• Авторизация


9 декабря родились... 09-12-2025 04:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Morozov (525x700, 224Kb)
1871
Иван Абрамович Морозов
(продолжение)
На Ивана Абрамовича Морозова большое влияние оказала дружба с Сергеем Ивановичем Щукиным. Благодаря Щукину Морозов знакомится с его кумирами Анри Матиссом и Пабло Пикассо и приобретает «Натюрморт с танцем» Матисса, а затем заказывает художнику пейзажи. За триптих «Вид из окна. Танжер.», «Вход в Казба» и «Зора на террасе» Морозов заплатил 24 тысячи франков. Из работ Пикассо в морозовском собрании были три полотна, среди них — «Арлекин и его товарищ», «Акробат на шаре». У Воллара за 300 франков Иван Морозов покупает «Странствующих гимнастов» Пикассо. 6 января 1909 года от заражения крови скоропостижно скончался младший брат Арсений Морозов. В 1908 году Иван Абрамович был избран председателем правления только что образованного Мугреевско-Спировского лесопромышленного товарищества. Позже входил в число учредителей Российского акционерного общества «Коксобензол», а также «Московского банка» братьев Рябушинских. Однако основной страстью Ивана Морозова остаётся коллекционирование предметов искусства. За десять лет Морозов купил почти 600 картин и 30 скульптур (половину составляла русская часть). Всего лишь за два года — 1907 и 1908 — он приобрёл более 60 картин.
MorozovВалентин Серов. 1910 (700x546, 384Kb)
Портрет Ивана Абрамовича Морозова. Валентин Серов. 1910 год. На заднем плане натюрморт «Фрукты и бронза» Анри Матисса.
Советский искусствовед Борис Николаевич Терновец писал, что после 1908 года:
«… вкусы И.А.Морозова приобретают устойчивость и определённость, перед ним выясняются задачи его собирательской деятельности, и она получает ту свободу и тот размах, которые так поражали современников. Начиная с этой эпохи, И.А.Морозов расходовал систематически чрезвычайно крупные суммы на пополнение любимой коллекции. Поток картин, направляющихся из Парижа в Москву, в его коллекцию на Пречистенке, принимает фантастические размеры; можно утверждать, что в эти годы, пересечённые войной 1914, ни один из европейских собирателей нового искусства, ни один из западных музеев не обогащали своих коллекций с такой энергией и стремительностью.»
Весной 1912 года в журнале «Аполлон» опубликована статья Сергея Маковского о собрании Ивана Морозова и помещен полный каталог коллекции западной живописи, сопровожденный множеством репродукций. Иван Морозов покупает у Воллара за 35 тысяч франков долгожданный «Голубой пейзаж» Сезанна и заказывает Боннару два новых панно для лестницы. Осенью в Москву прибывает «Марокканский триптих», написанный Матиссом для Ивана Морозова за 24 тысячи франков. Лео и Гертруда Стайн распродают свою коллекцию картин. «Девочку на шаре» Пикассо покупает Иван Морозов за 13 тысяч франков.
MorozovКрасные виноградники в Арле (700x545, 742Kb)
Винсент Ван Гог — «Красные виноградники в Арле».
MorozovХижины (700x572, 650Kb)
Винсент Ван Гог — «Хижины».
MorozovПортрет актрисы Жанны Самари (575x700, 504Kb)
Ренуар — «Портрет актрисы Жанны Самари».
После Первой мировой войны коллекция Морозова включала свыше 250 произведений новейшей французской живописи. Морозов был обладателем целой серии картин Винсента Ван Гога («Улица в Овере», «Красные виноградники в Арле», «Хижины», «Пейзаж в Овере после дождя» и др.), владел лучшими произведениями Ренуара («Купание на Сене», «Портрет актрисы Жанны Самари», «Девушка с веером» и др.), в собрании Морозова было 17 картин Поля Сезанна («Цветы в вазе», два вида горы Сент-Виктуар и др.). Русская художественная школа в коллекции Морозова была представленаболее чем 100 полотнами Михаила Врубеля, Александра Головина, Натальи Гончаровой, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Валентина Серова, Константина Сомова и других художников.
Весной 1915 года в художественном салоне Клавдии Михайловой в Москве проходит выставка «1915 год», Иван Морозов покупает на выставке «Парикмахерскую» Марка Шагала и позднее приобретает ещё три работы Шагала: «Домик в Витебске» («Дом в местечке Лиозно»), «Вид из моего окна в Витебске», «Давид с мандолиной». На своё увлечение Иван Морозов тратит огромные суммы, которые он мог себе позволить благодаря доходам, приносимым Морозовской мануфактурой в Твери. Ежегодно на покупку картин уходит 200—300 тысяч франков. Известно, что вся западная часть коллекции обошлась ему в 1 410 665 франков. История запомнила фразу Воллара: «русский, который не торгуется». Морозов, как и Щукин, намеревался подарить своё собрание Москве. В 1911 году, Александр Бенуа, зная о подобном решении, в статье «Московские впечатления» отмечал, что, когда собрания С.И.Щукина и И.А.Морозова перейдут в собственность Москвы, общество «приобретёт умение разбираться в современных исканиях» и «тогда оно только и окажется в состоянии сделать серьёзную оценку и всему отечественному творчеству». 16 января 1917 года страховая стоимость коллекции И.А.Морозова определена в 560 тысяч рублей. 17 сентября 1917 года скончалась мать Ивана Абрамовича — Варвара Алексеевна Морозова. Согласно завещанию, принадлежащие ей паи (3,5 миллиона) продаются и на вырученные деньги приобретаются государственные процентные бумаги, которые кладутся в Государственный банк под проценты. Проценты «Товарищество Тверской мануфактуры» обязано «употребить на улучшение жилья рабочих на фабрике, на постройку для них домов и спален» 25 июня 1918 года Иван Абрамович Морозов за 60 тысяч рублей покупает последнюю картину — «Ночь с костром у реки» К.А.Коровина (местонахождение неизвестно). Октябрьская революция изменила планы Морозова. 28 июня 1918 года выходит декрет о национализации крупной промышленности — «Товарищество Тверской мануфактуры» национализировано. В декабре вступает в силу декрет о конфискации доходных домов и передаче учреждениям особняков — первый этаж особняка И.А.Морозова отдан под общежитие Военного округа. Декретом от 19 декабря (по другим данным 30 декабря) 1918 года Морозовская коллекция (вместе с коллекциями Алексея Викуловича Морозова и Ильи Семёновича Остроухова) была национализирована. 11 апреля 1919 года морозовское собрание получает наименование «Вторым музеем новой западной живописи» (Щукинская коллекция составила «Первый музей»), а сам бывший владелец был назначен заместителем хранителя собственной коллекции (хранителем назначен Борис Терновец) и в течение нескольких дней исполнял эту должность, сопровождая посетителей по залам музея. 14 апреля 1919 года комендант принадлежащего некогда Ивану Абрамовичу особняка предписывает семье Морозовых срочно переехать в выделенные им три комнаты на первом этаже. В конце апреля-начале мая 1919 года Иван Морозов вместе с женой Евдокией и дочерью навсегда покинул Россию. Вначале они обосновались в Парижской гостинице «Мажестик», а потом в квартире на сквер Тьэр, 4 в 16-м квартале. В это время, 1 мая 1919 года, в Москве открывается для публики «Второй музей новой западной живописи» (бывшее собрание И.А.Морозова). 15 мая 1920 года в Швейцарии Иван Морозов дает своё последнее интервью Феликсу Фенеону. В конце 1920 года семья Морозовых посещает Лондон, где в банке хранятся средства, принадлежавшие «Товариществу Тверской мануфактуры». 18 апреля 1921 года Иван Морозов заверяет у адвоката духовное завещание, отписывая всё движимое и недвижимое имущество жене. Иван Абрамович Морозов умер от острой сердечной недостаточности 22 июля 1921 года в 11 часов утра по дороге на воды в Карлсбад, Чехословакия, куда направлялся на лечение. Тело перевозят в закрытом гробу, похороны назначены на 26 июля. Гроб с телом прибывает в Берлин, затем в Женеву. Место погребения Ивана Абрамовича Морозова долгое время было неизвестно. Однако недавно захоронение было обнаружено на старом кладбище в Карловых Варах. О кончине И.А.Морозова сообщают парижские газеты «Общее дело» и «Последние новости» и берлинская «Руль». Б.Н.Терновец печатает некролог в рубрике «Собиратели и антиквары прошлого» в ноябрьском номере журнала «Среди коллекционеров», где ошибочно указывает месяц смерти — июнь (вместо июля).
