• Авторизация


19 ноября родились... 19-11-2025 04:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x697]
1888
Михаил Иванович Помазанский
священнослужитель Русской православной церкви заграницей, протопресвитер, богослов. Родился в селе Корысть, Ровенский уезд, Волынская губерния, Российская Империя. Родители его, протоиерей Иван Иванович и мать Вера Григорьевна, происходили из потомственных священнических семейств. Девяти лет отец Михаил был отдан в Клеванское Духовное Училище. По окончании Училища Михаил поступил в Волынскую Духовную Семинарию в Житомире, где на него обратил особое внимание архиепископ Антоний (Храповицкий). Окончил Киевскую Духовную Академию (1912), получив диплом кандидата богословия. В 1912 году назначен противосектантским миссионером в Тирасполь. В 1913 году после женитьбы на дочери священника Вере Федоровне Шумской стал преподавателем Калужской духовной семинарии. В 1916 году вернулся на Волынь и стал преподавать русскую словесность при женской гимназии в городе Ровно. С 1920 по 1934 год преподавал в Ровенской русской гимназии. В 1936 году после аудиенции у митрополита Варшавского Дионисия был рукоположен во священники, назначен редактором еженедельной церковной газеты «Слово» и зачислен в клир Свято-Марие-Магдалинского Варшавского собора первым помощником протопресвитера Терентия Теодоровича, где прослужил до июня 1944 года. После эвакуации из Варшавы проездом был в Братиславе, затем 4 года жил в лагерях ДП в Германии, сначала в Мёнхегофе, затем в Шляйсхайме. В Мюнхене отец Михаил редактировал орган Синода РПЦЗ «Церковная Жизнь» и был секретарём Миссионерского комитета Синода. В 1949 году семья Помазанских эмигрировала в США и поселилась в селении Джорданвилл, штат Нью-Йорк. Архиепископ Виталий (Максименко) назначил отца Михаила преподавателем Свято-Троицкой духовной семинарии. Отец Михаил преподавал греческий, церковно-славянский языки и догматическое богословие. Активно участвовал в периодических изданиях РПЦЗ — писал статьи, трактаты, брошюры, книги. Он является автором учебника для семинарий «Православное Догматическое Богословие» (1963 г.). Это учебник был переиздан в современной России в 1990-е годы. 18 марта 1982 года скончалась его супруга. Скончался в Джорданвилле 4 октября 1988 года. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Книги: «О жизни, о вере, о Церкви» (два тома, 1976); «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотворити» (1985); «Православное Догматическое Богословие» (1968); «Мысли о православии» (2004). Литература: Граббе Г., протопресвитер. Правозвестник здравого учения // «Православная Русь». — 1978. — № 23. — Страницы 6-7; Зноско М., протоиерей. Приветствие о. протопресвитеру Михаилу Помазанскому // «Православная Русь». — 1978. — № 23. — Страницы 7-8; К 90-летию протопресвитера М. Помазанского // «Православная Русь». — 1978. — № 23. — Страницы 5-6; Келер Л. 50 лет в Священном сане (К юбилею о. Михаила Помазанского) // «Православная Русь». — 1986. — № 14 (1323). — Страницы 5-6; М.В. Светлой памяти Протопресвитера о. Михаила Помазанского // «Православная Русь». — 1988. — № 21 (1378). — Страницы 10-12; Протоиерей М.Помазанский в кружке ревнителей православия на Бронксе // «Православная Русь». — 1960. -№ 19. — Страница 13; Серафим (Роуз), иеромонах. Протопресвитер Михаил Помазанский: Богослов в древней традиции // «Русский пастырь». — 1998. — № 31.

[700x545]
1888
Феликс Салмонд (Felix Salmond; полное имя — Феликс Адриан Норман Салмонд, Felix Adrian Norman Salmond)
британский виолончелист и музыкальный педагог, имевший успех как в Великобритании, так и в США. Родился в Лондоне, в семье профессиональных музыкантов. Его отец был певцом-баритоном, мать — пианисткой, учившейся у Клары Шуман. В двенадцатилетнем возрасте Сэлмонд начал учиться у человека, ставшего его главным преподавателем виолончели, Уильяма Уайтхауса. Он выиграл стипендию, чтобы продолжить обучение у Уайтхауса четыре года спустя в Королевской консерватории в Лондоне. В девятнадцать лет поступил в Брюссельскую консерваторию, где учился в течение двух лет у Эдуарда Джейкобса. Его дебютный концерт состоялся в 1908 году, на котором он исполнял трио-фантазию Фрэнка Бриджа в до минор и квартет для фортепьяно Иоганнеса Брамса № 1 в соль минор. Мать Сэлмонда играла в этом исполнении на фортепиано, сам Бридж на альте и Морис Сонс на скрипке. Выступление, состоявшееся Бехштайн-Холле, было весьма успешным, приведя ко многим будущим предложениям для Сэлмонда. Он концертировал по Великобритании и играл, в частности, с оркестром Куинс-холла, лондонским симфоническим оркестром и Оркестром Галле. Совершил также поездку по Америке с квартетом для фортепиано с Гарольдом Бауэром, Брониславом Губерманом и Лайонелом Тертисом. Начавшаяся Первая мировая война воспрепятствовала дальнейшему становлению международной карьеры Салдмона в тот период, но после войны он продолжил укреплять свою репутацию в камерной музыке. Его выступления в тот период включали и премьеры, 21 мая 1919 года струнный квартет Эдуарда Элгара в ми минор и квинтет для фортепиано в ля минор в Уигмор-Холле (как в то время стал называться Бехштайн-Холл). После выступления Сэлмонда с его квартетом Элгар доверил ему сольную партию в дебютном исполнении его самой личной и дорогой сердцу работы — Концерта Виолончели в ми минор с Лондонским симфоническим оркестром в Куинс-холле. Премьера 26 октября 1919 года, однако, стала провалом. Представление было запланировано таким образом, чтобы Альберт Коутс, дирижёр Лондонского симфонического оркестра, будет дирижировать остальной частью программы, а дирижировать концертом будет сам Элгар. Коутс, важничающий человек, был известен за использование до сорока пяти минут от часа времени репетиции для поучений его исполнителей. По прошествии часа времени репетиции концерта Элгара он, до того времени, ожидавший за кулисами своей очереди репетировать, устроил скандал, что было для него нетипично. В итоге плохо отрепетированный концерт удостоился уничижительного отзыва от критика Эрнеста Ньюмана, заявившего, что «оркестр публично продемонстрировал свою убогость». Элгар позже говорил, что если бы не прилежная работа Салмонда в подготовке композиции, он бы вообще отозвал бы её из программы. 29 марта 1922 года состоялся сольный дебют Салмонда в США — в Нью-Йорке в Эолиан-Холле. Он поселился в Америке, хотя он возвращался с турами в Англию и Европу. Был назначен преподавателем факультета Джульярдской школы в 1924 году, став главой факультета виолончели в Институте музыки Кёртиса год спустя и сохранив эту должность до 1942 года. Однако будучи по-прежнему подавленным опытом премьеры концерта Элгара, он не преподавал его и не исполнял за пределами Англии. В Америке пользовался хорошей репутацией как педагог; среди его учеников были Орландо Коул, Сюзетт Форджес Халлаш, Бернард Гринхаус, Леонард Роуз, Даниэл Зайденберг и Алан Шульман. Получил также высокую оценку и как исполнитель. В 1924 году выступил в Карнеги-Холле в получившем хорошие отзывы фортепианном трио с пианистом Игнацы Яном Падеревским и скрипачом Ефремом Цимбалистом. Имел широкий вкус в музыке для виолончели, включая работы современных ему композиторов, таких как Сэмюэль Барбер, Эрнест Блох и Джордж Энеску (впервые исполнив две из его композиций). В последний раз приезжал в Англию в 1947 году. Скончался в Нью-Йорке 20 февраля 1952 года.

