• Авторизация


20 ноября родились... 20-11-2025 09:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Syuzyumov_M.Ya (437x700, 236Kb)
1893
Михаил Яковлевич Сюзюмов
советский российский историк, специалист по истории Рима и Византии. Доктор исторических наук (1954), профессор (1955), с 1956 по 1978 год заведующий кафедрой всеобщей истории Уральского государственного университета. До 1955 года работал в Свердловском педагогическом институте. Основатель Уральской школы византиноведения (Свердловской). Один из деятелей советской филателии в 1920-е — 1930-е годы, основоположник тематического коллекционирования в филателии. Родился в селе Дивное, Новогригорьевский уезд, Ставропольская губерния, Российская империя, в семье выпускника ветеринарного факультета Юрьевского (Тартуского) университета Якова Адриановича (1865—1949) и уроженки Ревеля Анны Яковлевны, урождённой Кирпичниковой. Окончил Тартускую гимназию с золотой медалью и историко-филологический факультет Юрьевского (Тартуского) университета (со степенью кандидата истории), где учился в 1911—1916 годах, поступал как представитель S 2 (дети личных дворян и чиновников). М.Я.Сюзюмов учился у таких преподавателей как А.А.Васильев, В.Э.Регель, П.А.Яковенко, М.Н.Крашенинников. Университетская работа М.Я.Сюзюмова «Походы южно-итальянских норманнов против Византии 1081—1185 гг.» получила на университетском конкурсе золотую медаль. По причине германской оккупации Юрьева оказалась неизданной. Сюзюмов был оставлен при университете как профессорский стипендиат у П.А.Яковенко. Тогда же в университетом научном сборнике «Византийское обозрение» он опубликовал свои первые статьи по истории Византии: «Об источниках Льва Диакона и Скилицы» и «Об историческом труде Феодора Дафнопата». В студенческие годы жил в немецкой семье. Октябрьская революция 1917 года застала его в Петрограде, где он работал по теме магистерской диссертации о Феодоре Дафнопате. Потеряв возможность заниматься византинистикой, он устроился на службу писарем в четвёртую Петроградскую дивизию Красной Армии (служил там вместе с отцом и братом). В годы Гражданской войны он оказался в составе 27-й дивизии на Восточном фронте. В армии вступил в 1919 году в партию, однако уже год спустя был исключён. В июне 1920 года тяжело заболел тифом и был снят с поезда в городе Златоусте. В этом городе Михаил Яковлевич прожил девять лет. Работал директором школы, преподавал историю. В 1921 году он впервые был кратковременно арестован — за организацию танцев в школе. Сюзюмов стал одним из инициаторов создания Златоустовского окружного общества краеведения в 1925 году. В 1927—1928 гг. он руководил секцией народного образования города и избирался в члены президиума Златоустовского горсовета 10-го созыва. В Златоусте он женился и завёл детей. Тогда же увлёкся филателией. В 1929 году Сюзюмов переехал в Свердловск, где был назначен на должность заведующего школой № 25 Пермской железной дороги, затем стал завучем в школе железнодорожного фабрично-заводского ученичества, позднее — в школе № 11. В апреле 1936 года за связи с иностранными коллекционерами марок был арестован органами НКВД. Был помилован ВЦИК. В июле 1938 года принят в Свердловский пединститут преподавателем латинского языка и истории средних веков; по совместительству работал в Уральском государственном университете. Осенью 1955 года после многих лет работы в Свердловском педагогическом институте М.Я.Сюзюмов был переведён в связи с присоединением исторического факультета СГПИ к Уральскому государственному университету на должность заведующего кафедрой всеобщей истории, которую он занимал до 1978 года. В 1964—1969 годах Сюзюмов возглавлял Уральский совет координации и планирования научно-исследовательских работ по гуманитарным наукам. С 1965 по 1971 год М.Я.Сюзюмов состоял членом совета по присуждению учёных степеней доктора наук при ПермГУ. Состоял членом редколлегии журнала «Византийский временник» Института истории Академии Наук СССР, принимал участие в издании Большой советской энциклопедии, Малой советской энциклопедии, Исторической энциклопедии, Детской энциклопедии. Награждён орденом «Знак Почета», двумя медалями, знаком «За отличные успехи в работе в области высшего образования». Профессор М.Я.Сюзюмов — автор более 200 работ. У него было много учеников и последователей. Среди них — доктора наук В.В.Кучма, И.П.Медведев, М.А.Поляковская, И.В.Пьянков, А.И.Романчук, В.А.Сметанин, В.П.Степаненко. На историческом факультете Уральского университета регулярно проводятся Сюзюмовские чтения, посвящённые памяти выдающегося учёного. Благодаря уральской, сюзюмовской школе византинистики, Екатеринбург признан одним из центров византиноведения. Сюзюмова (Анисимова) Валентина Михайловна (1899—1968) — первая жена. В 1918 г. она окончила Петроградский Сиротский Институт императора Николая I, преподавала французский язык в школах Златоуста и Свердловска. Вторая жена М.Я.Сюзюмова — Полина Александровна Вагина (1911—1970), кандидат исторических наук (1950), доцент кафедры истории СССР УрГУ. Третья жена — Александра Владимировна Липская (1910—1985). Дочь Людмила (1925—2009) — ученый-иммунолог и эпизоотолог, доктор биологических наук (1972), профессор (1985). Сын — Лев (1929—2003). Михаил Яковлевич Сюзюмов скончался в городе Свердловск, РСФСР, СССР, 1 мая 1982 года. Похоронен на Сибирском кладбище Свердловска. Награды и премии: Орден «Знак Почёта» — 1973; Отличник высшей школы СССР.
Научная деятельность
С конца 1930-х годов начал активную научную работу, он пишет ряд статей по истории и культуре Византии, однако его работы не публикуются. Заниматься историей империи, передавшей по наследству России такие одиозные по понятиям тех лет институты, как самодержавие и православие, в идеологическом аспекте считалось по меньшей мере не поощрительным. Во время Великой Отечественной войны в Свердловск были эвакуированы архив Херсонесского музея, Эрмитаж и часть кафедр Московского госуниверситета, появилась научная среда. Это позволило Сюзюмову в 1943 году защитить кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы истории иконоборческого движения в Византии», в которой он отверг традиционную оценку иконоборчества как движения за конфискацию церковно-монастырского землевладения и доказал, что оно служило средством для подрыва влияния столичной бюрократии и усиления провинциальной аристократии. Одним из оппонентов Михаила Яковлевича, с которым он пребудет «в отчаянном споре» о «дофеодальном периоде», был находившийся в Свердловске в связи с эвакуацией Александр Иосифович Неусыхин. Частично диссертация была опубликована в 1948 году в «Учёных записках Свердловского педагогического института». В 1954 году в Институте всеобщей истории Академии Наук СССР защитил докторскую диссертацию «Производственные отношения в византийском городе-эмпории в период генезиса феодализма», где высказал оригинальные мысли об альтернативности истории Византии, о значении многовековой борьбы двух группировок господствующего класса — столичной и провинциальной знати, о сущности византийского континуитета, о месте городских структур в общей системе византийской цивилизации. Четырёхтомная диссертация объёмом более 1200 страниц содержит огромный конкретно-исторический материал. На протяжении десятилетия Сюзюмов оставался единственным доктором наук на истфаке УрГУ. Вообще же к тому же 1955 году византинистов — докторов наук в СССР было считанное число. Приоритетом научного творчества М.Я.Сюзюмова являлась раннесредневековая тематика, а центральным тезисом научных изысканий стала идея континуитета, — непрерывности исторического развития, в котором Византия сыграла роль непосредственной преемницы античных отношений при переходе к Средневековью. С целью доказательства преемственности византийского города, особенно в эпоху Тёмных веков, Крымской экспедицией Уральского университета были предприняты археологические раскопки в районе Херсонеса (близ Севастополя). Первая экспедиция в Херсонес состоялась в 1958 году. К середине 1960-х годов снова стала культивироваться официальная концепция исторического развития. На научной сессии, подводившей в июне 1966 года итоги и задачи изучения генезиса феодализма в Западной Европе, доклад М.Я.Сюзюмова о происхождении средневекового города и множественности его функций в раннесредневековый период стал объектом критической атаки. Сюзюмов оказывается практически в полной изоляции («для медиевистов Москвы после сессии 1966 года Сюзюмов стал, как отмечает М.