История Морозовской коллекции после национализации
В марте 1923 года Щукинская и Морозовская коллекции были административно объединены в единый «Государственный музей новой западной живописи» (ГМНЗИ). Директором нового музея назначен Б.Н.Терновец. Французский отдел Морозовского отделения состоит из 252 единиц (в том числе 202 произведения живописи, 39 скульптур и 11 изделий из керамики). В 1925 году русский отдел Морозовского отделения ГМНЗИ, насчитывающий 318 произведений русских художников (в том числе шесть скульптур), в течение двух лет передаётся в Государственную Третьяковскую галерею. От имени художников объединения «Бубновый валет», «Мир искусства» и «Московские живописцы» Пётр Кончаловский направляет письмо председателю Моссовета Льву Каменеву в защиту Морозовского отделения: «Перенесение музея, неизбежное в случае отдачи дома другому музею, равносильно уничтожению музея». На морозовский особняк претендует родильный приют, но благодаря вмешательству наркома иностранных дел Г.Н.Чичерина коллекция остаётся на месте.
В марте 1928 года принимается решение о передаче особняка С.И.Щукина (Б.Знаменский переулок, 8) под экспозицию Музея фарфора. В ноябре-декабре 1928 года Щукинское отделение музея перенесено в бывший Морозовский особняк на улице Кропоткина (Пречистенка).
MorozovНочное кафе (700x552, 528Kb)
Винсент Ван Гог — «Ночное кафе».
В 1933 году два холста из Морозовской коллекции, в том числе «Мадам Сезанн в оранжерее» («Портрет мадам Сезанн») Поля Сезанна (Метрополитен-музей) и «Ночное кафе» Винсента Ван Гога (Йельский университет) были проданы американскому коллекционеру Стивену Кларку за 260 тысяч долларов. Морозовское отделение лишилось также «Певицы в зелёном» и «Подавальщицы из ресторана Дюваля» Ренуара, принадлежавших С.А.Щербатову и М.П.Рябушинскому соответственно. 1 января 1938 года Б.Н.Терновец уволен с должности директора ГМНЗИ, узнав об этом из газет. Во время Второй мировой войны собрание Морозова вместе со всеми музейными коллекциями было эвакуировано в Новосибирск, а по возвращении в Москву в 1944 году предметы искусства долго оставались в ящиках нераспакованными находясь в Музее восточных культур. В 1948 году началась борьба против всех форм «космополитизма», в том числе формализма и импрессионизма в живописи. Музейный отдел Комитета по делам искусств планировал разбросать картины по провинциальным музеям, а некоторые и вовсе уничтожить. Однако подобный подход не был одобрен, и хотя «Музей нового западного искусства» был ликвидирован 6 марта 1948 года постановлением Совета Министров СССР, его коллекция была поделена (без какого-либо художественного принципа) между Музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Эрмитажем. В 1948 году в бывший морозовский особняк въехала Академия художеств СССР. Долгое время коллекция Морозова не была доступна публике, и лишь в 1955 году в Москве и в 1956 году в Ленинграде часть картин оказалась в постоянной экспозиции. Практически полностью коллекция Ивана Морозова доступна в постоянной экспозиции музеев начиная с середины 1960-х годов. По некоторым данным, на начало XXI века единственным законным наследником знаменитой коллекции Ивана Морозова являлся внук Сергея Коновалова — Пётр Иванович (Пьер) Коновалов (родился в 1953). В конце 2000-х-начале 2010-х Пьер Коновалов стал всемирно известен борьбой за свои права на коллекцию своего прадеда. По оценкам аукционного дома Сотбис, стоимость коллекции Ивана Абрамовича Морозова на 2012 год составляла 5 млрд долларов США.
MorozovПортрет Евдокии Морозовой 1908 (540x700, 322Kb)
Портрет Евдокии Морозовой (фрагмент). Валентин Серов. 1908 год.
Семья
Жена — Евдокия Сергеевна Морозова (Кладовщикова, по сцене — Лозина) (22 февраля 1885—4 марта 1959) — певица и актриса. Познакомились в 1901 в «Яре». Тайно обвенчались в 1907 году. Из воспоминаний Юрия Бахрушина (сына основателя музея): «Однажды, будучи у „Яра“, немолодой уже Морозов познакомился там с одной ресторанной хористочкой. Хорошенькая, бойкая девушка произвела неожиданное впечатление на бывалого злостного холостяка. Начался сперва лёгкий флирт, затем ухаживание, а потом и роман. Эта связь тщательно скрывалась Морозовым, но с каждым днём он чувствовал всё острее значение молодой женщины в его жизни… она была скромна, не стремилась принимать участие в разговорах о предметах, в которых ничего не понимала, была весела и жизнерадостна, и в ней абсолютно отсутствовала какая-либо вульгарность». После венчания жену Морозова надо было представить «свету» — и произошло это в доме Алексея Бахрушина: «Великосветская купеческая Москва встретила молодую Евдокию Сергеевну Морозову сдержанно, с явным недоверием, внимательно приглядываясь, как она ест, как разговаривает, как себя держит. Но молодая Морозова держала себя так просто, делала всё так непринуждённо, словно она всю жизнь только и вращалась в подобном обществе. К концу вечера наиболее податливые сердца уже смягчились, и молодые получили несколько приглашений. Сражение было выиграно. А через несколько лет Евдокия Сергеевна стала уже полновластным членом московского большого света, и единственно, что осталось за ней на всю жизнь, это наименование Доси».
Дочь — Евдокия (Дося) Ивановна Морозова (6 августа 1903—27 декабря .1974) — рождена вне брака, удочерена отцом в 1916 году.
С 25 января 1922 года замужем за Сергеем Александровичем Коноваловым (12 ноября 1899—12 февраля 1982), венчание проходило в Православном кафедральном соборе на улице Дарю. После этого перестаёт общаться с матерью. В декабре 1922 году родила сына, названного в честь деда Иваном. Брак распался в конце 1937 года. Сергей Коновалов переезжает в Англию, где возглавляет кафедру русского языка и литературы в Оксфордском университете.
Внук — Иван Сергеевич (Жан) Коновалов (10 декабря 1922—30 января 2002) был женат на Ольге Ильиной-Амитиной (28 апреля 1929—8 сентябюря 1998).
Правнук — Пётр Иванович Коновалов (родился 22 июня 1953) женат на Екатерине Ермаковой (24 сентября 1967).
