[700x513]
1937
Мира Евсеевна Даен
искусствовед, исследователь жизни и творчества художника-вологжанина Платона Тюрина. Родилась в городе Житковичи Гомельской области Белорусской ССР. Окончила институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (1966). Одновременно являлась научным сотрудником Государственного музея восточных культур, затем научным сотрудником Музея имени А.Рублёва. Работала научным сотрудником, реставратором Алупкинского дворца-музея, реставратором Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, методистом факультета общественных профессий Ставропольского политехнического института. С 1975 по 1985 гг. – заместитель директора по научной работе Вологодской областной картинной галереи. С 1987 по 2011 гг. – ведущий научный сотрудник Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, хранитель фондов изобразительного искусства. Научные интересы и тематика исследований охватывают искусство и культуру Русского Севера, творчество вологодских художников XVIII–XIX вв., монументальные росписи, живопись, графику. Занимается атрибуцией вологодского портрета XVIII–XIX вв. Этой теме посвящены многие её публикации и доклады на конференциях в Вологде и других городах России. Занимается изучением творчества вологодского художника XIX в. П.С.Тюрина. В 1988 г. защитила кандидатскую диссертацию «Платон Семенович Тюрин и вологодская живопись XIX века». Её работа «Вологодский портрет XVII–XIX вв. в контексте русской провинциальной и европейской культуры» в 2000 г. отмечена Президентским грантом. В 2004 г. награждена Дипломом Российской Академии художеств за серию научно-исследовательских статей о русских портретах, атрибуцию портретов XVIII–XIX в. из собраний Вологодского государственного музея-заповедника и Вологодской областной картинной галереи. На базе исследовательской работы ею были построены экспозиции в Вологодском музее-заповеднике «История в лицах», «Дворцовый и клировый портрет XVIII–XIX веков». В 2006 г. по инициативе М.Е.Даен проведена региональная выставка и научная конференция «Новые открытия портретного искусства Северо-Запада XVII – начала XX в.». Кандидат искусствоведения (1988), член Союза художников России (1982), член Российской ассоциации искусствоведов (1990), Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2004 г.).
1937
Владимир Леонидович Никонов
российский артист балета, солист балета Большого театра (1957-1978 гг.; с 1978 г. педагог-репетитор), народный артист РСФСР

1938
Анатолий Николаевич Афонькин
машинист экскаватора Шиловской передвижной механизированной колонны №11 объединения «Рязаньмелиорация» Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Шиловский район Рязанской области. Родился в селе Терехово Шиловского района Рязанской области в семье колхозника. Русский. После окончания 7-летней сельской школы работал в местном колхозе «Новый путь». После прохождения срочной службы в Советской Армии вернулся на родину и продолжил работать водителем в Шиловском автотранспортном предприятии (АТП). После окончания курсов экскаваторщиков в Инякинском СПТУ в 1965 году поступил работать в машинно-мелиоративную станцию (позже – Шиловская передвижная механизированная колонна (ПМК-2) объединения «Рязаньмелиорация», затем Шиловская ПМК-11, ныне – ОАО ПМК «Шиловская»). В совершенстве освоил вверенную ему технику и мастерски управлял экскаватором и бульдозером. С началом реализации программы по преобразованию Нечерноземья Шиловская ПМК вела мелиоративные работы в Шиловском, Чучковском, Спасском и Путятинском районах Рязанской области. Вместе с осушением заболоченных мест предприятие вело техническое окультуривание заливных приокских лугов. Была создана оросительная система в совхозах «Шиловский», «Пролетарский», «Санской» и других, где выращивали овощные культуры, добиваясь хорошей урожайности. А.Н.Афонькин на экскаваторе в день укладывал 500 метров дренажных труб, за счёт рациональной их доставки и выгрузки непосредственно к месту укладки увеличил норму на 100 процентов и довёл её до 1 километра. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1975 года за высокие достижения в труде и многолетнюю безупречную работу в одной организации награждён орденом Трудовой Славы III степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1981 года за успехи, достигнутые выполнении заданий десятой пятилетки (1976–1980) и социалистических обязательств, награждён орденом Трудовой Славы II степени. В 1984 году в Шиловскую ПМК поступила новая лазерная техника – экскаватор-дреноукладчик с лазерным управлением по бестраншейной по лазеру укладке пластмассовых труб на глубине 1,5 метра. А.Н.Афонькин одним из первых освоил новую технику и постоянно перевыполнял дневную норму, выросшую в 5 километров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1986 года за успехи, достигнутые в выполнении заданий одиннадцатой пятилетки (1981–1985) и социалистических обязательств, Афонькин Анатолий Николаевич награждён орденом Трудовой Славы I степени. Стал полным кавалером ордена Трудовой Славы. За счёт увеличения количества действий рычагов-механизмов при управлении новой техникой значительно возросли физические нагрузки на ноги. У А.Н.Афонькина стали болеть ноги, в 2000 году он вышел на пенсию, перенёс несколько операций по ампутации обеих ног. Жил в родном селе Терехово. Умер 28 апреля 2022 года. Награждён орденами Трудовой Славы I (13 августа 1986), II (14 апреля 1981), III (22 апреля 1975) степеней, медалями, в том числе «За преобразование Нечерноземья РСФСР» (1985), а также бронзовой медалью ВДНХ СССР (1975).
