• Авторизация


2 декабря родились... 02-12-2025 04:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Georges_Seurat_1888 (472x700, 175Kb)
1859
Жорж Пьер Сёра (французское имя — Georges Pierre Seurat)
французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм». Жорж Сера родился в Париже, в богатой семье. Его отец, Антуан-Кризостом Сёра, был юристом и уроженцем Шампани; мать, Эрнестин Февр, была парижанкой. Посещал Школу изящных искусств. Затем служил в армии в Бресте. В 1880 г. вернулся в Париж. В поиске своего стиля в искусстве изобрёл так называемый пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии. Работая с натуры, Сёра любил писать на небольших дощечках. Твердая, не поддающаяся давлению кисти поверхность дерева, в отличие от вибрирующей натянутой плоскости холста подчеркивала направленность каждого мазка, занимающего четко определённое место в красочной композиционной структуре этюда. Сёра обратился к отброшенному импрессионистами методу работы: на основе этюдов и эскизов, написанных на пленэре, создавать в мастерской картину большого формата. Жорж Сёра сначала изучал искусство с Жюстеном Лекеном, скульптором. После возвращения в Париж работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую. Среди художников более всего его интересовали Делакруа, Коро, Кутюр, он был поражен «интуицией Моне и Писсарро». Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. Сёра много читал, живо интересуясь научными открытиями в области оптики и цвета и новейшими эстетическими системами. Как утверждали его друзья, его настольной книгой была «Грамматика искусства рисунка» «Grammaire des arts du dessin» (1867) Шарля Блана. По мнению Блана, художник должен «знакомить зрителя с природной красотой вещей, раскрывая их внутренний смысл, их чистую сущность». В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». Представленная на суд жюри Салона картина была отвергнута. Сёра показал её на первой выставке Группы независимых художников в 1884 году в павильоне Тюильри. Здесь и произошло его знакомство с Синьяком, который впоследствии так отзывался о картине: «Эта картина была написана большими плоскими мазками, находившими один на другой и взятыми с палитры, составленной, как у Делакруа, из чистых и земляных красок. Охры и земли затемняли колорит, и картина казалась менее яркой, чем картины импрессионистов, написанные красками спектра. Но соблюдение контраста, систематическое разделение элементов — света, тени, локального цвета, — правильное соотношение и равновесие придавали этому холсту гармонию». После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Картина была завершена через два года. Сёра сделал множество рисунков для неё и несколько пейзажей с видами Сены. Некоторые критики, писавшие о Сёра, предполагают, что «Купание» и написанная затем «Гранд-Жатт» — это парные картины, в первой из которых изображен рабочий класс, а во второй — буржуазия. Другого мнения придерживался английский эстетик и историк искусства Роджер Фрай, открывший английской публике искусство постимпрессионистов. Фрай высоко оценивал неоимпрессионистов. В «Купании», на его взгляд, главной заслугой Сёра было то, что он отвлекся и от обыденного, и от поэтического взгляда на вещи и перешёл в область «чистой и почти абстрактной гармонии». Но далеко не все импрессионисты приняли неоимпрессионистическое творчество Сёра. Так Дега в ответ на слова Камиля Писсарро, также увлёкшегося пуантилизмом, о том, что «Гран-Жатт» очень интересная картина, едко заметил: «Я заметил бы это, но уж очень она велика», намекая на оптические свойства пуантилизма, от которых вблизи картина кажется цветовым месивом. Характерной особенностью стиля Сера был его ни на кого не похожий подход к изображению фигур. Враждебные критики непременно заостряли внимание на этом элементе картин Сера, называя его персонажей «картонными куклами» или «безжизненными карикатурами». Сера шёл на упрощение формы, разумеется, совершенно осознанно. Сохранившиеся этюды показывают, что он, когда это требовалось, умел писать вполне «живых» людей. Но художник стремился достичь эффекта вневременности и намеренно стилизовал фигуры в духе плоских древнегреческих фресок или египетских иероглифов. Однажды он написал своему другу: «Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии». В определённый период Сёра живёт с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Пудрящаяся женщина» (1888—1889). Эта «немыслимая женщина в гротесковом дезабилье 80-х годов» (Роджер Фрай) представлена в плане той же отрешенности и созерцательности, как и персонажи других его картин. Влияние распространенного в те годы «японизма», вероятно, сказалось в изображении туалета Мадлен. Так же как «Парад» и «Канкан», к миру зрелищ и представлений по своему сюжету относится и последняя, незаконченная картина Сёра — «Цирк» (1890—1891). Но если в первых двух дана точка зрения из зала на сцену, то в последней акробаты и публика показаны глазами того, кто выступает на арене, — клоуна, который изображен со спины на первом плане картины. Сера умер в родном городе 29 марта 1891 года. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита, пневмонии, инфекционному эндокардиту, и/или (наиболее вероятно) дифтерии. Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез.
Eduard_von_der_Ropp01 (565x700, 681Kb)
«Цирк» (1891), Париж, музей Орсэ
Eduard_von_der_Ropp02 (700x470, 384Kb)
«Купальщики в Аньере»
Eduard_von_der_Ropp03 (700x464, 477Kb)
«Воскресный день на острове Гранд-Жатт»
Eduard_von_der_Ropp04 (577x700, 879Kb)
«Канкан» (Le Chahut), 1889–90, холст, масло, 170 x 141 см, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
Eduard_von_der_Ropp05 (581x700, 689Kb)
«Пудрящаяся женщина» Jeune femme se poudrant, 1888–90, холст, масло, 95,5 x 79,5 см, Институт искусства Курто
Eduard_von_der_Ropp06 (700x468, 473Kb)
«Парад алле» (Parade de Cirque), 1887–88, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Eduard_von_der_Ropp07 (700x544, 686Kb)
«Сена в Гранд-Жатт, весна» (The Seine and la Grande Jatte - Springtime) 1888, Королевские музеи изящных искусств
Eduard_von_der_Ropp08 (700x574, 715Kb)
«Пасмурная погода, Гранд-Жатт» Gray weather, Grande Jatte, 1888, Художественный музей Филадельфии
Известные высказывания
Эстетика. Искусство — это гармония. Гармония — это аналогия противоположных, аналогия сходных элементов тона, цвета, линии, рассматриваемых в соответствии с доминантой и под влиянием освещения, в радостных, спокойных или печальных сочетаниях.
Радостный тон — это светоносная доминанта; радостный цвет — это теплая доминанта; радостная линия — линия, поднимающаяся от горизонтали вверх. Спокойный тон — это уравновешенность темного и светлого; спокойный цвет — уравновешенность холодного и теплого цвета; спокойная линия горизонталь. Печальный тон — это темная доминанта; печальный цвет -холодная доминанта; печальная линия — линия, идущая вниз от горизонтали.
Техника. Известно, что воздействие света на сетчатку имеет некоторую длительность, в результате происходит синтез. Средство выражения — это оптическое смешение тонов, цветов (локального цвета и цвета освещения: солнца, керосиновой лампы, газа и т. д.), то есть различного света и реакций на него (теней), соответственно законам контраста, градаций и излучения. (Из письма писателю Морису Бобуру от 28 августа 1890.)
Работы: Анжелика у скалы, 1878; Воскресный день на острове Гранд-Жатт, 1884—1886, Институт искусств, Чикаго; Сена у Курбевуа, 1885, Собрание Кашен-Синьяк, Париж; Натурщицы, 1886—1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Порт-ан-Бессен, воскресенье, 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; Корабли в море, 1888; Парад-алле, 1888; Канкан, 1889—1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; Пудрящаяся женщина, 1888—1890; Берег Ба-Бютен, Онфлер 1886; «Песчаный берег моря»; «Цирк» — одна из последних работ. 1890—1891. Литература: Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминание современников (перевод с французского) / Жорж Сера, Поль Синьяк; (Составление, вступительная статья, страницы 3-48, примечания К.Г.Богемской). — Москва : Искусство, 1976. — 335 страниц; Перрюшо, А.Жизнь Сёра. (Перевод с французского Послесловие М.Н.Прокофьевой). — Москва : Радуга, 1992. — 192 страницы. — ISBN 5-05-004019-1; Синьяк, П. От Эж.Делакруа к неоимпрессионизму / Перевод с французского и предисловие И.Дудина. — Москва: И.Кнебель, 1912 (обложка 1913). — 94 страницы: иллюстрации. — С приложением статьи о законах цвета из «Grammaire des arts du dessin»; Мировое искусство. Постимпрессионизм: [история движения в биографиях художников]: [иллюстрированная энциклопедия] / [текст И.Г.Мосина]. — Санкт-Петербург; Москва: Кристалл: ОНИКС, 2006. — 175 страниц: цветные иллюстрации, ISBN 5-9603-0051-6, 10 000 экземпляров; 1 100 картин из Музея Метрополитен. Каталог выставки. Москва, 1975; Félix Fénéon. «Georges Seurat et l’opinion publique». L'échoppe, 2010; R. Fry. Transformations. London, 1926.

