• Авторизация


9 декабря родились... 09-12-2025 04:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[511x700]
1867
Григориос Ксенопулос (греческое имя — Γρηγόριος Ξενόπουλος)
греческий писатель-прозаик XX века, драматург, журналист и издатель. Вместе с Паламасом, Сикелианосом и Казандзакисом создал Общество греческих литераторов. Был членом Афинской академии. Григорий Ксенопулос родился в Константинополе. Его отец, Дионисиос, бывший офицер греческой армии, происходил с острова Закинфа, мать, Эвлалия Тома, была коренной константинопольской гречанкой. Григорий родился в родовом доме матери на Фанаре. Когда Григорий был ещё младенцем, семья переселилась на Закинф, где впоследствии родились его 5 братьев и сестёр. Григорий прожил свои детские и подростковые годы на Закинфе. В 1883 году поступил в Афинский университет, на физико-математический факультет. Но свою учёбу так и не завершил никогда: с первого же курса занялся литературой, которая, кроме прочего, была единственным источником его доходов. С 1892 года окончательно обосновался в Афинах и в 1894 году женился на Ефросиньи Диогениди. Брак оказался непродолжительным. Через полтора года чета развелась, успев к тому времени родить одну дочь. Писатель вновь женился в 1901 году на Христине Канеллопулу, с которой имел ещё двух дочерей. C периода 1890—1910 Ксенопулос был членом Социалистической молодёжи и горячим сторонником греческого социалиста Платона Дракулиса. Ксенопулос сотрудничал со многими газетами и журналами, публикуя в них эссе, статьи, рассказы и романы. В 1894 возглавил журнал «Иллюстрированный очаг» (Εικονογραφημένη Εστία), в 1896 стал главным редактором журнала «Формирование детей» (Η Διάπλασις των Παίδων), подписчиком которого был с детских лет. С 1901 по 1912 год публиковал в журнале «Панафинея» (Παναθήναια) литературные произведения и исследования и с 1912 года начал сотрудничать с газетой «Нация» («Этнос»), публикуя в ней свои романы в продолжениях. В 1912 году Ксенопулос был награждён серебряным крестом Ордена Спасителя. В 1923 году он был награждён «Национальным отличием литературы и искусств». В 1927 году основал журнал «Новый Очаг» (Νέα Εστία) и оставался его директором до 1934 года. В 1932 году Ксенопулос стал членом Афинской академии. В 1939 году стал членом первого Государственного комитета литературных премий
Вторая мировая война и оккупация
28 октября 1940 года началось вторжение итальянской армии в Грецию из союзной итальянцам Албании. Греческая армия отразила вторжение и через 2 недели боёв перенесла военные действия на албанскую территорию. Победы греческой армии вызвали большой резонанс, поскольку на тот момент силы Оси господствовали в Европе, только Британия и Греция продолжали сражаться, в то время как с августа 1939 года оставался в силе Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. Победы греческой армии были первыми победами антифашистской коалиции во Второй мировой войне. Ксенопулос был среди деятелей искусств Греции, подписавшихся под Воззванием греческих интеллектуалов к интеллигенции мира. Греческие интеллектуалы заявляли своим коллегам: «Мы, эллины, дали ответ на этот ультиматум фашистского насилия. Ответ, который подобает 3000 лет наших традиций, выгравированных глубоко в наших душах, но и написанных и в последнем углу священной земли кровью величайших героев человеческой истории. И сегодня, на заснеженных склонах Пинда и гор Македонии мы сражаемся, в большинстве случаев штыком, полные решимости победить или умереть до единого. Β этой неравной борьбе …. у нас есть ощущение, что мы защищаем не только наше дело: что мы боремся за спасение всех тех Высоких ценностей, которые составляют духовную и нравственную культуру, то ценное наследие, что завещали человечеству наши прославленные предки и которым сегодня, мы видим, угрожает волна варварства и насилия. Именно это ощущение даёт нам, греческим интеллектуалам, людям культуры и искусства, смелость обратиться к братьям во всём мире, чтобы попросить не материальную, а моральную помощь. Просим вклада душ, революцию сознаний, обращения, немедленного воздействия, везде где это возможно, бдительного слежения и действия для (подготовки) нового духовного Марафона, который избавит закабалённые нации от угрозы самого тёмного рабства, который познало человечество по сегодняшний день». Подписи: Костис Паламас, Спирос Мелас, Ангелос Сикелианос, Георгиос Дросинис, Сотирис Скипис, Димитриос Митропулос, Константин Димитриадис, Николаос Веис, Константин Партенис, Иоаннис Грипарис, Яннис Влахояннис, Стратис Миривилис, Костас Уранис Мильтиад Малакасис, Григорий Ксенопулос, Александрос Филаделфевс, Аристос Кампанис. В годы тройной, германо-итало-болгарской, оккупации Греции, Ксенопулос примкнул к руководимому греческими коммунистами Национально-освободительному фронту. После освобождения Греции силами народно-освободительной армии и в последовавшей сразу затем британской военной интервенции в декабре 1944 года, в ходе боёв, дом Ксенопулоса был взорван, в результате чего его огромный архив пропал.
Последние годы
В результате материальных потерь во время оккупации и британской интервенции и в особенности после начала Гражданской войны (1946—1949), финансовое состояние Ксенопулоса резко ухудшилось. Он продолжал писать, но последние 5 лет его жизни не отмечены значительными произведениями. Ксенопулос умер в Афинах 14 декабря 1951 года.
Память
На острове Закинф организован Музей Ксенопулоса]. Бюст писателя установлен перед Культурным центром Афинского муниципалитета.
