• Авторизация


5 декабря родились... 05-12-2025 05:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Nunnally-Johnson-1939 (511x700, 179Kb)
1897
Наннэлли Джонсон (Nunnally Hunter Johnson)
американский киносценарист, кинопродюсер и кинорежиссёр. В качестве сценариста и продюсера Джонсон создал такие значимые фильмы, как «Гроздья гнева» (1940), «Женщина в окне» (1944), «Тёмное зеркало» (1946), «Стрелок» (1950), «Пустынный лис» (1951), «Моя кузина Рейчел» (1952), «Телефонный звонок от незнакомца» (1952) и «Как выйти замуж за миллионера» (1953). Кроме того, как сценарист, режиссёр и продюсер Джонсон сделал фильмы «Чёрная вдова» (1954) и «Три лица Евы» (1957), как сценарист и режиссёр — «Человек в сером фланелевом костюме» (1956) и как сценарист — «Грязная дюжина» (1967). Джонсон дважды номинировался на «Оскар» как сценарист фильмов «Гроздья гнева» в 1941 году и «Священные узы брака» в 1944 году. Фильм «Телефонный звонок от незнакомца» в 1952 году принёс ему Международную премию Венецианского кинофестиваля за лучший сценарий, а фильм «Человек в сером фланелевом костюме» принёс ему в 1956 году специальную премию OCIC на Каннском кинофестивале. Наннэлли Джонсон родился в городе Саванна, штат Джорджия, США, в семье управляющего железнодорожным складом металлических изделий. В 1915 году он окончил школу в Коламбусе.
Карьера журналиста
Джонсон начинал работать как курьер в местной газете, затем стал младшим репортёром в «Саванна пресс», а в 1919 году переехал в Нью-Йорк. Там его журналистская карьера пошла на подъём, особенно, когда он стал репортёром новостей в газетах «Нью-Йорк Геральд Трибьюн» и «Нью-Йорк Ивнинг Пост», в которой он вёл ежедневную юмористическую колонку. В 1925-1932 годах Джонсон написал почти сорок сатирических рассказов, высмеивающих традиционные нравы и нормы поведения, которые были опубликованы в популярных изданиях «Сатардей Ивнинг Пост» и «Нью-Йоркер». По одному из рассказов, опубликованных в «Пост», в 1927 году был поставлен фильм «Скандал вокруг Рози» с Кларой Боу в главной роли. В 1930 году был опубликован сборник его рассказов «Должен же быть закон» (There Ought To Be a Law).
Карьера в кинематографе
В отличие от многих других манхэттенских журналистов Джонсон проявлял большой интерес к кино. В 1933 году он предложил «Нью-Йоркеру» писать критические статьи о кино, однако получил отказ главного редактора, после чего решил перебраться в Голливуд, где тут же нашёл работу сценариста на студии «Юнайтед Артистс».. Прекрасно известный своим лаконичным, едким остроумием, Джонсон стал близким другом многих голливудских остряков, в особенности Граучо Маркса. В 1935 году Джонсон перешёл на студию «Двадцатый век Фокс», где стал тесно работать с Дэррилом Зануком, и не только в качестве сценариста, но также ассоциированного продюсера, а иногда и режиссёра. Его первый контракт со студией был с 1935 по 1942 год, второй — с 1949 по 1963 год. В 1943 году он основал вместе с независимым продюсером Уильямом Гётцем кинокомпанию «Интернешнл пикчерс», создавшую такие картины, как «Женщина в окне» (1944), «Чужестранец (фильм, 1946)» (1946) и «Тёмное зеркало» (1946). Но этот проект долго не продержался. В 1946 году компанию поглотил «Юнивёрсал». Гётц стал главным продюсером объединённой студии «Юнивёрсал-Интернешнл», а Джонсон вернулся на «Фокс».
Работа в качестве сценариста
За время работы в качестве сценариста Джонсон продемонстрировал разносторонность, создавая не только собственные оригинальные произведения, но удачно перерабатывая классические романы в киносценарии. В 1930-е годы Джонсон работал очень плодовито, написав десятки сценариев. Среди них музыкальные комедии «Сказка на ночь» (1933), «Миллионы малыша» (1934), «Мулен Руж» (1934) и «Миллион благодарностей» (1935), криминальные комедии «Ответный ход Бульдога Драммонда» (1934) и «Человек, который сорвал банк в Монте-Карло» (1935), биографические драмы «Дом Ротшильда» (1934), «Узник острова акул» (1936) и «Джесси Джеймс» (1939). В 1940 году Джонсон добился широкого признания как автор сценария и ассоциированный продюсер драмы по роману Джона Стейнбека «Гроздья гнева» (1940). Одну из главных женских в фильме сыграла Доррис Баудон, молодая актриса, которая вскоре оставила карьеру ради брака с Джонсоном. Фильм был удостоен двух Оскаров, включая за лучшую режиссуру (Джон Форд), и пяти номинаций на Оскар, включая номинацию за лучший сценарий, которую получил Джонсон. Драма «Крысолов» (1942) об англичанине, который спасает группу французов во время вторжения германской армии в эту страну в 1940 году. Следующими удачами Джонсона стали «гангстерская сатира „Рокси Харт“ (1942) и великолепный умный фильм нуар Фрица Ланга „Женщина в окне“ (1944), Джонсон был также продюсером обоих фильмов». В первой половине 1940-х годов Джонсон также написал сценарии мелодрамы из нью-йоркской жизни «Жизнь начинается в восемь-тридцать» (1942), комедийной мелодрамы «Священные узы брака» (1943), военной драмы «Луна опустилась» (1943) и религиозной драмы «Ключи от царства небесного» (1944), а также фильма нуар «Тёмное зеркало» (1946). Во второй половине 1940-х годов наиболее заметными фильмами по сценариям Джонсона были фэнтези-комедия «Мистер Пибоди и русалка» (1948) и комедия «Все занимаются этим» (1949). Не будучи привязанным к какому-либо определённому жанру, в 1950-е годы Джонсон написал сценарии вестерна «Стрелок» (1950, в титрах не указан), военного фильма «Лис пустыни: история Роммеля» (1951), криминальной мелодрамы «Моя кузина Рейчел» (1952) по роману Дафны Дюморье и чрезвычайно популярной комедии «Как выйти замуж за миллионера» (1953) с участием Мерилин Монро. Другими наиболее значимыми картинами по сценариям Джонсона в этот период стали биографическая военная драма «Трое вернулись домой» (1950), вымышленная история из жизни королевы Виктории «Жаворонок в грязи» (1950) и психологическая драма «Телефонный звонок от незнакомца» (1951). Эти три фильма, как и комедию «Как выйти замуж за миллионера» (1953), поставил режиссёр Жан Негулеско. «Всегда умная проработка такого разнообразного материала уровня категории А сделала Джонсона самым высокооплачиваемым сценаристом в Голливуде».
