• Авторизация


8 декабря родились... 08-12-2025 04:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Rochus_von_Liliencron1 (525x700, 371Kb)
1820
Рохус Вильгельм Трауготт Генрих Фердинанд фон Лилиенкрон (немецкое имя — Rochus von Liliencron)
немецкий барон, германист, историк литературы, главный редактор 56-томной биографической энциклопедии «Всеобщая немецкая биография». Дипломат. Родился в городе Плён, земля Шлезвиг-Гольштейн, Германия. Изучал теологию, затем право и немецкую филологию в университетах Киля и Берлина. В 1848 защитил докторскую диссертацию «Über Neidhardts höfische Dorfpoesie». До 1847 изучал в Копенгагене северогерманские древности, затем был приват-доцентом в Бонне. В 1852 — экстраординарный профессор немецкого языка и литературы Йенского университета. С начала 1849 года выполнял дипломатические функции, представляя интересы Шлезвиг-Гольштейна в Берлине. В 1855 стал придворным библиотекарем эрнестинского герцогства в Саксен-Мейнингене. В 1869 переселился в Мюнхен. В 1876 был избран прелатом монастыря Святого Иоанна в Шлезвиге. Был действительным членом Академии наук в Геттингене и членом Баварской академии наук.
Rochus_von_Liliencron (507x700, 238Kb)
Его племянником был крупнейший немецкий поэт второй половины XIX — начала XX века Детлев фон Лилиенкрон (1844—1909). Автор многих литературно-исторических трудов. Собрал и в 1854 г. издал сборник старинных немецких песен и поговорок («Lieder und Sprüche aus der letzten Zeit des Minnesangs»). По поручению «Исторической комиссии», учрежденной 1858 в Мюнхене собрал «Historische Volkslieder der Deutschen vom 13.—16. Jahrh». (1865—1869 в 4 томах, с приложением). Вместе с профессором Вегеле в Вюрцбурге возглавил работы по организации сбора материалов, написанию статей и редактировал фундаментальную немецкую биографическую энциклопедию — Allgemeine Deutsche Biographie, выходившую в 1875—1912 годах. Было опубликовано 56 томов, в которые вошли биографии 26 500 людей, живших на территории Германии, которые умерли до 1900 года. Также вошли биографии живших в Нидерландах до 1648 года. Подготовил музыкальный раздел для книги Германа Пауля «Основы германской филологии» (1898), участвовал в изданном двухтомнике «Deutsche Nationallitteratur», из которых в одном, под заглавием «Deutsches Leben im Volkslied um 1530» (1885) поместил лучшие немецкие народные песни XVI-го века. Умер в Кобленце 5 марта 1912 года.
Rochus-von-LiliencronGrab (525x700, 564Kb)
Похоронен на кладбище Луизенфридхоф II в Берлине
Избранные произведения: «Zur Runenlehre» (в соавторстве, Галле 1852); «Ueber die Nibelungenhandschrift С» (Веймар, 1856); «C. E. F. Weyse und die dänische Musik seit dem vorigen Jahrh.» (Raumer-Riehl «Histor. Taschenbuch», 5-я серия, 8-й год, 1878); «Über den Chorgesang in der evang. Kirche» ("Zeit- und Streitfragen, Тетрадь 144, 1881); «Deutsches Leben im Volkslied um 1830» (Штутгарт, 1885); «Liturgisch-musikalische Geschichte der evangelischen Gottesdienste von 1523—1700» (1893); «Über Entstehung der Chormusik innerhalb der Liturgie» («Magdeb. Evang. K.-Ztg.»); «Introitus, Graduale, Offertorium, Communio» («Siona», X. 9 до XI. 4); «Die Vespergottesdienste in der evangelischen Kirche» (Vierteljahrsschrift für MW., 1894); «Die Chorgesänge des lateinischen Schuldramas im 16. Jahrh.» (там же, 1891). Источник: Лилиенкрон, Рохус // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1820
Томас Фрер (Thomas Frere)
один из основателей американских шахмат, организатор и автор шахматного учебника. Установил правила шахматных соревнований. Фрер был лично знаком с Морфи (Morphy) и Стейницем (Steinitz), и сыграл большую роль в основании таких американских шахматных учреждений, как американский Шахматный Конгресс и Манхэттанский Шахматный Клуб. Умер в 1900 году.

Charles_François_Defremery]___Ch_[...]Reutlinger_Carl_btv1b84529057 (483x700, 186Kb)
1822
Шарль Франсуа Дефремери (французское имя — Charles François Defrémery.)
французский востоковед (арабистика, иранистика). Родился в городе Камбре департамент Нор, Франция. Профессор арабского языка в Коллеж де Франс. Член французского Азиатского общества. Член Академии надписей и изящной словесности. С 1860 года — член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук. Издал переводы ряда сочинений арабских и персидских авторов, в том числе Мирхонда, Саади и Хондемира. Автор многочисленных работ, опубликованных под общим заглавием «Mémoires d’histoire orientale». Умер в городе Сент-Валери-ан-Ко (департамент Приморская Сена, Франция) 18 августа 1883 года. Труды: Histoire des sultans du Kharezm, par Mirkhond. Texte persan, accompagné de notes historiques, géographiques et philologiques (1842); Histoire des Samanides, par Mirkhond. Texte persan, traduit et accompagné de notes critiques, historiques et géographiques (1845); Voyages d’Ibn-Bartoutah dans la Perse, l’Asie Centrale et l’Asie Mineure (4 volumes, 1853—1859); Mémoires d’histoire orientale, suivis de Mélanges de critique, de philologie et de géographie (1854—1862); Gulistan, ou le Parterre de roses, par Sadi, traduit du persan et accompagné de notes historiques, géographiques et littéraires (1858). Литература: Fück J. Die arabischen Studien in Europe. — Leipzig, 1955. — S. 202.

Jakov_Ignjatovic_Novak_Radonić (581x700, 386Kb)
1822
Яков Игнятович (сербское имя — Јаков Игњатовић)
сербский писатель. Член-корреспондент Сербской королевской академии наук (с 1888). Один из основателей реалистического направления в сербской литературе. Родился в Сентендре Австрийская империя (ныне медье Пешт, Венгрия), в семье торговца. Изучал право в университете Пешта, однако впоследствии вынужден был его оставить, решив стать военным. Записался в гусарский полк. Во время прохождения военной службы сумел завершить обучение юриспруденции в городе Кечкемет. После чего, ушёл в отставку, работал адвокатом. В это время начал заниматься литературной деятельностью. Участник революции 1848 в Венгрии. После поражения восстания Игнятович вынужден был в 1849 году бежать за границу. Поселился в Белграде (Сербское княжество), где работал в качестве журналиста до 1850 года. В 1854 путешествовал по Европе. В 1854—1856 годах издавал печатный орган просветительского общества Матица сербская — «Летопись Матицы сербской». С 1863 до 1879 года работал адвокатом в Осьечко-Бараньска в Хорватии, был сотрудником патриарших усадеб Верхней митрополии. Позже стал активным членом Национально-либеральной партии Светозара Милетича, объединявшей сербов Венгрии. Выступал за тесный союз между венграми и сербами против политики австрийского правительства. В дальнейшем это привело к ухудшению отношений между Игнятовичем и представителями сербской общины Воеводины. В 1888 году был избран членом-корреспондентом Сербской королевской академии наук. Умер в городе Нови-Сад (ныне Воеводина, Сербии) 5 июля 1889 года.
Jakov_Ignjatović_1975_Yugoslavia_stamp (568x700, 367Kb)
Яков Игнятович на почтовой марке Югославии. 1975 г.
