[558x699]
1731
Эразм Дарвин (Erasmus Darwin)
английский натуралист и врачевавший поэт, философ, последовательно развивавший систему самобытных взглядов на мироздание и природу человеческого организма. Один из наиболее значимых деятелей британского Просвещения. Основатель Философского общества Дерби, организатор Личфилдского ботанического общества и один из основателей Лунного общества. Был противником рабства и выступал за доступность образования для женщин. Дед эволюциониста Чарльза Дарвина и антрополога Фрэнсиса Гальтона, отец врача Роберта Дарвина. Автор переводов на английский язык трудов первого президента Шведской Академии наук Карла Линнея. Собеседник Ж.Ж.Руссо. Дом Дарвина в Личфилде. Сейчас в нём находится музей, посвященный его жизни и работе. Эразм Дарвин родился в деревне Элстон в графстве Ноттингемшир, неподалеку от Ньюарк-он-Трента, в семье адвоката Роберта Дарвина (12 августа 1682 — 20 ноября 1754) и Элизабет Хилл (1703—1797). Имя «Эразм» было распространено в семье Дарвина и уходит корнями к его дальнему предку Эразму Эрлу, который служил под началом Оливера Кромвеля. У Дарвина было трое братьев и три сестры: ботаник Роберт Уоринг (17 октября 1724 — 4 ноября 1816), священник Элстона Чарльз (28 сентября 1730 — 24 мая 1805), Уильям Элви (3 октября 1726 — 7 октября 1783), Элизабет (15 сентября 1725 — 8 апреля 1800), Энн (12 ноября 1727 — 3 августа 1813) и Сюзанна (10 апреля 1729 — 29 сентября 1789). Дарвин учился в школе грамматики Честерфилда, а после неё — в колледже святого Иоана в Кембридже. Медицинское образование получил в медицинской школе Эдинбургского университета. В 1756 Дарвин начал работать врачом в Ноттингеме, но не добившись больших успехов, через год переехал в Личфилд, где начал собственную врачебную практику. Через несколько недель после прибытия, используя новейшие достижения медицины, вылечил молодого человека, чья смерть считалась неизбежной. Этот случай обеспечил ему успешную карьеру, и в течении пятидесяти лет Эразм Дарвин считался одним из самых лучших врачей Центральной Англии. Король Георг III приглашал его стать королевским врачем, но Дарвин отказался. Эразм Дарвин был очень тучным человеком. Он перестал измерять собственный вес, когда достиг 153 килограмм. При посещении пациентов Дарвин просил своего кучера заходить первым и проверять выдержит ли его пол. Дарвин был дважды женат и у него было 14 детей, включая двух внебрачных дочерей от своей гувернантки. В 1757 году Дарвин женился на Мэри Ховард (1740—1770). У них было четверо сыновей и дочь: Чарльз (1758—1778), Эразм II (1759—1799), Элизабет (1763, прожила всего 4 месяца), Роберт Уоринг (1766—1848) и Уильям Элви (1767, прожил 19 дней). Мэри умерла в 1770 году. Для присмотра за Робертом, которому было всего 4 года, была нанята гувернантка Мэри Паркер. К концу 1771 года у Эразма и Мэри начались близкие отношения и у них родились две дочери: Сюзанна (1772—1856) и Мэри Младшая (1774—1859), которые впоследствии оснавали школу-интернат для девочек. В 1783 году Мэри Паркер вышла замуж за торговца из Бирмингема Джозефа Дэя (1745—1811) и уехала. Возможно, что у Дарвина был ещё один внебрачный ребёнок. В 1771 году Люси Свифт родила дочь Люси, которая была крещена как ребёнок её матери и Уильяма Свифта, но есть предположение, что отцом был Дарвин. Люси Младшая вышла замуж за Джона Хардкасла в Дерби в 1792. Их дочь Мэри стала женой врача Фрэнсис Бутта. В 1775 году Дарвин встретил Элизабет Поул, дочь Чарльза Колиера, второго графа Портмора. На тот момент она была замужен за полковником Эдвардом Поулом (1718—1780), и Дарвин мог выражать свои чувства только через поэзию. Когда Эдвард Поул умер, Дарвин женился на Элизабет и переехал в её дом Радбоурн Холл, который находился в шести километрах от Дерби. У них было четверо сыновей: Эдвард (1782—1829), Фрэнсис (1786—1859), Джон (1787—1818), Генри (1789—1790), и три дочери: Эмма Джиорджина Элизабет (1784—1818), Харриет (1790—1825) и Франсис Энн Виолетта (1783—1874), мать психолога Фрэнсиса Гальтона. Дарвин умер внезапно 16 апреля 1802 года, через несколько недель после переезда в Бредсолл к северу от Дерби.
[700x466]
Он был похоронен в церкви всех святых Бредсолла.
Дарвин основал Ботаническое общество Личфилда для перевода работ шведского ботаника Карла Линнея с латыни на английский язык. На эту работу ушло семь лет. Результатом этой работы стал перевод книги Systema Vegetabilium, публиковавшийся с 1783 по 1785, и перевод книги «Genera Plantarum», опубликованный в 1787. В этих работах Дарвин дал английские имена многим растениям, которые используются по сей день. Наиболее значимый научный труд Дарвина — «Зоономия, или Законы органической жизни», который посвящен таким темам, как патология, анатомия, психология и функционирование человеческого тела. В главе о биогенезе Дарвин предвосхитил многие идеи Жана Батиста Ламарка, который первым создал целостную теорию эволюции. Эразм Дарвин основывал свои теории на психологической теории ассоцианизма Дэвида Гартли. В Зоономии Дарвин приходит к заключению, что вся органическая жизнь на земле пошла от одной живой частицы, которую неизвестная великая первопричина наделила силой жизни. Эта частица, управляемая раздражителями, чувствами и силой воли, и обладающая способностью обзаводиться новыми частями, дающими новые способности, передавала эти улучшения из поколения в поколение, и этому процессу нет конца. Дарвин так же предвосхитил идею естественного отбора. В Зоономии он писал, что у каждого живого организма есть три объекта желания: похоть, голод и безопасность. В главе о размножении, Эразм высказал идею о том, что наиболее сильная и активная особь лучше размножается, тем самым улучшая следующее поколение. Эта идея практически идентична теории выживания наиболее приспособленных. Эразм Дарвин был знаком с более ранними прото-эволюционистскими идеями Джеймса Бернетта, и ссылался на него в «Храме природы» (1803).