Творчество Ксенулоса
Проза
Ксенопулос был весьма продуктивным писателем. Написал более 80 романов и множество рассказов. Его дебют в греческой литературе состоялся в 1888 году с романом «Светский человек» (Ο ανθρωπος του κόσμου). Этот и другой его «афинский» роман, Николас Сигалос (Νικόλας Σιγαλός 1890), не имели успеха. После чего писатель обратился к тематике Закинфа и написал некоторые из своих лучших произведений, «Маргарита Стефа» (Μαργαρίτα Στέφα 1893), «Красная скала» (Κόκκινος βράχος 1905). Затем вновь последовали «афинские» романы, самыми значительными из которых были «Война» (Ο πόλεμος 1914) и «Тайная помолвка» (Οι μυστικοί αρραβώνες 1915) и "закинфский " «Лаура» (Λάουρα 1915). Его самой амбициозной писательской работой была общественная трилогия «Богатые и бедные» (Πλούσιοι και φτωχοί 1919), «Честные и бесчестные» (Τίμιοι και άτιμοι 1921), «Удачники и неудачники» (Τυχεροί και άτυχοι 1924). Первые два романа считаются самыми лучшими и зрелыми произведениями Ксенопулоса. Последовали другие значительные работы: «Вилла Анадиомени» (Αναδυομένη 1925), «Изабелла» (Ισαβέλλα 1923), «Тереза Варма Дакоста» (Τερέζα Βάρμα-Δακόστα 1925). Ксенопулос считается пионером «городского романа». Основная тема его работ — любовь, то есть эрот, в основном между людьми разных общественных классов. Его способность писать легко и быстро, в некоторых случаях, привела Ксенопулоса к «скидкам» в отношении качества. Он был обвинён, когда начал писать романы в продолжениях, что он очень легко делал уступки своим читателям и что он часто использовал вызывающие для той эпохи эротические сцены, чтобы заработать деньги. Однако и его противники признают достоинства его работ, как то лёгкость повествования, способность сохранять устойчивый интерес читателя и наблюдательность.
Ксенопулос и городской роман
Многие работы Ксенопулоса предназначены более для развлечения, нежели для филологического анализа. Буржуазный реализм, который доминировал в тот период в Европе и Америке оказал влияние и на работы Ксенопулоса. По этой причине Ксенопулос считается многими критиками пионером городского романа, с попытками воспроизведения реальности. Не следует забывать, что Ксенопулос принадлежит поколению 1880-х, десятилетие которое считается вехой в истории современной греческой литературы. Ксенопулос был знатоком этой традиции, но и модернистом. Его поворот к буржуазному реализму, был в основном специфическим отступлением от «этографии». Действие его первых романов происходит в Афинах в студенческой среде, романы были написаны когда писателю ещё не было 30 лет. Ксенопулос использовал обстоятельства своей собственной жизни, выдавая их за вымышленные.
Театр
Его первая театральная работа, Приёмный отец (Ο ψυχοπατέρας), была представлена в 1895 году. С начала века он начал сотрудничать с «Новой сценой» (Νέα Σκηνή) Константина Христоманоса. Среди его самых значительных театральных работ числятся: «Тайна графини Валерены» (Το μυστικό της Κοντέσσας Βαλέραινας 1904), «Стелла Виоланти» (Στέλλα Βιολάντη 1909, с Марикой Котопули в главной роли), «Студенты» (Φοιτηταί). «Тайна графини Валерены» была самой любимой работой Ксенопулоса. Как говорил сам писатель, « я задумал её юношей, написал мужчиной, вновь написал зрелым мужчиной и завершил почти стариком». Ксенопулос написал в общей сложности 46 разных театральных работ. В 1901 году, вместе с Константином Паламасом, Ксенопулос был инициатором создания «Новой Сцены». Благодаря знанию иностранных языков, Ксенопулос своевременно был информиромирован о важных духовных событиях в других европейских странах. Он написал прологи к текстам Ибсена и его повседневная жизнь была связана с театром. Многие его драмы сначала были написаны как проза, а затем были перенесены на сцену («Распятый Эрот» — «Стелла Виоланти»). Он также перевёл несколько театральных работ. Принял участие в разных комитетах драматургических конкурсов. Королевский театр Афин был открыт в 1932 году с его работой «Дядя Сон» («Ο θείος Όνειρος»). Большинство работ Ксенопулоса (28) трёхактные. В первом акте Ксенопулос, как правило, представляет тему и характеризует героев, во втором сюжет ведёт к кульминации драмы, в третьем наступает разрешение. Ксенопулос методично, фраза за фразой, готовит последующие события, которые на первый взгляд кажутся неимеющими отношения к главной теме, но в дальнейшем оказываются необходимыми. «Стелла Виоланти», в которой Ксенопулос быстрым темпом идёт от приятной атмосферы одного закинфского дома к шокирующей кульминации добровольной смерти невесты, стала протипом двух других театральных работ, которым, хотя они были написаны значительно позже, не хватает драматической техники Ксенопулоса. Категоризация работ Ксенопулоса : Ксенопулос писал с той же лёгкостью драмы и комедии и основной темой его произведений была любовь (эрот). Его работы относят к течению этографии в греческой литературе 1880—1930, которое воспроизводит жизнь эпохи и местного общества, в которой местные и временные особенности часто становятся неписанными законами насаждающими обществом. Его работы делятся на закинфские или на афинские. Ксенопулос призван преодолеть разрыв между двумя школами, афинской и семиостровной.
Критика
Особенно значительным был его вклад в литературную критику. В журнале Панатинеа (Παναθήναια) он опубликовал множество исследований о писателях, таких как Александр Пападиамантис, Яннис Камбисис, Димитриос Викелас. Ксенопулос первым представил афинской литературной публике Константина Кавафиса в 1903 году.
