[568x700]
1889
Николай Александрович Милютин
российский революционер, советский государственный деятель, архитектор и теоретик градостроительства. Отец Милютина Александр Петрович был рыбопромышленником, владевшим в Астрахани рыболовецкой флотилией, а в Петербурге на Невском проспекте рыбными магазинами. Александр Петрович был хорошо образован - любил и знал живопись, музыку, говорил по-французски и по-немецки. Как пишет сам Николай Милютин в автобиографии середины 1930-х годов, отец его был «крестьянин-рыбак, а мать из старообрядческой кулацкой семьи». О дворянском происхождении отца и о дальнем родстве с известным в русской истории родом Милютиных Николай Милютин здесь умолчал. У Николая Милютина были три брата (Иван, Михаил и Яков) и три сестры (Анна, Зинаида и Лидия). Окончил начальную школу, затем учился в воскресной школе Барташевича, одновременно работал рыбном магазине. В 1907—1909 гг. учился на архитектурном факультете Вольного политехникума в Петербурге. В 1907 году примкнул к революционному движению, в 1908 году вступил в РСДРП, большевик. С 1909 года продолжал обучение в училище барона Штиглица на живописном факультете. В 1910 г. работал в Российском транспортном и страховом обществе, занимался больничным страхованием рабочих. В 1912 году его избрали делегатом профсоюза конторщиков. В 1913 году он стал членом правления союза торгово-промышленных служащих. В 1914—1915 годах — секретарь больничной кассы Путиловского завода. В 1916 году призван в армию и направлен офицером в 308-ю пешую дружину, где продолжал революционную работу. В 1917 году активно участвовал в Февральской революции, член Петроградского совета. В июльские дни 1917 г. за участие в вооружённом выступлении был приговорен судом к расстрелу, но освобожден своей ротой. При ликвидации «корниловского мятежа» командовал Красной Гвардией Московско-Нарвского района, руководил обороной на подступах к Петрограду. Во время Октябрьского вооружённого восстания руководил отрядом Красной гвардии, участвовал в штурме Зимнего дворца. В декабре 1917 г. был избран председателем общегородской больничной кассы, одновременно состоял в исполкоме Петросовета и Петрогубпрофсовета. С 1918 года член коллегии Наркомата труда РСФСР и член Малого СНК. В 1920—1921 годах чрезвычайный уполномоченный ВЦИК и СТО по Орловской и Воронежской губернии и заместитель наркомпрода УССР. Участвовал в военных операциях против крестьянских восстаний Антонова и Махно. С марта 1921 года заместитель наркома социального обеспечения РСФСР. С декабря 1924 года нарком финансов РСФСР.
[700x413]
Николай Милютин в рабочем кабинете, Москва, 1920-е годы.
В качестве наркома Милютин заказал проект жилого дома для сотрудников наркомата — Дом Наркомфина, ставший из самых известных памятников советской конструктивистской архитектуры. В 1929 году председатель Малого СНК РСФСР. В 1930-м от работы в Совнаркоме СССР и РСФСР был отстранён А.И.Рыкова, который Милютину покровительствовал. В результате Милютин уходит из Малого Совнаркома. С 1930 года заместитель наркома просвещения РСФСР. В начале 1930-х годов опубликовал книгу «Соцгород» и ряд статей, посвященных теоретическим вопросам архитектуры и градостроительства, был редактором журнала «Советская архитектура» (1931—1934). С января 1930 года проектирование индивидуальных квартир в качестве массового рабочего жилья было практически официально запрещено. С конца 1929 года разворачивается интенсивное конкурсное и заказное проектирование целого ряда «соцгородов» — в Магнитогорске, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Кузнецке и т. д. Всюду рабочее жилье проектируется в виде жилкомбинатов с обобществлённым бытом. Исключение — проекты группы Стройкома РСФСР под руководством Гинзбурга. После выхода первого номера за 1934 год журнал «Советская архитектура» был закрыт, Милютин был назначен начальником Управления кинофикации РСФСР, положение о котором было утверждено СНК РСФСР 10 марта 1934 года.
[525x700]
Могила Милютина на Новодевичьем кладбище Москвы.
В январе-феврале 1935 года Милютин читает лекции по истории искусств студентам Ленинградской академии художеств. В 1937 году освобождён от занимаемых постов, но не был арестован. Забыли только «замнаркомфина», каковым он оставался до самой смерти, ждет ареста. По воспоминаниям его близких, спал Милютин в это время с пистолетом под подушкой, вероятно, не желая в случае ареста сдаваться живым. Но Сталин почему-то не давал команды на его арест, а ЦК, видимо, не знал, что делать с номенклатурным работником его ранга. В 1938 году Милютин был назначен («утвержден общим собранием Академии Наук СССР», как пишет он в неопубликованной автобиографии) директором Института экономики. Но на работе он практически не появлялся. В 1939 году Н.Милютин был назначен художественным руководителем строительства Дворца Советов. В 1940 году с отличием закончил Московский архитектурный институт, в котором учился экстерном с 1935 года. Руководитель его диплома — Моисей Гинзбург. Сам диплом — здание художественных мастерских строительства Дворца Советов — сделан в стиле дворцовой эклектики, над которой так зло издевался Николай Милютин десять лет назад. Получив диплом, Н. Милютин вступает в Союз архитекторов, становится заместителем главного архитектора Дворца Советов Бориса Иофана и начальником проектной мастерской строительства Дворца Советов. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, в составе Управления строительства ДС был эвакуирован в Свердловск. В мае 1942 г. ВАК разрешает Н.А.Милютину без экзаменов защитить кандидатскую диссертацию на тему «Марксистская теория социалистического расселения». Ходатайство об этом подписано архитекторами Г.Бархиным, А.Иваницким и Г.Красиным. Но защитить диссертацию Милютин не успел. Вернувшись в Москву, умер в Кремлёвской больнице от рака желудка 4 октября 1942 года. В середине 1920-х годов Милютин начал изучать архитектуру. Он стал приверженцем архитектуры в её конструктивистском варианте и сторонником Корбюзье. Из различных архитектурных группировок того времени ему были наиболее близки взгляды ОСА (Объединения современных архитекторов), с лидером этой группы М.Я.Гинзбургом они стали близкими друзьями. Выступал в качестве заказчика Дома Наркомфина, в проекте которого должны были быть найдены архитектурные решения для социальных и политических задач, поставленных советской властью. Проектным заданием Н.А.Милютин определил функциональные характеристики будущего здания, именовавшегося в проектной документации 2-м домом СНК (1-й дом СНК — Дом на набережной). Милютин считал, что старая система квартир, где каждая семья самостоятельно занималась своим бытом, не отвечает эффективно потребностям индустриализации советского государства. Предложенные им проекты представляли собой коммунальные дома с минимальными, но комфортабельными жилыми ячейками на одного человека, а также полным комплектом социального обслуживания. Милютин спроектировал конкретные типы зданий, в частности два варианта трёхэтажного жилого блока на 400—800 человек, оборудованного столовыми, библиотеками и другими коммунальными службами. Как пишет в своей книге Дмитрий Хмельницкий, исследователь творческого наследия Николая Милютина: «Нет оснований полагать, что Милютин до своего смещения с поста Наркомфина РСФСР летом 1929 года был сторонником обобществления быта и противником семейных квартир. Он дружил с Гинзбургом, находился под его творческим влиянием. Дом Наркомфина, который в тот момент достраивался, имел в проекте помещения для коммунального обслуживания, но состоял хоть из маленьких, но семейных ячеек. В Стройкоме РСФСР Гинзбург под явным покровительством Милютина занимался разработкой минимальных жилых ячеек на одну семью, видя именно в них путь решения жилищной проблемы. Не приходится сомневаться в том, что Гинзбург и небольшая группа его сотрудников в Стройкоме были открытыми противниками коммунального жилья по версии Сабсовича». Д.Хмельницкий дает ключ к пониманию причин удаления Н.