1862
Джозеф Брюс Исмей (Joseph Bruce Ismay)
английский бизнесмен, который служил председателем и директором-распорядителем пароходной компании «Уайт Стар Лайн». Международное внимание привлёк тем, что был самым высокопоставленным лицом из 712 человек (против почти 1500 погибших из 2208 пассажиров), выживших при крушении лайнера своей компании, «Титаника». Исмей родился в Ливерпуле, пригороде Кросби, Мерсисайд. Он был сыном Томаса Генри Исмея (7 января 1837 — 23 ноября 1899) и Маргарет Брюс (13 апреля 1837 — 9 апреля 1907), дочери судовладельца Люка Брюса. Томас Исмей был старшим партнёром «Исмей, Имри и Компани» и основателем «Уайт Стар Лайн». Младший Исмей получил образование в школе Элстри и Харроу, затем обучался во Франции в течение года. Он также учился в офисе отца, а потом путешествовал по миру. Затем он отправился в Нью-Йорк в качестве представителя компании, в конечном счёте повысившись до ранга агента.

Логотип Уайт Стар Лайн
4 декабря 1888 года Исмей женился на Джулии Флоренц Шеффелин (5 марта 1867 — 31 декабря 1963), дочери Джорджа Ричарда Шеффелина и Джулии Матильды Шеффелин из Нью-Йорка, и у них родилось пятеро детей (один из них умер в младенчестве): Маргарет Брюс Исмей (29 декабря 1889 — 15 мая 1967), которая 21 марта 1912 года вышла замуж за Джорджа Роланда Хемилтона Чипера (20 февраля 1881 — 29 апреля 1957); Генри Брюс Исмей (апрель 1891 — 1 октября 1891); Томас Брюс Исмей (18 февраля 1894 — 27 апреля 1954), который женился 19 апреля 1922 года на Джейн Маргарет Сеймур (умерла в 1951); Эвелин Констанц Исмей (17 июля 1897 — 9 августа 1940), которая 27 января 1927 года вышла замуж за Бейзила Сандерсона (1894—1971); Джордж Брюс Исмей (6 июня 1902 — 30 апреля 1943), который 1 июня 1926 года женился на Флоренс Виктории Эдрингтон (умерла в декабре 1970). В 1891 году Исмей вернулся с семьёй в Великобританию и стал партнёром в фирме своего отца, «Исмей, Имри и Компани». В 1899 году Томас Исмей умер и Брюс Исмей возглавил семейный бизнес. Исмей возглавлял бизнес и Уайт Стар Лайн процветала под его руководством. Помимо руководства своим судостроительным бизнесом, Исмей был директором ряда других компаний. Однако, в 1901 году, он нашёл американцев, заинтересованных в построении международного судостроительного конгломерата. Исмей согласился на слияние его фирмы с Международной коммерческой морской компанией (International Mercantile Marine Co.).
Председатель «Уайт Стар Лайн»
После смерти отца 23 ноября 1899 года Брюс Исмей сменил его в качестве председателя «Уайт Стар Лайн». Он принял решение о строительстве четырёх кораблей, превосходящих корабль «Океаник», построенный его отцом: корабли Большой четвёрки: «Celtic», «Cedric», «RMS Baltic» и «RMS Adriatic». Эти суда были роскошны и безопасны, но не отличались быстроходностью. В 1902 году компания «J.P.Morgan & Co», финансируемая формированием Международной коммерческой морской компанией как Атлантическое судоходное объединение, поглотило несколько американских и британских линий. IMM (International Mercantile Marine Co.) как холдинговая компания управляла вспомогательными филиалами. Морган надеялся доминировать на трансатлантических линиях посредством взаимосвязанного управления и договорённостей с железными дорогами, но это было невозможно из-за нестабильного характера морского транспорта того времени, американским антимонопольным законодательством и соглашением с британским правительством. В 1902 году Исмей проводил переговоры о покупке IMM «Уайт Стар Лайн». В феврале 1904 года Исмей занял место главы International Mercantile Marine Co. и при поддержке Моргана получил полную власть. «Уайт Стар Лайн» стала одним из филиалов IMM.
Иллюстрация гибели «Титаника»
«Титаник»
В 1907 году Исмей встретился с Лордом Пирри на верфи «Harland and Wolff», чтобы обсудить ответ «Уайт Стар» на «Лузитанию» и «Мавританию», которые были творением их конкурента «Cunard Line». Исмей хотел, чтобы его корабли были не только быстрыми, но и имели огромную мощность и беспрецедентную роскошь в истории океанских лайнеров. Последняя особенность служила привлечением для богатых и преуспевающих людей. Для размещения роскошных апартаментов и салонов, Исмей приказал уменьшить количество спасательных шлюпок с 48 до 16. Причём 16 было для «Титаника» минимальным количеством, разрешённым Торговой палатой. Были спроектированы и построены три корабля. Второй из них, «Титаник», гордость «Уайт Стар», вышел в своё первое плавание из Саутгемптона, Великобритания в Нью-Йорк 10 апреля 1912 года. Первым и третьим кораблями были «Олимпик» и «Британник», который компания первоначально хотела назвать «Гигантиком».

