
1880
Клеман-Эмиль Рок (французское имя — Clément-Émile Roques)
французский кардинал. Родился в коммуне Гроле, департамент Тарн, Франция. Епископ Монтобана с 15 апреля 1929 по 24 декабря 1934. Архиепископ Экс-ан-Прованса с 24 декабря 1934 по 11 мая 1940. Архиепископ Ренна с 11 мая 1940 по 4 сентября 1964. Кардинал-священник с 18 февраля 1946, с титулом церкви Санта-Бальбина с 22 февраля 1946. Умер в городе Ренн, департамент Иль и Вилен, Франция, 4 сентября 1964 года.
1880
Георгий (Юрий) Николаевич Роппонет (Раппонет)
русский офицер, герой Первой мировой войны, полковник Корниловской артиллерийской бригады. Родился в городе Житомир, Российская империя. Сын подполковника Николая Алексеевича Роппонета. Окончил Владимирский Киевский кадетский корпус (1900) и Михайловское артиллерийское училище по 1-му разряду (1902), откуда выпущен был подпоручиком в 11-ю артиллерийскую бригаду. Участвовал в Русско-японской войне. 4 ноября 1904 года командирован в распоряжение инспектора артиллерии Маньчжурской армии. 28 декабря 1904 года был прикомандирован к 31-й артиллерийской бригаде, а 29 марта 1905 года переведен в названную бригаду. За боевые отличия был награждён тремя орденами, в том числе орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «за храбрость». Произведен в поручики 3 сентября 1905 года, в штабс-капитаны — 14 сентября 1909 года. 26 августа 1910 года переведен в 10-й мортирный артиллерийский дивизион, с которым и вступил в Первую мировую войну. Был пожалован Георгиевским оружием
«За то, что 8 марта 1915 г., в бою у деревни Сташовка, находясь на передовом наблюдательном пункте в сфере действительного артиллерийского и ружейного огня с явной опасностью для жизни, в течение всего боя вел стрельбу своего взвода и сверх того давал точные указания для корректирования стрельбы 5-й и 6-й батарей, входивших в тот же дивизион, благодаря чему все атаки неприятеля были отбиты с громадным для него уроном.»
На 3 декабря 1915 года — капитан 10-го мортирного артиллерийского дивизиона. Произведен в подполковники 18 мая 1917 года, со старшинством со 2 июля 1916 года и с назначением командиром 3-й батареи того же дивизиона. Позднее был назначен командиром батареи в 31-ю артиллерийскую бригаду и произведен в полковники. В Гражданскую войну участвовал в Белом движении на Юге России. Служил в 1-й артиллерийской бригаде ВСЮР. С 4 апреля 1919 года был назначен командиром 3-го дивизиона той же бригады, а после переформирования 1-й пехотной дивизии — командиром 3-го дивизиона Корниловской артиллерийской бригады. В Русской армии — в той же бригаде до эвакуации Крыма. Галлиполиец. Был председателем суда чести Корниловской артиллерийской бригады и членом Орденской Николаевской думы. Осенью 1925 года — в Болгарии, в 1925—1931 годах — командир Корниловского артиллерийского дивизиона. В эмиграции в Греции. Умер близ городка Астакос, Греция, в 1939 году. Точное место захоронения неизвестно. Награды: Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом (15 июля 1905); Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «за храбрость» (Высочайший приказ 26 апреля 1906); Орден Святого Станислава 2-й степени. с мечами (Высочайший приказ 11 ноября 1906); Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 20 января 1907); Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 21 февраля 1915); Орден Святой Анны 2-й степени с мечами (Высочайший приказ 29 марта 1915); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 3 декабря 1915); Высочайшее благоволение «за отличия в делах против неприятеля» (Высочайший приказ 27 октября 1916); Орден Святителя Николая Чудотворца (Приказ Главнокомандующего № 500, 31 октября 1921). Источники: Русский Инвалид, № 150. Официальный отдел. — 12 июля 1917 г. — Страница 4; Левитов М.Н. Материалы для истории Корниловского ударного полка. — Париж, 1974; Волков С.В. Белое движение. Энциклопедия гражданской войны. — Санкт-Петербург : «Нева», 2002. — Страница 466; Жалнина-Василькиоти И.Л. «Родной земли комок сухой». Русский некрополь в Греции. — Москва: Книжница : Русский путь, 2012. — Страница 161; Клепов М.Ю. Офицеры — Георгиевские кавалеры Первой мировой войны. — Москва : «Минувшее», 2015.

1880
Син Чхэхо (корейское имя — 신채호)
деятель движения за независимость Кореи, литератор, националистический историк и анархист (в 1920-е гг.). Считается одним из основателей националистической историографии в современной Корее. Положительно оценивается историками как Южной, так и Северной Кореи. Родился в деревне Торими волости Саннэ-мён уезда Хведок-хён провинции Чхунчхон-Намдо, Корея (сейчас — квартал Торими микрорайона Онам-дон района Чун-гу города Тэджон, Республика Корея). Семья принадлежала к клану Сандонских Син, предком которого являлся известный учёный сановник, один из изобретателей корейского фонетического алфавита Син Сукчу (1417—1475). Син Чхэхо являлся потомком Син Сукчу в восемнадцатом поколении. Семья Син Чхэхо, несмотря на принадлежность к наследственной янбанской аристократии, жила бедно. Дед Син Чхэхо, Син Сону (1829 — ?), дослужился до должности 4-го дополнительного ранга в Государственном цензорате (Сахонбу), но взяток, в отличие от многих своих сослуживцев, не брал, и жил в бедности после выхода в отставку в 1885 году, подрабатывая обучением детей клана Син древнекитайскому языку и литературе в частной школе (сасук). Отец Син Чхэхо, Син Квансик, на государственной службе не состоял. Обучением Син Чхэхо в раннем детстве занимался дед, Син Сону, добившийся того, что подростком пятнадцати лет Син Чхэхо уже знал наизусть конфуцианское Четверокнижие (книги «Лунь Юй», «Мэнцзы» и две главы «Ли цзи», рассматривающиеся как самостоятельные трактаты: «Да сюэ» и «Чжун юн») и умел прилично сочинять стихи на древнекитайском языке. Талантливым подростком заинтересовался самый влиятельный член клана Сандонских Син — Син Кисон (1851—1909), известный конфуцианский ученый, занимавший в середине 1890-х гг. ряд министерских постов в правительстве Кореи. Он взял Син Чхэхо под свою опеку и дал ему рекомендацию для поступления в столичный конфуцианский университет Сонгюнгван, где Син Чхэхо обучался в 1898—1905 гг., окончив его со степенью пакса («эрудит», часто переводится как «доктор наук»). В период обучения в университете в корейской столице Ханъян (нынешний Сеул) Син Чхэхо начал знакомится с европейской литературой Нового Времени в китайских и японских переводах, постепенно отходя от классического конфуцианства. В частности, уже в этот период у него созрели мысли о необходимости замены древнекитайского языка как языка литературы современным корейским языком.
