1904
Иштван Хорти (венгерское имя — Horthy István)
военный и государственный деятель Венгрии. Родился в городе Пула, Австро-Венгерская империя. Старший лейтенант авиации. Старший сын регента Венгрии Миклоша Хорти. Получив в 1928 году диплом инженера, работал на заводе «Вейсс Манфред». Окончил летную школу и в 1929 г. переведён в резерв ВВС, после чего уехал в США. Проработал год инженер-механиком на заводе «Форд» в Детройте. В 1931 переехал в Венгрию, где работал в Государственном сталелитейном концерне на заводе MÁVAG, где, в частности, участвовал в разработке известного локомотива «424». С 1940 назначен директором Венгерской железной дороги, куда его рекомендовал министр торговли Йозеф Варга. Впервые пост директора занял непрофессиональный железнодорожник. 10 февраля 1942 г. объявлен официальным преемником Хорти на посту главы государства, в том числе и по причине слабого здоровья регента. В 1942 ушёл добровольцем на советско-германский фронт. Служил в эскадрилье 1/1 «Dongo» венгерских ВВС. 20 августа 1942 погиб в авиакатастрофе в 70 км от Старого Оскола. Его истребитель «MÁVAG Héja» № «V4+21» упал при невыясненных обстоятельствах.
Место падения самолёта Хорти близ Алексеевки.
В память Иштвана Хорти выпущены почтовые марки Венгрии 1942 и 1943 года. В 1940 году Иштван Хорти женился на графине Илоне Эдельсхайм-Дьюлаи. Их старший сын Шариф Иштван Хорти (родился 17 января 1941), закончив Оксфорд и Имперский колледж, также долгое время работал инженером.
Литература: Neulen, Hans Werner. In the skies of Europe: Air Forces Allied to the Luftwaffe 1939—1945. — Ramsbury, Marlborough, UK: The Crowood Press, 2000. — ISBN 1-86126-799-1; Punka, Gӳorge. Hungarian Aces of World War 2. — Oxford, England: Osprey Publishing, 2002. — ISBN 978-1-84176-436-8.
1905
Александр Дмитриевич Басанько
председатель колхоза имени Будённого Ичнянского района Черниговской области, Украинская ССР. Родился в селе Монастырище Борзнянского уезда Черниговской губернии, ныне – Прилукского района Черниговской области Украины, в семье крестьянина. Украинец. С юного возраста трудился в сельском хозяйстве механизатором до призыва в июне 1941 года в Красную армию по мобилизации. Участник Великой Отечественной войны с первых её дней. Боевое крещение получил в оборонительных боях в составе 13-й армии на Западном фронте. Весь боевой путь прошёл в составе 82-й автосанитарной роты: слесарем ремонтного взвода, с сентября 1941 года – бригадиром ремонтного отделения, позже – заведующим гаражом хирургического полевого подвижного госпиталя №5172. За образцовое выполнение боевых заданий командования старший сержант Басанько был награждён двумя медалями. После демобилизации вернулся в родное село и возглавил один из колхозов. После проведённого в 1950 году укрупнения хозяйств он продолжил руководить одним из них в селе Монастырище – колхозом имени Будённого, труженики которого в 1951 году получили урожай семян кок-сагыза 117,7 килограмма с гектара на площади 14,4 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 апреля 1952 года за получение высоких урожаев корней и семян кок-сагыза в 1951 году Басанько Александру Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены трое передовые звеньевые колхоза Варвара Папуша, Ефросиния Темна и Анна Федорец. Ещё 11 колхозников за выращивание кок-сагыза были награждены орденами и медалями. После объединения в 1958 году двух монастырищенских колхозов продолжил руководить объединённым хозяйством «Украина», земельные угодья которого составляли 5325 гектаров, в том числе 4540 гектаров пахотной земли. Труженики колхоза успешно выращивали зерновые, сахарную свёклу, кукурузу, мяту, картофель и другие сельскохозяйственные культуры, развивали животноводство.
С 1968 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в родном селе Монастырище Ичнянского (с 2020 года – Прилукского) района. Скончался 12 июля 1997 года. Награждён орденами Ленина (23 апреля 1952), Отечественной войны II степени (11 марта 1985), медалями, в том числе «За отвагу» (8 апреля 1942), «За боевые заслуги» (8 июня 1945).
[482x699]
1905
Исаак Моисеевич Зальцман
директор Кировского завода Народного Комиссариата танковой промышленности СССР, город Ленинград. Родился в посёлке Томашполь Ямпольского уезда Подольской губернии (ныне посёлок городского типа Томашпольского района Винницкой области Украины), в многодетной (7 детей) семье портного. Еврей. В 1919 году окончил двухклассную народную школу. В том же году от зверских побоев во время еврейского погрома, устроенного петлюровскими войсками, скончался отец, в связи с чем Исаак был вынужден прекратить учёбу. С 1919 года работал на сахарном заводе, одновременно состоял в переменном составе Частей особого назначения (ЧОН), в их рядах участвовал в борьбе с уголовным и политическим бандитизмом на Украине, был ранен. С 1924 года ‒ на комсомольской работе на Украине, с 1926 года - секретарь Тростянецкого районного комитета комсомола, с 1927 года - секретарь Брацлавского городского комитета комсомола в Винницкой области. В 1929 году без отрыва от производства окончил профтехшколу в Брацлаве и был направлен на учёбу в институт. В 1933 году окончил Одесский индустриальный институт. С 1933 года работал сменным мастером на заводе «Красный путиловец» (с 1934 ‒ Кировский завод) в Ленинграде (с 1991 года ‒ Санкт-Петербург), быстро повышался в должностях: мастер участка в ремонтном цехе, заместитель начальника ремонтного цеха, начальник турбинного цеха, главный инженер завода. В 1938 году после ареста прежнего руководства Кировского завода в возрасте 32 лет был назначен директором. Будучи директором крупнейшего завода по производству танков в СССР, добивался увеличения их производства, а с 1939 года сумел запустить в массовое производство новейшие по тому времени танки КВ и ряд других. Одним из залогов успеха стало тесное взаимодействие с конструкторским бюро завода, которое возглавлял Ж.Я.