Автор исторический романов и повестей. Писал на сербском и венгерском языках. Первым крупным произведением Я. Игнятовича был исторический роман «Джордж Бранкович», написанный в 1859 году. В этом романе, а также повестях «Кровь за род» (1862), «Манзор и Джемила» (1860), написанных в романтическом духе, изображена борьба сербов и венгров против турецкого ига. Роман Игнятовича «Милан Наранджич» (1860—1863 годы), посвящённый жизни современной ему Воеводины, знаменовал переход писателя к реализму. Игнятович стал одним из основателей реалистического направления в сербской литературе. В романах «Странный мир» (1869), «Васа Решпект» (1875), «Вечный жених» (1878), «Страдалица» (1888) писатель отобразил картину воеводинского общества в период исчезновения патриархальных устоев, рисует образы буржуазии, которая защищает патриархальные отношения. В романе «Старые и новые мастера» (1883), идеализируя старые «добрые» времена — эпоху феодально-цеховых ремёсел, Игнятович резко критикует новые социалистические веяния. Внимание к социальным аспектам современности (в том числе, к тяжелому положению села, крестьянства), острота социальных характеристик героев, склонность к поэтизации обыденного и юмор сочетаются в манере Игнятовича с некоторой заданностью, статичностью характеристик персонажей, с тяготением писателя к авантюрно-юмористической стихии повествования. Игнятович писал на несколько архаичном языке сербских горожан, развивавшемся в венгерском окружении и не имел непосредственного отношения к истокам народной речи. Это стало одной из причин, которые несколько нивелировали значимость реалистических начинаний Игнятовича в современном ему литературном процессе. Литература: Большая советская энциклопедия. — Москва : Советская энциклопедия. 1969—1978; Глигорић В., J. Игњатовић, Београд, 1949; Скерлић J., J. Игњатовић, Београд, 1965.

Beketov (642x700, 278Kb)
1825
Андрей Николаевич Бекетов
русский ботаник-эволюционист, педагог, популяризатор и организатор науки, общественный деятель. Основоположник географии растительности в России. Член-корреспондент (1891) и почётный член (1895) Санкт-Петербургской Академии наук. Заслуженный ординарный профессор Санкт-Петербургского университета. Дед А.А.Блока. Брат Н.Н.Бекетова. Родился в семье морского офицера. После окончания Санкт-Петербургской гимназии поступил в Санкт-Петербургский университет на факультет восточных языков. В 1842 году после второго курса ушёл юнкером в лейб-гвардии егерский полк, однако вскоре оставил военную службу и поступил (1845) вольнослушателем на естественный факультет Казанского университета, который окончил в 1849 году. После завершения университетского обучения в течение трёх лет преподавал естествознание в Тифлисской гимназии, одновременно изучая и описывая флору Закавказья, за что в 1853 году в Санкт-Петербурге получил степень магистра-ботаника. Успешная защита в 1858 году в Москве докторской диссертации «О морфологических отношениях листовых частей между собою и со стеблем» позволила Бекетову в следующем году занять кафедру ботаники в Харьковском университете. С 1861 по 1897 год работал в Санкт-Петербургском университете (экстраординарный профессор по кафедре ботаники, заведующий кафедрой ботаники), в 1867—1876 годах декан физико-математического факультета, с 1876 по 1883 год — ректор университета. Своей долговременной профессорской деятельностью Бекетов содействовал появлению целого ряда русских учёных ботаников, из которых многие потом заняли университетские кафедры. «Его лекции, которые пришлось слушать нам в самом начале 1880-х годов, в 1881—1882, давали нам много — частью благодаря их резкому отличию от гимназического преподавания, частью потому, что в них чувствовалась самостоятельная научная мысль»,— вспоминал благодарный ученик. По инициативе Бекетова при университете был устроен ботанический сад, своим развитием много обязанный его трудам и заботам. Инициатор создания Высших женских курсов в Санкт-Петербурге, которые с самого возникновения были предметом непрерывных забот и попечений Андрея Николаевича в качестве председателя комитета по организации этих курсов. Он руководил ими вплоть до преобразования их в 1889 году. В 1861—1863 годах Бекетов редактировал «Вестник Императорского Русского географического общества». Был секретарём Вольного экономического общества и редактором его «Трудов», а с 1891 года — вице-президентом. Совместно с Х.Я.Гоби Бекетов организовал издание первого русского чисто ботанического журнала «Ботанические записки» (Scripta Botanica). С 1892 по 1897 год состоял редактором отдела биологических наук в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Андрей Николаевич принимал также весьма деятельное участие в работе съездов русских естествоиспытателей и врачей, на которых не раз избирался в председатели. Он один из учредителей Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей и редактор (1870—1880 годы) его «Трудов».
Initiators_of_Bestuzhev_courses (700x659, 244Kb)
А.Н.Бекетов с благодетельницами Бестужевских курсов
По воспоминаниям В.И.Вернадского, «А.Н.Бекетов <…> был живым, культурным общественным деятелем. <…> Высшие женские курсы, университет, Вольное Экономическое и другие учёные общества, широкая популяризация естествознания, постоянное общение с молодёжью брали большую часть его времени в течение всех лет его профессуры. Однако никогда при этом А.Н.Бекетов не бросал научных занятий, он был всю жизнь всецело предан науке». Бекетов как ботаник сложился ещё до работ Дарвина; при этом его мысль независимо работала в областях, смежных с теми, которые стали господствующими после 1859 года, и к охватившему науку эволюционному учению он отнёсся «как самостоятельно мысливший в том же направлении последователь. Он подходил к эволюционному учению до Дарвина и независимо от него и навсегда сумел сохранить к нему критическое отношение человека, самостоятельно обрабатывавшего окружающие явления под другим, независимым от ставшего вскоре господствующим научного мировоззрения, близким к нему углом зрения. Это чувствовалось и в его беседах, в его статьях и в его лекциях. Я помню, что для нас наряду с тем новым миром, какой открывался на его лекциях о жизни растений, закрытым нам раньше школьным учением, эти лекции были дороги тем, что они пытались связывать конкретные факты точного знания с цельным и своеобразным философским мировоззрением». Конец жизни А.Н.Бекетова был тяжёлым. В 1897 году он был разбит параличом и пять лет находился в беспомощном состоянии, прикованным к креслу, лишённым речи. Умер А.Н.Бекетов 14 июля 1902 года.