1938
Екатерина Алексеевна Мурина
пианистка, педагог.
1938
Станислав Павлович Прошутинский
мастер спорта по боксу, спортивный судья, кандидат экономических наук, журналист. Работал в Карельском научно-исследовательском институте лесной промышленности. Первый в Карелии чемпион РСФСР по боксу (1958).
1938
Майкл Ритчи
американский режиссер.
1938
Виктор Леонидович Солунин
директор-главный конструктор ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики". В ЦНИИАГ работает с 1962 г. после окончания факультета авиационного приборостроения МАИ. Участвовал в разработках, исследованиях и внедрении в производство систем космической техники, в настоящее время руководит разработками высокоточных систем управления и информационного обеспечения ракетных комплексов. В.Л.Солунин известный ученый в области систем управления и обработки информации, является автором 170 научных трудов и 18 изобретений, председатель Научно-технического совета института, главный редактор научно-технического сборника “Вопросы оборонной техники” - серия 9, член Военно-промышленного совета журнала “Военный парад”. Возглавляет ЦНИИ автоматики и гидравлики. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, кандидат технических наук, член- корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, действительный член Академии навигации и управления движением и Академии проблем безопасности, обороны и правосудия. Имеет государственные награды.
1937
Чабан Григорий Петрович
бригадир комплексной бригады строительного управления №135 треста «Одестрансстрой» Министерства транспортного строительства СССР, город Кишинёв Молдавской ССР. Родился в селе Калиновка Кодымского района Одесской области Украинской ССР, ныне Подольского, до 2020 года – Кодымского района Одесской области Украины. Украинец. В период Великой Отечественной войны перенёс фашистскую оккупацию (1941-1944). C 1956 года начал трудиться штукатуром строительного управления №135 (СУ-135) треста «Одесстрансстрой» в городе Кишинёв – столице Молдавской ССР (ныне – Молдавии). Систематически повышал свое мастерство, освоил несколько смежных профессий. В 1963 году вступил в КПСС. С 1964 года – бригадир комплексной бригады СУ-135 треста «Одестрансстрой». Окончил Кишиневский индустриально-педагогический техникум. Стал применять ряд новых методов, направленных на улучшение и ускорение строительства. Возглавляемая им бригада выполняла производственные задания на 130 140 процентов при хорошем и отличном качестве. Много внимания уделял воспитанию молодых рабочих в духе сознательного отношения к труду, любви к своей профессии. За высокие трудовые достижения по итогам восьмой пятилетки (1966-1970) награждён орденом «Знак Почёта». Возглавляемый им коллектив особенно отличился в годы девятой пятилетки (1971-1975) при строительстве высотных домов в объемно-перестановочной опалубке, осуществлённой впервые в республике. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 января 1974 года за выдающиеся успехи в выполнении и перевыполнении планов 1973 года и принятых социалистических обязательств Чабану Григорию Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1977 года работал мастером СУ-135 треста «Одесстрансстрой». Избирался депутатом Кишинёвского городского Совета депутатов трудящихся/народных депутатов. Жил в Кишинёве. Награждён орденами Ленина (8 января 1974), «Знак Почёта» (7 мая 1971), медалями.
1938
Анна Николаевна Шатилова
диктор ЦТ. Народная артистка России.