Котин. За первые три месяца Великой Отечественной войны Кировский завод выдал больше танков КВ, чем за период с января по июнь 1941 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1941 года за выдающиеся достижения в области организации серийного производства новых типов танков Зальцману Исааку Моисеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Проявил себя выдающимся организатором танковой промышленности во время Великой Отечественной войны. Руководил заводом при прорыве вражеских войск к окраинам Ленинграда и в начале блокады. Одновременно с 1941 года – заместитель народного комиссара танковой промышленности СССР. Провёл эвакуацию завода в Челябинск, в кратчайшие сроки развернул производство танков на неприспособленных площадях, при острейшем дефиците работников, специалистов, оборудования и сырья. С февраля 1942 года ‒ директор танкового завода имени Коминтерна в Нижнем Тагиле Свердловской области. Не снижая выпуска танков КВ, организовал одновременный запуск в производство танков Т-34 и в течение 33 дней полностью перестроил завод на выпуск новой машины. В мирное время такая задача решалась не менее чем за год. С 14 июля 1942 года по 28 июня 1943 года – народный комиссар танковой промышленности СССР. Затем был освобожден от занимаемой должности и вновь назначен директором Кировского завода в Челябинске (до 1949). В том же 1943 году под его руководством в течение 52 дней завод освоил выпуск новых танков ИС-2. Всего в годы войны завод выпустил 18000 танков и САУ, 45000 танковых двигателей, освоил производство 13 типов танков и САУ, 6 типов танковых двигателей. В феврале 1949 года в отношении И.М.Зальцмана было заведено партийное разбирательство за связь с арестованными по «Ленинградскому делу» и в расстановке на руководящие посты работников еврейской национальности. В июле 1949 года он был снят с поста директора завода, а в сентябре 1949 года ‒ исключён из ВКП(б). По его утверждениям, причиной стал его отказ дать показания по «Ленинградскому делу» против некоторых арестованных к тому времени высокопоставленных партийных и государственных руководителей, а сам он не был арестован по личному указанию И.В.Сталина, помнившего его военные заслуги. Документально в вину И.М.Зальцману поставлены затягивание технического перевооружения завода, срыв плана выпуска тракторов более чем на 3000 штук, многочисленные факты барства, грубое и унизительное отношение к работникам, дорогие подарки за счёт производственных фондов высокопоставленным руководителям. С трудом он устроился инженером на машиностроительный завод в Муроме. С 1952 года работал на заводе № 537 (ныне завод «Трансмаш») в городе Орёл: сменный мастер литейного цеха, начальник участка. В 1955 году И.М. Зальцман был восстановлен в партии. С 1957 года жил в городе Ленинграде и работал главным инженером в тресте «Ленгослес». С 1959 года ‒ директор опытно-механического завода Ленгорисполкома, с 1976 года - ведущий конструктор на этом заводе. С 1986 года – на пенсии. Жил в городе-герое Ленинграде. Скончался 17 июля 1988 года.
[700x525]
Похоронен на Богословском кладбище (Братская дорожка) в Санкт-Петербурге. Генерал-майор инженерно-танковой службы (21 января 1945). Награждён 3 орденами Ленина (15 апреля 1939, 19 сентября 1941, 5 июня 1942), орденами Суворова I степени (16 сентября 1945), Кутузова II степени (19 апреля 1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (17 апреля 1940, 5 августа 1944), орденом Красной Звезды (20 января 1943), медалями. Лауреат Сталинской премии (1946). Член РКСМ/ВЛКСМ в 1922-1928 годах. Член ВКП(б) в 1928-1949 годах, член КПСС с 1955 года. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946-1950). Мемориальные доски в память И.М.Зальцмана установлены на зданиях заводоуправлений Челябинского тракторного завода (1995)
[700x525]
и ОАО «Механический завод» в Санкт-Петербурге.
1905
Долтон Трамбо
американский киносценарист и писатель. В 1940-е гг. один из крупнейших американских сценаристов («Человек, которого помнишь», 1938, «Парень по имени Джо», 1944, «На наших лозах нежный виноград», 1945). Член «голливудской десятки», обвиненной в 1947 г. Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности в коммунистических взглядах. После занесения в черный список был вынужден писать под псевдонимами, в 1957 г. был удостоен премии «Оскар». Он автор сценария к фильму «Спартак». В 1971 г. поставил антивоенный фильм по своему роману «Джонни взял свою винтовку» (специальная премия и премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Канне, 1971). Умер в 1976 году.
1905
Герберт Фрелих (Herbert Fröhlich)
английский физик-теоретик, член Лондонского королевского общества (1951). Родился в Рексингене (Германия), в еврейской семье Фанни Фриды (урожденной Шварц) и Якоба Юлиуса Фрёлихов. Окончил Мюнхенский университет (1930). Затем трудился приват-доцентом во Фрайбургском университете. В связи с приходом Адольфа Гитлера к власти в 1933 г. по приглашению Я.И.Френкеля присоединился к ленинградскому ФТИ, но в 1935 г., опасаясь репрессий после убийства Сергея Кирова, бежал в Англию, где в 1935—1948 гг. трудился в университете Бристоля. Затем возглавил кафедру теоретической физики в Ливерпульском университете. В 1950 г. отклонил приглашение «Bell Telephone Laboratories» занять профессорскую должность в Принстонском университете, и остался в Ливерпуле. С 1973 г. — профессор физики твердого тела Солфордского университета, сохраняя при этом статус эмерита в Ливерпуле, полученный им в 1976 г. В 1981 году стал приглашённым профессором университета Пердью. Умер в Ливерпуле, Великобритания, 21 января 1991 года. Дважды был номинирован на Нобелевскую премию по физике (1963, 1964). Удостоился профессиональных наград. Медаль М.Планка (1972).
Вклад в науку
Области исследований: физика твёрдого тела, сверхпроводимость, теория поля, мезонная физика. В 1937 г. дал полную теорию торможения электронов в ионных кристаллах (теория ударной ионизации Фрелиха), вместе с Ф.Зейтцем предложил количественную теорию зависимости пробивной напряженности поля от толщины (теория пробоя по Фрелиху). В 1939 г. представил векторную мезонную теорию ядерных сил, предсказал существование нейтрального мезона. В 1950 г. представил теорию сверхпроводимости, базируемую на рассмотрении электронно-фононного взаимодействия (модель Фрелиха). Предсказал изотопический эффект. Независимо от других развил (1939) теорию рассеяния электронов и дырок на оптических колебаниях решетки. Построил теорию длины свободного пробега электронов в полярных кристаллах. Первый исследовал (1947) влияние разупорядо-чения на спектр электронных состояний. Разработал теорию поляронов (1950). Независимо от Дж.Бардина разработал в 1950 теорию сверхпроводимости, основанную на рассмотрении электронно-фононного взаимодействия (модель Фрёлиха), в которой предсказал изотопический эффект. В 1953 — 1955 дал феноменологическую теорию возбуждения плазменных колебаний электронами, проходящими через твердое тело, в частности через металл. Независимо от других построил (1938) векторную мезонную теорию ядерных сил, предсказал существование нейтрального мезона. Предложил теорию когерентных возбуждений в биологических системах.