Политическая деятельность
По окончании Сонгюнгвана Син Чхэхо был взят на работу членом редколлегии ежедневной газеты Хвансон Синмун, где отвечал за написание редакционных передовиц. В 1907 году перешел работать в более радикальную националистическую газету Тэхан Мэиль Синбо, и оставался там вплоть до перехода газеты в собственность японских колониальных властей в августе 1910 года. Ряд написанных Син Чхэхо в этот период передовиц считается шедеврами националистической публицистики. Син Чхэхо обличал пресмыкавшуюся перед японскими колонизаторами верхушку корейского общества, напоминал об абсолютности долга перед «большим я» (государством и этнической нацией) и призывал к созданию в Корее нового типа личности, не замыкающейся на клановых и семейных интересах и готовой к самопожертвованию во имя национального спасения. Уже в этот период, однако, Син Чхэхо проявил интерес к японской анархистской литературе и к республиканским революционерам Европы (особенно преклонялся перед фигурой Мадзини). Уже к концу 1900-х гг. Син Чхэхо пришёл к мнению, что революционное насилие является могучим орудием создания «сильных», «исторических» наций. В 1910 году в знак протеста против колонизации Кореи Японией эмигрировал во Владивосток, где до 1913 года работал в местной корейской эмигрантской прессе. В 1913 году эмигрировал в Шанхай, где в то время проживал целый ряд корейских патриотов, не желавших оставаться на колонизированной японцами родине. В 1915 году переехал в Пекин, где, в совершенстве владея литературным китайским языком, сотрудничал в популярных газетах Чжунхуабао и Бэйцзин Жибао. В 1919 году выезжал в Шанхай, где, как популярный публицист, был избран спикером Палаты представителей при Временном правительстве Кореи в Шанхае. Однако, будучи совершенно не согласен с линией президента Временного правительства Кореи, Ли Сынмана, на освобождение Кореи через «дипломатические усилия» (то есть ставкой на возможный американо-японский конфликт и покровительство США) и требуя подготовки к прямой вооружённой борьбе, вскоре покинул Шанхай и вернулся в Пекин.
Переход к анархизму
В Пекине Син Чхэхо впервые соприкоснулся с марксистской литературой, привозившейся российскими корейцами-большевиками из Владивостока, и начал в 1920 году издание коммунистического журнала Согван (Рассвет). К 1921 году, однако, перешел на анархистские позиции, опасаясь, что централизованное государство нового типа, такое, как Советская Россия, снова сможет выступить в роли угнетателя по отношению к корейскому народу. В 1921 году основал, вместе с рядом других корейских анархистов, журнал Чхонго (Небесный барабан), где критиковал большевизм с анархистских позиций и знакомил читателя (как корейского, так и китайского — журнал издавался на литературном китайском языке) с новостями мирового национально-освободительного движения. В начале 1920-х гг. Син Чхэхо сближается с Ыйёльданом (Союз энтузиастов справедливости) — основанной в марте 1920 года боевой группой корейских патриотов, прославившейся целым рядом вооруженных акций против японских учреждений и высокопоставленных лиц в Китае и Корее в 1920—22-х гг. Акции эти, однако, не пошатнули основ колониального господства, и под влиянием как Коминтерна (который через корейских коммунистов передал патриотам Ыйёльдана 10 тысяч царских золотых рублей на подпольную работу), так и анархистских идей руководство Ыйёльдана решило изменить курс и перейти к опоре на широкое массовое движение. Новой идеологией Ыйёльдана стал написанный Син Чхэхо в 1923 году Манифест Корейской Революции (Чосон Хёнмён Сононсо), в которой единственным реальным методом освобождения корейских масс от колониального и классового гнета признавалось всеобщее народное восстание. Отсутствие у корейских масс вооружения должно было, по мысли Син Чхэхо, искупаться массовостью и энтузиазмом восставших, их полным и совершенным отказом от всякого подчинения колониальным властям.
Последние годы
Син Чхэхо в 1920-е годы жил в Пекине голодной жизнью — в 1924 году он даже ушел на несколько месяцев в буддийские монахи, чтобы избежать голодной смерти. Несмотря на крайнюю нужду, он продолжал, однако, активную литературную и общественно-политическую работу, став в 1925 году деятелем Восточной федерации анархистов (Муджонбуджуый Тонбан Ёнмэн). Для того, чтобы обеспечить финансирование подпольной работы анархистов, Син Чхэхо попытался в мае 1928 года обналичить на Тайване подделанные его пекинскими коллегами чеки на сумму 2000 юаней, но был арестован японской полицией. На суде держался мужественно, используя судебный процесс для пропаганды своих анархистских убеждений. Будучи приговорённым к 10 годам тюремного заключения, отказывался до самого конца от любых компромиссов с тюремной администрацией — в частности, от освобождения на поруки по болезни. Находясь в японской концессионной тюрьме Люйшуня (Порт-Артур), продолжал литературную работу. Умер 21 февраля 1936 года от переутомления и болезней.
Литература: Shin Yong-ha. Enlightenment Thought of Shin Ch’aeho. Korea Journal, December 1980; Michael Robinson. Sin Ch’ae-ho: Portrait of a Patriot. Korean Culture, Vol. 7, No. 2, June 1986; Chang Ūl-Byōng. Shin Ch’ae-ho’s Nationalism and Anarchism. Korea Journal, November 1986.
1881
Альбер Глез (французское имя — Albert Gleizes)
французский художник, философ и теоретик кубизма. Альбер Леон Глез родился и вырос в городе Париж, Франция, в семье художника по тканям, который управлял крупной промышленной мастерской дизайна. Дядей Альбера был успешный художник-портретист того времени Леон Комер, выигравший в 1875 Римскую премию. В детстве Альбер не любил школу и часто пропускал уроки, занимаясь сочинениями стихов. Также любил бродить по соседнему кладбищу Монмартра. В возрасте 18 лет Альбер поступает в мастерскую отца в качестве ученика. Это условие, на котором отец дает ему возможность готовиться к его желанию стать актёром. Работа с отцом — единственное формальное художественное образование, которое он получил, помимо уроков в школе (а также, возможно, некоторые вечерние занятия в консерватории). В мастерской отца он занимается вместе с другом детства, поэтом Рене Аркосом. После завершения образования, в 1902 году, Глез поступает на военную службу, в 72-й пехотный полк французской армии в Абвиле, Пикардия, где проводит четыре года. Именно здесь, по его собственному признанию, он начинает серьёзные занятия живописью: в основном это пейзажи в приглушённом импрессионистском стиле (напр. Рынок в Аббевилле, 1903, Собрание м-м А.Глез). Его первые пейзажи из разных мест Курбевуа выглядят вдохновлёнными Сислеем или Писсарро. Хотя ясно, что будучи сходными с Писсарро в технике, ранние работы Глеза, с позиции точки зрения, а также состава и концепции, представляют собой явный отход от импрессионизма. Плотность, с которой эти произведения окрашены, и их твёрдые рамки предполагают сходство с дивизионизмом, часто отмечавшееся критиками. Глезу был двадцать один год, когда его работа «La Seine à Asnières» была выставлена на 2Société Nationale des Beaux-Arts», в 1902 году. В следующем году Глез выставил две картины на Осеннем салоне. В 1905 году он стал одним из основателей «Ассоциации Эрнеста Ренана» — союза студентов против военной пропаганды. В 1906 году в Музее изящных искусств в Лионе (Salon de la Société des Nationale Beaux-Arts), Глез выставил работу «Рыночный день в пригороде». К 1907 году его стиль стал больше похож на постимпрессионизм с сильным уклоном в натурализм и символизм. Под влиянием Жана Метценже и Анри Ле Фоконье художник вырабатывает в 1908—1909 годах геометрически упрощённый стиль живописи. В 1910—1911 годах Глез выставляет свои так называемые «угловатые» картины в Салоне Независимых в Париже. После этого он всё ближе и ближе подходит к аналитическому кубизму, что показывает полотно Размалывание зерна (1912, Нью-Йорк, музей Соломона Р. Гуггенхайма). В 1914 году Глез обращается к синтетическому кубизму. В 1915 году он создаёт свои первые абстрактные картины, сложившиеся к 1931—1932 в «Композиции ритма» (Compositions rythmees). Глез в 1912 году был одним из основателей группы «Золотое сечение» (Section d’Or) и, совместно с Жаном Метценже, — автором художественного манифеста «О кубизме» («Du Cubisme»).
