• Авторизация


7 декабря родились... 07-12-2025 07:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[497x700]
1868
Семен Соломонович Юшкевич
русский писатель, драматург. Представитель так называемой «русско-еврейской литературы». Родился в зажиточной одесско-еврейской семье. Учился в Париже медицине, окончил медицинский факультет Сорбоннского университета. Постоянный автор издательства «Знание», где вышло три его собрания сочинений. Автор повестей «Портной», «Левка Гем», романа «Леон Дрей», драмы «Король». Печатался в «Русском Богатстве», «Восходе», «Мире Божьем», «Журнале для всех» и других. Пьеса «Miserere» была поставлена Московским Художественным театром. Стиль Юшкевича реалистичен, размышления героев и длинные диалоги насыщены лексикой и интонациями столь хорошо известного Юшкевичу одесского говора. С 1920 года в эмиграции. Брат — философ Павел Соломонович Юшкевич; племянник — историк математики Адольф Павлович Юшкевич. Дочь — балерина Нина Семёновна Юшкевич. Дебютировал в печати рассказом ""Портной"", в ""Русском Богатстве"" 1897 года. В 1895 году написал рассказ ""Распад"", но ни одна редакция не решалась его печатать. Между тем именно этот рассказ, помещенный, наконец, в 1902 году в ""Восходе"", создал Юшкевичу известность. После этого он помещал свои беллетристические и драматические произведения в ""Мире Божьем"", ""Журнале для всех"", ""Образовании"", сборниках ""Знания"" и других. Некоторые произведения Юшкевича переведены на немецкий и древнееврейский языки, а товариществом ""Знание"" изданы два тома его рассказов (Санкт-Петербург, 1906). В рассказе ""Распад"" Юшкевич показал, как разлагаются устои старой еврейской жизни, городской и буржуазной, распадается прежняя общественная жизнь, теряя сдержку внешней организации, еще оставшуюся от былой внутренней спайки: распадается и сильная до сих пор своим единством, своей моральной устойчивостью еврейская семья, не связанная никаким духовным верховным началом, исковерканная бешеной борьбой за жизнь. Образы этой борьбы - кошмар Юшкевича. В ""Ите Гайне"", ""Евреях"", ""Наших сестрах"" он развернул потрясающую картину мира городских подонков, с его беспредельным горем, голодом, преступлениями, сутенерами, ""фабриками ангелов"", вошедшей в быт проституцией. Юшкевич любит находить здесь образы возвышенные, чистые среди облипшей их грязи, романтически приподнятые. Эта приподнятость и надуманность - враг его реализма. Многие его произведения, в общем недурно задуманные (драмы ""Голод"", ""Город"", рассказы ""Наши сестры"", ""Новый пророк"") местами совершенно испорчены манерностью, которая, в погоне за какой-то особенной правдой жизни, отворачивается от ее элементарной правды. Но даже в этих произведениях есть просветы значительной силы и подкупающей нежности. Особенно характерен для внутренних противоречий дарования Юшкевича язык его действующих лиц, то грубо переведенный с ""жаргона"", на котором говорит еврейская народная масса, то какой-то особенный, риторически высокопарный. В драмах Юшкевича слабо движение, а действующие лица, характеризуемые не столько поступками, сколько однообразно-крикливыми разговорами, индивидуализированы очень мало.
YUshkevich01 (520x700, 324Kb)
На даче в Одессе, 1918 год
Исключение составляет последняя драма Юшкевича ""Король"", имеющая сценические и идейные достоинства. Писатель национальный по преимуществу, Юшкевич по существу далеко не тот еврейский бытописатель, каким его принято считать. Его сравнительно мало интересует быт, он, в сущности, не наблюдатель внешних житейских мелочей и охотно схватывает лишь общие контуры жизни; оттого его изображение бывает иногда туманно, грубо и безвкусно, но никогда не бывает мелко, незначительно. С другой стороны, чувствуется, что изображение еврейства не является для него этнографической целью: еврейство Юшкевича - только та наиболее знакомая ему среда, в которой развиваются общие формы жизни. А.Горнфельд. С 1920 года в эмиграции. Скончался 12 февраля 1927 года. Сочинения: Король. Пьеса // Сборник «Знания», 1906; В городе, 1906; Комедия брака, 1910; Голуби, 1913; Miserere, 1910; Автомобиль, 1923; Голубиное царство, 4-е издание — 1923; Посмертные произведения, 1927; Семь дней // «Современные записки», № 31, 1927 и отдельное издание — Paris, 1933

Paliyenko (516x700, 161Kb)
1869
Николай Иванович Палиенко
российский, украинский учёный-юрист и теоретик права; академик Академии Наук Украинской ССР (с 1930). Родился в Киеве. Высшее образование получил на юридическом факультете киевского университета Святого Владимира (1892). По окончании двухгодичной научной командировки за границей (Париж, Гейдельберг, Страсбург), работал над магистерской диссертацией «Суверенитет. Историческое развитие идеи суверенитета и её правовое значение». В 1899 году, после прочтения вступительной лекции, в звании приват-доцента начал замещать кафедру энциклопедии права в Демидовском юридическом лицее (Ярославль). В 1903 году получил степень магистра государственного права и состоял профессором юридического лицея до 1906 года, когда получил степень доктор права и был избран по конкурсу профессором Харьковского университета. В 1912 году стал проректором университета. В 1908 году Палиенко выступил инициатором создания Коммерческого института в Харькове, где преподавал со дня его открытия. После реорганизации Харьковских учебных заведений в 1919 году продолжил работу на правовом факультете Харьковского института народного хозяйства, возглавлял научно-исследовательскую кафедру проблем современного права ВУАН. Он является одним из авторов Конституции Украинской ССР. Действительный статский советник; был награждён орденами Российской империи. Умер в Харькове 11 ноября 1937 года.
