1878
Лаврентий Иосифович Лопас (литовское имя — Laurynas Lopas)
ветеринарный врач, литовский общественный деятель, депутат Государственной думы I созыва от Ковенской губернии. Литовец, римско-католического вероисповедания. Из крестьян деревни Дварелишки (Стобовщизна) Круковской волости Шавельского уезда Ковенской губернии. Окончил Александровскую гимназию в Риге. Учился в Римско-католической семинарии в Ковно, но покинул её, отказавшись принять сан. Поступил в Юрьевский ветеринарный институт. К моменту выборов в Государственную думу I созыва был студентом 2-го курса. Член Литовской национально-демократической партии. 26 марта 1906 года избран в Государственную думу I созыва от съезда уполномоченных от волостей Ковенской губернии. Вошёл в Трудовую группу и Литовскую группу. Член аграрной комиссии и комиссии по составлению адреса. Подписал законопроект «О гражданском равенстве», заявление об образовании Комиссии по расследованию преступлений должностных лиц и заявление об образовании местных аграрных комитетов. Выступал в Думе по аграрному вопросу. 10 июля 1906 года в городе Выборге подписал «Выборгское воззвание» и осуждён по статье 129, часть 1, пункты 51 и 3 Уголовного Уложения, приговорен к 3 месяцам тюрьмы и лишен права баллотироваться на любые выборные должности. С 1909 года продолжил образование в Юрьевском ветеринарном институте и в 1911 году окончил его с отличием. В 1912 году поселился в Ионишкисе, где начал заниматься частной практикой ветеринара. Во время Первой мировой войны в 1914 году призван в русскую армию, получил звание майора. В 1917 году принял участие в организации помощи литовским военным беженцам, организовал первый совет по делам беженцев, был его председателем. Вернулся в Литву после обретения ей независимости в 1918 году, принял участие в работе местных комитетов правительства в Ионишкисе. В 1919 году был одним из основателей Ионишкисской прогимназии и дома престарелых. Благодаря его заботам в была построена современная бойня в соответствии с требованиями действующих санитарных норм. Активно участвовал в создании различных кооперативов. Был основателем и членом комитета, обеспокоенного тем, чтобы бедные студенты освобождались от платы за обучение. В 1940 году вышел на пенсию. В 1941 году избежал первой волны депортации, был переведён на работу в Лаздияйский район. После восстановления советской власти в Литве был вновь назначен главным ветеринарным врачом в Ионишкисе. 21 октября 1946 года арестован, приговорён к десяти годам лишения свободы исправительных лагерей с конфискацией имущества. Находился в Мацикайской тюрьме в двух километрах к востоку от Шилуте, которая была концентрационным лагерем у немцев, а с приходом Красной армии стала подразделением ГУЛАГа. По воспоминаниям соузников Лопас был благороднейшей личностью и широко образованным человеком, он знал латинский, древнегреческий и древнееврейский языки, был изобретателем и владел многими ремеслами (ювелирным делом, ремонтом часов и обуви, кузнечным делом и садоводством). В лагере работал санитаром в мужском туберкулёзном отделении. В его обязанности также входило вскрытие умерших заключённых, в гробу у ног покойников он тайно прятал бутылки с записками о покойном и причинах его смерти. Лопас скончался 16 октября 1953 году Шилутском лагере в деревне Мацикай, Шилутский район, Литва. В 1955 году его останки были перезахоронены на кладбище Ионишкисе.
Семья: Первая жена — Михалина Мишикайте (Michalina Mišeikaitė, ?—1919); Сын — Лауринас, родился в 1919, прожил 1 день; Вторая жена — Валерия Лопиене (Valerija Lopienė) в девичестве Катильюте (Katiliūtė) (1898—1984); Дочь — ?; Дочь — Дануте (1928—1931); Сын — Кестутис Kęstutis (1932—2003) женат на Татьяне Спасской, сын Выгантас.
Литература: Graži tu mano. Laurynas Lopas; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. Б.Ю.Иванов, А.А.Комзолова, И.С.Ряховская. Москва. РОССПЭН. 2008. Страница 331; Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Первый созыв. Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина. 1906 Страница 140; Первая Государственная Дума. Алфавитный список и подробные биографии и характеристики членов Государственной Думы. — Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина, 1906. — 175 страниц; Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. — Москва: «Возрождение», 1906. Страницв 112; Российский государственный исторический архив. Фонд 1278. Опись 1 (1-й созыв). Дело 20. Лист 4; Фонд 1327. Опись 1. 1905 год. Дело 143. Лист 62 оборот.

1879
Людвиг Коллийн (шведское имя — Ludvig Collijn)
шведский шахматист, шахматный теоретик, общественный деятель, меценат. Родился в городе Стокгольм, Швеция. Руководил Шведской шахматной федерацией с 1917 по 1939 год. Лучший результат в соревнованиях: Стокгольм (1897) — 7—8-е место. Совместно с братом Густавом был автором популярного шахматного учебника «Леробок и схак» (1896).
Людвиг Коллийн
Четвёртое издание, в написании которого приняли участие Рубинштейн, Рети, Шпильман, Нимцович, было «популярным справочным источником для сильных игроков в период между двумя мировыми войнами». Умер в родном городе 4 октября 1939 года.
Книги: A.Anderssen, 151 partier, Stockh., 1918; Larobok i schack, 4 uppl., Stockh., 1921 (соавтор).
Литература: Кольин (Collijn), Людвиг // Словарь шахматиста / составители: М. С. Коган [и др.] ; под общей редакцией профессор А.А.Смирнова. — Ленинград: Шахматный листок, 1929. — Страница 223. — 518 страниц; Кольин (Collijn), Людвиг // Шахматный словарь / главный редактор Л.Я.Абрамов; составитель Г.М.Гейлер. — Москва: Физкультура и спорт, 1964. — Страница 255. — 120 000 экземпляров; Шахматы: энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 164. — 621 страница. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3.
