• Авторизация


7 декабря родились... 07-12-2025 07:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Каменщиков (500x700, 213Kb)
1881
Николай Петрович Каменщиков (Каменьщиков)
русский и советский учёный, географ, астроном, педагог, профессор. Доктор астрономии Берлинского университета. Окончил Омский (Сибирский) кадетский корпус. Стажировался и работал в Германии. Был ассистентом корпуса воздухоплавательной обсерватории в Линденберге (Пруссия). Позже, преподаватель Морского и Второго кадетского императорского Петра Великого корпусов в Санкт-Петербурге. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, в 1939 году. Похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища Санкт-Петербурга. Автор ряда научных трудов и учебников по астрономии, географии и метеорологии. Избранные публикации: Исследование атмосферы / Санкт-Петербург, Воздухоплаватель, (1910); Неправильность постановки дела исследования атмосферы в России / Санкт-Петербург, Типо-литография Ю.Я.Римана, (1910); Космография (Нач. астрономия) : Учебник для средних учебных заведений и пособие для самообразования: Страница 201 рисунки в тексте, с приложением цветных таблиц спектров и звездной карты / Санкт-Петербург, типография товарищества А.С.Суворина, (1912); Сборник задач по космографии (начальной астрономии): С приложением звездной карты небесной планисферы и четырёх таблиц / Санкт-Петербург, типография товарищества А.С.Суворина «Новое время», (1913); Таблицы логарифмов с четырьмя десятичными знаками: С приложением вспомогательных таблиц по физике, химии и космографии, таблиц, упрощающих вычисления, графических таблиц логарифмов и самодельной логарифмической линейки (Пособие для средних учебных заведений / Книгоизд. т-во «Просвещение». Педагогический отдел. под редакцией Г.Г.Тумима, (1914); Сокращённый курс космографии: С 83 рис. и прил. статьями: «Что мне наблюдать на небе?», «Простейшие наблюдения» и звездные карты : Учебник для средних учебных заведений / Санкт-Петербург, типография товарищества А.С.Суворина «Новое время», (1914); Солнце: Астрономический очерк (1915); Таблицы логарифмов с четырьмя десятичными знаками: С приложением вспомогательных таблиц по физике, химии и астрономии, таблиц, упрощающих вычисления, графической таблицы логарифмов и самодельной логарифмической линейки (Пособие для школ и для вычислений, 4-е улучшенное стереотипное издание / Государственное издательство. Москва, Петроград. Профессор Н.Каменьщиков, (1922); Сборник задач для астрономов-любителей (1923); Астрономические задачи / Государственное издательство, Петроград, (1923); Солнце, луна и звезды (1935); Погода и урожай (1935); Методические письма по общему курсу астрономии (1935); Земля и её прошлое (1935); В 1924 опубликовал перевод под своей редакцией и обработкой книги Саймона Ньюкома (1835―1909) «Популярная астрономия». При публикации своих работ использовал псевдонимы: Кам—ов, Н.; Македонский, Н. Литература: Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). — Тома I—VI. — Санкт-Петербург, 1889—1904. — Том 1. А-Л. — Санкт-Петербург : Наука, 2001. 640 страница 1760.

1881
Николай Петрович Карнаухов (иногда Корнаухов)
войсковой старшина Императорской армии, генерал-майор Белого движения, командующий 4-й Оренбургской казачьей дивизией, начальник гарнизонов в Оренбурге (1918) и в Кустанае (1918), кавалер ордена Святой Анны II степени (1916). Николай Карнаухов родился в станице Оренбургская, Оренбургская губерния, Российская империя, в семье казаков. В 1902 году Николай окончил Оренбургское казачье юнкерское училище, а затем и Офицерскую стрелковую школу. В ступил в службу в 1900 — был выпущен хорунжим в комплект Оренбургских казачьих полков. Стал сотником в 1907 году, подъесаулом — в 1910, а есаулом — 1914. В период Первой мировой войны, в 1915 году, Карнаухов получил звание войскового старшины, а во время Гражданской войны — полковника (1918, «за отличия в боях с большевиками»). В Русско-японскую войну Николай Петрович служил в частях Уссурийского казачьго войска, а затем перешёл в Оренбургский 2-й казачий полк (1907—1910). С 1912 по 1914 год он находился на льготе. С началом Мировой войны оказался в составе Оренбургского 14-го казачьего полка (1914—1917) — с 1915 года заведовал его хозяйством. После Февральской революции Карнаухов был избран делегатом от фронтовых частей Оренбургского войска на Общеказачьем съезде в Петрограде (март 1917). После этого он стал заместителем председателя Первого Войскового круга (с апреля по май), а также членом ревизионной комиссии. С началом Гражданской войны, в феврале 1918 года, Николай Карнаухов избрался командиром партизанского казачьего отряда, действовавшего против большевиков в районе станиц Буранная и Изобильная — в боях за последний населённый пункт погиб С.М.Цвиллинг. С 22 мая Карнаухов принял командование над Восточным отрядом (иногда именуемого фронтом). В июле этот отряд одним из первых ворвался в город Оренбург. 7 июля Николай Петрович был назначен командиром Самаро-Уфимского фронта. По сведениям на 21 июля, он являлся начальником гарнизона Оренбурга. С 28 июня по 24 июля 1918 года Николай Карнаухов являлся командиром Оренбургского 1-го казачьего полка, а в сентябре возглавил 1-ю бригаду 1-й Оренбургской казачьей дивизии. В этот период он также командовал войсками Орского фронта — был произведен в генерал-майоры за боевые заслуги («за операции под Орском, очищение войсковой территории от большевиков и за лихие действия в тылу красной армии»). 9 ноября Карнаухов принял командование Бузулукской группой войск Юго-Западной армии (известной также как Бузулукский фронт), а с 10 декабря — и 4-й Оренбургской казачьей дивизией. В феврале 1919 года Николай Петрович участвовал в третьем очередном Войсковом круге оренбургских казаков в Троицке. Уже в марте он был отчислен в распоряжение Войскового штаба «по болезни». В апреле—августе возглавлял гарнизон города Кустаная; с августа же получил под своё начало отряд в составе Конной партизанской группы генерала Л.Н.Доможирова. Этот отряд воевал в районе Троицка и Кустаная в ходе Тобольско-Петропавловской операции. Был участником Голодного похода Оренбургской армии в ноябре—декабре 1919 года. В марте 1920 года оказался в эмиграции в Китае — принял участие в походе к Шара-Сумэ. В 1921 году был интернирован, вместе с отрядом в 650 казаков, на границе Китая и Монголии, после чего вернулся в Китай. По состоянию на 1925 год состоял атаманом станицы Тяньцзинской, затем жил в Шанхае; его дальнейшая судьба на сегодня не прослежена. Награды: Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1915); Орден Святой Анны II степени с мечами (1916); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1905); Орден Святого Станислава II степени с мечами (1916); Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1904); Благодарность круга объединенных станиц (1918). Литература: Ганин А.В., Семёнов В.Г.Карнаухов Николай Петрович // Офицерский корпус Оренбургского казачьего войска. 1891—1945: Биографический справочник. — Москва: Русский путь: Библиотека-фонд «Русское Зарубежье», 2007. — Страницы 261—262. — 676 страниц. — ISBN 978-5-85887-259-7; Купцов И.В, Буяков А.М., Юшко В.Л. Белый генералитет на Востоке России в годы Гражданской войны. Биографический справочник. — Москва : Кучково поле; Ассоциация «Военная книга», 2011. — 672 страницы. — ISBN 978-5-9950-0199-7; Карнаухов Николай Петрович // Белая эмиграция в Китае и Монголии / Составление, научная редакция, предисловие и комментарии д.и.н. C.B.Волкова. — Москва: Центрполиграф, 2005. — 431 страница. — (Россия забытая и неизвестная). — 3000 экземпляров. — ISBN 5-9524-1616-0.