Работа в качестве режиссёра
В 1954-1960 годах Джонсон занимался режиссурой, поставив за этот период восемь фильмов по собственным сценариям. «Не особенно выигрышные в визуальном плане, эти фильмы выделялись умным, искромётным диалогом». Первым фильмом Джонсона в качестве режиссёра стала приключенческая нуаровая драма времён Холодной войны «Ночные люди» (1954) с Грегори Пеком в главной роли, за которой последовал нуаровый детектив из жизни нью-йоркской богемы «Чёрная вдова» (1954). В 1956 году Джонсон поставил психологическую драму «Человек в сером фланелевом костюме» (1956). Фильм рассказывал о бывшем участнике войны (Грегори Пек), который пытается установить баланс между карьерным ростом и счастьем в семейной жизни, одновременно терзаясь военными воспоминаниями, где ему приходилось убивать людей, и где у него был роман с итальянской девушкой, в результате которого у него родился сын. В 1957 году фильм завоевал премию Гильдии режиссёров Америки за выдающееся достижение в кинорежиссуре. По мнению кинокритика Хэла Эриксона, «лучшими режиссёрскими работами Джонсона, стали новаторская драма о раздвоении (в данном случае — растроении) личности „Три лица Евы“ (1957) и бодрая звёздная комедия „О, мужчины, о, женщины!“ (1957)». Фильм «Три лица Евы» был высоко оценен критикой, а сыгравшая главную роль в фильме Джоан Вудворд была удостоена как «Оскара», так и «Золотого глобуса» за лучшую женскую роль. «Потеряв много сил во время натурных съёмок драмы „Ангел был в красном“ (1960), действие которой происходит во время Гражданской войны в Испании, Джонсон неожиданно решил, что он слишком стар и слишком богат, чтобы продолжать изводить себя в качестве режиссёра, и вернулся исключительно к работе над сценариями». В 1964 году Джонсон вместе с дочерью Норой написал по её одноимённому роману сценарий лирической комедии «Мир Генри Ориента» с Питером Селлерсом в главной роли, который был благожелательно встречен критикой. В 1968 году Джонсон добился своего последнего крупного успеха как сценарист военной драмы Роберта Олдрича «Грязная дюжина» (1968). В 1970 году Джонсон официально объявил об уходе на пенсию.
Оценка творчества
Джонсон «был исключительно образованным человеком, обладавшим великолепным чувством юмора». «Хотя он и не имел постоянного громкого успеха, общий результат деятельности Джонсона совершенно ясно относит его к числу лучших сценаристов, которые работали в голливудской системе». «Плодотворный и разнообразный автор, он написал в одиночку или в сотрудничестве с другими авторами впечатляющие портреты Америки „Джесси Джеймс“ (1939) и „Гроздья гнева“ (1940), городской триллер „Женщина в окне“ (1940), вестерн с Элвисом Пресли „Пылающая звезда“ (1960) и военная драма „Грязная дюжина“ (1967), а также серию памятных комедий». «Особого внимания заслуживают его работы для режиссёра Джона Форда „Гроздья гнева“ (1940) по роману Джона Стейнбека, „Табачная дорога“ (1941) по роману Эрскина Колдуэлла и (также как продюсера и режиссёра) психологической драмы „Три лица Евы“ (1957)». Его отдельные попытки в 1950-е годы ставить фильмы по собственным сценариям как правило были менее успешными, хотя ему в достаточной степени удались фильмы «Человек в сером фланелевом костюме» (1956) и «Три лица Евы» (1957). Джонсон был дважды номинирован на Оскар за лучший сценарий фильмов «Гроздья гнева» (1940) и «Священные узы брака» (1943). Он также завоевал премию Венецианского фестиваля за лучший сценарий с фильмом «Телефонный звонок от незнакомца» (1952).
Личная жизнь
В 1919 году Джонсон женился на Элис Лав Мейсон, редакторе газеты «Бруклин Дэйли Игл», в этом браке в 1920 году у него родилась дочь Марджори Фаулер, ставшая впоследствии киномонтажёром. В 1920 году Джонсон развёлся с ней и женился на Мэрион Бирнс, которая также работала в той же газете, этот брак закончился в 1938 году. Во время съёмок «Гроздья гнева» Джонсон познакомился со своей третьей женой, также южанкой из Миссисипи, актрисой Доррис Баудон. Они поженились в 1940 году. У них родилось трое детей — две дочери и один сын.
Смерть
Наннэлли Джонсон умер в Голливуде от пневмонии 25 мая 1977 года.
Фильмография
Screenshot 2025-11-08 at 09-03-27 Джонсон Наннэлли — Википедия (700x690, 202Kb)
Screenshot 2025-11-08 at 09-04-04 Джонсон Наннэлли — Википедия (700x457, 141Kb)
Screenshot 2025-11-08 at 09-04-27 Джонсон Наннэлли — Википедия (700x458, 161Kb)

Gershom_Scholem (692x700, 289Kb)
1897
Гершом Шолем (немецкое имя — Gershom Scholem)
еврейский философ, историк религии и мистики, в особенности каббалы. Родился в городще Берлин, Германская империя. Учился ивриту и Талмуду у берлинского раввина. Изучал математику, философию и иврит в Берлинском университете, где сблизился с Мартином Бубером, Вальтером Беньямином, Готлобом Фреге, Шмуэлем Агноном, Хаимом Бяликом и др. В 1919 году окончил Мюнхенский университет по специальности семитские языки. В 1923 году эмигрировал в Палестину, где сосредоточился на изучении иудейской мистики. Возглавил отдел иудаики в Национальной библиотеке, читал лекции в Еврейском университете Иерусалима. Первый преподаватель иудейской мистики в университете с 1933 по 1965 год, затем почётный профессор. В 1950—1960-х годах входил в круг международного и междисциплинарного ежегодника «Эранос», объединявшего исследователей архаики и мистики (К.Г.Юнг, К.Кереньи, М.Элиаде, А.Корбен, Л.Массиньон и др.). Шолем также состоял в многолетней переписке с Вальтером Пагелем. Один из основателей Израильской академии наук, её президент в 1968—1974 годах. Умер в городе Иерусалим, Израиль, 21 февраля 1982 года. Награды и премии: Премия Израиля литературная премия имени Бялика (1977); Орден Pour le Mérite в области искусств и науки; Премия Харви (1974); Литературная премия Баварской академии изящных искусств (1974); Премия Рейхлина (1969); Член Британской академии премия Ротшильда (1961).
Семья
Старший брат — Вернер Шолем, один из лидеров Коммунистической партии Германии, погиб в Бухенвальде в 1940 году.
Творчество
Крупнейший исследователь каббалы, Шолем противопоставил свой подход к еврейской мистике, еврейскому языку и еврейскому мессианству (Шабтай Цви) позитивистским традициям исторических и филологических исследований иудаизма, сложившимся в Германии XIX в.
Воздействие
Работы Шолема по иудейской мистике оказали влияние на Борхеса (с которым он встречался в Иерусалиме), Умберто Эко, Жака Деррида, Джорджа Стайнера, Харольда Блума. Шолем возражал против смертного приговора Адольфу Эйхману и критически отнёсся к книге Ханны Арендт «Эйхман в Иерусалиме» (1963), увидев в ней недостаток солидарности с еврейством. Награды и признание: 1958 — Государственная премия Израиля; 1961 — Ротшильдовская премия; 1974 — Премия Харви; 1976 — Членкор Британской академии; 1977 — Литературная премия имени Бялика; Почётный доктор многих университетов мира. Труды: Major trends in Jewish mysticism (1941); Zohar, the Book of splendor (1949); Von der mystischen Gestalt der Gottheit. Studien zu Grundbegriffen der Kabbala (1962); On the Kabbalah and its symbolism (1965); Über einige Grundbegriffe des Judentums (1970); The Messianic Idea in Judaism and Other Essays on Jewish Spirituality (1971); Walter Benjamin — die Geschichte einer Freundschaft (1975); On Jews and Judaism in crisis: selected essays (1976); From Berlin to Jerusalem: memories of my youth (1980); Walter Benjamin: the story of a friendship (1981); Walter Benjamin und sein Engel. 14 Aufsätze und kleine Beiträge (1983); Briefe. Bd. 1: 1914—1947; Bd. 2: 1948—1970; Bd. 3: 1971—1982. München: C.H. Beck, 1994—1999; Вальтер Беньямин и его ангел // Иностранная литература, 1997, № 12; Из переписки Вальтера Беньямина с Гершомом Шолемом // Беньямин В. Франц Кафка. М.: Ad Marginem, 2000, страницы 143—184; Наука о еврействе, её достижения и перспективы // Евреи в современном мире. Том 1. Иерусалим; Москва: Гешарим; Мосты культуры, 2003, страницы 466—470; Основные течения в еврейской мистике. Москва; Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2004; Вальтер Беньямин — история одной дружбы. Москва : Grundrisse, 2014. Литература: Dan J. Gershom Scholem and the mystical dimension of Jewish history. New York: New York UP, 1987; Bloom H. Gershom Scholem. New York: Chelsea House Publishers, 1987; Wasserstrom S.M. Religion after religion: Gershom Scholem, Mircea Eliade, and Henry Corbin at Eranos. Princeton: Princeton UP, 1999; Aschheim S.E. Scholem, Arendt, Klemperer: Intimate Chronicles in Turbulent Times Bloomington: Indiana UP, 2001; Jacobson E. Metaphysics of the profane: the political theology of Walter Benjamin and Gershom Scholem. New York: Columbia UP, 2003; Taubes J. Der Preis des Messianismus: Briefe von Jacob Taubes an Gershom Scholem und andere Materialien. Würzburg: Königshausen und Neumann, 2006; Guerra G. Judentum zwischen Anarchie und Theokratie: eine religionspolitische Diskussion am Beispiel der Begegnung zwischen Walter Benjamin und Gershom Scholem. Bielefeld: Aisthesis-Verl., 2007.