[648x700]
Бюст Эразма Дарвина работы Уильяма Джона Кофе (1795).
В 1789 году Дарвин написал поэму «Любовь растений», которая являлась изложением в популярной форме работ Линнея. В этом произведении Дарвин в поэтической форме наделяет человеческими чертами половые органы растений, олицетворяя пестик и тычинку с женихом и невестой. Здесь Эразм впервые обращается к эволюционистским идеям. В поэме «Экономия растительности» Дарвин восхваляет научный прогресс и затрагивает космологические темы. В этом произведении он описывает идеи большого взрыва и большого сжатия. «Любовь растений» и «Экономия растительности» были опубликованы в книге «Ботанический сад». Последняя поэма Дарвина «Храм природы, или происхождение общества» была опубликована посмертно в 1803 году. Произведение основано на его собственной концепции эволюции и описывает развитие жизни от микроорганизмов до цивилизованного общества. «Храм природы» был переведен на русский язык зоологом и поэтом-переводчиком Николаем Александровичем Холодковским в 1921 году. Поэзия Дарвина была высоко оценена поэтом Уильямом Вордсвортом, но при этом была раскритикована Кольриджем. Последний писал, что поэма Дарвина у него вызывает отвращение. Основными темами в поэзии Дарвина были его научные интересы — например, ботаника или паровые двигатели. В 1797 году вышла работа Дарвина «Планирование организации образования женщин в школах-интернатах». Дравин сожалел о том, что хорошее образование было недоступно женщинам в Британии. В своих идеях он опирался на труды Локка, Руссо и Жанлис. Рассуждая об образовании девочек из среднего класса, Дарвин высказал мнение, что любовные романы вредны, и что девочки должны стремиться носить простую одежду. Он полагал, что молодые девушки должны обучаться в школах, а не дома, и изучать серьезные предметы. Эти предметы должны включать физиогномику, физические упражнения, ботанику, химию, минералогию и эксперементальную философию. Так же девочек нужно знакомить с искусством и индустрией, проводя экскурсии в такие места, как добыча угля и гончарные мастерские. Они должны знать как управляться с деньгами и изучать современные языки. Философия образования Дарвина заключалась в том, что женщины и мужчины должны обладать разными, но дополняющими друг друга навыками, умениями и интересами.
[465x700]
Эразм Дарвин увековечен на одном из «Лунных камней» в составе мемориала, посвященного членам Лунного общества.
Дарвин был одним из основателей Лунного общества, интеллектуального клуба, в который входили видные деятели британского Просвещения, включавшее промышленников, натурфилософов и интеллигенцию. Лунное общество просуществовало с 1765 по 1813 годы. Здесь Дарвин стал близким другом Бенджамина Франклина, который разделял его взгляды на французскую и американскую революции. Лунное общество было интеллектуальной движущей силой английской промышленной революции. Дарвин, как и другие члены лунного общества, был сторонником движения за отмену рабства. Он остро критиковал рабовладельцев в своих поэмах. Дарвин является изобретателем нескольких устройств, но не запатентовал ни одно из них. Он считал, что это может навредить его врачебной практике, и поддерживал своих друзей в патентовании модификаций его изобретений. Среди его изобретений были: Горизональная ветряная мельница, которую Дарвин спроектировал для Джозайи Уэджвуда; Устойчивая повозка (1766); Рулевое управление повозкой, которое было использовано в автомобилях 130 лет спустя (1759); Судоподъёмник (1777); Заводная искусственная птица; Копирующая машина (1778); Различные устройства для слежения за погодой; Артезианский колодец (1783). В в своих заметках, датируемых 1779 годом, Дарвин сделал наброски простого водородно-кислородного ракетного двигателя с резервуарами для газа, подсоединенными системой труб к камере сгорания и соплу.
[476x700]
Памятник Дарвину так же установлен в Личфилде.
[479x700]
В Дерби в память об Эразме Дарвине установлена мемориальная доска. В доме, где жил Дарвин сейчас находится музей, посвященный его жизни и работе. В честь Дарвина в 1816 году было названо вечнозеленое растение Дарвиния. Школа со статусом академии в городе Бернтвуд носит название «Академия Эразма Дарвина». В сборнике рассказов Чарльза Шеффилда «Неподражаемый доктор Дарвин» Эразм Дарвин выступает в роли детектива-любителя, методы которого несколько напоминают методы Шерлока Холмса. В книге Сергея Лукьяненко «Новый дозор» (2012 г.) Эразм Дарвин выведен как Тёмный Иной, пророк, который в 14-летнем возрасте сумел обмануть Тигра (Палача). Мэри Шелли в предисловии к изданию Франкенштейна 1831 года, упомянула, что эксперименты доктора Дарвина часто обсуждались в ходе вечерних дискуссий, и именно они вдохновили её на написание романа.
Библиография: Ботаническое общество Личфилда. Систематизация растений согласно их классам, отрядам… перевод из 13 издания «Systema Vegetabiliium» Линнея (A Botanical Society at Lichfield. A System of Vegetables, according to their classes, orders... translated from the 13th edition of Linnaeus) — Лондон, Leigh and Sotheby. (1783); Ботаническое общество Личфилда. Семейства растений с их природными характеристиками… Перевод последнего издания «Genera Plantarum» Линнея (A Botanical Society at Lichfield. The Families of Plants with their natural characters...Translated from the last edition of Linnaeus) — Лондон, Leigh and Sotheby. (1787); Ботанический сад, часть I, экономия растительности (The Botanic Garden, Part I, The Economy of Vegetation) — Лондон, J. Johnson. (1787); Ботанический сад, часть II, любовь растений (The Botanic Garden, Part I, The Loves of the Plants) — Лондон, J. Johnson. (1789); Зоономия, или Законы органической жизни, часть I (Zoonomia; or, The Laws of Organic Life) — Лондон, J.Johnson. (1794); Зоономия, или Законы органической жизни, части I—III (Zoonomia; or, The Laws of Organic Life) — Лондон, J.Johnson. (1796); Планирование организации образования женщин в школах-интернатах (A plan for the conduct of female education in boarding schools) — Дерби, J.Johnson. (1797); Фитология, или философия сельского хозяйства и садоводства (Phytologia; or, The Philosophy of Agriculture and Gardening) — Лондон, J.Johnson. (1800); Храм природы, или происхождение общества (The Temple of Nature; or, The Origin of Society). — Лондон, J.Johnson. (1803). Книга издана посмертно.
