1891
Марк Гертлер (Mark Gertler)
английский художник. Марк Гертлер родился в городе Лондон, Великобритания, в семье еврейских эмигрантов из Австро-Венгрии (ныне — территория Польши). Получив стипендию, изучал живопись в престижной лондонской Школе изящных искусств Слейд (1908—1912). Во время учёбы рисовал преимущественно портреты членов своей семьи, в первую очередь — матери. В этот период Гертлер познакомился с такими художниками, как Пол Нэш, Эдуард Уодсворт, Кристофер Невинсон, Стэнли Спенсер; был в близких отношениях с эксцентричной художницей Дорой Каррингтон. Гертлеру покровительствовала известная лондонская меценатка Оттолайн Моррелл, представившая его Уолтеру Сикерту, основателю лондонской художественной группы Кэмден Таун и введшая Гертлера в круг группы Блумсбери. Марк Гертлер был известен в Англии начала XX века как превосходный портретист и пейзажист. Писал также натюрморты. Член Нового английского художественного клуба (NEAC). В 1914 году художник начинает работать под покровительством влиятельного художественного критика, искусствоведа и мецената Эдуарда Марша. Это сотрудничество продолжается два года, после чего пацифист по убеждениям Гертлер разрывает отношения с Маршем, ставшим членом военного кабинета у У.Черчилля. Его ближайшим товарищем в этот период был переводчик С.С.Котелянский, дружба и переписка с которым длилась до конца жизни художника. В начале 1920-х годов у Гертлера обнаруживается туберкулёз, и он вынужден провести курс лечения в санатории. Вскоре после этого умирают — также от туберкулёза — его ближайшие друзья, писательница Кэтрин Мэнсфилд и Д.Г.Лоуренс. В 1930-х годах художник преподаёт в вестминстерской Школе искусств. В это время картины Марка Гертлера едва продавались. Организованная в конце 1930-х годов выставка его работ провалилась, вскоре после чего художник покончил жизнь самоубийством в родном городе, в своей мастерской, 23 июня 1939 года.
Образ в литературе
Марк Гертлер послужил прообразом для таких литературных персонажей, как Лёрке во Влюблённых женщинах Д.Г.Лоуренса и Гомбольд в романе Олдоса Хаксли Жёлтый Кром.
Галерея: Избранные полотна М.Гертлера.

1891
Мария Ефимовна Сергеенко (или Сергиенко)
советский филолог, переводчик, антиковед, доктор исторических наук. Родилась в семье чиновника в городе Новозыбков, Черниговская губерния, , Российская империя, её мать происходила из дворянского рода Криницких. Детство провела в имении деда. Окончила Черниговскую Министерскую гимназию. В 1910 году приехала в Петербург. Поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов, где изучала классическую и всеобщую историю. Участвовала в семинарах М.И.Ростовцева и Ф.Ф.Зелинского, ученицей которых себя считала. Государственные экзамены сдала по отделению классической филологии (1916). Во время учения начала преподавать латынь в гимназии Л.С.Таганцевой и гимназии кн. Оболенской. Преподавала в женских гимназиях, Саратовском университете. В 1929 году, после разгрома научных кадров в Саратовском университете, возвратилась в Ленинград, где работала в Государственной публичной библиотеке и 1-м Ленинградском медицинском институте (сначала преподавала, потом заведовала кафедрой латинского языка). Была одним из авторов латинско-русского ботанического словаря, созданного Всероссийским институтом растениеводства по инициативе Н.И.Вавилова. Работала в Государственной публичной библиотеке (1931—1934) и в Институте истории науки и техники Академии Наук СССР (с 1932). Во время блокады Ленинграда находилась в осаждённом городе. Написала позднее воспоминания о блокаде. С 1941 по 1945 год занималась переводом «Исповеди» Аврелия Августина. Впервые «Исповедь» в переводе М.Е.Сергеенко издана в сборнике «Богословские труды» № 19, 1978 года. В дальнейшем неоднократно переиздавалась, в 1992, в 2003 и позднее. В 1943 году защитила докторскую диссертацию по теме римского сельского хозяйства. В 1948 году получила ученое звание профессора. В 1945—1974 годах работала в Ленинградском отделении Института истории Академии Наук СССР. С 1948 года преподавала в Ленинградском государственном университете на кафедре классической филологии. Умерла в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 28 октября 1987 года, похоронена в Эстонии, на кладбище Пюхтицкого Успенского женского монастыря. «Пристальное внимание различным вопросам аграрных отношений в Древнем Риме уделила в своих работах М.Е.Сергеенко, — указывает Борис Ляпустин. — Уделяя основное внимание источникам, М.Е.Сергеенко мало обращала внимания на то, насколько исторический материал вписывается в марксистскую теорию».
Награды: Орден Трудового Красного Знамени; Медаль «За оборону Ленинграда»; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Труды
Научное наследие М.Е.Сергеенко составляет более ста работ, многие из которых существуют лишь в виде рукописей. В числе опубликованных работ можно назвать: Первая элегия Тибулла (К вопросу о её композиции); Из истории италийского огородничества; Очерк развития римской агрономии; Колумелла и Варрон как животноводы; Предтечи прикладной ботаники в античном мире; Удобрение хлебных полей в древней Италии; Два типа сельских хозяйств в Италии I века нашей эры; Колумбарий Статилиев Тавров // Вестник древней истории. 1964. № 4.
Книги: Помпеи. Москва — Ленинград, 1949; Очерки по сельскому хозяйству древней Италии, Москва — Ленинград .: Издательство Академии Наук СССР, 1958; Жизнь древнего Рима: очерки быта. Москва — Ленинград .: Наука, 1964 (2-е издание. Санкт-Петербург, 2002); Простые люди древней Италии Москва : Наука, 1964; Сергеенко М.Е. Ремесленники Древнего Рима: Очерки / Академия наук СССР. Ленинградское отделение Института истории.— Ленинград .: Наука. Ленинградское отделение, 1968. — 164 страницы — 3200 экземпляров.
Переводы: Арриан «Поход Александра» (1962); Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. Перевод и примечания М.Е.Сергеенко. Москва : Renaissance, 1991;. «Письма Св. Киприана»; Евсевий Памфил «Церковная история» (1982—1986); Климент Александрийский «Педагог» (отрывки); Катон Старший «Земледелие» (1950); Тертуллиан «О покаянии»; Плиний Младший «Письма» (совместно с А.И.Доватуром); Тит Ливий «История Рима» (3-я декада); Феофраст «Исследование о растениях» (1951).
Литература: К 80-летию М.Е.Сергеенко // Вестник древней истории. 1972. № 2; К 90-летию М.Е.Сергеенко // Вестник древней истории. 1982. № 2; Гаврилов А.К., Казанский Н.Н. К 100-летию М.Е.Сергеенко // Вспомогательные исторические дисциплины. 1993. Выпуск 24; Сергеенко Мария Ефимовна // Лисовый И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / научный редактор А.И.Немировский. — 3-е издание. — Минск, 2001; Жмудь Л.Я. Мария Ефимовна Cергеенко (1891—1987) // Историко-биологические исследования. 2013. Том 5. № 3; Крих С.Б. Стратегия периферии: научное творчество М.Е. Сергеенко в контексте развития советской историографии древности // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 4 (16).