1880
Вальтер Брак (немецкое имя — Walter Brack)
немецкий пловец, чемпион и серебряный призёр летних Олимпийских игр 1904. Родился в городе Берлин, Германия. На Играх 1904 в Сент-Луисе Брак участвовал только в двух дисциплинах — 100 ярдов на спине и 440 ярдов брассом. В первой гонке он занял первое место с результатом 1:16,8 и выиграл золотую медаль. Во второй занял вторую позицию и получил серебряную награду. Умер в родном городе 19 июля 1919 года.
[521x700]
1880
Михаил Джавахишвили (грузинское имя — მიხეილ ჯავახიშვილი; псевдоним; настоящая фамилия - Адамашвили, ადამაშვილი)
грузинский советский писатель. Родился в селе Церакви, ныне Марнеульского района, в крестьянской семье. Окончил в 1901 училище садоводства и виноградарства в Ялте. Служил на алавердском медеплавильном заводе. Печататься начал в 1903. В 1903 в приложении к тифлисской газете «Цнобис пурцели» («Листок знаний») был напечатан рассказ Джавахишвили «Чанчура». С 1904 был редактором газеты «Иверия». В течение трех лет публиковал небольшие рассказы, рисуя жизнь обездоленных тружеников. В 1906 Джавахишвили привлекался к судебной ответственности за напечатание в редактируемой им газеты «Глехи» («Крестьянин») статей, направленных против самодержавного строя. Бежал за границу. С 1907 Джавахишвили изучал в Парижском университете литетатуру, искусство и политэкономию. Путешествовал по Италии, Швейцарии, Северной Америке, Англии, Бельгии, Германии, Турции. В 1909 Джавахишвили с чужим паспортом возвратился на родину и возглавил группу литераторов, которая начала издавать журнал «Эри» («Нация»). Журнал вскоре был закрыт, а Джавахишвили отдан под суд. В течение года Джавахишвили содержался в Метехской тюрьме, а затем был выслан за пределы Кавказа. К литературе Джавахишвили вернулся после Октябрьской революции. В 1923 опубликовал рассказ «Леший». С 1923 по 1936 Джавахишвили написал известные романы: «Квачи Квачантирадзе» (1924), «Джакос Хизнеби» (в русском пернводе «Обвал», 1925), «Гиви Шадури», повесть «Белый воротник», изображающие крушение старого мира, изворотливых плутов, приспособленцев, растерявшихся перед революцией интеллигентов. Произведения Джавахишвили отличаются остротой социальных конфликтов, тонким анализом психологии персонажей. Выдающимся произведением Джавахишвили явился исторический роман «Арсен из Марабды» (русский перевод, 1933—1936) о крестьянском революционном движении в Грузии в 1-й половине 19 в. Борьбу крестьянства против феодальной тирании и царского строя возглавляет народный герой Арсен Одзелашвили. В последнем романе «Судьба женщины» (1936) Джавахишвили изобразил события революции 1905 в Тифлисе. В 1933—1934 вышли избранные произвеления Джавахишвили в 4 томах. Он переводил на грузинский язык сочинения Г.Мопассана, Г.Сенкевича, А.П.Чехова, выступал с пламенными публицистическими статьями. Был избран членом Закавказского центрального исполкома. Арестован 14 августа 1937 года. Расстрелян 30 сентября 1937 года, его имущество было конфисковано. Реабилитирован посмертно.
Сочинения: ჯავახიშვილი მ., კვაჭი კვაჭანტირაძე, შვიდ-კარიანი რომანი, ტიფლისი, 1925; ჯაყოს ხიზნები, თბილისი,1957; ტყის, კაცი, თბილისი, 1958; არსენა მარაბდელი, თბილისი, 1955; თხზულებანი, ტომები 1—4, ტიფლისი, 1933—1934; რჩეული თხზულებანი ექვს ტომად. ტომები 1—2, თბილისი, 1958—1959; მოთხრობები, თბილისი, 1957. В русском переводе — Арсен из Марабды, Тбилиси, 1956; Судьба женщины, Тбилиси, 1963; Повести, Москва, 1962.
Литература: Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б., История грузинской литературы, Тбилиси, 1958; Бенашвили Д., Жизнь и творчество М. Джавахишвили. Монография, Тбилиси, 1959 (на грузинском языке); Маргвелашвили В., Возвращение писателя, «Литературная газета», 1962, 18 января, № 8; Чилая С., Мастер грузинской прозы..., «Литературная Грузия», 1961, № 11; Радиани Ш., Михаил Джавахишвили, Тбилиси, 1958.

1880
Касима Эцу (японское имя — 鹿嶋恵津)
знаменитая гейша из токийского квартала Симбаси. Её псевдонимом было «Понта» (японское имя — ぽん太). Благодаря своей красоте Касима часто появлялась в рекламе пива сети магазинов Meidi-Ya и на открытках. Касима стала второй женой купца и известного фотографа Касимы Сэйбэя и многократно ему позировала. Пара Эцу и Сэйбэя послужила прототипами для книги Мори Огая «Сто сказаний» (японское название — 百物語). Понта родилась в токийском районе Синагава и получила имя Танида Эцу(ко) (японское имя — 谷田恵津(子)). Вслед за старшей сестрой Эцу отправилась в окия Тама-но-иэ (яп. 半玉), где стала хангёку под профессиональным псевдонимом «Понта». Карьера Понты была очень успешной, она стала звездой Симбаси. У неё было множество поклонников, среди них — поэт Мокити Сайто, который восхищённо описывал элегантность танца Понты в своих стихах и посвятил ей эссе «Район Мисудзи-мати» (японское название — 三筋町界隈 мисудзи-мати кайвай). Предполагалось, что она станет наследницей хозяйки окия, однако один из её постоянных клиентов, Сэйбэй Касима, выкупил её из гейш в 1897 году, когда ей было 17 лет, и женился на ней. Эцу была постоянной героиней его фотоснимков.