Труды: Herbert Fröhlich Elektronentheorie der Metalle. (Struktur und Eigenschaften der Materie in Eigendarstellung, Bd.18). (Springer, 1936, 1969); Herbert Fröhlich Elektronentheorie der Metalle (Ann Arbor: Edwards Brothers, First US edition, in German, 1943); Herbert Fröhlich Theory of Dielectrics: Dielectric Constant and Dielectric Loss (Clarendon Press, 1949, 1958); Herbert Fröhlich and F. Kremer Coherent Excitations in Biological Systems (Springer-Verlag, 1983); Herbert Fröhlich, editor Biological Coherence and Response to External Stimuli (Springer, 1988).
1905
Николай Петрович Чаплыгин (псевдоним - Н.Яковлев)
композитор. Уроженец города Воронежа. Заслуженный деятель искусств России. В 1949-1972 гг. был главным редактором музыкального вещания Всесоюзного радио. (Справка Воронежского отделения Союза композиторов России).
1905
Эмануэль Шпернер
немецкий математик. Работал в Кенигсберге, Страсбурге, Фрейбурге, Бонне. С 1954 г. – профессор Гамбургского университета. Основные труды относятся к алгебре (Шпернера алгебра, структура) и общей топологии (пространства Шпернера). На русский язык переведены его книги (совместно с О.Шрейером): «Введение в линейную алгебру в геометрическом изложении» и «Теория матриц».
[451x700]
1906
Екатерина Григорьевна Лалетина
бригадир колхоза «Красный Октябрь» Вожгальского района Кировской области. Родилась в деревне Лыстан Вятского уезда Вятской губернии, ныне Кумёнского района Кировской области, в семье крестьянина. Русская. Окончила II класса сельской школы в селе Вожгалы, в 1928 году вступила в местный колхоз «Красный Октябрь», работала свинаркой, затем поварихой и заведующей столовой. Позже перешла в полеводческую бригаду, затем работала звеньевой по выращиванию овощей и картофеля. В 1939 году Е.Г.Лалетина возглавила бригаду полеводов, в 1940 году участвовала во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). Со дня образования колхоз «Красный Октябрь» под председательством П.А.Прозорова, был в числе передовых хозяйств Кировской области по сбору урожая ржи, картофеля и продуктов животноводства. В 1947 году колхоз получил особенно высокий урожай зерновых, а бригадой Е.Г.Лалетиной получен урожай ржи 31,33 центнера с гектара на площади 36 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 марта 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы и ржи в 1947 году Лалетиной Екатерине Григорьевне, в числе 11 передовиков колхоза «Красный Октябрь», присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». За получение в 1949 году урожая картофеля по 500 центнеров с каждого на 6 гектарах бригадир Е.Г.Лалетина награждена вторым орденом Ленина. По итогам работы в 1957 году её бригадой получен рекордный урожай льна по 9 центнеров льносемян с каждого из 40 гектаров, Е.Г.Лалетина награждена третьим орденом Ленина. Её бригада 5 раз становилась участницей Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР. После выхода на пенсию Екатерина Григорьевна около четырёх лет заведовала колхозным домом отдыха. Избиралась депутатом Вожгальского районного Совета депутатов трудящихся. Скончалась 17 апреля 1981 года. Награждена 3 орденами Ленина (17 марта 1948, 5 июля 1950, 24 апреля 1958), медалями, а также медалями ВСХВ и ВДНХ СССР.
1906
Грейс Мюррей-Хоппер
американский математик. Она была одним из пионеров - разработчиков компьютерных технологий. Она стала третьим программистом в команде, обслуживавшей первую в мире ЭВМ «Марк-1», принимала самое активное участие в разработке первого нашедшего коммерческого применение компьютера «Юнивак». Ей принадлежит честь создания стандартных процедур, значительно облегчивших жизнь программистов, первых компиляторов, идея создания языка программирования КОБОЛ, в котором машинные команды формулировались понятным человеку языком. Как говорят, Грейс также придумала термин «баг» (bug), означающий непредвиденную разработчиками ошибку, когда увидела замкнувшего электрическую цепь «Марка» мотылька. Ей было присвоено звание контр-адмирала, так как большая часть ее работы была связана с военно-морским флотом.
[543x699]
1907
Яков Иванович Пляшечник
командир отряда 1-го бомбардировочного авиационного полка 23-й бомбардировочной авиационной дивизии дальнебомбардировочной авиации (ДБА), капитан. Родился в селе Грабаровка ныне Пирятинского района Полтавской области Украины, в крестьянской семье. Украинец. Член ВКП(б) с 1930 года. Окончил 7 классов. Работал в колхозе. В Красной Армии с 1929 года. В 1934 году окончил Севастопольскую военную школу лётчиков. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир отряда 1-го бомбардировочного авиационного полка (23-я бомбардировочная авиационная дивизия, ДБА) капитан Яков Пляшечник к марту 1942 года совершил семьдесят четыре боевых вылета на бомбардировку важных объектов, уничтожение живой силы и техники противника, выброску десантов в тыл врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Пляшечнику Якову Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 586). Отважный лётчик дальнебомбардировочной авиации Я.И.Пляшечник пал смертью храбрых 11 февраля 1944 года. Похоронен в городе Всеволожске Ленинградской области. Награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями. В селе Грабаровка на фасаде здания Дома культуры, в память о славном земляке – Герое, установлена мемориальная доска.
[700x498]
Памятный знак уроженцам Пирятина и Пирятинского района - Героям Советского Союза установлен в 1995 году на улице Октябрьской города Пирятина Полтавской области.
1909
Дуглас Фэрбенкс-младший
американский актер, продюсер и сценарист.
1909
Степан Никифорович Шендрыгин
бригадир тракторной бригады Алексеевской МТС Корочанского района Курской области.