В 1951 году художнику присуждается Гран-при на биеннале в Ментоне. Умер в городе Авиньон
Галерея: Избранные работы и биография Альбера Глеза (на французском языке)
[677x699]
1881
Патрик Колум (Padraic Colum)
ирландский поэт. Родился в Лонгфорде, вырос в Ирландии, в 1920-е годы жил в Дублине, работал клерком в железнодорожной конторе. В Дублине сблизился с У.Б.Йитсом, Августой Грегори, Дж.У.Расселом и Дж.М.Сингом и участвовал в движении за национальный театр, для которого написал пьесы Вспаханная земля (Broken Soil, 1903), Земля (The Land, 1905) и Томас Маскери (Thomas Muskerry, 1910). Колум был одним из основателей (1911) «Ирландского обозрения» («The Irish Review»). В 1914 переехал в США. Колум в числе первых создавал ирландскую народную драму; его пьесы, стихи и рассказы отмечены национальным колоритом, исполнены восторга перед чудом жизни. Главные поэтические сборники Колума – Пустынная земля (Wild Earth, 1907), Драматические легенды (Dramatic Legends, 1922), Твари (Creatures, 1927), Старые пастбища (Old Pastures, 1932), Цветы на картине (Flower Pieces, 1938). Ему принадлежат романы Замок победителей (Castle Conquer, 1923) и другие, книга Наш друг Джеймс Джойс (Our Friend James Joyce, 1958; совместно с женой) и множество книг для детей. В 1939 он начал работать в Колумбийском университете. В 1952 получил награду Академии американских поэтов, в 1953 – медаль Грегори Ирландской академии изящной словесности. Умер Колум в Энфилде (штат Коннектикут) 11 января 1972 года. Похоронен в Дублине.
Сочинения: Collected poems, N.Y, 1953; Ten poems, Dublin, 1957; Legends of Hawaii, New Haven, (960); The poets circuits. Collected poems of Ireland, L., 1960.
Литература: Воуd E., Ireland"s literary Renaissance, L., 1923; Bowen Z., P. Colum L. — Amst., (1970).
[518x700]
1881
Марчелло Пьячентини (итальянское имя — Marcello Piacentini)
итальянский архитектор. Один из наиболее ярких представителей неоклассического направления в итальянской архитектуре 1930-х гг. Родился в Риме. Окончил римскую Академию Святого Луки и инженерный факультет Римского университета. С 1906 г. начал работать самостоятельно. В 1922-1943 гг. был главным редактором журнала «Архитектура», профессором Высшей школы архитектуры в Риме, руководил проектным институтом. В первой четверти века построил серию зданий в эклектических традициях: вилла Аллегри в Риме (1915-1917), мемориальная башня в Бергамо (1924), гостиница «посланников» в Риме (1926). В стиле императорского Рима им были построены Триумфальная арка в Генуе (1923), памятник Победы в Больцано (1928). В 1930-е гг. выдвигается на роль лидера официального направления в архитектуре фашистской Италии. Отталкиваясь от образов "метафизической живописи" Дж.Де.Кирико, Пьячентини использовал лапидарные, абстрагированные от специфики материала, отчужденные от человека и подавляющие его архитектурные формы. В своих парадных, монументализированных зданиях и комплексах Пьячентини схематизировал приемы классической архитектуры (элементарно-геометрическая организация масс, утрированные объемно-пространственные контрасты), часто вводил в композиции навязчивые ритмы протяженных аркад и многоярусных башен, не отвечающие внутренней логике сооружений. Одной из его наиболее крупных работ было создание Университетского городка в Риме (1932-1936). К 1927-1932 гг. относится перепланировка центра в Брешни, где он проектирует Площадь Победы (Пьяцца делла Витториа). В 1931-1932 гг. входил в комиссию, которая занималась составлением проекта реконструкции Рима. В 1932 г. завершает Виа Реджина Элена и вместе с А.Спаккарелли — Виа Консильяционе в Риме. В 1938 г. реконструирует Виа Рома в Турине, в 1942 г. Площадь Победы в Генуе. С 1935 г. работал над центром ЭУР — международной выставкой в Риме, открытие которой намечалось в 1942 г. Война помешала завершению выставки. «Дворец цивилизации» - одно из главных зданий ЭУР – был достроен только в 1950-х гг. по проекту Пьячентини, Гуэррини, Ла Падула, Романо. В 1959 г. работал с Нерви над дворцом Спорта в Риме. В своих парадных, монументальных композициях схематизировал приемы классической архитектуры. Пытался сочетать принципы новейшей архитектуры с классической латинской традицией. Умер в Риме 19 мая 1960 года.
[485x700]
1881
Николай Иванович Фешин
русский художник, мастер живописи и графики, представитель импрессионизма и модерна. Портретист, жанрист, автор пейзажей, натюрмортов. Работал в театрально-декорационном и декоративно-прикладном искусстве. Педагог. Фешин пробовал себя в разных жанрах живописи, но более всего известен как портретист. Представитель импрессионизма и модерна. Родился в Казани, в семье владельца позолотно-столярной мастерской. Учился в Казанской художественной школе (1895-1900), а затем в Санкт-Петербургской Академии художеств (мастерская И.Е.Репина), которую окончил в 1909. Был членом "Товарищества передвижников". С 1909 жил в Казани и преподавал в местной художественной школе. Выдвинулся как автор динамичных по живописной лепке, красочных картин, посвященных быту народов Поволжья ("Капустница", 1909, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Санкт-Петербург; "Черемисская свадьба", 1908, Институт Карнеги, Питтсбург; "Обливание", 1911, Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань). Импрессионистический раздельный мазок в его полотнах укрупнился, соединившись с масштабной ритмикой модерна, порой – с элементами протоэкспрессионизма ("Бойня", 1910-е годы). Писал и портреты, проникновенно соединяющие острую экспрессию с живописностью ("Варя Адоратская", 1914; "Отец художника", 1918). Получив предложение преподавать в Нью-Йорке, уехал в США (1923). Жил в Нью-Йорке, а с 1927 – в Таосе (штат Нью-Мексико), где выстроил по собственному проекту дом-студию, украсив его "неофольклорной" резьбой. В конце 1930-х годов путешествовал по Мексике и Японии, побывал на острове Ява. В поздний период переселился в район Лос-Анджелеса. Плодотворно работал в разных жанрах, оставив большой цикл ярких этнографических зарисовок, которые часто переводил в литографию. Имел сенсационный успех как светский портретист. Однако эти элегантные работы существовали как бы на обочине большого искусства, представляя цветистые наборы салонных комплиментов. Более серьезен и драматичен в образах людей искусства (портреты Д.Д.Бурлюка и его жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США). Умер Фешин в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955 года. В 1976 перезахоронен в Казани.