1859
Павел Константинович Симони
русский и советский филолог-палеограф, источниковед, библиограф, книговед, педагог, член-корреспондент Академии Наук СССР (с 1921). Родился в Санкт-Петербурге, в семье сенатского чиновника, по происхождению венгр. В 1881 году окончил гимназию при Историко-филологическом институте и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Здесь его учителями были такие выдающиеся учёные, как славист В.И.Ламанский, языковед И.В.Ягич, историк литературы А.Н.Веселовский, фольклорист О.Ф.Миллер. Уже в университете под руководством И.В.Ягича Павел Симони начал свои занятия в области славянской и древнерусской палеографии. После окончания университета в 1886 году П.К.Симони был назначен в Департамент таможенных сборов Министерства финансов Российской империи, с 1889 по 1891 служил помощником цензора в Комитете цензуры иностранной (по «Немецкому Отделению»). С 1888 года стал принимать участие в работе над первым в России словарём современного русского литературного языка, который готовила к изданию Академия наук. Первый выпуск «Словаря русского языка», подготовленный под руководством академика Я.К.Грота при участии П.К.Симони вышел в 1891 году. В 1892 году он перешёл на службу в Академию наук в качестве делопроизводителя Отделения русского языка и словесности (что соответствует теперешней должности учёного секретаря) и оставался на этом посту вплоть до выхода на пенсию в 1926 году. В Академии наук П.К.Симони проявил себя не только как прекрасный организатор, но и как крупный исследователь, знаток палеографии, книговедения, библиографии, фольклора, истории литературы и языка, истории древнего искусства. Свои исключительно точные издания древних рукописей и документов он снабжал палеографическими описаниями, историко-литературными комментариями и часто фотоснимками. Значительную ценность для науки представляют отзывы Симони на лингвистические и палеографические труды, библиографические очерки и обзоры исследований русских ученых: А.Н.Веселовского, Л.Н.Майкова, А.А.Котляревского, А.И.Соболевского, М.И.Сухомлинова, И.В.Ягича и др. П.К.Симони также работал в разных учебных заведениях и научных учреждениях — Педагогической академии, Институте внешкольного образования, на Высших курсах библиотековедения (при Публичной библиотеке в Ленинграде), был сотрудником Института книги, документа и письма (1919—1928). Умер в Москве 17 марта 1939 года.
Память
10 декабря 2009 года в Библиотеке Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге открылась выставка, посвящённая 150-летию со дня рождения Павла Константиновича Симони. На выставке были представлены публикации древних памятников, осуществлённые П.К.Симони или при его участии. В том числе: «Слово о полку Игореве» по копии XVIII века из бумаг Екатерины II (1890); «Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. XVII-XVIII столетий» (Санкт-Петербург, 1899); «Памятники старинного русского языка и словесности XV-XVIII столетий» (Петроград, 1922. В. 1, 2). В экспозиции также присутствовали составленные П.К.Симони библиографические списки трудов Л.Н.Майкова, А.Н.Веселовского, П.П.Бекетова и др.
Основные работы: По истории книги и книжного дела: Опыт сборника сведений по истории и технике книгопереплетного художества на Руси. 1903; К истории обихода книгописца при книжном и иконном строении. 1906; Н.И.Новиков и книгопродавцы Кольчугины. 1906; Я.А.Исаков и его ученики. 1907; Типография Платона Бекетова в Москве. 1908; Книжная торговля в Москве XVIII—XIX столетий. 1927. Литература: Виноградов Г. Полвека ученой деятельности П.К.Симони // Язык и мышление. III-IV. Москва, 1935; Аблов Н.Н. П.К.Симони (Некролог) // Советская библиография. 1940. № 1; Мельц М.Я. П.К.Симони — собиратель и издатель русского фольклора // Труды Института этнографии им. Миклухо-Маклая. 1965. Том 91; Симони Павел Константинович // Книговедение: Энциклопедический словарь / Ред. коллегия: Н.М.Сикорский (главный редактор) и др. — Москва: Советская энциклопедия, 1981 (1982). — Страница 484. — 664 страницы. — 100 000 экземпляров; Алексеев А.А. Павел Константинович Симони // Русская речь. 1984. № 6; Симони Павел Константинович // Аннотированный указатель рукописных фондов ГПБ имени Салтыкова-Щедрина. Ленинград, 1984. Выпуск 4. Страницы 50—52; Дорошевич А.В. П.К.Симони как историк книжной торговли // Книжная торговля: Опыт, проблемы, исследования. 1984. Выпуск 13. Страницы 212—230.