[505x700]
1882
Робер Дебре (французское имя — Robert Debré)
французский педиатр и общественный деятель, профессор (1920), член Французской медицинской академии (1933) и ее президент (с 1959 г.), член Парижской академии наук (1961), почетный доктор многих зарубежных университетов. Родился в Седане. По окончании философского и медицинского факультетов Парижского университета (1906) адъюнкт детской клиники в Париже. С 1908 г. директор Института гигиены и бактериологии медицинского факультета Страсбургского университета; с 1933 г. профессор бактериологии, а с 1940 г. профессор кафедры клинической педиатрии медицинского факультета Парижского университета. С 1945 г. президент Института демографических исследований, а с 1950 г. представитель Франции в Комиссии по детским вопросам при ООН, председатель Международного детского центра. В 1956 г. избран президентом Французского административного межведомственного комитета по медицинским и социальным проблемам детей школьного возраста. Основные научные труды Р.Дебре посвящены изучению туберкулеза, детских инфекционных болезней и болезней обмена у детей раннего возраста, а также вопросам социальной медицины, бактериологии и иммунологии. Он впервые описал клинику цереброспинального менингита у грудных детей и одновременно с Молларе (P.Mollaret) и Релли (Y.Relli) — доброкачественный субхронический местный лимфоретикулез, ввел понятие синдрома гликофосфоаминного (почечного) диабета, связанного с гипофосфатемией и чрезмерным выделением аминокислот (Де Тони-Дебре-Фанкони синдром). Одним из первых в мире (начало 1950-х гг.) Р.Дебре начал применение стрептомицина для лечения больных туберкулезом без фокальных проявлений, но с выраженной интоксикацией. Был редактором (совместно с М.Лелонгом) двухтомного руководства по педиатрии. За заслуги в области педиатрии и социальной медицины удостоен премии имени Л.Бернара (1964). Скончался 29 апреля 1978 года.
[700x457]
Сочинения: Тгаitement et prophylaxie de la diphtérie, P., 1935; Cours de pédiatrie sociale, t. 1-2, P., (1949); Le syndrome de diabete гёпа1е, Р., 1947; Pathologie infantile, t. 1—2, P., 1954 (совместно с другими); La maladie de Bouillaud, P., 1955 (совместно с Soulie P.); Симптоматология и диагностика полиомиелита, в книге: Полиомиелит, перевод с английского, Москва, 1957 (совместно с С.Тиффри); Pédiatrie, t. 1-2, P., 1957 (совместно с M.Lelong). Библиография: Профессор Робер Дебре (Франция) лауреат Фонда Леона Бернара в 1964 г., Хроника ВОЗ, том 18, № 4, страица 122, 1964; Grand Larousse encyclopedique, t. 3, p. 820, P., 1960. Литература: Основоположники социальной медицины. Профессор Робер Дебре ( лауреат Фонда Леона Бернара 1964 г., "Хроника ВОЗ", 1964, том 18, № 4.

[510x700]
1882
Георги Михалев Райчев
болгарский писатель. Родился в городе Топрак-Хисар (Землен) Старозагорского округа. Печатался с 1907 г. В ранних произведениях заметно влияние натурализма ("Царица Неранза", 1910). После первой мировой войны 1914-1918 гг. обратился к конкретно-реалистическому воспроизведению душевного состояния маленького человека, подавленного социальной несправедливостью ("Маленький мир", 1919; "Грех", 1921; "Лина", 1922). Автор сборников "Песня о лесе" (1928), "Легенда о деньгах" (1931) и других. В своих лучших произведениях стоял на позициях реалистического искусства, отстаивая идеи народности и гуманизма. Умер в Софии 18 февраля 1947 года. Сочинения: Съчинения, тома 1-2, София, 1968; в русском переводе. - Маленький мир. Повести и рассказы, (Вступительная статья В.Андреева), Москва - Ленинград, 1962. Литература: Константинова Е., Георги Райчев, София, 1970.

[518x700]
1883
Сергей Иванович Белявский
советский (российский) астроном, член-корреспондент Академии наук СССР (1939). Родился в Санкт-Петербурге. Окончил Санкт-Петербургский университет (1906). В 1909—1925 годах возглавлял Симеизское отделение Пулковской обсерватории, в 1937—1944 — директор Пулковской обсерватоии.
Научный вклад
Специалист по астрофотометрии, астрометрии и исследованию переменных звёзд. Открыл яркую комету C/1911 S3 (Белявского), 36 астероидов (один из которых, (1074) Белявския, назван в его честь) и свыше 250 переменных звёзд. Среди открытых астероидов есть такие, как (1001) Гауссия и (1094) Сиберия. Составитель «Каталога фотографических величин 2777 звёзд» (1915) и «Астрографического каталога 11322 звёзд» (1947). Умер в Ленинграде 13 октября 1953 года. В литературе: Герой главы «Сергей Иваныч» в книге О.Мандельштама «Шум времени» (1925). Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. «Астрономы. Биографический справочник» // Наукова думка, Киев, 1977 г.; Жуков В.Ю. Девятый директор Главной (Пулковской) астрономической обсерватории С.И.Белявский (1883–1953) // Вестник гражданских инженеров. 2013. № 6 (41). Декабрь. Страницы 286–295; Застрожнова Е.Г. Белявский Сергей Иванович // Ученые — фондообразователи Санкт-Петербургского филиала Архива Российской Академии Наук : Краткий биографический справочник : А—В / научная редакция и состтавители Е.Ю.Басаргина, И.В.Тункина. — Санкт-Петербург : Реноме, 2018. — Страница 58. — 196 страниц. — (Ad fontes. Материалы и исследования по истории науки ; том 13). — ISBN 978-5-00125-105-7. — doi:10.25990/c6ns-y183; Мец А.Г. «Сергей Иваныч»: Об одном «герое» мандельштамовского «Шума времени» // Slavica Revalensia. 2017. Том 4. Страницы 68-74.

1883
Рауль Кодрон (французское имя — Raoul Caudron)
французский футбольный функционер и тренер. Родился в городе Париж, Франция. Возглавлял сборную Франции на чемпионате мира—1930, поскольку бывший в то время главным тренером «трёхцветных» Гастон Барро по совместительству являлся преподавателем консерватории и вынужден был остаться во Франции на время экзаменационной сессии, совпавшей с чемпионатом мира. Таким образом Рауль Кодрон во время мундиаля—1930 совмещал посты руководителя французской делегации и главного тренера сборной. Умер в городе Сент-Этьен, департамент Луара, Франция, 1 июня 1958 года.

