[697x699]
1927
Михаил Александрович Ульянов
выдающийся советский российский актёр театра и кино, режиссёр, артист Государственного академического театра имени Е.Б.Вахтангова, народный артист СССР. Родился в селе Бергамак Муромцевского района Омской области. Русский. В 1942 году в городе появилась труппа украинских артистов из Театра имени Заньковецкой, режиссёр которой организовал театральную студию. М.А.Ульянов стал студийцем. В 1944 году уехал в Омск продолжать актёрскую учёбу в студии при Омском драматическом театре. Окончив два курса Омской студии, отправился в Москву и в 1946 поступил в Театральное училище имени Б.В.Щукина. С 1950 года актёр Театра имени Е.Б.Вахтангова. Его амплуа определилось сразу и чётко: молодой социальный герой, достоверный, современный, сегодняшний. Очень быстро это нашло своё подтверждение в знаменательном для театра спектакле по пьесе А.Н.Арбузова «Город на заре». Костя Белоус в исполнении М.А.Ульянова был сплавлен из безоглядного энтузиазма, наивной веры в немедленное, безоблачное, счастливое завтра, матросской удали, невероятной нежности, робости и доброты. В первое десятилетие работы в театре роли М.А.Ульянова были главные и второстепенные, положительные и отрицательные, классика и современность, но среди калейдоскопа образов выделилась и осталась роль Рогожина в инсценировке романа Ф.М.Достоевского «Идиот». Его Рогожин – бешеная, испепеляющая страсть, она двигала, управляла его поступками, и он безропотно ей подчинялся. М.А.Ульянов так и играл всю роль от сжигающей страсти до отрешённой исповедальности и ни на секунду зрителя не покидало ощущение обреченности его Рогожина. Эта роль выдвинула молодого артиста в первые ряды, заставила о себе заговорить, тем более, что почти одновременно он создал образ своего современника в пьесе А.Н.Арбузова «Иркутская история», который стал как бы, знаменем этого времени. Роль Сергея написана несколько однозначно, но М.А.Ульянов наделил его такими душевными человеческими красками, что сразу полюбился зрителю. Бескомпромиссность, честность сочетались с чистотой и целомудрием мировосприятия, чутким беспокойством о людях. Сергей буднично-героичен, поэтому человеческий подвиг совершал как-то незаметно и уходил из жизни, чтобы остаться в ней навсегда. 1960-е годы – это время рождения замечательных, могучих характеров, созданных М.А.Ульяновым в кино. Его знаменитый Трубников («Председатель», 1964), сыгранный страстно, темпераментно, на разрыв души, мучающийся за людей и вместе со своими людьми, стал советской классикой. Его исступленный мятежник Митя Карамазов («Братья Карамазовы», 1968), генерал Чарнота («Бег», 1970), сыгранный с неистовым актёрским бесстрашием, Маршал Советского Союза Г.К.Жуков, настолько достоверный, что многие зрители воспринимали актёра и персонаж как единое целое, эти и многие другие работы вписаны в золотой фонд отечественного киноискусства. М.А.Ульянов снялся в кинофильмах: «Они были первыми» (Колыванов, 1956), «Екатерина Воронина» (Сутырин, 1957), «Дом, в котором я живу» (Каширин, 1957), «Добровольцы» (Кайтанов, 1958), «Стучись в любую дверь» (Прохоров, 1958), «Балтийское небо» (Рассохин, 1960), «Простая история» (Данилов, 1960), «Битва в пути» (Бахирев, 1961), «Тишина» (Быков, 1963), «Живые и мёртвые» (член военного совета, 1964), «Застывшие молнии» (Горбатов, 1966), «Пока я жив» (Фролов, 1967), «Егор Булычов и другие» (Егор Булычов, 1971), «Самый последний день» (Ковалёв, 1972), «Освобождение» (маршал Жуков, 1976), «Легенда о Тиле» (Клаас, 1976), «Позови меня в даль светлую» (Николай, 1976), «Обратная связь» (Нурков, 1978), «Блокада» (маршал Жуков, 1978), «Тема» (Ким Есенин, 1979), «Последний побег» (Кустов, 1980), «Факты минувшего дня» (Михеев, 1981), «Частная жизнь» (Абрикосов, 1982), «Февральский ветер» (Филимонов, 1982), «Без свидетелей» (Он, 1983), «Контрудар» (маршал Жуков, 1985), «Выбор» (Васильев, 1987), «Наш бронепоезд» (Иван Савич, 1989), «Сталинград» (маршал Жуков, 1989), «Дом под звёздным небом» (Башкирцев, 1992), «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат, 1995), «Всё будет хорошо» (дедушка, 1996), «Сочинение ко Дню Победы», «Ворошиловский стрелок» (1999) и других. Вот далеко неполный перечень ролей М.А.Ульянова в телевизионных постановках: «Штрихи к портрету» (Ленин, 1969), «Транзит» (Багров, 1982), «Острова в океане» (Хадсон, 1978), «Кафедра» (Брызгалов, 1982), «Тевье-молочник» (Тевье, 1985). 29 сентября 1969 года ему присвоено звание «Народный артист СССР». В 1973 году он дебютировал как режиссёр, поставив на сцене Театра имени Е.Б.Вахтангова пьесу В.С.Розова «Ситуация», в 1976 году был сорежиссёром в постановке «Ричарда III», в 1979 году осуществил постановку эпического романа В.М.Шукшина «Я пришёл дать вам волю» и сыграл в нём Степана Разина. В 1985 году поставил сатирический памфлет американского драматурга Д.Херси «Скупщик детей». В сентябре 1987 года был назначен художественным руководителем Государственного академического театра имени Е.Б.Вахтангова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1986 года за большие заслуги в развитии советского театрального искусства и плодотворную общественную деятельность артисту Государственного академического театра имени Е.Б.Вахтангова Ульянову Михаилу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Избирался секретарём правления Союза кинематографистов СССР (1986-1987), председателем правления Союза театральных деятелей РСФСР (1986-1991), председателем Союза театральных деятелей России (1991-1996). С 1996 года Почётный Председатель Союза театральных деятелей России. Избирался народным депутатом СССР (1989-1992), членом Центральной ревизионной комиссии КПСС (1976-1990), членом ЦК КПСС (1991). 24 апреля 2002 года М.А.Ульянов принял участие в церемонии открытия Центральной библиотеки Муромцевского района, которой было присвоено имя М.А.Ульянова. 29 апреля 2004 года он последний раз вышел на сцену в роли Шмаги в спектакле «Без вины виноватые». В 2005 году в Омской области была учреждена премия в сфере театрального искусства имени М.А.Ульянова, которая присуждается лучшему театру, лучшему актёру и лучшему режиссёру года. Жил в городе-герое Москве. Скончался 26 марта 2007 года. Похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 10). Награждён советскими двумя орденами Ленина (в том числе 25. апреля 1986), орденом Октябрьской Революции (18 ноября 1977), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 октября 1996), медалями. Лауреат Ленинской премии (1966), Государственной премий СССР (1983) и Российской Федерации (1998), Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского (1975), премии «Кумир» (1999), премии «Золотая маска» (1999). Почётный гражданин Омской области (2005).
