• Авторизация


12 декабря родились... 12-12-2025 04:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ezerskiy_Nikolai_Fedorovich2 (578x700, 250Kb)
1870
Николай Фёдорович Езерский
присяжный поверенный, депутат Государственной думы I созыва от Пензенской губернии, в эмиграции православный священник. Сын Фёдора Венедиктовича Езерского (1836—1916), экономиста, теоретика бухгалтерского учёта, создателя «Тройной русской системы счетоводства», основателя первых в России бухгалтерских курсов в Москве. Мать — Александра Николаевна, урождённая княжна Гагарина (1826 — 6 мая 1905). В 1894 году окончил юридический факультет Московского университета. С мая 1895 служил по ведомству Министерства народного просвещения. С мая 1898 — титулярный советник. В 1900 году Н.Ф.Езерский (совместно с В.Э.Деном, В.И.Анофриевым, А.Э.Вормсом, А.А.Мануиловым, В.Г.Виленцом и И.Х.Озеровым) читал лекции рабочим завода Листа. В Историческом Музее в Москве в рамках программы «Московского общества взаимопомощи рабочих в механическом производстве», организованного Зубатовым. С февраля 1902 инспектор дирекции народных училищ по Мокшанскому и Городищенскому уездам Пензенской губернии. Занимался общественно-политической деятельностью в Пензе. В 1902—1913 годах (с перерывами) член Правления Пензенской общественной библиотеки имени М.Ю.Лермонтова, секретарь Правления Пензенского общества имени А.С.Пушкина. Журналист. В 1905—1906 годах соредактор (совместно с В.Н.Ладыженским) пензенской газеты «Перестрой». За выпуск двух номеров, казавшихся пензенскому губернатору особенно вредными, на Н.Ф.Езерского и В.Н.Ладыженского было заведено уголовное дело. Однако 29 августа 1906 по представлению прокурора окружного суда дело было закрыто. Езерский сотрудничал в газете «Русские ведомости», а также «Вестнике Пензенского земства» и «Пензенском городском вестнике». Член Конституционно-демократической партии, один из инициаторов создания её Пензенского бюро, с ноября 1905 глава пензенской группы партии кадетов, П.В.Голов, В.Н.Умнов, М.Н.Ашанин, Кулябко-Корецкий. Отделения конституционно-демократической партии были созданы в Мокшане, Керенске, Нижнем Ломове, Саранске и Чембаре. Езерский считал, что «революцию можно было направить на плодотворный и законодательный путь, но для этого надо было оставаться во главе освободительного движения. Не повторением либеральных фраз, не состязанием на левость можно было обеспечить себе влияние, а практической работой, результаты которой создали бы в народе доверие к партии». 14 апреля 1906 года избран в Государственную думу I созыва от общего состава выборщиков Пензенского губернского избирательного собрания. Входил в Конституционно-демократическую фракцию. Член комиссии по исполнению государственной росписи доходов и расходов, издательской комиссии. Выступал по Наказу, по аграрному вопросу. Во время работы в Думе Езерский публиковался не только в пензенских газетах, но и в новой газете П.Б.Струве «Дума». В выступлении 16 мая 1906 года Езерский резко критиковал пензенского губернатора С.А.Хвостова, за приказ представителю общеземской организации по борьбе с голодом графу П.М.Толстому в трёхдневный срок покинуть губернию. В июне 1906 года, по решению ЦК кадетской партии приобщить широкие слои населения к общественно-политической жизни, разделив страну на лекционные округа, депутат Езерский посетил Пензенскую губернию. На станции Воейково его встречали сотни крестьян во главе с волостным старшиной и сельским старостой. 9 июня Езерский сделал доклад о деятельности Думы. В газете «Перестрой» было опубликовано его воззвание, где он призывал «заниматься политическим воспитанием народа». Численность пензенской организации кадетов достигала 400 человек. 10 июля 1906 года в г. Выборге подписал «Выборгское воззвание» и распространял его в Пензенской губернии, выступал на митингах, убеждая не платить подати и не давать рекрутов. Осуждён по статье 129, часть 1, пункты 51 и 3 Уголовного Уложения, приговорён к 3 месяцам тюрьмы и лишён права быть избранным. Отбывал наказание в петербургской тюрьме «Кресты», одновременно с В.Д.Набоковым. По неизвестным причинам отказался от прогулок. С 1908 в Санкт-Петербурге занимался общественной деятельностью, организовал общеобразовательные курсы, читал публичные лекции. В 1911—1912 помощник присяжного поверенного. После переезда в Москву занимался преподавательской и журналистской деятельностью. Автор многих популярных брошюр и статей.
Ezerskiy01 (700x494, 191Kb)
Члены государственной Думы Первого созыва от Пензенской губернии, Н.Ф.Езерский — сидит в центре.
Когда в 1916 умер отец Езерского, Фёдор Венедиктович, Николай Фёдорович передал под санаторий для больных счетоводов его Амзайскую дачу под Новороссийском. После Февральской революции 1917 вернулся в Пензу, редактировал новую конституционно-демократическую газету «Пензенская речь»; на её страницах высказывал озабоченность растущим классовым, групповым эгоизмом, дестабилизацией положения в стране (по его словам, «вместо политической гражданской свободы каждый добивается для себя лично неограниченной свободы действий, вместо общей работы над созданием общенародных государственных учреждений отдельная кучка граждан старается оградить свои выгоды, добиться независимости или даже власти над другими, не думая о справедливых требованиях других граждан, ни об укреплении общей свободы»). Баллотировался по списку конституционных-демократов на выборах в Учредительное собрание, но потерпел неудачу. Не признал власть большевиков; по его мнению, «большевизм нынешний — это распутинство революции с такой же ложью, подкупностью и предательством». В Гражданскую войну сражался в рядах Добровольческой армии. В Новороссийске Н.Ф.Езерский был членом правления общества формирования боевых отрядов для пополнения частей Добровольческой армии (председатель правления — князь Павел Долгоруков, товарищи председателя — генерал Н.А.Обручев и профессор А.В.Маклецов). C 1919 г. — в эмиграции в Сербии, где совместно с генералом Н.А.Обручевым и редактором газеты «Русское время» К.К.Парчевским был учредителем «Русской торговой артели», поставившей целью организовать на Балканах русское издательское дело. Позднее переехал во Францию, и там принял сан священника. В конце 1920-х гг. — настоятель православного прихода в Гренобле. С декабря 1928 г. издавал «Листок православного русского прихода в департаментах Изер и Альп». Был одним из организаторов православного студенческого кружка в Гренобле. Одновременно служил в храме Святого Николая в городе Аржантьер и в различных православных приходах департамента Верхних Альп. Позднее был переведен на служение в православном приходе в Берлине на Находштрассе. С января 1932 служил в Будапеште. Печатал проповеди в газете «Меч» (Варшава). Скончался в Будапеште 14 января 1938, похоронен на городском кладбище. Сочинения: Кустарная промышленность и её значение в народном хозяйстве. Москва, 1894; Император Александр Второй и его деяния. Пенза, 1904; Государственная дума первого созыва. Пенза : типо-литография Е.М.Грушецкой, 1907; Религия и политика // Русская Мысль. 1907. N 1; Одиночное заключение // Московский еженедельник. 1908. № 20-21; Джемс и теория прагматизма // Вестник Европы. 1910. N 11; Что такое земство и что оно сделало для народа. Пенза. 1914; Наши союзники французы. Москва, 1916; Чем силен немец и как его победить. Москва, 1916; Наши союзники англичане. Москва, 1917; Почему нельзя верить немцам. Москва, 1917; Что такое государство. Новороссийск. 1919; Англичане. Новороссийск. 1919. Архивные источники: ГАРФ. Фонд 523. Опись 1. Дело 309; ГАРФ. Фонд 102. ДП. 4-е делопроизводство. 1907. Дело 49. Часть 8; Государственный архив Пензенской области. Фонд 81. Опись 2. Дело 144; РГИА. Фонд 1278. Опись 1 (1-й созыв). Дело 66. Лист 3; РГИА. Фонд 1327. Опись 1. 1905 г. Дело 141. Лист 87 оборот; РГИА. Фонд 1327. Опись 1. Дело 143. Листы 98–99 оборот. Публикации: Записки отдела рукописей Государственной библиотеки имени В.И.Ленина. Москва, 1972. Выпуск 33; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. Б.Ю.Иванов, А.А.Комзолова, И.С.Ряховская. Москва. РОССПЭН. 2008. Страница 117; Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Первый созыв. Москва: Тип. Товарищества И.Д.Сытина. 1906 Страница 229; Первая Государственная Дума. Алфавитный список и подробные биографии и характеристики членов Государственной Думы. — Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина, 1906. — 175 страниц; Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. — Москва: «Возрождение», 1906. Cтраница 53; Политические партии России. Конец XIX первая треть XX века: Энциклопедия. Москва, 1996; Карнишин В.Ю. Николай Федорович Езерский // Российский либерализм: Идеи и люди. Москва, 2004; Карнишин В.Ю.Провинциальный либерал на фоне трансформации позднеимперской России начала XX века: (Пензенский кадет Г.Ф.Езерский) // Государство и общество: Проблемы социально-политической и экономической истории России. Пенза, 2004. Выпуск 2; Карнишин В.Ю. Николай Федорович Езерский: «Носитель власти, даже микроскопической, склонен забывать, что он член общества…» // Российский либерализм: идеи и люди / Под общей редакциейА.А.Кара-Мурзы. Москва, 2004. Страница 490; Савин М. Езерский Николай Федорович / Пензенская энциклопедия. Москва: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.