Литература: Дарвин, Эразм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Жизнь Эразма Дарвина (Ч.Дарвин); Шабаш на триллион лет: история НФ (Брайан Олдисс и Дэвид Уигров, 1986); Erasmus Darvin und seine Stellung in der Geschichte der Descendenz-Theorie mit seinern Lebens-und Charakterbilde von Ch. Darwin (Е. Krause).
[645x700]
1733
Кристиан Фридрих Шван (немецкое имя — Christian Friedrich Schwan)
немецкий издатель и книготорговец. Родился в Пренцлау. В 1751—1753 годах Шван изучал теологию в университетах Галле и Йены. В 1758 году работал корректором при петербургской академии. В 1762 году служил аудитором в полку принца Георга Гольштейн-Готторпского, затем состоял на службе в прусской армии. После командировок в Голландию и Франкфурт Шван женился в 1765 году на дочери книготорговца при мейнингенском дворе Эслингера и наследовал его книготорговое дело. Книжный магазин и дом Шванов превратились в культурный центр Мейнингена, где собирались такие выдающиеся личности своего времени, как Лессинг, Гёте, Шубарт, Ленц, Виланд, Гердер и София фон Ларош. В 1765—1766 годах Шван издавал моралистский еженедельник «Невидимый» (немецкое название — Der Unsichtbare), а в 1774—1779 годах — газету «Записная доска» (немецкое название — Die Schreibtafel). В 1778 году Шван удостоился звания придворного камерного советника.
[548x700]
Письмо Фридриха Шиллера Кристиану Фридриху Швану, датированное 8 декабря 1782 года.
Шван был тесно связан с мангеймским театром. Он рекомендовал режиссёру фон Дальбергу для постановки пьесу Шиллера «Разбойники» и выпустил в 1782 году его театральную редакцию. В издательстве Швана были также впервые изданы такие произведения Шиллера, как «Заговор Фиеско в Генуе» (1783) и «Коварство и любовь» (1784). В 1785 году Шиллер сватался к дочери Швана Анне Маргарите (1766—1796), но получил от издателя вежливый отказ. В 1794 году Шван покинул Мангейм в смутные времена после Французской революции и впоследствии проживал в Хайльбронне, Штутгарте и Гейдельберге. В 1764 году Шван опубликовал в Гааге «Русские анекдоты», которые годом позже были изданы на немецком языке во Франкфурте. Шеститомное издание немецко-французского словаря увидело свет в 1782—1798 годах в Мангейме. Далее Шван опубликовал «Иллюстрации всех светских и духовных орденов» (Мангейм, 1770) и «Иллюстрации тех орденов, которые имеют свою собственную орденское одеяние» (Мангейм, 1791). Умер в Гейдельберге 29 июня 1815 года. Словари Швана: Nouveau dictionnaire de la langue allemande et françoise, 2 Bde., Mannheim 1782—1784 (daraus: Nouveau dictionnaire de la langue allemande et françoise. Extrait de son grand dictionnaire, 2 Bde., Ludwigsburg 1799—1800); Nouveau dictionnaire de la langue françoise et allemande, 4 Bde. und ein Supplementbd., Mannheim 1787-1789-1791-1793-1798 (daraus: Nouveau dictionnaire de la langue françoise et allemande. Extrait de son grand dictionnaire, 2 Bde., Tübingen 1802—1804); ;Dictionnaire abrégé et portatif allemand-français à l’usage des commençans et des écoles. Suivi d’un petit vocabulaire français-allemand, Mannheim 1809; Wörterbuch der deutschen und französischen Sprache nach dem Wörterbuche der französischen Akademie und dem Adelungischen. Französisch-Deutscher Teil, 2 Bde., Offenburg/Frankfurt a. M. 1810; Deutsch-Französischer Teil, 2 Bde., Offenburg/Frankfurt a. M. 1811.
Литература: F. J. Hausmann: Christian Friedrich Schwan und sein deutsch-französisch, französisch-deutsches Wörterbuch (Mannheim/Ludwigsburg/Tübingen/Offenb./Frankf. 1782—1811). In: Lingua et Traditio. Geschichte der Sprachwissenschaft und der neueren Philologien. Festschrift für Hans Helmut Christmann zum 65. Geburtstag, hrsg. von Richard Baum u.a., Tübingen 1994, S. 801—817
1734
Атанас Оже (французское имя — Athanase Auger; также аббат Оже)
французский священник, филолог-эллинист и переводчик, преподаватель, научный писатель. Родился в Париже. Имел богословское образование, был священником епархии Парижа и мастером искусств, в 1766 году отказался стать агреже изящной словесности в Парижском университете, с 1762 по 1776 год преподавал риторику в королевском колледже Руана и был главным викарием епархии Лескар. В 1766—1767 годах не преподавал: 16 февраля 1766 года стал кюре в Бресе, но уже на следующий день перешёл в Амбриер-ле-Валле, а в 1767 году вернулся к преподаванию риторики в Руане. С 1776 года работал в Париже. В 1781 году стал членом Академии надписей и изящной словесности, также был членом-корреспондентом Академии наук Руана. Был поклонником идей Руссо, в конце жизни поддержал некоторые идеи Великой французской революции, в том числе о расширении возможностей женского образования. Как филолог-классик занимался переводом и подготовкой изданий произведений древнегреческих и древнеримских ораторов, а также отцов церкви; переводил сочинения Демосфена, Эсхина, Исократа, Лисия, Геродота, Фукидида, Цицерона, Василия Кесарийского, Иоанна Златоуста и многих других. К числу наиболее известных его трудов относятся «Harangues d’Eschine et de Démosthène sur la Couronne» (Руан, 1768) и «De la Constitution des Romains sous les Rois et au temps de la République» (Париж, 1792). Умер в Париже 7 февраля 1792 года.