[554x700]
1888
Алексей Михайлович Сухотин
российский лингвист и переводчик. Родился в усадьбе Кочеты Тульской губернии (ныне Залегощенский район Орловской области). Из дворянского рода Сухотиных. Пасынок дочери Л.Н.Толстого Татьяны Сухотиной-Толстой, в детстве и юности много бывал в Ясной Поляне и общался с Толстым. В 1911 окончил Александровский лицей, поступил в МИД, работал в центральном аппарате министерства, в дипломатических представительствах России в Черногории, Франции, Италии. После Октябрьской революции вернулся в Россию, жил в Туле, работал в советских учреждениях. В 1921 переехал в Москву, работал заведующим подотделом обработки прессы отдела печати НКИД (в его обязанности входило готовить обзоры иностранной печати). В 1922 поступил в Московский институт востоковедения. В феврале 1923 уволился из НКИД, зарабатывал переводами. В 1925 окончил институт по специальности «язык урду», изучил также арабский и бенгальский языки. Преподавал там же урду до 1928, написал статьи о бенгальском языке и бенгальской литературе для «Литературной энциклопедии». В 1926 поступил в аспирантуру РАНИОН по специальности «лингвистика» (научный руководитель Н.Ф.Яковлев), окончив её в 1929. Затем научный сотрудник и секретарь Лингвистической комиссии Коммунистического университета трудящихся Востока, ответственный секретарь серии сборников ВЦКНА «Культура и письменность Востока». В 1931—1933 старший научный сотрудник НИЯЗа. Познакомился там с группой молодых лингвистов (П.С.Кузнецов, Р. И. Аванесов, В.Н.Сидоров, А.А.Реформатский), вместе с которыми основал Московскую фонологическую школу. С 1933 профессор кафедры русского языка в Московском городском педагогическом институте. Входил в состав Орфографической комиссии Академии Наук СССР. Вместе со своим учителем Н.Ф.Яковлевым занимался проблемами разработки новых национальных письменностей. Впервые применил термин «практическая транскрипция» в статье «Передача иностранных географических названий» в книге «Вопросы географии и картографии» (Москва, 1935). Автор ряда трудов по общему, славянскому, индоиранскому и тюркскому языкознанию. По предложению Р.О.Шор перевёл на русский язык «Курс общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра (1933) и книгу Эдварда Сепира «Язык». Переработал и отредактировал перевод Д.Н.Кудрявского книги А.Мейе «Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков». В октябре 1941 во время паники покинул Москву и оказался в Кирове, где получил путёвку в Ульяновский пединститут. Умер в Ульяновске от инсульта по дороге на лекцию 21 февраля 1942 года. Сочинения: К вопросам алфавитной политики, "Просвещение национальностей", 1930, № 4—5; К проблеме национально-лингвистического районирования в Южной Сибири, "Культура и письменность Востока", 1931, книги 7—8; Спор об унификации алфавитов, "Революция и письменность", 1932, № 1—2; Вопросы языкового строительства в журналах, там же, № 3; Проблема "сокращенных слов" в языках СССР, "Письменность и революция", 1933, сборник 1. Литература: Алпатов В.М. Москва лингвистическая / Научный совет Российской Академии наук по изучению и охране культурного и природного наследия. — Москва: Издательство Института иностранных языков, 2001. — Страницы 54 - 58. — 104 страницы — (Природное и культурное наследие Москвы). — 500 экземпляров — ISBN 5-88966-028-4.

[516x699]
1888
Николай Андреевич Чинакал
советский учёный в области горного дела, член-корреспондент Академии Наук СССР, директор Института горного дела Сибирского отделения Академии Наук СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Родился в деревне Нурали Евпаторийского уезда Таврической губернии (деревня ныне не существует, территория Раздольненского района Автономной Республики Крым, Украина). В 1912 году окончил Екатеринославское высшее горное училище (ныне – Днепропетровский горный институт). С 1912 года работал заведующим шахтой в городе Юзовка в Донбассе. С 1915 года - управляющий рудниками в городах Енакиево, Макеевка, Моснино в Донбассе. С 1920-го года участвовал в восстановлении и механизации шахт Донбасса на постах помощника районного уполномоченного Центрального правления каменноугольной промышленности (Макеевка), с 1921 - на посту члена Центрального комитета Всероссийского съезда горнорабочих (Москва). С 1923 года - начальник отдела механизации треста "Донуголь" в Харькове, внедрил в производство важнейшие принципы угледобычи и стандартизации добывающего оборудования. В 1928 году арестован органами ОГПУ СССР, в качестве одного из обвиняемых был привлечен к одному из первых массовых политических судебных процессов в СССР - "шахтинскому делу". Приговором Верховного суда СССР от 15 июля 1928 года приговорен к 6 годам лагерей. Отбывал срок в спецбюро ОГПУ в Москве, с 1930 года - на шахте в городе Сталинск-Кузнецкий (ныне Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области). В том же 1930 году осужденный Н.А.Чинакал стал заместителем главного инженера особого проектно-строительного бюро № 14 в Новосибирске, в 1931 году - инженером комбината "Кузбассуголь". После досрочного освобождения в 1933 году остался в Кузбассе, назначен заведующим отдела капитальных ремонт этого же комбината, а вскоре - заместителем начальника проектного отдела и главным инженером проектного управления комбината. В 1935 году создал первую передвижную крепь («щит Чинакала») и щитовую систему разработки мощных крутопадающих пластов угля. За создание и освоение щитовой системы в 1943 году ему была присуждена Сталинская премия. Эта система вошла в состав 50 важнейших достижений горной науки XX века. С 1936 года - начальник технического отдела шахты имени Сталина в городе Прокопьевске ныне Кемеровской области. С 1938 года - старший научный сотрудник Кузнецкого научно-исследовательского института угольной промышленности. С 1940 года - заведующий кафедры шахтного строительства Томского индустриального института. В 1944 году Чинакал был в ряду инициаторов создания Западно-Сибирского филиала Академии Наук СССР. В феврале 1944 года он стал первым директором основанного по его инициативе Горно-геологического института этого филиала, а с 1957 года был директором его преемника - Института горного дела только что организованного Сибирского отделения Академии Наук СССР. Много лет труда посвятил освоению крупнейшего в Кузнецком бассейне Томь-Усинского угольного месторождения, названного впоследствии вторым Кузбассом. Внёс большой вклад совместно с учёными своего института в решении проблемы поиска в Сибири нефти и газа. Совместно с коллегами провёл разведочные работы на Западно-Сибирской равнине, пожив начало открытию крупнейших сибирских нефтегазовых месторождений. Внёс большой вклад в решении задачи создания железорудной базы для сибирской металлургии. Под его руководством созданы принципиально новые способы разработки рудных месторождений на основе бурения глубоких взрывных скважин. 28 марта 1958 года он был избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР. За развитие научных основ технологии, создание и внедрение комплекса механизмов для бурения скважин в подземных условиях в 1966 году ему была присуждена Ленинская премия. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1967 года за выдающиеся заслуги в развитие горной науки и техники и активное участие в создании Сибирского отделения Академии наук СССР члену-корреспонденту Академии наук СССР Чинакалу Николаю Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1972 году по состоянию здоровья ушёл с поста директора института, но на посту заведующего отделом разработки угольных месторождений этого института продолжал научные изыскания до последних дней жизни. Жил и работал в Новосибирске. Скончался 25 декабря 1979 года.