Исмей на даче показаний перед сенатским комитетом
Исмей иногда сопровождал корабли в их первом рейсе, и «Титаник» был одним из них. Во время рейса Исмей обсуждал с главным инженером Джозефом Беллом о возможных тестах скорости, если позволит время. Когда корабль столкнулся с айсбергом в 400 милях от Большой Ньюфаундлендской банки и начал идти ко дну в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, Исмей спасся на складной шлюпке. На даче показаний он сказал, что когда кораблю оставались минуты, он отвернулся, поэтому не видел, как «Титаник» затонул. Исмей был доставлен на борт «Карпатии» и прибыл в Нью-Йорк 18 апреля. Он позже давал показания по поводу гибели «Титаника» как Сенату США (под председательством сенатора Уильяма Олдена Смита), так и британской торговой палате (под председательством лорда Мерси) через неделю. После того, как его подобрала «Карпатия», Исмей обратился к врачу, который, по слухам, не отходил от него всё плавание. Он ничего не ел, принял только одного посетителя и находился под действием опиата. Когда он прибыл в Нью-Йорк, Исмея принял Филипп Франклин, вице-президент компании. Он также получил повестку явиться на слушания сенатского комитета, возглавляемый республиканским сенатором Уильямом Олденом Смитом. После катастрофы Исмей был «растерзан» американской и британской прессой за бегство с корабля, когда на нём ещё были женщины и дети. Некоторые газеты намекали, что на флаге «Уайт Стар» вместо белой звезды должна быть изображена жёлтая печёнка (от американского жаргонного выражения yellow-livered — «трусливый», дословно «с жёлтой печёнкой»). Некоторые издавали карикатуры на его бегство с корабля. Писатель Бен Хект, тогда молодой журналист из Чикаго, написал стихотворение, контрастирующее действия капитана Смита и Исмея. Финальный стих гласит: «Вся твоя власть в ужасе перед лицом смерти, остаться в ночном море работа моряка, а бежать с толпой — благородное право». В американском штате Техас жители нового города, названного Исмеем, решили изменить название своей общины на что-нибудь менее позорное. Некоторые утверждали, что Исмей придерживался правила «сначала женщины и дети». Он и пассажир первого класса Уилльям Картер сказали, что сели в складную шлюпку, когда поблизости не было женщин и детей. Поведение и надёжность Картера были раскритикованы миссис Картер, которая, подав на развод в 1914 году, свидетельствовала, что он оставил её и детей на произвол судьбы после аварии и обвинила его в «жестоком и варварском обращении и неуважении к своей персоне». Лондонское общество подвергло остракизму Исмея и заклеймило его самым большим трусом в истории. Сильное отрицательное давление исходило от газеты, принадлежащей Уильяму Рэндольфу Херсту, который требовал создания личной вендетты. 30 июня 1913 года Исмей покинул пост президента Международной торговой компании и председателя «Уайт Стар Лайн», на смену ему пришёл Гарольд Сандерсон.
На сенатском слушании Исмей заявил, что все суда компании будут оснащены шлюпками для пассажиров в достаточном количестве. После расследования Исмей и оставшиеся в живых офицеры вернулись в Англию на борт «Адриатика». Репутации Исмея был нанесён непоправимый ущерб, и потому он держался в тени. У него остался интерес к морскому делу. Он открыл кадетский корабль «Мерси» для подготовки офицеров Британского торгового флота, пожертвовав £11000 в фонд погибших моряков и £25000 в фонд торгового флота во время Первой мировой войны.
Последние годы жизни
Исмей держался подальше от глаз общественности остаток жизни. Он отошёл от дел в середине 1920-х годов и поселился с женой в большом доме близ Костелло в Коннемаре, графство Голуэй, Ирландия. Его здоровье ухудшилось в 1930-х годах после диагностирования у него диабета, из-за которого в 1936 году ему ампутировали часть правой ноги. После он вернулся в Англию и поселился на полуострове Уиррел у Мерси. Джозеф Брюс Исмей умер в Мэйфэре, Лондон, 17 октября 1937 года от тромбоза в возрасте 74 лет, оставив после себя состояние в £693 305. Его похороны состоялись 21 октября 1937 года. Он был похоронен на кладбище Пунти Вейл в Лондоне. После смерти Исмея его жена, Джулия Шеффелин, подала прошение об аннулировании её британского гражданства и восстановлении американского. Американское гражданство было восстановлено 14 ноября 1949 года. Джулия Флоренс Шеффелин умерла в Кенсингтоне, Лондон 31 декабря 1963 года.
В кинематографе: Роль Джозефа Брюса Исмея сыграл ряд актёров в различных версиях истории «Титаника»: 1943 год: немецкий нацистский пропагандистский фильм «Титаник», сыгран актёром Эрнстом Фрицем Фюрбрингером; 1958 год: британский фильм «Гибель «Титаника»», сыграл Френк Лоутон. Съёмки планировали проводить на борту судна «Dominion Monarch», которым владел зять Исмея Бейзил Сандерсон. Когда тот узнал, какой фильм будут снимать на его корабле, то отказался давать согласие на съёмки; 1979 год: британо-американский фильм «Спасите «Титаник»», сыграл актёр Иэн Холм; 1982 год: в эпизоде американского телевизионного фильма «Путешествие!», сыграл Сэм Чу-младший; 1985 год: американский документальный фильм «Неизвестные секреты»; 1996 год: американский мини-сериал «Титаник», сыграл актёр Роджер Рис; 1997 год: американский фильм «Титаник», Брюса Исмея сыграл актёр Джонатан Хайд; 1997 год: американский музыкальный «Титаник», изобразил актёр Дэвид Гаррисон; 2003 год: документальный фильм «Призраки бездны», сыграл морской художник Кен Маршалл; 2008 год: документальный фильм «Непотопляемый Титаник», сыграл актёр Марк Тенди; 2012 год: телевизионная драма «Титаник: Кровь и сталь», в роли Исмея — Грэй О’Брайэн; 2012 год: мини-сериал «Титаник», в роли Исмея — Джеймс Уилби; Он также упоминается в поэме Дерека Махуна «После Титаника».
Споры Существует целый ряд противоречий, касающихся действий Исмея на борту «Титаника». Во время конгресского расследования некоторые пассажиры показали, что слышали, как Исмей давил на капитана Эдварда Джона Смита, чтобы лайнер шёл быстрее и прибыл в Нью-Йорк раньше срока. Один пассажир утверждал, что Исмей получил телеграмму с предупреждением об айсбергах и, не показывая капитану, убрал в карман. Это заявление не подтвердил или не опроверг ни один из спасшихся офицеров. Исмей просил устроить тест скорости корабля 15 апреля, но этого не произошло. Кроме того, многие капитаны засвидетельствовали, что эта процедура подразумевает под собой максимальное увеличение скорости лайнера.