[547x699]
1745
Джон Джей (John Jay)
американский государственный деятель, один из отцов-основателей США, первый председатель Верховного суда США, дипломат, губернатор штата Нью-Йорк. Джон Джей происходил из благополучной семьи торговцев штата Нью-Йорк. Получил образование юриста в Кингс Колледже (предшественнике Колумбийского Университета). Во время Войны за независимость Джей являлся членом первого и второго Континентального Конгресса. В 1777 году он стал одним из разработчиков Конституции штата Нью-Йорк. В 1779 году Джей стал посланником в Испании, где пытался убедить Испанию признать независимость Соединенных Штатов. Испания так и не признала независимость США до окончания войны в 1783 году. Однако Джею удалось убедить испанцев выделить столь необходимый денежный кредит молодому американскому правительству в размере 170 000 долларов. В 1782—1783 годах Джей находился в Париже, где вместе с Франклином участвовал в переговорах с Францией и Великобританией о признании независимости США и окончании войныВ 1788 году Джей активно отстаивает ратификацию Конституции США штатом Нью-Йорк и участвует в написании Записок Федералиста вместе с Гамильтоном и Медисоном. С 1789 по июнь 1795 года Джей занимал пост первого председателя Верховного Суда США, заложив основы работы этого органа американской власти. В 1795—1801 годах Джей был избран на пост Губернатора штата Нью-Йорк. В 1801 году он отказался переизбираться на второй срок и отошёл от политики, Он уехал в свою загородную усадьбу, где стал заниматься фермерством. Скончался 17 мая 1829 года. Именем Джона Джея названо несколько городов в США.
[537x700]
1750
Энни Барнард (Anne Elizabeth Barnard; урождённая - Линдсей, Lindsay)
писатель, художник и светская львица, старшая дочь графа Джеймса Линдсея. Некоторое время прожила в Кейптауне, где оказала влияние на культурную и социальную жизнь города. Родилась в Шотландии в области Файф. Жила в Лондоне, с 1793 года была замужем за Эндрю Барнардом, который получил должность колониального секретаря на мысе Доброй Надежды, куда они приехали в 1797 году.
[700x494]
Энни Барнард со своим мужем
До отъезда в Южную Африку — занималась живописью и рисованием. В 1771 году написала балладу Auld Robin Gray, которую анонимно опубликовала в 1883 году. О своём авторстве она сообщила за два года до своей смерти Вальтеру Скотту. После возвращения из Кейптауна и до своей смерти — жила в Лондоне, где умерла 6 мая 1825 года.
[546x700]
1752
Эдвард Смит-Стэнли, 12-й граф Дерби (Edward Smith Stanley, 12th Earl оf Derby; именовавшийся обычно лордом Стэнли)
британский пэр и политик рубежа XVIII—XIX веков. Родился в Престоне, Ланкашир, Северо-Западная Англия, Англия, Королевство Великобритания. Полковник британской армии (2 июля 1779). Занимал должность канцлера герцогства Ланкастерского с 29 августа по 31 декабря 1783 года в коалиции Фокса-Норта и с 12 февраля 1806 года по 25 марта 1807 года в так называемом «Правительстве всех талантов». Дерби был сыном Джеймса Смита-Стэнли, лорда Стренджа, сына Эдуарда Стэнли, 11-го графа Дерби. Его матерью была Люси, дочь и сонаследница Хью Смита Уэлдхольского, графство Эссекс. Его отец взял дополнительную фамилию Смит по парламентскому акту в 1747 году. Дерби поступил в Итонский колледж в 1764 году, в 1771 году перешёл в Тринити-колледж Кембриджа. 11 октября 1774 Дерби был избран в парламент в качестве одного из двух депутатов от Ланкашира и занимал кресло до 22 февраля 1776 года, когда наследовал титул своего деда и стал депутатом Палаты лордов. Став канцлером герцогства Ланкастерского во время коалиции Фокса-Норта во главе с герцогом Портлендом, был приведён к присяге члена Тайного совета 29 августа 1783. На протяжении следующих 23 лет оставался без поста, но вновь стал канцлером герцогства Ланкастерского в период с 1806 по 1807 года в так называемом «Министерстве всех талантов» во главе с лордом Гренвилем. Лорд Дерби также служил лордом-лейтенантом Ланкашира с 14 марта 1776 по 21 октября 1834. Умер в Ормскирке (Западный Ланкашир, Ланкашир, Северо-Западная Англия, Англия, Соединённое королевство Великобритании и Ирландии) 21 октября 1834 года.
[577x700]
1753
Генри Уильям Бичи (Henry William Beechey)
британский художник-портретист. Член Королевской академии художеств. Родился в Бёрфорде (графство Оксфорд). Родители У.Бичи умерли, когда он был ещё совсем молод, поэтому он и его братья и сестры были воспитаны в семье дяди. С раннего возраста проявлял интерес к рисованию, и в 1772 был принят в Королевскую академическую школу живописи. С самого начала своей карьеры У. Бичи специализировался на создании небольших портретов. Между 1782 и 1787 жил в Норвиче, где написал четыре портрета граждан, которых украсили St. Andrew’s Hall города. В 1793 был назначен придворным живописцем королевы Шарлотты, супруги короля Великобритании Георга III (1738—1820) и бабушки королевы Виктории. У.Бичи написал портрет королевы Шарлотты в полный рост, был пожалован в лорды и официально признан первым художником Англии. Лучшим его произведением считается портрет короля Георга III верхом на коне, во время смотра 5 и 10 драгунских полков. Умер 28 января 1839 года. Был дважды женат. Отец 21 ребёнка. Среди его детей: Генри Уильям Бичи (1789—1862), британский египтолог, художник; Фредерик Уильям Бичи (1796—1856), британский путешественник, полярный исследователь; Георг Дункан Бичи (1798—1852), британский художник; Ричард Бриджес Бичи (1808—1895), британский адмирал и художник.
1755
Иоанэ I (Иоанэ Мухранбатони, Иван Константинович Багратион-Мухранский; грузинское имя — იოანე მუხრანბატონი)
представитель младшей ветви грузинской царской фамилии Багратиони, грузинский дипломат и военачальник. Князь (батони) Мухранский (1778—1801), а также командующий ополчения Шида-Картли и великий магистр царского двора с 1778 по 1801 год. Иоанэ был сыном Константина III (1696—1756), князя (батони) Мухранского (1735—1756). В 1778 году после отречения от власти своего дяди, князя Симона Мухранского (1726—1785), Иоанэ унаследовал Мухранский удел в Картли-Кахетинском царстве. Иоанэ Багратион-Мухранский был зятем и видным вельможей грузинского царя Ираклия II.
[700x263]
Подпись князя Иоанэ Багратион-Мухранского на Георгиевском трактате 1783 года.