[515x700]
1884
Петру Гроза (румынское имя — Petru Groza)
румынский политический и государственный деятель, активный антифашист, глава первого демократического правительства после Второй мировой войны, симпатизировал коммунистическому движению. Родился в Бэчия, Австро-Венгрия. Учился в Будапештском, Берлинском и Лейпцигском университетах, доктор права. Широко образованный доктор Петру Гроза был крупным помещиком и владельцем большого состояния, однако в зрелом возрасте он отказался от поддержки правительства Румынии и своего состояния и возглавил крупнейшую в стране крестьянскую организацию «Фронт земледельцев». Политическую деятельность начал членом Союза румынской молодёжи, боровшейся за отделении Трансильвании от Австро-Венгрии и объединение её с Румынией. В 1918 избран членом Верховного совета Трансильвании, который провозгласил объединение этой провинции с Румынией, затем избран в 1-ю палату депутатов от Прогрессивной крестьянской партии. С 1920 по 1927 годы пять раз избирался депутатом румынского парламента от Народной партии, занимал министерские посты в кабинетах А.Авереску. В 1927 порвал с Народной партией и на некоторое время отошел от политики. В 1933 основал и возглавил крестьянскую организацию «Фронт земледельцев», которая однако не пользовалась в эти годы никаким влиянием. В 1943-1944 неоднократно подвергался арестам и находился в концлагерях. После свержения режима И.Антонеску (август 1944) занимал ряд руководящих постов в коалиционном правительстве, в ноябре 1944 - феврале 1945 заместитель премьер-министра. 6 марта 1945 король Михай I по требованию советского представителя А.Я.Вышинского назначил Грозу главой правительства концентрации демократических сил Румынии. Проводил политику направленную на установление в стране коммунистической диктатуры, опиравшейся на советские оккупационные войска. 30 декабря 1947 добился отстранения короля даже от представительной власти. Во время Второй мировой войны боролся против фашистского режима в Румынии, а после победы стал премьер-министром «коалиционного правительства» Румынии в 1945—1952 годах. В июне 1952 года Петру Гроза был избран председателем Президиума Великого национального собрания Румынии, 18 марта 1957 г. был вторично переизбран на этот пост. Был приверженцем коммунизма; в компартии Румынии не состоял.
«Петру Гроза в антракте стоял в фойе, нас представили, он говорил с нами по-немецки, извинившись, что был непредусмотрителен в своё время и не научился русскому языку — теперь уже он стар, не научишься. „Но кое-чему я всё же от русских научился, особенно политике“. (…) Петру Гроза вскоре заболел. Сначала это было сердечное заболевание; мы были с Лукомским на консультации у него в имении за Карпатами; там мы познакомились с румынским кардиологом профессором Илиеску, в будущем часто посещавшим Москву. Гроза не верил в своё сердечное заболевание, „я каждый день по утрам взбираюсь вон на ту гору“ (гора, действительно, как мы убедились на своём опыте, была высокая), „тут что-то другое“. Через год это „другое“ выяснилось. Оказался рак кишечника, была сделана операция, и меньше, чем через год, Гроза умер», — вспоминает доктор Александр Леонидович Мясников. Умер в городе Бухарест, Румыния. 7 января 1958 года. Похоронен на кладбище Генча После смерти Грозы его именем был назван город Штей, носивший это название до 1996 года. Литература: Феодосий Видрашку «Петру Гроза». Жизнь замечательных людей, Молодая гвардия, 1976; Пету Гроза. Люди и события. // Новое время. — Москва, 1957. — Выпуск № 12.

Лопухова (514x700, 285Kb)
1884
Евгения Васильевна Лопухова
артистка балета, эстрадная танцовщица, артистка оперетты. Заслуженная артистка РСФСР. Родилась в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Выросла в семье, тесно связанной с балетом, она была старшей из четырёх братьев и сестёр, учившихся в хореографическом отделении Императорского театрального училища и ставших артистами петербуржской сцены. Наиболее известен её младший брат Фёдор, известный не только как танцовщик Мариинского театра, но в большей мере как балетмейстер, возглавивший в 1920-е годы хореографическую труппу ГАТОБ и активно искавший в своих постановках новые пути развития хореографии. В 1930-е годы он стал создателем балета Малого театра. Следующая сестра — Лидия Лопухова (1892—1981) — известна выступлениями в Русских Сезонах Дягилева, выйдя замуж за английского экономиста Кейнса, выступала в США и Великобритании с 1910 по 1934 годы. Младший в семье — Андрей Лопухов (1898—1947) — артист Мариинского театра — театра оперы и балета имени С.М.Кирова в 1916—1945 годах, один из видных мастеров характерного танца. Андрей и Евгения выступали и на сцене Малого театра, оказывая поддержку Фёдору в создании новой балетной труппы. Евгения Лопухова окончила Петербургское театральное училище в 1902 по классу Клавдии Куличевской и поступила в балетную труппу Мариинского театра, где прослужила до 1924 года. С 1913 года была в не самом высоком звании первой танцовщицы. В 1909, 1910 и 1911 годах приняла участие в «Русских сезонах». В 1911 году участвовала в гастрольной поездке в США, организованной Юлией Седовой. На академической сцене исполняла характерные роли, часто выступала в «народных» танцах. Кроме академической сцены танцевала на эстраде, обычно её партнёром был А.А.Орлов, как и Е.Лопухова он был разносторонним артистом, выступавшим и в балете и в оперетте, и на эстраде. и как драматический актёр, и в кино. Дуэт Лопуховой и Орловой выступал на эстраде с 1910 годов до 1941 года. В 1915 году дуэт выступал на сцене кабаре «Уголок», которое располагалось в здании Пассажа. В 1911 году Евгения попробовала себя и в качестве драматической актрисы, выступив в популярной пьесе Ю.Д.Беляева «Псиша». В 1920—1921 годах сотрудничала с режиссёром К.А.Марджановым в созданном им театре комической оперы. Марджанов стремился к созданию синтетического зрелища, объединяющего в действии драматический спектакль, музыку, пение и танец. Он был заинтересован в универсальных актёрах, каким была Евгения Лопухова. При завершении работы на академической сцене написала мемуары «Двадцать лет сценической деятельности», изданные в Петрограде в 1923 году. Уйдя с балетной сцены, Евгения в 1920-е годы выступала в оперетте. Некоторые её роли, например, мадемуазель Нитуш, получили высокую оценку критиков. В 1930—1933 годах работала в балетной труппе Малого театра, видимо поддерживая брата Фёдора в период становления балетной труппы. В 1931 году была первым руководителем балетной труппы только что созданного Театра оперы и балета в Куйбышеве. Скончалась в городе Пермь, РСФСР, СССР (тогда Молотов), 21 августа 1943 года. В город Пермь был эвакуирован кировский театр из Ленинграда, балетом которого в эвакуации вновь руководил её брат Фёдор. Могила на Егошихинском кладбище Перми была утрачена.
Характеристика творчества
Актриса обладала живым темпераментом. Её привлекали характерные роли жанрово-бытового типа. На академической сцене её использовали либо в небольших классических ансамблях, либо в характерных танцах. Она не исполняла в балетах первых партий. В балете «Корсаре» на музыку А. Адана Лопухова играла главную жену хана, над которой проказничала Гюльнара, любимая жена. Балетный критик Шидловский по этому поводу в «Петербургском листке» от 28 апреля 1910 года писал «Она имела случай показать присущие ей грацию, музыкальность и даже индивидуальность». В этой связи удивительно именно проявление индивидуальности в роли, которая не давала поводов для этого. По поводу выступлений Лопуховой в партии Француженки в «Фее кукол» критика расходилась в мнениях. Этот вставной номер на музыку Р. Дриго был примитивной по движениям, заурядной полькой. Различие в мнениях рецензентов говорит о характере её актёрского дарования. Критик Кудрин говорит о видимом легкомыслии и отсутствии «изящества, свойственного mademoiselles», а Рогов пишет: «С красивым задором, полным врожденной грации, резвится она по сцене, беззаботно махая франко-русскими флажками». Вероятно дело в отсутствии манерности, которую Кудрин считал изяществом. Начинался XX век, серьёзно изменивший взгляды на женщину, в том числе и представления о женском изяществе. Естественно, что после Октябрьской революции, когда многие артисты эмигрировали, её участие в спектаклях несколько усилилось, но и тогда она не получила первых ролей. Единственный случай её участия в премьерной постановке — партия Царевны в балете И.Ф.Стравинского «Жар-птица», поставленного её братом Фёдором 2 октября 1921 года. Кроме того она в 1917—1924 годах исполняла роли: Амур в балете Л.Ф.Минкуса «Фиаметта», в хореографии М.Петипа; Жавотта в одноимённом балете Сен-Санса; Изабелла, Маринетта в балете А.К.Глазунова «Испытание Дамиса»; Мария в балете И.И.Армсгеймера «Привал кавалерии», поставлен 25 января 1919 А.В.Ширяевым по М.И.Петипа; Эстрелла в балете «Карнавал» на музыку Р.Шумана, поставленном М.М.Фокиным; Коломбина и Маркитантка в балете П.И.Чайковского «Щелкунчик» в хореографии балетмейстера Л.Иванов, Рыбачка в балете Ц.Пуни «Дочь фараона». Она исполняла в балетах характерные танцы: русский в балете Й. Байера «Фея кукол», чардаш в балете П.И.Чайковского «Лебединое озеро», венгерский в балете А.К.Глазунова «Раймонда», в балетах Ц.Пуни: цыганский в «Эсмеральде» и рапсодию в «Коньке-Горбунке». В 1920-е годы. успешно выступала в оперетте, где исполнила роли мадемуазель Нитуш в одноимённой оперетте Эрве, и в оперетте И.Кальмана «Сильва». Характерны отзывы критики о партии мадемуазель Нитуш, критика писала о создании нового для оперетты женского типа молодой чистой и задорной девушки, лишённой всякого эротизма. В 1930-е годы танцевала в балете Малого театра, где исполнила партию Дачницы в «Светлом ручье» на музыку С.C.Прокофьева. Несмотря на разнообразие способностей, лучшим в творчестве Лопуховой было исполнение характерных танцев. Выступала с постоянным партнером А.Орловым (в театре с 1908, на эстраде в 1910-1941). Особенно примечательна исполняемая этой парой «Рязанская пляска», созданная на этнографическом материале. Впервые она была исполнена в 1911 году и исполнялась до конца выступлений дуэта в 1941 году. Номер был исполнен более 500 раз. Лопухова изображала крестьянку, а Орлов — приехавшего из города фабричного рабочего. Номер был построен на «переплясах» поочередных выступлениях партнеров друг перед другом, в нём была несложная сюжетная канва. Позднее такая постановка народных танцев стала типичной для эстрады. Источники: Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. — Ленинград; Москва, 1971—1972; Добровольская Г.Н. Лопухова Евгения Васильевна // Балет. Энциклопедия / Главный редактор Ю.Н.Григорович. — Москва: Советская энциклопедия, 1981; Лопухова Евгения Васильевна // Русский балет. Энциклопедия. — Москва: БРЭ: Согласие, 1997; Уварова Е.Д. Лопухова и Орлов // Эстрада в России. XX век : Энциклопедия. — Москва: Олма-Пресс, 2004.