[521x699]
Мемориальная доска установлена в Москве по адресу: улица Большая Бронная, 29. 31 мая 2007 года имя М.А.Ульянова присвоено Омскому Государственному Северному драматическому театру, на здании которого установлена мемориальная доска. В 2008 году на воду был спущен арктический танкер «Михаил Ульянов».
Сочинения: Моя профессия, Москва, 1975.
Литература: Зоркая Н., в книге: Актеры советского кино, выпуск 2, Москва, 1966.
1927
Вальтер Хайновский
немецкий сценарист и режиссер (ГДР). Член Академии искусств ГДР. С 1946 г. журналист, с 1949 г. главный редактор журнала «Frischer Wind» (с 1950 г. «Eulenspiegel»). На телевидении ГДР поставил документальный публицистические фильмы «Убийство во Львове» (1959), «Операция "йот"» (1960) и др. С 1963 г. сценарист и режиссер документальных фильмов киностудии ДЕФА (фильмы «Братья и сестры», «О.К.», «Коммандо-52» и др.). С 1966 г. работал с режиссером Г.Шойманом. Среди их фильмов: «Смеющейся человек» (1966), «Час прорицаний» (1967), «Пилоты в пижамах» (1968), «Президент в изгнании» (1969), «Прощай, Уиллис» (1971), «Война мумий» (1974), «Я был, я есть, я буду», «Заботы о деньгах» (оба в 1975), «Дьявольский остров», «Наследство Майера» (оба в 1976), «Железная крепость» (1977), «Феникс» (1979), «Кампучия: умереть и возродиться» (1980), «Ангкор» (1981), «В году паука», «К примеру Регенсбург» (оба в 1983). Национальная премия ГДР (1966, 1969, 1974).
[476x700]
1927
Николай Филиппович Чередий
мастер Крюковского вагоностроительного завода (Полтавская область, Украинская ССР). Родился 20 ноября 1927 года в селе Павлыш (ныне Онуфриевского района Кировоградской области, Украина), в многодетной крестьянской семье. До начала Великой Отечественной войны окончил шесть классов школы в родном селе. В период войны проживал на оккупированной территории в родном селе. После освобождения села от оккупации в 1943 году поступил в школу фабрично-заводского обучения города Кременчуга. 5 февраля 1945 года, получив профессию столяра, начинает работать на Крюковском вагоностроительном заводе. В связи с завершением работ по восстановлению литейного цеха на заводе потребовались специалисты литейного дела, в связи с чем Чередий Н.Ф. был направлен на краткосрочные курсы литейщиков на завод имени И.В.Сталина (ныне кременчугский завод дорожных машин). По окончании курсов с 24 мая 1945 года начал работать в чугунолитейном цехе. Работал формовщиком, заливщиком, стерженщиком. Без отрыва от производства окончил школу рабочей молодежи №2 города Кременчуга, получив среднее образование (1957). 1 июня 1950 года назначен мастером чугунолитейного цеха. Возглавляемый им участок стал одним из лучших в отрасли, постоянно перевыполняя плановые задания. Успех был достигнут благодаря рациональной организации труда – первая смена изготавливала формы, вторая – заливала и выбивала детали, третья – готовила формовочную землю. За годы семилетки (1959 – 1965 годы) производительность труда выросла в 1,5 раза, фактическая себестоимость продукции снизилась на 5,7%. Овладел всеми специальностями цеха, в совершенстве владел технологией различных видов литья. Неоднократно направлялся на различные предприятия для изучения передового опыта, а затем и его передачи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в выполнении заданий семилетнего плана и достижение высоких технико-экономических показателей Чередию Николаю Филипповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Продолжал работать в чугунолитейном цехе, с 23 марта 1968 года - старший мастер цеха. С 7 апреля 1978 года - на пенсии. Избирался депутатом Кременчугского городского совета (1966-1967), членом горкома партии (1968-1978), был делегатом ХХІІІ съезда КПСС, делегатом XIV съезда профсоюзов СССР. Умер 14 октября 1981 года. Похоронен на Костромском кладбище в Крюкове (административно входит в город Кременчуг). Награжден орденом Ленина (9 июля 1966), медалями. Имя героя увековечено на стеле на аллее Героев в парке Мира в городе Кременчуге.
[480x700]
1928
Алексей Владимирович Баталов
советский российский актёр театра, кино и дубляжа, режиссёр, сценарист, педагог, народный артист СССР. Родился в городе Владимир, РСФСР, СССР, в театральной семье. Русский. Известными актёрами были не только его родители, но и дядя, брат отца Н.П.Баталов и его жена О.Н.Андровская. В 1940-1960-е годы в квартире, где он жил с матерью и отчимом писателем В.Е.Ардовым в Москве на Большой Ордынке подолгу гостила А.А.Ахматова, часто бывали виднейшие деятели русской культуры, которые оказали сильное влияние на формирование личности А.В.Баталова. В 1950 году окончил Школу-студию МХАТ (курс В.Я.Станицына) и до 1953 года был актёром Центрального театра Советской Амии. В 1953-1957 годах работал во МХАТе, но в репертуаре был занят мало. В кино впервые снялся ещё школьником, в фильме Л.О.Арнштама «Зоя» (1944). Десять лет спустя И.Е.Хейфиц пригласил молодого актёра на одну из главных ролей в фильме «Большая семья» (1954; приз лучшему актёрскому составу на Международном кинофестивале в Канне, 1955). С Алексеем Журбиным на советский экран пришёл новый герой – рабочий-интеллигент. Приглашая А.В.Баталова на роли рабочих парней, режиссёр И.Е.Хейфиц пытался сломать стереотипы представления о советском пролетарии. У И.Е.Хейфица он снялся ещё в четырёх картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек» (1958), «Дама с собачкой» (1960) и «День счастья» (1964). Все герои А.В.Баталова – чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность. В «Деле Румянцева» он сыграл шофёра, поневоле втянутого в уголовную историю. Чувство собственного достоинства, как доминирующая черта в рабочем пареньке совпадало с нравственной доминантой наступающей «оттепели». Первые роли принесли А.В.Баталову признание маститых советских режиссёров и в 1956 году М.С.Донской приглашает молодого актёра на роль Павла Власова в экранизации повести М.Горького «Мать». Эта роль интересна тем, что в предыдущей экранизации повести, которую осуществил в 1920-х годах В.И.Пудовкин, роль Власова исполнял дядя Алексея – талантливый и обаятельный Н.П.Баталов. Новой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Бориса Бороздина в легендарной картине М.К.Калатозова «Летят журавли» (1957). А.В.Баталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколения – солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Неповторимая грустно-ироническая интонация, негромкое мужество, интеллигентность – таков Борис в исполнении А.В.Баталова. Роль Гурова в экранизации повести А.П.Чехова «Дама с собачкой» (1960, режиссёр И.Е.Хейфиц) раскрыла новые грани дарования актёра. Он сыграл человека, пробуждённого от душевной спячки и ужаснувшегося пошлости привычной жизни. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику, получил ряд международных наград и упрочил профессиональную репутацию артиста. Роль Гурова была возрастной, она требовала преодоления восприятия актёра как близкого всем современника, привычного уже образа положительного героя. Образ, созданный А.В.Баталовым, отличался глубиной, психологической насыщенностью, эмоциональностью, близостью к чеховскому замыслу.