1860
Александр Петрович Голубцов
русский богослов, профессор Московской духовной академии. Дважды награждался Макариевской премией. Родился в Ильинском погосте, Галичский уезд, Костромская губерния, в семье бедного сельского священника Петра Александровича Голубцова и его супруги Анны Елисеевны. Окончил Галичское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1882, вторым в выпуске) и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1886; первым магистрантом). В 1886—1887 гг. — профессорский стипендиат по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистр богословия (1891; тема диссертации: «Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны»).
Преподаватель и учёный
С 1887 года — исправлял должность доцента по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистерская диссертация Голубцова, посвящённая полемике о вере между православными и протестантами в XVII веке, заслужила позитивную оценку профессора Василия Ключевского, который написал в своём отзыве, что «магистрант не только впервые в одной работе охватил все стороны этого исторического эпизода, но и тщательно проанализировал все материалы, имевшиеся в различных Российских книгохранилищах». Эта работа была удостоена Святейшим Синодом премии митрополита Макария. С 1891 года в течение 20 лет был заведующим Церковно-археологическим музеем Московской духовной академии. С 1892 года — доцент академии по кафедре церковной археологии и литургики. Одновременно, в 1893—1896 годах преподавал в академии французский язык. С 1896 года — экстраординарный профессор, с 1907 года — ординарный профессор академии. Курс лекций в академии был посмертно издан его сыном Иваном в 1918 году в двух частях под названием «Из чтений по церковной археологии и литургике». Выпускник академии священник Павел Салагор так отзывался о лекциях профессора Голубцова:
«На его лекциях по археологии живой вставала седая старина. Все облекалось в плоть и кровь. В аудитории как-то непроизвольно устанавливалась атмосфера того исторического периода, памятник которого был в данную минуту предметом объяснения профессора. Благодаря тому, что в Академии была своя электрическая станция, Александр Петрович сопровождал свои лекции световыми картинами.»
Также с 1898 года Голубцов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1907 года — доктор богословия. Докторская диссертация Александра Голубцова «Соборные чиновники и особенности службы по ним» была посвящена письменно зафиксированным особенностям чинопоследований соборных служб, на которых оказали влияние как Студийский и Иерусалимский богослужебные уставы, так и характер служб в храме Софии Константинопольской и другие источники. Подготовил к печати и опубликовал «чиновники» Новгородского Софийского (1899), Холмогорского Преображенского (1903), Нижегородского Преображенского (1905) и Московского Успенского (1908) соборов. Скоропостижно скончался в городе Сергиев Посад от инфаркта миокарда 17 июля 1911 года. Похоронен на Всехсвятском кладбище Сергиева Посада. В биографической статье о Голубцове, опубликованной вскоре после его смерти, говорилось:
«Строгий в отношении к другим, Голубцов ещё строже был к себе. Это сказалось и на его ученых работах. Осторожный в выводах, прекрасный знаток рукописного материала своей науки, он брал для изучения и освещения скромные темы, но доводил работу над ними до исчерпывающих пределов. При этом заключения его часто поражали блеском и глубиной. В самый день смерти он формулировал оригинальный, замечательно тонкий взгляд на происхождение иконостасов в наших храмах. Но эти находки Голубцова часто становились вразрез с идиллическими господствующими объяснениями нашей обрядности и вызывали вверху недружелюбную оценку. Голубцов умер во цвете лет и таланта. Не подлежит сомнению, что неурядицы в московской академии сократили жизнь этого редкого ученого и человека.»
Общественная позиция
Придерживаясь умеренно-консервативных политических взглядов, выступал в защиту академических свобод, в связи с чем вошёл в конфликт с руководством академии в лице ректора епископа Феодора (Поздеевского). Активно поддерживал предложение избрать либерального профессора Илью Громогласова на кафедру церковного права, которое было «провалено» крайними консерваторами. Выступал против вытеснения из академии профессора В.О.Ключевского, за что вместе с другими преподавателями получил порицание от Святейшего Синода. Труды: Автор научных работ по церковной истории, церковной археологии и литургике, в том числе: Об обрядовой стороне таинства Елеосвящения: (Пробная лекция) // Прибавления к изданию творений Святых отцов в русском переводе за 1888 год. — Москва, 1888. — Часть 42. Книга 3. — Страницы 113—130; О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в Святую Землю, Рим и Царьград // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1894. — Том 2. № 3. — Страницы 446—462. Часть 1; О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в Святую Землю, Рим и Царьград // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1894. Том 2. № 4. — Страницы 63—88. Часть 2; Вступление на патриаршество и поучение к пастве Иосифа, патриарха Московского // «Прибавления к творениям святых отцов», 1888; Из истории изображения креста // «Прибавления к творениям святых отцов», 1889; Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. — Москва, 1891; Памятники прений о вере. — Москва, 1892; Молитвенные храмины и открытые христианские храмы первых трех веков // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1896. — Том 1. — № 3. — Страницы 351—369; Из истории древнерусской иконописи. — Москва, 1897; Места молитвенных собраний христиан I—III веков. — Сергиев Посад, 1898; Чиновник Новгородского Софийского собора. — Москва: Университетская типография, 1899; Чиновники Холмогорского Преображенского собора. — Москва: Императорское Общество истории и древностей российских при Московском университете, 1903; Из христианской иконографии. — Сергиев Посад, 1903; Соборные чиновники и особенности службы по ним. — Москва, 1907; Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. — Москва: Синод. тип., 1908. — 312 страниц; Сборник статей по литургике и церковной археологии. — Сергиев Посад, 1911; Литургия в первые века христианства (из лекций) // Богословский вестник. — 1913. — № 7-8, 10, 12; Историческое объяснение обрядов литургии (из лекций) // Богословский вестник. — 1915. — № 7-8; Из чтений по церковной археологии и литургике. — Санкт-Петербург, 1917. Семья: Жена — Ольга Сергеевна, урождённая Смирнова, младшая дочь ректора Московской духовной академии, протоиерея Сергея Константиновича Смирнова. Они обвенчались в 1886 году. Дети: Иван (1887—1966) — доктор исторических наук; Мария (1888—1925) — историк, научный сотрудник Исторического музея; Сергей (1893—1930) — доктор исторических наук; Пётр (1895—1917), студент Московской духовной академии; Наталия, в монашестве Сергия (1896—1977); Анна (1898—1943); Николай (1900—1963), священник; Алексей (1904—1978), инженер (сын Алексея Сергей); Павел, в монашестве Сергий (1906—1982), художник-реставратор, архиепископ Новгородский и Старорусский; Серафим (1908—1981), священник. Литература: Волков В.А., Куликова М.В., Логинов В.С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — Москва: Янус-К, 2006. — Страницы 72—73. — 300 страниц. — 2000 экземпляров. — ISBN 5—8037—0318—4; Голубцов Александр Петрович (1860—1911) // Русские писатели-богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства: Биобиблиографический указ. Богословско-литургический словарь / Составители: А.С.Чистякова, Н.С.Степанова, О.В.Курочкина; Предисловие О.В.Курочкиной; Ответственный редактор Н.Н.Каспарова; Обд. ред. Алексия, епископа Орехово-Зуевского, наместника Новоспасского монастыря; Российская государственная библиотека. Новоспасский монастырь. — Москва: Пашков Дом, 2004. — Страницы 15—22. — (Духовные чтения). — 1000 экземпляров. — ISBN 5-7510-0285-7; Голубцов С.А. Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом. — Москва: Издательство «Мартис», 1999. — ISBN 5-7248-0064-0; Голубцов, Александр Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

mediz-pelikan (672x700, 259Kb)
1861
Эмилия Медиц-Пеликан (немецкое имя — Emilie Mediz-Pelikan)
австрийская художница-пейзажист, график. Символист. Представитель экспрессионизма. Родилась в городке Фёклабрук, Верхняя Австрия, Австрия. Обучалась в венской Академии изобразительного искусства. Одна из последних учениц пейзажиста Альберта Циммермана. Последовала за своим учителем, когда он переехал в Зальцбург в 1880 г., а затем в Мюнхен в 1885 году, оставаясь с ним до смерти в 1888 году.
mediz-pelikan01 (700x471, 301Kb)
Вид замка Дюрнштайн, около 1900
После посещения Парижа длительный период жила в колонии художников в Кнокке (Бельгия). В 1889—1890 встретила молодого художника Карла Медица и в 1891 году вышла за него замуж. Вместе они побывали в Тироле, жили в Италии, путешествовали по побережью Адриатики.
mediz-pelikan02 (700x429, 301Kb)
Закат, 1907/08
В 1890 году получила общественное признание её картина маслом «Поле дроков». Критики писали: «В Мюнхене никто никогда не видел такого зрелищного импрессионизма». Тем не менее семья художников жила в Вене в бедности, так как их работы не находили покупателей.
mediz-pelikan03 (700x676, 496Kb)
Портрет молодой женщины. 1898
На рубеже веков к ней постепенно пришёл творческий успех. В 1898 она участвовала на первой художественной выставке Венского Сецессиона, в 1901 году представляла свои работы на Международной художественной выставке в Дрездене. В 1903 году вместе с мужем участвовала в коллективной выставке ассоциации художников Hagenbund в Вене. В Дрездене в 1904 показала свои графические работы, в 1905 и 1906 выставлялась в Доме художника в Берлине. В 1911 её картины были представлены на австрийской художественной выставке в Риме. В 1908 году Медиц-Пеликан внезапно умерла в Дрездене от остановки сердца 19 марта 1908 года..

