1898
Кларин Сеймур (Clarine Seymour)
американская актриса эпохи немого кино. Сеймур родилась в Бруклин, штат Нью-Йорк, США, в весьма обеспеченной семье Альберта и Флоренс, исповедовавших методизм, у нее также был младший брат. Альберт Сеймур имел собственный бизнес, но в начале 1916 года он заболел и был вынужден закрыть дело. Вскоре семья перебралась в Нью-Рошелл, где Сеймур устроилась на работу в киностудию «Thanhouser Company», занимавшейся производством массовых фильмов. Чтобы помочь своей семье, она снялась в двух короткометражках, произведённых этой студией: Горшки-и-Сковородки Пэгги и Это случилось с Адель. После этого она начала сотрудничать с кинокомпанией «Pathé» и, в частности, снималась вместе с Перл Уайт.

Сеймур, 1920 год
Карьера
В 1917 году Сеймур снялась в фильме «Pathé's» «Таинственный двойной крест», в котором выступила в роли оппонента Молли Кинг. После этого на неё обратил внимание Хэл Роуч и предложил ей контракт со своей кинокомпанией «Rolin Film Company». Сеймур согласилась и перебралась в Лос-Анджелес, чтобы сняться в главной женской роли в комедийном сериале «Клоун То-то» (сыгранную Армандо Новелло). Она снималась в этом телесериале на протяжении всего 1918 года, и также имела второстепенную роль в короткометражной комедии «Просто шумим» (1918), где сыграла оппонента Стэна Лорела. Однако контракт с «Rolin2 был расторгнут после отказа Сеймур самостоятельно исполнять свои трюки. Подав иск против компании, она получила компенсацию в размере 1,325 долларов (около 21000 по нынешним меркам). Пока дело находилось на рассмотрении, Сеймур снималась в короткометражках Эла Кристи. В 1918 году Сеймур встретила Виктора Хермана. Херман снял одну кинопробу Сеймур и одну кинопробу с Д.У.Гриффитом для «Artcraft stock company» Роберта Харрона. Гриффит был доволен актёрской работой Сеймур и снял её вместе с Харроном, Ричардом Бартелмессом и Кэрол Демпстер в драме «Девушка, которая осталась дома» (1919). Несмотря на то, что фильм не был хорошо принят критиками, интерес к Кларин начал расти. Вскоре она вновь снялась вместе с Харроном в фильме «Истинное сердце Сьюзи» (1919), в котором также фигурирует Лиллиан Гиш. В то же время она снялась в фильме «Будни Скарлет» (1919) вместе с Ричардом Бартелмессом и Кэрол Демпстер. В 1920 году Гриффит снял Сеймур в главной роли в своей картине «Идол танцоров». Фильм не был принят хорошо публикой, но в нём раскрылся актёрский талант Сеймур. Вскоре после этого Сеймур попала на обложку журнала «Motion Picture Magazine».
Смерть
В начале 1920 года Гриффит снова пригласил Сеймур на съёмки своего очередного фильма «Путь на Восток». В середине съёмок, 21 апреля, Сеймур заболела из-за «удушья кишечника». Она была госпитализирована в больницу Misericordia Hospital в Нью-Йорке, но её состояние только ухудшилось. После экстренной операции Кларин скончалась из-за развившейся пневмонии 25 апреля 1920 года. Похоронена на кладбище «Greenwood Union Cemetery» в Рае, в Нью-Йорке. На съёмках фильма «Путь на Восток» Гриффит заменил Сеймур танцовщицей Мэри Хэй, которая до этого была дублёршей Сеймур и подменяла её на дальних планах. Тем не менее, кадры с участием Сеймур можно увидеть в готовом фильме. 26 сентября в «Robert Brunton Studios» состоялась панихида по Сеймур, Ормеру Локлиру, Олив Томас и по Роберту Харрону (он покончил с собой, застрелившись через два дня после премьеры фильма «Путь на Восток»). Все четверо умерли в один год и были восхвалены режиссёром Уильямом Десмондом Тейлором.