Родился в селе Погореловка Корочанского уезда Курской губернии, ныне – Корочанского района Белгородской области. Русский. С 1934 года после окончания курсов трактористов работал бригадиром тракторной бригады в совхозе «Батрацкая дача». С 1941 года – в Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны. С 1945 года – бригадир тракторной бригады Алексеевской МТС Корочанского района Курской (с 1954 года – Белгородской) области. В 1947 году получил в обслуживаемых колхозах урожай ржи 23,61 центнера с гектара на площади 150 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1948 года за получение высокого урожая ржи при выполнении колхозом обязательных поставок и натуроплаты за работу МТС и обеспеченности семенами зерновых культур для весеннего сева 1948 года Шендрыгину Степану Никитовичу* присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1953 году был избран председателем колхоза. В 1961 году переехал в посёлок городского типа Приколотное Великобурлукского района Харьковской области Украинской ССР (ныне – Ольховатской сельской объединённой территориальной общины Купянского района Харьковской области, Украина). Работал в совхозе «Фёдоровский». Умер 25 июля 1972 года. Награжден орденом Ленина (4 мая 1948), медалями.
1911
Бродерик Крофорд
американский актер.
[523x700]
1912
Спиридон Ефимович Белый
командир батареи 150-го гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка (5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус, Южный фронт), гвардии лейтенант. Родился на хуторе Бейсужек ныне Выселковского района Краснодарского края, в крестьянской семье. Русский. Образование среднее. Работал учителем школы в родном хуторе. Призван в армию в 1939 году Выселковским райвоенкоматом. Окончил Тбилисское артиллерийское училище. Во время Великой Отечественной войны в действующей армии с декабря 1942 года.
[451x700]
Сражался на Закавказском, Северо-Кавказском, Южном, 4-м, 2-м и 3-м Украинских фронтах. Был тяжело ранен. Особо отличился в ходе Донбасской наступательной операции на территории Украины. В числе первых 10 сентября 1943 года со своей батареей ворвался в город Волноваха (Донецкая область) и оказал огневое содействие подразделениям корпуса при освобождении города. Отражая контратаки вражеской пехоты и танков, поддержанных авиацией, у села Малая Токмачка (Ореховский район Запорожской области) 18 сентября 1943 года в течение 2 часов вёл бой батареей, отражая атаку крупных сил пехоты, танков и самоходных орудий противника. Когда иссякли снаряды, воины, воодушевлённые примером командира, уничтожали врага личным оружием – автоматами и гранатами. Рубеж, защищаемый батареей, был удержан. В этом бою батарея гвардии лейтенанта Белого уничтожила 3 танка, 2 самоходных орудия и истребила до 200 солдат и офицеров противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Белому Спиридону Ефимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После окончания войны С.Е.Белый продолжал службу в Вооруженных Силах. С 1957 года подполковник С.Е.Белый – в запасе. Жил в городе Новочеркасск Ростовской области, работал заместителем директора школы по подготовке председателей колхозов, заместителем директора силикатного завода по кадрам, инспектором отдела кадров в Новочеркасском политехническом институте. Скончался 5 марта 1994 году. Похоронен в Новочеркасске. Награжден орденом Ленина (19 марта 1944), 3 орденами Отечественной войны I степени (4 марта 1944; 13 марта 1945: 11 марта 1985), орденом Красной Звезды, медалями.
[486x700]
Имя Героя носит средняя общеобразовательная школа № 14 в селе Бейсужек Второй Выселковского района.
[700x460]
На доме в Новочеркасске, где жил С.Е.Белый (переулок Гайдара, 7), установлена мемориальная доска.
[496x700]
1913
Василий Васильевич Пашкевич
начальник участка шахты № 3 комбината «Тулауголь» Министерства угольной промышленности западных районов СССР, Тульская область. Родился в деревне Великое Село Заславской волости Минского уезда Минской губернии, ныне Минского района Минской области республики Беларусь, в крестьянской семье. Белорус. Окончил IV класса сельской школы. С 11 лет батрачил у кулаков, пас скот. Самостоятельную трудовую деятельность начала в 1928 году лесорубом в лесничестве в своем районе. В 1930-1932 года работал в колхозе имени Сталина в своей деревне. В 1932 году завербовался на стройку в Среднюю Азию, два года работал землекопом в городе Ташкент. В 1934 году приехал в Донбасс. Трудовой путь шахтера начал вагонщиком на шахте им. Кагановича (ныне в составе города Кривой Рог, Днепропетровская область). Затем работал забойщиком на шахте №9 «Капитальная» в городе Сталино (Донецк). В 1936 году был откомандирован в Подмосковный угольный бассейн, где поступил работать навалоотбойщиком на шахту № 18 треста «Болоховуголь» (Тульская область). Проработал на этой шахте до начала Великой Отечественной войны: забойщиком, десятником, помощником начальника участка, начальником участка. В сентябре 1941 года был эвакуирован на восток, работал начальником участка на шахте треста «Востоксибуголь» в городе Черемхово (Иркутская область). Но уже через полгода в апреле 1942 года вернулся в Подмосковный бассейна на свою шахту. В дальнейшем работал начальником участки шахты № 20, начальником шахты № 1. В мае 1946 года назначен начальником участка шахты № 3 треста «Скуратовуголь» (Красногорский район Тульской области). Участок первым в комбинате перешел на работу по графику, предусматривающему добычу угля не в три, а только в две смены; третья смена – подготовительная. Добыча угля при работе по-новому выросла. Среднесуточная добыча угля в 1947 году, по сравнению по 1946 годом, выросла на 80%, в 1948 году – на 150%. Производительность труда основой категории подземных рабочих – навалоотбойщиков выросла в 1947 году на 13%, в 1948 году – на 17%. Участок Пашкевича отличался высокой производственной культурой: крепление выработок добротное, технически обоснованное, штреки отлично освещены и сухие, всюду, где надо, прорыты дренажные канавы; всегда исправные механизмы работают безотказно и безостановочно, нет задержек и вынужденных простоев. Указом Президиума Верховного Совета от 28 августа 1948 года за выдающиеся успехи в деле увеличения добычи угля, восстановления и строительства угольных шахт и внедрение передовых методов работы, обеспечивающих значительный рост производительности труда Пашкевичу Василию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжал работать начальником участков на шахтах комбината «Тулауголь». С марта 1949 года – на шахте №9, с декабря 1953 года – на шахте № 21, с марта 1954 года – на шахте № 68. В феврале 1964 года вышел на заслуженный отдых. В том же году переехал в город Железноводск Ставропольского края. Скончался 24 марта 1988 года. Награжден 3 орденами Ленина (4 июля 1942, 28 августа 1948, 26 апреля 1957), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (16 сентября 1952), «За трудовое отличие» (4 сентября 1948).
[525x700]
1914
Пётр Андреевич Григорьев
директор Омского моторостроительного завода имени П.И.Баранова Министерства авиационной промышленности СССР. Родился в посёлке Юзовка (ныне – город Донецк Украины). После окончания в 1939 году Харьковского авиационного института по специальности «инженер-механик по авиамоторостроению», получил распределение на Пермский завод № 19 имени И.В. Сталина (ныне – Пермский моторный завод), где начал трудовой путь в должности инженера-технолога. В 1942-1949 годах работал старшим мастером, начальником лётно-испытательной станции завода. В 1949 году являлся директором Кояновской машинно-тракторной станции (МТС) в городе Молотов (ныне – Пермь), которую вывел в передовые практически за один год. В 1949 году переведён на должность начальника цеха на Московский авиационный завод № 500 (завод «Красный Октябрь», ныне - ОАО «Московское машиностроительное предприятие имени В.В.Чернышёва»). В 1953-1957 годах – начальник производства этого же завода. В 1957-1962 годах – главный инженер завода № 29 Омского Совета народного хозяйства (СНХ). В 1962-1976 годах – директор завода № 29 СНХ Западно-Сибирского экономического района – Омского моторостроительного завода (С 1979 года – объединение) имени П.И.Баранова Минавиапрома СССР. Внёс огромный вклад в техническое совершенствование производства. При нём на предприятии были внедрены новые технологические процессы и установлено современное высокопроизводительное оборудование. Уже в 1960-е годы в объединении широко применялись электрохимические методы обработки, электронно-лучевая сварка, обработка деталей и узлов на станках с программным управлением, была внедрена изотермическая штамповка, что позволяло постоянно повышать качество и надежность изделий. С его приходом заводом освоено производство принципиально новой авиационной и ракетно-космической техники: комплекса ракетных двигателей 8Д59 для жидкостной одноступенчатой баллистической ракеты средней дальности наземного базирования «8К63» («Р-122) и 28Д419» для двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления «8К63» («Р-12»), а также деталей для первых пилотируемых космических кораблей. При нём было освоено производство турбореактивных авиационных двигателей четвертого поколения «АЛ-21Ф» для фронтовых бомбардировщиков «Су-24» и истребителей «Су-17» взамен поршневых двигателей «АШ-82Т» для пассажирского самолета «Ил-142. Было организовано высокоавтоматизированное производство коробок передач для автомобиля «Москвич-412». Были успешно решены многие социальные проблемы жизнедеятельности коллектива омских моторостроителей. В 1971 году за успешное выполнение заданий восьмой пятилетки коллектив завода награжден орденом Октябрьской Революции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за выдающиеся заслуги в выполнении пятилетнего плана и создание новой техники Григорьеву Петру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1976 года и до последнего дня жизни – директор Калужского моторостроительного завода, занимавшегося выпуском двигателей для изделий оборонной промышленности. Умер 16 июля 1980 года.
[525x700]
Похоронен в Москве на Кузьминском кладбище. Делегат XXIII съезда КПСС (1966). Депутат Верховного Совета СССР 7-го созыва (1966-1970). Также избирался членом Омского обкома КПСС, депутатом Омского областного Совета народных депутатов. Награждён 2 орденами Ленина (22 июля 1966, 26 апреля 1971), орденом Октябрьской Революции (19 сентября 1974), 2 орденами Трудового Красного Знамени (19 марта 1948, 17 июня 1961), орденами Красной Звезды (2 июля 1945), «Знак Почета» (12 июля 1957), медалями.
[427x700]
1914
Иван Андреевич Коваль
генеральный конструктор по двигателям средней мощности для тракторов, комбайнов и самоходных шасси — начальник Головного специализированного конструкторского бюро по двигателям средней мощности Харьковского моторостроительного производственного объединения «Серп и молот» Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Родился в семье рабочего на Украине. После окончания семилетней школы поступил на моторостроительное отделение авиационного техникума города Запорожья (Украина), который окончил с отличием. В 1941 году окончил факультет моторостроения Харьковского авиационного института. Преддипломную практику проходил в опытно-конструкторском бюро авиамоторного завода имени Баранова города Запорожья, где его и застала война. С коллективом ОКБ и завода эвакуировался в город Омск. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов работал на авиамоторном заводе в котором продолжил трудиться и после войны. В 1950 году переведен в город Харьков в СКБ моторостроительного завода «Серп и Молот» где занимал должности: руководителя конструкторской группы (1950-1952 годы), заместителя начальника, начальника-главного конструктора СКБ по двигателям средней мощности (1952-1956 годы), заместителя главного конструктора завода (1956-1957 годы). По его инициативе и при его непосредственном участии был создан первый в СССР комбайновый дизель – СМД-7. (СМД означает «Серп и Молот дизель»).В 1957-1974 годах – начальник – главный конструктор Государственного специального конструкторского бюро по двигателям (ГСКБД) Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Под его руководством в 1957 году коллективом ГСКБД впервые в СССР был разработан унифицированный легкий быстроходный экономичный дизель СМД-14 для тракторов и комбайнов. На заводе «Серп и Молот» начался его серийный выпуск. В эти годы коллективом ГСКБД было разработано и создано семейство унифицированных дизелей СМД. Впервые в этих дизелях для повышения мощности был применен турбонаддув. В 1974-1987 годах – генеральный конструктор по двигателям средней мощности для тракторов, комбайнов и самоходных шасси — начальник Головного специализированного конструкторского бюро по двигателям средней мощности (ГСКБД) Харьковского моторостроительного производственного объединения «Серп и молот» Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. ГСКБД занималось разработкой, доводкой конструкции дизелей марки СМД и обслуживанием их серийного производства в Харьковском моторостроительном производственном объединении «Серп и Молот» и на Харьковском заводе тракторных двигателей (ХЗТД). Под его руководством разработаны и успешно введены в эксплуатацию не имеющие аналогов в СССР мощные тракторные и комбайновые V-образные двигатели с газотурбинным наддувом – СМД-60. Впервые в отечественном моторостроении в дизелях была применена короткоходовая схема, благодаря чему существенно уменьшены их габаритные размеры, повышена надежность и моторесурс. Производство дизелей СМД-60 и их модификаций было освоено на Харьковском заводе тракторных двигателей. Внес большой вклад в создание и освоение высокоэффективных тракторных и комбайновых двигателей, в индустриализацию сельскохозяйственного производства страны. Автор 56 изобретений и более 130 научных работ, связанных в основном с разработкой и исследованию быстроходных и унифицированных дизелей для сельхозтехники. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1982 года за большие заслуги в создании высокоэффективных тракторных и комбайновых двигателей Ковалю Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Начиная с 1982 года, коллектив ГСКБД работал над созданием шестицилиндрового рядного дизеля СМД-31 для нового высокопроизводительного зерноуборочного комбайна «Дон». Эта работа была успешно завершена, и дизели СМД-31 с модификациями были введены в эксплуатацию. Являлся членом Специализированного ученого совета по защите докторских диссертаций по специальности «Двигатели и энергетические установки» в Харьковском институте инженеров железнодорожного транспорта, членом Научного совета по проблемам двигателестроения Государственного комитета по науке и технике Совета Министров СССР. С 1987 года – на пенсии. Жил в Харькове (Украина). Умер 12 августа 2007 года. Заслуженный машиностроитель Украинской ССР. Доктор технических наук (1976). Профессор (1979). Лауреат Ленинской премии (1964). Награжден орденом Ленина (24 сентября 1982), 3 орденами Трудового Красного Знамени (5 августа 1966, 5 апреля 1971, 16 марта 1976), медалями.
[524x699]
1914
Николай Фёдорович Краснов
командир эскадрильи 116-го истребительного авиационного полка (295-я Ново-Московская Краснознамённая истребительная авиационная дивизия, 9-й смешанный авиационный корпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт) майор. Родился в деревне Княжичи ныне Гороховецкого района Владимирской области. Русский. Член ВКП(б) с 1942 года. Окончил среднюю школу. В 1929-1930 годах работал ответственным секретарём райсовета физкультуры. В 1930 году добровольцем вступил в Красную Армию. Окончил Тамбовскую военную авиационную школу лётчиков в 1934 году. Работал пилотом в Днепровском авиаотряде. В 1936 году направлен летчиком-испытателем на заводе в Бердянске, испытывал новые винты. С 1938 года жил и работал городе Пермь, испытывал моторы на заводе №19 (ныне – ОВАО «Пермские авиалинии»). Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Лётчик 402-го истребительного авиационного полка особого назначения (57-я смешанная авиационная дивизия, Северо-Западный фронт) открыл боевой счёт 1 августа, сбив на «МиГ-3» в районе Новгорода бомбардировщик противника «Ju-88». 10 августа в воздушном бою возле Шимска сбил «Me-109». 19 августа во время налёта вражеской авиации взлетел под бомбами и сбил один бомбардировщик. В воздушном бою 6 октября 1941 года был тяжело ранен. 5 месяцев провёл в госпитале. После госпиталя направлен штурманов в 31-й истребительный авиационный полк (206-я истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, Брянский фронт). 31 мая 1942 года прикрывал на «ЛаГГ-3» штурмовики. В воздушном бою сбил «Me-109», но и сам был подбит. Приземлился на территории противника. Свой самолёт уничтожил и скрылся в лесу. Раненый в ногу в течение 9 суток ночами пробирался к своим. Через неделю после возвращения в свой полк вновь приступил к полётам. Воевал под Курском, Белгородом, Краматорском. С осени 1943 года воевал в составе 17-й воздушной армии. В октябре уничтожил 3 корректировщика «FW-189». 14 октября над аэродромом Канцеровка на «Ла-5» сбил «Me-109». В небе над Запорожем сбил 11 самолётов противника. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3353) майору Краснову Николаю Фёдоровичу присвоено 4 февраля 1944 за 279 боевых вылетов, 85 воздушных боев и 31 лично сбитый самолет противника. Позднее был лётчиком-испытателем нженерно-авиационной службы 17-й воздушной армии. Когда начались бои за Будапешт (Венгрия), снова стал командиром эскадрильи. 29 января 1945 года при облёте аэродрома под Будапештом Краснов обнаружил вражеский бомбардировщик «Ju-88». Не имея боеприпасов, он пошёл в атаку и таранил его. Пытаясь посадить повреждённый истребитель, спланировал на левый берег реки Дунай, но попал в старые окопы. Самолёт скапотировал, лётчик погиб.
[557x698]
Похоронен в Одессе на Аллее Славы. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественно войны I степени, медалями.
[699x449]
Именем Героя названы улицы в городах Киеве и Гороховце, микрорайон и улица в городе Перми, где также установлены две мемориальные доски.
[489x699]
1914
Николай Иванович Сыромятников
командир батареи 161-го отдельного гвардейского краснознаменного пушечного артиллерийского полка (7-й гвардейская армия, Степной фронт), гвардии старший лейтенант. Родился в селе Мальвитино Ивановской губернии (ныне поселок Сусанино Костромской области), в семье учительницы и конторщика швейной фабрики. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В начале 1920-х годов семья Сыромятниковых переехала в город Иваново-Вознесенск (ныне Иваново). С семнадцати лет Николай работает слесарем на фабрике. Без отрыва от производства окончил энергетический техникум и был направлен в город Горький (ныне Нижний Новгород) на строительство второй очереди автозавода, где работал конструктором. Поступил в Уральский индустриальный институт в городе Свердловске. Уже на втором курсе получил авторское свидетельство за изобретение шарикового конвейера для Горьковского завода. По окончанию института аттестационная комиссия рекомендовала талантливого выпускника в аспирантуру. Зимой 1940 года был призван в Красную Армию. В 1941 году окончил артиллерийские курсы. На фронте с августа 1942 года. Младший лейтенант Сыромятников боевое крещение получил под Сталинградом. В ноябре 1942 года во время корректировки огня на передовой был ранен. В сражении на Курской дуге летом 1943 года его батарея успела подбить восемь немецких "тигров", две самоходные пушки, одну автомашину и уложить более 300 фашистов, а сам Сыромятников был ранен в грудь. Пуля прошла рядом с сердцем. Отличился в боях при форсировании Днепра. 29 сентября 1943 года старший лейтенант Сыромятников со своей артиллерийской батареей одним из первых переправился через Днепр в районе села Бородаевка (Верхнеднепровский район Днепропетровской области). За 20 дней боёв за удержание и расширение плацдарма батарея отразила около 70 контратак противника, нанеся ему значительный урон в живой силе и технике. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1943 года за успешное форсирование Днепра и удержание плацдарма на правом берегу гвардии старшему лейтенанту Сыромятникову Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1420). В последствии воевал в Закарпатье, Венгрии, Чехословакии. Был начальником штаба артиллерийского дивизиона и заместителем начальника штаба бригады. 18 февраля 1945 года в боях за Будапешт был ранен в третий раз. Участвовал в историческом Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. В 1946 года капитан Сыромятников Н.И. уволен в запас. Вернулся в Уральский индустриальный (политехнический) институт. Аспирант, доцент, заместитель директора по науке, заведующий кафедрой. Доктор технических наук, профессор. Автор многих работ в области теплотехники, в том числе нескольких монографий, учебника, а также двух десятков изобретений. Создатель научной школы по тепло- и массообмену в дисперсных средах и их применению в промышленности. Подготовил тридцать два кандидата и пять докторов наук. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. В 1973 году Николай Иванович был удостоен звания почётного гражданина города Свердловска (ныне Екатеринбург). Скончался 9 апреля 1987 года. Похоронен в Екатеринбурге на Широкореченском кладбище. Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Отечественной войны II степени, Дружбы народов, Красной Звезды, "Знак Почёта", медалями. Именем Героя названа школа в поселке Сусанино Костромской области.
[425x698]
В Екатеринбурге имя Героя увековечено на обелиске, в честь Героев Советского Союза, которые учились и работали УГТУ–УПИ.
[505x699]
1914
Георгий Александрович Тюлин
советский ученый в области ракетно-космической техники, директор Государственного союзного головного научно-исследовательского института (НИИ) № 88 Министерства вооружения, доктор технических наук, профессор. Родился в Пензе, в семье рабочих. Русский. Трудовой путь начал в 14 лет, окончив школу фабрично-заводского ученичества с 5-м разрядом токаря-железнодорожника при Паровозостроительном заводе в городе Пермь. В 1932 году окончил рабочий факультет при Московском институте механизации сельского хозяйства. Увлекшись физикой и математикой в 1933 году поступил на механико-математический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (МГУ), окончил его с отличием и поступил в аспирантуру Научно-исследовательского института (НИИ) механики МГУ, в котором начал работать еще в студенческие годы. В 1938 году стал преподавать математику в Московском институте механизации сельского хозяйства. 25 июня 1941 года Тюлин, оставив неоконченным третий год аспирантуры, ушел добровольцем в Красную Армию и был направлен в Подольское военное училище. Подольские курсанты и среди них командир взвода Тюлин встали насмерть на пути фашистов. Несколько чудом оставшихся в живых курсантов стали слушателями Краснознаменных курсов усовершенствования командного состава. После их окончания Тюлин был направлен в формировавшийся тогда полк нового вида оружия – ракетных систем залпового огня («Катюша»). Вступив в сражение под Москвой командиром батареи, Тюлин воевал на Западном, Северо-Западном и 2-й Прибалтийском фронтах, закончив боевой путь начальником штаба 3-й армейской опергруппы Гвардейских минометных частей (ГМЧ). В конце 1944 года Тюлин был отозван с фронта и назначен старшим помощником начальника техотдела главного управления ГМЧ, реорганизованного вскоре в 5-й отдел главного управления командующего артиллерией Советской Армии. В 1945 году координировал действия офицеров ГМЧ по изучению ракетных трофеев. В 1946 году назначен на должность заместителя начальника 13-го отдела 4-го (ракетного) Главного артиллерийского управления Советской Армии. Вскоре стал начальником этого отдела. Прослужил в нем два года. В 1948 году возглавил лабораторию баллистики в НИИ-4 Академии артиллерийских наук, в 1949 году стал начальником баллистического отдела и в том же году – заместителем начальника НИИ-4 по научной работе, а в 1955 году – первым заместителем начальника НИИ-4. В 1958 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. В 1959 году Тюлин был назначен на должность директора НИИ-88 (Государственный союзный головной научно-исследовательский институт № 88 Министерства вооружения; ныне – ФГУП «ЦНИИ «Машиностроения»). Он, собственно, и начал процесс превращения института из научно-прикладного, обслуживающего запросы конструкторского бюро (КБ), в головной центр отрасли, разрабатывающий идеологию, прогнозы и государственные планы развития ракетно-космической техники. За выдающиеся заслуги в обеспечении первого в мире полёта человека в космическое пространство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года Тюлину Георгию Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».В 1961 году был выдвинут на должность заместителя Председателя Государственного комитета СССР по оборонной технике (ГКОТ). В 1963 году Тюлин был назначен первым заместителем председателя ГКОТ – министра СССР, а с марта 1965 года стал первым заместителем руководителя Министерства общего машиностроения СССР С.А.Афанасьева. В конце 1976 года вышел на пенсию и в отставку в звании генерал-лейтенанта инженерно-технической службы. Персональным пенсионером союзного значения Тюлин вернулся в МГУ, где в 1979 году возглавил научно-исследовательскую лабораторию. В 1984 году Тюлину было присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».Тюлин вел большую научно-организационную работу в рамках всего механико-математического факультета, тесно сотрудничая с созданной в начале 1980-х годов НИЧ факультета, которую возглавлял В.Б.Кудрявцев. В результате этой деятельности на факультете появилось много новых хоздоговоров по важнейшей тематике. При непосредственном участии Тюлина было начато оснащение подразделений факультета персональной компьютерной техникой. Под руководством Тюлина в конце 1980-х годов в лабораториях и на кафедре были начаты исследования возникновения и эволюции «космического мусора» – новой техногенной среды, образовавшейся в околоземном космическом пространстве в результате космической деятельности человечества. Разработанные впоследствии новые механические модели, и полученные на их основе долгосрочные прогнозы эволюции объектов «космического мусора» оказались точнее зарубежных аналогов, и позволили нашей стране занять одно из лидирующих мест в данной области. Уже после смерти Тюлина его учениками была опубликована первая в мире монография по данной тематике. Жил в Москве. Скончался 22 апреля 1990 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы. Генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1966). Награжден 2 орденами Ленина (17 июня 1961, 29 августа 1969), орденами Октябрьской Революции (11 декабря 1974), Красного Знамени (26 марта 1943), Александра Невского (24 апреля 1944), Отечественной войны I (11 марта 1985) и II (17 ноября 1945) степеней, Трудового Красного Знамени (9 декабря 1964), 3 орденами Красной Звезды (13 марта 1943, 20 апреля 1956, 30 декабря 1956), медалями, в том числе 2 «За боевые заслуги» (19 августа 1942, 19 ноября 1951). Лауреат Ленинской премии (1957). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1984). Доктор технических наук (1959). Автор книги «Баллистика БРДД» (1946).
1914
Матвей Львович Фролов
один из основоположников отечественной радиожурналистики (Санкт-Петербург). Автор книги воспоминаний «И снова к микрофону выхожу...» (1979). Умер в 1995 году. В память о нем в 2004 г. учрежден День Санкт-Петербургского репортера — профессиональный праздник журналистов Санкт-Петербурга. В 2004 г. по инициативе Фонда развития и поддержки средств массовой информации учреждена репортерская премия его имени
1915
Николай Денисович Бондаренко
специалист НПО "Энергия", начальник первой экспедиции на Байконуре под руководством С.П.Королева.
1915
Дмитрий
патриарх киевский и всея Украины (автокефальная церковь).
1915
Владимир Николаевич Грезе
российский гидробиолог, член-корреспондент Академии Наук Украинской ССР (с 1967). Окончил Харьковский университет (1939). В 1939-1959 гг. работал о Всесоюзном научно-исследовательском институте озерного и речного рыбного хозяйства, с 1959 г. работал в Институте биологии южных морей Академии Наук Украинской ССР (в 1968-1977 гг. - директор, с 1977 г. - заведующий отделом планктона). Основные научные работы посвящены пресноводной и морской гидробиологии. Занимался проблемами биологической продуктивности водоемов. Изучал фауну рек и озер Сибири, биологическую структуру пелагиали Черного, Средиземного, Карибского морей и Атлантического океана. Предложил приборы для количественного учета планктона и бентоса. Разработал методы расчета продукции популяций водных животных. Исследовал трофическую структуру планктона Ионического моря, произвел расчет годовой продукции зоопланктона в Черном море. Вице-президент Всесоюзного гидробиологического общества (с 1976), председатель его Севастопольского отделения (1968-1978).
[451x699]
1915
Иван Гаврилович Харчин
заместитель командира 42-го отдельного саперного батальона 136-й Киевской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого стрелковой дивизи 70-й армии 2-го Белорусского фронта, капитан. Родился в деревне Малое Андрейково ныне Костромского района Костромской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1945 года. Окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1937 году был призван в Красную Армию и направлен в военное училище. В 1939 году окончил Московское военно-инженерное училище. На фронте в Великую Отечественную войну с декабря 1943 года. Заместитель командира 42-го отдельного сапёрного батальона капитан Xарчин отличился при форсировании реки Вислы и в боях за удержание плацдарма. 24 февраля 1945 года войска 2-го Белорусского фронта прорвали "Померанский оборонительный вал" и к 27 марта достигли реки Висла в районе севернее Данцига (Гданьск, Польша). Река в этом месте разделялась на два рукава, посередине которых находился песчаный остров. Перед сапёрами был поставлена задача обеспечить форсирование водной преграды. Капитан Харчин сам вызвался возглавить группу саперов, которые первыми должны были начать переправу. Под огнем противника бойцы переправились на левый берег, у которого стояли понтоны и лодки, оставленные гитлеровцами. Не успели гитлеровцы опомниться, как саперы захватили плавсредства и привели их к своему берегу, посадили на них пехоту и начали переправлять ее через рукав Мёртвая Висла на остров. Форсирование было совершено так быстро, что противник не успел даже изготовиться к бою и был уничтожен. Капитан Харчин сразу же организовал форсирование и левого рукава реки - Висла-Нойштеттин. Под огнем противника пехотный десант на лодках дрогнул, часть лодок повернули назад. В этой критической ситуации Харчин вскочил в находившуюся рядом лодку с его саперами и устремился на левый берег, показывая путь остальному десанту. Воодушевленные примером саперов пехотинцы продолжили переправу. Десант был высажен успешно. Вместе с пехотинцами в атаке на врага участвовала и группа саперов во главе с Харчиным. Лишь когда немцы были отброшены, а наша пехота закрепилась на отвоеванном плацдарме, он оставил десантников и отправился руководить дальнейшей переправой. На другой день, 28 марта, в бою за удержание плацдарма капитан Харчин погиб. Похоронен в городе Олива, ныне в черте Гданьска. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Харчину Ивану Гавриловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды. В деревне Малое Андрейково на доме где жил Герой была установлена мемориальная доска. В настоящее время в деревне осталось только 2 старожила, остальные - дачники. Новые хозяева, купившие дом Харчиных, его капитально перестроили и мемориальную табличку сдали в администрацию сельского поселения. В селе Караваево именем Героя названа улица, на одном из домов установлена мемориальная доска.
[583x698]
1915
Элизабет Шварцкопф (Elisabeth Schwarzkopf; полное немецкое имя — Olga Maria Elisabeth Frederike Schwarzkopf)
немецкая певица (сопрано). Родилась в Ярочине, близ Познани. Училась в Высшей музыкальной школе Берлина (брала уроки пения у М.Ифогюн; кроме пения занималась на альте и фортепиано, интересовалась композицией). Её оперная карьера продолжалась с весны 1938 (дебютировала в Берлинской опере) до самого конца 1971, а сольные концертные выступления шли до 1979. В годы войны Шварцкопф вступила в национал-социалистическую партию, что ей многократно потом напоминали и долго не приглашали петь в США. В 1946-1951 была ведущей солисткой Венской государственной оперы. С конца 1940-х годов стала записываться. Широко известна с послевоенного времени. Много раз участвовала в Зальцбургском и Байройтском фестивалах, выступала в известных оперных театрах Европы и Америки (Нью-Йорке, Сан-Франциско, Чикаго). В 1953 вышла замуж за Уолтера Легге, известного человека в мире грамзаписи, импрессарио и приняла британское гражданство. Шварцкопф пела в операх Моцарта и Бетховена, Вагнера и Верди, Р.Штрауса и Пуччини, Дебюсси и Стравинского. В своём концертно-камерном репертуаре предпочитала сочинения Р.Штрауса, вокальные сочинения немецкоязычных классиков и романтиков. По окончании концертной деятельности преподавала пение - вела курсы, семинары, давала мастер-классы. Последние годы она жила в Цюрихе. Шварцкопф отличают исключительная гибкость и чистота голоса, красота его тембра, стилистическая чуткость, а на оперной сцене также незаурядное актерское мастерство. Элизабет Шварцкопф имела немало наград и стала почётным доктором нескольких университетов. Умерла в Шрунсе (Австрия) 3 августа 2006 года.
Литература: Рубин М., Три портрета, "Советская музыка", 1962, № 4.