
1852
Макс Карл Вильгельм Вебер
немецко-нидерландский биогеограф, профессор Амстердамского университета (1900), организатор и руководитель морской экспедиции в Нидерландскую Восточную Индию (ныне — Индонезия) в 1899—1900 гг.Родился в Бонне, Германия. Макс Вебер был сыном немца Германа Вебера и голландки Вильхельмины ван дер Колк. Когда ему было 2 года, умер отец. В 1873 году он изучал сравнительную анатомию в Боннском университете. С 1875 по 1876 он посещал лекции Карла Эдуарда фон Мартенса в Университете имени Гумбольдта в Берлине. В 1877 году он получил учёную степень кандидата наук в университете Бонна. В 1878 году он сдал экзамен по медицине и прошёл в Германии военную службу. В 1880 году он преподавал в университете Утрехта анатомию человека. С мая по октябрь 1881 года он участвовал в экспедиции в Баренцево море. В 1883 году он женился на нидерландском альгологе и ботанике Анне Вебер ван Боссе (1852—1942). В том же году он стал профессором зоологии в университете Амстердама. В 1887 году он стал гражданином Нидерландов. В 1888 году Вебер с женой отправились в Индию и затем на Суматру, Яву, Флорес и Сулавеси, где они занимались исследованиями пресноводной флоры и фауны. В 1892 году Вебер был назначен директором Зоологического музея университета Амстердама. В 1894 году во время экспедиции в Южную Африку он изучал пресноводную фауну. С 1899 по 1900 годы он руководил экспедицией, для которой предоставленная в распоряжение нидерландским правительством канонерская лодка «Siboga» была переоборудована в исследовательское судно. Во время этой экспедиции Вебер обнаружил 131 неизвестный вид животных. Наряду с этим он установил биогеографическую границу, названную «линией Вебера», которая лучше, чем линия Уоллеса, отражала равновесие между Ориентальной и Австралийской областями. Линия Вебера проходит между Моллукскими островами, островом Буру и Сулавеси, между Тимором в Зондском архипелаге и Австралией. После своего возвращения в Нидерланды Вебер опубликовал «Die Säugetiere. Einführung in die Anatomie und Systematik der recenten und fossilen Mammalia» (в 1904 с расширенным изданием в годы 1927—1928), «Lehrbuch der Biologie für Hochschulen» (учебник по биологии для институтов, 1911), а также 7-томное произведение «The Fishes of the Indo-Australian archipelago». В 1935 году Вебер был избран иностранным членом Лондонского Королевского общества.

Умер в селении Эрбек 7 февраля 1937 года, похоронен там же.
В честь Вебера названы многие таксоны животных, в том числе парусная ящерица Вебера (Hydrosaurus weberi), Карликовая белка Вебера (Prosciurillus weberi), илистый прыгун Вебера (Periophthalmus weberi), Siboglinum weberi, Chromis weberi, Caudacaecilia weberi, Peristedion weberi.
Основные труды: Weber M. Der Indo-Australische Archipel und die Geschichte seiner Tierwelt. — Jena: Gustav Fischer, 1902. — 46 S; Weber M. Die Säugetiere: Einführung in die Anatomie und Systematik der recenten und fossilen Mammalia. 2. Aufl. — Jena: Gustav Fischer. — Bd 1. Anatomischer Teil. — 1927. — 459 S. ; Bd 2. Systematischer Teil. — 1928. — 922 S; Вебер М. Приматы: анатомия, систематика и палеонтология лемуров, долгопятов и обезьян / перевод, редакция и дополнения М.Ф.Нестурха. — Москва; Ленинград: Биомедгиз, 1936. — 366 страниц.
Литература: D’Arcy Wentworth Thompson: Max Wilhelm Carl Weber. 1852—1937. Obituary Notices of Fellows of the Royal Society, Vol. 2, No. 6 (Jan., 1938), S. 347—355.
1855
Клинтон Харт Меррием (также Гарт Мерриам; Clinton Hart Merriam)
американский зоолог и ботаник. Родился в Нью-Йорке. Меррием изучал биологию и анатомию с 1874 по 1877 годы в Йельском университете, а в 1879 году получил докторскую степень в Колумбийском университете. С 1879 по 1885 годы он работал медиком в Нью-Йорке. В 1886 году он стал первым руководителем отделения хозяйственной орнитологии и маммалогии Департамента сельского хозяйства США, предшественника сегодняшних National Wildlife Research Center и Службы рыбных ресурсов и дикой природы США. Он занимал эту должность до 1910 года. В 1888 году он стал соучредителем Национального географического общества и разработал концепцию «живых зон» для классификации биомов Северной Америки. С 1891 по 1892 годы он был президентом Биологического общества Вашингтона (Biological Society of Washington). В 1899 году он организовал для железнодорожного магната Эдварда Генри Гарримана разведывательную поездку вдоль побережья Аляски.
Он возглавлял в разные периоды своей жизни многочисленные учреждения: с 1900 по 1903 годы — Американское общество орнитологов, в 1902 году он был избран в Национальную академию наук США, с 1917 по 1935 годы — U.S. Board on Geographic Names, с 1919 по 1921 годы — American Society of Mammalogists, с 1920 по 1921 годы Anthropological Society of Washington и с 1924 по 1925 годы American Society of Naturalists. С 1910 года он изучал язык и жизнь индейских племён запада Соединённых Штатов. Однако, его исследования имели небольшое значение. В целом Меррием опубликовал более 500 научных работ, прежде всего, о млекопитающих и птицах и описал примерно 600 новых видов. Умер в Беркли, штат Калифорния, США, 19 марта 1942 года.
Труды: Merriam C.H. Results of a biological survey of the San Francisco Mountain region and desert of the Little Colorado, Arizona. — Washington, D.С. : Gov. Print. Office, 1890. — vii, 136 p; Merriam C.H. The geographic distribution of life in North America, with special reference to the Mammalia // Proc. Biol. Soc.Washington 1892. Vol. 7, P. 1-64; Merriam C.H. Laws of temperature control of the geographic distribution of terrestrial animals and plants // Natl Geogr. Mag. 1894. Vol. 6. P. 229—238; Merriam C.H. The geographic distribution of animals and plants in North America // Yearbook of the U. S. Dept. of Agriculture. 1895. For 1894. P. 203—214; Merriam C.H Life Zones and Crop Zones of the United States // Bull. U.S. Dept. of Agriculture, Div. Biol. Surv. 1898. N 10. P. 1- 79.
Литература: Кафанов А.И. Выдающиеся ученые-биогеографы: биобиблиогр. справочник / А.И.Кафанов, В.А.Кудряшов; ответственный редактор И.А.Черешнев. — Москва: Наука, 2007. - Страниц 109. — 307 страниц; Sterling, Keir B. 1974. The Last of the Naturalists: The Career of C. Hart Merriam. Arno Press, New York.
