• Авторизация


15 декабря родились... 15-12-2025 05:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Hundertwasser_nz_1998_hg (700x700, 650Kb)
1928
Фриденсрайх Хундертвассер (немецкое имя — Friedensreich Regentag Dunkelbunt Hundertwasser; настоящее имя — Фридрих Штовассер, Friedrich Stowasser)
австрийский архитектор и живописец. Будущий художник родился в городе Вена, Австрия, в семье Эрнста Стовассера и его жены Эльзы. Когда Фридриху был год, его отец умер во время операции по удалению аппендицита. Воспитанием сына занималась мать. С 1936 года он посещал венскую школу Монтессори, однако из-за нехватки денег учился там всего год. В 1937 году, желая спасти Фридриха от преследований нацистов, мать (она была еврейкой) настояла на его крещении в католическую веру. После аншлюса Эльза Штовассер записала сына в гитлеровскую юношескую организацию, так как выкресты по расовым законам в Рейхе преследовались даже более жёстко, чем евреи. Благодаря настойчивости Эльзы ей было разрешено воспитывать сына до совершеннолетия. В 1943 году 69 представителей семьи Эльзы, в том числе тётя и бабушка Фридриха, погибли от рук нацистов. Последние месяцы перед освобождением Вены Эльза и Фридрих Штовассеры, спасаясь от бомбёжек, провели в погребе в доме у Дунайского канала, куда они переехали ещё в 1938 году. В 1946 году Фридрих два месяца жил у крестьянина в Шваненштадте, работая у него за кров и еду. Искусством Фридрих начал интересоваться с пятилетнего возраста. Его первый рисунок, выполненный карандашом с натуры датируется 1943 годом. Преимущественно же он рисовал пастелью и коллекционировал засушенные цветы. На его ранних работах представлены окрестности Вены и её архитектура, причём совершенно не получили отражения реалии войны. Систематического художественного образования Фридрих не получил. В 1948 году некоторое время Штовассер посещал Венскую академию изящных искусств (класс Робина Христиана Андерсена), однако, получив навыки работы с натурой, оставил учёбу. По его словам, в Академии ему стало скучно. В 1948 году в венской Альбертине прошла выставка, посвящённая тридцатилетней годовщине смерти экспрессиониста Эгона Шиле. На ней экспонировались в том числе и ранние работы художника из коллекции Ниренштайна. Самым большим впечатлением для Штовассера стало то, что Шиле не делал различия между изображением стен домов в пейзажах и кожи человека: «Здания Шиле казались одушевлённо-человечными — они ничем не напоминали рисунки архитектора, либо дома, выписанные другими художниками», «они светились в темноте … он писал их так, словно нет никакой разницы между кожей обнажённой девушки и кожей дома». Ещё один художник, оказавший значительное влияние на творческий путь Хундертвассера — Вальтер Кампманн. Деревья последнего, как и дома Шиле, казались Хундертвассеру одушевлёнными. Не столь сильное, как от этих двух мастеров, но всё же достаточное воздействие Хундертвассер испытал со стороны Климта и Клее. Штовассер поменял фамилию зимой 1949 года. Свой псевдоним он образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто — Hundert). Как он рассказывал позднее, вода для него — одна из главных стихий: «вода очень меня занимает», это «убежище, дверца, в которую я всегда могу улизнуть». Придуманное им для себя в 1961 году в Японии имя — переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром). Хундертвассер последовательно изменял его сначала на Фредерика, потом на Фридерейха, и, наконец, на Фриденсрайха. Как объяснял сам художник, у человека должно быть много имён, каждое из них описывает одну из его ипостасей.
Первые путешествия. Италия. Франция
В 1949 году Хундертвассер уехал в Италию. Он жил в Риме, и одним из сильнейших впечатлений для художника стали керамические изразцы в одном из римских кафе, куда он возвращался снова и снова. Как утверждал впоследствии Хундертвассер, именно таким образом он «обнаружил Джексона Поллока». Он побывал также в Тоскане, потом, объединившись с тремя французскими художниками (Бернаром, Мишелином, Рене Бро), странствовал по Сицилии. В 1950 году Хундертвассер перебрался в Париж, город, совсем не похожий на мрачную послевоенную Вену. Его пребывание в стенах парижской Академии продлилось ровно столько времени, чтобы сделать рисунок с обнажённой натуры в классе Брианшона. Версия Хундертвассера «лаконичная» и «современная» (Ранд) была настолько убедительна, что преподаватель решил — художник не нуждается в академическом образовании. Первая персональная выставка художника состоялась в феврале 1952 года. На её открытии в венском художественном клубе Хундертвассер прочитал лекцию «Мои цели: освободиться от всеобщего блефа нашей цивилизации». Критики и зрители разделились на два лагеря — тех, кто принципиально отвергал его работы, и тех, кто принимал позицию художника. В это же время прошла персональная выставка Хундертвассера в Венеции в галерее Санди.
Hundertwasser_hannover_1965 (700x528, 227Kb)
Хундертвассер в Ганновере в 1965 году (на снимке слева)
В 1953 году художник снова приехал в Париж. Знаменитый галерист Поль Факкетти], открывший Европе Поллока и Дюбюффе, предоставил свою площадку никому не известному экстравагантному австрийцу. Первая выставка Хундертвассера в Париже начала работу в январе 1954 года и сопровождалась хорошо продуманной рекламной кампанией. Объявления о ней публиковались во французской периодике, афиши были расклеены по всему городу, а в японском искусствоведческом журнале Bijutco Techo появилась обзорная статья Синъити Сэгуи. Осенью 1954 года, находясь в Риме, художник заболел желтухой, и провёл два месяца в госпитале Святого Духа. Пойдя на поправку, он плодотворно работал акварелью, тогда же он начал нумеровать свои произведения, фиксировать обстоятельства их создания, материалы и их дальнейшую судьбу, создавая целое досье на каждую работу. Он делал для каждой картины нечто вроде паспорта, и таким образом она становились, как он вспоминал через много лет, «живым существом, моим ребёнком, моим созданием». Впоследствии Хундертвассер прославился тем, что выставлял строгие требования по обеспечению определённых условий хранения своих картин коллекционерам, которые их приобретали. Отчасти это объясняется заботой о сохранности работ, выполненных в смешанной технике, а потому особо уязвимых и требующих соблюдения температурного режима и влажности. Хундертвассер составлял для владельцев его произведений подробные инструкции, как надо ухаживать за ними; покупатель должен был также оплатить фотосъёмку картины — фотография оставалась в личном архиве художника.
HundertwasserДом «Хундертвассер (700x582, 492Kb)
Дом «Хундертвассер» в Вене, Австрия
Япония