Фильмография
Литература: Golden, Eve. Golden Images: 41 Essays on Silent Film Stars — McFarland, 2000. — ISBN 0-786-48354-7; Harper Fussell, Betty. Mabel — Limelight Editions, 1982. — ISBN 0-879-10158-X; Long, Bruce. William Desmond Taylor: A Dossier. — Rowman & Littlefield, 1991. — ISBN 0-810-84171-1; Lowe, Denise. An Encyclopedic Dictionary of Women in Early American Films: 1895-1930 — Routledge, 2014. — ISBN 1-317-71896-8; Okuda, Ted; Neibaur, James L. Stan Without Ollie: The Stan Laurel Solo Films, 1917-1927 — McFarland, 2012. — ISBN 0-786-48987-1; Slide, Anthony. The Griffith Actresses. — A. S. Barnes, 1973. — ISBN 0-498-01018-X; Slide, Anthony. Silent Players: A Biographical and Autobiographical Study of 100 Silent Film Actors and Actresses — University Press of Kentucky, 2010. — ISBN 0-813-13745-4; Vazzana, Eugene Michael. Silent Film Necrology. — 2. — McFarland, 2001. — ISBN 0-786-41059-0; Wagenknecht, Edward[англ.]. The Movies in the Age of Innocence (англ.). — 3. — McFarland, 2014. — ISBN 1-476-61764-3.
1898
Иннокентий Михайлович Середин
советский военачальник, генерал-майор артиллерии (7 августа 1943), участник Гражданской и Великой Отечественной войн.
Ранние годы
Родился в селе Улёты Улётовского района Читинской области (ныне Забайкальского края). Член КПСС с 1920 года. Окончил Военно-политическую школу Дальневосточной республики в Чите (1922), курсы усовершенствования комсостава (1927, 1938), Высшие курсы при Артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского (1951).
Служба в армии
Добровольно вступил в партизанский отряд в октябре 1919 года. В 1923—1926 годах Середин И.М. был политруком бронепоезда № 24 «Красный Уфимец». В годы Великой Отечественной войны — заместитель командующего артиллерией 22-й армии Калининского фронта. В ноябре 1942 участвовал в формировании зенитной артиллерийской дивизии Резерва Верховного Главнокомандования, командовал ею. Заслуги Середина отмечены многими наградами. В наградных листах его командиры отмечали: «Работая в должности начальника ПВО армии, проявил умение и большие организаторские способности по противовоздушной обороне войск армии, провёл большую работу в зенитных и других родах войск по обучению личного состава борьбе с вражеской авиацией. В результате, за 1941 год войсками сбит 151 вражеский самолёт, из них зенитной артиллерией — 69, зенитно-пулемётным и ружейным огнём — 82 самолёта. За 1942 год сбито 75 вражеских самолётов, из них зенитной артиллерией — 60 самолётов и зенитно-пулемётным огнём и ружейным огнём 15 самолётов. За исключительные заслуги полковника Середина в борьбе с вражеской авиацией представили к награде». Награждён орденом Отечественной войны 1 степени. (Приказ № 116 от 08 февраля 1943 года). В следующем представлении о награждении указано: «Полковник Середин сформировал 16-ю зенитную дивизию РГК (резерва главнокомандующего) в ноябре месяце 1942 года. За малый промежуток времени подготовил, организационно спаял её. В январе 1943 года новая дивизия принимала участие в Косторенско — Курской операции Брянского фронта и феврале месяце 1943 года в операциях 48-й армии. В двух операциях дивизией сбито 29 самолётов и подбито 4 самолёта противника. Боевая работа 16-й зенитной дивизии в значительной степени способствовала успеху операций. Полковник Середин дивизию использовал только массированно, создавая при этом наибольшую плотность прикрытия войск, действующих на главном направлении. Зенитные средства использовал для борьбы с воздушным и наземным противником. Боевые успехи 16-й зенитной дивизии являются следствием неутомимого, энергичного умелого и предусмотрительного руководства частями командира дивизии — полковника Середина И.