1856
Константин Фёдорович (Адам Константин Пауль) фон Брюммер
генерал-лейтенант. Происходил из дворян Эстляндской губернии. Сын вице-адмирала Фёдора Яковлевича и Екатерины Платоновны урождённой Ламбер-д’Ансе. Воспитывался во 2-й Петербургской военной гимназии. В 1874 году поступил на службу юнкером в школу. 10 июня 1877 года произведён в корнеты Кавалергардского полка. В 1881 году прикомандирован в 1-й военно-телеграфный парк. В 1882 году произведён в поручики и 14 июля зачислен в постоянный состав Офицерской кавалерийской школы. В 1883 году причислен в переменный состав школы, для прохождения курса инструкторов верховой езды. В 1885 году окончил этот курс первым, записан на мраморной доске и назначен младшим учителем верховой езды. В 1888 году произведён в штабс-ротмистры. 21 октября 1889 года отчислен обратно в свой полк. В феврале 1890 года был заведующим охотничьей командой, а с октября по декабрь заведовал полковой учебной командой. В 1892 году произведён в ротмистры. Кавалерист-спортсмен, неоднократно принимал участие в скачках и брал призы. 20 июля назначен адъютантом к Великому князю Николаю Александровичу. В 1898 году произведён в полковники. С 1896 по 1899 год состоял почетным мировым судьей по Могилевскому уезду Подольской губернии. В 1899 году прикомандирован к лейб-гвардейскому Конно-гренадерскому полку для командования 6-м эскадроном. В 1900 году откомандирован к месту служения. 4 февраля 1904 года уволен со службы по домашним обстоятельствам, а 18 апреля того же года вновь определён на службу и на ту же должность, с зачислением по армейской кавалерии. В 1906 году произведён в генерал-майоры, с назначением состоять при Великом князе Николае Михайловиче. 14 апреля 1913 года за отличие произведён в генерал-лейтенанты. С 28 июля 1914 года состоял в распоряжении командующего армиями Юго-Западного фронта. 19 апреля 1917 года уволен от службы за болезнью с мундиром и пенсией. В 1918 в Петрограде был взят в заложники, но освобождён. После революции эмигрировал во Францию. Работал сторожем в Париже. На дежурстве упал и разбил голову. Доставлен в больницу Неккер, где и скончался 11 июля 1930 года. Отпевание и похороны состоялись 19 июля.
Награды: Орден Святой Анны III степени (1885); Орден Святого Станислава II степени (1894); Орден Святой Анны II степени (1896); Орден Святого Владимира IVстепени (1900); Орден Святого Владимира III степени (1903); Орден Святого Станислава I степени (1909); Орден Святой Анны I степени (1912); Орден Святого Владимира II степени (1914); почетный крест мекленбург-шверинского ордена Грифона (1896); кавалерский крест французского ордена Почётного легиона (1898); черногорский орден князя Даниила I IV степени (1900); бухарский орден Золотой Звезды III степени (1900); командорский крест II класса баденского ордена Церингенского льва (1900).
Семья
Супруги: Елизавета Ивановна (1867—1896), дочь капитана гвардии И.Ф.Белоусовича; фрейлина Ольга Максимилиановна (1874 — ?), дочь почетного опекуна барона М.А.Остен-Сакена.
Дети: от 1-го брака — Наталья (1 апреля 1890 — ?); от 2-го брака — Фёдор (23 февраля 1902 — 1941), лейтенант германской армии (с 1938 года), погиб на Восточном фронте.
Источники: Сборник биографии кавалергардов; Сергей Владимирович Волков. Генералитет Российской империи: энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. — Том 1. — Страница 200; Брюммер, Константин Фёдорович. // Проект «Русская армия в Великой войне».
[524x700]
1856
Оскар Зауэр (немецкое имя — Oscar Sauer)
немецкий актер. Дебютировал в театре города Оснабрюка в 1877, затем играл в театрах Крефельда, Лигница, Герлица, Данцига и др. Выступал в трагедиях, играл комедийные и характерные роли. Зауэр обладал сильным красивым голосом (исполнял в оперетте роли любовников-фатов). В 1885 играл в берлинском театре "Шау-шпильхауз". В 1890-1896, 1904-1913 - актер "Лессинг-театра", в 1896-1904 - Немецкого театра. В то время как реалистические традиции в немецком сценическом искусстве все больше уступали место неоромантическим и символистским исканиям, Зауэр стремился остаться на позициях психологич. реализма. Играя в пьесах, содержащих натуралистич. тенденции, Зауэр создавал образы, глубоко раскрывающие чувства героев. Тщательно отделывая детали роли, актер в то же время не останавливался на бытовых мелочах, стремился создавать обобщенные типические образы. Иронией, острой сатиричностью было проникнуто исполнение им ролей советника фон Келлера ("Родина" Зудермана) и чиновника Верхана ("Бобровая шуба" Гауптмана). С тонким комизмом играл Зауэр роль святого Антония ("Чудо святого Антония" Метерлинка). Большим успехом пользовался в пьесах Гауптмана - Иоганн ("Одинокие"), Михаэль Крамер (оперная постановка), Зибенхаар ("Возчик Геншель"), старик Бернд ("Роза Бернд"), и Ибсена - Верле ("Дикая утка"), Петер Штокман ("Враг народа"), Пастор Мандерс ("Привидения"); Ульрих Брендель ("Росмерсхольм"), Бракк ("Гедда Габлер") и др. Умер 3 апреля 1918 года.
Литература: Jасоbsоhn S.О., Sauer, В., 1926; BabI., Handl W., Deutsche Schauspieler, [B.J, 1908. ff. ff.
[481x700]
1857
Алиса Браун (Alice Brown)
американская писательница, поэт, драматург. автор сборника "Летящий тевтон и другие рассказы". Родилась в городе Хемптон Фаллс, штат Нью-Хемпшир. В 1876 окончила семинарию имени Робинсона в Экзетере. Работала в течение пяти лет учительницей в школе, но по переезде в Бостон полностью посвятила себя писательскому труду. Писала до 1935 года. Умерла в Бостоне 21 июня 1948 года.
Работы: Fools of Nature (1887); Sunrise on Mansfield Mountain (1895) (Harper's New Monthly Magazine Oct 1895); Meadow-Grass: Tales of New England Life (1896); The Rose of Hope (1896); The Day of his Youth (1897); Tiverton Tales (1899); Margaret Warrener (1902); The Story of Thyza (1909); John Winterbourne's Family (1910); Golden Baby (1910); The One-Footed Fairy (1911); The Secret of the Clan (1912); Robin Hood's Barn (1913); Vanishing Points (1913); Children of Earth (1915); Bromley Neighborhood (1917); The Prisoner (1916); The Flying Teuton (1918); The Black Drop (1919); Homespun and Gold (1920); The Wind Between the Worlds (1920); One-Act Plays (1921); Louise Imogen Guiney — a Study (1921); The Old Crow (1922); Ellen Prior, verse (1923); The Kingdom in the Sky (1932).