[554x699]
В расцвете славы А.В.Баталов получил предложение от М.И.Ромма сняться в фильме «Девять дней одного года» (1962) в роли Дмитрия Гусева – физика-атомщика. Сам режиссёр определил «Девять дней одного года» как фильм-размышление. Подобный «жанр» требовал от актёра совершенно новых приёмов игры. Соблазн эксплуатации трагической коллизии – герой, получивший смертельную дозу радиации на эксперименте, обречён был отвергнут. На экране надо было изобразить работу мысли. Эта роль была сыграна А.В.Баталовым экономно и точно. Образ Дмитрия Гусева – представителя научной элиты XX века – закрепил за артистом амплуа героя своего времени. За эту роль он был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966). С начала 1960-х годов режиссёры занимают А.В.Баталова в кино всё реже. В 1960 году А.В.Баталов дебютировал в качестве режиссёра фильмом «Шинель» по повести Н.В.Гоголя, в 1972 году снял «Игрока» по Ф.М.Достоевскому. Настоящей удачей стал фильм «Три толстяка» (1966, режиссёр и сценарист; по Ю.К.Олеше), в котором актёр снялся в одной из главных ролей. Его экранизации отличает строгая постановочная культура и бережное отношение к классическим текстам. То же можно сказать об интереснейших баталовских радиопостановках 1970-1980-х годов – «Казаках» по Л.Н.Толстому, «Поединке» по А.И.Куприну, «Белых ночах» по Ф.М.Достоевскому. Режиссёры 1970-х годов использовали интеллигентский имидж А.В.Баталова как некий самодостаточный «материал»: эмигрант Голубков в «Беге» (1970, режиссёры А.А.Алов и В.Н.Наумов), декабрист князь Трубецкой в «Звезде пленительного счастья» (1975, режиссёр В.Я.Мотыль), доктор-эмигрант в «Чисто английском убийстве» (1974, режиссёр С.И.Самсонов). Здесь не только отточенная игра, а само присутствие А.В.Баталова в кадре, его личность успешно работают на образ. Роль слесаря Гоши в фильме В.В.Меньшова «Москва слезам не верит» (1980; Государственная премия СССР, 1981) принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах. В 1998 году Баталов снялся в сериале «Чехов и Ко». Всего же А.В.Баталов снялся боле чем в 35 фильмах, среди неупомянутых: «Служу Советскому Союзу» (1954), «Михайло Ломоносов» (1955), «Свет далёкой звезды» (1964), «В городе С.» (1966), «Седьмой спутник» (1967), «Живой труп» (1968), «Внимание, черепаха!» (1970), «Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина» (1971), «Возврата нет» (1973), «Пётр Мартынович и годы большой жизни» (1974), «Рикки-Тикки-Тави» (1975), «Гореть, чтобы светить» (1976), «Поздняя встреча» (1978), «Профессия - киноактёр» (1979), «Скорость» (1983), «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984), «Зонтик для новобрачных» (1986), «Похороны Сталина» (1990), «Порлтергейст-90» (1991), «Далеко до Сансет-бульвара» (2005), «Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя» (2006). С 1975 года он преподаёт во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ныне - Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А.Герасимова) актёрское мастерство (с 1980 – профессор, с 1992 - заведующий кафедрой). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1989 года народному артисту СССР Баталову Алексею Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». А.В.Баталов известен и как активный общественный деятель. Многие годы он являлся секретарём правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина». С 2007 года – президент Национальной академии кинематографических искусств «Ника». Умер в Москве во сне в 6 часов утра 15 июня 2017 года. Похоронен на Преображенском кладбище. Народный артист СССР (29 декабря 1976). Награждён советскими 2 орденами Ленина (4 ноября 1967, 9 марта 1989), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й (20 ноября 2008) и 3-й (10 ноября 1998) степени, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств. Лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии Российской Федерации (2005), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966), премии Ленинского комсомола (1967), премии Президента Российской Федерации (1999), премии «Кинотавр» в номинации «За творческую карьеру» (1997), премии «Ника» в номинации «За честь и достоинство» (2001), премии «Кумир» (2002), премии «Триумф» (2003), премии Булата Окуджавы (2003), премии Московского международного кинофестиваля в номинации «За вклад в кинематограф» (2007), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2007). Автор книг «Судьба и ремесло» (1984) и «Диалоги в антракте», а также мемуаров.
1928
Шаукат Галиев
народный поэт Республики Татарстан. Автор стихотворных сборников, стихов для детей. Лауреат Государственной премии имени Г.Тукая Республики Татарстан (1972)
1928
Раиса Федоровна Горожаева
звеньевая совхоза «Золотаревский» Семикаракорского района Ростовской области. Родилась в хуторе Золотаревка ныне Семикаракорского района Ростовской области. С 1943 года начала работать полеводом в колхозе имени С.М. Буденного, с 1945 года – прицепщиком на тракторе. В 1951 году окончила курсы трактористов в Золотаревской машинно-тракторной станции (МТС). В 1958 году возглавила кукурузоводческое звено совхоза «Золотаревский» Семикаракорского района Ростовской области. В 1960 году вступила в КПСС. В 1966 году за получение высоких урожаев кукурузы награждена орденом Ленина. В 1968 году звено было преобразовано в комплексное и стало выращивать не одну кукурузу, а набор культур полевого севооборота. В 1971 году награждена вторым орденом Ленина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 декабря 1973 года за большие успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и продажи государству зерна и других продуктов земледелия в 1973 году Горожаевой Раисе Федоровне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
[540x700]
В 1976 году на базе звена была создана областная школа передового опыта по выращиванию высоких урожаев зерновых колосовых, кукурузы и кормовых культур на орошении, по применению передовых технологий их возделывания, обработки почвы, внесения удобрений, использования новых машин и оборудования. С 1990 года – на пенсии. Жила в городе Семиракорск Ростовской области. Жила в городе Семиракорск Ростовской области. Умерла 31 июля 2011 года. Похоронена на кладбище хутора Золотарёвка Семикаракорского района Ростовской области.