Ernest_Closson (467x700, 164Kb)
1870
Эрнест Клоссон (французское имя — Ernest Closson)
бельгийский музыковед. Исследовал жизнь и творчество Андре Гретри, выпустил книгу о нём (1920), был соредактором его четырёхтомного собрания сочинений (1919—1922). Родился в Сен-Жосс-тен-Ноде, Бельгия. С 1896 г. работал в брюссельском Музее музыкальных инструментов, в 1924—1936 гг. его директор. Написал обзорный труд «Производство музыкальных инструментов в Бельгии» (французское название — La Facture des instruments de musique en Belgique; 1935), приуроченный ко Всемирной выставке 1935 года в Брюсселе. Одновременно в 1912—1935 гг. профессор истории музыки Брюссельской консерватории. Автор монографий «Эдвард Григ и скандинавская музыка» (французское название — Edvard Grieg et la musique scandinave; 1892, первоначально печаталась с продолжением в журнале Le guide musical) и «Фламандское начало у Бетховена» (французское название — L'élément flamand dans Beethoven; 1928, переиздание 1946, английский перевод 1936), короткой популярной книги «История фортепиано» (французское название — Histoire du piano; 1944, английский перевод 1947). Составил антологию «Народные песни бельгийских провинций» (французское название — Chansons populaires des provinces belges; 1905) в транскрипциях для голоса и фортепиано. Умер в Сен-Жиль, Бельгия, 21 декабря 1950 года.

Isaias_Gamboa (448x700, 449Kb)
1872
Исайас Гамбоа (испанское имя — Isaías Gamboa)
колумбийский и сальвадорский поэт и писатель, переводчик стихотворений английских и французских поэтов. Исайас Гамбоа-Эррера родился в городе Кали, Колумбия. Он был третьи ребёнком из семи детей в семье дона Матео Гамбоа-Льянос из Валье-дель-Каука и доньи Тересы, урожденной Эррера-Кордоба. Детство Исайаса прошло на вилле Эль-Мамеяль, расположенной в Серро-де-лос-Кристалес, на окраине города Кали. Обучался в колледже Санта-Либрада. Уроки грамматики и литературы на дому ему преподавал Альсидес Исаакс, брат известного писателя Хорхе Исаакса. Свою поэтическую карьеру начал в группе «Эль-Институто», литературном кружке начинающих авторов. В апреле 1893 года он переехал в Сальвадор к брату Франсиско Антонио Гамбоа. Преподавал испанский язык, риторику и эстетику в женских средних школах Сан-Сальвадора. Стал членом общества молодых сальвадорских литераторов. Знание английского и французского языков позволило ему заниматься поэтическими переводами. Среди стихотворений, переведённых им на испанский язык, были «Желание» Мэтью Арнолда и «Ворон» Эдгара Аллана По. Опубликовал свой первый поэтический сборник «Осенние цветы», посвященной красотам сальвадорской природы. Сборнику и его поэме «Эль-Каука» была присуждена первая премия поэтического конкурса города Гватемала. В Сальвадоре его стали называть сальвадорским поэтом, родившимся в Колумбии. В 1898 году, через год после смерти отца, вернулся в Кали. Через некоторое время переехал в Боготу, где продолжил заниматься педагогической и журналистской деятельностью. В 1899 году участвовал в гражданской войне в Колумбии, известной как тысячедневная война, итогом которой стало появление государства Панама. Дослужился от солдата до звания полковника. Участвовал в революции в Венесуэле, откуда эмигрировал в Коста-Рику. В Сан-Хосе служил учителем в женской средней школе. В конце 1901 года переехал в Чили и поселился в Сантьяго, где также занимался педагогической и литературной деятельностью. Издал поэтический сборник «Три стихотворения». В 1903 году художник Хуан Франсиско Гонсалес написал портрет поэта. В апреле 1904 года в Сантьяго был издан его роман «Родная земля». Заболев туберкулезом, решил вернуться в Колумбию. Он прибыл в порт в Вальпараисо. По дороге ему стало хуже. Поэт был вынужден прервать поездку и высадиться в порту Кальяо в Перу, где был срочно госпитализирован. Скоропостижно скончался в больнице Богоматери Гваделупской в городе Кальяо 23 июля 1904 года. Похоронен на кладбище Бакихано. Через три года после смерти, в 1907 году, семья поэта решила перезахоронить его останки на родине. Только в 1914 году останки Исайаса Гамбоа были перевезены в Колумбию и погребены в часовне святого Антония, рядом с прахом его отца. Через несколько лет гроб поэта был вынесен из часовни из-за реконструкции, и где его останки находится сейчас неизвестно. В 1927 году в городе Кали ему был поставлен мраморный бюст.

Karel_Hoffmann (634x700, 112Kb)
1872
Карел Гофман (чешское имя — Karel Hoffmann)
чешский скрипач. Родился в городе Прага, Королевство Богемия, Цислейтания, Австро-Венгрия, ныне Чехия. Был девятым ребёнком ткача Карла Гофмана. Мальчиком играл на скрипке в ресторане. С 1885 г. учился в Пражской консерватории у Антонина Бенневица (скрипка) и Гануша Вигана (камерный ансамбль). В это время он познакомился с Йозефом Суком, Оскаром Недбалом и Отто Бергером. В 1891 г. стал первой скрипкой в студенческом квартете, в дальнейшем под названием Чешский квартет выступавшем до 1934 г. с бессменным Гофманом во главе. В 1898 г. начал сольную карьеру исполнением скрипичного концерта Антонина Дворжака в Праге и на нидерландских гастролях. Был первым исполнителем Фантазии для скрипки с оркестром Йозефа Сука, в 1927 г. удостоился премии за исполнение сонат Иоганна Себастьяна Баха для скрипки соло. С 1922 г. профессор Пражской консерватории, в 1926—1927 гг. её ректор. В 1932 году он заболел и в том же году перенес операцию. Однако вторая операция в 1934 году была безуспешной, и Карел Гофман умер в родном городе от рака 30 марта 1936 года.

