для оркестра (2009).
Вокальные сочинения
Для солистов, хора и оркестра: «Маленькая кантата». Из оперы «Не только любовь» для солистов, смешанного хора и оркестра (1961); «Бюрократиада». Курортная кантата для солистов, хора и оркестра на тексты инструкции для отдыхающих в пансионате «Курпаты». Либретто Р.Щедрина (1963); «Поэтория». Концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра на слова А.Вознесенского (1968); «Ленин в сердце народном». Оратория для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра на народные слова в шести частях (1969) Композитор сочинил данное произведение с целью не допустить политическую травлю в свой адрес. «М.Мусоргский. Детская». Вокальный цикл в семи частях с прелюдией и постлюдией. Оркестровая транскрипция Р.Щедрина, слова М.Мусоргского (1964); «Моление». Кантата для смешанного хора и оркестра на слова И.Менухина (1991); «Многая лета». Для фортепиано, смешанного хора и ударных (1991).
Для голоса: «Три сольфеджио». Для голоса и фортепиано (1965); «Страдания». Для голоса и фортепиано. Слова народные в изложении В. Бокова (1965); «Таня-Катя». Песни без слов в народном стиле для сопрано и струнного оркестра (2002); «Таня-Катя II». Песни без слов в народном стиле для женского голоса и скрипки (2002); «Век мой, зверь мой!». Вокальный цикл на слова О. Мандельштама для тенора, рассказчицы и фортепиано (2003); «Клеопатра и Змея». Драматическая сцена для женского голоса и симфонического оркестра на текст заключительной сцены трагедии У.Шекспира «Антоний и Клеопатра» по одноимённой пьесе в переводе Б. Пастернака (2012). Премьера прошла 28 мая 2012 года на Зальцбургском фестивале; солистка — М.Эрдманн, оркестр Мариинского театра под управлением В.Гергиева. Российская премьера прошла в Мариинском театре 23 декабря 2012 года (солистка — Екатерина Гончарова).
Хоры a cappella: Два хора на стихи А. Пушкина. Для смешанного хора (1950); «Ива, Ивушка». Вокализ. Для смешанного хора (1954); Четыре хора на стихи А.Твардовского. Для смешанного хора (1968); Четыре хора на стихи А.Вознесенского. Для смешанного хора (1971): 1. Тбилисские базары; 2. Первый лёд; 3. Горный родничок; 4. Песня вечерняя; «Русские деревни». Для смешанного хора на слова И.Харабарова (1973); «Стирала женщина белье». Для смешанного хора на слова И.Ляпина (1975); «Строфы „Евгения Онегина“». Шесть хоров на стихи А.Пушкина из романа в стихах «Евгений Онегин» для смешанного хора (1981); «Казнь Пугачёва». Поэма для смешанного хора на стихи А. Пушкина из «Истории Пугачёва» (1981); «Концертино». В четырёх частях для смешанного хора (1982); «Запечатленный ангел». Русская литургия. Хоровая музыка по Н.Лескову для смешанного хора и свирели (флейты) (1988); «Алый парус». Для детского хора на слова А.Грина (1997); «Серенада». Для смешанного хора (2003); Диптих на стихи А.Вознесенского (2003); Два русских хора (2008); «Царская кравчая». По мотивам хоровой оперы «Боярыня Морозова»; Эпиграф графа Толстого к роману «Анна Каренина». Для смешанного хора; «Месса поминовения». Для смешанного хора (2019); Русские народные пословицы. Для смешанного хора a cappella (2017–2020).
Фортепианные сочинения
Пьесы: «Поэма» (1954); «Токкатина» (1954); «Юмореска» (1957); «В подражание Альбенису» (1959); «Тройка» (1959); 2 полифонические пьесы: Basso ostinato и Двухголосная инвенция (1961); 2 сонаты (1962, 1996); 24 прелюдии и фуги (1964—1970); Полифоническая тетрадь (25 прелюдий) (1972); Тетрадь для юношества (1981); «Частушки». Концерт для фортепиано соло (2001); «Дневник». 7 пьес для фортепиано (2002); «Вопросы». 11 пьес для фортепиано (2003); Sonatine Concertante для фортепиано (2005); Alla Pizzicato для фортепиано (2005); Hommage a Chopin. Для четырёх фортепиано (2005); «Романтические дуэты». Семь пьес для фортепиано в четыре руки (2007); «Простые страницы». Семь экспромтов для фортепиано (2009); «Концертный этюд» («Чайковский-этюд») для фортепиано (2010).