[525x700]
Лауреат Государственной премии СССР (1977). Почетный работник агропромышленного комплекса Ростовской области (2006). Делегат XXV съезда КПСС (1976). Награждена 3 орденами Ленина (23 июня 1966, 8 апреля 1971, 7 декабря 1973), орденом Октябрьской Революции (23 декабря 1976), медалями. 12 сентября 1983 года на полевом стане звена Горожаевой была открыта мемориальная доска в честь 25-летия коллектива звена. В родном хуторе именем Р.Ф.Горожаевой названа улица.

1928
Николай Пак
звеньевой колхоза имени Микояна Нижне-Чирчикского района Ташкентской области, Узбекская ССР. Родился в городе Спасск-Приморский (с 1929 года – Спасск-Дальний) Спасского района Владивостокского округа Дальневосточного края (ныне – Спасского района Приморского края). Кореец. Осенью 1937 года, вскоре после вторжения в Китай японских милитаристов, в СССР началась массовая депортация корейского населения из приграничных районов Дальневосточного края, и Николай Пак среди других был переселён в Ташкентскую область Узбекской ССР (ныне – Узбекистана). Работал звеньевым полеводчесвой бригады колхоза имени Микояна Нижне-Чирчикского (ныне – Куйирчирчикского) района Ташкентской области (председатель колхоза – Пак Че-Лок). За получение высоких урожаев по итогам 1949 года награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1950 году возглавляемое им звено получило урожай зеленцового стебля кенафа 89,3 центнера с гектара на площади 7,5 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 мая 1951 года за получение в 1950 году высоких урожаев семян и зеленцового стебля кенафа на поливных землях при выполнении колхозом обязательных поставок и контрактации по всем видам сельскохозяйственной продукции, натуроплаты за работу МТС и обеспеченности семенами всех культур в размере полной потребности для весеннего сева 1951 года Паку Николаю присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1953 году поступил в Ташкентский сельскохозяйственный техникум. За получение высоких урожаев по итогам 1951 года награждён вторым орденом Ленина. В 1954 году – звеньевой колхоза имени Сталина Нижне-Чирчикского района. В 1960-х годах проживал и работал в колхозе имени Свердлова Нижне-Чирчикского района. Умер 13 сентября 1969 года. Похоронен на кладбище колхоза имени Свердлова (бывший колхоз имени Микояна) Аккурганского района Ташкентской области (Узбекистан). Награждён 2 орденами Ленина (22 мая 1951; 21 декабря 1953), орденом Трудового Красного Знамени (13 июня 1950).
[700x549]
1928
Генрих Вениаминович Сапгир
советский и российский писатель и поэт, прозаик, сценарист, переводчик. «Никогда бы не догадался писать для детей, если бы не выкручивали мне руки, не перекрывали всякую возможность зарабатывать на хлеб “взрослым” творчеством». Какое грустное признание, совсем не редкое для советских литераторов, прибегнувших к «детописанию» исключительно по стечению обстоятельств!.. Теперь критики изо всех сил пытаются увязать «приёмы модернистской и постмодернистской поэтики» во «взрослых» сочинениях Генриха Сапгира с тем, что «в стихах для детей модернизм проявляется в основном в сфере возможностей самого слова». Нелёгкая работа. А стихи — разные. Иногда — на любителя, иногда — по-простому складные и без всякого усилия — детские:
Рано-рано
Выпал снег.
Удивился человек:
«Это снег?
Не может быть.
На дворе?
Не может быть!
В октябре?!
Не может быть!!! Неужели это снег?» —
Не поверил человек.
Несмотря на негативное отношение к необходимости «писать для детей», Генрих Сапгир до конца жизни вместе с Софьей Прокофьевой сочинял сказки о новых приключениях Кота в сапогах, а переиздания его «малышовых» стихов до сих пор появляются вполне регулярно. Сапгир принадлежал к редкому типу писателей протеического склада, на протяжении всего творческого пути меняющихся и ищущих новые формы высказывания. В ранних (рубежа 1950-1960-х годов) текстах он чаще склонялся к социальной сатире, зачастую принимавшей изящные игровые формы, В дальнейшем в поэзии Сапгира можно встретить также пейзажную лирику и гражданскую поэзию. Безупречно владея традиционными методами стихосложения (например, сонетным), в то же время разрабатывал новые, экспериментальные формы. Критики отзывались о нём как о классике современного русского авангарда. Автор многих книг. В поздний период в творчестве Сапгира органично сочетаются лаконизм и разнообразие выразительных средств, безоглядный эксперимент, любовь к точной детали, игре, гротеску, иронии и неожиданный искренний пафос, стремление к экстатическим состояниям духа. «У них в Питере был Бродский, а у нас в Москве — Сапгир». Эта широко известная фраза отражает не столько разницу в литературных вкусах двух столиц, сколько реальный творческий вес поэта Генриха Сапгира (Андрей Вознесенский называет его великим), наследника и продолжателя дела гениальных творцов русского поэтического языка — от Василия Тредиаковского до Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова. При ближайшем рассмотрении наследия Сапгира становится совершенно очевидно, что масштаб и многообразие его дарования, разносторонность и выразительность поэтических средств и устремлений, безусловно, во многом превосходят его выдающегося питерского «визави». «Я искал новую гармонию в языке, которую и находил». Родился в Бийске Алтайского края, сын московского инженера, бывшего на Алтае в командировке и вскоре возвратившегося с семьёй в Москву. С 1944 участник литературной студии поэта и художника Евгения Кропивницкого при одном из московских домов пионеров (Ленинградского района). С конца 1950-х годов вокруг Кропивницкого и его ученика художника Оскара Рабина сформировался тесный круг эстетически близких поэтов и художников, получивший впоследствии название «лианозовской школы» (неподалеку от подмосковной станции Лианозово жил Рабин). В советские годы Сапгир много публиковался как детский писатель (ему принадлежат сценарии классических мультфильмов «Паровозик из Ромашкова» и другие, слова песни «Зелёная карета» (перевод с идиш, стихи Овсея Дриза) и другие). В 1979 году участвовал в неподцензурном альманахе «Метрополь». Первая публикация «взрослых» стихов Сапгира за границей — в 1968 году, в СССР — только в 1989 году, в Перестройку. Выступал также как переводчик (прежде всего, выдающегося еврейского поэта Овсея Дриза, немецкой конкретной поэзии и американского поэта Джима Кэйтса). Составитель поэтического раздела антологии «Самиздат века» (1998), на основе которого создан Интернет-проект «Неофициальная поэзия». В годы перестройки стал членом Союза Писателей Москвы (с 1988) года, хотя к идее Союза Писателей относился отрицательно. Был членом ПЕН-клуба с 1995 года; перед самой смертью вступил в группу ДООС (в 1999 году). Умер 7 октября 1999 года от сердечного приступа в московском троллейбусе по дороге на презентацию антологии «Поэзия безмолвия», где он должен был выступать. («Рейс троллейбуса — на небо», — строка в тексте Генриха Сапгира «Странная граница», 1999). Лауреат Пушкинской премии Российской Федерации, премий журналов «Знамя» (1993) и «Стрелец» (1995, 1996), премии «За особые заслуги» Тургеневского фестиваля малой прозы (1998).