Научные интересы
Работы в области общей теории права (создал концепцию психологической теории права), правового государства, государственного и национального суверенитета, федерализма. Науку государственного права он считал, как и все юридические дисциплины, наукой нормативной, подобно логике. Право, по его мнению, — это правила, нормы, выражающие идею не о связи явлений действительного мира, но лишь о должном порядке отношений общественной жизни. При этом право черпает своё содержание из реальной жизни. Таким образом он пытался соединить идеалистические и позитивистские концепции права. Сочинения: Новая психологическая теория права и понятие права. — Ярославль, 1900; Суверенитет: Историческое развитие теории суверенитета и её правовое значение. — Ярославль, 1903; Учение о существе права и правовой связанности государства. — Харьков, 1908; Основные законы и форма правления в России: Юридическое исследование. — Харьков, 1910; Областная автономия и федерация. — Харьков, 1917;. Конфедерации, федерации и Союз социалистических республик. — Одесса, 1923; Право громадянства в сучасних федераціях і Союзі РСР. — Харків, 1926; Проблема суверенітету сучасної держави. — Харків, 1929. Литература: Волков В.А., Куликова М.В., Логинов В.С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — Москва: Янус-К, 2006. — Страница 184. — 300 страниц — 2000 экземпляров — ISBN 5—8037—0318—4; Нариси з історії Харківського національного економічного університету: Монографія / Д.Ю.Михайличенко, В.Є.Єрмаченко, О.А.Сахно, Під заг. ред. В. С. Пономаренка. — Харків, 2005.

Beremzhanov_Ahmet (504x700, 273Kb)
1871
Ахмет Кургамбекович Беремжанов (казаъское имя — Ахмет Қорғанбекұлы Бірімжанов)
казахский юрист, депутат Государственной думы I и II созывов от Тургайской области.Родился в ауле № 1 Тосынской волости Тургайского уезда Тургайской области. Казах, по отцу — из подрода аю рода шакшак племени аргын, мать из племени кипчак Среднего жуза. Отец — помощник начальника Тургайской области. В 1891 г. окончил Оренбургскую мужскую гимназию с серебряной медалью. С 1892 г. состоял под надзором полиции. В 1896 окончил с отличием юридический факультет Казанского университета. В 1906—1907 гг. кандидат в судьи Оренбургского окружного суда, мировой судья в Тургайском уезде. Около 4 лет был судебным следователем Троицкого и Оренбургского уездов при Оренбургском окружном суде, позднее состоял мировым судьей 2-го участка Актюбинского округа.
Beremzhanov_AhmetГруппа депутатов-мусульман  (700x529, 273Kb)
Группа депутатов-мусульман 2-ой Государственной думы (сидят слева направо): Фатали Хан-Хойский, Шах-Айдар Сыртланов, Таштемир Эльдарханов, Рашид Мехдиев, Халил Хас-Мамедов. Стоят: Муххамед-Акрам Биглов, Шахбал Сейфетдинов, Ахмед Беремжанов.
10 июня 1906 года был избран в Государственную думу I созыва от съезда уполномоченных от инородческих волостей Тургайской области. Член Конституционно-демократической фракции, Мусульманской и Сибирской групп. Выступил в Думе по вопросу о необходимости введения в Аграрную комиссию депутатов от национальных окраин. 25 февраля 1907 года был избран в Государственную думу II созыва от съезда уполномоченных от инородческих волостей Тургайской области. Входил в Мусульманскую фракцию. Член комиссии об отмене военно-полевых судов и комиссии о преобразовании местного суда. В последней участвовал как специалист по местному туземному суду и обычному праву казахов. Согласно новому избирательному закону 1907, «инородческое население» Тургайской области, как и ряда других национальных окраин, было лишено права посылать своих избранников в государственную думу, и Беремжанов лишился возможности вновь баллотироваться в законодательные органы власти. В марте 1907 года вошёл в Сибирскую парламентскую группу. После роспуска Второй думы и вплоть до 1917 г. — судебный следователь в Бузулуке. 15—21 апреля 1917 г. — делегат 1-го Тургайского областного казахского съезда в Оренбурге; 3—8 июля — делегат казахского съезда в Актюбинске. 3—8 августа — делегат 1-го Всеказахского съезда в Оренбурге. На съезде утверждён кандидатом № 3 в депутаты Учредительного собрания по Тургайскому округу, № 1 — Алаш.
Beremzhanov_AhmetМусульманская Трудовая группа (700x548, 352Kb)
Мусульманская Трудовая группа
В 1917 г. — Тургайский, затем Кустанайский уездный комиссар Временного правительства. В декабре 1917 г. — делегат 2-го Всеказахского съезда, город Оренбург. На съезде избран членом Правительства «Алаш-Орды» от Тургайской области, «министр юстиции правительства Алаш-Орда». 24 февраля 1918 г. — участник Уфимского совещания членов правительства «Алаш-Орды», июнь 1918 — входил в состав Комитета членов Учредительного собрания (Комуч) в Самаре. 1921 — временно исполняющий должность наркома юстиции КАССР. Декабрь 1922 — член коллегии Наркомата юстиции, зав. отделом судебного строительства Наркомата юстиции КАССР. Декабрь 1922, 1924 — январь 1925 — член коллегии Наркомата юстиции КАССР. ? — до 1928? — член Верховного Суда КазАССР. 5 января 1927 года умер в городе Ленинград, где находился на лечении. В похоронах приняли участие А.Букейханов, А.Сейдалин, казахстанские студенты, обучающиеся в Ленинграде М.Ауэзов, А.Маргулан, его сын Батырбек и татарские интеллигенты.
