• Авторизация


7 декабря родились... 07-12-2025 07:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Yosano_Akiko (538x700, 314Kb)
1878
Ёсано Акико (японское имя — 与謝野 晶子 настоящее японское имя — Хо Сё, 鳳 志よう)
японская поэтесса. Автор сборников «Спутанные волосы» (1901), «Маленький веер» (1904), «Плащ любви» (1905), «Танцовщица» (1906). Выступала также как теоретик поэзии танка и синтайси, литературный критик, прозаик. Ёсано Акико перевела на современный японский язык классический роман X века «Гэндзи-моногатари» Мурасаки Сикибу. Перевела дневники писательниц классической поры «Дневники Мурасаки Сикибу», «Дневники Идзуми Сикибу». Ёсано Акико (Хо Сёко) родилась в торговом городе Сакаи. Её отец, Хо Сёсити, владел кондитерской, был поставщиком императорского двора; впрочем, гораздо больше, чем торговлей, он интересовался искусством и наукой. Сёко получила прекрасное образование, увлекалась классической японской поэзией. Её первые романтические стихотворения-танка были опубликованы на страницах журнала «Мёдзё» («Утренняя звезда»), редактором которого был влиятельный поэт Ёсано Тэккан («Tигр»). Он и стал героем её лирики: у Акико (печатавшейся пока под своим настоящим именем) и Тэккана начался роман, несмотря на то, что последний был женат.
[486x700]
Ёсано Акико, около 1942 года
Первый сборник стихотворений Ёсано Акико — «Спутанные волосы» (японское название — みだれ髪 мидарэгами?, в средневековой поэзии распущенные волосы символизировали страсть) — был издан в 1901 г. и немедленно привлек к себе внимание ценителей поэзии. Поэтесса покидает родительский дом и уходит к Тэккану, который к тому времени уже расторг брак со своей первой женой Такино. Она пишет стихи, издает новые книги («Маленький веер», «Плащ любви»), печатается в «Мёдзё» и «Субару». Критики признают стихотворения Ёсано Акико, созданные ею в период 1901—1910 гг., лучшим из всего, что она написала. К писательнице приходит подлинная слава; она выступает как литературный критик, пишет очерки, статьи и эссе, занимается переводом классических средневековых произведений («Повесть о Гэндзи», «Эйга-моногатари») на современный японский язык. Открытая феминистка и пацифистка, она выступает за права женщин, становится основательницей женского института «Бунка-гакуин».
Yosano_AkikoAkiko_and_Tekkan_Yosano (700x484, 274Kb)
Акико Ёсано и её муж, поэт Ёсано Тэккан
В браке с Тэкканом Ёсано Акико была счастлива, у супругов было одиннадцать детей. В 1935 г. Ёсано Тэккан умирает. Акико посвящает его памяти сборник стихотворений «Собрание белой чайки». Ёсано Акико скончалась в Токио 29 мая 1942 года.
[700x525]
Могилы Акико Ёсано и Ёсано Тэккан.
Взгляды
Ёсано была открытой феминисткой, выступала за права женщин и основала женский институт «Бунка-гакуин»[ja]. Поэтесса была одной из первых представителей в истории японской культуры, понимающей и берущей на себя ответственность за то, что происходит в обществе и жизни. Образ девушки, не желавшей мириться с второстепенным положением женщины в дома в семье, бросившей отчий дом ради любимого, пронизывает её творчество революционным духом романтизма. Её стихотворения говорят об искренности и фальши, срывают «маску лицемерия с учёных, толкующих Путь». Широкую популярность получило нашумевшее стихотворение, пронизанное духом пацифизма и свидетельствующее о росте демократического сознания в японском обществе — «Не отдавай, любимый, жизнь свою…» (1904). Стихотворение обращено к брату, участнику Русско-японской войны. Оно стало одной из самых известных произведений поэтессы. Однако позже Ёсано активно поддержала японскую интервенцию в Манчжурию и призывала японских солдат не страшиться тягот и не бояться смерти, так как «со смертью на поле сражений окровавленное тело воина становится чище цветка сакуры». Японский исследователь Кимура Ки проводит прямую параллель, разбирая стихотворение «Не отдавай, любимый, жизнь свою!» с памфлетом Льва Толстого «Одумайтесь!» вслед за историком японской литературы Хисао Хоммой, отметившим влияние русского писателя на творчество Ёсано в капитальном труде «История японской литературы эпохи Мэйдзи» (1943).
Лирика
Рубеж XIX—XX веков называют «Серебряным веком японской поэзии». После т. н. «реставрации Мэйдзи» Япония открывается западным влияниям; появляется необходимость в реформации традиции (и не только поэтической). Такие серьёзные поэты, как Ёсано Тэккан, Китахара Хакусю, Исикава Такубоку объединяются в романтическую «Школу Утренней звезды» — к ней принадлежала и Ёсано Акико. В своих стихотворениях поэтесса бросает вызов традиционной морали, выступает за свободную любовь, раскрепощение личности; она гармонично соединяет образы-символы классической поэзии (цветущая вишня, хаги, бива, светлячки) с западными заимствованиями. Не раз подвергалась жёсткой критике за откровенный эротизм некоторых стихотворений. Основная тема лирики Акико — любовь, большинство из стихов посвящено Тэккану. Огромное влияние оказали на её творчество стихотворения знаменитых поэтесс средневековья Идзуми-сикибу, Оно-но Комати. На русском языке известным стало стихотворение «Трусость», использованное (с небольшими изменениями) братьями Стругацкими в романе «За миллиард лет до конца света»:

Сказали мне, что эта дорога
меня приведёт к океану смерти,
и я с полпути повернула вспять.
С тех пор все тянутся предо мною
кривые, глухие окольные тропы.

Библиография: Спутанные волосы (1901); Маленький веер (1904); Плащ любви (1905); Танцовщица (1906, соавторами были Томико Ямакава и Масако Масуда); Вечное лето (1908); Саохимэ (1909); Собрание весенней грязи (1911); Синие волны моря (1912); От лета к осени (1914); Огненная птица (1919); Сны травы (1922); Вид издалека на сердечный пейзаж (1928); Собрание белой чайки (1935). Публикации на русском языке: Ёсано Акико. Лунные блики / Ёсано Акико. переводы А.Долина — Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1991. — 376 страниц — ISBN 5-02-017033-X; Ёсано Акико. Багряные пионы. Шедевры поэзии танка серебряного века — Москва: Гиперион, 2000. — 384 страницы — (Японская классическая библиотека). — ISBN 5-89332-025-5; Ёсано Акико. На ложе любви. Из японской поэзии Серебряного века — Москва: Эксмо, 2006. — 320 страниц — ISBN 5-699-17850-3; Ёсано Акико. Спутанные волосы / Ёсано Акико; переводы Елены Дьяконовой. — Москва: Эксмо, 2007. — 318 страниц : илюстрации, портрет. — (Золотая серия поэзии). — ISBN 978-5-699-21828-8. Литература: Morton L. How Dark Is My Flower: Yosano Akiko and the Invention of Romantic Love : [англ.]. — University of Michigan Press, 2023. — 414 p. — (Michigan Monograph Series in Japanese Studies). — ISBN 978-0-472-07575-1; Rowley G. G. Yosano Akiko and The Tale of Genji : [англ.]. — University of Michigan Press, 2022. — 234 p. — (Michigan Monograph Series in Japanese Studies). — ISBN 978-0-472-03918-0.

1878
Александр Юлианович Блох
российский юрист, публицист, адвокат , революционер. Родился в городе Бобруйск, Минская губерния, Российская империя, в семье военного врача Юлия Ивановича Блоха, внук писателя И.Блоха. Учился в императорском Санкт-Петербургском университете, но был исключен на год за участие в студенческих беспорядках в 1899 году. Отбывал наказание в Двинской крепости (с В.А.Мякотиным и А.В.Пошехонским). Работал присяжным поверенным в Санкт-Петербурге. Секретарь редакции «Вестника партии народной свободы». Печатался в «Вестнике партии народной свободы», «Праве», «Городском деле» и других. Сведений о дальнейшей судьбе нет. Семья: Дядя — Анатолий Иванович Блох (1836—?) — военный врач; Двоюродный брат — Блох Григорий Анатольевич (1867, Могилёв — 1927, Ницца) — адвокат, действительный статский советник, предприниматель, поэт.