В 1783 году Иоанэ Мухранский вместе с князем Гарсеваном Чавчавадзе подписал Георгиевский трактат между Грузией и Российской империей, которая обещала грузинам военно-политическую поддержку в борьбе против Турции и Ирана. В 1786—1795 годах он был военным губернатором Эриванского ханства, вассала Картли-Кахетинского царства. В 1786 году князь Иоанэ Мухранский руководил подавлением восстания в Нахичеванском ханстве против гегемонии Ираклия II. В 1795 году он командовал частью грузинского ополчения в катастрофической битве против персидской армии под Тбилиси. Умер 1 октября 1801 года. Князь Иоанэ Багратион-Мухранский был женат на княжне Кетеван, дочери царя Картли и Кахетии Ираклия II. У них было 7 детей: Константин IV Мухранский (1782—1842); Теймураз Багратион-Мухранский (1784—1833);Григол Багратион-Мухранский (1787—1861); Варвара Багратион-Мухранская (1790—1843); Давид Багратион-Мухранский (1793—1878); Тамара Багратион-Мухранская (1798—1851); Ираклий Багратион-Мухранский (1800—1816).
Источники: Assiatiani, Nodar; Bendianachvili, Alexandre. Histoire de la Géorgie. París: Harmattan, 1997, p. . ISBN 2-7384-6186-7.
[427x700]
1756
Екатерина Ивановна Нелидова
одна из первых выпускниц Смольного института, фаворитка Павла I. Двоюродная тетка многолетней возлюбленной Николая I — Варвары Аркадьевны Нелидовой. Происходила из рода Нелидовых. Родилась в селе Клемятино Дорогобужского уезда. Дочь поручика Ивана Дмитриевича Нелидова от брака с Анной Александровной Симоновой. В 1765 году принята в только что основанный Смольный институт, где рано обратила на себя внимание способностями к танцам и чрезвычайной грацией. По окончании института в 1775 году награждена золотой медалью «второй величины» и вензелем императрицы. Весёлый нрав и остроумие выделяли её среди выпускниц, что подтверждается словами Екатерины II: «Появление на горизонте девицы Нелидовой — феномен, который приеду наблюдать вблизи, в момент, когда этого всего менее будут ожидать». Маленького роста, изящная и пропорционально сложенная, она отнюдь не была красавицей. Князь Иван Долгоруков писал о ней: «Девушка умная, но лицом отменно дурна, благородной осанки, но короткого роста». В спектакле «Служанка-госпожа» Перголези она изображала молодую служанку Сербину, которая путём хитростей вынудила своего господина жениться на ней. В 1775 году Екатерина II поручила Левицкому запечатлеть Нелидову в роли Сербины, танцующей менуэт. Газета откликнулась на великолепную игру 15-летней воспитанницы стихами, написанными Алексеем Ржевским:
Как ты, Нелидова, Сербину представляла,
Ты маску Талии самой в лице являла,
И, соглашая глас с движением лица,
Приятность с действием и с чувствиями взоры,
Пандолфу делая то ласки, то укоры,
Пленила пением и мысли и сердца.
Игра твоя жива, естественна, пристойна;
Ты к зрителям в сердца и к славе путь нашла —
Нелестной славы ты, Нелидова, достойна;
Иль паче всякую хвалу ты превзошла!
Не меньше мы твоей игрою восхищенны,
Как чувствии прельщены
В нас
Приятностью лица и остротою глаз.
Естественной игрой ты всех ввела в забвенье:
Всяк действие твое за истину считал;
Всяк зависть ощущал к Пандолфу в то мгновенье,
И всякий в месте быть Пандолфовом желал.
[514x700]
Екатерина Нелидова в 1790-е годы
В 1776 году назначена фрейлиной к великой княгине Наталье Алексеевне, после её смерти в 1777 году — к великой княгине Марии Фёдоровне. Была награждена орденом Екатерины малого креста 5 апреля 1797 года. С восшествием на престол Павла I Нелидова становится камер-фрейлиной. Как утверждают, связь их была чисто нравственная, отчасти на религиозно-мистической подкладке, благодаря чему получила со временем одобрение самой императрицы Марии Фёдоровны. По словам императора, его соединяла с Нелидовой «дружба священная и нежная, но невинная и чистая». Научившись управлять своенравным Павлом, она заявляла, что «сам Бог предназначил её» охранять государя и руководить им для общего блага. С 1795 года придворные интриги уменьшили влияние Нелидовой на наследника престола, зато возросло доверие к ней цесаревны, заключившей с ней «настоящий дружественный союз для блага любимого обеими человека». В 1796 году произошла с Павлом размолвка, и Нелидова уединилась в Смольном, где она обосновалась ещё раньше, и только на время приезжала ко двору. В первые два года правления Павла некоторые придворные должности были заняты её друзьями и родственниками (братья Куракины, Буксгевден, Аркадий Нелидов, Плещеев и др.) Она не раз спасала невинных от гнева императора; иногда ей случалось оказывать покровительство самой императрице; она успела отклонить Павла Петровича от уничтожения ордена Святого Георгия Победоносца. Как пишет великий князь Николай Михайлович, Нелидова «не имея твёрдых политических убеждений и государственного ума и оставаясь всегда восторженно-сентиментальной институткой, руководилась обыкновенно нравственными и сердечными мотивами.» В 1798 году Кутайсов, Ростопчин и другие враги императрицы внушили Павлу I, что он находится под опекой супруги и её камер-фрейлины, царствующих его именем, и устроили замену Нелидовой более молодой и чувственной Лопухиной. Как только та переехала в столицу, Нелидова удалилась в Смольный монастырь.
[700x525]
Замок Лоде, куда фаворитка удалилась после своей отставки.
Вскоре ей пришлось испытать на себе немилость «сердечного друга». Император был разгневан её заступничеством за императрицу, которую он хотел отправить на жительство в Холмогоры. После высылки из Петербурга в эстляндский замок Лоде графини Н.А.Буксгевден, любимой подруги Нелидовой, последняя в сентябре 1798 года тоже удалилась под Ревель и только в начале 1800 года испросила позволение вернуться в Смольный. Смерть Павла I очень потрясла отставную фаворитку; она быстро состарилась и поседела. Её дружба с императрицей продолжалась до смерти последней, и голос её имел определённый вес в делах царской семьи. Вернувшись в 1801 году в Санкт-Петербург, в Смольный монастырь, она помогала императрице Марии Фёдоровне в управлении воспитательными учреждениями. После смерти Марии Фёдоровны всеми забытая фрейлина доживала свой век в Смольном, по словам Николая Михайловича, «сохранив до конца своеобразный пылкий ум, продолжая пленять своей беседой, но в то же время доставляя много неприятностей близким своей ворчливостью и требовательностью». Она скончалась в Санкт-Петербурге 2 января 1839 года на руках своей любимой племянницы и воспитанницы, княгини Трубецкой (жены Н.П.Трубецкого). Похоронена на Охтенском кладбище напротив милого её сердцу Смольного. Личные бумаги Нелидовой, включая переписку с императрицей, были опубликованы княгиней Елизаветой Трубецкой.
