• Авторизация


28 ноября родились... 28-11-2025 04:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Lilia_Skala (573x700, 281Kb)
1896
Лилия Скала (немецкое имя — Lilia Skala)
австро-американская актриса, номинантка на премию «Оскар» в 1963 году. Лилия родилась в городе Вена, Австро-Венгрия (ныне Австрия). Сниматься в кино она начала ещё у себя на родине в 1931 году. В конце 1930-х годов она покинула Австрию, аннексированную нацистской Германией, вместе с мужем-евреем Эриком Поллаком и двумя юными сыновьями. Сначала им удалось бежать в Великобританию, а потом уже и в США. В США семейство поселилось в Нью-Йорке. Первоначально Лилии Скала, как не говорящему по-английски беженцу, пришлось работать на фабрике по производству застёжек-молний в Куинсе. Вновь возродить свою актёрскую карьеру ей удалось в начале 1950-х, когда ей стали предлагать первые роли на телевидении. В 1963 году за роль в фильме «Полевые лилии» Скала была номинирована на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана. На момент её номинации на премию Американской киноакадемии из-за тяжёлого финансового состояния актриса работала в «Нью-йоркском агентстве потерь и пропаж», и сумела посетить церемонию лишь после того, как компания «United Artists» решила оплатить её проезд в Лос-Анджелес. Позже она появилась в кинокартинах «Корабль дураков» (1965), «Роузлэнд» (1977), «Дом игр» (1987) и ряде других. Лилия Скала умерла в районе Лонг-Айленд, город Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 18 декабря 1994 года. Её жизнь стала основой сценарии для пьесы «Лилия!», которую написала и в которой исполнила главную роль её внучка Либби Скала.
Избранная фильмография
Screenshot 2025-11-01 at 09-27-50 Скала Лилия — Википедия (594x349, 37Kb)

5.


[550x699]
1897
Александр Фролович Анисимов
лётчик-испытатель. Родился в деревне Взъезды ныне Шимского (или Солецкого) района Новгородской области. В 1912 окончил четырёхклассное городское училище в Новгороде. Работал шофёром-механиком. В армии с 1914. В 1915 окончил моторный класс при Политехническом институте в Петрограде. Участник первой мировой войны: в феврале 1915-октябре 1916 – моторист 4-го истребительного отряда, старший унтер-офицер. Участник Октябрьской революции 1917. В РККА с 1918. Участник гражданской войны: в мае 1918-1919 – старший авиамоторист 5-го Социалистического авиаотряда (Восточный фронт), воевал с белочехами; в 1919-ноябре 1920 – авиамоторист 1-го Петроградского авиаотряда, воевал против Юденича и белополяков. В 1922 окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиашколу, в 1923 – Качинскую ВАШЛ и Московскую высшую авиашколу, в 1924 – Серпуховскую авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания. Служил в строевых частях ВВС. С июля 1928 по 1933 – на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (с июня 1931 – командир отряда). Участвовал в испытаниях «И-4», «И-5» и других самолётов. Участвовал в первом полёте (3 декабря 1931) и испытаниях «Звена-1» (на истребителе «И-4»). Самый близкий друг В.П.Чкалова, ас пилотажа. Летным искусством Анисимова восхищался даже Чкалов. Он был действительно непревзойденным мастером техники пилотирования. Летал легко, непринужденно, фигуры высшего пилотажа выполнял исключительно чисто. С 1933 – лётчик-испытатель Остехбюро П.И.Гроховского. Провёл ряд сбросов различных объектов с «ТБ-1», испытания автопилота АВП-3 конструкции Тимофеева-Лусисса. Погиб 11 октября 1933 года при выполнении показательного полёта на самолёте «И-5». Анисимов на самолете «И-5» демонстрировал в непосредственной близости от земли фигуры высшего пилотажа, применяемые в воздушном бою. Эти полеты снимались на кинопленку - готовился учебный фильм для строевых летчиков-истребителей. В этот день Анисимов должен был завершить работу с кинооператорами… «Чкалов подошел к стоянке заводских самолетов, когда заметил, что Анисимов делает уже третий раз пикирование прямо на киноаппарат, а затем с высоты метров около пятидесяти вздымает самолет, заканчивая фигуру иммельманом. Чкалов хотел, было войти в двери заводского ангара, но снова услышал ревущие на пикировании воздушный винт и мотор самолета, повернул голову назад, замер на секунду и вдруг неистово, с отчаянием закричал: - Что он делает?! - и что было силы побежал в поле, к центру аэродрома. Валерий Павлович отлично видел, как Анисимов совершенно безошибочно вывел самолет из пикирования и пошел на полупетлю, чтобы в верхней точке перевернуть самолет из положения вверх колесами в нормальное, тем самым завершив фигуру иммельман. Но Анисимов, выйдя в верхнюю точку, застыл в положении вниз головой и, не меняя его, начал резко просаживаться вниз. Чкалов бежал, ничего не видя, кроме «И-5», падающего вверх колесами. - Выводи! Выводи! Ногу резко! Резко! Ногу! - задыхаясь, вне себя, кричал Валерий. Но самолет даже не свалился на крыло. Он так и грохнулся на посадочный знак в положении вверх колесами.» «Чкалов рассказывал, что когда погиб знаменитый летчик Анисимов, он подошел к месту гибели, взял в руки мозги друга, понюхал и сказал: «вчера не пил» и пошел прочь.» Аварийная комиссия заключила: катастрофа произошла оттого, что переломилась педаль ножного управления рулем поворотов, без которого на малой высоте невозможно было перевернуть «И-5» в нормальное положение. После этого несчастья Чкалов стал более холодно относиться к Поликарпову, считая, что он и работавший с ним конструктор Григорович где-то допустили просчет в конструкции. Жил в Москве.