Награды: Орден Святого Станислава III степени. В 1981 в его доме в Таосе был основан Институт Фешина – с музеем и образовательным центром.
[525x700]
Общее надгробие Николая и Ии Фешиных на Арском кладбище в Казани
Литература: Дульский П. Николай Иванович Фешин: Библиотека иллюстрированных монографий отдела изобразительных искусств Казанского народного комиссариата по просвещению. Выпуск 1. — Казань: Казанское отделение государственного издательства, 1921. — 32 страницы; MacCracken Harold. Nicholai Fechin. — Hammer Galleries, 1961. — 14 p. — ISBN 0-87358-140-7; Фешин, Николай Иванович: Каталог выставки. — Казань: Типография имени Камиля Якуба, 1963. — 84 страницы; Н. И. Фешин: Документы, письма, воспоминания о художнике / Составитель и автор комментариев Г.Могильникова. — Москва: Художник РСФСР, 1975. — 172 страницы; Balcomb Mary N. Nicholai Fechin. — Northland Press, Arizona, 1975. — 167 p. — ISBN 0-87358-140-7; Николай Иванович Фешин: набор открыток / Автор-составитель М.Юфит. — Москва: Изобразительное искусство, 1979. — 16 открыток; Ключевская Е.П., Цой В.А. Каталог произведений Н.И.Фешина до 1923 года. — Казань: Газетно-журнальное издательство, 1992. — 100 страниц; Hunt, David C.Nicolai Fechin’s Portraits from Life // American Art Review. — 2004. — Vol. XVI, No. 2. — P. 122—129; Тулузакова Г.П. Николай Фешин: Альбом. — Санкт-Петербург: Золотой век, 2007. — 480 страниц — (Русские художники. ХХ век). — ISBN 978-5-342-00105-2; Тулузакова Г.П. Николай Фешин. Натурный рисунок. — Казань: Информа, 2009. — 162 страницы — ISBN 5-903176-06-2; Тулузакова Г.П. Николай Фешин (издание 2-е). — Санкт-Петербург: Золотой Век, 2012. — 504 страницы — ISBN 978-5-905915-01-7
[700x521]
1881
Борис Федорович Шлецер (французское имя — Boris de Schloezer)
русский и французский писатель, музыкальный и литературный критик, философ, переводчик, автор повести "Секретный доклад".Борис Федорович Шлецер принадлежит к числу не столь редких для минувшего столетия людей науки и искусства, чей талант раскрылся не на родине, а на чужбине, — если это слово в данном случае можно применить к Франции, ставшей для него, без сомненья, вторым родным домом. У нас он известен прежде всего как друг и переводчик Шестова, меньше — как музыковед и литературный критик, и, кажется, совсем не известен как оригинальный писатель. Борис Шлецер родился в городе Витебск, Российская империя.
Из музыкальной семьи. Мать — бельгийка, пианистка, ученица Т.Лешетицкого (отсюда русско-французский билингвизм, позволивший ему свободно существовать в двух культурах); отец — правительственный чиновник, потомок известного российско-немецкого историка XVIII в. Августа Людвига фон Шлёцера, дядя — профессор Московской консерватории.
С сестрой Татьяной Шлёцер в детстве
Шлецер получил в детстве хорошее музыкальное образование, но отказался от карьеры пианиста и решил изучать общественные науки: в 1901 г. он кончил Брюссельский университет, защитив дипломную работу об «эгоизме». После возвращения в Россию молодой критик печатался в журналах «Золотое руно» и «Аполлон»; наиболее важной его работой, опубликованной в предреволюционные годы, была статья о Скрябине (Шлецера связывала с композитором не только тесная дружба, но и родство: Скрябин был женат на его сестре). В 1921 г. Шлецер покинул Россию и поселился в Париже. Вскоре он начал работать секретарем редакции «Ревю мюзикаль», одновременно сотрудничая с другими периодическими изданиями, в частности с авторитетным журналом «Нувель ревю франсез», где спустя некоторое время стал вести ежемесячную рубрику, — это сотрудничество продолжалось без малого сорок лет (с перерывом на военные годы), вплоть до 1957 г., когда он был вынужден прекратить работу из-за ухудшившегося состояния здоровья. Первая книга Шлецера, посвященная творчеству Скрябина и написанная еще в России, в 1919 г., вышла в 1923 г. в берлинском издательстве «Грани». Это, судя по всему, его единственное большое сочинение на русском языке: все последующие книги — «Игорь Стравинский» (1929), «Николай Гоголь» (1932, 1946 и, полностью переработанное издание, 1972), «Введение в творчество И.С.Баха, опыт музыкальной эстетики» (1947), «Проблемы современной музыки» (в соавторстве с Мариной Скрябиной, дочерью композитора; 1959, 1977) — написаны и изданы уже на французском (основные музыковедческие работы Шлецера переведены на английский, немецкий и испанский языки).
Борис Шлецер, 1902 год
Влияние личности и идей Шлецера в артистических и академических кругах послевоенной Франции было весьма значительным, хотя внешне и не столь заметным. «В силу ряда причин Борис Шлецер не был знаменит, — писал в «Монд» спустя два месяца после его смерти историк литературы и искусства Гаэтан Пикон. — Он чаще излагал свои мысли в устной, чем в письменной форме. Небольшая группа «шлецерианцев» составилась из тех, кто лично его знал, слышал... Шлецер внес решающий вклад в создание нового интеллектуального климата, преимуществами которого довелось в большей степени воспользоваться его последователям, нежели ему самому. Я не имею здесь в виду труд переводчика, чья роль, ограниченная посредничеством, изначально предполагает жертвенность. Однако нельзя не сказать, насколько важна для нас была именно работа Шлецера. Период, когда он начинает публиковать переводы русских классиков в издательстве Шифрина и появляться в кругах, близких к «Нувель ревю франсез», был поистине переломным. Позже у нас будут говорить об эпохе американского романа. В 1930-е же и последующие годы во французской литературе распространяется влияние романа русского — начиная от Жида и далее, через «Человеческий удел» Мальро, через «Солнце Сатаны» Бернаноса, «Черную кровь» Гийу, «Путешествие на край ночи» Селина, «Тошноту» Сартра, вплоть до «Чумы» Камю... Едва ли не всюду можно в это время обнаружить следы чтения «Записок из подполья», переведенных в 1926 г. Шлецером. С другой стороны, без него мы бы не узнали Шестова. А Шестов повлиял и на Габриеля Марселя, и на Камю, и, вероятно, на Батая. Но роль Шлецера далеко не исчерпывается посредничеством между культурами. Прежде всего мы знаем его как музыковеда... Одним из первых в довоенной Франции он показал значение венской школы, которой вскоре, после войны, предстояло определить пути развития французской музыки, — подтверждением может служить творчество Рене Лейбовица, Пьера Булеза...Он предвосхитил наиболее актуальные приемы анализа, поставив в новых терминах проблему природы художественного произведения, его отношения к автору, — говоря обобщенно, проблему отношения между субъективным и объективным...» Пикон подразумевает здесь созвучную идеям русского формализма, в то время еще неизвестного во Франции, концепцию мифического «я», которая была изложена Шлецером главным образом в его книге о Бахе. Хотя в 1960-е годы ослабевшее зрение не позволяло Шлецеру читать и работать за пишущей машинкой, он продолжал активную творческую деятельность до последних дней, записывая свои сочинения на магнитофон (в дальнейшей подготовке их к печати ему помогала жена). Именно в это время была написана его художественная проза: роман «Меня зовут никто» (1969), иллюстрирующий теорию мифического «я», и новелла «Секретный доклад» (1965), которая предлагается вниманию читателей НЛО. Это произведение прямо соотносится с комплексом излюбленных тем русского «серебряного века», подробно исследованным в недавней книге А.Эткинда: конфликт социальной инженерии и реальности жизненного цикла, коллективное спасение-преображение и его связь с «ампутацией пола», победа культурного над природным и т.д. Демонстрируя в своей философской притче возможные следствия соответствующих рационально-утопических идей, Шлецер вместе с тем ставит под вопрос и связанные с этими идеями направления религиозной мысли: полнота бессмертия, столь желанного для обитателей далекой планеты, оказывается неотделимой от полноты развоплощения, по ступеням которого им приходится последовательно подниматься. Борис Шлецер умер в Париже 7 октября 1969 года. Похоронен на кладбище Баньё.