Камерно-инструментальные сочинения: Сюита для кларнета и фортепиано (1951); «Фрески Дионисия». Для камерного ансамбля (1981); «Музыкальное приношение». Для органа, трёх флейт, трёх фаготов и трёх тромбонов (1983); «Эхо-соната». Для скрипки соло (1984); «Три пастуха». Для флейты, гобоя и кларнета (1988); «Русские наигрыши». Для виолончели соло (1990); «Эхо на Cantus Firmus Орландо ди Лассо». Для органа и сопранино блокфлейты (1994); Фортепианный терцет для скрипки, виолончели и фортепиано (1995); «Ледяной дом». Русская сказка для маримбафона соло (1995); «Музыка издалека». Для двух басовых блокфлейт (1996); Соната для виолончели и фортепиано (1996); «Балалайка». Для скрипки соло без смычка (1997); «Пастораль». Для кларнета и фортепиано (1997); «Вариации и тема». Для скрипки соло (1998); «Менухин-соната». Для скрипки и фортепиано (1998); «Дуэты». Для скрипки соло (1999); «Гамлет баллада». Для тысячи (или ансамбля) виолончелей (2005); «Старинные мелодии русских народных песен». Мелодии из сборника Н.А.Римского-Корсакова «100 русских народных песен». Для виолончели и фортепиано (2006); «Лирические сцены». Для струнного квартета (2006); «Цыганская мелодия». Для скрипки соло (2006); «На посошок». Памяти М.Л.Ростроповича. Для шести виолончелей и альтовой блокфлейты (или для флейты, гобоя, кларнета, трубы и виолончели) (2007); «Бельканто на русский лад». Для виолончели и фортепиано (2007); «Поездка в Эйзенштадт». Для скрипки и фортепиано (2009); Dies irae по гравюрам на дереве Альбрехта Дюрера «Апокалипсис» для 3 органов и 3 труб (2009/2010).
Музыка для театра: «Они знали Маяковского». Пьеса В.Катаняна, постановка Н.Петрова (Александринский театр, Ленинград, 1954); «Они знали Маяковского» (фильм-спектакль), режиссёр: Н.Петров (1955); «Первая симфония». Комедия А.Гладкова (Театр ленинского комсомола, 1956); «Мистерия-буфф» по пьеса В.Маяковского, режиссёр В.Плучек (Московский театр сатиры, 1957); «Дамоклов меч». Пьеса Н.Хикмета, режиссёр В.Плучек (Московский театр сатиры, 1959); «Гроза» по пьесе А.Островского (Малый театр, 1961); «Баня» по пьесе В.Маяковского (1962); «Тёркин на том свете» по поэме А.Твардовского, режиссёр В.Плучек (Московский театр сатиры, 1965); «Чайка» (фильм-спектакль) (1982); «Нина и 12 месяцев», мюзикл (на японском языке по сказке С.Я.Маршака, 1988).
Фильмография: 1955 — Петушок — Золотой гребешок (мультфильм); 1956 — Колобок (мультфильм); 1957 — Высота; 1958 — Коммунист; 1959 — Люди на мосту; 1960 — Нормандия — Неман; 1961 — А если это любовь?; 1961 — Сказка о Коньке-Горбунке (фильм-балет); 1962 — Баня (мультфильм); 1967 — Анна Каренина; 1969 — Балерина (фильм-балет); 1969 — Сюжет для небольшого рассказа; 1970 — Озорные частушки (фильм-балет); 1970 — Самый главный (мультфильм); 1973 — Озорные частушки (короткометражная музыкальная комедия); 1974 — Анна Каренина (фильм-балет); 1984 — Над нами не каплет... (мультфильм); 1986 — Дама с собачкой (фильм-спектакль); 1990 — Прости, народ православный! (фильм-балет); 2004 — Чуча-3 (мультфильм).
Участие в фильмах: 1970 — Композитор Родион Щедрин (документальный); 2002 — Майя Плисецкая (из документального цикла «Портреты эпохи»); 2008 — Евгений Светланов. Воспоминание… (документальный); 2008 — Формула счастья Саулюса Сондецкиса (документальный); 2012 — Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный).