1884
Яков Денисович Милешин (Мелешин)
активный участник борьбы за Советскую власть в Молдавии. Член Коммунистической партии с 1905. Родился в селе Половское, ныне Спасского района Рязанской области. По профессии наборщик. Партийную работу вел в профсоюзе печатников в Санкт-Петербурге. Подвергался арестам и ссылке в Олонецкую губернию. В 1914 мобилизован в армию. После Февральской революции 1917 — один из организаторов Советов на Румынском фронте, член ЦИК Румчерода. В мае — декабре 1917 в Кишиневе: комиссар ВРК, председатель Исполкома Совета Бессарабской губернии, начальник гарнизона, председатель комитета РСДРП (б). В качестве комиссара 5-го Заамурского полка Красной Армии участвовал в боях в Бессарабии, на Украине и Дону. Погиб в бою у хутора Кучеревка 13 октября 1918 года. Литература: Ройтман Н.Д., Цетлин В.Л., Я.Д.Мельошин, Кишинёв, 1962.

Мусселиус (483x700, 143Kb)
1884
Максимилиан Максимилианович Мусселиус
советский астроном. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Старший сын начальника отделения Главного управления почт и телеграфов, русского дворянина Максимилиана Робертовича Мусселиуса (1858—1928). Имел четырёх братьев — Михаила, Алексея, Петра, Георгия и сестру Ирину. Мать — Елизавета Михайловна, урождённая Пещурова — дочь М.А.Пещурова. В 1898—1903 годах учился в Царскосельской классической гимназии. В 1904 году поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета (отделение астрономии и геодезии). После окончания университета в 1910 году поступил на службу в Департамент внутренних водных путей и шоссейных дорог; в 1910—1912 годах совершил две гидрометрические экспедиции по Сибири для исследования течений рек Туры и Тобола, а также бассейна рек верхнего течения реки Лены. В 1912 году был призван на военную службу. Участвовал в первой мировой войне, был ранен. После демобилизации в марте 1918 года работал в обсерватории Казанского университета. В июне 1919 года был мобилизован в Красную Армию, но в боях не участвовал. В 1920 году был прикомандирован к Вычислительному институту. После демобилизации в 1923 году продолжил работу в этом институте, одновременно работая инженером в Главном геодезическом управлении, а позднее — преподавая мореходную астрономию в Военно-Морском училище имени Фрунзе. С 1925 года работал в Пулковской обсерватории. В 1935 году получил учёную степень кандидата астрономии и геодезии. В 1937 году был назначен учёным секретарём Пулковской обсерватории. В ночь на 11 февраля 1937 года был арестован в связи с «пулковским делом». Приговорён к 10 годам заключения. Отбывая наказание в Вологодской тюрьме, был вторично судим вследствие действий комиссии по «чистке» тюрем, перед которой стояла задача уменьшить количество заключенных. «За систематическую контрреволюционную троцкистскую агитацию среди заключенных» был приговорён к расстрелу и расстрелян в городе Вологда, РСФСР, СССР, 20 января 1938 года. Реабилитирован в 1957 году.
Работа
Научная деятельность связана с общей астрометрией, специальной меридианной астрометрией, службой времени, определением долгот. Занимался составлением навигационных таблиц и таблиц эфемерид. Занимался измерениями на пулковском меридианном круге. Участвовал в многочисленных экспедициях по маршрутной съёмке, определению координат, гравиметрии. Написал главу «Инструменты для определения времени» для известного курса «Введение в практическую астрономию» (1936). Литература: Орлова Н.Б, Максимилиан Максимилианович Мусселиус // На рубежах познания Вселенной (Историко-астрономические исследования, XXIII). — Москва, 1992; Справка КГБ о судьбе пулковских астрономов; Жуков В.Ю. Мусселиусы в Петербурге и Канаде // Наука и техника: Вопросы истории и теории. Тезисы XXII годичной конференции Санкт-Петербургское отделение Российского Национального комитета по истории и философии науки и техники (5–9 ноября 2001 г.). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники имени С.И.Вавилова Российской Академии Наук, 2001. Выпуск 17. Страницы 57–59.