«Понта». Фото Касимы Сэйбэя
Сэйбэй закрыл свою токийскую фотостудию и уехал с Эцу в Осаку, где некоторое время семья жила на деньги от продажи фотографий, однако достаточно зарабатывать этим они не смогли. Вернувшись в Токио, Сэйбэй снова открыл фотостудию. При неосторожном обращении с порохом фотограф получил ранение, которое не позволяло ему более продолжать фотографировать, и с этих пор зарабатывал как мастер игры на флейте, а Эцу работала инструкторшей нагауты и японского танца, за что получила прозвище «верная жена Понта» (японское имя — 貞女ぽん太). Благодаря мастерству Эцу семья зарабатывала 500 иен в месяц (средняя зарплата конторского работника в те годы составляла 150 иен). Эцу родила от Сэйбэя 12 детей, из которых двое умерли во младенчестве. Один из сыновей Эцу стал актёром но. Старшая дочь Эцу, Куни, была удочерена режиссёром Цубоути Сёё и стала специалисткой по английской литературе и танцовщицей. В 1924 году Сэйбэй умер естественной смертью. Спустя год, 22 апреля 1925года, Эцу умерла от опухоли печени. Эцу похоронена на кладбище Тама. Сайто Мокити регулярно посещал её могилу.
Литература: Хасэгава, Сигурэ: «近代美人論», 1936; Хасэгава, Син: «明治の女», «明治の男»; Тия, Митио: «明治を彩る女たち», Бунгэй-сюндзю, 1985; Сирасу, Масако: «遊鬼 わが師わが友», Синтёся, 1989; Тоита, Ясудзи: «ぜいたく列伝», Бунгэй-сюндзю, 1992.

1880
Михаил Михайлович Климов
советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1937). Михаил Климов родился в Санкт-Петербурге. В молодости служил на Путиловском заводе конторщиком, в это время играл в любительских спектаклях. В 1901 году Михаил Михайлович начал деятельность как полупрофессиональный актёр, играя на сцене Василеостровского театра, играл в антрепризе С.А.Трефилова в Двинске, работал в Одесском драматическом театре. Первоначально Михаил Климов имел амплуа героя-любовника, однако вскоре перешёл на характе́рные роли. В 1904 году был приглашён в московский театр Корша, где состоялся его дебют уже на профессиональной сцене: он исполнил роль Глумова в пьесе «Бешеные деньги» А.Н.Островского. С 1909 года Михаил Климов становится актёром Малого театра (за исключением перерывов в 1918—1919 и в 1925—1927 когда Михаил Климов служил в театре Корша). Именно в Малом театре раскрылось актёрское дарование Михаила Климова. Созданные им образы отличались жизненной правдой, мягкостью и простотой. Он был замечательным актёром реалистической школы. В сатирических образах Климова не было нарочитости, гиперболизации. Он пользовался полутонами, играл мягко, легко, изящно, свободно. Был женат на Раисе Романовне Рейзен. Михаил Михайлович Климов скончался в Тбилиси 9 июля 1942 года. Похоронен на Верийском кладбище в Тбилиси.
Признание и награды: Народный артист СССР (1937); Орден Трудового Красного Знамени.
Роли в театре
Одесский русский театр (1903—1904) : «Ромео и Джульетта» У.Шекспира — Меркуцио; «Гибель „Надежды“» Г.Гейерманса — Геерт; «Месяц в деревне» И.С.Тургенева — Ракитин.
Театр Корша: 1904 — «Бешеные деньги» А.Н.Островского — Глумов; 1905 — «Бешеные деньги» А.Н.Островского — Телятьев; 1907 — «Веер леди Уиндермир» О.Уайльда — лорд Лортон; 1908 — «Волки и овцы» А.Н.Островского — Лыняев; «В городе» С.С.Юшкевича — Бойм; «Бедность не порок» А.Н.Островского — Яша Гуслин; «Таланты и поклонники» А.Н.Островского — Великатов; «Горе от ума» А.С.Грибоедова — Загорецкий, Репетилов; «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — фон Кальб; «Без вины виноватые» А.Н.Островского — Дудкин; 1918 — «Идеальный муж» О.Уайльда — лорд Горинг.
«Малый театр» : 1909 — «Царь природы» Чирикова — Исправник; 1910 — «Жених» Потапенко — Тромбицкий; 1910 — «Очаг» Мирбо — Арно Тринье; 1910 — «Светлая личность» Карпова — Стодолищев; 1910 — «Грех да беда на кого не живет» А.Островского — Бабаев; 1911 — «Дама из Торжка» Беляева — Чмоков; 1911 — «Гроза» А.Островского — Кудряш; 1911 — «Прохожие» Рышкова — Набатов; 1914 — «Змейка» Рышкова — Жан Воробышкин; 1915 — «Трудовой хлеб» А.Островского — Потрохов; 1916 — «Работница» С.Найденова — Бержанов; 1916 — «Благодать» Урванцева — Доброгласов; 1917 — «Ракета» А.Н.Толстого — Хрустаков; 1917 — «Закат» А.Сумбатова — князь Дубецкий.
Сезон 1917/1918: «Волки и овцы» А.Н.Островского — Лыняев; «Горе от ума» А.Грибоедова — Репетилов; «Плоды просвещения» Л.Толстого — Звездинцев; «Таланты и поклонники» А.Островского — Великатов; «В царстве скуки» Эд. Пальдерона — Поль Реймонд; «Дружеское поручение» Вильде — Куров; «Цена жизни» А.Сумбатова — Солончаков.
Сезон 1919/1920: «Ревизор» Н.В.Гоголя — Земляника; «Женитьба Фигаро» Бомарше — Брудуазон;«Бешеные деньги» А.Н.Островского — Глумов. Сезон 1920/1921: «Холопы» П. Гнедича — Князь Александр Павлович.
Сезон 1921/1922: «Пути к славе» Э.Скриба — Бернарде; «Лес» А.Островского — Милонов; «Они хотели жениться» Могали — Доктор; «Оливер Кромвель» А.Луначарского — Карл I; «Игроки» Н.В.Гоголя — Утешительный.
Сезон 1922/1923: «Бесприданница» А.Островского — Паратов; «Цена жизни» А.Сумбатова — Константин Михайлович; «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского — Городулин.
Сезон 1924/1925: «Нечаянная доблесть» Юрьина — Бургомистр; «Серебряная коробка» Джона Голсуорси — Джон Бартвин; «Волчьи души» Джека Лондона — Томас Чальмерс; «Нахлебник» И.Тургенева — Тропачев; «Иван Козырь» Смолина — Франсуа Артикль; «Бешеные деньги» А.Островского — Телятев.