1857
Александр Матвеевич Логинов
уральский казак, участник Русско-турецкой войны (1877—1878), 2-й Ахал-текинской экспедиции (1880—1881), Китайской кампании (1900—1901), Русско-японской (1904—1905) и Первой мировой (1914—1918) войн, генерал-майор. Родился в Уральской области (Российская империя). Принадлежал к уральскому казачьему роду. На военную службу поступил 4 февраля 1874. В 1878 году окончил Оренбургское казачье училище и был выпущен в чине хорунжего. Участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг (в крупных боестолкновениях участия не принимал). С декабря 1879 года в чине сотника. Участник Ахал-текинской экспедиции 1880—1881 гг. под командованием генерала Скобелева М.Д. C 1882 г. — поручик, с 1884 г. — штабс-ротмистр лейб-гвардии Уральского казачьего эскадрона. В марте 1891 года переименован в подъесаулы. Окончил Офицерскую кавалерийскую школу в г.Санкт-Петербурге. С февраля 1900 года в чине войскового старшины, служил в должности командира 7-й сотни Корпуса охранной стражи КВЖД. Участвовал в китайской кампании 1900—1901 гг. Награждён Золотым оружием «За храбрость» (30 июня 1901). Участвовал в русско-японской войне 1904—1905. С сентября 1904 года по апрель 1906 года служил в должности командира 1-го Аргунского полка Забайкальского казачьего войска. В декабре 1904 года был произведён в чин полковника, с формулировкой «за отличие». С июля 1906 года по июль 1912 года проходил службу в должности командира 3-го Уральского казачьего полка, расквартированного в гг.Липно, Влоцлавек. 29 июля 1912 года произведён в чин генерал-майора, с формулировкой «за отличие» и назначен на должность командира 2-й бригады 1-й Туркестанской казачьей дивизии 1-го Туркестанского армейского корпуса, в марте 1914 года назначен на должность командира 1-й бригады той же дивизии. Участник Великой войны. Командир отдельной Туркестанской казачьей бригады. Участник боев под Лодзью в ноябре 1914 года. С марта 1916 г. являлся начальником 2-й Туркестанской казачьей дивизии. С июля 1916 года был назначен начальником Хорасанского отряда со штаб-квартирой в городе Мешхеде (Персия); с апреля 1917 года командовал Гюргенским отрядом, прикрывая фланг Отдельного кавказского кавалерийского корпуса генерала Н.Н.Баратова в районе Астрабада (Персия). Вернулся в Россию уже после свержения монархии и после Октябрьской революции в 1918 году. Умер в Москве в 1932 году.
Награды: Светло-бронзовая медаль «За взятие штурмом Геок-Тепе»; Орден Святого Станислава III степени (1882); Орден Святой Анны III степени (1887); Орден Святого Станислава II степени (1890); Орден Святой Анны II (1894); Золотое оружие «За храбрость» (1901); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1901); Орден Святого Владимира III степени с мечами (1905); Орден Святого Станислава I степени (1913); Орден Святой Анны I степени с мечами (17 июня 1915); Серебряная Медаль «За поход в Китай».
Источники: Логинов, Александр Матвеевич. // Проект «Русская армия в Великой войне»; Список полковникам по старшинству. Составлен по 1-е ноября 1907 г. — Санкт-Петербург, 1907; Алексей Зотов «Голубая кровь. Потомки Е.И.Нелидовой», Санкт-Петербург, 2010, 826 страниц. (
www.history-gatchina.ru); Алексей Зотов «Голубая кровь. История нашего рода», книга основана на воспоминаниях старшей дочери генерала А.М.Логинова. — Санкт-Петербург, 2011. — 936 страниц.
1859
Чарльз Генри Гилберт (Charles Henry Gilbert)
американский ихтиолог. Родился в городе Рокфорде, штат Иллинойс, США. В 1883 году Гилберт окончил учёбу в Индианском университете в Блумингтоне. Сначала он работал ассистентом в своём университете (1880—1884), затем доцентом по биологии в университете Цинциннати (1884—1889), потом снова по зоологии в Блумингтоне (1889—1891) и с тех пор профессором зоологии в Станфордском университете. В 1925 году он вышел на пенсию. В 1880—1898 годах он был членом американской комиссии по рыболовству, с 1909 по 1927 год — специалистом по лососёвым США. На американском исследовательском судне «Albatross» он неоднократно принимал участие в поездках на Гавайи в 1902 году и в Японию в 1906 году, где в качестве ихтиолога исследовал северную часть Тихого океана и описал много новых видов (в целом 620). Совместно с Дэвидом Джорданом в 1882 году он издал книгу о пресноводных и морских рыбах «Synopsis of the Fishes of North America». Очень рано у Гилберта сформировались природоохранные представления и уже в двадцатых годах 20-го века он предостерегал от угрожающего чрезмерного вылова и предвидел вымирание популяций тихоокеанских лососей (Oncorhynchus). Умер в Пало-Алто, Санта-Клара, штат Калифорния, США, 20 апреля 1928 года.
Литература: Dunn, J. Richard (1996) Charles H. Gilbert, pioneer ichthyologist and fishery biologist.- Marine Fisheries Review 58: 1-2
[413x700]
1859
Джон Рашуорт Джеллико, первый граф Джеллико (John Rushworth Jellicoe, 1st Earl Jellicoe)
британский адмирал флота времён Первой мировой войны, рыцарь Большого креста ордена Бани и Королевского Викторианского ордена, член Ордена Заслуг, генерал-губернатор Новой Зеландии. Родился в Саутгемптоне. С 15 июля 1872 года служил в королевских ВМС, поступив кадетом на учебный корабль «HMS Britannia». Действительная служба началась во время Египетской войны 1882. С 1888 служил в Адмиралтействе. Джеллико показал себя разумным офицером, он был популярен среди экипажа и заботился о благосостоянии и боевом духе своих матросов. В 1888—1891 годах исполнял должность помощника директора департамента морской артиллерии. В 1891 он был повышен в звании до коммандера и был назначен на линкор «Виктория», на котором служил, пока тот не затонул в 1893. В 1900 участвовал в подавлении Боксёрского восстания в Китае, участвовал в Пекинской экспедиции. С февраля 1902 года по август 1904 года был помощником контролера флота. С 1 февраля 1905 года по август 1907 года Джеллико был директором департамента морской артиллерии и торпед, в 1907—1908 — контр-адмиралом Атлантического флота, в 1908—1910 занимал должность контроллера флота и Третьего морского лорда, добиваясь средств для модернизации флота и поддерживая разработку новых проектов дредноутов и подводных лодок. В 1911 Джеллико стал заместителем Джорджа Каллагэна, который командовал Флотом метрополии Великобритании; в 1912—1914 был Вторым лордом Адмиралтейства; в 1914, с началом Первой мировой войны, возглавил Гранд-флит. Джеллико командовал британским флотом в Ютландском морском сражении 31 мая—1 июня 1916. 24 июля 1916 года российский император Николай II наградил его орденом Святого Георгия III степени. 4 декабря 1916 стал Первым морским лордом и занимал эту должность больше года, вплоть до 24 декабря 1917 года. В 1918 получил титул виконта и с сентября 1920 по ноябрь 1924 года был генерал-губернатором Новой Зеландии; вернувшись в Англию в июне 1925, получил титул графа; в 1928—1932 президент Британского легиона. Написал мемуары: «Большой флот в 1914—1916: создание, развитие и деятельность» (1920), «Кризис морской войны» (1920), «Подводная опасность» (1934). Умер в Лондоне 20 ноября 1935 года. 21 октября 1949 Джеллико и Дэвиду Битти были открыты памятники на Трафальгарской площади. Звания: Младший лейтенант (5 декабря 1878); Лейтенант (23 аавгуста 1880); Коммандер (30 июня 1891); Капитан (1 января 1897); Контр-адмирал (8 февраля ); Вице-адмирал (18 сентября 1911); Адмирал (5 марта 1915); Адмирал флота (3 апреля 1919).
