• Авторизация


26 ноября родились... 26-11-2025 04:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Junosza-Stępowsk (525x700, 258Kb)
1880
Казимеж Юноша-Стемповский (польское имя — Kazimierz Junosza-Stępowski; имя при рождении — Казимеж Стемповский, Kazimierz Stępowski)
польский актёр театра и кино довоенного периода. Родился в городе Венеция, Королевство Италия, в состоятельной семье польских землевладельцев. В 1890—1892 он учился в гимназии святой Анны в Кракове, продолжил учёбу в иезуитской школе в Хырове (1892—95), а затем с 1895 года в российской государственной школе в городе Каменец-Подольский. Школьные аттестаты этого периода выданы на фамилию Стемповский. Это уже позднее, начав актёрскую карьеру, он воспользуется названием их родового дворянского герба — Юноша. Первые выходы на сцену польских театров он подписывался только как Казимеж Юноша и, уже став известным, стал именоваться не иначе, как Казимеж Юноша-Стемповский.
Junosza-Stępowsk01 (420x700, 187Kb)
В пьесе Кароля Хуберта Ростворовского «Гай Цезарь Калигула» (1934)
Театр
Изначально планировал посвятить себя оперному пению (он обладал красивым басом). Дебютировал Казимеж ролью убийцы в пьесе Альфреда Щепаньского «Piast» в 1898 году на сцене Польского театра в Познани, где продержался в течение одного сезона. С 1900 года он изучал драматическое искусство в студии дикции и декламирования при Варшавском музыкальном обществе (WTM). В 1901—1902 выступал на театральной сцене в Лодзи. В 1906 году много путешествовал, прежде всего по Украине и России (Подолье), где присматривался к людям, их повадкам и поведению. Эти наблюдения стал использовать в своей актёрской игре. С 1907 по 1909 выступал в Польском театре в Познани, затем в Берлине. Здесь он знакомится с актёром Альбертом Бассерманом, оказавшим значительное влияние на молодого Казимежа: теперь он начинает более тщательно отбирать роли и готовиться к ним. С 1909 по 1911 играл у Александра Зельверовича в Лодзи, став вскоре одним из ведущих актёров польского театра. В 1912 г. играл в Словацком театре в Кракове. В том же году переехал в Варшаву, где играл на различных театральных подмостках (в том числе в Польском театре, Театре эстрады, Национальном театре). Он был актёром, для которого игра была наиважнейшей ценностью. Имея отличные внешние данные, характерный голос, играл в основном людей сильных — руководителей, старших и высших офицеров, правителей или тиранов. Хорошо себя чувствовал и в легком жанре. Он был мастером индивидуализации. Пытался заняться также и театральной режиссурой.
Кино
С кинематографом связал свою жизнь ещё в 1902 году, появившись на экране в нескольких короткометражках пионера польского кинематографа Казимира Прушинского. Таким образом, он сам оказался у истоков возникновения нового вида искусства, став одним из первых киноактеров Польши. Был востребованным актёром, снимался очень много, по несколько киноролей в год. Несмотря на высокое положение, которого достиг в польской кинематографии, был не очень удобен польским кинодельцам, так как позволял себе критиковать польскую кинопромышленность: доставалось всем — продюсерам, сценаристам и режиссёрам: за отсутствие профессионализма в работе и безоглядное копирование заграничных кинолент. В 1921 году хотел бросить всё и уехать в Германию по подвернувшемуся контракту, но из-за господствовавшего в ту пору в киноиндустрии кризиса переговоры с немецкой кинофирмой не достигли успеха. Юноша-Стемповский был самым высокооплачиваемым актёром довоенного польского кино, и как сам признавался — в фильмах играл исключительно из финансовых соображений.
Годы оккупации
Его поведение во время гитлеровской оккупации до сих пор не полностью раскрыто и по-прежнему вызывает много споров. После начала войны, которая застала его на гастролях в Вильнюсе, вернулся в Варшаву. Он был критически настроен к сентябрьской кампании, в частности обвинил поляков в доведении страны до случившейся оккупации. Сначала работал барменом в кафе «Фрегат» и «Золотая утка». В течение некоторого времени был хозяином собственного кооперативного ресторанчика «Знахарь» (назвал его в честь самого популярного своего киногероя из одноимённого фильма), где официантами у него трудились бывшие коллеги по театральной сцене, среди прочих Мария Гелля (Maria Gella), Анна Ярачувна (Anna Jaraczówna) и Мечислав Милецкий (Mieczysław Milecki). С августа 1940 года играл в польских театрах (например, Театре комедии), но под немецким руководством. Сдавал в аренду комнату немецкому офицеру в чине полковника, начальнику Главного варшавского вокзала, был частым гостем за его столом. Между тем, несмотря на возможные репрессии, категорически отказался участвовать в антипольском фильме с нацистской идеологией «Возвращение» (Heimkehr, 1941, режиссёр Густав Учицки).
Гибель и годы после смерти
Трагически погиб 5 июля 1943 года, в результате стрельбы в собственной варшавской квартире на улице Познанской, 38, при попытке ликвидации польским подпольем Армии Крайовой его второй супруги Ядвиги Галевской (Jadwiga Galewska), страдавшей от наркотической зависимости и бывшей информатором Гестапо. Она вымогала деньги от семей арестованных, обещая взамен освобождение из тюрьмы или концлагеря (деньги ей нужны были на очередную дозу морфия). Прикрывая её своим телом, актёр получил пулевое ранение и скончался через несколько часов в клинике «Омега». Похоронен на кладбище Старые Повонзки в Варшаве. Приговор в отношении его жены был приведен в исполнение весной 1944 года. В ноябре 1946 года вследствие письма (опубликовано в газете «Жиче Варшавы» / «Życie Warszawy» от 16.11.1946), подписанного анонимной женщиной «от имени многих женщин-работниц завода в Калише», бойкотирующих демонстрацию фильмов с участием Казимежа Юноши-Стемповского, Суд присяжных приступил к посмертной проверке деятельности актёра во время оккупации. Повторно дело было рассмотрено в 1954 году. В обоих случаях присяжные не заняли однозначной позиции и не было вынесено никакого вердикта. Награды: Кавалер Офицерского креста ордена Возрождения Польши; Золотой крест Заслуги; Золотые Академические лавры.
Факты
Трагедия актёра послужила материалом для книги К.Брандыса «Рондо», а режиссёр Е.Штвертня снял фильм «Изумление» (Oszołomienie, 1988 г.). Его племянник — актёр театра и кино Ярема Стемповский.
Фильмография
Screenshot 2024-11-02 at 18-47-44 Юноша-Стемповский Казимеж — Википедия (700x602, 241Kb)
Screenshot 2024-11-02 at 18-48-06 Юноша-Стемповский Казимеж — Википедия (700x474, 192Kb)