Надгробие_А._Н._Бекетова_и_Е._Г._Бекетовой (525x700, 446Kb)
Надгробие А.Н. и Е.Г.Бекетовых на Литераторских мостках
В 1854 году А.Н.Бекетов женился на Елизавете Григорьевне Карелиной, дочери исследователя Средней Азии Г.С.Карелина. В браке родились три дочери: Екатерина (в замужестве Краснова; 1855—1892), Александра (по первому мужу Блок, по второму — Кублицкая-Пиоттух; 1860—1923) и Мария (1862—1938). Вклад в науку: Выдвинул представление о «биологических комплексах», как группах растений, распространяющихся под воздействием суммы внешних условий, к которым тот или иной вид растения приспособился в процессе своего исторического развития; Установил самостоятельный зональный подтип растительности «предстепь» (то есть лесостепь); Различал ботанический и географический аспекты геоботаники; Разрабатывал многие вопросы экологической географии растений: экологический викариат, влияние света на образование жизненных форм растений и др.; Автор первого в России полного систематического учебника ботаники и учебника по географии растений (1896); Перевёл на русский язык многие классические ботанические работы (А.Декандоля, А.Гризебаха, Шлейдена, Хаксли, Любена, де Бари, Егера, Россмеслера (на немецком языке)); Основываясь на монографии Декандоля-сына, наряду с 12 важнейшими флористическими областями земного шара установил 8 широтно-зональных поясов (6 — основных и 2 — переходных): полярный пояс, от полюса до 72º северной широты; арктический пояс, от 72º до 66º30’ северной широты; подарктический пояс, от 66º30’ до 58º северной широты; умеренно холодный пояс, от 58º до 45º северной широты; умеренно тёплый пояс, от 45º до 34º северной широты; подтропический пояс, от 34º до 23º30’ северной широты; тропический пояс, от 23º30’ до 13º северной широты; экваториальный пояс, от 15º северной широты до 15º южной широты. Много, охотно и красиво писал научно-популярной литературы, в том числе для юношества и детей. Основные работы: География растений // Вестник Императорского Русского географического общества. 1856. Часть 16: Статьи первая и вторая. Страницы 45-92, 161—208 ; часть 17: Статья третья; Статья четвёртая и последняя. Страницы 121—166, 184—221. — Опубликовано анонимно, авторство установил Липшиц, 1947; 1 часть — представляет собой конспективное изложение работы Альфонса Декандоля; 2 часть — вполне оригинальна; Бекетов А.Н. Гармония в природе // Русский вестник. 1860. Том 30, ноябрь-декабрь. Страницы 197—242, 534—558; Бекетов А.Н. Беседы о земле и тварях. Санкт-Петербург: 1864—1879; Бекетов А.Н. Есть ли причины предполагать, что формы растений приспособлены к свету? // Натуралист. 1865. № 14. Страницы 265—267; № 15. Страницы 286—290; № 16. Страницы 295—298; Бекетов А.Н. О влиянии климата на возрастание сосны и ели // Труды 1-го съезда естествоиспытателей в Санкт-Петербурге. Отделение ботаники. 1868. Страницы 111—163; Бекетов А.Н. Из жизни природы и людей. 1870; Бекетов А.Н. Учебник ботаники. Санкт-Петербург: 1882—1885. 2-е издание, 1897; Бекетов А.Н. Фитогеографический очерк Европейской России: дополнение к 5-му тому 2-го выпуска // Реклю Э. Земля и люди: Всеобщая география. Том 5: Россия Европейская и Азиатская. Санкт-Петербург: Типография товарищества «Общественная польза», 1884. Страницы 47-65; Бекетов А.Н. Об архангельской флоре; Бекетов А.Н. Беседы о зверях. 1885; Бекетов А.Н. Об акклиматизации растений // Труды вольного экономического общества. 1886. Том 1. Страницы 30-40; Бекетов А.Н. Главнейшие съедобные и вредные грибы. 1889; Бекетов А.Н. Курс ботаники. Морфология, систематика и географическое распределение семейств. Санкт-Петербург: 1889; Бекетов А.Н. География растений: Очерк учения о распространении и распределении растительности на земной поверхности с особым прибавлением о Европейской России. — Санкт-Петербург: Типография В.Демакова, 1896. Литература: Торжественное собрание Императорского Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей 26 ноября 1902 года, посвящённое памяти А.Н.Бекетова. // Труды Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, 1903, том 33, выпуск 1. [Примечание: 26 ноября — это день рождения А.Н.Бекетова по старому стилю]; Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, составленный С.Ю.Липшиц / Под редакцией В.Н.Сукачёва. Москва: Издательство Московского общества испытателей природы. — Том 1. — 1947. — XI, 336 страниц; том 2. — 1947. — 336 страниц; том 3. — 1950. — VII, 448 страниц; том 4. — 1952. — 644 страниц; Баранов П.А. Выдающийся русский ботаник Андрей Николаевич Бекетов (к 50-летию со дня смерти). — Москва: Московское общество испытателей природы, 1952; Базилевская Н.А., Мейер К.И., Станков С.С., Щербакова А.А. Выдающиеся отечественные ботаники. — Москва: Учпедгиз, 1957; Щербакова А.А. Андрей Николаевич Бекетов — выдающийся русский ботаник и общественный деятель. — Москва: Издательство Академии наук СССР, 1958.

John_Brown_(_Queen_Victorias's_servant) (423x700, 157Kb)
1826
Джон Браун (John Brown)
слуга и многолетний фаворит королевы Виктории в период её вдовства. Шотландец. Джон Браун родился в Абердиншире. Его родителями были Джон Браун (John Brown) и Маргарет Лейс (Margaret Leys), также имелось несколько братьев, трое из которых, как и он, служили королевской семье. Джон поступил в услужение в Замок Балморал, где с 1848 года часто бывали королева Виктория и её муж.
Отношения с королевой
В конце 1861 года умер супруг Виктории принц Альберт. С этого момента и в следующие два десятилетия Браун становится близким другом и опорой его вдовы. В печати появились слухи о романтических отношениях и даже тайной свадьбе между ними, и у королевы появилось прозвище «миссис Браун». В Королевской академии была выставлена картина Эдвина Ларсина, на которой Виктория была изображена вместе с Брауном, сама же Виктория опубликовала книгу «Страницы из журнала нашей жизни в горной Шотландии» (Leaves from the Journal of Our Life in the Highlands), в которой заметная роль отведена Брауну, причём королева высоко оценила его. Королева Виктория многократно рисовала Джона, фотографировалась с ним во время прогулок и упоминала фаворита в своей переписке, высоко оценивая его личные качества. Был также заказан профессиональный портрет слуги. Их отношения она позже назовёт «so warm and loving a friendship», тёплой и любящей дружбой. Большинство современников и придворных относились к Брауну ровно, но он имел несколько столкновений с будущим королём Эдуардом, которому не нравилось влияние Джона на мать. Существуют косвенные свидетельства о том, что Джон Браун был любовником или даже тайным мужем королевы, но их достоверность является предметом дискуссий. В любом случае, он был действительно предан Виктории, и нет свидетельств того, что он использовал своё влияние в личных целях.
Смерть и последующие события
Умер Браун 27 марта 1883 года. Вскоре после его смерти Виктория заказала у скульптора Джозефа Эдгара Бёма (Joseph Edgar Boehm) статую Джона в полный рост. Также Виктория, к ужасу приближённых, начала работу над хвалебной биографией покойного. Её попытались отговорить от публикации, так как она могла вызвать слухи о любовном романе. Рукопись первоначального варианта биографии была уничтожена. Однако в начале 1884 года Виктория опубликовала «Больше страниц из журнала жизни в горной Шотландии» (More Leaves from a Journal of a Life in the Highlands), продолжение к ранней книге, которое она посвятила «преданному личному спутнику и верному другу Джону Брауну». Следующим и, насколько это известно, последним фаворитом королевы стал индийский слуга, мусульманин Абдул Карим. А когда в 1901 году умерла сама Виктория, по её просьбе были положены в гроб не только напоминания об Альберте, но также — негласно — фотография и некоторые личные вещи Джона.