Chiyo_Uno (440x700, 118Kb)
1897
Уно Тиё (японское имя — 宇野千代)
японская писательница. Также проявила себя как талантливый редактор, дизайнер кимоно и предприниматель. Состояла в отношениях, в том числе и брачных, со многими мужчинами, среди которых были писатели Одзаки Сиро, Китахара Такэо, художник Того Сэйдзи и другие. Бурная личная жизнь Уно стала темой многих её произведений. Уно Тиё родилась в городе Ивакуни, префектура Ямагути, Японская империя. Происходила из зажиточной семьи владельцев винного бизнеса, однако её отец плохо вёл дела, зато был азартным игроком. Уно рано потеряла мать, позже её отец женился во второй раз на женщине, которая была всего на 12 лет старше его дочери. Отношения Уно с мачехой были тёплыми, она стала прообразом главной героини в повести Уно «Охан» (японское название — おはん, 1947). Уно Тиё окончила женскую школу Ивакуни. В 14 лет вышла замуж за сына старшей сестры своей мачехи, однако через 10 дней вернулась в родительский дом. Уно становится учительницей в младшей школе, но скоро оставляет должность и едет в Корею в Кэйдзё, однако практически сразу возвращается оттуда и выходит замуж за младшего брата своего бывшего мужа. Сначала они живут в Киото, затем переезжают в Токио. В течение 18 дней Уно подрабатывает в ресторане европейской кухни в токийском районе Хонго-сантёмэ, где знакомится с писателями Масао Кумэ, Акутагавой Рюноскэ и другими известными личностями и заводит дружбу с писателем Токо Коном. Затем Уно едет на Хоккайдо и в 1921 году публикует первое произведение. Обнаружив, что писательство может приносить большой доход, она всецело посвящает себя этому занятию. По возвращении в Токио Уно узнает, что её рассказ «Разворошить могилу» (японское название — 墓を暴く хака о абаку) был опубликован в популярном журнале «Тюо-корон» (японское название — 中央公論) за немалый гонорар, часть которого отправляет в родительский дом. Уно планирует вернуться на Хоккайдо, однако в редакции «Тюо-корон» сталкивается с писателем Сиро Одзаки, и, влюбившись с первого взгляда, остаётся жить с ним в Токио. В 1936 году Уно основывает журнал мод «Стиль» (японское название — スタイル сутайру). Обложку журнала оформляли художники Цугухару Фудзита и автор логотипа Сэйдзи Того, а редактуру Уно осуществляла вместе с Такэо Китахарой, который впоследствии стал её мужем. Во время Второй мировой войны журнал приостановил своё существование, но в 1946 году возродился и стал даже популярнее, чем раньше. В это же время Уно увлекается дизайном кимоно, которые представляет в модных журналах и продаёт. На время войны Уно оставила писательскую деятельность, её творческое молчание продолжалось ещё 10 лет после наступления мира. Она снова начала писать в 1960-х и начиная с 1980-х создала множество эссе для женской аудитории, посвященных рассуждениям о любви, счастье и долголетии. Среди её рассказов наиболее известны «Охан», который она писала в течение 10 лет, «Эротические откровения» (японское название — 色ざんげ) об отношениях с Того Сэйдзи, «История одной женщины» (японское название — 或る一人の女の話) и другие. В 1971 году Уно Тиё получает премию по женской литературе за произведение «Счастье» (японское название — 幸福), в 1972 — премию Художественной академии Японии, в том же году становится её членом. В 1974 году публикует «Шум дождя» (японское название — 雨の音), в 1982 году получает премию Кикути Кана. На следующий год Уно пишет автобиографический рассказ «А я — живу» (японское название — 生きて行く私), который становится знаковым произведением в её писательской карьере. В 1990 году удостаивается звания Почётного работника культуры. Уно Тиё была известна как пионер среди женщин-предпринимателей, активно занимаясь бизнесом до поздних лет. Также она славилась своим чувством юмора и самоиронией. Например, в эссе «Дом, который построила я» (японское название — 私が建てた家) Уно пишет: «Если посчитать, то всего я построила 11 домов», — ссылаясь на тот факт, что каждый раз, выходя замуж и разводясь, она перестраивала свой дом. А о своем долголетии она написала эссе «Мне кажется, я вообще не помру» (японское название — 私何だか死なないような気がするんですよ). Уно Тиё скончалась в больнице Тораномон в городе Токио, Япония, из-за острой пневмонии, 10 июня 1996 года. Литература: Noriko Mizuta Lippit, Kyoko Iriye Selden. Japanese Women Writers: Twentieth Century Short Fiction.. — M.E. Sharpe, 1991. — ISBN 0873328604, 9780873328609; 根本萠騰子. = 根本萠騰子 文学の中の女性 ― 擬態か反抗か 『源氏物語』から村上春樹まで.. — 近代文芸者, 2005. — ISBN 4773372621, 978-4773372625; 市川 慎子. = 市川 慎子 おんな作家読本 明治生まれ篇.. — ポプラ社, 2008. — ISBN 4591104567, 978-4591104569.

Walther_von_Hünersdorff (469x700, 128Kb)
1898
Вальтер фон Хюнерсдорфф (немецкое имя — Walther von Hünersdorff)
германский военачальник, генерал-лейтенант (1 июля 1943), кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями. Родился в городе Каир, Египет, Османская империя. 9 августа 1915 года Хюнерсдорфф был зачислен курсантом в гусарский полк. Во время Первой мировой войны он находился на Западном фронте. В октябре 1916 года произведен в лейтенанты. В 1922 году он находился в 11-м Прусском полку. Летом 1925 года он был произведен в лейтенанты. С весны 1927 года находится в качестве адъютанта. 1 августа 1930 года он стал помощником в обучении персонала 3-й отдел рейхсвера в Берлине. 1 февраля 1933 года получил звание капитана. 1 апреля 1934 года был командующим бронетанковых войск. Майор на 1 апреля 1936 года. В феврале 1938 года был назначен офицером Генштаба 1-й танковой дивизии в Веймаре. Таким образом, на 1 июня 1938 года ему присвоено звание подполковника.
Вторая мировая война
В октябре 1939 года он был назначен во 2-й армейский корпус. Сентябрь 1940 года провёл в должности начальника штаба 15-го армейского корпуса. В середине ноября 1940 года Хюнерсдорфф был прикомандирован к 3-й танковой группе.
С 22 июня 1941 года воевал в составе 3-й танковой группы на Восточном фронте. 1 июля 1941 года произведен в полковники. 26 января 1942 года за выдающиеся заслуги на Восточном фронте был награждён Немецким крестом в золоте. 1 июля 1942 года был назначен командиром 11-го танкового полка. Зимой 1942—1943 года вместе со своим полком участвовал в Сталинградской битве. В начале февраля 1943 года принял командование 6-й танковой дивизией. 1 мая 1943 года был повышен в звании до генерал-майора. В июле 1943 года в этой должности принял участие в Курской битве, где его дивизия в составе 3-го танкового корпуса армейской группы «Кемпф» наносила вспомогательный удар по частям 7-й гвардейской армии генерала М.С.Шумилова, понесла большие потери и не выполнила поставленных задач.