[469x700]
1881
Перец Львович Гиршбейн (Peretz Hirshbein)
еврейский поэт, драматург и режиссёр. Родился в деревне Мельница, близ местечка Клещель, ныне Гродненская область, Беларусь. До 1906 г. писал на иврите, затем только на идиш. Учился в различных иешивах, много занимался самообразованием. В 18 лет начал писать стихи и рассказы. Первая же пьеса Гиршбейна «Мирьям» (1904, опубликована в 1905) получила признание критики и вошла в сборник переводов его драм на русский язык «Одинокие миры» (Петербург, 1908). Пьесу из этого сборника «По ту сторону реки» («Ойф йенер зайт тайх», 1906) в 1908 г. поставил в Одесском русском театре режиссер К.А.Марджанов. В том же году по совету Х.Н.Бялика для повышения художественного и литературного уровня национальной сцены Гиршбейн создал еврейскую драматическую труппу. В 1908–1910 гг. она с успехом гастролировала во многих городах и местечках России, знакомя еврейского зрителя с произведениями И.Л.Переца, Шалом Алейхема, Ш.Аша, Д.Пинского, Я.Гордина. Символические, родственные Метерлинку пьесы Гиршбейна и его режиссерские постановки были как бы ожившими воспоминаниями, которые каждый еврей носил в душе. Их символичность подчеркивала безысходный трагизм жизни в «черте оседлости». Выступления труппы и сценические произведения Гиршбейна сыграли положительную роль в развитии профессионального театра на идиш и подняли еврейскую драматургию до общеевропейского уровня. С 1911 г. Гиршбейн жил почти безвыездно в США. Умер в Лос-Анжелесе в 1949 году. Многие из 38 пьес Гиршбейна ставились большинством еврейских театров, а также шли (в переводе на немецкий и английский) на подмостках Англии, Америки, Германии. Некоторые пьесы Гиршбейна, написанные в США, по манере «свободной ассоциации» близки к джойсовскому «потоку сознания». Перу Гиршбейна принадлежат также антиурбанистический роман «Грине фелдер» («Зеленые поля», 1923), блестящие путевые репортажи в газете «Дер тог», в которой он сотрудничал с 1914 г., переводы на идиш «Из записок князя Нехлюдова» Л.Н.Толстого, а также переводы с иврита на идиш собственных ранних пьес. Сочинения: Собрание драматических произведений, тома 1-5, Нью-Йорк, 1916 (на еврейском языке); Одинокие миры. Сборник драматических произведений, перевод с еврейского, том 1, Санкт-Петербург, 1908; Обручение, в книге: Литературно-художественный альманах Издательства "Шиповник", книга 11, Санкт-Петербург, 1909.

Królikowski (464x700, 228Kb)
1881
Стефан Александрович Круликовский (польское имя — Stefan Królikowski, псевдонимы — Н.Глинский, Садовник, Бартошевич, Киприан, Бартоломей)
деятель польского социалистического и коммунистического движения. Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя, в семье сапожника и садовника Александра Круликовского и прачки Джоанны Цимерман. По профессии садовник. Самоучка. Закончил два класса частной школы Ауэрбаха. С 1900 года — член Польской социалистической партии. В 1901-1906 неоднократно арестовывался и заключался в тюрьму (в 1904 году сидел в X павильоне Варшавской цитадели), выпущен под надзором полиции. В 1905 году на Седьмом съезде Польской социалистической партии был избран в Комитет трудовой Варшавы. Арестован в 1906 году, снова заключён в X павильон Варшавской цитадели. Решением Варшавского военного окружного суда от 21 марта 1907 года приговорен к 5 годам лишения свободы (арестантская рота). В 1911 году вернулся в Польшу. В годы 1912 - 1915 был членом Центрального рабочего комитета ППС-левицы. Во время Первой мировой войны представителя партию в Межгрупповом совета рабочих в Варшаве, работал в Экономическом комитете рабочих. В 1915 году арестован царскими властями, выслан в административном порядке в село Пировское в Восточной Сибири. После Февральской революции и свержении царского режима освобождён по амнистии, объявленной Временным правительством. Создал секцию ППС-левицы в Петрограде, член Центрального исполнительного комитета ППС-левицы в России, сотрудничал в социалистических изданиях. Участник первого Всероссийского съезда военных поляков, состоявшегося в конце мая 1917 года в Петрограде. Кандидат в депутаты городской Думы, член Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. После Октябрьской революции и создания советским правительством в конце 1917 года специального органа по польским делам — Польского комиссариата — являлся в нём руководителем отдела военнопленных. Входил в Совет польских организаций революционеров-демократов. Участвовал в переговорах с руководством 1-го Польского корпуса, под командованием генерала Довбор-Мусницкого направленного на подавление революции. В апреле 1918 вернулся в оккупированную Центральными державами Польшу. Выступал за воссоединение ППС-левицы и СДКПиЛ. Организатор Совета рабочих делегатов Домбровского бассейна. Активно участвовал в работе по организации Варшавского Совета (создан 11 ноября 1918 года). Участник II (XII) съезда ППС-левицы в декабре 1918 года. Участник I съезда Коммунистической рабочей партии Польши (КРПП), состоявшегося 16 декабря 1918 года в Варшаве, был избран в состав первого ЦК КРПП, был соавтором программы партии. В январе 1919 года арестован польскими властями, находился в тюрьме до июля этого года. В июне-июле 1921 года был членом делегации польской компартии на Третьем съезде Коминтерна в Москве, 14 июля 1921 года избран в состав Исполнительного комитета Коминтерна. Участник первого съезда Красного интернационала профсоюзов, избран в состав его Центрального совета. 30 октября 1921 года арестован на конференции Коммунистической партии Восточной Галиции, на Святоюрском процессе участников конференции (Львов, 21 ноября 1922 года — 11 января 1923 года) приговорён к трем годам каторжных работ. Находясь в заключении, на выборах, состоявшихся 5 ноября 1922 года, избран в Сейм первого созыва от района №1 Варшавы, став одним из двух коммунистов, избранных в сейм по спискам Союза пролетариата города и деревни (второй — Станислав Ланьцуцкий). 26 января 1923 по инициативе членов парламента Норберта Барлицкого и Германа Либермана сейм принял резолюцию, призывающую к освобождению Круликовского, чтобы тот мог реализовать свой мандат, после чего освобождён 31 января 1923 года. Участник Второго съезда Коммунистической партии Польши (октябрь 1923 года), где избран членом Политбюро ЦК КПП. На Пятой конгрессе Коминтерна в июле 1924 решением «польской комиссии» под руководством Иосифа Сталина, утверждённом Исполкомом Коминтерна, снят с руководящей должности в партии как «сторонник правого курса». После основания 6 ноября 1924 года депутатской фракции коммунистов в парламенте был её первым председателем. В конце 1924 года уехал за границу и 25 октября 1925 в письме из Берлина отказался от депутатского мандата, который был передан Адольфу Варскому. В 1925-1926 годы проживал в СССР, опасаясь ареста из-за его антиправительственных выступлений в парламенте. С 1929 года он снова вернулся в Советский Союз и далее проживал здесь. Перед своим арестом проживал на улице Маросейка, дом 6/8, квартира 2. Арестован органами НКВД 11 мая 1937 года. 21 августа 1937 года Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к расстрелу по обвинению в участии в контрреволюционной «Польской военной организации», в тот же день расстрелян в городе Москва, РСФСР, СССР. Кремирован и захоронен на Донском кладбище Москвы. Реабилитирован 29 апреля 1955 года решением Военной коллегии Верховного суда СССР.