John_BrownQueen_Victoria1863) (521x700, 255Kb)
Виктория и Джон Браун в Балморале, 1863 год
Награды: Медаль Виктории за верную службу (Victoria Devoted Service Medal) — золотая, с надписью на реверсе «To John Brown, Esq., in recognition of his presence of mind and devotion at Buckingham Palace, February 29, 1872», что переводится как «Джону Брауну, эсквайру, в знак признательности за его присутствие духа и преданность в Букингемском дворце, 29 февраля 1872 [года]»; Медаль верного слуги (Faithful Servant Medal) — серебряная с планкой, обозначающей десять дополнительных лет службы. Эта медаль, как и предыдущая, была заказана королевой лично. . В культуре: Джон Браун — один из главных героев фильма «Миссис Браун» (1997), снятого о его отношениях с Викторией. Их сыграли, соответственно, Билли Конноли и Джуди Денч; Пьеса «Victoria Regina» Лоренса Хаусмана (Laurence Housman); Сериал BBC «Эдуард Седьмой» (Edward the Seventh, 1975), в котором король Эдуард якобы случайно разбивает найденную им статую Брауна. Интересно, что в реальности статуя была лишь удалена в менее людное место, хотя некоторые другие изваяния и мемориалы в честь Брауна действительно были уничтожены; Неоднократно упоминается в фильме 2018 года «Виктория и Абдул»; Манга «Тёмный дворецкий», где Браун — один из персонажей и помощник королевы. Литература: Charles, Barrie. Kill the Queen! The Eight Assassination Attempts on Queen Victoria. — Stroud: Amberley Publishing, 2012. — ISBN 978-1-4456-0457-2; Hibbert, Christopher. Queen Victoria: A Personal History. — London: HarperCollins, 2000. — ISBN 0-00-638843-4; Longford, Elizabeth. Victoria R.I.. — London: Weidenfeld & Nicolson, 1964. — ISBN 0-297-17001-5; Marshall, Dorothy. The Life and Times of Queen Victoria. — London: Weidenfeld & Nicolson, 1992. — ISBN 0-297-83166-6; St Aubyn, Giles. Queen Victoria: A Portrait. — London: Sinclair-Stevenson, 1991. — ISBN 1-85619-086-2; Waller, Maureen. Sovereign Ladies: The Six Reigning Queens of England. — London: John Murray, 2006. — ISBN 0-7195-6628-2.

[560x700]
1826
Сильвестро Лега (итальянское имя — Silvestro Lega)
итальянский художник, один из главных представителей движения маккьяйоли. Сильвестро Лега родился в Модильяне, в семье землевладельца. С 1838 года учился в колледже ордена пиаристов, где проявил большую склонность к рисованию. В 1843 году переехал во Флоренцию, где учился в Академии художеств в классе Э.Полластрини и занимался в студиях Л.Муссини и А.Чизери. В 1848—1849 гг. принимал участие в движении Рисорджименто, воевал в Тоскане и Ломбардии, был последователем идей философа и политика Джузеппе Мадзини. Вернувшись во Флоренцию в 1850 году Лега продолжил обучение в Академии художеств у Дж. Беццуолли. Получил серебряную медаль за картину «Давид, играющий перед Саулом». В конце 1850-х годов сблизился с Джованни Фаттори, Телемако Синьорини и Адриано Чечони, составив вместе с ними основу движения маккьяйоли, выступавших против академического стиля в искусстве. Сильвестро Лега в середине 1850-х гг. пытался работать в монументальной живописи, расписал церкви в Тредоццо (1856) и Модильяне (1857), где чувствуется влияние романтизма. В 1861 году во Флоренции прошла Всеитальянская выставка, где Лега показал созданные в конце 1850-х гг. работы на сюжеты из событий борьбы за объединение Италии — «Засада берсальеров в Ломбардии» (1859—1861, «Генерал Гарибальди в Варезе в славные дни 26 мая» (1859), «Итальянские берсальеры, ведущие пленных австрийцев» (около 1860). Лега получил вторую премию выставки, сделав важный вклад в развитие исторического жанра итальянской живописи. С 1961 года Лега работал на пленэре на берегу реки Арно. Он писал в основном пейзажи, жанровые сцены, зарисовки с натуры, уделяя особое внимание изображению атмосферы света и воздуха. Тогда были написаны картины «Красный зонтик» (1860-е), «Крестьянская идиллия» (1861), «Прогулка в саду» (1862), «Беседка» (1864), «Партия в крокет» (1862—1867), «После обеда» (1868), «Романтическое чтение» (1870). Лега с помощью ярких красочных пятен пытался передать живописность тосканской природы. Бытовые жанровые картины Лега близки к веризму и бидермайеру — «Пение скворца» (около 1867), «Женщина в кухне» (1870). После 1872 года Сильвестро Лега практически прекратил занятия живописью из за резкого ухудшения зрения. Он не смог заниматься и преподаванием. В 1875 году Лега попытался создать во Флоренции галерею современного искусства, но не нашёл финансовой поддержки. Знакомство с творчеством импрессионистов подвигла Лега снова заняться живопись. В 1880—1885 гг. Лега жил в Белларива, а в 1886—1896 гг. — в Габбро. Тогда он написал пейзажи «Сад в Белларива» (1882), «Церковь Святой Кристины в Габбро» (1880), портреты знакомых «Элеонора Томасси в саду» (1885), «Паола Бандини в саду» (1893), художника П.Номеллини (1889), скульптора Р.Карниелло, (1873), дона Джованни Верита (1885) и крестьян «Девочка из Габбро» (1886—1896), «Прядильщица» (1885). Пейзажи и портреты Лега отличаются яркой декоративностью и чёткой контрастностью. Его творчество оказало большое влияние на развитие итальянского веризма. Полотна Лега в настоящее время находятся в основном в частных коллекциях, а также в галереи Питти во Флоренции, галерее Брера и Галерее современного искусства Милана, городском музее Форли. Умер во флоренции 21 сентября 1895 года. Галерея: Материнство, 1882; Художник Томмази за работой; Сон невинности, 1882; Мать; Девушка из Креспины; Пение, 1868; На вилле Поджо Пьяно; Пейзаж в Габбро; Рядом с Габбро; Джузеппе Мадзини на смертном одре, 1873; Молодожёны, 1869; Водоподъёмник, 1863; После обеда, 1860; Итальянские берсальеры возвращаются из разведки, 1861; Вид на Пьаджентину, 1863. Литература: Broude N. The Macchiaioli: Italian Painters of the Nineteenth Century — New Haven and London: Yale University Press, 1987. — ISBN 0-300-03547-0; Steingräber, Erich; Matteucci, Giuliano (1984). The Macchiaioli: tuscan painters of the sunlight. New York: Stair Sainty Matthiesen Gallery; Dario Durbé, Silvestro Lega, Bologna, 1973; Piero Dini, Silvestro Lega, gli anni di Piagentina, Torino, Allemandi, 1984; Giuseppe Mesirca, Silvestro Lega, Firenze, 1985; Giuliano Matteucci, Silvestro Lega, l’opera completa, Firenze, Giunti 1987; AA.VV., Silvestro Lega, Milano — Firenze, 1988; Francesca Dini, Silvestro Lega da Bellariva al Gabbro, Polistampa, 2003; Valsecchi М., Lega, Mil., 1950; Broude N. The Macchiaioli: Italian Painters of the Nineteenth Century. — New Haven and London: Yale University Press, 1987. — ISBN 0-300-03547-0; Steingräber, Erich; Matteucci, Giuliano (1984). The Macchiaioli: tuscan painters of the sunlight. New York: Stair Sainty Matthiesen Gallery; Dario Durbé, Silvestro Lega, Bologna, 1973; Piero Dini, Silvestro Lega, gli anni di Piagentina, Torino, Allemandi, 1984; Giuseppe Mesirca, Silvestro Lega, Firenze, 1985; Giuliano Matteucci, Silvestro Lega, l’opera completa, Firenze, Giunti 1987; AA.VV., Silvestro Lega, Milano — Firenze, 1988; Francesca Dini, Silvestro Lega da Bellariva al Gabbro, Polistampa, 2003;