Arconada (525x700, 340Kb)
1898
Сесар Муньос Арконада (испанское имя — César Muñoz Arconada)
испанский писатель, поэт, журналист, редактор, переводчик. Политэмигрант в СССР с 1939 года. Родился в городе Астудильо, провинция Паленсия Испания. Сын журналиста. Член Коммунистической партии Испании с 1931. В 1927—1932 редактировал литературное обозрение «La Gaceta Literaria» , ставшее основной платформой для выражения идей Поколения 27 года. Активный участник гражданской войны в Испании (1936—1939). Печатался во фронтовой антифашистской прессе. С мая 1939 года жил в СССР. В 1942—1964 годах — редактор испанского издания журнала «Советская литература» («Literatura soviética»). Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 10 марта 1964 года.
Arconadaгроб (525x700, 342Kb)
Похоронен на Введенском кладбище (12 участок).
Творчество
Сесар Арконада — один из ведущих представителей испанской литературной интеллигенции 1920-х годов. Был музыкальным и кинокритиком, автор одного из первых критических обзоров и книг, посвященных творчеству композитора Дебюсси (1926), актрисы Грета Гарбо (1926). Яркий представитель социально-реалистического направления в испанской литературе. Первые шаги в литературе автора обозначены ультраизмом, авангардным направлением в поэзии, влиянием сюрреализма. Автор романов и сборников сюрреалистических стихов «Жажда» (1921), «Город» (1928), биографий артистов кино, книги о К.А.Дебюсси. В романе «Турбина» (1930) обратился к изображению испанской деревни; создал революционные романы об испанском крестьянстве «Бедняки против богачей» (1933, рус. пер. 1934), «Раздел земли» (1934, русский перевод 1937), в котором испанская деревня показана в период революционного подъёма испанского крестьянства. Многие стихи, роман «Река Тахо» (1938, русский перевод книга 1, 1941), за который был удостоен национальной литературной премии Испании, и цикл «Мадридские рассказы» (1942), посвящены гражданской войне в Испании. Трагедия «Мануэла Санчес» (1949) повествует о героине партизанского движения. Наиболее важное из его творческого наследия: сборник рассказов «Испания непобедима» (1943), поэма «Долорес» (1945), трагедия «Мануэла Санчес» (1948), созданы в СССР. Переводил на испанский произведения русской литературы. Участвовал (в качестве редактора и переводчика) в подготовке первого издания произведений украинского поэта Тараса Шевченко на испанском языке, вышедшее в Москве в 1964 году.

Artamonov (700x688, 304Kb)
1898
Михаил Илларионович Артамонов
русский советский археолог и историк, педагог и музейный работник; специалист по истории и культуре хазар, скифов и ранних славян; основатель советской школы хазароведения. Доктор исторических наук (1941), директор Эрмитажа (1951—1964), исполняющий обязанности ректора Ленинградского государственного университета (1950). Родлился в деревне Выголово, Весьегонский уезд, Тверская губерния, Российская империя. Выходец из крестьянской семьи, в возрасте девяти лет перебрался с родителями в Петербург. В 1913 году окончил вечернее Городское четырёхклассное училище. До Октябрьской революции служил конторщиком в Санкт-Петербургском обществе страхований и счетоводом в Обществе заводчиков и фабрикантов. В 1914—1916 годах обучался на вечерних Общеобразовательных курсах, мечтал о поступлении в Академию художеств, учился живописи у К.С.Петрова-Водкина. В начале 1917 года был призван в армию. С энтузиазмом встретил Февральскую революцию. В апреле 1917 года избран членом дивизионного Совета солдатских депутатов (в его состав входил также Н.И.Ежов), вскоре добровольцем ушёл на фронт. Участвовал в боях на Западной Двине. В декабре 1917 года Артамонов демобилизовался, будучи отозван в Петроград на работу в национализированном Международном банке. В это время он вращался в литературно-поэтических кругах, писал стихи, печатался, издавал журнал «Джек».
Artamonov_student (516x700, 175Kb)
Артамонов в студенческие годы
С лета 1918 года и до конца 1920 года служил в Красном Холме в органах народного образования (преподаватель, заведующий школы). Участвовал в этнологической экспедиции под руководством Д.А.Золотарёва, под влиянием которого увлёкся древнерусским искусством. В 1921 году поступил одновременно во ВХУТЕМАС и Петроградский археологический институт. Из первого заведения впоследствии ушёл. В 1923 году по поручению Н.Я.Марра занялся исследованиями архаичного гончарного ремесла Тверской губернии, стал приятелем председателя местного губисполкома А.А.Жданова. В 1924 году окончил отделение археологии и истории искусств Ленинградского университета (бывший археологический институт), где преподавали А.А.Спицын, А.А.Миллер, Н.П.Сычёв. После окончания университета остался младшим ассистентом археологического кабинета. В 1925 году поступил в аспирантуру ГАИМК.
Саркел
В 1926—1927 годах М.И.Артамонов в составе Северо-Кавказской экспедиции ГАИМК занимался изучением памятников Подонья: провёл раскопки пещеры близ Кобякова городища, составил план городища у хутора Попова и т. д. К лету 1928 года он закончил написание работы о средневековых поселениях Нижнего Дона. Параллельно в 1927—1929 годах Артамонов готовил монографию, посвящённую Нередицкой росписи. В 1929 году он обследовал побережье Азовского моря и провёл разведки на Нижнем Дону, в 1930 году участвовал в исследованиях древностей Таманского полуострова. В 1930—1932 годах совместно с М.П.Грязновым, В.В.Гольмстен и Г.П.Сосновским изучал историю кочевого скотоводства. В то время Артамонов характеризовался как учёный, «в значительной мере овладевший буржуазной методологией и пытающийся ныне переключиться на рельсы марксистско-ленинской методологии». М.И.Артамонов доказал тождество Левобережного Цимлянского городища и известного по письменным источникам города Саркела; в 1934—1936 годах провёл его раскопки. В 1934 году за статью «Совместные погребения в курганах со скорченными и окрашенными костяками» М.И.Артамонову без защиты диссертации была присвоена степень кандидата исторических наук. С 1935 года — профессор.