Joseph_Leopold_(Lee)_Smith (551x700, 198Kb)
1881
Джозеф Леопольд (Лео) Смит (Joseph Leopold Smith)
британский и канадский виолончелист, композитор и музыкальный педагог первой половины XX века. Джозеф Леопольд Смит родился в городе Бирмингем, Англия, Великобритания. Его мать была пианисткой, а отец учителем, кроме него в семье было ещё шесть детей. Джозеф рано проявил свои музыкальные таланты, его учителями игры на виолончели были сначала У.Г.Пристли в Бирмингеме, а затем, в Манчестере, профессор Карл Фукс. Уже в восемь лет мальчик дал сольный концерт в бирмингемской ратуше. Позже он учился в Королевском манчестерском музыкальном колледже и в Манчестерском университете, где его учителем был Генри Хайлз. Одновременно с учёбой Лео был помощником преподавателя в Королевском музыкальном колледже, а затем получил место виолончелиста в оркестре Халле (Манчестер). Он также играл в камерных оркестрах, в том числе как приглашенный виолончелист на севере Англии. В течение пяти лет он был оркестрантом Королевского оперного театра Ковент-Гарден. В эти годы он уже пишет самостоятельную музыку. Среди его ранних произведений Симфоническая пьеса ре-минор (ныне утерянная) и многочисленные песни, некоторые из которых были написаны на стихи его брата Арнольда.
Канадский период
В 1910 году Смит переезжает в Канаду. С этого момента он становится капельмейстером виолончелей в Торонтском симфоническом оркестре, где остается до последнего сезона этого состава в 1917—18 годах. В 1911 году он начинает преподавать в Торонтской консерватории, где ведет курсы музыкальной теории, истории, композиции и виолончели. Он также играет в консерваторском струнном трио, а позже в Консерваторском струнном квартете и Торонтском струнном квартете. В первые годы в Торонто он также женится на скрипачке Лене Хейз.
Открыв в себе литературный дар, Смит стал одним из ведущих авторов Conservatory Quarterly Review. Позже эти навыки помогут ему в написании трех учебников, каждый из которых выдержал с тех пор ряд переизданий: «Основы музыки» (Бостон, 1920), «Музыка XVII и XVIII веков» (Торонто, 1931) и «Введение в голосоведение» (Оквилл, 1939). В 1927 году Смит становится преподавателем только что сформированного музыкального факультета Торонтского университета, в 1937 году получив профессорское звание. Он продолжает преподавать в университете до 1950 года; среди его учеников были Луис Эпплбаум, Кеннет Пикок, Джон Беквит, а также пианист Говард Браун. С 1932 года Смит играет во вновь созданном Торонтском симфоническом оркестре, а с 1938 года в Торонтском филармоническом оркестре, в обоих составах выполняя функции капельмейстера виолончелей. В середине 1940-х годов он становится популяризатором старинного инструмента виола да гамба, давая на нём концерты и включая партии для него в свои произведения. После ухода на пенсию в 1950 году Смит, вняв уговорам друзей, стал музыкальным критиком газеты «Globe and Mail», где продолжал писать до самой смерти в городе Торонто, Канада, 18 апреля 1952 года.
Творчество
По словам самого Смита, он хотел в своих произведениях «играть канадские мелодии», но боялся, что они всегда будут звучать «под английский аккомпанемент». В целом его музыка, хотя и не чуждая модернистских веяний, продолжает традиции импрессионизма. В ней также заметно влияние кельтской музыки, характерное для кумиров его молодости — Арнольда Бакса, Фредерика Делиуса и Эдварда Макдауэлла. В этом ключе он трактовал канадскую народную музыку, и на такие же мелодии писал песни на слова канадских поэтов. В основном его музыка спокойная, часто в танцевальном размере 6/8, однако в его творчестве встречается и подлинный драматизм. Кроме песен, им написан ряд произведений для камерных ансамблей и голоса (в частности, «Четыре трио» для высокого голоса, скрипки и фортепиано и «Лондонский уличный шум» (London Street Cries), для одного или двух солистов, виолончели и фортепиано). Ре-мажорный струнный квартет Смита звучал в цикле передач Би-би-си 1935 года, посвященных канадской музыке, а его ми-минорная виолончельная соната получила в 1943 году премию Канадского общества авторских прав.

Tadeusz_Tomaszewski (547x700, 136Kb)
1881
Тадеуш Томашевский (польское имя — Tadeusz Tomaszewski)
польский государственный и политический деятель, премьер-министр правительства Польши в изгнании в 1949—1950 годах. Родился в деревне Сацин, Варшавская губерния, Царство Польское, Российская империя. В молодости изучал право в Варшавском и Московском университетах. С 1901 года состоял в Польской социалистической партии. Неоднократно арестовывался российскими властями, что, однако, не мешало ему вести адвокатскую практику в Варшаве. В годы Первой мировой войны состоял в патриотических организациях, которые хотели добиться независимости Польши, что в итоге удалось сделать в 1918 году. Томашевский принимал участие в составлении Конституции 1921 года.
В эмиграционном правительстве
В сентябре 1939 года выехал в Румынию, позже во Францию и Великобританию. Принимал участие в работе Правительства Польши в изгнании. В 1949 году сменил Тадеуша Коморовского на посту премьер-министра Правительства в изгнании, однако занимал этот пост лишь чуть больше года, не успев отметиться чем бы то ни было значимым. Он вынужден был уйти в отставку из-за проблем со здоровьем. Скоропостижно скончался в городе Лондон, Англия, Великобритания, 10 августа 1950 года, через две недели после того, как отошёл от дел. Литература: Ryszard Szawłowski, Najwyższe państwowe organy kontroli II Rzeczypospolitej, Warszawa 2004.

Gaetano_Cicognani (521x700, 185Kb)
1881
Гаэтано Чиконьяни (итальянское имя — Gaetano Cicognani)
итальянский куриальный кардинал и ватиканский сановник. Родился в коммуне Бризигелла, Равенна, Эмилия-Романья, Королевство Италия. Брат кардинала Амлето Джованни Чиконьяни. Титулярный архиепископ Анкиры с 11 января 1925 по 12 января. Апостольский нунций в Боливии с 10 января 1925 по 15 июня 1928. Апостольский нунций в Перу с 15 июня 1928 по 13 июня 1936. Апостольский нунций в Австрии с 13 июня 1936 по 16 мая 1938. Апостольский нунций в Испании с 16 мая 1938 по 12 января 1953. Префект Священной Конгрегации Обрядов с 7 декабря 1953 по 18 ноября 1954. Про-префект Верховного Трибунала Апостольской Сигнатуры с 18 ноября 1954 по 14 ноября 1959. Кардинал-священник с 12 января 1953, с титулом церкви Санта-Чечилия с 29 октября 1953 по 14 декабря 1959. Кардинал-епископ Фраскати с 14 декабря 1959 по 5 февраля 1962. Умер в городе Рим, Италия, 5 февраля 1962 года. Награды: Кавалер Большого креста ордена Святого Раймунда Пеньяфортского.