Литература: Chirnside, Mark: The Olympic-class ships. Tempus, 2004 (ISBN 0-7524-2868-3); Gardiner, Robin, History of the White Star Line, Ian Allan Publishing 2002. ISBN 0-7110-2809-5; Oldham, Wilton J. The Ismay Line: The White Star Line, and the Ismay family story, The Journal of Commerce, Liverpool, 1961; Piouffre, Gérard: Le Titanic ne répond plus. Larousse, 2009 (ISBN 2-263-02799-8).
[503x700]
1862
Георг Хенрик Сальве (польское имя — Henryk Jerzy Salwe)
польский шахматист; один из сильнейших в стране в начале XX века. Фабрикант. Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя. Играл в шахматы с 20 лет, лишь в 40 — добился первого успеха, участвуя в 3-м Всероссийском турнире в Киеве (1903) — 4-е место. В 1903—1916 неоднократный победитель и призёр турниров в Лодзи. В 1905/1906, выиграв 4-й Всероссийский турнир в Санкт-Петербурге, стал чемпионом России. В 1906 уступил звание чемпиона, проиграв матч М.Чигорину — 6½ : 8½ (+5 −7 =3). В 5-м Всероссийском турнире (1907) — 3-4-е место. В 1906—1912 участник свыше 10 крупных международных турниров; Нюрнберг (1906) — 6-7-е; Остенде (1907) — 8-е; Карлсбад (1907) — 9-е; Прага (1908) — 7-9-е; Дюссельдорф (1908) — 2-е (лучший результат Сальве в международных турнирах); Санкт-Петербург (1909) — 8-10-е места. Успешно сыграл серию гастрольных партий с Чигориным (1904, +1 −1) и Ж.Мизесом (1905; +2 −1). Сыграл 3 матча с А.Рубинштейном; один вничью — 7 : 7 (+5 −5 =4; 1903) и два проиграл — 4 : 6 (+3 −5 =2; 1904) и 3 : 5 (+1 −3 =4; 1907). В 1909 выиграл матч у Г.Ротлеви — 9½ : 6½ (+8 −5 =3). В 1913 проиграл матчи О.Дурасу — 1 : 3 (+0 −2 =2) и Е. Боголюбову — 4 : 6 (+3 −5 =2). Сыграл значительную роль в распространении шахмат в Польши. Он был основоположником так называемой лодзинской школы, выдвинувшей А.Рубинштейна. Умер в городе Лодзь, Польша, 15 декабря 1920 года.
Спортивные результаты
Литература: Шахматный словарь / главный редактор Л.Я.Абрамов; составитель Г.М.Гейлер. — Москва: Физкультура и спорт, 1964. — Страница 331. — 120 000 экземпляров; Шахматы: энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 348. — 621 страница — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3.

1862
Цао Кунь (китайское традиционное имя — 曹錕; упрощённое имя — 曹锟; имя на пиньинь — Cáo Kūn, Уэйд — Джайлз: Ts’ao K’un; Уважительное имя — Zhongshan, 仲珊)
глава Чжилийской клики в Бэйянской армии и Президент Китайской республики. Цао родился в Тяньцзине, в бедной семье. Во время войны с Японией в 1894 году он поступил в армию и отправился воевать в Корею. После окончания боев примкнул к Юань Шикаю, чтобы пройти подготовку в Новой армии (также известной как Бэйянская армия). Став любимцем Юань Шикая, Цао быстро продвигался по службе. Получив звание генерала Бэйянской армии, Цао Кунь после смерти Фэн Гочжана возглавили Чжилийскую клику. Во время выборов 1918 года Дуань Цижуй пообещал ему должность вице-президента, но из данной затеи ничего не вышло, так как большинство Национальной ассамблеи покинуло заседание, тем самым лишив его кворума. Цао Кунь решил, что Дуань Цижуй предал его и разгромил его в битве в 1920 году. Он заставил отказаться от власти Сюй Шичана и Ли Юаньхуна и стал президентом Китайской республики. Его правление в Пекине продолжалось чуть больше года.
«Президент-взяточник»
Цао Кунь добился президентского кресла, подкупив членов ассамблеи — каждый из них получил по 5 000 серебряных долларов. Благодаря этому авторитет Бэйянского правительства и ассамблеи сильно пошатнулся. Следующие выборы не состоялись из-за отсутствия кворума. Кроме того, в самой Чжилийской клике начались трения. В 1923 году Цао Кунь ввёл новую конституцию. В ней были провозглашены демократические ценности, но фактически конституцию никто не соблюдал.

Цао Кунь
В октябре 1924 года во время войны против Чжан Цзолиня генерал Фэн Юйсян предал Цао Куня и заключил его под стражу. Результатом этого стал Пекинский переворот. Оккупировав Пекин, Фэн вынудил Цао Куня отказаться от власти. Брат президента Цао Жуи был посажен под домашний арест и покончил с собой. Цао Кунь был выпущен на свободу через два года — приказ о его освобождении стал жестом доброй воли Фэна по отношению к У Пэйфу. Цао Кунь умер в своём доме родном городе 15 маяе 1938 года.
1863
Эдвард Мунк (норвежское имя — Edvard Munch)
норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма, самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик». Его творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.
Детство и юность
Эдвард Мунк родился в коммуне Лётен, Хедмарк, Норвегия, в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Он был вторым ребёнком в семье: у него была старшая сестра, Юханна София, две младших — Ингер и Лаура, и брат Андреас. Хотя Мунки жили небогато, даже бедно, они происходили из влиятельной в культурном отношении семьи: их дальним родственником был известный художник-неоклассицист, ученик Жака-Луи Давида Якоб Мунк, отец Кристиана был прославленным проповедником, брат, Петер Андреас Мунк — выдающимся историком. На протяжении всего детства Эдварда, Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. Бо́льшую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза, и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Судя по воспоминаниям родственников, уже в этом возрасте мальчик показывал известный талант к рисованию. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии — впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки», и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин — «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и — косвенно — целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными, и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения.