Издания: Г.Сапгир. Сказка звёздной карты. Издательство «Детский мир», 1962 г., рисунки А.Порет; Г.Сапгир. Звёздная карусель Издательство «Детская литература», 1964 г. рисунки В.Стацинского; Г.Сапгир. Зверятки на зарядке. — Физкультура и спорт, 1970. — 16 страниц; Г.Сапгир. Избранное. — Библиотека новой русской поэзии, 1993. — 256 страниц; Г.Сапгир. Смеянцы. — Москва: ИД ПИК, 1995. — 158 страниц; Г.Сапгир. Летящий и спящий.- Москва: НЛО, 1997. — 352 страницы; Г.Сапгир. Собрание сочинений. Тома 1,2. — Третья волна, 1999. — 320 страниц + 320 страниц; Г.Сапгир. Армагеддон. — Москва: издательство Руслана Элинина, 1999.- 336 страниц; Г.Сапгир. Лошарик. — Москва: Самовар, 2000. — 48 страниц; Г.Сапгир. Лето с ангелами. -Москва, НЛО, 2000. — 445 страниц; Г.Сапгир. Неоконченный сонет. — Москва: Олимп, АСТ,2000. — 288 страниц; Г.Сапгир. Книга азбук, считалок, загадок и стихов. — Планета детства, М., Астрель, 2002. — 232 страницы; Г.Сапгир. Азбука. — Планета детства, Москва, Астрель, 2003. — 288 страниц, про жирафа; Г.Сапгир. Великан и великанчик. — Москва: Дрофа, 2003. — 48 страниц; Г.Сапгир Стихотворения и поэмы. Составление и вступительная статья М.Д.Шраера и Д.П.Шраера-Петрова. Новая библиотека поэта: Малая серия. Санкт-Петербург, 2004.- 604 страницы; Г.Сапгир Складень. — Москва: Время, 2008.- 926 страниц; Генрих Сапгир. Стихи. — Москва: Дрофа-плюс, 2013. — 96 страниц — (Современные писатели — детям). — 3000 экземпляров — ISBN 978-5-9555-1575-5; Г.Сапгир Леса-чудеса. Санкт-Петербург, издательство Речь, 2013.- 32страницы ISBN 978-5-9268-1475-7 художник В.Пивоваров.
Переводы: Овсей Дриз. Белое пламя. — Москва: Советский писатель, 1990. — 384 страницы.
Нотные издания: Юрий Евграфов. Хоровые произведения без сопровождения. Том 1 — АУ. Стихи Генриха Сапгира. Том 2 — БОЧКА. Стихи Генриха Сапгира.- Москва: Композитор, 2009. — 210 страниц.
Сценарист: 1964 — «Лягушонок ищет папу» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1965 — «Медвежонок на дороге» (мультфильм) — автор сценария совместно с Р.Качановым; 1966 — «Главный Звездный» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1966 — «Мой зеленый крокодил» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1967 — «Как стать большим» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1967 — «Легенда о Григе» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1967 — «Паровозик из Ромашкова» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1967 — «Честное крокодильское» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1968 — «Не в шляпе счастье» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1968 — «Ничто не забыто» (Человек с закрытыми глазами) (мультфильм) — автор сценария; 1968 — «Пугало» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1969 — «Солнечное зернышко» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1970 — «Сладкая сказка» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1970 — «Я нарисую солнце» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1971 — «Край земли» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1971 — «Ослик Плюш» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1971 — «Удивительный китёнок» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1972 — «В тридесятом веке» (мультфильм) — автор сценария; 1972 — «Ветерок» (мультфильм) — автор сценария; 1972 — «Самый уважаемый» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1973 — «Волшебные фонарики» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1973 — «Небылицы в лицах» (в к/а Весёлая карусель № 5) (мультфильм) — автор сценария; 1973 — «Первые встречи» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1973 — «Спасибо» (мультфильм) — автор сценария; 1974 — «Как козлик землю держал» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Цыферовым; 1974 — «Утренняя музыка» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Баллом; 1975 — «И мама меня простит» (мультфильм) — автор сценария; 1975 — «Наша няня» (мультфильм) — автор сценария; 1976 — «Птичий праздник» (мультфильм) — автор сценария; 1976 — «Сказка о жадности» (мультфильм) — автор сценария совместно с С.Прокофьевой; 1976 — «Чуридило» (мультфильм) — автор сценария; 1977 — «Не любо — не слушай» (мультфильм) — автор сценария совместно с Л.Носыревым; 1977 — «Серебряное копытце» (мультфильм) — автор сценария; 1978 — «Мой приятель светофор» (мультфильм) — автор сценария совместно с С.Прокофьевой; 1979 — «Недодел и передел» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г.Сокольским; 1979 — «Принцесса и людоед» (в к/а Весёлая карусель № 9) (мультфильм) — автор сценария совместно с Э.Назаровым; 1980 — «Пирог со смеяникой» (мультфильм) — автор сценария; 1981 — «Мороз Иванович» (мультфильм) — автор сценария; 1982 — «Сладкий родник» (мультфильм) — автор сценария; 1983 — «Сказка об очень высоком человеке» (мультфильм) — автор сценария совместно с О.Дризом; 1984 — «Охотник до сказок» (мультфильм) — автор сценария; 1984 — «Про Буку» (мультфильм) — автор сценария; 1984 — «Про Фому и про Ерему» (мультфильм) — автор сценария; 1984 — «Синеглазка» (мультфильм) — автор сценария; 1986 — «Дореми» (мультфильм) — автор сценария; 1986 — «Трое на острове» (мультфильм) — автор сценария; 1986 — «Улыбка Леонардо да Винчи» (мультфильм) — автор сценария; 1987 — «Вечные льды» (мультфильм) — автор сценария совместно с Л.Носыревым; 1987 — «Как ослик грустью заболел» (мультфильм) — автор сценария; 1987 — «Морожены песни» (мультфильм) — автор сценария; 1991 — «Маленькая колдунья» (мультфильм) — автор сценария.