1939
Геннадий Георгиевич Вольнов
заслуженный мастер спорта (баскетбол), олимпийский чемпион (1972), серебряный (1960, 1964) и бронзовый (1968) призер Олимпийских игр. Окончил Институт физической культуры (1971). 10-кратный чемпион СССР (1959-1969), чемпион мира (1967), 6-кратный чемпион Европы (1959-1969). Трехкратный обладатель Кубка европейских чемпионов (1963, 1969, 1971). Рекордсмен мира по числу выступлений на важнейших турнирах в составе сборной СССР (четыре Олимпиады, два чемпионата мира, шесть чемпионатов Европы). Умер в 2008 году.
1939
Владимир Федорович Солодников
актер Детского драматического театра "На Неве".
[461x698]
1940
Леонид Степанович Попов
старший штурман-испытатель Авиационного научно-промышленного комплекса "МИГ" имени А.И. Микояна, старший лейтенант запаса. Родился в столице Татарии - городе Казани. Русский. В 1963 году окончил Казанский авиационный институт по специальности авиационные двигатели. В 1963-1965 годах - ведущий инженер аэродромного цеха завода "Сокол" (Нижний Новгород). В 1965-1970 годах - ведущий инженер Лётно-исследовательского института имени М.М.Громова (ЛИИ) в городе Жуковский Московской области. На лётной работе с 1966 года. В качестве экспериментатора, ведущего инженера летающей лаборатории участвовал в испытаниях 5-ти модификаций опытных двигателей для самолета «МиГ-23». В 1971 году окончил Школу лётчиков испытателей (штурманское отделение). В 1971-1985 годах - штурман-испытатель, командир отряда штурманов-испытателей ЛИИ, участвовал в испытаниях и доводке более чем 80 типов самолётов и вертолётов. Участвовал в испытаниях поиска и эвакуации спускаемых космических объектов, в испытаниях системы сверхдальней навигации в Заполярье до Северного полюса включительно, испытаниях маловысотных крылатых ракет большой дальности, в испытаниях пункта управления многоразового космического корабля "Буран". С сентября 1985 года - старший штурман-испытатель ОКБ "МиГ". Участвовал в первых вылетах и испытаниях всех модификаций самолета «МиГ-31», а также в испытаниях «МиГ-23УБ», «МиГ-25ПУ», «МиГ-31», «МиГ-29УБ», «МиГ-АТ». Провёл полный цикл испытаний навигационно-прицельного комплекса "Заслон" и его модификаций, впервые в мире с летчиком-испытателем Романом Таскаевым на истребителе «МиГ-31» с двумя дозаправками в воздухе достиг Северного полюса в полете по маршруту Мончегорск - Рыбачий - Земля королевы Александры - Северный полюс - Анадырь. Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 1994 года № 1932 за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новых образцов авиационной техники, старшему штурману-испытателю Авиационного научно-промышленного комплекса "МиГ" Попову Леониду Степановичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда". Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 6 июля 2023 года. Похоронен в Жуковском на Быковском кладбище. Заслуженный штурман-испытатель СССР (17 августа 1984 года). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (3 ноября 1988), Дружбы народов (2 февраля 1982), медалями. Автор книги о погибших лётчиках-испытателях "Страстная неделя", телевизионных фильмов "80 лет в строю", "Открытки из рая", "Записки из Фарнборо", "Небо, ты блещешь у меня на крыле".
1941
Лаура Антонелли
итальянская киноактриса ("Венера в мехах", "Невинный"), считающаяся одной из самых красивых актрис.
1941
Аркадий Николаевич Сафронов
доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник НИИЯФ МГУ (1993).
1942
Вальтер Баннерт
австрийский режиссер.