Сезон 1925/1926: «Любовь Яровая» К.Тренёва — Елисатов.
Сезон 1927/1928: «1917» И.Платона — Львов.
Сезон 1928/1929: «Жена» К.А.Тренева — Меринов; «Огненный мост» Б.С.Ромашова — Дубровин.
Сезон 1929/1930: «Растеряева улица» по Г.Успенскому — Толоконников.
Сезон 1930/1931: «Смена героев» Ромашова — Брында-Рыльский.
Сезон 1933/1934: «Враги» М.Горького — Генерал; «Скутаревский» Л.Леонова — Петрыгин.
Сезон 1937/1938: «На берегу Невы» К.Тренева — Шмецгер.
Сезон 1938/1939: «Горе от ума» А.Грибоедова — Фамусов.
Сезон 1939/1940: «Без вины виноватые» А.Островского — Дудукин; «Волки и овцы» А.Островского — Лыняев.
Фильмография: 1926 — Процесс о трёх миллионах — банкир Орнано; 1927 — Человек из ресторана — Штосс; 1928 — Хромой барин; 1930 — Праздник святого Йоргена — наместник храма святого Йоргена; 1933 — Рваные башмаки; 1934 — Марионетки — премьер-министр Ля; 1936 — Бесприданница — Мокей Пармёныч Кнуров; 1936 — О странностях любви; 1937 — Остров сокровищ — Треллони.
Озвучивание: 1943 — Георгий Саакадзе.
Литература: Афанасьев В., М.М.Климов. 1880—1942, Москва, 1953.
1880
Рикард Описсо-и-Сала (испанское имя — Ricard Opisso i Sala)
испанский художник и живописец XX века; Родился в городе Таррагона, Испания, в семье Альфреда Описсо-и-Бина — писателя, журналиста, художественного критика, историка и врача, и Антонии Сала Гиль. Рикард рос в многодетной семье, где помимо него воспитывалось 10 детей. Еще в юности, рассматривая коллекции картин, принадлежащие его деду по материнской линии, известному писателю и баснописцу Фелипе Хасинто Сале, Рикард захотел заниматься живописью. Был самоучкой, поскольку учился рисовать сам, не посещая ни уроки рисования, ни занятия в школе искусств, несмотря на то, что он был потомком одного из директоров школы Педро Паула Монтаньи и племянником валенсийского художника Эмилио Сала. С 1892 года в течение семи лет он работал чертёжником у архитектора Антонио Гауди во время строительства храма Саграда Фамилия в Барселоне. Работая с Гауди, он постоянно изучал природу и жизнь во всех её проявлениях, «держа в руках» огромное количество её видов и форм, что в дальнейшем послужило ему материалом для публикации своих костумбритских (бытовых) заметок в еженедельниках и журналах Барселоны. Почти подростком он присоединился к инновационной группе «Четыре кота», что со временем отразилось во многих его работах. Дружил он со всеми членами группы, и, особенно, с Пабло Пикассо. В январе 1898 года он опубликовал свой первый рисунок в журнале Luz. С марта 1899 года его работы публикуются на обложках журнала «Четыре кота». В 1901 году с целью расширить свои знания в области искусства он отправился в Париж, где вскоре приобрёл большой опыт в изображении окружающей действительности, рисуя в Болонском лесу, в Тюильри, на бульварах и в других местах. В Париже с ним сотрудничали такие еженедельники как Le Rire, FrouFrou и Fantasio. Помимо парижских еженедельников его рисунки направлялись и в Барселону, в еженедельники ¡Cu-cut! и L’Esquella de la Torratxa, с последним он сотрудничал до 1936 года. Вернувшись в Барселону, Описсо работал в различных жанрах, о чем свидетельствует бесчисленное количество его развлекательных и поучительных иллюстраций к повестям и романам, еженедельникам для детей, комиксам, календарям, рекламным объявлениям, познавательным журналам, которые он иногда подписывал псевдонимом Bigre. С 1907 года Рикард участвует в V и VI Международных выставках искусства в Барселоне, где награждался медалями третьего класса. Рикард Описсо и Сала сотрудничал с многочисленными испанскими и международными журналами, в том числе Hojas Selectas, Mi revista, Lecturas, La Ilustración Artística, Review of Review (Нью-Йорк). Редкий журнал того времени выходил без иллюстраций Описсо, художника, популярного не только в Барселоне, но и во всей Каталонии. После того, как он оставил костумбризм, он посвятил себя анималистическому жанру, особенно он любил рисовать собак и лошадей. Кроме ежегодных выставок в Барселоне, Описсо также принимал участие во многих конкурсах в Мадриде, Париже, Буэнос-Айресе, Мексике и Соединенных Штатах, будучи во всех из них замеченным и вознагражденным. Верный народным обычаям и привычкам он отражал в своих рисунках различные стороны жизни, той самой замечательной барселонской толпы, благодаря которой он получил огромный успех, демонстрируя свои работы в различных изданиях и на многих персональных выставках. В настоящее время его картины находятся в частных коллекциях и музеях современного искусства в Барселоне. Умер в городе Барселона, Испания, 21 мая 1966 года.
Музей Рикарда Описсо
В музее Астория в Барселоне с конца 2007 года и по сей день на первом этаже, включая кафе, работает экспозиция з 200 картин Рикарда Описсо. Большинство рисунков, эскизов и плакатов находятся в частной коллекции Хорди Клосс — владельца сети отелей Derby Hotels Collection.