М.». (Приказ № 51/н от 03 мая 1943 года о награждении — орденом Красного Знамени. «В июльских боях 1943 года на центральном фронте он, командуя 16-й зенитной дивизией РГК, действовал последовательно в составе 4-й танковой армии, 13-й и 70-й армий на главных направлениях, обороняя с воздуха боевые порядки войск. Части 16-й зенитной дивизии мужественно отражали массовые налёты авиации противника, умело применяя манёвр огнём и колёсами. За время операции 16-я дивизия сбила 82 самолёта противника. Середин лично руководил боевой работой полков. В подготовительный период к операции большое внимание уделял боевой выучке и сколачиванию частей». (Приказ № 156/н от 20 августа 1943 года о награждении орденом Красного Знамени. Из представления к награждению орденом Красного Знамени: «За период боевых действий 3-й гвардейской зенитно-артиллерийской дивизии РГК по обеспечиванию ПВО с октября месяца 1943 года, командир дивизии гвардии генерал майор Середин показал большие организаторские способности, настойчивость, решительность и умение руководить войсками. В сложных условиях дивизия всегда действовала на главном направлении, обеспечивая ударную группировку армии от ударов с воздуха, умело обеспечила переправу при форсировании реки Оож частями 65-й армии. При форсировании реки Днепр в районе Лоев, обеспечивая переправу через реку части дивизии, вместе с наступающими войсками переправились на правый берег. В боях за овладение г. Речица несмотря на большую оторванность от баз снабжения в условиях трудно проходимых дорог тов. Середин умело вёл дивизию вместе с боевыми порядками наступающих частей. За отличные боевые действия по освобождению г. Речица дивизии приказом главнокомандующего от 18 февраля 1943 года присвоено наименование „Речицкой“. Дивизия обеспечивала ударную группировку 65-й армии при овладении г. Калинковичи. За всё время боёв дивизия точно выполняла все поставленные перед нею боевые задачи. За период боевых действий 65-й армии дивизией сбито 36 самолётов противника. Всего на счету дивизии 323 самолёта противника». (№ 85 от 18 июня 1944 года). 29 мая 1945 года Середин И.М. награждён орденом Суворова 2 степени. Из представления о награждении: «Летние наступательные бои 1944 года по освобождению Белоруссии и Польши от немецких оккупантов и в зимних наступательных боях 1945 года дивизия под командованием гвардии генерал-майора артиллерии Середина непрерывно сопровождала огнём и колёсами боевые порядки 65-й и 8-й гвардейской армий. Не давая врагу наносить удары с воздуха по нашим полкам. В борьбе с наземным противником дивизией уничтожено 1045 и взято в плен 548 солдат и офицеров противника, уничтожено 3 орудия и 32 автомашины, подбито 3 танка и один бронетранспортёр. Прикрывая переправы и боевые порядки войск армии на плацдарме на западном берегу р. Одер, части дивизии отразили 120 воздушных атак, уничтожив 114 самолётов противника. За время командования гвардии генерал майором Серединым дивизия сбила 459 самолётов противника и прошла с боями свыше 5 тысяч км.». Приказ № 35/н от 17 июля 1945 года о награждении орденом Красного Знамени — ещё одна значимая фронтовая награда. «... 3-я гвардейская зенитно-артиллерийская дивизия под командованием И.М.Середина в период сосредоточения войск армии на плацдарме р. Одер, прорыве обороны противника на наступательных боях на подступе к Берлину и уличных боях за г. Берлин показала образцы стойкости, мужества и отваги. В боях за город Берлин части дивизии отражали не только авиацию противника, но и вели бои с его наземными войсками, уничтожая своим огнём очаги сопротивления противника, тем самым способствуя продвижению наших частей. В боях за Берлин дивизия сбила 33 самолёта противника, уничтожила 91 и взяла в плен 52 солдата и офицеров противника. Всего на боевом счету дивизии 498 самолётов противника». С 9 мая 1945 по 12 мая 1945 - Командир сборочной группы зенитной артиллерии. С 12 мая 1945 по июль 1947 - Командир зенитно-артиллерийского лагеря Кенбаум. С июля 1947 по декабрь 1949 - Заместитель командующего зенитной артиллерией, артиллерией Советской группы войск в Германии. С декабря 1949 по март 1950 - Заместитель командующего зенитной артиллерией артиллерии Приморского военного округа. С марта 1950 по 1953 - Заместитель командующего зенитной артиллерией артиллерии Горьковского военного округа.
