• Авторизация


9 декабря родились... 09-12-2025 04:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ernst_Brenner_1907 (477x700, 145Kb)
1856
Эрнст Бреннер (немецкое имя — Ernst Brenner)
швейцарский государственный деятель, президент Швейцарии (1901 и 1908). Родился в городе Базель, Швейцария, в семье торговца текстильной продукцией. Изучал право в университетах Базеля, Мюнхена и Лейпцига. Был членом студенческой ассоциации Paedagogia Basiliensis и студенческого союза Gold-Helvetia. После получения диплома с 1879 по 1884 год работал в юридической фирме своего дяди. В 1883 году он женился на Лине Штурценеггер, с которой у него было трое детей. В 1881 году избран в Большой совет полукантона Базель-Штадт. В 1884 году, когда ему было 27 лет, вошёл в правительство Базель-Штадта, где возглавлял департаменты юстиции (1884—1896) и образования (1896—1897). В качестве начальника департамента юстиции, он полностью реорганизовал Базельскую судебную систему (1885). Он был также главой кантонального правительства в 1887—1888 и 1894—1895 годах. В 1887 году был избран в Национальный совет. В 1896 году стал председателем Радикально-демократической партии. С 1891 по 1897 год являлся резервным членом Федерального суда. В 1895 году был избран Федеральным советом в представителем государства в Совете Центральной железной дороги. 4 июня 1894 — 4 июня 1895 гг. — президент Национального совета парламента Швейцарии. 25 марта 1897 — 11 марта 1911 гг. — член Федерального совета Швейцарии. 1897 — 31 декабря 1900 гг. — начальник департамента (министр) юстиции и полиции. 1 января — 31 декабря 1900 г. — вице-президент Швейцарии. 1 января — 31 декабря 1901 г. — президент Швейцарии, начальник политического департамента. 1 января 1902 — 31 декабря 1907 гг. — начальник департамента юстиции и полиции, 1 января — 31 декабря 1907 г. — вице-президент Швейцарии. 1 января — 31 декабря 1908 г. — президент Швейцарии, начальник политического департамента. 1 января 1908 — 11 марта 1911 гг. — начальник департамента юстиции и полиции. Его самым важным достижением считается введение единого Гражданского кодекса, который был принят в 1907 году и вступившего в силу в 1912 году. Под его руководством также был создан новый закон о железнодорожной ответственности; на основе проекта, который он инициировал в 1891 после масштабной железнодорожной аварии у Мюнхенштейна. Также активно участвовал в реорганизации федерального Верховного суда, создании административного суда и присоединении Швейцарии к Гаагским конвенциям. В 1909 году стал почетным доктором Базельского университета. Зимой 1911 года Бреннер лечился на Лазурном Берегу от сахарного диабета и болезни почек. Там же и умер в городке Ментона от инсульта.11 марта 1911 года.

ChocholousJiriDobruskyJan (559x700, 179Kb)
1856
Йиржи Хохолоуш (чешское имя — Jiří Chocholous)
чехословацкий, ранее австро-венгерский, шахматный композитор, один из основоположников Чешской школы в задачной композиции. Инженер путей сообщения. Родился в городе Прага, Королевство Богемия, Цислейтания, Австро-Венгрия, ныне Чехия. С 1872 года опубликовал свыше тысячи задач, преимущественно трёхходовки. Кроме правильных матов, придавал в игре большое значение комбинационных элементам в сочетании с эффектным вступительным входом; это направление получило дальнейшее развитие в работах Э.Палькоски и его последователей. Из теоретических работ Хохолоуша наибольший интерес представляет его доклад на съезде шахматистов Брно (1907), где он периодизировал развитие задачи в Чехии и дал характеристику его отдельных этапов. Умер в родном городе 3 сентября 1930 года. Литература:
Хохолуш (Chocholouš), Г. // Словарь шахматиста / составители: М.С.Коган [и другие.] ; под общей редакцией профессора А.А.Смирнова. — Ленинград : Шахматный листок, 1929. — Страница 470. — 518 страниц; Шахматы: энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва : Советская энциклопедия, 1990. — Страница 442. — 621 страниц — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3.

Регель,_Василий_Эдуардович (409x607, 67Kb)
1857
Василий Эдуардович Регель (Андреас Фридрих Вильгельм Регель)
российский и советский историк-византинист и славист, член-корреспондент Российской академии наук, редактор журнала «Византийский временник», первый ректор Воронежского государственного университета. Родился в Санкт-Петербурге, в семье потомственных дворян-кальвинистов, происходивших из Германии. Его отцом был учёный-ботаник Э.Л.Регель. В 1875 году окончил Реформатское училище в Санкт-Петербурге. В 1875—1879 годах обучался на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Во время учёбы занимался славянской историей под руководством профессора В.И.Ламанского. Был оставлен в университете для подготовки к получению профессорского звания. В 1884—1888 годах находился в командировке для работы в зарубежных архивах, посетил Афины, остров Патмос, Берлин, Париж, Рим, Вену, Лондон, Барселону и другие города. После завершения командировки, с 16 августа 1888 и до 1 января 1910 года состоял приват-доцентом Петербургского университета. В 1890 году вышла его магистерская диссертация на тему «О хронике Козьмы Пражского», высоко оценённая научным сообществом; 20 марта 1892 года он получил степень магистра всеобщей истории. В 1898 году его избрали членом-корреспондентом Императорской академии наук. В 1913 году он переехал Юрьев, где 1 августа 1914 года стал ординарным профессором по кафедре всеобщей истории на историко-филологическом факультете Юрьевского университета. С 10 октября 1917 года — заслуженный профессор университета. В 1918 году, в связи с немецкой оккупацией Прибалтики, Юрьевский университет (вместе с преподавателями и учащимися) был эвакуирован в Воронеж и переименован в Воронежский университет, первым ректором которого был назначен В.Э.Регель. На этой должности он находился с 1918 до 1925 годы. Затем работал директором основанного им же Музея древностей и изящных искусств Воронежского государственного университета. В конце жизни эмигрировал в Литву. Умер в Ковно 1 декабря 1932 года.