Память
1 июня 2012 года состоялась премьера снятого к 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина фильма Леонида Парфёнова «Глаз божий», в первой части которого значительное внимание уделено Ивану Морозову и Сергею Щукину, чьи собрания стали основой коллекции французской модернистской живописи будущего музея. 4 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге в здании Главного Штаба были открыты новые постоянные экспозиции Государственного Эрмитажа, где на 4-м этаже была размещена коллекция произведений французских импрессионистов из собрания Морозовых и С.И.Щукина. Эта экспозиция получила название Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых. Литература: Филаткина Н.А. Династия Морозовых: Лица и судьбы. — Москва: Издательский дом Тончу, 2011. — 584 страницы; Семёнова Н.Ю. Жизнь и коллекция Ивана Морозова. — Москва, 2007; Полунина Н.М. [otpusk-info.ru/journey/encyclopedia/moscow/fc/slovar-204-7.htm#zag-2070 Морозов Иван Абрамович]// Москва: энциклопедический справочник. — Москва : Большая российская энциклопедия, 1992; Москва: энциклопедия / Главная редакция С.О.Шмидт; Составители: М.И.Андреев, В.М.Карев; Художественное оформление А.В.Акимова, В.И.Шедько. — Москва: Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 страниц. — (История Москвы с древнейших времён до наших дней). — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3; Иллюстрированный каталог Государственного музея нового западного искусства. — Москва, 1928; Терновец Б.Н. Письма. Дневники. Статьи. — Москва, 1977; Аксёненко М.Б. История Государственного музея нового западного искусства // Музей: Художественные собрания СССР. — [Выпуск] 3. — Москва, 1982; Думова Н. Г. Московские меценаты. — Москва, 1992; Морозов и Щукин — русские коллекционеры: От Моне до Пикассо (Каталог выставки 120-ти шедевров из русских музеев). — Москва—Кёльн: Дюмон; Музей Фолькванг Эссен, 1993. — 448 страниц. — ISBN 5-7701-3313-7; Е.Ю.Горбунова. Благотворители и меценаты в истории Московского университета / редактор: В.И.Тропин. — Москва: Издательство Московского университета, 2010. — 320 страниц. — ISBN 978-5-211-05745-6.

Elena_Prakhova (497x700, 309Kb)
1871
Елена Адриановна Прахова (Лёля)
дочь Адриана Прахова и Эмилии Праховой, несостоявшаяся невеста Михаила Нестерова и модель его работ, вышивальщица. Автор плащаницы во Владимирском соборе (по эскизу В.М.Васнецова), образов архангелов Михаила и Гавриила (по эскизу М.В.Нестерова), ряда произведений по мотивам картин В.А.Котарбинского. Родилась в Риме.
Отношения с Нестеровым
Художник познакомился с дочерью Прахова — идеолога создания Владимирского собора в Киеве, после того, как получил предложение участвовать в росписи этого храма и переехал туда на постоянное место жительства. В своих воспоминаниях он пишет о первой встрече: «Напротив Праховой [матери] за самоваром сидела, разливая чай, девушка лет шестнадцати-семнадцати, тоже некрасивая, худенькая, на редкость привлекательная. Это была старшая дочь Праховых Леля. Она как-то просто, как давно-давно знакомая, усадила меня около себя, предложила чаю, и я сразу и навсегда в этом шалом доме стал чувствовать себя легко и приятно. Леля, благодаря своему милому такту или особому уменью и навыку обращаться в большом обществе с людьми разными, всех покоряла своей доброй воле и была общей любимицей».
Elena_PrakhovaЛёля Прахова (520x700, 373Kb)
Лёля Прахова. Эскиз для «Святой Варвары»
Он выбрал её в качестве модели для «Святой Варвары» в росписи собора. Нестеров писал, что Лёля была человеком, хорошо понимавшим его: «Ту область моей души или духа, которая и была источником моего творчества, „Варфоломея“, „Димитрия-царевича“ и других моих картин, тот уголок моей природы, моей творческой души знали очень немногие — двое, трое. Знала о ней покойная мать, догадывалась Лёля Прахова…».
2 июля 1897 года Нестеров писал Турыгину о ней: «…эта прекрасная девушка, с которой я взял когда-то тип своей великомученицы Варвары и был недалек от того, чтобы влюбиться в нее и связать ее судьбу со своей. Теперь, к сожалению, это поздно, все хорошо в своё время… Но что мечтать о том, что несбыточно». На следующий год: «Если бы мне было суждено когда-либо жениться вторично, то никого бы я не желал иметь своей женой, кроме этой талантливой и необычайно доброй и чистой душой девушки. Но… увы и ах!»
В 1899 году, «после десятилетней дружбы», он всё-таки сделал ей предложение. Оно было принято, но вскоре помолвка расстроилась. Это не помешало им на всю жизнь сохранить дружеские отношения. Почему свадьба не состоялась, не очень ясно.
«Эмилия Львовна [мать Елены] была дамой с придурью. (...) Она была довольно властным человеком — эдакая домашняя Салтычиха. Эмилия Львовна испортила жизнь своей дочери Елене. В неё был влюблен тогда малоизвестный художник Михаил Нестеров и даже якобы сделал ей предложение. Но Эмилия Львовна воспротивилась, сказав, что Лёля достойна лучшей партии. В итоге Елена так и не вышла замуж»» — Воспоминания внучки А.Н.Праховой.
В своих воспоминаниях неудачливый жених так пишет о причинах: «Мое знакомство, близость с Ю.Н.У., предстоящее рождение дочери Веры и многое другое настолько осложнило дело, что свадьба как-то сама собой разошлась, что не помешало нам с Еленой Адриановной остаться друзьями на всю жизнь». Речь идёт о его внебрачной связи с Юлией Урусман, которая была в этот момент от него беременна (позже у них будет ещё двое внебрачных детей). Разумеется, такие обстоятельства Праховым явно не могли понравиться. 14 лет спустя после несостоявшейся свадьбы Нестеров в письме к дочери так писал об экс-невесте: «…Как часто (и все чаще и чаще) я вспоминаю Лёлю -этот источник поэзии и истинного художественного] вдохновения. Она старенькая, с обручиком на немногих седеньких оставшихся волосах (помнишь, какие были пышные?) сидит себе посейчас, а около нее идет жизнь, и догорающие лучи былой Лёли еще греют тех, на кого они упадут…» (27 января 1913 года).
Elena_PrakhovaСвятая Варвар (409x700, 306Kb)
«Святая Варвара» во Владимирском соборе
«Святая Варвара»
«Художник находил ее талантливой, необычайно чистой и доброй и выбрал ее в качестве модели для образа святой Варвары в соборе. Но в результате сходство святой и Лёли оказалось так велико, что одна из высокопоставленных киевских дам заявила: „Не могу же я молиться на Лёлю Прахову!“. От Нестерова потребовали переписать образ, и ему пришлось изменить позу и лицо святой». Кампанию против «Святой Варвары» возглавила графиня Игнатьева Софья Сергеевна, жена киевского генерал-губернатора А.П.Игнатьева. Нестеров рассказывал, что вице-губернатор Федоров, стоявший тогда во главе комитета и хорошо относившийся к Нестерову, вынужден был передать ему, что комитет требует переписать голову Варвары, уничтожив сходство с Е.А.Праховой.
«Голова Святой Варвары… была ненавистна киевским дамам, и они добились, чтобы меня вынудили ее переписать. С огромным трудом удалось Васнецову уговорить меня сделать эту уступку… Конечно, голова Варвары после этого потеряла то, что меня в ней радовало. Это была самая крупная неприятность, какую я имел за время росписи Владимирского собора.» —Михаил Нестеров.