Литература: Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва: АСТ, 2003. — 896 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-271-06895-1; Шабанов В.М. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769—1920. Биобиблиографический справочник. Москва, 2004.
1861
Армандо Диаз (итальянское имя — Armando Diaz)
военный деятель Италии, герцог делла Витториа (1918), маршал Италии (4 ноября 1924). C 1881 года — в армии, отличился в ходе экспедиции в Триполи в итало-турецкой войне 1911 года. После войны на командных должностях в Генштабе. С началом Первой мировой войны занимал пост начальника оперативного отдела Верховного командования. В 1916 году назначен командиром 49-й дивизии. Воевал на Изонцо, отличился при наступлении итальянской армии в ноябре 1916-го. В начале 1917 года назначен командиром 28-го армейского корпуса. В ходе одиннадцатой битвы при Изонцо, его корпус смог прорвать австро-венгерский фронт. В том же году назначен начальником Генштаба. Диазу удалось остановить наступление австро-венгерских войск у Капоретто и предотвратить полный разгром итальянской армии. В конце 1918 года итальянская армия под руководством Диаза начала широкомасштабное наступление, получившее название — битва при Витторио-Венето. В ходе наступление австро-венгерская армия была разгромлена. 3 ноября 1918 года боевые действия на Итальянском фронте были прекращены. После войны вице-президент Военного совета и военный министр Италии, затем вышел в отставку. Умер в Риме 29 февраля 1928 года.
Литература: Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва: АСТ, 2003. — 896 страниц — 5000 экземпляров. — ISBN 5-271-06895-1
1891
Константин Алексеевич Коровин
русский живописец, последователь импрессионистов, один из наиболее известных московских художников Серебряного века, педагог и писатель; младший брат жанриста Сергея Коровина. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Главный декоратор и художник московских театров (с 1910). Родился в городе Москва, Российская империя, на Большой Рогожской улице, близ Покровского монастыря. Происходил из состоятельной купеческой семьи. Дед — купец первой гильдии Михаил Емельянович Коровин. После банкротства отца в отрочестве переехал в Большие Мытищи, где состоялось его знакомство с рисованием. В тринадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у Алексея Саврасова, Василия Поленова и Василия Перова. Для завершения образования Коровин поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в методах преподавания.
«Геммерфест. Северное сияние», 1894—1895
Посетил Париж в 1887, 1892 и 1893 годах, где познакомился с импрессионизмом. Коровин вместе с другом, художником Валентином Серовым, дважды (1894 и 1897) совершил путешествие на Север, посетив Мурман, северную Норвегию, шведскую Лапландию. Результатом поездки стали пейзажи «Гавань в Норвегии» (1894, Государственная Третьяковская галерея), «Ручей святого Трифона в Печенге. Лапландия» (1894, Государственная Третьяковская галерея), «Хаммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег» (1894, Государственная Третьяковская галерея), «Архангельский порт на Двине» (1894, Тульский областной художественный музей). В 1895 году Коровин повторил путешествие, но уже с Н.А.Праховым и художником Н.В.Досекиным, а в 1898 году — с Н.А.Клодтом (для подготовки ко Всемирной выставке в Париже 1900 года).
[537x699]
В.А.Серов. Портрет К.А.Коровина. 1891. Холст, масло. 112,2 × 89 см
В 1896 году Константин Коровин оформил павильон «Крайний Север», построенный по его проекту для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Участвовал в оформлении российской экспозиции на Всемирной выставке в Париже (1900), где выступил как архитектор (спроектировал здание Кустарного отдела) и как автор экспозиции выполнил 31 декоративное панно (хранятся в Государственном русском Музее, Санкт-Петербург). Удостоен двух золотых и семи серебряных медалей выставки, ордена Святого Станислава III степени и ордена Почётного легиона.

Эскиз костюма князя Игоря для постановки оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» в Мариинском театре. 1909
Значительное место в творчестве Коровина занимал Париж. Городские пейзажи созданы под сильным влиянием французских импрессионистов. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в сиянии огней на улицах и бульварах («Париж. Бульвар Капуцинов», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все — Государственная Третьяковская галерея). В Париже Коровин увлёкся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал лекции художника-эстета Модеста Дурнова, общался с поэтом Константином Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, Государственная Третьяковская галерея) и «Муза» (1890-е, Государственная Третьяковская галерея).
Плакат «Жертвуйте жертвам войны. Дмитрий Донской». 1914
Во время Первой мировой войны Константин Коровин работал консультантом по маскировке в штабе русской армии.
На протяжении десятилетий Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36», Союза русских художников.
С 1901 года Константин Коровин и Валентин Серов преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были известные впоследствии художники: А.М.Герасимов, Н.П.Крымов, А.В.Куприн, И.И.Машков, С.Г.Никифоров, М.С.Сарьян, Л.В.Туржанский, Р.Р.Фальк, сценограф Сергей Николаев, будущий педагог, писатель и краевед Сергей Волков.

«Ловля рыбы». Эскиз панно для павильона «Крайний Север» на Нижегородской ярмарке, 1896. ГТГ
В 1902 году Коровин приобрёл у Саввы Мамонтова участок земли и построил дом в деревне Охотино (Переславский район Ярославской области). Чуть позже часть земли, так называемую Ратухинскую пустошь, у него выкупил Фёдор Шаляпин и по проекту Коровина также построил себе дом.
Дом Коровина в деревне Охотино, Переславский район
В воспоминаниях одного из его учеников, Николая Чернышёва, есть несколько эпизодов, которые дают представление о мировоззрении художника. Очень характерны слова, сказанные Коровиным Чернышёву в 1903 году во время болезни:
По-прежнему лёжа в постели, Константин Алексеевич взял мой эскиз, поставил его себе на живот и начал говорить.
«Прежде всего надо избегать литературности в живописи», — были его первые слова. Однако он нашёл в нём (эскизе) много сердечности, поэзии, «Сколько любви!» — восклицал он.
Я волновался, что утомляю больного, а он рассказывал о своей молодости, как трудно им жилось… Случалось, что они голодали, но упорно работали.
