1899
Джон Куолен (John Qualen; имя при рождении — Йохан Мандт Квален, Johan Mandt Kvalen)
канадско-американский актёр, более всего известный по фильмам 1930—1950-х годов. За время своей карьеры Куолен сыграл в таких фильмах, как «Три мушкетёра» (1935), «Деревенский доктор» (1936), «Гроздья гнева» (1940), «Его девушка Пятница» (1940), «Дьявол и Дэниел Уебстер» (1941), «Касабланка» (1942), «Большой обман» (1949), «Женщина в бегах» (1950), «Искатели» (1956), «Анатомия убийства» (1959), «Элмер Гантри» (1960), «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (1962) и «Клочок синевы» (1965).
Ранние годы жизни и театральная карьера
Джон Куолен, имя при рождении Йохан Мандт Квален, родился в городе Ванкувер, Британская Колумбия, Канада, в семье лютеранского пастора, которая несколькими годами ранее прибыла в Канаду из Норвегии. Некоторое время спустя семья переехала в США в город Элджин, Иллинойс, где Куолен и вырос. Выиграв в старшем классе конкурс ораторов (по другим сведениям — криминалистов), он получил стипендию на учёбу в Северо-Западном университете в Эванстоне, Иллинойс. Во время учёбы в Университете Куолен увлёкся актёрской игрой и начал играть в шапито сети «Lyceum-Chautauqua», а также в антрепризе. По другой версии, после окончания школы Куолен четыре года отучился в Университете Торонто. Там он поступил в университетский драматический театр, и в итоге театр увлёк его настолько, что он вступил в профессиональный гастролирующий театр. По возвращении в Торонто Куолен собрал собственную небольшую труппу The Qualen Concert Company, которая в течение двух лет выступала с написанной им пьесой в различных городах США от Чикаго до Нового Орлеана, в итоге добравшись до Нью-Йорка. Хотя театр и давал небольшой доход, однако, чтобы удержаться на плаву, Куолену приходилось подрабатывать продажей столовой посуды. В 1929 году, продемонстрировав продюсеру свой скандинавский акцент, Куолен получил важную роль шведского привратника Карла Ольсена в бродвейском спектакле «Уличная сцена» (1929—1930). После этого в 1931—1933 годах он играл на Бродвее в спектакле «Адвокат».
Карьера в кинематографе
В 1931 году по одноимённой бродвейской пьесе режиссёр Кинг Видор поставил фильм «Уличная сцена» (1931) с Сильвией Сидни в главной роли, в котором Куолен повторил свою роль шведского привратника. Эта роль положила начало его кинематографической карьере. В том же году, что и «Уличная сцена», вышла драма Джона Форда «Эрроусмит» (1931), которая положила начало многолетнему сотрудничеству актёра с этим режиссёром. Как написал историк кино Джим Бивер, Куолен «стал членом знаменитой группы актёров Форда, получая у режиссёра значимые роли на протяжении последующих 35 лет». В 1933 году Куолен повторил свою бродвейскую роль Йохана Брейтстейна в драматическом фильме Уильяма Уайлера «Адвокат» (1933) с Джоном Бэррмимором в главной роли. В 1934 году Куолен сыграл одну из главных ролей в социальной драме Кинга Видора «Хлеб наш насущный» (1934), в которой речь шла о создании группой обедневших в Депрессию людей сельскохозяйственной коммуны на принципах социалистической утопии. Как написал современный кинокритик Деннис Шварц, «очевидно сделанный под влиянием русского пролетарского кино (такого как „Земля“ Довженко), этот фильм больше похож на европейский, чем на американский». В том же году Куолен сыграл ещё в девяти фильмах, среди которых мелодрама с участием Уильяма Уоррена и Мэри Астор «Высший свет» (1934), криминальная комедия с Полом Муни «Привет, Натали!» (1934) и криминальная мелодрама с Джеймсом Кэгни «Он был её мужчиной» (1934). В криминальной драме Майкла Кёртиса «Чёрная ярость» (1935) Куолен сыграл шахтера и профсоюзного активиста, которого избивают до смерти пьяные хулиганы из частной полицейской службы, нанятые руководством шахты для усмирения беспорядков. Среди других тринадцати картин года, в которых сыграл Куолен, наиболее заметными были романтическая комедия с Генри Фондой «Фермер женится» (1935), детектив «Чарли Чан в Париже» (1935) и криминальная мелодрама со Спенсером Трейси и Мирной Лой «Двойная выгода» (1935). В 1936 году у Куолена было семь фильмов, в том числе, комедийная мелодрама «Деревенский доктор» (1936), которая «была основана на реальном событии — рождении в канадской семье Дионнов пятерых близнецов». В этой картине Куолен сыграл отца семейства, и его имя единственный раз в карьере было указано в титрах перед названием фильма. Как написал в своей статье историк кино Чарльз Фостер, «спор о том, кто должен играть главную роль в фильме о канадской семье дошёл до Палаты общин. Общественность требовала, чтобы на главную роль был назначен канадец, и поначалу не хотела принимать кандидатуру Куолена, пока не выяснилось, что он канадец из Ванкувера». Фильм стал одним из самых коммерчески успешных в Канаде в том году, и «в каждом канадском городке имя Куолена попадало в заголовки газет». «Куолен сыграл также в двух сиквелах фильма, однако их популярность неуклонно падала». Среди других заметных картин Куолена в 1936 году были романтическая комедия с Кларком Гейблом «Жена против секретарши» (1936), военная драма с Фредриком Марчем «Путь к славе» (1936) и детектив с Эдвардом Арнольдом «Познакомьтесь с Ниро Вульфом» (1936). В 1937 году Куолен сыграл в семи фильмах, наиболее значимыми среди которых были романтическая комедия с Марчем и Кэрол Ломбард «Ничего святого»(1937), а также мелодрама «Седьмое небо» (1937), в которой главные роли исполнили Симона Симон и Джеймс Стюарт. В 1938 году у Куолена было шесть картин, среди которых детективная комедия с Барбарой Стэнвик и Генри Фондой «Сумасшедшая мисс Мэнтон» (1938), вестерн с Рэндольфом Скоттом и Джоан Беннетт «Техасцы» (1938) и романтическая комедия с Дугласом Фэрбенксом (младшим) «Наслаждайтесь жизнью» (1938). В 1939 году Куолен сыграл в криминальной драме с Морин О’Салливан и Генри Фондой «Дайте нам жить» (1939), в романтической комедии с Фредом Макмюрреем «Медовый месяц на Бали» (1939), в исторической драме с Робертом Тейлором «Встань и дерись» (1939) и ещё в трёх менее значимых картинах. В 1940 году режиссёр Джон Форд пригласил Куолена в свою картину по роману Джона Стейнбека «Гроздья гнева» (1940), действие