Семья
Жена — Гульжаухар Альмухамедовна (урождённая Сейдалина, ?—?), была праправнучкой Абулхаир-хана. Её отец, Альмухамед Сейдалин, юрист по образованию — султан-правитель Иргизского уезда, член Русского географического общества. Сын — Батырбек Ахметович (1911—1985) — химик, аспирант, 5 июня 1938 арестован УНКГБ по Ленинградской области. Реабилитирован 13 марта 1939 УНКВД КазССР (за недоказанностью состава преступления), впоследствии декан химфака Казахского государственного университета. Дочь — Инкар Ахметовна (1915—2002), преподаватель, доктор наук, заведующий кафедрой нормальной физиологии АГМИ. Сын — Мурат Ахметович (1919—1980), участник ВОВ, участник обороны Ленинграда, Кавалер Ордена Славы III степени. Брат — Газымбек Кургамбекович Беремжанов (1896—1938), арестован 18 января 1931 ПП ОГПУ по статье 58-7, 58-11, 59-3 УК РСФСР, приговорён к 10 лет исправительно-трудовых лагерей, агроном колонизационного бюро Беломорканала, 9 октября 1937 арестован в лагере, 19 марта 1938 осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР. Расстрелян в тот же день. Место расстрела: Московская обл, Коммунарка. Реабилитирован 4 ноября 1988 Верховным судом КазССР, 11 июня 1991 прокуратурой СССР. Литература: Центральная Азия. Беремжанов Ахмет Кургамбекович; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. Б.Ю.Иванов, А.А.Комзолова, И.С.Ряховская. Москва. РОССПЭН. 2008. Cтраница 51; Боиович М. М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Первый созыв. Москва: Тип. Товарищества И.Д.Сытина. 1906 Страница 493; Боиович М. М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Второй созыв. Москва, 1907. Страница 491; Мусульманские депутаты Государственной думы России, 1906—1917 гг.: Сборник документов и материалов. Уфа, 1998. Страницы283—84; Усманова Д. М. Мусульманские представители в Российском парламенте, 1906—1917. Казань, 2005; Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 977. Опись Л. д. Дело 32710; Российский государственный исторический архив. Фонд 1278. Опись 1 (1-й созыв). Дело 23. Лист 5; Опись 1 (2-й созыв). Дело 36; Дело 623. Лист 3; Фонд 1327. Опись 1.1905 г. Дело 143. Лист 206 оборот.

[551x700]
1871
Петр Августинович Гельвих
выдающийся российский и советский учёный в области баллистики и теории стрельбы артиллерии, генерал-майор артиллерии (1940), профессор (1935), доктор технических наук (1938). Лютеранин. Родился в Витебске, в дворянской семье; отец его был преподавателем гимназии. По документам числился немцем, однако его родители имели шведские корни. Семья жила бедно, Пётр с 13 лет начал подрабатывать репетиторством, окончил Петровскую классическую гимназию. 16 августа 1892 года поступил в Киевское пехотное юнкерское училище, окончил в 1894 году с отличием, был выпущен подпоручиком в 3-й мортирный арллерийский полк, затем поступил в Михайловскую артиллерийскую академию, окончил в 1903 году по первому разаряду, в том же году, за отличное окончание Академии был досрочно произведён в капитаны. С 28 сентября 1903 года — репетитор, с 3 августа 1908 года — штатный военный преподаватель в той же академии, с 4 июля 1910 года — штатный военный преподаватель Константиновского артиллерийского училища, позднее вернулся к преподаванию в Артиллерийскую академию. Автор многочисленных научных трудов, теоретических разработок и практических рекомендаций. Первым в мире сформулировал теоретические основы рассеивания дистанционных разрывов. В конце 1914 — начале 1915 годов П.А.Гельвих первым в России создал и испытал два образца авиационных безоткатных пушек. Их планировалось установить на самолёт Илья Муромец, но командование не решилось на такой эксперимент. В феврале 1918 года Артиллерийская академия вошла в состав Красной Армии. П.А.Гельвих тогда же добровольно вступил в РККА и остался в академии на преподавательской работе. Академия многократно реорганизовывалась, но Гельвих оставался преподавателем в академиях-преемниках (Военно-техническая академия РККА, Артиллерийская академия имени Ф.Э.Дзержинского). В 1919 году Петроградское отделение ВЧК задержало Гельвиха в качестве заложника, однако вскоре он был освобождён. С ноября 1926 года — старший руководитель по кафедре артиллерийских наук Артиллерийской академии, с С марта 1932 года — старший руководитель по кафедре стрельбы. Один из воспитанников П.А.Гельвиха — В.Г.Грабин впоследствии вспоминал:
«Совершенно иной тип преподавателя — Пётр Августович Гельвих. Подвижный, любивший остро пошутить (это у него всегда получалось удачно), он в обращении с людьми был так же вежлив и корректен, как С.Г.Петрович, но вспыльчив. В аудиторию приходил аккуратно, всегда весело приветствовал слушателей, начинал и кончал точно со звонком, но его лекции были многословные и по большей своей части непонятные. Мы сказали ему об этом после первых же двух-трёх занятий. Сказали осторожно, чтобы не обидеть. Вопреки нашим опасениям Пётр Августович весело рассмеялся. — Не вы первые мне это говорите Ваши предшественники говорили то же самое. Я был бы поражен, если бы вы сказали, что понимаете мои лекции. Готовиться к его экзамену по конспектам мы не могли. Готовились по его книгам. В них материал был изложен довольно легко, будто не он писал, а кто-то другой. Да и сам Пётр Августович рекомендовал заниматься не по записям его лекций, а по книгам. Кстати сказать, его труд «Теория стрельбы» был капитальным и единственным в то время. Пётр Августович всегда сам руководил практическими занятиями на полигонах, на морских фортах, при стрельбе по самолётам. На этих занятиях он показал себя превосходно знающим свое дело. Благодаря Петру Августовичу мы хорошо поняли теорию стрельбы и научились применять её на практике. Хочется отметить ещё один маленький штришок. Однажды нам предстояло выехать для практических занятий на зенитный полигон. Всем были выданы проездные документы, слушателям — в жесткий вагон, П.А.Гельвиху — в мягкий. Но он категорически отказался от положенной ему привилегии и попросил билет в один вагон со слушателями. Не стану говорить, как нам это было приятно. К тому же он всю дорогу рассказывал всякие интересные истории. Купе, в котором находился Пётр Августович, постоянно было набито людьми.» — В.Г.Грабин «Оружие победы».