Скрябин_Константин_Иванович (554x700, 149Kb)
1878
Константин Иванович Скрябин
советский учёный в области гельминтологии, основатель научной школы, вице-президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина, академик Академии Наук СССР и Академии Медицинских Наук СССР. Родился в Санкт-Петербурге, в семье железнодорожника. В 1905 году окончил Юрьевский ветеринарный институт и до 1911 года работал ветеринарным врачом в Средней Азии. С 1917 года был профессором первой в России кафедры паразитологии Донского ветеринарного института в Новочеркасске, с 1920 года заведовал кафедрой паразитологии Московского ветеринарного института (ныне – Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И.Скрябина). По инициативе Скрябина были созданы первые в СССР научные гельминтологические учреждения общебиологического, ветеринарного и медицинского профиля. В 1920-1956 годах он заведовал гельминтологическим отделом Института экспериментальной ветеринарии (ныне – Всероссийский научно-исследовательскому институт гельминтологии), в 1921-1949 годах – отделом гельминтологии Тропического института (ныне – Институт медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е.И.Марциновского), с 1942 года – Гельминтологической лабораторией Академии Наук СССР. В 1956-1961 годах был вице-президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина. В 1922 году основал постоянную комиссию по изучению гельминтофауны, которая в 1940 году была преобразована во Всесоюзное научное общество гельминтологов. В 1935 году был избран действительным членом (академиком) Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина, в 1939 – Академии наук СССР, в 1944 – Академии медицинских наук СССР. Скрябин организовал свыше 350 гельминтологических экспедиций почти во все районы СССР, в результате которых было описано свыше 500 новых видов гельминтов, в том числе свыше 200 открыто лично Скрябиным. Экспедиции позволили выявить очаги наиболее опасных гельминтозов и обусловили возможность проведения планомерных мероприятий по борьбе с ними. Вклад Скрябина в советскую и мировую науку уникален. Всего им опубликовано свыше 700 работ. Он собрал огромный материал и систематизировал его по трём большим разделам: трематоды животных и человека, нематоды и цестоды. Результаты исследований опубликованы в многотомных монографиях, пользующихся всемирным признанием, среди них: «Трематоды животных и человека» (1947-1978, тома 1-26), «Основы нематодологии» (1949-1961, тома 1-10), где Скрябин выступает как автор ряда томов и титульный редактор. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1958 года Скрябину Константину Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Важной его заслугой следует считать не только создание новой науки – гельминтологии, но и объединение «под одной крышей» биологии, медицины и ветеринарии. Учёный разработал и внедрил метод полных гельминтологических вскрытий, предложил принципы дегельминтизации, разработал теорию дивастации, то есть полного уничтожения того или иного гельминта как зоологического вида. Скрябин создал крупную школу гельминтологов. В 1946-1954 годах он избрался депутатом Верховного Совета СССР. Жил в городе-герое Москве. Скончался 17 октября 1972 года.
Скрябингроб (466x700, 518Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).
Награждён шестью орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе болгарскими орденом «Кирилла и Мефодия» I степени и орденом Георгия Димитрова. Лауреат Ленинской премии (1957), Сталинской премии (1941, 1950). Заслуженный деятель науки РСФСР (1927), Почётный член Академии Наук Киргизской ССР (1954) и Узбекской ССР (1962). Награждён Золотой медалью имени И.И.Мечникова Академии Наук СССР (1949). Имя Скрябина присвоено Всероссийскому научно-исследовательскому институту гельминтологии (1972), Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии (1973), Киргизскому сельскохозяйственному институту, его именем названы один из горных пиков Тянь-Шанского хребта, улица в Москве. В 1973 году была учреждена Золотая медаль имени К.И.Скрябина, присуждаемая Всесоюзной академией сельскохозяйственных наук имени Ленина (с 1992 – Российской Академии Сельскохозяйственных Наук) за выдающиеся научные работы и открытия в области ветеринарии.
[551x698]
В Москве, по адресу: улица Тверская, 9, на доме где жил ученый, установлена мемориальная доска. Сочинения: Основы общей гельминтологии, Москва, 1940 (совместно с Р.С.Шульцем); Трематодозы животных и человека, тома 1—23, Москва. — Ленинград, 1947—1970; Строительство гельминтологической науки и практики в СССР, тома 1—5, Москва, 1962—1969 (совместно с другими): Моя жизнь в науке, Москва, 1969. Литература: Антипин Д.Н., Шихобалова Н.П., Академик Константин Иванович Скрябин, Москва, 1949; Гильденблат А.А., Заянчковский И.Ф., Академик К.И.Скрябин и советская гельминтология, (Москва, 1963).

1878
Людвиг Шидермайр
немецкий музыковед. Профессор Боннского университета. В 1927-1945 гг. директор основанного им Бетховенского архива в Бонне - центра бетховеноведения. Издал собрание писем Моцарта (5 томов).

BaghaJatin12 (483x700, 339Kb)
1879
Багха Джатин (имя при рождении Джатиндранатх Мукерджи; бенгальское имя — যতীন্দ্রনাথ)
деятель индийского национального движения начала XX века. Известен как один из руководителей антибританской вооружённой борьбы во время Первой мировой войны. Джатиндранатх родился в округе Куштия провинции Бенгалия (современный Бангладеш). Его семья принадлежала к европейски образованному слою бенгальского общества. В 1895 году Джатиндранатх поступил в Центральный Колледж Калькутты. Во время учёбы он попал под влияние идей Свами Вивекананды. По некоторым сведениям, уже в 1902 году Джатиндранатх Мукерджи стал членом тайного революционного общества Анушилан Самити. В это же время он работает в качестве помощника адвоката в Музаффарпуре.
Раздел Бенгалии и начало террористической деятельности
В 1905 году британская администрация принимает решение о разделе провинции Бенгалия на две части по религиозному признаку. Этот шаг вызвал массовые протесты по всей Индии. Активизировались и бенгальские радикальные националисты (во главе с Ауробиндо Гхошем и Б.Ч.Палом). Джатиндранатх Банерджи был одним из руководителей боевого крыла радикалов. За храбрость и необычайную физическую силу он получил от товарищей прозвище Багха Джатин («тигр Джатин»). Вместе с Бариндранатхом Гхошем он устроил лабораторию для производства бомб, провёл несколько экспроприаций, организовал ячейки тайных обществ на севере Бенгалии (Дарджилинг). После ареста в 1908 году большинства руководителей радикалов, Багха Джатин фактически возглавил «Анушилан Самити». В 1910 году он также был арестован по обвинению в подготовке покушения на лейтенант-губернатора Бенгалии, но британский суд не смог доказать его непосредственной причастности к террористической деятельности. В отличие от других лидеров радикалов (в том числе, Ауробиндо Гхоша и Нираламбы Свами), которые отошли от политической деятельности и осудили насилие, Багха Джатин не оставлял попыток поднять вооружённое восстание в Северной Индии.
Первая мировая война
С началом мировой войны часть индийских эмигрантов решила вступить в союз с центральными державами, чтобы добиться независимости страны. В Берлине был создан «Индийский комитет», который координировал свои действия с партией «Гхадар», базировавшейся на территории США. Эти организации рассчитывали поднять антибританское восстание в Индии. Внутри страны схожую деятельность вела организация «Джугантар» («Новый век»), возглавляемая Багхой Джатином. Через Манабендру Роя Багха Джатин пытался организовать доставку немецкого оружия в Индию. Он планировал начать восстание в декабре 1915 года. Однако в том же 1915 году один из отцов чешской независимости Томаш Масарик передал информацию о Джатине, как о немецком агенте американцам, те — союзникам-англичанам, благодаря чему тем удалось раскрыть организацию революционеров в Калькутте. Немецкое судно было перехвачено британцами, Багха Джатин и пятеро его сторонников были схвачены англичанами в Ориссе. Джатин был тяжело ранен в перестрелке с полицией и вскоре скончался 10 сентября 1915 года.