А.Поляковская, persona non grata»). Многие либо вообще не отвечали ему на письма, либо высокомерно и немногословно отвергали его концепцию, не приводя никаких аргументов. В начале 1970-х годов партийное бюро исторического факультета создало комиссию, перед которой стояла задача расследовать вопрос о том, пропагандирует ли Сюзюмов в своих лекциях буржуазные взгляды. Однако в комиссию умышленно были включены люди, осознававшие значимость таланта Сюзюмова. Они свели свою работу лишь к соблюдению формального протокола. Как подмечал отдельно исследователь Владимир Рыжковский, Сюзюмов «умел подбирать цитаты из классиков [марксизма] для подтверждения собственных мыслей, при случае ссылаясь на существующие разночтения русского перевода и немецкого оригинала, которым зачастую пользовался». По мнению Р.Г.Пихоя, «сам Сюзюмов формально и убеждённо считал себя марксистом, правда, у него был собственный марксизм, который к официальному марксизму не имел никакого отношения, а взгляды его были скорее близки к такому вот позднему позитивизму и ближе всего [они] были к концепции Дмитрия Моисеевича Петрушевского». Вместе с отмечающимся талантом полемиста у Сюзюмова, замечают, что в «споре [он] не был жесток и агрессивен, а скорее испытывал состояние удовлетворённости и вдохновения», произнося: «А я с Вами не согласен», — «тоном, каким обычно говорят комплименты».
Вклад в филателию
Филателией Михаил Яковлевич заинтересовался ещё в 1920-х годах. Преподавая историю в златоустовской школе, на своих уроках он использовал марки как иллюстративный материал, сумев таким образом увлечь филателией и своих учеников. Вскоре под его руководством возник филателистический кружок, в котором собирали марки по темам: «Мировая война», «Империализм и колонии» и т. п. Идея тематического коллекционирования принадлежала Михаилу Яковлевичу Сюзюмову. В начале 1925 года в журнале «Советский коллекционер» было опубликовано письмо членов кружка юных филателистов средней образовательной школы 2-й ступени Златоуста «Что и как собирать»[30], в котором впервые в филателии были сформулированы основные принципы тематического коллекционирования. Передовая статья Ф. Г. Чучина в журнале «Советский коллекционер» назвала выступление М.Сюзюмова и членов его кружка юных филателистов «Октябрём в филателии»[31]. Это письмо было затем перепечатано во многих филателистических и молодёжных журналах мира, получив название «златоустовской платформы».
Увлечение филателией не оставил и после переезда в Свердловск в 1929 году. Дома у него был создан небольшой филателистический музей из «исторических» марок. Своё собрание он расширял, завязав переписку и обмениваясь с иностранными коллекционерами. В 1936 году была начата кампания против филателистов, в которой пострадали многие, в первую очередь те, кто вёл заграничный обмен. Под эту кампанию попал и Михаил Яковлевич. 5 апреля 1936 года он был арестован органами НКВД; при аресте ему предъявили обвинение по статье 59а «по делу коллекционирования почтовых марок и открыток». Сюзюмову было инкриминировано нарушение монополии внешней торговли и контрабанда и присуждено три года лишения свободы. Вся его коллекция из 137 тысяч марок была изъята. После девятимесячного заключения в Свердловской тюрьме 31 декабря 1936 года М.Я.Сюзюмов был освобождён, позднее решением Президиума Верховного Суда за отсутствием состава преступления дело было прекращено.
Избранные труды
За свою карьеру не издал ни одной монографии.
Византинистика: К вопросу о происхождении слова Россия // Вестник древней истории. — 1940. — № 2; О трактате Юлиана Аскалонита // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1960. — Выпуск 1; Византийская книга Эпарха. — Москва, 1962; История Византии. — Москва, 1967 (в соавторстве). — Являлся членом редакционной коллегии и одним из основных авторов этого трехтомного труда; Историческая роль Византии и её место во всемирной истории (в порядке дискуссии) // Византийский временник. — Москва, 1968. — Том 29; Хронология всеобщая. — Свердловск: Уральский государственный университет, 1971; К вопросу о кризисе в Римской империи в III в. (в соавторстве с Беловой Н.Н.) // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1978. — Выпуск 15. — Страницы 5—22; Византийские этюды (недоступная ссылка). — Екатеринбург : Издательство уральского университета, 2002. — 394 страницы. — (Античная древность и средние века). — Библиография в подстрочных примечаниях. — ISBN 5-7996-0137-8; Византийское государство и византийская культура в X—XI веках // подготовка текста, вступительная статья, комментарий А.С.Мохов, К.Р.Капсалыкова. — Екатеринбург: ИЦ «Никея», 2018. — 122 страницы. — ISBN 978-5-9902746-2-4. Филателия: Сюзюмов М. В защиту златоустовской платформы // Советский коллекционер. — 1925. — № 2; Сюзюмов М. Филателия в школе // Советский коллекционер. — 1925. — № 11—12; Златоустовский Кружок. Одноглавый орёл с серпом и молотом // Советский коллекционер. — 1925. — № 16. Литература: Артамонов М. Златоустовская платформа и молодёжь // Советский филателист. — 1926. — № 20; Буткевич О. Долой патологию // Советский коллекционер. — 1925. — № 10; Златоустовская платформа в Швейцарии // Советский филателист. — 1927. — № 10; Капсалыкова К. Р. Ita vale, Lector erudite: инскрипты кандидатской диссертации М.Я.Сюзюмова «Проблемы истории иконоборческого движения в Византии» (1943 г.) // Документальный Архив. История. Современность. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург, 16-18 ноября 2018 г. — Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2018. — Страницы 417—423; Крестовников Ф. История и география в филателии // Советский филателист. — 1927. — № 12; Олендзский В. По поводу златоустовской платформы // Советский коллекционер. — 1925. — № 15; Мохов А.С., Капсалыкова К. Р. История византийской армии и военного искусства в неопубликованных работах М.Я.Сюзюмова 1930—1940-х годов // Вестник Волгоградского государственного университета. — Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. — 2018. — Том 23, № 5. — Страницы 230—237. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2018.5.21; Мохов А.С., Капсалыкова К.Р. «Три империи» Михаила Сюзюмова // Сюзюмов М.Я. Византийское государство и византийская культура в X—XI веках / подготовка текста, вступительная статья, комментарий А.С.Мохов, К.Р.Капсалыкова. — Екатеринбург: ИЦ «Никея», 2018. — 122 страницы. ISBN 978-5-9902746-2-4; Мохов А.С. «Такая статья имеет актуальный характер, мы ее поместим в ближайшем номере»: к вопросу о смене тенденций в советской историографии 1930-х гг. // Советский проект. 1917—1930-е гг.: этапы и механизмы реализации". — Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2018. — Страницы 478—487; Мохов А.С. Научная деятельность М.Я.Сюзюмова в годы Великой Отечественной войны // Документ. Архив. История. Современность. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург, 16-18 ноября 2018 г. — Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2018. — Страницы 471—478; Пихоя Р.Г. Михаил Яковлевич Сюзюмов. (К 80-летию со дня рождения) // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1973. — Выпуск 10. — Страницы 4—20; Поляковская М.А. Михаил Яковлевич Сюзюмов (К восьмидесятилетию со дня рождения) // Византийский временник. Том 35. — Москва : Наука, 1973. — Страницы 300—303; Поляковская М. А. Учёный и время: К 100-летию со дня рождения М.Я.Сюзюмова // Византийский временник. Том 54. — Москва : Наука, 1993. — Страницы 170—182; Поляковская М.А. М.Я.Сюзюмов: парадоксы жизни и творчества // Известия Уральского государственного университета. — 1995. — № 5; Розов В. «Гражданская война» в филателии // Советский филателист. — 1925. — № 20; Самоделкин В. По поводу платформы Златоустовцев // Советский коллекционер. — 1925. — № 10; Сашанов В.В. «Интегральный коллекционер» или прерванный путь в науку: М.Я.Сюзюмов в 1920—1930-е гг. // Уральский исторический вестник. — 2015. — № 4 (49). — Страницы 139—145; Сорокин Ю. «…По делу коллекционирования почтовых марок» // Филателия. — 1992. — № 4. — Страницы 10—11; Чучин Ф. Новые веяния в филателии // Советский филателист. — 1926. — № 1; Kazhdan A. Portraits of Soviet byzantinists // Byzantine Studies. Vol. 10. Pt. 1/2. Leiden: E.J. Brill, 1983. — P. 202—215.