Zeitlin (700x517, 143Kb)
1884
Лео Цейтлин (Лев Маркович (Лейб Мордухович) Цейтлин; Leo Zeitlin)
российский, а позднее американский еврейский композитор, скрипач и пианист, педагог, фольклорист. Родился в городе Пинск, Минская губерния, Российская империя, в семье богатого лесоторговца. Получил традиционное еврейское религиозное образование. Игре на скрипке учился у местного клезмера Берла Фидлера. С 1895 года обучался игре на скрипке в школе Императорского музыкального общества (будущая Одесская консерватория) под руководством Э.Млынарского. С 1904 года учился в Санкт-Петербургской консерватории (которую окончил в 1910 году). С 1910 года — первая скрипки в оркестре Музыкально-исторического общества («оркестр графа Шереметьева»), одновременно принимал участие в работе «Общества еврейской народной музыки». В период с 1917 по 1921 год был дирижёром местного симфонического оркестра в Екатеринославе. С 1921 года — дирижёр еврейского оркестра Вильно, принимал участие в создании местной Еврейской народной консерватории. С 1923 года и до конца жизни жил и работал в Нью-Йорке, написал ряд популярных песен на идише. Умер в боро Лонг-Айленд, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 8 июля 1930 года. Произведения: Eyli, eyli; Iber di hoyfn; Patsh, patsh kikhelekh; Shoyn nito der nekhtn; Der kadish fun reb Leyvi-Yitskhok.

1884
Каарло (Каарле) Вяйнё «Калле» Экхольм (финское имя — Kaarlo Väinö «Kalle» Ekholm)
финский гимнаст. Родился в городе Выборг, Великое княжество Финляндское, Российская империя. Серебряный призёр летних Олимпийских игр 1912 года в командном первенстве по произвольной системе. Умер в городе Хельсинки, Финляндия, 13 мая 1946 года.

van_katwijk_paul (700x626, 548Kb)
1885
Пауль ван Катвейк (нидерландское имя — Paul van Katwijk)
нидерландско-американский пианист, дирижёр, композитор и музыкальный педагог. Родился в городе Роттердам, Нидерланды. Учился в консерваториях Гааги, Берлина и наконец в Вене у Леопольда Годовского. С 1912 г. жил в США, первоначально обосновался в Де-Мойне, где 1913—1921 гг. преподавал в Университете Дрейка, играл на фортепиано в университетском фортепианном трио, некоторое время возглавлял местный оркестр. С 1921 г. Катвейк перебрался в Даллас, где принял руководство Далласским мужским хором. В 1925 г. после внезапной смерти Уолтера Фрида он возглавил Далласский симфонический оркестр, которым руководил до 1937 г. Многие годы Катвейк был деканом музыкального отделения Южного методистского университета. По словам одной из учениц, «он был непревзойдённым образцом для подражания. Он показал мне, что можно играть на фортепиано и быть милым человеком». Из собственных музыкальных сочинений Катвейка относительной известностью пользовалась сюита «Голландия». Катвейку принадлежит также популярное фортепианное переложение прелюдии из Шестой сонаты Баха для скрипки соло (опубликовано в 1938 г.). Умер в городе Даллас, штат Техас, США, 11 декабря 1974 года.

1885
Питер Джонсон Стархольдт (Peter Johnson Sturholdt)
американский боксёр, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1904. Родился в городе Стиллуотер, округ Вашингтон, штат Миннесота, США. На Играх 1904 в Сент-Луисе Хорн соревновался только в лёгком весе до 61,2 кг. Проиграв в полуфинале и в матче за третье место, он занял в итоге четвёртое место. Позже был дисквалифицирован серебряный призёр в этой дисциплине, и Стархольдт поднялся на позицию выше, став бронзовым призёром. Умер в городе Сент-Луис, штат Миссури, США, 27 июня 1919 года.

Mason_Phelps (676x700, 163Kb)
1885
Мейсон Эллиот Фелпс (Mason Elliott Phelps)
американский гольфист, чемпион летних Олимпийских игр 1904. Родился в городе Чикаго, штат Иллинойс, США. На Играх 1904 в Сент-Луисе Фелпс участвовал в двух турнирах. В командном он занял 15-е место, и в итоге его команда стала первой и выиграла золотые награды. В одиночном разряде он занял 6-е место в квалификации, и пройдя в плей-офф, закончил соревнование в четвертьфинале. Умер в городе Лейк-Форест, штат Иллинойс, США, 2 сентября 1945 года.

Josef Schnitt (700x689, 196Kb)
1885
Йозеф Шнитт (немецкое имя — Josef Schnitt)
австрийский хоровой дирижёр. Родился в коммуне Майльберг, Нижняя Австрия, Австро-Венгрия. Окончил школу в Холлабрунне, затем изучал богословие в Вене. В 1909 году рукоположён во священники. Последний (с 1912 г.) руководитель певческой капеллы венского императорского двора, Шнитт в 1921 г. возродил на частной основе Венский хор мальчиков, ранее входивший в состав капеллы, — как утверждалось, в течение двух лет полностью оплачивая его содержание из своего кармана. Шнитт возглавлял хор до 1939 года, превратив в один из ведущих детских хоровых коллективов мира. После аншлюса он был отправлен в отставку нацистскими властями, и по окончании Второй мировой войны вновь возродил Венский хор мальчиков, а в 1952 г. в дополнение к нему создал и взрослый Венский хор, состоящий из бывших мальчиков-хористов. Умер 26 сентября 1955 года. Литература: Leopold E. Rupp. Joseph Schnitt (1885—1955): Umrisse eines Lebens; Zur 50. Wiederkehr seines Todestages. — Wien, 2005. — 49 S.

[479x700]
1887
Гобинд Сингх (Gobind Singh)
индийский кавалер креста Виктории, высшей воинской награды за героизм, проявленный в боевой обстановке, которая может быть вручена военнослужащим стран Содружества и прежних территорий Британской империи. Родился в Дамоие, княжество Джодхпур, Британская Индия. К 29 годам Гобинд Сингх был ланс-даффадаром 28-го полка лёгкой кавалерии Британской Индийской армии, прикреплённого к 2-му уланскому полку. За свои действия в период с 30 ноября по 1 декабря 1917 года во французском Позьере был представлен к награде. В официальном объявлении о награде говорилось: «За проявление выдающейся храбрости и преданности долгу.Ланс-даффадар Гобинд Сингх трижды добровольно вызывался доставить сообщения между штабами своего полка и бригады, расстояние между которыми было около 2,5 километра, и дорога шла на открытой местности под непрерывным наблюдением и обстрелом врага. Он доставил все сообщения, хотя каждый раз под ним убивало лошадь и остаток пути ему приходилось преодолевать самостоятельно.» Позднее Сингх дослужился до звания джемадар. Умер в Нагауре (Раджпутана, Британская Индия) 9 декабря 1942 года. Литература: Michael Ashcroft. Victoria Cross Heroes. — London: Headline Book Publishing, 2006. — 335 p. — ISBN 0-755-31632-0; Narindar Saroop. Gardner of Gardner's Horse: 2nd Lancers Indian Army. — 1. — Abhinav Publications, 1983. — P. 108—122. — 178 p; Budheswar Pati. India and the First World War. — New Delhi: Atlantic Publishers & Distributors, 1996. — 282 p. — ISBN 8-171-56581-6.

