• Авторизация


5 декабря родились... 05-12-2025 05:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Petrauskas (443x700, 221Kb)
1885
Кипрас Йоно Петраускас (Киприан Иванович Пиотровский; литовское имя — Kipras Jono Petrauskas)
литовский советский оперный певец (тенор), педагог. Народный артист СССР (1950). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Кипрас Петраускас родился в деревне Цейкинай-Кяйзяй, Свенцянский уезд, Виленская губерния, Российская империя (ныне Игналинского района Утенского уезда Литвы), в семье органиста. Первые музыкальные уроки получил от своего брата, композитора и певца Микаса Петраускаса. В возрасте девяти лет играл в оркестре, организованный братом. Вместе с Микасом переехал в Обяляй, где учился игре на органе, пел в церковном хоре, посещал начальную школу. В 1900—1904 годах играл на органе в Гервятах, Онушкисе, Свенцянах, Дусменисе. Участвовал вместе с братом в революционном движении 1905—1907 годов, за что некоторое время провёл в заключении в Тракайской тюрьме. Дебютировал на сцене в 1906 году, в Вильнюсе, где выступил на премьере мелодрамы «Бируте» М.Петраускаса в партии брата Бируте. В 1911 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (класс С.И.Габеля, сценическое мастерство у О.Палечека). В том же году дебютировал в Большом театре (Москва) в партии Ромео в опере Ромео и Джульетта Ш.Гуно. Будучи студентом, участвовал также в симфонических концертах А.Зилоти. Позднее совершенствовался в вокальном искусстве в Риме у профессора Э.Розати. В 1911—1920 ― солист Мариинского театра (Санкт-Петербург) (под фамилией Пиотровский), пел в спектаклях вместе с Ф.И.Шаляпиным, Л.В.Собиновым, А.В.Неждановой. Принимал участие в спектаклях «Малой оперы» в Петрограде, организованной И.Тартаковым и «Народной оперы». Летом 1920 года гастролировал в Зеркальном театре сада «Эрмитаж» в Москве. В 1920 году вернулся в Литву, где принял активное участие в создании (вместе с композитором Ю. Таллат-Кялпшой) литовского национального оперного театра в Каунасе (ныне Литовский национальный театр оперы и балета), солистом которого был до 1958 года. В репертуаре певца было около 80 партий. Принимал участие в постановках многих литовских национальных опер. Выступал в концертах вместе с братом. Гастролировал за границей: Германия (в 1925 и 1928 годах вместе с Ф.Шаляпиным), Испания, Франция (Париж, театр Гранд-опера, 1929—1931), Швеция, Италия (Милан, театр «Ла Скала», 1933), Австрия, Великобритания, Чехия, Бельгия и в странах Латинской Америки. В 1930-х годах пел в симфонических концертах под управлением Э.Купера в Амстердаме (Нидерланды). В конце 1920 — начале 1930-х годов записывался на грампластинки в Германии и Англии, позднее в СССР. С 1949 года преподавал в Литовской консерватории (ныне Литовская академия музыки и театра) (Вильнюс) (с 1951 года ―профессор). Среди его учеников ― В.Норейка, В.Адамкявичюс, Э.Саулевичюте. Член Ассоциации творцов искусства Литвы. Депутат Верховного Совета СССР 2-го (1946—1950) и 4-го созывов (1954—1958). Кипрас Петраускас умер в городе Вильнюс, Литовская ССР, СССР 17 января 1968 года.
Petrauskasгроб (525x700, 484Kb)
Похоронен в Вильнюсе на кладбище Росса.
Награды и звания: Литвы: Орден Великого князя Литовского Гядиминаса III степени (1928); Орден Великого князя Литовского Гядиминаса II степени (1930); Орден Великого князя Литовского Гядиминаса I степени (1936). Награды и звания СССР: Народный артист Литовской ССР (1945); Народный артист СССР (1950); Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение партии в оперном спектакле «Борис Годунов» М.П.Мусоргского; Орден Ленина (1954); Орден Трудового Красного Знамени (1951); Медаль.
Семья
Жена — Эляна Пятраускене (литовское имя — Elena Žalinkevičaitė-Petrauskienė; 1909 — 1986) — актриса, поэт, заслуженная артистка Литовской ССР (1965).
Память
В 1985 году, на доме в Вильнюсе, на улице Расейню, где К.Петраускас жил в 1959—1968 годах, была открыта мемориальная плита с барельефом певца и надписью на литовском и русском языках. В 1966 году вышла в эфир передача Вильнюсского телевидения о певце «Жизнь на сцене». В 1971 году, в Каунасе открыт Музей-квартира К.Петраускаса. В 1974 году, в Вильнюсе, на площади у нового здания Литовского театра оперы и балета установлен памятник певцу (скульптор Г.Иокубонис). В СССР и Литве были выпущены почтовые марки, посвященные К.Петраускасу.
[700x597]
Почтовая марка Литвы, 1995 год.
Творчество
Создал в опере около 80 ролей. В репертуаре Петраускаса практически все роли классического тенорового репертуара, как лирические, так и драматические, а также партии в литовских национальных и современных советских операх: 1911 — «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно — Ромео; 1911 — «Орфей в аду» Ж.Оффенбаха — Орфей; 1911 — «Призрак» М.А.Данилевской — Licėjistas; 1911 — «Риголетто» Дж.Верди — Герцог; 1912 — «Севильский цирюльник» Дж.Россини — граф Альмавива; 1912 — «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини — Пинкертон; 1912 — «Франческа да Римини» Э.Ф.Направника — Паоло; 1912 — «Вертер» Ж.Массне — Вертер; 1913 — «Богема» Дж.Пуччини — Рудольф; 1915 — «Галька» С.Монюшко — Йонтек; 1916 — «Майская ночь» Н.А.Римского-Корсакова — Левко; 1916 — «Фауст» Ш.Гуно — Фауст; 1916 — «Лакме» Л.Делиба — Джеральд; 1917 — «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова — Берендей; 1917 — «Юдифь» А.Н.Серова — Вагоа; 1917 — «Манон» Ж.Массне — де Грие; 1917 — «Мефистофель» А.Бойто — Фауст; 1918 — «Моцарт и Сальери» Н.А.Римского-Корсакова — Моцарт; 1918 — «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка — Орфей; 1918 — «Megoe» А.Т. Венявского — Kuan – on; 1918 — «Гейша» С.Джонса — Катана; 1920 — «Травиата» Дж.Верди — Альфред; 1921 — «Бируте» М.Петраускаса — брат Бируте; 1921 — «Демон» А.Г.Рубинштейна — Синодал; 1922 — «Паяцы» Р.Леонкавалло — Канио; 1923 — «Евгений Онегин» П.И.Чайковского — Ленский; 1924 — «Кармен» Ж.Бизе — Хозе; 1924 — «Тоска» Дж.Пуччини — Каварадосси; 1925 — «Сельская честь» П.Масканьи — Турриду; 1925 — «Пиковая дама» П.И.Чайковского — Германн; 1926 — «Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха — Гофман; 1926 — «Бал-маскарад» Дж.Верди — Ричард; 1926 — «Миньон» А.Томы — Вильгельм; 1926 — «Лоэнгрин» Р.Вагнера — Лоэнгрин; 1927 — «Аида» Дж.Верди — Радамес; 1927 — «Жидовка» Ф.Галеви — Элеазар; 1928 — «Долина» Э.д’Альбера — Педро; 1928 — «Виндзорские проказницы» О.Николаи — Фентон; 1929 — «Дубровский» Э.Ф.Направника — Владимир; 1929 — «Трубадур» Дж. Верди — Манрико; 1930 — «Борис Годунов» М.П.Мусоргского — Самозванец; 1930 — «Тангейзер» Р.Вагнера — Тангейзер; 1930 — «Андре Шенье» У.Джордано — Андре Шенье; 1931 — «Фра-Дьяволо» Д.Обера — Фра-Дьяволо; 1931 — «Перикола» Ж.Оффенбаха — Пекил; 1931 — «Самсон и Далила» К.Сен-Санса — Самсон; 1932 — «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова — Гвидон; 1932 — «Гугеноты» Дж. Мейербера — Рауль; 1932 — «Луиза» Г.Шарпантье — Жюльен; 1932 — «Корневильские колокола» Р.Планкетта — Гренише; 1933 — «Гражина» И.Карнавичюса — Лютаурас; 1934 — «Цыганский барон» И.Штрауса (сына) — Баринкай; 1935 — «Князь Игорь» А.П.Бородина — Владимир Игоревич; 1936 — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова — Гришка Кутерьма; 1936 — «Радвила Перкунас» И.Карнавичюса — Янушас; 1938 — «Отелло» Дж.Верди — Отелло; 1939 — «Эгле - королева ужей» М.Петраускаса и И.Дамбраускаса — Жильвинас; 1940 — «Тихий Дон» И.И.Дзержинского — Григорий Мелехов; «Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова — Гвидон;«Руслан и Людмила» М.И.Глинки — Боян; «Измена» М.М.Ипполитова-Иванова — Эрекле; «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта — Джеральд. Литература: Гаудримас Ю. Из истории литовской музыки, том 2, Ленинград, 1972; Sruoga В., Žadeika ., Kipras Petrauskas, Kaunas, 1929.