[476x699]
1879
Илларион Николаевич Певцов
русский актер, педагог. Родился в селе Анатоль (Гродненская губерния, ныне Брестская область), в семье акцизного контролера Н.И.Певцова. По окончании Паневежского реального училища (1899) работал чертежником в лесничестве в Вильно. Впервые выступил на сцене в роли Старикова (Женитьба Н.Гоголя, труппа под руководством Я.Орлова-Чужбинина, Вильно, 1899). Поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (1899–1902, класс Вл.И.Немировича-Данченко). Играет в студенческих спектаклях: Половой в гостинице (Не в свои сани не садись А.Островского, 1900), Красов (Ошибки молодости П.Штеллера), Вася (Не так живи, как хочется А.Островского), Крестьянин Любен (Жорж Данден Ж.-Б. Мольера), Вальтер Шубарт (Вечная любовь Г.Фабера), Пьер Дидье (Я обедаю у маменьки Деркуселя и Тибу), Маляев (Капризница Фролова), Маргаритов (Поздняя любовь А.Островского), Хлыстиков (Последняя воля Вл.Немировича-Данченко), Грибков (Медведь сосватал В.Крылова), Пьер Гренгуар (Король и поэт де Бравиля), Боркин (Иванов А.Чехова, первый акт), Шелковкин (Золото Вл. Немировича-Данченко), Бригадир (Фруфру Г.Мельяка и Л.Галеви). По окончании училища играл в «Обществе народных развлечений». Среди сыгранных здесь ролей: Карандышев в Бесприданнице, Маргаритов в Поздней любви А.Островского. Получил приглашение от Вс. Мейерхольда вступить в труппу, организованную им совместно с А.Кошеверовым. С августа 1902 – в «Труппе русских драматических артистов под управлением А.С.Кошеверова и Вс.Э.Мейерхольда» (с сентября 1903 – «Товарищество новой драмы»). Уже за пять месяцев первого профессионального сезона в этом театре Певцов сыграл 48 ролей. Среди них: Царь Федор (Царь Федор Иоаннович А.Толстого), Доктор Ранк (Нора Г.Ибсена), Мигаев (Таланты и поклонники А.Островского), Грейгерс (Дикая утка Г.Ибсена), Калерин (Сильные и слабые Н.Тимковского), Карандышев (Бесприданница А.Островского), Казимир (Снег С.Пшибышевского), Алексей (Дети Ванюшина С.Найденова), Фирс (Вишневый сад А.Чехова), Горстер (Доктор Штокман Г.Ибсена), Актер (На дне М.Горького), Хирин (Юбилей А.Чехова), Шамраев (Чайка А.Чехова), Роберт (Праздник примирения Г.Гауптмана), Радемахер (Последние маски А.Шницлера), Шубарт (Вечная любовь Г.Фабера), Ленский (Золотое руно С.Пшибышевского), Чебутыкин (Три сестры А.Чехова), Перчихин (Мещане М.Горького), Вафля (Дядя Ваня А.Чехова), Энгстранд (Привидения Г.Ибсена). В сентябре 1906 вместе с сотрудниками Студии на Поварской Певцов организовал театральную труппу «Товарищество новой драмы» (Кострома, работали до 1908). В постановке и с участием Певцова шли спектакли: Вишневый сад А.Чехова (Фирс), Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Островского (Крутицкий), Пробуждение весны Г.Ведекинда (Мориц), Смерть Тентажиля М.Метерлинка (Агловаль), Севильский цирюльник П.Бомарше (Бартоло), Вечная любовь Г.Фабера (Фюринг), Разбойники Ф.Шиллера (Франц), Макбет У.Шекспира (Макбет), Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский А.Островского (Шуйский), Кандида Б.Шоу и др. Певцов служил в разных городах у видных антрепренеров. Играл в антрепризе С.В.Писарева (Городской театр, Умань, 1909), А.Н.Соколовского (Городской театр, Харьков: Странник (Анатэма Л.Андреева), Яу (Шлюк и Яу Г.Гауптмана) – 1910), антрепризе Н.Н.Михайловского (Русский городской театр, Рига: Федя Протасов (Живой труп Л.Толстого), Крутицкий (Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Островского), Штокман (Враг народа Г.Ибсена), Иоанн Грозный (Смерть Иоанна Грозного А.Толстого), Бобыль (Снегурочка А.Островского), Доктор (Немая жена по А.Франсу), Сторицын (Профессор Сторицын Л.Андреева), Лемм (Дворянское гнездо по И.Тургеневу), Мышкин (Идиот по Ф.Достоевскому) – 1911–1913), антрепризе Н.Н.Синельникова (Астров (Дядя Ваня А.Чехова), Неизвестный (Маскарад М.Лермонтова), Иван Карамазов (Братья Карамазовы по Ф.Достоевскому), Калабухов (Не убий! (Каинова печать) Л.Андреева), Каренин (Анна Каренина по Л.Толстому) – 1913–1914), антрепризе В.И.Никулина (1915), в драматических спектаклях антрепризы Г.А.Розенберга (1918). В первые тринадцать лет работы на провинциальной сцене (1902–1915) Певцов часто выходил в новых ролях, что было связано как с условиями театральной провинции, так и с творческими остановками самого актера. Среди сыгранных за этот период ролей: Павел (Люди И.Платона), Хлопов (Ревизор Н.Гоголя), Каренин (Анна Каренина по Л.Толстому), Мышкин (Идиот по Ф.Достоевскому), Иван Карамазов (Братья Карамазовы по Ф.Достоевскому), Калабухов (Не убий Л.Андреева), Савельев (Мысль Л.Андреева), З-й мужик, Повар (Плоды просвещения Л.Толстого), Крогстад (Нора Г.Ибсена), Калгуев (Новое дело Вл. Немировича-Данченко), Неизвестный (Огненное кольцо А.Полякова), Фосроден (Блестящая карьера Вл. Немировича-Данченко), Сергей Петрович (Ревность М.Арцыбашева), Морской (Цена жизни Вл. Немировича-Данченко), Пьеро 2-й (Два Пьеро Э.Ростана), Городничий (Ревизор Н.Гоголя) и др. С сентября 1915 до 1920 – в труппе Московского драматического театра Суходольской (под руководством Ю.Озаровского). Первая же роль – Побяржин (Вера Мирцева Л.Урванцева) была успешной. Затем последовали роли: Тот (Тот, кто получает пощечины Л.Андреева), Пастор Армстронг (Роман Э.Шельдона), Рындин (Нечистая сила А.Толстого), Страхов (Горсть пепла И.Новикова), Аракчеев (Александр I Д.Мережковского), Савва (Савва Л.Андреева), Павел I (Павел I Д.Мережковского), Лемм (Дворянское гнездо по И.Тургеневу), Тон (Если это возможно А.Каменского), Архип (Грех да беда на кого не живет А.Островского), Шейлок (Шейлок У.Шекспира), Бранд (Бранд Г.Ибсена), Царь Иоанн (Смерть Иоанна Грозного А.Толстого), Тарелкин (Веселые расплюевские дни (Смерть Тарелкина) А.Сухово-Кобылина), Тиле (Собачий вальс Л.Андреева), Генрих (Потонувший колокол Г.Гауптмана), Счастливцев (Лес А.Островского), Кузовкин (Нахлебник И.Тургенева), Сторицын (Профессор Сторицын Л.Андреева), Петер Крумбах (Самсон и Далила С.Ланге). В 1922 по приглашению Немировича-Данченко вошел в труппу Московского художественного театра. Сыграл одну роль: Фредриксен (У жизни в лапах К.Гамсуна). Начал репетировать с К.С.Станиславским Федора (Царь Федор Иоаннович А.Толстого); после его ухода из театра роль была передана В.И.Качалову. С 1922 по 1925 – в Первой студии Московского художественного театра (с 1924 – Московский художественный театр 2-й): Лир (Король Лир У.Шекспира), Князев (Расточитель Н.Лескова). Продолжая играть в Первой студии МХТ, Певцов вступил в труппу новообразованного Театра МГСПС (1924). Здесь сыграли роли: Калигула (Калигула А.Дюма-отца), Франц (Праздник Йоргена Бергстеда), журналист Массо (Париж по Э.Золя), Герцог (Князья мира сего А.Луначарского). С весны 1925 до 1934 – в Государственном академическом театре драмы имени А.С.Пушкина (Ленинград): Федя Протасов (Живой труп Л.Толстого), Неизвестный (Маскарад М.Лермонтова), Пушкин (Пушкин и Дантес В.Каменского), Севостьянов (Конец Криворыльска Б.Ромашова), Крутицкий (Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Островского), Чугунов (Волки и овцы А.Островского), Незелавос (Бронепоезд 14-69 Вс.Иванова, Отелло (Отелло У.Шекспира), Вышневский (Доходное место А.Островского), Павел I (Павел I Д.Мережковского), Телесфор Эдмундович (Рельсы гудят В.Киршона), Красильников (Штиль В.Билль-Белоцерковского), Пацюк (Шахтер В.Билль-Белоцерковского), Геннадий (Огненный мост Б.Ромашова, Тартюф (Тартюф Ж.-Б.Мольера), Путнин (Ярость Е.Яновского), Бернс (Сенсация Бен-Хекта и Мак-Артура), Ухтомский (1905 Ю.Соболева, В.Подгорного), Робеспьер (Робеспьер Ф.Раскольникова), Профессор Бородин (Страх А.Афиногенова), Шведов (Карта Кудеяра Я.Горева, А.Штейна), Репетилов (Горе от ума А.Грибоедова), Клаус Маурер (Суд В.Киршона), Берник (Столпы общества Г.Ибсена). Певцов снимался в картинах: Не убий (Калабухов, АО «А.Дранков и Ко», режиссер В.Висковский, 1916), Тот, кто получает пощечины (Тот, АО «А. Дранков», режиссеры А.Иванов-Гай, И.Шмидт, 1916), Жизнь, побежденная смертью (Художник Ян, режиссер В.Касьянов, киностудия Н.Кагана, 1916), Проданная сила (Арсеньев, АО «Биофильм», режиссер А.Ширман, 1917), Старость Лекока (Жизнь и похождения знаменитого сыщика) (Тольбиак, АО «А.Дранков и Ко», режиссер А.Иванов-Гай, 1917), Шторм (Капитан «Ермака», «Союзкино», режиссер Г.Левкоев, 1931), Победители ночи (Капитан «Елизаветы», «Росфильм», Ленинград, режиссеры А.Минкин, И.Сорокин, 1933), Чапаев (Бороздин, «Ленфильм», режиссеры Г. и С.Васильевы, 1934), Чудо (Шварц, «Ленфильм», режиссер П.Петров-Бытов, 1934). Радиоспектакль Тимон Афинский по сценам трагедии У.Шекспира (роль – Тимон Афинский, 1933). В 1916–1917 вел занятия в студии Театра имени В.Ф.Комиссаржевской, Театральной студии С.В.Айдарова и студии Московского драматического театра.
Умер Певцов в Москве 25 октября 1934 года.
[525x700]
Могила Певцова в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге.
Сочинения: Страницы автобиографии, в сборнике: И.Н.Певцов, Ленинград, 1935. Литература: Цимбал С.Л., Творческая судьба Певцова, Ленинград- Москва, 1957.