[700x542]
[548x700]
Похоронен на Заельцовском кладбище в Новосибирске. Ленинская премия (1966). Сталинская премия (1943). Имел персональное звание "Горный директор" (1948). Награждён двумя орденами Ленина (1948, 1967), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1942, 1960), орденом «Знак Почёта», знаком «Шахтёрская слава» I, II и III степеней, медалями. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1959). Доктор технических наук (1941). Профессор (1941).
[687x699]
Мемориальная доска установлена в Новосибирске на здании Института горного дела Сибирского отделения Российской Академии Наук (Красный проспект, 54).

[595x700]
1889
Клифтон Уэбб (Clifton Webb; имя при рождении — Уэбб Пармили Холленбек, Webb Parmelee Hollenbeck)
американский актёр театра и кино, танцор и певец, более всего известный своими киноролями 1940-х годов. Уэбб начал творческую карьеру как оперный и опереточный певец, а также бальный танцор. Затем он с успехом работал на Бродвее в мюзиклах и драматических спектаклях. Лишь в 1944 году, когда ему было уже 53 года, Уэбб начал работать в Голливуде. Первая же роль едкого, высокомерного газетного обозревателя Валдо Лидекера в фильме нуар «Лора» (1944) принесла ему огромный успех. За этой работой последовали сходные по амплуа роли в фильме нуар «Тёмный угол» (1946) и драме «Остриё бритвы» (1946). В 1948 году Уэбб сыграл в комедии «Ловко устроился», которая стала для него вторым крупным успехом и принесла общенациональную славу. После этих картин «на протяжении более чем пятнадцати лет Уэбб оставался одним из главных действующих лиц студии „Двадцатый век Фокс“, а его фильмы гарантированно приносили прибыль». К наиболее значимым картинам Уэбба относятся также семейная комедия «Оптом дешевле» (1950), фильм-катастрофа «Титаник» (1953), мелодрама «Три монеты в фонтане» (1954) и военный триллер «Человек, которого никогда не было» (1956). Вклад Уэбба в кинематограф был неоднократно отмечен престижными наградами. Он был дважды номинирован на Оскар как лучший актёр второго плана: в 1945 году — за фильм «Лора» (1944) и 1947 году — за фильм «Остриё бритвы» (1946). В 1949 году он был номинирован на Оскар как лучший актёр в главной роли за фильм «Ловко устроился» (1948). Кроме того, в 1947 году Уэбб завоевал Золотой глобус как лучший актёр второго плана за работу в фильме «Остриё бритвы», а в 1953 году был номинирован на Золотой глобус как лучший актёр в жанре мюзикл и комедия за работу в фильме «Звёзды и полосы навсегда» (1952). Клифтон Уэбб (его имя при рождении — Уэбб Пармили Холленбек) родился в Индианаполисе, штат Индиана, в семье железнодорожных клерков. Через два года после его рождения семья распалась, и Уэбб с матерью Мэйбелл вскоре переехал в Нью-Йорк, где с трёх лет начал заниматься танцами. Когда ему было семь лет, он обратил на себя внимание режиссёра одного из детских театров, и «уже в 1900 году дебютировал в престижном Карнеги-холле». За дебютом последовала целая серия подростковых актёрских ролей в детских постановках. Помимо танцевально-театрального образования, Уэбб стал изучать музыку и живопись. В 13 лет он поступил в Художественную школу Чейза, где занимался у знаменитого художника Джорджа Уэсли Беллоуза. В 14 лет он впервые принял участие в выставке, однако, несмотря на очевидные успехи, Уэбб, по его собственным словам «устал от живописи, и вместо этого стал изучать вокал». В 1906 году Уэбб дебютировал на нью-йоркской сцене под именем Мастер Уэбб Раум. Некоторое время он работал под различными именами, в конце концов сделав своё имя фамилией, а в качестве имени избрав название городка в Нью-Джерси, звучание которого понравилось его маме.В качестве оперного певца Уэбб выступал в таких операх, как «Миньон», «Мадам Баттерфляй», «Богема» и «Ганзель и Гретель». Однако Уэбб вновь испытывал потребность поменять творческое амплуа, и в 1908 году, параллельно с вокальной карьерой стал работать профессиональным танцором в бальном клубе в Нью-Йорке. «Именно как танцор он добился наибольшего признания». Вскоре Уэбб начал гастролировать по стране с бальными номерами и даже открыл собственную танцевальную студию, а с 1913 года стал танцевать в бродвейских мюзиклах. Одновременно он стал играть и в драматических постановках, хотя всё-таки наибольших успехов он достиг как артист музыкальной комедии. После того, как он успешно исполнил роли Махатмы Ганди и Дугласа Фербенкса-младшего в музыкальном ревю «Когда приветствуют тысячи» (1933—1934), один из критиков назвал его «самым разносторонним среди всех американских артистов ревю».
[461x700]
Клиффтон Уэбб в 1923 году.