Библиография: Юрий Темирканов. Штрихи к портрету (Р.Щедрин, А.Петров, В.Степановская) (1998); Монологи разных лет, составитель Я.Платек — Москва : «Композитор», 2002. — 192 страницы, иллюстрации; Автобиографические записи. — Москва : АСТ, 2008. — 288 страниц, иллюстрации, ISBN 978-5-17-050466-4, 978-5-9713-9494-5
Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, 29 апреля 2008 года;
Признание
Государственные награды СССР и Российской Федерации: Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970); Народный артист РСФСР (1976); Народный артист СССР (1981) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства; Государственная премия СССР (1972) — за ораторию «Ленин в сердце народном» и оперу «Не только любовь» (61, новая редакция); Ленинская премия (1984) — за оперу «Мёртвые души» (1977 год), поэму для хора «Казнь Пугачёва» (1981 год), «Торжественную увертюру» для симфонического оркестра; Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (1992) — за хоровую музыку «Запечатлённый ангел» по Н.Лескову; Государственная премия Российской Федерации (2018) — за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности; Орден Ленина (1982) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения; Орден Трудового Красного Знамени (1971); Орден «Знак Почёта» (1967) — за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры; Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2022) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность; Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007) — за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность; Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2002) — за большой вклад в развитие музыкального искусства; Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2012) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность; Орден Почёта (2017) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
Другие награды, премии: Премия имени Д.Д.Шостаковича (Россия, 1992); Премия Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос, 1995); Номинант на премию «Грэмми» в номинации «Лучшее сочинение в современной академической музыке» за Concerto cantabile (1997); Композитор года Питтсбургского симфонического оркестра (2002); Гранд-офицер «ордена За заслуги перед Литвой» (2003, Литва); золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (2008, Польша); немецкая музыкальная премия «Echo Klassik 2008» — за оперу «Боярыня Морозова» (2008); Премия «Овация» (2008); Золотая медаль Министерства культуры Армении (2008); Театральная премия «Золотая маска» — за оперу «Очарованный странник» (2009); Номинант на премию «Грэмми» в номинации «Лучшее произведение современного композитора в области академической музыки» за оперу «Очарованный странник» (2009); Памятная медаль «150-летие А.П.Чехова» (2010); Орден Святой Анны III степени (2010) (указ № 1/АII-III-2010, грамота № 12/AIII-2010, подписаны в Мадриде), в воздаяние заслуг перед Отечеством; Премия города Москвы в области литературы и искусства — за создание русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» (2012); Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»; международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013); Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»
Почётные звания: Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976); Почётный член Общества Ф. Листа (США, 1979); Почётный член Академии изящных искусств ГДР (1982); Почётный член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО (1985); Член Берлинской академии искусств (1993); Почётный профессор Московской консерватории (1997); Почётный профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова (2005); Почётный профессор МГУ имени М.В.Ломоносова (2007); Почётный профессор Пекинской консерватории (2008).
Другое: В честь Родиона Щедрина астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала открытый ею 20 октября 1982 года астероид 4625 Shchedrin. Астероид 4626 назван ею в честь Майи Плисецкой; Именем Р.К.Щедрина названа музыкальная школа № 68 в Москве; Именем Р.К.Щедрина с его согласия в августе 2014 года назван Тольяттинский музыкальный колледж; Именем Щедрина названа школа искусств в Алексине Тульской области.
Современники о Щедрине
«Однажды Гия Канчели …говорил мне о Родионе Щедрине: „Это большой композитор, может быть, крупнейший в мире сейчас“. Привыкнув к ревнивому лепету моих коллег, я был поражён.
Щедрин — большое „Щ“ русской музыки. Такой буквы нет ни в одном алфавите — ни в английском, ни в немецком. Беспощадная новая его музыка — мощная, щемящая, прищуренная от боли или от смеха. Великие Шостакович, Шенберг, Шнитке, Штокхаузен работали в реалиях XX века. Щедрин же прыгнул с нами физически в XXI век. Какой надо иметь талантиЩЕ, чтобы из нашего дерьма и ужаса создать сокровиЩЕ!
Ещё, Щедрин, ещё!»
Андрей Вознесенский
«Его гениальное ощущение оркестрового звучания сказалось не только в очень популярных Первом концерте для оркестра „Озорные частушки“ и „Кармен-сюите“. Королём современного оркестра называют его профессионалы, имея в виду максимальную звуковую выразительность при максимальной концентрации и экономии средств. Его произведения играют лучшие исполнители мира, такие как Л.Маазель, С.Озава, М.Янсонс, О.Мустонен, М.Венгеров. Особенно я ценю его неприятие компромиссов даже в очень трудное для русской музыки время. Он всегда был новатором в музыке и не опасался публично демонстрировать свою полную поддержку любым отклонениям от „официального советского музыкального курса“.
Мстислав Ростропович
«В этом сезоне надеюсь познакомить как можно более широкий круг зрителей с новой постановкой Мариинского театра — «Мёртвыми душами». Это великая опера Родиона Щедрина, не я один, кстати, ставлю это произведение в один ряд с «Войной и миром» Прокофьева или с «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. С первой же минуты мы видим в гоголевских героях себя, это зеркало беспощадно метко показывает, как мы живём, какие мы жуткие и почему такими стали.»
Валерий Гергиев
«Щедрин — мастер оркестровки, комбинаций оркестровых красок, внезапных эффектов. Материал его произведений кажется на первый взгляд обманчиво простым. Но искусная изощренность его языка ведет нас в глубины музыки, которая полна искрометности, остроумия, иронии, юмора, жизнерадостности, подлинного комизма…»
Лорин Маазель
«Его музыка вечна, популярность её будет со временем только возрастать. Большие личности всегда задают тон времени. Новое не всегда удобно для современников, что закономерно. Для меня Родион фигура знаковая, Он великий композитор. Время его настоящего полного признания ещё впереди. Я уверен, что его будут играть всегда и везде. Главное, что его творчество всегда связано с русским фольклором. Он национальный русский композитор. Я очень люблю его музыку, чту его как пианиста, как моего великого друга.»