Ксенопулос и социализм
Хотя Ксенопулос происходил из зажиточной семьи, он не был аристократом. Прибыв в Афины он принёс собою идею гуманного социализма. В Афинах он вошёл в контакт с Платоном Дракулисом (1858—1942) и другими лидерами социалистической партии, он присоединился к ним и помог с изданием социалистических газет «Радикально» («Άρδην») и Общество («Κοινωνία»). В 1885 году он стал редактором «Άρδην». Его позиции касательно социализма лучше всего прослеживаются в Богатых и бедных. Ксенопулос верил в социализм, который бы изменил общество без насильственных потрясений. Постепенно люди осознают в чём их выгода, богатые и бедные придут к консенсусу без насилия. Идеал социализма обеспечил бы каждому человеку, независимо от его расы, пищу, жильё и одежду, но никогда не мог привести к совершенному равенству. С ростом интеллектуального уровня народа люди осознают, где их неподдельный интерес. В силу этого он рассматривал работу писателю как долг образованию и ответственный труд, во благо общего. Рассказы: Греческих игр тридцатидрахмовая награда (Ελληνικού αγώνος το τριακοσιάδραχμον έπαθλον. Αθήνα, Χιώτης, 1885); Мачеха (Μητρυιά. Αθήνα, παράρτημα του περιοδικού Εστία, 1890); Солдатские рассказы (Στρατιωτικά διηγήματα. Αθήνα, Κασδόνης, 1892); Рассказы Серия первая (Διηγήματα• Σειρά πρώτη. Αθήνα, τυπ.Κωνσταντινίδη, 1901); Рассказы Серия вторая (Διηγήματα• Σειρά δεύτερη. Αθήνα, τυπ.Κωνσταντινίδη, 1903); Рассказы Серия третья (Διηγήματα• Σειρά τρίτη. Αθήνα, Κολλάρος, 1907); Плохой путь и другие новые рассказы (Ο κακός δρόμος και άλλα καινούργια διηγήματα (1908—1911). Αθήνα, Φέξης, 1912.); Работа был экранизирована в 1933 году в одном из редких совместных греко-турецких фильмов; Стелла Виоланти или Эрот распятый и некоторые избранные рассказы (Στέλλα Βιολάντη ή Έρως εσταυρωμένος και κάποια άλλα διαλεχτά διηγήματα. Αθήνα, Φέξης, 1914); Влюблённые и другие рассказы (Οι ερωτευμένοι και άλλα διηγήματα. Αθήνα, έκδοση Φιλολογικής Κυψέλης, χ.χ.); Воспитанница (Η Αναθρεφτή. Αθήνα, Γανιάρης, χ.χ.); Метание камней на солнце (Πετριές στον ήλιο. Αθήνα, Παπαδόπουλος, 1919); Закинфский платок и десять других избранных рассказов ('Το Ζακυνθινό μαντήλι και άλλα δέκα διαλεχτά διηγήματα. Αθήνα, Γανιάρης, 1921); Афинские рассказы История одной разведённой (Αθηναϊκά διηγήματα• Ιστορία μιας χωρισμένης. Αθήνα, Γανιάρης, 1924); Минотавр и другие новые рассказы (Ο Μινώταυρος και άλλα νέα διηγήματα (1921—1924). Αλεξάνδρεια, εκδ. του περ. Γράμματα, 1925); Как они воюют ? (Πώς πολεμούν; Αθήνα, έκδοση της εφημερίδας Ελληνικόν Μέλλον, 1935); Сумасшедший с красными лилиями (Ο τρελλός με τους κόκκινους κρίνους. Αλεξάνδρεια, Κασιγόνης, 1926); Бессмертие и 24 других рассказов (Αθανασία και άλλα 24 διηγήματα. Αθήνα, εκδ. «Οι φίλοι του βιβλίου», 1944); Кошка попа (Η γάτα του παπά, Αθήνα, εκδ. ΄΄Εθνικόν Ημερολόγιον του Σκόκου, 1913). Романы: Чудеса дьявола (Θαύματα του Διαβόλου. Αθήνα, Ραφτάνης, 1883); Светский человек (Άνθρωπος του κόσμου. Αθήνα, Γραφείον Εκλεκτών Μυθιστορημάτων, 1888); Николас Сигалос Νικόλας Σιγαλός. Αθήνα, τυπ. Κορίννης, 1890); Маргарита Стефа (Μαργαρίτα Στέφα. Αθήνα, Κολλάρος, 1906); Красная скала (Ο κόκκινος βράχος. Αθήνα, τυπ.Εστία, 1915); Война (Ο Πόλεμος. Αθήνα, Κολλάρος, 1919); Честь брата I(Η τιμή του αδελφού Α΄. Αθήνα, Κολλάρος, 1920).; Лаура Девушка которая убивает Λάουρα• Το κορίτσι που σκοτώνει. Αθήνα, Ελευθερουδάκης, 1921; Честь брата II (Η τιμή του αδελφού Β΄. Αθήνα, Κολλάρος, 1923); Мир и Космас (Ο κόσμος κι ο Κοσμάς. Αθήνα, Κολλάρος, 1923); Изабелла (Ισαβέλλα. Αλεξάνδρεια, Κασιγόνης, 1923); Трёхличная женщина (Η τρίμορφη γυναίκα. Αθήνα, Κολλάρος, 1924); Вилла «Вышедшая из волн» (Αναδυόμενη. Αθήνα, Κολλάρος, 1925; Тереза Варма Дакоста — Современное средневековье (Τερέζα Βάρμα Δακόστα — Ένας σύγχρονος Μεσαίωνας. Αθήνα, Κολλάρος, 19260; Богатые и бедные — Общественная трилогия Богатые и бедные, Честные и бесчестные, Удачники и неудачники (Πλούσιοι και Φτωχοί — Μια κοινωνική τριλογία• Πλούσιοι και φτωχοί, Τίμιοι και Άτιμοι, Τυχεροί και Άτυχοι. Αθήνα, Κολλάρος, 1926); Война (Ό Πόλεμος, (1919); Падение Афинский роман (Ο Κατήφορος• Αθηναϊκόν μυθιστόρημα. Αθήνα, Κολλάρος, 1948; Свадьба Лицы (Ο γάμος της Λίτσας. Αθήνα, τυπ. Αφων Γεράρδου, 1929); Приведение (Το Φάντασμα, (1914); Тайная помолвка (Μυστικοί αρραβώνες. Αθήνα, Κολλάρος, 1959); Космакис История нормального пациента I (Ο Κοσμάκης• Ιστορία ενός φυσιολογικού αρρώστου Α΄. Αθήνα, Κολλάρος, 1930; Космакис История нормального пациента II (Ο Κοσμάκης• Ιστορία ενός φυσιολογικού αρρώστου Β΄. Αθήνα, Κολλάρος, 1930); Космакис История нормального пациента III (Ο Κοσμάκης• Ιστορία ενός φυσιολογικού αρρώστου Γ΄. Αθήνα, Κολλάρος, 1930; Космакис История нормального пациента IV (Ο Κοσμάκης• Ιστορία ενός φυσιολογικού αρρώστου Δ΄. Αθήνα, Κολλάρος, 1930; Афродита I Женщина которая тебя теряет, II Женщина которая тебя спасает (Αφροδίτη Α΄ • Η γυναίκα που σε χάνει, Β΄ — Η γυναίκα που σε σώζει. Αθήνα, Κολλάρος, 1930); Между тремя женщинами (Ανάμεσα σε τρεις γυναίκες. Αθήνα, Κολλάρος, 1930); Большая любовь (Μεγάλη αγάπη) Ночь развращения (Η νύχτα του εκφυλισμού) Три сестры (οι τρεις αδελφές) Лиза (Λίζα); Безветренные ночи (Απάνεμα βράδια. Театр: Театр I (Θέατρον Α΄. Αθήνα, Κολλάρος, 1913); Театр II (Θέατρον Β΄. Αθήνα, Κολλάρος, 1913); Студенты (Φοιτηταί. Αθήνα, Παπαδόπουλος, 1919); Театр III (Θέατρον Γ΄. Αθήνα, Κολλάρος, 1922); Стелла Виоланти Эрот распятый — Рассказ и драма (Στέλλα Βιολάντη (Έρως Εσταυρωμένος) — Το διήγημα και το δράμα. Αθήνα, Κολλάρος, 1923); Искушение (Πειρασμός, (1910); Цветок Востока (Το Φιόρο του Λεβάντε 1914); Это не я Логика (Δεν ειμ' εγώ ή Η Λογική. Αθήνα, Κολλάρος, 1928); Тайна графини Валерены (Το μυστικό της Κοντέσσας Βαλέραινας. Αθήνα, 1915; Театр IV (Θέατρον Δ΄. Αθήνα, Οι φίλοι του βιβλίου, 1945. Исследования: Моя исповедь (Η απολογία μου. Ζάκυνθος, Καψοκέφαλος, 1884); Эвангелос Пантопулос (Ευάγγελος Παντόπουλος. Αθήνα, Εστία, 1893); Комедия Аристея (Η κωμωδία του Αριστείου. Αθήνα, 1921); Колосья и маки (Στάχυα και παπαρούνες Α΄. Αθήνα, Κολλάρος, 1923); Малакасис — Поэт и человек (Μαλακάσης — Ο ποιητής και ο άνθρωπος. Αθήνα, Παρθενών, 1943 (στη σειρά Σύγχρονοι Έλληνες ποιητές). Детская литература: Детский театр (Παιδικόν θέατρον. Αθήνα, Παπαδόπουλος, 1906); Моя сестрёнка (Η αδελφούλα μου. Αθήνα, Παπαδόπουλος, 1923); Детский театр I (Παιδικόν θέατρον Α΄. Αθήνα, Κολλάρος, 1926); Детский театр II (Παιδικόν θέατρον Β΄. Αθήνα, Κολλάρος, 1926); Замок Босфора и другие рассказы (Ο Πύργος του Βοσπόρου και άλλα διηγήματα. Αθήνα, Κολλάρος, 1927; Моя хорошая книга (Το καλό μου το βιβλίο. Αθήνα, Κολλάρος, 1931); Малыш глава разбойников — Зверинец Тотоса (сродни Вовочки) и его компания (Ο μπέμπης αρχιλήσταρχος — Θηριοτροφείο Τοτού και συντροφία. Αθήνα, Δημητράκος, 1932); Обнимаю Вас, Федон (Σας ασπάζομαι, Φαίδων. Αθήνα, Οι φίλοι του βιβλίου, 1947). Литература: Απ. Σαχίνη, Το νεοελληνικό μυθιστόρημα, εκδ. Γαλαξίας, Αθήνα 1971; Η παλαιότερη πεζογραφία μας, εκδ. Σοκόλη; Το φάντασμα, εκδ. αδελφοί Βλάσση; Μυστικοί αρραβώνες, εκδ. αδελφοί Βλάσση; Στέλλα Βιολάντη Ισαβέλλα, εκδ. αδελφοί Βλάσση; Η Άπιστη, εκδ. αδελφοί Βλάσση; Исследования о творчестве Григория Ксенопулоса; Ελίζα-Αννα Δελβερούδη, «Ο Γρηγόριος Ξενόπουλος στον κινηματογράφο: Ο κόκκινος βράχος του Γρηγόρη Γρηγορίου», Γρηγόριος; Ξενόπουλος, Πενήντα χρόνια από τον θάνατο ενός αθάνατου (1951—2001), Αθήνα, Ελληνικό Λογοτεχνικό και Ιστορικό Αρχείο, 2003, σ. 189—203; Χρυσόθεμις Σταματοπούλου-Βασιλάκου, «Τα μονόπρακτα έργα του Γρηγόριου Ξενόπουλου». Παράβασις, τόμ. 8, 2008, σσ. 483—504

[509x699]
1868
Фриц Габер (немецкое имя — Fritz Haber)
немецкий химик, удостоенный в 1918 Нобелевской премии по химии за синтез аммиака. Родился в городе Бреслау (ныне город Вроцлав, Польша) и был единственным сыном Зигфрида Габера и его первой жены, его кузины Паулы Габер, которая умерла во время родов. Когда мальчику было девять лет, его отец, процветающий торговец красителями, женился на Хедвиге Гамбургер, от которой имел трех дочерей. Если отец был суров и холоден к сыну, то с мачехой у Габера сложились теплые отношения После окончания местной начальной школы Габер поступил в Бреславскую гимназию святой Елизаветы, где у него зародилась любовь к литературе, особенно к произведениям Гете. Мальчиком ему нравилось сочинять стихи, и он лелеял надежду стать актером, но в конце концов химия захватила его целиком. В 1886 г. Габер поступил в Берлинский университет для изучения химии, но после первого семестра перешел в Гейдельбергский университет, где его учителем был Роберт Бунзен – изобретатель лабораторной горелки, которая носит его имя. Интерес Бунзена к физической химии подтолкнул Габера к изучению математики и физики – предметов, которые он продолжал штудировать в Берлинском техническом университете. После получения докторской степени в 1891 г. он в основном работал в химических прикладных лабораториях, в которых не стимулировался особый интерес к теории. Затем он перешел в Цюрихский федеральный технологический институт, где ознакомился с новыми химическими и производственными процессами, которые впоследствии вывели Германию в лидеры мировой химической технологии. После работы в течение двух лет у отца Габер продолжил свои исследования сначала в Йенском университете, а затем в Университете Карлсруэ, где в 1894 г. стал ассистентом Ханса Бунте, профессора химической технологии. Работа Габера, результаты которой были суммированы в 1896 г. в его книге «Экспериментальные исследования по распаду и горению углеводородов», позволила ему стать в том же году лектором в Университете Карлсруэ. В 1906 г. ему присудили звание профессора физической химии и электрохимии и выбрали директором университетского института, где проводились исследования по этим дисциплинам. В Карлсруэ первые исследования Габера касались самых различных вопросов, включающих электрохимию топлива, потерю тепловой энергии в паровой машине, создание нескольких типов электродов для регистрации окислительно-восстановительных процессов. Он описал результаты этой работы в книге «Основные принципы технической электрохимии на основе теории». Его третья книга «Термодинамика промышленных реакций газов», опубликованная в 1905 г, сделала Габера мировым авторитетом в области науки и технологии. В книге он продемонстрировал, как теоретические термодинамические расчеты изменений свободной энергии газов при равновесном состоянии могут быть практически использованы для промышленных целей. Наиболее значимые лабораторные эксперименты Габер начал в 1905 г., когда занялся производством аммиака с целью превращения его в дальнейшем в нитрат. Острой проблемой в мире из-за увеличения численности населения и сокращения природных источников удобрений становилось получение удобрений, обогащенных азотом. Габер попытался соединить атмосферный азот с водородом с целью получения аммиака. Другие химики уже пытались синтезировать аммиак посредством прямой реакции между его составляющими азотом и водородом, но этот метод требовал повышения температуры до 1000° С, что было невыгодно