[493x700]
1885
Александр Семенович Раков
участник Октябрьской социалистической революции 1917 и Гражданской войны 1918—1920. Член Коммунистической партии с апреля 1917. Родился в хуторе Новое Кузнецове, ныне Сычевский район Смоленской области, в семье крестьянина. После окончания трёх классов церковноприходской школы отец отвёз Александра в Москву и устроил прислугой в трактир. В 1909 году Александр Раков приехал в Санкт-Петербург и поступил официантом в ресторан при театре «Палас» (дом по Итальянской,13, ныне – театр Музыкальной комедии). Вскоре он познакомился с большевиками и под их влиянием начал заниматься революционной работой. Он активно участвовал в создании профсоюза торговых служащих трактирного промысла Санкт-Петербургской губернии и в 1913 году стал его руководителем (председателем правления). За революционную деятельность и организацию забастовок Александра Ракова уволили с работы, он долгое время не мог нигде устроиться. С большим трудом он поступил в издательство Сытина и стал распространителем книг. Революционную работу А.С.Раков не оставлял. Он распространял большевистскую «Правду» и нелегальную литературу, с 1913 года был членом постоянной рабочей комиссии при большевистской фракции IV Государственной думы. В апреле 1914 года его арестовали и выслали в Смоленскую губернию под гласный надзор полиции. В начале Первой мировой войны Ракова мобилизовали, в действующей армии он служил санитаром, а после окончания курсов уже на фронте становится ротным фельдшером. За личную доблесть на А.С. Ракова пишут представление на награждение медалью «За храбрость» и Георгиевским крестом. Но поскольку командование знало о его политических (пробольшевистских) взглядах, представление было просто потеряно в одной из инстанций, и награждение так и не состоялось. Февральская революция застала Ракова в Выборге. Александр сразу активно включился в кипучую революционную жизнь, стал членом общеармейского комитета и армейского комитета солдатских депутатов 42-го корпуса, а летом 1917 года – его председателем. Солдаты гарнизона Выборга избрали его в Выборгский Совет рабочих и солдатских депутатов, а затем послали своим представителем в Петроградский Совет. В апреле 1917 года А.С.Раков вступил в ряды большевиков. Он являлся членом комитета Выборгской военной организации РСДРП(б). Продолжал он и профсоюзную работу, был в инициативной группе по восстановлению закрытого царским правительством профсоюза торговых служащих трактирного промысла. Много сил и энергии отдавал А.С.Раков газете «Знамя борьбы», с помощью которой выборгские большевики боролись за солдатские массы. Раков участвовал в выпуске газеты, часто выступал на её страницах по самым злободневным вопросам. Когда Временное правительство пыталось вывести революционные войска из Финляндии и заменить их казачьими частями, чтобы подорвать тыл революционного Петрограда, А.С.Раков открыто и активно выступал против выполнения этого приказа. Готовя вооружённое восстание, Военно-революционный комитет поставил перед выборгскими большевиками ответственную задачу – не пропускать в Петроград контрреволюционные войска с севера. 25 октября 1917 года состоялось общее собрание Выборгского Совета, армейского комитета полковых и ротных комитетов, которое создало Объединённый комитет. Этот комитет направил в Петроград войска для поддержки восставших. Оставшиеся части были приведены в боевую готовность, чтобы в любую минуту выступить на защиту революции. Армейский комитет Выборгского гарнизона во главе с А.С.Раковым создал Военно-революционный комитет Выборга. По его приказу солдаты гарнизона захватили местный телеграф, телефон, вокзал и все важные государственные учреждения. А.С.Раков активно участвовал в борьбе финских красногвардейцев, организовал добровольческий военно-санитарный отряд, был его начальником. Финская буржуазия стремилась расправиться с ним: за голову Ракова было обещано крупное вознаграждение – 30 тысяч марок. После подавления Финляндской рабочей революции отряд Ракова возвратился в Петроград. В сентябре 1918 года А.С.Раков получает назначение на должность военного комиссара Спасского района Петрограда, в течение некоторого времени он проживает в доме № 14 на Итальянской улице, в бывшем доходном доме В.А.Челпанова. На этом посту большевик Раков принимал деятельное участие в организации регулярных частей Красной Армии. В феврале 1919 года он назначен комиссаром 2-й Петроградской отдельной стрелковой бригады особого назначения. Во время наступления войск генерала Юденича на Петроград Раков в мае 1919 года вместе с 3-м пехотным полком бригады отправился на фронт в район станции Сиверская. В части были старые офицеры Семёновского полка, связанные с контрреволюционной белогвардейской организацией. После того как бойцы остановились на отдых в деревне Выра (ныне Гатчинского района Ленинградской области), белогвардейские агенты обманным путём увели два батальона к Юденичу. 29 мая 1919 года рано утром, когда красноармейцы оставшегося батальона ещё спали, белые ворвались в деревню. Ждавшие этого офицеры-семёновцы сразу присоединились к ним. Белогвардейцы решили расправиться с комиссаром. Они окружили штаб и предложили Ракову сдаться. В ответ раздались пулемётные очереди. Белогвардейцы открыли по зданию ураганный огонь, забрасывали его гранатами, но Раков по-прежнему бил по врагам из пулемёта. Когда кончилась последняя лента, отважный комиссар продолжал отстреливаться из браунинга. Не желая сдаваться врагам, он пустил последнюю пулю себе в висок. Белогвардейцы, захватив деревню, учинили кровавую расправу над коммунистами полка. После того, как красные части освободили деревню, тела замученных героев были перевезены в Петроград.
[700x505]
Хоронить Александра Ракова и его товарищей на Марсовом Поле пришёл весь город. Они были похоронены с революционными почестями при огромном стечении народа. В 1923 году в память об участнике Октябрьской революции, герое Гражданской войны красном комиссаре А.С.Ракове улица Итальянская в центре Петрограда стала называться улицей Ракова (носила это название в 1923-1991 годах). Литература: Слобожан И., Александр Раков, Ленинград, 1965.

[700x658]
1886
Кристиан Эрнст Гюнтер (шведское имя — Christian Ernst Günther)
шведский дипломат и политик, министр иностранных дел Швеции (13 декабря 1939 — 31 июля 1945). Родился в Стокгольме, в семье шведского дипломата, его дед был премьер-министром страны. Окончил философский факультет Лондонского университета. Поступил на государственную службу в возрасте 30 лет. С 1925 работал в министерстве иностранных дел личным секретарëм премьер-министров Карла Брантинга и Рикарда Сандлера. В 1930 стал советником министерства иностранных дел. В 1931 получил пост шведского посланника при правительствах Аргентины, Чили, Уругвая и Парагвая. В 1934—1937 исполнял обязанности заместителя министра иностранных дел. В 1937—1939 был послом в Осло (Норвегия). После того, как Рикард Сандлер в 1939 году в знак протеста вышел из состава правительства, считая, что Швеция оказывает недостаточную поддержку Финляндии во время Советско-финской войны, Гюнтер стал министром иностранных дел в коалиционном правительстве национального единства П.А.Ханссона.