которой происходит в Оклахоме в период Великой депрессии. Актёр получил небольшую, но важную роль жалкого, полусумасшедшего Мьюли Грейвза, который рассказывает герою картины (Генри Фонда) о том, как по требованию владельца земли все арендаторы были вынуждены покинуть свои участки, а их дома были снесены тракторами, и он единственный, кто не уехал. В том же году Форд снял Куолена в военной драме «Долгий путь домой» (1940), во время работой над этой картиной актёр познакомился с Джоном Уэйном, исполнившем в ней главную роль. Куолен также удачно сыграл важную роль несчастного бухгалтера, несправедливо обвинённого в убийстве полицейского, в романтической комедии «Его девушка Пятница» (1940), которого главные герои, редактор газеты (Кэри Грант) и репортёр (Розалинд Расселл) спасают от смертной казни. В 1940 году у Куолена было ещё восемь фильмов, включая криминальную комедию с Ритой Хейворт «Ангелы над Бродвеем» (1940) и мелодраму с Джоном Гарфилдом «Субботние дети» (1940). В фильме нуар «Берег в тумане» (1941) Куолен сыграл типичного маленького человека, повара бедной закусочной в Нью-Йорке, который вместе со своим другом по рыбалке (Томас Митчелл) подвергается рэкету со стороны местного бандита (Джон Гарфилд). В финале картины, доведённые до края поборами и насилием, друзья решают убить рэкетира. Как написал кинообозреватель «Нью-Йорк Таймс» Босли Краузер, в роли одного из друзей «Куолен робок и труслив, каким может быть только Куолен». По мнению рецензента журнала «TV Guide», Митчелл и Куолен «превосходны в ролях съёжившихся жертв рэкетира», а современный кинокритик Крейг Батлер отметил, что Митчеллу и Куолену «удаётся перехватить доминирование в фильме у Гарфилда, а это очень непросто». В том же году Куолен сыграл в вестерне с Джоном Уэйном «Ковбой с холмов» (1941) и фэнтези-драме «Дьявол и Дэниэл Уэбстер» (1941). Как написал Хэл Эриксон, «Куолен также сильно играл маленьких людей с большим запасом мужества», в частности, норвежского подпольщика Бергера в военной драме «Касабланка» (1942). Как отмечено в биографии актёра на сайте Turner Classic Movies, «ещё одна роль актёра, которую широко помнят — это Бергер, связной Виктора Ласло в „Касабланке“, где его скандинавский акцент идеально вписался в космополитическую среду картины». В 1942 году Куолен сыграл также в драме по роману Джона Стейнбека «Квартал Тортилья-Флэт» (1942) с участием Спенсера Трейси и Гарфилда, комедии с Эдвардом Г.Робинсоном «Мошенничество и Ко» (1942). Он также исполнил роль Алладина в приключенческой комедии «Арабские ночи» (1942), а в сказке «Книга джунглей» (1942) сыграл цирюльника, который вместе со своими алчными знакомыми направляется за сокровищами в заброшенный город. Во время Второй мировой войны Куолен несколько раз пытался поступить на военную службу, однако из-за шумов в сердце получил отказ. В 1943 году Куолен сыграл в единственном фильме, комедии «Мэйзи танцует свинг» (1943), а в 1944 году он появился в трёх картинах, наиболее заметными среди которых были фильм нуар с Мерл Оберон и Франшо Тоуном «Тёмные воды» (1944), военная драма с Жаном Габеном «Самозванец» (1944), драма Кинга Видора с Брайаном Донлеви «Американский роман» (1944). Год спустя у Куолена были роли в романтической комедии с Кларком Гейблом «Приключения» (1945), приключенческой ленте с Чарльзом Лоутоном «Капитан Кидд» (1945) и комедии с Розалинд Расселл «Грубо говоря» (1945). После исторической драмы Джона Форда «Беглец» (1947) с Генри Фондой в главной роли Куолен сыграл до конца десятилетия в девяти фильмах, наиболее заметными среди которых были фильмы нуар «Бессмысленный триумф» (1948), где он сыграл врача, и «Большой обман» (1949), где он был коллекционером антиквариата и скупщиком «грязных» долларов. В 1950 году Куолен сыграл в фильме нуар Нормана Фостера «Женщина в бегах» (1950) с Энн Шеридан и комедии с Джеймсом Стюартом «Большой куш» (1950). В 1951 году его самым значимым фильмом стала романтическая комедия с Джоан Кроуфорд «Прощай, моя причуда» (1951), в 1952 году он сыграл только в семейном мюзикле «Ханс Кристиан Андерсен» (1952), а в 1953 году его самыми значимыми картинами были фильм нуар про Майка Хаммера «Суд — это я» (1953) и комедия про говорящего мула «Френсис в большом городе» (1953). В 1954 году Куолен сыграл важную характерную роль возвращающегося домой средиземноморского рыбака в фильме-катастрофе с Джоном Уэйном «Великий и могучий» (1954). Во второй половине 1950-х годов у Куолена были роли в десяти фильмах среди которых, военная драма с Джоном Уэйном «Морская погоня» (1955), вестерн Джона Форда с Уэйном «Искатели» (1956), вестерн с Аланом Лэддом «Большая земля» (1956), фильм нуар Дона Сигела «Контрабандисты оружия» (1958) и судебная драма Отто Премингера с Джеймсом Стюартом «Анатомия убийства» (1959). В 1960-е годы Куолен сыграл в комедийном вестерне с Уэйном «К северу от Аляски» (1960), драме с Бертом Ланкастером «Элмер Гантри» (1960), двух вестернах Джона Форда с Джеймсом Стюартом — «Два всадника» (1961) и «Человек, который застрелил Либерти Вэланса»(1962), приключенческой комедии Форда с Уэйном «Риф Донована» (1963), криминальном триллере с Полом Ньюманом «Приз» (1963), вестерне Форда с Ричардом Уидмарком «Осень шайеннов»(1964), вестерне с Джоном Уэйном «Сыновья Кэти Элдер» (1965), мелодрама с Сидни Пуатье «Клочок синевы» (1965), вестерн с Джеймсом Стюартом и Генри Фондой «Файеркрик» (1968). Последней картиной Куолена стала комедия «Фрэзиер, чувственный лев» (1973).
Карьера на телевидении
Как пишет Фостер, «после войны возник спрос на Куолена на телевидении» . Начиная с 1951 по 1974 год, Куолен сыграл в 102 эпизодах 79 различных телесериалов. Иногда он играл в трёх сериалах в день, а однажды Куолен сыграл в эпизодах 12 различных сериалов в течение недели. Куолен снимался в таких сериалах, как «Альфред Хичкок представляет» (1956), «Миллионер» (1956), «Шайенн» (1957), «Мэверик» (1958—1961), «Шугарфут» (1960), «Триллер» (1961), «Бонанза» (1961), «Мистер Эд» (1961—1965), «Ларами» (1962), «Дни в долине смерти» (1963), «Освободите место для папочки» (1964), «Виргинец» (1964), «Правосудие Берка» (1966), «Я шпион» (1967), «ФБР» (1973) и «Улицы Сан-Франциско» (1973).