Воздействие
Музыковедческие сочинения Шлёцера переведены на несколько языков, включая японский. Он оказал глубокое личное влияние на И.Бонфуа, Ж.Старобинского, композитора Андре Букурешлева. Воздействие его переводов Шестова, Достоевского, Л.Толстого, Бунина на французскую и европейскую литературу середины и второй половины XX в. от Камю до Кортасара было не слишком заметным внешне, но глубоким.
Сочинения: А.Скрябин: монография о личности и творчестве. Берлин: Грани, 1923; Gogol. Paris: Librairie Plon, 1932 (переизд. 1946); Introduction à J.-S. Bach; essai d’esthétique musicale. Paris: Gallimard, 1947; Mon nom est personne. Paris: Seghers, 1969; Alexandre Scriabine. Paris: Librairie des Cinq continents, 1975;
http://www.persee.fr/web/revues/home/prescript/art...oc_0035-2969_1962_num_3_4_6129 Другие публикации: Письма к П.Сувчинскому// Петр Сувчинский и его время. Москва: Композитор, 1999, стравницы 197-210.
Литература: Bonnefoy Y. Boris de Schloezer. Paris: Centre Georges-Pompidou; Aix-en-Provence: Pandora éditions, 1981; Kohler G.-B. Boris de Schloezer (1881—1969): Wege aus der russischen Emigration. Köln: Böhlau, 2003; Esclapez C. La musique comme parole des corps: Boris de Schloezer, André Souris et André Boucourechliev: essai. Paris: Harmattan, 2007
[525x700]
1882
Леон Кортес Кастро (испанское имя — Leon Cortes Castro)
костариканский государственный и политический деятель, президент Коста-Рики (1836-1940). Родился в Алахуэла, Коста-Рика. Во время своего пребывания на посту президента провел новые банковские реформы, которые поддерживали банановые плантации в южной части Тихого океана. Его администрацию часто называют «администрация железных прутьяв и цемента» из-за различных строительных проектов, которые были осуществлены во время его президентства, в т. ч. строительства аэропорта Ла-Сабана. Он был последним из группы консервативных президентов. На посту его сменил Рафаэль Анхель Кальдерон Гуардия. Умер в Сан-Хосе (Коста-Рика) 3 марта 1946 года.
[465x700]
1882
Мануэль Мария Понсе Куэльяр (испанское имя — Manuel María Ponce Cuéllar)
мексиканский композитор и музыкальный педагог. На многие из его произведений сильно повлияли гармония и форма традиционных песен. Понсе писал музыку для сольных инструментов, камерных ансамблей и оркестров. Его работы для фортепиано и гитары по числу превосходят всё остальное множество известных произведений, посвящённых другим сольным инструментам. На многие из его произведений сильно повлияли гармония и форма традиционных песен. Умер в Мехико 24 апреля 1948 года.
[469x700]
Могила Понсе в Мехико.
Награды: Национальная премия в области искусств и науки.
Музыка
Понсе писал музыку для сольных инструментов, камерных ансамблей и оркестров. Его работы для фортепиано и гитары по числу превосходят всё остальное множество известных произведений, посвящённых другим сольным инструментам.
Гитарная музыка
Гитарная музыка Понсе является основной частью инструментального репертуара, наиболее известной работы Variations and Fugue on 'La Folia' (1929). Также он написал концерт для гитары Concierto del sur, который посвящён его давнему другу и виртуозу гитары Андресу Сеговия. Его последняя известная работа Variations on a Theme of Cabezón была написана в 1948 году, за несколько месяцев до его смерти. Не совсем ясно, была ли это вариация, основанная на теме Antonio de Cabezón, или эта тема была работой учителя Понсе, органиста Энрико Босси: Canciones populares mexicanas, La pajarera, Por ti mi Corazon, La valentine; Sonata mexicana (1925); Thème varié et Finale (1926); Sonata III (1927); Sonata clásica (1928); Sonata romántica (1929); Suite en la Mineur (1929);Variations and Fugue on 'La Folia' (1929); Valse (1937); Sonatina meridional (1939); Variations on a Theme of Cabezón (1948). Согласно устным свидетельствам и современной прессе, композитор сам был очень хорошим исполнителем на фортепиано.
Работы для фортепиано
Согласно устным свидетельствам и современной прессе, композитор сам был очень хорошим исполнителем на фортепиано: Quatro Danzas Mexicanas; Intermezzo;Balada Mexicana Version for Piano solo and Piano and Orchestra; Mazurcas Concierto romantic; Scherzino a Debussy; Scherzino mexicano; Estudios de concierto; Elegía de la ausencia; Tema mexicano variado; Suite cubana; Concerto para piano; Rapsodia Cubana; Rapsodias Mexicanas. Понсе взаимодействовал со многими важными артистами мексиканской вокальной сцены.
Песни
Понсе взаимодействовал со многими важными артистами мексиканской вокальной сцены: Adiós mi bien; Aleluya; Alevántate; Cerca de tí; Cinco poemas chinos; Cuatro poemas de F.A. de Icaza; Dos poemas alemanes; Dos poemas de B. Dávalos; Estrellita (1912); Forse; Ho bisogno; Insomnio; Isaura de mi amor; La pajarera; Lejos de tí; Lejos de tí II; Marchita el alma; Necesito; Ofrenda; Poema de primavera; Por tí mi corazón; Romanzeta; Sperando, sognando; Seis poemas aracáicos; Serenata Mexicana; Soñó mi mente loca; Tal vez; Toi; Tres poemas de E. González Martínez; Tres poemas de M. Brull; Tres poemas de Lermontow; Tres poemas de R. Tagore; Tres poemas franceses; Tú; Último ensueño; Una multitud más.
Обработки народных песен: A la orilla de un palmar; A ti va; Acuérdate de mí; Adiós mi bien; Ah, que bonito; Cerca de mí; Cielito lindo; Cuiden su vida; China de mi alma; De tres flores; Dolores hay; Dos seres hay; El bracer; El desterrado; Estrella del norte; Hace ocho meses; La barca del marino; La despedida; La ola; Palomita; La palma; La peña; La visita; Nunca, nunca; Ojitos aceitunados; Oye la voz; Para amar sin Consuelo;Para qué quiero la vida; Perdí un amor; Perdida ya toda esperanza; Pobre del hombre pobre;Por esas calles; Por tí mujer;Que chulos ojos;Que lejos ando; Que pronto; Quisiera morir; Si alguna vez; Si eres receuerdo; Si algúna ser; Son las horas; Soy paloma errante; Te amo; Todo pasó; Trigueña Hermosa; Valentina; Ven oh luna; Vengo a saber si tú me amass; Voy a partir; Ya sin tu amor; Yo me propuse; Yo mismo no comprendo;Yo te quiero.