Rudolf_Friml (488x700, 358Kb)
1879
Рудольф Фримль (Rudolf Friml или Rudolph Friml)
чешский и американский композитор и пианист, автор популярных песен и оперетт (мюзиклов), среди которых наиболее известна оперетта «Роз-Мари» (1924). Фримль родился в городе Прага, Королевство Богемия, Цислейтания, Австро-Венгрия,ныне Чехия, в семье еврея-булочника. Учился в Пражской Консерватории у Дворжака и Йозефа Фёрстера, показав выдающиеся способности (закончил 6-летний курс за три года). В этот период Фримль сочинял и собственную музыку — как классическую, так и лёгкую. По окончании обучения работал аккомпаниатором у виолончелиста Яна Кубелика, вместе с которым гастролировал в разных странах. На гастролях в США в 1904 году он принял решение остаться в этой стране. Американский концертный дебют Фримля состоялся в Карнеги-Холл (1904). Затем он с успехом выступал в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других городах. В 1909 году женился на Матильде Барух (Mathilda Baruch). У них родились сын и дочь. Позже супруги развелись, и второй женой Фримля стала Кэй Вонг (Kay Wong Ling), подарившая Фримлю второго сына. В 1912 году была поставлена первая оперетта Фримля, «Светлячок». История её появления напоминает опереточный сюжет. В американской оперетте тогда царил Виктор Герберт. Ему бродвейский театр заказал музыку «Светлячка» и предоставил готовое либретто. Однако Герберт разругался с примадонной Эммой Трентини и отказался от работы над опереттой. Заказ решили передать Фримлю, который в это время зарекомендовал себя не только как первоклассный композитор, но и как автор популярных песен. Через месяц Фримль передал готовый клавир, и оперетта имела ошеломляющий успех. Несколько следующих оперетт Фримля были также удачны, хотя и в меньшей мере, чем «Светлячок». Он пишет также песни и музыкальные номера для различных театров, часто под псевдонимом «Родерик Фримен» (Roderick Freeman). В 1924 году Фримль написал оперетту «Роз-Мари» (при участии композитора Герберта Стотгарта) которая принесла Фримлю подлинный триумф и международное признание. В этой оперетте всё было оригинально — от музыки, яркой и красочной, и до непривычного для оперетты детективного сюжета. Две следующие оперетты, «Король бродяг» (1925) и «Три мушкетёра» (1928), также оказались первоклассными произведениями. С появлением звукового кино (1929) Фримль часто пишет киномузыку. Лучшие его оперетты также неоднократно экранизировались; для фильма «Роз-Мари» 1954 года Фримль написал несколько дополнительных номеров. К концу 1930-х годов, однако, музыка Фримля выходит из моды и теряет популярность. В 1969 году Америка отмечает 90-летие Фримля. Умер Фримль в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 12 ноября 1972 года, похоронен в мемориальном парке Форест-Лаун в калифорнийском Глендейле. Его вторая жена прожила 94 года (1913—2007), похоронена рядом с ним.
Творчество
Кроме оперетт и киномузыки, Фримль написал пьесу для скрипки и фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром, «Чешские танцы» и сюиты для симфонического оркестра, песни и джазовую музыку.
Список оперетт: «Светлячок» (The Firefly, 1912); High Jinks (1913); «Катинка» (Katinka, 1915); Kitty Darlin' (1917); «Когда-нибудь» (Sometime, 1918); «Глорианна» (Glorianna, 1918); Tumble In (1919); «Любовь в июне» (June Love, 1921); «Зола» (Cinders, 1923); «Роз-Мари» (Rose Marie, 1924);«Король бродяг» (The Vagabond King, 1925); «Дикая роза» (The Wild Rose, 1926); «Белый орёл» (White Eagle, 1927); «Три мушкетёра» (The Three Musketeers, 1928); «Луана» (Luana, 1930); Music Hath Charms (1934). Литература: Владимирская А. Звездные часы оперетты, Ленинград, 1975; Smith C. Musical Comedy in America, N.Y., 1950.