В отставке
С 1953 года в отставке. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, от фронтовых ран, 1 июня 1981 года. Похоронен на Люблинском кладбище, Москва.
Награды: Орден Ленина; Шесть орденов Красного Знамени (3 мая 1943, 20 августа 1943, 18 июня 1944, 3 ноября 1944, 17 июля 1945, 15 ноября 1950); Орден Суворова II степени; Орден Отечественной войны I степени; Орден Красной Звезды; Медаль За боевые заслуги; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «За взятие Берлина»; Медаль «За освобождение Варшавы»; Крест Храбрых; Медаль «За Варшаву 1939—1945»; Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»; Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (7 мая 1965); Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»; Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»; Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»; Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»; Знак «Гвардия»; Знак МО СССР «25 лет Победы в Великой Отечественной войне»; Знак за окончание ВВУЗа; Знак «Гвардия»; Знак МО СССР «25 лет Победы в Великой Отечественной войне» (24 апреля 1970).
Семья
Жена, дети (дети указаны в порядке рождения). Жена - Середина Пелагея Алексеевна, домохозяйка. Старший сын — Середин Игорь Иннокентьевич (1928—2007), Заслуженный художник России. Средний сын — Середин Анатолий Иннокентьевич.
Дочь - Середина Екатерина Иннокентьевна. Младший сын — Середин Олег Иннокентьевич,инженер-строитель.
Внуки: Внучка - Середина Светлана Игоревна (Отец — Середин Игорь Иннокентьевич); Внучка - Середина Наташа Игоревна (Отец — Середин Игорь Иннокентьевич); Внук — Середин Борис Игоревич (Отец — Середин Игорь Иннокентьевич); Внук — Середин Олег Олегович (Отец — Середин Олег Иннокентьевич); Внук — Середин Андрей Анатольевич (Отец — Середин Анатолий Иннокентьевич).
Правнуки: Правнук — Середин Антон Игоревич; Правнук — Середин Эльдар Борисович; Правнук — Середин Дмитрий Олегович; Правнук — Середин Иван Олегович; Правнук — Середин Кирилл Андреевич.
Память
Именем И.М.Середина названа улица в городе Речица Гомельской области. Музей боевой славы 3-й гвардейской зенитно-артиллерийской дивизии РВГК в ГУО «Средняя школа № 10 города Речица».
Литература: Н.В.Огарков. Советская Военная Энциклопедия = Речицко-Бранденбургская зенитная артиллерийская дивизия. — Москва: Воениздат, 1979. — Том 7. — Страница 113. — 687 страниц. — 106 000 экземпляров; Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В.П.Горемыкин. — Москва : Кучково поле, 2014. — Том 2. — Страницы 285—288. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
1899
Говард Пол Беккер (Howard Paul Becker)
американский социолог, профессор Висконсинского университета в Мадисоне. Родился в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США.Он был единственным ребенком в семье и довольно рано лишился отца, который, будучи коррумпированным и связанным с организованной преступностью полицейским чиновником из нью-йоркского полицейского департамента, был обвинен в заказном убийстве, осужден и казнён на электрическом стуле. В 14 лет Говард Беккер был вынужден оставить школу и пойти работать. Однако, сдав специальный экзамен, в 1922 году он поступил в Северо-Западный университет, окончил его, получил степень бакалавра (1925) и магистра (1926). В 1926-1927 годах стажировался в Кёльнском университете у Леопольда фон Визе, Пауля Хонигсхайма и Макса Шелера. С 1928 году — доцент социологии в Чикагском университете, в 1930 году получил там докторскую степень. С 1937 года преподавал в Висконсинском университете. Также читал лекции в Гарварде, Стэнфорде, Колумбийском университете, Марбурге, Кёльне, Бирмингеме, Торонто. Вел отдел рецензий в Американском социологическом обозрении. Во время Второй мировой войны сотрудничал с секретной службой США, работал в Американской оккупационной зоне Германии. В 1960 году был избран 50-м президентом Американской социологической ассоциации. Умер в родном городе 8 июня 1960 года.