Редакторская деятельность
Совместно с В.Г.Васильевским Регель был редактором византиноведческого журнала «Византийский временник» (в 1894—1899 гг.), который задумывался ещё в 1892 году. После смерти В.Г.Васильевского, Регель был единоличным редактором журнала (в 1900—1914 гг). Во время пребывания в Юрьеве он издал три тома журнала «Византийское обозрение» (1915—1917 гг.). Монографии: Регель В. Э. Хрисовулы афонского монастыря Ватопед. — Санкт-Петербург, 1898; Regel W. Analecta Byzantino-Russica — Petropoli, 1891. — CLIV+153 p; Regel W. Uber die Chronik des Cosmas von Prag. — Dorpat, 1892. Статьи: Регель В.Э. Учредительные грамоты Пражской епархии // Сборник статей по славяноведению, составленный и изданный учениками В.И.Ламанского по случаю 25-летия его научной и профессорской деятельности. — Санкт-Петербург, 1883. — Страницы 265—330; Регель В.Э. О городе Даскилии и Даскилийском озере // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1887. — Часть CCLI (251). — Страницы. 1—7; Регель В.Э. О хронике Козьмы Пражского // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1890. — Часть CCLXX (270). — Страницы 221—261.; Часть CCLXXI (271). — Страницы 108—148; отдельное издание. — Санкт-Петербург: типография В.С.Балашева, 1890. — 83 страницы; Регель В.Э. Хрисовулл императора Андрея Палеолога 13 апреля 1483 года // Византийский Временник. — 1894. — Том I. Выпуск 1. — Страницы 151—158; Регель В.Э. О трудах болгарского архиепископа Димитрия Хоматиана // Византийский Временник. — 1894. — Том I. Выпуск 1. — Страницы 259—260; Регель В.Э. О составлении перечня византийских грамот и писем // Византийский Временник. — 1894. — Том I. Выпуск 1. — Страницы 249—252; Регель В.Э. Год первого нашествия русских на Константинополь // Византийский Временник. — 1894. — Том I. Выпуск 1. — Страницы 258—259; Регель В.Э. О городе Плотинополе // Commentationes Philologicae. В честь И. В. Помяловского, к 30-й годовщине его ученой и педагогической деятельности. — — Санкт-Петербург, 1897. — Страницы 147—151. Литература: Жебелев С.А. Василий Эдуардович Регель // Вестник Академии наук СССР. — 1933. — № 5. — Страницы 51—54; Лаптева Л.П. В.Э.Регель как византинист // Византия. Средиземноморье. Славянский мир: Сборник. — Москва : Московский государственный университет, 1991. — Страницы 130—140; Лаптева Л.П. Изучение истории славян // Славяноведение в дореволюционной России. — Москва: Наука, 1988. — Страницы 225—249; Медведев И.П. В.Э.Регель как основатель и редактор «Византийского временника» // Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1995. — Страницы 157—180; Медведев И.П. Петербургское византиноведение. Страницы истории. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2006. — 334 страницы; Регель, Василий Эдуардович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Эрингсон Л.К. Из истории эвакуации Тартуского университета (1915—1918 гг.) // Учёные записки Тартуского университета. — 1970. — Выпуск 258. — Страницы 288—313.

Никанор_(Надеждин) (498x700, 52Kb)
1858
Никанор (в миру — Николай Алексеевич Надеждин)
епископ Русской православной церкви, епископ Олонецкий и Петрозаводский. Родился в семье священника села Брейтова Мологского уезда Ярославской епархии. В 1881 году окончил Ярославскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 16 апреля 1884 года пострижен в монашество. 5 апреля 1885 года рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил Академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Литовской духовной семинарии. В 1888 году назначен инспектором Тифлисской семинарии. С 1891 года — ректор Томской семинарии в сане архимандрита. Проявил себя как деятельный организатор, пастырь и проповедник. Указом Священного Синода от 8 ноября 1897 года архимандрит Никанор был назначен епископом Киренским, викарием Иркутской епархии. Хиротонисан 7 декабря в Вознесенском монастыре в Иркутске. С 9 октября 1898 года — епископ Якутский и Вилюйский. С 30 января 1905 года — епископ Пермский и Соликамский. С 11 декабря 1908 года — епископ Олонецкий и Петрозаводский. При нем в епархии в 1911 году открылось Каргопольское викариатство. Был председателем особой комиссии при Священном Синоде для выработки правил перевозки Святых икон по водным путям. Скончался в Петрозаводске после тяжелой болезни 19 ноября 1916 году. Похоронен в ограде Святодуховского кафедрального собора за алтарём. Награды: Орден Святой Анны I степени; Орден Святой Анны II степени; Орден Святого Владимира III степени; медаль в память Александра III. Литература: Преосвященнейший Никанор, епископ Олонецкий и Петрозаводский; его назначение, прибытие и начало служения в г. Петрозаводске // Олонецкие епархиальные ведомости. 1909. № 3. Страницы 63 — 73; Двадцатипятилетие служения Церкви Божией и Отечеству Преосвященнейшего Никанора, Епископа Олонецкого и Петрозаводского // Олонецкие епархиальные ведомости. 1910. № 23. Страницы 505—507; Суперанский Н. Светлой памяти преосвященного Никанора, епископа Олонецкого и Петрозаводского // Олонецкие епархиальные ведомости. 1916. № 32. Страницы 623—625; № 33. Страницы 633—641; № 34. Страницы 653—670; Крупкин А. Венок на могилу преосвященного Никанора // Олонецкие епархиальные ведомости. 1916. № 33. Страницы 642—643; Островский Д.В. Преосвященный Никанор, Епископ Олонецкий и Петрозаводский [Некролог] // Известия Общества изучения Олонецкой губернии. 1916. № 5-6. Страницы 52 — 60.

georgios-drosinis-katiousa-kentriki-1 (573x700, 228Kb)
1859
Георгиос Дросинис (греческое имя — Γεώργιος Δροσίνης)
греческий поэт, πрозаик и журналист XIX и первой половины XX века. Один из пионеров новаторской Новой Афинской школы поэзии и прозы. Дросинис родился в квартале Плака в центре Афин. Его отец, Христос Дросинис, был родом из Месолонгиона и служил в министерстве финансов. Мать, Амалия Петрококкину, была родом с острова Хиос. Род Дросиниса по отцовской линии отмечен историографией Освободительной войны (1821—1829). Его дед, также Георгий, прославился обороняя Месолонгион и погиб при прорыве осаждённых в 1826 году. Ещё раньше историографией отмечен прадед Георгия, Анастасиос Дросинис, в качестве клефта в горах Аграфа. Георгиос Дросинис учился юриспруденции в Афинском университете, но перешёл на философский факультет после совета фольклориста Николаоса Политиса. Начал публиковать свои первые стихи в 1878 году в газете Рампагас («Ραμπαγάς»), под псевдонимом Паук («Αράχνη»). Издал первый сборник стихов «Паутина» в 1880 году. Опубликованное в 1882 году в газете «Рампагас» стихотворение «Цветущее миндальное дерево» (Ανθισμένη αμυγδαλιά) получило свою собственную жизнь. Положенное на музыку неизвестным автором, стихотворение стало одной из самых популярных песен в стиле «кантада», поётся по сегодняшний день, причём большинство греков полагает, что эта песня — народная. Многие четверостишия стихотворений Дросиниса стали литературными цитатами:
птицей родился человек
но древом умирает
корни вокруг пускает он
и крылья тем теряет
В 1883 году его рассказ «Хрисула» получил первый приз на конкурсе рассказа, организованном журналом «Очаг» («Η Εστία»). С 1885 года, не ставив себе целью получение какого либо диплома, учился истории искусств в университетах Лейпцига, Дрездена и Берлина.
По возвращению в Грецию возглавил дирекцию журнала «Очаг» («Η Εστία»), который в 1894 году он транформировал в ежедневную газету. В 1899 году вместе с Димитрисом Викеласом создал «Общество к распространению полезных книг» (Σύλλογος προς διάδοσιν ωφελίμων βιβλίων) Был директором департамента литературы и искусств при министерстве просвещения (1914—1920) и 1922—1923
В 1926 году стал членом Афинской академии.
Вторая мировая война и послевоенные годы
28 октября 1940 года началось вторжение итальянской армии в Грецию из союзной итальянцам Албании. Греческая армия отразила вторжение и через 2 недели боёв перенесла военные действия на албанскую территорию. Победы греческой армии вызвали большой резонанс, поскольку на тот момент силы Оси господствовали в Европе, только Британия и Греция продолжали сражаться, в то время как с августа 1939 года оставался в силе Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. Победы греческой армии были первыми победами антифашистской коалиции во Второй мировой войне. Дросинис был среди деятелей искусств Греции, подписавшихся под Воззванием греческих интеллектуалов к интеллигенции мира. Греческие интеллектуалы заявляли своим коллегам: «Мы, эллины, дали ответ на этот ультиматум фашистского насилия. Ответ, который подобает 3000 лет наших традиций, выгравированных глубоко в наших душах, но и написанных и в последнем углу священной земли кровью величайших героев человеческой истории. И сегодня, на заснеженных склонах Пинда и гор Македонии мы сражаемся, в большинстве случаев штыком, полные решимости победить или умереть до единого. Β этой неравной борьбе …. у нас есть ощущение, что мы защищаем не только наше дело: что мы боремся за спасение всех тех Высоких ценностей, которые составляют духовную и нравственную культуру, то ценное наследие, что завещали человечеству наши прославленные предки и которым сегодня, мы видим, угрожает волна варварства и насилия. Именно это ощущение даёт нам, греческим интеллектуалам, людям культуры и искусства, смелость обратиться к братьям во всём мире, чтобы попросить не материальную, а моральную помощь. Просим вклада душ, революцию сознаний, обращения, немедленного воздействия, везде где это возможно, бдительного слежения и действия для (подготовки) нового духовного Марафона, который избавит закабалённые нации от угрозы самого тёмного рабства, который познало человечество по сегодняшний день». Подписи: Костис Паламас, Спирос Мелас, Ангелос Сикелианос, Георгиос Дросинис, Сотирис Скипис, Димитриос Митропулос, Константин Димитриадис, Николаос Веис, Константин Партенис, Иоаннис Грипарис, Яннис Влахояннис, Стратис Миривилис, Костас Уранис Мильтиад Малакасис, Григорис Ксенопулос, Александрос Филаделфевс, Аристос Кампанис. В годы тройной, германо-итало-болгарской, оккупации Греции, Дросинис оставался в Афинах. После освобождения Греции силами народно-освободительной армии и последовавшей сразу затем британской военной интервенции, в августе 1946 года Афинская академия, литературное общество «Парнасс» и «Историческое и этнологическое общество» совместно выставили кандидатуру Дросиниса на соискание Нобелевской премии. Однако в ноябре 1947 года премия была присуждена Андре Жиду.
georgios-drosinisМузей Дросиниса (525x700, 459Kb)
Музей Дросиниса
Музей Дросиниса
В 1918 году, вместе со своим братом, Георгиос Дросинис выкупил дома дяди, Диомида Кирьякоса, в афинском пригороде Кифисия. С 1939 года поэт постоянно жил в этом в этом доме который был переименован в виллу «Амариллис». Здесь поэт прожил тяжёлые годы тройной германо-итало-болгарской оккупации Греции и последующие 6 лет вплоть до своей смерти в родном городе 3 января 1951 года. Дом отреставрирован, принадлежит сегодня муниципалитету Кифисии С 1991 года в доме находилась муниципальная библиотека С 1997 года дом преобразован в Музей Дросиниса.
Georgios DrossinisХуд. Ройлос, Георгиос (700x499, 348Kb)
Художник Ройлос, Георгиос. Члены новой афинской школы поэзии Стратигис, Дросинис, Полемис, Паламас, Сурис, Провеленгиос
Творчество
Дросинис писал как прозу так и поэзию, но большее признание получила его поэзия. Он начал публиковать свои первые стихи в 1878 году в газете Рампагас («Ραμπαγάς»), под псевдонимом Паук («Αράχνη»). Дросинис принадлежал к кругу прогрессивных поэтов (вместе с Никосом Кампасом и Константином Паламасом), которые поставили себе целью обновить поэтическую речь, избавить её от разглагольствований и пессимизма Первой Афинской школы и сделать демотический язык официальным языком литературы. Дата издания его первого политического сборника, 1880 год, является вехой появления Новой Афинской школы. Дросинис продолжал служить поэзии до конца своей жизни, но при этом его поэтическое искусство не получило какого либо дальнейшего развития. Проза Дросиниса принадлежит течению греческой литературы которое именуется этография: отображает сцены крестьянской жизни, нравы, обычаи и традиции населения провинции. К тому же Дросинис уделял особое внимание фольклору (был среди учредителей Греческого фольклорного общества) и был занят собиранием песен, традиций и повествований. Главной особенностью его романов и рассказов является их идиллический характер. Хотя в поэзии Дросинис был среди пионеров использования демотического языка, его языковые предпочтения в прозе были более консервативными, что является одним из основных недостатков его прозаических произведений. Поэзия: Паутина (Ιστοί Αράχνης, 1880); Сталактиты (Σταλακτίται, 1881); Идиллии (Ειδύλλια, 1884); Αμάραντα , 1890; Γαλήνη (1891—1902), 1902; Φωτερά Σκοτάδια (1903—1914), 1915; Закрытые веки (Κλειστά βλέφαρα (1914—1917), 1918; Πύρινη Ρομφαία-Αλκυονίδες (1912—1921), 1921; Плач красивой (Το μοιρολόι της όμορφης, 1927); Будет вечереть (Θα βραδιάζη (1915—1922), 1930; Он сказал (Είπε: (1912—1932), 1932; Улетевшие ласточки (Φευγάτα Χελιδόνια (1911—1935), 1936; Искры в пепле (Σπίθες στη στάχτη, 1940); Свечи (Λαμπάδες, 1947). Романы: Амариллис (Αμαρυλλίς 1886); Το βοτάνι της ζωής, 1901; Το βοτάνι της αγάπης, 1901; Эрси (Έρση (μυθιστόρημα), 1922); Ирини (Ειρήνη (μυθιστόρημα), 1945). Сборники рассказов: Крестьянские послания (Αγροτικαί επιστολαί, 1882; Рассказы и воспоминания (Διηγήματα και αναμνήσεις, 1886); Рассказы полей и города (Διηγήματα των αγρών και της πόλεως, 1904); Цветущая древесина — Три изображения (рассказы) (Το ανθισμένο ξύλο-Τρεις εικόνες (διηγήματα), 1948). Сказки: Детские сказки (Παιδικά παραμύθια, 1889); Греческая Шахерезада. Самые прекрасные сказки греческого народа (Ελληνική Χαλιμά. Τα ωραιότερα παραμύθια του ελληνικού λαού, 1921 και 1926). Другие работы: Рассеянные страницы моей жизни (воспоминания) (Σκόρπια φύλλα της ζωής μου (αναμνήσεις)); Странный брак (комедия в одном акте) (Παράδοξος γάμος (κωμωδία μονόπρακτη), 1878; Яблоко (комедия) (Το μήλον (κωμωδία), 1884); Три дня на Тиносе (Τρεις ημέραι εν Τήνω 1888); Пчёлы (Αι μέλισσαι 1890); Птицы (Αι όρνιθες 1895); Рыбалка (Το ψάρευμα 1908); Коллекции естественной истории (Συλλογαί φυσικής ιστορίας 1912); Слепые (Οι τυφλοί 1924); Стрелковое упражнение нации (Η σκοπευτική άσκησις του έθνους 1938); Охотник (Ο κυνηγός 1948); Дневник Осады Месолонгиона (Ημερολόγιο της πολιορκίας του Μεσολογγίου 1958); Георгиос Назос (Γεώργιος Νάζος 1966); Послания Николаоса Гизиса (Επιστολαί του Νικολάου Γύζη 1969); Дядька Димос (Ο Μπαρμπα-Δήμος 1974); Морские песни (Θαλασσινα τραγουδια 1973); Исторический словарь нового греческого языка (Ιστορικό Λεξικό της Νέας Ελληνικής Γλώσσας, εκδόσεις δωρική 1972). Литература: Δροσίνης, Γεώργιος. Amaryllis. E.M. Edmonds, tr. London: T. Fisher Unwin, 1891. 163 p; Δροσίνης, Γεώργιος. The Herb of Love. Eliz. M. Edmonds, tr. London: T. Fisher Unwin; New York: Tait, Sons and Company, 1892. 223 p; Stories from Fairyland by George Drosines and The Cup of Tears and Other Tales by Aristotle Kourtidos. Translated from the Greek by Mrs. Edmonds. The Children's Library, Vol. 3. London: T.Fisher Unwin, 1892. 153 p; Απ. Σαχίνη, Το νεοελληνικό μυθιστόρημα, εκδ. Γαλαξία, Αθήνα 1971; Λ.Πολίτη, Ιστορία της νεοελληνικής λογοτεχνίας, ΜΙΕΤ, Αθήνα 1978.

elise_muller (573x700, 360Kb)
1861
Элен Смит (французское имя — Hélène Smith; настоящее немецкое имя — Катерина-Элиза Мюллер, Catherine-Élise Müller)
швейцарская художница, представительница Ар Брют, спиритистка и медиум. Родилась в коммуне Мартиньи, Швейцария. С раннего детства К.-Э.Мюллер была мечтательным ребёнком, держалась с посторонними отчуждённо, увлекалась чтением и рисованием. После окончания школы она изучает коммерцию. Её постоянно посещают видения и терзают различные страхи. В возрасте 30 лет Мюллер начинает интересоваться спиритизмом, участвует в сеансах и показывает себя сильным медиумом. В 1895 году она знакомится с женевским психиатром Теодором Флурнуа, который даёт ей псевдоним «Элен Смит» и интенсивно с ней работает последующие 4 года. В течение многочисленных психологических заседаний, на которых кроме Элен Смит и Флурнуа также присутствовал лингвист Фердинанд де Соссюр, находившаяся в состоянии транса Смит «пережила» по очереди свои 3 «предыдущие жизни». С её слов, ведомая своим духом-защитником Леопольдом (он же Алессандро Калиостро), Смит реинкарнировала в своём первом, индусском жизненном цикле, когда она якобы была принцессой Синандини, жившей в XV веке. При этом Смит в речи использовала санскрит. В своём втором жизненном цикле она якобы была Марией-Антуанеттой. В третьем цикле она становится неведомой космической путешественницей на Марс. При этом для описания своего полёта к этой планете Смит использует созданный ею самой «марсианский шрифт» и при помощи акварелей иллюстрирует поверхность Марса и изображает его обитателей. В вышедшем в 1900 году сочинении «Des Indes à la planète Mars» Т.Флурнуа подробно описывает все три психических состояния/жизненных цикла своей пациентки и указывает при этом на необычно мощную работу её подсознания. Примечательно, что в том же 1900 году выходит работа З.Фрейда Толкование сновидений. В 1900 году Э.Смит получает финансовую поддержку от некоей богатой американки, оставляет работу и берёт уроки рисования. В 1903 году ей «является» Иисус Христос, и при этом голос духа Леопольда сообщает Э.Смит, что она должна нарисовать Иисуса. Начиная с 1905 года, художница создаёт картины религиозного содержания — изображения Христа и Богородицы, 12 крупноформатных произведений, сделанных масляными красками на деревянных досках. Рисует она, как правило, пальцами и ладонями, редко применяя кисти. Выполняя эти работы, Смит остаётся в уверенности, что все они имеют мистическое происхождение. В 1913 году на конгрессе психологов в Женеве Э.Смит сообщает о своём творческом процессе следующее: «В дни, когда я должна рисовать, меня будят (духи) рано утром, между 5 и 6 часами громко стуча трижды о мою кровать. Я встаю и иду к полотну. За два шага до него меня охватывают странные ощущения и я испытываю такое состояние, как будто засыпаю. Позднее я знаю, что и в самом деле спала, так как замечаю на своих пальцах краску разных цветов и при этом не могу вспомнить, чтобы ею пользовалась». Профессор психологии Теодор Флурнуа после исследования им Элен Смит пришёл к выводу, что язык «марсианского» письма близок к её родному французскому и что её откровения являются не более чем подсознательным воображением, основанным по большей части на забытых источниках. Умерла в Женеве, Швейцария, 10 июня 1929 года. Литература: Théodore Flournoy. Des Indes à la planète Mars, étude sur un cas de somnambulisme avec glossolalie. — Genève et P.: Eggimann et Alcan, 1900; rééditions Seuil, 1983 et L’Harmattan, 2006; Auguste Lemaître. Un Nouveau Cycle somnambulique de Mlle Smith, ses peintures religieuses. — P.: Archives de Psychologie, 1907; Waldemar Deonna. De la Planète Mars en Terre Sainte, art et subconscient : un médium peintre, Hélène Smith. — P.: E. de Boccard, 1932; Mireille Cifali. Théodore Flournoy: la découverte de l’inconscient. — P.: Le Bloc-Notes de la psychanalyse n° 3, 1983; Mireille Cifali. Une glossolale et ses savants : Elise Muller, alias Hélène Smith. — P.: Clims-Denoël, 1985, в Id. et al., La linguistique fantastique, p. 236—245.

[574x700]
1862
Карел Коваржовиц (чешское имя — Karel Kovařovic)
чешский композитор, оперный и симфонический дирижер. Родился в Праге. Музыке учился у 3.Фибиха. Окончил Пражскую консерваторию. В 1879-1885 годах играл на арфе в оркестре драматического театра в Праге. В 1886-1888 годах выступал в концертах, аккомпанируя скрипачу Ф.Ондржичеку (гастролировал также в России); позднее работал дирижером в чешских оперных театрах. В 1900-1920 - дирижер и художественный руководитель оперной труппы пражского Национального театра. Коваржовиц воспитал здесь выдающихся исполнителей (Б.Бенони, В.Климент Р.Матурови и др.), создал сценический ансамбль певцов, замечательный оперный оркестр, популяризировал произведения Сметаны, Дворжака, Фибиха, Моцарта, Вагнера, Римского-Корсакова и др. Коваржовиц является автором опер и одного из первых чешских национальных балетов "Гашиш" (1884). Увлечение французской лирической оперой сказалось в первых комедийных операх Коваржовиц "Женихи" (1884, Пражский Национальный театр), "Путь через окно" на французский текст (1886, там же), "Ночь Шимона и Юды" (1892, там же). В 1900 Коваржовиц написал оперу «На старой белильне» (на сюжет повести Б.Немцовой "Бабушка"), которая долгое время сохранялась в репертуаре Национального театра. Выдающимся явлением чешской музыки была постановка в 1898 в Национальном театре оперы Коваржовица "Псоглавцы" по сюжету одноимённого романа классика чешской литературы А.Ирасека. В начале 1900-х годов Коваржовиц прекратил свою композиторскую деятельность. Среди сочинений: 5 опер, в том числе «Псоглавцы» (1897), «На старой белильне» (1900); 4 балета, в том числе «Гашиш» (постановка 1884); 4 мелодрамы» вокально-симфонические произведения, увертюры, народные танцы и другие оркестровые произведения; 3 струнных квартета, фортепьянные и другие инструментальные пьесы; песни, обработка народных песен; театральная музыка. Умер в Праге 6 декабря 1920 года. Литература: Nejedly Z., Dejiny opery Narodniho divadla, dl I, II, Praha, 1949 (Sehr. spisy, sv. XXVIII-XXIX); Vzpominane K. Kovarovice, Praha, 1940; Teichman J., Pestavy ceskeho divadla a hudby, 2 wyd., Praha, 1941, страницы 205-215.

Белоусов_Иван_Алексеевич (515x700, 128Kb)
1863
Иван Алексеевич Белоусов
русский поэт, писатель и переводчик. Один из руководителей «Суриковского литературно-музыкального кружка». Родился в Москве, в Зарядье, в семье портного, Алексея Фёдоровича Белоусова. Близкий друг Белоусова Н.Д.Телешов вспоминал, что в семье Белоусовых «никогда не было ни одной книги: иметь их считалось более чем излишним, а сочинять — крайне предосудительным и неприличным», — сын портного мог стать только портным. Среди его клиентов были и некоторые писатели, в том числе и А.П.Чехов. Семья жила на Ирининской улице. Втайне от отца Иван Белоусов писал стихи и под псевдонимом публиковал их в разных газетах и журналах, начиная с 1882 года. Его произведения появлялись в журналах «Вестник Европы», «Русское Богатство», «Русская Мысль» и др. В 1899 году Белоусов принял активное участие в создании литературного объединения «Среда». Издавал журналы «Путь» и «Наш журнал». После смерти отца, 18 августа 1906 года, семья переехала на Соколиную улицу: в 1910—1911 годах жили в доме № 18; затем, по сведениям справочников «Вся Москва», И.А.Белоусов — владелец домов № 22 и № 24. В 1900 году Белоусов выступил в качестве редактора сборника «„Кобзарь“ в переводе русских писателей»; вступительная статья и переводы многих стихотворений также принадлежат Белоусову. В 1906 увидело свет второе, «значительно дополненное и исправленное» издание этой книги, которое включает многие запрещённые ранее стихотворения. В 1927 году, на праздновании 45-летия литературной деятельности Белоусова, Т.И.Шеповалов отметил, что И.А.Белоусов «будучи на сто процентов москвичом, сделал для популяризации Т.Г.Шевченко больше, чем многие т.н. щирые украинцы». Белоусов переводил также произведения итальянской поэтессы Ады Негри, польской — Марии Конопницкой, целого ряда украинских и белорусских поэтов. Писал историко-литературные статьи и рассказы для детей. Итогом творчества Белоусова стали книги: «Литературная Москва», «Ушедшая Москва», «Литературная среда» и «Писательские гнёзда», — где автор рассказал о многих своих современниках и друзьях: Толстом, Чехове, Короленко, Златовратском, Горьком, Дрожжине, Глаголе, Грузинском и др. Умер 7 января 1930 года. Был похоронен на Семёновском кладбище, после ликвидации которого могила его была утеряна. Огромное собрание документов и книг из архива И.А.Белоусова перешло в основанный в 1941 году Центральный государственный литературный архив.
Библиография
Стихотворения и поэтические переводы: Каждый для себя и немногих. — Самара, 1885; в этой книге были опубликованы стихи и других поэтов из народа); Из „Кобзаря“ Т.Г.Шевченко и украинские мотивы. — Киев: Типография Г.Л.Фронцкевича, 1887. — 52 страницы; «Народные мотивы» (Киев, 1892); «Малыши. Рассказы и стихотв. для детей» (Санкт-Петербург, 1893; Москва, 1896); «Из песен о труде. Стихотворения» (Москва, 1897); «Моим деткам. Рассказы и стихи» (2 издания в Москва, 1898); «Маленький кобзарь Т.Шевченко. Переводы» (Киев, 1899); «В родных полях», стихотворения (Москва, 1902); «Ласточка», стихотворения (Москва, 1907); «Стихотворения 1882—1909» (Москва, 1909); Атава. — Москва: Книгоиздательство писателей в Москве, 1915. — 128 страниц; «Песни о Стеньке Разине» (Москва, 1923); «В жуткие дни» (Москва, 1927, 1928). Проза: Божья воля: Рассказ. — Москва: Издательство И.Ф.Жиркова, 1891. — 32 страницы; И.З.Суриков и его стихи. — Москва: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1915. — 42 страницы; Тарас Григорьевич Шевченко. — Москва: Отдел печати Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов, 1919. — 60 страниц; Ушедшая Москва: Записки по личным воспоминаниям, с начала 1870 годов. — Москва: Московское товарищество писателей, 1927. — 140 страниц; Литературная среда: Воспоминания 1880—1928. — Москва: Коопепативное издательство писателей „Никитинские субботники“, 1928. — 278 страниц; Литературная Москва: (Воспоминания 1880—1928). Писатели из народа, писатели-народники. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва: Москрвское товарищество писателей, 1929. — 150 страниц; Писательские гнёзда: Дома в Москве и подмосковные усадьбы, где родились, жили или умерли известные русские писатели. — Москва: Московское товарищество писателей, 1930. — 160 страниц; Реквием: Сборник памяти Леонида Андреева / Под редакцией Д.Л.Андреева и В.Е.Беклемишевой. — Москва, 1930. Прочее: Купала Я. Избранные стихотворения в переводах русских поэтов / Собрал и редактировал Ив. Белоусов. — Москва: Типография Кожевенно-обувнное отделение, 1919. — 112 страниц; Шевченко Т.Г. „Кобзарь“. В переводе русских писателей / Под редакцией И.А.Белоусова. — Москва: Издание книгопродавца М.В.Клюкина, 1900. — 365 страниц; Шевченко Т.Г. „Кобзарь“. В переводе русских писателей: Н.В.Берга, И.А.Бунина, И.А.Белоусова, Ф.Т.Гаврилова, Н.В.Гербеля, В.А.Гиляровского, Е.П.Гославского, Н.Н.Голованова, С.Д.Дрожжина, В.В.Крестовского, П. М. Ковалевского, А.АКоринфского, Л.А.Мея, М.И.Михайлова, С.А.Мусина-Пушкина, А А.Монастырского, А.Н.Плещеева, Н.Л.Пушкарёва, И.Д.Радионова, И.З.Сурикова, П.А.Тулуба, А.Шкаффа и др. / Редакция Ив.Ал.Белоусова. — Издание 2-е, значительно дополненное и исправленное. — Санкт-Петербург.: Издательство товарищества „Знание“, 1906. — 402 страницы; Также под редакцией Белоусова изданы «Родные звуки» — сборник стихотворений поэтов-самоучек (Москва, 1887). Современные издания: Белоусов И.А. Ушедшая Москва. Воспоминания. — Москва: Русская книга, 2002. — 512 страниц. — (Русские мемуары. Москва и москвичи). — 2000 экземпляров. — ISBN 5-268-00520-0. (в переплёте). Семья: В 1888 году женился на купеческой дочке Ирине Павловне Рахмановой. У них — сыновья: Алексей (?—1961), Иван (?—1928), Сергей (?—?), Евгений (1907—1977). Литература: Белоусов Иван Алексеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Белоусов Иван Алексеевич // Литературная энциклопедия : в 11 томах : том 1 / Ответственный редактор Фриче В.М. ; Ответственный секретарь Бескин О.М. — Москва : Издательство Комсунистической Академии, 1930. — Столбец. 728. — 768 столбцов : иллюстрации; Пономарева В. М. Алексин (страницы истории города и района) / В.М.Пономарева. – Тула : Пересвет, 1998. — Страница 91; Симовский С.Л. Белоусов, Иван Алексеевич // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А.А.Сурков. — Москва : Советская энциклопедия, 1962. — Том 1. Аарне — Гаврилов. — Столбец 521; Телешов Н.Д. Записки писателя: Рассказы о прошлом и воспоминания. — Москва : Советский писатель, 1950. — 358 страниц. — 30 000 экземпляров; Ткач В.Ю. Алексин и его окрестности — места, рождающие вдохновение / В.Ю.Ткач. — Тула, 2011. — Материалы III Сахаровских историко-краеведческих чтений в Алексине. — Страницы 134-143.

1863
Джон Бернет (John Burnet)
британо-шотландский эллинист. рофессор Сент-Эндрюсского университета (1891—1926). Член Британской академии (1916). Его труды посвящены главным образом древнегреческой философии, её зарождению; наиболее известен он своей работой, посвящённой Платону. Родился в Эдинбурге, в семье адвоката, старший из пятерых детей. Учился в Королевской высшей школе и в 1880—1882 годах в Эдинбургском университете, а с 1883 года в оксфордском Баллиол-колледже, который окончил с первоклассной степенью магистра искусств в 1887 году. Затем до конца жизни преподаватель Сент-Эндрюсского университета, с 1891 года профессор, в 1892—1926 годах занимал греческую кафедру (в 1909 году он получил предложение занять эту кафедру в Гарварде, однако отказался). Как отмечает А.В.Лебедев, Дж.Бернету - "блестящему филологу и знатоку источников" - мы обязаны концептуальным сведением воедино досократиков (1892). Умер в Сент-Андрусе, Файф, Шотландия, Великобритания, 26 мая 1928 года. Труды: Early Greek Philosophy. London and Edinburgh: A. and C. Black, 1892. 2nd edition, 1908. 3rd edition, 1920. 4th edition, 1930. ("Раннегреческая философия"); Greek Philosophy: Thales to Plato. London, MacMillan, 1914.

[481x700]
1863
Борис Дмитриевич Гринченко (украинское имя — Борис Дмитрович Грінченко)
украинский писатель, учёный, переводчик, общественный и политический деятель. Автор первого фундаментального «Словаря украинского языка» (1907—1909, Киев), многих учебников. Один из организаторов общества «Просвіта» («Просвещение»), активно боролся за право преподавать украинский язык в школах. Литературные псевдонимы: Василь Чайченко, Л.Яворенко, П.Вартовий, Б.Вільховий. Борис Гринченко родился на Харьковщине в хуторе Ольховый Яр, в семье помещика. В 1874 году Гринченко поступил в Харьковскую реальную школу.
Грінченко_Борис3 (486x700, 324Kb)
Борис Гринченко
В 1879 исключен за чтение запрещенной украинской литературы. Закончил экстерном Харьковский университет, получив специальность «народного учителя». С 1881 года работал учителем в Сумском уезде, затем служил в земстве в Чернигове, а потом в Киеве. В 1883 году на курсах учителей в Змиёве он познакомился с молодой учительницей Марией Николаевной Гладилиной, которая впоследствии, в 1884 году стала его женой. В 1887 году молодые супруги Гринченко приехали в село Алексеевка Екатеринославской губернии (сейчас Луганская область Украины) для работы в народной школе известной харьковской общественной деятельницы — Х.Д.Алчевской. 30 апреля 1888 года был подвергнут задержанию жандармами «за вольнодумство». В 1893 уехал из Алексеевки и отказался участвовать в праздновании 30-летия педагогической деятельности своей покровительницы Х.Алчевской. В 1895—1899 годах работая делопроизводителем в Чернигове, редактировал три тома «Этнографических материалов».
Грінченко_Борис4 (480x700, 303Kb)
Борис Гринченко
Затем по приглашению редакции «Киевской старины» переехал в Киев. В 1900 году издал справочную книгу — «Каталог Музея украинских древностей В.В.Тарновского». Много лет работал над 4-томным словарем украинского языка (последний том вышел в Киеве в 1909 году), удостоенном премии Российской Академии Наук. Последние годы жизни Гринченко прошли на юге Италии, куда он уехал с женой после смерти дочери и внука. Скончался в городе Оспедалетти (Италия) 6 мая 1910 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище. Б.Гринченко — активист зарождающегося украинского национально-освободительного движения. Летом 1891 (по некоторым данным, в 1892 году) вместе с В.Боровиком, И.Липой и Н.Михновским основал националистическое «Братство Тарасовцев», первую организацию, провозгласившей своей целью создание независимой (самостийной) Украины. С 1904 — один из лидеров созданной Украинской демократической партии. Осенью 1904 — организатор и руководитель Украинской радикальной партии, которая в декабре 1905 вместе с УДП объединилась в Украинскую демократическо-радикальную партию.
ГринченкоMaria_Hrinchenko (444x700, 278Kb)
Гринченко (Загирня) Мария Николаевна (Мария Николаевна Гладилина)
Семья
Жена — Гринченко (Загирня) Мария Николаевна (Мария Николаевна Гладилина) — украинская писательница. Дочь — Анастасия Борисовна Гринченко (1884—1907) — также писательница, рано скончавшаяся от чахотки, быстро развившейся после ареста по делу «Крестьянского союза» в 1905 г., А.Б.Гринченко дала ряд переводов: «Приключения Гека Финна» М.Твена, «Огни Ивановой ночи» Зудермана, «Гедда Габлер» Ибсена и др.
ГринченкоСловарь_укр_языка_Гринченко_by_Russianname (700x521, 437Kb)
«Словарь украинского языка», 1909
Память
В 1988 в селе Алексеевка Луганской области создан единственный на Украине народный музей и установлен памятник Б.Д.Гринченко. В последние годы установлены мемориальные доски в Киеве, Харькове, Львове, а также на Луганщине и Сумщине, в местах связанных с именем писателя. Его имя присвоено одной из улиц в центре Киева и ряду школ и библиотек, а произведения вошли в школьные программы. Во Львове на здании НТШ установлена мемориальная таблица Б.Д.Гринченко. На Украине учреждена литературная премия имени Бориса Гринченко (за вклад в развитие украинской литературы). Имя Гринченко носит Киевский университет имени Бориса Гринченко (бывший Киевский городской педагогический институт).
[525x700]
Мемориальная таблица Б.Д.Гринче́нко на здании Научного общества имени Т.Шевченко (Львов).
«Словарь украинского языка» Б.Д.Гринченко (тома 1−4, 1907−1909) был отмечен премией Санкт-Петербургской Академии Наук (1906). Произведения: Батько і дочка; Без хліба; Брат на брата; Весняні сонети;Дев’яте січня; Дзвінок; К работе; Доколе?; Экзамен; Каторжная; Куры и ласточка; Олеся; Панко;Посмотри; Приходит время; Под тихими вербами; Сам себе господин; Среди тёмной ночи; Грустные картины; Сорока; Украла; Я люблю те тучи пасмурные; Украина.

Breaker_Morant (618x700, 273Kb)
1864
Гарри Харборд Морант (известный как Объездчик Морант)
австралийский ковбой, наездник, поэт, офицер колониальных австралийских сил и осуждённый военный преступник, чьё умение ладить с лошадьми послужило ему прозвищем Объездчик. Родился в Бриджуотере, Сомерсет, Британская империя. Основная часть его публицистической деятельности велась на страницах журнала «The Bulletin». Во время второй англо-бурской войны Морант участвовал в самовольном расстреле нескольких пленных буров и немецкого миссионера, Даниеля Хезе, бывшего свидетелем расстрелов. Эти действия стали причиной противоречивого суда военного трибунала по статье убийство. Смертный приговор был подписан лично главнокомандующим британскими силами в Южной Африке лордом Китченером, который впоследствии отрицал факт подписи. 27 февраля 1902 года Морант был расстрелян солдатами королевского Камерон-хайлендерского полка в тюрьме Претории. Спустя столетие после своей гибели Морант остаётся национальным героем для многих австралийцев. Его история легла в основу нескольких книг, пьесы и художественного фильма.
Исторические факты и книги
«„Козлы отпущения“ Империи» лейтенанта Джорджа Уиттона, единственного выжившего обвиняемого по «делу Моранта» на австралийском портале проекта «Гутенберг»

Willoughby_James (504x700, 168Kb)
1864
Джеймс Уилогби Хэмилтон (James Willoughby Hamilton)
ирландский теннисист и футболист. Хэмилтон выиграл Уимблдонский турнир в 1890 году, победив в финале в пяти сетах Уильяма Реншоу. Тем самим, он стал первым ирландцем, которому удалось добыть титул на этих соревнованиях. За год до этого он выиграл Чемпионат Северной Англии и Чемпионат Ирландии (по ходу обыграл шестикратного победителя Уимблдонского турнира Уильяма Реншоу и его брата Эрнеста), что сделало его одним из фаворитов Уимблдона 1889 года. Но, там он уступил в полуфинале Гарри Барлоу. В 1889-1890 годах многие считали Хэмилтона лучшим теннисистом мира. В 1891 году Уилогби Хэмилтон не стал защищать свой титул. Умер в Дублине, Ирландия, 27 сентября 1943 года.
Финалы турниров Большого шлема
1890, Уимблдон. Соперник в финале — Уильям Реншоу.Счёт в финале: 6-8, 6-2, 3-6, 6-1, 6-1

Isabelle_Urquhart (431x700, 180Kb)
1865
Изабель Уркварт (Isabelle Urquhart)
американская актриса и певица-контральто, ставшая известной благодаря своей работе в комических операх и мюзиклах. Уркварт родилась в Нью-Йорке и утверждала, что получила образование в монастыре. Изабель подписала контракт с оперными компаниями «Richard D'Oyly Carteruen» и «E.E.Rice Opera Companies' productionruen» для выступления в спектаклях их продукции. 19 февраля 1881 года, впервые выступила в составе хора в опере «Билли Тейлор», в Манхэттенском Театре. Изабель также играла второстепенную роль на премьере оперы «Эльфы и Русалки», длительность которой составила лишь три спектакля, так как менеджер украл все деньги из будки билетёра и скрылся с ними. Помимо этого актриса пела вместе с хором во время спектакля «Клод Дювальruen». Позже Изабель подписала контракт с Дейли Августином, выступая с 1882 по 1883 год в оперных спектаклях «Прохождение полка, иглы и булавки» и «Оруженосец». В спектакле «Оруженосец» ещё 17-летняя Изабель должна была сыграть роль 97-летней пожилой дамы, что не обошлось без нареканий со стороны молодой актрисы. Изабель предлагали продолжить свою карьеру, участвуя в комических операх, так как там более высокая зарплата, хотя в своём интервью актриса отметила, что предпочитает «настоящую драму» комедиям. Тем не менее Изабель сумела добиться гораздо больших успехов в комедийных спектаклях, таких, как оперетта-хит «Эрмини», выступая в роли Дэм Каррутерс, которая проходила в Театре Казино с 1886 по 1888 год, роль в данной оперетте сделало Изабель довольно известной фигурой, так актриса решила отказаться от ношения нижней юбки, чтобы «подчеркнуть свою великолепную фигуру», также другая известная роль актрисы — Принцесса Гранада в опере «Разбойникиruen», композитором которой является Жак Оффенбах и в свою очередь была переведена на английский язык Уильямом Швенком, также Изабель играла роль в опере «Мерриман и его горничнаяruen» (1888). Изабель стала принимать участие в комедийных пьесах водевиль, так в 1987 году в театре Юнион-Сквер она исполнила роль сомой себя, где через одежду стремилась как можно больше подчеркнуть свои формы. Позже в бродвейском театре она принимала участие в спектаклях «Дипломат» (1902), «Оружие и человек» (1906) и «Как он лгал её мужу» (1906). Уркварт вышла замуж за Гая Стэндинга и развелась через 6 лет, затем в течение 8 лет пробыла в браке с её учеником, после чего снова развелась в 1893 году. Перед смертью Изабель была поражена перитонитом, попытки сохранить ей жизнь через две операции провалились и актриса умерла в Рочестере, штат Нью-Йорк, США, 7 февраля 1907 года.

[488x699]
1867
Николай Матвеевич Кижнер
советский химик-органик, почетный член Академии Наук СССР (с 1934). Родился в Москве. Окончил Московский университет (1890). Работал там же, в 1901-1913 гг. - профессор Томского технологического института, в 1914-1917 гг. - Народного университета имени А.Л.Шанявского в Москве, с 1918 г. - научный руководитель Научно-исследовательского института «Анилтреста» в Москве. Основные научные исследования посвящены органическому синтезу и изучению свойств открытых им органических соединений. Показал (1894), что при гидрогенизации бензола йодистоводородной кислотой получается не «гексагидробензол Вредена», как полагали прежде, а метилциклопентан. Это наблюдение стало экспериментальным доказательством изомеризации циклов с уменьшением кольца. Открыл (1900) алифатические диазо-соединения. Разработал способ получения органических производных гидразина. Открыл (1910) реакцию каталитического разложения гидразонов с восстановлением карбонильной группы альдегидов или кетонов в метиленовую группу, являющуюся методом синтеза индивидуальных углеводородов высокой чистоты (реакция Кижнера - Вольфа). Эта реакция дает возможность выяснить структуру различных сложных соединений, например стеринов, гормонов, политерпенов. Применив метод каталитического разложения к пиразолиновым основаниям, открыл (1912) универсальный способ синтеза углеводородов циклопропанового ряда, в том числе бициклических терпенов с трехчленным кольцом типа карана (реакция Кижнера). Внес существенный вклад в химию синтетических красителей и в создание советской анилинокрасочной промышленности. Методы получения органических красителей, разработанные Кижнером (1918—1935), во многом способствовали развитию советской анилинокрасочной промышленности.Труды Кижнера отмечены Русским физико- обществом двумя премиями имени А.М.Бутлерова. Скончался в Москве 28 ноября 1935 года. Сочинения: Исследования в области органической химии, Москва — Ленинград, 1937 (имеются биографический очерк и список трудов).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 9 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»