1892
Всеволод Аполлонович Балицкий
деятель советских спецслужб, комиссар государственной безопасности 1 ранга (1935). Народный комиссар внутренних дел Украинской ССР (1934—1937). Родился в городе Верхнеднепровск, Екатеринославская губерния, Российская империя, в семье бухгалтера. По национальности украинец. Окончил 8 классов гимназии в Луганске (1912). Учился на юридическом факультете Московского университета (не окончил), вольнослушатель Лазаревского института восточных языков. В 1913 году вступил в РСДРП, меньшевик, в 1915 году перешёл к большевикам. В 1915 году был призван в Русскую императорскую армию, окончил Тифлисскую школу прапорщиков. В феврале 1917 года был избран председателем полкового комитета 114-го запасного полка. С октября 1917 года — председатель Совета солдатских депутатов в Тебризе. В апреле-июле 1918 года — член Комитета РСДРП(б) Гурии и Мингрелии. С 1918 года на нелегальной работе в Грузии, арестовывался грузинским правительством. Был откомандирован Кавказским крайкомом РСДРП(б) в Москву, по дороге арестован германскими войсками; бежал. В органах ВЧК-ГПУ-НКВД с декабря 1918 года: член коллегии Всеукраинской ЧК (ВУЧК) и заведующим отделом. В 1919 году — заведующий секретариатом ВУЧК, в сентябре 1919 года непродолжительное время был председателем ВУЧК в Гомеле. В сентябре—октябре 1919 года — председатель революционного трибунала Гомельского укрепрайона. В октябре 1919 года был назначен председателем Украинской организационной комиссии, затем — политинспектором ВЧК. С ноября 1919 года — председатель Волынской, с декабря 1919 года — Киевской ЧК и одновременно полпред ВЧК в Правобережной Украине. В 1920 году — врид. начальника тыла, председатель трибунала Юго-Западного фронта. В 1920—1921 годах — заместитель председателя Центрального управления чрезвычайных комиссий. С апреля 1921 по март 1922 год. — заместитель председателя и командующий войсками ВУЧК. С июля 1922 — заместитель председателя, в 1923—1931 годах — председатель ГПУ Украины и одновременно с 1924 по 1930 год — нарком внутренних дел Украинской ССР. В 1931—1934 годах — заместитель председателя ОГПУ при СНК СССР. В ноябре 1932 года был направлен особоуполномоченным ОГПУ на Украину, где в это время был голод, с задачей «безусловно выполнить план хлебозаготовок». С 21 февраля 1933 года — полпред ОГПУ по Украинской ССР и председатель ГПУ Украины, в 1934—1937 годах — нарком внутренних дел Украинской ССР. 10 марта 1933 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло постановление: «Предоставить право рассмотрения дел по повстанчеству и контрреволюции на Украине с применением высшей меры социальной защиты тройке в составе тт. Балицкого, Карлсона, Леплевского». Как отмечает историк Юрий Шаповал, вместе с Постышевым Балицкий объехал голодающие районы Украины и предпринимал на местах решительные и жёсткие меры — это позволило ему впоследствии говорить в узком кругу, что его вместе с Постышевым послали спасать Украину, которую в его отсутствие довели до гибели. 26 января—10 февраля 1934 года делегат XVII съезда ВКП(б). Постановлением ЦК ВКП (б) от 8 мая 1937 года был переведён с должности наркома внутренних дел Украинской ССР на должность начальника УНКВД Дальневосточного края. Один из организаторов т. н. «удара по право-троцкистскому подполью» на Дальнем Востоке. С 1 сентября 1930 года член ЦКК ВКП (б). Член ЦК ВКП (б) (1934—1937). Выведен из состава членов ЦК ВКП (б) постановлением пленума ЦК ВКП (б) 23—29 июня 1937 г. «в связи с показаниями осужденного Якира Й.Э. о причастности Балицкого к военно-фашистскому заговору». 7 июля 1937 г. был арестован в служебном вагоне по ордеру № 15, подписанному Н.И.Ежовым. В своем заявлении от 17 июля 1937 г., а также письменных «показаниях», данных Л.Н.Бельскому, Н.Г.Николаеву-Журиду и М.А.Листенгурту, 26 июля, 17 и 28 августа, 14 и 27 ноября 1937 г., Балицкий «признал себя виновным в участии в военно-фашистском заговоре» и на допросе 26 июля 1937 г. назвал в качестве лично им завербованных подчиненных по НКВД Украинской ССР Иванова В.Т., Бачинского Н.С., Письменного Я.В., Мазо С.С. и Розанова А.Б., а также комбрига Д.А.Шмидта в качестве «помощника в организации вооруженного выступления». Внесен в Сталинские расстрельные списки от 1 и 13 ноября 1937 г. по 1-й категории («за» Сталин, Каганович, Молотов, Ворошилов). 27 ноября 1937 г. осужден в «особом порядке». Расстрелян в городе Москва, РСФСР, СССР, в тот же день вместе с Ф.Д.Медведем. Место захоронения — «могила невостребованных прахов» № 1 крематория Донского кладбища. По заключению Военного суда Московского военного округа от 1 апреля 1998 года был признан не подлежащим реабилитации.
Награды: Орден Красного Знамени (Приказ РВС СССР № 148 от 1922 г.) (лишен Постановлением ЦИК СССР от 27 ноября 1937); Орден Красного Знамени (7 сентября 1926 за участие в авиаперелёте Москва — Тегеран — Москва) (лишен Постановлением ЦИК СССР от 27 ноября 1937); Орден Красного Знамени (3 апреля 1930) (лишен Постановлением ЦИК СССР от 27 ноября 1937); Орден Красной Звезды (14 февраля 1936 «в ознаменование 15-летней годовщины пограничной охраны Народного Комиссариата Внутренних Дел Союза ССР, за выдающиеся заслуги по охране границ социалистической родины, бдительность, беспощадную борьбу с классовым врагом и героические поступки, проявленные частями пограничной охраны, бойцами, командирами, политработниками и колхозниками пограничных районов, и достижения в деле боевой и политической подготовки частей пограничной охраны Народного Комиссариата Внутренних Дел») (лишен Постановлением ЦИК СССР от 27 ноября 1937); Орден Трудового Красного Знамени Украинской ССР (25 июля 1931); знак «Почётный работник ВЧК—ГПУ (V)» № 30; знак «Почётный работник ВЧК—ГПУ (XV)» (20 декабря 1932).
Семья
Жена : Балицкая (Четверикова) Людмила Александровна. Родилась в 1894 г. в городе. Харьков; русская; образование незаконченное высшее; б/п; домашняя хозяйка. Проживала: город Москва, улица Ю.Мархлевского, дом 9, квартира 7. Арестована 17 июля 1937 г. Внесена в список «Москва-центр» от 27 октября 1937 г. по 1-й категории («за» Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов). Приговорена к ВМН в «особом порядке» 28 октября 1937 г. по обвинению в том, что, «будучи осведомленной об антисоветской деятельности мужа, не сообщила об этом органам власти». Расстреляна 28 октября 1937 года. Вместе с ней в одной группе осужденных в ОП были расстреляны видные чины НКВД Украинской ССР Н.С.Бачинский, А.И.Евгеньев-Левин и Е.Д.Элькин. Место захоронения — Московская обл., спецобъект НКВД «Коммунарка». Реабилитирована посмертно 30 июня 1992 г. Прокуратурой Российской Федерации.