Научные труды
Автор работ по социологии культуры, личности, семьи, религии, социальных движений. Основополагающими стали составленные им (в соавторстве) фундаментальные и неоднократно перепечатанные позднее издания по теории социологии — «Социальная мысль от знания к науке» (1938, 3 тома) и «Современная социологическая теория в преемственности и изменении» (1957). Всегда поддерживал тесные связи с немецкой и французской социологией (Дюркгейм, Хальбвакс). Глубоко интересовался социологическим наследием Макса Вебера, в 1945 взял обширное интервью у его вдовы Марианны Вебер. Американская социология также обязана ему внедрением идей Визе, Зиммеля, Тённиса. Адаптируя тённисовскую типологическую дихотомию «община — общество», развил в беседах и переписке с Робертом Парком, а затем и в печатном изложении — концепцию сакральных и секулярных обществ.
Книги: Systematic sociology; on the basis of the Beziehungslehre and Gebildelehre (Allgemeine Soziologie) of Leopold v. Wiese (1932); Social Thought from Lore to Science (1938, 3 vols; переиздание 1952, 1961, 1964, 1970, 1978; в соавторстве с Гарри Барнсом); German Youth: Bond or Free (1946, немецкий перевод 1949); Family, Marriage, and Parenthood (1948); Man in society; Introductory lectures for Sociology I (1950); Man in Reciprocity. Introductory Lectures on Culture, Society and Personality (1956, переиздание 1970, 1973); Through Values to Social Interpretation: Essays on social contexts, actions, types, and prospects (1950, переизд. 1968); Modern sociological theory in continuity and change (1957, редактор-составитель вместе с Алвином Босковом; переиздание 1961, 1966); Soziologie als Wissenschaft vom sozialen Handeln (1959); Howard Becker on education (1995).
Публикации на русском языке: Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в её преемственности и изменении. — Москва : Издательство иностранной литературы, 1961 (включает статью Г.Беккера «Современная теория священного и светского и её развитие»)
1899
Франк Висбар (немецкое имя — Frank Wisbar или Wysbar)
немецкий режиссёр и сценарист, один из самых значимых режиссёров XX века, добившийся успеха как с немецкими, так и американскими фильмами и телешоу. Начиная с 1950 года, он работал с актёрами, которые сформировали облик послевоенного немецкого кино, да и всего немецкого телевидения. В их числе Дитмар Шёнхер, Бригитта Хорни, Хорст Франк. Самой известной работой Висбара считается военная драма «Собаки, вы хотите жить вечно?», снятая в 1959 году и по праву заслужившая несколько высших наград Германии в области кинематографа. Франк Висбар родился в городе Тильзит, Восточная Пруссия, Германская империя. О его юности известно недостаточно много. В детстве Франк увлекался музыкой, в частности углубленно изучал творчество Вольфганга Амадея Моцарта. Первоначально он планировал стать офицером, поэтому посещал прусскую военную академию, но в конце двадцатых годов решил попробовать себя в кино. В звании лейтенанта в 1927 году он взял отпуск и начал работать в журнале «Театр и искусство». Сначала Висбар работал ассистентом режиссёра и директором производства, пока не получил в 1932 году возможность самостоятельно поставить свой первый фильм под названием «Проклятие Уленшпигеля». Уже в следующем году он впервые вступил в конфликт с должностными лицами нацистской культуры, так как его второй фильм «Анна и Элизабет» (с актёрами Гертом Тиле и Доротеей Вик), по мнению национал-социалистических функционеров, якобы наносил ущерб «правильному восприятию немецкого народа», так как был посвящён крестьянской девушке, возможно, наделённой сверхъестественными целительными способностями. В 1935 году Висбар снял фильм «Паромщица Мария», который стал, вероятно, наиболее художественно значимым произведением всей его карьеры. В главной роли легендарного, скупого на диалоги фильма, в котором также не обошлось без мистической, таинственной атмосферы, блистала Сибилла Шмитц. Сюжет фильма прост — зрителям показывают небольшую немецкую деревеньку, со всех сторон окружённую болотами, где единственным источником связи с внешним миром является древний паром через реку. Однажды ночью при загадочных обстоятельствах умирает старый паромщик, и в деревне в связи с этим появляются страшные слухи о нечистой силе, изобилующей возле реки. Место старика остаётся вакантным до тех пор, пока в деревне не появляется бездомная девушка по имени Мария… После погромов «Хрустальной ночи» в 1938 году Висбар, опасаясь за свою жизнь и жизнь жены-еврейки, эмигрировал по туристской визе через Роттердам в США. В Америке Франк снова стал участвовать на разных должностях в производстве фильмов. Здесь же он изменил написание своего имени с WisBar на Wysbar. Попытка выпустить востребованную продукцию (например, драму из жизни Моцарта) для одной из крупных киностудий не удалась. Висбар обрёл успех в США лишь тогда, когда обратился к новому средству — телевидению. Франк стал одним из пионеров в производстве новой взрывной развлекательной отрасли — телевизионного шоу. Доходы от его первого же успешного шоу «Fireside Theatre» позволили Франку Висбару создать свою собственную продюсерскую компанию Wisbar Productions Inc, с которой он произвёл на свет более 300 фильмов, в то время его студия охватывала 125 сотрудников. В середине 1950-х годов Висбар в качестве американского гражданина вернулся на родину в Федеративную Республику Германию, здесь он перешёл от производства массового материала к созданию более сложных фильмов для взыскательной и требовательной публики. Необходимость серьёзно осмыслить историю своей страны проявилась в его дальнейшей карьере, в частности, в работе над фильмами о войне и антивоенными материалами. В 1959 году Висбар был отмечен немецкой премией кинокритиков. Франк Висбар умер в городе Майнц, ФРГ, от эмболии, 17 марта 1967 года
Похоронен на Ольсдорфском кладбище в Гамбурге.
Методы работы Висбара
Такие актёры, как Йоахим Хансен и Гюнтер Пфлицман, описывали поздний метод работы Висбара как крайне педантичный и внимательный к достоверности изложенных событий. Франк очень беспокоился за подлинность поданного материала. При работе над сценарием он тщательно и интенсивно рассматривал заявления свидетелей, документы и литературу. Он считал, что обязан искать контакт с потомками исторических персонажей своих фильмов для того, чтобы обсудить с ними отдельные тонкости в диалогах и обеспечить, таким образом, их надёжность и правдоподобность. Йоахим Хансен описал Висбара и его подход как «непреклонный». Сам же Франк Висбар говорил о своем особенном способе в производстве кино: «Бессмысленно делать бесполезный фильм, если я работаю в Германии, я буду следовать за своей совестью и снимать фильмы с антивоенной направленностью …»
Фильмография: 1931 — Проклятие Уленшпигеля; 1933 — Анна и Элизабет; 1934 — Rivalen der Luft; 1934 — Гермиона и семь мужчин; 1935 — Die Werft zum grauen Hecht; 1935 — Паромщица Мария; 1937 — Ball im Metropol; 1937 — Petermann ist dagegen!; 1939 — Tell-Tale Heart; 1945 — Secrets of a Sorority Girl; 1946 — Болотный душитель; 1946 — Devil Bat’s Daughter; 1947 — Маяк; 1947 — Prairie; 1948 — The Mozart Story; 1954 — Театр «Дженерал Электрик»; 1957 — Акулы и мелкие рыбёшки; 1958 — Собаки, вы хотите жить вечно?; 1958 — Мокрый асфальт; 1959 — Ночь над Готенхафеном; 1959 — Fabrik der Offiziere; 1961 — Barbara — Wild wie das Meer; 1962 — Marcia o crepa; 1963 — Durchbruch Lok 234; 1965 — Das Feuerzeichen; 1965 — Onkel Phils Nachlaß; 1966 — SOS — Morro Castle; 1967 — Flucht über die Ostsee.
Литература о Франке Висбаре: Informations- und Bonusmaterial diverser DVDs; Hinaus aus Deutschland, irgendwohin. Mein Leben in Deutschland vor und nach 1933. / Eva Wysbar, Detlef Garz (Hrsg.). — Lengwil: Libelle Verlag, 2000. — ISBN 3-909081-30-4
1899
Анатолий Глебович Глебов (псевдоним; настоящая фамилия - Котельников)
русский советский писатель, драматург и журналист. Член Союза писателей СССР. Родился в городе Полтава, Российская империя (ныне украина). Отец — Глеб Евгеньевич Котельников, конструктор ранцевого парашюта, а до этого — артист, работавший в Народном театре Санкт-Петербурга, мать — художница Юлия Василиевна. Гимназический курс сдал экстерном. Некоторое время учился на японском отделении факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. В 1917 ушёл на общественную работу: был редактором газеты «Свободная школа», санитаром красногвардейского отряда, работником в Наркомпросе. В 1919 в Туле редактировал орган Губкома «Пролетарское строительство» и другие, в этом же году вступил в ВКП(б). С 1920 по 1924 годы работал в Наркоминделе (в 1921—1923 на дипломатической работе в Турции). В 1924 работал в клубах для самодеятельных кружков, где ставились его литературные монтажи и инсценировки. С 1924 по 1927 годы работал в «Крестьянской газете» как организатор селькоровского движения и т. д..
Участник Великой Отечественной войны
В 1949 году принял участие в кампании против космополитов, о чём не сожалел и впоследствии. В 1955 году писал:
«Удар по космополитическим настроениям был сделан правильно, ибо они действительно распространились тогда, и не только в литературе, искусстве, а гораздо шире. <…> Я … всегда видел смысл своей деятельности в борьбе за наши, русские реалистические традиции, за Глинку и Чайковского, „могучую кучку“ и „передвижников“ (не говорю уже о литературе и театре) — против Малевичей и Бурлюков, Прокофьевых и Шостаковичей, растлителей русской музыки.»
Скончался в городе Москва, РСФСР, СССР, 6 февраля 1964 года.
Творчество
Первое выступление в литературе относится к 1917 году — публицистика и очерки («Свободная школа», Ленинград). Первую пьесу написал в 1919 году («Наши дни», вторая редакция «В далёкие дни»). Всего создал более 20 одноактных пьес для театральной самодеятельности, темами которых являются в основном проблемы классовой борьбы и социалистического строительства. Первая изданная пьеса «Канун» («Преступление старосты Дембовского») поставленная осенью 1924 года на сцене театра имени МГСПС, отражает борьбу польского пролетариата с буржуазией. Пьеса «Загмук» (1925) представляет собой обработку ассиро-вавилонской легенды, по которой в известное время года отдельные классы общества условно менялись своим социальным положением. В одну из таких «перемен» рабы, захватив власть, подняли восстание против своих угнетателей. Пьеса была высоко оценена А.Луначарским, А.А.Крайном по ней была написана одноимённая опера. Пьеса «Власть» посвящена событиям Октябрьской революции, а «Рост» (1927) отображает трудности социалистического строительства и борьбу с «вредительством» на текстильной фабрике. «Инга» (1929) описывает становление нового советского быта и роль женщины в нём. В социальной мелодраме «RAF I (Золото и мозг)» (1929) («Спрут») используются приёмы научной фантастики. В ней описывается борьба империалистических держав за овладение секретом ядерной энергии, при этом, как и в других пьесах, автор уделяет особое внимание описанию международной пролетарской солидарности.
Написал также пьесу «Начистоту» (1940), драму «Правда» (опубл. 1959) и другие произведения. Некоторые пьесы Глебова переведены на языки национальных меньшинств (еврейский, тюркский, грузинский) и ставились на национальных сценах. Он также перевёл около 30 пьес национальных драматургов («Намус» А.Ширванзаде, «Свадьба с приданым» Н.М.Дьяконова и др.). С середины 1950-х писал прозу. Его перу принадлежат книги «Линия дружбы. Рассказы о Турции» (1960), написанная по впечатлениям работы в Турции, а также рассказы «Правдоха» (по рассказу в 1973 году поставлен фильм «Два дня тревоги»), «Запятая», «Гуров» и другие, составившие сборник «Рассказы о сильных» (1964). Советским любителям фантастики Глебов известен своим научно-фантастическим рассказом «Большой день на планете Чунгр» (1962), в котором сатирическое повествование о муравьеподобных обитателях Марса перекликается с актуальной темой «разоблачения культа личности», и философской новеллой «Золотой дождь» (1963).
Публикации: Глебов А. Канун (Преступление старосты Домбовского), Театральное издательство, Москва, 1924; Глебов А. Окопы в комнатах, МОДПиК, Москва, 1925; Глебов А., Субботин Л. Горячкин в деревне, Пьеса для комсомольского театра, Московское театральное издательство, Москва, 1925; Глебов А. Загмук, Трагедия раннего восстания, МТИ, Москва, 1925; Глебов А. Рост, Теакинопечать, Москва, 1927; Глебов А. Расплата, Пьеса для деревни, «Крестьянская газета», Москва, 1927; Глебов А. Власть, Драматические фрагменты Октября, Гиз, 1929; Глебов А. RAF 1: (Золото и мозг): Социальная мелодрама в 5-и д., 8-и к. /Обл. худож. Щ[атова]. — Москва : Теакинопечать, 1929. — 118 страниц. — 4000 экземпляров; Glebov A. Der shnips : a οkomyngishe οkomedye in dray aοkοtn, nayn bilder miοt rezshi-bomerοkungen / Yidish οY Liubamirsοki. — Mosοkοve: Emes, 1932. — 111 страниц; Глебов А. Пьесы. — Художественная литература, 1934. — 373 страниц; Глебов А. Пьесы для самодеятельного театра . — Москва, 1935; Глебов А. Реконструктор мира : социальная драма в стихах. — Москва : Гослитиздат, 1936. — 188 страниц; Глебов А. Мы будем жить. — Искусство, 1950. — 14 страниц; Глебов А. Избранные пьесы, Москва, 1961; Глебов А. Большой день на планете Чунгр: [Рассказ] — Сборник Фантастика, 1962 год — Москва : Молодая гвардия, 1962. — Cтраницы 377—404; Глебов А. Правдоха. Запятая : Рассказы. — Москва, Правда, 1962.— 64 страницы; Глебов А. Золотой дождь: Философская новелла: [Рассказ] — Сборник Фантастика, 1963 год — Москва : Молодая гвардия, 1963. — Cтраницы 284—318; Глебов А. Рассказы о сильных, [издание], Москва, Правда, 1967; Глебов А. Инга : Сборник пьес. — Москва : Искусство, 1967. — 423 страницы.
Либретто: Крейн А.А. Загмук : Опера в 4-х действиях и 6 картинах: Для пения с фортепиано / Либретто Анатолия Глебова. — Москва : Государственное музыкальное издательство, 1931. — 293 страницы.
Литература: Шток И. Анатолий Глебов, «Театр», 1960, № 10; [Некролог], «Литературная газета», 1964, 11 февраля.