Уничтоженное «Чудо»
Взамен Нестеров летом того же 1894 года задумал написать картину по первоначальному замыслу «Варвары»: «усеченная глава Варвары покоится на земле, и широко раскрытые очи ее блаженно взирают на небо, а коленопреклоненное тело Варвары в белых одеждах еще продолжает простирать руки навстречу мученическому венцу, ниспускающемуся с высоты. Некий юноша с благоговением дивится этому „чуду“, происходящему на фоне горного южного пейзажа». Картину он назвал «Чудо». Он написал её в Уфе летом 1895 года, однако показал лишь в 1898 году.
Картина появилась в 1898 году на «Выставке русских и финляндских художников», организованной Дягилевым, привлекла сильное внимание — её взяло на выставку Мюнхенское художественное общество «Secession». Перед отправкой картины на выставку Нестеров ещё поработал над ней. Затем её показали в Дюссельдорфе и на Всемирной выставке в Париже (за «Чудо» и «Под благовест» он получил серебряную медаль).
Elena_PrakhovaУцелевший фрагмент (700x574, 565Kb)
Уцелевший фрагмент «Чуда» с головой святой Варвары
Все это время Нестеров продолжал работать над ней — всего работа заняла 27 лет. В 1923 году, когда «Чудо» решили на выставку советских художников в Северную Америку, Нестеров писал Турыгину: «Я даю переписанное „Чудо“ под названием „Святая Варвара“; теперь и прежде разница та, что прежде у Варвары голова валялась на земле, сейчас она на плечах; а тебе из опыта известно, что куда лучше, когда голова на плечах». Но это резкое усиление реалистического элемента не удовлетворило художника. С.Н.Дурылин свидетельствует, что 22 июля 1942 года на его вопрос о судьбе «Чуда» художник ответил: «После американской выставки картина была мною уничтожена, и на ее холсте в разное время написаны небольшие этюды. Этим все и кончилось». От картины уцелели лишь фигура юноши и голова Варвары.
У других художников
Художники, работавшие вместе с Нестеровым над росписью Владимирского собора в Киеве, тесно общались с семьёй критика Адриана Прахова (идеолога росписей собора). Его дочь Елена, «увлекавшаяся музыкой и изобразительным искусством, была центром этого кружка, Прекрасной Дамой, которой „поклонялись“ кто-то искренне, а кто-то чуть шутливо». Лёля также изображена на портрете кисти Васнецова — позже использовавшего её образ для «Царевны Несмеяны». «Портрет, написанный Васнецовым, многозначен и наполнен вполне читаемыми символами. Жест руки (легкое касание клавиш рояля) был необходим, дабы подчеркнуть „преображение“ музыкой действительности. За ее спиной — огромный бронзовый пятисвечник, напоминающий те, что украшали синагоги. Чередование вертикалей глубокого синего цвета и золотистых арок создает впечатление храмовой торжественности. Ковер, которым устлан пол, напоминает восточный намазлык для совершения молитв. С другой стороны, сочетание орнаментальности арок и диковинных цветов напольного покрытия ближе к интерьерам викторианского стилям». Также сохранился её портрет работы Александра Мурашко, (который также писал её сестру Ольгу («Мак»).
Elena_Prakhova01 (528x700, 477Kb)
Портрет кисти Васнецова (1894)
Elena_Prakhova02 (493x700, 494Kb)
Васнецов. «Царевна Несмеяна»
Elena_Prakhova03 (493x700, 336Kb)
Портрет кисти Мурашко
Elena_Prakhova04 (460x700, 383Kb)
Врубель. «Царевна-Лебедь»
Врубель был влюблён в её мать Эмилию и также использовал её и маленькую Ольгу в качестве моделей (Богоматерь с младенцем (Врубель)). Считается, что «Царевна-Лебедь» Врубеля — изображение его жены Надежды Забелы в оперной роли, однако «никаких прямых связей со сценической трактовкой „Царя Салтана“ в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н.И.Забелу — совсем другое лицо, в отличие от „Морской Царевны“, где портретное сходство несомненно. Н.А.Прахов находил в лице Царевны-Лебедь сходство с его сестрой, Е.А.Праховой. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдалённо отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и ещё чьи-то».
Elena_PrakhovaВаснецов. Плащаница (700x494, 479Kb)
В.Васнецов. Плащаница для Владимирского собора в Киеве. 1901
Вышивальщица
Плащаница для Владимирского собора была вышита по рисунку Виктора Васнецова. Всю вышивку шёлком и серебром выполнила Елена Прахова. Нестеров писал в 1897 году: «Да! это дивная вещь! со времен „благочестивых княгинь“ еще не было ничего подобного у нас. Вообще в работе в этой для меня видна чудная мастерица-художница…»
20 августа 1896 г. после освящения Владимирского собора 24-летняя Елена во время экскурсии царской семьи по собору была представлена Николаю II и императрице. Вышитая ею плащаница удостоилась восторженных похвал.
Elena_PrakhovaАрхангел. Вышивка (339x700, 267Kb)
Архангел. Вышивка Е.Праховой по рисунку Васнецова, 1892
В 1926 году собор был ограблен, а плащаница пострадала: «Грабители сломали раку со стеклом, где лежит плащаница, и вырезали в плащанице два больших куска красного аксамита с религиозными текстами, вышитыми серебром (внизу с левой стороны плащаницы), средний образ — положение во гроб и три боковых медальона (с серафимами) остались целы и только один медальон разрезан ножом. Украшения из искусственных камней и жемчужин также остались целыми. Цель такого грабежа совсем непонятна, потому что материальная ценность вырезанного минимальна. Окружная инспектура составила соответствующий акт и будут приняты меры, чтобы при реставрации не было нарушено художественное произведение. Возможно, что реставрацию будут выполнять под наблюдением Е.А.Праховой, которая и сейчас работает в Киеве». Действительно, Елена восстановила вышитую ею работу. В 1898 году Нестеров пишет: «Сейчас Леля кончила вышивать мою „Богоматерь“, раньше того была вышита ею „Святая Ольга“ (моя же), а теперь предполагает начать „Святую Варвару“, и на этот раз в подарок мне. Оригинал же этого образа (эскиз) я думаю подарить ей, тем более что мотивом для лица Варвары послужила сама Леля». Умерла Елена Адриановна Прахова в Киеве в 1948 году.

[430x700]
1871
Виктор Викторович Таланов
российский советский учёный-растениевод, селекционер, специалист по пшеницам и кукурузам. Родился в Нижний Новгороде. Член-корреспондент Академии Наук СССР с 1932. Сотрудник ВИРа до 1932, с 1935 руководил Горьковской краевой опытной станцией. В.В.Таланов - автор ценных сортов пшеницы; впервые в России (1912-1916) начал селекцию межсортовых гибридов кукурузы. В своё время, наряду с профессорами Н.А.Максимовым и В.Е.Писаревым поддержал работы Лысенко. Соратник Николая Вавилова. Сотрудник ВИРа до 1932, с 1935 руководил Горьковской краевой опытной станцией. Сидел трижды. Сперва арестован в 1931. В 1933 привлечен по "делу контрреволюционной эсеровско-народнической ячейки в ВИРе". 10 августа 1933 приговорен Особым совещанием при коллегии ОГПУ к ссылке, в которой находился в 1933-1934. Третья дата неизвестна. Умер в Ленинграде в день принятия Сталинской конституции 5 декабря 1936 года. В газете «Известия» от 11 декабря 1936 г. Академия наук СССР разместила сообщение о смерти своего члена-корреспондента. На похоронах присутствовал и произнес торжественную речь Н.И.Вавилов.