Последние дни и смерть
Был тяжело ранен на передовом командном пункте южнее Прохоровки под Белгородом 14 июля 1943 года — пуля советского снайпера попала ему в голову. В бессознательном состоянии был доставлен в госпиталь в Харьков, где хирурги военной авиации пытались спасти ему жизнь, по требованию Манштейна из Берлина самолётом был срочно доставлен ведущий немецкий нейрохирург Вильгельм Тённис, но все усилия оказались безуспешными. Не приходя в сознание, генерал скончался от полученных ран 17 июля 1943 года. Похоронен на военном кладбище в Харькове, на похоронах присутствовали Манштейн и Гот, ряд других генералов. Могилы не существует, так как это немецкое военное кладбище было ликвидировано после окончательного освобождения Харькова от немецких войск 23 августа 1943 года. Награды: Железный крест 1914 года, I и II классов; Пряжка к Железному кресту 1939 года, I и II классов; Немецкий крест в золоте (26 января 1942); Рыцарский крест железного креста; Рыцарский крест (22 декабря 1942); Дубовые листья (№ 259) (14 июля 1943); За танковую атаку (нагрудный знак); Почётный крест ветерана войны; Медаль «За зимнюю кампанию на Востоке 1941/1942».

Кривошеин (475x700, 219Kb)
1899
Семён Моисеевич Кривошеин
советский военачальник, участник Великой Отечественной войны. Гвардии генерал-лейтенант танковых войск (21 августа 1943), Герой Советского Союза (29 мая 1945). Семён Моисеевич Кривошеин родился в Воронеж, Российская империя, в семье еврея-кустаря. Еврей. Окончил семь классов воронежской гимназии. Свободно владел французским языком.
Военная служба
Гражданская война
В июле 1918 года вступил в ряды РККА, после чего был направлен красноармейцем 107-го стрелкового полка Воронежской губернии. С мая 1919 года служил красноармейцем дислоцированного в Луганске 12-го кавалерийского полка (12-я стрелковая дивизия, Южный фронт). В 1919 году вступил в ряды РКП(б). В ноябре того же года Кривошеин был переведён в 6-ю кавалерийскую дивизию (1-я Конная армия) на должность военкома эскадрона 34-го кавалерийского полка, а затем с апреля 1920 года последовательно назначался на должность военкома в 31-м, 33-м и 34-м кавалерийских полках, а в ноябре — на должность инструктора политического отдела 6-й кавалерийской дивизии.
Кривошеинконверт (700x494, 304Kb)
Почтовый конверт СССР, 1979 год
В составе Южного фронта принимал участие в боевых действиях против войск генерала А.И.Деникина, летом 1920 года — в составе Юго-Западного фронта в боевых действиях в ходе советско-польской войны, а затем — в составе Южного фронта в боевых действиях в Крыму против войск под командованием генерала П.Н.Врангеля.
Межвоенное время
С окончанием войны Кривошеин продолжил служить в 6-й кавалерийской дивизии (1-я Конная армия, Северо-Кавказский военный округ) на должностях заведующего разведкой 2-й кавалерийской бригады, командира для поручений (должность) при командире 1-й бригады, командира взвода и эскадрона 32-го кавалерийского полка. В ноябре 1923 года был назначен на должность командира эскадрона 27-го кавалерийского полка (5-я кавалерийская дивизия, Северо-Кавказский военный округ). В ноябре 1925 года был направлен на учёбу на находившиеся в Новочеркасске кавалерийские курсы усовершенствования командного состава, которые окончил в сентябре 1926 года. В сентябре 1928 года был направлен на учёбу в Военную академию имени М.В.Фрунзе, по окончании которой в мае 1931 года был назначен на должность начальника штаба 7-го механизированного полка (7-я кавалерийская дивизия, Ленинградский военный округ). В феврале 1933 года был назначен на должность помощника начальника 1-го отделения Управления моторизации и механизации РККА, а в мае 1934 года — на должность командира 6-го механизированного полка (6-я казачья дивизия). В 1935 году направлялся в служебные командировки в Чехословакию и Францию, за что был награждён орденом Красной Звезды. С сентября 1936 по март 1937 года Кривошеин принимал участие в Гражданской войне в Испании, где командовал танковым отрядом и участвовал в том числе в обороне Мадрида. За участие в боевых действиях на территории Испании был награждён орденом Ленина. В июне 1937 года написал донос Наркому Обороны Союза ССР на командира 6-го казачьего корпуса комдива Е.И.Горячева, в котором обвинял Горячева в поддержке репрессированного Уборевича. После возвращения в СССР в июле 1937 года был назначен на должность командира 8-й отдельной механизированной бригады (Киевский военный округ), в октябре преобразованной в 8-ю отдельную танковую бригаду, после чего она была передислоцирована в Белорусский военный округ.
Кривошеин1939 (476x700, 335Kb)
Во время передачи Бреста представителям РККА 22 сентября 1939 года. В центре — командир 19-го армейского корпуса Х.Гудериан, справа — командир советской 29-й легкотанковой бригады комбриг С.М.Кривошеин, слева — командир 20-й моторизованной дивизии вермахта Мориц фон Викторин.
В 1938 году по заданию Маршала Советского Союза К.Е.Ворошилова Кривошеин был направлен в район боёв у озера Хасан в качестве представителя комиссии по расследованию причин неудачных боевых действий. После возвращения из командировки вновь был назначен на должность командира 8-й отдельной танковой бригады. Принимал участие в Польском походе РККА и присоединении Западной Белоруссии. 22 сентября провёл переговоры с генералом Г.Гудерианом по процедуре передачи Бреста и всех территорий к востоку от реки Буг под контроль СССР. По случаю передачи Бреста состоялся парад вермахта перед частями РККА в Бресте и исполнением маршей обоими оркестрами. Вскоре принял участие в советско-финской войне: 27 февраля 29-я танковая бригада под командованием Кривошеина в составе 256 танков Т-26 была передислоцирована из Бреста, а в марте наряду с 34-м стрелковым корпусом штурмом овладела Выборгом. В мае 1940 года был назначен на должность командира 15-й механизированной дивизии, в июне — на должность командира 2-й танковой дивизии (3-й механизированный корпус), в декабре — на должность начальника Автобронетанкового управления Прибалтийского особого военного округа, а в марте 1941 года — на должность командира 25-го механизированного корпуса (Харьковский военный округ).