В 1930 году был арестован Особым отделом ЛВО по подозрению в участии в антисоветской офицерской организации, но вскоре был освобождён. В период массовых репрессий в РККА в 1938 году был арестован УНКВД по Ленинградской области. В марте 1939 года был освобождён и восстановлен в РККА. Будучи начальником кафедры стрельбы Артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского, П.А.Гельвих проводил научные исследования, писал учебники и учебные пособия. В 1941 году П.А.Гельвих был удостоен Сталинской премии за большие заслуги в научных исследованиях и научные труды в области теории вероятностей и теории стрельбы. 27 января 1944 года П.А.Гельвих был вновь арестован. В лагере П.А.Гельвих, несмотря на свой возраст, регулярно делал утреннюю зарядку. Он продолжал высчитывать формулы и не мог спать от невозможности их записать. С большим трудом он достал тетрадь и карандаш, но тетрадь надзиратели отобрали и сожгли. П.А.Гельвих бережно хранил номер «Известий» от 14 марта 1941 года с постановлением о присуждении ему Сталинской премии. 23 июля 1953 года дело П.А.Гельвиха было пересмотрено. Он был полностью реабилитирован, восстановлен во всех правах. 7 декабря 1953 года в Артиллерийской академии было проведено торжественное собрание в честь восьмидесятилетия со дня рождения и пятидесятилетия творческой деятельности Петра Августовича Гельвиха. На нем он высказался о своей непоколебимой преданности Родине и любви к Советской армии и академии. Умер в Ленинграде 7 мая 1958 года. Похоронен в Ленинградн на Богословском кладбище. Звания Российской империи: подпоручик — (старшинство 19 августа 1893); поручик — (старшинство 19 августа 1897); штабс-капитан — (старшинство 20 августа 1901); капитан — (старшинство 5 июня 1903) — за отличное окончание Михайловской артиллерийской академии; штабс-капитан гв. (старшинство 21 августа 1902); капитан (старшинство 21 августа 1906); полковник (старшинство 19 декабря 1910). Звания СССР: дивинженер (13 февраля 1936); генерал-майор артиллерии (4 июня 1940). Награды Российской империи: Орден Святой Анны III степени (1907); Орден Святого Станислава II степени (1911); Орден Святого Владимира IV степени (19 декабря 1914); Орден Святого Владимира III степени (5 апреля 1915). Награды Советского Союза: Сталинская премия — 14 марта 1941; два Ордена Ленина; Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Научные работы: Некоторые вопросы теории вероятностей. — Санкт-Петербург, 1907; О механических дистанционных трубках. — Санкт-Петербург, 1913; Курс артиллерии для ускоренной подготовки в офицеры: Действительность стрельбы. — Петроград: Константиновское арт. училище, 1916; О неоднообразии теплового состояния. — Петроград, 1916; Прицеливание орудий и таблицы стрельбы. — Петроград: 2-е Артиллерийские командные курсы, 1919; Основания устройства артиллерии. — 1920; О движении продолговатого снаряда в воздухе. — 1920; О разлете шрапнельных пуль. — 1920; Теория ошибок. Части 1-3. — Ленинград, 1925-1928;Основы теории вероятностей. — Ленинград: 1926; К вопросу о стрельбе по быстро движущимся целям. — Ленинград, 1928; Стрельба. В 2 томах. — Ленинград, 1928-1929; Принципы устройства дистанционных трубок. — Ленинград: Военно-техническая академия РККА, 1930; Теория вероятностей. — Москва, 1931; Основные сведения по теории вероятностей. — Ленинград: Военно-техническая академия РККА имени товарища Дзержинского, 1931; О рассеивании, вероятности попадания и математическом ожидании числа попадания. — 1934; Теоретические основания выработки правил стрельбы. — 1936;Стрельба по быстродвижущимся целям. — 1940; Курс теории вероятностей. 3-е издание, переработанное и дополненное — Москва, 1941; Записки по теории вероятностей. — 1943. Литература: Григорян А.М., Мильбах В.С., Чернавский А.Н. Политические репрессии командно-начальствующего состава, 1937—1938 гг. Ленинградский военный округ. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2013. — 423 страницы — ISBN 978-5-288-05282-8; Советская военная энциклопедия / под редакцией Н.В.Огаркова. — Москва: Воениздат, 1979. — Том 2. — 654 страницы — (в 8-ми томах. — 105 000 экземпляров; Дьяков Б.А. Повесть о пережитом. — Москва : Советская Россия, 1966; Маликов В.Г. Основоположник русской школы теории артиллерийской стрельбы. — Военно-исторический журнал. 2004. № 5; Черушев Н.С. Из ГУЛАГа — в бой. — Москва: Вече, 2013.