Участие в судьбе А.С.Макаренко
Видный немецкий макаренковед профессор Гётц Хиллиг одним из первых обратил внимание научной общественности на огромную роль, которую сыграл в судьбе А.С.Макаренко В.А.Балицкий, не без участия которого беспартийный А.С.Макаренко был назначен руководителем коммуны имени Дзержинского (в 1927 г.), а после критики со стороны Н.К.Крупской и последующего снятия в 1928 г. с должности заведующего Колонией имени Горького остался в качестве руководителя чекистского учреждения… Ныне достоверно известно и что В.А.Балицкий лично вычеркнул фамилию А.С.Макаренко, на которого уже были собраны «показания о контрреволюционной деятельности», из дела Л.С.Ахматова (1937 г.), что дало возможность А.С.Макаренко с семьёй вовремя убыть в Москву. Труды Антона Семёновича, соответственно, не были изъяты из библиотек и уничтожены (как произведения «врага народа», что, к примеру, произошло с произведениями М.С.Погребинского о Болшевской коммуне), Макаренко успел дополнительно написать и издать ещё какие-то произведения, встречаться с читателями и пропагандировать свои взгляды и т. д.
Объекты и учреждения, названные в честь В.А.Балицкого
В честь Балицкого (до 13 июля 1937 года) был назван киевский стадион «Динамо», открытый в 1936 году. Имя Балицкого в 1936—1937 годах носили: клуб работников НКВД в городе Сталино (теперь Донецк); шахта № 9 имени В.А.Балицкого в городе Перевальск Луганской области; Коммуна имени В.А.Балицкого, размещавшаяся в селе Ладан Прилукского района Черниговской области.
Литература: Балицкий В.А. // Петров Н.В., Скоркин К.В. Кто руководил НКВД, 1934—1941 : справочник / Под редакцией Н.Г.Охотина и А.Б.Рогинского. — Москва : Звенья, 1999. — 502 страницы — 3000 экземпляров. — ISBN 5-7870-0032-3; Энциклопедия секретных служб России / Автор-составитель А.И.Колпакиди. — Москва : АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2004. — Страницы 445—446. — 800 страниц. — ISBN 5-17018975-3.
1892
Ференц Элемер Конья (венгерское имя — Kónya Ferenc Elemér)
венгерский футболист, а также футбольный тренер. Ференц Конья родился в городе Будапешт, Австро-Венгрия (ныне Венгрия), в семье Лайоша Конья и Юлианы Фляйшер. В качестве игрока до первой мировой войны он выступал за местный клуб «Кишпешт», который впоследствии был переименован в «Гонвед».
Профессиональная команда: футбольный клуб «Кан», сезон 1934-1935 : Конья (тренер), Майер, Курабоф, Фализ, Фрейт, Родес, Лопес, Литтель, Кребс, Делесс, Леперлиз, Лопес, Карбонне.
Тренерская карьера
Свою тренерскую карьеру Конья начал в немецком «Кайзерслаутерне» в 1921 году, а после был приглашён в бременский «Вердер», который только что получил профессиональный статус и начал выступать в Весткрайслиге. В первый сезон ему удалось выиграть этот турнир[3], но из-за возникших финансовых трудностей он был вынужден покинуть клуб. Сразу после отставки он возглавил сборную Эстонии, которой предстояло участвовать в Олимпийских играх 1924 года. Под руководством этого специалиста команда провела два матча со сборными США и Ирландии, потрепела в обоих из них поражения и выбыла из олимпийского турнира на предварительном раунде. Далее в его карьере была итальянская «Модена», швейцарские «Люцерн», «Ольтен», «Олд Бойз», «Золотурн» и французские клубы «Шарантон», «Амьен», «Кан». Перед второй мировой войной он прекратил тренерскую деятельность и более её не возобновлял. Умер в родном городе 11 марта 1977 года.
1892
Беатрис Харрисон (Beatrice_Harrison)
британская виолончелистка. Она впервые исполнила несколько важных английских произведений, особенно Фредерика Делиуса, и сделала первые или стандартные записи других, в частности первую запись концерта для виолончели Элгара в 1920 году под управлением композитора.
Беатрис Харрисон родилась в городе Рурки, Британская Индия. Семья Харрисонов вернулась в Англию, когда она была маленькой, и она училась в Королевском музыкальном колледже в Лондоне, а затем у Хьюго Беккера и в Высшей школе музыки в Берлине. В 1910 году она получила премию Мендельсона и дебютировала в Бехштейн-холле в Берлине
Музыкальная семья
Беатрис была сестрой Мэй Харрисон, скрипачки, ученицы Леопольда Ауэра; Маргарет Харрисон, пианистки, но, возможно, более известной как заводчица ирландских волкодавов и судья выставок собак; и меццо-сопрано Моники Харрисон. Как и в семье Марка Хамбурга, в этой семье детей обучали играть на отдельных инструментах, чтобы они могли играть в ансамбле. Мэй однажды заменяла Фрица Крейслера на концерте Мендельсона в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). И Мэй, и Беатрис выиграли Золотую медаль Ассоциированного совета за скрипку и виолончель соответственно. Хьюго Беккер говорил сэру Генри Вуду о своем восхищении игрой Беатрис Харрисон еще до ее дебюта под его управлением в 1911 году, когда она играла Дворжака, Гайдна и Чайковского. Вуд, Чарльз Вильерс Стэнфорд и Эдвард Элгар были большими поклонниками. Баллада и баллабиле Стэнфорда, op 160, была написана для Харрисона и впервые услышана 3 мая 1919 года в Вигмор-Холле с использованием фортепианной обработки. Харрисон семья подружилась с Роджером Квилтер и его окружению (в том числе членов Франкфуртской группы) через солдатских концертах в 1916 году. 11 марта 1918 Беатрис в исполнении Дворжакас Концерт для виолончели с оркестром си минор с Королевским филармоническим оркестром под Томасом Бичемом.
Первые выступления репертуара «Delius»
Беатрис привлекла к себе более широкое внимание как первая исполнительница сонаты для виолончели Делиуса (Уигмор-Холл, 31 октября 1918). А 11 ноября Мэй впервые исполнила скрипичную сонату № 1 Делиуса, которую позже она записала с Арнольдом Баксом за фортепиано. Роджер Квилтер присутствовал на обоих выступлениях, поскольку в то время они также исполняли его музыку на концертах. Концерт для скрипки, написанный в Грез-сюр-Луан в 1919 году, впервые был исполнен в Куинз-холле с Альбертом Сэммонсом (посвященным) под управлением Адриана Боулта в том же году. Беатрис и ее сестра впервые исполнили Двойной концерт Делиуса (который он завершил в 1915 году и посвятил им) в его присутствии на симфоническом концерте в Куинз-холле в январе 1920 года. После этого Делиус вернулся в Грец и, по просьбе Беатрис Харрисон, начал работу над своим концертом для виолончели. Она исполнила сонату для виолончели на концерте в Париже 8 июня. После двух месяцев непрерывной работы в своей Хэмпстедской квартире Делиус закончил концерт весной 1921 года, и его исполнила виолончелистка, которую сэр Томас Бичем назвал "этой талантливой леди"." Когда останки Делиуса были перезахоронены в соответствии с его пожеланиями на сельском кладбище южной Англии 24 мая 1935 года, была выбрана деревня Лимпсфилд недалеко от дома Харрисонов в Окстеде в Суррее: Беатрис Харрисон играла после службы, на которой Томас Бичем произнес речь.