Сергей Доренский
«Я могу сказать, что мой слух необыкновенно любовался его „Кармен-сюитой“. Это для меня прелестная совершенно вещь, потому что здесь как бы современное перенесение музыки не оскорбляет то, что всем известно. Наоборот, музыка целует музыку. Они находятся в нежном и неоскорбительном для слуха союзе.»
Белла Ахмадулина
«Сочетание блестящего остроумия и глубокого чувства драмы, тонкой мысли и мощной конструкции, смелого, подчас дерзкого эксперимента и неизменности русской национальной традиции, помноженное на высочайшую технику письма, — это всегда восхищало и восхищает меня в творчестве Родиона Щедрина.»
Михаил Плетнёв
«Казнь Пугачёва» — одно из самых дорогих для меня сочинений Щедрина. Его язык, как всегда, у Родиона, правдив и ярок. Четкая архитектоника эпизодов, свободная техника письма, искусное сплетение голосов — все это делает музыку «Пугачева» совершенной. Здесь нет ничего лишнего, здесь каждая нота, каждый нюанс, каждый штрих используются с предельной силой и эффективностью. Для меня каждое исполнение поэмы «Казнь Пугачева» — это лично пережитое событие. Требовательность Родиона хорошо известна, с годами он своих принципов не изменил: интерпретатор должен буквально до сотой доли выполнять все то, что написано в партитуре. Мастерство и совершенство складываются из нюансов, из деталей, из четкого выполнения указаний композитора. Общая линия, конечно, крайне важна, но художественное целое немыслимо без наличия всех слагаемых в интерпретации. И здесь нет главного и второстепенного: все важно, каждая мельчайшая деталь определяет высокий конечный результат.»
Борис Тевлин
Книги Р.Щедрина: Монологи разных лет, составитель Я. Платек — Москва: «Композитор», 2002. — 192 страницы, иллюстрации; Автобиографические записи. — Москва: АСТ, 2008. — 288 страниц, иллюстрации, ISBN 978-5-17-050466-4, 978-5-9713-9494-5.
Литература: Комиссинский В. О драматургических принципах творчества Р.Щедрина. — Москва : Советский композитор, 1978. — 192 страницы; Тараканов М. В поисках нового // Советская культура. — 1975. — 6 июня (№ 46 (4846)). — Страница 5; Тараканов М.Е. Творчество Родиона Щедрина. — Москва : Советский композитор, 1980. — 328 страниц; Паисов Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина: Исследование. — Москва : Советский композитор, 1992. — 240 страниц; Прохорова И.А. Родион Щедрин. Начало пути. — Москва : Советский композитор, 1989. — 69 страниц : иллюстрации, нотные иллюстрации; Холопова В.Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. — Москва : Композитор, 2000. — 310 страниц : иллюстрации; Родион Щедрин. Материалы к творческой биографии / Редактор-составитель Е.С.Власова. — Москва : Композитор, 2007. — 488 страниц; Родион Константинович Щедрин. Жизнь и творчество: Альбом фортепианных переложений с комментариями и иллюстрациями / Составитель Е.С.Власова. — Челябинск: MPI, 2006. — 140 страниц; Синельникова О.В. Принцип монтажа в инструментальной музыке Родиона Щедрина. — Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2007. — 291 страница; Синельникова О.В. Родион Щедрин: константы и метаморфозы стиля. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2013. — 314 страниц; Синельникова О.В. Творчество Родиона Щедрина в художественном контексте эпохи: константы и метаморфозы стиля: Дис. на соискание степени доктора искусствоведения. — Москва, 2013; Лихачёва И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. — Москва, 1977; Михайлова Е.Н. Многослойность художественного пространства балетного театра Р.Щедрина: Дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — Саратов, 2009; Аверьянова О.И. Русская музыка второй половины XX века: Родион Щедрин, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке. Биографии. — Москва, 2004; Gerlach H. Zum Schaffen von Rodion Schtschedrin. — Berlin, 1982.
1933
Николай Васильевич Вакорин
электромонтёр Нивского сетевого участка Центральных электрических сетей районного энергетического управления «Колэнерго», Мурманская область. Родился в деревне Петряевсская ныне Виноградовского района Архангельской области. Окончил неполную среднюю школу. В 1955 году устроился ремонтным рабочим на Нивский сетевой участок Центральных электрических сетей районного энергетического управления «Колэнерго» в городе Кировск Мурманской области. В 1957 году перешёл на должность электромонтёра 6-го разряда по ремонту воздушных линий электропередач. Неоднократно принимал участие в ликвидации последствий аварий на линиях электропередач. Указами Президиума Верховного Совета СССР в 1975 и 1981 годах награжден орденами Трудовой Славы III и II степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1986 года Вакорин Николай Васильевич награжден орденом Трудовой Славы I степени. Стал полным кавалером ордена Трудовой Славы. С 1993 года – на пенсии. Заслуженный работник Кольской энергетической системы (1984). В 1981 году включён в Книгу трудовой славы регионального энергетического управления «Колэнерго». Умер 23 августа 2006 года. Награжден орденами Трудовой Славы I (29 апреля 1986), II (1981) и III (1975) степеней, медалями.