[492x700]
1872
Генрих Фогелер (немецкое имя — Heinrich Vogeler)
немецкий художник, перешедший от символизма и модерна к социально-ангажированному творчеству по программе соцреализма. Родился в Бремене. В 1890—1895 годах посещал дюссельдорфскую Академию художеств. В 1895 году обосновался в деревне Ворпсведе (близ Бремена). Позднее (в 1918) с Ф.Макензеном, О.Модерсоном и другими стал основателем колонии художников и был одним из её духовных лидеров. В 1901 женился на Марте Шрёдер, в том же году родилась их первая дочь Мари-Луиза (Мике). В 1903 на свет появилась их вторая дочь Беттина, и в 1905 — третья дочь Марта. В 1926 пара развелась. До 1908 года работал, используя собственные чертежи, над перестройкой своего дома в Баркенхофе. Дружил с Рильке, работал над оформлением журнала символистов «Остров» («Die Insel»). Совершил путешествие на Цейлон в 1906 году. Для изучения концепций «города-сада» побывал в 1909 году в Англии. В 1914 году Фогелер добровольцем пошёл на войну, и в 1915—1917 годах он был отправлен на Восточный фронт, где делал полевые зарисовки для военного командования (в 1916 вышел альбом с его рисунками, «С Востока»). Фронтовой опыт способствовал его переходу на антивоенные позиции, и в начале 1918 года за пораженческие настроения Фогелер был сначала помещен в психиатрическую клинику, а затем демобилизован. В 1920-е годы манера художника меняется: используя новаторские приёмы таких течений как кубизм и футуризм, он приходит к созданию т. н. комплексных картин, для которых характерно «монтажное» соединение разных планов и сюжетных линий. Вместе со старшей дочерью, Мике, он расписывает свой дом в Баркенхофе фресками, посвященными революционной борьбе и контурам нового справедливого общественного устройства. Осенью 1926 ландратом Остерхольца была предпринята попытка уничтожить эти настенные росписи как опасные и разжигающие классовую ненависть, однако широкая общественная кампания в поддержку художника позволила их спасти (впрочем, в 1939 году они всё-таки были уничтожены). В первые послевоенные годы в своих политических взглядах Фогелер склонялся к анархо-синдикализму, и вступил в Коммунистическую партию Германии лишь в 1925 году. Тем не менее, он стал членом образованного в 1923 году Общества друзей новой России и в том же году совершил свою первую поездку в Советский Союз, где в течение года был руководителем отдела искусств в Коммунистическом университете национальных меньшинств Запада. В 1925—1926 годах Фогелер несколько раз ездил в Советский Союз, выполняя поручения Международной организации помощи борцам революции (МОПР), председателем которого с 1922 года был его будущий тесть Юлиан Мархлевский. Мархлевский же уговорил художника предоставить дом в Баркенхофе для детского дома недавно основанной организации Красная помощь Германии (RHD).
Vogeler_um_1924 (502x700, 210Kb)
Генрих Фогелер на фотографии Николы Першайда. 1924 год
Впечатления о пребывании в Советском Союзе нашли отражение в таких «комплексных картинах» художника, как «Карелия и Мурманск» (1926), «Строительство новой жизни в советских республиках Центральной Азии» (1927), «Баку» (1927). В 1927 году Фогелер стал одним из основателей «Рабочей группы коммунистических художников» (предшественницы Ассоциации революционных художников Германии). Однако в 1929 году художника исключили из КПГ из-за его связи с оппозиционной «группой Генриха Брандлера». В 1929—1931 годах работал в качестве рисовальщика в берлинском рекламном и архитектурном бюро «Die Kugel» Герберта Рихтера. В 1931 году художник получил приглашение в Советский Союз работать в Комитете по стандартизации, в 1932 году он был направлен на службу в бюро пропаганды в Ташкенте. Приход в Германии к власти нацистов сделал невозможным возвращение художника на родину. Живопись Фогелера начала 1930-х годов демонстрирует всё большее приближение к стандартам, заданным соцреалистическим методом изображения действительности. В сентябре 1941 года Фогелера как немца депортировали в Казахскую ССР. Прибывший в товарном вагоне на станцию Нуринская посёлка Токаревка Генрих Фогелер был определён на поселение в село Корнеевка, где он и скончался в 1942 году. Точное местонахождение его могилы не установлено.
[470x700]
Крест на предполагаемом месте захоронения Генриха Фогелера в Казахстане
Вторая жена (официально с 1926 года) — Софья Мархлевская, дочь польского коммуниста Юлиана Мархлевского. Их сын — Юрген Фогелер (1923—2005), советский философ и профессор МГУ. Дочь Мари-Луиза (Мике) вышла замуж за писателя и журналиста Густава Реглера.
Галерея
Vogeler01 (572x700, 618Kb)
«Весна (Портрет Марты Фогелер)», 1897
Vogeler02 (536x700, 495Kb)
«Зимняя сказка», 1897
Vogeler03 (568x700, 442Kb)
«Тоска (Мечтательность)», около 1900
Vogeler04 (541x700, 472Kb)
«Вечернее солнце в болоте», 1903
Vogeler05 (560x700, 424Kb)
«Первое лето», 1902
Vogeler06 (700x558, 460Kb)
«Спящие в саду Марта Фогелер и Паула Модерзон-Беккер», 1904
Vogeler21 (700x473, 554Kb)
«Баркенхоф», 1904
Vogeler07 (700x529, 588Kb)
Летний вечер (концерт)», 1905
Vogeler08 (700x405, 450Kb)
«Автопортрет в берете», 1909
Vogeler09 (522x700, 313Kb)
«Баркенхоф в снегу», около 1910
Vogeler10 (700x618, 627Kb)
«Летний сад», 1913
Vogeler11 (700x537, 599Kb)
«Девушка с котёнком», 1914
Vogeler12 (525x700, 496Kb)
«Автопортрет», 1914
Vogeler13 (602x700, 480Kb)
«Страдание женщины в войну», 1918
Vogeler14 (441x700, 532Kb)
«Портрет Софьи Мархлевской», 1922
Vogeler15 (516x700, 301Kb)
«Международная Красная помощ»ь, 1924
Vogeler16 (525x700, 498Kb)
«Рабочий гамбургской верфи (Гамбургский товарищ)», 1928
Vogeler17 (535x700, 533Kb)
«Третий Рейх», 1934
Vogeler18 (542x700, 446Kb)
«Главная машина Кондопожской бумажной фабрики», 1933–1934
Vogeler19 (539x700, 500Kb)
«Крестьянка на винограднике в колхозе им. Карла Маркса», около 1939
Vogeler20 (700x525, 456Kb)
«Новый городок Тырнаузского комбината в Кабардино-Балкарии», около 1940
Память
В 1997 году на предполагаемом месте захоронения художника был установлен большой деревянный крест. В 2015 году там же были установлены надгробные плиты.
Vogelerмемориал (700x463, 419Kb)
В 1999 году в Караганде, возле Немецкого культурного центра Wiedergeburt был установлен мемориал Генриху Фогелеру авторства Анатолия Билыка.

