• Авторизация


12 декабря родились... 12-12-2025 04:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[685x700]
1887
Курт Магнус Аттерберг (шведское имя — Kurt Magnus Atterberg)
шведский композитор, дирижёр и музыкальный критик. Родился в Гётеборге. Начал учиться музыке с освоения виолончели, однако систематическое образование получил как инженер и после окончания Королевского технологического института на протяжении большей части жизни (1912—1968) работал в Шведском управлении патентов и регистрации (с 1936 года — в должности начальника отдела). В 1908 году Аттерберг опубликовал своё первое сочинение, Рапсодию для фортепиано с оркестром, и лишь после этого в 1910—1911 гг. прошёл формальный курс композиции в Стокгольмской консерватории у Андреаса Халлена. Тем не менее, творчество Аттерберга достаточно рано встретило признание. В 1919 году его скрипичный концерт был впервые исполнен Альмой Муди с Берлинским филармоническим оркестром под руководством Макса фон Шиллингса, а в 1922 в Германии состоялись премьеры его Третьей и Четвёртой симфоний. В 1924 году он стал одним из соучредителей Шведского общества композиторов, в 1926 был избран членом Шведской академии музыки (в 1940—1953 гг. он занимал пост её секретаря). В 1928 году Аттерберг добился наибольшего международного успеха: звукозаписывающая фирма Columbia к 100-летию смерти Франца Шуберта объявила конкурс на лучшую симфонию, вдохновлённую «Неоконченной симфонией» Шуберта, и Аттерберг стал его победителем со своей Шестой симфонией, выиграв денежный приз в 10 000 долларов (за симфонией закрепилось несколько ироническое прозвание «Долларовая симфония» (швед. Dollarsymfonin), а музыковед Иван Соллертинский, в рамках антибуржуазного обличения текущего состояния западной музыки, охарактеризовал её как эпигонскую). Аттербергу принадлежат пять опер, три балета, театральная музыка (в том числе к таким пьесам, как «Сестра Беатриса», «Антоний и Клеопатра», «Буря»), девять симфоний, девять оркестровых сюит и многое другое. Как дирижёр Аттерберг в 1916—1922 гг. возглавлял оркестр Королевского драматического театра в Стокгольме, в дальнейшем же дирижировал преимущественно собственными сочинениями. В 1919—1957 гг. он активно выступал как музыкальный критик в газете Stockholms-Tidningen. В 1938—1943 гг. был активным деятелем Шведско-немецкого общества. Умер в Стокгольме 15 февраля 1974 года. Подобно Шуберту, Бетховену, Брукнеру, Дворжаку и Малеру, Аттерберг как симфонист не смог преодолеть «заколдованный рубеж девятой симфонии». Его девять симфоний вошли в золотой фонд скандинавской музыки. Главной особенностью музыкального языка шведского композитора является его мелодичность, свойственная русским композиторам, на музыкальные традиции которых он во многом опирался. Определяя свои творческие ориентиры, Аттерберг говорил: «Русские композиторы, а также Брамс и Регер, — вот настоящие идеалы для меня.» В духе романтизма второй половины XIX века написаны Симфония № 1 (1910) и Симфония № 2 (1913). В Симфонии № 3 (1916), которая носит название «Картины западного побережья», Аттерберг, мастерски используя изобразительные возможности оркестра, рисует прекрасные ландшафты и пейзажи родины. Виртуозные партии флейты можно услышать в Симфонии № 4 «Piccola» (1918). Симфония № 5 (1922) полна драматического накала и трагизма. Симфония № 6 (1925) и Симфония № 7 «Романтическая» (1942) наиболее полно отражают мироощущение автора и являют собой пример авторского кредо композитора, для которого романтизм на протяжении всей жизни оставался творческим принципом. Симфония № 8 (1945) вновь полна трагизма и экспрессии и по духу близка Симфонии № 5. Авторским завещанием является Симфония № 9 — «Sinfonia visionaria», написанная для солистов, хора и оркестра. Основные произведения: Symphony No.1 in B minor, op.3 (1910); Symphony No.2 in F major, op.6 (1913); Symphony No.3 West Coast Pictures in D major, op.10 (1916); Symphony No.4 Piccola in G minor, op.14 (1918); Symphony No.5 Funebre in D minor, op.20 (1922);Symphony No.6 in C major, op.31 (1928); Symphony No.7 Romantic, op.45 (1942); Symphony No.8, op.48 (1945); Symphony No.9 Visionaria, op.54; Symphonic Poem Aelven (The River), op.33; Piano concerto, op.37 (1935); Violin concerto, op.7 (1913); Cello concerto, op.21 (1922); Horn Concerto, op.28 (1926).

[463x700]
1887
Софья Алексеевна Бобринская (в первом браке — княгиня Долгорукова, во втором браке — княгиня Волконская)
русский авиатор, одна из первых женщин-пилотов. Родилась в Санкт-Петербурге, в семье графа А.А.Бобринского — сенатора, обер-гофмейстера, председателя Императорской Археологической комиссии. В Женском институте изучала медицину. В период 1907—1912 годов в качестве врача-хирурга много времени проводила в госпиталях. За волонтёрское участие в Сербско-болгарской войне получила награду из рук сербского короля Петра I (за работу в холерном лагере). Одна из первых в России женщин-автомобилисток и авиатрисс. Состояла членом Императорского Российского Автомобильного Общества. Была единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега протяжённостью 3200 км на приз Его Императорского Величества Николая II, проходившего с 16 по 29 июня 1910 года. В начале 1910-х годов увлеклась авиацией.
[700x436]
Долгорукова во время Императорского пробега 1910 года.
В 1912 году прошла начальную лётную подготовку в Шартской школе пилотов-авиаторов французского аэроклуба под руководством господина Блерио (французское имя — Bleriot) в Париже. Вернувшись в Россию, поступила в школу пилотов Императорского Российского Аэро-клуба (ИВАК) и 5 апреля 1914 года получила удостоверение пилота № 234. С началом Первой мировой войны ходатайствовала о назначении в военную авиацию, но прошение было отклонено, и княгиня Долгорукая ушла на фронт сестрой милосердия. Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А.Ф.Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. Софья Долгорукая служила в 26-м КАО (корпусной авиационный отряд) вместе с Еленой Самсоновой и, возможно, совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя. После установления Советской власти некоторое время жила в России, позже уехала в Англию. В 1921 году возвратилась в СССР, чтобы вызволить из тюрьмы своего мужа и уже вместе с ним вернуться в Лондон. В 1926 году, уже во Франции, вновь сдала экзамены на право вождения автомобиля и стала работать водителем такси. Муж подрабатывал переводами, работал бухгалтером и клерком, в 1927—1928 годах он работал в Дьепе в казино барона Гинзберга, где Софья Алексеевна также подрабатывала гидом-переводчиком. С 1928 года Софья Алексеевна стала работать секретарем у маркиза Ганея (французское имя — Ganay). Во время оккупации Парижа в сентябре 1942 года посещала дочь (от первого брака) в немецком плену. Умерла в Париже 12 декабря 1949 года, похоронена на одном из кладбищ Парижа. Первый муж — князь Пётр Александрович Долгоруков (1883—1925), штаб-ротмистр, конногвардеец. Единственная дочь от этого брака Софья Петровна Долгорукова — Скипвич (1907—1994), мать П.Л.Зиновьева, умерла в Англии. В Петрограде (25 ноября 1918) вторично вышла замуж за князя П.П.Волконского (1872—1957). Софья Алексеевна — автор книги о Москве, изданной в Париже на русском языке в 1928 году; публикации «Горе побеждённым» (1934, Париж); её перу принадлежат статьи и обзоры в «Возрождении» и «Русской мысли».