Литература: Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735—1822: Каталог временной выставки — Государственный русский музей. — Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение, 1987. — 142 страницы; Шумигорский Е.С. Екатерина Ивановна Нелидова. Очерк из истории императора Павла. — Москва: «Захаров», 2008. ISBN 978-5-8159-0730-0; Зотов А.В. Голубая кровь. Потомки Е.И.Нелидовой. — Санкт-Петербург: «Знак», 2010. — 836 страниц; Молева Н.М. Нелидова: Камер-фрейлина императрицы; Данилова Альбина. Благородные девицы (воспитанницы Смольного института);
Демкин «Фаворитки. Страсть и власть».
1758
Фёдор Пантелеймонович Алексополь
русский военный полковой, бригадный и дивизионный командир во время Отечественной войны 1812 года, генерал-майор Российской императорской армии. Фёдор Алексополь родился в дворянской семье греческого происхождения. В 1775—1781 годах проходил обучение в новообразованной Гимназии чужестранных единоверцев при Артиллерийском и Инженерном кадетском корпусе. Принимал участие в Русско-турецкой войне 1787—1791 гг., Кавказской войне, Отечественной войне 1812 года. Отличился в Бородинском сражении: командуя четырьмя егерскими полками центра русской армии, занимавшими передовые позиции, участвовал в боях за Курганную высоту («батарею Раевского») — важнейший участок в оборонительных укреплениях русских войск, при этом получил пулевое ранение в ногу. Впоследствии за свои действия в Бородинской битве был награждён орденом Святого Владимира III степени. В 1813 году продолжал службу в Резервной армии, дислоцированной в Польше, занимался сопровождением вновь сформированных из рекрут подкреплений на театр военных действий. В 1814 году командовал 4-й и 21-й дивизиями в Резервной армии. После войны командовал 3-й бригадой 6-й пехотной дивизии. В 1816 году был «уволен за ранами от службы с мундиром и пенсионом полного жалования». После увольнения жил в городе Опочка. Умер не ранее 1817 года.
Награды и премии: Орден Святого Георгия IV степени; Орден Святого Владимира III степени; Орден Святой Анны I степени с алмазами; Золотая сабля с надписью «За храбрость»; Серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года».
Источники: Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812—1815 гг. // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. : Сборник. — Москва: студия «ТРИТЭ» Н. Михалкова, 1996. — Том VII. — Страницы 294-295. — ISSN 0869-20011. (Комментарии А.А.Подмазо)
[497x700]
1761
Анна Мария Тюссо (французское имя — Anna Maria Tussaud; немецкое имя при рождении – Мария Гросхольц, Marie Grosholtz)
скульптор, основатель известного музея восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне. Мария родилась в Страсбурге под именем Мари Гросгольц (немецкое имя — Marie Grosholtz), в семье эльзасского офицера Йозефа Гросгольца и швейцарки Анны-Марии Вальтер. Её отец погиб в Семилетней войне незадолго до рождения Мари; после его смерти мать с детьми переехала в Берн и начала работать экономкой у доктора Филиппа Вильгельма Куртиуса (1741—1794). Куртиус делал анатомические модели из воска, позже занялся изготовлением восковых фигур, портретов. В 1765 году Куртиус переехал в Париж и основал там свою мастерскую. Мари вместе с матерью переехали к нему в 1767 году — мать продолжила работать экономкой, а Мари начала учиться искусству изготовления восковых скульптур. В Париже Куртиус создал несколько восковых фигур, одной из которых была фаворитка Людовика XV мадам Дюбарри. Эта модель и другие дала возможность доктору получить популярность в Париже. Шаблон от этой скульптуры сохранился в музее восковых фигур. На первой выставке в 1770 году его работы пользовались необычайной популярностью — это позволило ему открыть выставки в других известных местах Парижа. Куртиус научил Мари искусству создания восковых скульптур, у неё рано проявился талант к воссозданию образов известных людей того времени. Мари создала в то время скульптуры таких известных личностей, как Вольтер, Жан-Жак Руссо, Бенжамин Франклин. Со временем её начали приглашать выполнять модели членов королевской семьи. Отношения Мари с членами королевской семьи были настолько хороши, что её даже пригласили переселиться в Версаль, где она преподавала искусство, в частности, сестре короля Людовика XVI. Восковые фигуры Куртиуса сыграли определенную роль во Французской революции. 12 июля 1789 года, за два дня до начала революции, во время беспорядков повстанцы несли по улицам восковые фигуры Дюка Орлеанского и ненавистного министра финансов Жака Неккера. Со сменой власти Мари была арестована как одна из представителей прошлого режима и сочувствующих ему. Во время заключения в тюрьме она познакомилась с Жозефиной Богарне, будущей женой Наполеона Бонапарта. Во время режима террора её приговорили к смерти на гильотине и не казнили только потому, что после смерти Робеспьера её пригласили сделать посмертную маску революционера и его убийцы. Кроме Робеспьера она сделала ещё несколько масок других жертв террора — Марии Антуанетты, Марата и многих других. Избавившись от террора, Мари вернулась в мастерскую Куртиуса, который после смерти в 1794 году завещал её и коллекцию скульптур Мари. В 1795 году она вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо, у них родилось два сына: Жозеф и Франсуа. Коллекция фигур Мари значительно увеличилась и пользовалась большой популярностью парижан, однако её муж стал злоупотреблять алкоголем. Кроме того, он начал проигрывать в карты почти всё, что Мари зарабатывала выставкой восковых фигур. В 1802 году Мари решила оставить мужа и, взяв с собой старшего четырёхлетнего Жозефа и свою коллекцию, отправилась в турне по Великобритании. С началом правления Наполеона и ухудшением отношений между двумя странами она не смогла вернуться и продолжила путешествовать по Великобритании и Ирландии. После падения Наполеона её младший сын Франсуа присоединился к ней, и в 1835 году она оборудовала свою первую постоянную выставку в известном ныне месте Бейкер-стрит, что стало началом её известного музея. Некоторые из скульптур были разрушены, но были вновь восстановлены благодаря шаблонам, которые Мари хранила.