Милютина из архитектуры и последующего ожидания им ареста: «Эпопея с „домами-коммунами“ Сабсовича и Милютина была уникальной попыткой партийных функционеров среднего ранга привязать реальное архитектурное проектирование к официальной идеологии. Эта попытка дорого обошлась обоим энтузиастам. Однако сама идея „обобществления быта“ не была запрещена, наоборот, она последовательно проводилась в жизнь с конца 1920-х по середину 1950-х годов. Но реализовывалась она не в виде каменных благоустроенных общежитий, а в виде коммунальных деревянных бараков». С 1931 по 1934 год Милютин работал ответственным редактором журнала «Советская архитектура», одной из задач которого был анализ основных тенденций в современной архитектуре. На страницах журнала им была опубликована серия статей под заголовком «Основные вопросы теории советской архитектуры». Там же он публиковал и свои архитектурные проекты, из которых был реализован только один — студенческое общежитие в Москве, это строение не сохранилось. Концепция градостроительства Милютина, изложенная в общих чертах в его книге «Соцгород» (Социалистический Город), была внешне похожа на более ранний проект дезурбанистического линейного города, выдвинутый Михаилом Охитовичем. В отличие от проекта Охитовича, линейный город которого заканчивался индустриальными центрами и таким образом был ограничен в росте, концепция Милютина позволяла обеспечить фактически неограниченный линейный рост. Милютин как экономист очень хорошо знал о стоимости строительства и нехватке фондов в период ускоренной индустриализации, и тщательно взвешивал затраты и преимущества доступных сценариев роста. Его концепция была основана на децентрализации промышленности, которая должна была распространяться в виде тонкой линии вдоль маршрута железнодорожной магистрали, в идеале — согласно естественному потоку производства от сырьевых поставок до готовых изделий (Милютин ориентировался на гигантские заводы с поточным производством, такие как ГАЗ или СТЗ). Жилая зона, отделенная от промышленной зоны полосой парка, развивалась бы одновременно, и в идеале жители будут селиться непосредственно напротив своего места работы, избавляясь от необходимости использования личного или общественного транспорта.
[690x700]
Дом Наркомфина на Новинском бульваре. Снимок начала 1930-х годов. Милютин — заказчик и автор технического задания, определившего функциональные характеристики здания.
Другим отличием от идеи линейного города было отсутствие требования строить жилье непрерывной полосой. Напротив, Милютин предложил менее дорогую модель первоначально изолированного распространения центров жилья вдоль главной линии, которые могли бы, в конечном счёте, слиться в непрерывный пояс жилья. Хмельницкий, Дмитрий Сергеевич — архитектор, исследователь творческого наследия Милютина, автор предисловия ко второму изданию книги «Соцгород» Николая Милютина: «Николай Милютин – фигура в историческом плане необыкновенно интересная и, несомненно, трагическая. Впрочем, при всем трагизме его жизненного пути, в одном ему здорово повезло. Он умер сам и на свободе, хотя принадлежал к тому поколению старых большевиков, которое было уничтожено практически целиком. Милютин уцелел чудом, несмотря на то, что иногда позволял себе гораздо больше, чем это было допустимо для выживания в сталинскую эпоху. Почему Сталин не ликвидировал его – непонятно. Милютин был, наверное, единственным относительно высокопоставленным (до поры до времени) функционером большевистского руководства, оставившим яркий след в мировой культуре. Функционером, чья личность и чьё творчество не исчерпывались его функцией партийно-советского руководителя.» Первым браком женат на Анне Васильевне Карповой (Милютиной), с которой познакомился в 1915 году во время работы в больничной кассе фабрики «Скороход». Брак был бездетный. Вторым браком (предположительно был оформлен в 1934 году) был женат на Дине Матвеевне (Матусовне) Майберг (Милютиной), годы жизни 1904—1976. Дочь Екатерина 1936 года рождения. В 1928—1930 гг. проживал в Доме Госстраха по адресу Малая Бронная улица, дом 21/13. Его соседом по Дому Госстраха был Моисей Гинзбург, архитектор этого дома. В 1931—1941 гг. — проживал с семьей в пентхаусе дома Наркомфина по адресу Новинский бульвар, дом 25, корпус Б. Из прямых потомков Николая Милютина, его дочь Екатерина Николаевна Милютина-Рапопорт в 1980 году вместе с мужем Виталием Рапопортом и двумя сыновьями эмигрировала в США, забрав с собой выполненную по проектам Николая Александровича мебель и картины. Выпустила в 2013 году книгу-воспоминание «Архитектор Николай Милютин. Мы наш, мы новый мир построим». В США небольшим тиражом выпустила книгу об отце «Человек Ренессанса», ныне ставшую библиографической редкостью. В 1929 году 30 января, родился внебрачный сын от Попкович Евгении Романовны, Руслан.
Сочинения: Милютин Н.А. Соцгород. Проблемы строительства социалистических городов: Основные вопросы рациональной планировки и строительства населённых пунктов СССР. — Москва; Ленинград: ГИЗ, 1930; Милютин Н. Основные вопросы теории советской архитектуры // Советская архитектура. — 1933. — № 5.
Литература: Бочаров Ю.П., Хан-Магомедов С.О. Николай Милютин. — Москва: Архитектура-С, 2007. — 79 страниц — (Творцы русского классического художественного авангарда). Толстов И.Н. А.Милютин // Герои Октября. — Ленинград, 1967. — Том 2; Хмельницкий Д.С. «Соцгород» Николая Милютина в контексте советской истории // Милютин Н.А. Соцгород. — Берлин: DOM Publishers, 2008; Овсянникова Е.Б. Милютин Николай Александрович // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В.И.Ракитин, А.Д.Сарабьянов; Научный редактор А.Д.Сарабьянов. — Москва: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Том II: Биографии. Л—Я. — Страницы 134—135. — ISBN 978-5-902801-11-5; Е.Н.Милютина. Человек ренессанса. RMCS Publisher, 2nd edition, 2015. — 304 pp. ISBN 9781329020672
1889
Ян Щепан Отрембский (польское имя — Jan Sczcepan Otrębski)
польский филолог. Родился в Пилице Олькушского уезда Келецкой губернии. Учился в Варшавском университете. Поступил на медицинский факультет, но через два месяца после начала занятий перевёлся на историко-филологический факультет, где выбрал специальность «славянская филология». Написанная им в 1912 году работа «Описание белорусских говоров Виленской губернии» принесла ему в 1913 году золотую медаль и освобождение от необходимости писать кандидатскую (дипломную) работу. После стипендиальной поездки в Лейпциг Отрембский принял руководство кафедрой истории польского языка в Варшавском университете. В Лейпциге Отрембский познакомился с языковедом Э.Виндишем, которому понравился оригинальными идеями в области истории санскрита. Впоследствии Отрембский написал работу «Судьба сочетаний -ss- в санскрите». Работу прервала война. Отрембский переехал из Лейпцига, где ему пришлось работать физически, чтобы прокормить себя и жену, в Калиш, где с 1916 по 1921 год был учителем в гимназии, по-прежнему занимаясь научной деятельностью. Позже, просмотрев работы Отрембского Ян Розвадовский предложил ему докторантуру в Ягеллонском университете. В 1920 году Отрембский получил степень доктора философии за работу «Намётки сравнительной грамматики индоевропейских языков». В 1921 году он стал профессором индоевропеистики и санскритской филологии в Вильнюсском университете. В 1924 году прошёл хабилитацию у Розвадовского в Ягеллонском университете. В этом же году получил звание экстраординарного профессора. С 1928 года Отрембский сотрудничал с языковой комиссией Польской академии знаний в Комитете Орфографии. В 1930 Отрембский стал ординарным профессором. 15 апреля 1934 года стал членом-корреспондентом Польской академии знаний. Отрембский занимал должность декана гуманитарного факультета Университета Стефана Батория в Вильно, а в 1944 году, несмотря на войну, стал заведовать кафедрой языкознания. Также Отрембский был членом Института Литовского языка и участвовал в работе над словарём литовского языка. В 1958 году он получил от Государственного совета ПНР Командорский крест ордена Возрождения Польши за монументальную трёхтомную грамматику литовского языка. В 1945 году Отрембский перебрался в Познань, в Университет имени Адама Мицкевича, где принял руководство кафедрой славистики, а в 1947 году — новообразованной кафедрой балтийской филологии. На этой должности оставался до ухода на пенсию в 1960 году. В 1949 году благодаря усилиям Отрембского был основан международный журнал «Lingua Posnaniensis». Ян Отрембский умер 26 апреля 1971 года в Познани, где и был похоронен. Опубликовал более 300 научных и популярно-научных работ.