[463x699]
1942
Ханс Петер Рем (немецкое имя — Hans-Peter Rehm)
немецкий шахматный композитор, международный арбитр по шахматной композиции (1968), международный гроссмейстер по шахматной композиции (1984). Родился в городе Гайслинген-ан-дер-Штайге, Гёппинген, Германия. Теоретик логической школы. Редактор отдела трёх- и многоходовых задач журнала «Die Schwalbe» (с 1978). Автор ряда статей по теории и эстетике шахматной задачи. Математик, в 1970 году защитил кандидатскую диссертацию по алгебре. Был приглашённым исследователем в Калифорнийском технологическом институте, работал до увольнения в 2007 году приват-доцентом университета Карлсруэ. В настоящее время (2012) проживает в Пфинцтале. Отличный пианист, выступал в концертах, в том числе с оркестром радиостанции «Süddeutscher Rundfunk», а также в составе фортепианного квартета. С 1955 года опубликовал около 1000 задач, примерно две трети из них — различные виды «сказочных шахмат». Центральное место в творчестве занимают многоходовки логического стиля. Для них характерны экономичность цели различных манёвров, составляющих в совокупности замысел автора, а также законченность формы композиций. На конкурсах удостоен 360 отличий, в том числе 103 первых приза (на 1990).
Задачи

Главный план 1.Kd3+? не проходит из-за освобождения поля f3 — 1...Kp:f3!
Необходимо контролировать это поле, переставив коня e3 на h4 через d5, e7 и g6 (предварительный план), однако нельзя сразу 1.Kd5+? Kpf5 2.Ке7+ из-за 2...Кре6! (2...Kpf4? 3.Kpe2! Ca6+ 4.c4 и т.д.)
Цель дальнейших манёвров — перемещение коня на е7 и последующее блокирование поля е6 чёрными:
1.Кре2! Са6+ 2.b5!
(преждевременно 2.с4? С:с4+ 3.Kpd2 Се6 4.Kd5+ C:d5)
2...С:b5+ 3.Kpd2 Cd7 (3...Kh6 2.Се7) — теперь поле d7 заблокировано чёрным слоном, и конь может переместиться на e7:
4.Kd5+ Kpf5 5.Ke7+ Kpf4 (5...Кре6 6.Лg6#)
6.Кре2 (6.Kg6+? Kpf5 7.Kh4+ Кре6!)
6...Cb5+ 7.c4! С:c4+ 8.Kpd2 Се6 (цель достигнута)
9.Kg6+ Kpf5 10.Kh4+ Kpf4 11.Kd3# (10...Kpf6 11.Лg6#)

Кооперативный мат в 2 хода:
I. 1.Kpd6 e8Ф 2.dc Фe7#
II. 1.d6 e8Л+ 2.Kpd7 Kb8#
III. 1.Лd6 e8C 2.Kf5 Cf7#
IV. 1.Kd6 e8K 2.Лh6 K:g7#
Квартет превращений белой пешки после четырёх различных развязываний на поле d6.
Литература: Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 332. — 621 страница — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3; HANS + PETER + REHM = SCHACH Ausgewählte Schachkompositionen & Aufsätze // Ed. feenschach - phénix, 1994.
1943
Александр Аронович Кнайфель
актёр. Родился в Ташкенте. В 1967 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова по классу композиции (профессор Б.Арапов).
[700x697]
1943
Рэндалл Стюарт «Рэнди» Ньюман (Randall Stuart «Randy» Newman)
американский певец, аранжировщик, кинокомпозитор и пианист. Ньюман родился в Лос-Анджелесе, в еврейской семье. Своё детство провёл в Новом Орлеане, штат Луизиана. Окончил Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Свой первый музыкальный сингл, озаглавленный как «Golden Gridiron Boy», Ньюман выпустил в 1961 году. Однако его первая работа потерпела неудачу и он сосредоточился на написании песен для исполнителей. В 1968 году музыкант выпустил свой дебютный альбом «Randy Newman». Другой его альбом, «Sail Away» (1972), достиг 163-й строчки в чарте Billboard, а заглавная песня с него впоследствии вошла в репертуар многих музыкантов, в том числе Рэя Чарльза и Линды Ронстадт. В 1971 году Ньюман впервые попробовал себя в роли композитора, написав музыку для сатирической комедии Нормана Лира «Ломка». Также его саундтрек звучит в таких диснеевских мультипликационных фильмах, как «История игрушек», «Приключения Флика», «История игрушек 2», «История игрушек 3» и «Корпорация монстров». Ньюман является обладателем двух Оскаров. За композицию «If I Didn’t Have You» («Корпорация монстров») в 2002 году и «We Belong Together» («История игрушек: Большой побег») в 2011.