[486x700]
1887
Эрнст Тох (немецкое имя — Ernst Toch)
американский композитор и педагог австрийского происхождения, член Национального института искусств и литературы. Эрнст Тох родился в Вене. В Венском и Гейдельбергском университетах Тох изучал медицину и философию. Учился игре на фортепиано у Вилли Реберга во Франкфурте-на-Майне (1909-12), композиции учился самостоятельно. В 1913-1929 годах сам преподавал игру на фортепиано в Мангейме, в 1929-1933 годах — в Берлине. После прихода к власти фашистов Тох покинул родину, жил в Париже, Лондоне и до конца жизни в США (с 1934 года). В 1935-1936 годах читал лекции по музыкальной эстетике в Новой школе социальных исследований Нью-Йорка. С 1937 года писал музыку к фильмам, работал в Голливуде. В 1939-41 годах Тох давал уроки композиции в Университете Южной Калифорнии. Жил в Швейцарии (1950-58), затем в Санта-Монике. С 1956 года был членом Национального института искусств и литературы. Скончался в Лос-Анджелес 1 октября 1964 года. Награды: Командорский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»; Пулитцеровская премия за выдающееся музыкальное произведение. Музыка Тоха много исполнялась в 1940-х — 1950-х в США. Он был удостоен преимий за некоторые сочинения (например, премии Пулитцера за 3-ю симфонию). Музыкальный язык Тоха традиционен и носит романтический характер. Его симфонические произведения отличаются мастерством инструментовки, а фортепьянные — виртуозной техникой письма. Оперы: «Принцесса на горошине» (Die Prinzessin auf der Erbse, 1927, Баден-Баден); «Опахало» (Der Fдcher, 1930, Кенигсберг); Последняя сказка (The Last tale, 1962, Нью-Йорк). Кантаты: «О моей родине» (An mein Vaterland, 1915); «Вода» (Das Wasser, 1930); «Кантата горьких трав» (Cantata of the bitter herbs, 1941).
[496x700]
Скульптурный портрет Э.Тоха.
Сочинения для оркестра: Симфонии: 1-я (1950); 2-я (1953); 3-я (1955); 4-я (1957); 5-я, Иевфай (1963); «Рапсодическая поэма» для струнного оркестра (1964); Симфониетта для струнных (1964). Увертюры: «Пиноккио» (1936); «Цирк» (Zirkus, 1954). Сюиты: Пёстрая (Bunte Suite, 1929); Маленькая театральная сюита (Kleine Theater-Suite, 1931); 3 пантомимы (1964). Пьесы; Музыка к фильмам и др. По словам его внука Лоуренса Вешлера, Эрнст Тох мог удержать в памяти длиннейшие серии чисел, переводя их в соответствующие мелодии. Литература: Главный редактор Ю.В.Келдыш. Музыкальная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1976. — Том 5. — Страница 585. — 1055 страниц.

1887
Иштван Херцег (венгерское иям - Herczeg István)
венгерский гимнаст. Родился в Апатфальва. Серебряный призёр летних Олимпийских игр 1912 года. Умер в городе Сатимаз 3 июля 1949 года.

[506x700]
1888
Дзинъити Кусака (японское имя — 草鹿 任)
вице-адмирал Императорского флота Японии; двоюродный брат вице-адмирала Рюносукэ Кусака. Родился в 1888 году в префектуре Исикава. Закончил Кайгун хэйгакко, служил мичманом на крейсерах «Сойя» и «Тиёда», после производства в энсины — на крейсере «Токива» и броненосце «Аки». В годы Первой мировой войны, став лейтенантом, служил на крейсерах «Асама», «Касима» и эсминце «Хамакадзэ», но участия в боевых действиях ему принять не довелось. После войны учился в Кайгун дайгакко, выпустился в 1921 году в звании лейтенант-коммандера, служил на линейном крейсере «Хиэй» в качестве заместителя начальника артиллерийской части, затем на линейных кораблях «Ямасиро» и «Нагато» в качестве начальника артиллерийской части. 1 сентября 1930 года был произведён в кэптены и отправлен на год в Европу и Америку, по возвращении стал командиром крейсера «Китаками», а затем — линкора «Фусо». 1 декабря 1936 года был произведён в контр-адмиралы и назначен комендантом Училища морской артиллерии. 15 ноября 1940 года был произведён в вице-адмиралы. В начале войны на Тихом океане Дзинъити Кусака заведовал Кайгун хэйгакко. 28 сентября 1942 года он был поставлен во главе подчинённого Императорскому флоту 11-го воздушного флота, базировавшегося в Рабауле, который поддерживал операции японских войск на Соломоновых островах и Новой Гвинее. 24 декабря 1942 года все военно-морские силы в районе Соломоновых островов и Новой Гвинеи были объединены во Флот Юго-Восточного района и также подчинены Кусаке. 6 сентября 1945 года Кусака капитулировал с подчинёнными ему силами в Рабауле вместе с генерал-лейтенантом Хитоси Имамурой, командовавшим сухопутными войсками. Умер в городе Камакура (Канагава, Япония) 24 августа 1972 года.

[466x700]
1888
Андрей Павлович Кучкин
советский историк, профессор (1951). Член КПСС с 1912. Родился в городе Белорецке на Южном Урале (Белорецкий завод Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии), в семье потомственного кузнеца, рабочего-кустаря. Окончил горно-заводское училище. Член большевистской партии с 1912 г. Участвовал в революционном движении в Белорецке (1905-10), Уфе (1911-17), пехотных дружинах (1914-17), Вятке (1915-1917). Дважды арестовывался и ссылался. В 1916 году сослан в город Вятку, как рядовой 697 пехотной дружины. Способствовал большевизации местного гарнизона. Один из организаторов Комитета (Совета) солдатских депутатов в Вятке и первый его председатель. Солдатский Совет был создан 2 марта 1917 г., 14 марта было проведено его совместное заседание с Советом рабочих депутатов. От солдатских гарнизонов Вятской и Пермской губерний избран делегатом на I Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов (в мае 1917 г.), где вошёл в большевистскую фракцию. С сентября 1918 г. возглавлял политотдел 2-й армии Восточного фронта. "Секретарем Уфимского губкома РКП (б) я стал с февраля 1919 года, а до этого был заведующим политотделом 2-й армии Восточного фронта. Как все это произошло? В первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции во 2-й армии было большое торжество. 7 ноября 1918 года 28-й дивизией под командованием В.М.Азина был штурмом взят Ижевск. Реввоенсовет 2-й армии немедленно телеграфировал об этом Ленину. В тот же день была получена телеграмма Ленина, в которой он приветствовал доблестные войска 2-й армии с блестящей победой и годовщиной Октября. На другой день на площади в Вятских Полянах, где находился штаб 2-й армии, состоялся грандиозный митинг. С наспех сколоченной из досок трибуны я выступал с речью. Дул сильный и морозный ветер. Вдруг мой голос прервался. Как я ни откашливался, как ни пытался продолжить речь, голос так и не появился. Удрученный, сошел с трибуны. Я заболел и слёг. В больнице пришлось пробыть месяц. Временами терял сознание, шла горлом кровь (я был болен туберкулёзом легких). Но потом стал поправляться и когда вышел из больницы, то члены Реввоенсовета 2-й армии С.И.Гусев и П.К.Штернберг вызвали меня и сказали: — Вам надо поехать в город Мензелинск на поправку. В Вятских Полянах туго с продовольствием, а в Мензелинске имеются белый хлеб, масло, молоко, мясо, яйца. Поезжайте! И я уехал." С марта 1919 г. – комиссар 27-й дивизии 5-й армии Восточного фронта. После участия в Гражданской войне на Восточном фронте на партийной и военной работе: заведующий отделом политотдела 5-й Армии Восточного фронта, заведующий отделом Политуправления Сибири, военком управления военно-учебных заведений Сибири. В дальнейшем - военком управления военно-учебных заведений Закавказья (1922-1924), инструктор ЦК ВКП(б) (1928-1929), ученый секретарь Института Ленина (1929-1930), заместиткель заведующего сектором ИМЭЛ (1930-1940), старший научный сотрудник Института истории СССР Академии Наук СССР. Окончил институт Красной профессуры (1934). С 1939 г. занимается изучением истории большевистской партии. Профессор, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РСФСР, автор около 350 научных работ, член главной редакции издания «История Великой Отечественной войны Советского Союза», редактор IX тома 12-томной «Истории СССР». Делегат X, XI съездов РКП(б). Награжден двумя орденами Ленина и медалями СССР. Один из авторов учебника "Краткая история ВКП(б)" под редакцией В.Ю.Кнорина (1934), учебника "История КПСС" под редакцией Б.Н.Пономарева (1959, 2-е издание, 1962, 3-е издание, 1970) и работы "История Казахской ССР" (1943, 2-е издание, том 2, 1949). Автор книг "Чеверев" (1929), "Советизация казахского аула (1926—1929)" (1962), "В те дни" (1958), "В боях и походах от Волги до Енисея" (1969). Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями. Умер в Москве 30 марта 1973 года. Литература: Муратов Х.И., Большая жизнь, Уфа, 1970.