Молодой Эдвард Мунк с сестрой Ингер
Годы становления
В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником — к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной, и с моральной точки зрения. На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние. В 1883 году состоялся публичный дебют Мунка — он представил на выставке промышленных товаров и произведений искусства в Дворцовом парке картину под названием «Этюд головы». Осенью того же года он представляет на Осенней выставке выдержанную в реалистическом духе картину «Девушка, разжигающая огонь в печи». В конце 1884 года при сопутствии Фрица Таулова художник получил стипендию, которая позволила ему поехать весной во Францию и посетить Парижский салон. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу. Мунк не написал ни одного портрета Милли, и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».

«Больная девочка»
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я… снова и снова пытался выразить первое впечатление — прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки…» Критики были возмущены выставленным результатом — в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»; даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю — видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её. Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов; Осгорстранн станет его излюбленным местом, и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом. Осенью он едет в Париж.
Вторая поездка в Париж
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов. Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма. В декабре из Норвегии приходит известие — умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились — Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Письмо пришло слишком поздно, и Эдвард не успел даже на похороны. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь — результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу» — в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.
«Меланхолия» (1894-1896)
«Фриз жизни»
В мае 1890 года Мунк прибывает домой, в Христианию, где проходит выставка его работ — отзывы критиков были, как обычно, смешанными, но в целом более приветливыми, чем прежде. В конце года он снова едет во Францию, но вместо Парижа, где стоит промозглая погода, опасная для его слабых лёгких, проводит зиму в Ницце. В апреле он заезжает в Париж и посещает Салон Независимых — здесь он, должно быть, видел картины Ван Гога и Гогена, художников, которыми он позднее открыто восхищался. В этот период окончательно оформляется фирменный «экспрессионистский» стиль Мунка — выразительные линии, упрощённые формы, символичные сюжеты. Вернувшись в Норвегию, он пишет картину «Меланхолия», в которой уже не чувствуется никаких импрессионистских влияний. В течение года появляются на свет первые полотна из будущего цикла «Фриз жизни» — в их числе «Настроение на закате», картина, из которой позднее вырастет «Крик».
Станислав и Дагни Пшибышевские
В 1892 году в Христиании проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста, имевшего репутацию консерватора. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал — консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников — привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и — возможно — любовницей. В эти годы Мунк курсирует между Берлином, Парижем и родной Христианией. В конце 1892 — начале 1893 года у него окончательно оформляется идея «фриза» — серии картин на «вечные» темы любви и смерти. Первым таким «фризом» становится небольшая берлинская выставка под названием «Любовь», на которой был впервые представлен «Крик». Картины с этой выставки позднее войдут в более масштабный «Фриз жизни» — «поэму о любви, жизни и смерти», над которой Мунк работал все 1890-е. В 1896 г. его путешествие в Париж особенно важно, так как он встречается здесь с Гогеном, Эмилем Бернаром, Морисом Дени и поэтами-символистами, в частности с Малларме. В это время Мунк обращается к офорту, гравюре на дереве, литографии.
«Танец жизни» (1900)
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка. В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку — по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством, и он попытался вырвать у неё револьвер. Художник был госпитализирован, и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано. В том же 1902 году «Фриз жизни» впервые был выставлен в таком виде, каким его задумал художник, в галерее Берлинского Сецессиона. Мунк писал о «симфоническом эффекте», который производила выставка. Здесь художник обзаводится новыми покровителями — Альбертом Коллманом и Максом Линде, которые будут поддерживать его на протяжении долгих лет. Пресса, наконец, начинает мало-помалу принимать его и его работы, берлинские критики хорошо отзываются о выставке. Его искусство сплошь состоит из символов и аллегорий, излюбленные темы — любовь и навязчивая мысль о смерти, и Мишель Хог справедливо отмечает в своем предисловии к каталогу выставки 1974 г.: «Как и многие его современники, Мунк убежден, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстраненностью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена, историческими грезами Гюстава Моро или Бёклина». Моро говорил: «Я не верю ни в то, что осязаю, ни в то, что вижу. Верю только в то, чего не вижу, но что чувствую». Соглашаясь с ним, Мунк отбрасывает все, что напоминало бы о банальном реализме, однако в противоположность Моро он никогда не станет писать «Божество с цепочкой для часов». Мунк остался безразличным к волне так называемого вагнериански-трубадурского символизма, сильно повлиявшего на эпоху. «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел» — таков его ответ на слова Моро. Подобный подход можно найти скорее у Малларме, которого Мунк знал и писал, у Верлена, с которым, по-видимому, он не был знаком, у Редона. Моро и Метерлинк выбирают бегство. Мунк не бежит от жизни, он обретает внутреннее освобождение, изображая свое собственное заточение, свой ад, которого он не покидает.
Болезнь
Изматывающий роман с Туллой, их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец, инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен. В 1903 году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение Мунка. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми; наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
Поздние годы
Начиная с конца 1900-x годов стиль художника изменяется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами. Сюжеты становятся более мирными и обыденными, новые картины изображают рабочих, крестьян, жизнь на природе. Одной из самых крупных работ этого периода становится цикл монументальных полотен, украшающих концертный зал Университета Осло (переданы университету в 1916 году). Одно время ближайшим другом Мунка был известный норвежский скульптор Густав Вигеланд. Но друзья рассорились после того, как Вигеланд получил крупный заказ от муниципалитета, в результате которого возник знаменитый Парк скульптур Вигеланда. В 1916 году Мунк приобрёл располагавшуюся близ столицы виллу Экелю, где прожил всю оставшуюся жизнь. Прилегавшие к вилле обширные земельные владения позволили ему заняться сельским хозяйством, которое стало его увлечением в поздние годы: при помощи работников он выращивал фрукты и овощи, разводил домашнюю птицу.