[481x700]
1872
Йохан Хёйзинга (нидерландское имя — Johan Huizinga)
нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905—1915) и Лейденского (1915—1940) университетов. Хёйзинга родился в Гронингене, в семье священника-меннонита. Изучал историю индоевропейской литературы и общую историю. В 1897 г. защитил диссертацию, посвящённую образу видушаки в индийской драме. В 1905 г. получил должность профессора Гронингенского университета, где преподавал до 1915 г. Затем перешёл в Лейденский университет и оставался его профессором вплоть до 1940 г., когда немецкие оккупационные власти запретили ему преподавание за негативные отзывы о нацизме и антисемитизме. В годы немецко-фашистской оккупации Нидерландов учёный был арестован и заключён в концлагерь. Он скончался 1 февраля 1945 года близ города Арнема в доме своего коллеги по университету Рудольфа Клеверинги.
Труды
Йохан Хёйзинга получил мировую известность благодаря исследованиям по истории западноевропейского Средневековья и Возрождения. Наиболее известные произведения — «Осень Средневековья» (1919) и «Эразм» (1924). Впоследствии самым знаменитым сочинением Хёйзинги стал трактат «Homo Ludens» («Человек играющий», 1938).
Доктор Антон ван дер Лем о творчестве Хёйзинги
Голландский исследователь творчества Йохана Хёйзинги доктор Антон ван дер Лем, говоря о неослабевающей привлекательности работ своего знаменитого соотечественника, указывает на пять их наиболее существенных признаков:
Любовь к истории исключительно ради неё самой. В подходе к изучению прошлого Хёйзинга, следуя Якобу Буркхардту, стремится не «извлечь уроки на будущее», но увидеть непреходящее. Он не преследует политических, экономических или социальных целей. Многие страницы его произведений характеризуются чертами осязаемой подлинности. Идеологические пристрастия над ними не властны.
Плюралистическое понимание истории и отказ от соблазнительных объяснений. История — живой, многогранный процесс, который мог бы протекать и иначе. История не имеет ни цели, ни необходимости, ни двигателя, ни всеопределяющих принципов. Хёйзинга отвергает монопричинность при анализе исторических процессов. Это даёт возможность его произведениям сохранять убедительность независимо от текущего времени.
Дар образного воплощения исторических событий. Хёйзинга не приемлет позитивистский взгляд на историю как на процесс, подлежащий рациональному объяснению. История для Хёйзинги не сообщение, не рассказ, а розыск, расследование.
Идея «исторической сенсации». Хёйзинга сравнивает ощущение «исторической сенсации» с музыкальным переживанием, вернее с постижением мира через музыкальное переживание.
Этический императив. Историк должен сохранять верность истине, по возможности корректируя свою субъективность. Стремление к истине — нравственный долг историка. Хёйзинга указывает на такие категории, как семь смертных грехов, четыре главные добродетели или стремление к миру и справедливости, как на ту мерку, с которой следует судить о событиях прошлого.
Определение истории по Хёйзинге
В эссе «Об определении понятия „история“» (нидерландское имя — Over een definitie van het begrip geschiedenis) Хёйзинга даёт следующее определение истории:
«История — это духовная форма, в которой культура отдаёт себе отчёт о своём прошлом.» — Over een definitie van het begrip geschiedenis
[700x525]
Мемориальная доска в Лейдене.
Хёйзинга трактует элементы этого определения следующим образом:
Духовная форма — широкое понятие, включающее не только науку, но и искусство. Таким образом определению соответствует не только научная история, но и нарративные хроники, исторические легенды, и прочие формы исторического сознания, существовавшие и существующие в разных культурах.
Культура. Под культурой в данном контексте понимается культурное сообщество, например нация, племя, государство. Культура может быть монолитной, а может разделяться на различные субкультуры.
Отдаёт себе отчёт. Это означает, что целью занятий историей (в какой бы форме они не выражались — как хроника, мемуары, научное исследование) является понимание и интерпретация окружающией действительности.
Своё прошлое. По Хёйзинге, каждая культура имеет своё собственное прошлое. Под прошлым конкретной культуры подразумевается не только прошлое самих представителей культуры, а тот общий образ прошлого (своего и чужого), который господствует в данной культуре. Хёзинга считает, что каждая культура будет иметь свой взгляд на прошлое и будет «писать историю» по-своему. Более того, в пределах одной культуры разные субкультуры будут иметь разную историю (в значении «разный образ истории»). В качестве примера приводится различная интерпретация истории Нидерландов с точки зрения протестантов и социалистов. Хёзинга считает эту ситуацию нормальной, но на том условии, что историк, работающий в рамках своей культуры, должен стараться следовать истине (Этический императив).