По словам Фостера, «так как первые телесериалы шли в прямом эфире, продюсеры и режиссёры высоко ценили способность Куолена быстро запоминать текст. По какой-то причине он не стал звездой, хотя порой получал зарплату выше, чем у звёзд, поскольку его высоко ценили».
Актёрское амплуа и оценка творчества
Джон Куолен был невысокого роста и хрупкого телосложения, «с печальными, почти трагическими чертами лица». Он часто играл маленьких, неуклюжих и смешных персонажей, которые из-за его сильного норвежского акцента часто были выходцами из Скандинавских стран. В биографии актёра на сайте Turner Classic Movies отмечается, что «он специализировался на ролях скандинавов, но в действительности играл представителей разных национальностей на протяжении карьеры». По мнению историка кино Джима Бивера, на протяжении первых четырёх десятилетий звукового кино Куолен был «одним из лучших и наиболее узнаваемых характерных актёров, хотя те, кто узнаёт его лицо, вряд ли знают его имя». В биографии «Turner Classic Movies» указано, что «многоплановость Куолена позволяла ему выглядеть по-разному в разных картинах, при этом он сыграл в нескольких величайших фильмах». Куолен сыграл в пяти фильмах, номинированных на «Оскар» в категории лучший фильм, это «Эрроусмит» (1931), «Гроздья гнева» (1940), «Долгий путь домой» (1940), «Касабланка» (1942) и «Анатомия убийства» (1959). На протяжении 30 лет Куолен входил в группу постоянных актёров режиссёра Джона Форда, сыграв в таких его классических фильмах, как «Эрроусмит» (1931), «Гроздья гнева» (1940), «Длинный путь домой» (1940), «Искатели» (1955), «Двое ехали вместе» (1961) и «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (1962). В этих фильмах он часто играл рабочих людей с этническими именами — Ларса Йоргенсена в «Искателях», Акселя Свонсона в «Длинном пути домой», Эриксона — в «Человеке, который застрелил Либерти Вэланса» — с соответствующим акцентом, при этом «произношение его персонажей часто подавалось с юмором». Куолен также сыграл в девяти фильмах с Джоном Уэйном. Как полагает Фостер, более всего Куолен запомнился как несчастный Мьюли в драме «Гроздьях гнева» (1940), как единственный персонаж, который помимо главного героя мог разговаривать с говорящим конём, в сериале «Мистер Эд» (1961—1965) и нервический лифтёр в комедийном сериале «Освободите место для папочки» (1964), .
Личная жизнь
С 1924 года и вплоть до своей смерти в 1987 году Джон Куолен был женат на своей школьной возлюбленной Пирл Ларсон. У пары было трое дочерей — Элизабет, Кэтлин и Мередит.
Последние годы жизни и смерть
В последние годы жизни у Куолена стало портиться зрение, однако несмотря на это он продолжал постоянно работать практически до самого конца. Джон Куолен умер в городе Торранс, Калифорния, США, после инфаркта, 12 сентября 1987 года.
Фильмография
Литература: Charles Foster. Once Upon a Time in Paradise: Canadians in the Golden Age of Hollywood. — Dundurn, 2003. — ISBN 1550024647, 9781550024647.

1899
Георгий Николаевич Осипенко
советский актёр театра и кино. Родился в городе Санкт-Петербург, Российской империи. Отец работал кассиром багажной кассы на Октябрьской железной дороге, мать служила в качестве дежурной студии в радиодуме Тульского подземельного банка. Детство Осипенко провёл в деревне Александровка под родным городом. Позже был определён в приют Императорского человекалюбивого общества, а спустя годы был переведён в интернат Санкт-Петербургского коммерческого училища. После того, как Осипенко получил отличное образование, можно было на тот момент достичь хороших результатов в обществе, но с приходом власти большевиков, ему были предоставлены скромные перспективы. После училища Осипенко устроился агентом по погрузкам в Центральное корперативное товарищество, только продержался мужчина там мало и ушёл от туда. У Осипенко со временем начала проявляться тяга к драматической сцене и молодой человек пошёл обучаться в Петроградскую школу актёрского мастерства, но окончить её так и не получилось, Осипенко призвали на службу в ряды Красной армии, там проходил службу в качестве артиста-красноармейца в 4-й передвижной труппе. Демобилизовавшись в 1922 году вернулся к предыдущей учёбе актёрского мастерства. Во время Великой Отечественной войны Осипенко ушёл добровольцем на фронт. В момент эвакуации театра драмы имени А.С.Пушкина, Осипенко отозвали обратно в труппу. За свою жизнь успел поработать в нескольких театрах и сняться в 11 фильмах, играя яркие роли. Скончался в родном городе 3 сентября 1961 года. Похороне на Северном кладбище.
Оценочные мнения
«За свою недолгую жизнь Георгий Николаевич сделал достаточно, чтобы его имя было вписано в историю отечественного искусства. Человек скромный и непритязательный.» — киновед Алексей Николаевич Тремасов
Фильмография: 1932 — Победители ночи (о походе «Малыгина» в 1931 году) — английский матрос; 1937 — Пугачёв — мужик; 1939 — Танкисты — вражеский пулемётчик; 1947 — Пирогов — матрос; 1952 — Живой труп (фильм-спектакль) — швейцар в суде; 1953 — Горячее сердце (фильм-спектакль) — Силан, дворник, дальний родственник Курослепова; 1953 — Лес (фильм-спектакль) — Уар Кирилыч Бодаев, помещик, сосед Гурмажской; 1955 — Максим Перепелица — Опанас, приятель Кондрата, тубист его сельского оркестра; 1955 — Они знали Маяковского (фильм-спектакль) — Жорж Жуакин; 1957 — Дон Кихот — хозяин пастушонка Андреса; 1959 — Дорога уходит в даль — санитар.