Автор рецензии на первую выставку Хундертвассера Синъити Сэгуи и Ив Кляйн познакомили с творчеством Хундертвассера Ямамото, владельца галереи в токийском районе Гиндза. Последний пригласил художника в Японию. Хундертвассер приехал туда в феврале 1961 года. На Шестой Международной выставке Хундертвассер получил премию «Майнити». Пребывание в Японии отмечено плодотворной творческой работой художника, погрузившегося в японскую культуру. Особенный интерес у него вызвали гравюры «укиё-э». Хундертвассер намеревался перевести в ксилографию свою картину «Дома под кровавым дождём — Зрелище, заставляющее австрийского еврея плакать» и с трудом нашёл местных резчиков, которые выполнили для этого около тридцати досок. В Токио с мая по июнь 1961 года прошла выставка его работ, произведения Хундертвассера раскупали местные коллекционеры. Он познакомился со своей будущей женой — студенткой-художницей Юко Икэвада.
Последние годы
Художник скончался от сердечного приступа 19 февраля 2000 года на борту «Куин Элизабет 2». Он был похоронен, согласно завещанию, в Новой Зеландии на собственном участке земли в «Саду счастливых мёртвых».
Архитектура
Вскоре после первой персональной выставки, прошедшей в Вене (1952), художнику была заказана линография, и Хундертвассер создал одну из своих знаковых работ — «Три дома». Он написал город, где господствует прямая линия, прямые углы, бездушная правильность, превращающая современный город в машину, который, в свою очередь заставляет своих обитателей жить в «темпе работы машины». Мотив «негуманного» прямолинейного города появился ещё в работе «Кровоточащие дома» (1952) и обыгрывался в более позднем произведении «Доброе утро, город — Кровоточащий город» (1969—1970)]. Экология архитектуры была содержанием его живописных и графических работ многие годы: «Небоскрёб в стиле Ле Корбюзье и деревенская церковь» (1951), «Ностальгия окон — Ностальгия в море» (1964), «Дома висят над лугами» (1971) и других. Отторжение прямой не только результат увлечённости художника прихотливыми линиями австрийского барокко и искусства модерна. По мнению Хундертвассера, прямая линия, не встречающаяся среди природных форм («прямая линия совершенно чужда человечеству, жизни, всему живому», «прямая линия чужда богу»), пагубно влияет на здоровье человека, постоянно раздражая его. Её действие сродни действию канцерогенов или ядов. Диктату прямых линий и плоскостей в современной архитектуре функционализма, утверждённому Баухаусом (архитекторы, воспитанные в его духе, по мнению Хундертвассера, нанесли непоправимый урон среде, в которой живёт современный человек), он мечтал противопоставить архитектуру органических природных форм. Хундертвассер уже в 1950-х, несмотря на то, что его точка зрения казалась дилетантской, мнением человека, не имеющего понятия о перспективном пути развития градостроительства, ратовал за создание среды обитания, отвечающей естественным потребностям человека. Свои предложения альтернативы негуманному городу прямых линий, Хундертвассер изложил в нескольких манифестах и позднее начал воплощать в архитектурных проектах (например, в комплексе Франкфурт—Хеддерхайм). Его Спиральный дом был оснащён ветряной электростанцией, дающей энергию для перекачивания использованной воды на крышу. Стекающая с крыши вода направлялась вниз по спирали, поросшей травой, и очищалась с помощью неё, чтобы быть использованной вторично. Процесс перемещения воды — один из постоянных мотивов произведений Хундертвассера (например, в картине «Великий путь»). Любимая Хундертвассером спираль, идеально подходит для конструкции крыши дома: спиральная крыша, поросшая травой, при взгляде с высоты птичьего полёта создаёт впечатление, что никакого изменения природного ландшафта не произошло. По мнению художника, человек на земле только гость, и должен как можно меньше вмешиваться в природу. Одна из излюбленных Хундертвассером форм в живописи и архитектуре — луковицы-купола. Для него они символизировали не какую-либо конкретную страну или конфессию, а «богатство, счастье, изобилие, роскошь и плодородие». Он восхищался куполами Московского Кремля, считая их чем-то сказочным, сродни «1001 ночи», и, вместе с тем, удивлялся, что они появились в Москве, так как им место «где-нибудь в Иерусалиме». Купола-луковицы для него были «обещанием Святой земли, рая». Купол венчает церковь Святой Барбары, ординарное здание которой Хундертвассер перестроил в 1988 году. На утверждения своих критиков, которые считали, что луковичный купол не характерен для австрийской архитектуры, он отвечал, что Австрия, находится на границе между Востоком и Западом, и её положение определяет близость к обеим традициям. Самый известный такой проект — KunstHausWien — выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками» не случайна: Хундертвассера всегда занимали проблемы экологии, и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём — хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе.
Спираль
Мотив спирали, постоянно видоизменяющейся, ключевой для Хундертвассера, появился в его работах в 1953 году, после того, как он посмотрел французский документальный фильм «Образы безумия». Фильм был посвящён творчеству больных шизофренией из парижского госпиталя Сен-Анн. Хундертвассер обратил внимание, что некоторые из пациентов рисовали спиралеобразные линии, и это показалось ему важным. По мнению Гарри Ранда, свою роль сыграло и увлечение художника модерном, течением, не признававшим прямых линий и углов. Спираль стала для художника главной идеей в его оппозиции стилям («abstraction froide», «art autre»), задающим тон художественной жизни Парижа 50-х годов. Много лет спустя, разрабатывая архитектурный комплекс во Франкфурте (1987), Хундертвассер взял за основу спиральную форму. Любимое живое существо Хундертвассера — улитка с домиком на спине. Из занимательных фактов, стоит заметить что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: «Почему вы носите разные носки?», он всегда отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!» Графика и живопись Хундертвассера многоцветна, геометрична, изобилует вариациями спиральных структур. Чаще всего он изображает дома и окна. В декабре 1959 года Хундертвассер устроил в Высшей школе искусства в Гамбурге перформанс с непрерывной линией. Как впоследствии он рассказывал Пьеру Рестани, ему хотелось нарисовать бесконечную линию, подобную «напластованиям скалы». Хундертвассер выбрал точку на отметке в один сантиметр от пола и вёл спиральную линию против часовой стрелки по стенам комнаты, не избегая и некоторых препятствий (окна, радиаторы отопления). Зрители, собравшиеся в комнате, не поняли ничего. Только некоторые из них видели художника, ползающего буквально у них в ногах. Примерно через час все собравшиеся покинули помещение. «Это странно, они были в центре события, которое их окружало, делая своей