[557x698]
1873
Джон Финан Барри (John Finan Barry)
американский шахматист, мастер. Адвокат по профессии. Один из сильнейших шахматистов-любителей США рубежа XIX—XX вв. Родился в городе Бостон, штат Массачусетс, США. В 1896 г. оспаривал титул чемпиона США, но проиграл матч Дж. Шовальтеру. В 1904 г. участвовал в международном турнире в Кембридж-Спрингсе. В составе сборной США участвовал в 12 из 13 матчей по телеграфу против команды Англии (общий счет — 7½ из 12: +6-3=3). В первых пяти матчах неизменно одерживал победы над своими английскими оппонентами. Жил и имел адвокатскую практику в Бостоне. Был президентом Бостонского шахматного клуба «Жёлтый мандарин» (букв. «Мандарин с жёлтой пуговицей» — «Mandarins of the Yellow Button»; позже — ШК им. Дешапеля). В течение 25 лет вел шахматный отдел в газете «Boston Transcript». Умер 9 апреля 1940 года.
Спортивные результаты
Screenshot 2023-11-28 at 18-07-46 Барри Джон Финан — Википедия (594x700, 190Kb)

[471x700]
1874
Волтер Адалберт Килпи (Volter Kilpi; псевдоним; настоящая фамилия — Эриксон)
финский писатель. Родился в мызе Кустави, Варсинайс-Суоми, Або-Бьёрнеборская губерния, Великое княжество Финляндское, Российская империя, в семье морского капитана. Его ранние романтические «поэмы в прозе» на библейские и древнегреческие мифологические сюжеты: «Вирсавия» («Bathseba», 1900), «Парсифаль» («Parsifal», 1902), «Антиной» («Antinous», 1903), носят декадентский характер, отличаясь необычайной усложненностью языка и стиля. В годы 1-й мировой войны Килпи, преодолевая узкий эстетизм и выступая против общественно-политической реакции, опубликовал сборники очерков «Перед будущностью» («Tulevaisuuden edessä», 1918) и другое. В 1933 вышел роман Килпи «В зале усадьбы Аластало» («Alastalon salissa»), идеализирующий патриарх. уклад жизни и содержащий скрупулезный анализ незначительных душевных переживаний бывших морских офицеров, ныне владельцев кулацких хозяйств. Роман, выдержанный в традициях обстоятельного повествования о жизни деревни, характерных для финской литературы, близок в то же время к манере М.Пруста. Сборники новелл Килпи «Маленькие люди прихода» («Pitäjän pienempiä», 1934) и «К церкви («Kirkolle», 1937) по тематике и стилю продолжают вышеназванный роман. В 1944 (посмертно) опубликовал сатирический роман Килпи «Путешествие Гулливера по Фантомимианскому континенту» («Gulliverin matka Fantomimian mantereelle»). Умер в городе Турку, Финляндия, 13 июня 1939 года. Считается одним из ста видных деятелей Финляндии, его биография помещается в биографическом сборнике «Сто замечательных финнов». Сочинения : Valitut teokset, Hels., (1954). Литература: Карху Э.Г., Очерки финской литературы начала XX века, Ленинград, 1972; Suomi V., Nuori Volter Kilpi, Hels., 1952; Maailman kirjat ja kirjailijat. Toim. T. Anhava, Hels., 1957; Laitinen K,, Suomen kirjallisuus 1917—1967, Hels., 1967.

-Lambooy (491x700, 168Kb)
1874
Йохан Мари Жак Юбер Ламбой (нидерландское имя — Johan Marie Jacques Hubert Lambooij)
нидерландский военный и государственный деятель, министр обороны Нидерландов (1928—1929). Являлся католическим офицером. Родился в городе Маастрихт, Нидерланды. Окончил Королевскую военную академию и Высшую военную школу. Служил в Генеральном штабе нидерландской армии. Занимал ряд министерских постов: 1925—1926 гг. — военный министр, одновременно и. о. министра военно-морского флота; 1926—1928 гг. — военный министр и министр военно-морского флота; 1928—1929 гг. — министр обороны Нидерландов. На этой должности добился объединения армии и флота под единым командованием, став первым министром обороны страны, ввел норму об общественном расследований катастроф и аварий голландских кораблей, принял решение окончательном закрытии военно-морской верфи в Хеллевутслёйсе; безуспешно пытался противостоять сокращению военного бюджета. В 1929—1940 гг. — бургомистр Хилверсюма. Умер в городе Гаага, Нидерланды, 20 июня 1942 года.

Leonard_Campbell_Taylor (504x700, 125Kb)
1874
Леонард Кэмпбелл Тейлор (Leonard Campbell Taylor)
английский художник. Родился в городе Оксфорд. С 1895 по 1900 годы был студентом Королевской академии художеств. Во время Первой мировой войны был официальным военным художником пехоты, затем ВМС Великобритании. Умер в городе Кембридж 1 июля 1969 года.

Maria Giuliani  (511x700, 207Kb)
1875
Мария Джулиани (итальянское имя — Maria Giuliani FMM; в монашестве — Мария Мира)
святая Римско-Католической Церкви, монахиня из монашеской конгрегации «Францисканки Миссионерки Марии», мученица. Мария Джулиани родилась в городе Л’Акуила, Италия, в бедной семье. Её отец был неверующим и поэтому не позволял своей семье посещать церковь. Мать Марии вместе со своей дочерью втайне ходила в церковь, с раннего возраста приучив свою дочь практиковать католические обряды. В 1892 году Мария Джулиани вступила в новициат женской монашеской конгрегации «Францисканки Миссионерки Марии», через некоторое время её послали вместе с другими монахинями основывать новой монашеский дом в Австрии.
Maria Giuliani01 (700x470, 173Kb)
Тайюанская церковь.
В 1898 году в Турин на Международную выставку китайской культуры и искусства прибыл епископ Франциск Фоголла, путешествовавший с четырьмя китайскими семинаристами по Европе. Франциск Фоголла, познакомившись с основательницей конгрегации «Францисканки Миссионерки Марии» Еленой Марией де Шаппотен, пригласил монахинь участвовать в деятельности католических миссий, действовавших в Китае. На миссию поехали семь монахинь Мария Гермина, Мария Клара, Мария Божьего Рождества, Мария святого Иустина, Мария Адольфина, Мария Амандина и Мария Мира. Вскоре после их приезда в Китае в 1899 году началось ихэтуаньское восстание боксёров, во время которого жестоким образом преследовались христиане. Среди пострадавших за свою веру была и Мария Джулиани, которая была казнена в городе Тайюане 9 июля 1900 года.
Прославление
Мария Джулиани была беатифицирована 27 ноября 1946 года Римским Папой Пием XII и канонизирована 1 октября 2000 года Римским Папой Иоанном Павлом II вместе с группой 120 китайских мучеников. День памяти в Католической Церкви — 9 июля. Источники: George G. Christian OP, Augustine Zhao Rong and Companions, Martyrs of China, 2005, страница 42

Paule de Lestang (497x700, 135Kb)
1875
Пола де Лестан (французское имя — Paule de Lestang; имя при рождении — Полина Калуан, Pauline Caloin; после второго брака — Валлас де Лестан, Vallas de Lestang)
французская камерная певица (сопрано), пианистка и клавесинистка. С 1936 г. жена Леона Валласа, с которым до этого её связывало многолетнее творческое сотрудничество. Родилась в городе Лион, Франция. Дочь органиста и учительницы фортепиано. Училась игре на фортепиано (у Жозефа Жемена) и арфе в Лионской консерватории, частным образом занималась также вокалом у профессора консерватории Кретена-Перни. В 1906 году исполнила премьеру фортепианной Сонатины фа диез минор Мориса Равеля, в 1911 г. как певица стала первой исполнительницей Баллад Франсуа Вийона для голоса и фортепиано Клода Дебюсси. В 1914 г. спела несколько песен Жоржа Орика (аккомпанировал Альфредо Казелла) — это был дебют юного музыканта в качестве композитора. Вплоть до 1950-х гг. выступала в Лионе как солистка, исполняя клавирные концерты Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя, Вольфганга Амадея Моцарта. В 1933 и 1935 гг. гастролировала в США. В 1927 г. записала песню Равеля «Об Анне, играющей на клавесине», аккомпанируя сама себе на клавесине. Умерла в родном городе 16 июня 1968 года. Литература: Jérôme Dorival. Paule de Lestang, chanteuse, pianiste et claveciniste : une musicienne aux multiples talents // «Tempus Perfectum» (Lyon), No. 7.