[589x700]
1888
Юрий Андреевич Желябужский
советский оператор, режиссёр, сценарист. Родился в Москве. Мать — актриса Мария Фёдоровна Андреева, отец — действительный статский советник Андрей Алексеевич Желябужский. После того, как родители расстались, отчимом Юрию приходился многолетний спутник жизни матери Максим Горький. Сохранилась серия любительских фотографий, сделанных на итальянском острове Капри в 1908 году (между 23 и 30 апреля), когда Владимир Ленин находился в гостях у А.М.Горького. Фотографии сняты с различных ракурсов и запечатлели Ленина играющим с Горьким и Александром Богдановым, известным революционером-марксистом, врачом и философом. Автором всех (или по крайней мере двух из этих фотографий) выступил Юрий Желябужский. В то время он был двадцатилетним юношей. Учился на кораблестроительном отделении Петроградского политехнического института (1913—1916). Окончил Высшую техническую школу. Работал в кино с 1916 года, начал карьеру лаборантом кинолаборатории Кенеке и Мартынова в Москве. Был сценаристом кинофирмы «Эра», автором сценариев ряда фильмов «Русской Золотой серии». В 1917 году стал оператором, сценаристом и режиссёром на киностудии «Межрабпом-Русь». Операторский дебют — «Вырыта заступом яма глубокая…» (1917), режиссёрский дебют — «Девочка со спичками» (1919; фильм не сохранился). Был одним из организаторов и педагогов Госкиношколы (ныне — ВГИК). В 1919—1920 — один из руководителей московской группы кинохроники, снимавшей В.И.Ленина. Автор первых советских учебных фильмов и теоретических работ по вопросам операторского мастерства и техники киносъёмки. В 1940 году стал профессором кафедры операторского мастерства во ВГИКе. Во время войны после ухода всего преподавательского состава в ополчение вместе с А.А.Левицким возглавлял охрану институтского здания. После 1944 года работал на киностудиях «Воентехфильм», «Моснаучфильм», параллельно работал на киностудии «Учтехфильмтяжпром». Умер в Москве 18 апреля 1955 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1). Награды: Орден Трудового Красного Знамени (15 сентября 1948); Орден «Знак Почёта» (14 апреля 1944); медали. Режиссёр: художественные фильмы: 1918 — Девьи горы; 1918 — Царевич Алексей; 1919 — Девочка со спичками (короткометражный); 1919 — Дети — цветы жизни (короткометражный); 1919 — Новое платье короля (короткометражный); 1919 — Сон Тараса; 1919 — Чем ты был? (короткометражный); 1920 — Война войне (короткометражный); 1920 — Две души; 1920 — Домовой-агитатор (короткометражный); 1920 — Народ — сам кузнец своего счастья (короткометражный); 1920 — На фронт!; 1920 — Паны-налётчики (короткометражный); 1924 — Морозко (короткометражный); 1924 — Папиросница от Моссельпрома; 1925 — Коллежский регистратор; 1926 — Дина Дза-дзу; 1927 — Каток (анимационный); 1927 — Кто ты такой?; 1927 — Победа женщины;1927 — Приключения Болвашки (анимационный); 1928 — Человек родился; 1929 — В город входить нельзя; 1932 — Просперити; 1935 — Лавры мисс Эллен Грэй. Документальные фильмы: 1946 — Живопись Репина (документальный); 1947 — Василий Иванович Суриков (документальный). Сценарист: 1916 — Пасынки жизни; 1916 — Случайно случившийся случай; 1918 — Царевич Алексей;1919 — Девочка со спичками (короткометражный); 1919 — Дети — цветы жизни (короткометражный); 1919 — Новое платье короля (короткометражный);1920 — Война войне (короткометражный); 1924 — Морозко (короткометражный); 1927 — Кто ты такой? Оператор: 1917 — Белые голуби; 1917 — Волжский богатырь; 1917 — Вырыта заступом яма глубокая…; 1917 — Иринина могила; 1917 — Лгущие богу; 1917 — Мир на развалинах; 1917 — Шакалы власти; 1918 — Бегуны; 1918 — Девьи горы; 1918 — Масоны; 1918 — Метель; 1918 — Царевич Алексей; 1919 — Девочка со спичками (короткометражный); 1919 — Дети — цветы жизни (короткометражный); 1919 — Новое платье короля (короткометражный); 1919 — Поликушка; 1919 — Чем ты был? (короткометражный); 1920 — Война войне (короткометражный); 1920 — Две души; 1920 — Домовой-агитатор (короткометражный); 1920 — Народ — сам кузнец своего счастья (короткометражный); 1922 — В вихре революции; 1922 — Конец рода Коростомысловых; 1924 — Аэлита; 1924 — Морозко (короткометражный); 1924 — Папиросница от Моссельпрома; 1925 — Коллежский регистратор; 1926 — Дина Дза-дзу; 1927 — Кто ты такой?; 1927 — Победа женщины; 1928 — Человек родился; 1929 — В город входить нельзя.

[475x700]
1888
Филипп Ним (Philip Neame)
британский генерал-лейтенант, участник Первой и Второй мировых войн. Филипп Ним родился в городке Фэйвершем (графство Кент) на юго-востоке Англии. Получил образование в колледже Челтнема. В 1908 году поступил на армейскую службу (в инженерные войска). В начале Первой мировой войны служил в 15-й полевой роте Корпуса королевских инженеров, в составе которой участвовал в первой битве при Ипре в октябре 1914 года. 19 декабря 1914 года около деревни Нев-Шапель на севере Франции, недалеко от бельгийской границы подразделение Нима попало под немецкую бомбардировку, стоившую ему многих убитых и раненых. Лейтенант Ним в течение 45 минут, метая гранаты, сдерживал контратаку противника на британскую позицию в траншее до тех пор, пока оттуда солдатами Западно-Йоркширского полка не были эвакуированы все раненые. За этот подвиг он был награждён высшей военной наградой Великобритании — Крестом Виктории. В феврале 1916 года Ним (теперь уже в звании майора) был переведён в 168-ю пехотную бригаду 56-й (Лондонской) дивизии. В 1920 году был назначен майором в Олдершотскую пехотную бригаду, с 1925 года служил в Бенгальской инженерной группе, в Индии. В 1932—1933 годах Ним служил 1-м офицером штаба Вазиристанского района Индии, а с 1934 года — бригадным генералом при штабе Восточно-Индийского командования. В 1938 году Ним стал главой Королевской военной академии в Вулидже. С начала Второй мировой войны (в 1939—1940 годы) Ним в звании генерал-лейтенанта был заместителем начальника штаба Британских экспедиционных сил во Франции. В 1940 году переведён в Северную Африку, став командиром расквартированной там 4-й индийской пехотной дивизии. Немногим позже находился в должности главнокомандующего британскими силами в Палестине и Трансиордании, затем — главнокомандующего на Кипре. В 1941 году стал командующим группой Западной пустыни в Египте, а после захвата войсками союзников Киренаики — её военным губернатором. Наиболее боеспособные подразделения союзников находились в процессе переформирования или были выведены из Северной Африки для обороны Греции, и оставшиеся под командованием генерала Нима части оказались неспособными противостоять наступлению немецкого Африканского корпуса Роммеля и начали отход обратно в Египет. При осуществлении отступления Филипп Ним вместе с 5 другими британскими генералами был взят в плен противником в районе Дерны. Пленный военачальник был отправлен в Италию, где находился в заключении (вместе с генерал-лейтенантом Ричардом О’Коннором и маршалом авиации Оуэном Бойдом) до сентября 1943 года, когда Италия вышла из войны, и британским военнопленным удалось бежать, воспользовавшись смятением охраны. В 1947 году генерал Ним вышел в отставку. С 1945 по 1953 годы он был заместителем губернатора острова Гернси. Филипп Ним умер в графстве Кент 28 апреля 1978 года. Награды и премии: Рыцарь Большого Креста ордена Британской империи (военный); Рыцарь Большого креста ордена Бани; Кавалер ордена «За выдающиеся заслуги»; Рыцарь ордена Святого Иоанна Иерусалимского; Кавалер ордена Почётного легиона; Военный крест 1914—1918 (Франция). Филипп Ним был членом сборной Великобритании на Олимпийских играх 1924 года в Париже и завоевал чемпионский титул в стрельбе по «бегущему оленю» двойными выстрелами в командном первенстве. Таким образом, Ним является единственным в мире обладателем одновременно золотой олимпийской медали и Креста Виктории. Библиография: Playing with Strife, The Autobiography of a Soldier, Lt-Gen. Sir Philip Neame, V.C., K.B.E., C.B., D.S.O., George G Harrap & Co. Ltd, 1947; John Keegan, Churchill’s Generals, Cassell Military, London 2007 , ISBN 0-304-36712-5.