[697x699]
В своей коллекции наград Ньюман имеет также четыре премии «Грэмми», две «Эмми» и три «Энни». В 2002 году он также был включён в Зал славы Поэтов-песенников. Альбомы: 1968 — Randy Newman; 1970 — 12 Songs; 1971 — Randy Newman Live; 1972 — Sail Away; 1974 — Good Old Boys; 1977 — Little Criminals; 1979 — Born Again; 1983 — Trouble in Paradise; 1988 — Land of Dreams; 1993 — Randy Newman's Faust; 1999 — Bad Love; 2008 — Harps and Angels. Саундтреки: 1971 — Ломка; 1981 — Рэгтайм; 1984 — Самородок; 1986 — Три амиго; 1989 — Родители; 1990 — Авалон; 1990 — Пробуждение; 1994 — Мэверик; 1994 — Газета; 1995 — История игрушек; 1996 — Джеймс и гигантский персик; 1996 — Майкл; 1997 — Коты не танцуют; 1998 — Приключения Флика; 1998 — Плезантвиль; 1999 — История игрушек 2; 2000 — Знакомство с родителями; 2001 — Корпорация монстров; 2003 — Фаворит; 2004 — Знакомство с Факерами; 2004 — Детектив Монк (Дефективный детектив, сериал); 2006 — Тачки; 2008 — Любовь вне правил; 2009 — Принцесса и лягушка; 2010 — История игрушек 3; 2013 — Университет монстров.
1946
Джо Данте
американский кинорежиссер («Пиранья», «Гремлины»).
1947
Михаил Израилевич Шмулевич
режиссер научно-популярного кино.
1948
Биб Биртлз (Beeb Birtles)
участник австралийской группы «Little River Band» (1978 US №3 сингл 'Reminiscing' а также12 других синглов «US Top 40»).
[596x700]
1948
Ангелина Сергеевна Ващук
доктор исторических наук, профессор, один из ведущих специалистов в области региональной, социально-политической и социально-демографической истории. В Институте истории ДВО Российской Академии Наук (город Владивосток) работает с 1972 г., вначале в должности стажера-исследо-вателя, затем поступила в аспирантуру к известному на Дальнем Востоке ученому – академику А.И.Крушанову. В 1980 г. защитила кандидатскую диссертацию. Много лет являлась заместителем заведующего сектором “Истории Дальнего Востока в 1950–1970-е годы” и ученым секретарем данного подразделения. В 1994 г. А.С.Ващук организовала и возглавила в ИИАЭ ДВО Российской Академии Наук Центр изучения социальной истории и политики. В 1998 г. защитила докторскую диссертацию по теме “Социальная политика в СССР и ее реализация на Дальнем Востоке (середина 1940-х – 1980-е гг.)”, в которой впервые в отечественной историографии на дальневосточном материале разработаны новые концептуальные подходы в изучении советской социальной политики на ментальном и структурном уровнях. В 1998 г. издала монографию “Социальная политика в СССР и ее реализация на Дальнем Востоке (середина 1940-х – 1980-е гг.)”, которая удостоена премии губернатора Приморского края. В 2001 г. награждена Почетной грамотой Российской академии наук и профсоюза работников Российской Академии Наук. Научные интересы А.С.Ващук сконцентрированы в области социальной истории, методологии социальной политики, политической социологии и социально-демографической истории. В 1999–2002 гг. под ее руководством разработана новая проблема в отечественной историографии – этномиграционные процессы в Дальневосточном регионе в ХХ в. Результатом проекта стала публикация коллективной монографии, которая получила высокую оценку отечественных и зарубежных специалистов. За 30 лет работы А.С.Ващук опубликовано около 100 научных работ в ведущих научных изданиях. Результаты научных исследований апробируются А.С.Ващук в лекционном курсе в Приморском институте подготовки и повышения квалификации кадров государственной службы РАГС. С 1998 по 2006 г. под руководством А.С.Ващук защищены 5 кандидатских и 2 докторские диссертации. В 2002–2004 гг. она являлась организатором постоянно действующего методологического семинара для аспирантов. В 2005–2006 гг. возглавляла государственную аттестационную комиссию на историко-философском факультете ДВГУ. А.С.Ващук активно ведет редакторскую работу: ответственный редактор коллективных монографий “Дальневосточная деревня” (1987), “Этномиграционные процессы в Приморье в ХХ веке” (2002), член редколлегии монографии “Дальний Восток России в период революций 1917 г. и гражданской войны. Том 3, книга 1” (2003) и 16-ти научно-тематических сборников, материалов конференций по истории Дальнего Востока России. А.С.Ващук выполняет большую научно-организационную работу как член объединенного совета по гуманитарным наукам при Президиуме ДВО Российской Академии Наук, ученого совета Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО Российской Академии Наук, двух диссертационных советов, и как член правления общественной организации “Ассамблеи народов Приморья”.