1875
Александр Иванович Петрункевич (Alexander Petrunkevitch)
русско-американский зоолог. Родился в хуторе Плиски,Черниговская губерния, Российская империя ныне Борзнянский район, Черниговская область, Украина. Второй сын либерального политического деятеля Ивана Ильича Петрункевича. В 1894 году поступил в Московский университет. Будучи настроен революционно, был вынужден выехать в Германию, где продолжал образование во Фрайбургском университете под руководством Августа Вейсмана. В 1900 году получил степень приват-доцента во Фрайбургском университете. В 1901 году опубликовал диссертацию о цитологии и развитии яиц медоносной пчелы. Во время учёбы в Германии Петрункевич женился на американке Ванде Хартшорн (Wanda Hartshorn) и в 1903 году переехал в США, где в 1905—1906 годах был гостевым профессором Индианского университета. В 1906 году ездил в Россию, чтобы повидаться с отцом. В 1910 году был приглашен в Йельский университет, где работал в течение 34 лет до выхода на пенсию в 1944 году. Петрункевич отрицательно относился к большевизму и в 1920-х годах выступал против дипломатического признания СССР. В 1954 году был избран в Национальную академию наук США. Умер в городе Нью-Хэйвен, штат Коннектикут, США, 10 марта 1964 года. Награждён Addison-Emery-Verrill-Medaille (1959).
Специалист по арахнологииСочинения: Morphology of invertebrate types (1916); The Russian revolution (1918); The freedom of the will; a study in materialism (1905?). Литература: Незабытые могилы : российское зарубежье : некрологи 1917—1997 : в 6 томах / Российская государственная бмбмлиотека. Отдел литературы русского зарубежья ; составитель В.Н.Чуваков ; под редакцией Е.В.Макаревич. — Москва : Пашков дом, 2004. — Том 5 : Н—П. — Страницы 437—438. — 638 страниц. — 1000 экземпляров — ISBN 5-7510-0298-9 (том 5); Петров В. Русские в Америке. XX век. Вашингтон, 1992. Страницы 58—59; Скончался А.И. Петрункевич, выдающийся зоолог // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1964.— 11 марта (№ 18629).— Страница 1; Anonymous. Prof. Alexander Petrunkevich, Authority on Spiders Dies at 88 // The New York Times. 1964. March 10; Wilson Donald D. Venerated Arachnologist // Yale Alumni Magazine. 1948. June. Vol. 9. P. 9.