частью». В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брок и Херберт Шульдт (немецкое имя — Herbert Schuldt), непрерывно рисовали линию на стенах — сначала чёрным, потом красным. Передав кисть Броку, Хундертвассер пошёл отдохнуть в холл и там увидел толпу зрителей, которые пытались пройти на «класс Хундертвассера», однако пятеро добровольцев, исполняя приказ проректора (на стене появился плакат с запретом посещения «эксперимента Хундертвассера»), не пропускали их. Всех пытавшихся подняться по лестнице, отпихивали, а кое-кто даже пострадал в давке. По словам Хундертвассера, всё это напоминало знаменитую сцену на лестнице в картине Эйзенштейна («Броненосец Потёмкин»). Появились журналисты, событие стало достоянием общественности, узнав об инциденте из газет, в Гамбург срочно вылетел из Рима ректор школы. Когда руководство школы, желая остановить перформанс, отключило электричество, Хундертвассер купил свечи, и работа продолжалась при их свете. Он сравнивал происходящее с событиями на Масличной горе («я был один с двумя поэтами»), несением вахты на корабле («линия была красной и поднималась как воды красного моря, это было красное спиральное море». Перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 м. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла своё логическое завершение. В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе искусства Лерхенфельд и покинул Гамбург.
Материалы
С особым вниманием художник относился к материалам, с которыми он работал. Он считал, что «заранее приготовленный материал — это мёртвый материал». Когда он создаётся с помощью другого человека или машины, он утрачивает свою энергию. Современный художник, в отличие от своих предшественников, не знает и не интересуется тем, откуда появились и из чего сделаны его краски. В современных картинах все цвета фабричного изготовления имеют одинаковую насыщенность, и это обедняет восприятие живописи. Но в картинах Хундертвассера возрождается магия красок старых мастеров. Художник сам приготовлял материалы для живописи, это означало для него участие в процессе с самого начала. Конечно, больше нет необходимости перетирать пигменты собственноручно, но, по мнению Хундертвассера, с отказом от этой стадии теряется «отправная точка создания картины». Пигменты, растёртые самостоятельно, более грубые, состоят из более крупных частиц, и поэтому они живые, в отличие от фабричных красок «без души». Сам художник старался начать создание картины с самой ранней стадии, однако понимал, что всего сделать не в состоянии. Так, в настоящее время невозможно получить в условиях мастерской художника ярко-синюю или ярко-красную краски. Краски, изготовленные самостоятельно приглушённого цвета, все принадлежат к красновато-черноватой гамме, но, положенные рядом с яркими красками промышленного производства, заставляют их сиять. Таким образом самодельные и фабричные краски, использованные в одной картине усиливают действие друг друга и становятся одинаково важными. Что касается количества наносимой краски, то, по мнению Хундертвассера, чем более жидка краска, тем более возможности обогатить колорит картины, ведь краску можно наносить тонкими слоями друг на друга. Разведённые краски раскрывают определённый оттенок. Густая краска, как считал художник, не даёт такого простора для цветового решения. Хундертвассер не писал маслом с его эффектами, достигаемыми при пастозном наложении красок, обратившись к смешанной технике. Он не работал красками органического происхождения из-за их нестойкости к воздействию света, стараясь использовать минеральные краски и вводя в масло, яичную темперу, акрил вулканический песок, известь, тёртый кирпич, землю и уголь. Небрежное отношение к материалу — ещё одна причина (после приверженности прямой линии), по которой Хундертвассер не воспринимал творчество Раушенберга — Поллока и их последователей. Краски щедро разбрызгивались по всей мастерской, лишь небольшое их количество оставалось на холсте — это возмущало художника, относившегося к краскам со священным трепетом.
Дизайн
Хундертвассер много работал также над дизайном государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 году он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга».
HundertwasseЦерковь Святой Варвары (463x700, 435Kb)
Церковь Святой Варвары в Бернбахе, в Штирии (Австрия)
Архитектурные проекты
Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов: Австрия: Дом Хундертвассера, Вена, 1983—1986; Mierka Getreidesilo Кремс-на-Дунае, 1982—1983; Rupertinum, Зальцбург (Zungenbart), 1980—1987; Церковь Святой Варвары, Бернбах, 1987—1988; Деревенский музей, Ройтен, 1987—1988; Текстильная фабрика Рюфф и художественное оформление номеров домов, Цвишенвассер, 1988; Котельная Шпиттелау Вена, 1988—1997; Придорожный ресторан в Бад-Фишау, 1989—1990; Кунстхаус (галерея), Вена, 1989—1991; Торгово-выставочный центр (деревня Хундертвассера), Вена, 1990—1991; Целебный источник, Цветль, 1992—1994; Pavillon bei der DDSG Blue Danube Ponton Wien, 1992—1994; Спиральный источник I, Линц, 1993—1994;Онкологическая больница, Грац, 1993—1994; Посёлок термальных источников, Бад-Блумау, 1993—1997. Германия: Фабрика Розенталь, Зельб, 1980—1982; Детский сад Хеддернхайм, Франкфурт-на-Майне, 1988—1995; Экологический дом, Хамм, парк Максимилиана 1981/1982; Дом на лугах Бад-Зоден (Таунус), 1990—1993; Wohnen unterm Regenturm (Жить под Башней Дождя) Плохинген на Неккаре, 1991—1994; Гимназия Лютера-Меланхтона, Виттенберг, 1997—1999; «Лесная спираль» Хунтертвассера, Дармштадт, 1998—2000; Кафе в Гамбурге, 1998—2000; Вокзал природы, Ильцен, 1999—2001; Детский сад, Вюльфрат, 2001; Зеленая Цитадель Магдебурга, Магдебург, 2004—2005; Ronald McDonald Дом Хундертвассера организации McDonald's Kinderhilfe в Эссен/Гругапарк; Музей Хундертвассера в Абенсберге, открытие 23 апреля 2007. Япония: Монумент XXI века, Токио, 1992; Детская площадка, Осака, 1996—1997; Фабрика Майсима, Осака, 1997—2000; Maishima Sludge Center ,Осака, 2000. США: Винарня «Дон-Кихот» в долине Напа, 1992—1999. Израиль: Спиральный источник II Тель-Авив, 1994—1996. Швейцария: Крытый рынок в Альтернхайне, коммуна Таль, 1998—2001. Новая Зеландия: Общественный туалет в Кавакава, 1999. Избранные картины: «Сад счастливых мёртвых», 1953, Частное собрание, Париж, кат. №170; «S/S Bauta», 1953, Частное собрание, Вена; кат №274; «Дом еврея в Австрии», 1962, Дом искусств, Вена [в аренде из частного собрания]; кат №571. Литература: Кузнецова Г.Н. О человеке и человеческом в творческой концепции Фриденсрайха Хундертвассера (1928—2000) // Дом Бурганова. Пространство культуры: Научно-аналитический журнал. — 2015. — № 4; Ранд Гарри. Хундертвассер: (альбом о жизни и творчестве художника). — TASCHEN, 2005 / Арт-Родник, издание на русском языке, 2005.

1929
Арман Христофорович Манарян
армянский режиссер. Родился в Тегеране. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1975). Окончил Ереванскую консерваторию и в 1962 г. ВГИК. Поставил фильмы: «Тжвжик» (1962), «Каринэ» (1967), «Родник Эгнар» (1972), «Возвращение» (1973), «Вода наша насущная» (1976), «Еще пять дней» (1979), «Земля и золото» (1985, совместно с Г.Маркаряном) и др.

1929
Николай Насибович Насибов
российский жокей, тренер по конному спорту. Единственный в мире, кому трижды удалось завоевать Кубок Европы в Кельне. Был выдающимся мастером своего времени, выиграв 654 скачки в России и 175 за рубежом. Фонд поддержки российского чистокровного коннозаводства проводит ежегодный розыгрыш «Кубка Насибова». Умер в 1997 году.

1929
Вадим Николаевич Павлов
российский ученый-ботаник, основатель научной школы, заслуженный профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, исследователь растительности Западного Тянь-Шаня, член-корреспондент Российской Академии Наук

[699x502]
1929
Юрий Васильевич Прохоров
академик Российской Академии Наук (c 28 ноября 1972; член-корреспондент c 1 июля 1966). Родился в Москве. Окончил Московский университет (1949), с 1957 профессор там же. С 1949 работает в Математическом институте имени В.А.Стеклова Академии Наук СССР (с 1958 заведующий отделом, в 1969-1986 заместитель директора). Прохоров — член Главной редакции 3-го издания БСЭ, заместитель главного редактора "Математической энциклопедии", главный редактор журнала "Теория вероятностей и ее применения". Председатель Национального комитета общества Бернулли по математической статистике, теории вероятностей, комбинаторике и их применениям. Основные труды по теории вероятностей, особенно по асимптотическим методам этой теории. В области классических предельных теорем им изучены условия применимости усиленного закона больших чисел и локальных предельных теорем к суммам независимых случайных величин. В работах по предельным теоремам для случайных процессов предложил новые методы, основанные на изучении сходимости мер в функциональных пространствах. Эти методы были применены им к обоснованию предельного перехода от дискретных процессов к непрерывным, в частности в задачах теории массового обслуживания и теории управления. В области математической статистики Прохоров доказал устойчивость в т.н. характеризационных теоремах. Прохоров - вице-президент Международного математического союза (1978-1983), член Международного статистического института (1965). Ленинская премия (1970). Награжден 2 орденами Трудового Красного Знамени (1975, 1979).Умер в родном городе 16 июля 2013 года. Сочинения: Об усиленном законе больших чисел, "Известия Академии Наук СССР. Серия математическая", 1950, том 14, № 6; О локальной предельной теореме для решетчатых распределений, "Доклады Академии Наук СССР", 1954, том 98, № 4; Сходимость случайных процессов и предельные теоремы теории вероятностей, "Теория вероятностей и ее применения", 1956, том 1, выпуск 2; Многомерные распределения: неравенства и предельные теоремы, в книга: Итоги науки и техники, том 10, Москва, 1972,

1929
Барри Харрис
американский пианист и педагог, представитель второго поколения музыкантов бибопа. В четыре года занимался у церковного органиста, в 17 лет начал выступать в любительском джазовом шоу. В 1954-1955 гг. играл в Детройте в клубе «Blue Bird» вместе с Майлзом Дэвисом, Сонни Ститом, Максом Роучем. Стал одним из любимцев Коулмена Хокинса, кроме того записывался в студиях с Декстером Гордоном, Юзефом Латифом, Ли Морганом, Хэнком Мобли. Предпочитал играть в трио. Многие из концертов посвятил любимым пианистам - Телониусу Монку, Баду Пауэллу, Арту Тэйтуму. В 1958 г. начал педагогическую деятельность, разработан собственную методику освоения джазового фортепиано. В 1980-е гг. руководил джазовым культурным центром, в который вошли как клуб, так и учебные классы, В 1993 г. перенес инсульт, но продолжал выступления.

1930
Владимир Константинович Волков
российский историк, директор Института славяноведения Российской Академии Наук (1987-2004 гг.), доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Наук (2000). Специалист в области истории стран Восточной Европы, международных отношений и политики России и СССР. Председатель Российского комитета по изучению и распространению славянских культур

1930
Николай Васильевич Журкович
писатель, журналист, автор книг "Журавлиная горка", "Топтыжка" и др. Родился в деревне Дубовица Шумячского района.

1930Imraliev_Sardar_Mamed (526x700, 94Kb)
1930
Сардар Мамед оглы Имралиев
бригадир совхоза № 3 имени Ленина Ждановского района Азербайджанской ССР. Родился в селе Хоровлу, ныне Джабарильского района Республики Азербайджан. Азербайджанец. Трудовую деятельность начала в 1943 году помощником тракториста в колхозе, позднее стал трактористом. С 1945 года работал механизатором. Член КПСС с 1958 года. С 1960 года – бригадир комплексной механизированной хлопководческой бригады в совхозе Ждановского (ныне Бейлаганского) района. В 1964 году его бригада добилась особо высоких трудовых показателей. На обрабатываемых полях был собрано до 100 тысяч тонн хлопка, что на 400 тонн выше взятых. Себестоимость каждого гектара была значительно снижена, и это было лучшим показателем по СССР. Опыт работы получил распространение во всей стране, в совхозы была открыта школа обмена опытом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1966 года за успехи, достигнутые в увеличении производства и заготовок хлопка-сырца, Имралиеву Сардару Мамед оглы присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Работал бригадиром до 1987 года. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 6-10 созывов. Делегат 25 съезда КПСС. Лауреат Государственной премии (1975). Заслуженный механизатор Азербайджанской ССР (1966). Жил в Бейлаганском районе Азербайджана. Скончался 25 января 1987 года. Награжден четырьмя орденами Ленина (16 февраля 1963; 30 апреля 1966; 8 апреля 1971; 16 декабря 1972), орденом Октябрьской революции (23 февраля 1978), медалями.

1930
Нодар Леванович Мамисашвили
композитор. Родился в Тбилиси. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1967). В 1956 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции А.М.Баланчивадзе. С 1955 преподаватель Тбилисской консерватории (с 1972 декан оркестра факультета). В 1967—1972 начальник отдела музыкальных учреждений Министерства культуры Грузинской ССР. С 1976 художественный руководитель музыкальных передач Грузинского радио.

[501x700]
1931
Николай Петрович Белянский
бригадир комплексной бригады строительного управления № 23 стройтреста № 4 Главсевкавстроя, город Шахты Ростовской области. Родился на станции Готня Ракитянского района Курской ныне Белгородской области, в семье рабочего. В 15 лет остался сиротой. В 1947 году уехал на Украину. В конце 1949 года вернулся домой. По совету председателя сельсовета поехал на работу в город Шахты Ростовской области. В мае 1950 года окончил школу фабрично-заводского обучения № 28. Работал в бригаде плотников стройуправления № 20 (СУ-20) «Ростовшахтстрой». В 1952-1955 годах служил в Советской Армии, где получил специальность санинструктора и занимал должность начальника модельного склада неприкосновенного запаса военного госпиталя. После увольнения из Вооруженных Сил вернулся в Шахты и пошел работать плотником в строительное управление № 4 треста «Шахтшахтострой». С 1960 года и до ухода на пенсию работал бригадиром комплексной бригады строительного управления № 23 стройтреста № 4 Главсевкавстроя. Участвовал в строительстве поверхностного комплекса шахты «Юбилейная», объекта «холодильник» (холодильника мощностью 5 тысяч тонн готовой продукции), жилья в поселках Таловом и имени Артёма, общежития Шахтинского горного техникума, швейной фабрики, завода «Электротрансмаш», объектов соцкультбыта. По пятилетнему плану в Шахтах началось сооружение крупнейшего в Европе хлопчатобумажного комбината (ХБК). Строительство гиганта легкой промышленности начал коллектив стройуправления № 23 стройтреста № 4. Стройка была объявлена ударной. Работы велись в тяжелых погодных условиях. Люди его бригады внесли много предложений, ускоривших выполнение работ, овладели смежными профессиями. Была сдана первая очередь прядильно-ткацкой фабрики (ПТФ-1) на 50 тысяч веретен. По итогам пятилетки многие рабочие и инженеры были награждены орденами и медалями СССР. Бригадир Белянский был награжден орденом Ленина, а за строительство второй очереди прядильно-ткацкой фабрики (ПТФ-2) – орденом Октябрьской Революции. Третья очередь ПТФ-3 была сдана в эксплуатацию на 6 месяцев раньше срока. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1977 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые при строительстве прядильно-ткацкой фабрики № 3 Шахтинского хлопчатобумажного комбината имени 50-летия СССР, Белянскому Николаю Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В начале 1990-х годов вышел на пенсию. Умер 16 апреля 2009 года. Похоронен в городе Шахты Ростовской области. Заслуженный строитель РСФСР. Почётный гражданин города Шахты (27 июля 2000). Награжден 2 орденами Ленина (5 апреля 1971, 14 апреля 1977), орденами Октябрьской Революции (4 марта 1974), «Знак Почета» (11 августа 1966), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (21 февраля 1966).