Харрисон и Элгар на записи концерта для виолончели Элгара в студии HMV, ноябрь 1920 года.
Концерт Элгара
Харрисон впервые исполнил концерт для виолончели Эдварда Элгара за пределами Лондона, на фестивале трех хоров в Херефорде в 1921 году. К 1924 году она совершила турне по Европе и Америке, а в ноябре 1925 года вернулась в Королевский филармонический оркестр на концерт с участием Элгара, исполнив Концерт для виолончели под руководством Элгара. Элгар специально попросил, чтобы она была солисткой всякий раз, когда он дирижировал произведением, после того, как она изучила его с ним, прежде чем сделать сокращенную предэлектрическую запись. На этом мероприятии сэр Эдвард был награжден Золотой медалью Генри Вуда от имени Общества. Год или два спустя, с появлением электрической записи, расширяющей технические возможности граммофона, Беатрис Харрисон была выбрана для "официальной" записи концерта на HMV под дирижированием Элгара. В 1929 году на фестивале в Харрогите она участвовала в фестивальном концерте произведений, связанных с Франкфуртской группой (Квилтер и коллеги), а в 1933 году Квилтер переделал для нее свою "Любовь мою" для трансляции.
"... соловей, поющий вместе с ней"
Выступления Харрисона стали хорошо известны благодаря трансляции на заре существования BBC sound radio. Она участвовала в одной из первых прямых трансляций Би-би-си в мае 1924 года, когда сидела и играла на виолончели в саду своего дома Фойл Райдинг в Окстеде, выступая дуэтом с найтингейлами. "Несколько лет спустя записи Беатрис Харрисон с the nightingales были сделаны компанией HMV ["Голос его хозяина", также известной как ‘Граммофонная компания’]. Они были доступны на стандартных 10-дюймовых граммофонных дисках из шеллака и оказались чрезвычайно популярными.' Эти записи были сделаны 3 мая 1927 года, а дальнейший сеанс состоялся 9 мая 1927 года. Первые опубликованные записи поступили в продажу в июне 1927 года и включали североирландскую народную песню "Воздух Лондондерри" (мелодия Дэнни Боя) в сочетании с "Песнопением индуса" из оперы "Садко" (Римского-Корсакова), выпущенную на HMV B2470, вместе с записью пения соловьев в сочетании со звуковой картиной под названием "Рассвет в саду Старого света", выпущенной на HMV B 2469. Еще одна запись, сделанная в то же время, «Songs my mother teached me» (Дворжак), которая была дополнена другой записью soundscape, была выпущена на HMV B2853 и поступила в продажу в ноябре 1928 года. Также были выпущены записи соловьев, поющих в одиночестве, и хора dawn из сада Харрисона. У Би-би-си не было жизнеспособных средств записи звука до 1930 года. В апреле 2022 года Би-би-си использовала одну из записей голоса Своего Хозяина 1927 года, полагая, что это их собственная запись трансляции 1924 года. Они усугубили эту ошибку, транслируя программу, в которой профессор ФРС Тим Биркхед, гость программы, высказал свое мнение о том, что дуэты были подделаны с использованием голоса артистки, которая, по его предположению, могла быть эстрадной исполнительницей Мод Гулд. Хотя об этом утверждении широко сообщалось, документальных подтверждений представлено не было. Свидетельства современников, включая письма Харрисона, хранятся в Музее истории музыки, Доркинг, и виолончелистка Кейт Кеннеди говорит, что они опровергают использование имитатора птиц.
Снова военное время
Возможно, Концерт Элгара был тем произведением, с которым она была наиболее тесно связана, не в последнюю очередь в ее выступлениях для Генри Вуда. Было очень успешное выступление в августе 1937 года и еще одно на концерте Элгара 27 августа 1940 года с Лондонским симфоническим оркестром в старом Куинз-холле, менее чем за год до того, как он был разрушен немецкой бомбардировкой. В этом случае стиль солистки был особенно оживленным, в результате чего ее локоны "танцевали" таким образом, что оркестранты отвлеклись. Во время концерта снаружи раздался грохот выстрелов, а в зале посыпалась штукатурка. Сэр Генри считал ее выступление лучшим из когда-либо срежиссированных им. Она была одной из английских солисток, принявших участие в самом последнем сезоне Вуда в июле 1944 года, за месяц до его смерти. Беатрис Харрисон владела виолончелью, изготовленной Пьетро Гварнери (Пьетро да Венеция) (1695-1762), и играла на ней.
Беатрис Харрисон умерла в Умерла в графстве Суррей, Англия, 10 марта 1965 года.
Похоронена на кладбище церкви Святого Петра в Лимпсфилде, рядом с сэром Томасом Бичемом и другими выдающимися музыкантами.
Концерт в честь столетия
9 декабря 1992 года в Уигмор-холле состоялся концерт к столетию Беатрис Харрисон, организованный виолончелистом Джулианом Ллойдом Уэббером и пианистом Джоном Ленеханом. Программа состояла из произведений, особенно связанных с виолончелисткой, включая Сонату для виолончели Джона Айрленда (премьера которой состоялась в апреле 1924 года) и сонату Делиуса, а также "Пастораль и барабан" Сирила Скотта, которую Ллойд Уэббер исполнил на фортепиано с сестрой Харрисона Маргарет.
Записи (Неполный список): Элгар: Концерт для виолончели (дирижер Нового симфонического оркестра. Эдвард Элгар) HMV D1507-9 (3 записи, 1928); Делиус: Соната для виолончели (под управлением Гарольда Крэкстона, pno) HMV D1103-4 (2 записи); Делиус: Элегия и Каприз (дирижер оркестра. Эрик Фенби) HMV B3721 (1 запись); Делиус: Антракт и серенада из "Hassan Incident Music". HMV B3274 (1 запись); Соловьи / Лондондерри Эйр / Поют Hindu HMV B2470 10"; Рассвет в саду старого света / Nightingales HMV B2469 10"; Соловьи / Песни, которым меня научила мама и т.д. HMV B2853 102.
В литературе
Выступления Беатрис Харрисон с найтингейлами легли в основу стихотворения Роберта Сакстона "Вещает соловей", которое в 2001 году получило премию Мемориальной ассоциации Китса-Шелли. Ее записи соловья послужили источником вдохновения для пьесы Патриции Кливленд Пек 2004 года "Виолончель и соловей" Выступления Беатрис Харрисон с найтингейлами упоминаются как драматический прием, чтобы представить эпизод с найтингейлами в романе Джона Престона 2007 года "Раскопки".