Автор текстов: 1964 — «Светлячок № 5» (мультфильм); 1973 — «Часы с кукушкой» (мультфильм); 1981 — «Раз — горох, два — горох» (мультфильм).
Автор текстов песен: 1970 — «Приключения жёлтого чемоданчика»; 1975 — «В гостях у гномов» (мультфильм); 1976 — «Голубой слонёнок» (мультфильм); 1978 — «Дед Мороз и серый волк» (мультфильм); 1979 — «Золушка» (мультфильм); 1979 — «Принцесса и людоед» (в к/а Весёлая карусель № 9) (мультфильм); 1980 — «Шарик-фонарик» (мультфильм); 1981 — «Раз — горох, два — горох» (мультфильм); 1981 — «Ничуть не страшно» (мультфильм); 1982 — «Тайна жёлтого куста» (мультфильм); 1983 — «Змей на чердаке» (мультфильм); 1983 — «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»; 1989 — «Смех и горе у Бела моря» (мультфильм).
Об авторе: Кривулин, В. Голос и пауза Генриха Сапгира.(вступительная статья к изданию: Генрих Сапгир. Лето с ангелами. — Москва, НЛО, 2000; Великий Генрих. Сапгир и о Сапгире. (Составитель Т.Михайловская). — Москва: Росийский государственный гуманитарный университет, 2003. — 370 страниц; Шраер, М., Шраер-Петров, Д.Генрих Сапгир: Классик авангарда. — Санкт-Петербург, издательство Дмитрий Буланина, 2004; Smith, A. 'Genrikh Sapgir: Klassik avangarda.' Рецензия на книгу [Шраер, Москва, Шраер-Петров, Д.Генрих Сапгир: Классик авангарда.]; The Slavonic and East European Review, Volume 83, Number 4, 1 October 2005, pp. 746–747(2); Сергей Капков. Энциклопедия отечественной мультипликации. — Москва: Алгоритм, 2006. — Страницы 570-571. — 816 страниц — 3 000 экземпляров — ISBN 5-9265-0319-4; «Полилог», № 2, 2009 (спецвыпуск, посвящённый творчеству Г.Сапгира).
1928
Глеб Иванович Худяков
ученый, член-корреспондент, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры геоморфологии и геоэкологии Саратовского государственного университета, директор Тихоокеанского института географии ДВО Российской Академии Наук с 1979 по 1991 г. Родился в Саратове. После окончания в 1951 г. геологического факультета Саратовского государственного университета работал геологом, старшим инженером НИИ геологии при СТУ, а затем начальником геолого-съемочных и тематических партий в Западном Казахстане, Саратовском Заволжье и Оренбургском Предуралье. В 1951 г. поступил в аспирантуру на кафедру общей геологии геологического факультета СТУ. После окончания аспирантуры в 1957 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию. Выделенный им ряд крупных разломов, флексур, сводов и куполов был подтвержден при последующих геологических съемках. Часть поднятий оказались нефтегазоносными. С 1958 по 1961 г. Г.И.Худяков занимал должность старшего научного сотрудника в Сибирском научно-исследовательском институте геологии, геофизики и минерального сырья – СНИИГГиМС (г. Новосибирск). Здесь им была разработана морфоструктурная схема Западно-Сибирской плиты и положено начало составлению структурно-геоисторических карт по отдельным локальным поднятиям территории. Это способствовало открытию здесь множества погребённых структур, перспективных на нефть и газ. В 1961 г. Г.И.Худяков был назначен заведующим лабораторией геоморфологии и морфотектоники Дальневосточного геологического института Дальневосточного научного центра Академии Наук СССР, а в 1978 г. он становится заместителем директора по науке названного института. В 1974 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук на тему “Принципиальные основы морфотектонических исследований”. В 1979 г. возглавил Тихоокеанский институт географии Дальневосточного научного центра Академии Наук СССР, которым руководил до 1991 г. В 1980 г. Г.И.Худякову присвоено звание профессора, а в 1987 г. он был избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР. Все это время под руководством Г.И.Худякова проводились исследования по структурной и экзогенной геоморфологии, четвертичной геологии, палеогеографии кайнозоя, морфотектонике, охватывающие огромные территории Дальневосточного региона. Г.И.Худяков – основатель признанной в стране дальневосточной школы структурной геоморфологии. 30-летний “дальневосточный период” занимает, несомненно, главное место в жизни Глеба Ивановича – именно с этим временем связаны его наиболее крупные научные достижения. В 1991 г. Г.И.Худяков возвращается в Саратов. С 1991 по 1995 г. он – директор НИИ геологии СГУ и с 1991 по 1999 г. заведующий кафедрой геоморфологии и геоэкологии СГУ. В 1991–2003 гг. Г.И.Худяковым создан ряд крупных программ для бассейна Каспия, касающихся основ рационального природопользования. Г.И.Худяков является автором и соавтором 10 монографий, таких как: “Юг Дальнего Востока (История развития рельефа Сибири и Дальнего Востока)” (1972, коллектив авторов); “Геоморфотектоника юга Дальнего Востока: вопросы теории” (1977); “Концепция ноосферных структур” (1993) и др. Помимо этого, он автор и соавтор более 270 научных работ, под его редакцией вышло более 30 отдельных изданий и свыше 60 сборников научных трудов и материалов конференций. Г.И.Худяков – организатор пяти Всесоюзных и Международных конференций по геоморфологии, геоэкологии и рациональному природопользованию, председатель и член оргкомитетов многочисленных конференций. Он член редколлегии журналов “Геоморфология”, “География и природные ресурсы”, “Известия Саратовского университета. Новая серия”, заместитель главного редактора “Поволжского экологического журнала”. Под руководством Г.И.Худякова защищено 27 кандидатских и 6 докторских диссертаций, а один из бывших соискателей стал член-корреспондентом Российской Академии Наук. Наряду с научной деятельностью Г.И.Худяков участвовал в педагогической работе. На протяжении ряда лет им были разработаны 7 лекционных курсов для географического факультета СГУ. Г.И.Худяков является действительным членом ряда общественных академий и научно-общественных организаций, в том числе Геологического общества, Русского географического общества и др. Заслуги Г.И.Худякова неоднократно были отмечены: в 1978 г. ему присвоено звание лауреата Государственной премии СССР, в 1983 г. он награжден орденом Дружбы народов, в 1984 г. – медалью за строительство Байкало-Амурской магистрали и почетным знаком “За охрану природы России”. Умер 13 июня 2011 года.
Награды и признание: Государственная премия СССР (1978) за труд «История развития рельефа Сибири и Дальнего Востока» (в 15 томах); Орден Дружбы народов (1983); Член-корреспондент АН СССР (1987); Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (1984); Почётный знак «За охрану природы России» (1984); Действительный член Геологического общества (1991); Действительный член Русского географического общества (1961).