Капельгородський_П (558x700, 85Kb)
1882
Филипп Иосифович Капельгородский
украинский писатель. Родился в селе Городище, Белгородский уезд, Курская губерния (ныне Недригайловского района Сумской области, Украина), в многодетной семье. Учился в земской школе и Роменской бурсе, затем был исключен из неё. Под давлением родителей вынужден был поступить в Полтавскую духовную семинарию. За участие в крестьянских волнениях на Полтавщине 1902 г. его арестовала полиция. Убедившись в неизбежности разоблачения его как мятежника бунта, Капельгородский на пятом году обучения подает прошение об увольнении из семинарии и убегает на Кубань. Там он преподает и принимает активное участие в революционно-освободительной борьбе, за что попадает в армавирскую тюрьму. Выйдя на волю осенью 1909 года, Капельгородский переехал на Северный Кавказ, где активно сотрудничает в газете «Терек» как публицист. После революции 1917 года вернулся на Украину и после многочисленных арестов и различных происшествий, связанных со сложным и неоднозначным отношением к новой власти, начал работать в редакциях газет «Известия ревкома», «Красная Лубенщина», «Большевик Лубенщины». Как сатирик и публицист, напечатал на страницах газет Полтавщины более полутора тысяч фельетонов, стихов, юморесок, статей. С 1918 по 1924 гг. жил в городе Лубны, Полтавской области. 19 марта 1938 был арестован, а 5 апреля 1938 г. «особой тройкой» НКВД по Полтавской области Капельгородский был приговорен к расстрелу на основании вымышленных обвинений в национализме. Приговор исполнен в Полтавской области в мае 1938 года. В январе 1956 г. Филипп Капельгородский был посмертно реабилитирован.
Творчество
Принадлежал к литературной организации «Плуг». В историю литературы Филипп Капельгородский вошел как талантливый поэт и прозаик, публицист, сатирик и юморист, как один из зачинателей украинской советской литературы. Заметные его произведения — историко-революционный роман «Шурган» (1932), в котором ярко воссоздана одна из самых трагических страниц войны на Кубани, трагическая повесть «Аш хаду» («Я утверждаю») — первое прозаическое произведение о прозябании караногайського народа в условиях царской «тюрьмы народов». Лучшим его произведением является автобиографическая повесть-хроника «Записки семинариста», написанная в Армавирской тюрьме, в которой описаны аракчеевский режим и атмосфера, царившая в Роменской бурсе и Полтавской духовной семинарии. Также написал сатирическую повесть «Недоразумение» (1928), романы «Артезиан» и «Оборона Полтавы», которые увидели свет лишь после смерти писателя. «Человеком революционного духа и революционного закала» назвал Михаил Стельмах Капельгородского.

[511x700]
1882
Кай Нильсен (датское имя — Kay Nielsen)
датский скульптор и керамист. Родился в Свенборге, в артистической семье – его отец был директором театра, а мать – одной из самых знаменитых актрис своего времени. Неудивительно, что в юности Нильсен отправился изучать живопись в Париж, а затем переехал в Англию, где и получил свой первый заказ. Признанным шедевром художника стала книга "На восток от солнца, на запад от луны" (1914 г.). Завораживающая композиция, необычные цветовые сочетания, смешение различных стилей и элементов дизайна - 25 акварелей Нильсена настолько ярко запечатлели образы скандинавских сказок, что с тех пор редкий иллюстратор отваживался работать над этим сборником. Завораживающая композиция, необычные цветовые сочетания, смешение различных стилей и элементов дизайна - 25 акварелей Нильсена настолько ярко запечатлели образы скандинавских сказок, что с тех пор редкий иллюстратор отваживался работать над этим сборником. Первая мировая война вызвала невольный перерыв в творчестве Нильсена. Художник перебрался в Стокгольм и посвятил себя театральным декорациям, вплоть до 1924г., когда он проиллюстрировал сборник сказок Х.К.Андерсена - обязательный проект для любого датского художника, а следом и сборник сказок братьев Гримм. Затем Нильсен вновь вернулся в театр. Его пригласили сделать ряд постановок в Америке, и вскоре Кай и его жена Улла перебрались в Калифорнию, где художник решил попробовать себя в анимации. Он устроился на работу в студию Уолта Диснея. Безусловно, его стиль не соответствовал требованиям жанра. Как и любой истинный художник, он работал неспешно, используя мягкие орнаментальные пастели в противовес более простым формам с резкими очертаниями, необходимыми в мультипликации. И все же талант его был настолько уникален, что Дисней организовал специальный «отдел вдохновения», который снабжал студию идеями и образами. Нильсен писал работы пастелью в своей оригинальной технике, а затем передавал их в отдел анимации, где, сохраняя идею, работы упрощали и приспосабливали к требованиям индустрии. Кстати, именно он был вдохновителем знаменитой "Фантазии", а также создал первые эскизы к мультфильму о "Русалочке", производство которого, увы, отложили на 50 лет. И все же Нильсен не прижился на студии, он просто не мог работать в ритме Диснея. Художник ушел на покой и умер в нищете. В 1970-е годы работы Нильсена вновь появились в печати и во второй раз покорили мир. Умер в Копенгагене 2 ноября 1924 года. Литература: Wanscher V., Kai Nielsen. Hans liv og vaerker, Kbh., 1926.

Тальников (700x700, 185Kb)
1882
Давид Лазаревич Тальников (имя при рождении —Давид Лазаревич Шпитальников; литературный псевдоним — Дельта)
российский и советский театральный критик, литературный критик, историк театра, литературовед, журналист. Родился в городе Тирасполь, Херсонская губерния, Российская империя. Литературную деятельность начал в 1904 году в Одессе, где в это время работал врачом. Был дружен и состоял в переписке с И.А.Буниным и В.В.Воровским, с которыми познакомился будучи редактором «Одесского обозрения» (1906—1917). Бунин способствовал переходу Тальникова из одесских периодических изданий в столичную прессу. Публиковал статьи на театральные темы и о современных русских писателях в журналах и газетах «Отклики современности», «Современный мир», «Вестник Европы», «Русское богатство», «Летопись», «Театр», «Звезда», «Современная мысль», «Одесские новости», «Огоньки» (Одесса). В 1909—1912 годах сотрудничал в издававшейся в Сороках газете «Бессарабское обозрение» (редактор — И.Г.Вайсман, 1885, Балта — 1938, Ленинград, расстрелян; литературный псевдоним — И.Григорьев). С 1917 года был сотрудником редакционно-кооперативного издательства и акционерного общества «Русский Библиографический Институт братьев А. и И.Гранат и К°», затем секретарём редакции журналов «Новая Москва» и «Жизнь». В статье «Литературные заметки» в журнале «Красная новь», точнее в 5-й и 6-й главах, под названием «Дежурное блюдо Маяковского» Тальников раскритиковал очерки поэта «Моё открытие Америки», а также его американские стихи: «Галопный маршрут… повествование в свойственном ему вульгарно-развязном тоне „газетчика“ — то, что Сельвинский очень остро определил как „рифмованную лапшу кумачовой халтуры“ и „барабан с горшком а-ля Леф“». Маяковский послал в редакцию журнала протест: «Изумлён развязным тоном малограмотных людей, пишущих в „Красной нови“ под псевдонимом „Тальников“», объявил о прекращении сотрудничества с этим изданием и написал в ответ стихотворение «Галопщик по писателям» (1928). Кроме того, Тальников послужил прототипом героя пьесы Маяковского «Баня» — репортёра Моментальникова. На протяжении 1920—1950-х годов публиковался в «Современном театре», «Прожекторе», «Печати и революции», «Театре и драматургии» («Советский театр», «Театр»), «Советском искусстве», «Литературном критике», «Литературной газете», «Вопросах истории». В 1937 году под его редакцией вышло новое издание комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», подготовил к публикации мемуары актёра П.Н.Орленева (1931). Жил на Никитском бульваре, дом № 12, квартира 13. Умер ТВ городе Москва, РСФСР, СССР, 13 сентября 1961 года. Книги: Новая ревизия «Ревизора»: опыт литературно-сценического изучения театральной постановки. Москва—Ленинград : Госиздат, 1927; Гул времени: Литература и современность. Москва : Федерация, 1929. — 309 страниц, 3 000 экземпляров; Жизнь и творчество русского актёра Павла Орленева, описанные им самим. Редакция и комментарии Д.Л.Тальникова. Серия «Памятники театрального и общественного быта». Москва—Ленинград : Академия, 1931; Комиссаржевская. Москва : Искусство, 1939. — 452 страницы; Система Щепкина. Москва—Ленинград : Искусство, 1939. — 205 страниц; «Горячее сердце» на сцене МХАТ. Москва—Ленинград : Издание Всероссийского театрального общества, 1940. — 105 страниц; Театральная эстетика Белинского. Москва : Искусство, 1962. — 412 страниц. Статьи: Чехов на советской сцене // Литературный современник. — 1935. — Части 1-2; Театр автора // Литературный современник. — 1936. — Часть 2; Островский и русский национальный театр // А.Н.Островский-драматург. — Москва, 1946; Сценическая история «Бесприданницы» // Бесприданница : Материалы и исследования. — Москва, 1947; Актёр-современник // Советский театр. — Москва, 1947; Проблема режиссуры и русская классика // Театральный альманах. — Москва, 1947. — Книга 6; Лука и Хлынов // И.М.Москвин : Статьи и материалы. — Москва, 1948.