Эдвард Мунк на смертном одре
В 1918 году художник слёг с «испанкой», унёсшей в те месяцы жизни миллионов человек, но благополучно выздоровел, несмотря на свойственную ему хрупкость здоровья. В 1919 году он написал «Автопортрет после испанки». В 1930 году у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искажённых форм. В 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией. Хотя поначалу нацисты превозносили Мунка как «истинно нордического» художника, поздне́е его заклеймили как представителя «дегенеративного искусства». Последние годы художник жил в тревоге, ожидая возможной конфискации своих работ из собственного дома. Эдвард Мунк умер в Экелю, близ Осло 23 января 1944 года.
Похоронен на Спасском кладбище в Осло.
Наследие и память
Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году. До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Музей Мунка
Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни. Работы Мунка неоднократно входили в число самых дорогих проданных картин. В 2006 году его гравюра «Двое (Одинокие)» ушла с аукциона за 8,1 млн норвежских крон (1,27 млн долларов США) и стала самой дорогой гравюрой, проданной в Норвегии. В 2013 году одна из версий картины «Крик» была продана на аукционе за 119,9 млн $, став самым дорогим на тот момент произведением искусства. Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. В 2013 году в честь стопятидесятилетия со дня рождения Мунка Почта Норвегии выпустила серию марок с репродукциями его работ. Творчество Мунка оказало значительное влияние на развитие искусства XX века, особенно на такие направления, как экспрессионизм и фовизм.
«Крик» — одна из работ Мунка
«Крик»
Самая известная работа Мунка — картина «Крик». Существует четыре её экземпляра, написанных между 1893 и 1910 годами. Первоначально картина называлась «Отчаяние». Охваченный ужасом человек с этой картины стал одним из самых узнаваемых образов в искусстве. В частных руках остаётся только один вариант картины (1895); он был продан 2 мая 2012 года на аукционе Sotheby's за 119,9 миллиона долларов. На тот момент это было самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное на открытом аукционе.
Похищения картин Мунка
Картины Мунка неоднократно становились мишенями для злоумышленников. В 1994 году из Национальной галереи был похищен «Крик», но спустя несколько месяцев его удалось вернуть обратно. Как выяснилось, в 1988 году один из преступников уже был приговорён к тюремному заключению за участие в похищении картины «Вампир», которую также вскоре обнаружили и вернули в музей. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В декабре 2018 года из музея Стенерсена в Осло было похищено 6 работ художника. Среди них: «Смерть Марата», «Омега плачет», «Плачущая девушка у кровати», «Портрет фру Р» и другие.
Литература: Нэсс, Атле. Эдвард Мунк. Биография художника = Munch. En biografi. — Москва: Весь Мир, 2007. — 584 страницы. — (Магия имени). — ISBN 978-5-7777-0385-9; Сельц, Жан. Эдвард Мунк = Edvard Munch. — Москва: СЛОВО/SLOVO, 1995. — 96 страниц. — (Картинная галерея). — ISBN 5-85050-083-9; Prideaux, Sue. Edvard Munch: Behind the Scream. — Yale University Press, 2012. — 391 страница — ISBN 0-300-11024-3; Edvard Munch: Prints / Black, Peter; Bruteig, Magne. — London: Philip Wilson, 2009. — ISBN 0-85667-677-2. Catalogue of exhibition at the Hunterian Museum and Art Gallery, University of Glasgow and the National Gallery of Ireland, Dublin; Clarke, Jay. Munch on Paper// Print Quarterly: journal. — 2014. — Vol. 31. — P. 237—243; Dolnick, Edward. The Rescue Artist: A True Story of Art, Thieves, and the Hunt for a Missing Masterpiece — New York, NY: HarperCollins Publishers, 2005. — ISBN 0-06-053118-5. Recounts the 1994 theft of The Scream from Norway's National Gallery in Oslo, and its eventual recovery; Munch: His Life and Work (неопр.) / Heller; Reinhold. — London: Murray, 1984. — ISBN 0-7195-4116-6; Morehead, Allison. Lithographic and Biological Error in Edvard Munch's Women in the Hospital // Print Quarterly: journal. — 2014. — Vol. 31. — P. 308—315; Orozco, Miguel. Edvard Munch: Motifs and colour variants — San Francisco, CA: B. Academia.edu, 2021; Schiefler, Gustav. Verzeichnis des Graphischen Werks Edvard Munchs bis 1906 — Berlin: B. Cassirer, 1907; Schiefler, Gustav. Das Graphische Werk von Edvard Munch: 1906–1926 — Berlin: Euphorion Verlag, 1927; Woll, Gerd. Edvard Munch: Complete Paintings: Catalogue Raisonné — London: Thames & Hudson, 2009. — Том 4. — ISBN 0-500-09345-8; Chipp, Herschel B. Theories of Modern Art: A Source Book by Artists and Critics (англ.). — Berkeley, CA: University of California Press, 1968. — P. 114. — ISBN 0-520-05256-0; Eggum, Arne. Edvard Munch: Paintings, Sketches, and Studies / Munch, Edvard. — New York, NY: C.N. Potter, 1984. — P. 305. — ISBN 0-517-55617-0; Faerna, José María. Munch. — New York, NY: Harry N. Abrams, 1995. — Страница 16. — ISBN 0-8109-4694-7. The Private Journals of Edvard Munch: We Are Flames Which Pour Out of the Earth / Holland, J. Gill. — Madison, WI: University of Wisconsin Press (англ.)рус., 2005. — ISBN 0-299-19814-6; O'Neill, Amanda. The Life and Works of Munch — Bristol: Parragon Book Service, 1996. — ISBN 0-75251-690-6; Prideaux, Sue Edvard Munch: Behind the Scream — New Haven, CT: Yale University Press, 2005. — ISBN 978-0-300-12401-9.