1881
Виктор Фёдорович Иваницкий
русский востоковед, историк церкви, библиограф, библиотековед. Профессор (с 1907). Родился в селе Калуга, Калужская волость, Херсонский уезд, Херсонская губерния, Российская империя. В 1902 году окончил Одесскую духовную семинарию, в 1906 — Киевскую духовную академию, где после завершении учёбы был оставлен доцентом, а затем стал профессором при кафедре библейской истории (1907), читал лекции по истории древних евреев, истории географии Древней Палестины и истории Древнего Востока. До 1919 года занимал профессорскую должность. После закрытия Киевской духовной академии был профессором Киевского университета. Участвовал в работе историко-археологической комиссии по еврейскому языку. Иваницкий, отличался высокой степенью эрудиции, владел несколькими языками: греческим, латинским, древнееврейским, арамейским, немецким, французским, английским и вавилоно-ассирийской клинописью. В 1921—1933 годах работал на различных должностях во Всенародной библиотеке Украины при Всеукраинской Академии наук (ныне Национальная библиотека Украины имени В.И.Вернадского). Был младшим, старшим библиотекарем, заведующим отделами старопечатных книг и ориенталистики, с 1923 — заместитель директора библиотеки; с октября 1929 по апрель 1930 — исполнял обязанности её директора. Во время репрессий 1933 года был уволен и вынужден уехать из Киева. Переехал в Марийскую Автономную ССР; работал научным сотрудником и заведующим справочно-библиографическим отделом в Республиканской библиотеке в городе Йошкар-Ола. С 1939 по 1940 и с 1946 по 1949 — старший преподаватель Марийского университета. В 1951 году вернулся в Украинскую ССР, в Каменец-Подольский. Умер там же 26 февраля 1955 года.
Научная деятельность
Занимался преимущественно историей александрийской диаспоры. В первой же своей работе, магистерской диссертации «Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности» (К., 1911), Иваницкий показал себя талантливым исследователем. Книга содержит подробный систематический анализ всех произведений Филона Александрийского, древнейшего комментатора Священных текстов, из тех, чьи труды дошли до нашего времени. Обзор предваряется сводкой материалов по биографии Филона. Автор справедливо назвал свою работу родом энциклопедии: ни до, ни после него в отечественной литературе не было столь широкой по охвату монографии на эту тему. Ценность её увеличивается ещё тем, что на русский язык Филон Александрийский почти не переводился, даже до настоящего времени. За труд «О происхождении иудейского эллинизма Александрии» (Киев, 1912) Иваницкий был удостоен звания магистра.
Избранные труды: Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. — Киев, 1911; О происхождении иудейского эллинизма Александрии // «Труды Императорской Киевской Духовной Академии». — 1912. — Том 1, Книга 2; Иудейско-арамейские папирусы с острова Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета // «Труды Императорской Киевской Духовной Академии». — 1914. — Том 3, Книги 11, 12; Письмо Аристея к Филострату. — Киев, 1916; К вопросу о рехавитах, в книге: К трехсотлетнему юбилею Киевской Духовной Академии. — Выпуск 1. — Киев, 1917; Відділ бібліотекознавства Всенародної бібліотеки // «Бібліологічні вісті». — 1923. — № 3; Підготування наукових бібліотекарів і взагалі наукових робітників у галузі бібліотекознавства та бібліографії // «Бібліотечний збірник». — 1927. — № 2; Еврейский язык у Г.С.Сковороды. — Киев, 1928 . Всенародна бібліотека України (ВБУ) при ВУАН / Київ. Провідник. — К., 1930.
Литература: Иваницкий // Православная энциклопедия. — Москва, 2009. — Том XX : «Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь — Иверия». — Страницы 640—641. — 752 страницы. — 39 000 экземпляров. — ISBN 978-5-89572-036-3; Енциклопедія історії України: Т. 3: Е-Й / Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. НАН України. Інститут історії України. — К.: В-во «Наукова думка», 2005.

1881
Ираклий Георгиевич Церетели (грузинское имя —— ირაკლი (კაკი) გიორგის ძე წერეთელი)
русский и грузинский политический деятель, социал-демократ, один из лидеров РСДРП (фракция меньшевиков). Родился в Кутаиси. Происходил из обедневшего дворянского рода, сын грузинского публициста Г.Е.Церетели. Гимназистом познакомился с народническими и марксистскими идеями. В 1900 поступил на юридический факультет Московского университета. В 1902 за участие в студенческом движении сослан под административный надзор в Восточную Сибирь. В 1903 вернулся на Кавказ, вступил в РСДРП, стал членом ее Тифлисского комитета. После II съезда РСДРП (1903) – убежденный меньшевик, главный редактор журнала «Квали» («Борозда»). В 1904, опасаясь ареста, эмигрировал в Берлин, где поступил в университет, но заболев там туберкулезом, в конце 1905 вернулся в Грузию. В 1907 – депутат II Государственной думы, председатель ее социал-демократической фракции, активный деятель аграрной комиссии. В июне 1907 после роспуска Думы и ареста ее социал-демократической фракции был одним из депутатов, осужденных за мифическую «подготовку государственного переворота». Получил 5 лет каторги, замененной 6 годами тюрьмы (в связи с состоянием здоровья) в одиночном заключении с последующим поселением в Иркутской губернии. Находясь в ссылке в годы Первой мировой войны, возглавил группу ссыльных, обеспокоенных крахом II Интернационала и интернациональной идеи («интернационалистов»). После Февральской революции 1917 – участник создания Комитета общественных организаций и Совета рабочих депутатов в Иркутске. 1 апреля вернулся в Петроград, вошел в состав исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. На Всероссийском совещании Советов (11– 15 апреля) выступал за продолжение участия России в войне, за передачу земли крестьянам только по решению Учредительного собрания. Решительно выступил против В.И.Ленина и его идеи, высказанной в Апрельских тезисах, о возможности перейти к социализму, обеспечив полновластие Советов. 18 мая 1917 вошел в состав Временного правительства как министр почт и телеграфов. По словам лидера кадетов П.Н.Милюкова, «из правоверного марксиста и прирожденного миротворца вышел замечательный специалист по междупартийной технике». На I Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов (16 июня–6 июля) выступил с докладом, в котором призвал привести армию в боевую готовность, чтобы она, «...если это окажется нужным, могла бы перейти в наступление» на фронте. Считал залогом окончания Первой мировой войны совместные усилия социалистов воюющих стран, для чего пытался организовать Стокгольмскую международную конференцию для обсуждения совместного плана действий. Будучи противником политического авантюризма, заявил на том же I Всероссийском съезде Советов, что в России отсутствует политическая партия, способная взять в руки власть. В ответ на известную реплику Ленина «Есть такая партия!», именно Церетели ответил, что такая власть должна исключать «эксперименты, опасные для судеб революции». Имевший немало сторонников на съезде, был избран членом Президиума ВЦИК съезда. 