«Деньги — г…., — не раз ввёртывал он крепкое словцо. — Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут… Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. — Живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью. …Всем пишите, пробуйте себя во всём. Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства. Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством…
Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три.
Если одну из них забыл — погиб».

«Гурзуф», 1914
Значительное место в творчестве Коровина занимает Крым, где в Гурзуфе художник построил по своему проекту дачу. Двухэтажная вилла была построена на месте бывшей харчевни и своими чёткими геометрическими формами свидетельствовала о наступлении эпохи конструктивизма в архитектуре. На протяжении 1910—1917 годов художник подолгу жил на гурзуфской даче. Особенно после несчастья с сыном, когда Коровин надолго уехал в Гурзуф (в 1913 году сын художника попал под трамвай и лишился стопы). Здесь художник много и плодотворно работал. В работах, залитых солнечным светом, он часто изображал достаточно большое пространство, словно стараясь утвердить живительную силу лучей, несущих с собой тепло — этот источник благодати и красоты.
Дача «Саламбо» в Гурзуфе, ныне Дом творчества имени К.А.Коровина Объект культурного наследия народов Российской Федерации регионального значения (Крым) Объект культурного наследия народов Российской Федерации регионального значения. Регистрационный № 911711011980005 (ЕГРОКН)
Название своей даче Коровин дал несколько необычное для Крыма — «Саламбо», в память об удачно оконченной работе над декорациями к балету А.Ф.Арендса «Саламбо» по одноимённому роману Г.Флобера. На даче «Саламбо» бывали И.Е.Репин, В.И.Суриков, А.М.Горький, А.И.Куприн, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Ф.И.Шаляпин. Хозяин дачи «Саламбо» писал в своих картинах розы, которые было видно из окон на фоне моря. Сегодня любой приезжающий в Гурзуф курортник в мае обязательно обратит внимание на великолепные жёлтые розы, оплетающие арку входа в Дом творчества Художественного фонда, как теперь именуется бывшая дача. Другая такая же роза находится во дворе, внутри.
После революции 1917 года Коровин больше в Гурзуф не приезжал. В советское время дача использовалась как база отдыха, и с 1947 года стала Домом творчества Художественного фонда. Сегодня Дом творчества художников имени К.А.Коровина состоит из двух корпусов. Один из этих корпусов — бывшая дача художника Коровина, в Российской федерации — объект культурного наследия. После Октябрьской революции в России Коровин активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал сотрудничать с театрами. С 1918 года художник жил в имении Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, преподавал в свободных государственных художественных мастерских на даче «Чайка». В 1922 году художник по совету Анатолия Луначарского выехал за границу и поселился во Франции. Наряду с даром живописца, Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда ухудшение зрения вынудило полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы. Написал более четырёхсот рассказов, которые публиковал в эмигрантских парижских изданиях: «Россия и славянство», «Иллюстрированная Россия» и «Возрождение». Скоропостижно скончался на одной из улиц Парижа от сердечного приступа 11 сентября 1939 года; похоронен на Бийанкурском кладбище. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены перенесены на православное кладбище в Сент-Женевьев-де Буа. Большое количество работ художника хранится в Русском музее.
[700x386]
Работа в театрах
Изготавливать костюмы и декорации для театра Константин Коровин начал ещё в 1884 году, сотрудничая с оперой Мамонтова. В 1885 году художник под руководством Поленова написал декорации для «Аиды». Самостоятельно Коровин сделал декорации для «Кармен» Ж.Бизе и «Лакме» Делиба. В 1900-х годах художник также активно работал в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, операм и балетам. Впервые имя Коровина на афише государственного театра появилось в 1900 году, когда художник изготовил декорации для оперы «Русалка» А.С.Даргомыжского. В частности, он оформил спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909). В 1904 году Коровин вместе с А.Васнецовым, А. Головиным и Ф. Лавдовским оформил «Жизнь за царя» М.И.Глинки. Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане. Многие эскизы выполнялись другими художниками, при этом автором идей и образов был Коровин. Константин Коровин и Александр Головин внесли в работу Большого театра принципиальное изменение: появился главный художник постановки, работающий в связке с режиссёром или балетмейстером. Творческим партнёром Коровина в постановках Большого театра стал балетмейстер А.А.Горский. Коровин предложил заменить корсеты балерин на более свободную одежду — туники. Впоследствии изменился и язык хореографии. Поменялось значение декорации, которая раньше была просто фоном, а стала полноценным объектом спектакля. В некоторых постановках, в частности, в опере «Богема» Пуччини, поставленной Л.Собиновым, декорация даже затмила актёров. Коровин считал работу над декорациями таким же «чистым искусством», как и живопись, демонстрирующуюся на выставках, о чём он сообщил Поленову в переписке.
Ученики: Волков, Сергей Петрович; Герасимов, Александр Михайлович; Герасимов, Сергей Васильевич; Иогансон, Борис Владимирович; Коровин, Алексей Константинович; Куприн, Александр Васильевич; Машков, Илья Иванович; Николаев, Сергей Филиппович; Сарьян, Мартирос Сергеевич; Судейкин, Сергей Юрьевич; Туржанский, Леонард Викторович; Фальк, Роберт Рафаилович; Федоровский, Фёдор Фёдорович; Шведов Алексей Павлович.
«Портрет Ф.И.Шаляпина», 1911, Государственный Русский музей
Некоторые работы: «В лодке» (1888), Государственная Третьяковская галерея; «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1888—1889), Государственная Третьяковская галерея; «Мурман» (1891). Одесский художественный музей; «Северная идиллия» (1892), Государственная Третьяковская галерея; «Парижское кафе» (1890-е), Государственная Третьяковская галерея; «Зимой» (1894), Государственная Третьяковская галерея; «Геммерфест. Северное сияние» (1894—1895), Государственная Третьяковская галерея; «Бумажные фонари» (1896), Государственная Третьяковская галерея; «Не плачь, дитя…», эскиз декорации к опере А.Г.Рубинштейна «Демон» (1902), Одесский художественный музей;«Кафе де ля Пэ» (1906), Государственная Третьяковская галерея; «Руслан и Людмила», эскиз декорации к одноимённой опере М.И.Глинки (1907), Одесский художественный музей; «Венеция. Мост Риальто», (1908), Киевская картинная галерея; «Портрет артиста Фёдора Шаляпина» (1911), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; «Москворецкий мост» (1914). Государственный исторический музей; «Пристань в Гурзуфе» (1914), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; «Базар» (1916), Одесский художественный музей.