[592x699]
1866
Альфред Вернер (немецкое имя — Alfred Werner)
швейцарский химик, создатель координационной теории, которая легла в основу химии комплексных соединений, лауреат Нобелевской премии по химии (1913). Родился в городе Мюлузе (Mulhausen), расположенном во французской провинции Эльзас. Альфред Вернер родился в г. Мюлузе во французском Эльзасе. Он был четвёртым и младшим ребёнком в зажиточной католической семье. Отец Альфреда — Жан-Адам Вернер — много лет работал слесарем, затем стал токарем, а позже занялся животноводством, купив собственную ферму. В семье Вернеров ценились бережливость и расчётливость. В 1871 году после поражения Франции во Франко-прусской войне Эльзас стал частью Германии, проводилась активная политика германизации населения. Многие французы эмигрировали во Францию. Несмотря на это родители маленького Альфреда остались в Мюлузе и продолжали говорить по-французски. В возрасте шести лет Альфред пошёл в школу, где проявились его удивительные способности. Однако из-за неусидчивости и необыкновенной самоуверенности оценки мальчика были ниже среднего, хотя, по словам учителя, он мог бы стать первым учеником, если бы только захотел. Окончив начальную школу, Альфред в 1878 году поступил в Техническое училище, где, учась с увлечением и незаурядным трудолюбием, стал одним из лучших учеников. Именно в это время Вернер увлёкся химией. Он стал проводить химические опыты дома и однажды устроил взрыв, разрушивший часть дома Вернеров, после чего перенёс свою лабораторию в сарай за домом. Отец Вернера, несмотря на недовольство увлечением сына, не препятствовал ему, но денег на карманные расходы не давал, и Альфред подрабатывал, чтобы покупать реактивы и химическую посуду. Когда Вернеру было восемнадцать лет, он написал своё первое научное сочинение, называвшееся «Сообщение о мочевой кислоте и о рядах теобромина, кофеина и их производных», где выдвинул довольно смелые гипотезы о структуре теобромина и кофеина. Хотя гипотезы не подтверждались экспериментами, Вернер удостоился похвалы директора химической школы в Мюлузе профессора Эмилио Нелтинга, что ещё больше вдохновило его заниматься любимой наукой. В октябре 1885 года Вернер был призван в прусскую армию и в течение года проходил военную службу в Карлсруэ в качестве «одногодичного вольноопределяющегося». Свободное от службы время Вернер посвящал прослушиванию лекций по органической химии в Высшей технической школе, а также посещал музыкальные и литературные вечера и студенческие вечеринки. По окончании военной службы Вернер незамедлительно покинул Карлсруэ.
Студенческие годы
После прохождения воинской службы Вернер не вернулся на родину и для продолжения образования вместо Высшей химической школы в Мюлузе выбрал Технологический институт в Цюрихе. С осени 1886 года и до конца жизни Вернер проживал в этом городе. На вступительных экзаменах Альфред получил хорошие оценки по всем предметам, кроме математики, к которой никогда не проявлял склонности, и стал студентом. В то время в институте преподавали такие известные химики, как А.Ганч, Г.Лунге, Г.Гольдшмидт. Вернер учился с большой охотой, получая высшие оценки по большинству предметов, среди которых были не только химические специальности, но и физика, минералогия, металлургия. Среди увлечений Вернера в то время были изучение итальянского языка, философия, дарвинизм. Учась на последнем из четырёх курсов, Вернер выбрал в качестве специальности органическую химию, которая в те годы развивалась особенно интенсивно. В начале 1889 года он закончил дипломную работу, в которой описал изобретённые им методики получения некоторых органических и неорганических соединений, в том числе сероуглерода, фенилгидразина, флуоресцеина. Эта работа заслужила высокую оценку профессоров института.
Начало научной карьеры
После окончания института Вернер остался в лаборатории Г. Лунге в качестве внештатного сотрудника, несмотря на то, что это лишало его возможности заработка. Одновременно он начал работу над докторской диссертацией под руководством Артура Ганча, самого любимого из своих преподавателей. Этот учёный был известен не только как талантливый исследователь и педагог, но и вдумчивый и внимательный научный руководитель. Вскоре темпераментный Вернер и сдержанный Ганч стали друзьями. С 1893 года, после переезда Ганча в Вюрцбург, они продолжали регулярное общение по переписке и встречались то в Цюрихе, то в Вюрцбурге. Защита диссертации состоялась осенью 1890 года. Учёная степень доктора философии была присуждена Вернеру «с особым признанием замечательных успехов». В конце 1891 года Вернер закончил работу под названием «К теории сродства и валентности». А. Ганч высоко оценил работу своего ученика, но популярности она не получила, хотя Вернер ожидал скандала и нападок в научном сообществе — так смелы были его идеи о строении молекул. Период с осени 1891 года по весну 1892 года Вернер провёл во Франции, по собственному желанию работая в лаборатории Марселена Бертло в Коллеж де Франс. Несмотря на существенные различия в научных взглядах, Вернер и Бертло нашли общий язык. В Париже Вернер провёл первое исследование по неорганической химии — «Об основном нитрате кальция» с использованием сложных термохимических методов, а также прочёл и опубликовал доклад «Стереохимия азота». В январе 1892 года Вернер получил звание приват-доцента Политехнического института в Цюрихе и за полтора года прочёл студентам четыре курса лекций. Первая статья Вернера по координационной теории была написана в декабре 1892 года, а в период с 1893 по 1900 год в ведущих европейских химических журналах было опубликовано около 40 статей под общим названием «О строении неорганических соединений».
