• Авторизация


9 декабря родились... 09-12-2025 04:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Хушвахтов0 (521x700, 111Kb)
1926
Хушбахт Давлятович Хушвахтов
таджикский советский живописец, народный художник Таджикской ССР. Родился в кишлаке Рушан, Рушанский район, Горно-Бадахшанская автономная область, Таджикская Автономная Социалистическая Советская Республика (Таджикская АССР) в составе Узбекской ССР (ныне Таджикистан). В 1953—1960 — студент Московского художественного института имени В.И.Сурикова. В 1960—1961 — преподаватель Республиканского художественного училища в Душанбе. С 1961 по 1981 — председатель Правления Союза художников Таджикистана. Автор лирико-эпических пейзажей и тематических картин, посвящённых Памиру. Произведениям Хушвахтова свойственны сдержанный колорит, графичность, строгость художественного решения. Снежная белизна горных вершин, радостное сияние неб, низвергающиеся в ущелья стремительные потоки, серебристо-голубые долины – вся неповторимая красота Памира открывается перед нами в полотнах одного из ведущих художников Таджикистана Хушбахта Хушвахтова. Один из первых в республике он получил высшее художественное образование. Творческое дарование Хушвахтова глубоко индивидуально и самобытно. Памирец по рождению, он видит свой край во всем его многообразии. Увлеченно пишет картины природы, рассказывает о тех, кто живет и трудится на таджикской земле.
Хушвахтов01 (700x494, 317Kb)
«Хорог» (1961)
Любовь к родному краю ярко проявилась в одном первых произведений художника – «Хорог» [1961]. Уже в этой картине, созданной сразу же после окончания института, наметились широта пространственного охвата горного ландшафта, композиционное равновесие, гармоничность цветом отношений‚ внутреннее единство человека и природы. Это была творческая заявка на свое видение мира, на свою тему. Горные пейзажи занимают в произведениях художника большое место. Далекие от имитации натуры, они тем не менее убедительно передают характер памирского ландшафта. В пейзаже «Алайская долина» [1962] художник воплотил живописную красоту и величавость гор Восточного Памира. В этой картине проявились ясность композиции, красота цвета, особая музыкальность и поэтическое мировосприятие действительности. Серебристая, голубовато-зеленая гамма создает ощущение свежести и простора, воссоздает атмосферу горного, прозрачного утра. Внешне спокойный пейзаж полон внутреннего напряжения: плоскость долины стреми- тепьно переходит в горный кряж, покрытый вечными снегами. Здесь все кажется значительным: и равнинный простор, и безмолвие ледяных вершин, и животные, от которых исходит какая-то первобытная сила. Тема памирского пейзажа зазвучала в искусстве Хушвахтова полно и ярко. 1960-е годы отмечены в творчестве Хушвахтова настойчивыми поисками наиболее выразительных черт национальном пейзажа. «Рушан» [1964], «Мургаб» [1965], «Хлеб» [1968], «Вечер в долине Аличур» [1968] - это, по существу, тематический цикл, в котором природа Памира раскрывается многогранно, каждая картина несет в себе завершенный художественный образ. Пришла пора творческой зрелости, а вместе с ней стремление к созданию значительного, цельного художественного произведения о своей родине. Ясностью и полнотой содержания отличается полотно «Хлеб». На Памире мало земли, пригодной для земледелия, поля перемежаются с бесплодными каменными массивами. Может быть, потому и обратился автор к теме хлеба, что знает цену каждому колоску. Показав плоды человеческого труда, он раскрыл еще одну грань в многообразии связей человека и его естественного окружения. Пейзаж отличают пластическая завершенность рисунка, гармоничность линии и цвета. Мастер тонкого лирического пейзажа, Хушвахтов обладает способностью поэтического преображения природы. Обостренным чувством художника воспринимает он горный ландшафт Таджикистана. Хушвахтов изображает родные, близкие ему с детства мотивы, и раскрывает их красоту. Он умеет завладеть эмоциями зрителя, захватить его силой своего переживания. Во всех пейзажах Хушвахтова чувствуется присутствие человека. Он рассматривает его как часть природы, такую же естественную и вечную, как окружающие его горы. Именно так выглядит небольшой, но глубоко прочувствованный пейзаж «Дворик» [1967], привлекающий глубиной и непосредственностью восприятия натуры, красотой живописи и завершенностью композиции. Тихий теплый солнечный день ранней весны. У подножия горы приютилась кибитка. От заснеженных лощин горного кряжа еще веет холодом, а дворик с его обитателями пригрело солнце. Хушвахтов вложил в это произведение любовь к национальному быту ламирцев, раскрыл гармоническое единство человека и природы. Творчество Хушвахтова привлекает многообразием оттенков постижения природы. Пейзаж Памира, то суровый и величавый, то светлый и лирический, служит для художника неисчерлаемым источником вдохновения. Требовательный к себе, он постоянно ищет наиболее выразительные живописные решения и каждый раз создает новый образ окружающего. Точно и тонко раскрывает Хушвахтов характер высокогорья Восточного Памира в картине «Яки» [1970]. Панорамность композиции позволяет нам как бы «войти» в пейзаж и почувствовать беслредельность горного пространства, ограничить которое не в силах ни рама, ни плоскость холста. Сдержанный колорит этого полотна таит в себе много тонких живописных находок. Выразительность силуэтов темных яков позволяет подчеркнуть разнообразие цвета жухлой зелени пастбища. Сравнительно небольшая по размерам, картина воспринимается, как монументальное эпическое полотно с уравновешенной композицией, ясными пространственными отношениями. Хушвахтова интересуют ритмы и линии гор, свет и цвет. Но никогда он не уходит от правды жизни. Он не лриукрашивает, а раскрывает поэтическую красоту и величие природы. Стремление к созданию композиционной картины, как бы обобщающей образ Памира – страны гор, ярко проявилось в пейзаже «Акбайтал» [1970]. Мотив могучих горных цепей становится еще более значительным, чем в предыдущих работах художника. Вместе с лирической окрашенностью здесь звучат эпические ноты. Композиция строится ясно и лаконично. Выделяются компактные формы освещенных солнцем вершин. Палитра полотна более чем сдержанна. Художник пишет гигантские объемы золотисто-охристым цветом, контрастирующим с чистой синевой неба. Охристые полутени создают непрерывные и мягкие цветовые переходы. Хушвахтов страстно любит Памир, здесь, в горах, он черпает мотивы своих произведении. Все работы художника пронизывает обостренное чувство Родины. Торжественное величие природы открывается в картине «Памир» |1973}. Художник почти вплотную подходит к горному хребту и изображает его крупным планом. Первозданностью природы веет от этого полотна. Глядя, на лишенные растительности, могучие монолиты, ощущаешь значительность памирского ландшафта, внутреннюю гор, мощь и конструктивность их строения. Художник почувствовал и передал, как упруго, словно вытесняя друг друга, поднимаются каменные массивы и насколько они выразительны. Суровой, мужественной простотой веет от этих плавных ши- роких силуэтов. Сила выразительности картины заключается, прежде всего, в ее тонком цветовом решении. Матово-охристая красочная гамма скупа. Она почти монохромна, и это усиливает впечатление монументальности, обобщенности пейзажа. Героическим страницам борьбы за впасть Советов были посвящены полотна «Былые годы» [1967] и «Письмо вождя» [1970]. Характер народного борца – мудрого‚ сильного, мужественного –нашел воплощение в картине «Быпые годы». Образная выразительность достигается здесь особым вниманием к внутреннему миру человека – защитника своей Родины. Фигуру борца с красной повязкой на голове художник приближает к первому плану, она четка выделяется на фоне сиренево-серых гор. Центр композиции смещен, что подчеркнуть движение революционного отряда всадников по горным кручам. Картина монументапьна. В полотне «Письмо вождя» художник запечатлел то волнующее время, когда первые декреты Советской власти пришли в заоблачный Памир. С большим мастерством написаны группа дехкан, которая внимательно слушает послание Ильича, и школьник, держащий тетрадь с портретом В.И.Ленина. Бопьшой человеческой теплотой и искренностью проникнуты произведения Хушвахтова на тему труда. Быт памирцев, их трудовые будни занимают значитепьное место в творчестве художника.
Хушвахтов02 (486x700, 390Kb)
«Стригали» (1968)
Картина «Стригали» [1968], при кажущейся на первый взгляд простоте, даже обыденности сюжета, надолго остается в памяти. В центре внимания зрителя – чабаны, спокойные, деловитые, трудолюбивые, привлекающие цельностью своего характера, замедленным, без суеты укладом жизни, близкой к природе. Емкость содержания достигается всем художественным строем картины, особенно композицией. Убедительно передана фактура пушистой мягкой шерсти, лежащей вокруг стригалей. Колористическое и образное решение картины передает напряженность трудового дня. Идея картины «Воспоминания» [1971] навеяна мыслями о суровых годах Великой Отечественной войны, когда горе вдов и детей было горем всех односельчан художника. Оно было и для него, тогда еще мальчика, одним из самых острых впечатлений. Здесь ярко проявилось взволнованное отношение автора к этой теме. Почти все полотно занимают фигуры матери и дочери. Отказываясь от развернутого сюжета, художник переносит смысловой акцент на изображение внутреннего эмоционального состояния персонажей. Характеры героинь раскрываются не в действии, а в их душевном состоянии, в их чувствах, в их внутреннем единении. Эмоциональная наполненность произведения достигается не только правдивостью образа, нравственной чистотой и цельностью характеров, но и колористическим решением. Тонкое и сложное чередование сиренево-охристых и серебристо-серых оттенков передает напряженность скрытых человеческих чувств, создает ощущение внутренней жизни героев. Холодные и теплые тона то контрастируют, то сливаются вместе, заставляя ощущать тревогу женщин. Картина несет в себе большие обобщения, вызывающие раздумья о судьбе поколения, в жизнь которого вторглась война.
Живой интерес Хушвахтова к традиционному искусству раскрывается в картине «Народные мастера» [1971]. Художник обращается к сюжетам и образам народного творчества с позиции современности. Он стремится к разрешению темы не столько в эстетическом плане, сколько в плане более глубокого и полного осмысления действительности, рассматривая процесс созидания, как высокое творчество, полное поэзии и красоты. Круг тем Хушвахтова, в основном, связан с Памиром, но он хорошо знает всю свою республику. Есть большая человечность в том, как художник выбирает натуру и как изображает ее. В его искусстве есть искренность и душевная теплота. Эти черты ярко проявились в картине «В минуту отдыха» [1972], посвященной труженикам Нурекской ГЭС. Здесь сказалась способность Хушвахтова прочесть в человеке его внутреннее духовное содержание, почувствовать его общественную сущность. Строители Нурекской ГЭС изображены с присущей им ярко выраженной индивидуальностью. Здесь нет второстепенных персонажей. Каждый из них воплощает образ современного рабочего. Творчество Хушвахтова отличается редкой цельностью. Он создал много полотен – жанровых, исторических, пейзажных, портретных. Его произведениям присущи широкое знание жизни, национальное своеобразие. В лучших картинах художника раскрывается его яркий и самобытный талант. У него своя манера, свой почерк, свой излюбленный колорит, состоящий из гармонии неярких, приглушенных цветов. Сохраняя силу цвет, он достигает матовости и мягкости масляной живописи, сообщая своеобразную воздушность своим картинам. С любовью и искренностью воспевает художник родную памирскую землю. Умер Хушвахтовв городе Москва, Российская Федерация, 13 марта 2013 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. Награды и признание:Народный художник Таджикской ССР (1974); Государственная премия Таджикской ССР имени Рудаки (1977); Секретарь Союза художников СССР (1961—1981); Член-корреспондент Российской академии художеств (2007). В числе его работ: «Алайская долина» (1962); «В былые годы» (1967); «Народные мастера» (1970); «Яки» (1970); «Покорители Вахша» (1975); «Памир» (1983); «Бесконечность» (1992). Большая часть наиболее известных полотен Х.Д.Хушвахтова хранится в Национальном музее Таджикистана имени К.Бехзода (Душанбе) и в частных коллекциях.