[485x700]
1862
Николай Герасимович Володченко
генерал-лейтенант Русской армии, в 1917 году — главнокомандующий Юго-Западного фронта. Родился в Санкт-Петербурге, сын надворного советника. Образование получил в 3-й Санкт-Петербургской военной гимназии, по окончании которой 13 сентября 1881 года был зачислен в Михайловское артиллерийское училище. Выпущен 26 августа 1884 года подпоручиком в 1-ю резервную артиллерийскую бригаду, 19 августа 1886 года произведён в поручики. В 1892 году Володченко успешно сдал вступительные экзамены в Николаевскую академию Генерального штаба, откуда быд выпущен в 1892 году по 1-му разряду, причём 18 мая 1892 года за успехи в науках был произведён в штабс-капитаны. Назначен состоять при штабе Виленского военного округа. 8 декабря 1892 года назначен старшим адъютантом штаба 2-й кавалерийской дивизии, 29 апреля 1894 года произведён в капитаны. С 13 октября 1897 года по 13 октября 1894 года проходил цензовое командование эскадроном в 6-м лейб-драгунском Павлоградском полку. Произведённый 30 апреля 1899 года в подполковники Володченко тогда же был назначен старшим адъютантом штаба Виленского военного округа, с 28 января 1901 года состоял штаб-офицером для поручений при командующем войсками Виленского военного округа. С 22 мая по 22 ноября 1902 года был прикомандирован к 6-му лейб-драгунскому Павлоградскому полку для ознакомления с общими требованиями управления и ведения полкового хозяйствава. 2 августа 1902 года назначен начальником штаба 2-й кавалерийской дивизии и 19 апреля следующего года произведён в полковники. После начала войны с Японией Володченко отправился в действующую армию, где состоял начальником этапов 2-й Маньчжурской армии. За бои при деревнях Матуран и Мадепу был награждён орденом Святого Владимира IV степени с мечами и бантом и Золотым оружием с надписью «За храбрость». По окончании военных действий Володченко 9 ноября 1905 года был переведён в Отдельный корпус пограничной стражи и получил назначение на должность начальника штаба Заамурского округа ОКПС. 27 июля 1909 года произведён в генерал-майоры. Перед началом Первой мировой войны, при мобилизации, Володченко 15 августа 1914 года был назначен командиром бригады 3-й Донской казачьей дивизии, в ноябрьских боях командовал самой этой дивизией. С 9 мая 1915 года являлся командующим (позже начальник) 16-й кавалерийской дивизии. Во время Горлицкого сражения и прорыва австро-германских войск генерала А. фон Макензена у Тарнова в апреле 1915 года возглавлял сводный кавалерийский корпус 3-й армии. За боевые отличия 29 июня 1915 года был произведён в генерал-лейтенанты (со старшинством от 6 декабря 1914 года). Высочайшим приказом от 1 июня 1915 года Володченко был награждён орденом Святого Георгия IV степени «За выдающуюся распорядительность, храбрость и самоотвержение, оказанные во время командования им третьей Донской казачьей дивизией, в составе сводного кавалерийского корпуса, в боях с 17 ноября по 6 декабря 1914 г. у Грибова, Нового Сандеца, Лиманова, Тымбарка, Домбра, Поробка, Гора Святого Яна и Лапанува, — благодаря коим успешно была исполнена задача, возложенная на конный корпус.» 20 апреля 1917 года Володченко был назначен командиром 46-го армейского корпуса. 22 сентября 1917 года сменил генерала Ф.Е.Огородникова на посту главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта. На следующий день после Октябрьской революции Володченко вошёл в состав фронтового Комитета спасения революции. 18 ноября он подписал Бердичевское соглашение с Украинской Центральной Радой, согласно которому передал под управление Рады тыловые районы фронта, однако 24 ноября сдал командование, в декабре уехал в Одессу. В 1919 году Володченко уехал на Дальний Восток, состоял сначала в армии Восточного фронта, затем начальником внутренней охраны полиции КВЖД. Жил в Харбине, опубликовал несколько статей в крупнейшем журнале русской эмиграции «Часовой». 24 сентября 1945 года арестован органами СМЕРШ по обвинению в антисоветской деятельности и в конце года. Скончался в заключении во время следствия. По заключению прокуратуры Омской области от 22 ноября 1999 года был посмертно реабилитирован. Награды: Орден Святого Станислава III степени (1894 год); Орден Святой Анны III степени (1898 год); Орден Святого Станислава II степени (1901 год); Орден Святой Анны II степени (1906 год); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1906 год); Золотое оружие с надписью «За храбрость» (29 марта 1906 года); Орден Святого Владимира III степени (1907 год); Орден Святого Станислава I степени (27 апреля 1913 года); Орден Святой Анны I степени с мечами (26 января 1915 года); Орден Святого Георгия IV степени (1 июня 1915 года). Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том I. А—К. — Москва, 2009. — Страница 287. — ISBN 978-5-9524-4166-8; Волков С.В. Русская военная эмиграция. Издательская деятельность. — Москва, 2008. — Страница 245; Высочайшие приказы по Военному ведомству. К № 1290 «Разведчика». — Страница 771; Ганин А.В. Корпус офицеров Генерального штаба в годы Гражданской войны 1917—1922 гг. Справочные материалы. — Москва, 2009. — Страницы 188, 424. — ISBN 978-5-85887-301-3; Исмаилов Э.Э. Золотое оружие с надписью «За храбрость». Списки кавалеров 1788—1913. — Москва 2007. — Страницы 373, 527; Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва, 2003. — Страницы 127—128; Пограничная служба России: Энциклопедия. Биографии. — Москва, 2008. — Страницы 97—98; «Разведчик». — 17 февраля 1915 г. — № 1267; Список генералам по старшинству. Составлен по 15 апреля 1914 года. — Санкт-Петербург, 1914. — Страница 575; Список генералам по старшинству. Исправлен по 10 июля 1916 г. — Петроград, 1916. — Страница 49.

Camille_Germain (700x700, 198Kb)
1862
Камиль Жермен де Монтозан (французское имя — Camille Germain de Montauzan)
французский инженер и археолог, автор диссертации о древнеримском водопроводе в Лугдуне, участник многочисленных раскопок на холме Фурвьер. Родилась в городе Сент-Этьен, департамент Луара, Франция. В 1908 году публикует очень заметную работу об античных акведуках в Лионе. Как раз в момент начала Первой мировой войны вместе со своим коллегой Филиппом Фабиа организует четыре кампании по археологическим раскопкам на холме Фурвьер, в результате которых на свет появляются 3 отчёта, опубликованных Лионским университетом. В 1918 году избирается членом Лионской академии наук, литературы и искусств и останется в ней вплоть до своей кончины в 1942 году. В 1925 году готовит план Грота Берелль — галло-римской цистерны, расположенной под современным лицеем Святого Юста. В 1926 году обнаруживает под античном театром на холме Фурвьер ещё одно сооружение. Он называет это сооружение святилищем Кибелы и оно остаётся под этим названием вплоть до раскопок 2000 годов. С 1933 года проводит раскопки в квартале Миним. Его деятельность послужила отправной точкой для многих последователей, среди которых Амабль Оден — создатель и первый хранитель Музея галло-римской цивилизации на Фурвьере. Он был также профессором античности на филологическом факультете Лиона и основателем Лионской ассоциации археологических исследований. Умер в городе Лион, департамент Рона, Франция, 22 апреля 1942 года. Сочинения: Les Aqueducs antiques de Lyon : étude comparée d'archéologie romaine — Lyon, 1908; Les fouilles de Fourvière // Annales de l’Université de Lyon. — Lyon, 1912—1915; Les premiers évocateurs du Vieux Lyon — Lyon: Cumin et Masson, 1920.

[562x700]
1865
Нильс Нильсен (датское имя — Niels Nielsen)
датский математик и историк науки. Родился в Эрслеве. Окончил Копенгагенский университет (1891). С 1905 г. преподавал там же (с 1909 г. - профессор). Основные работы относятся к теории специальных функций, теории рядов, теории чисел. Развил теорию γ-функций, изучал факториальные ряды. Исследовал историю французской математики XVIII в. и эпохи Великой французской революции, написал большое количество биобиблиографических очерков. Этим темам посвящены две его монографии «Французские геометры в годы революции» (1929), «Французские геометры восемнадцатого столетия» (1935). Умер в Копенгагене 16 сентября 1931 года.

zutter (700x506, 153Kb)
1865
Луис Цуттер (немецкое имя — Louis Zutter)
швейцарский гимнаст, чемпион летних Олимпийских игр 1896 и первый чемпион от Швейцарии. Родился в посёлке Ле-Пон-де-Мартель, Ле-Локль, Невшатель, Швейцария. Луис Цуттер стал одним из двух представителей Швейцарии на первых в современной истории летних Олимпийских играх. Цуттер участвовал в соревнованиях на коне, опорном прыжке, параллельных брусьях и перекладине. Лучшим результатом для швейцарца на Играх стало выступление на коне, где он стал чемпионом. В упражнениях в опорном прыжке и на параллельных брусьях он занял второе место, уступив сначала немцу Карлу Шуману, а затем Герману Вайнгертнеру.
zutter0 (525x700, 192Kb)
На перекладине он не занял призового места. Он стал единственным швейцарским спортсменом, завоевавшим медаль, и благодаря ему одному Швейцария заняла десятое место в неофициальном медальном зачёте. Умер в посёлке Будри, Невшатель, Швейцария, 10 ноября 1946 года.

[700x700]
1866
Гарри Бёрли (урождённый - Henry Thacker Burleigh)
всемирно известный афроамериканский баритон, композитор и аранжировщик спиричуэлс. Родился в Эри, штат Пенсильвания, США. Вдохновлённый творчеством Антонина Дворжака, он создал оранжировки для более чем 100 спиричуэлс, таких как "Deep River," "Swing Low, Sweet Chariot," и "Nobody Knows the Trouble I've Seen." Он воспитал многих известных певцов, таких как Энрико Карузо (Enrico Caruso), Роланд Хейс (Roland Hayes), Марион Андерсон (Marion Anderson), и Поль Робсон (Paul Robeson). Умер в Стамфорде (штат Коннектикут, США) 12 сентября 1949 года.

ConstantinCristescu (578x700, 337Kb)
1866
Константин Кристеску (румынское имя — Constantin Cristescu)
румынский генерал. Родился в деревне Педурець, Лунка-Корбулуй, Арджеш, Румыния. Получил образование в военной школе во Франции. Служил в артиллерии. Несколько раз занимал пост начальника румынского генерального штаба (со 2 декабря 1913 по 1 апреля 1914 года, с 1 апреля по 28 октября 1918 года и с 1 апреля 1920 по 8 мая 1923 года). Во время Первой мировой войны в 1916 году командовал 6-й пехотной дивизией. С 11 июня по 30 июля 1917 года командовал 1-й румынской армией, входившей в состав русского Румынского фронта. Умер в городе Бухарест, Румыния, 9 мая 1923 года. Награды и премии: Орден Святого Саввы; Офицер ордена Короны Румынии; Офицер ордена Звезды Румынии; Командор со звездой Императорского австрийского ордена Франца Иосифа; Орден «Bene Merenti» (1910).


Shreder (469x700, 155Kb)
1866
Пётр Петрович Шредер
мелитопольский купец, член IV Государственной думы от Таврической губернии. Меннонит. Старший из сыновей Петра Генриховича Шредера (1838—1896) от второго брака с Марией Классен (1845—1911). Родился в городе Мелитополь, Таврическая губерния, Российская империя. Вырос в родительском имении Тащенак Мелитопольского уезда. После смерти отца унаследовал имения в Перекопском и Симферопольском уездах Таврической губернии (1530 десятин). Среднее образование получил в Екатеринославском реальном училище. Затем поселился в имении Ново-Никольск Перекопского уезда, где посвятил себя сельскому хозяйству и общественной деятельности. Был записан купцом 2-й гильдии города Мелитополя. Состоял председателем правления Общества для содержания Крымского меннонитского центрального училища в Карасане, а также членом благотворительных и просветительных обществ. В 1912 году был избран членом IV Государственной думы от общего состава выборщиков Таврического губернского избирательного собрания. Примыкал к фракции прогрессистов. Состоял членом комиссий: сельскохозяйственной, по вероисповедальным вопросам, о народном здравии, по переселенческому делу и бюджетной. После Октябрьской революции, в 1918 году переехал в Симферополь, через несколько лет — в Александровск, а затем в Хортицу. Будучи холостяком, проживал с семьей своей сестры Маргариты. Скончался 6 июня 1942 года. Источники: Государственная дума. IV созыв, 2-я сессия. Справочник 1914 г. — Санкт-Петербург, 1914. — Страница 112; 4-й созыв Государственной думы: Художественный фототип. альбом с портретами и биографиями. — Санкт-Петербург: издание Н.Н.Ольшанского, 1913; Статистический справочник Таврической губернии. Часть 2: Список населенных пунктов. Выпуск четвёртый, Перекопский уезд. — Симферополь, 1915. — Страница 54; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. — Москва: РОССПЭН, 2008; Карасан, меннонитская колония. | Энциклопедия немцев России.