В Институте истории материальной культуры
В 1937 году М.И.Артамонов возглавил сектор дофеодальной Европы в Институте истории материальной культуры Академии Наук СССР. В 1939 году коллектив института единогласно потребовал освободить от должности не справлявшегося со своими обязанностями прежнего директора — академика И.А.Орбели, и на его место был назначен Артамонов (в то время только кандидат наук и беспартийный, в ВКП(б) вступил лишь в 1940 году). При Артамонове институт превратился в мощный научный центр. Пристальное внимание уделялось публикации результатов полевых исследований. Были основаны серии сборников «Краткие сообщения ИИМК» и «Материалы и исследования по археологии СССР», также директор института редактировал ежегодник «Советская археология». 25 июня 1941 года Артамонов защитил докторскую диссертацию на тему «Скифы. Очерки по истории Северного Причерноморья».
В ноябре 1941 года Артамонов покинул осаждённый Ленинград с частью сотрудников института, что было неоднозначно воспринято оставшимися — за время блокады умерло 28 из них. После недолгого пребывания в Казани и Свердловске он возглавил Елабужскую группу ИИМК, а уже в 1943 году покинул пост директора института (оставшись в его штате). После этого руководство ИИМК сосредоточилось в Москве, новым директором стал академик Б.Д.Греков.
Artamonov_1948 (700x555, 218Kb)
М.И.Артамонов среди преподавателей и выпускников ЛГУ (1948)
В ЛГУ
С 1946 года М.И.Артамонов временно исполнял обязанности заведующего, а в феврале 1949 года стал заведующим кафедрой археологии ЛГУ. Некоторое время занимал пост проректора по учебной работе, с января по май 1950 года исполнял обязанности ректора. В 1949—1951 годах возглавлял беспрецедентную по размаху Волго-Донскую новостроечную экспедицию, обследовавшую район, которому предстояло уйти на дно Цимлянского водохранилища. Роль заместителя начальника экспедиции выполняла жена Михаила Илларионовича — Ольга Антоновна Артамонова-Полтавцева (1897—1971). С.А.Плетнёва вспоминала:
«В Москве на кафедре А.В.Арциховский заявлял во всеуслышание, что археология не женская наука и ни разу не удосужился поговорить со мной (его дипломницей). Б.А.Рыбаков за весь первый год аспирантуры не нашел времени поинтересоваться, чем же я занимаюсь и как живу. Надо сказать, что это пренебрежение почти убедило меня в моей научной несостоятельности или, во всяком случае, ущербности. Здесь, в экспедиции, Артамоновы всегда выслушивали мнение самого молоденького студента и относились к нему с серьезным вниманием.»
Д.Г.Савинов так вспоминал о своём знакомстве с Артамоновым:
«Моё первое впечатление от Артамонова было совершенно фантастическим, потому что это где-то 1961-й год, — только что появились болоньевые югославские плащи, шикарные, — и он в таком ходил. И вот на фоне нашего истфака <…> (У нас там была военная кафедра, поэтому одна из стен была сплошь в портретах маршалов, всюду висели таблички «Курить нельзя!»… там — нельзя, то — нельзя, это — нельзя…) [...] И вот я попадаю в эту казарму, обстановку истфака, а истфак — центральное идеологическое учреждение — история партии, всё это — у нас на факультете. И вот у меня сомнения, скажем так: «А правильно ли я делаю?» Стою, жду Артамонова, а кругом маршалы висят. Приходит Артамонов, который снова меняет все мои впечатления. Потрясающей красоты человек, с большой седой гривой, седой, причём, до зелени, в огромных роговых очках. Такой капиталистический совершенно, то есть на фоне этих всех проборов и мундиров, такой свободный, огромный, в плаще с поднятым воротником, с сигаретой в зубах. — «Ну, что тут у вас делается?»
artamonov01 (574x700, 250Kb)
Директор Эрмитажа
В августе 1951 года Артамонов, бывший в то время на базе Волго-Донской экспедиции на хуторе Попов, был вызван правительственной телеграммой в Ленинград. Ему надлежало с 1 сентября того же года принять руководство Эрмитажем. В начале 1950-х советская власть боролась с космополитизмом вообще и с западноевропейским искусством в частности. Защитника Эрмитажа академика Иосифа Орбели решили заменить на, как тогда казалось партийным деятелям, идеальную кандидатуру крестьянско-пролетарского происхождения. Однако первым же приказом Артамонова стала отмена увольнения сотрудников с неподходящими анкетами, список которых уже утвердил райком. Л.С.Клейн писал:
«Интриги он [Артамонов] пресёк вежливо и не без юмора. Приходившим со сплетнями друг на друга сотрудникам он жаловался на плохую память и просил всё изложить письменно и непременно с подписью. Визиты и интриги прекратились.»
За 13-летний период работы в должности директора Артамонов проявил себя как исключительно талантливый и преданный музейному делу администратор. Его всегда отличала принципиальность и самостоятельная позиция по самым острым вопросам. Вразрез с официальной идеологией шло увлечение Артамонова современной живописью. При его поддержке в Эрмитаже была организована выставка работ Пикассо, удалось сохранить работы классиков импрессионизма. В период «оттепели» покровительствовал вернувшимся из заключения исследователям, таким как Л.Н.Гумилёв, Б.А.Латынин, М.А.Гуковский, И.Г.Спасский. Причиной отставки Артамонова стала внутримузейная, но получившая известность выставка работ студентов Института имени Репина, отчисленных за абстрактное искусство и вынужденных работать такелажниками в Эрмитаже (в их числе были Михаил Шемякин и Владимир Овчинников). После отставки (1964) полностью сосредоточился на преподавательской деятельности на истфаке ЛГУ. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, прямо за рабочим столом, редактируя научную статью, 31 июля 1972 года.
Артамоновгроб (700x393, 307Kb)
Похоронен на Северном кладбище (Коммунистическая площадь).
Вклад в науку
М.И.Артамонов имел широкий круг научных интересов, охватывавший период от ранней бронзы до Средневековья, причём все направления осваивались параллельно. Наиболее выдающимся стал его вклад в разработку раннесредневековой истории степей Восточной Европы: проблем политогенеза кочевых обществ, оседания кочевников. Центральное место в этих исследованиях занимала история хазар. Данное направление исследователь разработал самостоятельно, причём как в аспекте материальной культуры, где он был абсолютным первопроходцем, так и в области письменной истории. Проведя археологические исследования и изучив огромный массив источников и литературы, Артамонов создал первый в мире системный обзор истории Хазарского каганата. В книге 1939 года «История СССР с древнейших времён до образования древнерусского государства» он доказывал, что Хазария (правители которой исповедовали иудаизм) сыграла важную роль в истории народов Восточной Европы и Закавказья. Во время кампании по «борьбе с космополитизмом» взгляды Артамонова подверглись критике со стороны советского руководства и ряда археологов, в частности, Б.А.Рыбакова.
С.А.Плетнёва писала:
«Подхватившая М. И. Артамонова волна успеха… привела к ответному всплеску эмоций и действий со стороны многих его недоброжелателей среди коллег и ровесников. В 1951 году в «Правде» появилась маленькая, по существу анонимная (подписана никому неизвестным товарищем Ивановым) заметочка о завышении роли иудейского государства — Хазарского каганата, явно направленная против М.И.Артамонова. Этого краткого «ату его», напечатанного в руководящей газете в разгар борьбы с «врачами-отравителями», было достаточно для начала травли. Выступили многие, доказывая предвзятость и несостоятельность высказываемых учёным положений о существовании Хазарского каганата и его культуры. Это мощное степное государство надолго «выпало» из истории нашей страны.»
Издать в полном объёме монографию «История хазар» стало возможным только в 1962 году. После этого с тенденцией гиперкритицизма в хазароведении было покончено, и это направление стало плодотворно разрабатываться советской наукой. Не меньше сил учёный отдал возрождению другой дискриминируемой дисциплины — скифологии. Данная тема, практически полностью свёрнутая в первые десятилетия советской власти, благодаря Артамонову превратилась в одну из ведущих отраслей советской археологии. Третьей крупной областью интересов Артамонова были славяно-русские древности: вопросы этногенеза и расселения славян, древнерусское искусство. Построения Артамонова отличались неприятием многих господствующих догм. Этой проблематике, в частности, была посвящена его предсмертная статья «Первые страницы русской истории в археологическом освещении», из-за смелости выводов опубликованная только в 1990 году.