Гербель (670x700, 266Kb)
1827
Николай Васильевич Гербель
русский поэт-переводчик, литературовед, издатель-редактор, библиограф. Николай Гербель родился в городе Тверь, Российская империя, в семье командира Шосткинских пороховых заводов генерал-лейтенанта Василия Васильевича Гербеля. Первоначальное воспитание получил в доме родителей, но на девятом году был отвезён в Киев и отдан в Благородный пансион при 1-й Киевской гимназии. По окончании гимназии Гербель поступил в Нежинский лицей князя Безбородко. Здесь он написал диссертацию на тему, предложенную Советом: «Подробный разбор словесных произведений Сумарокова и Ломоносова и общее заключение о характере и состоянии русской словесности от Петра Великого до Екатерины II». Эта диссертация была признана достойной награждения серебряной медалью. Начиная с 1850-х гг. печатался в различных петербургских журналах. В конце 1850-х гг. предпринял издание на русском языке лучших иностранных поэтов; к этой работе он привлёк выдающихся деятелей русской литературы того времени; кроме того собрал все лучшие переводы классических иностранных поэтов, рассеянные по разным журналам. В 1857 году появилось собрание сочинений Шиллера в переводе русских писателей, затем были изданы: полные собрания сочинений Шекспира, Байрона, Гёте, Гофмана, Шевченко, хрестоматии из лучших произведений немецких, английских и славянских поэтов. В области русской литературы особое значение имеет перевод Гербеля в стихах «Слова о полку Игореве» (1854), встреченный весьма благосклонно учёными-филологами того времени; Гербель также оставил после себя книги «Русские поэты в биографиях и образцах» (Санкт-Петербург, 1873, 1880, 1888) и «Немецкие поэты в биографиях и образцах» (Санкт-Петербург, 1877). Николай Васильевич Гербель умер в городе Санкт-Петербург, Российская империя, 20 марта 1883 года. Похоронен вместе с женой недалеко от её имения на кладбище села Бабурино Чернского уезда Тульской губернии (ныне Плавский район, Тульская область). Семья и потомки: Жена: Ольга Ивановна, урожденная Соколова. Родилась в 1840 году, вышла замуж 15 апреля 1863 года, после чего и начала заниматься литературой, главным образом помогая мужу в переводах и изданиях, предпринимаемых им. В 1877 году она самостоятельно перевела трагедию Байрона «Вернер, или Наследство». Этот перевод был помещен в IV томе «Сочинений Байрона в переводе русских писателей». Будучи верным другом и помощником в широко задуманных изданиях мужа, она не перенесла утраты и умерла в том же году, что и муж (23 ноября); Дочь: София Николаевна (1864 Санкт-Петербург - 1941 Бейрут), вышла замуж за потомка Нахичеванских ханов - Гусейн хана Нахичиванского; Внук: Николай хан (1891-1912); Внучка: Татьяна Мартынова (30 июня 1893 Санкт-Петербург - 3 мая 1972 Ницца), муж Мартынов Дмитрий Андреевич (1893-1934), сын генерала кавалерии; Внук: Георгий (Юрий) хан Нахичеванский (10 января 1900 Санкт-Петербург - 8 мая 1948 Бейрут), имел троих детей (правнуки Николая Гербеля); Правнуки: Татьяна Георгиевна (1925-1975), Никита хан (1924-1997) и Мария (1927 - ?), последняя проживала в Египте. Сын Никиты хана (праправнук) - Джордж хан Нахичеванский (1957 г.) проживает в США. Библиография: Изюмский слободской казачий полк. 1651—1765. — Санкт-Петербург : типография Э.Праца, 1852. — 164 страницы; На двухсотлетие Изюмского гусарского полка. — Санкт-Петербург: типография К.Крайя, 1851. — 8 страниц;Собственные стихи и переводы Гербеля под заглавием «Отголоски», в 2 частях. — Санкт-Петербург, 1858: Поэзия славян / Составитель Н.Гербель. — Санкт-Петербург, 1871; Английские поэты в биографиях и образцах / Составитель Н.Гербель. — Санкт-Петербург, 1875; Немецкие поэты в биографиях и образцах / Составитель Н.Гербель. — Санкт-Петербург, 1877; Полное собрание стихотворений, 2 томах. — Санкт-Петербург, тип. Безобразова, 1882. Очерки в книге «Лицей князя Безбородко», издание 2-е. — Санкт-Петербург, 1881. Литература: В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939, перешедший в общественное достояние, так как он был опубликован анонимно и имя автора не стало известным до 1 января 1992 года; Невзоров Н.К. Памяти Николая Васильевича Гербеля. — [Казань]: типография Губернского правления, цензура 1883; Подробный список произведений и изданий Гербеля у Языкова Д., Обзор жизни и трудов покойных русских писателей, в. III, Санкт-Петербург, 1886 и дополнительный в следующих выпусках; Перечень отзывов о переводах Гербеля у Венгерова С.А., Источники словаря русских писателей, том I, Санкт-Петербург, 1900.

Pierre_Émile_Levasseur_1882 (533x700, 244Kb)
1828
Пьер Эмиль Левассёр (французское имя — Pierre Émile Levasseur)
французский экономист, историк и географ, профессор парижского Коллеж де Франс, специалист по экономической истории Франции; член Академии моральных и политических наук (с 1868 г.). Родился в Париже. Автор многочисленных работ (главным образом по экономической истории Франции), написанных с позиций школы вульгарной политической экономии, апологетически изображающих капитализм. Ценность его работ — в содержащемся в них большом фактическом материале. Учебник политической экономии Левассёра был переведён на русский язык: «Основы политической экономии», Санкт-Петербург, 1888. Умер в родном городе 10 июля 1911 года. Труды: «Histoire des classes ouvrières en France depuis la conquête de Jules César jusqu’à la Révolution» (1859);«Du rôle de l’intelligence dans la production» (1867); «La Population française» (1889—1892); несколько учебников географии и популярных географических сборников: «Les Alpes» (1889), «Le Brésil» (1890), «La France et ses colonies» (1890) и другое. Источники: Левассер, Пьер-Эмиль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Левассёр Пьер Эмиль — статья из Большой советской энциклопедии.