23 июня на собрании Президиума предлагал обезоружить большевиков: «Нельзя оставить в их руках пулеметы и оружие, заговоров мы не допустим», – заявил он, но поддержки не получил. 12 июля вместе с министром Временного правительства М.И.Терещенко вел переговоры в Киеве с Центральной Радой по поводу культурно-национальной автономии Украины. 16 июля на объединенном заседании ВЦИК и Исполкома Всероссийского совета конституционных демократов (ВСКД) выступал против ленинского лозунга «Вся власть Советам!», считая его гибельным для революции; убеждал, что если Петросовет захватит власть в столице, то «провинция пойдет против нас». Тем не менее, в июльском шовинистическом угаре российской прессы сумел быть объективным и распорядился (как министр почт) не печатать слухов о шпионаже Ленина в пользу Германии. С 21 июля 1917 по совместительству был министром внутренних дел Временного правительства. Первым же его действием на этом посту был запрет уличных шествий и митингов. Однако 6 августа вышел из состава Временного правительства, собираясь все силы и время посвятить работе в Петросовете. На Объединительном (меньшевики и большевики) VI съезде РСДРП (2–11 сентября) был избран членом ЦК РСДРП. 10 сентября на заседании ВЦИК и Исполкома ВСКД предложил предоставить А.Ф.Керенскому формирование правительства. Когда же 6 сентября Петросовет отказался поддержать это предложение и, напротив, обнародовал большевистскую резолюцию О власти (по сути – призыв к взятию власти) в знак протеста вместе со всем эсеро-меньшевистским президиумом Совета вышел из Петросовета. После участия в работе Демократического совещания в Москве (25–28 сентября), на котором убеждал социал-демократов войти в коалицию с кадетами, уехал в Грузию. Уже без него совещание приняло внесенное им предложение именовать Предпарламент «Временным Советом Российской Республики». Октябрьскую революцию 7–8 ноября 1917 встретил враждебно, именовал большевиков «узурпаторами власти». Предлагал опираться на Кавказ, Сибирь и Украину, где есть «здоровые элементы, не признающие власть большевиков и способные воссоздать государственную жизнь». В январе 1918, избранный в состав Учредительного собрания, выступил там с утверждением, что «революция в России одна, она началась в февральские дни», но теперь ее судьба под угрозой, поскольку «совершается... разделение России на два непримиримых лагеря», а «линия гражданской войны прошла через сердце демократии». После разгона Учредительного собрания вернулся в Грузию, продолжал участвовать там в политической жизни, в частности пытался протестовать против Брестского мира. Несмотря на непримиримость и резкость стиля выступлений Церетели, все знавшие считали его блистательным оратором, в том числе и Ленин. В мае 1918 Церетели принял участие в образовании независимой Грузинской демократической республики и был избран в исполком Национального совета Грузии. От Грузии в 1919–1920 участвовал в конференциях – Парижской (Версальской) и в Сан-Ремо. Известие о падении грузинского правительства в 1921 получил, находясь в Париже, после чего не стал возвращаться на родину. Представлял грузинских социал-демократов в Международном социалистическом бюро. В 1940 переехал из Франции в США, занялся публицистикой, написал известные воспоминания о событиях 1917. Умер в Нью-Йорке 21 мая 1959 года.
Сочинения: Церетели И. Воспоминания о Февральской революции, тома 1–2, Париж, 1963.
1882
Станислав Янович Бобинский (польское имя — Stanisław Feliks Bobiński, псевдонимы: — Jan Kreczyński, Rafał)
польский коммунист, делегат Всероссийского учредительного собрания, секретарь Польского бюро ЦК РКП(б), член исполкома Коминтерна. Станислав Феликс Бобинский (иногда его фамилию пишут как Бобиньский) родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя, в дворянской семье страхового чиновника Иоанна (Яна) Бобинского (польское имя — Jan Bobiński) и его жены Станиславы (польское имя — Stanisława Tołwińskich). Сначала учился в Варшаве, а затем окончил философский факультет Ягеллонского университета в Кракове (получил степень доктора философии) и Тарандтскую лесную академию (сегодня — факультет лесного, земельного и водного хозяйства Дрезденского технического университета в Тарандте), получив специальность инженера-лесника. Вступил в партию Социал-демократия Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ) в 1905 году. В 1915 году он перебрался в Москву, где после Февральской революции принимал активное участие в деятельности большевистской партии. Он был членом Московского совета, делегатом VI съезда РСДРП(б) и входил в состав редакции газеты «Трыбуна» (Трибуна).
После 1917 года. ВЦИК
В конце 1917 года был избран в Учредительное собрание от Смоленского и Минского округов по списку № 7 (большевики). Участвовал в первом и последнем заседании Собрания 5 января 1918 года. Представлял интересы СДКПиЛ на мирных переговорах в Брест-Литовске. 7 февраля (25 января) 1918 года именно он огласил «Декларацию представителей трудящихся Польши», содержащую, в частности, призывы к «устранению полицейских перегородок между тремя частями одной страны» и «немедленному выводу оккупационных войск и очищение Польши от всех правительственных органов, учрежденных оккупационными властями. Был делегатом VII съезда РКП(б) с правом совещательного голоса.
С.Бобинский (сидит второй справа, в профиль) во время переговоров в Брест-Литовске (7 февраля 1918)
22 июля 1918 года расписался за помощника И. Сталина, комиссара по польским делам Юлиана Ленского в постановлении Наркомнаца «О закрытии польских национально-буржуазных обществ». В 1918 году был комиссаром Революционного красного Варшавского полка (польское название — Rewolucyjny Czerwony Pułk Warszawski) и комиссаром Западной дивизии стрелков (польское название — Zachodnia Dywizja Strzelców Polskich). С 1918 по 1919 год он был членом Революционного совета 16-й армии в Белоруссии. Затем стал председателем ЦК профсоюза работников сельского хозяйства Литвы и Белоруссии, а также членом ВЦИК (1919—1920). В 1920 году, во время Советско-польской войны, он был членом (по вопросам сельского хозяйства) Временного революционного комитета Польши, возглавляемого Юлианом Мархлевским и Феликсом Дзержинским. В советское время работал по линии Коминтерна. Он был участником III-го конгресса Коминтерна (июнь-июль 1921 года). В 1922—1924 годы он стал профессором философии и ректором Уральского университета имени Горького в Екатеринбурге, а с 1925 года — членом Польского бюро (Польбюро) в ЦК ВКП(б) (до этого, в 1918—1920 годах, он был секретарём этого бюро). В 1926—1928 годы работал научным сотрудником Коммунистической академии в Москве. Кроме того, он был активистом Коммунистической партии Польши (КПП): в частности, в 1921 и 1925—1926 годах был членом представительства ЦК КПП в исполкоме Коминтерна. Он также принимал участие в III-ем съезде КПП в январе — феврале 1925 года под Москвой и в IV-й Конференции КПП в ноябре — декабре 1925 года в Москве. Был также директором Московского Политехнического института.