по экономическим соображениям. После ряда экспериментов Габер понял, что аммиак можно синтезировать и при температуре ниже 300°С. Немецкий химик Вальтер Нернст ранее продемонстрировал, что аммиак может быть получен при взаимодействии водорода и азота при экстремально высоком давлении. Габер объединил методики низких температур и высоких давлений. Он также обнаружил, что замена стандартного катализатора, которым являлось железо, на осмий и уран существенно увеличивает выход аммиака. В дальнейшем он еще увеличил эффективность этого же метода за счет утилизации тепла, выделяемого при взаимодействии газов, для поддержания температуры реакции. Исследования Габера по синтезу аммиака финансировались германской промышленной корпорацией «Бадише анилин унд сода фабрик» (БАСФ). Карл Бош, инженер фирмы БАСФ, усовершенствовал метод Габера и внедрил его на заводах корпорации по производству аммиака в Оппау и Леуне в 1910 г. Названный процессом Габера-Боша, он до настоящего времени является основой широкомасштабного производства аммиака во всем мире. В следующем году Габер и Рихард Вильштеттер были назначены содиректорами Института физической химии и электрохимии кайзера Вильгельма в Берлине. После начала первой мировой войны в 1914 г. Габер находился на службе у германского правительства. Как консультанту военного министерства Германии ему было поручено создать отравляющее вещество раздражающего действия, которое заставляло бы войска противника покидать траншеи. Через несколько месяцев Габер и его сотрудники создали оружие с использованием газообразного хлора, которое было запущено в производство в январе 1915 г. Оно было применено этой же весной против войск стран Антанты при Ипре в Бельгии, что привело к отравлению 150000 человек. Хотя Габер ненавидел войну, он считал, что применение химического оружия может сохранить многие жизни, если прекратится изматывающая траншейная война на Западном фронте. Его жена Клара (в девичестве Иммервар) была также химиком и решительно выступала против его военных работ. В 1915 г. после серьезной ссоры с Габером она покончила с собой. Они поженились в 1901 г, у них был один сын. В 1917 г. Габер женился на Шарлотте Натан, у них родились сын и дочь. В 1927 г. они развелись. В 1916 г. Габер был назначен начальником химической службы, ответственной за все исследования и производство химического оружия. Азотфиксирующий процесс, разработанный Габером для производства искусственных удобрений, стал служить военным целям Германии прежде всего для производства взрывчатых веществ. Нобелевская премия по химии в 1918 г. была зарезервирована, но в следующем году эта премия была вручена Габеру «за синтез аммиака из составляющих его элементов». «Открытия Габера, сказал в своей речи при презентации А.Г.Экстранд, член Шведской королевской академии наук, – представляются чрезвычайно важными для сельского хозяйства и процветания человечества». Вручение награды вызвало резкую критику со стороны ученых стран Антанты, которые рассматривали Габера как военного преступника, участвовавшего в создании химического оружия. Поражение Германии, самоубийство первой жены, осуждение Габера английскими, американскими и французскими учеными привели его к тяжелой депрессии; кроме того, у него развился несахарный диабет. Несмотря на это, он провел реорганизацию Института кайзера Вильгельма в Берлине в условиях жестких ограничений, характерных для послевоенной Германии. В 1920 г. он начал исследования по извлечению золота из морской воды, надеясь, что в случае успеха это предприятие позволит Германии рассчитаться по репарациям со странами Антанты. Однако после шести лет работы этот проект, опиравшийся на слишком оптимистические содержания золота в морской воде, закончился неудачей. В то же время работы Габера в институте привели к значительным успехам в области атомной физики, биологии и химии. Научный коллоквиум, организованный Габером, посещали наиболее выдающиеся ученые того времени, включая Нильса Бора, Отто Варбурга, Отто Мейергофа, Питера Дебая и многих других. В начале 1930-х годов институт стал одним из самых известных научно-исследовательских центров и учебных заведений в мире. В 1933 г., после прихода к власти Адольфа Гитлера, положение Габера стало опасным, поскольку его родители были евреями не по вероисповеданию, а по происхождению. Одним из первых действий нацистского правительства было издание законов гражданского кодекса, не позволяющих евреям состоять на службе в академических и правительственных учреждениях. Так как Габер находился на германской службе во время первой мировой войны, для него было сделано исключение, но в апреле этого же года он отказался уволить из своего штата евреев и послал письмо с заявлением об отставке в министерство искусства, науки и народного образования. «За более чем 40-летнюю службу я подбирал своих сотрудников по их интеллектуальному развитию и характеру, а не на основании происхождения их бабушек, – писал он, и я не желаю в последние годы моей жизни изменять этому принципу». Бежав от нацистов в Англию, Габер работал в течение четырех месяцев со своим бывшим помощником Уильямом Поупом в Кембриджском университете. Затем химик и будущий первый президент Израиля Хаим Вейцман предложил Габеру работать в палестинском Исследовательском институте Даниэля Сиффа в Реховоте. Здоровье Габера резко ухудшилось. Он перенес сердечный приступ, но поправился и выехал по приглашению в январе 1934 г. Во время остановки на отдых в Базеле (Швейцария) он умер 29 января 1934 года.
Память В 1953 году имя Габера получил Институт физической химии и электрохимии Кайзера Вильгельма (Институт имени Фрица Габера) Научного общества им. Макса Планка) в квартале Далем в Берлине. 22 января 2009 года Международный астрономический союз присвоил имя Фрица Габера кратеру на обратной стороне Луны.

Janez_Regen_1929 (497x700, 249Kb)
1868
Иван Реген (Ivan (Janez) Regen; также Johann Regen)
словенский биолог, наиболее известны его исследования в области биоакустики. Иван Реген родился в деревне Лайше на территории современной Словении. С детства он интересовался звуками насекомых. Его семья не могла себе позволить оплатить его обучение, поэтому он получал образование в местной семинарии, постепенно накопив достаточно средств для обучения в Вене. В университете Вены он изучал естествознание у Гроббена, Экснера и Клауса. Реген получил докторскую степень в 1897 году и начал работать профессором в гимназии, сначала в Вене, впоследствии в Хранице (Моравия). Потом он по рекомендации Экснера вернулся в гимназию в Вене и работал там до своей отставки в 1918 году. Вместе с тем Реген вёл исследования физиологии животных, и был один из первых словенских учёных, ставших работать за границей после первой мировой войны.. Наблюдая за кузнечиками и сверчками он доказал, что насекомые отвечают на акустические стимулы от других особей и возможно побудить их ответить на искусственные сигналы из громкоговорителя. Позже он продемонстрировал, что слух насекомого зависит от целостности тимпанального органа и это было первым описанием работы этого органа. За его вклад он считается основателем современной биоакустики. Также он изучал другие физиологические явления у насекомых, такие как дыхание, спячка, пигментация в зависимости от условий и линька. Крупнейшей его работой была так называемая «геобиологическая лаборатория», большой террариум в котором он изучал ориентирование насекомых по звуку. В террариуме находилось 1600 самок насекомых с целыми и повреждёнными органами слуха, большое количество особей позволяло Регену статистически оценить их поведение. С 1911 года Иван Реген был частным исследователем, но продолжал держать контакт со Словенией, поддерживая несколько местных обществ и культурных учреждений, а также устанавливая словенскую терминологию для тех областей науки в которых он работал. В 1921 году он отклонил приглашение стать профессором университета Любляны. В 1940 году он стал членом-корреспондентом Словенской академии наук и искусств, а также почётным членом Словенского общества естествознания. Умер в Вене, Австрия, 27 июля 1947 года.

Gerrit-Smith-Miller (584x700, 208Kb)
1869
Джеррит Смит Миллер (Gerrit Smith Miller)
американский зоолог и ботаник. Родился в Питерборо, Мадисон, штат Нью-Йорк, США Джеррит Смит Миллер (младший) вырос в Нью-Йорке, однако его двоюродный дядя, орнитолог, пристрастил его к естествознанию. В 1894 году он окончил Гарвардский университет и поступил на службу в Министерство сельского хозяйства США и его руководителем стал Клинтон Харт Меррием (1855—1942). Однако Миллер не ладил с К.Х.Меррием, и вскоре оставил эту службу. В 1894 году он опубликовал одно из старейших руководств по принципам коллетирования млекопитающих: «Указания по подготовке коллекционных экземпляров для изучения мелких млекопитающих» (Directions for Preparing Study Specimens of Small Mammals), которое выдержало множество изданий до 1932 года. В 1898 году он стал помощником куратора в Национальном музее естественной истории (NMNH) в Вашингтоне. С 1909 по 1940 годы он курировал биологическое отделение Смитсоновского института. В 1906 году он участвовал в экспедиции во Францию, Испанию и Танжер. Он работал в основном по млекопитающим Северной Америки и опубликовал списки видов в 1901, 1912 и 1924 годах. В 1901 году, озаглавленном «Результаты исследования наземных млекопитающих Северной Америки до конца 1900 года» (Systematic results of the study of North American land mammals to the close of the year 1900.), количество известных видов увеличилось с 363 до 1450. Он также работал с летучими мышами и опубликовал в 1907 году руководство «Семейства и роды летучих мышей» (The Families and Genera of Bats), которое на многие годы стало основным справочником. Он находился в Европе с 1908 по 1911 год. В 1912 году, после изучения коллекций Британского музея, NMHN и частных коллекций, он опубликовал "Каталог наземных млекопитающих Западной Европы" (Catalogue of the Land Mammals of Western Europe). Начиная с 1920-х годов, изучал фауну Карибского моря и Панамы. В своих исследованиях костей Пилтдаунского человека, которые он опубликовывал в 1915 году, он пришёл к заключению, что челюстная кость принадлежит ископаемой человекообразной обезьяне. Он опубликовал более 400 статей, в основном, по териологии, но также по ботанике, палеонтологии, музыке и антропологии. Но особенно его привлекали приматы и раннее социальное поведение человека. Отмечен Leidy Award (1934). Умер в Вашингтоне, США, 24 февраля 1956 года. Сочинения: Directions for preparing study specimens of small mammals (1894); Results of the Study of North American Land Mammals to che Close of the Year 1900 (1901); The Families and Genera of Bats (1907); Catalogue of the Land Mammals of Western Europe (1912). Литература: Keir B. Sterling u. a. (Hrsg.): Biographical dictionary of American and Canadian naturalists and environmentalists;Greenwood Press, Westport CT 1997, ISBN 0-313-23047-1

[505x700]
1870
Франсиско Себастьян Карвахаль-и-Гуаль (испанское имя — Francisco Sebastián Carvajal y Gual)
мексиканский государственный и политический деятель, временный президент Мексики с 15 июля по 13 августа 1914. Родился в городе Сан-Франсиско-де-Кампече, Мексика. По образованию юрист, занимал ряд должностей в администрации президента Порфирио Диаса. 3 мая 1911, во время Мексиканской революции, был послан Диасом на переговоры с лидером восставших Франсиско Мадеро. В 1913, когда власть в стране перешла к генералу Викториано Уэрте, Карвахаль был назначен председателем Верховного Суда, а 10 июля 1914 получил должность министра иностранных дел. Когда 15 июля 1914 Уэрта ушёл в остставку, Карвахаль стал президентом страны и занимал этот пост в течение менее чем месяца. 13 августа Карвахаль ушёл в отставку. Новым президентом стал Венустиано Карранса; Карвахаль эмигрировал в США и жил там до 1922, после чего вернулся в Мексику. Умер в Мехико 20 сентября 1932 года.

Morozov (525x700, 224Kb)
1871
Иван Абрамович Морозов
московский предприниматель, купец — директор-распорядитель Тверской мануфактуры (1892—1900 годы), директор правления Мугреево-Спировского лесопромышленного товарищества (Ковров), член Совета Московского купеческого банка, член Московского биржевого комитета, председатель Московского купеческого собрания (1898—1899 годы), выборный Московского биржевого общества, член Российского общества химической промышленности («Руссокраска» с 1914 года), один из учредителей Российского акционерного общества коксовой промышленности и бензольного производства («Коксобензол» с 1915); меценат, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина; благотворитель — член Совета 1-го Тверского попечительства о бедных, член попечительского совета Комиссаровского технического училища и Московского коммерческого института, а также общества вспомоществования студентам Высшего Технического училища. Принадлежит к купеческой династии Морозовых. Родился в городе Москва, Российская империя. Иван Абрамович Морозов был вторым сыном потомственного почётного гражданина Абрама Абрамовича Морозова (1839—1882) и Варвары Алексеевны Морозовой (Хлудовой) (1848—1917). Крещён 14 декабря в единоверческой Троицкой Введенской церкви у Салтыкова моста.
MorozovПредставители всех четырёх ветвей (570x700, 180Kb)
Представители всех четырёх ветвей морозовского рода. Слева направо: Абрам Абрамович Морозов (слева), Тимофей Саввич Морозов (сидит в центре), Иван Захарович Морозов и Викула Елисеевич Морозов. Начало 1860-х.
Иван Абрамович Морозов — внук Абрама Савича Морозова (1807—1856), правнук Саввы Васильевича Морозова (1770—1860) — основателя династии, создателя многочисленных фабрик. В 1872 году при очередном разделе имущества Морозовых бумагопрядильные фабрики в Твери переходят к Абраму и Давиду Абрамовичам. Директором основанного братьями «Товарищества Тверской мануфактуры» становится Абрам Абрамович Морозов — отец Ивана. С девяти лет Иван вместе со старшим братом Мишей посещал художественную студию Ивана Мартынова, брал уроки рисования и живописи у пейзажиста-передвижника Егора Моисеевича Хруслова (1861—1913) и Константина Коровина. 9 марта 1882 году, на 43-м году жизни после тяжелой болезни скончался отец Ивана. Наследуя состояние мужа, Варвара Морозова берет на себя управление всеми делами, в том числе и руководство «Товариществом Тверской мануфактуры». В этом же году Варвара Морозова знакомится с профессором Василием Михайловичем Соболевским, который вскоре становится её гражданским мужем. В 1885 году Варвара Морозова покупает владение князей Долгоруких на Воздвиженке и заказывает архитектору Роману Клейну построить особняк в классическом стиле. В этом же году у Варвары Алексеевны и Василия Соболевского рождается сын Глеб (Глеб Васильевич Морозов; 1885 — после 1926). В 1887 году открывается Психиатрическая клиника для душевнобольных имени Абрама Абрамовича Морозова на Девичьем поле, на которую Варвара Алексеевна Морозова жертвует 150 тысяч рублей. У Варвары Алексеевны и В.М.Соболевского рождается дочь Наталья (Наталья Васильевна Морозова, 1887—1971). Иван Абрамович Морозов в этом году после окончания реального училища поступил на химический факультет Высшей политехнической школы в Цюрихе. Во время учёбы в Швейцарии не прекращал свои занятия живописью, продолжать писать маслом, в первые годы факультативно занимался рисунком и живописью на архитектурном отделении.
Morozovфрагмент1902 (529x700, 233Kb)
Портрет Михаила Абрамовича Морозова (фрагмент). Валентин Серов. 1902 год.
Арсений Морозов в это время стажируется в Англии. В 1895 году Иван Морозов возвращается в Россию. В 1895 году поселяется в Твери и берёт на себя руководство (директор-распорядитель) Тверскими фабриками, так как братья — Михаил и Арсений мало интересовались семейным делом. С 1904 по 1916 годы ему удалось умножить капитал предприятия втрое. Максимальную прибыль фабрики получили во время Первой мировой войны благодаря заказам на хлопчатобумажные ткани, полотно и сукно для русской армии.
MorozovКоровин1903 (580x700, 434Kb)
Портрет И.А.Морозова. Константин Коровин. 1903 год.
Проживая в Твери, Морозов иногда приезжает в Москву к брату Михаилу, в доме которого, начиная с 1893—1894 годов, собирается многочисленный кружок художников, постоянными членами которого были Михаил Врубель, Валентин Серов, Константин Коровин.
Начиная с 1898 года Иван Абрамович строит здание театра для рабочих Тверской мануфактуры, 26 января 1900 года состоялось его открытие, называлось оно «Чайная и зал для спектаклей». В 1898—1899 годы он — председатель Московского купеческого собрания.
MorozovЗдание Президиума Российской академии (700x700, 520Kb)
Здание Президиума Российской академии художеств на Пречистенке (особняк Ивана Абрамовича Морозова).
В конце 1899 года — начале 1900 годов он перебирается в Москву. Покупает у вдовы своего дяди Давида Абрамовича Морозова старинную дворянскую усадьбу на Пречистенке (улица Пречистенка, 21), уцелевшую после пожара 1812 года. Ведёт светскую жизнь, посещает дом брата Михаила и сам устраивает званые вечера, на которых знакомится со многими литераторами, артистами и художниками. Занимается благотворительностью. Помогает Московскому университету в приобретении машины Линде для Физического института, оплатив её стоимость. Участвует в финансировании Института раковых заболеваний при Московском университете. Под влиянием новых знакомых начинает интересоваться современной живописью и коллекционированием. В 1900 году в Музее Художественного училища барона Штиглица проходит вторая выставка картин журнала «Мир искусства». Некоторые картины, представленные на этой выставке, были позже куплены Иваном Морозовым («Пушкин в Михайловском» Валентина Серова, «Купальщицы» Константина Сомова). Иван Морозов положил начало своей коллекции покупкой картин русских пейзажистов. В 1901 году в Петербурге в залах Академии художеств открывается выставка картин журнала «Мир искусства», в рамках который проводится посмертная выставка Исаака Левитана. Михаил Морозов за 18 тысяч франков покупает «Интимную феерию» Поля Бенара и «Мужчину, срывающего плоды с дерева» Поля Гогена, а Иван Морозов — «Осенний пейзаж» Мануила Аладжалова. По другим данным, первой покупкой Ивана Морозова стало полотно Исаака Левитана. В 1903 году Иван Абрамович покупает первый предмет западноевропейской живописи — холст Альфреда Сислея «Мороз в Лувесьенне» (1873, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва) за 11,5 тысячи франков. В этом же году на средства, пожертвованные представителями семьи Морозовых, открывается Институт имени Морозовых на Девичьем поле для лечения страдающих опухолями (архитектор Роман Клейн). И.А.Морозов вместе с братом Михаилом внесли по 30 тысяч руб. Всего Морозовыми было внесено 150 тысяч рублей. В настоящее время в здании размещается Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А.Герцена. 6 августа 1903 года у Ивана Морозова и Евдокии (Доси) Кладовщиковой, бывшей хористки ресторана «Яр», рождается внебрачная дочь Евдокия, в будущем её родители обвенчаются. После внезапной кончины брата Михаила (1903) Иван Морозов укрепляется в решении продолжить коллекционирование французской живописи, продолжая заниматься бизнесом и общественными делами. В 1904 году за 25 тысяч франков он покупает у Дюран-Рюэля эскиз к портрету Жанны Самари, принадлежащему его брату Михаилу.
MorozovAmbroise_Vollard (533x700, 77Kb)
Амбруаз Воллар (1866—1939).
С этих пор Иван Абрамович постоянно ездит в Европу не пропускает ни одной значительной выставки, ни «Салона Независимых», ни «Осеннего Салона», покупая картины во время вернисажей, у парижских маршанов (торговцев произведениями искусства) (Амбруаза Воллара (1866—1939), Дюран-Рюеля, Люсьена Симона, Бернхеймов, Канвейлера и т. д.), на аукционах в Отеле Друо, или же прямо в мастерских художников. Морозов подходил к делу обстоятельно, пользуясь советами консультантов, среди которых были художники Валентин Серов, Сергей Виноградов, Игорь Грабарь, критики Сергей Маковский и Яков Тугендхольд. Разросшуюся коллекцию Иван Морозов размещает в своём особняке, перестроенном в 1905 году под руководством модного архитектора Льва Кекушева. Позже к отделке особняка привлекались художники Морис Дени, Аристид Майоль, Пьер Боннар. Однако попасть в дом собирателя было сложно, он не стремился привлечь внимание прессы и критики и не любил показывать свою коллекцию. С 1905 года Иван Абрамович становится членом Комиссии по рабочему вопросу при Московском биржевом комитете. В 1906 году Иван Морозов одолжил несколько картин русских художников Сергею Дягилеву для выставки «Два века Русского искусства», организованной в парижском «Осеннем Салоне». Благодаря этому Иван Абрамович был выбран почетным членом Салона и получил Орден Почётного легиона. На этом салоне он знакомится с художником Морисом Дени, которому в 1907 году заказывает панно для концертного зала своего особняка.
MorozovБульвар Капуцинок в Париже (700x521, 538Kb)
«Бульвар Капуцинок в Париже», Клод Моне, 1873, Пушкинский музей.
27 июля 1907 года Иван Морозов венчается с Евдокией Кладовщиковой и уезжает в свадебное путешествие. Во время поездки в Париж Морозов приобретает впоследствии знаменитые полотна Поля Гогена «Разговор», «Пейзаж со стогами сена» и «Священную весну», у Дюран-Рюэля за 50 тысяч франков две картины Моне — «Бульвар Капуцинок» и «Стог сена возле Живерни». чуть позже — одну из жемчужин своей коллекции — картину «Кафе в Арле». Начинает собирать Сезанна с покупки двух пейзажев с горой Святой Виктории, «Дороги в Понтуазе» и «Натюрморта с драпировкой». Иван Морозов принимал участие в благотворительных акциях. Наряду с другими московскими капиталистами пожертвовал средства на создание корпуса Ракового института на Девичьем поле (ныне Малая Пироговская улица), входил в попечительский совет основанного в 1907 для обеспечения российской промышленности и торговли кадрами московского коммерческого института. Весной 1908 года открывается выставка «Салон Золотого руна», на которой Иван Морозов покупает за три тысячи рублей (семь тысяч франков) «Ночное кафе в Арле» Ван Гога. В этом же году на «Осеннем салоне» Морис Дени показывает панно на тему «История Психеи», написанные для морозовского особняка, а Матисс выставляет тридцать картин; Морозов за тысячу франков покупает «Сидящую женщину» Матисса. Сергей Щукин приводит Ивана Морозова в мастерскую Матисса.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 9 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»