[549x700]
1931
Дмитрий Михайлович Плотников
бригадир комплексной бригады строительного управления № 1 треста «Кемеровохимстрой» Министерства строительства предприятий тяжёлой индустрии СССР, Кемеровская область. Родился на территории современной Витебской области Белоруссии. Из крестьянской семьи. Русский. Член КПСС. В годы Великой Отечественной войны ребёнком пережил немецко-фашистскую оккупацию, рано остался без отца, погибшего на фронте. После войны окончил среднюю школу на родине, трудился в местном колхозе. В 1951 году призван в ряды Советской Армии. Проходил службу в частях Восточно-Сибирского военного округа. В сапёрной части под городом Иркутск приобрёл строительную специальность. В 1955 году после увольнения в запас переехал в город Кемерово, центр Кемеровской области. В Кемерове устроился работать по приобретённой специальности в системе ордена Ленина треста №96 Главсибстроя Министерства строительства СССР (с 1957 года в составе Кемеровского совнархоза; в 1960 трест №96 переименован в общестроительный ордена Ленина трест «Кемеровохимстрой» с подчиненим комбинату «Кемеровошахтострой»; с 1960 года в составе Главкузбасстроя Министерства строительства РСФСР, с 1967 года Минтяжстроя СССР; ныне не существует). Основное направление работы треста — строительство предприятий химической промышленности: предполагалось, что столица угольного Кузбасса станет городом химиков. В 1960 году Д.М.Плотников возглавил комплексную бригаду, которая выполняла полный цикл строительных работ — от закладки фундамента до сдачи «под ключ» заводских корпусов. Строители под его руководством возводили корпуса многих жизненно важных объектов города и области. При их непосредственном участии сооружались такие предприятия «большой химии» в областном центре, как комбинат шёлковых тканей (ныне ОАО «Ортон»: функционирует один цех), заводы коксохимического машиностроения (ныне ООО «Кемеровохиммаш») и искусственного волокна (позднее ООО «Химволокно АМТЕЛ-КУЗБАСС»; ныне не существует). За четыре пятилетки бригада Плотникова выполнила почти восемь пятилетних планов. Ударный и самоотверженный труд каждого члена бригады позволил ей получить личный «Знак качества» от Минтяжстроя СССР. Особенно выдающихся успехов строители во главе с Д.М.Плотниковым добились на сооружении крупнейшего в Кемерове предприятия — Новокемеровского химического комбината (с 1975 года Кемеровское производственное объединение «Азот», с 1992 года ОАО «Азот»). Дмитрий Михайлович зарекомендовал себя грамотным, принципиальным, авторитетным руководителем, умелым организатором строительного производства, он активно внедрял достижения науки и техники, средства малой механизации, что обеспечивало существенный рост производительности труда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1981 года за выдающиеся успехи, достигнутые при строительстве комплекса по производству минеральных удобрений в Кемеровском производственном объединении «Азот», Плотникову Дмитрию Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Вот что позднее Дмитрий Михайлович вспоминал об участии в том грандиозном строительстве, объявленном Всесоюзной ударной комсомольской стройкой: «Трудились тогда все, как говорили с высоких трибун, “по-ударному”. А проще говоря, работали на износ. Придёшь домой, поел, подушки коснулся, и всё — нет тебя. А утром снова — на стройку…» Более 36 лет он проработал в одной комплексной бригаде строительного управления №1, оставался её бессменным руководителем до ухода на заслуженный отдых. Проживает в городе Кемерово.
[552x700]
Избирался делегатом XXVI съезда КПСС (1981), членом Кемеровского горкома КПСС, депутатом Кемеровского городского Совета депутатов трудящихся (с 1977 года — народных депутатов). Также избирался делегатом профсозных съездов, был участником зарубежных правительственных делегаций. Будучи на пенсии, принимает активное участие в общественной жизни города и области.
[495x700]
Является членом Совета старейшин при губернаторе Кемеровской области. В 2008 году избран в члены Общественной палаты Кемеровской области второго созыва, а через два года вошёл в новый состав Общественной палаты. Награждён орденами Ленина (12 февраля 1981), Трудового Красного Знамени (16 марта 1976), 2 орденами «Знак Почёта» (11 августа 1966; 5 апреля 1971), медалями. Отмечен региональными наградами, в том числе серебряным и бронзовым знаками «За заслуги перед городом Кемерово». Почётный гражданин города Кемерово (29 апреля 1988) и Кемеровской области (10 августа 2005). Почётный строитель Кузбасса.
[700x458]
Вручение серебряного знака «За заслуги перед городом Кемерово» в администрации города, 19 декабря 2016 года.

[538x699]
1931
Георгий Ефимович Распопов
комбайнёр колхоза имени Первого мая Целинского района Ростовской области. Родился в селе Богородицкое Песчанокопского района Ростовской области, в многодетной крестьянской семье. Родители работали животноводами. Был старшим сыном в семье. Во время войны семья переехала в Зимовниковский район Ростовской области, затем на хутор Свободный Целинского района. Отец, Ефим Харитонович, погиб на фронте. Окончил IV класса школы. С 1946 года работал прицепщиком в Целинской МТС. С 1951 по 1954 годы проходил действительную военную службу в рядах Советской Армии. По возвращении из армии в 1954 году, приписав себе 2 года образования, Георгий Распопов окончил курсы при Сальской школе механизации. Работал комбайнёром в Целинской МТС, под началом опытных комбайнёров - Героя Социалистического Труда Ф.Ф.Полторацкого и М.А.Лоскутова. С 1958 года после расформирования машино-тракторных станций работал в колхозе имени Первого мая комбайнёром. По его инициативе было создано уборочное звено, стал звеньевым. В результате повысилась производительность труда, улучшились отношения в коллективе. Затем в начале 1970-х годов стал популярным семейный подряд, и звено распалось. Однако Распопов продолжал добиваться высоких показателей в труде. В уборочную кампанию 1973 года он намолотил 8400 центнеров зерна в родном колхозе и ещё 8600 центнеров в Куйбышевском районе. Был представлен к награждению орденом Ленина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 декабря 1973 года за большие успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и продажи зерна и других продуктов земледелия в 1973 году комбайнёру колхоза имени Первого мая Целинского района Ростовской области Распопову Георгию Ефимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (удостоверение Героя Социалистического Труда № 030250 от 7 декабря 1973 года). После присвоения высокого звания продолжал трудиться в родном колхозе. Колхоз был одним из первых по урожайности в районе и области. Убирал урожай в Монгольской Народной Республике, помогал осваивать новую советскую технику, за что получил благодарственную грамоту правительства Монголии. Работал на комбайнах С-4, СК, «Нива», Колос», «Дон» различных моделей. Вёл большую общественную работу, избирался депутатом Целинского районного Совета, членом бюро Целинского райкома КПСС. За время работы внес огромный вклад в создание прочной производственной базы хозяйства. В центре его внимания постоянно находились вопросы улучшения условий труда и быта колхозников. Большой хозяйственный опыт, знание, высокая ответственность, принципиальность в решении вышеперечисленных и других многочисленных проблем позволили ему добиться значительных успехов в развитии хозяйства. В 1991 году, по достижении пенсионного возраста, остался работать в родном хозяйстве. В условиях расколлективизации и развала села, учинённого реформаторами, помогал крестьянам убирать урожай, зачастую бескорыстно, передавал свой опыт молодёжи. В 1996 ввиду ухудшения здоровья вышел на пенсию. Жил на хуторе Свободном Целинского района Ростовской области. Занимался домашним хозяйством. Скончался 2 декабря 2006 года. Похоронен в Целине на сельском кладбище. Награждён двумя орденами Ленина (7 декабря 1973, 23 декабря 1976), орденом Трудового Красного Знамени (8 апреля 1971), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (19 апреля 1967), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970), «Ветеран труда». Решением Собрания депутатов Целинского района от 4 октября 2006 года № 4 Григорию Ефимовичу Распопову было присвоено звание «Почётный гражданин Целинского района».