1872
Мелетий (в миру — Михаил Николаевич Розов)
священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит, многолетний служащий Русской духовной миссии в Иерусалиме. Родился в Даниловском уезде, Ярославская губерния, Российская империя, в семье священника. Окончил Ярославскую духовную семинарию и в августе 1893 года назначен учителем Заозерской одноклассной церковно-приходской школы Угличского уезда. В 1896 году, согласно личному прошению, был перемещён на должность учителя церковно-приходской школы Николо-Улейминского монастыря. 9 июля 1898 года, вследствие поданного прошения, был принят в штат Финляндской епархии и зачислен в братство Валаамского монастыря с определением в должности учителя монастырской церковно-приходской школы. 29 сентября 1901 года был пострижен в монашество и 2 августа 1902 года рукоположен в сан иеродиакона. 7 марта 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха и помимо совершения чреды священнослужения в монастыре, продолжил преподавание в монастырской школе. 14 мая 1904 года указом Финляндской Духовной консистории был удостоен архипастырского благословения, а указом от 23августа 1904 года переведён в Выборг и назначен исполняющим обязанности эконома Финляндского Архиерейского дома. 15 апреля 1905 года утверждён в должности эконома. 27 февраля 1906 года «за усердное прохождение должности» был награждён набедренником. В 1907 году, согласно собственному прошению, был уволен с должности эконома и направлен в число братии Валаамского монастыря. В том же году на двухлетний период был назначен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме и 28 декабря 1907 года выехал к месту нового служения. В 1910 году в монастырь не вернулся, в связи с чем в январе 1911 года игумен монастыря Маврикий (Баранов) начал переписку с Финляндской Духовной консисторией и начальником Иерусалимской миссии архимандритом Леонидом (Сенцовым) о возможности отчисления иеромонаха Мелетия из братства Валаамского монастыря и официальном зачислении его в состав духовной миссии. В мае 1914 года, когда архимандрит Леонид (Сенцов) был отозван в Россию для хиротонии во епископа Балахнинского, Святейший Синод поручил иеромонаху Мелетию ведение дел миссии. Однако архимандрит Леонид отказался принять назначение и упросил Синод оставить его в Иерусалиме. С началом Первой мировой войны, по распоряжению турецкого правительства, выступавшего на стороне Германии, все русское мужское население Палестины вынуждено было покинуть страну. Братия Русской духовной миссии во главе с архимандритом Леонидом переехала в Александрию и находилась в изгнании с конца 1914 по 1919 годы. В 1917 году архимандрит Леонид выехал в Москву для участия во Всероссийском Поместном Соборе, а должность начальника была вновь временно возложена на старшего члена Миссии — иеромонаха Мелетия. 6 июля 1918 года указом Духовной консистории настоятель Валаамского монастыря был извещён, что «в виду назначения иеромонаха Мелетия старшим членом Иерусалимской духовной миссии на неопределенный срок, его можно исключить из списков Валаамского монастыря». Находившийся в Москве архимандрит Леонид вскоре заболел и скончался 10 ноября 1918 года в связи с чем иеромонах Мелетий остался во главе Миссии. С 9 декабря 1919 года иеромонах Мелетий вёл переписку с Валаамским монастырём, в которой подробно прослеживается история участия в жизни Русской духовной миссии Высшего Церковного Управления Заграницей (впоследствии Архиерейского Синода РПЦЗ), принявшего на себя полномочия всезарубежного органа церковного управления. В 1921 году указом Высшего Церковного Управления Заграницей временный начальник Миссии иеромонах Мелетий был возведён в сан игумена, однако Патриарх Иерусалимский Дамиан (Касатос) не утвердил этот сан, обосновав свой отказ тем, что игуменом может быть только настоятель монастыря. 25 января 1922 года указом ВЦУЗ был удостоен сана архимандрита, с оставлением в исправляемой должности. Решение ВЦУЗ обосновывалось тем, что в штате Миссии уже состоял один архимандрит — Антонин (Покровский). 4 июля того же года Патриарх Дамиан совершил его возведение в сан архимандрита. В письмах от 1922 года архимандрит Мелетий выразил желание вернуться на Валаам, однако в ответном письме игумена Павлина от 24 апреля 1922 года, валаамский настоятель, поздравляя Мелетия с саном архимандрита, советовал не отказываться от сана и покориться воле архипастырей. 3 мая 1922 года в Иерусалим для ознакомления с делами Духовной миссии прибыл архиепископ Анастасий (Грибановский), который возвёл Мелетия в сан игумена с возложением палицы и после объяснения с Патриархом Дамиианом, последний 17 июля 1922 года утвердил прошение Высшего Церковного Управления о возведении игумена Мелетия в достоинство архимандрита. Однако сам архимандрит Мелетий дважды обращался в ВЦУЗ с прошением об увольнении от должности начальника Миссии и предлагал передать свои полномочия епископу Аполлинарию (Кошевому), приехавшему в Иерусалим в конце июля 1922 года. 2 декабря 1922 года Временный Архиерейский Синод РПЦЗ рассмотрел прошение исполняющего должность начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Мелетия от 19 октября того же года об освобождении его от обязанностей по исправляемой должности и вынес решение об удовлетворении прошения и назначении отца Мелетия старшим членом Миссии. На должность Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме был назначен кандидат богословия архимандрит Иероним (Чернов), приехавший в Иерусалим в начале марта 1923 года. В 1925 году Архиерейский Синод вновь поручил архимандриту Мелетию временное исполнение обязанностей начальника Миссии. В 1948 году принял новый состав миссии, прибывший из Советского Союза. Архимандрит Леонид (Лобачёв) в письме от 27 декабря 1948 года писал: «Большинство из братии <Миссии> сбежали вместе с Антонием и остались только четыре человека: архимандрит Мелетий, иеродиакон Мефодий и два монаха — Василий и Никифор. Из них Мефодий и Никифор отстранились от нас, заявив, что митрополит Анастасий не благословил их общаться с нами в молитве. Уезжая, Антоний дал наказ Мефодию управлять Миссией и сдал ему всё хозяйство». В 1951 году состоялись торжества по случаю его 80-летия архимандрита Мелетия, который был награждён патриаршей грамотой и, согласно поданному прошению был уволен за штат. Отслужив последнюю литургию в праздник Преображения Господня, скончался 6 сентября 1952 года в Иерусалиме, Израиль, от сердечного приступа. Был погребен на кладбище Горненского монастыря. Литература: Баконина С.Н. История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в письмах архимандрита Мелетия (Розова), 1919-1929 гг. // Мультикультурная и многонациональная Россия: Материалы V Международной междисциплинарной конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки, почетного профессора РУДН, академика МАН ВШ Тамары Васильевны Батаевой. Часть 1. – Москва: РУДН, 2014. – Страницы 139-156; Занемонец А. В., диак. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме в первые года после революции 1917 года // Миссия конфессий. 2017. — № 21. — Страницы 142—148.

Ernest_Iselin (500x700, 208Kb)
1876
Полин «Полли» Уиттер (Pauline "Polly" Whittier)
американская гольфистка, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1900. Родилась в городе Бостон, штат Массачусетс, США. На Играх участвовала в одиночных соревнованиях по гольфу среди женщин, в котором, с результатом 49 очков, заняла второе место. Она стала единственной серебряной медалисткой по гольфу. Умерла в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 3 марта 1946 года.