К 1913 году Уэбб уже сыграл более чем в 20 опереттах, прежде чем дебютировал на Бродвее в оперетте «Пурпурная дорога», которая выдержала 136 представлений. К 1920 году «высокий и стройный артист, который танцевал и пел чистым, мягким тенором», принял участие в целой серии популярных бродвейских мюзиклов и ревю. В 1920-е годы Уэбб сыграл в восьми крупных бродвейских постановках, не считая разовых спектаклей. «Игра Уэбба не осталась незамеченной, и в 1920-30-е годы его уже признавали как одного из крупнейших театральных талантов в стране, многогранного артиста, в равной степени способного играть в мюзиклах, комедиях и драмах». Большинство бродвейских постановок Уэбба были мюзиклами, но он также играл и в чисто драматических произведениях, среди них «Как важно быть серьёзным» (1939) Оскара Уайлда и пьесы своего многолетнего друга Ноэла Кауарда, среди них спектакль «Неугомонный дух» (1941—1943), который шёл на Бродвее в течение трёх лет и выдержал более 600 представлений. Всего в период с 1913 по 1947 год Уэбб сыграл в 23 успешных бродвейских шоу, начав с заметных ролей второго плана и быстро перейдя на главные роли. Уэбб впервые снялся в кино в 1917 году в роли танцора в немом фильме-ревю «Параде Национального красного креста» (1917), а в 1920 году сыграл небольшую роль в ещё одном немом фильме — «Полли с прошлым» (1920). В 1925 году популярная актёрская пара Мери Хэй и Ричард Бартлмесс пригласила Уэбба для съёмок в одной из главных ролей в своём фильме «Новые игрушки». Фильм оказался успешным в финансовом плане. После этого Уэбб сыграл в мелодраме «Сердце сирены» (1925), но затем не появлялся в художественных фильмах почти 20 лет. В 1930 году один из его театральных скетчей Уэбба, сыгранный с его партнёром Фредом Алленом, был снят на пленку компанией «Витафон» и выпущен как короткометражный фильм под названием «Безмолвная тревога». В середине 1930-х годов сразу после его успеха в бродвейском спектакле «Когда приветствуют тысячи» Уэбба пригласила в Голливуд «компания „Метро-Голдвин-Майер“ для кинопроекта, который однако столкнулся со сценарными проблемами. Актёр провёл в Голливуде долгих 18 месяцев, получая положенную ему по контракту зарплату в 3.500 долларов в неделю и абсолютно ничего не делая, ненавидя каждую минуту своего пребывания там… Он вернулся в Нью-Йорк с намерением больше никогда не тратить столько времени впустую». Уэбб вновь стал играть на Бродвейской сцене, а несколько лет спустя во время гастролей по США с чрезвычайно успешным спектаклем «Неугомонный дух» (1941—1943) он получил предложение, которое стало переломным в его карьере. К нему обратился режиссёр Отто Премингер с предложением сыграть язвительного газетного обозревателя Валдо Лидекера в фильме нуар «Лора» (1944). При этом ещё до начала съёмок Уэбб подписал пятилетний контракт со студией «Двадцатый век Фокс». Уэббу было уже за пятьдесят, когда его кинокарьера по-настоящему только началась. В 1943 году студия «Двадцатый век Фокс» решила поставить фильм нуар по роману Веры Каспари «Лора». Продюсер и режиссёр фильма Отто Премингер был абсолютно убеждён в том, что Уэбб идеально подходит на роль элегантного, но порочного влиятельного радиожурналиста Валдо Лидекера, который был маниакально увлечён героиней Джин Тирни. Но главный продюсер студии Дэррил Ф.Занук «не мог терпеть чудаковатость, изнеженность, манерность и откровенно гейскую сущность Уэбба, и сделал всё возможное, чтобы тот не получил роль. К счастью, мнение Премингера одержало верх, и Уэбб — в том, что обычно признаётся как его истинный кинодебют — стал одним из самых важных звеньев успеха этого чрезвычайно популярного фильма. Фильм имел огромный кассовый успех и восторженную реакцию критики, которая была в восхищении от этого „умного и сложного“ фильма и от игры великолепного актёрского состава, где наибольшие похвалы выпали на долю Уэбба. В частности, критик Лауэлл Е. Ределингс в „Hollywood Citizen-News“ высказал мнение, что „превосходная работа Уэбба становится завершающим штрихом этой кинопьесы — свою работу он отшлифовал до атласной гладкости и отполировал до блеска“, а Дороти Мэннерс в „Los Angeles Examiner“ написала, что „Лора“ — это действительно картина Клифтона Уэбба. Уэбба и Премингера. Господа Премингер и Уэбб, видимо, объединили усилия и сказали: „Давайте покажем, как по-настоящему выглядит искушённый, циничный сноб“. Результатом стала выдающаяся, совершенно блестящая игра Уэбба в роли острого как рапира обозревателя и ценителя искусства, который становится злополучным покровителем Лоры и Свенгали». Фильм получил Оскар за лучшую операторскую работу, а также ещё четыре номинации на Оскар, среди них — номинация Уэббу как лучшему актёру второго плана. Этот успех положил начало очень продуктивным двадцатилетним взаимоотношениям актёра и студии. «После триумфа „Лоры“», каждый из последующих 15 фильмов с участием Уэбба был успешным, среди них было почти всё — от комедий до самого напряжённого нуара, такого как «Тёмный угол» (1946). Успех «Лоры» подтолкнул «Фокс» поставить Уэбба в фильм Генри Хэтэуэя «Тёмный угол» (1946) на роль богатого владельца арт-галереи Харди Кэткарта, который боготворит свою молодую жену, но относится к ней как к очередному дорогому экспонату своей коллекции. Его персонаж, как и сам Уэбб, обладал надменной физиономией и острым умом, и кроме того отличался одержимостью, утончённостью и коварством во многом напоминая Валдо Лидекера из «Лоры», однако «это была эмоционально менее глубокая картина, и в ней Уэбб шел более традиционными шагами злодея, убив двух персонажей…, прежде чем быть убитым самому объектом своей любви». После выхода фильма Уэббу аплодировали за его игру, в частности, Джеймс О’Хара в «Los Angeles Examiner» написал, что «в своём первом появлении на экране после „Лоры“ Уэбб выдаёт ту же отточенную игру, как и в том единственном фильме, который принёс ему высший рейтинг как великолепному характерному актёру». Однако в рецензии в «Нью-Йорк таймс» было обращено внимание на то, что актёр «получил ещё один шанс насладиться исполнением роли язвительного персонажа», далее отметив, что «если мистер Уэбб не поменяет свой стиль в ближайшее время, его поклонники могут потерять терпение». Тем не менее, в своём