Автор десятков статей и монографий, руководитель более 30 археологических экспедиций. Взрастил несколько поколений учеников, среди которых С.А.Плетнёва, Л.Н.Гумилёв, А.Д.Столяр, И.И.Ляпушкин, А.В.Гадло, Л.С.Клейн и др. Последний отмечал:
«Когда обращаешься к конкретным дискуссиям, то оказывается, что наука развивает не его [Артамонова] идеи, а идеи возражавших ему археологов: Иессена, Грязнова, Ляпушкина, — опирается на их работы, а его работы всё больше приобретают чисто историографический интерес. <…> Его вклад в организационное становление советской археологии, её основных учреждений в Ленинграде/Петербурге (ИИМК и Эрмитажа), её системы изданий делает его одним из создателей советской археологии, а в перспективе русской археологии — одним из строителей её структур. Кроме того, в весьма мрачную эпоху, оставаясь вельможей, он был, несомненно, фигурой вдохновляющей и привлекательной. Светочем и ориентиром.»
Профессор Шмуэль Эттингер в рецензии на книгу Артамонова «История хазар» 1962 года отмечает, что из-за незнания Артамоновым восточных языков он не использовал множество доступных источников по теме, а те, что использовал — ссылаться на переводы, а не оригиналы. Также Эттингер отмечает тенденциозность автора, в первую очередь — «прославление России на всех стадиях её развития», а также антиеврейскую тенденцию. Не зная еврейских языков и не разбираясь в еврейской культуре, Артамонов склонен приписать все неудачи Хазарского царства — вплоть до окончательного падения — переходу его вождей в иудейскую религию.
Награды: Орден Ленина (21 июня 1957) — в ознаменование 250-летия города Ленинграда и отмечая заслуги трудящихся города в развитии промышленности, науки и культуры; Орден Трудового Красного Знамени (10 июня 1945); Медали.
Основные труды
Книги: Миниатюры Кенигсбергского списка летописи. — Ленинград : ОГИЗ, 1931. — 28 страниц. — (Известия ГАИМК. — Том X, выпуск 1); Средневековые поселения на Нижнем Дону: по материалам Северо-Кавказской экспедиции. — Ленинград : ОГИЗ; Соцэкгиз, 1935. — 117 страниц. — (Известия ГАИМК. — Выпуск 131); Очерки древнейшей истории хазар. — Ленинград : Соцэкгиз, 1936. — 139 страниц; История СССР с древнейших времен до образования Древнерусского государства / под общей редакцией М.И.Артамонова. — Том І. — Москва — Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1939. — Книга 1. Части 1—2. — 423 страницы; Книга 2. Части 3—4. — 527 страниц; Происхождение славян: стенограмма публичной лекции. — Ленинград : Знание, 1950. — 52 страницы; История хазар. — Ленинград : Издательство ГЭ, 1962. — 521 страница; История хазар. — 2-е издание. — Санкт-Петербург : Лань, 2001. — 688 страниц. — (Мир культуры, истории и философии); История хазар. — 2-е издание. — Санкт-Петербург : Филологический факультет СПбГУ, 2002. — 560 страниц. — (Классика Эрмитажа). — ISBN 5-8465-0032-3; Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. — Прага; Ленинград : Артия; Советский художник, 1966. — 120 страниц; Сокровища саков: Аму-Дарьинский клад. Алтайские курганы. Минусинские бронзы. Сибирское золото. — Москва : Искусство, 1973. — 280 страниц. — (Памятники древнего искусства); Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до IV в. до нашей эры). — Ленинград : Издательство ЛГУ, 1974. — 156 страниц; Киммерийцы и скифы: от появления на исторической арене до IV в. до нашей эры. — Москва : Ломоносовъ, 2015. — 208 страниц. — (История. География. Этнография). Статьи: Постройки Краснохолмского района // Верхне-Волжская этнологическая экспедиция: крестьянские постройки Ярославско-Тверского края. — Ленинград : ГАИМК, 1926. — Страницы 1—58; Один из стилей монументальной живописи XII—XIII в. // Сборник I. — Ленинград : ГАИМК: Бюро по делам аспирантов, 1929. — Страницы 51—68; Донская экспедиция ГАИМК (поселение предскифской эпохи близ хутора Ляпичева на Дону) // Проблемы истории материальной культуры. — 1933. — № 1/2. — Страницы 51—55; К истории средств передвижения // Проблемы истории материальной культуры. — 1933. — № 5/6. — Страницы 23—32; Совместные погребения в курганах со скорченными и окрашенными костяками // Проблемы истории докапиталистических обществ. — 1934. — № 7/8. — Страницы 108—125; Работы на строительстве Манычского канала // Археологические работы Академии на новостройках в 1932—33 гг. — Москва—Ленинград : ОГИЗ; Соцэкгиз, 1935. — Том I. — Страницы 201—212. — (Известия ГАИМК. — Выпуск 109); Из истории методики археологических раскопок // Проблемы истории докапиталистических обществ. — 1935. — № 1/2. — Страницы 142—164; Обзор археологических источников эпохи возникновения феодализма в Восточной Европе // Проблемы истории докапиталистических обществ. — 1935. — № 9/10. — Страницы 267—286; Раскопки курганов в долине реки Маныча в 1935 г. // Советская археология. — —Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1937. — Том IV. — Страницы 93—132; Достижения советской археологии // Вестник древней истории. — 1939. — № 2 (7). — Страницы 122—129; Некоторые вопросы древней истории СССР // Вестник Академии Наук СССР. — 1939. — № 7. — Страницы 26—38; Спорные вопросы древнейшей истории славян и Руси // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. — —Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1940. — Выпуск VI. — Страницы 3—14; Саркел и некоторые другие укрепления в северо-западной Хазарии // Советская археология. — —Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1940. — Том VI. — Страницы 130—167; Станица Цымлянская // Археологические исследования в РСФСР 1934—1936 гг.: краткие отчеты и сведения. — —Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1941. — Страницы 187—200; Древний Дербент // Советская археология. — Москва— Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1946. — Том VIII. — Страницы 121—144; Венеды, невры и будины в славянском этногенезе // Вестник ЛГУ. — 1946. — № 2. — Страницы 70—86; Вопросы истории скифов в советской науке // Вестник древней истории. — 1947. — № 3 (21). — Страницы 68—82; Общественный строй скифов // Вестник ЛГУ. — 1947. — № 9. — Страницы 70—87; Скифское царство в Крыму // Вестник ЛГУ. — 1948. — № 8. — Страницы 56—78; Південноподільська експедиція (укр.) // Археологічні пам’ятки УРСР. — Київ: Вид-во АН УРСР, 1949. — Том I. — Страницы 257—262; Раскопки курганов на р. Маныче в 1937 г. // Советская археология. — Москва— Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1949. — Том XI. — Страницы 305—336; Этногеография Скифии // Ученые записки. Серия исторических наук. — Ленинград : Издательство ЛГУ, 1949. — Выпуск 15. — Страницы 129—171; К вопросу о происхождении боспорских Спартокидов // Вестник древней истории. — 1949. — № 1 (27). — Страницы 30—39; К вопросу о происхождении скифов // Вестник древней истории. — 1950. — № 2 (32). — Страницы 37—47; Венеды и лужицкая культура // Вестник ЛГУ. — 1951. — № 1. — Страницы 153—176; Белая Вежа // Советская