Robert_Yohanson (443x700, 218Kb)
1877
Роберт Иохансон (латышское имя — Roberts Johansons)
российский, латвийский, советский художник-фотограф. Создал обширную галерею фотопортретов русских художников и деятелей искусства — В.М.Васнецова, В.Н.Домогацкого, К.А.Коровина, Н.П.Крымова, М.В.Нестерова, К.Ф.Юона и др. Составленный Иохансоном альбом этих портретов (более 400 листов), до сих пор не изданный, хранится в Риге; несколько десятков негативов — в Третьяковской галерее. Родился в крестьянской семье на хуторе Томини Айзкраулкская волость, Лифляндская губерния, Российская империя. В 1896 году поступил в ученики к рижскому фотографу А.Билинскому. В 1899 году получил свидетельство профессионального фотографа и уехал в Петербург для поступления в Училище технического рисования А.Л.Штиглица, где совершенствовался в области изобразительного искусства и графического мастерства ретуши фотографических изображений. В 1908 году Роберт Йохансон вместе с семьей вернулся из Петербурга в Ригу, где открыл свою фотомастерскую. В начале Первой мировой войны был эвакуирован в Москву и работал в мастерской фотографа Г.В.Трунова; вёл занятия на курсах практической фотографии в Товариществе российских художников. В 1916 году открыл в Москве свою фотомастерскую «Венера». С 1920 по 1923 год работал над созданием альбома портретов русских художников и деятелей культуры. В начале 1924 года вернулся в Ригу, устроил обзорную выставку своего творчества за 25 лет. Далее продолжил работу в Риге фотографом, принимал активное участие в деятельности Латышского фотографического общества: участвовал в выставках, вел занятия на курсах фотографии. После Великой Отечественной войны работал в «Ригас фото», в организации которой принимал активное участие. Умер в городе Рига, Латвийская ССР, СССР 3 апреля 1959 года.
Память
В апреле 2005 года в Москве состоялась выставка «Русские художники глазами фотографа». К выставке был выпущен небольшой альбом с фотографиями.

1877
Хуго-Максимилиан «Март» Куузик (эстонское имя — Hugo Maksimilian Kuusik)
эстонско-русский спортсмен-гребец, член Олимпийской сборной России 1912 года. Представляя Российскую империю, выиграл бронзовую медаль олимпиады среди одиночек в академической гребле. Родился в городе Нарва, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя (ныне – Эстония). Его «родным» клубом был клуб города Пярну — «Pernauer Ruder Club». В 1913 году Куузик одержал победу, о которой в то время говорил весь мир, — он победил англичан у себя дома, чего не удавалось сделать ни одному иностранцу за 60 лет. После Октябрьской революции ЧК арестовала Куузика, но эстонские дипломаты сумели освободить его из тюрьмы. Куузик вернулся в Эстонию, где был членом спортивного клуба "V.S.Sport" и тренером по боксу. В 1920-х годах Куузик уехал из Эстонии на постоянное место жительства в американский штат Вашингтон, где обзавёлся домом и семьёй. Умер в горолоде Баттл-Граунд, округ Кларк, штат Вашингтон, США, 24 августа 1965года. Куузик похоронен на кладбище Парк-Хилл в округе Кларк, штат Вашингтон, США.

Géza_Révész (530x700, 219Kb)
1878
Геза Ревес (венгерское имя — Géza Révész; имя при рождении — Геза Ротхаусер, Rothauser Géza)
венгерско-нидерландский психолог. Родился в городе Шиофок, Шомодь, Венгрия. Первоначально изучал юриспруденцию, в 1902 г. защитил в Будапеште диссертацию доктора права. Затем посвятил себя изучению психологии, в том числе в Гёттингенском университете под руководством Георга Элиаса Мюллера. В годы обучения сблизился с Густавом Кафкой, Эдгаром Рубином и Давидом Катцем, тяготея к гештальт-психологии. С 1906 г. работал в психофизиологической лаборатории Будапештского университета под руководством Франца Тангля. В 1920 г. по приглашению Герардуса Хейманса перебрался в Нидерланды и до конца жизни работал и преподавал в Амстердамском университете. Умер в Амстердаме 19 августа 1955 года. Наиболее известные работы Ревеса связаны с музыкальной психологией, начиная с монографии «К основаниям музыкальной психологии» (немецкое название — Zur Grundlegung der Tonpsychologie; 1913), и психологией одарённости — итоговый труд «Талант и гений: Основы психологии одарённости» (немецкое название — Talent und Genie; Grundzüge einer Begabungspsychologie; 1952). Среди материалов, послуживших Ревесу для этих исследований, — шестилетнее наблюдение за пианистом-вундеркиндом Эрвином Ньиредьхази, вылившееся в книгу «Эрвин Ньиредьхази: Психологический анализ музыкально одарённого ребёнка» (немецкое название — Erwin Nyiregyházy: Psychologische Analyse eines musikalisch hervorragenden Kindes; 1916, английский перевод 1925 с пятью последующими переизданиями). Именем Ревеса названа улица (венгерское название — Révész Géza utca) в его родном городе.

Мордкин (533x700, 165Kb)
1880
Михаил Михайлович Мордкин
русский солист балета, балетмейстер, балетный педагог. Родился в Москве. После окончания балетной школы Большого театра в 1899 году исполнял знаменитые классические роли в Большом театре в 1900—1910 годах. Гастролировал с Анной Павловой в Англии и США в 1910-х годах. Организовал свою компанию «All Star Imperial Russian Ballet» и гастролировал с ней в США в 1911 и 1912 годах. В 1912–1918 вновь работал в Большом, в 1917 году был назначен режиссёром театра. После революции эмигрировал в Литву, затем в 1920—1922 годах руководил балетом в Тифлисском театре, а в 1924 году остался в Америке.
Мордкин01 (458x700, 260Kb)
Мордкин М.М. в образе Гермеса.
Работал 20 лет в Нью-Йорке руководителем труппы и хореографом в собственной школе до 1944 года. В 1926 году создал «Mordkin Ballet» (Балет Мордкина). Умер в общине Милбрук, штат Нью-Джерси, США, 5 июля 1944 года. В его компании выступали известные танцоры и балерины Хильда Бутцова, Фелия Дубровская, Пётр Владимиров, Николай Зверев. После европейского тура в 1926 году компания распалась, в 1937 году открылась вновь при спонсорских деньгах балерины Люсии Чейз, а в 1939 году была преобразована в «Ballet Theatre» (Театр балета), а в 1956 году переименована в «American Ballet Theatre» (Американский театр балета) уже без участия Мордкина. Несмотря на это, именно благодаря Мордкину произошло успешное развитие балета в США. Его постановка балета «Тщетная предосторожность» П.Гертеля сохранилась в репертуаре многих мировых трупп. Среди постановок труппы «Мордкин баллет»: в 1937 году в Нью-Йорке — балет на сюиту Н.Н.Черепнина «Золотая рыбка», балетмейстер М.М.Мордкин. Библиография: Суриц Е.Я. Артист балета Михаил Михайлович Мордкин / Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации.. — Москва: УРСС, 2003. — 240 страниу. — 300 экземпляров. — ISBN 5-354-00484-5. (обложка) (2-е издание — 2006); Мордкин Михаил Михайлович // Иванян Э.А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 страниц. — ISBN 5-7133-1045-0.