1948
Виктор Михайлович Заварзин
военный представитель России в штаб-квартире НАТО в Брюсселе (с мая 1998 г. по февраль 2002 г.), генерал-полковник (1999). Во время югославского кризиса 1999 г. ру-ководил броском российских десантников из Боснии в Косово на маршруте Белград — Приштина. В 1999 г. был награжден орденом Мужества.
1948
Агнешка Холланд
польский режиссер и сценаристка, работающая в разных странах.

1949
Белла Львовна Верникова
поэтесса, писательница, художница, историк литературы, доктор философии Еврейского университета в Иерусалиме. Белла Верникова родилась в Одессе, в семье офицера. Раннее детство прошло в Иркутске, где её отец служил военным геодезистом. После демобилизации отца в начале 1960-х семья вернулась в Одессу. Работала в Литературном музее и в университетской газете. В 1992 году репатриировалась в Израиль. Живёт и работает в Иерусалиме. Входит в редколлегию одесского альманаха «Мория». Первый муж — Борис Бурда Сын — Владислав Бурда. Автор восьми книг — стихи, эссе, графика, детская книга.
Книги: Прямое родство. Одесса, 1991; The Poetry of Bella Vernikova. США, Лонг-Айленд, 1990 (на русском и английском языках - стихи, эссе, в переводе на английский язык Дэна Левина); Звук и слово. Иерусалим: Филобиблон, 1999; Мурка тебе написала письмо! Москва: Э.РА, 2006 (в соавторстве с Татьяной Мартыновой); Свободная интонация. Москва: Э.РА, 2010; Воспоминание в цвете: стихи, графика, разветвленные тексты. Москва: Э.РА, 2011; Белла Верникова. Из первых уст. Одесский текст: историко-литературные аспекты и современность. Эссе, статьи, интервью. — Москва: Водолей, 2015; Белла Верникова. Отпечатки слов, губ. Стихи, графика. — Москва: Водолей, 2016. Публикации в переводе на английский и японский языки: Modern Poetry in Translation (Oxford, United Kingdom) MPT 4: Second International Poets Festival Jerusalem. Translated by Daniel Weissbort; Confrontation, Issues 39-43. Long Island University, 1989; Metamorphoses (Amherst, Mass., USA). A Journal of Literary Translation Winter 1998. Bella Vernikova Three Russian Poems. Translated from the Russian by Dan Levin, также Hokusei review (Март 1995, Япония). Bella Vernikova. Translated by Yaguchi Yorifumi; Check list of Russian Women Poets: Modern Poetry in Translation No. 20 — 2002.
Литература: Сергей Чупринин. Белла Верникова // Зарубежье. — Litres, 2017-01-12. — 908 страниц. — ISBN 9785425074140.