1933
Анатолий Михайлович Калитин
машинист бумагоделательной машины Сегежского целлюлозно-бумажного комбината Министерства целлюлозно-бумажной промышленности СССР, Карельская АССР. Родился в посёлке Падун Медвежьегорского района Автономной Карельской ССР (ныне – Республика Карелия). Русский. В годы Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в город Новая Ляля Свердловской области, там учился в школе. В 1947 году семья вернулась в Карело-Финскую ССР (с 1956 года – Карельскую АССР), в город Сегежа. Поступил работать в Сегежский леспромхоз приёмщиком леса, позднее освоил профессии слесаря, токаря. В 1950 году окончил ремесленное училище по специальности бумажника, был направлен на Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат. В 1952–1955 годах проходил срочную службу в Советской Армии. После увольнения в запас вернулся домой и вновь пришёл работать на комбинат. Сначала работал подручным и подменным сеточником, позднее перешёл сушильщиком в бригаду, из которой уходил на службу в армию. В 1957 году принял руководство бригадой сеточников бумагоделательной машины №1. Вскоре его бригада добилась самой высокой выработки на комбинате: дала за год 1450 тонн бумаги сверх плана и в дальнейшем всегда находилась в передовых. В годы работы на комбинате Калитин участвовал в пуске в эксплуатацию и в освоении новых бумагоделательных машин. В 1962 году вступил в КПСС. В 1962 году после окончания монтажа бумагоделательной машины №8 мощностью 110 тысяч тонн бумаги в год именно бригаде Калитина доверили её освоение. Коллектив «восьмёрки» приложил немало усилий, чтобы добиться бесперебойной работы, устранить все недостатки и промахи при монтаже нового оборудования. По предложению Калитина, шина была увеличена до 100 мм ,что позволило поднять выпуск бумаги за смену на 7 тонн. За освоение нового оборудование и досрочный выход на проектную мощность получил первую трудовую награду – орден Трудового Красного Знамени. Проектной мощности на «восьмёрке» удалось достигнуть только в 1971 году, и всё последующее время бригада Калитина находилась в авангарде борьбы за освоение новой техники. Когда на комбинате и на бумажной фабрике №3 началась подготовка к пуску новой бумагоделательной машины – девятой, старший сеточник Калитин был переведён на неё. В январе 1972 года «девятка» дала первую бумагу. Но работы по доводке, устранению недостатков и улучшению качества продукции продолжались. Была повышена концентрация целлюлозы с 3,5 до 5 процентов, усовершенствованы схема разбавления массы, сеточный стол, изменён разворот лопастей мешальных устройств и т.д. Большая заслуга в проведении этих работа принадлежала и Калитину. В результате в октябре 1973 году «девятка» работала на скорости 580–600 метров в минуту и выдавала более 110 тысяч тонн бумаги, в результате проектная мощность была освоена на год раньше. В декабре 1973 года Калитин, как специалист высокой квалификации, был снова переведён на новую машину №10, которую строители и монтажники готовили к сдаче. Участвовал в наладке агрегата, следил за работой узлов. Утром 30 декабря 1973 года по команде старшего сеточника Калитина на сетку был подана первая масса, пошла бумажная лента. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1974 года за выдающиеся успехи в выполнении и перевыполнении планов 1973 года и принятых социалистических обязательств Калитину Анатолию Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжал ещё много лет работать на Сегежском целлюлозно-бумажном комбинате. Участвовал в отладке технологического процесса на буммашине №11, делился опытом с другими машинистами. В 1975 году заочно, без отрыва от производства, окончил целлюлозно-бумажный техникум в городе Сокол Вологодской области. Избирался депутатом Верховного совета РСФСР 9-го созыва (1978). Жил в городе Сегежа. Скончался 14 февраля 2013 года. Награждён орденами Ленина (15 января 1974), Трудового Красного Знамени (17 июня 1966), Дружбы народов (4 мая 1985), медалями. Заслуженный работник целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Карельской АССР. Почётный гражданин города Сегежи (1998).
Ефрейтор А.М.Калитин, служба в армии. Из фондов Музейного центра города Сегежи.
Герой Социалистического Труда Анатолий Михайлович Калитин. Фото из фондов Музейного центра города Сегежи.

Герой Социалистического Труда Анатолий Михайлович Калитин (2-й справа) с группой рабочих. Фото из фондов Музейного центра города Сегежи.

Герой Социалистического Труда Анатолий Михайлович Калитин. Фото со страницы фотографа Михаила Галагуцкого в соцети ВКонтакте.