[563x699]
1888
Артур Джойс Лунел Кэри (Arthur Joyce Lunel Cary)
ирландский писатель и художник. Артур Джойс Лунел Кэри родился в Лондондерри (Ирландия). Учился Тринити-колледже Оксфордского университета, где получил сначала степень бакалавра, затем — магистра гуманитарных наук. В Эдинбургском университете и в Париже занимался живописью и изучал историю искусства. В 1913 поступил на службу в колониальную администрацию Нигерии, в годы Первой мировой войны сражался против немцев в рядах нигерийской армии; этот опыт впоследствии был отражён в его ранних работах, например, в «Господине Джонсоне». После войны жил в Западной Африке, в 1920 по состоянию здоровья вернулся в Англию. Под влиянием трилогий Джойса Кэри канадский писатель Робертсон Дэвис впоследствии создал свои «дептфордскую» и «корнишскую» трилогии. Произведение Кэри «Обитель детства» в 1942 году было удостоено премии как лучший английский роман. В 1949 году заслуги английского писателя Джойса Кэри перед отечественной словесностью признало английское правительство, наградив его Орденом Британской империи III степени; писатель, однако, отклонил награду, не признавая за государством права судить ни о художественных, ни об идейных достоинствах литературных произведений.(В.С.Муравьев, Предисловие к сочинениям Кэри). Умер в Оксфорде 29 марта 1957 года. Джойс Кэри написал пятнадцать романов и несколько томов эссеистики и поэзии. Первая трилогия: «Сама удивилась» (Herself Surprised, 1941); «Путём паломника» (To Be a Pilgrim, 1942); «Из первых рук» (The Horse’s Mouth, 1944). Вторая трилогия: «Из любви к ближнему» (Prisoner of Grace, 1952); «Никто, как Бог» (Except the Lord, 1953); «Не возлюби я честь превыше…» (Not Honor More, 1955); «Спасенная Эйса» (Aissa Saved, 1932); «Приезжий из Америки» (1933); «Африканская колдунья» (The African Witch, 1936); «Мистер Джонсон» (Mister Johnson, 1939) — критики называют этот роман маленьким шедевром; «Свет луны» (The Moonlight, 1946); «Радость и страх» (роман, 1949). Посмертно опубликованы трактат «Искусство и действительность» (1958), роман «Пленник и свободный» (The Captive and the Free, 1959), сборник рассказов «Весенняя песнь» (Spring Song and Other Stories, 1960).

[700x348]
1888
Виолет Элизабет Мэлоун (Violet Elizabeth Malone; известная под сценическим псевдонимом Молли Мэлоун, Molly Malone)
американская актриса эпохи немого кино. Она появилась в 86 фильмах между 1916 и 1929. Её отец, Льюис Мэлоун, был металлургом в горнохимической компании. Её мать Виолет Сент-Джон, родилась в Небраске, в семье иммигрантов из Англии. Она начала свою кинокарьеру в относительно позднем возрасте, 29 лет, но вскоре была замечена комедийным актёром и режиссёром Роско Арбаклом, который снял её в ряде короткометражек включая «За кулисами» и «Гараж», а также в своём художественном фильме «Итог новостей». Она также появилась в фильмах режиссёра Джона Форда и Кларенс Бадгер. Умерла в Лос-Анджелесе 14 февраля 1952 года. Избранная фильмография: 1916 — Кровавая гора / Mountain Blood; 1917 — Против Бродвея / Bucking Broadway; 1917 — Прямая стрельба / Straight Shooting; 1917 — Душа Гердера / The Soul Herder; 1917 — Спасение / The Rescue; 1918 — Приманка в цирке / Lure of the Circus; 1918 — Глупые женщины / A Woman’s Fool; 1918 — Алая капля / The Scarlet Drop; 1918 — Золото воров / Thieves 'Gold; 1918 — Дикие женщины / Wild Women — принцесса; 1918 — Призрачные всадники / The Phantom Riders; 1919 — Деревенщина / The Hayseed; 1919 — За кулисами / Back Stage; 1919 — Герой пустыни / A Desert Hero; 1919 — Банковский служащий / The Bank Clerk; 1920 — Сводка новостей / The Round-Up; 1920 — Гараж / The Garage — дочь владельца автогаража; 1921 — Уверенный огонь / Sure Fire; 1921 — Алая отвага / Red Courage; 1921 — Сделано на небесах / Made in Heaven; 1922 — Не отпускай меня / Never Let Go; 1923 — Маленький Джонни Джонс / Little Johnny Jones; 1924 — Лейкопластырь / Court Plaster; 1926 — Бандит Бастер / The Bandit Buster; 1927 — Золотой жеребец / The Golden Stallion; 1929 — Паразиты невест / The Newlyweds 'Pests.