Профессор Химического института в Цюрихе
Работы Вернера вызвали большой интерес и оживлённые дискуссии в химическом сообществе. В 1893 году его кандидатура была предложена на место профессора и заведующего отделением в Химическом институте Высшей школы в Цюрихе. Летом этого года Вернер выступил в Цюрихском обществе естествоиспытателей с докладом на тему «Об образовании неорганических соединений», после чего комиссия, представлявшая Химический институт, единодушно выбрала Вернера. Он занял должность экстраординарного (а уже с 1895 года — ординарного) профессора органической химии. С этого момента у Вернера появились ученики и последователи, занимавшиеся под его руководством. Обычно он руководил одновременно 20-30 докторантами, которых внимательно отбирал себе сам. В октябре 1894 года Вернер женился на Эмме Вильгельмине Гискер, а спустя три недели получил швейцарское гражданство как лицо «безупречной репутации». В семье Вернеров родилось двое детей — сын Альфред Альберт Юлиус (1897) и дочь Иоганна Эмма Шарлотта (1902).
В 1897 году Вернер получил предложение занять профессорскую кафедру в Берне, и Цюрихская высшая школа увеличила ему оклад почти в два раза, чтобы он остался на своей должности. В 1899 году аналогичное предложение пришло из Вены. На него Вернер был готов согласиться, поскольку его химическая лаборатория в Цюрихе была мала и плохо оборудована в течение многих лет. Тогда руководство Высшей школы мгновенно приняло решение освободить помещение, занимаемое средней химической школой, и отдать его лаборатории Вернера. Бюджет лаборатории был увеличен, закупили новые приборы и оборудование. В 1909 году было завершено строительство нового здания Химического института, куда лаборатория Вернера торжественно переехала в конце февраля. В этом же году Вернер стал директором всего Химического института. 12 ноября 1913 года стало известно о присуждении Вернеру Нобелевской премии по химии «в знак признания его работ о природе атомов в молекулах». Он стал первым и на сегодня единственным швейцарским химиком, которому присуждалась эта награда, и вторым из четырёх швейцарских её лауреатов.
Болезнь и смерть
Вскоре после получения Нобелевской премии Вернеру поставили диагноз «общий атеросклероз». Начиная с летней сессии 1915 года из-за плохого самочувствия ему регулярно приходилось расставаться со студенческой аудиторией и со своими сотрудниками. Наконец после мучительной, но безуспешной борьбы с болезнью он подал в отставку и спустя ровно месяц после её официального принятия, 15 ноября 1919 года, скончался.
НАУЧНАЯ РАБОТА
Ранние работы
Диссертация Вернера под руководством А.Р.Ганча была посвящена стереохимии азотсодержащих органических соединений. В частности, Вернер установил структуру азотсодержащих оксимов и азобензола, изучал строение четвертичных аминов.
Первая публикация Вернера появилась в 1890 году в соавторстве с Ганчем и называлась «О пространственном расположении атомов в азотсодержащих молекулах». Эта работа была теоретической частью его докторской диссертации. В работе над диссертацией Вернер впервые высказал идею, что «три валентности атома азота в некоторых соединениях направлены к углам тетраэдра, четвёртый угол которого занимает сам атом азота». После защиты диссертации, продолжая работы по органической химии, предложил теорию стереоизомерии соединений, содержащих двойную связь C=N, объяснявшую существование двух изомерных монооксимов. Позже Ганч признавал, что Вернер первым сформулировал основные представления о стереохимии соединений азота.
Координационная теория
Началом работы Вернера над координационной теорией была теоретическая часть его исследования производных бензгидроксамовой кислоты, которая носила название «К теории сродства и валентности» (1891). Здесь Вернер сформулировал оригинальные идеи о химическом сродстве, полагая, что «сродство есть сила притяжения, действующая из центра атома равномерно ко всем частям его шарообразной поверхности». Кстати, атомы «для простоты» принимались шарообразными. При образовании химической связи атом расходует часть своего сродства, которая соответствует некоторому участку на его поверхности. В 1893 году в немецком «Журнале неорганической химии» появилась статья на 63 страницах «Строение неорганических соединений», в которой Вернер изложил основные положения своей координационной теории, которые можно суммировать следующим образом:
Введены понятия комплексообразователя (центрального атома) и окружающих его лигандов;
Описано понятие координационного числа, которое определяется пространственными соотношениями между центральным атомом, и координационной ёмкости лигандов;
Расшифрована природа связей центрального атома с лигандами внутренней и внешней сферы (неионогенная и ионогенная);
На основании этого разработан вопрос о реакционной способности атомов и групп, находящихся во внешней сфере;
Дана рациональная классификация огромного количества комплексных соединений;
Предложена теория пространственного строения комплексов;
Позже введены понятия первичной и вторичной валентности и описано различие между ними.
В значительной степени Вернеру помогла теория электролитической диссоциации Аррениуса, с помощью которой удалось объяснить подвижность и реакционноспособность лигандов внешней сферы и стабильность лигандов внутренней. Также Вернер активно пользовался стереохимическим учением Я.Х.Вант-Гоффа и Ж.А.Ле Беля. Сотрудникам лаборатории Вернера удалось за достаточно короткий срок экспериментально обосновать различные аспекты комплексной теории. К 1911 году лабораторией Вернера осуществлён направленный синтез более чем 40 новых оптически активных координационных соединений. Вернер проделал огромную работу по изучению комплексов с координационными числами центральных атомов 4 и 6, по оптической изомерии одно- и многоядерных комплексов. В 1905 году в Германии была издана книга «Новые воззрения в области неорганической химии», в которой Вернер систематизировал все свои работы по координационной теории. Координационная теория Вернера принадлежит к числу глубоких научных обобщений, её основные постулаты выдержали проверку временем. Представления Вернера получили широкое приложение в различных областях химии.