[577x700]
1900
Екатерина Васильевна Белокур (украинское имя — Катерина Василівна Білокур)
мастер украинской народной декоративной живописи. Екатерина Белокур родилась в селе Богдановка Пирятинского уезда Полтавской губернии (ныне это Яготинский район Киевской области). Белокуры были не бедными крестьянами, держали скот, имели дом, покрытый железом, а главное — землю. Отец художницы, Василий Иосифович, обладал двумя с половиной десятинами, дед был, очевидно, ещё богаче. Кроме Екатерины, в семье было ещё двое сыновей — Григорий и Павел. Приблизительно в 6—7 лет Екатерина научилась читать. Отец и дед сначала помогали ей в этом, но были удивлены собственными успехами девочки. На семейном совете было решено — в школу Катю не отдавать, так как читать она и так умеет, а экономия одежды и особенно обуви — огромная. А вот посадить её за прялку — давно пора. Впрочем, это занятие позволили совмещать с чтением букваря. Когда именно будущая художница начала рисовать — сказать трудно, но, очевидно, это произошло не в детстве, а в отрочестве. Рисовала углём на кусочках полотна. В 14 лет Екатерину застали за этим бессмысленным, как все считали, занятием. Прибегли к неотложным мерам — розги и строжайший запрет рисовать. Отныне девочке приходилось творить втайне. Сохранилась, однако, легенда, свидетельствующая о немалой популярности творческих попыток 15−17-летней Кати и даже об их признании. Сосед и родственник Белокуров Никита Тонконог, владевший водяной мельницей, был страстным театралом. Вместе со своими единомышленниками он организовал некое подобие театральной студии. Поставленные Тонконогом пьесы имели значительный успех. Зная, что Екатерина Белокур «умеет рисовать», творческий мельник попросил её помочь с декорациями. Девочка с удовольствием рисовала, смотрела спектакль на воде, а позже, кстати, и играла на сцене этого уникального театра. В отношении односельчан к увлечению Екатерины Белокур преобладала точка зрения её матери, Акулины Павловны: «Вот уж наказал нас Бог такой дочкой! У всех людей дочери в таком возрасте уже замужем, у их родителей есть зятья, а наша чертей малюет!» В 1922 или 1923 Екатерина Белокур (по одной версии — в календаре, по другой — в газете «Советское село») прочитала о Миргородском техникуме художественной керамики. Слово «керамика» оказалось ей незнакомым, а вот слово «художественный» было понятно. Впервые уехав из Богдановки, Екатерина отправляется в Миргород. Её багаж состоял из двух рисунков: «копии с какой-то картины» и наброска дедовского дома с натуры, — выполненных уже не на полотне, а на специально приобретённой по этому случае бумаге. Рисунки должны были свидетельствовать, что у девушки действительно есть талант, достаточный для поступления в техникум. Но собеседование в Миргородском техникуме началось и закончилось, в сущности, одним вопросом — есть ли документ об окончании семилетки? Такого документа у Белокур не было, и на её рисунки даже не посмотрели. Разочарование было тяжким. Девушка делает отчаянную попытку — перебрасывает свои рисунки через забор в сад техникума: вдруг студенты их поднимут, оценят — и крикнут, предложат остаться? Екатерина долго оглядывалась и всё не верила, что её так и не позвали. Потрясённая, она пошла домой из Миргорода пешком. От катастрофы её спасло творчество — несмотря ни на что, рисовать Екатерина не перестала, а ещё и начала посещать драмкружок, организованный супругами Иваном Григорьевичем и Ниной Васильевной Калитой, богдановскими учителями. Родители Белокур согласились на участие дочери в спектаклях, но при одном условии — драмкружок не должен быть помехой работе по хозяйству. Изучение ролей пришлось совмещать с работой на огороде. В драмкружке собралась талантливая, а главное — любознательная молодёжь. Ставили «Наталку Полтавку» Котляревского, «Сватанье на Гончаровке» Квитки-Основьяненко, «Служанку» и «Бесталанную» Карпенко-Карого, «Мать-батрачку» Тогобочного — инсценировку «Батрачки» Шевченко и много других спектаклей. Екатерина играла самоотверженно. Правда, свой возраст (24-26 лет) она считала неподходящим для ролей девиц и играла преимущественно замужних женщин. Среди юношей и девушек, собиравшихся в богдановском драмкружке, был и Александр Кравченко. Его несколько загадочно называют «жених, которым пренебрегла Екатерина Белокур». Вероятно, эта история связана именно с его именем: будущая создатель «Колхозного поля» и «Пионов» отбросила подаренный ей букет со словами: «Если ты так жесток с цветами, то какой ласки от тебя ждать мне?». Ведь цветы — живые. Все свои картины она будет создавать только с натуры. В 1928 году Екатерина Белокур узнаёт о наборе в Киевский театральный техникум и решает ещё раз попробовать свои силы. Почему именно театральный техникум — не совсем понятно. Возможно, сыграл свою роль богдановский драмкружок, а возможно — хотелось во что бы то ни стало вырваться из дома и получить профессиональное художественное образование. Ведь в Киеве есть и художники, и художественные школы. Поступив в театральный техникум, она продолжала бы рисовать, а потом её работы, возможно, заметили бы и помогли бы перейти в какую-нибудь художественную школу. Так рассуждала Екатерина. К поездке в Киев она подготовилась основательно — взяла метрику и справку о состоянии здоровья. Но и в Театральном техникуме разговор начался с вопроса об окончании семилетки — и этим вопросом, собственно, и закончился. Наступил, вероятно, самый тяжёлый период в жизни Екатерины Белокур. Особенно мучительно переживала она отсутствие духовной поддержки. В это же время она отправляется в настоящее паломничество в Канев, на могилу Тараса Шевченко. Отчаяние иногда охватывало её так сильно, что глубоко верующая женщина готова была покончить жизнь самоубийством. Её больные ноги — память о попытке утопиться поздней осенью 1934 года в ледяной воде Чугмака. Но в том же 1934 году принимается важнейшее и бесповоротное решение: «Я буду художником». Если научиться этому нигде не получается, она будет учиться сама, решает Екатерина. Василий Иосифович выразил своё отношение к словам дочери так: «Ну рисуй, будь ты проклята! Ни брани, ни добрых слов ты не слушаешь! А бить — так я уже устал с тобой бороться!». Того же мнения была, очевидно, и Акулина Павловна. Таким образом, Екатерина Белокур начинает осваивать непростое ремесло художника сама. Именно ремесло, другими словами — техническую сторону искусства. Рисунки углём на кусочках полотна остались в прошлом. В прошлом и картины, созданные красками собственного изготовления на картоне и фанере. Акварелью и карандашом она всегда работала мало и неохотно. Художницу больше всего привлекали масляные краски. Они казались ей ослепительными, даже их названия звучат сказочно: киноварь светло- и тёмно-красная, кобальт тёмно-синий, ультрамарин, кадмий красный, краплак тёмно-розовый… Это её любимые краски. Кисти она делает сама — выбирает из кошачьего хвоста волоски одинаковой длины: 9, 12 или 36. Для каждой краски — своя кисточка. Наставники в овладении масляной живописью у Кати Белокур, очевидно, всё-таки были. Кто-то научил её грунтовать полотно, потому что сначала она пыталась писать непосредственно на полотне, но картины быстро тускнели. Возможно, ей снова помог учитель Иван Григорьевич Калита, тоже художник-любитель, а, может быть, иконописец из Смотриков, единственный художник, которого уважал её отец. Но всё в том же поворотном 1934 году Катя Белокур создаёт «Берёзку» — одну из трёх картин, которые принесли ей всемирную популярность. Через год появляются «Цветы за плетнем» — другой прославленный шедевр. Наступает 1939 год. Екатерине Белокур 39 лет. По сельским понятиям, она уже старая, и к тому же чудачка, «одержимая», которая всё «цветочки рисует». Но именно в 1939 году заканчиваются времена её испытаний. Вмешался случай. Или судьба. Художница гостила у двоюродной сестры, Любови Тонконог, жившей на другом берегу реки, и услышала по радио песню в исполнении прославленной Оксаны Петрусенко. Или песня, или голос, а может быть, и то и другое, настолько поразили Екатерину, что она всю ночь просидела над письмом — и утром отправила его по довольно необычному адресу: «Киев, Академический театр, Оксане Петрусенко».