Расстрел и реабилитация
15 июня 1937 года, в период Большого террора, пенсионер Станислав Бобинский был арестован НКВД по обвинению в люксембургианстве. Процесс над ним состоялся в Москве 20 сентября 1937 года. Согласно материалам дела, на момент ареста и следствия Станислав Янович был членом ВКП(б). Был официально обвинён в участии в контрреволюционной организации «Польска организация войскова» (ПОВ), в рамках которой он, по версии следствия, должен был вести на территории СССР шпионскую деятельность в пользу польской разведки и располагать сведениями о готовящихся терактах членов ПОВ. После 20-минутного процесса Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Бобинского к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией имущества. В соответствии с действующим указом от 1 декабря 1934 года (указ принят в день убийства Кирова) — приговор был приведён в исполнение сразу по окончании судебного процесса. Станислав Янович Бобинский был реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР 7 мая (или 29 сентября) 1955 года.
Семья
Жёны: Елена Бобинская (польское имя — Helena Bobińska z Brunów, 1887—1968) — польская и советская писательница, автор книг для детей и подростков; Ядвига Николаевна Секерская (1903—1984) — старший научный сотрудник Института философии, арестована НКВД СССР 15 июня 1937 года, осуждена Особым Совещанием при НКВД СССР как член семьи изменника Родины к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на 8 лет, освобождена из заключения в 1944 году, после Второй мировой войны жила в Польше, была депутатом Сейма ПНР.
Дочь: Селина Бобинская-Вольска (польское имя — Celina Bobińska-Wolska, 1913—1997) — польский историк нового времени, коммунистическая активистка.
Адреса: 1937 год — Москва, улица Горького, дом 5, квартира 60.
Литература: Протасов Л.Г. Люди Учредительного собрания. Портрет в интерьере эпохи. Москва, 2008; ISBN 978-5-8243-0972-0; Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), фонд 17, onись 8, дело 546; Центральный архив ФСБ России; Бобинский Станислав Янович // Большая советская энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 3-е издание, 1969—1978, Том 3; Герои Октября, Том 1, Москва, 1967; Słownik biograficzny działaczy polskiego ruchu robotniczego, t. 1, Warszawa, 1978; Norbert Michta, Julian Marchlewski, Wyd. Książka i Wiedza, Warszawa, 1984, s. 235; Известия ВЦИК, № 155, 24 июля 1918 года
[529x700]
1882
Эрнестас Галванаускас (литовское имя — Ernestas Galvanauskas)
литовский государственный деятель, премьер-министр Литвы (1919—1920 и 1922—1924). Родился в деревне Зизоняй, Ковенская губерния, Российская империя (ныне — Биржайский район, Литва). Учился в начальной школе в Вабалининкай и в двухлетнем реальном училище в Паневежисе. Окончил гимназию в Митаве (ныне Елгава). В 1902—1904 и 1906—1908 годах учился в петербургском Горном институте. В 1908—1912 годах завершал образование в Льеже. В 1913 году получил диплом электроинженера. После событий Революции 1905—1907 годов в России выступил одним из основателей в 1905 году партии Литовский крестьянский союз, который в следующем году объединился с Литовской демократической партией. В декабре 1905 года был участником Великого Вильнюсского сейма, первого съезда литовцев, посвященного главным образом национальным вопросам. В конечном итоге Великий Вильнюсский сейм принял решение требовать автономию в составе Российской империи. В этот период он сотрудничал в газетах «Вильняус жинёс» («Виленские вести»), «Летувос укининкас». Автор ряда научных трудов. В 1913 году работал в Сербии в консорциуме французских банков. В 1919 году организовал литовское информационное бюро в Париже. Один из создателей Союза крестьян Литвы (Lietuvos valstiečių sąjunga). Член демокартической партии. После обретения Литвой независимости в ноябре 1918 года входил в состав литовской делегации на Парижской мирной конференции (1919). Одновременно возглавлял информационное бюро Литвы в Париже.
Премьер-министр
Министр-председатель пятого кабинета министров, одновременно министр финансов, торговли и промышленности (7 октября 1919 — 19 июня 1920). В шестом правительстве Казиса Гринюса (19 июня 1920 — 2 февраля 1922) — министр финансов, торговли и промышленности, исполняющий обязанности министра сообщений. В седьмом (2 февраля 1922 — 22 февраля 1923), восьмом (23 февраля 1923 — 29 июня 1923) и девятом (29 июня 1923 — 18 июня 1924) правительствах Литвы — министр-председатель и министр иностранных дел. Одновременно в восьмом и девятом правительствах, то есть с февраля 1923 до июня 1924 года, исполнял обязанности министра по делам белорусов. В этот период 24 марта 1923 года Литва аннексировала Мемельланд, часть Восточной Пруссии к северу от Мемеля с портом Мемель, нынешнюю Клайпеду, которая с конца Первой мировой войны находилась в ведении Лиги Наций. Чтобы укрепить свои позиции в правительстве, особенно в отношении аннексии Мемелланда, он стремился расширить отношения с США. В 1924—1927 годах — посол Литвы в Лондоне.
Клайпеда
В 1927—1928 годах — председатель правления Клайпедского порта. Учредил в Клайпеде товарищество дешёвых квартир для рабочих литовцев. В 1934—1939 годах — первый ректор Клайпедского коммерческого института.