третьем фильме, драме Эдмунда Гулдинга «Остриё бритвы» (1946) по одноимённому роману Сомерсета Моэма, Уэбб снова сыграл сходную роль классического сноба, завсегдатая светских мероприятий и законодателя мод Эллиотта Темплтона. Эта роль принесла актёру вторую номинацию на Оскар как лучшему актёру второго плана. В 1948 году Уэбб окончательно стал звездой, сыграв мистера Линна Алоизиуса Бельведера, ехидного и всезнающего няньку в хитовой эксцентричной комедии «Ловко устроился» (1948). «Его педантичный мистер Бельведер недалеко ушёл от привередливого, изящного, суетливого и беспокойного типа личности, каким был Уэбб в реальной жизни». Хотя имя Уэбба стояло лишь третьим в списке актёров после Роберта Янга и Морин О’Хара, именно его персонаж завоевал основные симпатии зрителей. «Уэбб стал сенсацией, создав настолько убедительный портрет своего героя, что на него обрушился поток писем от родителей со всей страны, которые просили у него совета, как воспитывать своих детей». Эта работа принесла ему номинацию на Оскар как лучшему актёру в главной роли. «Роль мистера Бельведера была настолько популярной, что угрожала поглотить его целиком, и потому Уэбб решительно отказался участвовать в каком-либо сиквеле без собственного согласия». В результате было снято всего два из них — «Мистер Бельведер идёт в колледж» (1949) и «Мистер Бельведер звонит в звонок» (1951) — «но ни один из них не был настолько хорош, как первый фильм». Комедия «Оптом дешевле» (1950), была поставлена по автобиографической книге Фрэнка Гилберта-младшего и Эренстин Гилберт Кэйри и рассказывает о семейной паре экспертов по эффективности (их сыграли Уэбб и Мирна Лой), которые в 1910-20-х годах воспитывают 12 собственных детей, пытаясь применять к ним разработанные ими научные методы. Успех фильма привёл к продолжению «Оптом дешевле 2» (1952), в котором Уэбб появился только в камео воспоминании, так как фильм повествует о жизни семьи после смерти отца. Уэбб вновь предстал в образе мыслящего категориями эффективности промышленного дизайнера и отца в комедии Генри Костера «Тайное бегство» (1951). Его герой пытается во всём управлять жизнью своей дочери (Энн Фрэнсис), что приводит к её бегству после выпускного бала со случайным возлюбленным и погоне за отца за юной парой по стране. Затем, вопреки своему амплуа Уэбб сыграл роль ангела, который в образе техасского миллионера спускается на землю, чтобы помочь девочке родиться в семье вечно занятых своей театральной жизнью родителей в фантазийной комедии Джорджа Ситона «Ради Бога» (1950).
[700x491]
Энн Френсис и Клиффтон Уэбб в фильме «Лодка мечты» (1952).
В комедии «Лодка мечты» (1952) Уэбб сыграл респектабельного профессора колледжа Торнтона Сэйра, который в молодости был известен как идол немого кино по прозвищу «Лодка мечты». Став признанным учёным, которому его прошлая слава может разрушить научную карьеру, Сэйр хочет прекратить демонстрацию своих старых фильмов по телевидению. Всё заканчивается тем, что Сэйр, который во многом напоминает самого Уэбба, вновь начинает сниматься в кино и приходит на премьеру своего нового фильма «Хорошо устроился» (1948). Биографический фильм «Звёзды и полосы навсегда» (1952) был посвящён жизни и творчеству популярного композитора и дирижёра оркестра военных маршей конца 19 века Джона Филипа Соузы. Исполнение роли Соузы в этом фильме принесло Уэббу номинацию на Золотой глобус за лучшую главную роль в жанре мюзикл/комедия. В фильме-катастрофе «Титаник» (1953) Жана Негулеско Уэбб сыграл драматическую роль светского сноба и властного мужа, живущего в постоянном конфликте со своей феминистски настроенной женой (Барбара Стэнвик). Однако в кульминационный момент он забывает обо всех семейных противоречиях, «пересаживает женщин и детей с обреченного судна в лодки и трогательно восстанавливает отношения с младшим сыном, который решил умереть вместе с ним». Затем, вернувшись к значительно более лёгким ролям, Уэбб сыграл в комедии «Мистер Скаутмастер» (1953), высокомерного телеведущего, который пытается поднять свои снижающиеся рейтинги в молодёжной среде став лидером группы бойскаутов. В романтической комедии «Три монетки в фонтане» (1954) живущий в Риме немолодой американский писатель в исполнении Уэбба, наконец, находит свою любовь в лице своей многолетней секретарши (Дороти МакГуайр). Британская военная драма «Человек, которого никогда не было» (1956) Рональда Нима была основана на реальном эпизоде Второй мировой войны — операции британской разведки по дезинформации нацистских войск относительно планов высадки союзнических войск в Сицилии. В этой картине Уэбб сыграл нетипичную для себя роль бородатого капитан-лейтенанта британских ВМС Юэна Мантегю, которому поручена реализация этой секретной операции. В приключенческой романтической драме «Мальчик на дельфине» (1957) с Аланом Лэддом и Софи Лорен, Уэбб исполнил роль богатого коллекционера, незаконными способами добывающего древнегреческие артефакты. После этого Уэбб сыграл заглавную роль производителя колбасы из Пенсильвании, который в результате комического поворота событий стал двоежёнцем, в фильме Генри Левина «Великолепный мистер Пеннипеккер» (1959). Фильм привлёк к себе неожиданное общественное внимание после того, как католическая церковь заявила, что подобная тематика не может быть темой комедии. Снова работая с режиссёром Левиным, Уэбб сыграл в комедии «Каникулы для возлюбленных» (1959) бостонского психолога, который вместе с женой и дочерью отправляется в спонтанное путешествие в Бразилию к своей второй дочери-архитектору, у которой, по его мнению, возникли проблемы в личной жизни. Последний фильм Уэбба «Сатана никогда не спит» (1962) рассказывает о событиях периода Гражданской войны в Китае в 1949 году. В этом фильме Уэбб сыграл сдающего дела пожилого священника в отдалённой католической миссии, который в финале жертвует собой, спасая десятки людей от уничтожения преследующими их частями коммунистической армии Китая. Элегантный и учтивый, с едким чувством юмора и высокомерием, Уэбб обладал талантом широкого диапазона, который охватывал не только его успехи в театре и на экране, но он и в качестве танцора, художника и оперного певца. Личные черты Уэбба и его персонажей хорошо