[700x678]
1831
Федор Александрович Бредихин
русский астроном. Родился в Николаеве, в старинной дворянской семье; все его родственники со стороны отца и со стороны матери были моряками. Среднее образование получил в Ришельевском лицее в Одессе. В 1851–1855 учился в Московском университете. По окончании аспирантуры в 1858 читал лекции, в 1862 защитил магистерскую диссертацию, еще через три года получил степень доктора. В 1865 стал ординарным профессором Московского университета, в 1873 – директором университетской обсерватории. В 1890–1895 возглавлял Пулковскую обсерваторию. Исследования Бредихина охватывают многие области астрономии, но широкую известность он получил благодаря работам по астрофизике комет. Ученый развил теорию кометных форм Бесселя, создал механическую теорию кометных форм, которая позволяла описывать движение вещества не только вблизи головы кометы, но и в ее хвосте. В основе этой теории лежало положение, согласно которому хвосты состоят из частиц, вылетающих из ядра кометы в направлении Солнца и затем начинающих двигаться от Солнца под действием его отталкивающих сил. В 1877 Бредихин создал классификацию кометных хвостов, применяющуюся до сих пор. Примечательно, что эта классификация появилась в то время, когда природа межпланетной среды еще не была выяснена, а сведения о самих кометах практически отсутствовали. Согласно Бредихину, хвосты I типа направлены прямо от Солнца. Сейчас установлено, что они являются плазменными и состоят из ионов, которые уносит от кометного ядра солнечный ветер. Хвосты II типа изогнуты и отклоняются назад по отношению к орбитальному движению кометы. Они образованы пылевыми частицами, непрерывно вылетающими из ядра и ускоряющимися под действием светового давления. Хвосты III типа появляются тогда, когда выброс пыли из ядра приобретает характер взрыва: облако пылинок растягивается вследствие того, что пылинки разных размеров под действием давления света получают разное ускорение. Бредихин был также одним из немногих, кто в то время наблюдал спектры голов комет. Естественным продолжением исследований комет были работы Бредихина по метеорной астрономии. Ученый развил выдвинутую Дж.Скиапарелли теорию образования метеорных потоков в результате распада ядер комет. Для накопления наблюдательных данных организовал систематические наблюдения метеоров. Результаты, полученные им в 1874–1903, были изложены и обобщены в работе Этюды о происхождении космических метеоров и образовании их потоков (1903). Бредихин занимался и многими другими областями астрофизики. При его непосредственном участии начались систематические наблюдения хромосферы Солнца с помощью протуберанц-микроскопа, фотографирование солнечных пятен и факелов, исследования переменных звезд и планетарных туманностей. Ученый внес вклад в инструментальную оптику и гравиметрию. Большой интерес вызвала его статья по истории астрономии Процесс Галилея по новым данным (1871). В ней на основе тщательного независимого анализа архивных данных был сделан вывод о подделке инквизицией документов, обосновывавших обвинение против Галилея. Бредихин участвовал в создании Московского математического общества (1864), в 1886–1890 был президентом Общества испытателей природы, состоял членом Русского астрономического общества, был действительным членом Немецкой академии исследователей природы «Леопольдина» и т.д. Умер в Санкт-Петербурге 14 мая 1904 года. В 1946 г. Президиум Академии Наук СССР учредил премию имени Ф.А.Бредихина за выдающиеся работы в области астрономии. В его честь названы гора на западе Южного острова Новой Земли (к востоку от Малого Кармакула), гора в Антарктиде, Земля Мак-Робертсона, и А.С.Васильев (тоже астроном) назвал открытый им хребет в 1900 г на юге Западного Шпицбергена.

John_Brett,_by_John_Brett (563x700, 343Kb)
1831
Джон Бретт (John Brett)
английский художник, близкий движению прерафаэлитов (сам он себя прерафаэлитом не считал), наиболее известный тщательно прорисованными пейзажами. Бретт родился неподалеку от Рейгейта, в семье армейского ветерана. В 1851 году он начал брать уроки живописи у пейзажиста Джеймса Даффилда Хардинга. Вместе с Бреттом учился другой английский художник — Ричард Редгрейв. В 1853 году Бретт поступил в школу Королевской Академии, но был более заинтересовал идеями Джона Рёскина и Уильяма Ханта, с которыми он познакомился через своего друга поэта Ковентри Пэтмора (Coventry Patmore). Вдохновленный идеей Ханта о научном пейзаже, Бретт посетил Швейцарию, где трудился над топографическими пейзажами, а позже попал под влияние художника Джона Инчболда.
John_BrettДробильщик камняt (700x509, 559Kb)
Дробильщик камня
В 1858 году Бретт представил «Дробильщика камня», картину, которая принесла ему славу. На картине изображен мальчик, добывающий строительный материал для дорог на фоне солнечной, тщательно прорисованной долины. Точность геологических и ботанических деталей сильно впечатлила Джона Рёскина, который высоко оценил картину и, между прочим, сказал Бретту, что тот напишет шедевр, если посетит Валле-д’Аоста в Италии. Бретт отправился в путешествие (часть денег на него дал Рёскин), и выставил новую картину в 1859 году, вновь высоко оцененную Рёскиным, который даже её купил. Остальные критики отозвались о ней более сдержанно. Один из них сказал, что это «Надгробный камень пострёскинизму».
John_BrettВалле-д’Аоста, 1858jpg (497x700, 370Kb)
Валле-д’Аоста, 1858
Бретт продолжил писать тщательно прорисованные пейзажи, в том числе, в Италии, где он много бывал в 1860-х. Он всегда был внимателен к научной точности изображенной природы, но часто привносил в картины, по совету Рёскина, моральные и религиозные мотивы. В последние годы Бретт увлекся прибрежными сюжетами и морскими пейзажами, хорошо ему знакомыми, благодаря собственной 210-тонной шхуне «Викинг», управляемой экипажем из 12 человек. На ней Бретт путешествовал по Средиземному морю. В 1880-х Бретт каждое лето снимал замок в Ньюпорте, Пембрукшир, где располагалась вся его большая семья, пока он писал, зарисовывал и фотографировал южный и западные берега Уэллса. Картины этого периода были собраны вместе и выставлены в 2001 году на выставке «Прерафаэлит Джон Бретт и берега Уэллса» в Уэлльском Музее в Кардиффе. Также Бретт с самого детства увлекался астрономией. В 1871 году он был избран членом Королевского Астрономического Общества. Умер в Лондоне 7 января 1902 года.

Bjørnson_bldsa_BB0155 (496x700, 315Kb)
1832
Бьёрнстерне Мартиниус Бьёрнсон (норвежское имя — Bjørnstjerne Martinius Bjørnson)
норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1903 года. Бьёрнсона считают одним из четырёх великих норвежских писателей; остальные три — Генрик Ибсен, Йонас Ли и Александр Хьелланн. Бьёрнсон написал слова норвежского национального гимна «Да, мы любим этот край» (Ja, vi elsker dette landet).
BjørnsonДвор Бьёрган в Квикне (700x460, 216Kb)
Двор Бьёрган в Квикне. Рисунок Герхарда Мунте.
Бьёрнсон родился в усадьбе Бьёрган в уединённой деревне Квикне в районе Эстердален, примерно в шестидесяти милях к югу от Тронхейма. В 1837 году отца Бьёрнсона, бывшего пастором в Квикне, перевели в приход Нессет, недалеко от города Молде в губернии Ромсдал. Именно в этом живописном районе Бьёрнсон провёл своё детство. После нескольких лет учёбы в Молде 17-летний Бьёрнсон был отправлен в латинскую школу Хельтберга в Христиании (Осло) для подготовки к университету. В этой школе учились Ибсен, Ли и Винье. В это время Бьёрнсон осознал, что хочет продолжить заниматься поэзией (он писал стихи с одиннадцати лет). Он поступил в университет Осло в 1852 году и вскоре начал карьеру журналиста, сосредоточившись на критике драмы.
Раннее творчество
В 1857 году Бьёрнсон опубликовал «Сюнневе Сульбаккен» (Synnøve Solbakken), свой первый роман о крестьянской жизни. В 1858 году за ним последовал «Арне» (Arne), в 1860 году — «Весёлый парень» (En glad Gut), а в 1868 году — «Рыбачка» (Fiskerjenten). Это главные образцы его крестьянских повестей (bonde-fortellinger). Бьёрнсон стремился, как он выразился, «создать новую крестьянскую сагу» — не только в художественной прозе, но и в виде национальных драм (folke-stykker). Самой ранней из них была одноактная драма «Между битвами» (Mellem Slagene), события которой происходят в XII веке. Она была написана в 1855 году и выпущена в 1857 году. За ней последовали «Хульда-Хромоножка» (Halte-Hulda) в 1858 году и «Король Сверре» (Kong Sverre) в 1861 году. Самой важной его работой на этот момент была поэтическая трилогия «Сигурд Злой» (Sigurd Slembe), которую Бьёрнсон опубликовал в 1862 году.