Zita_Fumagalli-Riva (431x700, 295Kb)
1893
Зита Фумагалли-Рива (итальянское имя — Zita Fumagalli-Riva)
итальянская оперная певица (сопрано) и музыкальный педагог. Родилась в городе Милан, Королевство Италия, ныне Италия. Пела на различных итальянских оперных сценах 1910-1920-х гг., в том числе и в театре Ла Скала. Исполнительница заглавной партии в премьере оперы Амилькаре Дзанеллы «Суламифь» (1926). Записала в 1923 г. несколько оперных дуэтов с Антонио Кортисом, получивших сочувственный отзыв критики, а также с Этторе Бергамаски. В дальнейшем на протяжении многих лет была одним из ведущих вокальных педагогов Италии. Наиболее известна как наставник Райны Кабаиванской, отправившейся учиться к ней после окончания консерватории в Софии и дебюта на сцене Софийской народной оперы; в неблагополучные 1950-е годы Фумагалли не только обучала болгарскую певицу тонкостям интерпретации веристских партий, но подбрасывала ученице денег на еду. Среди её учеников также Франко Тальявини, Джанни Маффео, Бональдо Джайотти, Оттавио Гаравента, Лео Нуччи. Зита Фумагалли-Рива дожила до ста лет, а на свое 100-летие, которое отмечалось в театре «Валли» в итальянской провинции Реджо-нель-Эмилия, была как никогда свежа и весела и даже спела несколько любимых оперных арий. Умерла в городе Новеллара, Реджо-Эмилия, Эмилия-Романья, Италия 4 октября 1994 года. Именем Зиты Фумагалли-Рива названа улица в городе Новеллара.

Carl Mayer (500x700, 146Kb)
1894
Карл Майер (немецкое имя — Carl Mayer)
немецкий писатель и сценарист австрийского происхождения. Карл Майер родился в городе Грац, Австро-Венгрия, ныне Австрия, в еврейской семье безуспешного предпринимателя. В 16 лет стал сиротой, после того как его отец, проиграв крупную сумму, покончил жизнь самоубийством. Чтобы прокормить младших братьев, Карлу пришлось выполнять случайные работы. Он был уличным торговцем, певцом в хоре, рисовальщиком и статистом в театре, а позднее актёром провинциальной сцены. В 1919 году, будучи драматургом «Резиденцтеатра» в Берлине, познакомился с бывшим офицером и чешским писателем Гансом Яновицем. Вместе они написали сценарий фильма «Кабинет доктора Калигари». После экспрессионистского фильма «Генуине» (1920) отошел от «калигаризма» и работал над сценариями камерных фильмов и реалистических драм в мещанской среде. Написал сценарии фильмов Фридриха Вильгельма Мурнау «Последний человек» (1924) и «Восход солнца» (1927). По его сценариям поставлено более двадцати фильмов. В 1927 г. уехал в Голливуд, по возвращении в 1933 году после прихода к власти национал-социалистов эмигрировал сначала во Францию, а в 1935 году — в Англию. Умер в городе Лондон, Англия, Великобритания, от рака, 1 июля 1944 года.
Carl-mayerгроб (700x466, 459Kb)
Похоронен на Хайгейтском кладбище в Лондоне.
Фильмография
Сценарист: 1920 — Кабинет доктора Калигари (совместно с Гансом Яновицем); 1920 — Генуине; 1924 — Новогодняя ночь; 1924 — Последний человек; 1927 — Восход солнца. Литература: Michael Omasta, Brigitte Mayr, Christian Cargnelli (eds.): Carl Mayer: Ein Script von ihm war schon ein Film (A Script by Carl Mayer Was Already a Film), Vienna: Synema, 2003, ISBN 3-901644-10-5 (German/English)

George Rolfe Humphries (490x700, 157Kb)
1894
Джордж Рольф Хамфрис (George Rolfe Humphries)
американский писатель, поэт, переводчик и педагог, составитель антологий "Рассказы о странном", "Остановка в чудесном" (с М.Фишер). Родился в городе Филадельфия, Пенсильвания, США. Выпускник средней школы Тованда, Хамфрис с отличием окончил колледж Амхерст в 1915 году. Во время Первой мировой войны, с 1917 по 1918 год, он был старшим лейтенантом-пулеметчиком. В 1925 году он женился на Хелен Уорд Спенсер. До 1957 года он преподавал латынь в средних школах Сан-Франциско, Нью-Йорка и Лонг-Айленда. Он перевел основные произведения Овидия и Ювенала и был хорошо известен как классицист. С 1957 по 1965 год он преподавал в колледже Амхерст и на многих семинарах по поэзии и творческому письму, включая Конференцию писателей Университета Нью-Гэмпшира и Конференцию писателей Университета Колорадо. Был наставником многих поэтов, в том числе Теодора Ретке. среди его литературных друзей были Луиза Боган, Эдмунд Уилсон и Элизабет Бишоп. Его работы появлялись в журналах «Harper's» и «The New Yorker». Хамфриса, возможно, больше всего помнят за печально известную литературную выходку. В 1939 году его попросили написать стихотворение, и он написал 39 строк, содержащих акростих. Первые буквы каждой строки содержали сообщение: "Николас Мюррей Батлер - лошадиная задница". Редактор опубликовал извинения, и Хамфрису запретили публикацию. Запрет был снят в 1941 году. Его документы хранятся в колледже Амхерст.Умер в Редвуд-Сити, штат Калифорния, США, 22 апреля 1969 года.
Испания
Как и многие американские интеллектуалы, Хамфрис поддерживал республиканцев во время гражданской войны в Испании. Он был главным организатором сборника "...И Испания поет". Пятьдесят баллад о лоялистах (1937). Он перевел два тома стихов Федерико Гарсиа Лорки, испанского поэта-гомосексуалиста, убитого в начале той войны и ставшего символом того, что потеряла Испания. Из-за разногласий, связанных с текстом первой из этих книг, переписка Хамфриса с Уильямом Уордером Нортоном, Луизой Боган и другими была опубликована Дэниелом Айзенбергом (в переводе на испанский). Айзенберг хвалит Хамфриса как знатока текстов. Награды: 1938 - стипендиат Гуггенхайма по литературному творчеству; 1955 - членство в Академии американских поэтов