[440x700]
1879
Платон Иванович Цесевич
артист оперы (бас-кантанте), камерный певец . Народный артист РСФСР (1947). Родился в крестьянской семье, на территории нынешней Белоруссии. С 1887 года жил в Киеве, где ещё ребёнком пел в хоре Софийского собора. Потом, в 1895-м, семья переехала в Екатеринослав. Здесь юный Платон зарабатывал заводским трудом (металлист, токарь) и в то же время участвовал в любительских спектаклях и концертах. В 1901 году он дебютировал в Екатеринославе в качестве певца оперетты. В дальнейшем входил в состав различных антрепризных опереточных, а затем оперных трупп, побывав во многих городах Российской империи. Дольше всего певец выступал в Киеве, где в течение ряда сезонов 1900-х — 1910-х годов был ведущим и популярнейшим солистом-басом Киевской оперы. В 1915—1918 годах — певец оперы Зимина в Москве. В советское время П.И.Цесевич служил в оперных театрах Киева, Москвы, Ташкента, Харькова и др., продолжал гастрольную деятельность. В течение 1925—1933 годов совершал поездки за границу, выступив на театральных подмостках Неаполя, Парижа, Барселоны, Бухареста и др. Оперную карьеру завершил в Одессе (1949). Пользовался значительной популярностью как камерный исполнитель. Выступал в концертах вплоть до 1955 года. Был солистом Всесоюзного государственного концертного объединения СССР. Неоднократно записывал свой голос на грампластинки (оперные арии, романсы, русские и украинские народные песни). Умер в Москве 30 ноября 1958 года.
[525x700]
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Платон Цесевич обладал мощным голосом весьма широкого диапазона, исполняя не только басовые, но и баритоновые партии. В сочетании с импозантной внешностью, высоким ростом, врожденным артистизмом и темпераментом это снискало ему славу «второго Шаляпина», причем в работе над воплощаемыми образами он не копировал Шаляпина, а добивался своей оригинальной трактовки. Оперный режиссёр Н.Боголюбов характеризовал молодого Цесевича как «артиста с ярко выраженным драматическим дарованием и голосом, которому, казалось, было „тесно“ на театральных подмостках». Платон Иванович отличался трудолюбием и самодисциплиной; по оценке певца С.Левика, «пение с детства, труд рабочего, занятия пением и труд в зрелом возрасте делают из Цесевича выдающегося певца-актера, обладающего не только отличными природными данными, но и умением трудиться над ролью и партией».
[514x700]
Современники отмечали демократичность таланта Цесевича. Сам выйдя из социальных низов, он не стремился на императорскую сцену (хотя имел для этого все предпосылки), а вместо этого не раз выступал в рабочей среде, участвовал в благотворительных концертах. Избранные партии: Мефистофель («Фауст» Ш.Гуно); Мефистофель («Мефистофель» А.Бойто); Кардинал де Броньи («Еврейка» Ф.Галеви); Иван Сусанин; Досифей («Хованщина» М.Мусоргского); Борис Годунов, Варлаам («Борис Годунов» М.Мусоргского); Кочубей («Мазепа» П.Чайковского); Кончак, Владимир Галицкий («Князь Игорь» А.Бородина); Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж.Россини); Иван Карась («Запорожец за Дунаем»); Лефорт («Царь и плотник» А.Лортцинга, впервые на русской сцене). Жена — певица Елизавета Александровна Кузнецова (1883—1964). Сын — астроном, член-корреспондент АН Украинской ССР Владимир Цесевич. Литература: Козловський І. «Двойник Шаляпіна» // Культура і життя (Київ). — 1984. — 15 лютого (февраля). — Страница 8; Лисенко Іван. Словник співаків України. — Київ, 1997. — Страница 315.

Champion_Emile_1900 (273x700, 205Kb)
1879
Эмиль Шампьон (французское имя — Émile Champion; имя при рождении — Эмиль Адольф Эжен Шампьон, Émile Adolphe Eugène Champion)
французский легкоатлет, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1900. На Играх Шампьон участвовал только в марафонском забеге, который был проведён 19 июля. С результатом 3:04:17,0 он занял второе место, получив серебряную медаль. Умер в городе Лаваль, департамент Майен, Франция, в 1921 году.

Ernest_Beaux (483x700, 320Kb)
1881
Эрнест Генрих Бо (французское имя — Ernest Henri Beaux)
русский и французский парфюмер, создавший знаменитые альдегидные духи «Chanel No. 5», которые принесли ему славу. Кроме этого у «Chanel» есть ещё ряд ароматов, созданных Эрнестом Бо. Это «Bois des Iles», 2Cuir de Russie», «Gardenia» и «Chanel No.22». Также парфюмер сотрудничал с домом «Bourjois». Ему принадлежат ароматы «Kobako» и «Soir de Paris». Эрнест Генрих Бо родился в городе Москва, Российская империя, в семье негоцианта Эдуарда Ипполита Бо (1835—1899) и его второй жены Марии Луизы Вильгельмины (1843—1906), урождённой Мисфельд, крещён 17 декабря 1882 года в московском храме Святого Людовика Французского. Его сводный брат Эдуард Франсуа Бо (1862-?) работал на крупнейшую российскую косметическую фирму, поставщика Императорского Двора «Alphonse Rallet & Co.», которая в 1898 году была приобретена грасской фирмой «Léon Chiris». В 1898—1900 годах Эрнест Бо работает лаборантом на фабрике по производству мыла «Alphonse Rallet & Co.», затем два года служит во французской армии. В 1902 году он возвращается в Москву и начинает учиться профессии парфюмера на предприятиях фирмы «Rallet». В 1907 году, по окончании обучения, он занимает должность старшего парфюмера. В 1908 году регистрирует собственную торговую компанию «Эрнст Бо и К°» для продажи товаров фабрики «Эскулап и Меркурий», просуществовавшую как минимум до 1915 года. Первый успех приходит в 1912 году с созданием одеколона Bouquet de Napoleon. Ему следуют через год дамские духи Bouquet de Catherine, названные так в память о Екатерине Великой и в честь трёхсотлетия династии Романовых. В годы Первой мировой и Гражданской войны (1914—1919) Эрнест Бо находится на военной службе. Командовал на Северном фронте отрядом добровольцев, который взял Онегу. В 1919 году посещал лагерь военнопленных красноармейцев на острове Мудьюг в Белом море, близ Архангельска (этот период его жизни упоминается в документальном фильме корреспондента BBC Люси Эш «Когда Британия вторглась в Россию», там приводится цитата из книги Павла Рассказова «Записки заключенного»: «Агентом контрразведки, как учреждения пыток, застенков и бесчеловечного мучения людей был лейтенант Бо. Бывший крупный московский коммерсант, среднего роста, толстый, с круглой бритой обрюзгшей физиономией, напоминающей бульдога, с широкой инициативой в проявлении зверств, Бо был типичным жандармом и охранником. Под его „отеческим попечением“ находился лагерь военнопленных на острове Мудьюге (Мудьюгский концентрационный лагерь)». В конце 1919 года эмигрирует во Францию, в город Ла-Боска, где на предприятии фирмы «Chiris» работали многие бывшие российские сотрудники из «Alphonse Rallet & Co.» Здесь Эрнест Бо разрабатывает для 2Chiris» формулу духов «Rallet № 1». Так как в фирме «Chiris» Бо видел лишь ограниченные возможности для развития своего таланта, то в 1920 году он при посредничестве великого князя Дмитрия Павловича знакомится в соседнем Канне с модельером Коко Шанель. Из презентованной Шанель серии «Rallet № 1» она выбрала 5-й номер и, из изготовленных в 1921 году первых 100 пробных флаконов «Chanel No. 5» все до единого отправила в виде рождественского подарка светским знаменитостям и законодателям моды. На самом деле существуют несколько историй возникновения аромата «Chanel No. 5», но в каждой из них так или иначе присутствует Эрнест Бо. В 1922 году Бо покидает фирму «Chiris» и уезжает в Париж, где руководит парфюмерным предприятием одного из своих друзей «Eugene Charabot». В 1924 году владельцы торгового концерна «Galeries Lafayette Bader» и «Wertheimer» приобретают права на «Chanel No. 5» и основывают фирму «Parfums Chanel», которую в качестве главного парфюмера возглавляет Эрнест Бо. Весной 1926 года принял на работу русского парфюмера Константина Веригина (1898—1982).
«Тридцать лет моей жизни связаны с Эрнестом Бо. Он был для меня и почитаемым учителем, и близким другом. Тридцать лет я учился и работал возле него, творил и пересматривал сделанное; его манера понимать искусство парфюмерии оставила во мне глубокий отпечаток… Часто с увлечением рассказывал он мне об этом периоде своей жизни. Говорил прекрасным русским языком, который, как коренной москвич, знал в совершенстве. Даже будучи патриотом Франции, он сумел сохранить на всю жизнь пламенную любовь к императорской России своего детства и юности. Любил он русское великодушие и гостеприимство, русскую природу и литературу, музыку, театр, манеру видеть мир и передавать его красоту. Влияние русского балета также сказалось на его творчестве» — Веригин К. . Благоуханность. Воспоминания парфюмера. Великий парфюмер Эрнест Бо // Industrie de la Parfumerie. — Октябрь 1946.
После Второй мировой войны Эрнест Бо, поддерживаемый руководством «Galeries Lafayette», успешно боролся с Коко Шанель за восстановление своих прав на духи номинации «Chanel». В должности главного парфюмера «Perfumes Chanel» Эрнест Бо создал множество известных духов, пока не вышел на пенсию в 1954 году; его преемником на посту главного парфюмера «Perfumes Chanel» стал Анри Робер (Henri Robert). Масон, посвящён в русской парижской ложе «Северная звезда» Великого востока Франции в 1929 году, затем стал основателем и казначеем ложи «Свободная Россия». Коллекционер русского фарфора и французских вин. Мемуарист. Эрнест Бо умер в своих апартаментах в городе Париж, Франция, 9 июня 1961 года. Похоронен в приходской церкви Нотр Дам де Грасс де Пасси, департамент Приморские Альпы. Награды и премии: Кавалер ордена Почётного легиона.
Семья
Первая жена — Ираида Шенейх Iraide de Schoenaich (1881—1961). Состояла в браке с Эрнестом Бо с 1912 года. Во время Гражданской войны в России Ираида бежала из России через Финляндию со своим маленьким сыном Эдуардом. Они добрались до Франции морем после опасного двухмесячного путешествия, во время которого Ираида влюбилась в другого мужчину. Эрнест развелся с ней и взял на себя опеку над их сыном. Сын — Эдуард (1913—1993), был переводчиком, и так же, как и отец, парфюмером и масоном. Вторая жена — Ивонна Жиродо Yvonne Girodon (1893—1980). Дочь — Мадлен Разработанные духи: «Bouquet de Napoleon» (1912); «Bouquet de Catherine» (1913); «Rallet Nº 1» (1914); «Rallet Le Gardenia» (1920); «Chanel No. 5» (1921); «Chanel Nº 22» (1922/1926); «Cuir de Russie» (1924); «Gardénia» (1925); «Bois des Îles» (1926); «Soir de Paris» (1929); «Kobako» (1936); «Mademoiselle Chanel Nº 1» (1946); «Mademoiselle Chanel Nº 2» (1946); «Premier Muguet» (1955). Литература: Серков А.И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. Российская политическая энциклопедия, 2001. — 1224 страницы. — 3 000 экземпляров. — ISBN 5-8243-0240-5; https://inosmi.ru/social/20171101/240671350.html