Великая Отечественная война
С июля 1941 года мехкорпус под командованием Кривошеина вёл наступательные и оборонительные боевые действия против войск противника в районе городов Рогачёв, Жлобин и Гомель. Вскоре принял участие в обороне Могилёва. В октябре 1941 года был назначен на должность начальника Управления боевой подготовки Главного автобронетанкового управления РККА, а в феврале 1943 года — на должность командира 3-го механизированного корпуса, который принимал участие в ходе Курской битвы, а затем в Белгородско-Харьковской наступательной операции. Приказом НКО № 306 от 23 октября 1943 года за мужество и героизм личного состава 3-й механизированный корпус был удостоен почётного звания «Гвардейский», получив новый войсковой №, и преобразован в 8-й гвардейский механизированный, который вскоре принял участие в боевых действиях в ходе Житомирско-Бердичевской наступательной операции, во время которой прошёл до 300 км и участвовал в освобождении ряда населённых пунктов, в том числе городов Казатин и Бердичев. В феврале 1944 года Кривошеин был назначен на должность командира 1-го механизированного корпуса, который принял участие в ходе Проскуровско-Черновицкой, Белорусской, Висло-Одерской и Берлинской наступательных операций, за время которых отличился при форсировании реки Щара, освобождении Слонима, Бреста и Берлина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года за умелое командование корпусом и личное мужество генерал-лейтенанту танковых войск Семёну Моисеевичу Кривошеину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5869).
Послевоенная карьера
После окончания войны Кривошеин продолжил командовать 1-м механизированным корпусом в составе Группы советских войск в Германии, который уже 10 июня 1945 года был преобразован в 1-ю механизированную дивизию. Оставлен её командиром. В июле 1946 года был назначен на должность начальника кафедры тактики бронетанковых и механизированных войск Военной академии имени М.В.Фрунзе. С октября 1949 года состоял в распоряжении Главного управления кадров Вооружённых сил Советского Союза, после чего в марте 1950 года был назначен на должность командующего бронетанковыми и механизированными войсками Одесского военного округа. В январе 1952 года был направлен на учёбу на Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е.Ворошилова, которые окончил в ноябре 1952 года. Нового назначения не получил и находился в распоряжении командующего бронетанковыми и механизированными войсками Советской армии ВС Союза ССР. В мае 1953 года генерал-лейтенант танковых войск Семён Моисеевич Кривошеин вышел в запас. Умер в городе Красногорск, Московская область, РСФСР, СССР, 16 сентября 1978 года.
Кривошеингроб (525x700, 376Kb)
Похоронен на Кунцевском кладбище (участок 9-3) в Москве.
Воинские звания: полковник (29 января 1936 года); комбриг (10 апреля 1937 года); генерал-майор танковых войск (4 июня 1940 года); генерал-лейтенант танковых войск (21 августа 1943 года). Награды: Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (29 мая 1945); три ордена Ленина (2 января 1937, 21 февраля 1945, 29 мая 1945); три ордена Красного Знамени (13 февраля 1930, 3 ноября 1944, 20 июня 1949); Орден Кутузова I степени (6 апреля 1945); Орден Суворова II степени (27 августа 1943); Орден Красной Звезды (16 августа 1936); Медаль «За боевые заслуги»Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»Медаль «За оборону Москвы»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «За взятие Берлина»Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»; Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»; Знак «Гвардия»Знак Участнику Хасанских боёвНагрудный знак «25 лет победы в Великой Отечественной войне»; Орден «Крест Грюнвальда» (ПНР); Медаль «За Варшаву 1939—1945» (ПНР); Медаль «За Одру, Нису и Балтику» (ПНР).
Почётные звания
Почётный гражданин Бреста.
Память
В честь Кривошеина были названы теплоход Министерства речного флота, улицы в Воронеже, Бресте, Строителе (Белгородская область), городе Алексеевка (Белгородская область) и Пружанах (Брестская область). Мемориальные доски в честь С.М.Кривошеина установлены в Бресте (улица Кривошеина, дом № 3), Воронеже (улица Кривошеина, дом № 13) и Обояни (Курская область). Город Старые Дороги (Беларусь). Имя воина увековечено в Главном Храме Вооружённых сил России и на мемориале «Дорога памяти». Сочинения: Кривошеин С.М. Сквозь бури. Воспоминания о Первой Конной. — Москва : Молодая гвардия, 1959. — 253 страницы. — ISBN 100-0-00004-624-6; Кривошеин С.М. Ратная быль. — Москва : Советская Россия, 1962. — 254 страницы; Кривошеин С.М. Междубурье. — Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1964; Кривошеин С.М. Чонгарцы. — Москва : Советская Россия, 1975. — 272 страницы. Литература: Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М.Г.Вожакина. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Том 2. — Страницы 232—233. — ISBN 5-901679-12-1; Свердлов Ф.Д. Евреи—генералы Вооружённых сил СССР. — Москва, 1993; Соловьев Д.Ю. Все генералы Сталина. — Том 7. — Москва, 2019. — Страницы 7—9.

[468x699]
1899
Семён Моисеевич Кривошеин
командир 1-го Красноградского механизированного корпуса 2-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта, гвардии генерал-лейтенант танковых войск. Родился в городе Воронеж, в семье кустаря. Еврей. Член ВКП(б)/КПСС с 1919 года. Окончил 7 классов гимназии. В Красной Армии с 1918 года. Участник Гражданской войны. В 1926 году окончил курсы командного состава, в 1931 году – Военную академию имени М.В.Фрунзе. С 1931 года - начальник штаба 7-го механизированного полка. С июня 1933 года - помощник начальника 1-го отделения Управления моторизации и механизации РККА. С мая 1934 года - командир 6-го механизированного полка. В 1936 - 1937 годах участвовал в национально-революционной войне испанского народа 1936-1939 годов, командовал танковыми частями. С июня 1937 года - командир 14-й механизированной бригады, с 1938 года командовал 29-й танковой бригадой. Участник боев с японскими милитаристами у озера Хасан в 1938 году. Участник освободительного похода Красной Армии в Западную Белоруссию в 1939 году, на завершающем этапе которого, 22 сентября 1939 года комбриг Кривошеин С.М. вместе с немецким генералом Г.Гудерианом принимали парад советских и германских войск в белорусском городе Бресте... В 1939-1940 годах участвовал в советско-финляндской «зимней» войне. Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 4 июня 1940 года Кривошеину С.М. присвоено воинское звание «генерал-майор». С 1940 года командовал 15-й механизированной, а затем 3-й танковой дивизиями. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Центральном, Калининском, 1-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве, Висло-Одерской, Берлинской операциях. Командовал 3-м, преобразованным 23 октября 1943 года в 8-й гвардейский, механизированным корпусом. 21 августа 1943 года генерал-майору Кривошеину С.М. присвоено воинское звание «генерал-лейтенант танковых войск». С 10 февраля 1944 года и до конца войны генерал-лейтенант танковых войск Кривошеин С.М. - командир 1-го Красноградского механизированного корпуса, части которого отличились при форсировании реки Щара, освобождении городов Слоним, Брест (Белоруссия). Но особо - в Берлинской операции и в уличных боях в столице гитлеровской Германии – городе Берлине. За умелое командование корпусом и личное мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года гвардии генерал-лейтенанту танковых войск Кривошеину Семёну Моисеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5869). После войны отважный комкор занимал командные должности в войсках, был на преподавательской работе, руководил кафедрой в Военной академии имени М.В.Фрунзе. В 1952 году он окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С 1953 года генерал-лейтенант танковых войск Кривошеин С.М. - в запасе, а затем в отставке. Скончался 16 сентября 1978 года. Похоронен в городе-герое Москве на Кунцевском кладбище (участок 9-3). Награждён тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова I степени, Суворова II степени, Красной Звезды, медалями. Удостоен звания «Почётный гражданин города Бреста». Именем Героя назван теплоход Министерства речного флота, улицы в городах Воронеже и Бресте. В Бресте на доме № 3, по улице, носящей имя С.М.Кривошеина, в память о нём установлена мемориальная доска. Сочинения: Сквозь бури. Москва, 1959; Междубурье. 2-е дополненное издание. Воронеж, 1968; Чонгарцы. Москва, 1975.