[534x699]
1875
Карл Рудольф Герд фон Рундштедт (немецкое имя — Gerd von Rundstedt)
немецкий генерал-фельдмаршал времён Второй мировой войны. Командовал крупными соединениями в европейских кампаниях. В начальной фазе операции «Барбаросса» командовал группой армий «Юг». Родился в городе Ашерслебене в Саксонии, в аристократической прусской семье. В 12-летнем возрасте поступил в кадетское училище. Службу в армии начал 1892 в чине фанен-юнкера (кандидат в офицеры). Произведён в лейтенанты в июне 1893. В 1902 году поступил в академию Генерального штаба (обер-лейтенант). С 1907 (капитан) по 1910 — служил в Генеральном штабе, а затем на различных должностях в армии. Во время Первой мировой войны участвовал в битве на Марне и в наступлении на реке Нарве в России. Продолжал службу на различных штабных должностях. Закончил войну в звании майора, начальником штаба 15-го корпуса во Франции. Награждён Железными крестами обеих степеней, а также ещё 12 орденами. После войны в стотысячной армии Веймарской республики карьерный рост фон Рундштедта шёл довольно быстро — подполковник в 1920, полковник в 1923, генерал-майор в 1927, генерал-лейтенант в 1929, и с октября 1932 он получил звание генерала пехоты. На момент прихода Гитлера к власти занимал пост командующего 1-й группы армий в Берлине. Будучи прусским аристократом, Рундштедт считал, что армия должна стоять вне политики. Он сумел не допустить сторонника нацистов Вальтера фон Рейхенау на пост главнокомандующего армии в 1934 и 1938. В 1938 году Рундштедт протестовал против преследования нацистами генерала Фрича. Кроме того, он оскорбил Адольфа Гитлера, посоветовав ему не связываться с «этой негритянской задницей» Муссолини. В результате этого Рундштедт был отправлен в отставку в звании генерал-полковника, что стало первой из его четырёх отставок. В сентябре 1939 года началась война, и фон Рундштедт был вновь призван в армию, чтобы возглавить группу армий «Юг» в ходе успешного захвата Польши. Награждён планками к Железным крестам (повторное награждение) и Рыцарским крестом. Во время французской кампании 1940 Рундштедт командовал группой армий «А», сыгравшей ключевую роль в захвате Франции. В соответствии с планом Манштейна, танковая группа Клейста прошла по Арденнским горам и вышла к Ла-Маншу, отрезав крупную группировку англо-французских войск в Бельгии, что и определило блестящий успех всей кампании. Однако приказа об атаке окруженных у Дюнкерка войск Рундштедт не отдал, что позволило англичанам эвакуировать с пляжей более 100 тысяч солдат. Фон Рунштедт и другие впоследствии утверждали, что это решение принадлежало Адольфу Гитлеру и было основано на стремлении заключить с Великобританией мирный договор. За успех во Франции фон Рундштедт в числе группы военачальников был произведён в фельдмаршалы (19 июля 1940). Принимал участие в разработке операции «Морской лев» по вторжению на Британские острова. Затем был командующим оккупационных сил во Франции и ответственным за береговую оборону в Нидерландах, Бельгии и Франции. Несмотря на то, что Рундштедт с самого начала возражал против нападения на СССР, ему было поручено командование группой армий «Юг». Группа насчитывала 43 немецкие дивизии (из них 5 — танковых) и 14 — румынских. Большую часть сил группы составляла немоторизованная пехота, поэтому её продвижение было не столь быстрым, как у двух других групп вермахта. Тем не менее, армиям Рундштедта сопутствовал успех: уже на румынской границе было захвачено 150 тысяч пленных, около 2 тысяч танков и 2 тысячи орудий. В начале августа 1941 года в боях под Уманью им удалось окружить крупные силы Южного и Юго-Западного фронтов РККА. Было взято более 100 тысяч пленных, около 300 танков и 800 орудий. В сентябре войска Рундштедта, при поддержке 2-й танковой армии Гудериана, переброшенной с московского направления, окружили под Киевом основные силы Юго-Западного фронта. В плен попало более 660 тысяч солдат и офицеров РККА, захвачено 884 танка и более 3 тысяч орудий. После этого Рундштедт повернул 1-ю танковую армию Клейста на юго-восток, в тыл частям Южного фронта, сдерживавшим продвижение 11-й армии Манштейна в районе Мелитополя. 5 октября части Клейста вышли к Азовскому морю у Бердянска, взяв таким образом в окружение 18-ю армию Южного фронта. В результате сражения у cела Черниговка, окончившегося 10 октября, части Красной Армии понесли тяжёлые потери. В плен попало около 100 тысяч человек. Командующий 18-й армией генерал-лейтенант А.К.Смирнов погиб. После этого 11-я армия под командованием Э. фон Манштейна смогла беспрепятственно войти в Крым и продвинулась до Севастополя, однако взять город с ходу не удалось. К началу ноября 1941 армии группы «Юг» заняли всю территорию Украины, Донбасса и большую часть территории Крыма. Рундштедт полагал, что следует остановиться до наступления холодов. Однако Адольф Гитлер настоял на продолжении наступления. В ноябре фон Рундштедт перенёс сердечный приступ, но отказался от госпитализации, продолжил наступление и дошёл до Ростова-на-Дону 21 ноября. Из-за ранних морозов на Дону раньше обычного встал лёд, и 25 ноября советские войска под командованием Тимошенко нанесли удар с юга, наступая по льду замёрзшей реки. После упорного и кровопролитного боя с 28 ноября немецкие войска оставили город. Рундштедт запросил разрешения Адольфа Гитлера отвести войска на зиму на естественный рубеж обороны на реке Миус в 70 км к западу от Ростова, но разрешения не получил. Тем не менее, Рундштедт отдал приказ к отходу. В тот же день Адольф Гитлер отстранил его от командования и назначил новым командующим группой «Юг» Вальтера фон Рейхенау. Однако, прибыв на место, Рейхенау подтвердил приказ к отступлению. Гитлер чувствовал, что отставка самого опытного командующего немецкой армии была поспешной и вылетел в штаб-квартиру группы «Юг» в Полтаве для личного разбирательства (3 декабря). Здесь Рейхенау и Дитрих (командующий дивизией СС имени Адольфа Гитлера, наступавшей на Ростов) объяснили Адольфу Гитлеру, что решение Рудштедта об отступлении было единственно-правильным. Адольф Гитлер признал свою ошибку и извинился перед Рундштедтом. Фельдмаршалу был предоставлен отпуск, и 5 декабря он вылетел Германию. На Восточный фронт Рундштедт больше не возвращался. В марте 1942 года Адольф Гитлер вернул фон Рундштедта на службу и вновь назначил его командующим оккупационными войсками на Западе. Там он (с опозданием) убедился, что на всём Атлантическом побережье не существовало фортификационных сооружений, достойных упоминания. Только после того, как Эрвин Роммель поступил в подчинение фон Рундштедта, начались серьёзные фортификационные работы. В ходе обсуждения незадолго до высадки фон Рундштедт настаивал, что танковые подразделения должны находиться в тылу операции так, чтобы они могли быть быстро направлены в любой сектор, где могли появиться союзники. Гейр фон Швеппенбург, командующий танковыми частями, поддерживал его. Но Роммель настаивал на том, что танки должны размещаться вдоль береговой линии, сразу за зоной доступа артиллерии флота союзников, поскольку авиация союзников не позволит им двигаться. Находясь под влиянием своего успеха в боевых действиях в Африке, Роммель полагал, что авиация союзников не позволит двигаться днём и серьёзно осложнит перемещение ночью. Также он уверял, что высадка далеко на Западе (в частности, в Нормандии) не рассматривается союзниками, и туда можно направить небольшое количество танков. Хотя Рундштедт считал высадку в Нормандии маловероятной, он чувствовал, что это безумный риск. Но Роммель мог действовать по-своему, так как авторитет Рундштедта сильно упал из-за его безынициативности с момента назначения. Танковые дивизии были рассредоточены и только две были направлены на северное побережье Франции к западу от Сены, и только одна из них — в Нормандию, что привело к катастрофическим последствиям, когда началась высадка союзников. После Нормандской операции в июне 1944 года Рундштедт торопил Адольфа Гитлера начать мирные переговоры с союзниками.
[514x700]
В ответ Адольф Гитлер заменил его 1 июля 1944 фельдмаршалом Гюнтером фон Клюге, одновременно наградив Рундштедта Дубовыми Листьями к Рыцарскому кресту. После заговора 20 июля, который возмутил фон Рундштедта, он согласился вместе с Гудерианом и Вильгельмом Кейтелем участвовать в Армейском суде чести, в ходе которого были отправлены в отставку сотни нелояльных Адольфу Гитлеру офицеров, часто по ничтожному подозрению. Это означало, что в отношении них больше не действуют законы военного времени и их дела были переданы в Народную судебную палату. Многие были казнены. В середине августа 1944 года фон Клюге покончил с собой, а фельдмаршал Модель был освобождён от должности через 18 дней после назначения командующим Западным фронтом, и Рундштедт 5 сентября 1944 был снова назначен командующим на Западе. Там он быстро соединил войска и одержал победу над союзниками в Голландской операции. В феврале 1945 награждён Мечами к Рыцарскому кресту с Дубовыми Листьями. Хотя он был командующим в ходе наступления на Антверпен (которое провалилось из-за перевеса союзников в Арденнской операции), он с самого начала был против этого наступления и по существу умыл руки. Он был снова смещён с командования в марте 1945 года, когда сказал Вильгельму Кейтелю, что Адольфу Гитлеру лучше заключить мир с союзниками, чем продолжать безнадёжную войну. Рундштедт был захвачен в плен 36-й американской пехотной дивизией 1 мая 1945 года. В ходе заключения советские следователи спросили его, какую битву в войне он считает решающей. От него ждали, что он скажет Сталинградская, но он сказал Битва за Британию, «раздражённые следователи закрыли блокноты и ушли». В ходе допросов он перенёс ещё один сердечный приступ и был увезён в Британию, где его содержали в лагере военнопленных в Бридженте. Англичане считали его военным преступником. Обвинения против него включали организацию массовых убийств на оккупированных советских территориях. 10 октября 1941 года командующий 6-й полевой армией Вальтер фон Рейхенау издал свой печально знаменитый «приказ Рейхенау». Когда Рундштедт получил копию приказа, он её размножил и разослал командирам других армий как образец приказа, который они должны были отдать своим подчинённым. Также было зафиксировано его активное содействие Айнзатцгруппам. Когда его спрашивали по существу дела и представили изобличающие свидетельские показания от командира Айнзатцгруппы, Рундштедт только сказал, что для эсэсовца — дерзость «говорить в таком тоне о фельдмаршале», хотя он не мог оспорить эти показания. В конечном счёте он так и не предстал перед судом, как утверждают, из-за слабого здоровья, хотя американские следователи считали, что решение англичан основано на политических мотивах. Его освободили в июле 1948 года, и до своей смерти он жил в Ганновере. Умер в Ганновере 24 февраля 1953 года. Награды и премии: Орден Михая Храброго; Кавалер Большого креста ордена Короны Италии; Рыцарский крест Железного креста с Дубовыми листьями и Мечами; Железный крест I класса; Железный крест II класса ; Баварский орден «За военные заслуги». 22 января 1902 года женился на Луизе фон Гетц, и у них был только один ребёнок: Ханс Герд фон Рундштедт (1903—1948). Литература: Гордиенко А.Н. Командиры Второй мировой войны. Том 2. — Минск, 1998. — ISBN 985-437-627-3; Correlli Barnett. Hitler's Generals. — New York, NY: Grove Press, 1989. — 528 p. — ISBN 0-802-13994-9; Stephen Bungay (2000). The Most Dangerous Enemy: A History of the Battle of Britain. London: Aurum Press. ISBN 1-85410-721-6(hardcover), ISBN 1-85410-801-8(paperback 2002).