«Северная идиллия», 1892

«На даче», 1895
«Цветы», 1913
«Зимние сумерки», 1916
«Рыбы, вино и фрукты», 1916, ГТГ
Литературные труды: Коровин К.А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь. — Книгоиздательство «Возрождение» — «LA RENAISSANCE». — 73, avenue des Champs-Elysees, Paris, 1939. — 214 р.; Коровин К.А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь. — Издание 2-е. — Москва: Московский рабочий, 1993. — 222 страницы; Коровин К.А. К мысу Доброй Надежды: из воспоминаний детства : рассказы с рисунками. / Константин Коровин; [художники Екатерина Комракова, Тарас Бочаров]. — Москва : Издательство сестричества во имя святейшего Игнатия Ставропольского [и др.], 2005 (Типография АО Молодая гвардия). — 190 страниц: иллюстрации. — (Рассказы из старинной жизни); Коровин К.А. «То было давно… там… в России…»: Воспоминания, рассказы, письма: В 2-х книгах. Составление, вступительная статья Т.С.Ермолаевой, примечания Т.С.Ермолаевой и Т.В.Есиной. — 4-е издание. — Москва: Русский путь, 2016. — 752+848 страниц.+32 страницы иллюстраций. — ISBN 978-5-85887-409-6
Семья
Коровин, Сергей Алексеевич — брат.
Фидлер, Анна Яковлевна — жена.
Коровин, Алексей Константинович (1897—1950) — сын, художник.
Комаровская, Надежда Ивановна — гражданская жена
В филателии
Квартблок Почты России, 2021 год
Картина К.А.Коровина «Кремль. Этюд» на марке Почты России, 2021 год
В 2021 году Почта России выпустила квартблок, частью которого была марка, на которой изображена картина «Кремль. Этюд».
Литература: Головин А.Я. Встречи и впечатления: воспоминания художника / народный артист республики А.Я.Головин; редвкция и комментарии Э.Ф.Голлербаха. — Ленинград; Москва: Искусство, 1940. — 177 страниц, листы иллюстраций; Головин А.Я. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине / Составление и комментарии А.Г.Мовшенсона; вступительная статья Ф.Я.Сыркиной. — Ленинград.—Москва, 1960; Комаровская Н.И. О Константине Коровине. — Ленинград, 1961; Коган Д.З. Константин Коровин. — Москва: Искусство, 1964. — 359 страниц.: иллюстрации; Молева Н.М. Жизнь моя — живопись (Константин Коровин в Москве). — Москва : Московский рабочий, 1977. — 232 страницы; Константин Коровин вспоминает… Составители И.С.Зильберштейн, В.А.Самков. — Москва : Изобразительное искусство, 1990. — 2-е издание, дополненное;. Подушков Д.Л. Художник К.А.Коровин в Вышневолоцком уезде Тверской губернии / [автор-составитель] Д.Л.Подушков. — Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2011. — 107 страниц : иллюстрации, цветные иллюстрации, таблицы. — ISBN 978-5-93488-092-8; Подушков Д.Л. Пребывание художника Константина Алексеевича Коровина в Удомле // Удомельская старина : краевед. альманах. — № 7. — июнь 1998; Давтян Л. «Маленькая странность» Константина Коровина. // Иные берега. — № 4 (24). — 2011; Баулин Н.Б. Чёрный цвет в колорите станковой живописи К.А.Коровина // Научные труды. Выпуск 28. Проблемы развития отечественного искусства / Российская Академия Художеств; Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина; научный редактор В.А.Леняшин, составитель О.А.Резницкая, А.И.Шаманькова. — Санкт-Петербург, январь — март 2014. — Страницы146–155; Ратников Г.Е. Загадки Константина Коровина. // Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах (ВИКА). № 14 — Вышний Волочёк — 2016 — Cтраницы 136—150; Ратников Г.Е. Большое Буньково — малая родина предков художников Сергея и Константина Коровиных // Епархиальная конференция — Подольск- ноябрь 2016; Ратников Г.Е. Волковы — предки художников С.А. и К.А.Коровиных по материнской линии // Генеалогический вестник. № 55.— Санкт-Петербург. — 2017. — Страницы 74—87; Кондаков C.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914 : в 2 томах / составил С.Н.Кондаков. — Санкт-Петербург : Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Том 2 : Часть биографическая. — Страница 98. VI, 454 страницы : иллюстрации, портрет. — OCLC 707072219.
1861
Чарльз Эдвард Магун Charles Edward)
американским юрист, судья, дипломат и администратор. Родился в городе Оватонна, штат Миннесота, США. Магун занимал должности губернатора Зоны Панамского канала, министра в Панаме и губернатора Кубы.С 13 октября 1906 года по 28 января 1909 года — губернатор Кубы. Он был также объектом нескольких маленьких скандалов во время его карьеры. Как консультант по правовым вопросам, работающий на Военное министерство США, он написал рекомендации и отчеты, которые использовались Конгрессом США и исполнительной властью в управлении новыми территориями Соединенных Штатов после испанско-американской войны. Эти отчеты собрали в книгу в 1902. В течение всего времени губернаторства, Магун работал над претворением в жизнь этих рекомендаций. Умер в Вашингтоне, США, 14 января 1920 года.
Литература: Зубок Л.И. Империалистическая политика США в странах Карибского бассейна, 1900—1939. — Москва-Ленинградд.: Академия наук СССР, 1948. — 518 страниц; Куба: историко-этнографические очерки / Ответственный редактор И.Р.Григулевич, А.В.Ефимов. — Москва: Академия наук СССР, 1961. — 598 страниц.
[431x700]
1861
Сергий (в миру - Николай Нилович Васильков)
епископ Русской Православной Церкви; с 8 мая 1935 года и до расстрела — архиепископ Новосибирский. Николай Нилов Васильков родился в селе Подоклинье Порховского уезда Псковской губернии, в семье протоиерея. В 1886 году со степенью кандидата богословия окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. По окончании два года был учителем церковноприходской школы погоста Михайлова Псковской епархии. педагог. 18 ноября 1888 года рукоположён в сан иерея, назначен помощником смотрителя Рижского духовного училища, с 1891 года стал в нём преподавателем, а в 16 октября 1906 года назначен смотрителем училища. Позднее занимал должности смотрителя в Пинском (с 7 февраля 1908 года) и Арзамасском (с 6 февраля 1913 года) духовных училищах. С 20 ноября 1918 года по 24 мая 1926 года был приходским священником в двух сёлах Арзамасского уезда. В июне 1922 года овдовел. В 1924 году награждён митрой. После смерти жены священник Николай принял монашеский постриг под именем Сергия. 24 мая 1926 года пострижен в монашество, 25 мая того же года хиротонисан в Нижнем Новгороде во епископа Челябинского и Миасского. 6 июня 1927 года был арестован, осуждён постановлением Особого совещания ОГПУ к трёхлетней ссылке в город Ирбит. С 6 июня 1930 года после отбытия ссылки был отправлен на поселение в Шадринск, епископской кафедры не имел. 27 января 1933 года был вновь арестован по делу о контрреволюционной монархической организации в Челябинском районе Уральской области «Союз спасения России». 11 августа 1933 года следствие прекращено за недоказанностью. 10 октября 1933 года назначен на Томскую кафедру. 9 июля 1934 года по предложению митрополита Сергия (Страгородского) за многолетнее церковное служение возведён в сан архиепископа. 8 мая 1935 года назначен архиепископом Новосибирским. 17 марта 1936 года награждён крестом на клобук. Последнее богослужение совершил 2 мая 1937 года на Пасху. 3 мая участвовал в погребении своего предшественника на новосибирской кафедре митрополита Никифора (Асташевского). В ночь с 4 на 5 мая архиепископ Сергий вместе с рядом духовенства и мирян был арестован. Ему было предъявлено обвинение в руководстве церковно-монархическим контрреволюционным центром, организации диверсий и повстанческих групп, контрреволюционной агитации. 25 июня или 25 июля 1937 года осуждён Тройкой УНКВД к расстрелу. 29 июля расстрелян в Новосибирске (вместе с ним были казнены архимандрит Сергий (Скрипальщиков) — настоятель Никольского храма села Новолуговое Новосибирского района, Щукин Тихон Акимович — счетовод Вознесенской церкви Новосибирска и другие). 7 февраля 1958 года реабилитирован Военным трибуналом Сибирского военного округа.