Литература: Худяков Глеб Иванович // Научная элита: кто есть кто в Российской Академии Наук. — Москва, 1993. — Страница 419; Худяков Глеб Иванович // Российская Академия Наук. Персон. состав. В 3 книгах. — Москва : Наука, 1999. — Книги 3. 1974—1999. — Страница 244: портрет; Паничев А. Съесть камень. История развития одной идеи или о том, как геология и биология возвращаются в лоно неделимого естествознания // Дальневост. учёный. — 2000. — № 3. — Страницы 6—7; Кулаков А.П. Время «сбора плодов» // Дальневосточный учёный. — 2000. — № 5. — Страница 5; Глеб Иванович Худяков: к 75-летию со дня рождения: геолог-минералог: ред. ст. // Поволжский экологический журнал. — 2003. — № 2. — Страницы 204—206: портрет; Лотоцкий Г.И. Члену-корреспонденту Российская Академия Наук Г.И.Худякову — 75 лет // Изв. Саратов. ун-та. — 2004. — Том 4, выпуски 1-2. — Страницы 199—202: портрет; Лотоцкий Г.И. Глеб Иванович Худяков : (к восьмидесятилетию со дня рождения) // Поволжский экологический журнал. — 2008. — № 3. — Страницы 244—247.
[485x699]
1929
Валерий Исаакович Грайфер
генеральный директор ОАО «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» (РИТЭК), Председатель Совета директоров ОАО «Лукойл». Окончил Московский нефтяной институт имени И.М. Губкина. Трудовую деятельность начал в 1952-м в Татарстане, где прошёл путь от помощника мастера по добыче нефти до главного инженера — заместителя начальника ГПО «Татнефть». С 1972 года — начальник Планово-экономического управления Министерства нефтяной промышленности СССР, в 1985-м назначен заместителем министра этого министерства — начальником ПО «Главтюменьнефтегаз». С 1992 года является генеральным директором РИТЭКа. Академик Академии горных наук. Почётный нефтяник. Заслуженный деятель науки и техники. Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности. Лауреат Ленинской премии (1976). Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (2001).
1929
Иван Сидорович Терещенко
первый горновой Днепропетровского металлургического завода имени Г.И.Петровского Министерства чёрной металлургии Украинской ССР. Родился на хуторе Попово (ныне село Синельниковского района Днепропетровской области, Украина). Украинец. В 1945 году поступил в Днепропетровское ремесленное училище №2. После окончания училища в 1947 году пришёл на работу на металлургический завод имени Петровского. Работал горновым, затем горновым-наставником доменного цеха, первым горновым. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию чёрной металлургии, Терещенко Ивану Сидоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжал работать горновым до 1986 года. В последующем работал слесарем-ремонтником. Избирался делегатом XXIV (1971) и XXV (1976) съездов КПСС, XV–XVII съездов профсоюзов СССР, XI и XII съездов профсоюза работников металлургической промышленности. Жил в Днепропетровске (с 2016 года – Днепр). Умер 14 августа 2007 года. Похоронен на кладбище в посёлке Кировское. Награжден орденами Ленина (30 марта 1971), Октябрьской Революции (5 марта 1976), «Знак Почёта» (19 июля 1958), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (22 марта 1966) и «За трудовое отличие» (26 декабря 1952).
1929
Евгений Минович Хринюк
Сценарист, режиссер, актер. Родился в городе Луцк, Украина. В 1963 окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская А.Спешнева). Автор и соавтор сценариев документальных, научно-популярных своих фильмов, а также игровых фильмов «Скуки ради» — 1968, «Тронка» — 1971, «Это было в Межгорье» — 1975. Умер 22 мая 1978 года.
1930
Витаутас Юстино Бредикис
российский архитектор. Учился в Художественном институте Литовской ССР (1949-1955), преподаёт там же. Автор проектов планировки и застройки значительных градостроительных комплексов: проект детальной застройки и планировки привокзальной площади (1962-1965), проект нового корпуса Художественного института Литовской ССР (член авторского коллектива, 1966-1970), проект детальной планировки и архитектуры жилого района Лаздинай (с соавторами, 1965-1966, 1969-1973; Ленинская премия 1974) - все в Вильнюсе.
1930
Нина Константиновна Тинькова
историк-архивист, кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора истории Института языка, литературы и истории КНЦ Российской Академии Наук.
[513x700]
1930
Антонина Александровна Фомина
рабочая Ленинградского производственного объединения кондитерской промышленности имени Н.К.Крупской Министерства пищевой промышленности РСФСР. Родилась в городе Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), в семье рабочих. Отец погиб в годы Великой Отечественной войны во время блокады Ленинграда, а Антонину вывезли в тыл страны. Вернувшись в Ленинград, закончила школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) и стала работать в шоколадном цехе кондитерской фабрики № 3 (позднее в составе Ленинградского производственного объединения кондитерской промышленности имени Н.К.Крупской). В 1960 году вступила в КПСС. Внедрение новой техники заставило пересмотреть технологию выпуска продукции. Если раньше сахар возили в цех и варили сироп или же в бидонах доставляли раствор из соседних помещений, то теперь соорудили трубопровод, подающий компоненты к машине. Усовершенствовали отливочные головки линии – и сократили вдвое потери сырья. Рассчитали пооперационно, до секунд, ход работы получили «ступенчатый график», снизилис.ь затраты рабочего времени. Вскоре стала бригадиром. Производительность труда за девятую пятилетку (1971-1975) в бригаде повысилась на 37 процентов. Работницы стали совмещать выполнение нескольких операций. 7 человек выполняли работу, которой прежде было занято 11. Задание девятой пятилетки бригада выполнила досрочно, выпустила сверх плана 532 тонны конфет, за что А.А.Фомина была награждена орденом Ленина. Коллективу дважды за эти годы присуждалось звание лучшей бригады Министерства пищевой промышленности СССР. К Антонине Александровне приезжали за опытом кондитеры из Москвы, Ульяновска, Кишинёва. Являлась наставником и воспитателем для молодых рабочих. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 мая 1977 года за выдающиеся успехи в выполнении плана на 1976 год и принятых социалистических обязательств, достижение наивысшей в отрасли производительности труда, личный вклад в увеличение выпуска высококачественных продуктов питания, большую творческую работу по коммунистическому воспитанию молодых рабочих Фоминой Антонине Александровне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Трудилась в объединении до выхода на заслуженный отдых. Делегат XXV съезда КПСС (1976). Избиралась депутатом Ленинградского городского и Фрунзенского районного Советов. Жила в городе Санкт-Петербург. Умерла 25 июля 2020 года. Награждена 2 орденами Ленина (16 февраля 1974; 12 мая 1977), медалями.