Pierre_Cot-1928 (520x700, 169Kb)
1895
Пьер Жюль Кот (французское имя — Pierre Jules Cot)
французский политический деятель, радикал. По образованию — юрист. Родился в городе Гренобль, Франция. В 1920-х годах Кот был сторонником Аристида Бриана. Депутат Национального собрания от партии радикалов и радикал-социалистов (1928—1940). В декабре 1932 года назначен заместителем министра иностранных дел в правительстве Жозефа Поля-Бонкура. В 1933—1934 и 1936—1938 годах министр авиации (в правительствах Эдуара Даладье, Камиля Шотана и Леона Блюма), в марте 1938 — мае 1939 года министр торговли. Президент Международной конференции мира с 1936 по 1940 год. В мае 1940 года премьер-министр Поль Рейно отправил Кота в миссию по закупке вооружений из Советского Союза (который уже посещал в 1933 году), но оккупация Франции фашистской Германией в июне 1940 года перечеркнула это задание и вынудила эмигрировать в Великобританию. Согласно мемуарам де Голля, создававшего движение «Сражающаяся Франция», Пьер Кот, потрясенный событиями, умолял использовать его на какой угодно работе, «хоть подметать лестницу». Однако де Голль, хотя и очень нуждался в это время в помощниках, посчитал невозможным, ввиду его известных левых взглядов, дать ему какой бы то ни было пост, и Кот отправился дальше в США. В 1944—1945 годах член Временной консультативной ассамблеи в Алжире. В 1945 году депутат Учредительного собрания. В 1946—1958, 1964—1968 годах Национального собрания от «Союза прогрессивных республиканцев», близкого к коммунистам. Пьер Кот — один из организаторов «Движения сторонников мира», член Бюро ВСМ, один из трёх председателей Международной ассоциации юристов-демократов. Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1953). В 1960—1969 годах заведующий отделом социологии права и международных отношений в Высшей школе научных исследований в Париже. С июля 1951 по январь 1962 года ответственный редактор международного журнала «Оризон» («Horizons»; русское издание — «В защиту мира»). Саркастически упомянут в 3-м томе «Архипелага Гулаг» Александра Солженицына. Умер в посёлке Куаз-Сен-Жан-Пье-Готье, департамент Савойя, Франция, 21 августа 1977 года. Награды: Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами» — 1953.

Кузнецов (514x700, 108Kb)
1895
Александр Николаевич Кузнецов
генерал-майор авиации, участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Александр Кузнецов родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Окончил четырёхклассное начальное училище. В 1916 году Кузнецов был призван на службу в царскую армию. Принимал участие в Первой мировой войне. В 1918 году добровольно пошёл на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Участвовал в боях во время Гражданской войны. После её окончания продолжил службу в армии. В 1924 году он окончил курсы среднего командного состава, в 1927 году — технические курсы при Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. До начала Великой Отечественной войны находился на различных командных должностях. Начало войны встретил в должности начальника 15-го района авиационного базирования. Обеспечивал боевую работу авиации, руководил работами по выводу из-под удара немецких войск частей района в ходе кампании 1941 года. В короткие сроки отступающие части Западного фронта занимали новые аэродромы и готовили авиацию к новым боевым вылетам. Участвовал в Смоленском сражении и битве за Москву. В 1942 году занимался строительством аэродромов, под его непосредственным руководством только за тот год было построено 11 оперативных аэродромов, 2 из которых — с грунтово-гравийными посадочными полосами. В 1943—1944 годах Кузнецов был помощником начальника академии имени Жуковского по материально-техническому обеспечению, затем был отправлен в Прибалтику начальником тыла воздушной армии. После окончания войны Кузнецов служил в Смоленске, был заместителем по тылу командующего 50-й воздушной армией. С 1953 года в звании генерал-майор авиации — в запасе. Умер в городе Смоленск, РСФСР, СССР, 22 февраля 1966 года.
Кузнецовгроб (525x700, 359Kb)
Похоронен на кладбище «Клинок» в Смоленске.
Награды: Орден Ленина; Три ордена Красного Знамени; Орден Красной Звезды; Медаль «За боевые заслуги»; Медаль «За оборону Москвы»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Литература: И.Н.Беляев. «Профессия — Родину защищать. Смоляне — высшие офицеры Вооружённых Сил СССР, Российской Федерации. Энциклопедический справочник», 2005.

Фиалков (465x700, 200Kb)
1895
Яков Анатольевич (Нафтулович) Фиалков
доктор химических наук, профессор, член-корреспондент Академии Наук Украинской ССР. Родился в городе Киев, Российская империя. Сын Нафтоля Берковича Фиалкова (из Пинска) и Иты Борух-Мордковны Горностайпольской. В 1930 году окончил аспирантуру КПИ. В то же время (с 1925 по 1935 год) был доцентом Киевского фармацевтического института. Впоследствии с 1929 по 1941 год был доцентом КПИ. С 1930 года стал старшим научным сотрудником Института химии Академии Наук Украинской ССР. С 1944 по 1956 год был профессором кафедры неорганической химии. Умер в родном городе 16 ноября 1958 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище. Награды и премии: Орден «Знак Почёта» — 1939; Почётная грамота Президиума Верховного Совета Украинской ССР — 1944; Почётная грамота Президиума Башкирской АССР (1943 г.); Лауреат Премии Академии Наук СССР имени Д.И.Менделеева за работы по химии комплексных соединений (1951).
Семья
Сын — Юрий Яковлевич Фиалков (1931—2002) — советский и украинский учёный-химик, доктор химических наук, профессор Киевского политехнического института, специалист в области физической химии растворов, активный популяризатор научных знаний. Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники Украины. Также известен как писатель-фантаст (псевдоним — Юрий Цветков).
Публикации
Автор более 200 работ, среди них 11 монографий. Некоторые из публикаций: «Методи аналізу лікарських речовин» («Методы анализа лекарственных веществ»). Учебник. Киев, 1935; «Исследования в области комплексных соединений галогенидов и полигалогенидов йода». Монография. Киев, 1950; «Межгалоидные соединения». Киев, 1958; «Редкие металлы и их значение в народном хозяйстве». Киев, 1948; «Будова молекул» («Строение молекул»). Научно-популярная брошюра. Киев, 1952.
Ученики
Руководитель трёх докторских и 32 кандидатских диссертации. Среди учеников: В.П.Крамаренко, А.И.Генгринович, Л.И.Рапопорт. Литература: Украинская советская энциклопедия. — Киев, 1984. — Том 11; Основні етапи наукових досліджень кафедри фармацевтичної хімії / Н.П.Максютіна, Л.О.Кириченко, В.Г.Іванисенко та ін. // Фармац. журн. — 1993. — № 6.

Bleyer-Eugen-Heinrich (498x700, 223Kb)
1896
Ойген-Генрих Блейер (немецкое имя — Eugen-Heinrich Bleyer)
немецкий военачальник, генерал-лейтенант вермахта, командующий пехотными дивизиями во время Второй мировой войны. Родился в городе Майнц, Великое герцогство Гессен, Германская империя. Кавалер Рыцарского креста Железного креста, высшего ордена нацистской Германии. Взят в плен югославскими войсками 15 мая 1945 года в городе Целе. В 1949 году приговорён к смертной казни, однако данное наказание было заменено на 18 лет тюрьмы. В 1952 году освобождён из заключения и вернулся в Германию. Умер в городе Бад-Тёльц, Бавария, ФРГ, 18 марта 1979 года. Награды: Железный крест (1914); Железный крест II класса (5 октября 1915); Железный крест I класса (13 августа 1916); Нагрудный знак за ранение (1914); Нагрудный знак за ранение в чёрном; Нагрудный знак за ранение в серебре; Нагрудный знак за ранение в золоте (28 июня 1918); Медаль «За храбрость» (Великое герцогство Гессен); Почётный крест ветерана войны (15 января 1935); Медаль «За сооружение Атлантического вала»; Пряжка к Железному кресту (1939); Пряжка к Железному кресту II класса (27 января 1940); Пряжка к Железному кресту I класса (16 июня 1940); Медаль «За зимнюю кампанию на Востоке 1941/1942» (22 августа 1942); Орден Креста Свободы II класса с мечами (23 сентября 1941); Рыцарский крест Железного креста (15 декабря 1941); Упоминание в Вермахтберихт (15 февраля 1943); Офицерский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (17 августа 1967).
Bleyer-Eugen-Heinrich0 (700x562, 230Kb)
Литература: Walther-Peer Fellgiebel. Die Träger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939—1945. — Friedburg: Podzun-Pallas, 1986. — 472 p. — ISBN 3-790-90284-5; Veit Scherzer. Ritterkreuzträger 1939—1945 Die Inhaber des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939 von Heer, Luftwaffe, Kriegsmarine, Waffen-SS, Volkssturm sowie mit Deutschland verbündeter Streitkräfte nach den Unterlagen des Bundesarchives. — 2. — Jena: Scherzers Miltaer-Verlag, 2007. — 864 p. — ISBN 978-3-938845-17-2.