Babits_Mihaly (553x700, 345Kb)
1883
Михай Бабич (венгерское имя — Babits Mihály)
венгерский поэт, писатель, переводчик, теоретик декадентской школы и общепризнанный лидер группы «западников». Михай Бабич родился в городе Сексард, Королевство Венгрия, Австро-Венгрия. Принадлежит к числу одних из самых ярких фигур венгерского модерна. С 1901 по 1905 год он учился в Будапештском университете по специальности учителя. Некоторое время он работал учителем в школах городов Байя, Сегеда, Будапешта и Фагараша. С 1908 года начал заниматься литературой. В 1916 году стал одним из редакторов венгерского литературного журнала Нюгат («Запад») (венгерское название — Nyugat). После провозглашения Венгерской советской республики в 1919 году назначен преподавателем зарубежной и современной венгерской литературы в Университете имени Лоранда Этвеша, но был уволен в ходе «белого террора». Михай Бабич умер в городе Будапешт, Венгрия, от рака, 4 августа 1941 года
Babits_Mihalyгроб (525x700, 87Kb)
Похоронен на кладбище Керепеши в Будапеште.
Творчество
Его первый сборник был издан в 1908 году под названием «Листья из венка Ирисина». Позднее он выпустил сборники «Речитатив» (1916), «Остров и море» (1925) и «В гонке с годами» (1928). Бабич также перевёл на венгерский язык произведения «Божественная комедия» Данте Алигьери, «Буря» Уильяма Шекспира и несколько произведений, написанных на латыни. В некоторых своих сочинениях Бабич выступает против войн и империализма. И в своём лучшем произведении «Книга Ионы», написанная им незадолго до смерти он протестовал против фашизма.
Галерея
Babits_Mihaly01 (547x700, 366Kb)
Портрет Бабича кисти Рипль-Ронаи (1923)
Babits_Mihaly02 (488x700, 481Kb)
Памятник Бабичу
Литература: Кланицаи Т., Саудери, Сабольчи М. Краткая история венгерской литературы XI—XX в. — Будапешт. 1962; A magyar irodalom története. 5 köt. — Budapest. 1965.

[455x700]
1883
Михай Бабич (венгерское имя — Mihály Babits)
венгерский поэт, писатель и переводчик. Принадлежит к числу самых ярких фигур венгерского модерна. Родился в Сексарде. С 1901 по 1905 год он учился в Будапештском университете по специальности учителя. Некоторое время он работал учителем в школах городов Байя, Сегеда, Будапешта и Фагараша. С 1908 года он стал заниматься литературой. В 1916 году он стал одним из редакторов венгерского литературного журнала «Нюгат» («Запад»; венгерское название — Nyugat). После провозглашения Венгерской советской республики в 1919 году назначен преподавателем зарубежной и современной венгерской литературы в Университете имени Лоранда Этвеша, но был уволен в ходе «белого террора».Его первый сборник был издан в 1908 году, и он назывался «Листья из венка Ирисина». Позднее он выпустил сборники «Речитатив» (1916), «Остров и море» (1925) и «В гонке с годами» (1928). Бабич также перевёл на венгерский язык произведения «Божественная комедия» Данте Алигьери, «Буря» Уильяма Шекспира и несколько произведений, написанных на латыни. В некоторых своих сочинениях Бабич выступает против войн и империализма. И в своём лучшем произведении «Книга Ионы», написанная им незадолго до смерти он протестовал против фашизма. Умер в Будапеште от рака 4 августа 1941 года.
[525x700]
Могила Михая Бабича.
[525x700]
Памятник Михаю Бабичу
Литература: Кланицаи Т., Саудери, Сабольчи М. Краткая история венгерской литературы XI—XX в. — Будапешт. 1962; A magyar irodalom története. 5 köt. — Budapest. 1965; Публикации на русском языке: Калиф-аист. Розовый сад. Рассказы Художественная литература. Москва. 1988 Стихи, статья о Бабиче и биография в альманахе Те: Страницы одного журнала In memoriam Nyugat, 1908—1919. Москва: Водолей, 2009.

Đukanović (517x700, 143Kb)
1883
Блажо Джуканович (также Дюканович; сербское имя — Блажо Ђукановић)
черногорский генерал, военный и политический деятель периода Второй мировой войны, четник-коллаборационист. Родился в городе Никшич, Княжество Черногория, ныне Черногория. С 1941 по 1943 год занимал пост премьер-министра марионеточного Королевства Черногория. С 1923 года служил в югославской армии. До 1927 года — заместитель командира 32-го пехотного полка, в 1926-1932 годах — командир 38-го и 10-го пехотных полков, затем — командующий пехотой в Косовицком военном округе. С 1936 года — заместитель командующего Моравским военным округом. С 1938 по 1941 год с незначительным перерывом являлся членом Высшего военного совета. До самого конца королевства Югославии возглавлял Зетскую бановину. В 1941 году был избран командующим всеми силами четников-коллаборационистов на территории Черногории. 24 июля 1942 года по договорённости с итальянцами Джуканович возглавил Центральный националистический комитет — правительство Королевства Черногория. Он находился во главе Комитета вплоть до самой своей гибели. 17 октября 1943 года, в монастыре Острог генерал Джуканович, вместе с Йованом Тошковичем сдался в плен югославским партизанам, предстал перед трибуналом, приговорён к смертной казни и был расстрелян в монастыре Острог, Королевство Черногория, 17 октября 1943 года.