Литература: Michał Kaczmarkowski. Profesor Jan Szczepan Otrębski (1889—1971), szkic biograficzny, Roczniki Humanistyczne, Tom XX, z. 4, 1972.
[490x700]
1889
Владимир Васильевич Попов
русский офицер, герой Первой мировой войны, комбриг Красной Армии (1936). Родился в Херсоне. В 1908 г. окончил Одесский кадетский корпус, в 1911 г. — Павловское военное училище. Участник Первой мировой войны. 26 сентября 1916 г., будучи штабс-капитаном лейб-гвардии Волынского полка, был награждён Георгиевским оружием. В 1917 г. окончил ускоренный курс Николаевской военной академии; затем — капитан, обер-офицер для поручений при штабе 31-го армейского корпуса. В августе 1919 г. — начальник штаба 58-й стрелковой дивизии Красной Армии; участвовал в походе южной группы войск (части РККА на правобережье Днепра) к Киеву (август-сентябрь 1919 г.). Награждён орденом Боевого Красного Знамени (Приказ РВСР № 360 1920). С 7 июля 1920 по 12 мая 1921 г. — начальник 58-й стрелковой дивизии, с февраля 1930 по август 1931 г. — командир 25-й стрелковой дивизии, затем — 96-й стрелковой дивизии, начальник штаба стрелкового корпуса, начальник оперативного управления Киевского военного округа. Помощник начальника курсов «Выстрел». Арестовывался по делу «Весна» (обвинение в руководстве Украинской контрреволюционной организацией); вину не признал, был освобождён. Помощник начальника Военно-инженерной академии. С 17 февраля 1936 г. — в звании комбрига. Старший преподаватель кафедры тактики Военно-инженерной академии. Имя В.В.Попова содержится в «Списке Москва-Центр» от 12 сентября 1938 лиц, предназначенных к осуждению по 2-й категории, подписанном Молотовым и Ждановым. Пробыл 17 лет в лагерях. Вышел в отставку в звании полковника. Умер в 1982 году.
Награды: Георгиевское оружие (Высочайший Приказ 26 сентября 1916); Орден Боевого Красного Знамени (1920; Приказ РВСР № 360);
Литература: Смирнов В.А. Реквием XX века : Пятая часть. — Одесса: Астропринт, 2010. — Страницы 86-139; Коротко об авторах сборника // Ян Гамарник. Воспоминания друзей и соратников / Составители: Л.В.Богомолова-Гамарник, Е.М.Борисов, В.Я.Кочнева, Г.С.Пуле. Литературная обработка: М.А.Жохова. — Москва: Воениздат, 1978. — Страница 188. — 191 страниц.
[449x700]
1889
Роджер Адам Рачиньский (польское имя — Roger Adam Raczyński)
польский политик и дипломат. Посол Польши в Греции и Румынии. Воевода познаньский. Родился в Варшаве, в семье Эдварда Александра Рачиньского и Ружы Потоцкой из Красиньских. Родной брат Эдварда Бернарда Рачиньского и сводный (по отцу) брат Кароля Роджера Рачиньского. Закончил гимназию имени Яна III Собеского в Кракове. Изучал сельское хозяйство в Лейпциге (закончил в 1913 году) и художественное искусство в Мюнхене. Начало Первой мировой войны застало его в России. Стал членом Национального польского комитета. После провозглашения независимости Польши вернулся на Родину и начал работать в Министерстве иностранных дел. Член польской делегации на Версальской конференции. Затем I секретарь посольства в Риме, глава реферата национальных меньшинств в МИДе, а затем делегат МИДа в Познаньской ликвидационной комиссии. В 1921 году занялся развитием своих рогалинских владений, одновременно участвуя в организации консервативных партий в Познани и Варшаве. В 1927 году был одним из великопольских делегатов на съезде консерваторов в Дзикове. Поддержал сотрудничество с санационными властями. Организовал в Познани Католическую унию западных земель. Затем вступил в BBWR, став его региональным вице-президентом, а затем президентом на Познаньщине. С 11 октября 1929 года по 31 июля 1934 года Познаньский воевода. Несмотря на его связи с санационными властями, пользовался поддержкой населения. С 1934 по 1936 года вице-министр сельского хозяйства. В 1938 году вернулся на дипломатическую службу и назначен послом Польши в Бухаресте. На этом посту встретил начало Второй мировой войны. В сентябре 1939 года сыграл важную роль в создании правительства Владислава Сикорского в Париже, когда Румыния отказалась интернировать польских военных, отходящих на её территорию. На посту посла оставался до ноября 1940 года, до тех пор, пока после поражения Франции, Румыния не присоединилась к Тройственному пакту и не разорвала дипломатических отношений с Польшей. С 1942 года посол Польши при греческом правительстве. Сначала в Лондоне, затем в Каире и Афинах. Умер в Афинах на этом посту10 ноября 1945 года. Его брак с Хеленой Рогозиньской (1892—1966), заключённый в 1925 году, остался бездетным. Награждён орденом Возрождения Польши степени командор в 1930 году.