1931
Юрий Александрович Чизмаджев
российский ученый-биофизик, председатель Научного совета по биологическим мембранам Российской Академии Наук, член-корреспондент Российской Академии Наук. Специалист в области исследований мембранного транспорта, явления возбудимости и воздействия электрических полей на клетки и их мембраны. Главный редактор журнала «Биологические мембраны». Лауреат Государственной премии СССР (1986).

[486x700]
1931
Сергей Кугультинович Чурюмов
комбайнёр совхоза «Южный» Городовиковского района Калмыцкой АССР. Родился в селе Бурул ныне Городовиковский района Калмыкии, семье крестьянина. Калмык. Имел неполное среднее образование. В декабре 1943 года в рамках акции «Улусы» по депортации калмыцкого народа был сослан с семьёй в Сибирь. Трудовую деятельность начал с 17-летнего возраста, в 1950 году закончил в Ульяновском районе Омской области курсы механизаторов, получил профессию механизатора широкого профиля. В 1958 году возвратился на родину и с 1959 года в течение двадцати лет работал комбайнёром в колхозе «Южный» Городовиковского района Калмыцкой АССР. В уборочную страду 1966 года С.К.Чурюмов с 322 гектаров намолотил 8 тысяч центнеров зерновых, всего же за 7-ю семилетку (1959-1965) он с 2291 гектара намолотил 41 тысячу центнеров зерновых. В 1968 году вступил в КПСС. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1967 года за достигнутые успехи в увеличении производства и заготовок зерна в 1966 году Чурюмов Сергей Кугультинович удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Избирался депутатом Верховного Совета СССР 9-го созыва (1974-1979). Жил в Городовиковском районе. Умер 23 июня 2024 года. Награждён орденами Ленина (19 апреля 1967) и Октябрьской Революции (7 декабря 1973), медалями. В Элисте на Аллее Героев установлен барельеф С.К.Чурюмова.

1931
Эвальд Шорм
чехословацкий режиссер и сценарист. В 1957-1962 гг. учился на режиссерском факультете Академии искусств (Прага). Снял документальные фильмы «Железнодорожники» (1963), «Зеркальное отражение» (1965; премия «Серебряный дракон» на Международном кинофестивале в Кракове, 1966). В 1964 г. дебютировал в художественном кино. Режиссер фильмов: «Отвага на каждый день» (1964), новелла «Путешествующий автомат» в фильме «Жемчужинки на дне» (1965; премия ФИПРЕССИ и специальная премия жюри для молодых режиссеров на Международном кинофестивале в Локарно), «Возвращение блудного сына» (1966), «Пять девушек на шее» (1967). Умер в Праге 14 декабря 1988 года.

1932
Элейн (Радофф) Баркин
американский композитор и музыковед

1932Vakhitov_Shuvald (466x700, 120Kb)
1932
Шавали Мухаметович Вахитов
дояр Таймасовского совхоза Кумертауского района, Башкирская АССР. Родился в деревне Ялчикаево, ныне Куюргазинского района Республики Башкортостан, в крестьянской семье. Башкир. Окончил начальную школу. Трудовую деятельность начал в 1947 году скотником в колхозе «Янги тормош» Куюргазинского района. С 1957 года работал бригадиром дойного гурта Ялчикаевской молочно-товарной фермы отделения «Лена» Таймасовского зерносовхоза. С 1962 году трудился дояром, опе¬ратором машинного доения в том же совхозе. Ежегодно добивался высоких показателей по надою молока среди животноводов не только совхоза, но и района. В 1962 году надоил на одну фуражную корову 4704 килограмма молока при плане 2700 килограммов и занял первое место в районе. В 1963 году, в условиях засухи, недостатка кормов, получил от каждой коровы по 4598 килограммов молока при плане 2790. В 1964 году от каждой из закрепленных коров надоил по 4967 килограммов молока при плане 2300 килограммов. В 1965 году от закрепленных за ним молодых коров, несмотря на трудности ухода, добился самых высоких показателей в районе: надоил вручную от каждой из 10 коров по 4700 килограммов молока при плане 2350 килограммов, получил и вырастил по одному теленку от закрепленных за ним коров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года за достигнутые успехи в развитии животноводства, увеличении производства и заготовок мяса, молока и другой продукции Вахитову Шавали Мухаметовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1987 года до ухода на пенсию в 1992 году работал бригадиром дойного гурта Ялчикаевской молочно-товарной фермы отделения «Лена» Таймасовского совхоза. Жил в селе Ялчикаево. Умер 20 декабря 2020 года. Похоронен на кладбище села Ялчикаево. Дважды участвовал в Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР. Избирался депутатом Верховного Совета Башкирской АССР шестого (1963-1967), восьмого, девятого (1971-1980), одиннадцатого (1985-1990) созывов, членом Башкирского обкома КПСС. Награжден двумя орденами Ленина (22 марта 1966, 6 сентября 1973), Октябрьской Революции (8 апреля 1971) Трудового Красного Знамени (29 августа 1983), Дружбы народов (16 декабря 1980, в том числе медалями ВДНХ СССР. Заслуженный животновод Башкирской АССР (1973). Почетный гражданин Куюргазинского района Республики Башкортостан. Постановлением главы Администрации Куюргазинского района в 2002 году учреждена премия имени Героя Социалистического Труда Ш.В.Вахитова в соревновании среди операторов машинного доения коров.