[700x618]
Находился на посту министра до 1945 года. В мае 1941 он побывал в Хельсинки по приглашению финляндского министра иностранных дел Видтинга, при этом прогерманская ориентация Финляндии не встретила с его стороны возражений. В июне 1941, когда Германия и Финляндия напали на СССР, шведское правительство разрешило транзит нескольких германских дивизий через территорию Швеции на северный участок советско-германского фронта. В своём докладе, сделанном 7 мая 1943 в Эскильстуне, Гюнтер заявил, что «это разрешение было отступлением от нейтралитета, в чём Швеция открыто призналась». Тогда же он оправдывал транзит германских солдат и офицеров под видом «отпускников» через шведскую территорию в Норвегию и из Норвегии. Заявил, что этот транзит допускается шведским правительством якобы ввиду того, что «Норвегия перестала быть театром военных действий». Позиция Швеции в вопросе о перевозке войск из Германии в Норвегию вызвала охлаждение шведско-норвежских отношений. В связи с изменившейся в 1943 и 1944 годах под влиянием побед Красной Армии военной ситуацией, Гюнтер выступил 30 октября 1944 в первой палате риксдага с правительственной декларацией, в которой, повторив свои заверения в «неуклонном соблюдении нейтралитета», заявил о прекращении транзита грузов для германской армии через Швецию и указал на сокращение шведской торговли с Германией, подчеркнув, что «весьма значительные ограничения шведской торговли с Германией и европейским континентом непосредственно связаны с развитием военных действий вблизи шведской территории». В июле 1945 Гюнтер был сменён на посту министра иностранных дел Бу Эстеном Унденом. Летом 1945 г. вышел из правительства и был назначен послом в Италию (с 1945 по 1950). Был осторожным политиком-реалистом и одним из наиболее консервативных членов кабинета, понимающим ограниченные возможности небольшой страны во время войны между великодержавными соседями. Главным достижением Гюнтера в Швеции считают защиту нейтралитета страны во время Второй мировой войны, избежавшей, таким образом, судьбу оккупированной Норвегии и поражение Финляндии в войне с СССР. Швецию не затронули боевые действия, особенно в первый год войны, хотя и пришлось идти на уступки гитлеровской Германии в нарушение общего принципа шведского нейтралитета. За это он был подвергнут резкой критике, не в последнюю очередь, со стороны Норвегии. Умер в родном городе 6 марта 1966 года. Погребён на Дьюрсхольмском кладбище.

[511x700]
1886
Кавабэ Масакадзу (японское имя — 河辺 正三)
генерал Японской императорской армии. Кавабэ родился в префектуре Тояма. В 1907 году окончил Рикугун сикан гакко, в 1915 — Рикугун дайгакко. В 1918—1921 годах был военным атташе в Швейцарии, в 1929—1932 — военным атташе в Германии. В 1932 году получил звание полковника, по возвращении в Японию занимал ряд штабных должностей, затем стал командиром 6-го пехотного полка. В 1933—1934 годах был комендантом Пехотного училища, в 1934—1936 — начальником 1-го отдела Главной инспекции боевой подготовки. В 1936 году получил звание генерал-майора. С началом японо-китайской войны Кавабэ был отправлен в Китай, где с 26 августа 1937 года стал заместителем начальника штаба Северо-Китайского фронта. 15 февраля 1938 года он стал начальником штаба свежесозданной Центрально-Китайской экспедиционной армии. В марте 1939 года получил звание генерал-лейтенанта. В сентябре 1939 года Кавабэ был отозван в Японию, где с 12 сентября по 14 октября исполнял обязанности главного инспектора боевой подготовки. В марте 1940 года Кавабэ стал командиром 12-й дивизии, входившей в состав Квантунской армии, в марте 1941 — командующим 3-й армией, в августе 1942 — начальником штаба Экспедиционной армии в Китае. 18 марта 1943 года Кавабэ был назначен командующим Бирманским фронтом, и оставался на этом посту до августа 1944 года, когда он не смог исполнять обязанности из-за заболевания амёбной дизентерией, и был вынужден вернуться в Японию. На завершающих этапах войны, когда были нужны опытные командующие для организации защиты собственно Японских островов, Кавабэ 1 декабря 1944 года был назначен командующим Армией центрального района, а с 1 февраля 1945 года стал командующим свежесформированного 15-го фронта. В марте 1945 года он был произведён в генералы, а 8 апреля 1945 года принял командование над Объединённой воздушной армией, составленной из остатков всех японских ВВС. После капитуляции Японии был оставлен на своём посту для помощи оккупационным властям в расформировании японских вооружённых сил. Он вышел в отставку в конце 1945 года. Умер 2 марта 1965 года.

1886
Кароль Николай Радзивилл (польское имя — Karol Mikołaj Radziwił)
польский аристократ, последний (13-й) давид-городокский ординат (1920—1939). Представитель польского княжеского рода Радзивиллов герба «Трубы». Родился в Берлине. Младший (второй) сын князя Георга Фридриха Вильгельма Радзивилла (1860—1914), 15-го ордината Несвижского и 12-го ордината клецкого, графини Марии Розы Браницкой (1863—1941), дочь графа Владислава Михаила Браницкого. Старший брат — князь Антоний Альбрехт Вильгельм Рафаил Николай Радзивилл (1885—1935), 16-й ординат Несвижский и 13-й ординат Клецкий. Окончил классическую гимназию в Варшаве, изучал сельское хозяйство в Ягеллонском Университете. В 1914 году поступил на службу в российскую армию. С 1916 года — командир эскадрона Пулавского легиона, позднее служил в 1-м Креховицком уланском полку. Был адъютантом генерала Юзефа Доббор-Мусницкого. С 18 ноября 1918 года — поручик и командир эскадрона 12-го Подольского уланского полка. В 1919—1920 годах воевал на Украине, затем поступил в резерв в чине ротмистра. В 1920 году после смерти своего родного дяди Станислава Вильгельма Радзивилла (1880—1920), 12-го ордината давид-городокского (1904—1920), Кароль Николай Радзивилл унаследовал ординацию на Давид-Городке. Был владельцем около 155 тысяч га земли, на которых организовал образцовые охотничьи угодья. Проживал в Маньковичах, где нашли убежище многие из старых боевых товарищей, устраивал там праздники в честь 12-го уланского полка. В 1939 году в начале Второй Мировой войны Кароль Николай Радзивилл был мобилизован в кавалерию в Лукове, затем в эскадроне защиты Генерального штаба был в Бресте, потом в Полесье. Был взят в плен под Коцком, но смог бежать. Он смог получил итальянскую визу и уехал в Италию, а оттуда перебрался во Францию. Там он вступил в Войско Польское. После разгрома его отряда во Франции уехал в Лондон, где продолжил служить в Войске Польском. С сентября 1944 года — инспектор по делам управления войска. В 1947 году Кароль Радзивилл эмигрировал в ЮАР, где руководил фирмой, занимавшейся мясом птицы. В 1964 году польский дивизионный генерал Андерс назначил его майором. В 1967 году вместе с женой Изабеллой Радзивилл вернулся на родину. Скончался в Варшаве 24 октября 1968 года. Похоронен в семейной усыпальнице на кладбище в Вилянуве. Награды и ордена: Крест Храбрых (1921); Крест Независимости; Медаль «Участнику войны. 1918—1921»; Медаль войны 1939—1945; Кавалер чести и справедливости Мальтийского ордена, Кавалер Большого креста справедливости и великий приор Польского Ордена Святого Лазаря. 9 июня 1910 года в Кракове женился на своей кузине, княжне Изабелле Радзивилл (30 августа 1888 — 21 февраля 1968), дочери князя Доминика Марии Игнацы Радзивилла (1852—1938) и Долорес Марии Франциски де Аграмонте (1854—1920). Их дети: Княжна Изабелла Роза Габриэла Радзивилл (4 января 1915, Несвиж — 11 сентября 1996, Варшава), муж с 1934 года двоюродный брат, князь Эдмунд Фердинанд Радзивилл (1906—1971), сын князя Януша Францишека Ксаверия Радзивилла (1880—1967), 13-го ордината Олыцкого, и Анны Любомирской (1882—1947).