Новопокровский (506x700, 153Kb)
1880
Иван Васильевич Новопокровский
российский советский ботаник, специалист в области ботанической географии и систематики высших растений. Родился в городе Михайлов, Рязанская губерния, Российская империя. В 1904 году окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1920—1931 гг. — профессор Новочеркасского института сельского хозяйства и мелиорации. До 1934 года был профессором Краснодарского сельскохозяйственного института. С 1934 по 1944 год работал в Ростовском-на-Дону государственном университете (РГУ) заведующим кафедрой ботаники, деканом биологического факультета. В 1936 году основал (при участии профессоров А.Ф.Флёрова и В.Н.Вершковского) Гербарий Ростовского университета. Также работал в Донском политехническом институте (Новочеркасск) и в Северо-Кавказском отделении Государственного института по изучению засушливых областей (ГИЗО). В период 1935—1942 гг. подвергался репрессиям. С 1945 года работал в Ботаническом институте Академии наук СССР (Ленинград), где заведовал Среднеазиатским гербарием. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 2 сентября 1951 года. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга, участок 28, квартал 1.
Научная деятельность
Занимался изучением флоры и растительности юго-востока Европейской части СССР. Известен работами по систематике некоторых родов растений из семейства сложноцветных и семейства заразиховых, среди которых им описано много новых видов. Автор более 120 научных работ, среди которых «Зональные типы степей Европейской части СССР», «Растительность Ростовской области», «Карантинные сорняки Ростовской области».
Память
В 1985 году в связи с 70-летним юбилеем РГУ и в знак признания заслуг И.В.Новопокровского по организации Гербария решением Совета университета Гербарию Ростовского университета присвоено имя профессора И.В.Новопокровского. Это один из крупнейших гербариев России. В честь И.В.Новопокровского назван род растений Novopokrovskia Tzvelev (1994). Литература: С.Г.Жилин — Биографические материалы // Репрессированные геологи / Главный редактор В.П.Орлов. Ответственный редакторы Л.П.Беляков, Е.М.Заблоцкий. Москва-Санкт-Петербург. 1999. Страницы 13-357.

1880
Рудольф Пельше (латышское имя — Rūdolfs Pelše)
первый профессиональный латвийский художник-керамист. Рудольф Екаб Пельше родился в Цераукстской волости (ныне — Бауский край Латвии). Учился в Бауской городской школе. Окончил Центральное училище технического рисования барона А.Л.Штиглица в Санкт-Петербурге (1905). Работал учителем, помощником директора и директором Миргородской художествено-промышленной школы (1906—1922). В 1923 году вернулся в Латвию, был руководителем керамической мастерской Латвийской академии художеств, профессор (1931), с 1932 — проректор. Принимал участие в работе петербургского латышского художественного кружка «Рукис» (с 1898), был членом художественного объединения «Садарбс» (1924). Награждён латвийским орденом Трёх звёзд III степени (1933) и латвийским Крестом Признания (1939). Обладатель Гран-при Всемирной выставки в Париже (1937). 22 июня 1941 года депортирован. Умер в городе Петропавловск, Казахская ССР, СССР, 30 октября 1942 года.
Творчество
Принимал участие в выставках с 1924 года. Один из основателей латвийского профессионального прикладного искусства и активный популяризатор его на всём протяжении творческой деятельности. Наиболее известен своими декоративными и монументально-декоративными керамическими работами — вазами, шкатулками, каминной скульптурой, настенными украшениями. Ему принадлежит авторство декоративного интерьера кинотеатра «Палладиум» и экстерьера здания Латвийского университета. Изготовил коллекцию керамических изделий для латвийского стенда в музее Севрской фарфоровой мануфактуры в Париже. Литература: Māksla un arhitektūra biogrāfijās / atb. red. A. Vanaga. — Rīga, 2000. — 1. Sēj; Ханко О. Мистецька діаспора Полтавщини : Засновник латвійської академічної кераміки (представник миргородської школи, викладач Рудольф Пельше) // Образотворче мистецтво. — 2014. — № 2. — Страница 52.

lilian-westcott-hale (542x700, 259Kb)
1880
Лилиан Хейл (Lilian Westcott Hale)
американская художница-импрессионист. Родилась в городе Бриджпорт, штат Коннектикут, США. По архивным данным государственной библиотеки Коннектикута (англ. Connecticut State Library), при рождении её имя было Лилли Коулман Уэсткотт (Lillie Coleman Westcott). Мать — Harriet Cordelia Clark, отец — Edward Gardiner Westcott, был президентом компании, производящей оружие — Bridgeport Sharp’s Rifle. Первоначально Хейл обучалась в художественной школе Hartford Art School.
A_Cup_of_Tea_by_Lilian_Westcott_Hale (484x700, 196Kb)
Картина «Чашка чая» (A Cup of Tea), 1909 год
Затем продолжила образование в школе при музее изящных искусств в Бостоне у Эдмунда Тарбелла. 11 июня 1902 года вышла замуж за художника Филиппа Лесли Хейла, с которым они жили в городе Dedham, штат Массачусетс. В 1927 году была удостоена приза от Национальной академии дизайна. Умерла в городе Сент-Пол, штат Миннесота, США, 3 ноября 1963 года.
lilian-westcott-haleгроб (648x700, 417Kb)
Похоронена на кладбище Forest Hills Cemetery and Crematory округа Саффолк, штат Массачусетс.
Была замужем за Филиппом Хейлом — художником-импрессионистом, у них была дочь Анна (Anna Westcott Hale Bowers, 1908—1988).
Труды
Работы художницы находятся в музее изящных искусств в Бостоне, Национальной академии дизайна, Метрополитен-музее, художественном музее Северной Каролины.