[589x699]
1932
Эдна О'Брайен (Edna O'Brien)
ирландская писательница, автор романов, рассказов, пьес. Для ее творчества характерны яркие женские образы, выразительные описания, откровенный эротизм. Произведения О'Брайен часто воспринимались неоднозначно, многие из ее книг были запрещены в Ирландии. О'Брайен родилась в Туамграни (графство Клэр), маленькой деревушке на востоке Ирландии с населением около 200 человек. Жители деревни были ревностными католиками. О'Брайен получила строгое воспитание в монастыре. Выйдя из него, она поступила в Фармацевтический колледж, отчасти чтобы вырваться из стеснявшего ее окружения. В 1959 она переехала в Лондон. С 1952 по 1964 была женой писателя Эрнста Геблера. Первый роман О'Брайен, «Деревенские девочки» (The Country Girls, 1960) положил начало трилогии. В нем рассказывается о двух ирландских девушках, сбежавших из-под строгого надзора семьи и монастырской школы, чтобы отправиться в Дублин в поисках счастья. Их дальнейшая жизнь прослежена в романах «Одинокая девушка» (The Lonely Girl, 1962) и «Девушки в блаженстве замужества» (Girls in Their Married Bliss). Обе героини обосновываются в Лондоне, постепенно разочаровываются в браке и в мужчинах. Эти романы в 1986 были объединены писательницей в «Трилогию о деревенских девушках с Эпилогом» (The Country Girls Trilogy and Epilogue). Эпилог был добавлен в качестве ретроспективы жизни двух героинь. Романы, собранные вместе и снабженные заключением, обрели связность и законченность, наполнились новым смыслом. К тому же, в 1986, О'Брайен была уже признанным автором. Трилогия получила множество одобрительных отзывов. Терренси Рафферти писал: «Точные психологические наблюдения, изящные и волнующие описания... Эпилог завершает рассказ, возвращая его на круги своя, придавая жизни трагизм, который был бы непереносим, не будь он художественной условностью. Красота и бессмертие языка порождают надежду». Среди других романов Эдны О'Брайен: «Август – порочный месяц» (August is a Wicked Month, 1965), «Жертвы мира» (Casualties of Peace, 1966), «Языческое место» (A Pagan Place, 1970), «Зет и компания» (Zee and Company, 1970), «Ночь» (Night, 1972), «Джонни, тебя не узнать» (Johnny, I Hardly Knew You, 1977), «Шоссе» (The High Road, 1988), «Время уносит» (Time and Tide, 1992), «Дом прекрасного уединения» (House of Splendid Isolation, 1994), «Нижняя река» (Down River, 1996), «Безумные декабри» (Wild Decembers, 2000) и «В лесу» (In the Forest, 2002). По мнению критики, повествовательное мастерство О'Брайен ставит ее в один ряд с лучшими ирландскими писателями, в числе которых Джеймс Джойс, Фрэнк О'Коннор, Шон О'Фаолайн. Наиболее ярко этот дар О'Брайен проявляется в рассказах. Они представлены в сборниках «Предмет любви (The Love Object, 1968), Женщина скандального поведения (A Scandalous Woman, 1974), Миссис Рейнхардт и другие рассказы (Mrs. Reinhardt and Other Stories, 1978), Роза в сердце» (A Rose in the Heart, 1979) и «Слайды» (Lantern Slides). Самый значительный сборник – «Сердце фанатика. Избранные рассказы Эдны О'Брайен. / Предисловие Филипа Рота» (A Fanatic Heart: Selected Stories of Edna O'Brien, foreword by Philip Roth, 1984). Он составлен из двадцати девяти рассказов, написанных за два десятилетия писательской деятельности. В них темы детства, любви, предательства, утрат рассматриваются с точки зрения женского восприятия. Эти истории привлекательны тем, что в них, кажется, обнажается душа самого автора. По мнению Джонатана Ярдли, критика из Вашингтон Пост Бук Уорлд, «в них есть все: жестокость, предрассудки, безумие, пьянство, диктат религии, забитые женщины. Ирландия в изображении О'Брайен такая же суровая и косная, как Юг в изображении Флэннери О'Коннора. И все же ее героини стремятся к любви и добру, к близости, основанной на взаимопонимании, и это вносит в рассказы неожиданную теплоту, обогащающую общую картину». Пьесы О'Брайен: «Дешевый букет прелестных цветов» (A Cheap Bunch of Nice Flowers, 1962), «Языческое место» по роману 1972, «Собирание» (The Gathering, 1974), пьеса о Вирджинии Вульф «Вирджиния» (Virginia, 1980) и «Мадам Бовари» по роману Гюстава Флобера. О'Брайен является автором детских книг, сценариев, а также биографий Дж.Джойса «Портрет Джойса в браке» (A Portrait of Joyce's Marriage, 1981) и «Джеймс Джойс» (James Joyce, 1999).

[453x700]
1933
Нина Ивановна Иванова (Мажукова)
отделочница Шумерлинского завода спецавтофургонов Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Чувашская АССР. Родилась в деревне Шумерля ныне Шумерлинского района Чувашской Республики, в семье рабочего. Чувашка. В 1948 году окончила школу-семилетку. Трудовую деятельность начала в 1950 году, пришла работать на Шумерлинский мебельный комбинат (С 1968 года – Шумерлинский комбинат спецавтофургонов), туда где работали отец и дед. Трудилась укладчицей, затем сушильщицей, а с 1958 года – отделочницей в цехе №5. Комбинат входил в структуру Министерства бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР. Многопрофильное предприятие выпускало несколько типов модификаций автомобильных кузовов фургонов и кузовов контейнеров, также продукцией предприятия была мебель. В мебельном цехе и работала Иванова Н.И. В совершенстве освоила свою профессию. Выполняла наиболее ответственные задания, в том числе готовила изделия для Московского Дворца съездов, Варшавского Дворца науки и культуры. Освоила выпуск различных моделей мебели: шкафы, серванты, трельяжи, спальные гарнитуры, кресла, кровати, корпуса телевизоров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию лесной и деревообрабатывающей промышленности, Ивановой Нине Ивановне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Работала на комбинате и выхода на пенсию в 1988 году.
[603x700]
Постоянно занималась и общественной работой: была членом завкома и парткома комбината, депутатом городского Совета и депутатом Верховного Совета СССР седьмого созыва, делегатом ХХV съезда КПСС. Жила в городе Шумерля. Скончалась 24 февраля 2016 года. Награждена орденами Ленина (7 мая 1971), Трудового Красного Знамени (7 сентября 1966), медалями.