Камерная музыка: Trio romántico, для скрипки, виолончели и фортепиано; Canción de otoño, для скрипки и фортепиано; Sonata a dúo, для скрипки и альта (1936–1938); Sonata, для виолончели и фортепиано; Sonata, для гитары и клавесина.
Оркестровые работы: Chapultepec; Cantos y danzas de los antiguos mexicanos; Instantáneas mexicanas; Poema elegiac; Ferial.
Концерты: Concierto Romántico for piano and orchestra (1910); Concierto del sur for guitar and orchestra (1941); Concierto para violín y orquesta (1943).
Замечания о работах
Важная группа произведений Понсе была ранее не известна общественности пока его самопровозглашенный преемник Карлос Васкес, мексиканский исполнитель фортепианной музыки и педагог, который учился вместе с Понсе, не объявил, что сохранил большую часть оригинальных рукописей и передал большинство из них в дар Национальной школе музыки (УНАМ) в Мехико, а аналитический каталог его произведений может быть опубликован. Будучи совершенно неординарным человеком, Понсе был еще и величайшим мистификатором. Его классическую сонату для гитары, например, еще в 2000-х относили к сочинениям знаменитого в свое время лютниста Людвига Вейсса, пока каким-то образом все не вскрылось. И совсем непонятная история с 24 прелюдиями, которые исполнялись под разными именами, в т.ч. и Андресом Сеговия. Одну из мелодий Понсе в различных обработках всё ещё можно слышать сегодня в композиции «Estrellita» (1912).
Библиография и источники: Музыкальный энциклопедический словарь / Главный редактор Г.В.Келдыш. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — страница 435 — ISBN 5-85270-033-9; Corazón Otero: Manuel M. Ponce y la guitarra, Mexico 1980. First published in English by Musical New Services Limited, UK in 1983, 1994 ISBN 0-933224-84-2; Andrés Segovia, Manuel M. Ponce, Miguel Alcázar, Peter Segal: «The Segovia — Ponce Letters», Columbus, OH, Editions Orphée, 1989 ISBN 0-936186-29-1; Ricardo Miranda Pérez, Grove Music Online.
[494x700]
1883
Людвиг Бервальд (немецкое имя — Ludwig Berwald)
чешский и немецкий математик. Основные труды относятся к дифференциальной геометрии, в частности, финслеровой геометрии. Ему принадлежит значительный вклад в общую теорию финслеровых пространств, его именем названо пространство Бервальда — Моора. Родился в городе Прага, Королевство Богемия, Цислейтания, Австро-Венгрия, в немецкоговорящей еврейской семье, владеющей книжными магазинами в центре города. Образование получил сначала в пражской, а затем в мюнхенской гимназии (после переезда семьи в Мюнхен). Окончил Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, защитив докторскую диссертацию в 1908 году. После этого Бервальд получил приглашение работать ассистентом немецкого математика Генриха Буркхарда (немецкое имя — Heinrich Burkhardt), которым не смог воспользоваться из-за проблем со здоровьем. Через несколько лет он стал лектором в Немецком университет в Праге (Karl-Ferdinands-Universität), где получил сначала место экстраординарного профессора (1922) и через два года — полного профессора. В 1929 году стал главой математического факультета этого университета, сменив на этом месте ушедшего на пенсию Георга Пика. В октябре 1941 года Людвиг Бервальд вместе со своей женой Хедвигой был этапирован в Лодзинское гетто, где Хедвига скончалась 27 марта, а Людвиг — 20 апреля 1942 года. Важнейшие работы относятся к дифференциальной геометрии, в которой он изучал пространства Картана. Некоторые его результаты включены в классический учебник по геометрии В.Бляшке.
[466x699]
1883
Александр Иванович Евдокимов
советский стоматолог, один из основоположников стоматологии в СССР, создатель научной школы, заместитель директора по научной работе Центрального научно-исследовательского института стоматологии, член-корреспондент Академии Медицинских Наук СССР, заслуженный деятель науки РСФСР. Родился в селе Новая Слободка Шигровского уезда Курской губернии, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. В 1902 году окончил земскую фельдшерскую школу, работал фельдшером медицинского участка. В 1908 году перешёл на работу в хирургическое отделение Курской губернской больницы. В 1909-1912 годах учился в Московской зубоврачебной школе, затем преподавал в ней. Высшее медицинское образование получил в городе Юрьев (1914), а затем в Воронеже, куда был эвакуирован медицинский факультет Юрьевского университета. В 1919 году окончил медицинский факультет Воронежского университета и был призван в Красную Армию, участвовал в гражданской войне в качестве старшего полкового, бригадного и дивизионного врача. В 1922 году был отозван из армии и по предложению наркома здравоохранения РСФСР назначен директором Государственного института стоматологии и одонтологии (до 1930). В 1930-1932 годах заведующий кафедрой стоматологии в Центральном институте усовершенствования врачей, в 1933-1934 годах – в Воронежском медицинском институте, в 1934-1938 годах – во 2-м Московском медицинском институте. В 1938-1963 годах заведующий кафедрой хирургической стоматологии. Одновременно с 1940 года заместитель директора института по научной и учебной работе, а в 1943-1950 годах директор. Во вновь созданном в 1962 году Центральном НИИ стоматологии А.И.Евдокимов занимал должность заместителя директора по научной работе (1963-1968). В 1957 году он был избран членом-корреспондентом Академии Медицинских Наук СССР. Опубликовал свыше 150 научных работ, ряд монографий. Его научные исследования охватывают широкий круг вопросов, в том числе пародонтоз, кариес зубов, воспалительные процессы и новообразования челюстно-лицевой области, травмы, восстановительные операции. Разработке проблемы пародонтоза он придавал первостепенное значение. Этому заболеванию посвящена его докторская диссертация (1940). Он сформулировал концепцию патогенеза пародонтоза, которая впоследствии была подтверждена экспериментальными исследованиями. Он внёс большой вклад в разработку проблем хирургической стоматологии, предложил классификацию острых гнойных одонтогенных воспалительных процессов, выделил как отдельную нозологическую форму периостит. Им и его учениками детально изучены этиология, патогенез, клиника и лечение воспалительных процессов костных и мягких тканей челюстно-лицевой области. Большое внимание А.И.Евдокимов уделял хирургическому лечению переломов челюстей (операции наложения проволочного шва, клеевой остеосинтез), новообразованиям челюстей и слюнных желёз, проблемам восстановительной хирургии челюстно-лицевой области (предложил операцию при врождённой расщелине губы, микростоме, применял пластику с помощью филатовского стебля). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1963 года за большие заслуги в развитии советской медицинской науки и здравоохранения и в связи с восьмидесятилетием со дня рождения Евдокимову Александру Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Он сыграл важную роль в организации стоматологического образования в стране. По его инициативе созданы кафедра и клиника стоматологии в Воронежском медицинском институте (1932), стоматологическая клиника во 2-м Московском медицинском институте (1934), кафедра и клиника хирургической стоматологии в Московском медицинском стоматологическом институте (1936). Он также участвовал в разработке планов и программ для стоматологических вузов. Заметный вклад внёс и в военную стоматологию. В этой области итоговой была его работа «Организация помощи челюстно-лицевым раненым в эвакогоспиталях Союза СССР» (1942). Проблемы восстановительной хирургии нашли отражение в учебнике «Хирургическая стоматология» (1959; 1964, в соавторстве). Многие годы он был почётным председателем созданных по его инициативе Всесоюзного и Всероссийского научных обществ стоматологов, почётным членом Московского, Украинского, Болгарского обществ стоматологов и Чехословацкого медицинского общества имени Я.Пуркинье. Скончался 1 сентября 1979 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 3). Доктор медицинских наук (1940), профессор, заслуженный деятель науки РСФСР (1956). Награждён 4 орденами Ленина (11 июля 1945, 16 октября 1951, 15 сентября 1961, 18 декабря 1963), орденом Октябрьской Революции (14 декабря 1973), медалями.