Amisani_Giuseppe (494x700, 216Kb)
1881
Джузеппе Амизани (итальянское имя — Giuseppe Amisani)
итальянский художник-портретист, работавший в стиле Belle Époque (Прекрасная эпоха). Амизани также известен как «художник королей» и «поэт Портофино». Художник Амизани родился на Пьяцца Меркато (Рыночная площадь; ныне Пьяцца Амизани, то есть площадь Амизани) в коммуне в Меде-ди-Ломеллина, близ Павии в Ломбардии, Северной Италии. Учился в техническом институте, где провалил курс технического черчения; Учился живописи в Aкадемии изящных искусств Брера в Милане под руководством Чезаре Таллоне и Веспасиано Биньями. Выиграл премию Академии за картину «Герой» (итальянское название — «l'Eroe») в 1908 году и в 1911 году выиграл премию Фумагалли за портрет Лиды Борелли. С тех пор сосредоточился почти исключительно на портретной живописи; интересны его пейзажи итальянских Альп, Родоса и Туниса. Амизани был всемирно известным художником своего времени. Путешествуя, он провел несколько лет в Аргентине и Бразилии, побывал также в Англии, Франции, Северной Африке и в Соединенных Штатах. Скончался в Портофино, Генуя, Лигурия, Италия, 8 сентября 1941 года.
Галерея
Amisani_Giuseppe01 (700x700, 329Kb)
Портрет короля Египта Фарука в детстве
Amisani_Giuseppe02 (514x700, 197Kb)
Королева Италии Елена, Палаццо делла Фарнезина, Министерство иностранных дел Италии
Amisani_Giuseppe03 (508x700, 196Kb)
Король Италии Витторио Эмануэле III, Палаццо делла Фарнезина, Министерство иностранных дел Италии
Amisani_Giuseppe04 (535x700, 165Kb)
Король Италии Витторио Эмануэле III, Палаццо делла Фарнезина, Министерство иностранных дел Италии
Amisani_Giuseppe05 (422x700, 213Kb)
Кардинал Ришелье, Музей виллы Некки, Милан
Amisani_Giuseppe06 (484x700, 161Kb)
Портрет Екатерины, Музей Уффици, Палаццо Питти, Флоренция
Amisani_Giuseppe07 (583x700, 353Kb)
Автопортрет, Музей Уффици, Палаццо Питти, Флоренция
Amisani_Giuseppe08 (700x612, 681Kb)
Катя, Портофино, Музей Уффици, Палаццо Питти, Флоренция
Amisani_Giuseppe09 (560x700, 389Kb)
Будуар, Галерея современного искусства Милана
Amisani_Giuseppe10 (525x700, 473Kb)
Трагическая колыбель, Пинакотека до Эстадо-де-Сан-Паулу, Бразилия
Amisani_Giuseppe11 (416x700, 361Kb)
Стоящая дама, Pinacoteca do Estado de São Paulo, Бразилия
Творчество
Среди многих картин, написанных Амизани — портреты женщин. Среди них: La Teletta, находится в Галерее современного искусства в Милане; Ritratto di Lyda Borelli — в музее искусств в Сан-Паулу, портрет актрисы Maria Melato и другие. В 1924 году, на пике своей карьеры, он был приглашён в Египет для выполнения росписей во дворце Рас-Эль-Тин короля Египта Ахмеда Фуад I. Там он нарисовал портрет сына Ахмеда Фуада I — Фарука. В 1926 году Амизани, по заказу издателей итальянского еженедельника L’Illustrazione Italiana рисовал пейзажи в Родосе. В следующем году он выставил свои пейзажи Северной Африки на выставке в Лондоне. Его автопортрет был показан на Венецианской Биеннале в 1930 году, и позже был куплен для галереи Уффици, Флоренция.
Amisani_Giuseppe12 (500x700, 347Kb)
Джузеппе Амизани, портрет Лиды Борелли, 1910 Калифорния.
Другие его произведения находятся в музеях Бари, Пьяченца и Лимы (Перу). Несмотря на то, что Амизани был современником художников Умберто Боччони и Пабло Пикассо, он полностью игнорировал новые течения в живописи, такие как футуризм и кубизм, изменившие облик изобразительного искусства XX века, предпочитая удовлетворять вкусы своих клиентов, которые были знатными, богатыми и знаменитыми людьми своего времени. Картины художника радуют своей элегантностью и свежими красками. Ретроспективная выставка работ Джузеппе Амизани проводилась в Кастелло Сфорца в Виджевано в провинции Павия в Италии в 2008 году.
Арт-рынок
Самые ценные и востребованные работы Джузеппе Амизани — женские лица.
Стиль
Великая заслуга Джузеппе Амизани в том, что он порвал с традицией и создал свою собственную картину, прожил реальность, приписал теме ядро новых эмоций. В его живописи есть свежесть и легкость выражения, взятого с натуры и быстро закрепленного на холсте; ему удается пластически моделировать фигуры с помощью некоторых жестов и использовать цвет с помощью материальных мазков. Этот его фундаментальный дар непосредственного живописца всегда удерживал его от интеллектуалистических теорий и отклонений. Амизани — художник, который должен рисовать то, что видит, умея схватывать реальность и быстро переводить ее в соответствии со своим внутренним видением. Его великая живопись, сочная и зернистая, формирует и определяет все в плоскостях и точках: это свободный и непосредственный реализм, который, в конце концов, более прочно привит к старому течению позднего итальянского импрессионизма Франческо Филиппини, который был настоящим мастером, отцом филиппинизма художественного движения, но перешедшим от Транкильо Кремона к Эмилио Гола. Выставки: Амизани и его работы участвовали в выставках: Амизани и Амедео Бокки, выставка в Пинакотеке Брера, Brera академия, Милан, 1912; Авторские выставки живописца Джузеппе Амизани, Лондон и Милан, 1923; Венецианская биеннале, XVII Esposizione Internazionale d’arte, Венеция, 1930; Giuseppe Amisani, Il pittore dei Re, Castello Sforzesco, Vigevano, Павия, Италия, 2008; Rirì la sciantosa e le altre. Ritratti di donne nella pittura di Giuseppe Amisani (1879—1941), Galleria Civica di Bari, 2012.
Лица женщин
Amisani_Giuseppe13 (465x700, 306Kb)
Модель, Гражданские музеи Павии
Amisani_Giuseppe14 (700x571, 411Kb)
Рири, Музей столичной художественной галереи Бари
Amisani_Giuseppe15 (595x700, 400Kb)
Портрет, около 1920
Amisani_Giuseppe16 (700x632, 276Kb)
Черная шляпа, коллекция "Столичный город Милан"
Amisani_Giuseppe17 (471x700, 214Kb)
Портрет женщины, 18 февраля 1922
Amisani_Giuseppe18 (500x700, 347Kb)
Портрет Лиды Борелли, собрание музея Чини в Венеции, приобретенный Национальным музеем Сан-Паулу в Бразилии.
Amisani_Giuseppe19 (690x700, 403Kb)
Женский портрет, 1924
Amisani_Giuseppe20 (664x700, 478Kb)
Профиль Лидии Борелли
Amisani_Giuseppe21 (574x700, 282Kb)
Портрет женщины, около 1920