[495x700]
1886
Николай Ефимович Шаповал (украинское имя — Микола Юхимович Шаповал)
украинский военный, общественный и политический деятель, генерал-хорунжий. Брат Никиты Шаповала и Артёма Шаповала. Родился в селе Серебрянка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне Бахмутский район Донецкой области), в семье отставного унтер-офицера, сельского батрака Ефима Алексеевича и Натальи Яковлевны Шаповаловых. Окончил филологический факультет Киевского университета. В 1910 году Николай после окончания Чугуевского юнкерского пехотного училища получил офицерское звание подпоручик. Во время Первой мировой войны был ранен в Восточной Пруссии и попал в немецкий плен. В лагере Раштатт (возле одноимённого города) основал культурно-просветительное общество «Запорожская Сечь», а в городе Белая на Подляшье организовал украинскую общину. Сотрудник Союза Освобождения Украины в Вене. Один из организаторов 1-й Дивизии синежупанников (командир Запорожского полка имени Т.Шевченко). В 1919 году командир 7-й пехотной кадровой дивизии и Подольской группы Армии УНР, впоследствии 16-го отряда, переименовано в 3-ю Железную дивизию, начальник Юношеской Школы в Каменке. В лагерях интернированных в Польше — начальник Общей Юношеской Школы. Впоследствии в Чехословакии и (с 1924) во Франции. Принадлежал к УПСР и был председателем ячейки УПСР во Франции. В 1929—1948 годах — председатель Украинского Общества во Франции. Во время немецкой оккупации Франции подвергалась гонениям и украинская диаспора. Николай Шаповал отказался возглавить военное подразделение, за что был брошен в концлагерь, из которого был освобожден после оставления немцами Франции в 1944 году. Шаповал — автор книги «Проблемы демократии у Масарика»; переводил с французского языка Ромена Роллана «Игра любви и смерти»; редактор изданий «Вестник Украинского Общества во Франции» и «Украинская Свобода» в Париже. Умер в Сошо в 1948 году. Похоронен в Сошо (Франция). Литература: Энциклопедия украиноведения. В 10-и томах. / Главный редактор Владимир Кубиевич. — Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954—1989.

[591x700]
1886
Александр Степанович Яковлев (настоящая фамилия — Трифонов-Яковлев)
русский советский прозаик. Родился в Вольске, ныне Саратовской области, в глубоко религиозной семье. Отец — маляр, неграмотный; мать из раскольников. В 12 лет бежал из дома в пермские леса, чтобы стать пустынником, прошёл пешком тысячу километров, но потом вернулся домой. Окончил церковно-приходскую школу, в 1901 экстерном сдал экзамены за курс реального училища. Служил на телеграфе, затем на почте. В 1905 приехал в Санкт-Петербург, поступил на историко-филологический факультет университета, где проучился два года. В ходе революционных событий превратился в атеиста. Примкнул к эсерам-максималистам, участвовал в терактах. Чтобы избежать ареста, два раза уезжал из Санкт-Петербурга, в Тобольскую губернию и на Кавказ, но в Грозном всё же был заключён в тюрьму на 6 месяцев. После этого 5 лет жил в Ростове-на-Дону под надзором полиции, сотрудничал в газете «Утро Юга». В 1914 добровольцем отправился на войну, один год прослужил санитаром. С 1915 года жил в Москве. Корреспондент газеты «Утро России». В 1920 опубликован его первый рассказ. Обратил на себя внимание повестью «Повольники» (1923). В 1928 на ледоколе «Малыгин» принимал участие в спасении экспедиции Нобиле, участвовал в поисках Амундсена. В 1929 вместе с лётчиком М. Бабушкиным совершил первый перелёт по маршруту Москва—Ташкент. В 1929 вышла книга «Ледовый поход „Малыгина“», в которой Вольфганг Казак отмечает «наблюдательность автора, наглядно и с большим пониманием описывающего животных». Даже структура произведений Яковлева, героями которых являются одиночки, противостоящие массе, определяется судьбой самого автора, который без чьей-либо помощи пробил себе дорогу в жизни. Умер в Москве 11 апреля 1953 года. Похоронен в Вольске. Посмертные издания книг Яковлева появились благодаря усилиям В.Лидина. Сочинения: Октябрь, 1923; Повольники, 1923; Рассказы (с предисловием А.Луначарского), 1929; Полное собрание сочинений, тома 1—7, Москва — Ленинград, 1928—1929; Великие сталинские стройки, 1953; Октябрь. Повести и рассказы. (Послесловие А.Овчаренко), Москва, 1965; Человек и пустыня. (Послесловие В.Петелина), Москва, 1970. Литература: Белова М.П., Творчество Александра Яковлева, (Саратов), 1967; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, том 7, часть 2, Москва, 1972.

[546x700]
1887
Алексей Александрович Гегечкори (грузинское имя — ალექსი ალექსანდრეს ძე გეგეჭკორი; партийный псевдоним — Саша, საშა)
советский государственный и партийный деятель, участник революционного движения на Кавказе. Алексей Гегечкори родился в дворянской семье, в селе Наогалези (близ Мартвили) Сенакского уезда Кутаисской губернии. С 1902 года участвовал в революционном движении. В коммунистическую партию вступил в 1908 году. Вёл агитационную и партийную работу в Тифлисе, Баку, Челябинске, Мингрелии, Ростове-на-Дону. В Кутаиси в 1917 году участвовал в создании Бюро большевиков. В 1918 году становится председателем боевого штаба Западно-Грузинского комитета партии. Являлся одним из организаторов восстания против меньшевистского правительства Грузии. Был тяжело ранен в бою с белогвардейцами в Терской области. Награждён орденом Красного Знамени. Алексей Александрович Гегечкори, страдая от тяжелейших нервных припадков, являющихся результатом тяжёлого ранения в 1918 году, 7 июня 1928 года покончил с собой в Тифлисе. В 1936—1990 годах имя А.А.Гегечкори носили село Мартвили и Мартвильский район Грузинской ССР.

[519x700]
1887
Николай Акимович Никитин
артист цирка, жонглёр, наездник, музыкальный клоун, лауреат международного конкурса прыгунов (1915, Москва), организатор циркового дела, заслуженный артист РСФСР (1947). Родился в Киеве. Из семьи цирковых артистов. Сын А.А.Никитина. В 1917 году после смерти отца возглавил Московский цирк братьев Никитиных. После национализации - артист цирка К.И.Буля, гастролировал за рубежом (1919-1922). После возвращения на родину работал жонглёром и дрессировщиком лошадей. Директор и художественный руководитель цирковой программы в Воронеже, где им был открыт цирк-шапито в Художественном саду Губполитпросвета (осень 1924 года). Выступал в Воронежском цирке осенью 1934 года. Среди номеров Никитина: «Музыкальный эксцентрик», «Два атлета на одной лошади», «Жонглер на лошади», «Собаки-жокеи» и другие. Осуществлял постановки пантомим, среди которых: «Путешествие на «Луизиании»», «Драма в Мексике», «Позор старого режима» и другие. Написал воспоминания (не опубликованы). Умер в Москве 28 ноября 1963 года.

[600x500]
1889
Уильям Эдвард Гарнер (William Edward Garner)
английский физикохимик, член Лондонского королевского общества (с 1937). Родился в Хаглскоте (Лестершир). Окончил Бирмингемский университет (1913). Совершенствовал свое образование в Геттингенском университете (1913—1914). В 1915-1918 гг. работал в Вулвичском арсенале. Преподавал в Бирмингемском университете (1919), Лондонском университетском колледже (1919-1927), в 1927-1954 гг. - профессор Бристольского университета. Основные работы относятся к химии твердого тела и учению о катализе. Подтвердил (1931) выводы X.С.Тэйлора о существовании активированной хемосорбции. Установил (1924) важность измерения теплоты ад­сорбции; создал ряд усовершенст­вованных им же калориметров для этих измерений. Обнаружил, что при введении в катализатор про­моторов происходит изменение энергии активации хемосорбции. Развил (1940-е) электронные представления о структуре твердого тела и катализе на полупроводниках. Установил количественную зависимость каталитической активности от электрической проводимости. Разработал методы изучения кинетики экзо- и эндотермических реакций в твердой фазе. Показал зависимость химической активности твердого вещества от наличия определенных дефектов в кристаллической решетке. С этих позиций рассмотрел (1950-е) механизм ряда гетерогенно-каталитических реакций. Особенно подробно изучил эндотермические реакции диссоциации и ре­комбинации гидратов и карбонатов, а также экзотермические реакции диссоциации солей аммония. Известен как блестящий педагог и основатель большой научной школы. Президент Фарадеевского общества (1945-1947). Умер 4 марта 1960 года.