МихаилСеспель (528x700, 415Kb)
1899
Мишши Сеспель (Михаил Сеспель) (чувашское имя — Ҫеҫпӗл Мишши — от чувашского ҫеҫпӗл — «подснежник»; официальное имя до сентября 1921 года — Михаил Кузьмич Кузьмин)
чувашский поэт, государственный и общественный деятель. Родился в деревне Казаккасы, Сиделевская волость, Цивильский уезд, Казанская губерния, Российская империя. Отец — Кузьма Федорович — в 1911 году в пьяной драке зарубил топором своего старшего брата, за что был сослан на каторгу. Мать — Агафья Николаева. После окончания четырёх классов Шихазанской образцовой школы Сеспель работал переписчиком в волостном управлении. Во время Первой мировой войны Сеспель завербовался в царскую армию, сперва служил писарем в штабе полка, а затем на санитарном поезде. В августе 1916 году года был уволен по состоянию здоровья и вернулся домой. В 1917 году поступил в учительскую семинарию в Тетюшах. Учился в Москве на курсах агитаторов и пропагандистов. Член РКП(б) с 1918 года. После образования Чувашской автономной области в 1920 году его, работника Чувашского обкома РКСМ, избирают председателем ревтрибунала Чувашской автономной области. Стал, таким образом, первым «главным прокурором» этого национально-территориального образования. На этом посту Сеспель, человек глубоко идейный и считавший, что коммунисты не должны жить в роскоши, нажил себе врагов среди местной партноменклатуры, представители которой не брезговали присваивать себя хорошие квартиры, расхищать конфискованное имущество и т. п. Воспользовавшись возможностью, недоброжелатели обвинили Сеспеля в поджоге дома, где размещался отдел юстиции. 27 декабря 1920 года Сеспель был арестован. Из тюрьмы его выпустили 7 февраля 1921 года. Впоследствии работал в отделе образования в комиссии переводчиков. Весной 1921 года из-за болезни укреплял здоровье в санатории в городе Евпатория. После санатория Сеспель не вернулся в Чувашию, а отправился на Украину — в Киев, где хотел поступить в Киевскую художественную школу. Был призван в Красную Армию. После комиссования из-за обострения костного туберкулёза проживал и работал в городе Остёр в уездном земельном отделении Остёрского уезда. Сеспель не принял новую экономическую политику, считая, что она ведёт к имущественному расслоению и следственно к реставрации капитализма. Мировоззренческий кризис поэта усугублялся ухудшением его здоровья — помимо давно мучившего его костного туберкулеза, у Сеспеля стало ухудшаться зрение. У Сеспеля стали возникать суицидальные мысли, которые он не скрывал от своего друга Фёдора Покрышеня. 15 июня 1922 года у Сеспеля произошёл конфликт с его начальником Н.Савченко из-за того, что Сеспель самовольно выдал 8 пудов ржи двум семьям беженцев из Херсонской губернии. Вечером того же дня его недруги решили отомстить ему. На следующее утро Сеспель был найден повешенным на дереве в саду села Старогородка, располагавшемся к югу от города Остёр, Черниговская губерния, Украинская ССР.
МихаилСеспельгроб (517x700, 528Kb)
5 ноября 1954 прах Михаила Сеспеля был перезахоронен в парке города Остёр, где ему установлен надгробный памятник.
Произведения
Занимался литературным твлочеством с 1916 года. Упорядочив, в некотором смысле даже установив нормы ударения, ввёл в чувашскую поэзию силлабо-тоническое стихосложение. Первые стихи на чувашском и русском языках Михаил Сеспель опубликовал в 1919 году в газетах «Знамя революции», «Тетюшские известия», «Канаш». Сборник стихов «Хурҫӑ шанчӑк» (Стальная вера) впервые увидел свет в 1927 году.
Известные книги: Ҫӗн Кун аки (русское название — Сев Нового дня); Хурҫӑ шанчӑк (русское название — Стальная вера); Пуласси (русское название — Будущее); Ҫырнисен пуххи, Шупашкар, 1959; Стальная вера. Стихи, Москва, 1957; Стихи поэта переведены на 56 языков.
Память
Памятники и мемориальные доски: Памятник на проспекте Ленина, Чебоксары; Теплоход «Михаил Сеспель»; Памятник-стела в селе Старогородка Черниговской области Украины (был демонтирован в 2022 году); Бюст поэта, Чебоксары, проспект Ленина; В 1970-х годах в Киеве на стене дома № 7 по улице Ульяновых, где проживал Сеспель, была установлена мемориальная доска; Могила поэта и отдел краеведческого музея в городе Остёр (город) Черниговской области. Музеи: Музей Михаила Сеспеля, Канашский район Чувашии, деревня Сеспель; Музей М.Сеспеля, Чебоксары; Музей краеведения, уголок М.Сеспеля, Татарстан, Тетюши, Педтехникум. Музей Мишши Сеспеля в Остёрской гимназии № 1, которая носит его имя. Названы в честь поэта: В 1969 году родная деревня Михаила Сеспеля была переименована в его честь; Улицы в Чебоксарах и Остре; Парк 100-летия со дня рождения Мишши Сеспеля в Остре; Академия современного творчества «Сеспель», город Чебоксары; Теплоход «Михаил Сеспель».
Книги: О жизни и творчестве Михаила Сеспеля Г. О. Збанацким написан роман «Сеспель». Кинофильмы: «Сеспель» — фильм 1970 года о Мишши Сеспеле, снят Киевской киностудией имени А.Довженко. Литература: Сироткин М.Я., Очерки истории чувашской советской литературы, Чебоксары, 1956; Основоположник чувашской советской поэзии, "Учёные записки Чувашского НИИ", Чебоксары, 1971, выпуск 51.

[515x699]
1899
Владимир Николаевич Яхонтов
русский актер, мастер художественного слова. Родился в Седльце (Польша), в семье контролера акцизного управления. Учился в Дворянском институте имени Императора Александра II в Нижнем Новгороде. В 1918 поступил во 2-ю Студию МХТ, спустя год перешел к Е.Б.Вахтангову в 3-ю Студию. В 1924–1926 – актер Театра имени Мейерхольда. Сыграв роль барона Файервари в спектакле Учитель Бубус А.Файко, навсегда ушел из театра. Встреча с Е.Е.Поповой в 1921 определила его дальнейшую судьбу: Попова стала спутником его жизни, режиссером и художником моноспектаклей, соавтором литературно-сценических программ. Еще в 1922 Яхонтов выступал на эстраде с чтением стихов А.С.Пушкина, А.А.Блока, В.В.Маяковского. В 1924 исполнил первую художественную композицию «На смерть Ленина». Композиция Яхонтова состояла из фрагментов произведений художественной литературы, газетных статей, историко-революционных документов, писем, мемуаров, объединенных логикой единого замысла. Композиции стали особой формой осмысления современности. В 1927 с режиссерами Поповой, С.Владимирским, музыкантами М.Цветаевым и Е.Лойтером создал эстрадный театр одного актера «Современник», который просуществовал до 1935. В репертуаре Яхонтова были исторические композиции «Война» (1929), «Цусима» (1934), а также хроники современной жизни «Торжественное обещание» (1929), «Новые плоды2 (1935). Артист создал ряд программ по произведениям русской классической литературы: композиции «Санкт-Петербург» («Шинель» Н.В.Гоголя, «Белые ночи» Ф.М.Достоевского, «Медный всадник», фрагменты из «Евгения Онегина» и стихи Пушкина, 1927); «Да, водевиль есть вещь» («Домик в Коломне» Пушкина, «Коляска» Гоголя, «Тамбовская казначейша» М.Лермонтова, 1929); «Евгений Онегин» Пушкина (1930); «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1932); «Настасья Филипповна» (по роману Ф.М.Достоевского «Идиот», 1933), «Болдинская осень» (1937). Яхонтов был первым исполнителем поэм Маяковского «Человек», «Война и мир», 2Облако в штанах», «Люблю», «Про это на эстраде». В 1931 артист выступил с композицией «Вечера» Маяковского. «Интеллектуальность и творческая культура, мастерство сценического жеста, музыкальный голос, чувство ритма, умелое использование деталей костюма, бутафории определили своеобразие исполнительского стиля Яхонтова» (Е.Дубнова). На Первом Всесоюзном конкурсе мастеров художественного слова в 1937 Яхонтову была присуждена первая премия. В годы Великой Отечественной войны Яхонтовым были созданы лирико-эпические композиции «За Родину» (1941), «Россия грозная» (1942) и др. Фрагменты из произведений Б.Горбатова, В.Гроссмана, О.Берггольц, проза Л.Толстого, стихи Пушкина в сочетании с музыкой И.-С.Баха, Л. ван Бетховена, Ф.Листа, С.Рахманинова, Д.Шостаковича составили композицию «Тост за жизнь» (1944). Умер в Москве 16 июля 1945 года. В звуковой коллекции Гостелерадиофонда сохранились записи литературных произведений У.Шекспира, А.Пушкина, А.Грибоедова, Л.Толстого, С.Есенина, А.Одоевского, М.Горького, К.Симонова в исполнении выдающегося чтеца, (среди них есть малоизвестные и редкие записи 1930–1940-х гг.). Собрание радиофонда располагает записями радиопередач о жизни и творческом мастерстве В.Яхонтова. Наибольший интерес представляют авторские радиопрограммы: Н.Крымовой «Артисты на все времена» и И.Колобродова «В.Н.Яхонтов. Творческий портрет», в которых рассказывается о судьбе актера, о чуде «яхонтовского чтения». О пушкинском театре В.Яхонтова, о его трактовке образов Моцарта и Сальери. О создании женских образов в моноспектаклях. О работах в спектаклях: «Горе уму» (постановка В.Мейерхольда), «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери». В передачи включены отрывки из произведений А.Пушкина, С.Есенина, В.Маяковского в исполнении В.Яхонтова. Материал о выдающемся актере В.Н.Яхонтове содержится в звукозаписях документального фонда. В их числе выступления мастера устного рассказа И.Л.Андроникова, сотрудника Государственного литературного музея Л.А.Шилова, старшего инструктора архивного отдела Мосгорисполкома Э.Зиновенко. И.Л.Андроников вспоминал о программах выступлений В.Яхонтова, о созданном им театре одного актера «Современник», о манере художественного чтения артиста, умевшего расставлять смысловые акценты в произведении, придавая авторскому тексту индивидуальную выразительность. В другой записи И.Л.Андроников рассказывал о работе В.Н.Яхонтова и И.С.Козловского над образом Юродивого из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Л.А.Шилов говорил о литературной композиции В.Яхонтова «Тост за жизнь». Э.Зиновенко привел факт из биографии артиста: в 1944 году по просьбе В.Н.Яхонтова на его личные средства, переданные в Фонд обороны, был построен танк «Владимир Маяковский», а сам актер выступил 11 сентября 1944 года на Кировском заводе Ленинграда на торжественном митинге, посвященном выпуску этой боевой машины. Танк «Владимир Маяковский» прошел боевой путь от Варшавы до Берлина. Сочинения: Театр одного актера. (Вступитительная статья И.Андроникова), Москва, 1938. Литература: Крымова Н., Владимир Яхонтов, Москва., 1978.

BothwellMary (608x700, 171Kb)
1900
Мэри Ботвелл (Mary Bothwell)
американская оперная певица (сопрано), художница и общественный деятель. Родилась в посёлке Хиксон, пригород Вудстока, штат Онтарио, Канада Музыкальное образование получила в Канадской музыкальной академии города Торонто по оперному классу Отто Морандо (Otto Morando). Также брала классы фортепиано под руководством Питера С. Кеннеди (Peter C. Kennedy). Дебютировала как контральто в 1920 году в оперном театре Торонто (Канада). В 1920—1929 годах участвовала в различных оперных постановках, а также исполняла оратории в Торонто (Канада) и Буффало (США). В 1937 году брала уроки пения в австрийском университете Моцартиум в Зальцбурге. 1 ноября 1938 года дебютировала на сцене нью-йоркского Таун-Холла и выступала на этой сцене до начала 1960-х. В 1947 году совершила первое турне по Европе. Наибольшим успехом пользовались партии Изольды в опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда» и княгини Верденберг (Маршальши) в опере Р.Штрауса «Кавалер розы». Записала несколько альбомов с американскими студиями Royale Records и Allegro: Hugo Wolf Sung by Mary Bothwell (1310); An Hour of Concert Songs (1318); Bless This House (1538); Richard Strauss Album(4069). В 1958 году была избрана президентом Канадского женского клуба города Нью-Йорка. В конце 1960-х получила известность как художник-флорист. Первая выставка её картин состоялась в марте 1970 года в нью-йоркской Chase Gallery. Через год, в апреле 1971 года, в Horticultural Society of New York проведена тематическая выставка «Полевые цветы Швейцарии». Умерла в Швейцарии 3 мая 1985 года. Литература: Mary Bothwell Gives Annual Song Recital — New York Times, February 16, 1953. Page 18; Canadian Women Plan To Aid Blind Children — New York Times, December 10, 1961, Sunday.Page 100; What’s New in Art. In the Galleries: MARY BOTHWELL-The Horticultur l Society of New York. New York Times, March 25, 1973, Sunday. Section: AL, Page 162.

იონა მეგრელიძე (525x700, 92Kb)
1900
Иона Вакели (грузинское имя — იონა ვაკელი; псевдоним; настоящее имя — Иона Мегрелидзе, იონა მეგრელიძე)
грузинский писатель и поэт. Родился в селе Ваке, Кутаисский уезд, Кутаисская губерния, Российская империя. Литературную деятельность начал после Октябрьской революции, в 1920 году. В первый период своего творчества — во власти революционной романтики. Как выходцу из крестьянской среды, ему очень близки и темы деревни (поэма «Насакирали» (1925), посвящённая событиям революции 1905 года). Его поэзия насыщена ритмом фабрик и заводов и выражает идею мощи пролетарского коллективного труда. Фетишизируя шум и грохот машин и отражая тематику революционной борьбы и строительства, Вакели вначале почти не затрагивал насущных вопросов быта и духовной культуры пролетария. К трезвому реализму и конкретным запросам пролетарской жизни Вакели пришёл в 1930-х годах, стремясь соответственным методом художественного воздействия организовать психику рабочей массы. В комедии «Апракуне Чимчимели» (1934), пьесах «Зависть» (1937) и «Сталь» (1951) Вакели разоблачает пережитки старого, рисует образы волевых, целеустремлённых советских людей, их борьбу за построение новой жизни. В отношении формы Вакели многим обязан классикам грузинской литературы XIX века, в частности Ильи Чавчавадзе (поэма «Мецисквиле»). Автор исторических пьес «Шамиль» (1935), «Георгий Саакадзе» (1939) и «Царица Тамара» (1948). Пьесы Вакели ставились в театрах имени Марджанишвили, имени Руставели, имени Грибоедова (Тбилиси).Умер в городе Тбилиси, Грузинская ССР, СССР (ныне Грузия), 1 апреля 1988 года. Похоронен на Дидубийском пантеоне в Тбилиси. Награды: Орден «Знак Почёта». Библиография: Отдельно изданы: Шаравандеди, Тифлис, 1923; Европа, Тифлис, 1925; Насакирали, Тифлис, 1926. Литература: Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б. История грузинской литературы. Тбилиси, 1958; Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939., Театральной энциклопедии

[570x700]
1900
Алексей Александрович Завитаев
директор Московского машиностроительного завода «Сатурн». Родился в деревне Лопатино Мологского уезда Ярославской губернии (ныне на дне Рыбинского водохранилища), в семье рабочего лесопильного завода. Русский. В 1909-1911 годах учился в Приселковском двухклассном училище в селе Леонтьевское Мологского уезда Ярославской губернии. В 1912 году поступил учиться в школу, где зимой учился, а летом работал учеником-строгальщиком на лесопильном заводе в городе Рыбинск. В 1915 году поступил в механико-техническое училище имени М.Е.Комарова, после его окончания в 1918-1920 годах работал маслёнщиком, токарем, техником, помощником мастера на автозаводе «Русский Рено», одновременно в 1919-1920 годах учился в Рыбинском механическом техникуме на вечернем отделении. После III съезда РКСМ Рыбинская комсомольская организация направила Алексея Завитаева на учёбу в Ленинградский политехнический институт на механический факультет. В 1922 году в связи с поступлением на работу в городе Киев, перевелся в Киевский политехнический институт, где учился на вечернем отделении, а днём работал чертёжником на заводе «Большевик», затем в 1923-1928 годах — слесарем, контрольным мастером, конструктором на краснознамённом киевском заводе «Арсенал». В 1928 году инженер-технолог А.А.Завитаев получил перевод на проходящий преобразование из бывшего завода «Русский Рено» в моторостроительный завод № 26 имени Павлова в Рыбинск. В этот период наиболее ярко проявился его талант как специалиста и организатора. За 12 лет, с 1928 по 1941 годы, он прошёл путь от старшего технолога до директора завода. Член ВКП(б) с 1929 года. В 1930-х годах дважды был в заграничных поездках: в Германии в 1931 году, США в 1934 году. С участием А.А.Завитаева на заводе № 26 в Рыбинске был выпущен первый мотор - поршневой М-17. Производилось дальнейшее его совершенствование и разработка различных модификаций. Моторы этого типа в течение 11 лет выпускались и устанавливались на 23 типах и модификациях самолётов, в том числе на 18 серийных. Помимо самолётов, «М-17» применялся на танках и торпедных катерах. В 1936 году на заводе началось серийное производство мотора «М-100», положившего начало целой серии: «М-103», «М-105», «М-106», «М-107» и других, предназначенных для 58 типов и модификаций самолётов. Индекс «М» впоследствии был заменен на «ВК» – по инициалам руководителя ОКБ В.Я.Климова. Семейство «сотых» изготавливалось заводом 10 лет, в том числе и в Великую Отечественную войну. За большие успехи, достигнутые в выпуске авиационных моторов, А.А.Завитаев в 1935 году был награждён орденом Ленина, в 1939 году — орденом Красной Звезды. В июне 1939 года он был назначен директором авиазавода № 26. Перед самой войной А.А.Завитаев был командирован в Германию для закупки необходимого станочного парка. Несмотря на запрет Геринга импорта станков для русских, Завитаеву удалось выполнить правительственное задание, и накануне войны в СССР из Германии было поставлено значительное количество станков. После начала Великой Отечественной войны А.А.Завитаев руководил эвакуацией своего завода из Рыбинска в Уфу на территорию завода № 384. Сюда под его руководством проходила эвакуация заводов № 234 и № 451 из Ленинграда, № 219 из Москвы, а также проектного бюро ЦИАМ (Москва) и конструкторского бюро Добрынина (Воронеж). Исключительно умелое проведение эвакуации Завитаевым было замечено в правительстве. В конце 1941 года А.А.Завитаев был назначен заместителем министра авиационной промышленности. На этой должности он занимался эвакуацией предприятий, руководил их восстановлением и всю войну отвечал за серийное производство авиадвигателей. Большую часть времени проводил на заводах, а не в наркомате, решая сложные вопросы и помогая предприятиям авиапрома увеличить свою производительность для фронта. 19 августа 1944 года А.А.Завитаеву было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы. Особенно часто А.А.Завитаев бывал в Уфе, где все эвакуированные авиамоторные заводы были объединены в один, получивший № 26. Только один этот завод за годы войны выпустил более 97 тысяч моторов для истребителей и бомбардировщиков конструкторов А.С.Яковлева, С.А.Лавочкина, В.М.Петлякова и других. На каждом третьем боевом самолёте стоял уфимский двигатель. Самолёт «Як-9У» с мотором «ВК-107А» был признан самым быстрым истребителем Второй мировой войны. В 1946 году на совещании у Сталина А.А.Завитаев допустил одно неудачное замечание по поводу создания будущего самолёта «Ту-4», которое вызвало неудовольствие у "верховного", и Завитаев был смещён с должности заместителя наркома авиапрома, разжалован в "рядовые" директоры. В директорской должности с его неуёмной энергией и прекрасными организаторскими способностями А.А.Завитаев очень пришёлся кстати в начальный период эры реактивной авиатехники. В 1947 году он был членом делегации советских специалистов в Англию на заводы "Роллс-Ройс" для ознакомления с реактивными двигателями «Дервент» и «Нин». В начале 1948 года А.А.Завитаев возглавил завод № 300, выпускавший авиадвигатели ОКБ А.А.Микулина. Именно он с заместителем главного конструктора С.К.Туманским, пока Микулин был в отпуске и вопреки его планам, настояли на запуске в серийное производство деталей и узлов двигателя «АМ-3», в будущем, как оказалось, лучшего турбореактивного двигателя А.А.Микулина. Под руководством Завитаева впервые в отечественном двигателестроении была освоена и внедрена штамповка лопаток компрессора из алюминиевых сплавов. С 1950 года завод № 300 А.А.Завитаева выпускал уже следующий двигатель Микулина – «АМ-5». 29 августа 1949 года в СССР было успешно проведено испытание первой ядерной бомбы «РДС-1». Но единственным самолётом-носителем в Дальней авиации оставался «Ту-4» с поршневыми двигателями «АШ-73ТК» и крейсерской скоростью 500 км/ч. Нужен был новый самолёт, который мог брать до 9 т. В конце сороковых годов в туполевском ОКБ по заданию ВВС прорабатывался дальний бомбардировщик "86" с двумя двигателями Микулина «АМРД-02». Но нужно было увеличить тягу двигателей. Появился заказ на разработку газотурбинного двигателя с фантастически большой по тем временам тягой 6-8 тс. Соответственно возросли и габариты. Свою часть работы по "привязке" двигателя «АМ-3» к проекту "88" выполнил и перспективный отдел ОКБ завода № 300. В 1952 году А.А.Завитаев из-за разногласий с А.А.Микулиным был вынужден уйти с завода № 300. Но вскоре его пригласил к себе другой конструктор реактивных двигателей А.М.Люлька. В ОКБ Люльки Завитаев возглавил опытный завод № 165 (впоследствии Московский машиностроительный завод «Сатурн»). Под руководством А.А.Завитаева на ММЗ «Сатурн» в 1960-1970-е годы производилась сборка турбореактивных двигателей ОКБ А.М.Люльки: «АЛ-7Ф-1» для истребителей «Су-7», «Су-9» и «Су-11» и летающей лодки «Бе-10»; «АЛ-21Ф-3» для самолётов «Су-17М», «Су-20», «Су-24» и «МиГ-23Б»; а также производились работы по двигателю «Д-51» - жидкостному ракетному двигателю, предназначавшемуся для лунного ракетно-космического комплекса «Н-1». Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие успехи в создании авиационной техники Завитаеву Алексею Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В конце 70-х годов А.А.Завитаев застал ещё создание военного двигателя четвёртого поколения «АЛ-31Ф» для самолёта «Су-27». Жил в Москве. Умер 23 сентября 1979 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Награждён 4 орденами Ленина (1935, 1944, …), орденами Октябрьской Революции (1974), Кутузова I степени (16 сентября 1945), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (1939), медалями. Лауреат Ленинской премии.

Клечковский (498x700, 105Kb)
1900
Всеволод Маврикиевич Клечковский
советский агрохимик, сын М.М.Клечковского. Родился в городе Москва, Российская империя. Окончил МСХА в 1929 году. С 1930 года работал там же (с 1955 года профессор). Академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1956). Основное направление исследований — применение метода меченых атомов в агрохимии. Одним из первых организовал широкие исследования питания растений с применением радиоактивных изотопов. Создал ряд приборов для этой цели. Изучил поведение продуктов деления тяжелых ядер (изотопов стронция, иттрия, циркония) в почвах.
Также внёс вклад в физико-математическое обоснование явления периодичности, в частности, ввёл (1951 году) представления о (n + l)-областях электронных состояний в атомах и сформулировал (n + l)-правило формирования электронных конфигураций атомов по мере роста заряда ядра (правило Клечковского). Умер в родном городе 2 мая 1972 года.
Клечковскийгроб (525x700, 545Kb)
Похоронен на Ваганьковском кладбище (9 участок).
Семья
Дочь Клечковского В.М. — Клечковская Вера Всеволодовна — доктор физико-математических наук, профессор Института Кристаллографии Российской Академии Наук, заведующая лабораторией Кристаллографии. Сын Дмитрий Всеводович Клечковский был геологом, работал в Сибири и на Дальнем Востоке, погиб в результате несчастного случая при строительстве Красноярской ГЭС в 1966 году. Награды и премии: Сталинская премия второй степени (1952) — за научные исследования процесса питания растений с помощью меченых атомов; Два ордена Ленина (1965, 29 декабря 1970); Орден Трудового Красного Знамени (1951); Орден «Знак Почёта» (1960); Медали; Золотая медаль имени Д.Н.Прянишникова (1968).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 28 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»