Миллер (525x700, 197Kb)
1883
Михаил Александрович Миллер
археолог, историк. Профессор (1934). Действительный член Украинской свободной академии наук (ФРГ), доктор философии Украинского свободного университета, действительный член Научного общества имени Шевченко (1949). Михаил Александрович родился в слободе Каменно-Миллеровская, Донецкий округ, область Великого Войска Донского, Российская империя. Родом из казаков германского происхождения, ведущих свою историю от сына прусского полковника Абрама Егоровича Миллера, прибывшего во времена Петра I из Кенигсберга в качестве артиллерийского инструктора, участвовавшего в 1696 году во взятии Азова, а впоследствии назначенного генерал-фельдцехмейстером (командующим артиллерией) российской армии. Михаил был десятым, и последним, ребёнком статского советника Александра Николаевича Миллера и его супруги Александры Александровны, урождённой Першиной. Из трёх сыновей — Александра, Василия и Михаила — средний стал экономистом, а старший и младший — археологами. Отец, Александр Николаевич Миллер был заместителем председателя Таганрогской городской думы. Михаил Миллер окончил в 1904 году Таганрогскую гимназию и в том же году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Студентом принимал участие в полевых археологических разработках под руководством археолога Д.И.Багалея и историка Д.И.Яворницкого. По окончании университетского курса в 1908 году, совместно с братом Александром, вёл летом раскопки Елизаветовского городища, а зимой слушал лекции на экономическом отделе юридического факультета Харьковского университета.
Миллердочка (546x700, 387Kb)
Фотография с дочерью Ксенией
Получив в 1911 году второй университетский диплом кандидата экономических и юридических наук занял должность мирового судьи в Таганрогском округе и работал в канцелярии Донского земельного банка. Михаил Миллер сотрудничал в Комиссии по устройству Донского музея. В конце 1920-х годов принимал участие в организации краеведческого музея в Таганроге, заведующим которого был назначен в 1927 году[3]. В 1929—1932 годах был участником Днепрогэсовской археологической экспедиции (летом 1931 года на острове Дубовый на Днепре его сопровождала жена, Татьяна Александровна Неклюдова). В сентябре 1934 года Миллер поступил в Ростовский пединститут на должность профессора древней истории и семья переехала в Ростов-на-Дону. В 1930-е годы был репрессирован его брат Александр Миллер (погиб в 1935[3]), выдвигались политические обвинения и в адрес Михаила Александровича. С приходом немцев Миллер сотрудничал с SD и Ahnenerbe. В 1942 году Миллер провёл масштабные археологические раскопки на территории оккупированного Поднепровья, которые курировал немецкий археолог Рудольф Штампфус. В раскопках участвовали украинские археологи П.А.Козарь и А.В.Бодянский, причём последний составил из их материалов объёмный фонд, использовавшийся советскими археологами в послевоенное время. В 1943 году Миллер с семьёй был вынужден бежать в Германию, а затем в Вену. По приглашению друга, археолога Ярослава Пастернака, он обосновался в Гёттингене, где с 1945 года преподавал в гимназии для украинских беженцев благодаря чему завязал контакты с местной украинской диаспорой. В 1946 г. Миллер получил возможность снова заниматься научной деятельностью, работая в общественном Украинском морском институте. К концу 1940-х годов большинство беженцев эмигрировали в США и Канаду и гимназия закрылась. В 1951 году Миллеру было предложено место учёного секретаря в американском Институте по изучению СССР в Мюнхене. Он проработал там десять лет и написал около 130 монографий на украинском, русском, английском и немецком языках. Cамой известной из них стала монография «Археология в СССР» (1954), первое издание которой появилось на русском языке, а через два года эта книга вышла в Нью-Йорке на английском языке. С 1951 года до выхода на пенсию состоял ординарным профессором Украинского свободного университета. Умер в городе Мюнхен, ФРГ, 15 февраля 1968 года. Дочь — Ксения Михайловна Антич.
Научные труды
«Материальная культура донских низовых казаков» (не была издана и находится в архиве Этнографического музея в Санкт-Петербурге).
«Некоторые данные по археологии Таганрогского округа» (1926); «Обследование памятников материальной культуры северного побережья Азовского моря» (1927); «Некоторые курганные погребения Таганрогского округа»; «Самбекское городище» (1927); «Керамика древних поселений Приазовья» (1928); «Сарматское поселение у станицы Нижне Гниловской»; «К вопросу о развитии хозяйственных форм доклассового общества в бассейне Нижнего Дона» (1935); «Памятники эпохи родового общества на Игренском полуострове». «Проблемы истории докапиталистических обществ» (Л.), 1935, № 9-10; «Отчет о работах экспедиции ГАИМК в Моздоке» (1935); «Танаис» (1939); «Дон, 1934 г.» (1941); «Палеоліт Надпоріжжя». Авґсбург, 1948; «Могила князя Святослава». — Вінніпег: Культура й Освіта, 1951; «A Stone Statuette from Ratzeburg». «The Annals of the Ukrainian Academy of Arts and Sciences in the U.S., inc.», 1951, winter, vol. 1, nr. 1; «Уничтожение большевиками памятников истории, культуры и искусства СССР». «Вестник Института по изучению истории и культуры СССР» (Мюнхен), 1952, № 3; «Славяне и их соседи в новейшей советской интерпретации». «Вестник Института по изучению истории и культуры СССР» (Мюнхен), 1953, № 4, январь-март; «Советский музей в системе пропаганды». «Вестник Института по изучению истории и культуры СССР» (Мюнхен), 1953, № 5, апрель-июнь «Археология в СССР» (1954); «Archaеоlogy in the U.S.S.R». New York, 1956; Міллер М. Дніпрельстанівська археологічна експедиція Наркомосу України (1927—1932) // Науковий збірник Українського вільного університету. — Мюнхен, 1956. — Том VI. — Страницы 147—166; «Знищення Православної церкви большевиками». В кн.: Український збірник, кн. 10. Мюнхен, 1957; «Дон и Приазовье в древности» (тома 1-3. Мюнхен, 1958-1961);. «Александр Александрович Миллер, 1875—1935». «Вестник Института по изучению истории и культуры СССР» (Мюнхен), 1958, № 3 (28), сентябрь-декабрь; «Доля українських археологів під Совєтами». В книге : Збірник на пошану українських учених, знищених большевицькою Москвою. Париж-Чикаго, 1962 («ЗНТШ», том 173); «Первобытный период в истории Нижнего Днепра (до появления железа)» (Мюнхен, 1965). Литература: Михайло Олександрович Міллер: Біобібліографічні матеріали. Нью-Йорк-Гетінген, 1949; Профессор Михаил Александрович Миллер. «Вестник Института по изучению истории и культуры СССР» (Мюнхен), 1958, № 3 (28), сентябрь-декабрь; Ювілей вченого. «Шлях перемоги», 1958, 23 листопада; До 75-ліття народження Михайла Міллера. «Українська літературна газета», 1959, число 3 (45), березень; Ковалевский П. Юбилей профессора М.А.Миллера. «Русская мысль», 1959, 22 января; Пастернак Я. Археологія України. Торонто, 1961 (покажчик); Пастернак Я. Світлий шлях видатного науковця. «Свобода», 1961, число 236, 12 грудня; Биковський Л. Михайло Олександрович Міллер, «Український історик», 1968, число 17-20 і окремо; «Русская мысль» (Париж), 1968, № 2675, 22 февраля; № 2683, 20 апреля (П.Ковалевский); Феденко П. Профессор Михайло Міллер. «Свобода», 1968, число 39, 29 лютого; Бойко Ю. Михайло Олександрович Міллер. «Українське слово», 1969, число 1422, 2 березня; Валенский Ю. Михаил Александрович Миллер. Мюнхен, 1969; Антич (урожденная Миллер) К. Родословная Миллер поместных дворян Войска Донского. Мюнхен, 1994; Антонович М. 50-річчя Української вільної академії наук. В книге.: Науковий збірник, т. 4. Нью-Йорк: УВАН, 1999; Корягин С. В. Миллеры: Материалы к истории и генеалогии донского дворянского рода. Санкт-Петербург, 1999; С.І.Білокінь. Міллер Михайло Олександрович // Енциклопедія історії України : у 10 т. / редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. ; Інститут історії України НАН України. — К. : Наукова думка, 2009. — Том 6 : Ла — Мі. — 784 с. : іл. — ISBN 978-966-00-1028-1; Круглов Е.В., Миллер-Антич К.М. Миллер Михаил Александрович // Археологическая энциклопедия Волгоградской области [Текст] / Волгоградский государственный университет ; редсовет: А.С.Скрипкин (главный редактор) [и др.]. — 2-е издание, исправленное. — Волгоград : Издательство Волгоградского государственногой университета, 2016. — Страница 154. — 336 страниц : иллюстрации. — 500 экземпляров. — ISBN 978-5-9669-1546-9; Тесленко Д.І., Фанигін Ю. Ю. Михайло Олександрович Міллер — людина і учений в епоху гуманітарних катастроф // Вопросы германской истории. — Дніпропетровськ : ДНУ, 2008. — Страницы 70—102.