[534x700]
В 1842 году она сделала свою скульптуру, которая до сих пор хранится в Музее Мадам Тюссо. Мари Тюссо скончалась в Лондоне 18 апреля 1850 года. Её музей стал одной из достопримечательностей Лондона с филиалами в Амстердаме, Гонконге, Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Вашингтоне и ряде других городов.
[561x673]
1766
Николай Михайлович Карамзин
русский историк-историограф, писатель, поэт. Почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826 гг.) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803). Николай Михайлович Карамзин родился в деревне Михайловка около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783) среднепоместного симбирского дворянина. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шадена, одновременно посещая в 1781—1782 годах лекции И.Г.Шварца в Университете. В 1778 году Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И.М.Шадена. В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в Санкт-Петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а по приезде в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом масонской ложи «Дружеское учёное общество». В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н.И.Новиковым, А.М.Кутузовым, А.А.Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума». В 1789—1790 предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторыми филологами считается, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература. С тех пор его считают одним из её главных деятелей.По возвращении из поездки в Европу, Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» 1791—1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером. Император Александр I именным указом от 12 ноября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тысяч рублей ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся. С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки».
[700x350]
В 1811 году он написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами императора. Своей задачей Карамзин ставил доказательство того, что никаких преобразований проводить в стране не нужно. «Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» сыграла также роль набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской истории. В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии. Незаконченный XII том был издан после его смерти. Карамзин скончался в Санкт-Петербурге 3 июня 1826 года. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 26 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади…Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791—1792) и повести «Бедная Лиза» (1792; отдельное издание 1796) открыли в России эпоху сентиментализма.
Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, — ещё более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала ему, что она не возьмёт рубля.
— Для чего же?
— Мне не надобно лишнего.
— Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля. Когда же ты не берёшь его, вот тебе пять копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня.
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина. Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:
Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.
«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
…
Странность любви, или бессонница (1793)
Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:
Один голос:
Страшно в могиле, хладной и тёмной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Другой голос:
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
Кладбище (1792).
Произведения Карамзина: «Евгений и Юлия», повесть (1789); «Письма русского путешественника» (1791-1792); «Бедная Лиза», повесть (1792); «Наталья, боярская дочь», повесть (1792); «Прекрасная царевна и счастливый карла» (1792); «Сиерра-Морена», повесть (1793); «Остров Борнгольм» (1793); «Юлия» (1796); «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть (1802); «Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802); «Чувствительный и холодный» (1803); «Рыцарь нашего времени» (1803); «Осень». Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка. Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё. Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А.С.Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения . Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин. Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии.
[489x700]
Почтовая марка СССР, посвящённая Н.М.Карамзину, 1991, 10 копеек (ЦФА 6378, Скотт 6053)
Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя. «История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В.Н.Татищева и М.М.Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам А.С.Пушкина «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом». Это произведение вызвало также и волну подражаний и противопоставлений (например, «История русского народа» Н.А.Полевого). В своём труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.
В известной эпиграмме, чьё авторство приписывается А.С.Пушкину освещение Карамзиным истории России подвержено критике:
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К.М.Минину и Д.М.Пожарскому на Красной площади (1818).
Н.М.Карамзин открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина в рукописи XVI века и опубликовал его в 1821 году. Он писал: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века … Оно (путешествие) доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и Шарденей (Jean Chardin), менее просвещённых, но равно смелых и предприимчивых; что индийцы слышали об ней прежде нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время как Васко да Гамма единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара …». В 1792 году Н.М.Карамзин перевёл замечательный памятник индийской литературы — драму «Сакунтала» («Шакунтала»), автором которой является Калидаса. В предисловии к переводу он написал: «Творческий дух обитает не в одной Европе; он есть гражданин вселенной. Человек везде — человек; везде имеет он чувствительное сердце, и в зеркале воображения своего вмещает небеса и землю. Везде Натура есть его наставница и главный источник его удовольствий. Я чувствовал сие весьма живо, читая Саконталу, драму, сочинённую на индейском языке, за 1900 лет перед сим, Азиатским поэтом Калидасом…». Первая жена Елизавета Ивановна Протасова (умерла в 1802). Дочь Софья (1802—1856). Вторая жена Екатерина Андреевна, урождённая Колыванова (1780—1851), по отцу сестра П.А.Вяземского. Дети: Екатерина (1806—1867), муж - Пётр Иванович Мещерский; Владимир (1839—1914); Андрей (1814—1854), жена - Аврора Карловна Демидова. Внебрачная связь: Евдокия Петровна Сушкова (Ростопчина). Дети: Ольга Андреевна Андреевская (Голохвастова) (1840—1897); Александр (1815—1888), жена - Наталья Васильевна Оболенская; Владимир (1819—1879), жена - Александра Ильинична Дука; Елизавета (1821—1891). Именем писателя названы: Проезд Карамзина в Москве; Областная клиническая психиатрическая больница в Ульяновске. В Ульяновске установлен памятник Н.М.Карамзину.
[439x700]
В Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н.М.Карамзина. Карамзинская общественная библиотека в Симбирске, созданная в честь знаменитого земляка, открылась для читателей 18 апреля 1848 года. Введённые неологизмы: промышленность, моральный, эстетический, эпоха, сцена, гармония, катастрофа, будущность, влиять на кого или на что, сосредоточить, трогательный, занимательный. Труды Н.М.Карамзина: История государства Российского (12 томов, до 1612 года, библиотека Максима Мошкова); Стихотворения; Карамзин, Николай Михайлович в библиотеке Максима Мошкова; Николай Карамзин в Антологии русской поэзии; Карамзин, Николай Михайлович «Полное собрание стихотворений». Библиотека ImWerden.(на этом сайте и другие произведения Н. М. Карамзина.); Карамзин, Николай Михайлович «Письма Ивану Ивановичу Дмитриеву» 1866 — факсимильное переиздание книги; «Вестник Европы», издаваемый Карамзиным, факсимильное pdf воспроизведение журналов; Николай Карамзин. Письма русского путешественника, М. «Захаров», 2005, информация об издании ISBN 5-8159-0480-5; Н.М.Карамзин. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях; Письма Н.М.Карамзина. 1806—1825 гг.; Карамзин Н.М.Письма Н.М.Карамзина к Жуковскому. (Из бумаг Жуковского) / Примечания П.А.Вяземского // Русский архив, 1868. — Издание 2-е. — Москва, 1869. — Столбцы 1827—1836.