1889
Артуро Кенни (испанское имя — Arturo J. Kenny y Gahan)
аргентинский игрок в поло.Родился в Буэнос-Айресе, Аргентина. На олимпиаде 1924 года в Париже завоевал золотую медаль в составе аргентинской команды по поло.
[700x473]
Аргентинская команды по поло, 1924.
Участвовал во всех четырёх матчах — против сборных США, Испании, Великобритании и Франции, забил всего 7 голов. Эта золотая медаль была единственной золотой медалью сборной Аргентины на этих Олимпийских играх. Дата смерти неизвестна.

[458x700]
1889
Наталья Николаевна Позняковская
российская пианистка и педагог. Профессор (1926). Родилась в Киеве, в семье коллежского секретаря. Окончила Министерскую гимназию и Музыкальное училище в Киеве (1902–1908). Прошла курс обучения игре на фортепиано в Санкт-Петербургской консерватории (1909–1913, класс А.Н.Есиповой), окончила с Большой золотой медалью. На выпускном экзамене исполняла концерт К.Сен-Санса для фортепиано с оркестром и стала лауреатом Премии имени А.Г.Рубинштейна, получив приз — рояль Шрёдер. В 1914 завоевала 1-ю премию на Конкурсе для женщин-пианисток имени В.А.Ераковой (меценатка, ученица Н.Г.Рубинштейна). В Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории: адъюнкт специального кл. игры на фортепиано А.Н.Есиповой (до 1913), преподаватель (1913), старший преподаватель (1917), профессор (1926–1944, 1964–1973), профессор-консультант (1973–1978), профессор (1978–1981) кл. фортепиано. Член бюро при фортепианном факультете (1927–1929); член месткома (1927–1937). В 1942 исполняла обязанности декана фортепианного факультета. В 1927–1941 преподавала кл. фортепиано в Третьем государственном музыкальном техникуме (Музыкальном училище при Ленинградской консерватории), где была также заведующей фортепианным отделом (1936–1937). Совмещала преподавательскую и концертную деятельность. Выступала в программах симфонического оркестра под управлением А.И.Зилоти в Павловске (1913–1916). Дала ряд сольных концертов из произведений классиков и современных авторов в Малом зале Петроградской (Ленинградской) государственной консерватории (1920–1925).
[609x700]
По просьбе автора, первой исполнила 3-й фортепианный концерт С.С.Прокофьева (1924). Участвовала в камерных программах Императорского Русского музыкального общества, в том числе выступала в сонатных вечерах с Е.В.Вольф-Израэлем (виолончель) и в составе Трио профессоров Ленинградской консерватории (В.И.Шер — скрипка; Е.В.Вольф-Израэль — виолончель), а также в фортепианном дуэте с И.М.Рензиным (1950-е гг.) и дуэте со скрипачкой Л.М.Никифоровой (1960-е гг.). Оставалась в блокадном Ленинграде до августа 1942. Уехала в эвакуацию в Новосибирскую область, где работала культработником при колхозном клубе (1942–1944). В Уральской консерватории (Свердловск) работала в качестве профессора и заведующий кафедрой фортепиано (1944–1963). По совместительству преподавала класс фортепиано в Музыкальной школе-десятилетке при Уральской консерватории (1945–1963). Выступала в Свердловской филармонии и в рабочих районах Урала с сольными концертами и в составе ансамбля. Пропагандировала музыку Д.Д.Шостаковича, С.С.Прокофьева, Н.Я.Мясковского. Как ансамблистка исполняла квинтеты М.И.Глинки и С.И.Танеева, квартет И. Брамса и др. Записывала концерты на радио, позже — на телевидении. Давала методические консультации педагогам свердловских детских музыкальных школ, Школы-десятилетки при Уральской консерватории, педагогам музыкальных училищ Урала и Сибири. Участвовала в научно-методических Записках Уральской консерватории (статья «О некоторых педагогических и исполнительских принципах школы А.Н.Есиповой). Вернулась в Ленинград в 1963. в Умерла в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 9 января 1981 года. Среди учеников — Р.И.Грубер, М.П.Фролов, В.С.Портной, К.Н.Либеров, В.Д.Биберган, И.Е.Рогалёв и многие другие известные музыканты. Литературные сочинения: О некоторых исполнительских и педагогических принципах школы А.Н.Есиповой // Уральская консерватория им. М.П.Мусоргского. Научно-методические записки. Выпуск 1. Свердловск, 1957. Страницы 79–88; Живая традиция: [рассказ о классе имени А.Н.Есиповой] // Музыкальные кадры. 1966. № 5. Страница 3. Литература: Александрова В. Н.Н.Позняковская: К 80-летию со дня рождения // Музыкальные кадры. 1969. № 15; Трамбицкая В. 60 лет служения музыке: [профессор Н.Н.Позняковская] // Музыкальная жизнь. 1974. № 5. Страницы 6–7; Пэн-Чернова Т. А. Позняковская Наталья Николаевна // Музыкальная энциклопедия: в 6 томах / главный редактор Ю.В.Келдыш. Том 4. Москва, 1978. Столбец 326. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6072/Позняковская; Н.Н.Позняковская: [некролог] // Вечерний Ленинград. 1981. 13 января. Страница 3; Пушбарнэк Ж. Концерт, посвященный памяти Н. Позняковской // Музыкальные кадры. 1981. № 1. Страница 4; Либеров К.Н. Высокое служение музыке // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2-х книгах. Книга 2. Ленинград, 1988. Страницы 88–90; Никифорова Л. Из прошлого камерно-ансамблевого искусства. Профессор Н.Н.Позняковская // Musicus. 2007. № 8. Страницы 43–45. URL: http://www.conservatory.ru/files/43-45_musicus_08.pdf; Портной В. Наталья Позняковская и школа А. Есиповой в России // Музыкальная академия. 2013. Страница 127; Наталия Позняковская. Воспоминания. Статьи: с аудиоприложением / редактор-составитель В.Д.Биберган, А.Н.Шадрин. Санкт-Петербург, 2014. 378 страниц.