[311x700]
1866
Маргарита Александровна Эйхенвальд (по мужу — Маргарита Александровна Трезвинская)
русская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано) и вокальный педагог. Родилась в семье фотографа А.А.Эйхенвальда и арфистки Большого театра И.И.Папендик-Эйхенвальд. В 1884—1890 годах обучалась вокалу в Московской консерватории в классе Э.Тальябуэ. С 1888 года начала выступать в концертах. В 1889 году дебютировала в партии Папагены («Волшебная флейта» В.А.Моцарта) в Большом театре, где пела до 1900 года. В 1900—1910 годах выступала в Московской частной русской опере, затем — в Санкт-Петербургском Мариинском театре, в Тифлисе и различных антрепризах в провинции, в том числе в Нижнем Новгороде (1894), Казани (май 1894, 1911), а также в США. М.А.Эйхенвальд была первой исполнительницей партий: Марьи («Сон на Волге» А.С.Аренского, 1890) и Стефано («Ролла» А.Ю.Симона, 1892). Обладала небольшим, но мягким голосом серебристого тембра, драматическим дарованием. Талант певицы высоко ценили Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, А.С.Аренский. В симфонических концертах она исполняла сольную партию в Мессе C-Dur Л.Бетховена (1893), в камерных концертах — романсы А.Т.Гречанинова, Р.М.Глиэра. Оставив сцену, преподавала в Московском музыкально-драматическом училище. Эмигрировала за границу; умерла в США. Её муж — оперный певец Степан Трезвинский. Партии: Снегурочка; Горислава ("Руслан и Людмила"), Татьяна; Иоланта (оперная постановка Чайковского), Марья Власьевна ("Сон на Волге" Аренского), Маргарита ("Фауст"), Гретель ("Гензель и Гретель" Гумпердинка), Паж ("Гугеноты"), Дездемона ("Отелло" Верди), Микаэла; Памина ("Волшебная флейта") и др.

Gevorg (457x700, 205Kb)
1868
Геворг VI (армянское имя — Գևորգ Զ; в миру — Геворг Чорекчян; Գևորգ Չորեքչյան)
патриарх и католикос всех армян, глава Армянской Апостольской Церкви с 16 июня 1945 года по 26 сентября 1954 года. Выдающийся церковный деятель. Родился в Нахичевани-на-Дону (ныне в черте Ростова-на-Дону), в семье слесаря. В девятилетнем возрасте поступил в духовную семинарию в Нор-Нахичеване, а в 1879-89 годах учился в семинарии Геворгян в Эчмиадзине. Учился в Лейпциге, где успешно окончил университетские курсы теологии и философии, а также местную консерваторию. В 1894 году вернулся в Эчмиадзин, работал учителем музыки в духовной семинарии Геворгян, а с 1895 по 1913 год — учителем музыки, истории церкви и этики в семинарии Нор-Нахичевана. В июне 1913 года католикосом Геворгом V (Суренянцем) был рукоположён в архимандриты. В годы Первой мировой войны принял активное участие в оказании помощи армянским беженцам. В 1917 году рукоположён во епископа. В 1921—1927 годы — экзарх ААЦ в Грузии. В 1924 году после преобразования Священного Синода ААЦ в Верховный Духовный Совет стал его членом. В 1926 году возведён в сан архиепископа. В 1931 году выдвигался на выборах на пост Католикоса всех армян, но не был избран. В 1937 году католикос Хорен I назначил архиепископа Геворка своим заместителем — Местоблюстителем Первосвятительского престола святого Георгия. В 1938—1945 годы руководил делами Армянской Церкви; с апреля 1941 года носил титул Генерального викария Эчмиадзинского Католикосата, утверждённый Национальным церковным собранием. В Великую Отечественную войну епископ отличился при создании танковых подразделений «Давид Сасунский» и «Генерал Баграмян».
Глубокочтимый Иосиф Виссарионович!
Под Вашим гениальным руководством и Божьей милостью Красная Армия победоносно громит кровожадного ненавистного врага, изгоняя его с нашей священной земли. В рядах Красной Армии вместе с другими народами СССР сражаются с врагами нашей Родины и сыны армянского народа.
Исполняя свой долг перед Родиной, молюсь Всевышнему о победе советского оружия и для ещё большего усиления мощи славной Красной Армии и ускорения окончательного разгрома врага Эчмиадзинский католикосат вносит в фонд строительства танковой колонны имени Давида Сасунского драгоценную панагию, украшенную бриллиантами, и другие драгоценности из платины и бриллиантов стоимостью свыше 800 000 рублей, тысячу английских фунтов стерлингов и 50 000 рублей. Прошу Вашего распоряжения об открытии специального счёта в Госбанке СССР.
Одновременно специальным посланием обращаюсь ко всем верующим армянам мира об участии своими сбережениями в строительстве танковой колонны имени Давида Сасунского. Вполне уверен, что как местные, так и зарубежные армяне откликнутся на наше пастырское послание, организуя вл всех армянских колоннах комитеты помощи Красной Армии и пострадавшему населению, которые собрали и послали свыше 15 000 долларов и в настоящем продолжают свою деятельность.
Дорогой Иосиф Виссарионович, примите наше благословение и привет верующих армян и духовенства.
Народом избранный заместитель католикоса всех армян архиепископ Геворг ЧЕОРЕКЧЬЯН
Ереван
Прошу передать верующим армянам и духовенству Эчмиадзинского католикосата, внесшего средства на строительство танковой колонны имени Давида Сасунского, — мой привет и благодарность Красной Армии.
Указание об открытии специального счёта в Госбанке СССР дано.
И.СТАЛИН
Газета «Известия», 22 января 1943 года.
3 апреля 1945 года обратился к Сталину с просьбой разрешить восстановление Эчмиадзина, открытие Эчмиадзинской семинарии, создание Духовной духовной академии и типографии, издание журнала возвращение храмов, открытия счёта в госбанке. 19 апреля состоялась личная встреча Сталина, Молотова и главы совета по религиозным культам Ивана Полянского с архиепископом Геворком (Чорекчяном), на которой Сталин, «выслушав… доклад о ряде нужд Святого Эчмиадзина,… дал этим вопросам положительное разрешение». В июне 1945 года в Эчмиадзине состоялся Собор Армянской Апостольской Церкви. В докладе архиепископа Геворга (Чорекчяна) о четырёхлетней деятельности руководства Церкви было отмечено, что «в политическом отношении Святого Эчмиадзин, а вместе с ним и Армянская церковь проявляли такое же теплое и доброжелательное отношение к нашему Государству, какое они видели с его стороны». В материалах Собора Сталин именовался «Великим Человеком нашей страны и всего мира», а также ставился акцент на том, что «Отечественная война… дала блестящую возможность доказать преданность армянского народа своей общей Родине и нерушимую дружбу его с великим русским народом». 16 июня на том соборе был избран католикосом. В том же году был награждён медалью «За оборону Кавказа». В 1945 и 1947 годах обращался с посланиями к правительствам СССР, США и Великобритании с просьбой о содействии в возвращении армянам территорий Западной Армении, контролируемых Турцией (см. территориальные претензии СССР к Турции). Приветствовал открывшийся в апреле 1947 года в Нью-Йорке Всемирный армянский конгресс. Большое внимание уделял процессу сближения Армянской Церкви и Русской православной церкви. В 1948 году присутствовал в Москве на торжествах по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, принял активное участие в Совещании Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей. В 1952—1953 году по поручению католикоса в Московскую Духовную Академию были командированы 8 архидиаконов Армянской Церкви для получения опыта, изучения православного богословия и жизни Русской Церкви. Скончался в Эчмиадзине 9 мая 1954 года.
Gevorgгроб (525x700, 306Kb)
Похоронен во дворе Кафедрального собора в Эчмиадзине.
Литература: Геворг VI // Православная энциклопедия. — Москва, 2005. — Том X : «Второзаконие — Георгий». — Страницы 488-489. — 752 страницы. — 39 000 экземпляров. — ISBN 5-89572-016-1; Католикос Геворк VI получил от Сталина медаль «За оборону Кавказа» // https://ostarmenia.com/ru. — 2019; О вкладе Армянской апостольской церкви в Победу над фашизмом // https://sarinfo.org/. — 2020.