1931
Александр Емельянович Безыментов
актёр. Окончил ЛГИТМиК, театроведческий (1984 г.). Работает в Брянском Театре драмы имени А.К.Толстого.
1931
Тимур (Таймураз) Александрович Золоев
Режиссер, сценарист, актер. Родился в Орджоникидзе (Владикавказ). В 1954 окончил историко-филологический факультет Северо-Осетинского университета, в 1965 — режиссерский факультет ВГИКа (мастерская научно-популярного кино Б.Долина и Г.Широкова). Работал учителем на Урале, затем в геологической партии и на Свердловской киностудии.
[518x698]
1932
Николай Филиппович Бакеев
российский физикохимик, член-корреспондент Академии Наук СССР (с 1987). Окончил Московский университет (1956). С 1956 г. работает там же (с 1970 г. - профессор). Одновременно работает (с 1970) в Физико-химическом институте имени Л.Я.Карпова. Основные работы в области химии высокомолекулярных соединений, в частности структурно-физической модификации полимеров. Установил закономерности строения аморфных полимеров, связав особенности надмолекулярной организации с их свойствами в различных физических состояниях (1960-1965). Впервые показал зависимость физико-механических свойств кристаллических полимеров от их макроструктуры (1963-1966). Разработал методы упрочнения кристаллических полимеров, получил кристаллы с выпрямленными цепями в ориентированных полимерах (1970-1975), создал модель строения упрочненных полимеров (1982-1986), разработал новый метод формирование в твердом состоянии (1982-1985). Разработал метод получения сверхпрочного сверхвысокомодульного полиэтилена (1986). Установил общий принцип упрочнения ориентированных гибкоцепных полимеров (1980-1985). Исследовал механизм деформации структуры и свойства полимеров, подверженных холодной вытяжке в жидких средах. Разработал метод получения композиционных полимерных материалов нового поколения - газоразделительных полимерных мембран и ультрафиолетов, полимерных адсорбентов.
1932
Владимир Иванович Дмитриев
профессор кафедры математической физики физического факультета, лауреат Государственной премии СССР (1976 г.), 2-ой премии имени М.В.Ломоносова за цикл работ "Разработка и внедрение математических методов в электромагнитные геофизические исследования " 1983 г.
1932
Колвилл Норберт Янг (Colville Norbert Young)
генерал-губернатор Белиза с 17 ноября 1993, сменил Эльвиру Миниту Гордон. Один из основателей Объединённой демократической партии, университета Белиза, композитор, автор рассказов, пьес, книг о белизской литературе. Также патрон Организации скаутов Белиза. Сэр Колвилл Янг учился в Белизском университете Святого Майкла (ныне англиканский колледж (АКК)), не следует путать с колледжем основанным недавно, и получил степень бакалавра английского языка в Университете Вест-Индии, в Моне, Ямайка и также получил степень доктора в области лингвистики в Университете Йорка в Великобритании. Сэр Колвилл был одним из членов-основателей либеральной партии, политическая партия, которая в конечном итоге стала частью Объединённой гражданской партии (ОГП). Новая партия была заинтересована в развитии Белиза, науки и образования, а после возвращения Колвилла из Великобритании он начал работать в этой области. В конце 1980-х Колвилл стал президентом Университетского колледжа Белиза, одного из пяти институтов Белиза, и был одним из старших преподавателей. Кроме того, он занимался музыкой, и сочинял музыкальные произведения. Он опубликовал ряд книг, в том числе «Литература и образование в Белизе», «Притчи креольского Белиза», и «Карибский угол», и другие. Из них две содержали стихи на английском языке и креольском языке. Из этих книг «Креольская Притча» наиболее известна. В 1993 году, прежде чем стать генерал-губернатором, он опубликовал книгу рассказов под названием «Патаки», получив одобрение от местного сообщества в письменной форме. Его рассказы были опубликованы в Белизе в серии «Истории Белиза». Сэр Колвилл Янг имеет двух сестёр (Мирна и Жанна) и младшего брата (Уолли). Он также имеет 3 сыновей и дочь. Старший сын — Колвилл младший, тоже талантливый учитель музыки и успешный предприниматель. Его внучка Натали получила музыкальное образование и окончила Университет Северной Флориды и Университет Флориды. Младший брат Натали, Алоби, в настоящее время изучает музыку на Тайване. Второй сын Колвилла Линн Янг инженер и генеральный директор Белизской компании «Belize Electricity Limited», у него четверо детей, Даррел Янг, Бернард Янг, Адриан Янг и Аналез Янг. Третий сын Карлтон Янг также инженер и владелец «Young’s Engineering Consultancy», в то время как единственная дочь Морин Янг бухгалтер и живёт во Флориде.
1932
Аркадий Семенович Соколовский
российский и украинский поэт. Окончил Киевское суворовское военное училище (1950), Ленинградское артиллерийское училище (1952), факультет журналистики Киевского университета (1963). В 1952-1958 служил офицером в Приморском крае, в 1958-1965 работал инженером на заводе электроприборов в Киеве, журналистом в газетах: в 1965-1966 - «Камчатский комсомолец», в 1966-1968 - «Комсомольское знамя», в 1968-1992 - режиссером на студии «Киевнаучфильм». Печатается как поэт с 1958. Автор нескольких сборников стихов.
[493x700]
1933
Иван Иванович Гурин
бригадир комплексной бригады строительного управления «Промстрой» № 3 треста «Донецкметаллургстрой». Родился в деревне Полднево Угранского района Смоленской области, в крестьянской семье. Окончил семилетнюю школу в родной деревне. Трудился в местном колхозе. В 1955-1958 годы – рабочий, затем мастер геологоразведочной партии, проводившей изыскательные работы в Смоленской области. В 1958 году переехал в Донецк (ныне Украина). Поступил на работу в строительное управление «Промстрой» № 3 треста «Донецкметаллургстрой». В короткие сроки овладел многими строительными профессиями. Окончил Донецкий строительный техникум. Вначале был рядовым строителем, затем назначен бригадиром. В 1961 году вступил в КПСС. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1975 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые на строительстве объектов легкой, пищевой, мясной и молочной промышленности в Донецкой области, и успешное выполнение принятых социалистических обязательств в 1974 году Гурину Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1988 года – на пенсии, персональный пенсионер союзного значения. Жил в городе Донецк (Украина). Умер 1 февраля 2014 года. Делегат XXV съезда КПСС (1976 год). Избирался членом Донецкого горкома Компартии Украины, депутатом районного Совета народных, депутатов. Награжден 2 орденами Ленина (5 апреля 1971; 10 апреля 1975), орденом Трудового Красного Знамени (11 августа 1966), медалями.