[481x700]
1890
Казимир (Казимеж) Айдукевич (польское имя — Kazimierz Ajdukiewicz)
польский логик и философ. Казимир Айдукевич родился в Тарнополе (современный Тернополь; город тогда находился на территории Австро-Венгрии), в семье чиновника Бронислава Айдукевича (польское имя — Bronisław Ajdukiewicz) и Магдалены Гартнер (польское имя — Magdalena Gartner). Закончил начальную школу в Кракове и гимназию во Львове. В 1908 году поступил во Львовский университет, где изучал философию у Казимира Твардовского, логику у Яна Лукасевича и математику у Вацлава Серпинского. В 1912 году защитил диссертацию «Об априоризме пространства у Канта применительно к генезису понятия пространства», написанную под руководством Твардовского, и получил степень доктора философии; продолжил образование в Гёттингенском университете, где слушал лекции Э.Гуссерля, А.Рейнаха, Л.Нельсона и Д.Гильберта. После начала Первой мировой войны Айдукевич был призван в австро-венгерскую армию и воевал на итальянском фронте. В 1918 году, после образования независимого Польского государства, вступил в польскую армию. В 1920 году женился на Марии, дочери Казимира Твардовского (позднее у них родились сын и дочь). Демобилизовался в конце 1920 года в чине капитана артиллерии. В 1922—1925 годах — доцент Львовского университета. В 1925—1939 годах был профессором Варшавского и Львовского университетов.
[535x700]
После окончания Второй мировой войны Айдукевич занял кафедру методологии и теории науки (позднее переименованную в кафедру логики) в Познанском университете (в 1948—1952 годах работал ректором этого университета). C 1953 года — главный редактор журнала «Studia logica». В 1955 году переехал в Варшаву, где работал профессором логики Варшавского университета и одновременно возглавлял сектор логики в Институте философии и социологии Польской академии наук. Умер в Варшаве от сердечного приступа ночью 12 апреля 1963 года.
[525x700]
Похоронен в Варшаве на Воинском кладбище Повонзки.
В 1920—1930-х гг. принадлежал к Львовско-варшавской школе. Разрабатывал логико-семантическую концепцию значения, согласно которой значение и смысл термина определяются способом его употребления в определённой концептуальной системе. Отождествив научную теорию с замкнутой в логико-семантическом отношении системой понятий, Айдукевич пришёл к так называемому радикальному конвенционализму. Айдукевич считал, что исходные принципы и понятия языка науки, а также правила логического вывода и эмпирической интерпретации научных предложений основаны на конвенциях. Рисуемая теорией «картина реальности», по мысли Айдукевича, целиком зависит от системы понятий и меняется при переходе от одной системы к другой. Теоретические системы, согласно этой концепции, «взаимонепереводимы», поскольку не существует нейтрального (т. e. независимого от понятийного аппарата теории) языка чувственных данных как основы для перевода. Свойственная этой доктрине абсолютизация конвенциональных моментов вступала в конфликт с требованием объективности научного знания и критериев его оценки; её последовательное развитие вело к релятивизму и агностицизму. В 1950-х гг. Айдукевич отказался от некоторых существенных пунктов своей первоначальной концепции (в том числе от тезиса «взаимонепереводимости»), однако не сумел до конца преодолеть двойственность своих взглядов, колебавшихся между материализмом и идеализмом. Философско-методологические установки Айдукевича были близки идеям Венского кружка. Айдукевичу принадлежат оригинальные результаты в теории логического вывода и теории определения, в логике вопросов и индуктивной логике, логической семантике и синтаксисе, а также ряд ценных методологических разработок. Сочинения: Kazimierz Ajdukiewicz. Życiorys twórcy definicji dowodu, wynikania i twierdzenia. // Portal internetowy «zeŚwiata.pl»;. Polish Philosophy Page. Kazimierz Ajdukiewicz. // Sito web della Facoltà di Scienze della Formazione dell' Università degli Studi di Catania; Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. 2-е издание — Москва: Наука, 1975. — 720 страниц — Страница 18. Литература: Лихин А.Ф. Проблема обоснования аналитических предложений в работах К.Айдукевича // Актуальные проблемы марксистско-ленинской философии. — Москва: Изд-во Московского университета, 1973. — 353 страниц — Страницы 117—126; Никифоров А.П. Значение языковых выражений у К.Айдукевича // Эпистемология & философия науки. — 2007. — Том XIV, № 4. — Страницы 241—242; Порус В.Н. «Радикальный конвенционализм» К.Айдукевича и его место в дискуссиях о научной рациональности // Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. — Моска: Университет Российской академии образования, 2002. — 351 страница — ISBN 5-8125-0251-X. — Страницы 204—216; Солодухина А.О. Решил ли Айдукевич апорию Зенона «Стрела»? // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. Материалы III Общероссийской научной конференции. 19—21 июня 1996 г. — Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 1996.

[466x700]
1890
Андрей Афанасьевич Мельник (украинское имя — Андрій Мельник)
украинский политический деятель, ближайший соратник Е.Коновальца. Родился в селе Воля Якубова Дрогобычского уезда на Львовщине. В 1914—1916 годах Мельник командовал сотней Легиона украинских сечевых стрельцов на австро-российском фронте. В 1916 году попал в плен, находился в лагере под Царицыном (сейчас Волгоград). 6 января 1917 года в составе группы галицийских пленных бежал из лагеря и вскоре добрался до Киева. В январе 1918 года — один из организаторов куреня сечевых стрельцов, начальник штаба куреня, а после формирования полка — начальник штаба полка. 19 декабря 1918 года ему было присвоено звание атамана Армии УНР. В марте-июне 1919 — начальник Штаба действующей армии, в июле—августе 1919 года — помощник коменданта группы сечевых стрельцов. В конце 1919 года был интернирован поляками в Ровно. В 1920—1921 годах — инспектор военных миссий УНР в Праге. В 1922 году вернулся в Галицию, вёл там подпольную деятельность. В апреле 1924 года был арестован польской полицией и приговорён к 4-летнему заключению. В 1932—1938 годах — член правления издательского союза «Діло», в 1933—1938 годах — председатель Главного совета Католической ассоциации украинской молодёжи «Орлы», член Общества украинских боевиков «Молода Громада». В 1934 году — член сеньората УВО и Председатель Сената ОУН. После разгрома сети УВО-ОУН в Галиции арестован не был и находился на службе у митрополита Андрея Шептицкого — был управляющим лесами, принадлежащими Украинской грекокатолической церкви. После гибели Е.Коновальца 11 ноября 1938 года при поддержке Шептицкого возглавил ОУН, 27 августа 1939 года получил полномочия «вождя» организации. Мельник сотрудничал с германской разведкой (прежде всего с абвером), поскольку видел в немцах естественных союзников в борьбе против общего противника — поляков. В августе 1939 года получил от Канариса весьма призрачные гарантии, что после «освобождения» немцами Западной Украины Мельник будет назначен «проводником» (вождём) украинского народа — это обещание так никогда и не было выполнено. С 12 октября 1939 года — глава Провода (Правления) ОУН. Ближайший соратник Мельника М.Сциборский составил проект конституции Украины, согласно которому на Украине предполагалось образовать «тоталитарное, авторитарное, корпоративное государство» с Мельником во главе.
[583x700]
После присоединения Западной Украины к УССР находился на территориях, занятых Германией, оттуда руководил подпольной работой. С 1941 года находился в Берлине. 6 июля 1941 года, после нападения Германии на СССР, Мельник через главный штаб вермахта направил в ставку фюрера письмо, в котором указал: «Украинский народ как никто другой, борясь за свою свободу, всей душой проникается идеалами новой Европы. Стремление всего украинского народа — принимать участие в осуществлении этих идеалов. Мы, старые борцы за свободу 1918—1921 годов, просим предоставить нам и одновременно нашей украинской молодёжи честь участия в крестовом походе против большевистского варварства. Наряду с Легионами Европы просим и мы дать нам возможность маршировать плечом к плечу с нашими освободителями — германским вермахтом и создать для этой цели украинское боевое соединение.» Организовал засылку в Киев и другие крупные города Украины так называемых «походных групп» своих сторонников, среди которых были видные деятели ОУН М. Сциборский, О.Кандыба-Ольжич, М.Величковский, О.Сеник, писатели (У.Самчук, И.Рогач, О.Телига и др.), которые на месте развернули пропагандистскую работу, вербовали сторонников среди местного населения (В.Багазий и др.). 21 сентября сам прибыл в Киев. Однако их деятельность вызвала недовольство рейхскомиссара Э.Коха, и в январе-феврале 1942 года почти все легально действовавшие сторонники Мельника были арестованы, некоторые казнены. Полувоенные формирования ОУН Мельника (напр. Буковинский курень) были расформированы и включены в состав полиции. К 1943 году фракция «мельниковцев» в ОУН, частично усилиями немцев, частично усилиями Бандеры, была разгромлена, от неё остались лишь немногочисленные сторонники, действовавшие полулегально на территории Дистрикта Галиция; большинство «мельниковцев» перешло либо к бандеровцам (Украинская повстанческая армия), либо под крыло созданного В.Кубийовичем Украинского центрального комитета (последний формально признавал верховенство Мельника, однако вёл достаточно независимую политику, пользуясь покровительством губернатора О.Вехтера). 26 февраля 1944 года Мельник был помещён в специальный блок для политических персон немецкого концлагеря «Заксенхаузен». В сентябре того же года был освобождён, немцы поручили ему сформировать украинское антисоветское движение — однако, Мельник с этой задачей не справился. Заместитель руководителя диверсионного управления абвера полковник Эрвин Штольце в своих показаниях, которые были приобщены Нюрнбергским трибуналом к эпизоду «Агрессия против СССР», заявил, что он лично отдавал указания Мельнику и Бандере «организовать сразу же после нападения Германии на Советский Союз провокационные выступления на Украине провокации с целью подрыва ближайшего тыла советских войск, а также для того, чтобы убедить международное общественное мнение в происходящем якобы разложении советского тыла». В обнародованной 5 июля 1941 года листовке за подписью Андрея Мельника говорилось: «Смерть жидовским прихвостням — коммунобольшевикам!» Другая листовка ОУН(М) была обращена к молодым украинцам: «ОУН несет Тебе, украинская молодежь, освобождение, свободу и светлую национально-естественную жизнь на Твоей земле, где не будет: НИ КАЦАПА, НИ ЖИДА, НИ ЛЯХА». С 1945 года жил в Германии и Люксембурге. В 1947 году на Третьем Большом съезде украинских националистов избран пожизненным главой Провода Украинских националистов. После войны стремился консолидировать украинских эмигрантов. В 1957 году выдвинул инициативу создания всемирной организации украинцев, в результате чего в 1967 году (уже после его смерти) был создан Всемирный конгресс украинцев. Умер в городе Клерво (Великое герцогство Люксембург) 1 ноября 1964 года, похоронен в городе Люксембург.
[700x525]
Могила Андрея Мельника.