Davis_Bomberg0 (700x700, 400Kb)
1890
Дэвид Бомберг (David Bomberg)
один из крупнейших английских художников XX века. Родился в городе Бирмингем, графство Уорикшир, Англия, Великобритания. Был седьмым ребёнком в семье евреев-эмигрантов из Польши. В 1895 году Бомберги переезжают в лондонский Уайтчепел (на Ист-Энде). Здесь Дэвид в 15-летнем возрасте поступает в обучение на литографа. В 1908—1910 годах он изучает историю искусств в вестминстерской Школе искусств под руководством Уолтера Сикерта. Одновременно работает ассистентом в художественной мастерской художника Джона Сингера Сарджента, который советует Бомбергу продолжить своё образование в привилегированной Школе изящных искусств Слейд. Получив стипендию от еврейского агентства помощи, молодой художник учится в школе Слейд с 1911 по 1913 год. В этот период он знакомится с такими художниками, как Пол Нэш, Стэнли Спенсер, Айзек Розенберг и Марк Гертлер. Бомберг был одним из основателей такого художественного течения, как вортицизм. В 1913 году Бомберг, вместе с Джейкобом Эпстайном, едет во Францию, где знакомится с такими мастерами кисти, как Андре Дерен, Амедео Модильяни и Пабло Пикассо, оказавшими влияние на позднее творчество художника. Участник боевых действий на Западном фронте в 1915—1918 годах. После окончания Первой мировой войны Бомберг живёт некоторое время в Палестине (с 1923 по 1927 год), затем совершает поездки в Марокко и Грецию (в 1930 году), в СССР (в 1933 году), в Испанию (в 1934—1935 годах). В 1945—1953 художник преподаёт в лондонском университете Саут Бэнк. Среди учеников Бомберга следует назвать Франка Ауэрбаха, Лесли Марра, Густава Метцгера и Леона Коссофа. Бомберг писал преимущественно пейзажи и портреты. Его работы создавались как в абстрактном стиле (приблизительно до 1920 года), так и в экспрессионистском. В некоторых произведениях Бомберга чувствуется сильное влияние советского конструктивизма. Умер в городе Лондон, Англия, Великобритания, 19 августа 1957 года.

[535x698]
1890
Фриц Ланг (немецкое имя — Fritz Lang; полное имя — Фридрих Кристиан Антон Ланг, Friedrich Christian Anton Lang)
немецкий кинорежиссёр, с 1934 года живший и работавший в США. Один из величайших представителей немецкого экспрессионизма, Ланг снял самый крупнобюджетный фильм в истории немого кино («Метрополис», 1927) и предвосхитил эстетику американского нуара («Город ищет убийцу», 1931). Фриц Ланг известен также историями о преступных психиатрах-гипнотизёрах Калигари (работа над сценарием) и Мабузе (режиссура всей трилогии). Фридрих Кристиан Антон Ланг родился в Вене, в семье архитектора Антона Ланга и его жены Паулы, урождённой Шлезингер. Родители Ланга были выходцами из Моравии, католиками. Мать-еврейка приняла католичество, когда Фрицу было десять лет. Она серьёзно относилась к вере и воспитала сына в традициях католицизма. После окончания народной и реальной школы Ланг, который с детства занимался рисованием, поступил в 1907 году на архитектурный факультет Высшей технической школы, которую бросил после первого семестра. В 1908 году изучал живопись в Академии изобразительных искусств в Вене, а с 1911 года в Мюнхене — в Школе прикладного искусства (мастерская Юлиуса Дица). В 1913—1914 годах в Париже посещал школу живописи Мориса Дени и Академию Жюлиана. После начала Первой мировой войны Ланг вернулся в Вену. 12 января 1915 года он записался добровольцем. Участвовал в боях в России, Галиции, Румынии и Италии, был трижды ранен и неоднократно отмечен наградами. В 1918 году после очередного ранения был признан негодным к военной службе и демобилизован в чине лейтенанта. Ещё в 1916 году в Венском госпитале Фриц Ланг начал писать киносценарии, по которым были сняты такие фильмы, как «Хильда Уоррен и Смерть» Джо Мая (1917) и «Чума во Флоренции» Отто Рипперта (1919). В августе 1918 года он познакомился с берлинским кинопродюсером Эрихом Поммером, который пригласил его в качестве штатного сценариста киностудии «Decla». В 1920 году, работая на фирме «May-Film GmbH», Ланг познакомился с писательницей и сценаристкой Теа фон Харбоу, сотрудничество с которой продолжалось до 1933 года. Первая жена Ланга Элизабет Розенталь умерла 25 сентября 1920 года. В качестве причины смерти врач записал в протокол: «несчастный случай, выстрел в грудь». 26 августа 1922 года Ланг и Харбоу сочетались законным браком. Вскоре после свадьбы Ланг получил немецкое гражданство. Первой самостоятельной режиссёрской работой Ланга стал приключенческий фильм «Харакири» (1919). Его последующие фильмы развивали романтические и экспрессионистские мотивы. При этом Ланг обычно тяготел к развёрнутым многочасовым постановкам. «Пауки» (первая часть — «Золотое озеро», 1919; вторая часть — «Бриллиантовый корабль», 1920) — приключенческая драма о поисках сокровища затерянной цивилизации. «Усталая смерть» (1921) — философско-лирическая притча о любви, пытающейся победить смерть. «Доктор Мабузе — игрок» (1922) — масштабная детективная драма по роману Норберта Жака о сверхпреступнике. «Нибелунги» (первая часть — «Зигфрид», 1924; вторая часть — «Месть Кримхильды», 1924) — эпическая фантазия по мотивам древнегерманской саги о Зигфриде. «Метрополис» (1926) — знаменитая антиутопия, оказавшая огромное влияние на развитие социальной и научной фантастики XX века. "Женщина на Луне (1929) — первый в мире фильм о космическом полёте, поставленный с учётом научных и технических представлений о возможности такого предприятия. Первый звуковой фильм Фрица Ланга, детективная трагедия «М» (1931), рассказывает о маньяке-детоубийце, поймать которого пытается не только полиция, но и синдикат преступников. Это один из самых знаменитых фильмов в истории кино. Его последний немецкий фильм, «Завещание доктора Мабузе» (1933), был запрещён 29 марта 1933 года цензурой. 20 апреля 1933 года Ланг развёлся с Теа фон Харбоу и 21 июля 1933 года окончательно переехал в Париж. Во Франции Ланг поставил один фильм, мрачную романтическую фантазию «Лилиом» (1934) по пьесе Ференца Мольнара. Продюсером фильма был Эрих Поммер, который также бежал из Германии в Париж, где занялся созданием европейского отдела киностудии «Двадцатый век Фокс». В 1934 году Ланг заключил с «Метро-Голдвин-Майер» контракт на один фильм с опцией ещё на несколько фильмов, и переехал в США. В общей сложности Ланг проведёт в Голливуде 22 года, поставив за этот период 22 полнометражных фильма, в различных жанрах и практически на всех крупных голливудских студиях, а также как независимый продюсер. В 1934-1935 годах студия «Эм-Джи-Эм» поручала ему постановку целого ряда фильмов, однако по различным причинам их производство прерывалось. В итоге в сентябре 1935 года «Эм-Джи-Эм» объявила, что Ланг будет ставить криминальную драму «Ярость», известную также под рабочим названием «Толпа правит». Фильм, главные роли в котором исполнили Сильвия Сидни и Спенсер Трейси, носил ярко выраженный публицистический характер, бросая обвинение презрительному отношению к закону и стадному инстинкту толпы. В основе фильма лежит история о том, как в небольшом американском городе разъярённая слухами толпа чуть было не растерзала невинного человека, а тот потом с не меньшей яростью стал мстить этой толпе, пытаясь любой ценой добиться наказания десятков людей за самосуд. Картина имела большой успех как у критиков, так и в прокате, и была номинирована на Оскар за лучший сценарий. В 1995 году фильм был включён в Национальный реестр фильмов, отобранных Национальным советом по сохранности фильмов для хранения в Библиотеке Конгресса США. Отношения Ланга и творческой группы во время съёмок фильма не складывались, и только благодаря усилиям