Герой Социалистического Труда Анатолий Михайлович Калитин. Фото из фондов Музейного центра города Сегежи.
[526x700]
1933
Пётр Александрович Каташев
тракторист совхоза «Львовский» Державинского района Тургайской области Казахской ССР. Родился на хуторе совхоза «Победа Октября» ныне Суровикинского района Волгоградской области, в крестьянской семье. Русский. В годы войны несколько месяцев находился в оккупации, только после освобождения хутора смог пойти в школу. Учился в школе и одновременно работал в совхозе. После пятого класса окончил курсы и до призыва в армию работал в своем совхозе комбайнером. Срочную службу в рядах Советской Армии проходил в войсках противовоздушной обороны в Ленинградском военном округе. В запас уволен в звании младшего лейтенанта. В 1955 году по комсомольской путевке добровольцем уехал на освоение целины. Был направлен в Державинский район Тургайской области Казахской ССР (ныне - Жаркаинский район Акмолинской области Республики Казахстан). Работал трактористом в совхозе «Львовский». Летом работал в поле, зимой – учился. Здесь окончил среднюю школу, техникум. Всегда добивался высоких результатов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1973 года за большие успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и продажи государству зерна и других продуктов земледелия в 1973 году Каташеву Петру Александровичу присвоить звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Работал механизатором в совхозе «Львовский» 33 года, до выхода на заслуженный отдых. В начале 1990-х годов уехал в Россию, осел в городе Самара. В 1999 году перебрался в село Малая Малышевка Кинельского района Самарской области. В последние годы жизни проживал в Новосергиевском районе Оренбургской области. Умер 9 июня 2020 года. Награждён орденами Ленина (10 декабря 1973), Трудового Красного Знамени (13 декабря 1972), медалями.
1933
Василий Николаевич Ледков
ненецкий поэт. Лауреат Всероссийской литературной премии имени Ф.Абрамова.
1934
Нобуюки Айхара
японский гимнаст, олимпийский чемпион 1960 года в вольных упражнениях и в командном первенстве.
1934
Никос Сампсон
киприотский президент (1974-1974).

1934
Павел Павлович Смирнов
директор совхоза имени 50-летия СССР Калининского района Калининской области. Родился в деревне Андрейцево Молоковского района Московской (ныне – Тверской) области, в крестьянской семье. Русский. Хозяйство было крепкое, и в период коллективизации семья попала под раскулачивание. Родители переехали в деревню Ахматово того же района, где отец стал работать на почте. С 12 лет работал в колхозе. В 1947 году окончил семилетнюю школу, в 1953 года – с отличием Кашинский зооветтехникум. В 1958 году окончил Ленинградский ветеринарный институт (ныне – Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины). В течение шести лет работал в свиноводческих совхозах Калининской (с июля 1990 года – Тверской) области. С 1958 года – в должности главного ветврача в совхозе «Обудово» Спировского района. Спустя 3 года был назначен директором совхоза «Каменка» Максатихинского района. С его приходом сразу многое изменилось в «Каменке»: строили жильё, телятник, свинарник, вели мелиорацию, очищали землю от сорных кустарников и камней. В 1964 году по решению Калининского обкома партии был направлен директором во вновь организованный совхоз «Заволжский» (позднее – совхоз имени 50-летия СССР), который должен был специализироваться на производстве мяса. С нуля начинал строительство крупнейшего в РСФСР комбината по производству свинины на промышленной основе. Сам разрабатывал проект будущего свинокомплекса и был впоследствии за это отмечен специальной премией Совета Министров СССР. Возглавлял хозяйство в течение 19 лет. Одновременно был директором комбината по производству свинины. Под его руководством проводилась организация хозяйства, формирование его коллектива, велось строительство жилого и бытового комплексов, формирование коллектива специалистов, многие из которых работают в хозяйстве по настоящее время. Со временем на свинокомплексе появились самая крупная в Верхневолжье репродукторная ферма и экспериментальный свинарник с автоматическим обслуживанием на 11 тысяч животных по новейшей технологии, которая была его личным изобретением. За непродолжительный период времени совхоз «Заволжский» стал передовым хозяйством не только в Калининской области, но и в РСФСР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1973 года за большие успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и заготовок продуктов животноводства в зимний период 1972–1973 годов Смирнову Павлу Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Под руководством П.П.Смирнова свинокомплекс «Заволжский» добился высоких результатов. Он давал половину производимой в Верхневолжье свинины, причём себестоимость мяса была одной из самых низких по стране. В 1983 году был избран секретарём Калининского обкома КПСС, курировал сельское хозяйство. С 1991 года до выхода на пенсию возглавлял Тверскую областную ветеринарную лабораторию. Доктор ветеринарных наук (1982). Имеет 4 авторских свидетельства на изобретения. Жил в городе Калинин (Тверь). Скончался 2 марта 2007 года.
Похоронен на Аллее Славы на Дмитрово-Черкасском кладбище в Твери.