Источники: Т. Бичем, Фредерик Делиус (Hutchinson & Co, Лондон, 1959); Р.Т. Даррелл, Энциклопедия записанной музыки граммофонного магазина (Нью-Йорк, 1936); Артур Иглфилд Халл (ред.), Словарь современной музыки и музыкантов (Дент, Лондон, 1924); Р.Элкин, Королевский филармонический оркестр, Летопись Королевского филармонического общества (Rider & Co, Лондон, 1946); В.Лэнгфилд, Роджер Квилтер, его жизнь и музыка (Вудбридж, Бойделл, 2002); Р.Паунд, сэр Генри Вуд (Касселл, Лондон, 1969); Х.Вуд, Моя музыкальная жизнь (Голланц, Лондон, 1938); Беатрис Харрисон, Виолончель и соловьи. Автобиография Беатрис Харрисон, отредактированная Патрисией Кливленд-Пек. Предисловие Джулиана Ллойда Уэббера. (Джон Мюррей, Лондон, 1985); Выпуск сестер Харрисон, Журнал Общества Делиуса, осень 1985 года, номер 87.

1893
Николай Васильевич Измайлов
советский литературовед, текстолог, пушкинист, доктор филологических наук (1963). Николай Измайлов родился в дворянской семье, в городе Борисоглебск, Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя. Отец — адвокат Василий Владимирович Измайлов (1862—1931), мать — Зоя Николаевна (урождённая Гаевская, 1861—1930), в семье было также две старших дочери — Наталья и Анна. В 1907 году семья переехала в Санкт-Петербург. Николай закончил курс Тенишевского училища (1911), в том же году поступил на славянское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Участник Первой мировой войны, в 1917 году демобилизовался в чине прапорщика. Продолжив после демобилизации учёбу, Николай окончил курс историко-филологическего факультета в декабре 1918 года; среди его преподавателей И.А.Шляпкин, А.А.Шахматов, П.А.Лавров, С.А.Венгеров. По окончании университета Николай Измайлов устроился на работу в Едином государственном архивном фонде, одновременно прошёл обучение на Архивных курсах при Петроградском археологическом институте. Николай Васильевич Измайлов был одним из виднейших пушкинистов старшего поколения. Его занятия Пушкиным начались в 1913—1914 гг. в известном семинарии С.А.Венгерова, где он прочел свою исследовательскую работу — «Пушкин и кружок московских любомудров». Окончив в 1918 г. историко-филологический факультет Петроградского университета, Н.В.Измайлов был оставлен С.А.Венгеровым при кафедре русской литературы; одновременно он являлся слушателем Архивных курсов при Петроградском археологическом институте и заведующим отделом 1-го отделения IV секции Главархива. Уже в эти годы закладывается, таким образом, основа многочисленных последующих работ Н.В.Измайлова, опирающихся на изучение рукописных фондов.В 1921 г. он — ученый хранитель рукописей, а с 1924 г. — заведующий Рукописным отделом Пушкинского Дома при Российской Академии наук. Он принимает ближайшее участие в издании творческого и эпистолярного наследия А.Н.Островского, А.А.Бестужева, но в центре его внимания продолжает оставаться Пушкин и его ближайшая литературная среда. Уже первые печатные труды Н.В.Измайлова, посвященные лицейскому литературному творчеству, представляют собой образцовый по своей филологической культуре синтез текстологических, архивоведческих, биографических и историко-литературных разысканий, который станет в дальнейшем излюбленным жанром ученого. С 1925 по 1928 состоял также научным сотрудником I разряда в ИЛЯЗВ при ЛГУ. С января 1921 года был активным участником кружка молодых историков — учеников виднейших профессоров истории, в неформальной обстановке обсуждавших работы коллег и предстоящие публикации. Кружок был не только местом научных дискуссий, молодые выпускники петроградских университетов устраивали танцевальные и стихотворные вечера, шарады. Среди участниц кружка были две дочери академика С.Ф.Платонова, в 1923 году Николай Измайлов женился на Наталье Сергеевне Платоновой (1894—1942) — в 1924 году в семье Измайловых родилась дочь Татьяна. Во второй половине 1920-х годов участвовал в переговорах по поводу передачи в Пушкинский Дом онегинского собрания в Париже, в 1926 году выезжал в зарубежную командировку с этой целью. Принимал участие в обсуждении и подготовке большого 16-томного собрания сочинений Пушкина, в том числе подготовив публикацию текстов «Медного всадника» и «Полтавы». Интенсивность работы Измайлова в эти годы была столь высока, что научные работы продолжали публиковаться, когда сам учёный оказался в заключении. В середине 1920-х годов предметом его специального интереса становится и биография Пушкина; совместно с Б.Л.Модзалевским Н.В.Измайлов выпускает в свет популярный очерк жизни и творчества поэта и принимает участие в издании «Писем» (тома I и II, 1926—1928) — уникальной по своему фактическому богатству работы Б.Л.Модзалевского. Плодом этого неослабевающего интереса были последующие комментарии и биографические работы Н.В.Измайлова: комментарии к новонайденным письмам Пушкина к Е.М.Хитрово (1927), статьи «Пушкин и Е.М.Хитрова» (1927), «“Роман на Кавказских водах” — невыполненный замысел Пушкина» (1928), работы о письмах Пушкина к Л.Геккерну (1936, 1969), о Пушкине и салоне Карамзиных (1960), наконец редактирование томов переписки Пушкина в академическом собрании сочинений и книги «Пушкин. Письма последних лет (1834—1837)», завершающей прерванное издание Б.Л. и Л.Б.Модзалевских (1969). Однако самым значительным научным достижением Н.В.Измайлова в 1920—1930-е годы была выработка новых методов текстологического исследования рукописи, осуществленная им, Б.В.Томашевским и С.М.Бонди и положившая основание современной текстологии. В процессе подготовки к печати пушкинских рукописей из «Онегинского» и «Майковского» собраний (1922, 1928—1929) стало очевидно, что старый «транскрипционный» метод издания черновиков исчерпал себя, что авторская рукопись есть не статическая величина, а процесс, разложимый во времени и требующий аналитического подхода. Это новое понимание исходных принципов текстологического изучения легло в основу шестнадцатитомного «большого» академического издания Пушкина, с которого начался новый этап развития текстологии как науки. Для этого издания Н.В.Измайлов подготовил тексты «Полтавы», «Медного всадника» (вместе с С.М.Бонди), ряда лирических стихотворений и писем; на основе этих работ возникли затем его статьи об «Анчаре» (1927), «Осени» (1974) и монографические исследования о «Полтаве» и «Медном всаднике». В 1960-е годы ученый обращается и к анализу практического и теоретического опыта 16-томного собрания сочинений Пушкина в целом, исподволь разрабатывая пути подхода к новому академическому, широко комментированному изданию; так появляется серия его работ по истории текстологического изучения Пушкина (1966), по истории самого академического издания (1974) и специальная статья, обосновывающая принципы будущего собрания сочинений (1979). В 1929 году был арестован как зять главного обвиняемого по «делу Академии наук», в 1931 году за «незаконное хранение архивных документов» приговорён к пяти годам лагерей, работал экономистом-статистиком Ухто-Печёрского ИТЛ, освобождён в июле 1934 года. Участвовал в подготовке Пушкинской выставки 1937 года, преподавал на филологическом факультете ЛГУ (1939—1941). В 1941—1953 годах находился в Чкалове, изучал работу Пушкина над материалами о Пугачёве. Преподавал в Чкаловском государственном педагогическом институте (1941—1953) и по совместительству в Чкаловском областном институте усовершенствования учителей по кабинету русского языка и литературы (1944—1945). Выступает в печати, участвует в работе писательской организации. При этом он не оставляет занятий Пушкиным. В Оренбурге, в местах, по которым прошло пугачевское восстание, он получает точное знание географических и исторических реалий крестьянской войны, на которые накладывалась канва и пушкинской биографии. Возникает замысел работ об «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке». Н.