археология. — Москва— Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1952. — Том XVI. — Страницы 42—76; Этнический состав населения Скифии // Доклады VI научной конференции Института археологии Академии Наук Украинской ССР. — Киев: Издательство Академии Наук Украинской ССР, 1953. — Страницы 169—196; Надписи на баклажках Новочеркасского музея и на камнях Маяцкого городища // Советская археология. — Москва—Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1954. — Том XIX. — Страницы 263—268; Археологические исследования в Южной Подолии в 1952—1953 гг. // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. — Москва : Издательство Академии Наук СССР, 1955. — Выпуск 59. — Страницы 100—117; Славянские железоплавильные печи на Среднем Днестре // Сообщения Государственного Эрмитажа. — Ленинград : Искусство, 1955. — Выпуск VII. — Страницы 26—29; Le Musée d'Etat de l'Ermitage, Leningrad // Museum. — 1957. — Vol. X, no 2. — P. 97—113; Саркел — Белая Вежа // Труды Волго-Донской археологической экспедиции. — Москва— Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1958. — Том I. — Страницы 7—84. — (Материалы и исследования по археологии СССР. — № 62); К вопросу о происхождении скифского искусства // Omagiu lui George Oprescu cu prilejul împlinirii a 80 de ani. — Bucureşti: Editura Academiei Republicii Populare Române, 1961. — P. 31—46; Frozen Tombs of the Scythians // Scientific American. — 1965. — Vol. 212, no. 5. — P. 100—109; Воевода Свенельд // Культура Древней Руси. — Москва : Наука, 1966. — Страницы 30—35; Вопросы расселения восточных славян и советская археология // Проблемы всеобщей истории: историографический сборник. — Ленинград : Издательство ЛГУ, 1967. — Страницы 29—69; Куль-Обский олень // Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья: к 100-летию со дня рождения академика С.А.Жебелёва. 1867—1967. — Ленинград : Наука, 1968. — Страницы 9—16; Происхождение скифского искусства // Советская археология. — 1968. — № 4. — Страницы 27—45; Этнос и археология // Теоретические основы советской археологии (тезисы докладов на теоретическом семинаре Ленинградского отделения Института археологии Академии Наук СССР. I—IV 1970 г.). — Ленинград, 1969. — Страницы 3—6; Славяне и болгары в Поднепровье // Berichte über den II. Internationalen Kongress für slawische Archäologie. — Berlin, 1970. — Bd. I. — S. 119—132; Загадки скіфської археології // Український історичний журнал. — 1970. — № 1. — Страницы 23—30; Роль климатических изменений VIII—VII вв. в переселении киммерийцев и скифов в Азию и возвращение их в степи Восточной Европы в начале VI века до нашей эры. // Этнография народов СССР. — Ленинград : ВГО, 1971. — Страницы 45—60; Археологическая культура и этнос // Проблемы истории феодальной России: сборник статей к 60-летию профессора В.В.Мавродина. — Ленинград : Издательлство ЛГУ, 1971. — Страницы 16—32; Скифо-сибирское искусство звериного стиля (основные этапы и направления) // Проблемы скифской археологии. — Москва : Наука, 1971. — Страницы 24—35. — (Материалы и исследования по археологии СССР. — № 177); Композиции с ландшафтом в скифо-сибирском искусстве // Советская археология. — 1971. — № 1. — Страницы 82—92; Скифское царство // Советская археология. — 1972. — № 3. — Страницы 56—67; Гелоны, агафирсы и сигинны // Проблемы отечественной и всеобщей истории. — Ленинград : Издательство ЛГУ, 1973. — Выпуск 2. — Страницы 3—17; Кіммерійська проблема // Археологія. — Київ: Наукова думка, 1973. — Вип. 9. — Страницы 3—15; Киммерийцы и скифы в Азии // Первобытная история Сибири. — Ленинград : Наука, 1975. — Страницы 100—108; Искусство скифов // Триста веков искусства. Искусство европейской части СССР. — Москва : Искусство, 1976. — Страницы 64—89; Возникновение кочевого скотоводства // Проблемы археологии и этнографии. — Ленинград : Издательство ЛГУ, 1977. — Выпуск I. — Страницы 4—13; Первые страницы русской истории в археологическом освещении // Советская археология. — 1990. — № 3. — Страницы 271—290; Немировское городище: анализ полевой документации из раскопок 1909—1910 гг. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. — Симферополь, 1998. — Выпуск VI. — Страницы 59—76; Мастера Нередицы // Новгородский исторический сборник. — Санкт-Петербург, 2000. — Выпуск 8 (18). — Страницы 6—19. Литература: Артамонов Михаил Илларионович / С.А.Плетнёва // Анкилоз — Банка [Электронный ресурс]. — 2005. — Страница 278. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах.] / главный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 2). — ISBN 5-85270-330-3; Артамонов Михаил Илларионович // Ангола — Барзас. — Москва : Советская энциклопедия, 1970. — Страница 258. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 томах.] / главный редактор А.М.Прохоров ; 1969—1978, том 2); Белецкий С.В. Мой Артамонов // Санкт-Петербургский университет. — 1998. — № 27 (3494). — Страницы 18—20; Иванов П. Об одной ошибочной концепции // Правда. — 1951. — 25 декабря (№ 359). — Страница 3; Клейн Л.С. К семидесятилетию М.И.Артамонова // Советская археология. — 1968. — № 4. — Страницы 151—156; Клейн Л.С. В поисках независимых путей: М.И.Артамонов // История российской археологии: учения, школы и личности. — Санкт-Петербург : Евразия, 2014. — Том 2. — Страницы 219—237; Платонова Н.И. М.И.Артамонов — директор ИИМК // Археологические вести. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1999. — Выпуск 6. — Страницы 466—478; Платонова Н.И. Михаил Илларионович Артамонов // Академическая археология на берегах Невы (от РАИМК до ИИМК РАН, 1919—2014 гг.). — СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. — Страницы 25—26; Плетнёва С.А. Рецензия на: М.И.Артамонов. История хазар // Советская археология. — 1963. — № 3. — Страницы 279—283; Плетнёва С.А. Михаил Илларионович Артамонов (к 100-летию со дня рождения) // Российская археология. — 1998. — № 4. — Страницы 202—213; Проблемы археологии. Выпуск 4. История и культура древних и средневековых обществ: сборник научных статей, посвященных 100-летию со дня рождения М.И.Артамонова. — Санкт-Петербург : Издательство СПбГУ, 1998; Скифы. Хазары. Славяне. Древняя Русь. Международная научная конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения профессора Михаила Илларионовича Артамонова. Санкт-Петербург, 9—12 декабря 1998 г. Тезисы докладов / ответственный редактор А.Д.Столяр. — Санкт-Петербург : Издательство Государственного Эрмитажа, 1998. — 196 страниц; Фахрутдинов Р.Г. 100-летию М.И.Артамонова // Татарская археология. — 1998. — № 2 (3). — Страницы 140—142; Шер Я.А. История ИИМК глазами бывшего иимковца // Российский археологический ежегодник. — 2014. — № 4. — Страницы 515—554; Эттингер Ш. Рец. на: Артамонов М.И. История хазар // Сион. — 1972. — № 1. — Страницы 127—132; Racyn M. Khazar Khaganate in the realms of Soviet academia: From M. I. Artamonov to L. N. Gumilev and Russian nationalists // Janus.net. — 2023. — Vol. 14, no. 1. — P. 1—16.