соответствовали друг другу, что дало ему возможность сыграть «целую галерею высокомерных героев за свою блестящую, но непродолжительную кинокарьеру». Высокий, стройный и безукоризненно ухоженный актёр, Уэбб, по словам историка кино Брюса Эдера, «был одной из самых невероятных кинозвёзд, которого только можно себе представить — в эпоху, когда мужчины в главных ролях должны были быть мужественными и отважными, он был жеманным и откровенно изнеженным». Как пишет киновед Ричард Харланд Смит, «со своими фирменными тонкими усиками и едва скрываемым презрением, Клифтон Уэбб был взрывом асексуальной утончённости в заряженную тестостероном послевоенную эпоху». Эдер добавляет: «Там, где актёры в звёздных ролях прокладывали себе дорогу кулаками,… Уэбб пользовался острым языком и язвительной манерой речи, … и там где кинозвёзды-мужчины поддерживали экранный образ, от которого женщины должны были ощущать себя тающими в их объятиях,… Уэбб редко когда даже приближался к женщинам, за исключением ролей отцов или дядюшек. Тем не менее, публика жадно глотала всё это, деликатно не обращая внимания на широко разрекламированный статус Уэбба как „холостяка“, который живёт с матерью». Уэбб никогда не был женат, не имел детей, и «вообще был почти открытым геем, настолько, насколько в то время себе могла себе это позволить голливудская звезда. Он жил со своей матерью, вместе с ней посещал вечеринки, и имел статус „холостяка“, что в то время подразумевало, что он гей». Когда его спрашивали «об уместности бездетному, неженатому мужчине исполнять роль отца 12 человек (в „Оптом дешевле“), он отвечал: „Мне не надо было становиться убийцей, чтобы сыграть Валдо Лидекера — я не отец, но я актёр“». «Уэбб всегда очень стильно одевался на публике и владел десятками дорогих костюмов — он был, во многих смыслах, первым „метросексуалом“ Америки на протяжении десятилетий». «Элегантный вкус Уэбба позволял позволял ему удерживаться в списке самых хорошо одетых людей Голливуда на протяжении десятилетий. А безупречная личная жизнь гея позволила ему уберечь свою карьеру от скандалов». На протяжении всей своей жизни Уэбб «был неотделим от своей властолюбивой матери Мейбелл, вместе с которой прожил вплоть до её смерти в 1960 году в возрасте 91 года. Друг актёра, драматург Ноэл Кауард заметил по поводу реакции Уэбба на смерть матери: „Наверное, это ужасно стать сиротой в 71 год“». Без сомнения, Уэбб был потрясён потерей матери, проведя долгое время в трауре и одиночестве, за что Кауард стал называть его «самым старым сиротой в мире». После смерти матери Уэбб сыграл всего лишь в одном фильме — «Сатана никогда не спит» (1962). На протяжении последующих лет он много болел, в январе 1963 года ему провели операцию по коррекции аневризмы брюшной аорты, а в мае 1966 года ему вновь сделали операцию на кишечнике. Через несколько месяцев после второй операции, 13 октября 1966 года Уэбб умер от инфаркта в своём доме в Лос-Анджелесе, через шесть лет после смерти матери. Фильмография: 1917 - «Шествие Национального красного креста» (оригинальное название — National Red Cross Pageant), Танцор (французский эпизод); 1920 - «Полли с прошлым Polly with a Past), Гарри Ричардсон; 1924 - «Не дать разорвать человека» (оригинальное название — Let Not Man Put Asunder), Майор Берти; 1925 - «Новые игрушки» (оригинальное название — New Toys), Том Лоуренс; 1925 - «Сердце Серены» (оригинальное название — The Heart of a Siren), Максим; 1944 - «Лора» (оригинальное название — Laura), Валдо Лидекер; 1946 - «Тёмный угол» (оригинальное название — The Dark Corner), Харди Кэтхарт; 1946 - «Остриё бритвы» (оригинальное название — The Razor’s Edge), Эллиот Темплтон; 1948 - «Ловко устроился» (оригинальное название — Sitting Pretty), Линн Бельведер; 1949 - «Мистер Бельведер идёт в колледж» (оригинальное название — Mr. Belvedere Goes to College), Линн Бельведер; 1950 - «Оптом дешевле» (оригинальное название — Cheaper by the Dozen), Фрэнк Банкер Гилбрет; 1950 - «Ради Бога» (оригинальное название — For Heaven’s Sake), Чарльз/Худой Чарльз; 1951 - «Мистер Бельведер звонит в звонок» (оригинальное название — Mr. Belvedere Rings the Bell), Линн Бельведер; 1951 - «Тайное бегство» (оригинальное название — Elopement), Говард Осборн; 1952 - «Оптом дешевле 2» (оригинальное название — Belles on Their Toes), Фрэнк Банкер Гилбрет; 1952 - «Лодка мечты» (оригинальное название — Dreamboat), Торнтон Сэйр/Лодка мечты/ Брюс Блэр; 1952 - «Звёзды и полосы навсегда» (оригинальное название — Stars and Stripes Forever), Джон Филип Соуза; 1953 - «Титаник» (оригинальное название — Titanic), Ричард Уорд Стёрджес; 1953 - «Мистер Скаутмастер» (оригинальное название — Mr. Scoutmaster), Роберт Джордан; 1954 - «Три монеты в фонтане» (оригинальное название — Three Coins in the Fountain), Джон Фредерик Шэдуэлл; 1954 - «Мир женщины» (оригинальное название — Woman’s World), Эрнест Гиффорд; 1956 - «Человек, которого никогда не было» (оригинальное название — The Man Who Never Was), Капитан-лейтенант Юэн Мантэгю; 1957 - «Мальчик на дельфине» (оригинальное название — Boy on a Dolphin), Виктор Пармэли; 1959 - «Замечательный мистер Пеннипэккер» (оригинальное название — The Remarkable Mr. Pennypacker), Мистер Хорэс Пеннипэккер; 1959 - «Каникулы для влюблённых» (оригинальное название — Holiday for Lovers), Роберт Дин; 1962 - «Сатана никогда не спит» (оригинальное название — Satan Never Sleeps), Отец Бовард. Литература: Alain Silver (Editor), Elizabeth Ward (Editor). Film Noir: An Encyclopedic Reference to the American Style, Third Edition. — Woodstock, New York: The Overlook Press, 1992. — ISBN 978-0-87951-479-2; Spencer Selby. Dark City: The Film Noir. — Jeffeson, NC and London: McFarland & Co Inc, 1997. — ISBN 978-0-7864-0478-0; Geoff Mayer and Brian McDonnell. Encyclopedia of Film Noir. — Westport, Connecticut: Greenwood Press, 2007. — ISBN 978-0-3133-3306-4; Karen Burroughs Hannsberry. Bad Boys: The Actors of Film Noir. — Jefferson, North Carolina, and London: McFarland & Company, Inc., 2008. — ISBN 978-0-7864-3739-9; Floyd Conner. Hollywood's Most Wanted: The Top 10 Book of Lucky Breaks, Prima Donnas, Box Office Bombs, and Other Oddities. — Washington D.C.: Brassey's, 2002. — ISBN 978-1574884807.