[700x397]
Библиография: Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Перевод, составитель и вступительная статья Д.В.Сильвестрова; Об исторических жизненных идеалах/ Перевод с голландского Ирины Михайловой под редакцией Юрия Колкера. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992; Коммент. Д.Э.Харитоновича. — Москва: Прогресс — Традиция, 1997. — 416 страниц ISBN 5-89493-010-3; Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах // Сочинения: В 3 томах = Herfsttij der Middeleeuwen / Перевод с нидерландского. Составитель и переводчик Сильверстов Д.В.; Вступительная статья и общая редакция. Уколовой В.И.; Заключительная статья и научный комментарий Харитоновича Д.Э. — Москва: Прогресс-Культура, 1995. — Том 1. — 413 страницы — (Памятники исторической мысли). — ISBN 5-01-004467-6; Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки. Составитель и перевод Д.Сильвестрова. Комментарии Д.Харитоновича. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2009; Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемнённый мир: Эссе. Составитель, перевод и предисловие Д.Сильвестрова. Комментарии Д.Харитоновича. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2010; Осень Средневековья. Составитель, перевод и предисловие Д.Сильвестрова. Комментарии Д.Харитоновича. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2011; Homo ludens. Человек играющий. Составитель, перевод и предисловие Д.Сильвестрова. Комментарии Д.Харитоновича. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. Литература: Аверинцев С.С., Культурология И.Хейзинги, "Вопросы философии", 1969, № 3, Kaegi ., Das historische Werk Johan Huizingas, Leiden, 1947; öster К., Johan Huizinga. 1872-1945, Bd 1, 1-2, Oberursel, 1947; Vermeulen E.E.G., Fruin en Huizinga over de wetenschap der geschiedenis, Arnhem, 1956; Johan Huizinga. 1872-1972. (Cat logus), Groningen, 1973.

Demiyanov_Mikhail (654x700, 444Kb)
1873
Михаил Александрович Демьянов
русский живописец, пейзажист, портретист, график, рисовальщик. Родился в посёлке Артинского завода, Красноуфимский уезд, Пермская губерния, Российская империя. С 1892 по 1903 гг. обучался мастерству писания пейзажей в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) под руководством И.И.Левитана. В 1899 за выполненную работу был награждён малой серебряной медалью. С 1903 по 1910 продолжил образование в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств в мастерской А.А.Киселёва. В 1910 за картину «Старые годы» М.А.Демьянову было присвоено звание художника. В том же году получил премию братьев И.И. и С.И.Ендогуровых, присужденную как «достойнейшему из пейзажистов». Кроме того, за созданные полотна «Последний снег» (1908) и «Повеяло весной» (1913) художник дважды награждался премиями имени А.И.Кунджи, а за картину «Рим» — поощрительной премией Императорской Академии художеств в 1912 г.
Demiyanov_Mikhail_Old_years (700x520, 531Kb)
«Старые годы»
В 1910—1912 годах получил право пенсионерской поездки за границу, которым воспользовался и побывал в лучших картинных галереях Рима, Венеции, Парижа, Амстердама и ряда других европейских городов. За время путешествия по Европе создал ряд живописных полотен. Вернувшись на Родину, поселился в Санкт-Петербурге. Работал преимущественно как пейзажист, разрабатывал тему лирического пейзажа. Использовал методы и достижения импрессионистов, стремился к этюдности и широкому мазку. Автор ряда портретов (жены, автопортрет). Создал портреты-карикатуры действующих лиц спектакля «Ревизор» Н.В.Гоголя (1906), портреты-шаржи директора Театра фарса В.А.Казанского и артиста того же театра А.С.Полонского. Рисовал иллюстрации для петербургских журналов «Зарницы» (1906) и «Отбой» (1906). Умер в породе Ноденталь, Финляндия, 23 июня 1913 года. Картины художника: Сумерки; К вечеру; Осень; Сад; Деревенская улица; К первой грозе; Весной; Лист опал; Уголок Пскова; Времена Екатерины Великой; Площадь Барберини. Рим; Сорренто; Старый Мюнхен; Авентинский холм; Вечер в Голландии; Штиль; Встреча; Последний снег (премия А.И.Кунджи (1908); Повеяло весной (премия А.И.Кунджи (1913)); Рим (поощрительная премия ИАХ (1912)). С 1896 М.Демьянов — участвовал во многих выставках (19-я ученическая, МУЖВЗ). Экспонировал свои работы на выставках Московского товарищества художников в 1897 и 1902 гг., академических выставках (1908—1913), Товарищества независимых в 1911—1912, в 1911 участник — международной художественной выставки в Мюнхене. Посмертная выставка художника прошла в Петрограде в 1914. Творческое наследие живописца М.Демьянов хранится сейчас во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Театральном музее, (все в Санкт-Петербурге) и других, а также в частных собраниях.
Галерея
Demiyanov_Mikhail01jpg (700x612, 637Kb)
«Деревенская улица в лучах солнца»
Demiyanov_Mikhail02 (700x673, 492Kb)
«Фламандская женщина». 1913
Demiyanov_Mikhail03 (700x658, 541Kb)
«Набережная». 1911
Demiyanov_Mikhail04 (700x391, 256Kb)
«Деревенская улица». 1908

[557x699]
1873
Уилла Сиберт Кэсер (также Кэзер; Willa Sibert Cather, или Уилелла Сиберт Кэ́сер, Wilella Sibert Cather)
американская писательница, получившая известность и признание за свои романы о жизни американского Фронтира на Великих равнинах; её наиболее известными романами являются произведения «О, пионеры!», «Песня жаворонка» и «Моя Антония». В 1923 году она была удостоена Пулитцеровской премии за роман «Один из наших» (1922), описывающий времена Первой мировой войны. Родилась на ферме бабушки со стороны матери, Рэйчел Боук, в долине реки Бэк-Крик неподалёку от Винчестера, штат Виргиния. Её отцом был Чарльз Фектиг Кэсер, чья семья жила в долине на протяжении шести поколений. Предки Кэсера приехали в Америку из Уэльса, фамилия образовалась от названия горы Кадер-Идрис в Гуинете. Матерью Уиллы Кэсер была Мери Вирджиния Боук, бывшая школьная учительница. Помимо Уиллы, у Мэри Кэсер было ещё шестеро детей: Роско, Дуглас, Джессика, Джеймс, Джон и Элси.