Награждён 2 орденами Ленина (8 апреля 1971; 6 сентября 1973), орденом Октябрьской революции (13 марта 1981), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (22 марта 1966). Его имя было присвоено средней школе в посёлке Заволжский Калининского района.
1936
Светлана Сергеевна Дружинина
российская актриса, режиссер. Родилась в Москве. В 1955 окончила хореографическое училище ГАБТа, в 1960 — актерский факультет (мастерская О.Пыжовой и Б.Бибикова), в 1968 — режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская И.Таланкина). Снималась в фильмах "Дело было в Пенькове", "Девчата", "Одиночество". Режиссер и автор сценариев фильмов "Исполнение желаний", "Дульсинея Тобосская", "Гардемарины, вперед!", "Виват, гардемарины!", "Гардемарины III". Награждена орденом Петра Великого I степени (2003) за создание исторического киноцикла «Тайны дворцовых переворотов». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989). Народная артистка России (1996). Орден Почёта (2006). Муж — кинооператор Анатолий Мукасей.

1936
Николай Иосифович Казанцев
кузнец на молотах и прессах Уральского завода тяжёлого машиностроения имени Серго Орджоникидзе Министерства тяжёлого и транспортного машиностроения СССР, город Свердловск. Родился на железнодорожной станции Ощепково ныне – в составе посёлка Пышма, административного центра Пышминского района Свердловской области, в семье железнодорожных рабочих. Русский. Его отец Иосиф Степанович погиб на фронте Великой Отечественной войны, воспитывался матерью, Александрой Фёдоровной, работавшей стрелочницей на железной дороге под Тюменью. После окончания 7-летней школы работал в Камышловском леспромхозе. В 1953 году поступил в ремесленное училище при заводе Уралтяжмаш (ныне – Екатеринбургский техникум имени В.М.Курочкина) на специальность кузнеца. После его окончания стал работать на Уральском заводе тяжёлого машиностроения имени Серго Орджоникидзе (УЗТМ) в кузнечно-прессовом цехе в бригаде Т.Л.Олейникова. Первоначально был подручным у своего наставника Михаила Никаноровича Кускова, обучившего молодого рабочего производственной ковке. Вскоре стал самостоятельно работать на молотах и прессах, постепенно стал высококлассным специалистом и общепризнанным виртуозом ковки. В 1963 году он возглавил бригаду, которая обслуживала 750-килограммовый паровоздушный ковочный молот. Машинистом у него работала жена – Галина Аввакумовна, она управляла верхним молотом («бабой»). Всю продукцию его кузнечная бригада сдавала с первого предъявления и только отличного качества и в 1965 году была удостоена почётного звания «Коллектив коммунистического труда». В 1971 году за освоение выпуска нового высокопроизводительного оборудования – мощных прокатных станов, прессов, шагающих экскаваторов и нефтебуровых установок – коллектив УЗТМ был награждён орденом Октябрьской Революции, а передовик производства Николай Казанцев – орденом Трудового Красного Знамени. По итогам работы в 9-й пятилетке (1971–1975) передовой кузнец был награждён орденом Ленина, плановые задания десятой пятилетки (1976–1980) его бригада выполнила раньше срока на 3 месяца, сверх плана было изготовлено 87,5 тонны поковок. Николаю Иосифовичу доверялась наиболее сложная работа. В 1982 году он был удостоен Государственной премии СССР, а коллектив его бригады – почётного звания «Бригада имени 60-летия образования СССР». За большой вклад в оснащение тяжёлой индустрии прогрессивной техникой и в связи с пятидесятилетием УЗТМ его коллектив был награждён орденом Трудового Красного Знамени (14 июля 1983 года) – шестым (кроме трёх иностранных). Завод стал самым награждаемым предприятием в СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1983 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении производственных заданий и социалистических обязательств, и высокое качество работы Казанцеву Николаю Иосифовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Входил в группу рабочих-пропагандистов, наставляющих молодёжь. Его сын Алексей и дочь Елена пошли по стопам родителей – оба стали кузнецами УЗТМ. Избирался депутатом Свердловского городского Совета депутатов трудящихся. Проживал в городе Свердловске (с 1991 года – Екатеринбург). Скончался 30 мая 2006 года. Похоронен на Северном кладбище Екатеринбурга. Награждён 2 орденами Ленина (3 марта 1976; 11 июля 1983), орденом Трудового Красного Знамени (5 апреля 1971), медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1982).