[700x347]
Зрелый автор
В конце 1857 года Бьёрнсон был назначен директором театра в Бергене. Эту должность он занимал два года, пока не вернулся в Христианию. С 1860 по 1863 год он много путешествовал по всей Европе. В начале 1865 года он начал управлять театром Христиании, где поставил свою комедию «Молодожёны» (De Nygifte) и романтическую трагедию «Мария Стюарт в Шотландии» (Maria Stuart i Skotland). В 1870 году Бьёрнсон опубликовал свои «Поэмы и песни» (Digte og Sange) и эпический цикл «Арнлют Геллин» (Arnljot Gelline). Между 1864 и 1874 годами Бьёрнсон в основном занимался политикой и своей работой руководителя театра. В этот период Бьёрнсон проявился как радикальный агитатор. В 1871 году он начал дополнять свою журналистскую работу лекциями по всей Скандинавии. С 1874 по 1876 год Бьёрнсон не был в Норвегии, и в этой добровольной ссылке он восстановил творческие силы. Его новая деятельность как драматического автора началась с социальных драм «Банкротство» (En fallit) и «Редактор» (Redaktøren) в 1874 году, приобретших реалистичный оттенок.
BjørnsonБьёрнстьерне Бьёрнсон и Каролина Бьёрнсон (700x521, 384Kb)
Бьёрнстьерне Бьёрнсон и Каролина Бьёрнсон в Эулестаде
«Национальный поэт»
Бьёрнсон поселился в своём имении Эулестад в Гёусдале. В 1877 году он опубликовал ещё один роман, «Магнхильд» (Magnhild), в котором выразил свои идеи по социальным вопросам. Тогда же он выразил свои республиканские настроения в полемической пьесе «Король» (Kongen). В более позднюю редакцию пьесы он добавил эссе об интеллектуальной свободе с дальнейшим объяснением своей позиции. В 1878 году Бьёрнсон написал роман «Капитан Мансана» (Kaptejn Mansana), посвящённый эпизоду войны за независимость Италии. Стремясь получить максимальный успех на сцене, Бьёрнсон сосредоточил свои силы на драме «Леонарда» (Leonarda, 1879) о социальной жизни, драма вызвала ожесточённые споры. Сатирическая пьеса «Новая система» (Det ny system) была выпущена через несколько недель. Хотя эти пьесы второго периода Бьёрнсона широко обсуждались, немногие из них были финансово успешны. В 1883 году Бьёрнсон выпустил социальную драму «Перчатка» (En hanske), но не смог никого убедить её поставить, кроме как в изменённом виде. Осенью того же года Бьёрнсон опубликовал мистическую или символическую драму «Свыше наших сил» (Over ævne) об анормальных особенностях религиозного возбуждения; она не ставилась до 1899 года, когда получила большой успех.
Политические интересы
BjørnsonСтатуя Бьёрнстьерне Бьёрнсона (466x700, 390Kb)
Статуя Бьёрнстьерне Бьёрнсона перед Национальным театром в Осло. Стефан Синдинг (1899).
Политические интересы
С юности Бьёрнсон восхищался Генриком Вергеланном и стал ярким представителем норвежского левого движения. В этом вопросе он поддерживал Ивара Осена, с которым объединял свои усилия в политической борьбе в 1860-х и 1870-х годах. Когда в 1881 году возводилcя большой памятник Вергеланну, между левыми и правыми из-за него возникло противостояние, в котором левые взяли верх. При открытии Бьёрнсон выступил с речью о Вергеланне, в которой также уважительно отозвался о конституции и фермерах. Политические взгляды Бьёрнсона привели к его обвинению в государственной измене, и он на некоторое время укрылся в Германии, вернувшись в Норвегию в 1882 году. Убеждённый, что театр практически закрыт для него, он вернулся к романам, и опубликовал в 1884 году «Флаги веют над городом и над гаванью» (Det flager i byen og på havnen), воплотив свои теории о наследственности и воспитании. В 1889 году он напечатал ещё один длинный и не менее заметный роман, «По Божьему пути» (På guds veje), который главным образом связан с теми же проблемами. В том же году вышла в свет его комедия «География и любовь» (Geografi og Kærlighed), увенчавшаяся успехом. Ряд рассказов об эмоциональных переживаниях, более или менее дидактического характера, был собран и опубликован в 1894 году. Затем последовали пьесы: политическая трагедия «Пауль Ланге и Тура Пареберг» (Paul Lange og Tora Parsberg, 1898), вторая часть «Свыше наших сил» (Over oevne, annet stykke, II, 1895), Laboremus (1901), «В Стархувэ» (På Storhove, 1902) и «Усадьба Даглани» (Daglannet, 1904). В 1899 году на открытии Национального театра в Осло была поставлена сага-драма Бьёрнсона «Сигурд Крестоносец» (Sigurd Jorsalafar). Одним из важнейших для Бьёрнсона вопросов было принятие национального языка в Норвегии, отличного от датско-норвежского, на котором писались большинство произведений норвежской литературы. На раннем этапе, до 1860 года, Бьёрнсон сам экспериментировал с ланнсмолом, на котором написал по крайней мере один рассказ. Однако вскоре он потерял интерес к ланнсмолу, хотя впоследствии выражал сожаление о том, что не овладел этим языком мастерски. За последние двадцать лет своей жизни он написал сотни статей в ведущие европейские газеты. Так, он критиковал французское правосудие из-за дела Дрейфуса, а также боролся за право детей в Словакии учить родной язык.
На склоне лет
С самого начала дела Дрейфуса Бьёрнсон был убеждённым сторонником Альфреда Дрейфуса, и, по словам современника, писал «в газеты статью за статьёй и провозглашал на все лады свою веру в его невиновность». Бьёрнсон был одним из первых членов Норвежского Нобелевского комитета, присуждающего Нобелевскую премию мира, в котором он состоял с 1901 по 1906 год. В 1903 году Бьёрнсон получил Нобелевскую премию по литературе. Бьёрнсон сделал столько, как никто другой, чтобы поднять норвежские националистические чувства, но в 1903 году, на грани разрыва между Норвегией и Швецией, он выступал в Норвегии за примирение и умеренность. В 1905 году, когда Норвегия пыталась разорвать насильственно навязанную унию со Швецией, Бьёрнсон отправил телеграмму премьер-министру Норвегии со словами: «Настало время поддержать единый фронт». Министр ответил: «Сейчас самое время держать наши рты закрытыми».
Бьёрнсон и словаки
В возрасте 75 лет Бьёрнсон познакомился со Словацким вопросом. Словакия, входившая тогда в состав Венгерского королевства, стояла перед угрозой потери национальной идентичности из-за интенсивной мадьяризации. О трагедии словацкого народа Бьёрнсон впервые прочёл в статье чешских словакофилов Е.Ледерера (Lederer), А.Гейдука (Heyduk) и К.Калала (Kálal). Они писали о нации, «осуждённой на смерть на Венгерском острове свободы». Большой фактический материал Бьёрнсон почерпнул в статьях словацкого священника Антона Штефаника, который восклицал: «В Венгрии за фасадом «либерализма» укрыт так и не реализованный Национальный закон 1868 года!» Особое возмущение вызывал Школьный закон, продвинутый в венгерском парламенте министром культов и образования графом Альбертом Аппоньи (Apponyi Albert) и запрещавший употребление словацкого языка в учебных заведениях. Бьёрнсон посвятил словацкиму вопросу серию статей в мюнхенской газете «März», а также в парижской «Le Courrier Européen», римской «Spettatore» и венской «Neue Freie Presse». «Отнимать у детей их родной язык — это то же самое, что отрывать их от материнской груди», — писал Бьёрнсон.
BjørnsonГроб Бьёрнсона (700x535, 178Kb)
Гроб Бьёрнсона на борту HNoMS Norge
Бьёрнсон умер 26 апреля 1910 года в Париже, где в течение нескольких лет проводил зиму, и был похоронен в Норвегии с почестями. Для доставки его останков был отправлен норвежский корабль береговой обороны HNoMS Norge.