[700x466]
Памятник Екатерине Белокур в Яготине.
Однако слава певицы была настолько широкой, что письмо не потерялось и дошло до адресата. Вложенный в конверт вместе с письмом рисунок на кусочке холста — калина — изумил Оксану Петрусенко. Она посоветовалась с друзьями — Касияном, Тычиной, поехала в Центр народного творчества, изложила суть дела. В Полтаву поступило распоряжение — съездить в Богдановку, найти Белокур, поинтересоваться её работами. И вот — в Богдановку приезжает Владимир Хитько, возглавлявший тогда художественно-методический совет областного Дома народного творчества. Потрясённый, несколько картин забирает с собой в Полтаву, показывает коллеге и другу, художнику Матвею Донцову. Принято однозначное решение — немедленно организовать выставку. И в 1940 году в Полтавском доме народного творчества открывается личная выставка художницы-самоучки из Богдановки Екатерины Белокур. Выставка состояла лишь из 11 картин. Успех был огромным. Екатерину премировали поездкой в Москву. Её сопровождал В. Хитько. Художница посетила Третьяковскую галерею, Пушкинский музей, музей Ленина. Наибольшее впечатление произвели «малые голландцы», художники-передвижники и французские импрессионисты. Но известные картины одновременно и восхитили, и удручили Екатерину. Некоторое время после этого она даже не могла работать: «Ну куда мне быть художницей? Я — ничто! Моя мазня никуда не годится! Я такое увидела! Всё такое чудесное, но недостижимое для меня. Куда мне, глупой сельской девке, думать об искусстве? Да и могу ли я что-нибудь стоящее создать?». Но успокоившись, она снова и снова пишет цветы, которые не может не рисовать, ведь лучше них нет ничего на свете. В 1941 году Белокур создаёт «Полевые цветы». Потом началась война… А в 1944 году в Богдановку приехал директор Государственного музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай — предложить выставку и купить картины. Благодаря стараниям именно этого человека в музее имеется лучшая коллекция работ Екатерины Белокур. Одну за другой художница создавала свои известные картины — «Декоративные цветы» (1945), «Привет урожаю» (1946), «Колхозное поле» (1948—1949), «Царь-Колос» (1949), «Завтрак» (1950), «Цветы и берёзки вечером» (1950), «Арбуз, морковь, цветы» (1951), «Цветы и виноград» (1953—1958), «Дом в Богдановке» (1955), «Роща» (1955), «Георгины» (1957), «Пионы» (1958), «Натюрморт с колосками и кувшином» (1958—1959), «Букет цветов» (1959)… Цветы писала всегда живые, с натуры, нередко объединяя в одной картине весенние и осенние — такая картина, естественно, создавалась с весны до осени. Работала самозабвенно, но не спеша. Шесть георгинов на картине «Колхозное поле» рисовала три недели, зато осталась ими удовлетворена. Она любила, писала и воспевала прежде всего цветы, но не только. Екатерина Белокур — автор пейзажей и портретов (разумеется, насколько применима к её уникальному творчеству старая и жёсткая система жанров). Долго и очень сильно хотела изобразить «картину-сказку» — аистов, несущих ребёнка. Несколько раз она обращалась к этому сюжету, но недоумение и непонимание окружающих, которые ожидали от неё только новых «цветочных композиций» были настолько велики, что художница отнесла «картину-сказку» в свою комнату-мастерскую, где работала и куда никого не пускала — и никогда её больше оттуда не выносила. «Официальная» послевоенная биография богдановской художницы выглядела вполне благополучно. В 1949 году она вошла в Союз художников Украины, в 1951 — награждена орденом «Знак Почёта», получила звание Заслуженного деятеля искусств Украины, а позже, в 1956 году — Народного художника Украины. Её творчество изучали, о ней писали. Произведения Екатерины Белокур регулярно экспонировались на выставках — в Полтаве, Киеве, Москве и других городах. Опальный искусствовед Степан Таранущенко увидел её работы в далёком Курске — и именно после этого, потрясённый «Царём-колосом», начал с художницей многолетнюю переписку. Три картины Белокур — «Царь-колос», «Берёзка» и «Колхозное поле» — были включены в экспозицию советского искусства на Международной выставке в Париже в 1954 году. Там их увидел Пабло Пикассо. Весь мир услышал его слова: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!». «Гражданку села Богдановка» он сравнил с другой великой художницей-самоучкой — Серафин Луиз из Санли. Звучало это удивительно, тем более, что о современном ему искусстве Пикассо отзывался, как правило, весьма критически. А Екатерину назвал «гениальной». Теперь Белокур, когда позволяло здоровье и меньше напоминали о себе больные ноги, ездила в Полтаву и Киев. У неё появились многочисленные друзья, главным образом, художники и искусствоведы, у которых гениальная самоучка снискала понимание и уважение. Кроме встреч, она вела с ними продолжительную переписку из Богдановки. Многочисленные письма Екатерины свидетельствуют, что её литературный талант не уступал художественному. Среди её друзей по переписке — поэт Павел Григорьевич Тычина и его жена Лидия Петровна, искусствовед Степан Андреевич Таранущенко, директор Музея украинского народного декоративного искусства Василий Григорьевич Нагай, знаменитая художница Елена Львовна Кульчицкая, полтавский художник Матвей Алексеевич Донцов и его жена Юлия Ивановна, художница Эмма Ильинична Гурьевич и много других деятелей искусства. Художница рассказывала им о своих замыслах и своей работе, делилась воспоминаниями, мыслями и впечатлениями. И в самой Богдановке у Белокур появились ученики, или точнее, ученицы, увлечённые, как и она когда-то, рисованием — Ольга Бинчук, Тамара Ганжа, Анна Самарская. Мысль о переезде в Киев возникала у Екатерины Белокур не раз, но так и осталась мечтой. Возможность постоянного общения с друзьями, музеи, концерты — всё это казалось ей таким прекрасным. Привлекали и повседневные удобства городской жизни, например, электричество или газовая плита — сельский образ жизни всегда казался Екатерине проклятием. Тем не менее, за исключением поездок в Киев и Полтаву по делам, связанным с выставками и двухмесячного отдыха в Доме творчества писателей в 1955 году, она не покидала родной Богдановки.
[466x700]
Юбилейная ваза к 90-летию Екатерины Васильевны Белокур. Скульптор — Укадер Ю.А. Яготинская картинная галерея
Кроме того, в семье Белокуров появляются серьёзные внутренние проблемы. До войны Белокуры не входили в колхоз и вели собственное хозяйство. Василий Иосифович владел ремеслом плотника и подрабатывал в строительной бригаде. Григорий Васильевич, брат художницы, тоже был «мастером на все руки» — и столяром, и плотником, также чинил музыкальные инструменты. Но после войны Белокуры стали колхозниками. Василий Иосифович был уже старым и слабым, в 1948 году он скончался. Одно время Екатерина жила одна с больной матерью. В 1951 году, по решению Акулины Павловны, к ним переехал Григорий Васильевич с женой, Кристиной Яковлевной и пятью детьми. Акулина Павловна всю жизнь недолюбливала свою невестку, которая была из бедной многодетной семьи. Кристина Яковлевна, «женщина с перцем», со своей стороны, хорошо помнила, как когда-то пришла к Белокурам с первенцем на руках — отстаивать свои права — и в конце концов одержала победу, став женой Григория. Теперь свекровь с невесткой оказались в одном доме. Начались отвратительные, жуткие семейные сцены. Досталось и «блаженной» золовке — Кристина Яковлевна, работавшая в колхозе и тянувшая на себе весь дом, не могла простить ей непонятного «рисования». Екатерина Белокур снова попала в замкнутый круг. Оставлять старую больную мать одну в Богдановке, естественно, боялась. Забрать её с собой не могла — нигде, кроме родного села, Акулина Павловна не прижилась бы. Да и ехать, собственно говоря, было некуда. Поэтому пряталась в своей «келье-мастерской» и писала очередной «Натюрморт» (1960). Как оказалось — последний. Весна 1961 года со всеми её цветами не принесла привычного облегчения. Кроме боли в ногах, появилась острая боль в желудке. Домашние средства, которыми обычно лечилась Екатерина и о которых она писала в письмах своим друзьям, не помогали. В своём последнем письме Ю.А.Беляковой, директору Центрального дома народного творчества, художница написала: «Дорогая Юлия Александровна, обращаюсь к вам с просьбой — помогите — пришлите мне три-четыре пачки бесапола. Это чудодейственное лекарство». Потом она бодро и даже не без юмора объяснила, что в богдановской аптеке этого средства нету, а есть только тансал, который ничем не отличается от коровьего навоза. А в конце вдруг несмело и трогательно добавила: «Ну, а если пошлёте бесапол, положите и две лимонки». Это было написано в середине мая. В начале июня 1961 года умерла 94-летняя Акулина Павловна. Екатерину Белокур, совсем измученную болью, отвезли в Яготинскую районную больницу. 10 июня ей сделали операцию, или неудачную, или уже бесполезную. В тот же день художницы не стало. Дом Белокуров в Богдановке стал Домом-музеем Екатерины Белокур. Тут находится и скульптурный образ — Екатерина Белокур с розами — работы Ивана Белокура, племянника художницы, сына её брата Григория. Перед этой скульптурой через четверть века после того, как великая «одержимая» упокоилась навеки, у Кристины Яковлевны вырвалось: «Наконец-то, Екатерина, ты навечно в своём доме!». И, возможно, она имела в виду не только дом в Богдановке. Биографический фильм «Буйная», снятый в 1990 году режиссёром Виктором Василенко, рассказывает о драматической жизни Екатерины Белокур. В главной роли актриса Раиса Недашковская. В Киеве есть улица, названная в честь Екатерины Белокур.
[700x350]
Украинским монетным двором выпущена монета номиналом две гривны.
Картины: Женщина в зелёном корсете. 1920-е гр; В Богдановке, за плотиной. Середина 1920-х гг.; Цветы. Конец 1920-х гг.; Натюрморт. Конец 1920-х гг.; Портрет Оли Белокур. 1928 г.; Портрет Надежды Кононенко. 1929 г.; Пейзаж с ветряной мельницей. Начало 1930-х гг.; Дорога уходит в даль. Начало 1930-х гг.; Портрет колхозницы Татьяны Бахмач. 1932—1933 гг.; Цветы за плетнем. 1935 г.; Портрет племянниц художницы. 1937—1939 гг.; Цветы в тумане. 1940 г.; Сон. 1940 г.; Георгины (Цветы и калина). 1940 г.; Деревья в лесу. 1940-вые г.; Сельский двор. 1940-вые гг.; На околице. 1940-е гг.; Портрет Софьи Журбы. 1940-е гг.; Портрет Надежды Белокур. 1941 г.; Полевые цветы. 1941 г.; Цветы. 1942 г.; Цветы вечером. 1942 г.; Цветы на голубом фоне. 1942—1943 гг.; Буйная. 1944—1947 гг.; Декоративное панно. 1945 г.; Привет урожаю. 1946 г.; Пионы. 1946 г.; ХXX-летие СССР. 1947 г.; Цветы и орехи. 1948 г.; Пионы. 1948 г.; Колхозное поле. 1948—1949 гг.; Букет цветов. Кінець 1940 — начало 1950-х гг.; Воробьи. Конец 1940-х гг.; На землю опускается тихий вечер. Конец 1940-х гг.; Колхозница. 1949 г.; Царь-Колос. 1949 г.; Эскиз «Женщина с тростью». 1950-тые гг.; Царь-Колос (вариант). 1950-тые гг.; Розы (Мальвы) 1950 г.; Цветы, яблоки и помидоры. 1950 г.; Автопортрет. 1950 г.; За родной Богдановкой. 1950 г.; Ваза из цветов. 1950-тые гг.;Счастье (Аисты принесли ребёнка). 1950 г.; Эскиз к картине «Счастье». 1950 г.; Счастливое детство. 1950-тые гг.; Цветы и берёзки вечером. 1950 г.; Сердитый мальчик. 1950 г.; Завтрак. 1950 г.; Пшеница, цветы, виноград. 1950—1952 гг.; Арбуз, морковь, цветы. 1951 г.; Счастье (неоконченный вариант). 1951 г.; Портрет девочки. Начало 1950-х гг.; Эскиз «Калина. Мак». Начало 1950-х гг.; Цветы. 1952—1953 гг.; Цветы и виноград. 1953—1958 гг.; Цветы на синем фоне. 1954 г.; Будьте здоровы, с урожаем. 1954 г.; Мальвы и розы. 1954—1958 гг.; Богдановские яблоки. Середина 1950-х гг.; В старом селе. Зима. 1950-тые гг.; Тыквы цветут. 1950-тые гг.; Эскиз «Дом». 1950-тые гг.; Ветка полыни. Середина 1950-х гг.; На круче. 1950-тые гг.; Хата деда Саввы. 1950-тые гг.; Сосна. 1950-тые гг.; Дерево. Середина 1950-х гг.; Деревья за забором. 1950-тые гг.; Гуляки (юмористическая сценка). 1950-тые гг.; Дом в Богдановке. 1955 г.; Роща. 1955 г.; Георгины. 1957 г.; Пионы. 1958 г.; Цветы и калина. 1958 г.; Натюрморт с колосками и кувшином. 1958—1959 гг.; Натюрморт «Цветы и овощи» 1959 г.; Букет цветов. 1959 г.; Натюрморт. 1960 г.