Литература: Edward Raczyński, «Rogalin i jego mieszkancy», The Polish Research Centre, London, 1964 et «Galeria Rogalińska Edwarda Raczyńskiego», Muzeum Narodowe w Poznaniu, 1997, p. XII
[530x700]
1890
Юзеф Иодковский (польское имя — Jόzef Jodkowski)
польский археолог, нумизмат, архитектор. Основатель Гродненского государственного историко-археологического музея. Юзеф Юзефович Иодковский родился в городе Гродно, в небогатой семье ремесленника (столяра). Отец, Юзеф Феликсович Иодковский, и мать, София Юзефовна, в девичестве Заневская, происходили из небогатых шляхетских семей, проживавших в деревнях Большие Иодковичи и Заневичи Гродненского уезда Гродненской губернии. Отец работал столяром по найму и в дирекции почты и мужской гимназии. В 1896 году он открыл свою столярную мастерскую и построил дом по улице Почтовой (сейчас — Социалистическая), дом 16. В силу большой занятости отца Юзефом занималась мать, стремившаяся дать сыну современное, для того периода, воспитание и образование. В детстве она читала ему такие книги, как, например, «Басни Польши» Антона Глинского и «Пиллигрим с Добромиля» — краткий обзор истории Польши от Мешка I до Станислава Августа Понятовского написанная Изабеллой Чарторыской. Эти книги произвели большое впечатление на мальчика и во многом определили его будущее призвание. Также в девять лет Юзеф прочитывает «Королеву небес» — сборник новелл о Божьей Матери, написанных Марьяном Гавалевичем. В этой книге были красивые картинки, выполненные художником Петром Стахевичем, которые так понравились Юзефу, что он задумывал посвятить себя живописи. Писать мальчик научился у работника судебного архива Доминика Беганского. Иодковский блестяще освоил каллиграфию. Для письма он использовал ручки из гусиных перьев собственного изготовления. После подготовки под руководством будущего профессора Вильнюсского университета Станислава Костялковского Иодковский успешно сдал экзамены в Гродненскую Государственную мужскую гимназию, где учился хорошо, активно интерусясь историей родного Гродно. В то же время он начал коллекционировать рукописи и монеты. Одним из предметов в гимназии был церковно-словянский язык, который Иодковский старался изучить досконально, чтобы можно было свободно читать старые документы и рукописи. Будучи ещё гимназистом, Иодковский приступил к изучению исторических памятников Гродно и его окрестностей прямо на местах.
[499x700]
Тогда же молодой Юзеф попал под влияние Евстафия Филаретовича Орловского, известного историка Гродно. Позже Иодковский в своих работах часто ссылался на работы Орловского. Переписка между двумя учёными продолжалась до декабря 1913 г. то есть до смерти Орловского. Благодаря гимназийскому преподавателю Василию Шапилову Иодковский увлёкся живописью. Будучи гимназистом, Иодковский посещает тайные курсы по изучению польской истории и литературы, где близко знакомится с их организатором — известной писательницей Элизой Ожешко. Пани Ожешко поощрала деятельность Иодковского: она разрешала ему пользоваться личной библиотекой и послала его на каникулах с рекомендательными письмами в Варшаву. Там Иодковский познакомился с Сигизмундом Глогером, Эразмом Маевским, Шимоном Ашкенази, Александером Краусгаром и другими знаменитостями. С 1906 г. по 1910 г. Иодковский сотрудничал с Николаем Диковским — священником Софийского кафедрального собора. Диковский владел обширной библиотекой со старыми книгами и документами, некоторые из которых датировались XV и XVI веком. Часть найденных там материалов Иодковский передал Глогеру. Диковский также занимался исторической наукой, его авторству пинадлежит труд под названием «Опыт библиографического указателя статей и заметок, касающихся истории церквей и монастырей гродненской губернии», изданный в 1894 г. Сотрудничество прерывается в связи с переездом Диковского на Кавказ. В 1900—1910 годах в Гродно действовала ППС, за участие в ряде акций которой Иодковский попадает в списки неблагонадёжных. Вследствие этого возникла угроза исключения из гимназии без права поступления в другие учебные заведения. Узнав об этом, родители срочно послали сына для окончания учёбы в Варшаву. После окончания гимназии Ю.Иодковский переехал в Москву, где поступил в Школу искусств, но вскоре бросил и поступил в Московский археологический институт. Любовь к истории и археологии взяли верх. Первая краеведческая статься Юзефа Иодковского была опубликована в 1906 году в издании «Dzienik Wilenski». Первой статьёй Иодковского, посвящённой нумизматике, была публикация о неописанной разновидности гданьского дуката Стефана Батория, битого в 1578 году. Статья была напечатана в издании «Wiadomosci Numizmatyczno-Archeologiczni» в 1911 году. Монету, описанную в статье, юный Иодковский увидел в Москве в одной из частных коллекций. Годом позже в том же журнале появилась следующая статья Иодковского — публикация распоряжения короля Жигимонта Вазы от 1606 года о возобновлении продукции монет в Великом княжестве Литовском. Этот документ был найден в Министерстве юстиции, где находились Акты Литовской Метрики. На основании информации о том, что Виленский монетный двор несколько лет бездействовал, Иодковский выдвинул предположение, что португал 1604 года не был отчеканен в Литве. В 1912 г. Ю.Иодковский с отличием окончил московский Археологический Институт по специальности «учёный археолог». Защитил диплом по теме: «Литовская гривна» и остался работать в институте лаборантом. Сохранилась редкая фотография 3-го выпуска слушателей Московского археологического института, среди выпускников можно увидеть фотографию юного Иосифа Иосифовича Иодковского. Вскоре Иодковского был приглашён на работу в Румянцевский музей, где он изучает фонды музея, создаёт каталоги, бывает в музеях Петербурга, Варшавы, Новгорода и других городов России. Там он находит множество памятников истории и культуры, которые происходят из территории бывшей Речи Посполитой и были вывезены в Россию после её раздела. Там же встречались памятники, вывезенные во время войны 1812 года и при конфискации имущества участников восстания Костюшко, восстания 1830-1831 года и восстания Калиновского 1863 года. Как историк и патриот, Юзеф решил собрать и напечатать в нескольких томах книгу о польских памятникав в России. Он собрал много архивного и фактографичного материала, сделал более тысячи фотоснимков, рисунков, чертежей, но из-за отсутствия финансирования книгу издать не удалось. В 1914 году член Московского археологического общества Ю. Иодковский направляется, хранителем памятников старины в Гродненскую, Минскую и Виленскую губернии, где он проводил археологические работы. В 1913—1914 гг. Иодковский побывал в Гродно, Лиде, Креве, Сынковичах, Супрасли, Мире и других населённых пунктах, где исследует костёлы, замки, дворцы. В Белостоке в воеводском архиве была найдена справка от 26 марта 1914, выданная в канцелярии Гродненского губернатора для предоставления полицмейстерам и урядникам губернии, следующего содержания: «Императорское Московское археологическое общество командирует своего члена Иосифа Иосифовича Иодковского в гор. Гродно и Гродненскую губернию для производства археологических исследований и раскопов, изучения архивов, а также для осмотра, снятия фотографий, планов, зарисовок с древних церквей и других памятников. Давая знать об этом, предписываю вам оказывать Иодковскому законное содействие при исполнении им возложенных на него обществом поручений». В годы Первой Мировой войны Иодковский был руководителем эвакуационного пункта в Аресе, затем работал в Красном Кресте и в руководстве фортификационного интендантства. Демобилизовался в 1919 году. Принимал участие в создании в Гродно (по образцу Варшавской) Комиссии опеки над памятниками истории и культуры по Гродно и Гродненскому повяту. Иодковский назначается ответственным секретарём. Уже на втором заседании он поднимает вопрос о создании в Гродно музея и размещении его в Старом замке. Его планы прерывает война. 19 июля 1920 года Гродно был занят войсками 3-го конного корпуса Г.Д.