Francis_Jammes (524x700, 277Kb)
1868
Франсис Жамм (французское имя — Francis Jammes)
французский поэт-символист. Родился в Турнэ, в Верхних Пиренеях. Учился в По, затем в Бордо. Служил помощником нотариуса. Его публикации заметили Малларме и А.Жид. С 1895 года целиком посвятил себя литературе. В 1901 году познакомился и сблизился с Клоделем, в 1905 году под его влиянием обратился в католичество, что нашло глубокое выражение в стихах и прозе. В 1928 году познакомился с Полем Валери. Переписывался с Клоделем, А. Жидом, Реми де Гурмоном, другими символистами. Был близок к кругу издательства «Меркюр де Франс», в котором обычно и печатался. При этом последовательно оставался провинциалом, стремился к простоте переживания и выражения, что во многом определило интерес к его стихам самых разных ценителей. Скончался в Аспаррене (департамент Атлантические Пиренеи) 1 ноября 1938 года.
Творчество и признание
Кроме стихов, собранных в книгах «De l'Angelus de l'aube a l'Angelus du soir» («От утреннего до вечернего благовеста», 1888–1897), «Le deuil des primeveres» (1898–1900), «Le triomphe de la vie» («Торжество жизни», 1900–1901), «Clairieres dans le ciel» («Просветы в небе», 1902–1906), «Georgiques chretiennes» («Христианские георгики», 1912), Жамм писал и прозаические вещи, из которых наиболее характерны: «Le roman du lievre» («Повесть о зайце»), «Pomme d'Anis» («Анисовое яблочко», 1904), «Ma fille Bernadette» («Моя дочь Бернадетта», 1910) и два уже послевоенных романа — «Cloches pour deux mariages» («Свадебные колокола», 1924) и «Janot poete» (1929). Творчество Жамма ценил Рильке (упоминающий французского поэта в «Записках Мальте Лауридса Бригге»), позднее — Кафка. Портрет Жамма оставил Жак-Эмиль Бланш. Музыку на его стихи писали Дариус Мийо, Артюр Онеггер, Лили Буланже, Жорж Брассенс и другие композиторы.
Избранные сочинения
Стихи: De l’Angélus de l’aube à l’Angélus du soir (1898); Le Deuil des primevères (1901); Le Triomphe de la vie (1906); Clairières dans le ciel (1906); Les Géorgiques chrétiennes (1911—1912); Le Livre des quatrains (1923—1925); De tout temps à jamais (1935); Sources (1936). Проза Clara d’Ellébeuse (1898); Almaïde d'Étremont (1901); Le roman du lièvre (1903); Pomme d’anis (1904); Janot poète (1928).
Жамм в России
Стихи и прозу Жамма на русский переводил Иннокентий Анненский, В.Брюсов, И.Эренбург, Б.Лившиц, С.Шервинский, Вс.Рождественский, Юрий Марр, Вера Аренс и другие. О.Мандельштам упоминает его в стихотворении «Аббат» (1915, строфа впоследствии исключена):
И, самый скромный современник,
Как жаворонок, Жамм поет, —
Ведь католический священник
Ему советы подает.
Публикации на русском языке: Стихи и проза. — Москва, 1913; [Стихи]// Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в переводе И.Эренбурга. — Москва, 1969. — Страницы 158—177; [Стихи]// Поэзия французского символизма. — Москва: Издательство МГУ, 1993. — Страницы 223—230. Литература: История французской литературы, том 3, Москва, 1959; Parent М., F.Jammes, P., 1957; Mallet R., Le jammisme, P., 1961;Mallet R. Francis Jammes; sa vie, son œuvre (1868—1938). — P.: Mercure de France, 1961; Le rayonnement international de Francis Jammes: Colloque Francis Jammes, Orthez-Pau, 7-8 octobre 1993. — P.: J & D éditions; Biarritz: Association Francis Jammes, 1995; Demolin Cl. Francis Jammes: une initiation à la simplicité. — P.: Ed. du Cygne, 2008.