1896
Михаил Иванович Вериковский
советский композитор, педагог, дирижер, заслуженный деятель искусств УССР (1944). Родился в городе Кременец. Окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Б.Л.Яворского (1923). Автор произведений разных жанров, в том числе первого украинского балета "Пан Каневский" (постановка 1931, Харьков) и первых украинских симфонических сочинений (сюита "Веснянки", 1923, "Татарская сюита", 1928, и др.), опер — "Дела небесные" (1934); "Сотник" (постановка 1939, Одесса), "Наймичка" (постановка 1943, Иркутск) по поэмам Т.Г.Шевченко, "Слава" (1961), "Беглецы" (исполнение 1957, Киев, радио), ораторий, кантат, в том числе "Октябрьская" (1936), хоров (более 40), романсов, обработок народных песен (60) и др. Вериковскому принадлежит ряд оркестровых редакций произведений Н.В.Лысенко, П.И.Нищинского, Н.Н.Аркаса и др. Выступал как оперный и симфонический дирижер, вел педагогическую работу, с 1946 профессор Киевской консерватории. Скончался в Киеве 14 июня 1962 года.

[467x700]
1896
Михаил Михайлович Мещеряков
командир 136-й стрелковой дивизии (3-я гвардейская армия, 1-й Украинский фронт), полковник. Родился в городе Таганрог Области Войска Донского (ныне Ростовской области). Русский. В 1907 году окончил церковно-приходскую школу. Работал учеником шорника. В Русской императорской армии с октября 1915 года. В 1916 году окончил Ораниенбаумскую пулемётную команду и школу инструкторов пулемётного дела; старший унтер-офицер. Участник Первой мировой войны: в январе-ноябре 1916 – командир взвода 550-го пехотного Игуменского полка (Северный фронт); подпрапорщик. Награждён Георгиевским крестом 4-х степеней. В боях был трижды ранен. До января 1917 года находился на излечении в госпитале. С января 1917 года служил в 1-м запасном пулемётном полку (в Ораниенбауме). Участник Февральской революции 1917 года, был членом полкового комитета. С июля 1917 года – председатель ротного, батальонного, полкового, дивизионного и корпусного комитетов, а с октября 1917 года – комиссар 37-го армейского корпуса (Северный фронт). В Красной Армии с марта 1918 года. В апреле-августе 1918 – помощник командира пулемётной роты Коммунистического полка особого назначения. В июле 1918 года участвовал в подавлении восстания левых эсеров в Москве. В 1918-1919 – преподаватель пулемётного дела Московских командных курсов. Участник Гражданской войны: в 1919 году участвовал в обороне Петрограда в составе сводной бригады московских курсантов, в начале 1920 года – в ликвидации бандформирований генерал-лейтенанта В.Л.Покровского на Кавказе. В 1920-1923 – преподаватель пулемётного дела и командир взвода Майкопских курсов командного состава, в 1923 – завхоз повторных курсов комсостава Северо-Кавказского военного округа (в Ростове-на-Дону), в 1923-1925 – инструктор пулемётного дела при Таганрогском военном комиссариате. В мае 1925 года демобилизован. В 1925-1930 – рабочий Московского пищепромсоюза, в 1930-1932 – электросварщик Московского электрозавода. В 1932 году окончил вечерний рабфак, в 1937 году – Московский институт философии, литературы и истории. Работал преподавателем философии и основ марксизма-ленинизма в Московском авиационном институте и Московском институте физкультуры. Вновь в армии с июля 1941 года. Участник Великой Отечественной войны: в августе 1941 – командир батальона 1010-го стрелкового полка (Центральный фронт). Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии. 25 августа 1941 года был тяжело ранен в районе города Добруш (Гомельская область, Белоруссия) и до октября 1941 года находился на излечении в воронежском госпитале. В ноябре 1941 – феврале 1942 – комендант Воронежа. В сентябре 1942 года окончил курсы усовершенствования командиров полков. В сентябре 1942 – мае 1944 – командир 971-го стрелкового полка, в июне-декабре 1944 – командир 136-й стрелковой дивизии. Воевал на Сталинградском, Западном, Брянском, Белорусском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, Орловской, Брянской, Гомельско-Речицкой и Львовско-Сандомирской операциях. 29 сентября 1942 года был ранен в плечо, но полк не покинул. Особо отличился в ходе Львовско-Сандомирской операции, умело организовав прорыв обороны противника в Гороховском районе (Волынская область, Украина).
[505x700]
18 июля 1944 года дивизия под его командованием с ходу форсировала реку Западный Буг и к утру 19 июля 1944 года расширила плацдарм до 15 км, что способствовало успешной переправе остальных частей и соединений корпуса. За умелое командование дивизией и проявленные мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года полковнику Мещерякову Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В январе-марте 1945 – заместитель командира 120-й гвардейской стрелковой дивизии, в марте-мае 1945 – заместитель командира 41-го стрелкового корпуса. Воевал на 2-м, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. Участвовал в Восточно-Прусской и Берлинской операциях. До августа 1946 года был заместителем командира стрелкового корпуса (в Белорусском военном округе). В 1946-1947 – специальный корреспондент журнала «Военный вестник». В апреле 1947 – июле 1950 находился в загранкомандировке в Монголии в качестве военного советника при начальнике Сухэ-Баторского военного училища (город Улан-Батор). В 1950-1958 – начальник Сталинградского (с 1957 года – Чкаловского) суворовского военного училища (город Оренбург). С мая 1958 года генерал-майор М.М.Мещеряков – в отставке.
[467x700]
Жил в Москве. Умер 13 мая 1970 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Генерал-майор (1954). Награждён орденом Ленина (23 сентября 1944), 4 орденами Красного Знамени (15 января 1943; 15 февраля 1945; 31 мая 1945; 30 декабря 1956), орденами Александра Невского (6 февраля 1943), Красной Звезды (19 ноября 1951), Георгиевским крестом I, II, III и IV степеней, 2 медалями «За боевые заслуги» (6 мая 1946; 28 октября 1967), другими медалями, американским орденом «Легион почёта» степени легионера (8 июня 1945). Воинские звания: Капитан (25 ноября 1941); Майор (3 октября 1942); Подполковник (26 февраля 1943); Полковник (22 февраля 1944); Генерал-майор (31 мая 1954).