[525x700]
1889
Димитр Иванов Шишманов (болгарское имя — Димитър Шишманов)
болгарский политический и дипломатический деятель, литературовед, прозаик, драматург. Родился в Софии. Потомок древнего чорбаджийского (привилегированный слой, связанный с турецкими властями) рода из Видина. Сын литературоведа и этнографа, политического деятеля Ивана Шишманова и журналистки Лилии Шишмановой. Внук (по матери) Михаила Драгоманова, выдающегося украинского учёного, публициста, историка, общественного деятеля, основателя украинского социализма. После окончания в 1907 гимназии в Софии, до 1913 изучал право в Женевском университете. Затем работал чиновником в судебной системе Болгарии. С 1919 до 1932 — руководитель Комиссии по регистрациям, в 1932—1935 — заведующий судебно-административным отделом Министерства внутренних дел. С 1935 — на дипломатической работе: полномочный посол Болгарии в Греции (1935—1940), в 1940—1943 — заместитель министра иностранных дел. Являлся сторонником союза Болгарии с Третьим рейхом и нацистом по убеждениям. 14 октября 1943 года был назначен министром иностранных дел Болгарии, в 1943—1944 в правительстве Добри Божилова.
[465x700]
Суд над Д. Шишмановым.
После восстания 9 сентября 1944 года, в результате которого к власти пришло правительство Отечественного фронта и Болгария перешла на сторону Антигитлеровской коалиции, Димитр Шишманов был арестован и осуждëн Народным судом к смертной казни. 1 февраля 1945 — казнëн в Софии. 26 августа 1996 года посмертно реабилитирован. Автор ряда драматических и прозаических произведений, в том числе романа «Хайлайф» и дневников «Писма до самия мен». Опубликовал несколько статей по украинской литературе, при его поддержке в Софии с 1919 выходил журнал «Украинско-болгарское обозрение». Один из лучших переводчиков с французского, немецкого и украинского языков. Осуществил перевод на болгарский язык с украинского произведений М. Коцюбинского, И. Франко, А. Олеся и др.

1890
Фаина (Фанни) Ефремовна Ставская
участница революционного движения, террористка (анархистка, затем эсерка), профсоюзный работник, директор Государственной исторической библиотеки (1933—1937). Родилась в городе Антополь Кобринского уезда Гродненской губернии, ныне Дрогичинский район Брестской области, Белоруссия. Из мещан, дочь чиновника. Получила домашнее образование. В 1906—1907 гг. как член группы анархо-коммунистов вела революционную работу в Гродно, Белостоке, Кобрине, Пружанах, подвергалась кратковременным арестам. С 1907 г. — на нелегальном положении в Екатеринославе, где занялась террористической деятельностью. 17 мая 1908 г. совершила покушение (подготовку взрыва гостиницы «Франция») на екатеринославского губернатора А.М.Клингенберга (1860—1909). Через несколько дней газета «Русское слово» сообщила: "Вчера в гостинице «Франция» заняла номер назвавшая себя француженкой неизвестная. Когда она отлучилась, в номере раздался страшный взрыв, разрушивший комнату и выбивший все стекла в гостинице. Гостиница оцеплена полицией. Доступ в неё запрещен". Арестована 18 июня 1908 г., 24 сентября 1911 г. Временным военным судом осуждена на 20 лет каторги. Отбывала наказание в Риге, Ярославле, Рыбинске. Находясь в тюрьме, вела борьбу против «подаванцев» и «подаванчества» — подачи прошений о помиловании на Высочайшее имя в связи с 300-летием Дома Романовых. Освобождена в феврале 1917 г. Вместе с другими освобожденными каторжанками Фаина Ставская приехала в Петроград, где в течение месяца были устроены торжественные приемы, которые продолжились затем в Москве. После каторжанок отправили отдыхать в Крым, где Фаина знакомится с будущим мужем — Виктором Баранченко. С сентября 1917 г. работала в редакции органа Таврической губернской организации Партии социалистов-революционеров — газеты «Земля и воля» (Симферополь), вела партийную работу в Симферополе и Севастополе. Позднее, на допросе 13 марта 1922 г. указывала: « В партию социалистов-революционеров я вступила в 1917, хотя идеологию с-р я стала разделять гораздо раньше, ещё будучи на каторге». В сентябре 1918 г. переехала в Москву, где вступила в боевой отряд Г.И.Семёнова. В конце октября 1918 г. направлена Бюро ЦК ПСР в Уфу. По возвращении находилась в распоряжении Бюро ЦК до марта 1919 г., после чего занималась профсоюзной работой. В ноябре 1919 — августе 1920 гг. — секретарь Центрального бюро Меньшинства ПСР. Подвергалась арестам в 1919 г. (освобождена через три с половиной месяца), декабре 1921 г. (освобождена в феврале 1922 г.). 24 февраля 1922 г. Президиумом ГПУ была включена в список эсеров, которым в связи с организацией процесса по делу Партии социалистов-революционеров было предъявлено обвинение в антисоветской деятельности: «в сентябре 1918 вошла в Московский боевой отряд ПСР по рекомендации Донского и по его же поручению вскоре выехала на Самарский фронт для сношений с контрреволюционным центром за Волгой». По итогам процесса в августе 1922 г. приговорена к двум годам заключения с освобождением от наказания. В 1922 г. по рекомендации Н.И.Бухарина, Г.Л.Пятакова и Л.П.Серебрякова вступила в РКП(б). Член Всесоюзного общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. С сентября 1922 г. работала в Симферополе – помощник зав. учетно-распределительного отдела Окружкома РКП(б), секретарь Крымского правления МОПР. В 1925 г. вернулась в Москву, работала секретарем по студенческим делам ВХУТЕМАС (январь 1925 – февраль 1926), секретарем по пересмотру таможенных тарифов и секретарем Главтопа ВСНХ СССР (до января 1930 г.). В феврале 1930 – апреле 1932 гг. – оргработник и член парткома Московского тормозного завода, затем инспектор Октябрьской районной контрольной комиссии Рабоче-крестьянской инспекции. С 1 июня 1932 г. Ф.Е.Ставской по ходатайству Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев была назначена персональная пенсия, однако она недолго оставалась без работы – уже в сентябре 1933 г. она была принята на должность заместителя директора Библиотеки ГИМ, заняв вскоре должность директора (этот переход отражения в документах не нашел). В качестве директора Библиотеки Государственного исторического музея, затем Государственной исторической библиотеки (1933—1937) Ф.Е.Ставская сыграла большую роль в отделении библиотеки от музея в 1934 г., которое проходило для музея весьма болезненно. Некоторые обстоятельства назначения Ф.Е.Ставской на должность директора библиотеки видны из воспоминаний В.