1926ShamshinaMarijaNikol-gst1950 (523x700, 247Kb)
1926
Мария Николаевна Шамшина (в замужестве Тарлыкова)
звеньевая колхоза имени Октябрьской революции Большемаресьевского района Горьковской области. Родилась в деревне Чертас ныне Большеболдинского района Нижегородской области. Русская. В 1941 году окончила Сумароковскую неполную среднюю школу. С 1941 года работала в колхозе имени Октябрьской революции Большемаресьевского (ныне Большеболдинского) района. В 1945-1950 годах она возглавляла в этом же колхозе полеводческое звено по выращиванию картофеля и добилась высоких результатов. За выращенный её звеном урожай картофеля 530,5 центнера с гектара на площади 3,5 гектара, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1950 года Шамшиной Марии Николаевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (№5069). В 1953 году окончила Горьковскую областную школу по подготовке руководящих кадров.
[488x700]
Работала агрономом в колхозе имени Коминтерна Пильнинского района Горьковской (ныне – Нижегородской) области, в 1977-1982 годах – бригадиром комплексной бригады колхоза «Медянский» того же района. Жила в селе Медяны Пильнинского района Нижегородской области. Скончалась 21 июля 2012 года.
[466x700]
Похоронена на кладбище села Медяны Пильнинского района Нижегородской области. Награждена орденом Ленина (15 июня 1950), медалями.

1927
Пьер Анри
французский композитор

1927
Людмила Юльевна Брауде
русский литературовед, переводчик, критик, автор работ «Ханс Христиан Андерсен», «Сказочники Скандинавии», «Полет Нильса. Судьба книги С.Лагерлёф», «Скандинавская литературная сказка», «Не хочу писать для взрослых! Документальный очерк о жизни и творчестве А.Линдгрен», переводчица произведений С.Лагерлёф, А.Линдгрен, С.Топелиуса, Т.Янссон.

1927
Наталья Сергеевна Гуляницкая
российский музыковед, доктор искусствоведения, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, заведующая кафедрой гармонии и сольфеджио Российской Академии музыки имени Гнесиных. Автор учебного пособия для музыкальных вузов "Введение в современную гармонию"

1927
Владимир Алексеевич Калмыков
актёр. В 1948 году окончил студию при ТЮЗе. С 1951 года работает в Российском академическом Молодежном Театре. Народный артист России. Ушел из жизни 27 марта 2008 года.