Сочинения: Топографическая анатомия полости рта, Москва-Ленинград, 1930 (совместно с Н.Ш.Мелик-Пашаевым); Хирургическая стоматология, 2-е издание, Москва, 1950 (совместно с И.Г.Лукомским и И.М.Старобинским).
1883
Афанасий Бехнам Калиан
архиепископ багдадский Сирийской католической церкви с 6 августа 1929 год по 17 февраля 1949 года. Афанасий Бехнам Калиан родился в городе Мосул, Ирак. 19 июля 1908 года Афанасий Бехнам Калиан был рукоположён в священника. 26 февраля 1921 года Римский папа Пий XI назначил Афанасия Бехнама Калиана вспомогательным епископом антиохийской епархии и титулярным епископом Батны Сирийской. 19 июля 1922 года Афанасий Бехнам Калиан был рукоположён в епископа. 6 августа 1929 года Святейший Синод Сирийской католической церкви выбрал Афанасия Бехнама Калиана архиепископом Багдада. Умер в городе Багдад, Ирак, 17 февраля 1949 года.
1883
Мориц Миронович Шлуглейт (сценический псевдоним — Миронов)
русский и советский театральный актёр, издатель, антрепренёр и администратор. Родился в городе Житомир, Российская империя, в купеческой семье. Окончил юридический факультет Киевского университета. До революции (с 1904 года) — актёр театров Одессы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Саратова и других городов России, затем служил в антрепризе В.П. и Е.М.Суходольских в Москве. В 1915 году гастролировал по югу России с собственной «труппой М.М.Шлуглейта и К.И.Кареева». В 1916 году стал директором-распорядителем Камерного театра А.Я.Таирова, что не спасло театр от закрытия. Совместно с Александром Яковлевичем Бронштэном основал типолитографию и издательство «М. Шлуглейт и Ал. Брон-Штэн» (1917), публиковавшее книги по искусству и просуществовавшее недолго. В 1918 году приобрёл у А.Ф.Корша Товарищество Театра Корша, директором которого был в 1917—1925 годах («Новый Корш», с 1920 года — 3-й театр РСФСР «Комедия»). Пригласил в новую труппу М.М.Климова, М.М.Блюменталь-Тамарину, В.О.Топоркова, А.П.Кторова, Е.М.Шатрову, режиссёров А.П.Петровского, В.Г.Сахновского, А.А.Санина, художественным руководителем театра назначил Н.М.Радина. Поначалу арендовал под театр кафе «Питтореск» в пассаже Сан-Галли. В 1920 году организовал при театре студию, для которой сам подбирал педагогов. Жил на Большой Дмитровке, № 9. В 1925 году был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и выслан из Москвы, в том же году в красноярской ссылке организовал театр «СибКорш» (позже переведённык в Иркутск и заложивший основы современного театрального искусства в этом городе), потом был директором Объединения драматических театров Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 1930 году стал организатором Свердловского театра драмы. По возвращении в Москву в 1932 году работал заместителем директора театра В.Э.Мейерхольда (ГосТиМ), организовавал строительство новых этажей для актёров театра в бывшем доходном дом Николая и Михаила Армянских на Спиридоновке, № 9/2, на углу Гранитного переулка (где поселился и сам). В 1934—1936 годах — директором Московского драматического театра имени ВЦСПС (художественный руководитель А.Д.Дикий). Автор статей в театральной печати. Арестован повторно 27 марта 1938 года. Умер вскоре после освобождения в 1939 году.
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Известен портрет М.М.Шлуглейта работы Ф.А.Малявина (1922).
Семья
Сын от первого брака — Генрих Морицевич Шлуглейт (1907—1983), балетовед, писал статьи для журналов и энциклопедий. Вторая жена — Александра Михайловна Скуратова (1903—1973), актриса Калужского театра драмы и московского Театра сатиры (вторым браком замужем за актёром В.А.Лепко). Дочь — Мария Морицевна Скуратова (1933—2023), актриса Центрального академического театра Российской армии, заслуженная артистка России (2010). Была замужем за композитором Владимиром Рубиным. Братья — театральный администратор Илья Миронович Шлуглейт (13 мая 1897 — 23 июля 1954), директор Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (1926—1929, 1931—1941, 1946—1953), директор-распорядитель Ансамбля народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева (1944—1946), муж балерины Викторины Кригер; Лазарь Миронович Шлуглейт (1894—1961), художник-прикладник; Евфимий Миронович Шлуглейт (1889—1956), инженер.
Театрально-организационная деятельность
В 1917—1925 годы — директор театра Корша.
В 1925—1929 годы — директор Объединения драматических театров Восточной Сибири и Дальнего Востока.
В 1930—1932 годы — директор Свердловского театра драмы.
В 1932—1934 годы — заместитель директора театра имени В.Мейерхольда.
В 1934—1936 годы — директор театра ВЦСПС.
1884
Срджан Будисавлевич (сербохорватское имя — Срђан Будисављевић / Srđan Budisavljević)
министр внутренних дел Югославии с 27 марта по 14 апреля 1941 года, состоявший во Временном правительстве Демократической Федеративной Югославии. Известен как один из немногих югославских довоенных политиков, не проявлявший какую-то серьёзную склонность к конкретным политическим силам. Родился в городе Пожега, Австро-Венгрия, ныне Хорватия. Серб по происхождению. По образованию юрист, работал адвокатом. C 1906 года был депутатом Хорватского Сабора в составе Хорватско-сербской коалиции. Был участником Загребского судебного процесса 1909 года против 53 членов Сербской независимой партии, в ходе которого чуть сам не оказался на скамье подсудимых. В годы Первой мировой войны несколько раз был арестован. 14 марта 1911 на 22-м заседании Сабора королевства Хорватии, Славонии и Далмации была представлена книга «Речь доктора Срджана Будисавлевича, национального защитника Брлогского уезда» (серб. Говор Дра Срђана Будисављевића народног заступника котара брлошког), в которой Будисавлевич обвинил Джордже Настича, проавстрийски настроенного политика, в инициировании процесса и сговоре с полицией Загреба. Позднее Срджан ушёл из Хорватско-сербской коалиции, поскольку его мнение зачастую неучитывалось. В начале 1918 года он начал участвовать в собраниях различных групп и партий Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, поддерживавших идею о создании единой Югославии. С 1 января 1918 Срджан начал издавать газету «Голос словенцев, хорватов и сербов» (сербское название — Словенаца, Хрвата и Срба). В октябре 1918 года участвовал в создании Народного вече словенцев, хорватов и сербов и стал его секретарём.