Willa_Cather_house_from_NE_3 (700x463, 122Kb)
Дом Уилы Кэсер, Ред-Клоуд (Небраска)
Через год после рождения дочери Кэсеры переехали в поместье Уиллоу-Шейд, дом в стиле греческого возрождения с участком в 130 акров, подаренный семье родителями мужа. В 1883 году, когда Уилле исполнилось 9 лет, по настоянию родителей Чарльза Кэсера, семья переехала в Небраску. Плодородные равнины штата нравились отцу Чарльза, а разразившаяся в Виргинии эпидемия туберкулёза стала дополнительным поводом. В течение 18 месяцев отец Уиллы пытался заниматься фермерством, но затем уехал вместе с семьёй в город Ред-Клоуд, где открыл бизнес по продаже недвижимости и страхованию. Здесь дети впервые пошли в школу. Некоторые ранние произведения Уиллы Кэсер публиковались в городской газете «Red Cloud Chief». Пребывание Кэсер на фронтире, которым всё ещё оставалась Небраска, оказало сильное влияние на формирование будущей писательницы. Её увлекали буйство природы, бескрайность небрасских равнин и разнообразие культур давних переселенцев из европы, только что прибывших иммигрантов и коренных индейских семей. Как персонаж Джим Берден из романа «Моя Антония», юная Уилла Кэсер считала фронтир местом, где «кругом была только земля — не сады, не пашни, а то, на чём их создают… Между этой землёй и этим небом я чувствовал, что исчезаю, превращаюсь в ничто». Кэсер ближе общалась со своими братьями нежели с сёстрами — как писала биограф писательницы Гермиона Ли, «по-видимому, не очень им нравилась». Кэсер много читала и завела доброе знакомство с еврейской парой, Вайнерами, которые предоставили ей доступ к обширной библиотеке. Она обменивалась звонками с местным терапевтом, доктором Робертом Деймреллом, и решила стать врачом. Когда Кэсер училась на первом курсе Университета Небраски, в «Nebraska State Journal» было опубликовано её эссе о Томасе Карлейле. После этого она стала постоянным автором журнала. Помимо работы в городском журнале она стала редактором The Hesperian, университетской студенческой газеты, и редактором «Lincoln Courier». Она отказалась от специализации в естественных науках и карьеры врача, вместо этого окончив университет в 1894 году со степенью бакалавра английского языка.
Начало карьеры
В 1896 году Кэсер переехала в Питтсбург, заключив договор с «Home Monthly», женским журналом, созданным по подобию «Ladies' Home Journal». Через год она стала редактором и театральным критиком в «Pittsburgh Leader» одновременно публикую стихи короткие рассказы в местном издании «The Library». Также Кэсер в течение года работала в Центральной старшей школе, преподавая латынь, алгебру и основы литературной композиции, а затем перешла в старшую школу Аллегейни, где возглавила отделение английского языка и преподавала латыни и английский. В первые годы в Питтсбурге Кэсер написала несколько коротких рассказов, в том числе «Tommy, the Unsentimental» — о девочке из Небраски с мужским именем, похожей на мальчика и спасшей банковский бизнес своего отца. Дженис Стаут рассматривает этот рассказ как одно из ряда произведений Кэсер, демонстрирующих значение жёстких гендерных ролей и поддерживающих персонажей, нарушающих установленные правила. Первый сборник рассказов Кэсер, «Сад троллей» (The Troll Garden), был опубликован в 1905 году в издательстве «McClure, Phillips, and Company». В него вошли несколько наиболее известных произведений: «Вагнеровский утренник», «Похороны скульптора» и «Дело Пола». В 1906 году Кэсер переехала в Нью-Йорк, где получила должность в штате редакции «McClure’s Magazine», журнала, связанного с издательством, опубликовавшим «Сад троллей». В первый год работы Кэсер написала биографию Мэри Бейкер-Эдди, основательницы религиозного движения «Христианская наука», однако единственным автором была названа Джорджина Милмайн. Милмайн выполнила громадную исследовательскую работу, но не имела возможности свести результаты в единое повествование. «Mary Baker G. Eddy: The Story of Her Life and the History of Christian Science» публиковалась в «McClure’s» на протяжении 14 номеров в течение 18 месяцев, а затем была издана отдельной книгой «The Life of Mary Baker G. Eddy and the History of Christian Science» (1909). В McClure’s в виде нескольких частей вышел первый роман Кэсер, «Мост Александра» (1912). Большинство критиков восприняли его положительно. The New York Times похвалил «волнующие ситуации и умные диалоги», а The Atlantic назвал повествование изобретательным и умелым. Вслед за первым романом последовала «Трилогия прерий»: «О, пионеры!» (1913), «Песня жаворонка» (1915) и «Моя Антония» (1918). Эти произведения были популярны среди читателей и нравились критикам. Кэсер получила одобрение Генри Менкена за повестование простым языком об обычных людях. Синклер Льюис похвалил книгу, рассказавшую о Небраске так, как никто до этого не делал.