[480x700]
1890
Теодор Нейбауэр (немецкое имя — Theodor Neubauer)
деятель германского рабочего движения. Родился в Эрмшверде. По профессии педагог. В 1918—1920 член Независимой социал-демократической партии затем член Коммунистической партии (КПГ). В 1921—1923 депутат тюрингского ландтага, в 1924—1933 депутат германского рейхстага. В 1933 после прихода к власти фашистов был заключен в концлагерь. После освобождения (1939) возглавил нелегальную антифашистскую организацию в Тюрингии, ставшую вскоре одной из наиболее крупных в стране. Входил в состав центрального оперативного подпольного руководства КПГ. В июле 1944 арестован гестапо и казнен в Бранденбурге 5 февраля 1945 года. Сочинения: Deutschlands Aussenpolitik heute und morgen, В., 1932. Литература: Hammer F., Theodor Neubauer, В., 1956; Glondajewski G., Schumann H., Die Neubauer - Poser-Gruppe, В., 1957.

Oierbach (492x700, 391Kb)
1891
Фроим Ойербах (также Эфроим Авербух; имя на идиш — אפֿרים אױערבאַך‎‎)
еврейский поэт, переводчик и литературный критик, педагог, редактор, мемуарист. Писал на идише. Родился в городе Бельцы, Бессарабская губерния, Российская империя, в хасидской семье. Его отец, Аврум-Лейзер Шмилевич Авербух, был родом из Кишинёва; мать, Хая Аврумовна Шойхет, происходила из Бельц. Учился в хедере и светской школе. В 1911 году переехал в Варшаву, ещё через год — в Палестину. С началом Первой мировой войны как гражданин враждебной державы был выслан в Египет, примкнул к Еврейскому Легиону и участвовал в боях на Галлиполи. После демобилизации в 1915 году перебрался в США, жил в основном в Нью-Йорке, где на протяжении многих лет работал учителем еврейского языка, сотрудничал в многочисленных периодических изданиях на идише, был президентом «Лиги борьбы за права идиша в Эрец-Исроэл (Палестине)». Незадолго до смерти переехал в Израиль (1971). Умер в городе Петах-Тиква, Израиль, 4 мая 1973 года. Внук — израильский театральный режиссёр и драматург Даниэль Лапин (родился в 1959).
Творчество
Начал публиковать рассказы на русском языке и на иврите в 1908 году. Через год дебютировал стихами на идише в виленском журнале «Занген» (Стебли), а затем рассказами из жизни бессарабских евреев в одесской газете «Гут моргн» (Доброе утро). Первый сборник стихотворений «Афн швел» (На пороге) выпустил в Нью-Йорке в 1915 году, за ним последовали «Караванен» (Караваны, 1918), «Дер ройтер фодим» (Красная нить, 1927), «Адас лидербух» (Книга стихов Ады, 1934), «Драй ризн» (Три атланта, 1937), «Лойтер из дер алтер квал» (Прозрачен старый источник, 1940), «Янкевс гецелтн» (Шатры Иакова, 1945), «Гилдене шкиэ» (Золотой закат, 1959), «Ди вайсе штот» (Белый город, 1960), «Вах из дер степ» (Степь бодрствует, 1963), «А лебм цвишн товлен» (Жизнь меж обложек, 1968). Помимо многочисленных стихотворных сборников издал серию книг эссеистики, литературной критики, мемуаров (на иврите, 1954) и рассказов, некоторое время работал в стиле социалистического реализма. Отдельные стихотворения были положены на музыку (например «Их Бин Нышт Кейн Койен / Их Бин Нышт Кейн Лейви» — Я не койген, не левит кантора Лэйбэлэ Гланца, 1942). Переводил на идиш произведения русской литературы («Суламифь» А.И.Куприна, «Двенадцать» А.Блока и другие). Редактировал монументальный «Лексикон Фун Дэр Найер Идишер Литэратур» (Лексикон новой еврейской литературы, 1969). Стихи переводились на иврит и английский языки.
Библиография
Стихотворения: אױפֿן שװעל (афн швэл — на пороге), Нью-Йорк, 1915; קאַראַװאַנען (караванэн — караваны), Нью-Йорк, 1918; דער רױטער פֿאָדים (дэр ройтэр фодым — красная нить), Уфкум: Нью-Йорк, 1927; אַדאַס לידערבוך (Адас лидэрбух — песенник Ады), Фарлаг Матонэс: Нью-Йорк, 1934; דרײַ ריזן (драй ризн — три гиганта), Билдунгс-Комитет Фун Арбэтэр Ринг: Нью-Йорк, 1937; לױטער איז דער אַלטער קװאַל (лойтэр из дэр алтэр квал — прозрачен старый родник), Нью-Йорк, 1940 (в английском издании: From Ancient Spring); יעקבֿס געצעלטן (Янкевс гецэлтн — шатры Яакова), Фарлаг Матонэс: Нью-Йорк, 1945; גילדענע שקיעה (гилдэнэ шкие — золотой закат), Киюм: Буэнос-Айрес, 1959; די װײַסע שטאָט (Кирья Левана — Ди вайсэ штот, белый город, двуязычное издание на идише и иврите в переводе Элияху Мейтуса и Лейба Куперштейна), Игуд Олами Шел Иехудэ Бесарабия — И.Л.Перец Фарлаг: Тель-Авив, 1960; װאַך איז דער סטעפּ — דאָס כּל פֿון דער טערקלטױב (вах из дэр стэп — дос кол фун дэр тэрклтойб, бодрствует степь — голос дикой индейки), Фарлаг Матонэс: Нью-Йорк, 1955; אַ לעבם צװישן טאָװלען (а лэбм цвишн товлен — жизнь между обложек), Shulsinger Brothers: Нью-Йорк, 1968. Проза и литературная критика: משה (Мойше — Моисей: в пересказе Эфроима Ойербаха с иллюстрациями Зуни Мауда — Zuni Maud), Серия «Фар айх ун айерэ киндэр» — Для вас и ваших детей, № 5, Фарлаг Идиш: Нью-Йорк, 1919 (обложка); פֿאַר גרױס און קלײן (фар гройс ун клейн — для больших и маленьких: библейские истории), Hebrew Publishing Corporation: Нью-Йорк, 1921; געטראַכט מיט עבֿרי-טײַטש (гетрахт мит иврэ-тайч — надумано на старом добром идише), Фарлаг Матонэс: Нью-Йорк, 1955; אױף דער װאָגשאָל (аф дэр вогшол — на чаше весов), в 2-х томах, И.Л.Перец Фарлаг: Тель-Авив, 1973 и 1975. В переводе на иврит: ממעיינות קדומים: שירים ופואמות, перевод Элияху Мейтус, 1967; בעקבות הגאולה: נהגי הפרדות בגליפולי, перевод И.Змора, 1980.