Выставки: Он принимал участие в нескольких выставках в Лондоне, Нью-Йорке, Милан, Рим, Венеция, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Лима и Каир; Giuseppe Amisani e Amedeo Bocchi, Esposizione di Belle Arti di Brera, Milano, 1912; Mostra individuale del pittore Giuseppe Amisani, Galleria Pesaro con l’organizzazione di The Studio, Londra (Regno Unito), 1923; Mostra individuale del pittore Giuseppe Amisani e dello scultore Eugenio Pellini, Galleria Pesaro con l’organizzazione di The Studio, Milano, Italia, 1923; Exotic Egyptian views, Arlington Gallery, Bond Street, Londra (Regno Unito), 1927; XVII Esposizione Internazionale d’arte, Biennale di Venezia, Venezia, 1930; Mostra Commemorativa di Giuseppe Amisani, Milano 1951; Accoppiamenti giudiziosi: Industria, arte e moda in Lombardia: 1830—1945, Museo d’arte moderna e contemporanea (Varese), Sergio Rebora, Anna Bernardini, 2004; Industria, arte e moda in Lombardia: 1830—1945, Castello di Masnago, 2005; Da Pellizza a Carrà: artisti e paesaggio in Lomellina, Vigevano, 2007; Giuseppe Amisani, Il pittore dei Re, Castello Sforzesco, Pavia, 2008; Rirì la sciantosa e le altre. Ritratti di donne nella pittura di Giuseppe Amisani (1879—1941), Galleria Civica di Bari, 2012; Il Novocento a Palazzo Isimbardi: nelle collezioni della Provincia di Milano, Raffaele De Grada, Palazzo Isimbardi, Milano; Antonio Mancini, 1852-1930 : il collezionismo del suo tempo in Lombardia, Accademia Tadini, Lovere, 1997; From the Collection of the Uffizi Gallery, Pechino (2010) e Changsha (2011), China; La collezione Terruzzi, Palazzo Reale, Milano, 2008. Литература: Giuseppe Amisani, Il pittore dei Re, Skira, 2008. ISBN = 978-88-6130-941-8; Francesca Cagianelli e Dario Matteoni (a cura di), La Belle époque. Arte in Italia (1880—1915), Cinisello Balsamo (MI), Silvana Editoriale, 2008, ISBN 978-88-366-1030-3; Luciano Caramel, I dipinti dell’800 nella Collezione Guido Rossi nel Museo Nazionale della Scienza e della Tecnica di Milano, Busto Arsizio, 1986; Francesca Cagianelli, Dario Matteoni, Déco: arte in Italia, 1919—1939, Silvana, 2009; Sotheby’s, Dipinti e disegni, 1992; La Ca' Granda: cinque secoli di storia e d’arte, Palazzo Reale di Milano, 1981; Egitto, Guide verdi d’Europa e del mondo, Milano, Touring Editore, 2011, ISBN 978-88-365-5028-9; Francesca Cagianelli e Dario Matteoni (a cura di), La Belle époque. Arte in Italia (1880—1915), Cinisello Balsamo (MI), Silvana Editoriale, 2008, ISBN 978-88-366-1030-3; Luciano Caramel, Musei di Monza: Museo civico dell’Arengario, 1981; Maria Teresa Fiorio, Pinacoteca del Castello Sforzesco, Milano, 2001; A Checklist of Painters, C 1200—1994 Represented in the Witt Library, Witt Library, Courtauld Institute of Art, Londra, 1996; Philip Hook, Mark Poltimore, Popular 19th century painting: a dictionary of European genre painters, Antique Collectors' Club, 1986; The Illustrated London News, Volume 178, Edizione 2, ed. Illustrated London News & Sketch Limited, Londra, 1931; Henry McBride, Creative Art: A Magazine of Fine and Applied Art, Volume 7, A. & C. Boni, 1930; Mario Quesada, Museo d’arte italiana di Lima, Venezia, Marsilio, 1994, ISBN 88-317-5928-0; Carlo Sisi, Alberto Salvadori, Galleria d’arte moderna di Palazzo Pitti: catalogo generale (Florence, Italy), 2008; Chiara Gatti e Leo Lecci (a cura di), Giuseppe Amisani. Il pittore dei re, Milano, Skira, 2008, ISBN 88-6130-941-0, SBN IT\ICCU\ART\0001755; Barbara Cinelli (a cura di), Arte moltiplicata. L’immagine del '900 italiano, Milano, Bruno Mondadori, 2014, ISBN 978-88-6159-857-7; Raffaele De Grada, Palazzo Isimbardi (Milan, Italy), Vita Firenza ed.; Raffaele Calzini, G. Amisani: con otto tavole a colori, Istituto Italiano d’Arti Grafiche, 1942; Giuseppe Amisani, Salvatore Gotta,Ottocento'.: la nostra passione, Volume 2, Baldini & Castoldi, 1942; Giorgio Nicodemi, Giuseppe Amisani, Milano, 1924; Angelo Fortunato Formiggini, Chi è?: Dizionario degli Italiani d’oggi, Giuseppe Amisani, 1940; Raffaele Calzini, Giuseppe Amisani, Edizioni del Poligono, 1931; Susanna Zatti, La collezione Morone, Musei civici Pavia (Italy), 2002; Ottino Della Chiesa A., «Dipinti nel Museo Nazionale della Scienza e della Tecnica : Milano», Milano, 1962; Luiz Marques, Catálogo do Museu de Arte de São Paulo Assis Chateaubriand: Arte italiana. São Paulo: Prêmio, 1998. p. 157, vol. I. CDD-709.4598161; Maurizio Agnellini, Novecento italiano: pittori e scultori 1900—1945, 1997; Carlo Pirovano, La Pittura in Italia: Il Novecento — Volumi 1-2, 1992; Mario Monteverdi, Storia della pittura italiana dell’Ottocento, Volume 2, 1984; Gaetano Panazza, La pinacoteca e i musei di Brescia, 1968; Raffaele De Grada, Cristina Fiordimela, Ottocento Novecento: le collezioni d’arte; Giuseppe Masinari, Salvatore Gotta, Amisani, Rotary Club, 1973; De Grada R. / Fiordimela C., Ottocento Novecento. Le collezioni d’arte del Museo della Scienza e della Tecnica «Leonardo da Vinci» di Milano, Garbagnate Milanese, 2000; Raffaele Calzini, G. A., in Emporium, 1920, pp. 289—293; U. Galetti-E. Camesasca, op. cit. 1951, p. 55; M. Comanducci, op. cit. 1962, p. 44; V. Bucci, G. Amisani, Milano 1924; M. Merlo, Giuseppe Amisani e Ferdinando Bialetti, Mede Lomellina 1970; pintor Amisani. O Correio Paulistano, São Paulo, p. 3, 01 dez. 1912; GIUSEPPE AMISANI. O Correio Paulistano, São Paulo, 05 dez. 1912; HOSPEDES E VIAJANTES. O Correio Paulistano, São Paulo, 20 ago. 1913; EXPOSIÇÃO AMISANI. O Correio Paulistano, São Paulo, 03 set. 1913; EXPOSIÇÃO AMISANI. O Correio Paulistano, São Paulo, 05 set. 1913; 14 Em: O Correio Paulistano. Registro de Arte. Exposição Amisani. 05/09/1913; EXPOSIÇÃO AMISANI. O Correio Paulistano, São Paulo, 12 set. 1913; EXPOSIÇÃO AMISANI. O Correio Paulistano, São Paulo, 25 set. 1913; EXPOSIÇÃO AMISANI. O Correio Paulistano, São Paulo, 28 set. 1913; MOSTRA AMISANI. Fanfulla, São Paulo, 01 set. 1913; L’Esposizione Amisani. Fanfulla, São Paulo, 05 set. 1913; Il magnifico sucesso all’Esposizione Amisani. Fanfulla, São Paulo, 28 set. 1913; L’Esposizione Amisani. Fanfulla, São Paulo, 02 out. 1913.; EXPOSIÇÃO AMISANI. O Estado de São Paulo, São Paulo, 02 out. 1913; BUCCI, V., MELANI, A. Mostra Individuale del pittore Giuseppe Amisani. Galeria Pesaro, Milan; Milão: Bestetti e Tumminelli, 1926; CALZINI, Raffaele. Artisti contemporanei : Giuseppe Amisani. IN Emporium, 52.1920, p. 283—293; CAMARGOS, Marcia. Villa Kyrial: crônica da Belle Époque paulistana. 2ed. São Paulo: SENAC, 2001; COMANDUCCI, A. M. Dizionario illustrato dei pittori e incisori italiani moderni (1800—1900). Milano: Pizzi & Pizio, 1945. v.1; GATTI, Chiara., LECCI, Leo. Giuseppe Amisani (1879—1941) — Il pittore dei re. Milão: Skira, 2008; Giuseppe Amisani e il ritratto di primo Novecento IN Da Pellizza a Carrà : artisti e paesaggio in Lomellina. A cura di Alberto Ghinzani. Comune di Vigevano. 1ed.Milan, Skira, 2007; LOBATO, Monteiro. Idéias de Jeca Tatu. 1ed. São Paulo: Globo, 2008; MASINARI, Giuseppe Giuseppe Amisani. IN. Rob ad Med. 1ed. Mede Lomellina: Rotary Club, Vigevano — Mortara, 1973; NICODEMI, Giorgio. Giuseppe Amisani. 1ed. Milano: Pizzi e Pizio, 1923; PITTA, Fernanda. Pintores Italianos em São Paulo — O caso da Culla Tragica de Giuseppe Amisani. 19&20. Rio de Janeiro, v. III, n. 2, abr. 2008; Disponível em: http://www.dezenovevinte.net/obras/obras_pf_cullatragica.htm; ROSSI, Mirian Silva. Circulação e mediação de obras de arte na Belle Époque paulistana; Anais do Museu Paulista, ano/vol.6/7, número 007. São Paulo, Brasil. pp. 83-122.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 7 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»