В.Измайлов изучает архивные фонды — оренбургского генерал-губернатора И.А.Рейнсдорпа и дела секретной экспедиции Государственной военной коллегии об «известном злодее» Пугачеве, прослеживая главную линию «пугачевских» разысканий Пушкина. Особое внимание он обращает на устное предание, которым широко пользовался Пушкин, нередко отдавая ему предпочтение перед официальным письменным источником. Этот вывод, обоснованный Н.В.Измайловым в статьях, сложившихся в своей основе еще в оренбургский период («Оренбургские материалы Пушкина для “Истории Пугачева” и “Капитанской дочки”», 1953; «Об архивных материалах Пушкина для “Истории Пугачева”», 1960), был чрезвычайно существен для уяснения творческого метода Пушкина как историка и художника. 30 ноября 1943 защитил в ИМЛИ кандидатскую диссертацию «О творчестве Пушкина». Семья Измайлова не была эвакуирована из блокадного Ленинграда. Жена Наталья Сергеевна умерла от истощения 13 мая 1942 года, после её смерти дочь Татьяна смогла приехать к отцу в Чкалов летом 1942 года. В сентябре 1953 года вернулся в Ленинград, с 1956 года — старший научный сотрудник ИРЛИ, в 1957 году вновь стал заведующим Рукописным отделом. Женился на своей давней знакомой и коллеге Наталье Александровне Чебышевой (1905—1982). В 1953 г. Н.В.Измайлов вернулся в Ленинград, проработав в Оренбурге двенадцать лет. С 1955 г. он — старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии Наук СССР, с 1957 г. — заведующий его Рукописным отделом. В 1963 г. ему присваивается ученая степень доктора филологических наук по совокупности трудов. Это последнее двадцатилетие творческой деятельности ученого было исключительным по плодотворности и многообразию. Не оставляя занятий Пушкиным, Н. В. Измайлов принимает ближайшее участие в работе над фундаментальными собраниями сочинений и писем И.С.Тургенева (тома I—XV — Сочинения; тома I—XIII — Письма, 1960—1968), углубленно занимается творчеством Жуковского. Пушкинист по преимуществу, Н.В.Измайлов всегда оставался, в широком смысле слова исследователем русской литературы. В пушкиноведческих же его работах последних лет, помимо отмеченных выше тем, особое место заняло изучение зрелой лирики Пушкина, интересовавшей его еще со времени работы в академическом издании. В 1952 г. вышла в свет статья Н.В.Измайлова «Мицкевич в стихах Пушкина» — наиболее убедительная в настоящее время интерпретация стихотворения «В прохладе сладостной фонтанов»; за ней последовали статьи о «Мирской власти» (1958), об «Осени» и одна из самых значительных работ ученого — о лирических циклах Пушкина 1830-х годов, устанавливающая связи и творческие тенденции в позднем лирическом наследии Пушкина (1958). В 1974 г. по его инициативе и под его редакцией вышел сборник «Стихотворения Пушкина 1820—1830-х годов», посвященный изучению творческой истории 22 лирических произведений Пушкина. В 1975 г. выходит в свет книга Н.В.Измайлова «Очерки творчества Пушкина», включившая избранные работы 1926—1975 гг. и написанную заново статью о «Полтаве» — результат многолетних исследований, единственный в пушкиноведческой литературе столь подробный и документированный монографический очерк творческой истории и проблематики одного из значительнейших созданий Пушкина. Не будучи формально монографической работой, «Очерки творчества Пушкина» демонстрировали ту целостность и единство исследовательского подхода, которые не могли быть достигнуты ни строгим отбором, ни даже целенаправленной переработкой статей, но были естественным следствием всегда присущей Н.В.Измайлову монистичности научного мышления. Каждая из статей, составляющих книгу, отмечена той характерной синтетичностью охвата проблемы, о которой мы уже упоминали в связи с первыми работами Н.В.Измайлова, — единством текстологического, биографического, историко-литературного методов изучения. Представляя итог пятидесятилетнего изучения целого ряда пушкиноведческих проблем, книга Н.В.Измайлова была одним из наиболее выдающихся событий в пушкиноведении. Есть, однако, своя закономерность в том, что из этих проблем выделилась одна и что этой одной проблеме была посвящена вторая итоговая работа Н.В.Измайлова. Мы имеем в виду труд, посвященный «Медному всаднику» — «самому вершинному произведению в ряду поэм» Пушкина, «да и во всем его поэтическом творчестве», как определял его сам Н.В.Измайлов. Над историей этого произведения ученый, как мы уже упоминали, начинал работать еще в конце 1920-х годов, когда им был произведен пересмотр всего сохранившегося фонда автографов и установлено соотношение между «Медным всадником» и «Езерским»; в дальнейшем эти исследования были развиты и частью уточнены С.М.Бонди и О.С.Соловьевой, а также и самим Н.В.Измайловым в процессе подготовки (совместно с С.М.Бонди) текста поэмы для академического издания Пушкина. Из многолетних разысканий в области текста, творческой истории и художественной проблематики «Медного всадника» выросло подготовленное Н.В.Измайловым издание поэмы в серии «Литературные памятники», с обширной монографической вступительной статьей, которая, как и статья о «Полтаве», является в настоящее время наиболее всесторонним и фундаментальным исследованием пушкинского шедевра. В 1980 г. «Очерки творчества Пушкина» и издание «Медного всадника» были удостоены высшей академической филологической награды — Пушкинской премии Академии Наук СССР. В это время Н.В.Измайлову было уже более 85 лет. Возраст, однако, не остановил его творческой работы: наряду с подготовкой издания поэмы он продолжал участвовать в редакционных коллегиях изданий Пушкинского Дома, консультировать, руководить аспирантами. Его творческая деятельность продолжалась до последних месяцев жизни. Научное творчество Н.В.Измайлова — органическая, неотъемлемая и необходимая часть современного литературоведения. С ним привыкли связывать понятие «академичности» в лучшем смысле этого слова - как синонима эрудиции, точности, высокого уровня филологической культуры. Его наследие осуществляет в то же время живую преемственную связь современной науки с лучшими традициями русской науки о литературе, составляющими ее классический фонд. Скончался 2 мая 1981 года. был похоронен в Ленинграде на Большеохтинском кладбище. Дочь от первого брака — Татьяна (1925—2004).

1893
Фрэнк Уолтер Мессерви (Frank Walter Messervy)
генерал Британской Индийской армии и пакистанских вооружённых сил, принимал участие в Первой и Второй мировой войне. Родился на острове Тринидад. 21 января 1913 года начал проходить службу в Британской Индийской армии в звании младшего лейтенанта. Во время Первой мировой войны принимал участие в сражениях во Франции, Палестине и Сирии. Во время Второй мировой войны командовал подразделениями Британской Индийской армии во время Восточноафриканской и Североафриканской кампаний, а также Бирманской кампании. После окончания Второй мировой войны занимал должность командующего сухопутными войсками Пакистана с 15 августа 1947 по 10 февраля 1948 года. Умер в деревне Хейшотт, округ Чичестер, графство Западный Сассекс, Англия, 2 февраля 1974 года.