Shestakov_VI (436x700, 124Kb)
1891
Василий Иванович Шестаков
советский государственный деятель, народный комиссар лёгкой промышленности СССР (1937—1939). Родился в посёлке Кадом, Темниковский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя, в семье земского фельдшера. Русский. Образование среднее: в 1910 г. окончил ремесленное училище в Москве. С января 1911 г. работал слесарем, лекальщиком на заводах Москвы и Петрограда. После Февральской революции 1917 г. председатель заводского комитета мастерской Петроградского технологического института. В 1918 г. — товарищ председателя окружного исполкома города Таганрог. В 1919 г. — заведующий отделом народного образования Кадомского горсовета. С декабря 1919 г. — председатель Темниковского уездного профсоюзного бюро Тамбовской губернии. С августа 1920 г. — председатель Темниковского, с июня 1921 г. — Моршанского уездных комитетов РКП(б) Тамбовской губернии. 1922—1924 гг. — председатель Тамбовского губернского совета профсоюзов, в 1924—1926 гг. — председатель Терского губернского совета профсоюзов (город Пятигорск). В 1926—1927 гг. — парторг Пролетарского завода в Ленинграде. В 1927—1929 гг. — директор завода имени И.В.Сталина в Ленинграде. В 1929—1931 гг. — заместитель председателя Ленинградского городского и областного Советов. В 1931—1934 гг. — председатель Ленинградской городской и областной контрольных комиссий. В феврале-сентябре 1934 г. — в центральном аппарате Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). В 1935—1936 гг. — заместитель заведующего промышленным отделом ЦК ВКП(б). В 1935—1937 гг. — секретарь Ленинградского горкома партии. В феврале-сентябре 1937 г. — председатель Ленсовета. В 1937—1939 гг. — народный комиссар легкой промышленности СССР. В 1939—1942 гг. — начальник Главного управления полиграфического оборудования наркомата общего машиностроения СССР (с ноября В 1941 г. наркомата минометного вооружения СССР). В 1942—1944 гг. — начальник 3-го Главного. В 1944—1946 гг. — начальник 1-го Главного управления наркомата минометного вооружения СССР. В 1946—1953 гг. — начальник Главного управления текстильного машиностроения народного комиссариата (с марта 1946 г. — министерства) машиностроения и приборостроения СССР. В 1953—1954 гг. — директор Всесоюзного научно-исследовательского института текстильного и легкого машиностроения Министерства машиностроения СССР. Член РСДРП(б) с 1914 г. В 1934—1939 гг. — член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). Член ЦИК 6 созыва. Депутат Верховного Совета СССР 1 созыва. С октября 1954 г. персональный пенсионер союзного значения. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 14 сентября, 1956 года. Награды: Орден Ленина; Орден Трудового Красного Знамени; Орден Отечественной войны I степени; Орден «Знак Почёта»
Память
Имя Шестакова носят улицы в Кадоме, Темникове. Источники: Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. / Составитель В.И.Ивкин. — Москва : РОССПЭН, 1999.

Liesel_von_Schuch (444x700, 162Kb)
1891
Лизль фон Шух (немецкое имя — Liesel von Schuch; в замужестве Лизль Шух-Ганцель, Liesel Schuch-Ganzel; полное имя Элизабет Франциска фон Шух, Elisabeth Franziska von Schuch-Ganzel)
немецкая оперная певица (колоратурное сопрано). Родилась в городе Дрезден, Германский рейх. Дочь дирижёра Эрнста фон Шуха и певицы Клементины Прошка. Училась у своей матери, затем в дрезденской школе вокалистов под руководством Аделины Пасхалис. В 1913 году дебютировала в Висбадене как Виолетта в «Травиате». Затем в 1914—1935 гг. пела на сцене Дрезденской оперы. В 1924 году была первой исполнительницей партии Анны в опере Рихарда Штрауса «Интермеццо». Много выступала и как камерная певица. По завершении карьеры в 1935—1967 гг. преподавала в Дрезденской консерватории. В 1988 г. удостоена звания почётной гражданки Дрездена. Умерла в родном городе 10 января 1990 года.

Dhumketu (520x700, 189Kb)
1892
Гауришанкар Говардханрам Джоши (Gaurishankar Govardhanram Joshi; псевдоним — Дхумкету, Dhumketu)
индийский прозаик, представитель сентиментального направления, вошел в историю гуджаратской литературы как мастер короткого рассказа. Родился в городе Вирпур, штат Вирпур, Британская Индия, (ныне Индия). По происхождению относился к брахманскому сословию, однако на становление его мировоззрения и литературное творчество большую роль оказала окружающая его среда простых людей. Получив образование начал работать учителем. Постепенно совершенствовал свое образование. С помощью английского языка изучал литературу других стран, в том числе и русскую. В 1922-1923 гг. он работал учителем в гуджаратской семье, а в 1925 г. был приглашен на должность учителя в частную школу в Шантиникетан, где и провел всю оставшуюся жизнь. Его литературное наследие богато и разнообразно. Он издал 24 сборника коротких рассказов, 7 романов на социальные темы («Прутхвиш», 1923; «Корона», 1924; «Поражение», 1939; «Развалины жизни», 1963; «Непобедимая», 1939, и др.), а также исторические романы и произведения других жанров. Он расширил рамки тематики короткого рассказа, создавая их на сюжеты древнего мира, средних веков, современности, и даже заглядывал в будущее. Наиболее известные сборники коротких рассказов – «Искры», части 1-4 (1926, 1928, 1932, 1936), «Малика и другие» (1937), «Лунный свет» (1947), «Отражение» (1949), «Лесная полоса» (1952), «Лунная дорога» (1959), «Последний всплеск» (1961) и др. Умер 11 марта 1965 года.