1862
Уильям Уокер Аткинсон (William Walker Atkinson)
американский адвокат, коммерсант, издатель, писатель, переводчик, а также оккультист. Известен под литературными псевдонимами Терон Дюмон, Йог Рамачарака и другими. Родился в городе Балтимор, штат Мэриленд, США. Работал в торговле с 15 лет, вероятно, помогая отцу. Начал деловую карьеру в 1882 году, в 1884 был принят в коллегию адвокатов Пенсильвании. Аткинсон увлёкся идеями движения Новое мышление, которые помогли ему преодолеть упадок сил, вызванный переутомлением и стрессом. Переехав в Чикаго, участвовал в издании ряда журналов, писал статьи и книги. Во время последующей карьеры писал и публиковался не только под собственным именем, но и под различными псевдонимами. Неизвестно, признавал ли он авторство этих работ, но публиковались они издательствами, имеющими общий адрес, и в журналах, редактором которых был сам Аткинсон. Перевёл с французского языка книги спиритиста А.Кардека «Книга Духов» и «Книга Медиумов». В 1890-х увлёкся индуизмом, после 1900 года посвящал значительные усилия распространению йоги и восточного оккультизма. Никаких свидетельств о поездках Аткинсона в Индию или о его общении с учителями йоги в США не сохранилось. Скончался в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США, 22 ноября 1932 года.
Творчество
Считается автором 105 работ. Наиболее известные: Рамачарака «Миросозерцание индийских йогов», «Мистическое христианство», Аткинсон «Закон привлечения и сила мысли».
Список произведений: «Сила мысли в бизнесе и жизни»; «Сила концентрации»; «Чтение мыслей на практике»; «Личный магнетизм и Закон Притяжения»; «Практика ментального воздействия»; «Память и забота о ней»; Под именем «Йог Рамачарака»; 1904 — The Hindu-Yogi science of breath: A complete manual of the oriental breathing philosophy of Physical, Mental, Psychic and Spiritual development; Наука о дыхании индийских йогов: Дыхание по восточным методам, как средство физического, умственного, душевного и духовного развития. — 3-е издание. — Санкт-Петербург: Новый человек, 1916. — 94 страницы; Основы миросозерцания индийских йогов Раджа-Йога.
Библиография: Atkinson, William Walker // Encyclopedia of Occultism and Parapsychology / Ed. by J. G. Melton. — 5th ed. — Gale Group, 2001. — Vol. 1. A—L. — P. 112—113. — XII, 949 p. — ISBN 0-8103-9488-X; Deslippe Ph. The swami of Baltimore: The life and legacy of William Walker Atkinson (англ.) // Maryland Life : magazine. — Great State Publishing, 2012. — April. — P. 41—42; Ramacharaka, Yogi // Encyclopedia of Occultism and Parapsychology / Ed. by J. G. Melton. — 5th ed. — Gale Group, 2001. — Vol. 2. M—Z. — P. 1277. — ISBN 0-8103-9489-8.
[460x700]
1862
Захарий Иванович Чхиквадзе (грузинское имя — ზაქარია ჩხიკვაძე)
грузинский советский музыкальный фольклорист, хоровой дирижёр и педагог. Родился в Телави. В 1884 окончил Тифлисскую семинарию, где получил подготовку по хоровому пению и теории музыки, в старших классах руководил семинарским хором. По окончании семинарии преподавал пение и грузинскую литературу в учкбных заведениях Телави, собирал народные песни, духовные песнопения (записал около 200). Записи Чхиквадзе вошли в репертуар первого грузинского этнографического хора, организованного Л.Агниашвили. Неоднократно Чхиквадзе встречался с П.И.Чайковским. С 1906 член "Товарищества по подготовке оперных спектаклей на грузинском языке ", "Историко-этнографического общества", "Общества по распространению грамотности среди грузин". В 1905 по инициативе Чхиквадзе и при участии видных грузинских музыкантов З.П.Палиашвили, А.Н.Карашвили, И.Г.Каргаретели, Г.Натрадзе и филолога П.Мирианашвили было основано Грузинское филармоническаое общество (при нём открыта музыкальная школа). Дирижёр хора Грузинского филармонического общества (1913-1919). В 1919 организовал филиал Грузинского филармонического общества (Сухуми); основал музыкальные школы в Телави и Сигнахи (до 1922 директор, до 1925 преподавал теоретические дисциплины и историю музыки); заведовал Отделом по охране памятников искусства при Наркомпросе Телавского и Сигнахского районов. С 1925 хранитель Музея древне-грузинского искусства в Тбилиси. Среди учеников Чхиквадзе: Н.П.Сулханишвили, В.Сараджишвили. Автор духовных концертов. Издал сборник народных песен "Саламури" (Тифлис, 1896). Автор церковных концертов. Умер в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) 27 апреля 1930 года.
1863
Николай Иванович Верхотуров
русский советский художник. Академик, член Императорской Академии Художеств. Родился в селе Монастырское Забайкальской области (ныне — село Калинино Нерчинского района Забайкальского края). Первоначальное образование получил в Нерчинском духовном училище. Рисованию его начал учить нерчинский художник-педагог П.Н.Рязанцев. В 1883—1888 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Был отмечен малыми серебряными медалями (1885, 1888). С 1886 года принимал участие в выставках. С 1889 по 1901 г. жил в Иркутске, где вместе с художником М.А.Рутченко-Короткоручко пытался основать рисовальную школу. В 1901—1907 гг. обучался в мастерской И.Е Репина в Императорской Академии художеств; в 1907 году за картину «Спор о крестном знамении» получил звание художника. В 1907 г. руководил работами по созданию иконостаса Старослободской Воскресенской церкви, для которого написал 48 икон. В 1909—1911 гг. расписал фриз «Торжество Диониса, или Рождение театра» в зрительном зале Ярославского драмтеатра. В 1910 г. организовал «Общину художников». В начале 1910 г. в рамках цикла «Старые революционеры» им написаны портреты революционеров Г В.Плеханова и П.А.Кропоткина (хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге). В декабре 1911 г. — январе 1912 г. принимал участие во Всероссийском съезде художников. В 1917—1926 гг. жил в Забайкалье. Стал членом редколлегии журнала «Театр и искусство» и одним из инициаторов создания в Чите Общества любителей изящных искусств. После переезда в Москву около 1926 г. работал в Политехническом музее. Умер в Москве 21 февраля 1944 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище. Картины художника хранятся в Государственном центральном музее современной истории России в Москве, в Государственном музее политической истории России в Санкт-Петербурге, в Иркутском областном художественном музее в Иркутске, в Забайкальском краевом художественном музее в Чите, в Челябинском областном краеведческом музее в Челябинске, в частных коллекциях. Также Н.И.Верхотуров был изобретателем, на его имя зарегистрировано 14 патентов.