Награды и премии: Рыцарь-командор ордена Британской империи; Орден «За выдающиеся заслуги»; Легионер ордена «Легион почёта»; Кавалер ордена Бани.
1894
Йоста Андреассон (шведское имя — Gösta Andreasson)
шведско-американский скрипач. Родился в городе Гётеборг, Швеция. Окончил Стокгольмскую академию музыки, совершенствовал своё мастерство под руководством Леопольда Ауэра. Наиболее существенная страница в творческой биографии Андреассона — участие в партии второй скрипки в Квартете Адольфа Буша, длившееся с 1921 по 1945 гг. В 1922—1933 гг. это не мешало Андреассону одновременно преподавать в Дармштадте. Затем, по мере обострения социально-политической обстановки в Германии, участники квартета перебрались сперва в Швейцарию, а затем и в США. После ухода из квартета Андреассон до 1963 г. преподавал в университете Карнеги-Мелон. Умер в Ривердейле, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 6 июня 1982 года.

1894
Адам Лукаш Круликевич (польское имя — Adam Łukasz Królikiewicz)
польский кавалерист, майор Войска Польского, первый польский олимпийский медалист. Родился в городе Лемберг, Австро-Венгерская империя (ныне Львов, Украина), в многодетной семье (восемь сыновей и дочь) Кароля и Юлии (девичья фамилия Брунарская). После получения аттестата зрелости в 1913 году, поступил на Электрическое отделение Высшей технической школы в городе Митвайда (Германская империя). В августе 1914 вернулся во Львов и вступил в I бригаду польских Легионов. Сперва был приписан к стрелкам, но затем переведён в кавалерию. Там впервые сел на коня и в итоге стал отличным наездником. За отличие в бою за деревню Кунице под Сандомиром (23 июня 1915 года) награждён Virtuti Militari V класса. Отправлен на учёбу в Офицерскую школу кавалерии при 1. полку Легионов. 10 декабря 1918 перешёл в Войско Польское. Чин подпоручика получил в 1919 году. Оставлен при Кавалерийской школе. С 1932 года проходил службу в 1. шевожелерском полку Юзефа Пилсудского. В 1935—1939 годах начальник обучения езды в Центре обучения кавалерии в Грудзёндзе. 12 марта 1933 года получил звание майора. Был награждён множеством наград Польши и других стран. Участвовал во всевозможных соревнованиях по конной езде. Всего участвовал в 94 соревнованиях, из которых в 24 занял первое место, а в 81 закончил на пьедестале. В том числе завоевал бронзовую медаль на соревнованиях по конкуру на Олимпийских играх в Париже в 1924 году. Это была первая польская олимпийская медаль в индивидуальных соревнованиях. Войну провёл в Кракове. После войны работал тренером конной езды и организатором конного спорта. Участвовал консультантом в съёмках ряда фильмов, в некоторых из которых также был актёром в конных сценах. В том числе участвовал в фильмах «Подгале в огне» (1955) и «Ранчо Техас» (1958). При выполнении одного из конных элементов при съёмках фильма Анджея Вайды «Пепел», упал с коня и получил множественные травмы, в результате которых скончался в городе Констанцин-Езёрна, ПНР, ныне Польша, 4 мая 1966 года.
Награды: Серебряный крест ордена Virtuti Militari; Золотой крест Заслуги; Серебряный крест Заслуги; Двукратный кавалер Креста Храбрых; Крест Независимости с мечами; Кавалер ордена Звезды Румынии; Кавалер ордена Почётного легиона; Кавалер ордена Короны Италии; Кавалер ордена Вазы.
1894
Амфилохий Почаевский (в миру — Яков Варнавович Головатюк)
православный монах и священнослужитель Русской православной церкви. Подвизался в Почаевской лавре. Прославлен в лике преподобных. Память — 29 апреля по юлианскому календарю. Родился в селе Малая Иловица, Белокриницкая волость, Кременецкий уезд, Волынская губерния, Российская империя (ныне Украина). В 1925 году был принят послушником в Почаевскую лавру. 8 июля 1932 года по благословению митрополита Варшавского и всей Польши Дионисия (Валединского) был пострижен в монашество с именем Иосиф. 21 сентября 1933 года был рукоположён епископом Антонием (Марценко) во иеродиакона; 27 сентября 1936 года — во иеромонаха. Осенью 1962 года, когда лавра была на грани закрытия советской властью, сыграл ключевую роль в защите Троицкого собора, вследствие чего через несколько дней был насильственно госпитализирован в психиатрическую больницу.
По освобождении вернулся в родное село и поселился у своего племянника, где продолжал вести церковную службу. Одним из своих родственников был увезён за село к болоту, избит и брошен в воду. Будучи на краю смерти, в лавре был пострижен в схиму с именем Амфилохий в честь святителя Амфилохия Иконийского. Выздоровев, снова вернулся в родное село. При жизни святого ходили слухи, что он обладает даром исцеления. Одна из подобных историй была о том, что однажды он воскресил девочку, которая умерла в пути, когда мать везла её издалека к старцу. Скончался в родном селе 1 января 1971 года.
Могила преподобного Амфилохия на монастырском кладбище Почаевской Лавры
Почитание и канонизация
23 апреля 2002 года Священный синод Украинской православной церкви (Московского патриархата) принял решение прославить в лике святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия. Чин прославления преподобного Амфилохия в лике святых был совершён митрополитом Киевским Владимиром в воскресенье 12 мая 2002 года в Успенском храме Почаевской лавры; 13 мая мощи преподобного были перенесены из Успенского собора в расположенную под ним церковь-крипту преподобного Иова Почаевского, где почивают рядом с мощами последнего. 3 февраля 2016 года определением Архиерейского собора Русской православной церкви установлено общецерковное почитание преподобного Амфилохия.

1894
Владислав Иосифович Равдоникас
советский археолог, член-корреспондент Академии Наук СССР (1946). Родился в городе Тихвин, Новгородская губерния, Российская империя. С четырёх лет круглый сирота. В середине 1910-х годов увлёкся археологией, вёл раскопки курганов на территории Тихвинского уезда Новгородской губернии в верховьях реки Сясь. В 1915 году поступил на экономическое отделение Петроградского политехнического института. Призван в армию. В 1916—1917 годах учился в Михайловском артиллерийском училище, участник Первой мировой войны. С энтузиазмом встретил Октябрьскую революцию, избирался делегатом IX Всероссийского Съезда Советов. Командир артдивизиона Красной Армии (Карело-Финский фронт, фронт против Юденича). В Тихвине заведовал Педагогическим техникумом, инициировал музейный статус монастыря, редактировал уездную газету. В 1922 году не выполнил приказ Губернского комитета РКП (б) переехать в Череповец на партийную работу в газете, так как видел себя в научной работе и преподавании, вышел из партии по заявлению о выходе и постановлению Тихвинского уездного комитета РКП (б), о чём написал письмо-обоснование в ЦК РКП (б). В период с 1918 по 1923 год с перерывами учился на историко-филологическом факультете Петроградского университета. В 1927 году переехал в Ленинград, работал сотрудником Государственной академии истории материальной культуры. С 1928 года — сотрудник Института истории материальной культуры. С 1929 года преподавал в ЛГУ, профессор. В 1934 — доктор исторических наук. В 1935 году исследовал петроглифы Онежского озера, в 1936 году — Беломорские петроглифы. В 1936—1938 годах исследовал Оленеостровский могильник в Карелии. На площади 2350 м² было вскрыто 177 погребений, найдено 7132 предмета эпохи мезолита. Позднее вёл раскопки средневековых курганов Приладожья в Старой Ладоге. В 1936—1948 годы занимал должность заведующего кафедрой (отделением) археологии в ЛГУ. Один из создателей теоретических марксистских основ советской археологии в 1930—1940-х годах. В 1944—1945 и 1946—1949 годы заведовал Ленинградским отделением Института истории материальной культуры. В 1946 году избран действительным членом Норвежской Академии наук. Автор трудов по истории северо-запада России в древности и в средние века (расселение прибалтийско-финских племён, становление государственности в регионе), теоретическим проблемам первобытного общества. С конца 1940-х годов отошёл от научной деятельности. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 28 ноября 1976 года.