1949
Александр Борисович Годунов
артист балета, актер кино. Родился на Сахалине в городе Южно-Сахалинске. Балетом начал заниматься с девяти лет, в Рижской государственной балетной школе, где его соучеником и другом стал Михаил Барышников. С 1967 по 1971 год Годунов танцевал в Государственном хореографическом ансамбле «Классический балет» («Молодой балет»), которым в те годы руководил Игорь Моисеев. В ансамбле работали выдающиеся педагоги - заместителем художественного руководителя и ответственным педагогом-репетитором была Суламифь Мессерер, мужской класс давал Асаф Мессерер. Подготовив первую программу и показав ее в мае 1968 года в Смоленске, ансамбль стал гастролировать по стране, затем начались длительные зарубежные гастроли. В труппу Большого театра Александр Годунов был принят после конкурсного экзамена в 1971 году. Его педагогом-репетитором стал Алексей Ермолаев, замечательный танцовщик и актер. Первой ролью Годунова на сцене Большого театра было па-де-труа в первой картине «Лебединого озера» в редакции Горского-Мессерера. Этот балет в те годы шел на сцене Большого театра в двух редакциях. В июне 1971 года Годунов дебютировал в партии Принца в редакции Юрия Григоровича. Критики заметили дебют танцовщика: «Тонкая нюансировка роли, богатство эмоциональных оттенков и полутонов при сдержанности, скупости жеста и мимики позволяют говорить о безусловной актерской одаренности танцовщика... молодой артист показал, что его пластический голос уверенно звучит во всех регистрах классического танца». В 1972 году Александр Годунов принял участие во Всесоюзном конкурсе артистов балета и получил первую премию. На 1972 год также пришелся дебют Александра Годунова в «Шопениане». В том же году состоялась премьера балета Родиона Щедрина «Анна Каренина», балетмейстером-постановщиком которого была Майя Плисецкая. Она пригласила Александра Годунова выступить в партии Вронского. Через некоторое время Александр Годунов стал танцевать этот балет с Майей Плисецкой, вскоре стал ее постоянным партнером в «Лебедином озере», а с 1974 года - в «Кармен-Сюите» (хореография Альберто Алонсо) и «Гибели розы» (хореография Ролана Пети). В своей книге Майя Плисецкая пишет о Годунове: «Александр Годунов был могуч, горделив, высок. Сноп соломенных волос, делавший его похожим на скандинава, полыхал на ветру годуновского неповторимого пируэта. Он лучше танцевал, чем держал партнершу. Человек был верный, порядочный, совершенно беззащитный, вопреки своей мужественной внешности». В 1973 году Годунов принял участие во Втором Московском международном конкурсе артистов балета и получил Первую премию и золотую медаль. В том же году Александр Годунов дебютировал в партии Базиля в «Дон-Кихоте».
[604x699]
Репертуар его был на редкость разнообразным. Новые роли следовали одна за другой. Пресса говорила о «страстности, неистовости» его Спартака, «ошеломляющем по динамике» танце Ивана Грозного, о тончайшем психологизме танцовщика в партии Хозе, о том что «па-де-де из «Дон-Кихота» Годунов станцевал настолько виртуозно, что заставил забыть о естественном пределе человеческих возможностей». В 1976 году Годунову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В 1979 году состоялась премьера балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Юрия Григоровича, в котором Годунов стал первым исполнителем партии Тибальда. В августе 1979 года, во время гастролей Большого театра, Александр Годунов остался в США. Это событие привлекло внимание всей мировой прессы, потому что в аэропорту американскими властями был задержан самолет, на котором в СССР возвращалась жена Александра Годунова - солистка Большого театра Людмила Власова. Американские власти считали, что Власову против воли вынуждают вернуться в СССР, и требовали дать ей возможность поговорить с мужем. В результате разговор все же не состоялся, и Людмила вернулась в Москву. Годунов был принят в Американский Балетный театр (АБТ), лучший репертуарный театр США. В этой прославленной труппе Годунов танцевал главные партии в «Дон Кихоте», «Жизели», «Лебедином озере», «Теме с вариациями», па де де из «Корсара». В 1981 году Годунов параллельно с работой в АБТ сотрудничал с балетом Алвина Эйли. Уйдя из АБТ, Годунов переехал в Калифорнию и продолжал танцевать по приглашению компаний в разных странах мира. За несколько лет он успел станцевать в театре «Колон» в Буэнос-Айресе, в балете Асами Маки в Токио, гастролировал в Израиле. В 1985 году Годунов прекратил выступать как танцовщик, стал киноактером. В кино он впервые снялся еще в СССР - в фантастическом мюзикле Леонида Квинихидзе «31 июня», а в Голливуде дебютировал в детективной ленте «Свидетель» (1985), сыграв фермера-амиша Дэниэла Хохлейтнера. Самая известная его роль - блондин-террорист Карл из боевика Джона Мактирнена «Крепкий орешек», в котором главного героя играл Брюс Уиллис. В апреле 1995 года Годунов снялся в Будапеште в фильме «Зона». Александр Годунов скончался на своей вилле в Западном Голливуде 18 мая 1995 года. Врачи не обнаружили ни следов насилия, ни травм, ни признаков алкоголя или наркотиков в крови. Городской шериф констатировал смерть, вызванную естественными причинами. Похороны состоялись 25 мая в Лос-Анджелесе, его хоронили в закрытом гробу. Иосиф Бродский написал в некрологе: «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества».