[455x700]
1930
Владимир Семенович Короткевич (белорусское имя — Уладзімір Сямёнавіч Караткевіч)
белорусский советский писатель, поэт, драматург, сценарист и публицист, классик белорусской литературы. Является одной из наиболее ярких фигур в белорусской литературе XX столетия. Стал первым белорусским писателем, обратившимся к жанру исторического детектива. Творчество Владимира Короткевича отличается романтической направленностью, высокой художественной культурой, патриотичным пафосом и гуманистическим звучанием. Писатель существенно обогатил белорусскую литературу в тематических и жанровых отношениях, наполнил её интеллектуальным и философским содержанием. Наиболее известны такие произведения автора, как повести «Дикая охота короля Стаха», «Седая легенда», романы «Колосья под серпом твоим», «Христос приземлился в Гродно», «Чёрный замок Ольшанский», эссе «Земля под белыми крыльями».
Происхождение и детство
Предки Владимира Короткевича были шляхетского сословия и происходили из белорусского Приднепровья, из Рогачёва, Мстиславля, Могилёва и других городов. Один из родственников писателя по материнской линии, по семейной легенде — Тамаш Гриневич, принимал участие в восстании 1863—1864 годов.

Родители Вл.Короткевича: Надежда Васильевна и Семён Тимофеевич (в чине коллежского секретаря). 1915 г.
Повстанцы под его командованием были разбиты, а его самого расстреляли в Рогачёве. Эту историю Короткевич описал в эпилоге повести «Предыстория», и в прологе романа «Нельзя забыть» («Леониды не вернутся к Земле»). Родился Владимир в городе Орше (ныне в Витебская область, Белоруссия), в семье интеллигентов. Отец, Семён Тимофеевич, работал инспектором по бюджету в Оршанском районном финансовом отделе. Мать, Надежда Васильевна, окончила могилёвскую Мариинскую гимназию, некоторое время работала учительницей в сельской школе под Рогачёвом, после замужества занялась домашним хозяйством. Его мама хорошо знала мировую литературу. В семье было трое детей — Владимир, его старший брат Валерий (погиб на войне), и старшая сестра Наталья (в замужестве Кучковская). Большое влияние на Владимира оказал дед, отец его матери, Василий Юллианович Гринкевич, дослужившийся до губернского казначея. Этот человек безграничной энергии и азарта, обладавший огромной физической и духовной силой, стал прототипом Данилы Загорского-Вежи в романе «Колосья под серпом твоим». От своего деда Владимир услышал легенду «Мать Ветра» про события Кричевского восстания 1743—1744 годов и много белорусских народных легенд и преданий, и, благодаря ему, полюбил историю и природу. Многие рассказы деда стали источником для многих будущих его произведений.

Родные Вл.Короткевича: тётя Евгения Васильевна, отец Семён Тимофеевич, дед Василий Юллианович Гринкевич, мать Надежда Васильевна, сестра Наталья и брат Валерий. 1928-й год
Владимир с самого раннего детства интересовался историей, особенно историей Белоруссии. Также сильно он любил и природу; в детстве одной из любимых его книг была книга А.Брэма «Жизнь животных». В доме Короткевичей было много книг — и дедушкины, и книги родителей, и его. Мальчик научился читать уже в три с половиной года, чуть позже научился писать, а создавать свои первые стихотворения начал в шесть лет. Ещё немного позже попытался писать повествования, которые сам же и иллюстрировал. Кроме учёбы ходил в музыкальную школу.
Военные годы и послевоенный период
Ещё в довоенные годы отослал письмо К.И.Чуковскому, на которое получил ответ. К началу войны окончил три класса. Во время Великой Отечественной войны находился с семьёй в эвакуации в Москве, на Рязанщине, в окрестностях Кунгура на Урале, позже в Оренбурге и в Киеве. В 1944 году вернулся в Оршу, где получил среднее образование. Его школьный друг, Леонид Крыгман, отмечал, что Владимир в свои 14 лет обладал энциклопедическими знаниями по литературе и истории.
[504x700]
Вл.Короткевич в студенческие годы.
В послевоенные годы Владимир, оршанский школьник, разместил на страницах рукописного журнала «Звоночек» несколько своих стихотворений, а также первую свою приключенческую повесть «Загадка Нефертити». Кроме того им был написан ряд рассказов и статей. Ещё будучи восьмиклассником он уже почти полностью написал первый вариант пьесы «Мельница на Синих Омутах» (поставлена в 1959 г.). В 1949—1954 годах учился на русском отделении филологического факультета КГУ имени Т.Г.Шевченко. Затем в нём же закончил аспирантуру. Летом 1950 года, после первого курса филфака, в Орше им был написан первый вариант повести «Дикая охота короля Стаха». Один из однокурсников и друзей Короткевича, Флориан Неуважный, говорил, что Владимир был душой компании, и что студенты относились с уважением к его мужеству и принципиальности.

Дом Владимира Короткевича в Орше
О своих студенческих годах, и вообще о связи с украинской землёй, которую Короткевич очень любил, он написал в эссе «Избранная» (1982 г.), а о самом Киеве — в очерке «Мой се градок!» (1982 г.). Весной 1955 года он сдал экзамены кандидатского минимума и приступил к написанию диссертации про восстание 1863 года, но так её и не закончил. В то же время пришла и идея о написании романа на эту же тему. В 1954—1956 годах работал школьным учителем русского языка и литературы в деревне Лесовичи (Таращанский район Киевской области Украины), а затем в 1956—1958 годах в родном городе, Орше. Окончил Высшие литературные (1958 — 1960 год) (во время которых увлёкся кино и начал работу над сценариями) и сценарные курсы (1962 год) в Институте кинематографии в Москве, которая, как и Киев, оказала серьёзное влияние на формирование Короткевича как личности и художника слова.
Творческая биография
Как поэт дебютировал в 1951 году — опубликовал в оршанской районной газете «Ленинский призыв» два стихотворения: «Тут будет канал» (на русском языке) и «Якубу Коласу» (на белорусском языке). В самом начале своего творческого пути Короткевич обратился к белорусской истории и фольклору, о чём свидетельствуют его произведения «Сказки и легенды моей Родины», «Лебединый скит», сказка «Ужиная королева». Фантазия писателя раскрывается в сказке «Необычайная кошка», которую позже он доработал и назвал «Чёртов клад». В этой сказке писатель традиционный фольклорный сюжет наполнил оригинальными образами и деталями, мягким лиризмом и добродушным юмором.
[535x700]
Автобиография Вл.Короткевича из личного дела писателя (25 апреля 1957 г.)
Владимир Короткевич изучал, записывал, и широко использовал в своём творчестве фольклор, воспринимая его как духовное сокровище народа. Будучи студентом он исследовал в своей дипломной работе социальные сказки и легенды в восточнославянском фольклоре. Во второй половине 1950-х годов им вынашивалась идея создания белорусской национальной эпопеи — он планировал написать около 100 томов, в которых должны были быть «Сказки и литература для детей в стиле Х.К.Андерсена» и «Записи фольклора». Несколько древних легенд про святых Николая и Касьяна, связанных с белорусским фольклором, в переводе Короткевича, были размещены в книге А.А.Назаревского «Из истории русско-украинских связей» (Киев, 1963 г.). Ряд оригинальных сказок им были созданы в 1970-е — начале 1980-х годов. На основе одной из белорусских сказок возникла сказка «Воробей, сова и птичий суд». Несправедливость, как самое позорное для человеческого общества явление, им осуждается в сказке «Котёл с камушками», в которой органично соединились эпическая повествовательность и проникновенная эмоциональность. В сказке «Немощный отец» писатель заостряет внимание на необходимости уважения и любви к родителям. В древние времена на белорусской земле был закон, по которому старых родителей отводили умирать в лес. Так поначалу обошёлся со своим отцом и герой сказки Петро. Однако вскоре, наперекор установившемуся закону, он ночью тайком забрал отца. И в голодный год мудрый отец подсказывает сыну, что следует сделать, чтобы спасти людей от голода. При создании этой сказки Короткевич вероятно опирался на сказку «Старый отец» из записей А. Сержпутовского, однако при этом им была выявлена собственная авторская позиция. В сказке автор в тактичной и деликатной дидактической форме говорит о необходимости ценить доброту и мудрость. В 1958 году он написал сатиро-юмористическую повесть «Цыганский король», при написании которой был использован факт существования на Гродненщине в конце XVIII века цыганского «королевства». Материалом для повести послужил очерк историка А.Киркора «Народности Литовского Полесья и их жизнь», опубликованного в III томе «Живописной России» в 1882 году. Писателю удалось насыщенно, в духе фламандской школы, словесными красками описать блюда и гулянки во «дворце» Якуба Знамяровского. В этой повести Короткевич не только язвительно характеризует цыганское «королевство» и несуразную систему государственного управления, но и размышляет про историческую судьбу Белоруссии, затрагивая существовавшие в те времена социально-общественные и национальные проблемы.
[679x700]
Заявление Вл.Короткевича о вступлении в Союз писателей Белорусской ССР, поданное 26 апреля 1957 года
Владимир Короткевич является автором поэтических сборников «Материнская душа» (1960 г.), «Моя Илиада» (1969 г.), «Был. Есть. Буду» (1960 г.). Он плодотворно использовал в своём творчестве достояние всемирной культуры, и одновременно был глубоко национальным творцом, высказывая особую приверженность к фольклору и историческим сюжетам (стихи «Машека», «Материнская душа», «Павлюк Багрим»). В «Балладе про Вячко, князя простых людей» (1957 г.) писатель обратился к образу князя Вячко, который в первой половине XIII века сражался против немецких рыцарей. В балладе князь показан как искренний патриот своей Отчизны. Даже израненным, князь, как богатырь, сражался против множества врагов, и погиб в бою. Идея о самоотверженной борьбе одного со многими была характерна для творчества Владимира Короткевича. Тема пробуждения белорусского народа в 1880-х годах была им раскрыта в рассказе «Книгоноши» (1962 г.), в котором показан бессмертный дух народа, стремление простого люда к правде и просвещению. Также его прозе была свойственна и романтическая поэтика. Радостью жизни наполнен рассказ «Дерево вечности», особенно места, посвящённые Полесью и полещукам. В рассказе писатель выразил своё очарование полесскими пейзажами и величием полесских песен. Образы природы раскрыты им и в романе «Колосья под серпом твоим», повести «Чазения», очерках «Колокола в безднах озёр», «Одуванчик у кромки воды». Как писатель-анималист показал себя Владимир Короткевич в рассказе «Были у меня медведи». Звучит в рассказе и сожаление о том, что нельзя вернуть назад далёкое детство, которое прошло в одном из самых красивых уголков Белоруссии, и приводятся познавательные сведения о природе. Владимир Короткевич профессионально изучал историю восстания 1863—1864 годов на территории Белоруссии, Литвы и Польши. Это послужило основой для рассказов «Полешук», «Синяя-синяя», романа «Колосья под серпом твоим» (1965), драмы «Кастусь Калиновский» (1965), и других поэтических произведений и публицистических статей. Отчасти этот интерес был обусловлен и тем, что в его семье хранили память о родственнике по материнской линии, одного из руководителей восстания на Могилёвщине Томаша Гриневича, расстрелянного в Рогачёве. Этот факт лёг в основу пролога к роману «Нельзя забыть» («Леониды не вернутся к Земле» (1962). В историко-детективной повести «Дикая охота короля Стаха» (1958) писатель отобразил события 1880-х годов в одном из глухих уголков Белоруссии. В этой повести автор постарался показать общество того времени, с его национальными, культурными и историческими особенностями, с его патриотическими идеями. Автором осуждается предательство родины, национальное и социальное зло. Использованы приёмы детективного жанра и в написанном позже социально-психологическом и философском романе «Чёрный замок Ольшанский» (1979), в котором Короткевич рассуждает про связь времён. В романтической повести «Седая легенда» (1960) через картины крестьянского восстания на Могилёвщине в первой половине XVII века автор осмысливает судьбу Отечества. Одним из наиболее значимых для белорусской литературы произведений является его роман «Колосья под серпом твоим». В этой книге, которую многие называют главной в творчестве писателя, воссоздана широкая панорама жизни народа, передана атмосфера в обществе накануне восстания. Можно сказать, что этот роман положил начало белорусской исторической романистики. События романа разворачиваются в 1850—1861 годах, тем не менее писателю удалось при помощи собственных размышлений и высказываний героев охватить в нём события почти целого столетия и в целом осмыслить судьбу Белоруссии в историческом контексте. Несмотря на то, что действие романа завершается описанием отмены крепостного права и расстрелом демонстрантов в Варшаве (8 апреля 1861 года), автору удалось отметить причины, вызвавшие восстание и его особенности. Короткевич показал, что восстание было шляхетским и крестьянским, и имело национально-освободительный характер. В 1966 году Короткевичем был написан роман «Христос приземлился в Гродно», сюжет которого основан на реальных событиях. Толчком для его написания послужила запись из «Хроники…» М.Стрыйковского о том, что в XVI веке, в начале княжения Жигимонта I, появился человек, присвоивший себе имя Христа. В романе отражена мечта белорусского народа о явлении Христа как избавителя и спасителя. Роман представляет собой притчу, философские размышления о предназначении человека. В 1973 году писатель написал повесть «Листья каштанов», которая стала одной из самых автобиографичных из его произведений. Повесть представляет собой волнующие и печальные воспоминания о нескольких месяцах, проведённых им в освобождённом от фашистов Киеве, размышления про судьбу поколения, чьё детство и юность были опалены войной. С огромной любовью и по-художественному подробно рассказал Короткевич про Белоруссию, её культуру, язык, литературу, фольклор и природу в очерке «Земля под белыми крыльями» (1977 г.). В этом очерке он охватил белорусскую историю от древних времён до 1970-х годов, затронув наиболее важные события, такие как история Великого княжества Литовского, Грюнвальдская битва 1410 года, Люблинская уния 1569 года, и другие важные моменты в истории своей родины. Глубокими размышлениями над смыслом жизни и судьбой родной земли пронизана повесть «Ладья Отчаяния» (1978 г.). В повести использовано много аллегорических символов. Так, сама ладья Отчаяния — это Белоруссия, которая преодолевает сумрак забвения и беспамятства, воскрешается и возрождается. Короткевич также написал ряд пьес, эссе, статей, киносценариев. Трагедия и величие национальной истории им осмысленны в пьесах «Кастусь Калиновский» (1963), «Колокола Витебска» (1974), «Колыбель четырёх волшебниц» (1982), «Мать урагана» (1985). Любовью к Белоруссии наполнена и его публицистика, и литературная критика. Владимиром Короткевичем были переведены на белорусский язык произведения В.Катула, Дж.Байрона, А.Мицкевича, И.Я.Франко, Махтумкули, М.Карима, Э.Гашпаровой. Владимир Короткевич писал об истории своего народа, его искусстве, культуре, духовной жизни. Он выступал в защиту белорусского языка и культуры, памятников архитектуры и природы. Он оказал заметное влияние на общественную, эстетическую и духовную жизнь белорусского народа. Его произведения переведены на многие языки.
[700x525]
МоноЛИТ — дом, в котором жил Владимир Короткевич в Минске (улица К.Маркса, 36) с 1973 года. На фасаде дома — мемориальная доска В.Короткевичу
Личная жизнь
В начале 1963 года Владимир Короткевич получил в Минске однокомнатную квартиру по адресу улице Чернышевского, дом 7, квартира 57. Через некоторое время из Орши в Минск к нему переехала и его мама. Весной 1967 года они вдвоём получили квартиру на улице Веры Хоружей, дом 48, квартира 26. В том же 1967 году, осенью, во время творческой конференции по его творчеству в Бресте, Владимир познакомился с преподавательницей Брестского педагогического института Валентиной Брониславовной Никитиной (в девичестве Ваткович, 1934—1983 гг.), с которой 19 февраля 1971 года они и поженились. Женился Короткевич довольно поздно — почти в 41 год. Весной 1973 года они обменяли квартиру Короткевича на улице Веры Хоружей и её комнату на трёхкомнатную квартиру на улице К.Маркса, 36, где в дальнейшем они и проживали втроём, вместе с матерью Владимира Короткевича. Владимир Короткевич посвятил своей супруге стихотворение «Тавры» и роман «Чёрный замок Ольшанский», который начинается словами: «В. К., которой этот роман обещал десять лет назад, с благодарностью». Валентина Брониславовна стала высококвалифицированным историком, которая обладала высоким авторитетом в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора Академии Наук Белорусской ССР, награждена Государственной премией Белорусской ССР. Писатель любил много путешествовать — с друзьями и женой, в составе съёмочных групп и научных экспедиций он много исходил и изъездил по Белоруссии и другим странам, дважды бывал в Польше (1971, 1977), трижды в Чехословакии (1973, 1975, 1979). Последние дни февраля 1983 года были очень трагическими для писателя — в один день, 28 февраля, умерли его любимая жена и родная тётя по матери — Евгения Васильевна, у которой он жил в освобожденном в 1944 году Киеве. В те дни, как он сам говорил, он ощущал себя на грани нервного надлома. В браке с Валентиной Брониславовной он прожил 12 лет, но детей у них не было. В начале июня Короткевич поехал в Оршу, в отчий дом к племяннице, где залечивал эти тяжёлые жизненные травмы. В Минск вернулся только в начале декабря. Родительское гнездо немного успокоило душевную боль. В начале февраля 1984 года им было написано несколько стихотворений, однако в конце февраля Короткевич сильно заболел и около месяца пролежал в реанимации. Весной почувствовал себя лучше. Незадолго до своей смерти Короткевич посетил близкие ему и дорогие края. Он съездил в Рогачёв, в Киев на юбилейную встречу выпускников Киевского университета. 12 июля 1984 года он с друзьями отправился в поход по Припяти, где ему стало плохо, и 20 июля он вернулся в Минск (тяжёлая болезнь у него была ещё с конца 1970-х годов). По сведениям знакомых писателя Адама Мальдиса и Янки Брыля, в последние годы жизни на фоне глубоких эмоциональных потрясений Короткевич пристрастился к спиртному, что в конечном итоге усугубило имеющиеся у него хронические заболевания. Владимир Короткевич умер в Минске 25 июля 1984 года.
[416x700]
Похоронен на Восточном кладбище в Минске.
Оценка и значение творчества
Опубликованная в 1964 году одна из первых повестей Короткевича «Дикая охота короля Стаха», в которой автор заявил о себе как о писателе-историке, принесла ему некоторую популярность. Позже она была даже экранизирована. Но зато его роман «Леониды не вернутся к земле» был подвергнут резкой критике. «Официальный» критик Яков Герцович на страницах «Советской Белоруссии» упрекнул Короткевича в книжности, вторичности, а его героев назвал оторванными от жизни формалистами, которых мало интересует содержание советского искусства и его идейная направленность. Схоже отозвался и московский рецензент Виктор Чалмаев. Проблема была в том, что выражение частного мнения авторов этих статей были восприняты как директивное указание. В самом рассказе речь идёт о метеоритном потоке — Леонидах, но в те годы страной руководил Леонид Брежнев, и в этом и усмотрели крамолу. Главлит в категорической форме потребовал изменить название. У самого Короткевича даже не спросили на это разрешения, и в журнале «Полымя» роман был переименован в «Нельзя забыть». А в 1965 году в том же журнале был опубликовал роман «Колосья под серпом твоим», одним из героев которого был Кастусь Калиновский. Книга очень точно отражала жизнь Белоруссии XIX века, но цензоры к ней предъявили так много претензий, что она была издана только после многочисленных правок. Немного похожую судьбу ждала роман «Христос приземлился в Гродно». А произведения «В снегах дремлет весна» (1957 г.) и «Оружие» увидели свет только после смерти автора, что лишь подтверждало «нелюбовь» советских властей к неудобному для них писателю. Один из исследователей творчества Владимира Короткевича, литературовед Анатолий Воробей назвал Короткевича честью и совестью белорусской литературы, писателем, который смог полностью раскрыть душу народа и его национальный характер, выявить передовые общественные и эстетические идеалы.
[700x525]
Музей Короткевича в Орше.
Народный писатель Белорусской ССР Янка Брыль характеризовал Короткевича как неутомимого труженика, литератора, который постоянно и основательно работал над собой. Также он говорил, что многие знали Владимира Короткевича как человека неисчерпаемо светлого настроения, который умел смеяться как ребёнок, всей душой любил родных людей и родную землю. Белорусская писательница и литературный критик Людмила Рублевская говорит, что целое поколение белорусских литераторов, к которому принадлежит и она сама, «вышло из творчества Владимира Короткевича, приняв сердцем его исторический романтизм, его трагический и прекрасный миф о Беларуси». А писатель Владимир Липский назвал Короткевича «человеческой планетой», на которой находят утешение люди разных возрастов, и где можно отыскать ответы на те вопросы, перед которыми бессильны академические учебники и опытные учителя. Поэт Николай Аврамчик, также как и Короткевич принадлежащий к фронтовому поколению, называет Владимира Короткевича белорусским романтиком. Кратко и понятно характеризовал Короткевича кинорежиссёр Валерий Рубинчик: «Гений — он и есть гений». Также Рубинчик считал, что образ Белоруссии, созданный Короткевичем,
«принципиально отличается от того, что существовал до него в литературе и искусстве. Вместо описанной миллионами поколений белорусских писателей Беларуси лапотной, убогой, неприглядной Короткевич впервые показал образ Беларуси как европейского цивилизованного государства... Он рассказал о стране, где существуют не только деревенские сказки, но и большое культурное наследие, бережно хранимое поколениями, где присутствует поиск извечных истин, тех высоких материй, о которых любят рассуждать герои Короткевича.»
Короткевич стал одной из наиболее ярких фигур в белорусской литературе XX столетия. Особенная его заслуга перед белорусской литературой — разработка исторической тематики. Он поднял в своих произведениях широкие слои национальной истории, передав дух прошедших эпох. Созданные им отличительные характеры и раскрытие богатого духовного мира своих героев связало их судьбы с судьбой народной. По словам белорусского литературного критика и литературоведа А.Л.Воробья, Владимир Короткевич для Белоруссии выполнил такую же историческую миссию, что и Вальтер Скотт в Англии, Генрик Сенкевич в Польше, Алоис Йирасек в Чехии. Своим творчеством, выраженным романтичной окрылённостью, высокой художественной культурой, патриотичным пафосом, и гуманистическим звучанием, писатель многое сделал для пробуждения национального сознания белорусов. Он оказался одним из наиболее талантливых и самобытных представителей того поколения белорусских писателей, которое пришло в литературу во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов. Сказкам Короткевича свойственны натуральность звучания, занимательный сюжет, богатство фантазии и узнаваемость. В них органично переплетаются фольклор и фантастичность, таинственность и реальность. Ему удалось обновить сказочные сюжеты, поэтически и возвышенно передать народную мораль и этику, затронуть философские проблемы. И финал в его сказках чаще всего счастливый. Его поэзии были присущи патриотический пафос, ассоциативность мышления, проникновенный лиризм и философичность. Своё очарование родной землёй он показал в стихотворении «Отечество». В «Белоруской песне» он создал масштабный и целостный образ Белоруссии, опоэтизировав её и поклявшись ей в преданности. Также поэзии Короткевича свойственны повышенная экспрессивность, эмоциональность, напряжённость действия, контрастность и яркость образов. Его стихи наполнены радостью и светом, и, вместе с тем, они элегично-лиричны, полны драматизма и трагизма. Так, наполнено трагизмом стихотворение «Тростенец» об одноименном лагере смерти, организованном немецко-фашистскими захватчиками под Минском. Многогранно и неповторимо раскрылся его талант и в прозе, которой свойственны проникновенная лирика, эпическая повествовательность и психологическая углублённость. В своей прозе Короткевич поднял широкие пласты белорусской истории, создал узнаваемые характеры, раскрыл богатый духовный мир персонажей белорусской истории.
Библиография
Романы: Леониды не вернутся к Земле (Нельзя забыть) (белорусское название — Леаніды не вернуцца да Зямлі (Нельга забыць)) (1960—1962, издан в 1982); Колосья под серпом твоим (белорусское название — Каласы пад сярпом тваім) (1962—1964, издан в 1965); Христос приземлился в Гродно (белорусское название — Хрыстос прызямліўся ў Гародні) (1965—1966); Чёрный замок Ольшанский (белорусское название — Чорны замак Альшанскі) (1979).
Повести: В снегах дремлет весна (белорусское название — У снягах драмае вясна) (1957, опубликовано в 1989); Цыганский король (белорусское название — Цыганскі кароль) (1958, издана в 1961); Седая легенда (белорусское название — Сівая легенда) (1960, издана в 1961); Дикая охота короля Стаха (белорусское название — Дзікае паляванне караля Стаха) (1958, издана в 1964); Оружие (белорусское название — Зброя) (1964, издана в 1981). Продолжение романа «Колосья под серпом твоим»; Чозения (белорусское название — Чазенія) (1967). Повесть-поэма; Листья каштанов (белорусское название — Лісце каштанаў) (1973); Ладья Отчаяния (белорусское название — Ладдзя Роспачы) (1978, написана в 1964 году); Крест Анелина (белорусское название — Крыж Аняліна) (не окончена, издана в 1988).
Очерки: Земля под белыми крыльями (белорусское название — Зямля пад белымі крыламі) (1977); Вильнюс — частичка моего сердца (белорусское название — Вільнюс — часцінка майго сэрца); Вязынка (белорусское название — Вязынка); Колокола в безднах озёр (белорусское название — Званы ў прадоннях азёр); Сказки Янтарной страны (белорусское название — Казкi Янтарнай краіны); Мой се градок! (белорусское название — Мой се градок!); Рша камен... (белорусское название — Рша камен...).
Рассказы: Олива и меч (белорусское название — Аліва і меч); Белое пламя (белорусское название — Белае полымя); В шалаше (белорусское название — У шалашы); Как свергаются идолы (белорусское название — Як звяргаюцца ідалы); Лазурь и золото дня (белорусское название — Блакіт і золата дня); Книгоноши (белорусское название — Кніганошы); Багровый щит (белорусское название — Барвяны шчыт); Золотой бог (белорусское название — Залаты бог); Синяя-синяя (белорусское название — Сіняя-сіняя...); Древо вечности (белорусское название — Дрэва вечнасці); Страна Цыгания (белорусское название — Краіна Цыганія); Око тайфуна (белорусское название — Вока тайфуна); Великий Шан Ян (белорусское название — Вялікі Шан Ян); Были у меня медведи белорусское название — Былі ў мяне мядзведзі); Рождественская рапсодия (белорусское название — Калядная рапсодыя); Пример (белорусское название — Прыклад); Гость приходить на холодном рассвете (белорусское название — Госць прыходзіць на золкім світанні); Посмертная история одного тетерева (белорусское название — Пасмяротная гісторыя аднага цецерука); Письма не опаздывают никогда (белорусское название — Лісты не спазняюцца ніколі); Корней-мышиная смерть (белорусское название — Карней-мышыная смерць); Идиллия в духе Ватто (белорусское название — Ідылія ў духу Вато); Летучий Голландец (белорусское название — Лятучы Галандзец); Маленькая балерина (белорусское название — Маленькая балерына); Паром на бурной реке (белорусское название — Паром на бурнай рацэ) (1981); Лесная история (белорусское название — Лясная гісторыя) (23 ноября 1958 года); Дыхание предков (белорусское название — Подыхі продкаў); Полешук (белорусское название — Паляшук); Пурга (белорусское название — Завеі).
Сборники стихов: Материнская душа (белорусское название — Матчына душа) (1958); Вечерние паруса (белорусское название — Вячэрнія ветразі) (стихи и поэмы, 1960); Моя Илиада (белорусское название — Мая Іліяда) (1969); Был. Есть. Буду (белорусское название — Быў. Ёсць. Буду) (стихи и поэмы, 1986); Поэзия разных лет (белорусское название — Паэзія розных гадоў) (1987).
Сказки: Чёртов клад (белорусское название — Чортаў скарб); Воробей, сова и птичий суд (белорусское название — Верабей, сава і птушыны суд); Скрипка болот и вересковых пустошей (белорусское название — Скрыпка дрыгвы й верасовых пустэчаў); Котёл с камешками (белорусское название — Кацёл з каменьчыкамі); Немощный отец (белорусское название — Нямоглы бацька); Весна осенью (белорусское название — Вясна ўвосень); Лягушки и Черепаха (белорусское название — Жабкі і Чарапаха); Автух-домовой (белорусское название — Аўтух-дамоўнік); Воробъёва тёща (белорусское название — Вераб'ёва цешча); Ужиная королева (белорусское название — Вужыная каралева); Сказка про Петра-разбойника (белорусское название — Казка пра Пятра-разбойніка); Кутька (белорусское название — Куцька); Лебединый скит (белорусское название — Лебядзіны скіт); Мужик и чудо одноглазое (белорусское название — Мужык і дзіва аднавокае); Ночь (белорусское название — Ноч); Пан топный, шляхтич трясинный (белорусское название — Пан тванны, шляхціц багняны); Рыбий царь (белорусское название — Рыбін цар); Старая сказка (белорусское название — Старая казка).
Легенды: Мать ветра (белорусское название — Маці ветру); Легенда о бедном дьяволе и адвокатах Сатаны (белорусское название — Легенда аб бедным д'ябле і аб адвакатах Сатаны).
Публицистика: Одуванчик на кромке воды (белорусское название — Абдуванчык на кромцы вады); Людям простым к хорошему обучению (белорусское название — Людзям простым к добраму навучанню); Это было 10 марта 1864 года... (белорусское название — Гэта было 10-га сакавіка 1864 года...); С водой и без воды (белорусское название — З вадой і без вады); Колосовцы (белорусское название — Коласаўцы); Язык (что я думаю про тебя) (белорусское название — Мова (што я думаю пра цябе)); Наша общая забота (белорусское название — Наш агульны клопат); Родной язык (белорусское название — Родная мова); Доживём ли до ста лет, или посмертное рыдание (белорусское название — Цi дажывем да ста год, або пасмяротнае рыданне).
Пьесы: Мельница на Синих Омутах (белорусское название — Млын на Сініх Вірах) (поставлена на телевидении в 1959); Немножко дальше от Луны (белорусское название — Трошкі далей ад Месяца) (написана 1959 — 1960); Колокола Витебска (белорусское название — Званы Віцебска) (1974, поставлена в 1977); Кастусь Калиновский (белорусское название — Кастусь Каліноўскі) (написана 1963, поставлена в 1978); Колыбель четырёх волшебниц (белорусское название — Калыска чатырох чараўніц) (опубликована и поставлена в 1982); Мать урагана (белорусское название — Маці ўрагану) (1985, поставлена в 1988).
Сценарии: Свидетели вечности (белорусское название — Сведкі вечнасці) (1964); Память камня (белорусское название — Памяць каменя) (1966); Будь счастливой, река (белорусское название — Будзь шчаслівай, рака) (1967); Христос приземлился в Гродно (белорусское название — Хрыстос прызямліўся ў Гародні) (с В.Бычковым, 1967); Красный агат (белорусское название — Чырвоны агат) (1973); Дикая охота короля Стаха (белорусское название — Дзікае паляванне караля Стаха) (с В.Рубинчиком, 1979); Чёрный замок Ольшанский (белорусское название — Чорны замак Альшанскі) (с М.Пташуком, 1984).
Посмертные издания
Немало делается и после смерти писателя по изданию его творческого наследия. Так, был издан «Сборник произведений» в 8-ми томах (1987—1991 гг.), издан сборник его переводов «Голоса моих друзей» (1993 г.). Вышел сборник «Произведения» (1996 г.), в который вошли его работы, не опубликованные при жизни. Напечатаны его письма Якубу Коласу, Максиму Танку, Янке Брылю, украинским, польским, словацким, латышским, и другим писателям, учёным, друзьям и знакомым. Немало материалов про его жизнь и творчество из его записных книжек было опубликовано на страницах журнала «Полымя». Начиная с 2011 года издательством «Мастацкая літаратура» начат выпуск 25-ти томного «Сборника произведений Владимира Короткевича».
Экранизации
Владимир Короткевич был автором сценариев документальных фильмов. По его произведениям были поставлены художественные фильмы, теле- и радиоспектакли, и оперы.
Художественные фильмы: Житие и вознесение Юрася Братчика (1967 г.); Дикая охота короля Стаха (1979 г.); Чёрный замок Ольшанский (1984 г.); Паром (1988 г.) (по повести «Паром на бурной реке»); Мать урагана (1991 г.); Седая легенда (1991 г.).
Документальные фильмы: Свидетели вечности (1964); Память (1966); Красный агат (1973).
Мультипликационные фильмы: Ладья отчаяния (1987).
Оперы: Седая легенда (1978 г., композитор Д. Смольский); Дикая охота короля Стаха (1989 г., композитор В.Солтан). В 1957 году Владимир Короткевич был принят в Союз писателей Белоруссии.
Награды: орден Дружбы Народов (1980); премия Союза писателей Белоруссии имени Ивана Мележа (1983) — за роман «Нельзя забыть» («Леониды не вернутся к Земле»); Государственная премия Белорусской ССР имени Якуба Коласа (1984 — посмертно) — за роман «Чёрный замок Ольшанский».
[395x700]
Памятник в Орше.
Память
Библиотеки
В Витебске — библиотека-филиал № 14 имени В.Короткевича; В Новополоцке — библиотека-филиал № 6 имени В.Короткевича; В Орше — детская библиотека имени В.Короткевича; В Таллине (Эстония) — общественная библиотека имени Владимира Короткевича.
Музей
Музей Владимира Короткевича открыт в Орше (улица Ленина, 26) в 2002 году. Экспозиция состоит из двух залов; один посвящён биографии писателя, второй — творчеству. Экспозиция включает в себя обстановку послевоенного дома на улице Космонавтов в Орше, с мебелью писателя и его собственностью. Также воссоздан фрагмент кабинета минской квартиры Короткевича.
Памятники
Скульптура Владимира Короткевича на улице Коммунистической, 24, Минск (с 2017 года). В Витебске установлен памятник в 1994 году (скульптор И.Казак, архитектор В.Рыбаков). Памятник в Киеве (у здания посольства Беларуси). Открыт 20 октября 2011 года. Создан белорусскими скульпторами Константином Селихановым, Олегом Варвашеней и архитектором Александром Корбутом. Памятник в Орше. Автор памятника — белорусский скульптор И.Голубев. Торжественное открытие произошло в дни празднования 925-летия Орши — 27 июня 1992 года. В 1939 году семья Владимира Короткевича переехала в свой дом, который был построен на высоком и живописном берегу Днепра. Во время войны дом сгорел. Памятник был открыт именно на месте сгоревшего дома, позже перенесён в центральный городской парк Орши. Именем В.С.Короткевича названы улицы в Витебске, Орше и Рогачеве. Также в 2011 году его имя получила улица в селе Старые Петровцы Вышгородского района Киевской области. Вопреки распространённому мнению, улица Короткевича в городе Минске названа не в честь писателя, а в честь известного подпольщика времён ВОВ, Дмитрия Короткевича.
Иное
В Беларуси выпущена коллекция часов, посвящённая В.Короткевичу. Часовой завод «Луч» выпустил новую лимитированную коллекцию «Мова». В 2025 году её посвятили Владимиру Короткевичу. В Музее часового дела Беларуси состоялась презентация новой лимитированной коллекции «Мова. Уладзімір Караткевіч» от бренда «Луч».
Литература: Верабей А.Л. Абуджаная памяць: нарыс жыцця i творчасцi Уладзiмiра Караткевiча. — Мн., 1997. — 256 страниц; Верабей А.Л. Жывая повязь часоў. — Мн., 1985; Верабей А.Л. Караткевіч Уладзімір Сямёнавіч // Беларуская энцыклапедыя / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн.: БелЭн, 1999. — Том 8. — Страницы 57 — 58; Верабей А.Л. Уладзімір Караткевіч. Жыццё і творчасць / Пад рэд. Гарбачэўскай Т. А.. — 2-е. — Мн.: Беларуская навука, 2005. — 271 с. — ISBN 985-08-0666-4; Верабей А.Л. Караткевіч Уладзімір Сямёнавіч // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі / Рэдкал.; Г.П.Пашкоў (галоўны рэд.) і інш. — Мн.: БелЭн, 1997. — Том 4. — Страницы 111 — 112; Гардзіцкі А.К. Караткевіч Уладзімір // Беларускія пісьменнікі: 1917—1990. — Мн.: Мастацкая літаратура, 1994. — ISBN 5-340-00709-X; Грушэцкі А.Л.Беларускі дэтэктыў. Міфы і рэальнасць (белор.) // Літаратура і мастацтва : газета. — Мн.: Издательский дом «Звязда», 2014-07-18. — Вып. 4777. — № 28. — Страница 6; Грушэцкі А.Л. Душа і сэрца Беларусі. Уладзімір Караткевіч (1930—1984) // Настаўніцкая газета : газета. — Мн.: Міністэрства адукацыі РБ, 29 ліпеня 2014. — Вып. 7537. — № 89. — Страница 24; Лойка А.А. Караткевіч Уладзімір Сямёнавіч // Беларуская савецкая энцыклапедыя. — Мн.: Беларуская савецкая энцыклапедыя, 1972. — Т. V; Мальдзіс А. Жыцце і ўзнясенне Уладзіміра Караткевіча: партрэт пісьменніка і чалавека. — Мн., 1990. — 230 страниц; Макарэвіч А. М., Яфімава М. Б., і інш. Уладзімір Караткевіч // Беларуская дзіцячая літаратура / Пад рэд. А.М. Макарэвіча, М. Б. Яфімавай. — Мн.: Вышэйшая школа, 2008. — Страницы 459—481. — 688 страниц. — 3500 экземпляров. — ISBN 978-985-06-1440-7; Марціновіч Д. «Донжуанскі спіс» Караткевіча: Літаратуразнаўчыя даследаванні і артыкулы. — Мн.: Чатыры чвэрці, 2012. — 114 страниц. (Мінскае гарадское аддзяленне Саюза пісьменнікаў Беларусі. Серыя «Мінскія маладыя галасы»). — ISBN 978-985-7026-43-2; Марціновіч Д. Жанчыны ў жыцці Уладзіміра Караткевіча. — Мн.: Чатыры чвэрці, 2014. — 178 с.: іл.; л. укл. — ISBN 978-985-7058-53-2; Русецкі А. Уладзімір Караткевіч: праз гісторыю ў сучаснасць. — Мн., 2000. − 300 страниц; Уладзімір Караткевіч. Быў. Ёсць. Буду! : успаміны, інтэрв’ю, эсэ / уклад. Г.В.Шаблінскай. — Мн., 2005. — 518 страниц — (Жыццё знакамітых людзей Беларусі); Уладзімір Караткевіч: вядомы і невядомы / Уклад.: А.Верабей, М. Мінзер, С. Панізнік. — Мн.: Літаратура і мастацтва, 2010; Штэйнер І. Свет шчодры. Свет мяне паўторыць…: паэзія У. Караткевіча і класічныя традыцыі. — Мн., 2008. — 120 страниц; Шынкарэнка В. Пад ветразем дабра і прыгажосці. — Мн., 1995; Яршоў І. Зямля Караткевіча / І. Яршоў, В. Сіднякова. — Орша, 1997. — 238 страниц; Гринчик Н.М. Короткевич, Владимир Семёнович // Краткая литературная энциклопедия / Под редакйцией А.А.Суркова. — Москва: Советская энциклопедия, 1966. — Том 3; Рублевская Л.И. Гений, странник, комета, или Портрет писателя в стиле коллаж.... Советская Белоруссия (26 ноября 2005).
1930
Калью Иванович Кукк
вице-президент ОАО «Телеком». Родился в Ленинграде. Окончив в 1955 году Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, начал трудовую деятельность в конструкторском бюро Главного управления сигнализации и связи Министерства путей сообщения. С 1960 по 1981 год и с 1984 по 1985 подработал в Московском научно-исследовательском радиотехническом институте и прошел путь от ведущего инженера до директора института. В 1962 году защитил кандидатскую диссертацию. При его непосредственном участии с 1960 по 1982 год разработана серия народнохозяйственных и специальных радиорелейных и тропосферных систем связи, многие из которых до настоящего времени находятся на вооружении Российской армии, ряд мощных передающих устройств СВЧ различного назначения, втом числе для наземных станций спутниковой связи «Молния-1», «Молния-3», созданы наземные центры Единой спутниковой системы связи Министерства обороны СССР и другие объекты космической связи. С 1982 по 1989 год Калью Иванович руководил строительством международной системы тропосферной связи «Барс», участвовал в реализации комплекса «Буран» и ряда других крупных специальных телекоммуникационных проектов по военной тематике. С 1984 по 1991 год - заместитель, первый заместитель министра промышленности средств связи СССР, первый заместитель министра связи СССР. Возглавлял четыре Межведомственных координационных совета, был сопредседателем, членом международных комиссий по техническому сотрудничеству с рядом зарубежных стран. С 1994 года по настоящее время - вице-президент ОАО «Телеком». Руководит направлением радиосвязи и комплексных разработок в области телекоммуникаций, главный конструктор по системам и средствам цифрового телевизионного и радиовещания в России. С 2003 года - профессор кафедры радиоприемных устройств Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики, имеет более 320 научных трудов, в том числе 9 монографий, 8 изобретений. Награжден рядом орденов и медалей СССР и Российской Федерации. Лауреат Ленинской премии. Почетный радист СССР, почетный работник промышленности средств связи СССР и почетный доктор Всемирного технологического университета. Действительный член Международной академии связи, Международной академии информатизации, Российской академии естественных наук, Академии медико-технических наук Российской Федерации. Член редакционных советов энциклопедических изданий «Всемирная энциклопедия космонавтики», «Военно-промышленный комплекс» и член редакционных коллегий ряда профильных журналов.
1930
Михаил Александрович Ромашина
звеньевой совхоза «Тимашёвский» Тимашёвского района Краснодарского края. Родился в станице Суздальская Горячеключевского района Северо-Кавказского (ныне Краснодарского) края. Русский. Из многодетной (8 детей) крестьянской семьи. Окончил IV класса сельской школы в 1941 году. С началом Великой Отечественной войны, с 1942 по 1943 год пережил немецкую оккупацию. Сразу после освобождения, в 1943 году, стал работать в совхозе «Победа» в родной станице: пастух, ездовой, прицепщик на тракторе. В 1950 году призван в Советскую Армию на срочную службу. В 1953 году сержант М.А.Ромашина уволен в запас. В 1954 году окончил курсы трактористов, работал трактористом в совхозе «Красносельский» Тимашёвского района Краснодарского края. С 1959 года – звеньевой в откормочном свиносовхозе «Индустриальный», затем – в совхозе «Тимашёвский». На протяжении нескольких лет стабильно показывал высокие показатели по откорму поголовья. Разработал и внедрил в производство целый ряд рационализаторских предложений, которые существенно улучшили условия труда и позволили каждому работнику выращивать большее количество свиней. За достигнутые успехи в развитии животноводства, увеличении производства и заготовок мяса, молока, шерсти и другой продукции, указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года Ромашине Михаилу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С января 1975 года работал на Тимашёвском свинокомплексе. В 1990 году вышел на пенсию, однако до 1996 года продолжал работать дезинфектором свинокомбината «Индустриальный» в Тимашёвском районе. Член КПСС. Депутат Краснодарского краевого (1963–1991) и Тимашёвского районного Советов народных депутатов. Жил в городе Тимашёвске. Активно занимался общественной деятельностью. С 2003 года – председатель Тимашёвского отделения Краснодарской краевой общественной организации «Герои Отечества». Умер 18 декабря 2023 года. Награждён орденом Ленина (22 марта 1966), медалями, а также медалью ВДНХ СССР. Государственная премия СССР (1980). Заслуженный работник сельского хозяйства Кубани (1996). Почётный гражданин Тимашёвска (17 декабря 1986). Бюст установлен на Аллее Героев труда в Тимашёвске (2014).
1931
Игорь Георгиевич Неизвестный
российский физик, заместитель директора Института физики полупроводников Российской Академии Наук, член-корреспондент Российской Академии Наук Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995)
[500x700]
1931
Иван Алексеевич Панчуков
первый секретарь Усть-Кутского горкома КПСС, Иркутская область. Родился в селе Орлик ныне Окинского района Республики Бурятия, в семье крестьян. Бурят. В дальнейшем с семьей переехал в Нукутский район Иркутской области. Рано остался без отца – он был репрессирован в 1937 году. В 1955 году окончил Иркутский государственный педагогический институт и прибыл в Усть-Кутский район. В 1955–1960 годах – учитель физики в школе № 1, заведующий учебной частью, директор средней школы в селе Марково. В 1960–1963 годах – заведующий городским отделом народного образования в городе Усть-Кут. В 1963-1966 годах – секретарь, а в 1966-1988 годах – первый секретарь Усть-Кутского горкома КПСС. В течение 22 лет лет руководил городом и районом. При его руководстве Усть-Кутом набирал мощности и динамично развивался созданный в 1958 году на базе пристани Осетровский речной порт Ленского пароходства. Министерство речного флота РСФСР стало главным застройщиком города. В 1962 году отстроен Центральный грузовой район, сдано в эксплуатацию здание речного вокзала. В 1970 году завершено строительство Западного грузового района. В эти годы порт имел уже около 100 портовых кранов и стал крупнейшим в СССР, а в 1971 году порт награждён орденом Трудового Красного Знамени. Грузооборот порта в течение предыдущих 20 лет возрос в 20 раз. Кроме порта набирали мощность Судоверьфь, РЭБ, Нефтебаза. Стоял у истоков строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ), участвовал в высадке первого десанта на БАМ, который отправился со станции Лена до Таюры 9 января 1974 года. Задача стояла пробить зимник, чтобы по нему забрасывать на первый опорный пункт БАМа технику и стройматериалы. За месяц предстояло пройти 64 километра, да не просто пройти, а продолжить в непроходимой тайге надежную зимнюю дорогу. Преодолев множество трудностей, через месяц, они пришли на речку Таюра. Здесь вскоре вырос первенец строительства Байкало-Амурской магистрали – поселок Звездный. По территории Уть-Кутского района БАМ проходит всего-навсего 113 километров из 3145. Это совсем немного, но заслугу Усть-Кута как плацдарма трудно переоценить. Именно в Усть-Куте располагались три крупных треста союзного значения: «Мостострой-9», «ЗапБАМстроймеханизация», «ЛенаБАМстрой». На участке Усть-Кут – Звездный удалось сократить сроки строительства на целый год, что позволило сэкономить государству сотни миллионов рублей. Самой сложной, этапной, требовавшей предельного напряжения физических и нравственных сил, была работа мостостроителей на Лене. Тогда на высоченных мачтах через все пролеты горели четыре лампочки-звезды – по количеству бригад. Если дневное обязательство не выполнялось – звезду не зажигали. Первую мостовую панель строители собрали и установили за 42 часа, на последнем этапе на эту работу затрачивали уже только 18. В итоге мост через Лену построили за 18 месяцев вместо 36, вдвое сократив сроки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые при сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение досрочной укладки главного пути на всем ее протяжении, проявленный трудовой героизм Панчукову Ивану Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Был единственным, удостоенным этой награды, из секретарей партийных организация 5 областей, по которым прошла магистраль от Лены до Тихого океана. С 1988 года – на пенсии. Жил в городе Иркутск. Умер 22 августа 2015 года. Почетный гражданин города Усть-Кута (30 марта 1988). Награжден орденами Ленина (25 октября 1984), Трудового Красного Знамени (16 апреля 1976), Дружбы народов (2 апреля 1981), «Знак Почета» (4 мая 1971), медалями.
[513x699]
1931
Юрий Фёдорович Пашков
рабочий Миасского машиностроительного завода. Родился в городе Сим ныне Ашинского района Челябинской области. В 1945 году окончил семилетнюю школу и поступил в ремесленное училище № 22. Проучившись там два года и получив профессию токаря-универсала, он поступил на работу на Симский механический завод. В 1951 году был призван в армию. После службы в армии вернулся в родной город. В 1956 году переехал в город Миасс. Устроился на Уральский автомобильный завод, но работал там недолго. Основные силы Ю.Ф.Пашков отдал Миасскому машиностроительному заводу (ММЗ), где прошёл трехгодичные курсы мастеров. Он был активным участником движения наставников на ММЗ и в городе, подготовил большое число молодых рабочих. В 1967 году получил свою первую заслуженную награду – знак «Наставник молодёжи». На машиностроительном заводе он проработал всю свою основную трудовую жизнь и в 1993 году ушёл на заслуженный отдых. Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») в 1984 году Пашкову Юрию Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1990-х годах вновь работал на Уральском автомобильном заводе. Жил в городе Миасс. Умер 16 августа 2025 года. Похоронен в Миассе. Награждён орденом Ленина (25 сентября 1984), орденом Октябрьской Революции (8 июня 1978), орденом «Знак Почёта» (25 марта 1974), медалями. Почётный гражданин города Миасс (2001).
[506x700]
1931
Павел Александрович Чопоров
бригадир комплексной бригады строительного управления № 415 треста «Севзапморгидрострой» Министерства транспортного строительства СССР, город Ленинград. Родился в ныне Воронежской области, в семье колхозника. Отец во время Великой Отечественной войны осенью 1941 году погиб в боях под Брянском. В 1947 году приехал в город Ленинград (с 1991 года – Санкт-Петербург) и поступает в школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) строителей. Получив специальность плотника, направляется в строительное управление № 415 треста «Севзапморгидрострой». Работает на стройплощадке в Автово, потом – в порту, на сооружении складов, причалов и других объектов. Вскоре его назначили бригадиром комплексной бригады. Сплотил коллектив, создал в нем крепкий морально-нравственный климат. По качеству работы и производительности труда он для многих служил образцом. Место, где трудилась бригада, стало своего рода испытательной площадкой. Там впервые проверяется новое и прогрессивное в технологии строительства. Сам бригадир делает все для того, чтобы передовые методы труда получали путевку в жизнь. Его бригада одной из первых в тресте перешла на работу по методу бригадного подряда. За 30 лет работы в порту бригада построила здесь целый город – дома, склады, по своей инженерной сложности не уступающие современному предприятию. Из года в год бригада работала лучше, быстрее, качественнее. За успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана (1959-1965) по транспортному строительству, награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1968 году вступил в КПСС. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по транспортному строительству, Чопорову Павлу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Трудился в тресте до выхода на заслуженный отдых. Жил в Санкт-Петербурге. Умер 27 мая 1993 года. Награжден орденами Ленина (7 мая 1971), Трудового Красного Знамени (28 июля 1966), медалями.