Основные произведения
Главным образом, создавал картины на революционные темы: «Пропагандистка в рабочем кружке» (1906); «Прикованный к тачке» («Каторжник», 1906); «1905 г.» («Рассказ очевидца», 1907); «Слушают» («Рассказ свидетеля о разгоне демонстрации», 1908); «Накануне» (1909); «Расчет» («Перед стачкой», 1910).
Литература: Епишин А.С. Очередная метаморфоза женственности. По поводу одной картины из собрания Государственного центрального музея современной истории России // Московский журнал. — август 2011. — Выпуск 8 (248); Епишин А.С. Образ революционера-узника в произведениях русской живописи 1880-1910 годов // Культура и искусство.. — 2011. — Выпуск 6 (6); Иманакова Е.Г. Подарок землякам. // Забайкальский рабочий. — 1987. — 30 августа; Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области на 1990 г. — Чита, 1989.
[584x700]
1863
Поль Пенлеве (фпанцузское имя — Paul Painlevé)
французский математик, государственный и политический деятель, доктор математических наук (1887), член Парижской академии (1900). Родился в Париже. Окончил Высшую нормальную школу и Парижский университет, получил степень доктора по математике в 1887. Преподавал в университетах Лилля и Парижа и в Политехнической школе. Математические работы Пенлеве относятся к теории дифференциальных уравнений. Особенно известны его исследования о поведении интегралов дифференциальных уравнений вблизи особых точек. В 1897 занялся политикой. В 1906 был избран депутатом от Парижа. С 1910 Пенлеве депутат парламента. В 1915—1916 министр просвещения и изобретений, в марте — ноябре 1917 военный министр, а в сентябре — ноябре и премьер-министр. В 1924, будучи лидером партии республиканцев-социалистов, способствовал приходу к власти Левого блока. В 1924—1925 председатель палаты депутатов. В 1925 премьер-министр (апрель — ноябрь), военный министр (апрель — октябрь) и министр финансов (октябрь — ноябрь). В 1925—1929 военный министр, в 1930—1931, 1932—1933 министр авиации. Как премьер-министр и военный министр Пенлеве причастен к подавлению освободительного восстаний народов Сирии и Марокко (1925—1927). Умер Пенлеве в Париже 29 октября 1933 года.
Первое министерство Пенлеве (12 сентября — 16 ноября 1917): Поль Пенлеве — председатель Совета Министров и военный министр; Александр Рибо — министр иностранных дел; Луи Люшё — министр вооружений и военного производства; Теодор Стег — министр внутренних дел; Луи Люсьен Клоц — министр финансов; Андре Ренар — министр труда и условий социального обеспечения; Рауль Пере — министр юстиции; Шарль Шоме — морской министр; Шарль Даниэль-Винсан — министр общественного развития и искусств; Фернан Давид — министр сельского хозяйства; Морис Лонг — Министр Общей Поставки; Рене Беснар — министр колоний; Альбер Клавей — министр общественных работ и транспорта; Этьен Клементель — министр торговли, промышленности, почт и телеграфов; Луи Барту — государственный министр; Леон Буржуа — государственный министр; Поль Думер — государственный министр; Жан Дюпюи — государственный министр. Изменения: 27 сентября 1917 — Анри Франклен-Буйон вступил в министерство как государственный министр. 23 октября 1917 — Луи Барту наследовал Рибо как министр иностранных дел.
Второе министерство Пенлеве (17 апреля — 29 октября 1925): Поль Пенлеве — председатель Совета Министров и военный министр; Аристид Бриан — министр иностранных дел; Жозеф Кайо — министр финансов; Антуан Дюрафур — министр труда, гигиены, благотворительности и условий социального обеспечения; Теодор Стег — министр юстиции; Эмиль Борель — морской министр; Анатоль де Монзе — министр общественного развития и искусств; Луи Антериу — министр пенсий; Жан Дюран — министр сельского хозяйства; Орли Андре-Эссе — министр колоний; Пьер Лаваль — министр общественных работ; Шарль Шоме — министр торговли и промышленности.
Изменения: 11 октября 1925 — Анатол де Монзи следовал За Steeg как Министр юстиции. Yvon Delbos следовал За Monzie как Министр Общественной Инструкции и Искусств.
Третье министерство Пенлеве (29 октября — 28 ноября 1925): Поль Пенлеве — председатель Совета Министров и министр финансов; Аристид Бриан — министр иностранных дел; Эдуар Даладье — военный министр; Абрахам Шрамек — министр внутренних дел; Жорж Бонне — министр бюджета; Антуан Дюрафур — министр труда, гигиены, благотворительности и условий социального обеспечения; Камиль Шотан — министр юстиции; Эмиль Борель — морской министр; Ивон Дельбос — министр общественного развития и искусств; Луи Антериу — министр пенсий; Жан Дюран — министр сельского хозяйства; Леон Перрье — министр колоний; Анатоль де Монзе — министр общественных работ; Шарль Даниэль-Винсан — министр торговли и промышленности.
В астрономии: В честь Поля Пенлеве назван астероид (953) Пенлева, открытый в 1921 году.
Труды: Painlevé, P. Lecons, sur la theorie analytique des equations differentielles, professees a Stockholm… Paris, 1897; Painlevé, P. OEuvres. T. 1-3. Paris, 1972—1975.
Сочинения: Cours de mécanique, t. 1—2, ., 1930-1936.
1864
Александр Климентьевич Ерёмин
есаул Уральского казачьего полка, командующий полком, полковник (1915). Окончил Оренбургское казачье юнкерское училище. Хорунжий (старшинство 5 мая 1889), сотник (старшинство 5 мая 1893), подъесаул (старшинство 19 мая 1900), есаул (старшинство 19 мая 1901) в 3-м Уральском казачьем полку. Участник Первой мировой войны — войсковой старшина, полковник (старшинство 23 октября 1915). Трижды был ранен. На 14 августа 1916 года служил в 7-м Уральском казачьем полку. Командир 4-го Уральского казачьего полка (с декабря 1916). В декабре 1917 года во главе полка вернулся в Уральск. Был командующим войсками Уральского казачьего войска и Уральской области — с 31 января 1918 года. Скоропостижно умер в Уральске 17 февраля 1918 года, похоронен там же с большими почестями.
Награды: Орден Святой Анны III степени (1907); Орден Святого Станислава II степени (1912).