Grace_Moore (560x700, 170Kb)
1898
Грейс Мур (Grace Moore)
американская оперная певица сопрано и актриса. Мэри Уилли Грейс Мур родилась в небольшом городке Дель-Рио, штат Теннесси, США, в семье Ричарда Лоусона Мура и Джейн Мур. Когда Грейс была ещё ребёнком её семья переехала в город Джеллико в том же штате, где она окончила среднюю школу, а затем поступила в колледж в Нэшвилле. После его окончания Мур перебралась в начале в Вашингтон, а затем в Нью-Йорк где началась её музыкальная карьера. Её бродвейский дебют состоялся в 1920 году в мюзикле Джерома Керна «Хитчи-Ку», с Раймондом Хичкоком в главной роли. В 1922 и 1923 году Грейс появилась в двух сериях музыкального ревю Ирвинга Берлина в театре Мьюзик-Бокс. 7 февраля 1928 года состоялся оперный дебют Грейс в Метрополитен-опера в роли Мимми в «Богеме» Джакомо Пуччини. С этой же ролью в сентябре того же года она появилась в парижском Опера-Комик, а в 1935 — в лондонском Ковент-Гардене. В течение шестнадцати сезонов работы в Метрополитен-опера она пела в нескольких итальянских и французских операх, а также исполняла главные роли в таких операх как «Тоска», «Манон» и «Луиза». Роль в «Луизе» была для Мур самой любимой и именно она считается самой значимой в её музыкальной карьере.
Grace_Moore_birthplace_marker (700x492, 433Kb)
Памятная табличка в Дель-Рио — родном городке Грейс Мур
В 1930 году Грейс дебютировала в кино, исполнив роль шведской оперной певицы Дженни Линд в фильме «Дамские морали». В том же году она появилась вместе с оперным певцом Лоуренсом Тиббеттом в экранизации оперетты «Новолуние». В 1934 году Мур подписала контракт со студией «Columbia Pictures», на которой снялась в шести фильмах. В 1935 году за роль в фильме «Одна ночь любви» она была номинирована на «Оскар» за лучшую женскую роль. Её последняя кинороль была в 1939 году в урезанной экранизации оперы Гюстава Шарпантье «Луиза». В июне 1931 года Грейс вышла замуж за испанского киноактёра Валентина Парера. В 1932 году Мур появилась на Бродвее в недолговечной оперетте Карла Миллёкера «Дюбарри». В 1935 году Грейс удостоилась золотой медали Сообщества искусств и наук за значительные достижения в развлекательном кино. В 1936 году король Дании вручил ей национальную медаль «Ingenito et Arti», а в 1939 году она стала кавалером Ордена Почётного легиона. В годы Второй мировой войны Грейс принимала участие в программе «USO», развлекая американские войска за границей. Грейс Мур погибла в авиакатастрофе 26 января 1947 года в аэропорту Копенгагена «Каструп». Среди других жертв — наследник шведского престола принц Густав Адольф. В 1953 году американская актриса Кэтрин Грэйсон исполнила роль Грейс Мур в фильме «Эта — любовь», снятом на основе её биографии. Награды: Кавалер ордена Почётного легиона. За свой вклад в кино Грейс удостоена звезды на Голливудской аллее славы.

Смирнов-Аляев (606x700, 132Kb)
1898
Георгий Александрович Смирнов-Аляев
советский учёный-технолог, специалист в области теории пластичности, профессор. Один из создателей современной теории пластичности, основатель ленинградской научной школы теории обработки материалов давлением и организатор первой в СССР лаборатории пластических деформаций. Родился в городе Москва, Российская империя, в семье учителя средней школы. В 1901 году семья переехала в Петербург, где он окончил с золотой медалью гимназию (училище Святого Петра) и был принят в Институт инженеров путей сообщения. В 1923 году, после окончания института, пошёл работать на Ленинградский завод «Большевик»; больше двух лет трудился в тракторном отделе — слесарем, токарем и фрезеровщиком, затем был лаборантом в механической лаборатории завода. В 1925 году завод выдвинул его для работы инженером-конструктором во вновь организованном конструкторском бюро при управлении Военно-Морских сил РККА. В январе 1930 года перешёл на работу в Ленинградский университет, сначала младшим ассистентом химического факультета, затем был преподавателем механического факультета. С 1 марта 1931 года — научный сотрудник лаборатории оптического метода НИИММ. В 1933 году организовал в НИИМ лабораторию пластических деформаций и с 11 июля 1933 года стал её заведующим. Одновременно с преподавательской деятельностью в ЛГУ он читал лекции в Артиллерийской академии (1930—1932) и Ленинградском химико-технологическом институте (1930—1935). С 1939 года до конца жизни работал в Ленинградском военно-механическом институте (ЛВМИ); сначала — заведующий специальной кафедрой патронно-гильзового производства; в 1946 году возглавил кафедру обработки металлов давлением; с 1953 года — заместитель директора института по научной работе. Доктор технических наук (1941), профессор (1944). В 1942 году был в эвакуации в городе Черепаново Новосибирской области. В течение 1942—1950 годов работал в ЛИТМО, был профессором кафедры технологии приборостроения. Под научным руководством Смирнова-Аляева были выполнены и защищены 36 кандидатских и 4 докторских диссертации. Автор более 100 научных трудов. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 октября 1965 года ему было присвоено почётное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, в 1979 году.
Смирнов-Аляевгроб (506x700, 497Kb)
Похоронен на Большеохтинском кладбище (Читинская дорога); на могиле установлена гранитная стела.
Награды и премии: Орден Трудового Красного Знамени; Орден «Знак Почёта»; Медали. Библиография: В числе публикаций Г.А.Смирнова-Аляева: Опыт сравнительного расчета ствола орудия по различным теориям прочности / Инженер Г.А.Смирнов-Аляев ; Артиллерийская академия РККА. — Ленинград : Артиллерийская академия РККА, 1933. — 44 страницы : иллюстрации; Теория автоскрепления цилиндров. — Москва : Оборонгиз, 1940 (Киев). — 288 страниц; Сопротивление материалов пластическим деформациям: Краткие основы. — Москва—Ленинград : [Ленинградское отделение] и 1-я типография Машгиза в Ленинграде, 1949. — 248 страниц, 2 листа иллюстраций; Сопротивление материалов пластическому деформированию: Инженерные расчеты процессов конечного формоизменения материалов. — 3-е издание, переработанное и дополненное. — Ленинград : Машиностроение. Ленинградское отделение, 1978. — 368 страниц : иллюстрации; Холодная штамповка в приборостроении / Профессор, доктор технических наук Г.А.Смирнов-Аляев, инженер Д.А.Вайнтрауб. — Москва ; Ленинград : [Ленинградское отделение] и 1-я типография Машгиза Ленинград, 1950. — 408 страниц, 1 лист иллюстраций; Технологические задачи теории пластичности. — Ленинград : Лениздат, 1951; Hidegsajtolás a műszeriparban / G. A. Szmirnov-Aljajev.- D. A. Vajntraub ; Ford.: Nagy Ernő. — Budapest : Nehézipari könyvkiadó, 1953. — 392 страницы : иллюстрации; Теория пластических деформаций металлов: Механика конечного формоизменения / Г.А.Смирнов-Аляев, доктор технических наук профессор, В.М.Розенберг, кандидат технических наук. — Москва—Ленинград : Машгиз. [Ленинградское отделение], 1956. — 367 страниц, 2 листа иллюстраций; Студено щанцоване в приборостроенето / Профессор, доктор по техн. науки Г.А.Смирнов-Аляев, инженер Д.А.Вайнтрауб ; Прев. от рус. инженеры Г.Устаилиев, К.Герасимов. — София : Наука и изкуство, 1956. — 431 страница : иллюстрации; Экспериментальные исследования в обработке металлов давлением / Г.А.Смирнов-Аляев, В.П.Чикидовский. — Ленинград : Машиностроение. [Ленинградское отделение], 1972. — 360 страниц : иллюстрации.
Литература: Смирнов-Аляев Георгий Александрович // Война и блокада / Под редакцией Н. К. Мальцевой. — Санкт-Петербург : СПбГУ ИТМО, 2010. — Страницы 209—210.