Lisnyak_Pavel_Yegorovich (497x700, 140Kb)
1933
Павел Егорович Лисняк
забойщик шахты имени Артёма производственного объединения «Артёмуголь» Министерства угольной промышленности Украинской ССР, Донецкая область. Родился селе Парасковия (ныне Нововодолазского района Харьковской области, Украина) в многодетной (6 детей), крестьянской семье. Украинец. Во время Великой Отечественной войны в период немецкой оккупации жил в родном селе. Отец погиб в феврале 1943 года. После освобождения начал учёбу в школе. Одновременно с ней работал в колхозе. Окончил 6 классов школы в родном селе. В мае 1950 года окончил школу фабрично-заводского обучения №53 (ныне – Торецкий профессиональный горный лицей) города Артёмово (с 2016 года - Зализное) Сталинской области Украинской ССР (ныне - Донецкая область Украины), получил специальность крепильщика. В 1950 году начал работать на шахте крепильщиком, однако вскоре перешел работать забойщиком на отбойных молотках. С первых дней работы показывал высокие результаты, перекрывая норму в 1,5 раза. В 1953 году был призван в Советскую Армию. После увольнения в запас в 1956 году вернулся работать на шахту. Работал забойщиком, вёл выемку угля отбойным молотком в «магазинных» уступах, обеспечивая фронт работ для механизаторов. Ежесменно выполнял норму выработки на 150—200 процентов. В 1971 году окончил 8 классов вечерней школы, за год пройдя программу двух классов Неоднократно выполнял сменные задания на 300-400 %. Работал на сложных участках с 70-см наклонными жилами угля на глубине около 1 км. Несмотря на это, 20 августа 1975 года первым в Донбассе досрочно завершил выполнение заданий двух пятилеток, нарубив отбойным молотком 22 тысячи тонн угля. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 мая 1977 года за выдающиеся успехи в выполнении принятых на 1976 год социалистических обязательств по добыче угля и достижение высших качественных показателей в работе Лисняку Павлу Егоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжал работать на шахте до 1991 года. Несмотря на внедрение комбайнов, продолжал работать отбойным молотком на сложных пластах. За время работы на шахте добыл более 120 000 тонн угля. Жил в городе Артёмово Дзержинского городского совета (с 2016 года – город Зализное Торецкого городского совета) Донецкой области (Украина). Умер 15 октября 2001 года. Похоронен в Торецке. Избирался делегатом XXV съезда КПСС, членом Дзержинского горкома Компартии Украины, депутатом городского совета. Награждён орденами Ленина (12 мая 1977), Трудовой Славы III степени (21 апреля 1975), медалями, знаками «Шахтёрская слава» трёх степеней, Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР. Почётный шахтер СССР.

[513x700]
1934
Вадим Алексеевич Анисимов
бригадир механизированной колонны строительно-монтажного управления № 7 треста «Мосгазпроводстрой» Министерства газовой промышленности СССР. Родился в городе Ростов-на-Дону, в семье рабочего-печатника. В годы Великой Отечественной войны пережил все ужасы фашисткой оккупации. Окончил среднюю школу, а в 1955 году Ростовский строительный техникум. После окончания техникума по распределению был направлен в город Сенгилей Ульяновской области, где трудился мастером по ремонту строительных машин Харьковского строительного управления на строительстве дамбы и берегового укрепления реки Волга в связи со строительством Куйбышевской ГЭС. В 1956 году пришел в строительное управление № 5 (СУ-5) треста «Мосгазпроводстрой» в поселке (с 1957 года – город) Аксай Ростовской области, где работал мастером при механических мастерских. В 1958 году назначен начальником механизированной колонны строительного монтажного управления № 7 (СМУ-7) треста «Мосгазпроводстрой». СМУ-7 находилось в городе Новгород (ныне – Великий Новгород). Работал на строительстве газопровода Серпухов – Ленинград. Здесь впервые в практике трубопроводного строительства была применена установка железобетонных грузов вертолетом. Ему поручали наиболее важные и сложные участки строительства газопровода, такие как Даугава – Минск – Вильнюс, нефтепровода «Дружба», газопровода Пунга – Серов. Его мехколонна за семилетку (1959-1965) закончила и сдала в эксплуатацию более четырехсот километров трубопроводов. В короткий срок был разработан метод строительства – совмещения изоляции трубопровода с укладкой его в траншеи, комплексное ведение изоляционно-укладочных работ. Без отрыва от производства окончил Московский нефтяной институт имени И.М.Губкина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии газовой промышленности и достижение высоких технико-экономических показателей при выполнении заданий семилетнего плана Анисимову Вадиму Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1968-1970 годах – начальник участка СМУ-2 треста «Ленгазспецстрой» Министерства газовой промышленности СССР.
[451x700]
Фото начала 1970-х годов. Из архива Героя.
В 1970-1971 годах – главный инженер СМУ-3 треста «Ленгазспецстрой» Мингазпрома СССР в городе Вильнюс. Непосредственно участвовал в программе газификации Литовской ССР (ныне – Литва). В 1972-1974 годах находился в командировке в Финляндии, где также участвовал в строительстве газопроводов, после чего вновь вернулся в Вильнюс. В 1974-1977 годах – главный инженер СМУ-3 треста «Ленгазспецстрой» Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. В 1977-1980 годах – заместитель начальника СМУ-16 треста «Вильнюсстрой» Миннтефтегазстроя СССР. В 1980-1990 годах – начальник участка, а затем главный инженер СМУ-3 треста «Ленгазспецстрой» Миннтефтегазстроя СССР. В 1991-1997 годах – начальник СУ-14 треста «Мосгазпроводстрой». С 1997 года – на пенсии. Жил в городе Подольск Московской области. Умер 28 августа 2020 года. Награжден орденами Ленина (1 июля 1966), «Знак Почёта» (18 июля 1960), медалями, Почётными грамотами Президиума Верховных Советов Литовской ССР и Латвийской ССР. Почетный работник нефтегазстроя.

1934
Олег Алексеевич Богатиков
российский ученый в области геологии, академик Российской Академии Наук. Удостоен Демидовской премии 2003 г. «за выдающийся вклад в исследование глобального магнетизма и развитие новой ветви науки о Земле – эволюционной магматической петрологии». Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997).

Kuanchaliev_Idayat2 (520x700, 125Kb)
1934
Идаят Куанчалиев
старший чабан совхоза «Палласовский» Палласовского района Волгоградской области. Родился в совхозе «Торгунский» Палласовского кантона АССР Немцев Поволжья, ныне – Палласовского района Волгоградской области, в семье животноводов. Казах. С 10-летнего возраста помогал родителям пасти совхозные отары овец. Получив начальное образование, Идаят Куанчалиев работал в местном целинном совхозе «Палласовский» (центральная усадьба с 1967 года – посёлок Заволжский) Палласовского района, с 1954 года – старшим чабаном отделение №2. Если в 1954 году от каждой сотни овцематок удавалось сохранить к отбивке лишь 74 ягнёнка, то в период 7-й семилетки (1959–1965) и последующие годы (за исключением засушливого 1972 года) деловой выход молодняка не опускался ниже ста процентов. В 1964 году бригада И.Куанчалиева получила по 128 деловых ягнят от каждых ста овцематок и настригла по 5 килограммов шерсти с каждой овцы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года за достигнутые успехи в развитии животноводства, увеличении производства и заготовок мяса, молока, яиц, шерсти и другой продукции Куанчалиеву Идаяту присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В последующие годы он продолжал демонстрировать наивысшие показатели в приплоде молодняка и настригу шерсти среди чабанов Палласовского района, неоднократно участвовал в Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР. По итогам работы в 8-й семилетке (1966–1970) награждён вторым орденом Ленина, а за успехи в продуктивности животноводства в 1976 году – орденом Октябрьской Революции. Избирался делегатом XXV съезда КПСС (1976). Его жена Орб тоже трудилась старшим чабаном, являлась кавалером орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. На её ответственности находилась совхозная отара племенных овцематок. Проживал в селе Старая Иванцовка Палласовского района. Скончался 26 августа 1995 года. Награждён 2 орденами Ленина (22 марта 1966; 8 апреля 1971), орденом Октябрьской Революции (23 декабря 1976), медалями, а также золотой и 2 бронзовыми медалями ВДНХ СССР.
Kuanchaliev01 (489x700, 131Kb)
Герой Социалистического Труда Идаят Куанчалиев.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 15 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»