Liesl_Karlstadt (459x700, 196Kb)
1892
Лизль Карлштадт (немецкое имя — Liesl Karlstadt, Имя при рождении — Элизабет Веллано, Elisabeth Wellano)
немецкая актриса театра и кино, артистка кабаре. Её комический дуэт с Карлом Валентином считается одним из наиболее известных в Германии XX века. Элизабет Веллано родилась в городе Мюнхен, Германский рейх, пятой из девяти детей пекаря итальянского происхождения. Работала продавщицей в торговом доме Германа Тица Hertie, но благодаря своему музыкальному таланту и умению играть на нескольких музыкальных инструментах вскоре начала выступать в мюнхенских театрах и кабаре. В 1911 году выступала в составе женского трио и познакомилась с Карлом Валентином, который разглядел в китчевых текстах её песен комический талант и пригласил работать вместе. Свой сценический псевдоним она придумала вместе с Валентином по аналогии с известным в то время певцом-юмористом Карлом Максштадтом, кумиром Валентина в то время.
Liesl_Karlstadtфонтан (525x700, 506Kb)
Фонтан Лизль Карлштадт на Виктуалиенмаркте в Мюнхене
За 25 лет совместной сценической деятельности Карлштадт и Валентина появилось почти 400 скетчей и комедийных представлений. Пик их славы пришёлся на период Веймарской республики. Кинодебют комического дуэта состоялся в фильме «Мистерии одной парикмахерской», снятого Эрихом Энгелем и Бертольтом Брехтом. Лучшим в фильмографии дуэта считается экранизация оперы «Проданная невеста» (1932) Макса Офюльса. Кризис в творческой деятельности Лизль Карлштадт наступил в 1934 году после того, как Карл Валентин обанкротился, вложив все свои средства в сомнительный музейный проект «Паноптикум», и стал выступать с новой партнёршей Аннемарией Фишер. 6 апреля 1935 года Лизль Карлштадт, испытывавшая глубокие чувства к женатому Валентину, совершила попытку самоубийства, прыгнув в Изар.
Liesl_Karlstadtмузей (525x700, 399Kb)
Музей Валентина и Карлштадт в Мюнхене
После долгого лечения Карлштадт в течение нескольких лет вела уединённую жизнь в Эрвальде, работала в подразделении горных охотников, ухаживала за вьючными мулами, получила звание ефрейтора вермахта. По окончании войны Лизль Карлштадт вновь встретилась с Карлом Валентином в единственном выступлении в январе 1948 года. Позднее Лизль Карлштадт играла серьёзные роли в мюнхенских камерном театре и Резиденцтеатре, снималась в развлекательных фильмах, работала на радио, снималась в рекламных роликах. Лизль Карлштадт умерла от внутричерепного кровоизлияния и была похоронена на Богенхаузенском кладбище. На Виктуалиенмаркте в Мюнхене установлен фонтан Лизль Карлштадт. Творчеству комического дуэта посвящена экспозиция мюнхенского Музея Валентина и Карлштадт. Умерла в городе Гармиш-Партенкирхен, Верхняя Бавария, Бавария, Германия, 27 июля 1960 года.
Liesl_Karlstadtгроб (465x700, 465Kb)
Похоронена на Богенхаузенском кладбище в Мюнхене
Фильмография: 1922: Мистерии одной парикмахерской / Mysterien eines Frisiersalons; 1929: Der Sonderling; 1932: Проданная невеста / Die verkaufte Braut; 1935: Kirschen in Nachbars Garten; 1936: Donner, Blitz und Sonnenschein; 1936: Die Erbschaft; 1941: Alarmstufe V; 1941: In der Apotheke; 1941: Venus vor Gericht; 1943: Man rede mir nicht von Liebe; 1949: Um eine Nasenlänge; 1950: Das doppelte Lottchen; 1950: Die Nacht ohne Sünde; 1951: In München steht ein Hofbräuhaus; 1951: Die Dame in Schwarz; 1952: Der Weibertausch; 1953: Fanfaren der Ehe; 1953: Solange Du da bist; 1954: Die verschwundene Miniatur; 1954: Фейерверк / Feuerwerk; 1955: Königswalzer; 1956: Die Trapp-Familie; 1956: Salzburger Geschichten; 1956: Nichts als Ärger mit der Liebe; 1956: Dany, bitte schreiben Sie; 1957: Heiraten verboten; 1958: Wir Wunderkinder; 1958: Meine 99 Bräute; 1959: Liebe auf krummen Beinen; 1959: Späte Entdeckung; 1959: Das Taufessen; 1960: Schick deine Frau nicht nach Italien. Литература: Barbara Bronnen: Karl Valentin und Liesl Karlstadt. Blödsinnskönig — Blödsinnskönigin. Rowohlt Berlin, Berlin 1998, ISBN 3-87134-304-8; Monika Dimpfl: Immer veränderlich. Liesl Karlstadt (1892 bis 1960) (= MonAkzente. Bd. 3). A-1-Verlag, München 1996, ISBN 3-927743-23-2; Ria Endres: Liesl Karlstadt und ihre Verwandlungskunst (= Edition Stadthaus. Bd. 10). Stadthaus, Ulm 2010, ISBN 978-3-934727-30-4; Michaela Karl: Liesl Karlstadt. Gesichter einer Frau und Künstlerin. Pustet, Regensburg 2011. ISBN 978-3-7917-2358-7; Liesl Karlstadt: Nebenbeschäftigung: Komikerin. Texte und Briefe (= Edition Monacensia.). Textauswahl und Nachwort von Monika Dimpfl. Allitera-Verlag u. a., München u. a. 2002, ISBN 3-935877-50-1; Thomas Klein: Komödiantinnen im frühen 20. Jahrhundert. Liesl Karlstadt und Adele Sandrock (= Aufsätze zu Film und Fernsehen. Bd. 66). Coppi-Verlag, Alfeld/Leine 1999, ISBN 3-930258-65-X; Gunna Wendt: Liesl Karlstadt. Ein Leben (= Piper 2981). Ungekürzte Taschenbuchausgabe. Piper, München u. a. 2000, ISBN 3-492-22981-6; Gunna Wendt: Liesl Karlstadt. Münchner Kindl und Travestie-Star (= Blue notes. Bd. 37). Edition Ebersbach, Berlin 2007, ISBN 978-3-938740-38-5.

Kos Milko (525x700, 131Kb)
1892
Милко Кос (Milko Kos)
югославский историк-медиевист, действительный член Словенской академии наук и искусств (1938). Родился в городе Горице. Сын Ф.Коса. Образование получил в Вене и Париже. В 1924-1926 гг. преподавал в Белградском и Загребском университетах. С 1926 г. - профессор Люблинского университета. Основные труды посвящены истории Словении VII-XV вв. Большое внимание уделяет источниковедческим вопросам и публикации исторических источников. Умер 24 марта 1972 года. Литература: Grafenauer В., Znanstveno dilo Milka Kosa, "Zgodovinski časopis", 1952-1953.
КОС (Kos) Милко (12.12.1892, г. Горица - 24.3.1972, Любляна), югославский историк-медиевист, член Словенской академии наук и искусств (1938). Сын словенского историка Франца Коса. Образование получил в Институте австрийских исторических исследований (Вена) и в Школе хартий (Париж). В 1924-1926 преподавал в Белградском и Загребском университетах. С 1926 профессор Люблянского университета, в 1941-45 его ректор. С 1947 возглавлял Институт всеобщей и национальной истории (ныне носит имя Коса). Основные труды посвящены истории Словении 7-15 века (переселению словенцев, колонизации словенских земель, аграрным отношениям в Словении). Значительное внимание уделял вопросам источниковедения и публикации исторических источников.
Сочинения: Srednjeveški rokopisi v Sloveniji. Ljubljana, 1931; Srednjeveški urbarji za Slovenijo. Ljubljana, 1949-1954. Zv. 1-3; Zgodovina Slovenzev. Ljubljana, 1955.