Bolesław_woytowicz (588x700, 173Kb)
1899
Болеслав Войтович (польское имя — Bolesław Woytowicz)
польский композитор, пианист, педагог. Ученик Витольда Малишевского и Нади Буланже. Родился в городе Дунаевцы, Ушицкий уезд Подольская губерния (ныне Хмельницкая область, Украина). В 1913-1917 годах жил в Каменце-Подольском. Изучал право, математику и русское языкознание в Киевском и Варшавском университетах. Музыке учился частным образом, впоследствии в 1921-1924 году Высшей школе музыки им. Ф. Шопена в Варшаве. В 1928-1931 годах стажировался у Надежды Буланже в Париже. В Кракове обучал будущего композитора Войцеха Киляра, заметил у него исполнительский талант, помогал в подготовке к международным конкурсам. Лауреат Государственных премий Польской Народной Республики (1948, 1950). Умер в городе Катовицы, ПНР (ныне Польша) 11 июня 1980 года.
Творчество
В сборнике «12 этюдов для фортепиано» (1948) композитор использовал новые типы выразительности формы, синтезирующие романтические рисунки и новые мелодикоритмические и ладогармонические средства. Поэтому этот сборник является важным средством в обучении пианистов. Среди сочинений: балет «Возвращение» (1937); кантаты, в том числе «Пророк» (по Пушкину, 1949), «Слава труду» (1950); для оркестра – 20 вариаций в форме симфонии (1938), «Варшавская симфония» (1945; Государственная премия Польши, 1948), концерт для фортепьяно с оркестром (1932); инструментальные ансамбли, фортепьянные пьесы, песни и др.
Память
В Дунаевцах существует улица Болеслава Войтовича.

1899
Григорий Силович Костюк
советский психолог, действительный член Академии Педагогических Наук СССР (1967). Родился в селе Могильно, ныне Гайворонского района Кировоградской области. Профессор Киевского педагогического института (с 1935), директор научно-исследовательского института психологии УССР (с 1945). Основные труды по вопросам психологии мышления, усвоения понятий, взаимосвязи обучения, воспитания и развития личности ребенка, его способностей, а также истории психологии. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Сочинения: Про генезис понятия числа у дiтей, "Науковi записки Ин-ту психологiї", 1949, т. 1; Нариси з icторiї вiтчизняної психологiї (XVII-XVIII ст.). 3бipнik ст.. Киев, 1952; Вопросы психологии мышления, в сборнике: Психологическая наука в СССР, том 1, Москва, 1959; Принцип развития в психологии, в книге: Методологические и теоретические проблемы психологии, Москва, 1969.

Jack-Conroy (520x700, 262Kb)
1899
Джек Конрой (Jack Conroy)
американский писатель, известный своими левыми политическими взглядами, много писавший о жизни американских рабочих первой половины XX века. Писал свои произведения в том числе под псевдонимами Тим Бреннан и Джон Норкросс. Родился на территории лагеря по добыче угля недалеко от города Моберли, округ Рандолф, штат Миссури, США, в семье ирландских иммигрантов. В этом лагере прошли его детство и юность, что впоследствии нашло отражение в ряде его автобиографических произведений. Не завершив получение даже среднего образования, Конрой работал на различных рабочих профессиях: железнодорожником, строителем, автомехаником. С 1931 года начал заниматься журналистикой, на протяжении десяти лет редактируя журналы «Rebel Poet», «The Anvil» и «The New Anvil». В 1938 году переехал в Чикаго, в 1965 году вернулся в родной город, где прожил до самой смерти. Помимо литературной работы, занимался редактированием энциклопедий, чтением лекций по фольклору и писательскому мастерству.
Jack_Conroy (700x507, 344Kb)
Главная тема его художественных произведений — жизнь рабочих в США в 1910-х—1930-х годах, миграции и проблемы чернокожего населения, а также «городской фольклор», собирателем которого он был всю свою жизнь. Наиболее известное его произведение и одновременно первое написанное — роман «Обездоленный» («The Disinherited», 1933). Русский перевод этого романа был осуществлён в 1935 году и принёс писателю большую популярность в СССР, где он первоначально оказался намного более известен, чем у себя на родине. Умер в городе Моберли, округ Рандолф, штат Миссури, США, 28 февраля 1990 года. Сочинения: Джек Конрой. Обездоленные. Ларс Лоренс. Старый шут закон. Романы. Библиотека литературы США. Перевод с английского. Предисловие М.Мендельсона. Художник Ю.А.Боярский. Москва. Радуга. 1983г. 736 страниц; Джек Конрой Сделаем все, чтобы парализовать военный заговор, направленный против Советского Китая и СССР. -Литература мировой революции. 1932.№ 4. Страница 10; The childhood of a miners boy after The Disinherited by Jack Conroy/ Обездоленные. По роману Джека Конроя. Обработка С.А.Крейнес и С.С.Толстого (со словарем и грамматическим комментарием). Серия: Легкое чтение. Москва, Изддательство литературы на иностранных языках, 1945. 22 страницы.

Rudolf Appelt (700x393, 167Kb)
1900
Рудольф Аппельт (немецкое имя — Rudolf Appelt)
чехословацкий политик-коммунист. Первый посол ГДР в СССР. По профессии торговый служащий. Родился в посёлке Дольны-Ханычов, Либерец, Австро-Венгрия (ныне Чехия). Ещё в юности вступил в Немецкую социал-демократическую рабочую партию в Чехословацкой Республике. В 1921 году стал соучредителем Коммунистической партии Чехословакии и Коммунистического союза молодёжи Чехословакии. Работал журналистом и возглавлял несколько партийных газет. Являлся депутатом чехословацкого парламента. В 1931—1945 годах состоял в ЦК партии и являлся кандидатом в члены Политбюро ЦК КПЧ. В 1938 году Аппельт эмигрировал в СССР. В Москве руководил отделом в издательстве и являлся заместителем начальника отдела агитации и пропаганды Коммунистического интернационала, работал на Московском радио. По окончании Второй мировой войны Аппельт вернулся в 1945 году в Прагу. Руководил экономическим отделом ЦК КПЧ и отвечал за перевод судетских коммунистов в Советскую зону оккупации Германии. В 1946 году Аппельт сам перебрался в Советскую зону и вступил в КПГ, позднее в СЕПГ. Работал руководителем отдела в правлении партии. С августа 1947 года являлся заместителем руководителя центрального правления, с февраля 1948 года являлся заместителем начальника Главного управления межзональной и внешней торговли при Немецкой экономической комиссии. После образования ГДР в октябре 1949 года Аппельт возглавил дипломатическую миссию в СССР. После преобразования представительств ГДР в посольства в 1953 году был назначен послом ГДР в СССР, а также аккредитован в Монголии. В октябре 1954 года Аппельт был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» в серебре. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 2 июля 1955 года.
Rudolf Appeltгроб (525x700, 491Kb)
Похоронен в Мемориале социалистов на Центральном кладбище Фридрихсфельде.
Награды: Орден «За заслуги перед Отечеством» в серебре (ГДР). Литература: Siegfried Bock, Ingrid Muth, Hermann Schwiesau: DDR-Außenpolitik, Ein Überblick. Daten, Fakten, Personen (III), LIT VERLAG Dr. W. Hopf, Berlin 2010, ISBN 978-3-643-10559-2, Seite 289; Appelt, Rudolf // Wer war wer in der DDR? : ein biographisches Lexikon / Helmut Müller-Enbergs (Hg.). Unter Mitarb. von Olaf W. Reimann und Bernd-Rainer Barth. — Überab. und erw. Neuausg.. — Berlin: Links, 2000. — S. 27—28. — 1037 S. — ISBN 3-86153-201-8.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 5 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»