[497x700]
1876
Эмиль Буриан (чешское имя — Emil Burian)
чешский певец (баритон), солист оперы Народного театра в Праге, отец режиссёра и композитора Эмиля Франтишека Буриана (чешское имя — Emil František Burian), дед Яна Буриана (чешское имя — Jan Burian) и артистки Катерины Раймонтовой (чешское имя — Kateřina Rajmontová), прадед артиста Филипа Раймонта (чешское имя — Filip Rajmont), брат певца Карла Буриана (чешское имя – Karl Burian). Родился в городе Раковник (ныне Чехия), в крестьянской семье. Учился в академической гимназии в Праге. Пению учился в школе имени Пиводы у К.Валлерштейна (чешское имя — K.Wallerstein), постоянный солист Народного театра в Праге. Выступал в Дрездене, Гамбурге, Будапеште. Начинал в качестве оперетного певца, в конце XIX столетия служил в опере города Брно (ныне Чехия), затем в Загребе (ныне Хорватия), а в начале XX столетия с 1902 г. пел в городе Пльзень (ныне Чехия). С 1906 стал членом чешской оперы, а с 1920 – солист оперы. Умер в Праге 9 октября 1926 года. Источник: Benešová, Z. a Straková, P.: Busty v Národním divadle, vydalo Národní divadlo, r. 2009, 1. vyd., ISBN: 978-80-7258-331-7

Zeynal_Eynal_oglu_Zeynalov (542x700, 176Kb)
1876
Зейнал Эйнал-оглы Зейналов ( русский вариант имени — Зейнал Зейналович, вариант отчества — Эйналович)
нефтяник, депутат Государственной думы II созыва от Бакинской губернии, позднее журналист. Талыш по национальности, мусульманин. Родом из крестьян села Амирджан Бакинского уезда Бакинской губернии. Имел начальное образование. Был токарем, машинистом, механиком на нефтяных промыслах Ротшильда в Балаханах (в окрестностях Баку). Позднее служил заведующим нефтяным промыслом, имел заработок до 4 тысяч рублей в год. В партиях не состоял, примыкал к народным социалистам и трудовикам.
Zeynal_Eynal_oglu_Zeynalov01 (700x490, 318Kb)
Группа депутатов Мусульманской фракции II Государственной Думы. Стоят: М.Махмудов, К.Тевкелев, З.Зейналов, Г.Бадамшин; сидят: Ш.Кощегулов, М.Хасанов, Х.Усманов, Х.Атласов, Г.Мусин
6 февраля 1907 избран во Государственную думу II созыва от общего состава выборщиков Бакинского губернского избирательного собрания. Входил в Мусульманскую трудовую группу («Мусульман хезмят тейфасэ»). Член аграрной комиссии и комиссии по рабочему вопросу. Выступал по вопросу об образовании Комиссии о помощи безработным. Участвовал в издании газеты «Дума». С октября 1917 — журналист. Умер в Баку 28 января 1935 года.
Zeynal_Eynal_oglu_Zeynalov02 (700x548, 352Kb)
Мусульманская Трудовая группа: З.Э.Зейналов, 2-й слева.
Литература: Абаскулиева Элеонора. Бакинский рабочий Зейнал Зейналов в парламенте царской России возглавлял мусульманскую трудовую фракцию. Газета Азербайджанские Известия 15 июля 2014; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. Б.Ю.Иванов, А.А.Комзолова, И.С.Ряховская. Москва. РОССПЭН. 2008. Страница 210; Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Второй созыв. Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина. 1907 Страница 451; Азербайджанский энциклопедический словарь. Баку. 1987. Том 4; Мусульманские депутаты Государственной думы России 1906-1917 годов: Сборник документов и материалов. Уфа, 1998. Страница 289; Усманова Д.М. Мусульманские представители в Российском парламенте, 1906-1917. Казань, 2005. Российский государственный исторический архив. Фонд 1278. Опись 1 (2-й созыв), Дело 159; Дело 543. Лист 6, 7.

[526x700]
1876
Алвин Кренцлейн (Alvin Kraenzlein)
американский спортсмен, первым выигравший на одних олимпийских играх 4 золотые медали. Чемпион олимпийских игр 1900 в беге на 60 м (7,0), на 110 м с барьерами (15,4), на 200 м с барьерами (25,4) и в прыжках в длину (7,18 м). Установил мировые рекорды в беге на дистанциях: 120 ярдов с барьерами — 15,2 (1898), 220 ярдов с барьерами — 23,6 (1898) и прыжках в длину — 7,40 (1898) и 7,43 (1899). Какими только эпитетами не награждали Крейнцлейна журналисты после его триумфального выступления летом 1900 года в Париже! Но чаще всего звучал один - "величайший атлет всех времен". Сейчас, когда давно уже нет в живых героя II Олимпиады, когда мы можем сравнивать (нет, не технические результаты!) достижения Крейнцлейна в сопоставлении во времени с достижениями других выдающихся атлетов, можно с уверенностью сказать, что спортивные обозреватели, писавшие на заре нынешнего века, были не очень далеки от истины. Алвин Крейнцлейн был по-настоящему большим спортсменом. Алвин Крейнцлейн родился в Вене. Когда ему исполнилось три года, будущий чемпион переехал с родителями в Соединенные Штаты. Закончив школу, Алвин поступил в Пенсильванский университет в Филадельфии на медицинский факультет.
[700x418]
Он мечтал о карьере зубного врача. В университете высокий крепкий парень, конечно, не мог остаться в стороне от спорта. Пенсильванский университет славился в то время своими легкоатлетами, и Крейнцлейн решил попробовать силы именно в этом виде спорта. Алвин попробовал свои силы в беге и в прыжках в длину. И вскоре будущим стоматологом всерьез заинтересовались тренеры-профессионалы. Отличные природные данные позволили Алвину добиться больших успехов сразу в нескольких видах легкой атлетики – спринте, беге с барьерами и прыжках в длину. Он быстро выдвинулся в число лучших спринтеров Соединенных Штатов. Но «коронным» его видом стал бег с барьерами.
Kraenzlein_Hurdling01 (472x700, 181Kb)
Крэнцлайн во время барьерного бега
Алвин не только тренировался долгими часами, но и много размышлял. Спортсмены того времени в барьерном беге перепрыгивали через препятствие, делая потом поневоле короткую остановку. Алвин же изобрел новую технику, которая позволяла как бы перешагивать через барьер, не замедляя темпа. Конечно, она была еще не столь отточенной, как у современных барьеристов, но Кренцлейн с завидной легкостью побеждал своих соперников. Уже в 1897 году он стал чемпионом Соединенных Штатов в беге на 200 метров с барьерами. Немалых успехов добился и в прыжках в длину: в 1899 году установил рекорд страны, который, однако, продержался недолго: вскоре его побил другой студент – Майер Принстейн из Сиракузского университета, который, кстати, как и Кренцлейн, выступал также и на беговой дорожке, но с меньшими успехами. В 1900 году Кренцлейну и Принстейну вновь предстояло оспаривать звание рекордсмена по прыжкам в длину – на этот раз олимпийского. В Париже Кренцлейн выступал в четырех видах легкоатлетических соревнований.
Kraenzlein_Hurdling02 (472x700, 154Kb)
Крэнцлайн во время прыжков в длину
Первую золотую олимпийскую медаль он выиграл в беге на 60 метров, пробежав эту дистанцию за 7 секунд. Это был мировой и олимпийский рекорд. А ведь по его же собственному признанию, он рассматривал этот забег лишь как своего рода разминку перед более важными для него состязаниями в барьерном беге… Следующую золотую олимпийскую медаль Алвин выиграл в беге на 110 метров с барьерами. Пришедший вторым американец Дж.Мак-Лин отстал от него на полтора метра. Алвин же показал результат 15,4 секунды, ставший олимпийским рекордом. Третья золотая олимпийская медаль была выиграна им в беге на 200 метров с барьерами. Результат олимпийского рекорда составил 25,4 секунды. И наконец, четвертую золотую олимпийскую медаль Алвин завоевал в секторе для прыжков в длину. Здесь, прыгнув на 7,185 метра, он и взял реванш у Майера Принстейна, показавшего результат 7,175 метра. Но все-таки Принстейн тоже стал в Париже олимпийским чемпионом, одержав победу в тройном прыжке.
[511x700]
В этом виде он опередил чемпиона игр I Олимпиады и вообще самого первого в истории олимпийского чемпиона, своего соотечественника Джеймса Коннолли. В Париже тот, кстати, улучшил свое прежнее достижение на 26 сантиметров, но для победы этого оказалось недостаточным, и Коннолли довольствовался лишь вторым местом… А что касается Алвина Кренцлейна, то, завоевав четыре золотые олимпийские медали, он решил, что пора работать по специальности: ведь он уже был дипломированным стоматологом. Врачебную практику Кренцлейн открыл в немецком городе Дюссельдорфе. Но по какой-то причине дела у него здесь не заладились, и он вернулся в Соединенные Штаты. Да и вообще оставил стоматологию, вскоре став главным тренером команды легкоатлетов Пенсильванского университета. На игры V Олимпиады, проходившие в 1912 году в Стокгольме, Кренцлейн приехал в качестве одного из тренеров олимпийской команды Соединенных Штатов. Год спустя Олимпийский комитет Германии пригласил его тренировать немецких легкоатлетов, готовя их к играм VI Олимпиады, которые должны были пройти в Берлине в 1916 году. Кренцлейн принял предложение и переехал в Германию. Но в 1914 году началась Первая мировая война, и об Олимпийских играх пришлось надолго забыть. Выдающемуся легкоатлету пришлось опять возвращаться в Соединенные Штаты. Жизнь его оказалась, увы, короткой: Кренцлейн умер в Филадельфии 6 января 1928 года. А пять месяцев спустя в Амстердаме были открыты игры IX Олимпиады…