Гая. За день до прихода Красной Армии, Юзеф Иодковский вместе с инженером В. Германом перевёз на станцию Лососна 10 больших ящиков с наиболее ценными экспонатами. А в три часа по полудню 19 июля вместе с ящиками эвакуировался во Влоцлавек. После этого Иодковский добровольно вступил в Войско Польское и участвовал в войне 1920 года. Публикации Иодковского, а также собранные в России материалы помогли польской ревиндикационной комиссии требовать при заключении Рижского Мирного договора 1921 г. возвращение Польше памятников истории и культуры, вывезенных в разное время с территории бывшей Речи Посполитой. По окончанию боевых действий Иодковский возвращается в Гродно, где возобновляется работа комиссии опеки. 17 сентября 1921 года состоялось её первое заседание, после пятнадцатимесячного перерыва. Немалых усилий потребовало возвращение из Влоцлавка ранее эвакуированных ящиков с ценными экспонатами. Для изыскания средств для дальнейшей работы по выявлению и охране памятников истории и культуры, Иодковский предлагает организовать выставку из того, что уже собрано. Через газету он обращается к жителям Гродно с просьбой принять участие в выставке, показать хранящиеся дома памятники национальной истории и культуры. Выставка под названием «Памятники края и Старого Гродно» была торжественно открыта 18 сентября 1921 года. Выставку посетили даже Юзеф Пилсудский и генерал Рыдз-Смиглый. В итоге в июне 1922 года было принято решение создать в Гродно исторический музей на основе собранных экспонатов. Для него изначально выделили три комнаты в здании староства, где после надлежащего ремонта 9 декабря 1922 года открылась первая экспозиция музея. В 1924 году Иодковскому удалось уговорить командование корпуса в Гродно и городские власти на передачу части Старого Замка, в котором в то время находился Дом офицеров и ряд других военных организаций, для размещения Государственного Музея. Несколько лет ушло на реставрацию замка, укрепление Замковой горы, на создание новой экспозиции музея, которая теперь располагалась в пяти комнатах. Штат музея в те годы состоял из трех человек: директор Ю.Иодковский, столяр Н.Улейчик и сторож. Благодаря активной работе директора Иодковского в короткое время в музее удалось укомплектовать самую большую нумизматическую коллекцию на территории северо-восточных воеводств предвоенной Польши, в которую входили ряд очень ценных и редких экземпляров. В 1931—1934 годах в издании «Wiadomosci Numizmatyczno-Archeologiczne» был напечатан ряд работ Иодковского о найденных и переданных полностью или частично в гродненский музей кладах. К началу Второй Мировой войны в музейная коллекция насчитывала более 15.000 монет. К сожалению, она не сохранились до наших дней, по всей видимости была утрачена в годы войны. Река Неман разливаясь в половодье, подмывает высокие берега, угрожая расположенным на них постройкам, что однажды привело к обрушению одной из стен Коложской церкви. Для решения этой проблемы в 1928 году были созданы Замковый Кураториум, возглавленный комендантом Гродно генералом Клебергом, и комиссия для укрепления Замковой горы, средствами которой в 1928-29 годах была построенная каменная набережная Немана и создан новый красивый бульвар у подножья Замковой Горы. Замковый Кураториум также организует и проводит работы направленные на укрепление и консервацию Замковой Горы. Эти работы начались в конце 1931 года под наблюдением Иодковского. Весной 1932 года были открыты каменные руины древнего Гродно. Параллельно проводились значительные реставрационные работы в Старом Замке, а на месте раскопок был создан «подземный музей». В 1930 году Иодковский был награждён Серебряным крестом За Заслуги «за вклад в области архивного дела». В то же время Иодковского начали критиковать известные коллеги. Так, профессор Р.Якимович писал, что найденный материал был перемешан Иодковским «как горох с капустой». Советский археолог Н.Н.Воронин в книге «Древнее Гродно» пишет про раскопки Иодковского следующее: «Это были в полном смысле слова земляные работы, проводившиеся рабочими-землекопами без всякого научного наблюдения, без чертежей и какой-либо фиксации археологических находок, без всякого учета стратиграфии и без записей научных наблюдений» — Воронин Н.Н. Древнее Гродно // Материалы и исследования по археологии СССР. № 31. Материалы и исследования по археологии древнерусских городов. — Москва, 1954. — Том 3. В результате в 1934 по итогам рассмотрения особой комиссиией результатов раскопок на Замковой горе Иодковский был отстранён от руководства археологическими работами. Вместо него был назначен З. Дурчевский — ассистент Археологического музея в Варшаве. В результате нового конфликта с другими археологами, спровоцированного раскопками на территории Коложской церкви в 1935 году и появившейся в след на ними публикацией «Swiatynia warowna na Kolozy w Grodnie», в 1936 году Иодковский покидает Гродно и созданный им музей и переезжает в Варшаву. Там он работает в отделе искусств Королевского Замка. С началом Второй Мировой войны и закрытием музеев Иодковский устроился работать руководителем отдела антикварной мебели в фирме «Современный интерьер». Во время Варшавского восстания 1944 погибла рукопись Иодковского работы по описанию золотых польских монет. Много болевший к тому времени автор так и не смог её восстановить. В октябре 1944 года Иодковский попал в концлагерь в Прушкуве. После освобождения перебрался в Краков. После войны Иодковский активно занялся реконструкцией потерь, нанесённых руками гитлеровских оккупантов, прежде всего в области нумизматики. С мая 1945 года работал хранителем в Нумизматическом кабинете Национального музея в Варшаве. В результате работы по описанию сохранившихся нумизматических собраний и сравнению их с коллекцией 1939 года в 1948 г. появилась статья «Gabiniet numizmatyczny. Dzial monet sredniowiecznych i nowozytnych» в сборнике «Straty kulturalne Warszawy». В статье описываются утраты Национального музея в нумизматической части. Иодковский активно занимался общественной деятельностью. В 1946 году он возродил и возглавил Варшавское нумизматическое общество, заодно стал редактором журнала «Komunikaty Warszawskiego Towarzystwa Numizmatycznego», первый номер которого вышел 10 августа 1948 года. До своей смерти он успел выпустить 10 номеров. Последние годы жизни Юзеф Иодковский прожил вместе с женой Галиной и дочерью Эльжбетой в здании самого музея на Аллее 3го Мая, 13. Здесь же он умер 2 января 1950 года после продолжительной болезни. Был похоронен на варшавском кладбище Воинские Повонзки. Награды и память: Серебряный крест За Заслуги (1930) — за вклад в области архивного дела. В начале 2000-х общественностью Гродно были собраны подписи за предоставление имени Иодковского отрезку Неманской набережной, которая появилась благодаря нему для защиты от подтопления холмов, на которых находятся Старый и Новый замки и Коложская церковь. Власти обращение общественности проигнорировали. Юзеф Иодковский родился в здании бывшего дворца Четвертинских, на тот момент медицинской школы Жильбера (улица Ожешко, дом 20).
Литература: Какареко В.И. Юзеф Иодковский: музейщик и нумизмат // Банкаўскі веснік : журнал. — 2010. — Июль (№ 7 — специальный выпуск). — Страницы 20-27; Швед В. Юзаф Ядкоўскі: вядомы і невядомы (белор.) // Биржа информации. Общественно-политический еженедельник : газета. — Гродно, 2000. — 20 студзеня (№ 100); Беларуская энцыклапедыя / Пашкоў Г.П. і інш.. — Мінск: Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2004. — Том 18. — Страница 242; Беларусь : энцыклапедычны даведнік / Сачанка Б. I., Драко М.В., Хiлькевiч А.Н.. — Мiнск: БелЭн, 1995. — Страница 787. — 799 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 985-11-0026-9; Белорусская ССР: Краткая энциклопедия в 5 томах / Редакционная коллегия: П.У.Бровка и др. — Минск: Главная редакция Белорусской Советской Энциклопедии, 1981. — Том 5. Биографический справочник. — Страница 691. — 740 страниц. — 50 000 экземпляров; Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі / Аладава Р.М., Анікін В. І., Атрашкевіч В. І. і інш.. — Мінск: Беларуская савецкая энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 1987. — Том 5. — Страница 678. — 742 страницы.