Во главе Независимой демократической партии
В 1936 году после смерти Светозара Прибичевича Будисавлевич возглавил Независимую демократическую партию, а затем и организовал Крестьянско-демократическую коалицию в югославском парламенте. В 1939 году был назначен министром социальной политики после подписания соглашения Цветковича-Мачека.
В годы Второй мировой войны
24 марта 1941 после новостей о том, что Югославия собирается вступить в Тройственный пакт, по стране прокатилась волна массового возмущения и недовольства, а в правительстве начались отставки. Правительство покинули Бранко Чубрилович и Михайло Константинович. Через три дня произошел государственный переворот, инициированный Душаном Симовичем, и Будисавлевич получил должность министра внутренних дел. Сразу же Будисавлевич принял решение немедленно сжечь все документы из уголовных дел против членов Коммунистической партии Югославии, чтобы те не попали в руки немцев. 15 апреля 1941 после краха югославской армии и разгрома со стороны вермахта Будисавлевич на самолёте из Никшича немедленно покинул страну, оставаясь в эмиграции до июня 1944 года. Король Пётр II после долгих уговоров от союзников распустил правительство и благодаря стараниям Ивана Шубашича договорился с Иосипом Брозом Тито о создании коалиционного «временного» правительства. Будисавлевич, оказывая моральную поддержку Шубашичу, в глубине души не верил не только в то, что правительство сумеет удержать страну от распада — он сомневался вообще в возможности его существования хоть какое-либо время, поэтому исключил своё возможное участие в работе правительства.
Коалиционное правительство
В январе 1945 года Иосип Броз Тито и Иван Шубашич договорились, что от имени короля в правительстве будут присутствовать три его представителя: серб, хорват и словенец. Будисавлевичу посчастливилось попасть в эту группу представителей вместе с Анте Мандичем и Душаном Сернецом. Решение об этом принял король Пётр II 2 марта 1945. 5 марта были распущены и королевское, и титовское правительства, а 7 марта было сформировано новое правительство, которое принесло присягу. Стараниями Будисавлевича в правительство был принят Сава Косанович на должность министра информации. Королевские представители, несмотря на свои старания, не сумели убедить ни членов правительства, ни население страны в своей правоте и заставить их отказаться от поддержки коммунистов. 11 ноября 1945 правительство было распущено в преддверии выборов, а 30 ноября 1945 Скупщина приняла решение об упразднении монархии. После создания социалистической Югославии Будисавлевич остался жить в новой стране и занялся написанием книг: в 1958 году в Загребе вышла его книга «Рождение государства сербов, хорватов и словенцев» (сербское название — Стварање државе Срба, Хрвата и Словенаца). В этой книге он активно раскритиковал Николу I Петровича, короля Черногории, которого представлял как ярого союзника Австро-Венгрии и противника сербско-черногорского единства. Умер в городе Загреб, Хорватия, СФРЮ, 20 февраля 1968 года.
Литература: Opća enciklopedija JLZ; Petranović, Branko: Istorija Jugoslavije 1918-1988, u tri knjige, Beograd: Nolit, 1988; Šepić, Dragovan: Vlada Ivana Šubašića, Zagreb: Globus, 1983; Radelić, Zdenko: Hrvatska seljačka stranka 1941.-1945., Zagreb: Hrvatski institut za povijest, 1996; Karaula, Željko: Budislav Budisavljević-Prijedorski, Pomenci iz moga života, Bjelovar, Tiskara Horvat, 2012; Петрановић, Бранко. Србија у Другом светском рату 1939—1945 — Београд: Војноиздавачки и новински центар, 1992; Tomasevich, Jozo. War and Revolution in Yugoslavia, 1941–1945: The Chetniks — Stanford: Stanford University Press, 1975. — ISBN 978-0-8047-0857-9.
1884
Юхан Карл Кемпе (шведское имя ― Johan Carl Kempe)
шведский промышленник, владелец компании «Му о Думшё АБ» (Mo och Domsjö AB; позднее ― Holmen), одного из крупнейших предприятий в сфере целлюлозно-бумажной промышленности Швеции. Также принимал участие в работе ряда других компаний семьи Кемпе. Был серебряным призером по теннису на летних Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме. Карл Кемпе родился в городе Стокгольм, Швеция, в семье промышленника Франса Кемпе. Окончил среднюю школу также в Стокгольме, затем, в 1903-1905 годах, учился в Уппсальском университете, а в 1906 году начал работать на «Му о Думшё АБ». Сменил отца на посту генерального директора «Му о Думшё АБ» в 1917 году. Компания, которую он принял от своего отца, изначально сохраняла многие черты традиционных технологий заготовки лесоматериалов, но благодаря усилиям Карла Кемпе, который уделял большое внимания инвестициям в исследования и разработки, она превратилась в современное предприятие химической промышленности.

Карл Кемпе в замке Экольсунд
Кемпе сам утверждал, что он проводил время в университете в основном за игрой в теннис и карты, а также беря уроки танцев. Благодаря первому из этих увлечений он смог на летних Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме выиграть серебряную медаль в мужской зальном парном зачёте (совместно с Гуннаром Сеттервалем). Умер в приходе Хусбю-Шутолифт, Швеция, 8 июля 1967 года.
Литература: Gunnar Unger, "Kempe, Johan Carl", Svenskt biografiskt lexikon, Vol. 21 (1975–1977), pp. 58–60.
1884
Чарльз Армингтон Робинс (Charles Armington Robins)
22-й губернатор Айдахо. Клэренс Армингтон Робинс родился в городке Дефайанс, штат Айова, США. Когда он был ещё ребёнком, семья переехала в Колорадо. В 1907 году в Колледже Уильяма Джуэлла (англ.)рус. в Миссури Робинс получил степень бакалавра. После этого он работал учителем в штатах Монтана, Миссури и Миссисипи. В 1917 году Робинс окончил Медицинский колледж Раша (англ.)рус. в Чикаго и устроился в больницу общего профиля в Цинциннати. Политическая карьера Робинса началась в 1938 году с избрания в Сенат Айдахо. Впоследствии ему удалось переизбраться ещё три раза. Он ушёл в отставку, когда узнал о смерти доктора в городке Сент-Мэрис (англ.)рус. в Айдахо, привёдшей к недостатку квалифицированного медицинского персонала. В 1946 году Робинсу удалось победить на губернаторских выборах Айдахо от республиканской партии. Он стал первым губернатором, избранным, согласно новой редакции конституции штата, на четырёхлетний срок. Робинс положил начало обширной модернизации систем здравоохранения, образования и социального обеспечения. За время его правления более тысячи школьных округов были объединены в менее чем две сотни. Бюро помилований было расформировано, вместо него было создано Бюро исправительных наказаний. В 1951 году, после окончания губернаторских полномочий, Робинс попытался избраться в Сенат, но неудачно. Он возглавил Бюро медицинского обслуживания по северному Айдахо. Робинс находился в этой должности до 1958 года. Клэренс Робинс был женат на Маргерите Кранберри. Он скончался в городе Льюистон, штат Айдахо, США, 20 сентября 1970 года.
Литература: Nancy Capace. Encyclopedia of Idaho. — North American Book Dist LLC, 2001. — Стораница 134. — 415 страниц. — ISBN 0403096065.