Edward_g_robinson (520x700, 147Kb)
1893
Эдвард Голденберг Робинсон (Edward Goldenberg Robinson; настоящее имя — Эмануэль Голденберг, Emanuel Goldenberg)
американский актёр. Американский институт киноискусства поместил его на 24-е место в списке «100 величайших звёзд кино». Родился в городе Бухарест, Румыния, в еврейской семье. В 1903 году семья эмигрировала в Нью-Йорк. В Нью-Йорке он окончил среднюю школу, а затем Городской колледж Нью-Йорка. Затем он поступил в двухлетнюю Американскую школу драматических искусств, где сменил имя.
Карьера
Актёрскую карьеру Эдвард Робинсон начал в 1913 году, в 1915 году дебютировал на Бродвее. Первая роль в кино — фильм «Arms and the Woman» (1916) Джорджа Фицмориса, где Эдвард сыграл рабочего фабрики, но она была незначительной и низкооплачиваемой. Следующая роль была более серьёзная — фильм «The Bright Shawl» (1923) режиссёра Джона С. Робертсона. Следующая работа была через 6 лет — это фильм Роберта Флори «The Hole in the Wall» (1929). После этого фильма Эдвард Робинсон стал постоянно сниматься в кино и в период с 1930 по 1932 год снялся в четырнадцати фильмах. Наибольшее признание актёр получил за роль гангстера Рико Банделло в фильме «Маленький Цезарь» (1931), после которого его амплуа определилось как «жёсткий парень», и большинство следующих ролей Эдвард Робинсон сыграл в криминальных драмах. В период с 1932 по 1950 год снялся более чем в сорока фильмах, в том числе в пяти фильмах с Хамфри Богартом.
Edward_g_robinson01 (700x566, 174Kb)
С Джоан Беннетт в фильме «Улица греха» (1945)
В 1950—1952 году Эдвард Робинсон трижды вызывался давать показания в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности, где ему пригрозили «чёрным списком» и он назвал имена «коммунистических и антиамериканских пропагандистов», тем самым освободив себя от угроз Комиссии. После этого Эдварду стали предлагать меньше ролей, но всё же антикоммунист Сесиль Б. Де Милль предложил ему роль в фильме «Десять заповедей» (1956), который получил «Оскар» за лучшие спецэффекты. Эдвард Робинсон собрал значительную коллекцию произведений искусства, в первую очередь современного абстрактного, но был вынужден продать её греческому магнату в 1956 году для урегулирования финансового вопроса при разводе с женой Глэдис, так как его финансовое состояние значительно ухудшилось после антикоммунистической «Голливудской охоты на ведьм» Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности в 1950 году. В 1956 году Эдвард Робинсон вернулся на Бродвей, где принял участие в мюзикле «Middle of the Night». После «Десяти заповедей» Робинсон сыграл свои знаменитые роли в фильмах «Дыра в голове» (1959) вместе с Фрэнком Синатрой, «Малыш Цинциннати» (1965). Также предполагалось, что Эдвард Робинсон сыграет главную роль в фильме «Крёстный отец», но, несмотря на возражения студии, Фрэнсис Форд Коппола назначил на эту роль Марлона Брандо. Последнюю роль в кино Эдвард Робинсон сыграл в фантастическом фильме «Зелёный сойлент» (1973). Всего Эдвард Робинсон сыграл в сто одном фильме. Робинсон никогда не номинировался на премию «Оскар», но в 1973 он был удостоен почётного «Оскара» за достижения в кино. Эдвард Робинсон умер в Голливуде, Лос-Анджелес, Калифорния, США, от рака, 26 января 1973 года, не дожив до вручения премии всего два месяца. Похоронен на кладбище Бет-Эль в Риджвуде (штат Нью-Йорк). Награды: Приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль (1949); Премия Гильдии киноактёров США за вклад в кинематограф (1969); Премия «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе (1973).
Избранная фильмография
Screenshot 2024-11-18 at 06-04-49 Эдвард Г. Робинсон — Википедия (547x700, 228Kb)
Screenshot 2024-11-18 at 06-04-49 Эдвард Г. Робинсон — Википедия (547x700, 230Kb)
Библиография: Robinson, Edward G.; Spigelgass, Leonard (1973). All My Yesterdays; An Autobiography. Hawthorn Books, 344 pages. Литература: Gansberg, Alan L. (2004). Little Caesar: A Biography of Edward G. Robinson. Scarecrow Press, 336 pages. ISBN 978-0-8108-4950-1; Parish, James Robert; Marill, Alvin (1972). The Cinema of Edward G. Robinson. South Brunswick, New Jersey: A. S. Barnes & Co., 270 pages. ISBN 978-0-4980-7875-0; Wise, James (2000). Stars in Khaki: Movie Actors in the Army and Air Services. Naval Institute Press, 241 pages. ISBN 978-1-5575-0958-1

[553x698]
1894
Ксенофонт Александрович Кочешков
учёный в области органической химии, заведующий лабораторией Физико-химического института имени Л.Я.Карпова Академии наук СССР, заведующий лабораторией химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, академик Академии наук СССР. Родился в Москве. Русский. Беспартийный. В 1922 году окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского государственного университета. Ещё в годы учёбы обратил на себя внимание выдающегося русского химика Н.Д.Зелинского и оставлен ассистентом на возглавляемой им кафедре органической химии химического факультета университета. С 1925 года - старший ассистент, с 1930 года - доцент, в 1935-1938 годах - профессор этой кафедры. Одновременно работал и в других учебных и научных заведениях: в 1921-1924 - преподаватель химии в Коммунистическом университете имени Я.М.Свердлова, в 1924-1925 - преподаватель химии Индустриального педагогического института имени К.Либкнехта, в 1934-1937 годах - консультант Центрального института авиационных топлив и масел, в 1935-1938 - старший ученый специалист металлоорганической лаборатории Института органической химии Академии Наук СССР. Работал в области химии металлоорганических соединений. Уже в первые годы работы под руководством Н.Д.Зелинского добился выдающихся результатов. В 1920-х годов добился получения в лабораторных условиях органических производных элементов 4-й группы и ртути. В 1929 году впервые разработал метод синтеза соединений класса RSnX3 и изучил их свойства. В 1929 году совершил открытие мирового уровня, впервые осуществив синтез замещенных галогенстаннанов взаимодействием тетразамещенных станнанов с тетрагалогенидами олова, этот метод стал одним из основополагающих в современной элементоорганической химии и именуется в науке "реакцией Кочешкова". В 1934 году впервые в мире получил триарилгалогенстаннан, который проявил сильную фунгицидную активность. В 1936 году впервые получил оловоорганические и свинцовоорганические соединения арильного ряда с различными заместителями в арильном ядре, соединённом непосредственно с оловом и свинцом. Много десятилетий плодотворно работал совместно с выдающимся химиком А.Н.Несмеяновым, добившись достижения результатов мирового уровня. Так, в 1930 году учёные открыли способ получения оловоорганических соединений через ртутьорганические соединения, а в 1934 году - пути синтеза смешанных ртутьорганических соединений арилированием сурьмы. В 1935-1948 годах они разработали затем широко применяющийся способ использования диазометода для получения органических соединений олова, свинца, сурьмы и других металлов. Кроме того, в 1930-х годах в творческом союзе Ксенофонтов и Несмеянов создали лекционный курс "Химия элементоорганических соединений" и учебник на его базе, получивший широкое признание в мире. В 1937 года году был избран по конкурсу заведующим химической лаборатории Всесоюзного института экспериментальной медицины имени М.Горького (затем вместе с лабораторией переведён в Физико-химический институт имени Л.Я.Карпова Академии Наук СССР, в котором работал до конца жизни). С 1946 по 1978 годы - заведующий созданной им лабораторией синтеза и строения металлорганических соединений Физико-химического института имени Л.Я.Карпова Академии Наук СССР. Уже в этом институте в 1944 году впервые в мире синтезировал органические соединения трех- и пятивалентной сурьмы с различным числом арильных радикалов. В 1944 году возобновил научно-исследовательскую работу в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, будучи назначен заведующим лабораторией химии элементоорганических соединений кафедры органической химии химического факультета МГУ. Руководил её также до конца жизни. В последние годы жизни продолжал активную работу в области синтеза аминов и других соединений с помощью металлорганических соединений. Результаты работы учёного нашли широкое применение во многих отраслях промышленности, от металлургии и химической промышленности до медицины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1974 году за выдающиеся заслуги в развитии химической науки, внедрение ее достижений в промышленность и в связи с восьмидесятилетием со дня рождения академику Кочешкову Ксенофонту Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Академик Академии Наук СССР (1968). Член-корреспондент Академии Наук СССР с 1946 года. Доктор химических наук (1935, без защиты диссертации). Профессор (1935). Награждён двумя орденами Ленина (1954, 1974), медалями. Сталинская премия (1948). Государственная премия СССР (1967). "Отличник здравоохранения СССР" (1943). Получил международное признание: член химических обществ Франции (1961), США, СССР. Жил в городе-герое Москве. Скончался 15 января 1978 года. Похоронен в Москве на Кунцевском клдабище. Сочинения : Москва— Ленинград, 1949 (Синтетические методы в области металлоорганических соединений, выпуск 1, совместно с Т.В.Талалаевой); Москва— Ленинград, 1947 (там же, выпуск 8, совместно с А.П.Сколдиновым); Москва, 1964 (Методы элементоорганической химии, выпуск 3, совместно с Н.И.Шевердиной); Москва, 1968 (там же, выпуск 6, совместно с другими).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 12 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»