Kurt behrens (655x700, 139Kb)
1884
Курт Беренс (немецкое имя — Kurt Behrens)
немецкий прыгун в воду, призёр летних Олимпийских игр. Родился в городе Магдебург, Бранденбург, Пруссия, Германский рейх. На Играх 1908 Беренс участвовал только в прыжках с трамплина и занял в этом виде соревнований второе место. На Играх 1912 Беренс соревновался в трёх дисциплинах. Он стал третьим в прыжках с трамплина и остановился на первом раунде в простых прыжках с вышки и произвольных. Умер в городе Берлин, Германский рейх, 5 февраля 1928 года.

Brüning (487x700, 122Kb)
1885
Генрих Алозиус Мария Элизабет Брюнинг (немецкое имя — Heinrich Aloysius Maria Elisabeth Brüning)
германский политический деятель, рейхсканцлер и министр иностранных дел во время Веймарской республики. Родился в городе Мюнстер, Пруссия, Германский рейх. Изучал философию и политические науки, завершил образование в 1915 г. Несмотря на слабое здоровье и близорукость, Брюнинг добровольцем ушёл на фронт. Он был пулеметчиком, получил ранение, был награждён Железным крестом 2-го и 1-го класса и произведён в лейтенанты запаса, что впоследствии очень импонировало военным и помогло ему в политической карьере. В ноябре 1918 года Брюнинг входил в состав специального подразделения, задачей которого было подавление революции. Политическая карьера Брюнинга началась в сентябре 1919 года, когда прусский министр социального обеспечения Адам Штегервальд сделал его своим личным референтом. Спустя год Брюнинг был уже управляющим делами Христианско-национальной германской федерации профсоюзов и оставался на этом посту до 1930 года. В мае 1924 года Брюнинг впервые был избран депутатом рейхстага от партии Центра. В течение короткого времени он стал одним из самых влиятельных экспертов по государственному бюджету своей партии, в декабре 1929 года его избрали главой партийной фракции в рейхстаге. Ни один из политиков Центра не пользовался такой широкой поддержкой в партии в целом, как Брюнинг: оригинальный политик, отказывавшийся от личного автомобиля, пользовался только общественным транспортом и возвращал в кассу каждый месяц часть своего жалования которую не успевал истратить; рабочие и служащие поддерживали его, памятуя о его профсоюзной деятельности, в то время как на консервативные силы он производил впечатление своей приверженностью умеренной внешней политике Германии и своими выступлениями, выдержанными в подчёркнуто национальном духе.
Канцлер во время мирового кризиса
В марте 1930 года правительство «большой коалиции», возглавляемое социал-демократом Германом Мюллером, развалилось, не найдя компромиссного решения по вопросу незначительного повышения размера страхового взноса на случай безработицы. Рейхспрезидент Гинденбург назначил новым рейхсканцлером Генриха Брюнинга. Право назначения рейхсканцлера согласно статье 53 Веймарской конституции было закреплено за рейхспрезидентом, и поэтому при доверии рейхспрезидента и в условиях чрезвычайного положения правительство могло быть сформировано меньшинством. Именно такое правительство возглавил Брюнинг. К этому решению Гинденбурга подтолкнуло отсутствие работоспособного правительства и консенсуса среди партий. Снижение налоговых поступлений в условиях мирового кризиса и сохраняющееся военное бремя (репарации, пенсии инвалидам войны) имперский бюджет мог компенсировать только на основе существенного повышения налоговых ставок и сокращения размера заработной платы. В 1930 году финансовые последствия войны съедали 47,5 % бюджета. Снижавшийся внутренний спрос усугублял экономический и социальный кризис. Правительство Брюнинга широко использовало ст. 48 Веймарской конституции для проведения чрезвычайных законов, провело декреты о снижении заработной платы, о введении новых налогов. Используя тесные связи с Ватиканом, Брюнинг искал сближения с католическими кругами Франции, а также с консервативными кругами США и Великобритании. Запугивая западные державы тем, что в условиях острого экономического кризиса на Германию надвигается «большевистская опасность», добился ряда уступок. В июле 1930 года из Рейнской демилитаризованной зоны были эвакуированы иностранные войска; в 1931 году Германия получила на год отсрочку репарационных платежей, которые она должна была выплачивать по итогам Первой мировой войны. 9 января 1932 года Брюнинг заявил, что Германия вообще не в состоянии платить по репарациям. Отчеканенная в 1932 г. монета номиналом в 4 рейхспфеннига получила в народе прозвище «бедный Генрих», так как была выпущена по инициативе Брюнинга, чтобы стимулировать экономию расходов, но в результате служила лишним напоминанием о снижении доходов во время его канцлерского срока. Монета была изъята нацистами из обращения вскоре после их прихода к власти. Запретив СА и предложив проект закона в поддержку крестьянства Восточной Пруссии, разгневавший местных землевладельцев, к которым относился и Гинденбург, Брюнинг исчерпал кредит доверия рейхспрезидента. Тот к тому же не мог простить рейхсканцлеру, что своим избранием в рейхспрезиденты он был обязан в том числе и социал-демократам, проголосовавшим за него по просьбе Брюнинга. Гинденбург заявил о недоверии рейхсканцлеру, который благодаря своей политике экономии и так не пользовался особой поддержкой населения, и Брюнинг подал в отставку. По собственному признанию Брюнинга, канцлер рухнул за сто метров до цели, поскольку его дефляционная политика ещё не успела дать положительных результатов. Брюнингу не удалось достичь и другой своей цели — равноправного положения Германии и окончательной отмены репараций. После прихода к власти Гитлера Брюнинг отошел от политики. Накануне «ночи длинных ножей» 30 июня 1934 г. он был предупрежден о предстоящем аресте, и эмигрировал сначала в Нидерланды, затем в США. С 1937 по 1952 профессор политических наук Гарвардского университета. В 1951—1954 профессор политологии Кёльнского университета. В 1954 году вновь уехал в США и начал писать мемуары, которые вышли в свет после его смерти в 1970 году. Умер в городе Норуич, округ Уинсор,штат Вермонт, США, 30 марта 1970 года.
Brüningгроб (447x700, 341Kb)
Brüningгроб01 (700x510, 505Kb)
Похоронен на Мюнстерском центральном кладбище.
Сочинения: Heinrich Brüning. Memoiren. 1918–1934. — Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 1970. Литература: Gerhard Schulz. Von Bruning Zu Hitler: Der Wandel Des Politischen Systems in Deutschland 1930-1933. — Berlin: Walter de Gruyter Inc, 1992. — 1101 с. — ISBN 3-11-013525-6; William L. Patch. Heinrich Bruning and the Dissolution of the Weimar Republic. — New York: Cambridge University Press, 1998. — 358 с. — ISBN 0521624223; Herbert Hömig. Brüning. Kanzler in der Krise der Republik. — Paderborn: Ferdinand Schöningh, 2000. — 876 страниц. — ISBN 3-506-73949-2; Peer Oliver Volkmann. Heinrich Brüning (1885—1970). Nationalist ohne Heimat. — Düsseldorf: Droste, 2007. — 883 страницы. — ISBN 978-3-7700-1903-8; Ерин М.Е. Генрих Брюнинг. Канцлер и политик: Биография. — Ярославль: ЯрГУ, 2010. — 319 страниц. — ISBN 978-5-8397-0754-2; Патрушев А.И. Германские канцлеры от Бисмарка до Меркель. — М.: Издательство Московского университета, 2009. — ISBN 978-5-211-05404-2.