1927
Нинель Федоровна Кузнецова
доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедры уголовного права (1985).

1927
Юрий Федорович Поляков
отечественный психолог, специалист по широкому кругу проблем медицинской психологии и патопсихологии. Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова (1980-2001 гг.)

Pusovsky_Nikolay_Mikhaylovich (440x700, 99Kb)
1927
Николай Михайлович Пусовский
мастер Петровск-Забайкальского металлургического завода Министерства чёрной металлургии СССР, Читинская область. Родился в селе Шонтой Читинского округа Дальневосточного края, ныне – Хилокского района Забайкальского края, в семье рабочего-железнодорожника. Русский. В середине 1930-х годов семья Пусовских переехала на другое место жительства, а весной 1939 года поселилась в соцгороде Петровск-Забайкальске. После окончания в ноябре 1943 года Петровск-Забайкальского ремесленного училища №3 работал на Петровск-Забайкальском металлургическом заводе, который в годы Великой Отечественной войны выпускал сталь, прокат и оборонную продукцию в виде боеприпасов, запасных частей и деталей для тракторов и сельхозмашин. Первоначально Николай Михайлович работал резчиком и подручным вальцовщика, с октября 1944 года - вальцовщиком горячего проката, затем - бригадиром плавильной бригады на стане 240, с ноября 1957 года - мастером прокатного цеха. Наряду со сталеваром В.Д.Лоскутниковым Николай Михайлович считался лучшим металлургом Петровск-Забайкальского металлургического завода. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии чёрной металлургии, Пусовскому Николаю Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1968 году он перешёл в отстающую бригаду, состоящую из 30 человек, которую вывел в число передовых. В юбилейном 1970 году его бригада прокатала сверх годового плана 1415 тонн проката. С февраля 1974 года Н.М.Пусовский работал начальником смены прокатного цеха до ухода на пенсию. Избирался делегатом XXIII съезда КПСС (1966). Почётный металлург РСФСР (15 июля 1960). Почётный гражданин Читинской области (1997) и Петровск-Забайкальского района. Проживал в городе Петровск-Забайкальский ныне - Забайкальского края. Скончался 11 февраля 2014 года. Награждён орденом Ленина (22 марта 1966), медалями, в том числе «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие».
Pusovsky01h (488x700, 163Kb)
Героий Социалистического Труда Н.М.Пусовский
Pusovsky02h (700x491, 181Kb)
Герои Социалистического Труда Н.М.Пусовский и В.Д.Лоскутников (слева).

1927
Татьяна Федоровна Сепсякова
педагог, кандидат педагогических наук, директор средней школы № 29 г. Петрозаводска. Народный учитель СССР, заслуженный учитель школы РСФСР и Карельской АССР. В 1999 г. Петрозаводской средней школе № 29 присвоено её имя. Умерла в 1981 году.

[573x700]
1927
Георгий (Жора) Михайлович Фамилиант
международный шахматный арбитр, организатор шахматных турниров. Долгое время работал в спортивном обществе «Динамо» в Тбилиси. Был два раза арбитром на шахматных Олимпиадах. Скончался в Тбилиси 19 октября 2003 года.

1928
М.Г.Васин
заместитель главного конструктора КБ машиностроения в городе Коломна. С 1953 - 1969 гг. работал в КБ машиностроения в городе Коломна, прошел путь до заместителя главного конструктора. Под его руководством проводились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по формированию контура управления, расчетам прочности и анализу результатов испытаний образцов вооружения, разработанных в КБ в 1957-1969 гг. В 1969 г. возглавил ЦКБ "Луч". Награжден орденом Трудового Красного Знамени

[483x699]
1928
Михаил Иванович Каргаполов
российский математик, член-корреспондент Академии Наук СССР (с 1966). Окончил Уральский университет (1951). В 1954-1960 гг. работал в Пермском университете, с 1960 г. – в Институте математики СО Академии Наук СССР, с 1964 г. – профессор Новосибирского университета. Основное направление исследований – алгебра. Изучал свойства бесконечных дискретных групп, в том числе обобщенно разрешимых и упорядочиваемых групп, а также алгоритмические задачи. Для произвольных локально-конечных групп, решил (1963) проблему Шмидта о квазицикличности всякой бесконечной группы, все подгруппы которой конечны. Занимался проблемой факторизаций бесконечных групп. Совместно с А. Кокориным показал (1965), что всякая некоммутативная свободная группа является неупорядочиваемой. В теории конечных групп исследовал вопросы, связанные с факторизацией групп. Получил новые результаты для локально-нормальных групп. Уточнил границы применения теоремы Силова. Разрабатывал теорию линейных групп.

1929Ganchev_Ivan_Dmitrievich (477x700, 95Kb)
1929
Иван Дмитриевич Ганчев
бригадир монтажников строительного управления №2 треста «Марганецрудстрой», бригадир монтажников по строительству жилья треста «Никопольстрой». Родился в селе Веселовка (ныне Приморского района Запорожской области), в семье болгарских переселенцев. Окончил школу фабрично-заводского обучения, получив специальность строителя. В 1948 году поступил на работу плотником в тресте «Запорожстрой», затем был переведён в трест «Криворожстрой». В 1962 году был переведён на работу в трест «Марганецрудстрой» бригадиром каменщиков-монтажников. Работал в городе Орджоникидзе (город Днепропетровской области, образованый в 1956 году путём объединения нескольких поселков после строительства горно-обогатительного комбината). Стал инициатором внедрения поточного метода возведения домов. Работая в три смены и соблюдая порядок монтажа, указанный в технологической карте, бригада Ганчева из 37 человек добилась экономии времени полтора месяца. Освоил специальности каменщика, монтажника, штукатура. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 августа 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана по капитальному строительству Ганчеву Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1966 году был приглашён на работу в Никополь Днепропетровской области бригадиром строительного управления «Гражданстрой» треста «Никопольстрой». Бригада работала на коллективном подряде, обеспечивая возведение жилых домов от «нулевого цикла» до сдачи в эксплуатацию «под ключ». Добился рекордных в стране темпов жилищного строительства. Из 90 000 квадратных метров жилья, строившихся в Никополе ежегодно в 1960–1970-х годах, до 60% возводила бригада Ганчева. Начиная с 1966 года, в течение 10 лет ежегодно обеспечивал выполнение двух годовых заданий по строительству жилья. За Х пятилетку (1976–1980) бригада построила 82 пятиэтажных дома на 6727 квартир. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1986 года за выдающиеся производственные успехи в жилищном строительстве, досрочное выполнение заданий XI пятилетки и проявленный трудовой героизм Ганчев Иван Дмитриевич награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
С 1985 года – технолог строительно-монтажных работ комбината железобетонных изделий треста «Никопольстрой». Затем – директор общества с ограниченной ответственностью «Забудовник (застройщик) – Ромашка». Избирался делегатом съездов КПСС и Компартии Украины, профсоюзов СССР, делегатом городского и областного Советов депутатов трудящихся (с 1977 года – народных депутатов). Жил в городе Никополь Днепропетровской области (Украина). Умер 1 августа 2009 года. Похоронен на городском кладбище Никополя. Награжден 2 орденами Ленина (11 августа 1966; 1 апреля 1986), орденом Октябрьской Революции (4 марта 1974), 2 орденами Трудового Красного Знамени (9 августа 1958; 19 марта 1981), орденом «Знак Почёта» (5 апреля 1971), медалями. Заслуженный строитель Украинской ССР (1962). Лауреат Государственной премии СССР (1975), почётный гражданин города Никополя (1969). В городе Никополь на проспекте Трубников установлен бронзовый бюст Героя.

1929
Джон Кассаветес
американский режиссер, сценарист, актер, продюсер. Приобрел уникальную репутацию режиссера независимого кино и актера популярных фильмов. Получил известность в начале 1950-х гг. в эпоху «золотого века» телевидения, когда за три года сыграл более 80 ролей, а затем писал сценарии для телефильмов. В 1959 г. заявил о себе как оригинальный кинорежиссер, сняв на 16-мм пленке черно-белую ленту «Тени», которая открыла новую эру в американском кинематографе: по аналогии с французской «новой волной» заговорили об американской «новой волне». Его фильмы нередко воспринимаются как импровизационные, однако в их основе лежит тщательно прописанный сценарий, а актерская игра продумана в деталях. «Тени», посвященные расовой проблеме (главный герой — темнокожий музыкант Хью), привлекли внимание продюсеров, но сотрудничество с ними не удовлетворило Кассаветеса, и он продолжал сниматься в чужих фильмах: «Убийцы» (1964), «Грязная дюжина» (1967), «Ребенок Розмари» (1968), чтобы финансировать собственные. В 1968 г. создал малобюджетную ленту «Лица», которая соперничала по зрительскому успеху с коммерческими хитами. В его фильмах обычно снимались его друзья и близкие — Питер Фальк, Бен Газзара в фильмах «Мужья» (1970), «Убийство китайского букмекера» (1976), его жена Джина Роулендс в фильмах «Минни и Московитц» (1971), «Женщина под влиянием» (1974), «Премьера» (1977), «Глория» (1980), «Потоки любви» (1984). В качестве актера нередко «переигрывал» своих режиссеров, например в «Буре» (1982) П. Мазурского, где он сыграл Просперо.

1929
Мишель Фано
французский композитор.

[460x698]
1929
Роберт Джеймс Ли Хоук (Robert Hawke)
премьер-министр Австралии. Родился в Бордертауне (Южная Австралия). Окончил университет Западной Австралии, где получил ученые степени по экономике и праву, стажировался в Оксфорде в качестве стипендиата Родса (1953–1955). Работал в Австралийском совете профессиональных союзов (1958–1969), в 1969 был избран президентом совета, оставался на этом посту до 1978. Хоук одновременно занимал посты в Резервном банке Австралии и Международной организации труда. В 1971–1973 стал первым вице-председателем, в 1973 – председателем Либеральной партии. В 1980 был избран в палату представителей, в 1983 стал лидером Лейбористской партии. Стал премьер-министром после победы партии на выборах 5 марта 1983. Хоук получил известность как сторонник консенсуса между основными социальными и экономическими группами австралийского общества. Его правительство поддерживало крупных предпринимателей в ключевых вопросах экономической политики (инфляция, повышение процентных ставок и снижение платежного дефицита). Хоук заморозил рост заработной платы, урезал расходы на социальные программы и девальвировал курс национальной валюты. В его премьерство были упрочены связи Австралии с США. В период экономического спада 1990–1991 популярность Хоука снизилась. В июне 1991 он столкнулся с беспрецедентным вызовом со стороны молодого политика П.Китинга. В декабре 1991 ушел в отставку с поста премьер-министра.

[583x700]
1929
Евгений Иванович Шемякин
советский, российский ученый в области механики горных пород, академик Академии Наук СССР (с 1984 года, с 1991 — академик Российской Академии Наук). Член КПСС с 1963. Родился в Новосибирске. В 1952 году окончил Ленинградский государственный университет, доктор физико-математических наук, профессор. С 1955 года — научный сотрудник института химической физики Академии Наук СССР. С 1960 — заведующий лабораторией Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения Академии Наук СССР. В 1971—1987 годах — директор Института горного дела Сибирского отделения Академии Наук СССР, одновременно являлся заместителем председателя Сибирского отделения Академии Наук СССР (1980—1985). 23 декабря 1976 года избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР в Отделение механики и процессов управления по специальности «Механика горных пород». 26 декабря 1984 года избран академиком Академии Наук СССР в Отделение геологии, геофизики и геохимии по специальности «Геология, геофизика, горное дело». В 1987—1992 годах — председатель высшей аттестационной комиссии СССР; заведовал кафедрой волновой и газовой динамики МГУ. Академик Российской Академии Естесственных Наук (1993) и Академии горных наук; член Шведского Королевского инженерного общества. Основные работы посвящены механике горных пород, механике взрыва и удара. Е.И.Шемякин — основатель научной школы «Теоретические и экспериментальные исследования необратимых деформаций и разрушения твердых тел при ударе и взрыве», объединяющей ведущих специалистов научно-исследовательских институтов России. В Сибири он создал отечественную школу геомехаников, определил пути развития горных наук, являясь многие годы главным редактором журнала «Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых». Награды и звания: Кавалер орденов «Знак Почета», «Дружбы народов», «Трудового Красного Знамени», полный Кавалер почетного знака «Шахтерская слава»; Лауреат Государственной премии СССР (1984); Заслуженный профессор МГУ (1998). Умер в Москве 17 февраля 2009 года. Сочинения: Динамические задачи теории упругости и пластичности, Новосибирск, 1968.

1930
Сергей Петросович Вартанов
российский ученый-геофизик, организатор информационно-вычислительного производства в нефтяной отрасли, кандидат технических наук, почетный нефтяник. С его именем связано создание Центральной геофизической экспедиции Миннефтепрома и Главного информационно-вычислительного центра этого министерства. Один из основных разработчиков методики сейсморазведочных работ

1930
Оскар Умберто Мехиа Викторес
гватемальский государственный и политический деятель, президент Гватемалы (1983-1986).

1930
Франческо Мазелли
итальянский режиссер. В 1948 г. окончил римский Экспериментальный киноцентр, с того же года работал в кино. В 1949-1955 гг. снял 12 документальных фильмов, затрагивающих социальные проблемы. Эти фильмы выдвинули молодого режиссера в число лучших итальянских документалистов. Его фильм «Опасная зона» (1954) – обвинительный акт против пагубного влияния комиксов на подрастающее поколение. Верность принципам неореализма, стремление к критическому и документальному показу окружающей действительности способствовали его сближению со сценаристом Ч.Дзаваттини. Он снял один из эпизодов в его фильме «Любовь в городе» (1953). Дебютом в художественном кино был его фильм «Разгромленные» (1955; премия XVI Международного кинофестиваля в Венеции, 1955). В 1965 г. он экранизировал роман А.Моравиа «Равнодушные», этот фильм отмечен также высоким актерским мастерством (получил ряд итальянских премий и главный приз на Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата). В 1966 г. поставил фильм по роману Дж.Арпино «Черствое сердце».

1930
Эдоардо Сангуинети
итальянский писатель, литературовед, профессор итальянской литературы Генуэзского университета, интеллектуал левого толка. Входил в неоавангардистскую "Группу 63". Один из самых решительных разрушителей традиционной литературной формы, которую рассматривал как проявление буржуазного конформизма.

1930
Бак Хенри
американский актер и режиссер.

1931
Пауль Христиан Вейсмантель (Weismantel P.H)
немецкий химик, член Академии Наук Германии (с 1976). Окончил Высшую техническую школу в Дрездене (1955). С 1963 г. - профессор Высшей технической школы в Карл-Маркс-Штадте. Основные научные исследования посвящены проблемам нанесения тонких неорганических покрытий с помощью плазменных и ионоструйных методов. Изучал (1963-1968) первичные процессы образования поверхностных оксидных и сульфидных слоев на металлах. Предложил (1967-1971) методы синтеза тонкослойных покрытий металлов с помощью ионоструйного распыления в высоком вакууме. Разработал (1972-1978) методы и аппаратуру "двухструйной техники", способы ионоструйного плакирования металлов. Создал методы образования на поверхности твердых тел прозрачных углеродных слоев с алмазоподобными свойствами.

1932
Дональд Берд
американский трубач, флюгельгорнист. Один из представителей хард-бопа, соул-музыки и фанка. Записывался с хорами и вокальными группами, постоянно подчеркивая связь современного джаза с духовной музыкой афро-американцев. Учился в университете в Детройте, затем в Манхэттенской музыкальной школе в Нью-Йорке и брал уроки у Нади Буланже в Париже. Как джазмен дебютировал в компании с Чарли Паркером, Оскаром Петтифордом, Кении Кларком, стал широко известен как солист ансамбля «Art Blakey`s Jazz Messengers». В 1956-1958 гг. предпочитал студийную работу, записывался с Максом Роучем, Джоном Колтрейном, Рэдом Гарлендом, Пеппером Адамсом, Сонни Роллинзом, Телониусом Монком и др. Во второй половине 50-х гг. выпустил около 60 альбомов. В следующем десятилетии преподавал в Нью-Йоркской школе музыки и живописи, в 1968-1975 гг. возглавлял факультет афро-американской музыки в Хауард-университете в Вашингтоне. В 1973 г. выпустил самый известный диск – «Black Bird», посвященный Ли Моргану. В 1973-1980 гг. работал с созданной им группой «Blackbirds» (лучшие записи: «Blackjack», «Unfinished Busines», «Steppin` Into Tomorrow», «Love Bird»). В 1982 г. организовал ансамбль в стиле фьюжн, в 1990-х гг. собрал джаз-рэп-группу «Jazzmatazz».

1932
Владимир Емельянович Максимов
российский писатель. Повесть «Мы обживаем землю» (1961), «Жив человек» (1962). В опубликованных за рубежом романах «Семь дней творения» (1971), «Карантин» (1973) — драматизм обыденной жизни в условиях советской действительности, обращение к христианскому идеалу. В 1974 г. мигрировал в Париж. Автобиографическая книга «Прощание из ниоткуда» (книги 1-2, 1974-1982). Главный редактор журнала «Континент» (1974-1992).

1932
Джуниор Уэллс (Junior Wells)
американский блюзовый вокалист и спец по губной гармошке. Выступал на разогреве у «The Rolling Stones» в 1970. Ныне покойный.

[466x700]
1933
Юрий Исакович Коц
украинский, ранее советский, шахматист. Мастер спорта СССР (1955). Геолог. Родился в городе Сталино (ныне Донецк), Украинская ССР, СССР. Представлял общество «Буревестник» (Сталино). Успешно выступал в первенствах УССР (1951 — 2-4-е; 1952 — 4-е; 1955 — 2-е; 1957 — 4-7-е; 1958 — 5-7-е; 1961 — 1-2-е (выиграл дополнительный матч у В.Шияновского и стал чемпионом); 1962 — 4-е места; 1971 — 1-е место). Участник полуфиналов XX-го — 5-7-е; XXII-го — 6-7-е; XXV-го, XXVI-го — 5-9-е; ХХХ-го первенства СССР, финалов XXIX-го — 14-16-е; XXX-го — 9-е; XXXV-го — 89-101-е места (Данные даны на 1963 год). Многократный участник командных кубков СССР по шахматам в составе клубов «Наука» (1952) и «Авангард» (1961—1966, 1971). Выиграл 3 медали в команде (2 серебряные и 1 бронзовую), а также 4 медали в индивидуальном зачёте (1 золотую и 3 бронзовые). В составе сборной Украинской ССР бронзовый призёр 4-го первенства СССР между командами союзных республик по шахматам (1955) в городе Ворошиловград (ныне Луганск). Умер в родном городе после тяжёлой болезни 6 мая 2001 года.
Спортивные достижения
Screenshot 2024-11-16 at 07-44-59 Коц Юрий Исаакович — Википедия (700x575, 228Kb)
Литература: Шахматный словарь / главный редактор Л.Я.Абрамов; составитель Г.М.Гейлер. — Москва: Физкультура и спорт, 1964. — Страница 261. — 120 000 экземпляров.

1933
Милтон Кэмпбелл
американский спортсмен-десятиборец, олимпийский чемпион 1956 года.

[476x700]
1933
Александр Яковлевич Никонов
заслуженный лётчик-испытатель СССР (16 августа 1974), полковник (1971). Родился в селе Енгазино ныне Кадомского района Рязанской области. В армии с августа 1951. В 1953 окончил Балашовское ВАУЛ, в 1954 – Омское ВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС. С ноября 1958 по апрель 1961 – лётчик-испытатель 27-го отдельного смешанного испытательного авиационного полка Научно-испытательного полигона №4 (Владимировка Астраханской области). Участвовал в испытаниях крылатых ракет и различного авиационного вооружения на «Ту-4» и «Ту-16». С апреля 1961 по май 1969 – лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (2-е Управление). Принимал участие в госиспытаниях «Ту-22». В 1967 окончил Московский авиационный институт. С мая 1969 по декабрь 1984 – лётчик-испытатель военной приёмки Казанского авиазавода. Испытывал серийные «Ту-22УД» (1969-1970), «Ту-22М» (1969-1984), «Ил-62» (1969-1972), «Ил-62М» (1972-1984) и их модификации. С декабря 1984 по май 1988 – лётчик-испытатель военной приёмки Киевского авиазавода. Испытывал серийные «Ан-26» (1984-1986), «Ан-32» (1984-1988) и их модификации. С мая 1988 – в запасе. Работал ассистентом на кафедре аэродинамики Киевского института инженеров ГА. Живёт в Киеве. Награждён медалями.

1934
Геннадий Кузьмич Бокарев
российский сценарист и драматург. Родился в селе Бобровка Арамильского района Свердловской области. Закончил сценарное отделение Всесоюзного государственного института кинематографии. Член Союза писателей СССР (России) с 1973 г. Заслуженный деятель искусств России, действительный член Академии киноискусств "НИКА".

1934
Леонид Волков
заслуженный мастер спорта (1964) по хоккею. Олимпийский чемпион (1964). Чемпион мира и Европы (1964 - 1965), неоднократный чемпион СССР (1958 - 1965).

[700x624]
1934
Дежё Гараш (венгерское имя — Dezső Garas; настоящее имя — Дежё Грос, Dezső Grósz)
венгерский актёр театра, кино и телевидения, кинорежиссёр и сценарист. Народный артист Венгрии (1983). Родился в Будапеште. В кино с 1954 года («Лилиомфи»). В 1957 г. окончил Высшую школу театра и кино. Работал в театрах Будапешта, с 1977 г. – на киностудии «Мафильм». Исполнил свыше 60 разнохарактерных ролей. Мастер актерской миниатюры. Наиболее значительные роли сыграл в фильмах режиссеров Тамаша Рени («Рассказы в поезде», 1962, «Кребс всемогущий», 1970, «Великолепная семья», 1971, «Живым или мертвым», 1979), Дьёрдя Ревеса («Как дела, молодой человек?», 1963, «Нет», 1965, «Лиха беда начало», 1966) и Пала Шандора («Футбол давних времен», 1974, «Воспоминание о Геркулесовых водах», 1977, «Избавь нас от нечестивого», 1978). Премия имени Ясаи. Умер в Будапеште 30 декабря 2011 года. Актёр: 1954 — / Liliomfi — Шнапс младший; 1956 — / Az eltüsszentett birodalom; 1956 — Сказка о 12 очках / Mese a 12 találatról — A Lokomotív kapusa; 1957 — Приключение в Герольштейне / Gerolsteini kaland — Ágens; 1958 — Птица небесная / Égi madár; 1958 — Железный цветок / Vasvirág;1958 — Облава / Razzia; 1958 — Контрабандисты / Csempészek — Кочмарош; 1959 — / Kard és kocka; 1959 — Боганч / Bogáncs — Vendég a kocsmában; 1959 — Любовь в четверг / Szerelem csütörtök — Гергё; 1959 — Пешком в рай / Gyalog a mennyországba; 1959 — Подходящий человек / A megfelelö ember; 1959 — Сорванец / Kölyök — Енё; 1960 — / Két emelet boldogság — Ференц Альберт; 1961 — Фонарь подмастерья пекаря / A pékinas lámpása — Írnok (ТВ); 1962 — Апрельская тревога / Áprilisi riadó; 1962 — Рассказы в поезде / Legenda a vonaton — Gál fõmérnök; 1963 — Египетская история / Egyiptomi történet — Лайош; 1963 — Голый дипломат / Meztelen diplomata — Шовань; 1963 — Женщина в посёлке / Asszony a telepen; 1963 — Два тайма в аду / Két félidö a pokolban — Штайнер; 1963 — Как дела, молодой человек? / Hogy állunk, fiatalember? — Szomszéd; 1963 — / A szélhámosnö — Hivatalnok II; 1964 — Почему плохи венгерские фильмы? / Miért rosszak a magyar filmek? — оператор; 1964 — Золотая голова / The Golden Head; 1964 — Жаль бензина / Kár a benzinért — Залаи; 1964 — Завещание миллионера / Másfél millió — Сельхамош; 1965 — Невесты-вдовы / Özvegy menyasszonyok — Йожеф Кормош; 1965 — Все невиновны? / Mindenki ártatlan?; 1965 — Нет / Nem — Рендезё; 1966 — Лиха беда начало / Minden kezdet nehéz; 1966 — Много верности из ничего / Sok hüség semmiért — Дьюлуш; 1966 — Непрекрасная леди / Un Fair Lady — Жига Жупп (ТВ); 1966 — Здесь был король Матьяш / Itt járt Mátyás király — Пал Рошто; 1967 — Ягуар / Jaguár — Зигфрид Чонтош; 1967 — / Az OP-ART kalap — Lajos, a võlegény (ТВ); 1968 — Опрометчивый брак / Elsietett házasság — Piroska néni; 1968 — / Mi lesz veled Eszterke?; 1969 — Говорящий кафтан / A beszélö köntös — Тёрёк; 1969 — Милашки / Bübájosok — Перец; 1969 — / 7 kérdés a szerelemröl (és 3 alkérdés) (ТВ); 1969 — Кребс всемогущий / Krebsz, az isten — Гедеи; 1970 — Безумная ночь / Egy örült éjszaka — Йожи; 1970 — Подозреваются все / A gyilkos a házban van — Gál fõhadnagy; 1970 — / Házassági évforduló (ТВ); 1970 — Ревизор / A revizor — Иван Кузмич, почтмейстер (ТВ); 1971 — Надежда / Reménykedök — Эрвин Радо; 1971 — Великолепная семья /; 1971 — Эгей, Кроха! / Hahó, Öcsi! — Írnok; 1972 — Расследование поручено мне / Hekus lettem — Spirmayer órás; 1972 — Романтика / Romantika — Csepela Ferkó; 1972 — Похищение по-венгерски / Emberrablás magyar módra — Józsi, munkás; 1972 — Отечественные истории / Hazai történetek (ТВ); 1973 — Увидеть Неаполь и... / Nápolyt látni és... — Gesztenyesütõ; 1973 — Футбол давних времён / Régi idök focija — Minarik Ede, mosodás; 1973 — Конец пути / Végül — Kalapos férfi a vonaton; 1974 — Якоб-лжец / Jakob, der Lügner — Frankfurter; 1974 — / Ügyes ügyek (ТВ); 1974 — / Autó — Бата; 1975 — Не тронь мою бороду! / Ereszd el a szakállamat! — Dr. Piski, nyomozó; 1975 — Легенда о заячьем паприкаше / Legenda a nyúlpaprikásról — Mezõõr; 1975 — Воспоминание о Геркулесовых водах / Herkulesfürdöi emlék — Reményi / Glück úr / Fényképész (в советском прокате «Воспоминание о курорте»); 1975 — / Finish: Avagy Álmom az életem túlélte — Берштейн, антиквар (ТВ); 1975 — Учёные женщины / Tudós nök — Vadius (ТВ); 1975 — / A peleskei nótárius — Páter Mörder Jonatán (ТВ); 1976 — Призрак из Люблина / Kísértet Lublón — Strang felügyelõ (в советском прокате «Золотые дукаты призрака»); 1976 — Оптимистическая трагедия / Optimista tragédia (ТВ); 1977 — Счастье / Boldogság (ТВ); 1977 — Несколько счастливых лет моего отца / Apám néhány boldog éve — доктор Мартин; 1978 — Антон-волшебник / Anton der Zauberer — Иштван (ГДР); 1978 — Таблица умножения / Egyszeregy — Петер / Пал; 1978 — Избави нас от лукавого / Szabadíts meg a gonosztól — Svéd Feri; 1978 — / A fürdöigazgató — Pap Gedeon, fürdõigazgató (ТВ); 1978 — Абигель / Abigél — король (мини-сериал); 1979 — Это только сказка / Mese habbal — Felvinczy Rezsõ úr; 1980 — Живым или мёртвым / Élve vagy halva — Stern, boltos; 1980 — Нарцисс и Психея / Nárcisz és Psyché — барон Цедлиц, озвучивание; 1980 — Актёришки / Ripacsok — Эде Шток; 1980 — / Két pisztolylövés — Magos õrnagy (мини-сериал); 1981 — Талисман / Kabala — отец; 1982 — Дурной глаз /; 1982 — Герника / Guernica — Йожи Фишер; 1983 — Потерянные иллюзии / Elveszett illúziók; 1983 — Автомобильные истории / Automärchen — бухгалтер Пиль; 1983 — Игра в облаках / Felhöjáték — Густав Бюхлер, озвучивание; 1983 — Господи! / Uramisten — Вираг Больди; 1984 — Бешеная собака / Veszett kutyák (к/м); 1985 — Счастливчик Даниель / Szerencsés Dániel — отец Марианны; 1985 — Это только кино / Csak egy mozi; 1985 — / Az eltüsszentett birodalom — герцег Буркуш (ТВ); 1986 — Мадемуазель де Скюдери / Az ördög talizmánja (ТВ); 1986 — Вальс на банановой кожуре / Banánhéjkeringö — Лайош Рекса; 1986 — Первые двести лет моей жизни / Elsö kétszáz évem — Бакстер; 1987 — 1999 — Соседи / Szomszédok — мистер Даниель (сериал); 1987 — Коклюш / Szamárköhögés — Feri, az apa; 1987 — Последняя рукопись / Az utolsó kézirat — Relli bácsi alias Márk Aurél, озвучивание; 1987 — Мисс Аризона / Miss Arizona — Пал; 1989 — Пока летит летучая мышь / Mielött befejezi röptét a denevér — Zenetanár; 1989 — Незнакомый знакомец / Ismeretlen ismerös — отец; 1989 — / A legényanya — Béla, Józsi apja; 1989 — Лишь на потеху / A hecc — Stokker, tornatanár; 1989 — / Hagyjátok Robinsont! — Даниель Дефо; 1990 — Дочь тьмы / Daughter of Darkness — Max (ТВ); 1990 — Шторм и печаль / Storm and Sorrow — Ijon Gripenriter (ТВ); 1990 — Бог пятится назад / Isten hátrafelé megy; 1991 — Когда звезды были красными / Ked hviezdy boli cervené — граф Сентирмаи; 1991 — Три сестры / A három növér — Чебутыкин Иван Романович, военный доктор (ТВ); 1991 — Скорпион ест Близнецов на завтрак / A skorpió megeszi az ikreket reggelire — Дежё; 1992 — Амнезия / Amnesia; 1992 — Возгласы / Hoppá — Эде; 1992 — Длинная тень / The Long Shadow — театральный режиссёр; 1994 — / Így írtok ti (ТВ); 1995 — Брат из Бруклина / A Brooklyni testvér — Gottesmann Ernõ; 1996 — Ребята, давайте любить друг друга! / Szeressük egymást, gyerekek! — отец (эпизод «Огонь, огонь» / Egavaros, egahazis); 1999 — / Istennél a kegyelem (ТВ); 2002 — Перласка. Итальянский герой / Perlasca: Un eroe italiano — равин (ТВ); 2002 — Человек-мост / A hídember — Felsenthal; 2002 — Хорошие люди / Chacho Rom — Блум; 2002 — Вперёд! / Elöre! — Uncle Szabó, The Janitor; 2002 — Наш день / Az a nap a mienk; 2003 — Неделя в Пеште и Буде / Egy hét Pesten és Budán — Пал Пожар; 2003 — Из Европы в Европу / Európából Európába — Эде Минарик (к/м); 2004 — Тщательно оберегаемые секреты / Mélyen örzött titkok — доктор Мартон; 2005 — Ниже голову! / Le a fejjel! — Nostradamus, a fõpap; 2005 — Винни-Пух / Micimackó — Тигра (ТВ); 2007 — Ноев ковчег / Noé bárkája — Эде Шток; 2007 — Обломок / Töredék — озвучивание. Режиссёр: 1989 — / A legényanya. Сценарист: 1989 — / A legényanya. Награды: 1963 — Премия имени Мари Ясаи; 1965 — Премия имени Мари Ясаи; 1978 — Заслуженный артист ВНР; 1983 — Народный артист ВНР; 1988 — Премия Кошута; Почётный гражданин Будапешта. Литература: Кино: Энциклопедический словарь / Главный редактор С.И.Юткевич Москва, Советская энциклопедия, 1987. — страница 89.

1934
Джуди Денч (Джудит Оливия)
английская актриса, удостоенная в 1999 году "Оскара" за лучшую роль второго плана в фильме "Влюбленный Шекспир".

1934
Петр Садофьевич Семенов
российский живописец, заслуженный художник России, народный художник, лауреат Государственной премии Удмуртской Республики, член-корреспондент Славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Член Союза художников России с 1962 года. Окончил Казанское художественное училище, а в 1961 году - Харьковский государственный художественный институт. Произведения находятся во многих музейных собраниях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

1935
Олег Антонинович Хрусталев
доктор физико-математических наук, профессор кафедры квантовой теории и физики высоких энергий физического факультета МГУ, директор Института теоретических проблем микромира имени Н.Н.Боголюбова, член Ученого совета (1991 - 1996).

1936
Александр Александрович Иванов
поэт-пародист, превративший жанр литературной пародии в эстрадное шоу. Родился в Москве, в семье художника. Его творческий путь начался в конце 1962 года, когда он стал писать стихотворные пародии. Затем последовали эпиграммы, и эти два жанра стали его литературной профессией. Перу писателя принадлежит и целый ряд статей, памфлетов, заметок. В 1968 году была опубликована его первая книжка пародий - «Любовь и горчица», затем выходили сборники «Смеясь и плача», «Не своим голосом», «Откуда что...», «О двух концах» и другие. Александр Иванов много лет выступал со своими произведениями на эстраде, сыграл несколько небольших ролей в кино, сотрудничал с «Литературной газетой». Превратив жанр литературной пародии в эстрадное шоу, Александр Иванов на телевидении организовал и возглавил юмористическую программу «Вокруг смеха» (1978-1991), которая принесла ему большую популярность. Умер Александр Иванов 13 июня 1996 года после обширного инфаркта.

[467x700]
1936
Гурген Рубенович Карапетян
лётчик-испытатель ОКБ имени М.Л.Миля. Родился в городе Свердловск (ныне город Екатеринбург). Армянин. В 1961 году окончил Московский авиационный институт. Одновременно с обучением занимался планерным и вертолётным спортом в аэроклубе МАИ и Центральном аэроклубе имени В.П.Чкалова. Был чемпионом СССР по вертолётному спорту. В 1961 году работал ведущим инженером на лётно-испытательной станции ОКБ М.Л.Миля. В 1962 году окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей. С 1962 – лётчик-испытатель, а в 1974-1993 – старший лётчик-испытатель ОКБ имени М.Л.Миля. Поднял в небо и провёл испытания вертолётов «Ми-26» и «Ми-28»; провёл испытания вертолётов «Ми-14», «Ми-24», «Ми-26» и «Ми-28» в режиме авторотации (посадки без двигателя), участвовал в испытаниях вертолётов «Ми-1», «Ми-2», «Ми-4», «Ми-6», «Ми-8», «Ми-10» и их модификаций. В сентябре 1974 на вертолёте «Ми-14» выполнил первую посадку на режиме авторотации в море. 6 мая 1993 года впервые в стране выполнил на боевом вертолёте «Ми-28А» петлю Нестерова. В апреле 1980 года был в командировке в Афганистане для обучения военных лётчиков полётам на вертолёте «Ми-24» в условиях высокогорья.
[520x699]
В мае 1986 года на вертолёте «Ми-26» участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Установил 9 мировых авиационных рекордов (из них 7 – вторым пилотом) на вертолётах: в 1962 году – 3 рекорда скорости (вторым пилотом) на «Ми-6», в 1965 году – 4 рекорда грузоподъёмности (вторым пилотом) на «Ми-10Р», в 1978 году – рекорд скорости на «Ми-24», в 1982 году – рекорд грузоподъёмности на «Ми-26». За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президента СССР от 24 января 1991 года Карапетяну Гургену Рубеновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Жил в Москве. Работал на Московском вертолётном заводе имени М.Л.Миля заместителем генерального директора по стратегическому развитию, в настоящее время – начальник службы безопасности полётов холдинга «Вертолёты России». Умер 6 декабря 2021 года. Похоронен в Москве на Богородском кладбище (Восточный АО). Заслуженный лётчик-испытатель СССР (15 августа 1986), старший лейтенант запаса (1974). Награждён 2 орденами Ленина (27 апреля 1977; 24 января 1991), орденами Октябрьской Революции (17 мая 1982), Дружбы народов (6 октября 1987), «Знак Почёта» (26 апреля 1971), медалями.
[700x700]
Гурген Рубенович Карапетян, 2000-е годы.
[493x700]
Гурген Рубенович Карапетян, 2010-е годы.

[475x699]
1936
Николай Никитьевич Тарасов
комбайнер совхоза «Киясовский» Киясовского района Удмуртской АССР. Родился в селе Яжбахтино Киясовского района, в крестьянской семье. Русский. Трудовую деятельность начал в 1949 году в колхозе «Красный воин» Киясовского района. Окончил в 1952 году 6 классов неполной средней школы в посёлке Первомайский Киясовского района. В 1959 году окончил школу механизации сельского хозяйства. С 1960 по 1974 год работал трактористом-машинистом в совхозе «Яжбахтинский», а с 1974 по 1989 год – механизатором в совхозе «Киясовский». Проявил себя как лучший комбайнер района. На протяжении полутора десятков лет он был победителем в социалистическом соревновании среди комбайнеров совхоза и района. За девятую пятилетку (1971-1975) он намолотил с 1876 гектаров 2928 тонн зерна при обязательстве 2250 тонн, зерновых скосил с 980 гектаров. В 1976 году Н.Н.Тарасов возглавил звено комбайнеров, которое при обязательстве 1350 тонн намолотило 1784 тонны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1976 года за выдающиеся успехи во всесоюзном социалистическом соревновании, проявленную трудовую доблесть в выполнении планов и социалистических обязательств по увеличению производства и продажи государству зерна и других сельскохозяйственных продуктов в 1976 году Тарасову Николаю Никитьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». За ударный труд был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Удмуртской АССР, знаками «Ударник 10-й пятилетки», «Победитель социалистического соревнования» 1979 и 1980 годов, ему было присвоено звание «Мастер-золотые руки». Свой большой производственный опыт Н.Н.Тарасов передавал молодым механизаторам. Избирался членом партийного бюро совхоза, депутатом Киясовского районного Совета, членом районного исполкома. С 1989 года жил в Ижевске. Скончался 12 августа 2012 года. Награждён двумя орденами Ленина (11 декабря 1973, 23 декабря 1976), орденом Трудового Красного Знамени (8 апреля 1971) , медалями, в том числе «За трудовое отличие» (23 июня 1966).

1937Dzhandybayev_Chopan (499x700, 275Kb)
1937
Чопан Джандыбаев (Шопан Жандыбаев)
старший чабан совхоза «Дегерес» Джамбулского района Алма-Атинской области, Казахская ССР. Родился в селе Дегерес Кастекского района Алма-Атинской области Казахской ССР, ныне – Жамбылского района Алматинской области Казахстана, в семье овцевода. Казах. Трудовую деятельность начал в 1955 году помощником чабана. Учился у своего отца, у которого через год и принял свою первую отару, став старшим чабаном Дегересского племенного конного завода. В короткие сроки приобрёл глубокие профессиональные навыки в овцеводстве, стал регулярно добиваться высоких приплодов во вверенной ему отаре, сохранности молодняка, высоких настригов шерсти. Если поначалу Чопан Джандыбаев получал по 145 ягнят на каждую сотню овцематок, то затем довёл этот показатель до 159 и 172. За успехи в животноводстве в годы седьмой расширенной пятилетки (1959–1965) был награждён орденом Ленина. Пользовавшийся большим авторитетом среди других овцеводов совхоза «Дегерес» Джамбулского (ныне Жамбылского) района, в 1966 году он вступил в КПСС. Наивысших успехов передовой овцевод достиг в годы восьмой пятилетки (1966–1970). В честь XXIV съезда КПСС он обязался получить в 1970 году в среднем от каждой овцематки по 175 ягнят и перевыполнил обязательство: получил по 178 ягнят, настриг шерсти с каждой овцы казахской тонкорунной породы составил 4,5 килограмма, поголовье сохранил на 100 процентов. В том году ему было присвоено почётное звание заслуженного работника сельского хозяйства республики. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии сельскохозяйственного производства и выполнении пятилетнего плана продажи государству продуктов земледелия и животноводства, Джандыбаеву Чопану присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Будучи уже в зрелом возрасте, окончил в 1971 году экстерном среднюю школу, а после этого поступил и так же успешно окончил зооветеринарный институт. Продолжал ударно трудиться. За большие успехи в производстве продуктов животноводства в зимний период 1972–1973 годов был награждён третьим орденом. В 1975 и 1979 годах награждался знаком «Победитель социалистического соревнования». Многократно участвовал в Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР в Москве, где отмечался наградами Главного выставочного комитета. В 1980-х годах трудился бригадиром-наставником комсомольско-молодёжной бригады «Курдастар» Джамбулского района. Избирался депутатом Алма-Атинского областного Совета депутатов трудящихся (с 1977 года – народных депутатов), являлся партгрупоргом конезавода. Жил в селе Дегерес Жамбылского района Алматинской области. Умер 23 октября 1988 года. Похоронен на Дегересском сельском кладбище. Награждён 2 орденами Ленина (22 марта 1966; 8 апреля 1971), орденом Октябрьской Революции (6 сентября 1973), медалями, в том числе 2 Золотыми (1 сентября 1970; 9 июня 1978), Серебряной (25 декабря 1985), Бронзовой (14 января 1964) медалями ВДНХ СССР. Заслуженный работник сельского хозяйства Казахской ССР (1970). Мастер овцеводства 1-го класса (1964). В административном центре Жамбылского района селе Узынагаш именем Жандыбаева названа улица.

1937
Алевтина Ивановна Зимина
режиссер документального кино.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 9 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»