[536x700]
1936
Владимир Михайлович Ломинога
звеньевой кормодобывающего звена рисосовхоза «Северный» Сальского района Ростовской области. Родился в поселке Юловский ныне Сальского района Ростовской области. Трудовую деятельность начал в мае 1952 года трактористом в конезаводе имени С.М.Буденного. С 1967 года – механизатор рисосовхоза «Северный» Сальского района Ростовской области. Работал звеньевым по выращиванию риса, затем возглавлял кормодобывающее звено. При его непосредственном участии на полях, закрепленных за звеном, проводилась серьезная работа по повышению культуры земледелия и урожайности кормового поля. После того, как в 1976 году возглавил кукурузоводческое звено, урожайность кукурузы в хозяйстве до того составлявшая 22 центнеров с гектара выросла сначала до 50 центнеров, а затем и до 110-115 центнеров с гектара. За годы одиннадцатой пятилетки (1981-1985 годы), применяя передовые методы выращивания кукурузы на зерно, звено получало в среднем по 106 центнеров с гектара в сухом зерне, что было значительно выше показателей не только по хозяйству, но и по всей области. На протяжении четырех лет подряд за получение рекордных урожаев кукурузы звено завоевало областной переходящий приз «Золотой початок». Применение передовых приемов агротехники позволяло коллективу звена из года в год получать стабильно высокие урожаи не только кукурузы на зерно, но и люцерны на сено, кукурузы на силос. Так, только в 1985 году было получено по 103 центнеров с гектара люцернового сена и по 580 центнеров зеленой массы кукурузы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1986 года за выдающиеся производственные достижения, успешное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки и социалистических обязательств и проявленную трудовую доблесть Ломиноге Владимиру Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». После выхода на пенсию проживал в Ростовской области. Умер 2 ноября 2020 года. Похоронен на кладбище посёлка Юловский Сальского района. Лауреат Государственной премии СССР (1984). Почетный гражданин города Сальска и Сальского района (2005). Почетный работник агропромышленного комплекса Ростовской области (2006). Награждён 2 орденами Ленина (13 марта 1981; 29 августа 1986), орденами Октябрьской Революции (7 декабря 1973), Трудового Красного Знамени (8 апреля 1971), медалями.
1936
Фарида Шариповна Шарипова
казахская актриса, народная артистка СССР, актриса Государственного академического театра имени М.Ауэзова Родилась в городе Чугучак, Китай. Окончила Институт искусств имени Курмангазы. В 1954—1955 — актриса киностудии «Шанхайфильм» в КНР, с 1959 — актриса Казахского академического театра драмы имени М.Ауэзова в Алма-Ате. В кино — с 1955 года (первая роль — Джамиля в фильме «Хасен и Джамиля»).
1937
Владимир Антонович Зорич
доктор физико-математических наук, профессор кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ.
1937
А.С.Маркин
российский художник-скульптор, народный художник Российской Федерации (2005), действительный член Pоссийской Академии Художеств. Ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, профессор. Среди основных произведений: монумент Победы в Рязани, памятник С.А.Есенину в Санкт-Петербурге, бюст Петру I на Московском вокзале (Санкт-Петербург), скульптура "За долю народную"
1937
Норм Меткаф
американский фэн и библиограф, автор "Указателя научно-фантастических журналов 1951-1968".

1937
Джо Фаррел (Joe Farrell)
американский сопрано- и тенор-саксофонист, кларнетист, флейтист, гобоист. Первоначально стал известен как солист оркестра Тэда Джонса - Мела Льюиса, а затем как частник группы «Return To Forever». В 1955-1957 гг. учился в Иллинойском университете, в 1960 г. играл с Дэнни Цейтлином, Джонни Гриффином и Джеком Макдаффом. Приехав в Нью-Йорк. Работал в бэнде Мейнарда Фергюсона и в группе Слайда Хэмптона. В 1961 г. Джон Колтрейн пригласил его на запись альбома «Africa/Brass». В 1966-1969 гг. играл в биг-бэнде Тэда Джонса - Мела Льюиса, а также сотрудничал в студии с Филли Джо Джонсом, Вуди Германом, Гилом Эвансом, Джонни Ходжесом, Хорасом Силнером, Джорджем Бенсоном и др. В 1970-е гг. входил в ансамбль Чика Кориа «Return To Forever» (пластинка «The Mad Hutter», 1978), обратился к стилю «диско» и в 1979 г. собрал биг-бэнд. Входил в оркестр «Mingus Dynasty» (1979-1980) и в бэнд Джорджа Грунца (1981). Умер в Чикаго 10 января 1986 года.
1937
Ирина Михайловна Шилова
российский киновед, кандидат искусствоведения, педагог. С 1993 г. преподает во ВГИКе. Автор книг "Фильм и его музыка", "Проблема жанров в киноискусстве", "Кинематограф 1980-х", "...И мое кино".
1938
Анатолий Феофанович Пустохин
актёр. В труппе АБДТ с 15 ноября 1969. В 1963 году выпускник Ленинградского Театрального института был приглашен в театр имени Ленсовета. Сыгранные молодым артистом роли - Меркуцио в "Ромео и Джульетте", Леонидик в пьесе Алексея Арбузова "Мой бедный Марат", Николай I в пьесе Коростылева "Через сто лет в березовой роще" получили признание театральной общественности и принесли Анатолию Пустохину популярность.