Поздние годы
В правительстве Антанаса Меркиса (21 ноября 1939 — 17 июня 1940) был министром финансов. После вхождения в 1940 году Литвы в состав СССР выехал в Клайпеду, к этому моменту вошедшую в состав нацистской Германии. В январе 1941 года вошёл в Литовский национальный комитет (Lietuvos Tautinis Komitetas) и был его председателем (комитет был создан за границей в сентябре 1940 года по инициативе остававшихся за рубежом послов независимой Литовской Республики и при участии бежавшего президента Антанаса Сметоны. Предполагалось, что Национальный комитет трансформируется в литовское правительство в изгнании. Однако никакой существенной роли комитет не сыграл), в результате чего выслан из Клайпеды в Германию, где в 1946 году принял участие в деятельности созданного в период оккупации Верховного комитета освобождения Литвы. В 1947 году эмигрировал на Мадагаскар, где занимался преподавательской деятельностью. В 1963 году переехал во Францию, где и умер в коммуне Экс-ле-Бен, департамент Савойя, 24 июля 1967 года.
1882
Сильвио Витторио Альберто Шонти (итальянское имя — Silvio Vittore Alberto Scionti)
американский пианист и музыкальный педагог итальянского происхождения. Родился в городе Ачиреале, Катания, Сицилия, Королевство Италия. Окончил консерваторию Сан-Пьетро-а-Майелла в Неаполе и в самом начале XX века переехал в США. На протяжении трёх десятилетий жил в Чикаго, преподавал в местных музыкальных учебных заведениях; среди его учеников Рита Бруссар. В конце 1930-х годов интенсивно концертировал в составе фортепианного дуэта со своей женой Исабель. С 1938 года — в Нью-Йорке, в 1942—1958 годах преподавал в Северотехасском колледже в Дентоне, где у него учился, в частности, Айвен Дэвис. Автор многочисленных педагогических работ, в том числе девятитомного сочинения «Дорога к мастерству пианиста» (The Road to Piano Artistry; 1944—1947). Умер в городе Рим, Италия, 22 мая 1973 года.
Литература: Jack Guerry. Silvio Scionti: Remembering a Master Pianist and Teacher. — University of North Texas Press, 1991. — 220 p.

1883
Тони Гаудио (Tony Gaudio)
американский оператор-постановщик итальянского происхождения, первым применил последовательность монтажа при создании фильмов. Гаэтано Антонио Гаудио родился в коммунее Козенца, Калабрия, Королевство Италия. Он начал свою карьеру съемками итальянских короткометражных кинолент. Переехал в Нью-Йорке в 1906 году и работал на киностудии «Vitagraph» с 1909, пока не начал снимать короткометражные фильмы. Его работа включает «Ангелы ада» (1930), «Маленький Цезарь» (1931), «Леди, которая решилась» (1931), «Тигровая акула» (1932), «Повесть о Луи Пастере» (1936), «Жизнь Эмиля Золя» (1937), «Приключения Робин Гуда» (1938), «Высокая Сьерра» (1941) и «Дни славы» (1944). Гаудио был фаворитом Бетт Дейвис и работал над одиннадцатью её фильмами, в том числе «Экс-леди», «Туман над Фриско», «Город на границе», «Сестры», «Письмо», и «Большая ложь». Гаудио выиграл премию Американской киноакадемии за лучшую операторскую работу над фильмом «Энтони Несчастный» и был номинирован ещё пять раз («Ангелы ада» (1930), «Хуарес» (1939), «Письмо» (1940), «Корвет K-225» (1943), и «Песня на память» (1945)). Он был одним из основателей Американского общества кинооператоров. Умер в городе Берлингейм, округ Сан-Матео, штат Калифорния, США, 10 августа 1951 года. Тони Гаудио похоронен на кладбище «Hollywood Forever» в Голливуде, штат Калифорния.
Избранная фильмография: 1919 — Красный фонарь / The Red Lantern (режиссёр Альбер Капеллани); 1926 — Соблазнительница / The Temptress (режиссёр Фред Нибло); 1927 — Два аравийских рыцаря / Two Arabian Knights (режиссёр Льюис Майлстоун); 1928 — Рэкет / The Racket (режиссёр Льюис Майлстоун); 1929 — Тигровая роза / Tiger Rose (режиссёр Джордж Фицморис); 1930 — Ангелы ада / Hell’s Angels (режиссёр Говард Хьюз); 1931 — Маленький Цезарь / Little Caesar (режиссёр Мервин Лерой); 1932 — Маска Фу Манчу / The Mask of Fu Manchu (режиссёр Чарльз Брэбин); 1935 — Повесть о Луи Пастере / The Story of Louis Pasteur (режиссёр Уильям Дитерле); 1936 — Энтони Несчастный / Anthony Adverse (режиссёр Мервин Лерой); 1937 — Жизнь Эмиля Золя / The Life of Emile Zola (режиссёр Уильям Дитерле); 1937 — Новый рассвет / Another Dawn (режиссёр Уильям Дитерле); 1937 — Кид Галахад / Kid Galahad (режиссёр Майкл Кёртис); 1938 — Удивительный доктор Клиттерхаус / The Amazing Dr. Clitterhouse (режиссёр Анатоль Литвак); 1938 — Утренний патруль / The Dawn Patrol (режиссёр Эдмунд Гулдинг); 1938 — Приключения Робин Гуда / The Adventures of Robin Hood (режиссёр Майкл Кёртис, Уильям Кейли); 1939 — Хуарес / Juarez (режиссёр Уильям Дитерле); 1940 — Письмо / The Letter (режиссёр Уильям Уайлер); 1941 — Высокая Сьерра / High Sierra (режиссёр Рауль Уолш); 1941 — Почтительнейше ваш / Affectionately Yours (режиссёр Ллойд Бэкон); 1941 — Великая ложь / The Great Lie (режиссёр Эдмунд Гулдинг); 1943 — Корвет K-225 / Corvette K-225 (режиссёр Ричард Россон); 1944 — Рискованный эксперимент / Experiment Perilous (режиссёр Жак Турнёр); 1944 — Истоки опасности / Background to Danger (режиссёр Рауль Уолш); 1944 — Дни славы / Days of Glory (режиссёр Жак Турнёр).