1900
Людмила Наумовна (Нахмановна) Давидович
советская поэтесса, драматург, автор текстов широко известных песен «Играй, мой баян», «Пока! Уж ночь недалека»,«Я возвращаю ваш портрет» и многих других; также автор реприз и актриса. Родилась в городе Санкт-Петербург, Российская империя. В 1918 году вышла замуж и уехала с мужем в Париж в свадебное путешествие. Вернулась в Петроград из-за болезни матери и больше с мужем не виделась. Первоначально училась в частной театральной школе у А.Южина, затем — в театральной студии актёра В.Давыдова (1921—1924), где её педагогами были Е.Карпов и Р.Аполлонский. Некоторое время работала в Александринском театре как комедийная актриса. Затем писала миниатюры, пьесы, песни. В 1920-е годы сотрудничала с Давидом Гутманом и Леонидом Утёсовым. Писала произведения для «Теа-Джаза», Ленинградского мюзик-холла и кабаре «Балаганчик», где также выступала как актриса. В 1938 году Людмила Давидович сотрудничала с Московским театром миниатюр и театром двух актёров — Мироновой и Менакера. Перед войной она познакомилась с артистом Ленинградского театра драмы и комедии — Александром Васильевичем Смирновым, за которого вышла замуж. В 1941—1942 годах работала для Московского театра «Ястребок», выступавшего на фронтах Великой Отечественной войны. Жила в блокадном Ленинграде. В 1945 году окончательно перебралась с мужем в Москву. Здесь вместе с Виктором Драгунским писала для театра литературно-театральных пародий «Синяя птичка». Вместе с ним создала ряд песен. Работала также на радио. Умерла в городе Москва, РСФСР, СССР, 11 апреля 1986 года.
1900
Йоханнес Хюбертюс (Йоп) Мартенс (нидерландское имя — Johannes Hubertus "Joop" Martens)
нидерландский футболист, игравший на позиции полузащитника. На протяжении всей своей карьеры выступал за амстердамский «Аякс», в составе которого один раз становился чемпионом Нидерландов.
Спортивная карьера
Родился в городе Амстердам, Нидерланды. В возрасте шестнадцати лет Мартенс стал членом футбольного клуба «Аякс». В то время он жил в восточной части Амстердама по адресу улица ван Свинденстрат дом 15. Йоп стал играть за четвёртый состав клуба, где также играли Ян де Бур и Вим ван Ран, а через три года попал в основной состав «Аякса». В чемпионате Нидерландов дебютировал 9 мая 1920 года в матче с клубом ДФК, завершившемся победой амстердамцев со счётом 5:2. В том сезоне он отметился лишь одним появлением на поле. Лишь через два года полузащитнику удалось закрепиться в основном составе. В сезоне 1922/1923 Мартенс сыграл в 11 встречах чемпионата, а уже в следующем сезоне он основательно занял место Хенка Хордейка. Титул чемпиона страны он выиграл в конце своей карьеры, когда в сезоне 1930/1931 «Аякс» в третий раз в своей истории стал победителем чемпионата. В общей сложности за двенадцать лет Мартенс принял участие в 157 матчах первенства Нидерландов, забив в них 3 гола. В последний раз в составе «красно-белых» он выходил на поле 7 февраля 1932 в матче с клубом «Гермес» ДВС. В следующем матче «Аякса» Йоп выполнял роль линейного арбитра, помогая судье ван Бисселику. Позже Мартенс играл за команду ветеранов клуба вместе с Зигелером, де Бойсом, Схеттерсом, де Натрисом и другими футболистами. В конце 1930-х годов работал тренером в клубе «Де Волевейккерс».
Личная жизнь
Отец — Ян Мартенс, был родом из Вонсерадела, мать — Трейнтье Йоханна Бонтеку, родилась в Амстердаме. Родители поженились в сентябре 1900 года — на момент женитьбы отец работал в сфере драгоценных камней. В их семье была ещё дочь Хиллегонда Гертрёйда Мария. Работал банковским служащим. Женился в возрасте тридцати одного года — его супругой стала 28-летняя Мария Эгения Янсен, уроженка Зволле. Их брак был зарегистрирован 13 июля 1932 года в Амстердаме. В августе 1936 года родился сын по имени Ян Алберт, но он умер спустя 12 дней после рождения. Умер Мартенс в городе Весп, Северная Голландия, Нидерланды, 22 октября 1976 года. Церемония кремации состоялась 27 октября в крематории Вестгарде.
Достижения
«Аякс»: Чемпион Нидерландов: 1930/1931
Статистика по сезонам
Литература: Evert Vermeer, Marcelle van Hoof. Ajax 100 Jaar Jubileumboek 1900-2000. — Amsterdam: Luitingh-Sijthoff, 1999. — ISBN 90-245-3497-6.
1900
Редмонд Гарретт Прендивилль (Redmond Garrett Prendiville)
католический прелат, архиепископ Перта с 24 мая 1933 года по 28 июня 1968 год. Родился в графстве Керри, Ирландия. С 1918 года обучался в семинарии Всех Святых в Дублине. Изучал философию в Дублинском университетском колледже и богословие в Колледже святого Петра в Уэксфорде. 14 июня 1925 года Редмонд Гарретт Прендивилльбыл рукоположён в священника, после чего служил в архиепархии Перта. В 1929 году был назначен администратором в соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Перте. 11 июля 1933 года Римский папа Пий XI назначил Редмонда Гаррета Прендивилля титулярным епископом Циспелы и вспомогательным епископ архиепархии Перта. 22 октября 1933 года состоялось рукоположение Редмонда Гарретта Прендивилля в епископа, которое совершил титулярный архиепископ Антиохии Писидийской и апостольский делегат в Австралии Филиппо Бернардини, в сослужении с архиепископом Хобарта Вильямом Хейденом, титулярным епископом Рациарии и вспомогательным епископом архиепархии Аделаиды. 24 мая 1935 года Римский папа Пий XI назначил Редмонда Гарретта Прендивилля архиепископом Перта. В 1957 году Основал Колледж святого Томаса Мора при Университете Западной Австралии. Участвовал в работе I и II сессиях Второго Ватиканского собора. В 1946 году перенёс два инсульта. Скончался в городе Перт, Австралия, 28 июня 1968 года. Был похоронен на кладбище Карракатта.