Литература: Карамзин Николай Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Карамзин, Николай Михайлович — Биография. Библиография. Высказывания; Ключевский В.О. Исторические портреты (О Болтине, Карамзине, Соловьёве). Москва, 1991; Юрий Михайлович Лотман. «Поэзия Карамзина»; Захаров Н.В. У истоков русского шекспиризма: А.П.Сумароков, М.Н.Муравьёв, Н.М.Карамзин (Шекспировские штудии XIII) — Москва: Издательство Московского гуманитарного университета, 2009; Эйдельман Н.Я. Последний летописец — Москва: «Книга», 1983. — 176 страниц. — 200000 экземпляров; Погодин М.П. Мое представление историографу. (Отрывок из записок). // Русский архив, 1866. — Выпуск 11. — Столбцы 1766—1770; Сербинович К.С. Николай Михайлович Карамзин. Воспоминания К.С.Сербиновича // Русская старина, 1874. — Том 11. — № 9. — Страницы 44-75; № 10. — Страницы 236—272; Сиповский В.В. О предках Н.М.Карамзина // Русская старина, 1898. — Том 93. — № 2. — Страницы 431—435; Смирнов А.Ф. Книга-монография «Николай Михайлович Карамзин» («Российская газета, 2006»); Смирнов А.Ф. вступительная и заключительная статьи в издании 4-х томника Н.М.Карамзина «История государства Российского» (1989); Сорникова М.Я. «Жанровая модель новеллы в „Письмах русского путешественника“ Н.М.Карамзина»; Серман И.З. Где и когда создавались «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина // XVIII век. Санкт-Петербург, 2004. Сборник 23. Страницы 194—210. pdf.
1767
Борис Иванович Фитингоф-Шель (немецкое имя – Christoph Burchard von Vietinghof-Scheel)
российский ботаник. Родился в Риге. Сын сенатора И.Ф.Фитингофа. Занимался преимущественно изучением русской флоры и совместно с Г.Ф.Гофманом издал в Москве на латинском языке сочинение «Hortus siccus Caucasicus seu plantae rariores in regionibus Caucasicis sponte nascentes inque earum locis natalibus collectae». Отредактировал и значительно дополнил труд по лесоводству Христофа Крюгера фон Крюгегейма «Forstwissenschaftliche Bemerkungen uber die wesentlichsten Gegenstande der Forstverwaltung zur Verbesserung und bestandigen Erhaltung der Walder». Фитингоф снабдил этот труд примечаниями о культуре наиболее полезных древесных пород в России и в особенности в Лифляндии. В «Записках Императорского Московского общества естествоиспытателей» поместил статью «Discours sur quelques objets naturels recueillis au Caucase». Составил по карманному лечебнику графа Л.Бертольда, изданному в 1805 году в Мангейме, «Наставление, каким образом можно предохранить себя от поноса с резом и как поступать одержимым оною болезнью для совершенного от неё освобождения». Разбитый параличом в 1825 году, до самой смерти вынужден был проводить время в бездействии. Почётный член Санкт-Петербургской академии наук c 4 июля 1802 года. Был членом-учредителем и президентом Императорского Санкт-Петербургского минералогического общества, президентом Императорского человеколюбивого общества, членом Академий наук Эрлангенской и Эрфуртской, Вольных экономических обществ в Санкт-Петербурге и Риге, членом Императорского Общества естествоиспытателей в Москве, почётным членом Московского университета и др. Умер в Мариенбурге 29 апреля 1828 года. Был женат (с 6 октября 1791) на баронессе Екатерине Елизавете Шарлотте (Екатерине Андреевне) фон Ливен (20 августа 1776 — 1 октября 1843); Её отец — генерал-майор барон Андрей Романович фон Ливен (1726—1781), мать — Шарлотта Карловна (1743—1828), урождённая фон Гаугребен, с 1825 года княгиня Ливен, воспитательница детей императора Павла I.
Литература: Фитингоф-Шель, Борис Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Фитингоф-Шель, Борис Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918.
[600x675]
1771
Николай Сергеевич Арцыбашев
русский историк, поэт и прозаик. Родился в селе Мамино Цивильского уезда Казанской губернии. Образование получил в немецком пансионе в Санкт-Петербурге. Недолго состоял в военной службе. Службу начал в лейб-гвардии Семёновском полку. С 1802 года был членом Санкт-Петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. С 1811 года являлся членом Казанского общества любителей отечественной словесности. Стихи и прозу публиковал в журналах, иногда анонимно. Главный труд Арцыбашева «Повествование о России» издан московским Обществом истории и древностей под наблюдением Погодина (3 тома, Москва, 1838—1843). Он обнимает историю России с древнейших времен по 1698 год; четвёртая, не оконченная часть, не издана до сих пор. Ему принадлежит ещё ряд исследований по русской истории, изданных как отдельно, так и в исторических сборниках и периодических изданиях: «О первобытной России и ее жителях» (Санкт-Петербург, 1809); «О степени доверия к истории, сочиненной князем Курбским» («Вестник Европы», 1811, часть CXVII, № 12); «О свойствах царя Ивана Васильевича» (там же, часть CXIX, № 18); «Замечания на Историю государства Российского Карамзина» («Московский Вестник», 1828, часть XI, № 19 — 20, часть XII, № 21; 1829 год, часть III) и других. Арцыбашев принадлежал к скептической школе русской историографии. Труды его не задаются ни философскими, ни художественными целями; он стремится лишь к критике фактов и к возможно точной передаче текста источников, очищая историю от всякого рода басен и сомнительных преданий. Этим объясняются его критические статьи, направленные против Н.М.Карамзина. Они вызвали горячую полемику и причинили много неприятностей как Арцыбашеву, так и М.П.Погодину, печатавшему их в своем журнале. Между прочим, Арцыбашев послужил мишенью для едкой сатиры князя П.А.Вяземского («Московский телеграф», 1828, № 19). Но труды Арцыбашева высоко ценились такими археографами, как Строев и канцлер Румянцев, и такими историками, как С.М.Соловьёв и К.Н.Бестужев-Рюмин. «Повествование» Арцыбашева представляет свод тщательно собранных и сверенных известий и цитат из летописей и других источников и до сих пор не потеряло интереса для науки. Умер в селе Рындино Цивильского уезда Казанской губернии 8 сентября 1841 года.