продюсера фильма Джозефа Л. Манкевича студия не отстранила Ланга от работы. После завершения работы над фильмом Ланг в ряде интервью негативно отзывался о работе «Эм-Джи-Эм» на стадии окончательного монтажа фильма, и в итоге остался без работы. Голливудскую карьеру Ланга спасла актриса Сильвия Сидни, которая была одной из немногих, кто хотел работать с Лангом. Сидни заключила личный договор с независимым продюсером Уолтером Вагнером, с условием, что постановщиком их фильма будет Ланг. При работе над криминальной драмой «Жизнь даётся один раз» Вагнер предоставил Лангу полную свободу действий. Фильм рассказывает историю любви бывшего заключённого (Генри Фонда) и секретаря адвоката (Сильвия Сидни), которые хотят жить честной и счастливой жизнью, однако несправедливая судьба толкает их на преступный путь и бегство от властей. Несчастные герои Ланга вызывают симпатию у зрителя, и одновременно Ланг подвергает резкой критике систему правосудия, которая озабочена лишь тем, чтобы жестоко покарать героя, а также средства массовой информации, которым не терпится увидеть его осуждённым. Постановку Ланга отличает «чистый экспрессионистский стиль, который оказал громадное влияние на послевоенный фильм нуар: там всегда ночь, обычно идёт дождь и камера нависает над героями как тяжёлая рука судьбы». Из оригинальной 100-минутной версии фильма было удалено около 15 минут c беспрецедентными для своего времени сценами насилия. Фильм был положительно оценён критикой и имел неплохие кассовые результаты. Как и «Ярость», он стал одним из предвестников жанра фильм нуар, а также заложил основы субжанра, получившего название «влюблённые в бегах». Несмотря на удачный премьерный показ в январе 1937 года, «Ланг своим поведением и речами обрёл новых врагов». В мае 1937 года Ланг заключил со студией «Парамаунт» двухлетний контракт на создание трёх фильмов. Завершённая летом 1938 года романтическая драма с комедийными и сатирическими элементами «Ты и я» рассказывала о двух бывших заключённых (Джордж Рафт и вновь Сильвия Сидни), работающих в универсальном магазине, которые собираются пожениться и одновременно планируют ограбление собственного магазина. Фильм стал полным разочарованием, и «Парамаунт» обвинила в неудаче Ланга. Весной 1939 года контракт с Лангом был расторгнут после единственного поставленного им фильма. 14 августа 1939 года Ланг получил американское гражданство, а в конце года познакомился с продюсером и специалистом по поиску талантов Сэмом Джэффом, который «привнёс стабильность в его голливудскую карьеру». Джэфф знал, что «Двадцатый век Фокс» планировал снять продолжение поставленного Генри Кингом вестерна «Джесси Джеймс» (1939), и предложил Ланга в качестве режиссёра фильма. Глава студии Дэррил Занук одобрил эту идею, и Ланг подписал договор на постановку фильма «Возвращение Фрэнка Джеймса» (1940). Этот вестерн, далёкий от исторической достоверности, рассказывает о мести Фрэнка Джеймса (Генри Фонда) убийцам своего брата. В этом фильме свою первую роль сыграла будущая звезда Джин Тирни. После этого Ланг продолжил работу на «Фокс» с ещё одним вестерном «Вестерн юнион» (1941), также снятым в цветовой системе «Текниколор». Оба фильма были положительно оценены критикой и имели успех у публики. В итоге Занук остался доволен обоими фильмами, и Ланг получил на «Фокс» контракт на постановку ещё нескольких фильмов. Следующий фильм Ланга, триллер «Охота на человека» (1941), рассказывал о преследовании Гестапо английского профессионального охотника, которого заподозрили в покушении на Гитлера. Критики внесли этот фильм в список лучших картин года, что означало возвращение Ланга в число наиболее авторитетных режиссёров Голливуда. Ланг рассчитывал, что благодаря успеху картины получит от Занука предложения на постановку более интересных фильмов. Однако две свои следующие работы Ланг так и не завершил. Сначала он сослался на жёлчнокаменную болезнь, а затем и вовсе ушёл с «Фокс» в 1942 году. В том же году совместно с Бертольтом Брехтом Ланг начал работу над сценарием фильма о покушении на гауляйтера Праги Рейнхарда Гейдриха (который незадолго до того был убит чешскими борцами сопротивления) и последовавшими за его убийством репрессиями против мирного населения. Получившаяся в итоге военная драма «Палачи тоже умирают!» (1943), режиссёром которой стал Ланг, а продюсером Арнольд Прессбургер, получила высокую оценку критики и была номинирована на два Оскара (за музыку и звук). В 1946 году на Венецианском фестивале фильм был удостоен международной премии критиков. В 1944 году Ланг достиг пика своей американской карьеры, когда в кинотеатрах в широкий прокат вышли сразу два прекрасно принятых фильма — «Министерство страха» и «Женщина в окне». В основу «Министерства страха» (1944) был положен роман Грэма Грина, права на который принадлежали студии «Парамаунт пикчерс», и для постановки фильма Ланг вернулся на эту студию. Действие фильма происходит в Лондоне во время Второй мировой войны, где только что вышедший из психиатрической клиники несчастный бедняга (Рэй Милланд) по иронии судьбы становится объектом преследования как со стороны сети нацистских шпионов, так и местной полиции, подозревающей его в совершении убийства. Этот фильм положил начало серии фильмов нуар Ланга, которые принесли ему славу в Голливуде. Месяц спустя на экраны вышел фильм нуар «Женщина в окне» (1944), который Ланг поставил по предложению сценариста и независимого продюсера Наннэлли Джонсона. В картине рассказывается мрачная история немолодого добропорядочного профессора криминальной психологии (Эдвард Г.Робинсон), который влюбляется в роковую красавицу (Джоан Беннетт), и по воле случая и собственной слабости убивает человека, скрывает следы преступления, а затем становится объектом шантажа. Фильм показывает, что «добро и зло присутствуют во всём, и что моральный выбор часто диктуют обстоятельства». В 1945 году Ланг совместно с актрисой Джоан Беннетт, продюсером Уолтером Вагнером и сценаристом Дадли Николсом создал продюсерскую фирму «Диана продакшнс», названную так в честь дочери Беннетт. Первой постановкой Ланга для «Диана продакшнс» стал фильм нуар «Улица греха» (1945), который был самым независимым фильмом Ланга за все годы его карьеры в США, так как продюсеры никоим образом не влияли на его работу. Этот фильм — ремейк фильма Жана Ренуара «Сука» (1931) — во многих смыслах стал также продолжением предыдущей картины Ланга, рассказывая историю скромного бухгалтера (Эдвард Г. Робинсон), который влюбившись в роковую красавицу (Джоан Беннетт), раскрывает как свой невиданный творческий потенциал, так и всю глубину нравственного падения. Ланг «бесподобен в своём умении передать отчаяние несчастных, наивных жертв в жёстком реальном мире». Работа над фильмом затянулась, и в поисках экономической поддержки Ланг заключил дополнительный договор с «Юнивёрсал» об участии студии в проекте на стадии пост-продакшна. Поскольку в финале картины убийца остался ненаказанным, фильм столкнулся с цензурными проблемами, так как подобный финал противоречил действующему на тот момент кодексу Хейса. Фильм имел большой успех в прокате. Воспринятый в своё время критикой неоднозначно, сегодня этот фильм, так же как и «Женщина в окне», относится к классике жанра фильм нуар. Затем Ланг поставил шпионский триллер «Плащ и кинжал» (1946) с Гэри Купером в главной роли, намереваясь рассказать о наступлении новой, ядерной эпохи после окончания Второй мировой войны. Однако руководство студии «Уорнер бразерс» отказалось от предложенной Лангом концовки фильма, превратив его в обычный романтический триллер охоты за ядерными секретами. Следующий фильм Ланга «Тайна за дверью» (1948) в жанровом плане сочетал в себе элементы готического триллера, психологического хоррора и фрейдистской мелодрамы, рассказывая историю молодой женщины (Джоан Беннетт в третьей и последней совместной работе с Лангом), которая подозревает своего мужа в том, что он хочет её убить. Фильм был умело поставлен и прекрасно сыгран квалифицированным составом актёров, однако по причине слабо проработанного сценария получил неоднозначные отзывы критики и полностью провалился в прокате. Дистрибютор фильма «Юнивёрсал», получив рекордные убытки, решил разорвать отношения с «Диана продакшнс», которая вскоре после этого вообще прекратила своё существование. Последние семь лет работы Ланга в Голливуде стали для него самыми продуктивными, за этот период он поставил десять фильмов. Однако этот отрезок карьеры Ланга был и наиболее низким по качеству работ, среди которых к числу действительно выдающихся можно отнести только картины «Стычка в ночи» (1952) и «Большая жара» (1953). После неудачи фильма «Тайна за дверью» Ланг был вынужден искать нового продюсера, заключив контракт на два фильма с небольшой независимой продюсерской компанией «Файделити пикчерс». Первый из этих фильмов, криминальная драма «Дом у реки» (1950), стала единственным фильмом Ланга категории В. В картине, действие которой происходило в конце ХIХ века, рассказывается история неудачливого и порочного писателя, который при попытке изнасилования случайно убивает свою служанку, а затем привлекает своего добропорядочного брата к сокрытию следов преступления. В итоге брат оказывается главным подозреваемым, а писатель становится знаменитым, посвятив убийству свою новую книгу. Фильм имел определённый успех в США, однако почти не продавался за рубежом, в итоге его стали считать самой неизвестной работой Ланга голливудского периода. В том же году Ланг, который был должен студии «Двадцатый век Фокс» один фильм, поставил для неё военную драму «Американская война на Филиппинах» (1950), в которой американский морской офицер (Тайрон Пауэр) в 1942 году организует борьбу филиппинских партизан против японских захватчиков. Этот фильм получил самые плохие для Ланга отзывы критики и считается одним из самых слабых фильмов режиссёра за всю его карьеру, хотя в экономическом плане он был достаточно успешным. В 1952 году Ланг выпустил три фильма. В феврале состоялась премьера вестерна «Пресловутое ранчо» (второй фильм для компании «Файделити»), в марте — драма «Стычка в ночи», а накануне Рождества — фильм нуар «Синяя гардения». В центре внимания психологического вестерна «Пресловутое ранчо» находится история мести молодого героя, ведущего охоту на убийц своей невесты. Фильм памятен любовным треугольником в составе молодого мстителя (Артур Кеннеди), главы бандитов (Мел Феррер) и хозяйки ранчо (Марлен Дитрих), служащего укрытием для банды. Несмотря на то, что Дитрих была на 13 лет старше первого и на 16 лет старше второго актёра, она и в свои 50 лет продолжала излучать сексуальную притягательность. Мелодрама «Стычка в ночи» по пьесе Клиффорда Одетса рассказывает о запутанных отношениях любви, дружбы, безразличия, отвращения и измен, связывающих несколько семейных пар в небольшом рыбацком городке в Новой Англии. Главные роли в фильме сыграли Барбара Стэнвик и Роберт Райан, в небольшой роли снялась также Мерилин Монро. В фильме нуар «Синяя гардения» с Энн Бакстер и Ричардом Конте Ланг рассказывает историю расследования убийства художника (Рэймонд Бёрр), умело обыгрывая символы урбанистической среды своего времени — телефонную связь (выступающую для героев своеобразным орудием судьбы), влияние средств массовой информации и растущее распространение популярной музыки (представителем которой выступает Нэт Кинг Коул). В первой половине 1953 года руководитель «Коламбиа пикчерс» Гарри Кон предложил Лангу контракт, и на удивление, неуживчивый Ланг сработался с темпераментным Коном. Первой постановкой Ланга для «Коламбиа» стал фильм нуар «Большая жара» (1953). Герой фильма, полицейский детектив (Гленн Форд) вступает в схватку с контролирующей город мафиозной группировкой после жестокого убийства его жены, не останавливаясь ни перед чем и не обращая внимания на то, что его действия косвенно становятся причиной гибели четырёх невинных женщин. Фильм известен беспрецедентным высоким уровнем насилия для своего времени, в частности, в одной из памятных сцен бандит (Ли Марвин) выплёскивает в лицо героине (Глория Грэм) кипящий кофе. Фильм стал одним из самых успешных фильмов Ланга в международном плане, хотя в США добился лишь умеренного успеха. В 2011 году фильм был включён в Национальный реестр фильмов, отобранных Национальным советом США по сохранности фильмов для хранения в Библиотеке Конгресса. Вторым и последним фильмом Ланга для «Коламбиа» был фильм нуар «Человеческое желание» (1954). Фильм поставлен по мотивам романа Эмиля Золя «Человек-зверь» (1890) и является ремейком одноимённого фильма 1938 года режиссёра Жана Ренуара. Действие картины перенесено в американский железнодорожный узел на Среднем Западе в годы после Корейской войны, главные роли, как и в предыдущем фильме Ланга, сыграли Гленн Форд и Глория Грэм. «Хотя этот фильм и не относится к шедеврам нуара Ланга, тем не менее, эта беспощадная история неверности и шантажа ещё раз напоминает, что даже проходные фильмы Ланга остаются живыми, захватывающими и неотразимыми». В 1954 году Ланг вернулся на «Метро-Голдвин-Майер» для постановки костюмированной приключенческой мелодрамы «Мунфлит» об охоте контрабандистов за бесценным бриллиантом в британском прибрежном городке Мунфлит в середине 18 века. Несмотря на сильный состав актёров (Стюарт Грейнджер и Джордж Сэндерс) и достаточно высокое качество постановки, фильм принёс студии убыток свыше миллиона долларов. Двумя последними работами Ланга в США стали фильмы нуар «Пока город спит» (1956) и «За гранью разумного сомнения» (1956), которые выпустил независимый продюсер Берт Е.Фридлоб для студии РКО. Действие фильма нуар «Пока город спит» происходит в Нью-Йорке середины 1950-х годов. Сочетая элементы детективного триллера об охоте на маньяка, острой драмы борьбы за власть в гигантской медиа-корпорации и социального комментария о нравах в средствах массовой информации (включая негативное воздействие комиксов на сознание молодёжи), фильм отличается великолепной игрой звёздного состава актёров, включающего, среди прочих, Дэну Эндрюса, Джорджа Сэндерса, Винсента Прайса и Айды Лупино. В своём последнем американском фильме и своём третьем «газетном» нуаре «За пределами разумного сомнения» (1956) Ланг исследует тему правомочности вынесения смертного приговора на основании косвенных улик и вновь затрагивает тему средств массовой информации в современном обществе. Несмотря на качественную постановочную работу и привлечение звёзд (в главной роли вновь сыграл Дэна Эндрюс) фильм страдал от слабо проработанного сценария, невыразительной актёрской игры и визуального однообразия по причине ограниченности средств. Во время съёмок Ланг постоянно конфликтовал с продюсером Бертом Е.Фридлобом. После завершения работы Ланг излил весь свой гнев в отношении голливудской машины и заявил, что не хочет более делать ни единого фильма в Голливуде. После этого он подготовил ещё несколько сценарных заготовок, но на этот раз никто из заметных продюсеров не выразил желания работать с ним. В 1956 году Ланг впервые посетил ФРГ, обсудил несколько проектов, но без конкретных планов вернулся в Беверли-Хиллз. В конце 1957 года он откликнулся на предложение немецкого продюсера Артура Браунера и поставил фильмы «Индийская гробница» (Das Indische Grabmal, 1958) и «Тысяча глаз доктора Мабузе» (Die tausend Augen des Dr. Mabuse, 1960). В 1963 году Ланг сыграл самого себя в фильме Жана-Люка Годара «Презрение» (Le mepris). В 1964 году он был председателем жюри Каннского кинофестиваля. В 1919—1920 гг. Ланг был женат на Элизабет Розенталь, в 1922—1933 гг. на Теа фон Харбоу. В 1971 году он тайно женился на Лили Латтэ, секретарше, ассистенте, спутнице жизни, с которой познакомился в начале 1930-х. Ни в одном из браков детей не было. Фриц Ланг умер в Беверли-Хиллз 2 августа 1976 года. Похоронен на Голливудских холмах. В 2007 году Артём Деменок снял в Германии документальный фильм «Фриц Ланг». Награды: 1946 — антифашистский фильм Ланга «Палачи тоже умирают» (Hangmen Also Die, 1943) удостоен специального упоминания международного жюри критиков Венецианского кинофестиваля; 1963 — Почётная премия за неоценимый вклад в немецкий кинематограф; 1976 — Премия американской Академии кинофантастики с формулировкой «За выдающиеся достижения» (Life Career Award). Фриц Ланг удостоен собственной звезды на Аллее Славы в Голливуде (1600 Vine Street). Фриц Ланг часто рассказывал, что после запрета фильма «Завещание доктора Мабузе» рейхсминистр пропаганды Геббельс вызвал его к себе, но не для того, чтобы призвать к ответу, а предложить пост «руководителя германской киноиндустрии»: «Фюрер видел ваши фильмы „Нибелунги“ и „Метрополис“ и сказал: вот человек, способный создать национал-социалистическое кино!..» Якобы в тот же вечер Ланг уехал в Париж и в Германию уже не возвращался. Однако в Париж Ланг приехал не в начале апреля, как он сам утверждал, а 28 июня 1933 года, и ещё несколько раз ездил оттуда в Берлин и Лондон. 17 июля он в последний раз вернулся в Берлин, 21 июля 1933 года — дата его окончательного переезда в Париж. Об этом свидетельствуют пограничные штампы в паспорте Ланга, который хранится в Берлинском киномузее. Фриц Ланг появляется в аниме Fullmetal Alchemist: Conqueror of Shambala, как реинкарнация Кинга Бредли, мира Эдварда, в нашем мире. Фильмография: 1919 – «Полукровка» (оригинальное название – «Halbblut»), описание –Утерян; 1919 – «Властелин любви» (оригинальное название – «Herr der Liebe»), описание –Утерян; 1919 – «Харакири» (оригинальное название – «Harakiri»), описание –По «Мадам Баттерфляй»; 1919 – «Пауки. Часть 1: Золотое озеро» (оригинальное название – «Die Spinnen, 1. Teil — Der Goldene See»), описание –Приключенческий фильм о послании в бутылке и потерянных сокровищах. Был утерян до 1970-х; 1920 – «Пауки. Часть 2: Бриллиантовая лодка» (оригинальное название – «Die Spinnen, 2. Teil — Das Brillantenschiff»), описание –Приключенческий фильм о послании в бутылке и потерянных сокровищах. Был утерян до 1970-х; 1920 – «Блуждающий образ» (оригинальное название – «Das wandernde Bild»), описание – Сохранился не полностью. Мелодрама; 1921 – «Четверо вокруг женщины» (оригинальное название – «Vier um die Frau»), описание – Мелодрама; 1921 – «Усталая Смерть» (оригинальное название – «Der Müde Tod»), описание – Экспрессионистическая история, где Смерть является действующим лицом; 1922 – «Доктор Мабузе, игрок» (оригинальное название – «Dr. Mabuse, der Spieler»), описание – 1-й фильм режиссёра о его любимом персонаже, гениальном воре (4 часа); 1924 – «Нибелунги Die Nibelungen: Siegfried, Die Nibelungen: Kriemhilds Rache»), описание – Экранизация классического эпоса; 1927 – «Метрополис» (оригинальное название – «Metropolis»), описание – Легендарный фильм о мире будущего и женщине-роботе; 1928 – «Шпионы» (оригинальное название – «Spione»), описание – Шпионский триллер; 1929 – «Женщина на Луне» (оригинальное название – «Frau im Mond»), описание – Научная фантастика; 1931 – «М (Город ищет убийцу) » (оригинальное название – «M»), описание – Психологический триллер о маньяке-убийце детей. Первый звуковой фильм режиссёра; 1933 – «Завещание доктора Мабузе» (оригинальное название – «Das Testament des Dr. Mabuse»); 1934 – «Лилиом» (оригинальное название – «Liliom»), описание – Фантазийная сказка о переселении душ; 1936 – «Ярость» (оригинальное название – «Fury»), описание – Молодого человека линчуют по ошибке. Он выживает в пожаре и мстит жителям оскорбившего его города; 1937 – «Жизнь даётся один раз» (оригинальное название – «You Only Live Once»), описание – О трагической любви осуждённого преступника и помощницы прокурора; 1938 – «Ты и я» (оригинальное название – «You and Me»), описание – О паре преступников; 1940 – «Возвращение Фрэнка Джеймса» (оригинальное название – «The Return of Frank James»), описание – Вестерн о брате Джесси Джеймса; 1940 – «Вестерн-Юнион» (оригинальное название – «Western Union»), описание – Вестерн; 1941 – «Охота на человека» (оригинальное название – «Man Hunt»), описание – Триллер о человеке, за которым охотятся нацисты и Пятая колонна в Британии; 1942 – «Лунный прилив» (оригинальное название – «Moontide»), описание – Драма о человеке, который боится, что признался в убийстве, пока был пьян; 1943 – «Палачи тоже умирают! » (оригинальное название – «Hangmen Also Die! »), описание – Триллер, вымышленная история обстоятельств того, как нацисты ищут убийцу Гейдриха, а соотечественники его прячут; 1944 – «Министерство страха» (оригинальное название – «Ministry of Fear»), описание – Шпионский триллер, экранизация романа Грэма Грина; 1944 – «Женщина в окне» (оригинальное название – «The Woman in the Window»), описание – Триллер о роковой случайной встрече профессора и красавицы; 1945 – «Улица греха» (оригинальное название – «Scarlet Street»), описание – Фильм-нуар о грехопадении простого человека; 1946 – «Плащ и кинжал» (оригинальное название – «Cloak and Dagger»), описание – Шпионский триллер об операции в Европе во время войны; 1948 – «Тайна за дверью» (оригинальное название – «Secret beyond the Door»), описание – Психологический триллер на мотив Синей Бороды; 1950 – «Дом у реки» (оригинальное название – «House by the River»), описание – Триллер о семье, которая живёт в доме над рекой, наводнении и убийстве служанки; 1950 – «Американские партизаны на Филиппинах» (оригинальное название – «American Guerrilla in the Philippines»), описание – Военный фильм; 1952 – «Пресловутое ранчо» (оригинальное название – «Rancho Notorious»), описание – Вестерн о поиске героем убийцы любимой девушки; 1952 – «Стычка в ночи» (оригинальное название – «Clash by Night»), описание – Драма о жизни в небольшом городке; 1953 – «Синяя гардения» (оригинальное название – «The Blue Gardenia»), описание – Детектив в жанре нуар; 1953 – «Сильная жара» (оригинальное название – «The Big Heat»), описание – -нуар о расследовании смерти полицейского; 1954 – «Человеческое желание» (оригинальное название – «Human Desire»), описание – Адаптация романа Эмиля Золя; 1955 – «Мунфлит» (оригинальное название – «Moonfleet»), описание –Готическая мелодрама о Британии XVIII века; 1956 – «Пока город спит» (оригинальное название – «While the City Sleeps»), описание –Драма; 1956 – «За пределами разумного сомнения» (оригинальное название – «Beyond а Reasonable Doubt»), описание –Фильм-нуар; 1959 – «Бенгальский тигр» (оригинальное название – «Der Tiger von Eschnapur»), описание –Приключенческий фильм об Индии; 1959 – «Индийская гробница» (оригинальное название – «Das Indische Grabmal»), описание –Продолжение предыдущего; 1960 – «Тысяча глаз доктора Мабузе» (оригинальное название – «Die Tausend Augen des Dr. Mabuse»). Сценарист: 1919 — Пляска смерти / Totentanz; 1921 — Индийская гробница / Das indische Grabmal, 2 Teile.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 5 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»