1920-е
К 1920 году Кэсер пришла к выводу, что издательство Houghton Mifflin плохо популяризует её последний роман, «Моя Антония», рекламный бюджет которого составил всего 300 долларов. В итоге писательница обратилась в другое издательство, «Alfred A.Knopf», которое было известно активной поддержкой авторов через рекламные кампании. Ей также нравился внешний вид книг, выходивших в этом издательстве, в частности «Green Mansions» Уильяма Генри Хадсона. Кэсер посетила редакцию, где увидела Бланш Кнопф, жену президента, работавшую за коммутатором в обеденное время. Поскольку у Кэсер был действующий контракт с «Houghton Mifflin» на издание романов, Кнопфы опубликовали сборник рассказов «Молодежь и яркая медуза», разместив рекламу в «New Republic». Впоследствии в «Alfred A. Knopf» вышло 16 книг Уиллы Кэсер. Признание Кэсер одним из крупных литераторов Америки состоялось в 1923 году, когда ей была вручена Пулитцеровская премия за роман «Один из наших». Следующим крупным произведением стал роман «Смерть приходит за архиепископом» (1928). Это произведение попало в список 100 лучших романов XX века по мнению издательства Modern Library, а также в список журнала Time ста лучших англоязычных романов 1923—2005 годов.
Willa_Cather1937 (542x700, 137Kb)
Фотография 1936 года
1930-е
К 1930 году критики начали разочаровываться в Кэсер, называя её романтичным писателем, неспособным справиться с современностью. Гренвилл Хикс обвинял её в неспособности принять современную жизнь такой как она есть, сбегая от неё в идеализированное прошлое. В период катастрофических пыльных бурь и Великой депрессии в произведениях Кэсер не видели социальной значимости. Консерватизм Кэсер, который привлекал Менкена, Рэндольфа Борна и Карла Ван Дорена, портилё её репутацию в глазах мололых, часто имевших левые взгляды, критиков, таких как Хикс и Эдмунд Уилсон. Обескураженная негативными отзывами, Кэсер замкнулась. Она уничтожила часть корреспонденции и включила в завещание запрет на публикацию своих писем. Но несмотря на отношение критиков, у читателей её книги пользовались популярностью и хорошо продавались. В 1931 году самым читаемым в США стал роман «Тени на скале». В 1932 году Кэсер опубликовала «Неясные судьбы» (Obscure Destinies), свой последний сборник рассказов, в который вошло её наиболее известное произведение жанра — «Сосед Росицки». Вместе с подругой Эдит Льюис она переехала в новую квартиру на Парк-авеню, где начала работу над романом «Люси Гайхарт». Этот роман стал бестселлером 1935 года.
Последние годы
В 1938 году Кэсер пережила две самые большие потери: в июне от сердечного приступа умер любимый брат Дуглас, а несколько месяцев спустя скончалась Изабель Макклунг, с которой Кэсер делила квартиру в Питтсбурге и впоследствии поддерживала дружеские отношения. Своим друзьям Кэсер писала, что Макклунг была одной из тех, для кого она писала все свои книги. Чем ближе был момент вступления США во Вторую мировую войну, тем сильнее была её подавленность. Когда Франция сдалась Третьему рейху, Кэсер записала в дневнике: «Похоже, у людей моего поколения нет никакого будущего». Летом 1940 года Кэсер и Льюис последний раз были в Гран-Манане, где был закончен роман, ставший для Кэсер последним — «Сапфира и невольница», самый мрачный из всех её предшествующих работ. Его героине Сапфире недостает моральных качеств, она не вызывает сочувствия. Однако книга понравилась критикам и имела коммерческий успех. Предварительный тираж составил 25 000 экземпляров, а затем через подписку «Book of the Month Club» было продано ещё 200 000 экземпляров. Кэсер страдала от воспаления сухожилий запястья, но несмотря на это смогла написать значительную часть нового романа, действие которого происходило во французском Авиньоне. Однако рукопись была уничтожена после смерти писательницы в соответствии с её завещанием. Из сохранившихся записей удалось установить, что роман был озаглавлен «Тяжёлое наказание», а время действия относилось к XV веку, когда правил антипапа Бенедикт XIV. В 1943 году Уиллу Кэсер избрали в Американскую академию искусств и наук. В 1944 она была удостоена золотой медали Американской академии искусств и литературы, вручаемой раз в десятилетие за общий вклад. Хотя никаких специфических проблем со здоровьем у Кэсер не было, близкие замечали, что она угасает. 24 апреля 1947 года Кэсер умерла от кровоизлияния в мозг в возрасте 73 лет у себя в квартире в доме 570 на Парк-авеню на Манхэттене. Похоронена в Джеффри (Нью-Хэмпшир).
Библиография
Романы: Мост Александра (1912); О, пионеры! (1913); Песня жаворонка (1915); Моя Антония (1918); Один из наших (1922); Погибшая леди (1923); Дом профессора (1925); Мой смертельный враг (1926); Смерть приходит за архиепископом (1927); Тени на скале (1931); Люси Гайхарт (1935); Сапфира и невольница (1940). Сборники: Апрельские сумерки (1903, стихи); Сад троллей (1905); Молодежь и яркая медуза (1920); Неясные судьбы (1932); Только после сорока (1936, эссе); The Old Beauty and Others (1948); Willa Cather: On Writing (1949, эссе); Five Stories (1956, посмертное издание).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 7 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»