1876
Август Августов Розенталь (болгарское имя — Август Августов Розентал)
болгарский художник. Брат поэта и революционера Юлия Цезаря Розенталя. Родился в городе Иркутск, Российская империя, в семье сосланного в Сибирь польского революционера Августа Розенталя. В 1880 году семья переехала в Болгарию. С августа 1896 обучался в Государственном училище рисования (в настоящее время Национальная академия художеств). Работал учителем в Добриче, где женился на Костенцевой Райне, дочери Михаила Костенцева. Писал иконы для храмов Батака, Пещеры и Кремиковского монастыря. Является автором проектов церквей и их иконостасов в Пожарево и Званичево. В 1909—1912 годы принимал участие в росписи икон крупнейшего в стране собора Александра Невского в Софии. Во время балканской войны он воевал добровольцем в Болгарской армии и был убит в бою в селе Гечкинли, Османская империя, в районе Сюльоглу провинции Эдирне современной Турции, 22 октября 1912 года. Большая часть произведений Розенталя были уничтожены во время бомбардировок в Софии во время второй мировой войны. Литература: Енциклопедия България, том 5, Издателство на БАН, София, 1986; Август Розентал умира за България; Moят роден град София, Райнa Костeнцевa.

Rachel_Crothers (513x700, 162Kb)
1878
Рэйчел Kpозерс (Rachel Crothers)
американский драматург и театральный режиссёр. Родился в городе Блумингтон, Иллинойс, США. В 1892-1996 годах училась и преподавала в театральной школе Стейнхоуп-Уит-крофта. Выступала как актриса. Ставила свои пьесы в театрах Нью-Йорка «Савой», «Манхэттен», «Литл-тиэтр» и др. Умерла в городе Данбери, Фэрфилд, штат Коннектикут, США, 5 июля 1958 года. Пьесы: одноактная комедия «Приходский священник» (1902, «Мэдисон-сквер-тиэтр», Нью-Йорк; первая постановка на профессиональной сцене); «Нас трое» (1906); «Я, Беттина» (1908); «Мир мужчины» (1909); «Мысами» (1913); «Славные люди» (1920); «Когда встречаются женщины» (1932); «Сьюзан и Бог» (1932; экранизирована в 1937 году); «Трое из нас» (The Three of Us); «Он и она» (He and She); Let Us Be Gay; As Husbands Go; Expressing Willie; 39 East: Three Plays; Old Lady 31. Одноактные пьесы: The Importance of Being Clothed; The Importance of Being Nice; The Importance of Being Married; The Importance of Being a Woman; What They Think; Peggy. Литература: Quinn A. A history of the American drama from the Civil war to the present day, v. l. N. Y., 1945; Lois C. Gottlieb. Rachel Crothers; Colette & James Lindroth. Rachel Crothers: a Research and Production Sourcebook.

Jānis_Kuga (569x700, 334Kb)
1878
Янис Куга (латышское имя — Jānis Kuga)
латвийский художник и сценограф. Один из создателей латышской профессиональной сценографии. Янис Куга родился в Икскюльской волости Рижского уезда Лифляндской губернии, Российской империи (ныне — город Икшкиле в Латвии). Учился в ремесленном училище Немецкого ремесленного общества, окончил Центральное училище технического рисования барона А.Л.Штиглица в Санкт-Петербурге (1905). В 1906—1907 и 1912—1914 посещал страны Западной Европы, где имел возможность получить дополнительное профессиональное образование. Работал учителем рисования в разных школах (1908), декоратором Нового рижского театра (1909—1915), Петроградского латышского театра (1915—1918), Латвийской Национальной оперы и Латвийского Национального театра (1918—1921), руководителем мастерской декоративной живописи Латвийской академии художеств (1921—1944), ректором (1934—1940 и 1941—1944) и профессором (с 1928) Латвийской академии художеств. В 1944 году эмигрировал в Германию, в 1951 году переехал в США, в 1969 году обосновался на постоянное место жительства в Канаде. Участвовал в работе петербургского латышского художественного кружка «Рукис» (1900—1905), Латышского общества поощрения искусств (1911—1940), художественного объединения «Садарбс» (1928—1938). Награждён Латвийскими орденами Трёх звёзд III и IV степеней (1926 и 1936), Латвийским орденом Крест Признания II степени (1938), Бельгийским орденом Леопольда II (1931), Французским орденом Почётного легиона (1939). Удостоен Гран-при Латвийской художественной выставки 1939 года в Париже за эскизы театральных декораций. Умер в Торонто 24 ноября 1969 года.
Творчество
Принимал участие в выставках с 1910 года. Будучи сторонником традиционных художественных форм, тем не менее охотно включал в свои работы этнографические элементы. В декорациях присутствовали мотивы латвийского народного деревянного зодчества, в театральных костюмах использовался стилизованный национальный орнамент.
Наиболее известные театрально-декорационное работы: Новый рижский театр — «Огонь и ночь» Я.Райниса (1911), Латвийская Национальная опера — «Банюта» А.Калниня (1920), «Саломея» Р. Штрауса (1923 и 1936), «Лоэнгрин» Р.Вагнера (1936), Латвийский Национпльный театр — «Играй, танцуй» и «Вей ветерок!» Я. Райниса (1921, 1936), «Блудный сын» и «Дни портных в Силмачах» Р.Блауманиса (1926, 1935). Я.Куга был художником-оформителем торжественного акта провозглашения независимости Латвийской Республики, который произошёл 18 ноября 1918 года в Риге на сцене Латвийского Национального театра. Работал в области монументальной живописи (роспись Праздничного зала Рижского замка, 1937—1938). Был автором декораций первых латвийских кинолент. В годы эмиграции в Германию оформлял спектакли Эслингенского латышского театра. Литература: Māksla un arhitektūra biogrāfijās. Atb. red. A. Vanaga — Rīga, 2000 — 1. sēj.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 12 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»