Мицишвили (505x700, 168Kb)
1896
Николоз Иосифович Мицишвили (также Николо Мицишвили; грузинское имя — ნიკოლო მიწიშვილი; имя при рождении — Николоз Иосифович Сирбиладзе, ნიკოლოზ იოსების ძე სირბილაძე)
грузинский поэт и писатель. Родился в селе Джвариса, Кутаисский уезд, Кутаисская губерния, Российская империя, в крестьянской семье. Окончил кутаисское горное училище. Работал сельским учителем. Печатался с 1912 года. Примыкал к группе грузинских символистов Голубые роги. Был редактором газеты совета рабочих и крестьян города Кутаиси в 1917 «Голос солдата» (на русском языке). Редактировал литературную газету на русском языке «Фигаро» в 1921-1922 гг. Составил и издал на русском языке книгу «Поэты Грузии» (1922), включавшую переводы Осипа Мандельштама. В том же году поехал во Францию. В 1925 вернулся на родину. Занимал ответственные посты в СП Грузии, был главным редактором издательства «Заря Востока».
МицишвилиTbilisi_1928 (700x399, 177Kb)
Максим Горький в гостях у грузинских писателей в саду Дворца писателей Грузии. 24 июля 1928 года. Мицишвили — в первом ряду четвёртый слева
Арестован 2 июня 1937. Расстрелян 13 июля 1937 года. Реабилитирован посмертно. Сочинения: «Чёрная звезда» («Шави варсквлави») 1922; «Жар-птица» («Цминданиани», 1926) книга стихов; «Февраль» («Тебервали», 1927) повесть; «Общественные вопросы» (1927) сборник статей; «Пережитое» (1929), на русском языке (1930) повесть; «События в Афганистане» (1929); «Случай одной ночи» (1931); «Новеллы» (1931); Издание «Пережитое. Стихотворения. Новеллы. Воспоминания», Тбилиси, (1963) в русском переводе. Литература: ავალიანი, ლ., ქართული საბჭოთა ენციკლოპედია, ტომი. 7, თბილისი, 1984. — გვერდები 45-46.

Chiyono_Hasegawa (472x700, 482Kb)
1896
Тиёно Хасэгава (японское имя — 長谷川 チヨノ)
японская долгожительница, имевшая титул старейшей японки, который получила 2 мая 2010 года в возрасте 113 лет (после смерти 114-летней старейшей долгожительницы Земли Камы Тинэн). Родилась в префектуре Сага, Японская империя. Проживала в городе Сага, Япония. Также она стала самой пожилой представительницей Азии за последние три столетия, которая попала в утверждённый список Книги рекордов Гиннесса. Являлась второй по старшинству из старейших ныне живущих людей в мире после американки Бесси Купер. Тиёно Хасэгава скончалась 2 декабря 2011 года в доме престарелых посёлка Кияма, уезд Мияки, префектура Сага, Япония, «от естественных причин». После её смерти, старейшим жителем Японии стал Дзироэмон Кимура, которому принадлежит мировой рекорд долгожительства среди мужчин.

Germaine_Krull (700x700, 225Kb)
1897
Жермена Крулль (немецкое имя — Germaine Krull)
немецкий фотограф, работала в разных странах Европы, Азии и Африки. Родилась в городе Позен, Королевство Пруссия, Германская империя (ныне Познань, Польша). Провела детство во Франции, Италии, Швейцарии, Австрии, в 1912 году семья обосновалась в Баварии. Училась в Мюнхенской государственной академии фотоискусства (1915—1918). В ходе революционных выступлений в Баварии (Баварская Советская республика) несколько раз попадала в полицию. В 1920—1921 годах побывала в советской России, за «контрреволюционные высказывания» в связи с подавлением Кронштадтского восстания была арестована и выслана из страны. Познакомившись с голландским кинорежиссёром и коммунистом Йорисом Ивенсом в 1923 году, она переехала в Амстердам в 1925 году. В 1926 году Ивенс и Крулль заключили брак по расчету чтобы художница могла иметь голландский паспорт и создавать «видимость респектабельности в браке, не жертвуя своей автономией».
Germaine KrullMünchen (700x523, 249Kb)
Государственная академия фотоискусства в Мюнхене
В Париже между 1926 и 1928 годами Крулль подружилась с Соней Делоне, Эли Лотаром, Андре Мальро, Колетт, Жаном Кокто, Андре Жидом и другими; её работа на заказ состояла из модной фотографии, ню и портретов. Крулль снимает 64 черно-белые фотографии для сборника своих работ в Париже, Марселе и Голландии примерно в тот же период, когда Ивенс работает над фильмом «Мост» в Роттердаме, и оба художника, возможно, повлияли друг на друга. Предметы съемки варьируются от мостов, зданий (например, Эйфелева башня) и кораблей до велосипедных колес. Многие из фотографий были сделаны с невероятно выразительных ракурсов, и в целом, снимки Крулль сравнивали с работами Ласло Мохой-Надя и Александра Родченко. В 1999—2004 годах данный сборник был выбран в качестве одной из самых важных фотокниг в истории. К 1928 году Крулль считалась одним из лучших фотографов Парижа наряду с Андре Кертесом и Ман Рэем. В период с 1928 по 1933 год её фотографические работы состояли в основном из фотожурналистики, например, фотографий для французского журнала «Vu». После 1935 года работала в Монако, Бразилии, Экваториальной Африке, Франции и Алжире. Во время высадки союзников в Провансе в августе 1944 года, Крулль сопровождает 6-ю группу армий Соединенных Штатов и Франции и следует за войсками до конца войны. В ходе битвы за Эльзас она участвовала в освобождении концлагеря Нацвейлер-Штрутгоф. Её фотографии появляются в книге «Битва за Эльзас», сопровождаемые текстом Вайяна Роже. С 1945 года два десятилетия жила в Таиланде. В 1966 году вернулась в Париж. В 1967 году при поддержке Андре Мальро открылась большая ретроспективная выставка Крулль во дворце Шайо. Умерла в городе Вецлар, Гессен, ФРГ, 31 июля 1985 года. В 1999—2000 годах выставка Жермена Крулль — фотограф современной эпохи была показана в музеях Эссена, Мюнхена, Сан-Франциско, Роттердама, Парижа.
Творчество
Крулль начинала в рамках пикториализма, в дальнейшем сблизилась с интернациональным художественным авангардом, близка к Баухаусу, советским конструктивистам (Александр Родченко), французскому сюрреализму (серии Металл, 1928, 100хПариж, 1929, Этюды обнаженной натуры, 1931). Её ближайшими коллегами и сподвижниками были Брассай, Ман Рэй, Андре Кертес, Ласло Мохой-Надь, Флоранс Анри. Литература: MacOrlan P. Germaine Krull. — Paris: Gallimard, 1931; Sichel K. Germaine Krull: photographer of modernity. — Cambridge: MIT Press, 1999; Bertolotti, Alessandro. Books of Nudes. — New York: Abrams, 2007. ISBN 9780810994447.

Margaret Ada Sutherland (525x700, 63Kb)
1897
Маргарет Сазерленд (Margaret Ada Sutherland)
австралийский композитор. Родилась в городе Аделаида, Австралия. Училась в Мельбурне у Эдварда Голля (фортепиано) и Фрица Харта (композиция), затем в 1923—1925 гг. в Лондоне у Арнольда Бакса. Вернувшись в Австралию, вела обширную работу в области организации музыкальной и культурной жизни, состояла в Австралийском комитете содействия ЮНЕСКО и других организациях. Сазерленд написала одноактную оперу «Молодая бабушка» (The Young Kabbarli; 1964) из жизни гражданской активистки, защитницы австралийских аборигенов Дейзи Бейтс, скрипичный концерт, ряд сочинений для камерного оркестра (в том числе Concerto grosso, 1958), симфоническую поэму «Призрачные холмы» (англ. Haunted Hills; 1953) и др. После тяжёлого инсульта в 1969 году отошла от активных занятий композицией. Умерла в городе Мельбурн, Австралия, 12 августа 1984 года. Награды: Почётный доктор музыки Мельбурнского университета (1969); Офицер Ордена Британской империи (1970); Офицер Ордена Австралии (1981); Медаль Серебряного юбилея королевы Елизаветы II. Литература: David Symons. The music of Margaret Sutherland. — Currency Press, 1997. — 209 p.: ill. ISBN 0-86819-534-0.