[579x700]
1880
Григорий Иванович Старый (настоящая фамилия — Борисов)
участник революционного движения в Молдавии и на Украине. Партийный и государственный деятель МАССР. Григорий Иванович Борисов родился в селе Бозиены Бессарабской губернии (ныне Хынчештский район Молдавии), в семье железнодорожника. Рабочий. В социал-демократическом движении участвовал с 1900 года. Революционную работу вёл на Украине и в Ростове-на-Дону. Участвовал в вооружённом восстании в Горловке в декабре 1905 года. Подвергался арестам и ссылкам. Во время Первой мировой войны был мобилизован в армию, где вёл революционную пропаганду среди солдат Юго-Западного фронта. После Февральской революции 1917 года член армейского комитета. Член коммунистической партии с 1918 года. В 1918-1921 гг. Старый был одним из организаторов и руководителей партизанского движения в Бессарабии в составе Румынии. Руководил Бендерским восстанием 27 мая 1919 года. Был членом Бессарабского обкома РКП(б). Заочно приговаривался румынскими властями к смертной казни. В 1922—1924 гг. Г.И.Старый учился в Коммунистическом университете имени Я.М.Свердлова, работал в Одесском губкоме партии. Работал редактором первой молдавской газеты в МАССР «Плугарул рошу» («Красный пахарь»). В 1924-1925 гг. председатель Временного революционного комитета Молдавии. В 1925-1926 гг. — председатель ЦИК МАССР, в 1926-1928 и 1932-1937 гг. председатель СНК Молдавской АССР. Член ЦИК СССР 3—7 созывов. В 1928-1932 гг. на хозяйственной работе в Харькове. Делегат XVII съезда ВКП(б), V конгресса Коминтерна. На Чрезвычайном восьмом Всесоюзном съезде Советов был избран членом комиссии по редактированию текста Конституции СССР. Награждён орденом Ленина. 22 июня 1937 года был арестован, 8 октября — приговорён к смертной казни, а 11 октября того же года расстрелян. Реабилитирован в 1955 году. В 1964 году именем Старого была названа бывшая улица Виноделия в Кишинёвском секторе Ботаника. После развала Советского Союза улица получила название Сармизеджетуса в честь военного, религиозного и политического центра Дакии. Однако из-за труднопроизносимого названия абсолютное большинство называет улицу по прежнему, улицуСтарого. В Тирасполе на улице Пушкина сохранился дом № 19, в котором жил Г.И.Старый. В его честь названа улица в Кировском районе города. Известно также, что Г.И.Старый руководил сносом Покровской церкви в центре Тирасполя в 1931 году. Именем Старого в Приднестровье в городе Бендеры и Тирасполь названы улицы. В городе Бендеры на улице Старого и Тургенева находятся два дома, в которых в своё время проживал Григорий Иванович Борисов (Старый). Литература: Мрищук Д.В. Г.I.Старий. 1880-1937. — Київ, 1974.

[596x700]
1880
Николай Васильевич Харитонов
русский художник, живописец академической школы, ученик Ильи Репина. Родился в одном из сел Ярославской губернии. После окончания сельской школы двенадцатилетним подростком прибыл в Санкт-Петербург. К тому времени обозначилось стремление подростка овладеть художественным мастерством. Он работает в писчебумажном магазине, в мастерской по изготовлению вывесок, а в пятнадцать лет покидает Санкт-Петербург с тем, чтобы отправиться послушником в Валаамский монастырь, где отдал два года освоению иконописного мастерства. После возвращения в Санкт-Петербург занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств и в мастерской Л.Е.Дмитриева-Кавказского. С 1901 по 1909 год был вольнослушателемв Санкт-Петербургскуой Академии Художеств, где среди его наставников был И.Е.Репин. В 1909 году Н.Харитонову за картину "Икар" было присвоено звание художника. С этого времени начинается активная жизнь живописца. Он много работает, путешествует по стране и по Европе, участвует в многочисленных выставках. Творческий диапазон Н.В.Харитонова в эти годы широк: он пишет портреты, бытовые композиции, виды Русского Севера и Кавказа. В 1912 путешествовал по Европе, работал в Париже, занимался в Мюнхенской академии художеств. В Париже знакомится с Ф.И.Шаляпиным, пишет два живописных портрета великого соотечественника, делает серию карандашных рисунков. Н.В.Харитонов - обладатель премии имени А.И.Куинджи за картины "Няня" и "Дама в черном", премии Общества Поощрения Художеств по жанровой живописи и юбилейной премии имени принцессы Евгении Ольденбургской, других наград за работы в различных выставках. Он член общества имени А.И.Куинджи, Ярославского художественного общества. В годы Первой мировой войны делает многочисленные карандашные портреты генералов русской армии. В 1919 Харитонов эмигрировал в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, с 1923 жил в Нью-Йорке, принял американское гражданство. Работал как портретист. Работы Харитонова представлены в Государственном Русском музее, Государственном центральном театральном музее имени А. Бахрушина, музеях Ярославля, Днепропетровска и др.

[456x700]
1881
Палладий Андреевич Богданов
российский композитор, хоровой дирижер и педагог, народный артист РСФСР (1954). Родился в Санкт-Петербурге. В 1892—1903 певчий и учащийся Придворной певческой капеллы. В 1903 окончил класс капеллы по специальностям теория музыки, хоровое дирижирование и скрипка. Учился у Н.А.Римского-Корсакова, М.А.Балакирева, А.К.Лядова, Н.А.Соколова, А.С.Аренского, С.М.Ляпунова, М.Р.Щиглева, П.А.Краснокутского, Е.С.Азеева. В 1904 приглашён в Капеллу помощником учителя пения. В 1913 окончил экстерном Санкт-Петербургскую консерваторию по клавву композиции. В 1903—1914 дирижер и преподаватель теоретич. предметов и пения в капелле. В 1906, назначен старшим учителем пения Капеллы. В 1913 переводится в должность рядового учителя пения Капеллы. В 1913 экстерном окончил Санкт-Петербург консерваторию по классу композиции. В 1914–1917 служил в армии. В 1918, назначен помощником дирижёра Капеллы. В 1919—1941 дирижер Государственной академической капеллы, преподаватель теоретических предметов и хорового дирижирования в техникуме и училище капеллы, руководитель хоровой самодеятельности. Один из организаторов детской хоровой школы при капелле (1934), в 1941—1944 директор школы (село Арбаж Кировской области). В 1944 организовал хоровое училище при капелле в Ленинграде, в 1944—1945 художественный руководитель училища, с 1945 главный дирижер хора мальчиков. В 1945 организовал Ленинградский ансамбль песни и пляски трудовых резервов. Автор методических пособий по элементарной теории музыки и хоровому дирижированию. В 1945–1955, главный дирижёр хора мальчиков при Капелле. Умер в Ленинграде 31 марта 1971 года. Сочинения: опера — Весна, или Красная горка (1919); кантата (с органом) — Под Пулковым (слова И.Демьянова, 1958); для скрипки с оpкестром — 2 учебных концерта (1943, 1944); 4 квартета (1915, 1919, 1922, 1936); трио; для фортепиано в 4 руки — Балетная сюита (1918); для фортепиано — На смерть сына (1943), Эскизы (1947), Отдых в Комарове (1952), Полет, Думы, Теплоход "Россия", Рыбная ловля, Вальс, Воспоминание о друге; для скрипки, виолончело, флейты и арфы — Дивертисмент; для скрипки и фортепиано — сюита Крымские эскизы (1926); для хора с фортепиано — Волго-Дон (слова А.Прокофьева (1953), Счастливый путь (слова В.Урина, 1953); для хора без сопровождения — Октябрь (слова И.Уткина, 1918), Родина, Месяц задумчивый, Снова сон (слова И.Бунина, 1938); для детского хора без сопровождения — Запевала, У костра, Пловец, За черникой, Мичуринцы, Лесные приметы, Лагерный день, Елка, Пионерское звено, Спортплощадка (слова Б.Раевского, 1950), Трезор, Бараны (слова С.Михалкова, 1950); для детского вокального ансамбля с фортепиано — Собачья дружба (слова И.Крылова); для детского вокального квартета без сопровождения — Ноктюрн, Утро; романсы — Чаша жизни (слова М.Лермонтова), Ты не пой, соловей (слова А.Кольцова), Есть много звуков, О, если б ты могла. Катит море (слова А.К.Толстого, 1919), Среди красот ликующих природы (слова П.Соловьевой, 1915), Люди спят, Озеро светлое (слова A.Фета, 1915), Воспоминание о Ленине (элегия, слова Д.Бедного, 1924), Ты как звезда (слова Мезько, 1946), Войди в мой сон (слова Н.Брауна, 1946), Прощание (слова B.Маяковского, 1948), Исполнились мои желанья (слова К.Рылеева, 1949); песни — Сталинград (слова Годзевич, 1942), Советский простой человек (слова В.Лебедева-Кумача, 1948), Как хорошо любить, друзья (слова Г.Эмина, 1953), Краснодонцы, В защиту мира и демократии; обработки (для детского хора без сопровождения) — русские народные песни: Ах ты, степь, Ах, не одна во поле дороженька, Ой ты, Волга-матушка (1942).