[527x700]
1890
Карой Шандор Лигети (венгерское имя — Károly Sándor Ligeti)
участник Гражданской войны, венгерский революционер-интернационалист, поэт, руководитель венгерской парторганизации при Федерации иностранных групп РСДРП(б) и редактор её газеты, командир венгерского интернационального отряда. По рабочей специальности — слесарь-металлист. Был членом Социал-демократической партии Венгрии, входил в профсоюз металлистов. Родился в городе Кишкёрёш (Австро-Венгрия), в семье кузнеца. Он работал слесарем, но с началом Первой мировой войны был произведен в офицеры и мобилизован на русский фронт, а в 1916 попал в плен (Ковров, Иваново-Вознесенск, Омск), содержался в омском лагере для военнопленных, где и вступил в РСДРП(б) (1917 год). Женился на Зофии Венцкович. После прихода советской власти возглавил венгерскую парторганизацию, стал редактором газеты «Форрадалом» («Революция»). При наступлении армии Российского правительства возглавил самый большой отряд интернационалистов, с которым в конце марта 1919 года отступил в сторону Тюмени. В июне 1918 во время боёв с Чехословацким корпусом на Новониколаевском направлении в бою у села Карташёвского Артынской волости Тарского уезда Акмолинской область был ранен, попал в плен, отправлен в Тобольск, в тюремную больницу залечивать раны, а уже потом возвращён в Омск и осуждён военно-полевым судом. Расстрелян в Омске 2 июня 1919 года.
Память
Память о Карое Лигети была запечатлена в советское время в омской топонимике. Однако с 2000-хх годов эта память постепенно искореняется.
Памятник на месте последнего боя интернационального отряда Кароя Лигети в деревне Карташёво Муромцевского района Омской области. Установлен в 1973 году. Долгое время его именем называлась одна из центральных улиц Омска. В 2002 г. улицу переименовали. Памятник Карою Лигети был создан скульптором Фёдором Бугаенко и архитектором Виктором Десятовым в двух экземплярах: один в 1979 году был установлен в парке Омский в Пеште (Будапешт, Венгрия),
[700x525]
второй — в октябре 1980 года торжественно открыт в сквере Молодёжном на берегу Оми в Омске. После установки сквер стали именовать сквером имени Кароя Лигети. В 2001 году без решения искусствоведческой экспертизы памятник К.Лигети был демонтирован (в местной прессе сообщалось, что он перенесён в Юнгородок), а сквер переименован в Воскресенский. Позже обнаружилось, что памятник, вопреки планам, не был перенесён в Юнгородок, а фактически выкинут на помойку: плита из редкого розового мрамора исчезла, а повреждённая скульптура складирована на территории управления благоустройства Центрального административного округа (улица Долгирева, 99). 18 сентября 2012 года с территории учреждения, где скульптура пролежала 11 лет, она была перевезена общественниками во двор Городского музея «Искусство Омска» и передана на хранение музею. На здании, в котором готовилась венгерская газета «Форрадалом», установлена мемориальная доска.
Литература: Об Октябрьской революции: Воспоминания зарубежных участников и очевидцев. Москва, 1967; Палашенков А.Ф. Памятники и памятные места Омска и Омской области. Омск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1967; Дунаевский А.М. Подлинная история Кароя Лигети. Иду за Гашеком. Красный Дундич: Документальные повести. Москва: Воениздат, 1978; Юрасова М.К. Если ты хочешь жить. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980; Цвейлих А.В. К. Лигети и его время по воспоминаниям З. Венцкович-Лигети // Известия Омского историко-краеведческого музея. 1999. № 7. Страницы 59-64; В.Н.Винников. «Пусть помнят». Глава 34. Карой Лигети.
[560x698]
1890
Богуслав Мартину (чешское имя – Bohuslav Martinů)
чешский композитор и музыкальный деятель. Родился в городе Поличка, (ныне Чехия), в семье сторожевого костельной башни Фердинанда Мартину. Примерно с 6 лет обучался игре на скрипке. С 15-летнего возраста выступал в качестве солиста на местных концертных вечерах. Благодаря своему учителю Адольфу Ваничеку, 15 сентября 1906 г. поступил в Пражскую консерваторию. С того времени беспрестанно сочинял музыку. Однако из-за халатного отношения к обучению был исключен из числа студентов. Остался жить в Праге и усердно изучал скрипичные партитуры, но сдать государственный экзамен по классу скрипки в ноябре 1911 г. ему не удалось. Спустя год вторая попытка обернулась личным успехом. В 1914 г. стал вторым скрипачем Чешской филармонии. Первую мировую войну пережил в своем отчем доме, обучаясь игре на скрипке вплоть до 1919 г., когда вернулся в Прагу. Позже стал стажером в школе скрипичного мастера Йозефа Сука. В 1923 г. получил 3-месячную стипендию в Париже, где затем провел большую часть своей оставшейся жизни и написал 140 сочинений. От нацистов его спас отъезд в Южную Францию, а позже в Америку (преподавал в Принстонском университете). Творчество Мартину очень разнообразно по жанрам и музыкальному языку. Проявляя высокое мастерство композиторской техники, Мартину органично сочетал традиции А.Дворжака и И.Сука с некоторыми приёмами французского импрессионизма и антиромантическими тенденциями А.Онеггера, а также ритмической изобретательностью И.Ф.Стравинского. Мартину — один из ведущих чешских композиторов 20 века. Для его стиля характерны широко развитая полифоничность фактуры, сдержанная мужественность, ритмическая острота, элементы юмора. В произведения 1940-х — 1950-х годов усилился национальный колорит, появились настроения глубокого раздумья, суровый драматизм (патриотическое произведение «Память Лидице», 1943). Им написаны 13 опер (в том числе «Жюльетта», 1938; «Ариадна», 1958г, 10 балетов (в том числе «Мятеж», 1925; «Суд Париса», 1935), 6 симфоний и другие симфонические произведения, концерты с оркестром, 6 струнных квартетов и другие камерные ансамбли, вокальные сочинения, фортепьянные пьесы. С 1953 г. жил главным образом в Европе. Умер 28 августа 1959 года в местечке Лесталь, близ Базеля.
[525x700]
Могила композитора находится на кладбище в Поличке.
[519x700]
Мемориальная доска Богуслава Мартину в Поличке.
Оперы: Солдат и танцовщица, комическая опера, по мотивам комедии Плавта; Легенды о Марии, опера, 1933—1934; Жюльетта (Ключ к сновидениям), опера, 1936—1937; Женитьба, опера, 1952; Мирандолина, комическая опера, 1959, по пьесе Гольдони «Трактирщица»; Страсти по-гречески (или Христа распинают вновь), опера, 1954—1958, либретто Н.Казандзакиса по его одноименному роману; Ариадна, опера, 1958. Балеты: Шпаличек, балет, 1931—1932. Вокально-симфонические произведения: «Чешская рапсодия» для баритона соло, смешанного хора, большого оркестра и органа на текст Богуслава Мартину с использованием 23–го псалма по Йиржи Стрейцу , стихотворения Ярослава Врхлицкого («Чехия») и святовацлавского хорала, 1918; Букет, кантата 1937; Полевая месса, 1939; Гильгамеш, оратория, 1954—1955; Очищение источников, кантата, 1955; Пророчества Исайи, кантата, не закончена, 1959. Симфонические произведения: Half—Time, 1924; Кончерто-гроссо, 1937; Первая симфония, 1942; Вторая симфония, 1943; Третья симфония, 1944; Четвёртая симфония, 1945; Пятая симфония, 1946; Шестая симфония (Симфоническая фантазия); Фрески Пьеро делла Франческа, 1955; Произведения для инструментов с оркестром; Концерт для виолончели, 1930; Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепьяно и литавр; Первый скрипичный концерт, 1932—1934, H. 232bis; Второй скрипичный концерт, 1943, H. 293; Концерт-рапсодия для альта с оркестром, 1952, H. 337; Четвёртый фортепьянный концерт , 1956; Пятый фортепьянный концерт, 1957. Камерно-инструментальная музыка: Первый струнный квартет, 1920—1921; Второй струнный квартет, 1925; Четвёртый струнный квартет, 1937; Шестой струнный квартет, 1946. Фортепианная музыка: Марионетки I—III, 1912—1924. Все симфонии Богуслава Мартину записали дирижёры Владимир Валек, Вацлав Нойман, Брайден Томсон, Артур Фаген, Неэме Ярви. Среди видных дирижёров, записавших музыку Мартину, — Карел Анчерл, Иржи Белоглавек, Рафаэль Кубелик, Чарльз Маккеррас, Нэвилл Марринер, Кристофер Хогвуд. Среди скрипачей, записавших произведения Мартину — Йозеф Сук.
Литература: Šafránek M., Linhartová B. Bohuslav Martinů, the man and his music. New York: A.A. Knopf, 1944; Nejen evropský časoprostor Bohuslava Martinů. Praha: Národní knihovna v Praze, 1990 (к 100-летию композитора); Erismann G. Martinu, un musicien à l'éveil des sources. Arles: Actes Sud, 1990; Bohuslav Martinů, his pupils, friends and contemporaries. Brno: Masarykova univerzita, 1993; Halbreich H. Bohuslav Martinu: Werkverzeichnis und Biografie. Mainz: Schott, 2007; Гаврилова Н. Богуслав Мартину. Москва, Музыка, 1976.
Литература: Šafránek М., В.Martinů. Život a dílo, Praha, 1961; Martinů Ch., Můj život s Bohuslavem Martinů, Praha, 1971.¨
[458x700]
1890
Карел Нови (чешское имя — Karel Nový; настоящая фамилия - Новак, Novák)
чешский писатель, народный художник Чехословакии (1960). Родился в городе Бунешов. Известность писателю принесла трилогия "Железный круг" - о судьбах сельского пролетариата (романы "Хутор Кршешин", 1927; "Сердце среди бури", 1930; "Лицом к лицу", 1932). Периоду экономического кризиса посвящены романы "Мы хотим жить" (1933) и "На распутье" (1934, 2-я редакция 1949; русский перевод, 1962), исторической тематике - романы "Покушение" (1935) и "Рыцари и разбойники" (1940). Во время немецко-фашистской оккупации Чехословакии Нови был заключен в концлагерь. После освобождения страны выступает как публицист и детский писатель. На основе своей книги "Городок Раньков" (1927) написал автобиографический роман "Пламя и ветер" (1959; русский перевод, 1965). Умер в Праге 23 ноября 1980 года.
Сочинения: Spisy, sv. 1-21, Praha, 1953-1959.
Литература: Филиппчикова P., Карел Нови, в сборнике: Национальные традиции и генезис социалистического реализма, Москва, 1965; Fučík J., Roman о vesnickém proletariátu, в его книге: Stati о literatuře, Praha, 1951.

1891
Джон Лангенус (нидерландское имя — John Langenus)
бельгийский футбольный рефери, являлся главным арбитром финального матча первого Чемпионата мира по футболу в 1930 году. За судейскую карьеру судил матчи 3-х чемпионатов мира, судил матчи Олимпийского футбольного турнира 1928 года. Джон Лангенус имеет английское имя, хотя во многих источниках его называют на французский (Жан) или голландский (Ян, Йоханнес) манер. Родился в Берхеме (район города Антверпен), Бельгия. В юности Лангенус был футболистом, а после травмы, не позволившей ему продолжать карьеру футболиста, решил стать футбольным арбитром. Свой первый судейский экзамен Лангенус провалил, не сумев ответить на вопрос: «Что должен сделать судья, если мяч попадёт в низко пролетающий самолёт?» По словам самого Лангенуса, первую встречу он отсудил в 1906 году. В первые годы своей судейской карьеры он неоднократно сомневался в том, что способен хорошо выполнять судейские обязанности, и даже собирался оставить эту профессию. Работать на играх первенства Бельгии он начал в 1912 году. В 1924 году Лангенус стал арбитром ФИФА. Он всегда выходил на поле в брюках-гольф, пиджаке и при галстуке, чем запомнился зрителям. Лангенус также являлся служащим Антверпенского муниципалитета и владел пятью иностранными языками. Начиная с 1920-х гг. Лангенус писал статьи в различные газеты и журналы, а после завершения судейской карьеры он опубликовал несколько книг, самая известная среди которых «Со свистком вокруг света» ( «Whistling through the world»), написанная в 1942 году. Умер в родном городе 1 октября 1952 года.
Международная карьера
За свою карьеру Лангенус обслуживал около 85 международных встреч, в том числе и финальный матч первого чемпионата мира.
Летние Олимпийские Игры 1928
Первым крупным международным турниром для Лангенуса стали Летние Олимпийские Игры 1928. На турнире он отсудил две встречи: матч первого круга между Уругваем и Нидерландами (уругвайцы одержали победу — 2:0) и матч за третье место, в котором Италия со счётом 11:3 обыграла Египет.
Чемпионат мира 1930
Джон Лангенус был в числе 15 арбитров, приглашённых судить матчи первого чемпионата мира по футболу. До Уругвая он плыл на пароходе «Конте Верде» вместе со сборными Франции, Бельгии и Румынии. Будучи заядлым курильщиком, Лангенус вёз с собой чемодан, доверху набитый сигаретами и сигарами. По счастливому стечению обстоятельств чемодан не открывали ни на французской, ни на испанской таможне.
На чемпионате он обслуживал четыре матча в качестве главного арбитра, а ещё в двух встречах выполнял функции арбитра на линии. Все матчи в качестве главного арбитра Лангенус провёл на поле стадиона «Сентенарио». В полуфинальной встрече сборных Аргентины и США, завершившейся со счётом 6:1 в пользу аргентинских футболистов, американцы были недовольны судейством Лангенуса (во многом из-за грубых приёмов аргентинцев травмы получили несколько игроков американской команды, а к концу матча в рядах сборной США осталось лишь 6 здоровых игроков). Их недовольство, в частности, выразилось в одном из эпизодов матча. После одного из столкновений и назначенного не в пользу американцев штрафного на поле стадиона «Сентенарио» выбежал Джон Колл, представитель медицинского штаба команды США, чтобы высказать свои претензии арбитру. Медицинский чемоданчик выпал из его рук, раскрылся, при этом разбились несколько склянок с хлороформом. Надышавшись парами хлороформа, Колл не смог самостоятельно покинуть поле. Новость о назначении на финальный матч стала для Лангенуса полной неожиданностью, поскольку вскоре после полуфинального матча он намеревался вернуться в Европу. Будучи приглашённым к губернатору Монтевидео, от которого он и узнал эту новость, Лангенус был вынужден отложить свой отъезд. Накал страстей перед финальным матчем был настолько велик, что бельгийский арбитр согласился обслуживать матч лишь при наличии медицинской страховки на случай травмы и гарантированного отъезда из Монтевидео в течение часа после окончания игры. Меры предосторожности, предпринятые Лангенусом, в итоге оказались излишними. Перед началом финального матча при входе на стадион Лангенус по ошибке был задержан полицией вместе с 20 болельщиками, которые пытались попасть на матч по фальшивым удостоверениям арбитра. Вскоре он был отпущен и доставлен полицейскими на стадион. Перед самым началом матча между участниками финала разгорелась дискуссия. Необходимо было определить, каким мячом играть: уругвайским или аргентинским. Лангенус был вынужден найти компромисс: первый тайм играли аргентинским мячом, а второй — уругвайским. Победу в матче со счётом 4:2 одержали уругвайцы. Сообщалось, что аргентинские болельщики, раздосадованные поражением своей команды, после матча забросали камнями окна гостиницы, в которой проживал Лангенус, но его номер находился этажом выше, поэтому ни он, ни его имущество не пострадали.
Чемпионат мира 1934
На чемпионате мира 1934 года Лангенус отсудил всего одну игру, в которой чехословаки победили румын. Решающий гол Олдржиха Неедлы получился курьёзным: он забил его, получив пас от Иржи Соботки, который перед этим нарушил правила. Но этот эпизод ускользнул от внимания арбитра, поскольку несколькими мгновениями раньше тот оказался на земле, столкнувшись с кем-то из игроков.
Чемпионат мира 1938
На чемпионате мира 1938 года Лангенус обслуживал матч открытия между сборными Германии и Швейцарии. Основное время не выявило победителя, а в дополнительное Лангенус удалил с поля Ханса Пессера, чем ослабил немецкую команду. Ни одна из команд не сумела забить, и была назначена переигровка, в которой Лангенус участия уже не принимал. В качестве главного арбитра матча чемпионата мира Лангенус появился на поле ещё лишь однажды — в матче за третье место между шведами и бразильцами. Игра завершилась со счётом 4:2 в пользу сборной Бразилии.
Источники: Б.Талиновский, А.Франков «Все чемпионаты мира по футболу». Том 1 Страницы12-40. Киев, ООО «Издательский Дом Украинский Медиахолдинг», 2010.

1891
Такэси Сакурада (японское имя — 桜田 武)
генерал-лейтенант Императорской армии Японии в годы Второй мировой войны. Уроженец префектуры Мияги, Японская империя. Окончил Военную академию Императорской армии Японии в 1913 году. После окончания академии он попал служить в 29-й пехотный полк. Окончил Высшую военную академию Императорской армии Японии в ноябре 1921 года. После этого служил начальником штаба 10-й дивизии. С августа 1925 года по август 1928 он служил офицером штаба в Квантунской армии, а позже командовал 34-й пехотной бригадой. В начале Второй японо-китайской войны в 1937 году Сакурада был начальником штаба IJA 5-й дивизии. Он участвовал в битве за Сюйчжоу. Получил звание генерал-майора в 1939 году, стал командиром 1-й бригады Императорской гвардии. Потом он командовал Смешанной бригадой Императорской гвардии в 1939—1940 годах. Сакурада участвовал во вторжении во Французский Индокитай, в ходе которого командовал Индокитайской экспедиционной пехотной группой в составе Индокитайской экспедиционной армии. В 1941 году он был произведён в генерал-лейтенанты и стал комендантном Маэбасского училища для офицеров-резервистов в 1941—1942 годах. В 1942—1943 годах Сакурада был командиром штаб-квартиры транспортного военно-морского флота в Себу. Сакурада был убит 10 сентября 1943 года, когда транспортный корабль с ним на борту был потоплен союзными войсками в Восточно-Китайском море.

1891
Леопольд Шварцшильд (немецкое имя — Leopold Schwarzschild)
немецкий публицист еврейского происхождения, социолог и издатель, журналист. Родился в городе Франкфурт-на-Майне, Висбаден, Гессен-Нассау, Пруссия, Германский рейх. Леопольд Шварцшильд происходил из старинной ортодоксальной еврейской семьи учёных и коммерсантов из Франкфурта-на-Майне. Получил торговое образование, затем изучал историю и экономику. Воевал в Первую мировую войну рядовым, затем изучал социологию, некоторое время являлся учеником Франца Оппенгеймера во Франкфурте-на-Майне. Первый журналистский опыт получил в газете Frankfurter Generalanzeiger, затем переехал в Берлин и вместе с венским писателем и журналистом Штефаном Гросманом публиковал журнал Das Tage-Buch, критически освещавший соотношение политических сил в Веймарской республике. Шварцшильд покинул Германию в 1933 году после прихода национал-социалистов к власти, в эмиграции в Париже издавал журнал Das Neue Tage-Buch. В Германии его сочинения были запрещены, в августе 1933 года его имя появилось в первом списке лишённых гражданства Третьего рейха. Шварцшильд лишился гражданства Германии и своего имущества. Участвовал в работе кружка «Лютеция» в 1935—1936 годах, пытавшегося создать народный фронт против национал-социалистической диктатуры. Подписал «Воззвание к немецкому народу». В июле 1937 года в знак протеста против сталинистской направленности народного фронта вместе с Бернардом фон Брентано, Альфредом Дёблином, Конрадом Гейденом и Рудольфом Лангом основал Союз свободной прессы и литературы, выступавший против любого тоталитарного контроля литераторов как со стороны фашистов, так и сталинистов. Летом 1940 года Шварцшильд эмигрировал в США и обосновался в Нью-Йорке, где работал журналистом. В 1949 году Леопольд Шварцшильд вернулся в Германию. 2 октября 1950 года умер в коммуне Санта-Маргерита-Лигуре, Генуя, Лигурия, Италия, во время отпуска, предположительно, совершив самоубийство.
Сочинения: Das Ende der Illusionen, Querido Verlag, Amsterdam 1934; Primer Of The Coming World, Knopf, New York 1944; Von Krieg zu Krieg, Querido Verlag, Amsterdam 1947; The Red Prussian. The Life and Legend of Karl Marx, Scribner, New York 1947; Chronik eines Untergangs: Deutschland 1924—1939. Die Beiträge Leopold Schwarzschilds in den Zeitschriften «Das Tage-Buch» und «Das Neue Tage-Buch», hrsg. v. Andreas Wesemann, Czernin Verlag, Wien 2005, ISBN 3707601560.
Литература: Lexikon deutsch-jüdischer Autoren, Band 19, de Gruyter, Berlin 2012, S. 159—185; Martin Mauthner: German Writers in French Exile. 1933—1940. Vallentine Mitchell u. a., London u. a. 2007, ISBN 978-0-85303-540-4; Sven Papcke: Deutsche Soziologie im Exil. Gegenwartsdiagnose und Epochenkritik 1933—1945. Campus, Frankfurt am Main 1993, ISBN 3-593-34862-4 (darin Kapitel I: Zur Soziologie der Illusion. Leopold Schwarzschild, S. 13-37); Dieter Schiller: «In bewusstem Gegensatz zu der kommunistisch-ullsteinschen Bande». Schwarzschilds Bund Freie Presse und Literatur in Paris. In: Anne Saint Sauveur-Henn (Hrsg.): Fluchtziel Paris. Die deutschsprachige Emigration 1933—1940. Metropol, Berlin 2002, ISBN 3-932482-85-9, S. 215—229.