Richmond_Landon_1920 (700x636, 233Kb)
1898
Ричмонд Лэндон медаль (Richmond Landon)
американский легкоатлет. Родился в городе Солсбери, округ Литчфилд, штат Коннектикут, США. На олимпийских играх 1920 года выиграл прыжки в высоту с олимпийским рекордом — 1,936 м. Учился в Йельском университете, в котором выиграл чемпионат США среди студентов в 1919 и 1920 годах. На чемпионате США 1920 года занял 2-е место и тем самым попал в олимпийскую сборную. На Олимпиаде он познакомился с Алисой Лорд, которая выступала в прыжках в воду с 10-метровой вышки, они поженились в 1922 году. Чемпион США 1921 года в помещении с результатом 1,85 м. 31 января 1923 года на соревнованиях в Нью-Йорке установил мировой рекорд в помещении — 1,96 м. Умер в деревне Линбрук, округ Нассо, штат Нью-Йорк, США, 13 июня 1971 года.

Adrian_Piotrovsky0 (700x687, 394Kb)
1898
Андриан Иванович Пиотровский
русский советский переводчик, филолог и драматург, литературовед, театральный критик, киновед. Художественный руководитель киностудии «Ленфильм». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Родился в городе Вильна, Российская империя. Родителями Пиотровского были Фаддей Францевич Зелинский и Вера Викторовна Петухова, которая училась на Бестужевских женских курсах, где Зелинский читал лекции по античной литературе. Внебрачный ребёнок был усыновлён сестрой Петуховой Евгенией Викторовной и её мужем Иваном Осиповичем Пиотровским, от которых получил фамилию и отчество. О своем истинном происхождении Адриан узнал ещё в отрочестве. В 1908—1916 годах учился в знаменитой немецкой гимназии Петришуле. В 1916 году поступил на отделение классической филологии филологического факультета Петроградского университета, который окончил в 1923 году. Ещё в студенческие годы выступал в качестве переводчика древних авторов. Он перевёл с древнегреческого элегии Феогнида, все сохранившиеся комедии Аристофана, все сохранившиеся трагедии Эсхила, «Царь Эдип» Софокла, «Ипполит» Еврипида, «Третейский суд» Менандра; с латыни — «Сатирикон» Петрония, комедии Плавта, «Книга лирики» Катулла. В 1924 году возглавил художественный отдел ленинградского Губполитпросвета и руководил художественной самодеятельностью города, в том же году стал директором Высших государственных курсов искусствоведения при ГИИИ, где читал лекции по истории античного театра и социологии искусства. В 1920—1930-х годах был также занят организаторской культурной работой, выступал в качестве исследователя искусства, театрального критика, драматурга, либреттиста, был одним из авторов либретто балета «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича. Заведовал литературной частью Большого драматического театра, Ленинградского ТРАМа, Малого оперного театра. В 1928—1937 годах — художественный руководитель Ленинградской фабрики «Совкино» (c 1934 года — «Ленфильм»). Фактически руководитель творческого процесса на студии, он пользовался авторитетом, был инициатором многих начинаний. Например, из заметки в «Красной газете» об академике Тимирязеве родилась кинолента «Депутат Балтики». Написание сценария поручили автору повестей Леониду Рахманову, постановку и главную роль тоже отдали молодым:
«Все кандидатуры на первый взгляд выглядят несерьёзно, если не абсурдно: никому не известный автор, артист, прославившийся потешным эксцентрическим номером — танцем-пародией «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», и «мальчики» — Хейфиц и Зархи, только что дебютировавшие скромной комедией «Горячие денёчки». Однако так была придумана одна из лучших картин советского кино «Депутат Балтики».» — Леонид Агранович, «Искусство кино» № 10. 2008
Adrian_Piotrovsky (679x700, 457Kb)
10 июля 1937 года был арестован по обвинению в шпионаже и диверсии. 15 ноября 1937 года комиссией НКВД и Прокуратуры СССР был приговорён к расстрелу по статье 58-6-7 УК РСФСР и расстрелян в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 21 ноября 1937 года. 25 июля 1957 года был реабилитирован посмертно. В течение многих лет его переводческие труды выходили без указания имени, прочие работы не переиздавались; в 1969 году был издан сборник его статей с воспоминаниями современников.
Труды
Переводы: из Аристофана (парабаса из «Всадников» и «Собачий процесс» из «Ос») // «Древнегреческая литература эпохи независимости». — Петроград : 1920; Элегии Феогнида (1922); Петроний. Сатирикон (1924); Апулей. Золотой осел (1929); из Плавта (1935); Катулл. Книга лирики (1928); Аристофан. Комедии. — Ленинград : «Academia», 1934; все трагедии Эсхила (1937); Софокл. Царь Эдип // Древнегреческая драма (1937); Еврипид. Ипполит // Древнегреческая драма (1937); Менандр. Третейский суд // Древнегреческая драма (1937); Аристофан. Комедии. Фрагменты. — Москва : «Ладомир», 2000; Эрнст Толлер. Драмы. Драматические произведения: Меч мира. Праздничное зрелище. Петроград, 1921; Падение Елены Лэй. Драма, Петроград, Academia, 1923; Парижская коммуна. Инсценировка. Ленинрад, 1924; Смерть командарма. Драма. Ленинрад, «Кооперация», 1925; Дуняха-тонкопряха. Рабочая оперетта. Москва. 1926, совместно с Д.Толмачёвым; Светлый ручей (либретто балета), совместно с Ф.Лопуховым; Чёртово колесо (киносценарий, фильм поставлен Г.Козинцевым и Л.Траубергом в 1926 г.); Турбина № 3 («Победители ночи», «Электро») (киносценарий, фильм поставлен в 1927 г.); Ромео и Джульетта (либретто балета, поставлен в 1940 г.), совместно с С.С.Прокофьевым, С.Радловым, Л.Лавровским. Монографии, сборники и статьи: Пиотровский А.И. Античный театр: Театр Древней Греции и Рима // Очерки по истории европейского театра / Под редакцией А.А.Гвоздева и А.А.Смирнова. Петроград : Academia, 1923. Страницы 7-54; Пиотровский А.И. За советский театр! [: Сборник статей] Ленинрад, 1925; Пиотровский А.И. Кинофикация искусств, Ленинрад, 1929; Пиотровский А.И., Гвоздев А.А. История европейского театра. Античный театр. Театр эпохи феодализма, Москва— Ленинрад, 1931. Том 1; Пиотровский А.И., Гвоздев А.А. Петроградские театры и празднества в эпоху военного коммунизма // История советского театра. Ленинрад, 1933. Том 1; Адриан Пиотровский. Театр. Кино. Жизнь. Ленинград.: Искусство, 1969. — 512 cтраниц. Литература: Что может редактор. Коллективная повесть об Адриане Пиотровском // Искусство кино : журнал. — Москва, 1962. — № 12. — Страницы 40—63; Цимбал С.Л. Адриан Пиотровский. Его эпоха, его жизнь в искусстве // Пиотровский А.И. Театр. Кино. Жизнь. — Ленинрад : Искусство, 1969. — Страницы 3—49; Козинцев Г.М. Собрание сочинений в 5 томах. — Ленинрад : Искусство, 1982. — Том 1. — Страницы 85—87; Березарк И.Б. Память рассказывает // Березарк И.Б. Штрихи и встречи. — Ленинрад : Советский писатель, 1982. — Страницы 17—121. — 264 страницы. — 300 000 экземпляров; Кино. Энциклопедический словарь / Главный редактор С.И.Юткевич; Редколлегия : Ю.С.Афанасьев, В.Е.Баскаков, И.В.Вайсфельд и др. — Москва : Советская энциклопедия, 1987. — Страница 323. — 640 страниц. — 100 000 экземпляров; Дичаров З., Ильина Л., Хейфиц И. Три этюда о неистовом Адриане // Распятые: Писатели — жертвы политических репрессий. — Санкт-Петербург : Просвещение, 1998. — Выпуск 3: Палачей судит время. — Страницы 115—127; Ярхо В.Н. Адриан Пиотровский — переводчик Аристофана // Аристофан. Комедии. Фрагменты / Перевод Адриана Пиотровского. — Москва : Ладомир, 2000. — ISBN 5-86218-234-9; Российский институт истории искусств в мемуарах / Под общей редакцией И.В.Сэпман. — сборник — Санкт-Петербург : РИИИ, 2003. — Страницы 26, 81, 113, 129—134, 136, 137, 146, 149, 150, 152, 153, 176, 179, 180, 182, 185, 186, 197. — иллюстрации; 303 стртаницы. — 1000 экземпляров. — ISBN 5-86845-095-7; Бёрд, Роберт. Русский символизм и развитие киноэстетики: наследие Вяч.Иванова у А.Бакши и Адр.Пиотровского // НЛО. — 2006. — № 81; Гуревич С. Адриан Пиотровский, ленинградский энциклопедист // Имена. События. Школы: Страницы художественной жизни 1920-х годов. — Выпуск 1. — Санкт-Петербург : РИИИ, 2007.