[700x525]
1889
Габриэль Оноре Марсель (французское имя — Gabriel Honoré Marcel)
французский философ, драматург и литературный критик, основоположник католического экзистенциализма. Основные произведения: «Метафизический дневник», «Опыт конкретной философии». Родился в Париже, в семье дипломата. Окончил Сорбонну, преподавал философию. В юности испытал влияние А.Бергсона, Л.Брюнсвика, Дж.Ройса. В 1929 под влиянием Ф.Мориака принял католичество. После осуждения папской энцикликой (1950) экзистенциализма назвал свою философию "неосократизмом", или "христианским сократизмом". Автор драм, большого числа работ по вопросам философии, театра, музыки и литературной критики. Член Академии моральных и политических наук (1952). Во время Первой мировой войны служил в «Красном кресте». Работал в нескольких литературных журналах, рецензируя иностранную литературу. В 1920-е годы написал несколько пьес, поставленных в Париже. Сначала находился под сильным влиянием Сёрена Кьеркегора, но в 1929 году стал ревностным католиком. Глубокая религиозность и гуманизм отделяли Марселя от последующих французских экзистенциалистов (таких, как Жан-Поль Сартр). С 1945 года он увлекался сочинением музыки (на слова стихотворений Шарля Бодлера и Райнера Марии Рильке). Основные категории философии Марселя — «бытие» и «обладание». Всякий человек существует как личность, как «Я»; его бытие неотчуждаемо от него, оно — не нечто предметное, внешнее, а нечто внутреннее, переживаемое. Напротив, вещи, предметы, объекты, которыми обладает человек, могут быть отчуждены от него. Особую роль в учении Марселя играет понятие «тело». Моё тело есть не только то, чем я обладаю, оно является также и элементом моего бытия. Моё тело — это граница между «быть» и «иметь», ибо наличие тела — необходимое условие всякого обладания. В отличие от тела, душа есть идеальное бытие. Мир обладания вторичен по сравнению со сферой бытия. Но современная экономика и техника подталкивают человечество к тому, чтобы оно погрузилось в мир обладания, предав забвению мир бытия. И потому Марсель призывал к преодолению этой роковой тенденции. Человеческие проблемы, считал учёный, нельзя решить средствами одного объективного, чисто научного познания. В связи с этим он противопоставлял понятие «проблема» понятию «тайна». Проблема — то, что встречается на моём пути, она всецело передо мной. Тайна же захватывает меня, составляет часть меня самого; в неё нельзя проникнуть чисто рациональным путём. В сфере бытия место разнообразных отношений к вещам, к объектам занимают межсубъектные непосредственные отношения «я» и «ты». Отношение к другому человеку как к «ты» является подлинным; оно противостоит отношению к нему как к «он», что означает низведение его до уровня вещи. Отношение к другому человеку как к «ты» прокладывает путь к Богу как абсолютному «Ты». Умер в Париже 8 октября 1973 года. Сочинения: Journal métaphysique, ., 1927; Etre et avoir, ., 1935; Homo viator, ., (1944); Le mystere de l`Etre, v. 1—2, ., 1951; Les hommes centre l`Humain, ., 1951; Rome n`est plus dans Rome, ., 1951; L`Homme problématique, ., (1955); ésence et immortalité, ., 1959; L`heure théâtrale, ., 1959; Essai de philosophie concrete, ., 1967. Библиография: Марсель Г. Быть и иметь / Перевод И.Н.Полонской. — Новочеркасск: Сагуна, 1994. — 159 страниц; Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. — Москва, 1995. — 187 страниц; Марсель Г. Пьесы / Перевод с французского, вступительная статья Г.Тавризян. — Москва: Издательство гуманитарной литературы, 2002. — 350 страниц; Марсель Г. Опыт конкретной философии / Перевод с французского. — Москва, 2004. — 224 стркницы — (Мыслители XX века); Марсель Г. Метафизический дневник / Перевод с французского В.Ю.Быстрова. — Санкт-Петербург: Наука, 2005. — 592 страницы— (Слово о сущем); Марсель Г. Рильке, свидетель духовного. (Лекция вторая) / Предисловие к публикации Г.М.Тавризян // Вопросы философии. — 1998. — № 1. — Страницы 135—159; Марсель Г. К трагической мудрости и за её пределы / Перевод с французского В.В.Бибихина // Проблемы человека в западной философии. — Москва: Прогресс, 1988. — Страницы 404—419; Марсель Г. Ответственность философа в современном мире // Путь в философию. Антология. — Москва, 2001. — Страницы 254—267. Литература: Тавризян Г.М., Этика экзистенциализма и христианская мораль, в сборнике: Современный экзистенциализм, Москва, 1966; Existentialisme chrétien: G. Marcel, ., 1947; Chenu J., Le théâtre de G. Marcel et sa signification métaphysique, ., 1948; Troisfontaines R., De l`existence a l`etre, v. 1—2, Namur, (1953); Sottiaux Е., G. Marcel, philosophe et dramaturge, Louvain, 1956; Gallagher К. Т., The philosophy of G. Marcel, . ., 1962; Widmer Ch., G. Marcel et le théisme existentielle, ., 1971.

[540x698]
1889
Джон Стюарт Моррисон (John Stuart Morrison)
канадский шахматный мастер. Родился в городе Торонто, провинция Онтарио, Канада. Пятикратный чемпион Канады (1910, 1913, 1922, 1924 и 1926 гг.). Серебряный призер чемпионатов Канады 1927 и 1931 гг. Серебряный призер открытых чемпионатов США 1913 и 1918 гг. Участник крупного международного турнира в Лондоне (1922 г.). В составе сборной Канады участник шахматной олимпиады 1939 г. В 2000 г. был посмертно включен в Канадский зал шахматной славы. Несколько партий Моррисона были опубликованы в шахматных книгах, включая "Основы шахмат" Капабланки. Умер в родном городе 1 марта 1975 года.
Спортивные достижения
Screenshot 2023-11-24 at 13-21-48 Моррисон Джон Стюарт — Энциклопедия Руниверсалис (597x700, 199Kb)

suvorov (490x700, 126Kb)
1889
Николай Георгиевич Суворов
советский художник, народный художник РСФСР (1969). Член КПСС с 1945. Родился в городе Саратов, Российская империя. В 1909 году окончил Саратовское Боголюбовское художественное училище. В 1920-1921 работал в Саратовском театре, с 1927 года на киностудии «Севзапкино». Крупнейшие работы в кино - фильмы: "Златые горы" (1931), "Гроза" (1934), "Депутат Балтики" (1937), "Петр " (1-я и 2-я серии, 1937, 1939), "Великий перелом" (1945), "Мусоргский" (1950, совместно с А.П.Векслером), "Чужая родня" (1956), "Солдаты" (1957), "Поднятая целина" (1-я и 2-я серии, 1960; 3-я серия, 1961, совместно с Векслером). Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 27 декабря 1972 года.
suvorovгроб (589x700, 493Kb)
Похоронен в Санкт-Петербурге на Северном кладбище.
Награды и премии: Заслуженный деятель искусств РСФСР (17 апреля 1944); Сталинская премия первой степени (1946); Сталинская премия первой степени (1951); Орден Трудового Красного Знамени Народный художник РСФСР (29 сентября 1969); два ордена и медали; приз МКФ в Канне (1951) — за фильм «Мусоргский» (1950). Фильмография: 1929 — Адрес Ленина и Каин и Артём (совместно с И.П.Махлисом); 1931 — Златые горы; 1933 — Гроза; 1935 — Крестьяне и Три товарища (совместно с В.Г.Калягиным); 1936 — Депутат Балтики (совместно с В.Г.Калягиным); 1937/1938 — Пётр Первый (совместно с В.Г.Калягиным); 1937, 1939 — Великий гражданин; 1943 — Она защищает Родину; 1944 — Небо Москвы; 1945 — Великий гражданин; 1949 — Великая сила; 1950 — Мусоргский (совместно с А.П.Векслером); 1952 — Римский-Корсаков; 1955 — Михайло Ломоносов и Чужая родня; 1956 — Солдаты; 1957 — Балтийская слава и Шторм; 1960, 1961 — Поднятая целина (3-я серия совместно с А.П.Векслером); 1961 — Самые первые; 1962 — Если позовёт товарищ; 1963 — Всё остаётся людям; 1966 — Республика ШКИД (совместно с Е.Г.Гуковым).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 7 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»