1901
Марзия Юсуф кызы Давудова
азербайджанская советская актриса, народная артистка СССР (1949). Родилась в Астрахани. Член КПСС с 1942. В 1917 начала сценическую деятельность. С 1920 работала в азербайджанском театре в Баку (ныне Азербайджанский драматический театр имени М.Азизбекова). Одна из крупнейших работ Давудовой - образ Севиль в одноименной пьесе Дж.Джабарлы, посвящено превращению отсталой, покорной женщины в мужественную и независимую. Д. раскрыла характеры советской женщины, матери в ролях Любови Яровой (одноименная пьеса Тренева), Клары ("Страхи Афиногенова"), Гызьетер ("Ханлар" Вургуна), Гюльзар ("Утро Востока" Мамедханлы). Трагедийное дарование актрисы проявилось в исполнении ролей Дездемоны, леди Макбет ("Отелло" и одноименная трагедия Шекспира), Кручининой ("Без вины виноватые" - Островского) и др. Обличительная сила характерна для образов Кабанихи ("Гроза" Островского), Вассы Железновой (одноименная пьеса Горького). Сталинская премия (1948). Награждена 2 орденами, а также медалями. Скончалась в Баку 6 января 1962 г.
[465x700]
1901
Николай Викторович Лихачев
советский учёный. Крупный учёный в области ветеринарной вирусологии, эпизоотологии и иммунологии. Родился в Москве. В 1929 году окончил Московский зоотехнический институт, с 1931 года работал врачом-ординатором кафедры эпизоотологии Московского ветеринарного института. В 1931 году переходит на работу во Всесоюзный государственный научно-контрольный институт ветеринарных препаратов, в котором проработает до конца жизни: сначала младшим научным сотрудником (1931—1934), после — старший научный сотрудник (1934—1936), заведующий отделом ультравирусов (1937—1940), зав. лабораторией биопрепаратов по ультравирусным инфекциям (1940—1979), научный консультант лаборатории контроля и стандартизации препаратов против оспенных и респираторных инфекций (1979—1980). Доктор ветеринарных наук (1948), профессор (1949), академик ВАСХНИЛ (1956). Умер в родном городе 26 января 1980 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (20 участок).
Научные достижения:
Разработчик методов получения вакцины против оспы овец, впоследствии положенного в основу изготовления ряда других биологических препаратов против вирусных и бактериальных болезней животных. Под его руководством и при непосредственном участии разработаны технологии изготовления и методы контроля сухой антирабической фенолвакцины, сухой авирулентной вирусвакцины против чумы свиней, сухой культуральной вирусвакцины против чумы свиней из штамма «К»; сухие живые культуральные вакцины против болезни Ауески, сухие эмбриональные вирусвакцины против ньюкаслской болезни, эмбриональная вакцина из голубиного вируса Нью-Джерси против оспы птиц. Разработал методы лабораторной диагностики вирусных болезней птиц и свиней. Опубликовал около 200 научных трудов, в том числе 5 книг и брошюр, из них 2 монографии. Имеет 10 авторских свидетельств на изобретения.
Награды и премии: заслуженный ветеринарный врач РСФСР (1950); Сталинская премия третьей степени (1946) — за изобретение и внедрение в практику ветеринарии новой вакцины против оспы овец; Орден Ленина (1971); Два Ордена Трудового Красного Знамени (1954, 1962); Орден Красной Звезды (1945); Орден «Знак Почёта» (1966); четыре медали; пять медалей ВСХВ и ВДНХ.
Научные труды и публикации: ума свиней / Соавтор В.Ф.Алексеев. — Москва : Сельхозгиз, 1937. — 224 страницы; Биологические и химиотерапевтические ветеринарные препараты / Соавторы: С.ГКолесов и другие. — 3-е издание, переработанное и дополненное. — Москва, 1963. — 519 страниц; Диагностика инфекционных и протозойных болезней сельскохозяйственных животных: Альбом / Соавторы: С.ГКолесов и другие. — Москва: Колос, 1968. — 194 страницы; Экспресс-диагностика вирусных и бактериальных инфекций люминесцентной микроскопией: (Рекомендации) / Соавтор М.А.Шесточенко. — Москва: Россельхозиздат, 1969. — 44 страницы; Вирусные болезни лошадей / Соавторы: К.П.Юров и другие — Москва: Колос, 1973. — 142 страницы.
1901
Мануэль Уррутия Льео
кубинский государственный и политический деятель. По профессии адвокат. Был муниципальным судьей в провинции Орьенте, членом Чрезвычайных трибуналов Сантьяго-де-Куба. После победы Кубинской революции был в январе – июле 1959 г. президентом Республики Куба; смещен за реакционную деятельность.
1902
Вильфредо Лам (Wilfredo Lam)
кубинский художник, один из лидеров латиноамериканского арт-авангарда. Родился в Сагуа-ла-Гранде на Кубе, в семье китайского торговца; долгое время носил фамилию своей матери-мулатки (Кастилья). С 1923 занимался в художественной академии Сан-Алехандро в Гаване. В 1923 уехал в Испанию, где участвовал в Гражданской войне 1936–1939 на стороне республиканцев; после победы франкистов нелегально перешел французскую границу. Жил в Париже (где познакомился с П.Пикассо и А.Бретоном, оказавшими на него большое влияние) и на юге Франции, в 1941–1943 – на родине, затем делил время между Парижем, Нью-Йорком, Венесуэлой и Мексикой. Завоевал известность в 1940-е годы своими графичными, но включающими массу ярких цветовых акцентов полотнами, где неизменно варьируется мотив темной первозданной чащи, наполненной причудливыми «духами леса». Отголоски афро-американских языческих культов сплелись тут с «магической» поэтикой сюрреализма. Среди его характерных вещей – Джунгли (1943, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и Звездная арфа (1944, частное собрание, Брюссель). Как правило, образы художника слагались в многолетние циклы, живописные либо графические (литографские серии Полнолуние, Летучий голландец; обе – 1950-е годы; и др.). Часто наезжал на Кубу после революции 1959, установив дружеские связи с Ф.Кастро. Ряд картин, в том числе масштабное полотно Третий мир (1965–1966, Музей изящных искусств, Гавана), насытил монументальной политической символикой, близкой по духу к леворадикальной живописи Мексики. В поздние годы жил в основном в Париже. Умер в Париже 11 сентября 1982 года.
1903
Николай Иванович Волков
конструктор установок авиавооружения. Автор оригинальных пушечных установок истребителей «Миг-9» и «МиГ-15».