Suppici0 (553x700, 340Kb)
1898
Альберто Орасио Суппичи (испанское имя — Alberto Horacio Suppici)
уругвайский футбольный тренер, приведший сборную Уругвая к победе на первом чемпионате мира 1930 года. Родился в городе Колония-дель-Сакраменто, Уругвай. Футболом занимался с юношеского возраста, когда стал играть за детские и молодёжные команды «Насьоналя», за основу которого играл в 1915—1923 годах. В 18 лет основал в родном городе клуб «Пласа Колония». Затем работал преподавателем физической культуры. В 1922—1923 годах в период раскола уругвайского футбола Суппичи возглавлял сборную Уругвая, представлявшую Федерацию футбола Уругвая (ФУФ). Под его руководством сборная ФУФ сыграла 5 игр с Аргентиной и одну с Чили, из которых 3 матча выиграла, 2 раза сыграла вничью и лишь в одном уступила. Затем работал с юношами в «Пеньяроле». С 1928 года тренировал сборную Уругвая. Официально его должность в сборной Уругвая на ЧМ-30 называлась «технический директор». На том турнире в его тренерский штаб также входили Педро Ариспе, Эрнесто Фиголи, Луис Греко и Педро Оливьери. Суппичи известен своим волевым решением отчислить в последний момент из команды суперзвезду уругвайского футбола вратаря Андреса Масали, олимпийского чемпиона 1928 года, из-за нарушения спортивного режима. Однако, это решение не повлияло на итоговый результат и Уругвай всё равно выиграл домашний чемпионат мира. В 1935 году Суппичи три месяца руководил клубом «Сентраль» (ныне — «Сентраль Эспаньол»), однако затем вновь полностью сосредоточился на сборной Уругвая, которой руководил до 1941 года, что является одним из лучших показателей по длительности пребывания на посту главного тренера этой сборной. В 1945 году руководил «Пеньяролем» в качестве главного тренера и привёл команду к титулу чемпиона Уругвая. Альберто Суппичи умер в городе Монтевидео, Уругвай, 21 июня 1981 года. В его честь назван стадион клуба «Пласа Колония» его родного города Колония-дель-Сакраменто. Титулы и достижения: Чемпион Уругвая (7): 1915, 1916, 1917, 1919, 1920, 1922, 1923 (АУФ) (как игрок); Чемпион Уругвая: 1945 (как тренер); Чемпион мира: 1930 (как тренер).

Frances_Yates_1924 (700x686, 287Kb)
1899
Фрэнсис Амелия Йейтс (Frances Amelia Yates)
британо-английский историк культуры Возрождения. Родилась в Саутси (район Портсмута), графство Хэмпшир, Англия, Великобритания. Из англиканской семьи, отец — инженер-кораблестроитель. С 1937 года работала в Варбургском институте при Лондонском университете. Гибель брата в мировой войне укрепила её неприязнь к националистическим идеологиям. Основная исследовательская тема Йейтс — способы поддержания и передачи традиций в культуре, механизмы их синтеза и переработки в переходную эпоху Возрождения. Отсюда её интерес к проблематике «искусства памяти» и потаённым учениям — эзотерическим, оккультным, герметическим, к таким фигурам, как Раймунд Луллий, Джордано Бруно, Джон Ди, Роберт Фладд, не говоря о Шекспире, который всегда оставался в центре её внимания. В вышедшей в 1969 г. работе «Театр мира» Йейтс смотрит на «публичные театры, включая „Глобус“, как на адаптации описанного Витрувием античного театра, созданные под влиянием идей Джона Ди, обращавшего их главным образом к среднему и ремесленному классам того времени». Работы Йейтс, задавшие целое направление историко-культурных исследований, переведены на многие европейские языки. Она была награждена Орденом Британской империи (1972), а в 1977 году стала командором этого ордена. Умерла в районе Сербитон, графство Суррей, Англия, Великобритания, 29 сентября 1981 года. Научные труды: John Florio: The Life of an Italian in Shakespeare’s England (1934); A Study of Love’s Labour’s Lost (1936); The French Academies of the Sixteenth Century (1947); The Valois Tapestries (1959); Giordano Bruno and the hermetiс tradition. — Chicago-London: The University of Chicago Press, 1964; Джордано Бруно и герметическая традиция. — Москва : Новое литературное обозрение, 2000. — 528 страниц. — ISBN 5-86793-084-X; The Art of Memory (1966, русский перевод — 1997); Искусство памяти. — Санкт-Петербург : Университетская книга, 1997; Theatre of the World (1969); Театр мира / перевод с английского А.С.Дементьева. — Москва : Издательство книжного магазина "Циолковский", 2019. — 448 с. — ISBN 978-5-6041822-1-5; The Rosicrucian Enlightenment. — London: Routledge and Kegan Paul, 1972; Розенкрейцерское Просвещение. — Москва-Санкт-Петербург : Энигма, Алетейя, 1999. — 496 страниц; Astraea: The Imperial Theme in the Sixteenth Century (1975); Астрея: Имперский символизм в XVI веке / перевод с английского А.С.Дементьева. — Москва : Издательство книжного магазина "Циолковский", 2020. — 416 страниц. — ISBN 978-5-6043673-7-7; Shakespeare’s Last Plays: A New Approach (1975); Последние пьесы Шекспира: Новый подход // Новое литературное обозрение. — 1999. —№ 35. — Страни ы 5—33; The Occult Philosophy in the Elizabethan Age (1979); Collected Essays. Vol. I. Lull and Bruno (1982); Collected Essays. Vol. II. Renaissance and Reform: The Italian Contribution (1983); Collected Essays. Vol. III. Ideas and Ideals in the North European Renaissance (1984). Литература: Frances A. Yates. 1899—1981. — London: Warburg Institute, 1982; Дубин Б.В. Шекспировские недоразумения истории // Итоги. 2000. № 27. Страница 57. (О книге «Джордано Бруно и герметическая традиция»); Дубин Б.В. Из истории вымыслов — тайных и явных // Иностранная литература. 2000. № 8. Страницы 272—274. (О книге «Розенкрейцерское Просвещение»).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 20 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»