1885
Фердинанд «Ферд» Виртц (люксембургское имя — Ferdinand "Ferd" Wirtz)
люксембургский гимнаст, Родился в городе Люксембург, Люксембург. Участник летних Олимпийских игр 1912 года (4-е место в основном командном первенстве и 5-е место в командном первенстве по произвольной системе). Умер в родном городе 18 апреля 1947 года.

Дауман (471x700, 166Kb)
1885
Анс Эрнестович Дауман (латышское имя — Ansis Daumanis)
участник Гражданской и советско-польской войн, дважды кавалер ордена Красного Знамени (1920, 1921). Анс Дауман родился на территории Дрейлинскоц волости, Рижский уезд, Лифляндская губерния (ныне Латвия), в крестьянской семье. Учился во Псковском землемерном училище. В 1904 году вступил в партию большевиков, получил партийную кличку «Пуйка». Участник Первой русской революции, в частности, в волнениях во Пскове и Риге. С 1911 года проживал в Виленской губернии, работал землемером. В 1914 году Дауман был призван на службу в царскую армию, дослужился до должности командира батальона. Участник Февральской революции, был городским головой города Нарва (ныне — Эстония), затем председателем Нарвского городского Совета солдатских и рабочих депутатов, председателем Нарвского Военно-революционного комитета. Участник Октябрьской революции. После оккупации Эстонии немецкими войсками в феврале 1918 года Дауман создал партизанский отряд для подрывной работы во вражеском тылу. Позднее создал полк Красной Гвардии из нарвских рабочих, выросший затем в 6-ю дивизию, первоначально был её военным комиссаром. С 1919 года Анс Дауман был членом, позднее председателем Революционного Военного Совета Армии Советской Латвии, командовал 2-й Латышской бригадой, руководил Двинской крепостью (ныне — Даугавпилс, Латвия). Избирался членом латвийского ЦИКа, делегатом VI съезда КП(б) Латвии и IX съезда РКП(б). Был направлен на учёбу в Военную академию Генерального штаба Рабоче-крестьянской Красной Армии. Участвовал в советско-польской войне, будучи командиром 10-й стрелковой дивизии. Неоднократно отличался в боях за освобождение Полесья, лично водил части своей дивизии в атаки. 1 августа 1920 года Дауман был убит разрывом вражеского артиллерийского снаряда под Брест-Литовском (ныне — Брест, Белоруссия). Похоронен в Центральном детском парке имени Горького в Минске. Приказом Революционного Военного Совета Республики № 388 9 августа 1920 году командир дивизии Анс Дауман был награждён первым орденом Красного Знамени РСФСР. Приказом Революционного Военного Совета Республики № 353 31 декабря 1921 года командир дивизии Анс Дауман посмертно был награждён вторым орденом Красного Знамени РСФСР. Награды: Приказом Революционного Военного Совета Республики № 388 9 августа 1920 году командир дивизии Анс Дауман был награждён первым орденом Красного Знамени РСФСР; Приказом Революционного Военного Совета Республики № 353 31 декабря 1921 года командир дивизии Анс Дауман посмертно был награждён вторым орденом Красного Знамени РСФСР. Награды Российской империи: Орден Святого Станислава II степени (2 мая 1916 года), прапорщик тылового эвакуационного пункта 133; Орден Святой Анны III степени (13 января 1917 года), прапорщик тылового эвакуационного пункта 133; Орден Святого Станислава III степени (9 апреля 1916 года), прапорщик тылового эвакуационного пункта 133.
Дауманпамятник (525x700, 420Kb)
Памятник в посёлке Оболь, Беларусь
Память
В 1969 году был установлен памятник в городском посёлке Оболь Витебской области Беларуси. В честь Даумана названа улица в Минске и в Нарве. Поднимался вопрос о переименовании улицы в Нарве, так как эстонские власти считают, что Дауман воевал против Эстонской республики и распорядился казнить десятки людей. Литература: Большая Советская Энциклопедия, том 7. 1972; Кондратьев Н., Человек долга. Москва, 1966; «Сборник лиц, награждённых орденом Красного Знамени и Почётным революционным оружием». Воениздат, 1926..

Wang_Xiangzhai0 (700x388, 176Kb)
1885
Ван Сянчжай (китайское традиционнон имя — 王薌齋; упрощённое имя — 王芗斋; имя на пиньинь — Wáng Xiāngzhāi; также известен как Нибао, Чжэнхэ, Юйсэн)
китайский мастер синъицюань, основатель стиля Ицюань. Ван Сянчжай родился в китайской провинции Хэбэй. В детстве он был очень слабым ребёнком, чтобы поправить его здоровье, родители решили отдать его известному мастеру синъицюань Го Юньшэню. Семья Ван имела родовые связи с семьёй Го. Существует легенда, что мастер Го Юньшэнь учил его стойкам чжан чжуан (столбовое стояние), так чтобы молодой Сянчжай сохранял стойку в течение часа. Во время своей молодости, Ван Сянчжай был солдатом в Пекине, а в возрасте 33 лет он пустился в путешествие по всему Китаю, изучая боевые искусства у многих известных мастеров, таких как: монах Хэнлинь, мастер синъицюань Цзе Тефу, мастера южного стиля белого журавля Фан Цячжуан и Цзинь Шаофэн, мастер люхэбафа У Ихуэй и др.
Wang_Xiangzhai (570x700, 594Kb)
Набравшись опыта и соблюдая честность, в 1928 году Ван делает публичное заявление:
我在國內參學万余里,拜見拳家逾千人,堪稱通家者僅有兩個半人,即湖南解鐵夫,福建方恰庄与上海吳翼翬耳。
«Я много путешествовал по всей стране, участвовал более чем в тысяче поединков, только 2,5 человек я не смог победить, их имена: Цзе Тефу из провинции Хунань, Фан Цячжуан из провинции Фуцзянь и У Ихуэй из Шанхая.»
После семи лет исследований и учёбы, Ван утвердил себя в Пекине и вошёл в круг знаменитых мастеров этого города, также как в Тяньцзине и в Шанхае. В этот период своей жизни он встречался с уважаемым мастером люхэбафа У Ихуэем, стал другом мастера багуачжан Чжан Чжаодуна. Он начал учить многих влиятельных мастеров боевых искусств, в их числе: Хун Ляньшунь, Чжао Даосинь, братья Хань Синцяо и Хань Синюань, Яо Цзунсюнь, Ван Шухэ (который изучил чжан чжуан за один год), и другие. Он назвал своё учение ицюань, относительно стилей синъицюань и синьицюань. Позже, в 1940 году, один из его учеников, который был журналистом, публично назвал этот стиль дачэнцюань, что означает «великое свершение». Оба названия употребляются до сих пор. В течение войны его посетило много японских мастеров. Один, Кенити Саваи, стал его учеником и основал собственную школу в Японии, назвав своё боевое искусство тайкикен. Саваи в основном обучался у Яо Цзунсюня, преемника Вана. В конце своей жизи Ван Сянчжай исследовал целительные аспекты чжан чжуан и работал в разных больницах. Он умер в городе Тяньцзинь, Хэбэй, Китай, от болезни 12 июля 1963 года. Он был одним из первых китайских учителей, открыто обучавших приёмам чжан чжуан.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 26 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»