Похоронен на Комаровском кладбище.
Награды: Орден Трудового Красного Знамени (10 июня 1945).
Основные труды: Доисторическое прошлое Тихвинского края. Тихвин, 1924; Тихвинский уезд в годы революции. Тихвин, 1925; Die Grabsitten in den »finnischen» Kurganen im südöstlichen Ladogagebiet // Eurasia Septentrionalis Antiqua. — Helsinki, 1929. — Nid. IV. — S. 214—228; За марксистскую историю материальной культуры // Известия ГАИМК. Том VII. Выпуски 3-4. Ленинград, 1930; Die Normannen der Wikingerzeit und das Ladogagebiet (нем.). Stokholm, 1930; Раскопки в Приладожье в 1930 г. и некоторые выводы из них // Сообщения ГАИМК. 1931. № 3; Ижорский могильник в г. Красногвардейске (б. Гатчина) // Сообщения ГАИМК. 1931. № 11/12; Памятники эпохи возникновения феодализма в Карелии и юго-восточном Приладожье // Известия ГАИМК. Выпуск 94. Москва—Ленинград : Государственное социально-экономическое издательство, 1934; К изучению наскальных изображений Онежского озера и Белого моря // «Советская археология». Выпуск 1. 1936; История первобытного общества. Часть I. Ленинград, 1939; Вновь открытые наскальные изображения на побережье Белого моря // БКИЧП. № 6-7. 1940; Археологические исследования на реке Свири в 1934 г. // «Советская археология». Выпуск 5. 1940; Старая Ладога // КСИИМК. Выпуск 11. 1945; История первобытного общества. Часть II. Ленинград, 1947; Старая Ладога (из итогов археологических исследований 1938–1947 гг.) // «Советская археология». Выпуск 11. 1949; Старая Ладога (из итогов археологических исследований 1938–1947 гг.). Часть II // «Советская археология». Выпуск 12. 1950; Равдоникас В.И., Лаушкин К.Д. Об открытии в Старой Ладоге рунической надписи на дереве в 1950 г. // Скандинавский сборник IV. – Таллин, 1959.
Литература: Равдоникас Владислав Иосифович // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах.] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание. — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Белановская Т., Столяр А. Археологии отданная жизнь: К 80-летию В.И.Равдоникаса // Ленинградский университет. — 1974. — № 90 (2355). — Страница 3; Столяр А.Д. Деятельность В.И.Равдоникаса // Тихвинский сборник. — Выпуск 1. — Тихвин, 1988; Формозов А.А. Археология и идеология (1920–1930-е гг.) // Вопросы философии. — 1993. — № 2; Савинов Д.Г. Предисловие // Памятники древнего и средневекового искусства: Сборник статей в память профессора В.И.Равдоникаса. — Санкт-Петербург, 1994; Международная конференция к 100-летию В.И.Равдоникаса: Тезисы докладов. — Санкт-Петербург, 1994; Формозов А.А. К столетнему юбилею В.И.Равдоникаса // Российская археология. — 1996. — № 3; Платонова Н.И. Панорама отечественной археологии на «великом переломе» // Археологические вести. — Выпуск 9. — Санкт-Петербург, 2002; Тихонов И.Л. Археология в Санкт-Петербургском университете. — Санкт-Петербург, 2003; Тункина И.В. Несколько штрихов к портрету В.И.Равдоникаса 1920-х гг. (по архивным материалам) // Невский археолого-историографический сборник: к 75-летию кандидата исторических наук А.А.Формозова / ответственный редактор А.Д.Столяр. — Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2004. — Страницы 193—215; Клейн Л.С. Красный демон археологии. Сага о Равдоникасе // Краеугольный камень: Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. — Том I. — Москва: Ломоносовъ, 2010; Платонова Н.И., Бондарева В.В., Жервэ Н.Н., Титова А.А. К 125-летнему юбилею В.И.Равдоникаса. Путь в науку. Часть 1: Тихвинские истоки // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И.Вернадского. Исторические науки. — 2020. — Том 6 (72). — № 1; Платонова Н.И. Владислав Иосифович Равдоникас накануне и после войны (откуда пошел День археолога) // Советская археология до и после Великой Отечественной войны (вторая половина 1930-х – конец 1940-х годов). — Москва : Институт археологии Российской Академии Наук. 2021.
1894
Павел Васильевич Торощин
советский военачальник пограничных и внутренних войск, в 1936 — 1938 гг. — командир Отдельной мото-механизированной дивизии особого назначения имени Ф.Дзержинского войск НКВД, комбриг. Родился в посёлке Преображенский, Вятская губерния, Российская империя, в крестьянской семье. Окончил сельскую школу и трехклассное училище. На военной службе — с 1915 года. Участник Первой мировой войны. По окончании Петроградской школы прапорщиков был направлен в действующую армию, командовал ротой. За личное мужество и умелое руководство подчиненными был награждён орденом Святого Станислава III степени и произведен в поручики. С 1918 года Торощин служил в РККА. В 1919 году вступил в РКП(б)/КПСС. Участник Гражданской войны в России, был командиром стрелкового батальона Особого полка Западного фронта. Окончил Высшую школу штабной службы комсостава РККА, после чего служил начальником общего отделения штаба 8-й армии, затем — старшим помощником начальника штаба 16-й кавалерийской дивизии. В 1921-1924 годах обучался и окончил Военную Академию РККА. В 1924-1934 годах П.В.Торощин служил в УГПУ Ленинградского округа, затем был помощником начальника УПВО ОГПУ по Ленинградскому округу. В 1934-1936 годах — начальник УПВО НКВД Северо-Кавказского края. В период с апреля 1936 по 29 июля 1938 командовал отдельной мотомеханизированной дивизией особого назначения НКВД СССР им. Дзержинского. Имел звание комбриг, награждался знаком «Почетный чекист». Проживал в Москве. 29 июля 1938 года был арестован и осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Приговорен к расстрелу 28 января 1940 года, который был приведён в исполнение 29 января 1940 года на Донском кладбище. Реабилитирован 6 октября 1956 года.