1881
Анри (Анатолий) Эдуардович Дюбуа (Горский)
адвокат, политический деятель, скульптор и живописец. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. В 1892—1900 учился в гимназии Карла Мая в Петербурге. По окончании курса поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В дальнейшем занимался адвокатурой и журналистикой. Печатался под псевдонимами Горский, А.Д.; В—ич, А.; Гарский; Гарский, А.; Гарский, А.В.; Горский, А.; Горский, А.В. В 1901 году вступил в РСДРП. Партийный псевдоним — Анатолий Горский. Профессиональный революционер, с 1901 вёл нелегальную политическую работу в Петербурге и Ревеле. Неоднократно подвергался арестам, три года провел в административной ссылке в Вятке. Он и его организация вначале были на стороне большевиков, но в 1906 году он разошёлся с большевиками и перешёл к меньшевикам. Стал одним из лидеров меньшевиков-ликвидаторов, выступавших против сохранения нелегальных структур РСДРП в условиях действия манифеста 17 октября 1905 года и возможности легальной работы. Сотрудничал в изданиях «Возрождение», «Новая рабочая газета», 1913. Страхование Рабочих, 1912-1914; Северная Рабочая Газета, 1914. Фактический издатель журнала «Наша заря» (1910-сентябрь 1914, закрыт правительством). В 1912 6-я (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП в резолюции, составленной В. И. Лениным, признала сторонников его издания стоящими вне партии, как защитников «… течения, признанного всей партией продуктом буржуазного влияния на пролетариат» («КПСС в резолюциях», 8 издание, том 1, 1970, страница 341). В январе 1915 года выпуск возобновлён под новым названием — журнал «Наше дело», ведущую роль в котором играл Г.В.Плеханов. А.Дюбуа участвовал в работе социал-демократических фракций III и IV Государственных дум. В годы Первой мировой войны — оборонец, находился на фронте, вначале рядовым, затем был произведён в прапорщики, вел партийную работу в армии. Сотрудничал в изданиях «Наше дело» с 1915 года, «Вперёд» — с 1918 года. После Февральской революции 1917 — гласный Рижской городской думы, затем — член Петроградского Совета. В первом коалиционном Временном Правительстве — товарищ (заместитель) министра труда меньшевика Скобелева. Член ЦК РСДРП. Делегат I Всероссийского съезда Советов, тогда же включен в состав делегации на предполагавшийся Международный социалистический конгресс. Комиссар 12й армии. Кандидат в члены Учредительного собрания от РСДРП(о). Был против меньшевиков-интернационалистов, поддерживал правую фракцию партии меньшевиков, но при Советской власти участвовал в деятельности легальных структур РСДРП. Во время антибольшевистских восстаний 1918 года на Волге и в Сибири (Самара, Уфа, Омск) выезжал туда по распоряжению ЦК партии. Арестовывался за это ВЧК. Но после легализации меньшевиков в РСФСР с июля 1919 года служил в Красной армии, затем до февраля 1921 работал в советских учреждениях в Москве. 25 февраля 1921 был арестован вместе с другими участниками собрания московской меньшевистской организации в партийном клубе «Вперёд». До октября 1921 находился в Бутырской, затем в Таганской тюрьмах. Выпущен из тюрьмы, предложил свою кандидатуру как защитника на процессе социалистов-революционеров. Вновь был арестован и за принадлежность к партии меньшевиков решением заседания Коллегии ГПУ от 26 июля 1922 был приговорён к ссылке в Туркестан, но, в связи с болезнью сердца, в августе ссылка ему была заменена бессрочной высылкой в Германию. 24 сентября 1922 года газета «Сегодня» сообщила, что бывший при Керенском комиссаром 12й армии Дюбуа назвал Россию «страной новой буржуазии, происходящей от коммунистов» и мечтающей о гарантировании законом награбленной ими собственности, а спасти социалистическую революцию сможет только вооружённое восстание с участием недовольных в Красной армии, в связи с опасностью которого Советская власть высылает за границу способных возглавить восстание[3]. В октябре 1922 года приехал в Берлин, позже обосновался в Париже. За границей продолжил политическую деятельность: принимал участие в работе меньшевистских организаций в Берлине, Париже и Нью-Йорке, сотрудничал в партийной печати. Сотрудник «Социалистического вестника», журнала «Воля России». Участвовал в Париже в собраниях клуба Объединения русских рабочих при Всеобщей конфедерации труда (CGT) во Франции (1929). Постановлением президиума ЦИК СССР, за подписью Калинина, в феврале 1932 года за «контрреволюционную деятельность» был лишён гражданства СССР с запрещением въезда в Советский Союз, в том числе и по заграничным паспортам, вместе с «поднявшим знамя меньшевизма» в 1903 году и организовавшим провозгласившую РСДРП(o) в 1912 году партконференцию («Августовский блок») Троцким, членами его семьи, Даном, Б.И.Николаевским, А.Н.Потресовым и другими видными правыми и левыми меньшевиками. В эмиграции занимался живописью и скульптурой. Участник салона Независимых (1927—1930) и Осеннего салона (1927, 1928). В 1933 пожертвовал свои работы в пользу Политического Красного Креста. В 1934 участвовал в выставке Общества революционных писателей и журналистов в Париже. На парижской Международной выставке 1937 года был награждён серебряной медалью за скульптуру. В 1939 провел персональную выставку живописи и скульптуры в галерее «Le Codran». Перед Второй мировой войной переехал в Нью-Йорк. Если на партийном совещании при ЦК РСДРП (o) в Москве 4-14 апреля 1920 был содокладчиком представлявшего левых Дана по текущему моменту и задачам партии от правых меньшевиков, то с 1941 года примыкал к возглавляемому Даном левому крылу РСДРП, выступавшему, в отличие от правых меньшевиков и большинства других эмигрантов-патриотов, не за временный союз с СССР в борьбе с нацистским нашествием на Россию, а за долгосрочное сотрудничество с СССР и КПСС за границей и после победы во второй мировой войне и за сохранение советской системы с надеждой на её демократизацию и легализацию РСДРП(о) в СССР. Сотрудничал в журнале «Новоселье» (1942—1943). Умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 8 ноября 1958 года. Похоронен на кладбище Вудлон в Нью-Йорке. Награды и премии: Серебряная медаль за скульптуру на Парижской международной выставке 1937 года.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 9 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»