BjørnsonСын Бьёрнсона Эрлинг (500x700, 283Kb)
Сын Бьёрнсона Эрлинг
Семья Бьёрнсона
Бьёрнсон был сыном преподобного Педера Бьёрнсона и Ингер Элисы Нордрок. Он женился на Каролине Реймерс (1835—1934) в 1858 году. У них было шестеро детей, пять из которых дожили до взрослого возраста: Бьёрн Бьёрнсон (1859—1942); Эйнар Бьёрнсон (1864—1942); Эрлинг Бьёрнсон (1868—1959); Берглиот Бьёрнсон (1869—1953); Дагни Бьёрнсон (1871—1872); Дагни Бьёрнсон (1876—1974). Каролина Бьёрнсон жила в Эулестаде до своей смерти в 1934 году. Когда Бьёрнсону было за пятьдесят, у него начался роман с 17-летней Гури Андерсдоттер (умерла в 1949 году), в результате которого у них родился сын Андерс Ундердал (1880—1973). Андерс стал отцом будущей писательницы Маргит Сандему. Драматургия: Между битвами (Mellem Slagene, 1856); Хульда-Хромоножка (Halte-Hulda, 1857); Король Сверре (Kong Sverre, 1861); Сигурд Злой (Sigurd Slembe, 1862); Мария Стюарт в Шотландии (Maria Stuart i Skotland, 1863); Молодожены (De Nygifte, 1865); Сигурд Крестоносец (Sigurd Jorsalafar, 1872); Король Эйстейн (Kong Eystein, 1873); Банкротство (En fallit, 1874); Редактор (Redaktøren, 1874); Король (Kongen, 1876); Леонарда (Leonarda, 1879); Новая система (Det ny system, 1879); Перчатка (En hanske, 1883); Свыше наших сил. Часть первая (Over ævne, første stykke, I, 1883); География и любовь (Geografi og Kærlighed, 1885); Свыше наших сил. Часть вторая (Over oevne, annet stykke, II, 1895); Пауль Ланге и Тура Пареберг (Paul Lange og Tora Parsberg, 1898); Laboremus (Laboremus, 1900); В Стархувэ (På Storhove, 1902); Усадьба Даглани (Daglannet, 1904); Когда бродит молодое вино (Når den ny vin blomstrer, 1909).
[493x700]
Бьёрнстерне Бьёрнсон
Романы: Сюнневе Сульбаккен (Synnøve Solbakken, 1857); Арне (Arne, 1859); Веселый парень (En glad Gut, 1860); Рыбачка (Fiskerjenten, 1868); Брудеслаттен (Brudeslåtten, 1872); Капитан Мансана (Kaptejn Mansana, 1875); Магнхильд (Magnhild, 1877); Отец (Støv, 1882); Флаги веют над городом и над гаванью (Det flager i byen og på havnen, 1884); По Божьему пути (På guds veje, 1889). Поэзия: Арнлют Геллин (Arnljot Gelline, 1870); Поэмы и песни (Digte og Sange, 1880); Фред (Fred, 1891); Гимн Норвегии (Norges Vel, 1909). Издание сочинений в русском переводе: Бьёрнстьерне – Бьёрнсон «Перчатка». Перевод А. и П.Ганзен. Издание 2-е. Издание товарищества «Знание», Санкт–Петербург 1903 г.; Б. Бьернсон. Когда цветет молодое вино. Комедия // Фиорды. Дикий лес.(Датские, норвежские, шведские писатели в переводах А. и П.Ганзен). Сборник № 3. Санкт-Петербург. Издание товарищества А.Ф.Маркс 1911; Пьесы (Хульда-Хромоножка. Банкротство. Редактор. Новая система. Свыше наших сил, I—II). Москва-Ленинград, 1961; Сюнневе Сульбаккен. Москва, 1961.

Auguste_Mercier (552x700, 145Kb)
1833
Огюст Мерсье (французское имя — Auguste Mercier)
французский генерал, министр обороны Франции во времена дела Дрейфуса. Родился в Париже. В 1888—1898 годы был депутатом, в 1894—1895 — военным министром в кабинете Дюпюи (с первого по третье правительство Дюпюи); при нём был осужден за измену капитан Дрейфус; позже был одним из видных вождей антидрейфусаров; с 1900 — сенатор. Состоял членом монархической политической организации «Аксьон франсез». Умер в родном городе 3 марта 1921 года. Награды: великий офицер ордена Почётного легиона; командор ордена Почётного легиона командор ордена Данеброг. Источники: Мерсье // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 томах — Санкт-Петербург, 1907—1909.

1834
Алексей Алексеевич Кронман
первый начальник Московского пехотного юнкерского училища, генерал от инфантерии. Родился в дворянской семье лютеранского вероисповедания и был сыном полковника Алексея Антоновича Кронмана. Окончил Первый Московский кадетский корпус, из которого выпущен прапорщиком 25 августа 1853 года. Участник Крымской войны 1853—1856 годов, 18 сентября 1854 года произведён в подпоручики. В 1858 году в чине поручика (с 5 октября 1856 года) 18-й артиллерийской бригады окончил Николаевскую академию Генерального штаба, в течение 8 месяцев служил командиром роты Константиновского военного училища, 13 января 1860 года произведён в штабс-капитаны с зачислением по Генеральному штабу и с 13 марта 1860 года по 4 июля 1863 года занимал должность дивизионного квартирмейстера 11-й пехотной дивизии; 11 сентября 1862 года произведён в капитаны. С 4 декабря 1863 года старший адъютант управления корпусного обер-квартирмейстера 4-го армейского корпуса. 11 сентября 1864 года Кронман был назначен начальником вновь созданного Московского пехотного юнкерского училища и занимал этот пост в течение девяти с половиной лет, будучи произведён в подполковники (16 апреля 1865 года) и полковники (12 апреля 1868 года). С 16 февраля 1874 года он состоял в распоряжении командующего войсками Московского военного округа, 26 февраля 1875 года был назначен помощником начальника штаба Харьковского военного округа, 9 ноября 1876 года перемещён на ту же должность в Казанский военный округ и 11 сентября 1878 года произведён в генерал-майоры. С 16 октября 1879 года по 17 июня 1891 года Кронман командовал 2-й бригадой 32-й пехотной дивизии, 17 июня 1891 года был назначен начальником 42-й пехотной резервной бригады и 11 сентября того же года произведён в генерал-лейтенанты. В 1895 году он получил знак отличия за XL лет беспорочной службы. 18 июня 1897 года Кронман был произведён в генералы от инфантерии с увольнением от службы с мундиром и пенсией. Время кончины Кронмана не установлено, но вдова генерала от инфантерии Л.С.Кронман скончалась в Виленской губернии в сентябре 1914 года, так что сам генерал скончался ранее этого времени. Награды: Орден Святой Анны IV степени с надписью «за храбрость» (1854 год); Орден Святого Станислава III степени (1861 год); Орден Святой Анны III степени (1864 год); Орден Святой Анны II степени (1871 год); Орден Святого Владимира IV степени (1874 год); Орден Святого Владимира III степени (1880 год); Орден Святого Станислава I степени (1885 год);Орден Святой Анны I степени (1889 год). Литература: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. — Том I. А—Л. — Москва, 2009. — Страница 723. — ISBN 978-5-9524-4166-8; Список генералам по старшинству. Составлен по 1 мая 1897 года. — Санкт-Петербург, 1897. — Страница 262; Глиноецкий Н.П. Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба. — Санкт-Петербург, 1882. — Приложение, страница 96.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 8 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»