George_Calderon (700x690, 485Kb)
1868
Джордж Лесли Кальдерон (George Leslie Calderon)
английский драматург и литературовед, юрист, лингвист, этнограф и художник; один из первых исследователей и пропагандистов творчества А.П.Чехова. Родился в районе Сент-Джонс-Вуд, Вестминстер, Большой Лондон, Англия, Великобритания. Джордж Кальдерон — пятый сын известного английского художника баско-испанского происхождения, живописца близкого к кругу прерафаэлитов Филипа Гермогена Кальдерона (Philip Hermogenes Calderon, RA; 1833—1898), члена Королевской Академии художеств; чья жена, Клара (урождённая Стори — Clara Storey), мать Джорджа, была сестрой художника Джорджа А. Стори (George Adolphus Storey, RA), портретиста, мастера жанровой живописи, иллюстратора, также члена Королевской Академии художеств. 1882—1893 — учёба в школе Рагби и в Тринити-колледже в Оксфорде; 1894 — принят в Ассоциацию адвокатов; 1895—1897 — учёба и стажировка в Санкт-Петербурге; Ещё во время учёбы в Оксфорде, в один прекрасный день, на фоне других привлекавших его тем, он обнаруживает в себе большой интерес к России, которая в это время зачастую оказывалась вне сферы внимания его коллег — современная ему русская литература и драматургия становится основной областью его исследований. И они уже имели определённое развитие к тому моменту, когда в 1895 году он прибыл Санкт-Петербург, где в течение двух лет был поглощён опытом постижения и углублённого изучения всех проявлений русского менталитета и всех сторон русской жизни. 1900—1903 — сотрудник библиотеки Британского музея; 1900 — женитьба на Кэтрин (урождённой Гамильтон), вдове Арчибальда Рипли; 1906 — посетил Таити. Умер на Галлипольском полуострове, Мраморноморский регион, Турция, 4 июня 1915 года.
George_Calderon01 (521x700, 226Kb)
Джордж Кальдерон
Tihoti
«Я не могу больше сокрушаться, когда я вижу распад французского правительства, как я не мог скорбеть, когда прочёл о кончине английской нонконформистской миссионерской тирании, которая тому предшествовала. В свою пору они уничтожили странным и непостижимым образом жизни, которые Бог по каким-то причинам допускает на этих островах с незапамятных дней; разрушение традиций, языка, музыки и поэзии островитян; изнурение их непосильным трудом и обучение торговле в борделях; — и вот пустые громкие слова: la mission civilisatrice de l’Europe (миссия цивилизации Европы), la glorie de la France (слава Франции), l’amour de Jesus Christ (любовь Иисуса Христа). Почему Европа уверена, что она идёт во имя славы — о какой славе здесь может быть речь? Зачем говорить о egalité и fraternité (равенстве и братстве), когда всё, что мы можем вам предложить — это только paternite and inegalité (отцовство и угнетение)?» — George Calderon. Tahiti by Tihoti (1906)
Публикации и постановки: The Adventures Of Downy V. Green: Rhodes Scholar At Oxford (1902); Dwala, A Romance. London.: Smith, Elder, & Co., 1904 (Prehistoric man in modern society; missing link from Borneo becomes prime minister of England) — сатирический роман: доисторический человек в современном обществе; «недостающее звено» с Борнео становится премьер-министром Англии); Пьесы: Hankin, St John & Calderon, George. Thompson: A Comedy in Three Acts, London: Martin Secker, 1913; The Little Stone House: A Play in One Act; Sidgwick & Jackson Ltd, London, 1913 — Маленький каменный дом (пьеса, сюжет из русской жизни; 1913); The Fountain, Repertory Plays No. 2 (reprinted 1914) — Repertory Theatre. Repertory Plays. Gowans & Gray. 1911. — Фонтан (пьеса, 1911); The Maharani of Arakan: A Romantic Comedy in One Act Founded on the Story of Sir Rabindranath Tagore, F. Griffiths, London, 1915 — Махарани Аракан. Драматизированна версия рассказа Рабиндраната Тагора. Критика и публицистика: G. L. Calderon. Wrong Tolstoi. // Living Age. 27 — June 29, 1901; George Calderon. The Russian stage (Sologoub) // Quarterly Review. 33 — July 6, 1912; George Calderon. Woman in Relation to the State. London, Priory Press, 1908 (A Consideration of the Arguments Advanced for the Extension of the Parliamentary Suffrage to Women). London, Priory Press, 1908 — Женщина относительно государства. Рассмотрение доводов для продления парламентского избирательного права женщин; Кальдерон Д.Л. Правда о графе Льве Толстом. Перевод с английского К.П.Победоносцева статьи «The Wrong Tolstoi» из журнала «Monthly Review». Москва: Синодальная типография, 1901. Переводы: Two Plays by Tchekhof: The Seagull [and] The Cherry Orchard, translation, introduction, and notes by George Calderon, Mitchell Kennerley, New York & London, 1912 — Две пьесы А. П. Чехова: «Чайка», «Вишнёвый сад»; перевод, предисловие и комментарии. 1912; Tolstoy, Ilya. Reminiscences of Tolstoy by His Son Count Ilya Tolstoy. Translated by George Calderon. London: Chapman & Hall, 1914; Reminiscences of Tolstoy by His Son Tolstoy, Count Ilya. Translated by George Calderon. The Century Co., New York, 1914 — Перевод воспоминаний графа Ильи Толстого (1914); «The Cherry Orchard» by Anton Tchekhov (translated by George Calderon) in «Chief Contemporary Dramatists» by Dickinson, Thomas H. (selects and edits), Houghton Mifflin & Co, 1915 — «Вишнёвый сад» А.П.Чехова (перевод Дж. Кальдерона) в сборнике Т. Дикинсона «Ведущие современные драматурги», 1915. Посмертные издания: Hankin, St John & Calderon, George Thompson: A Comedy in Three Acts. Boston: Four Seas Company, 1918; Calderon, George (Tihoti). Tahiti. Grant Richards Limited, London, 1921 — Описание путешествия Тихоти (автора, 1921); Tahiti by Tihoti. NY: Harcourt, Brace, 1922; Восемь одноактных пьес (1922); Three plays and a pantomime (Revolt — The Fountain — Cromwell: Mall o' monks — Cinderella), Grant Richards lid., London, 1922 — Три пьесы и пантомима (1922); Calderon, George & Caine, William. The Brave Little Tailor, or Seven at a Blow. Harcourt Brace & Company, New York, 1923 — Храбрый портняжка или семерых одним ударом (соавтор — Уильям Кейн, 1923); The Fountain, A Comedy in three acts by George Calderon. Gowans & Gray LTD, 1925; Two Plays by Anton Tchekhof; The Seagull; The Cherry Orchard (Travellers' Library). Translator George Calderon), Jonathan Cape, 1927; Anton Tchekhof. Two Plays: The Seagul, The Cherry Orchard. Translated by George Calderon, Jonathan Cape, 1932; Eight One-Act Plays (One-Act Plays in Reprint Series), Roth Pub, 1980 ISBN 0848620445; Chayka: Komediya v chetyryokh deystviyakh (four-act) translation by George Calderon published as The Seagull, adapted by Robert Brustein, Ivan R. Dee, (Chicago, IL), 1992 ISBN 092958788X; Tolstoy, Ilya. Reminiscences of Tolstoy. Translator George Calderon, University Press of the Pacific, 2001 ISBN 0-898-75332-5; Vishnyovy Sad: Komediya v chetyryokh deystriyakh (four-act) translation by George Calderon published as The Cherry Orchard, adapted by Brustein, I. R. Dee, 1995; George Calderon. Tahiti. Kegan Paul, New Ed. 2002 ISBN 0-7103-0754-3; Calderon, George. The Maharani Of Arakan: A Romantic Comedy In One Act Founded On The Story Of Sir Rabindranath Tagore. (1915). Kessinger Publishing, LLC, 2008 ISBN 0548877297 ISBN 9780548877296; Tolstoy, Count Ilya: Reminiscences of Tolstoy. Translated by George Calderon, United States BiblioBazaar, 2006 ISBN 1426403119; Calderon, George, Three Plays and a Pantomime (1922), Kessinger Publishing, LLC, 2007 ISBN 054879202X; Calderon, George, Eight One-Act Plays (1922), Kessinger Publishing, LLC, 2007 ISBN 9780548724781; Tolstoy, Ilya. Reminiscences of Tolstoy. Translator Calderon, George. Nuvision Publications, 2008 ISBN 1-595-47716-0; Calderon, George. The Little Stone House: A Play In One Act (1913), Kessinger Publishing, LLC, 2009 ISBN 1-104-31418-5; Calderon, George, The Little Stone House, a Play in One Act, BiblioLife, 2009 ISBN 1-113-28182-0; Calderon, George. The Adventures Of Downy V. Green: Rhodes Scholar At Oxford (1902), Kessinger Publishing, LLC, 2009 ISBN 1-104-47690-8. Спектакли: Фонтан (1909); Маленький каменный дом (Сценическое общество, 1911); Восстание (Манчестерский репертуарный театр, 1912); Geminae (Малый театр, 1913); Томпсон (комедия в трёх актах, 1913); Махарани Аракан (Колизей, 1916). Источники: George Calderon by Percy Lubbock. A Sketch from Memory. Por la fè moriré. London. Grant Richards Ltd. 1921; Chekhov on the British stage. Edited and translated by Patrick Miles. New York, NY : Cambridge Univ. Press, 1993 ISBN 0521384672; About George Calderon's «Dwala» in Mr. Alden's Viwes, Londun, April 25, 1904 — The New York Times: May 7, 1904 — Рецензия; The Russian Stage.; Some Contrasts Presented in the Works of Its Leading Writers — The New York Times: August 11, 1912 — Рецензия; Theatrical Notes — about G. Calderon's «The Little Stone House» — The New York Times: Nov 28, 1918, Thursday; Tchekhof's Plays; A Russian Whose Dramas Failed First — Now a «Classic» (and about G. Calderon's first translate) — The New York Times: May 5, 1912, Sunday
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 2 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»