Теория кислот и оснований
В 1907 году в ходе исследования кислотно-основных равновесий комплексных соединений на основании экспериментальной базы Вернер сформулировал свою теорию кислот. По его представлениям, свойствами кислот обладают две группы веществ. Первая группа — «аквакислоты», которые в водном растворе отщепляют катион водорода. Вторая — «ангидрокислоты», не содержащие водорода, но способные в водном растворе гидратироваться и превращаться в аквакислоты. Механизм гидратации следующий: ангидроксокислоты присоединяют из водной среды гидроксильные анионы, и в растворе накапливаются катионы водорода до некоторой предельной концентрации. Основаниями же, по Вернеру, являются такие вещества, которые способны присоединять катионы водорода. Развитие теории кислот и оснований по Вернеру принадлежит В. Косселю. Позже Брёнстед использовал воззрения Вернера для создания своей теории кислот и оснований.
Личные качества
Вернер запомнился современникам как широкоплечий, плотного сложения человек с суровыми, подчас мрачными чертами лица, но с удивительно привлекательной улыбкой в момент радости. Темперамент Вернера был импульсивный, шумный, оживлённый, движения резкие. Этот человек в любой компании становился центром внимания. Любое понравившееся дело он делал с необыкновенным воодушевлением. Любил табак и алкоголь. Вместе с этим учёный отличался необыкновенной педантичностью. Он появлялся в лаборатории всегда в один и тот же час, медленно обходил все рабочие столы. Он не выносил безделья и очень раздражался, когда видел беспорядок на столе студента или праздно проводящего время сотрудника лаборатории. Как учёный, Вернер был поразительно работоспособен. В институт он приходил раньше всех, уходил позже всех, не признавал выходных и праздников. Обычно руководил одновременно 20-30 докторантами. Студенты вспоминали Вернера как блестящего оратора, ясно и логично излагающего мысли, постоянно внушающего им, что основой любых научных достижений является труд. Каждый год он вносил в свои лекции значительные изменения. Как экзаменатор Вернер имел несколько другую славу: как очень придирчивый экзаменатор, не скупящийся на каверзные вопросы. Вернера знали как примерного семьянина, обожающего жену и детей. Свободное время и каникулы проводил на горных курортах, где занимался альпинизмом, а в молодые годы катался на коньках. С детских лет коллекционировал марки. В зрелом возрасте увлёкся охотой. В последние годы часто играл с друзьями на бильярде, в шахматы, в карты.
Премии и награды: Нобелевская премия по химии (1913); Медаль Леблана Французского химического общества; Большая медаль почёта Индустриального общества Мюлуза; Почётное звание «офицера народного образования» Министерства народного образования и изящных искусств Франции; Почётное членство в научных обществах Гёттингена, Эрлангена, Москвы, Лозанны, Лондона, Филадельфии, Вашингтона.
Литература: Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. Биографический справочник. — Москва: Высшая школа, 1991. — 656 страниц. — ISBN 5-06-001568-8; Кукушкин Ю. Н. Соединения высшего порядка. — Ленинград: Химия, 1991. — 112 страницы. — ISBN 5-7245-0225-9; Джуа Микеле. История химии = Storia della chimica / Перевод с итальянского Г.В.Быкова; под редакцией С.А.Погодина. — Москва: Мир, 1975. — 477 страниц; П.И.Старосельский, Ю.И.Соловьев. Альфред Вернер и развитие координационной химии. — Москва: Наука, 1974. — 312 страниц.

1866
Андрей Тасевич Ляпчев (болгарское имя — Андрей Тасев Ляпчев)
болгарский политик и публицист, член Демократической партии, а после 1923 года один из руководителей партии «Демократический сговор». Андрей Ляпчев родился в городе Ресен, Македония, Османская империя (ныне Македония). Его отец участник болгарского церковного национального движения в Македонии. Обучался в болгарских школ в городах Ресен, Битола и Пловдив, в Солунской болгарской мужской гимназии. В начале Сербско-болгарской войны 1885 г. ушёл добровольцем в болгарскую армию. Премьер-министр Болгарии в 43-м (1926—1928), 44-м (1928—1930) и 45-м (1930—1931) правительствах. Умер в Софии, Болгария, 6 ноября 1933 года.
Библиография
Самостоятельные труды: 1925 — «Стопанското положение на България»; 1926 — «Държавата и кооперацията»; 1927 — «Развой на българското кооперативно движение. Неговите успехи и грешки»
Статьи
Списание «Българско икономическо дружество»: 1898 — «Дружествата от правно и икономическо гледище»; 1900 — «Каменните въглища като предмет за износ»; 1902 — «Бюджетът и Народната банка със Земеделските каси»; 1903 — «Към предстоящите търговски договори»; 1904 — «Митнишката тарифа»; 1905 — «Захарната индустрия»; 1905 — «Сребърните банкноти»; 1912 — «Търговският договор с Австро-Унгария»; 1914 — «Заемът»; 1919 — «Войната и финансите»; 1927 — «Програма за финансовото заздравяване и стопанското замогване на страната»; 1930 — «Цените на зърнените храни»; 1932 — «Стопанската криза и държавите».
«Демократически преглед»: 1915 — «Сребърните пари»; 1924 — «Идеалът на демокрацията».
«Демокрация»: 1920 — «Демокрацията и нейните проблеми»; 1921 — «Идеологията на научния социализъм»; 1921 — «Бюджетът».
Списание «Съюз на популярните банки»: 1921 — «След конгреса»; 1921 — «Митнишката тарифа»; 1922 — «Популярните банки и работничеството»; 1922 — «Паричната криза»; 1922 — «Съюзите на Б.Ц.Кооперативна банка»; 1925 — «Партизанството и кооперацията».
«Кооперативно дело»: 1926 — «Стопанското положение и перспективите, които то чертае»; 1926 — «Отношение и възгледи спрямо кооперацията».
Речи: 1908 — «Изложение на мотивите към законопроекта за насърчение на местната индустрия»; 1908 — «Мотиви към законопроекта за организиране и подпомагане на занаятите»; 1909 — «Реч по Закона за кадастра»; 1911 — «Реч на министъра на финансите по финансовото положение на България»; 1926 — «Реч пред икономистите академици»; 1926 — «В защита на българската кооперация»; 1927 — «Реч пред II Общ кооперативен конгрес».