Е.Баранченко: «В середине июля [1933 г.] по рекомендации МК и РК ВКП(б) Ставскую выбрали секретарем кустовой парторганизации группы исторических учреждений (Историко-архивного института, Исторической библиотеки, Исторического музея с филиалами) … Коллектив аттестовывался в МК и райкоме как не вполне «здоровый», оторванный от масс». Видимо, для «оздоровления» обстановки в Библиотеке ГИМ, штат которой состоял практически полностью из представителей «бывших» и был избран человек, лояльность которого с точки зрения властей на тот момент не вызывала никаких сомнений. Полное отсутствие какого-либо образования и опыта библиотечной работы при этом в расчет не принимались. В качестве партийного руководителя ГИМ Ф.Е.Ставская с первых дней работы активно вмешивается в экспозиционную деятельность музея: «Уже при первом обходе залов и хранилищ музея у Ставской возникли мысли и идеи, которые потом со временем стали выливаться в поправки к прежним экспозициям». В.Е.Баранченко вспоминал: «Первым пунктом её пожеланий было немедленное выселение всех посторонних организаций и частных жильцов из здания музея, и выделение Исторической библиотеки в [самостоятельное] историческое учреждение и непосредственное подчинение библиотеки Библиотечному управлению Наркомпроса. Она рассматривала Исторический музей как иллюстративное поле и наглядное пособие при библиотеке. Предложения Фаины Ефремовны были услышаны – согласно постановлению СНК РСФСР № 664 от 23 июля 1934 г. «О мероприятиях по обеспечению проведения в жизнь постановления ЦИК СССР от 27 марта 1934 г. о библиотечном деле в СССР» библиотека была выделена в самостоятельное учреждение, имеющее свой бюджет. Облик библиотеки меняется – по инициативе Ставской на арке читального зала появилась надпись «История должна служить выяснению вопросов политики», а стены «украсились щитами с надписями из изречений Ленина». Библиотека ведет активную выставочную деятельность, книжные выставки, приуроченные к различным юбилейным датам, вызывают интерес посетителей. Штат библиотеки в это время составляет 65 человек, к работе привлекаются студенты и слушатели библиотечных курсов. Былые революционные заслуги Ставской, её террористический опыт и близкое знакомство и дружба с Фанни Каплан не были забыты — она была арестована 30 апреля 1937 г. по обвинению в участии в антисоветской контрреволюционной организации. Во время обыска в её квартире в доме 21 по Садово-Кудринской улице были изъяты: партбилет, паспорт, пенсионная книжка персональной пенсионерки, билет члена Общества политкаторжан и дневник, который она вела на каторге. После ареста Ф.Е.Ставской состоялось партийное собрание ячейки ГИМ и библиотеки, на котором произошло её заочное исключение из партии, «как врага народа, пробравшейся в партию с целью диверсии, вредительства, шпионажа и убийства вождей партии… Утверждали, что Ставская явно привержена школе Покровского и связана с историческими кадрами, вредившими на историческом фронте». 3 июня 1937 г. Свердловский райком ВКП(б) исключил Ставскую из членов партии как врага народа, арестованную органами НКВД. 15 июля 1937 г. Партколлегия КПК исключила её из членов ВКП(б) как контрреволюционерку. На арест своего руководителя подчиненные отреагировали в духе того времени — заявив, что «во главе библиотеки стоял директор — враг народа, отсюда и все недостатки в работе». Упоминания о «злостном вредительстве» в Исторической библиотеке неоднократно встречаются и в более поздних документах (1938). Имя Ф.Е.Ставской фигурирует в «сталинских расстрельных списках», подписанных И.В.Сталиным и его ближайшим окружением. Военной коллегией Верховного суда СССР приговорена к расстрелу 13 июля 1937 года, расстреляна в тот же день. Прах тайно захоронен около Донского крематория. Судьба Ф.Е.Ставской долгие годы была неизвестна её родным. В марте 1956 г. В.Е.Баранченко обратился с заявлением в Военную прокуратуру СССР с заявлением о пересмотре её дела. 30 ноября 1956 г. Советским райбюро ЗАГС ему было выдано свидетельство о смерти жены с указанием даты смерти: 13 ноября 1942 г. В графах «Причина смерти» и «Место смерти» были сделаны прочерки. 27 апреля 1957 г. Виктор Еремеевич получил справку о том, что 23 апреля 1957 г. Военной коллегией Верховного суда СССР дело Ф.Е.Ставской было пересмотрено, приговор от 13 июля 1937 г. отменен, дело за отсутствием состава преступления прекращено. Ф.Е.Ставская была реабилитирована посмертно. По заявлению В.Е.Баранченко Комитет партийного контроля при ЦК КПСС решением от 3 сентября 1957 г. реабилитировал Ф.Е.Ставскую в партийном отношении, отменив решение Партколлегии КПК от 15 июля 1937 г. Трагически сложилась судьба сына Фаины Ефремовны – Владимира Ставского. Во время Великой Отечественной войны он был призван в армию, участвовал в освобождении Западной Украины и Молдавии. Погиб при невыясненных обстоятельствах на Западной Украине во время прохождения военной службы в послевоенные годы ( перезахоронен на Ваганьковском кладбище в Москве). В период «оттепели», после реабилитации Ф.М.Ставской, её муж, советский хозяйственный деятель Виктор Еремеевич Баранченко, подготовил монографию «Жизнь и гибель Фаины Ставской» (1957—1961), оставшуюся неопубликованной. Ныне рукопись хранится в составе личного архивного фонда В.Е.Баранченко в Центральном московском архиве-музее личных собраний. На эти мемуары и более поздние устные рассказы В.Е.Баранченко ссылается ряд авторов, рассказывая о курортном романе между Фанни Каплан и Дмитрием Ильичом Ульяновым, младшим братом В.И.Ленина, произошедшем в Евпатории летом 1917 г. Библиография: Политическая каторга и ссылка : биогр. справочник членов о-ва политкаторжан и ссыльнопоселенцев. — Москва, 1934. — Страница 608; Ставская Фаина Ефремовна: [биографическая справка] // Судебный процесс над социалистами-революционерами (июнь-август 1922 г.) : Подготовка. Проведение. Итоги: сборник документов. Москва, 2002. Страница 923; Ставская Фаина Ефремовна: [биографическая справка] // Архивные документы свидетельствуют … : история открытия Государственной публичной исторической библиотеки (1938—1939 гг.) : сборник документов. — Москва, 2011. — Страницы 325—326; Шапошников, К.А. Страницы биографии Фаины Ставской (1890 - 1937): террористка-анархистка, политкаторжанка, директор Государственной исторической библиотеки // Библиотечное дело - 2013: Библиотечно-информационная деятельность в современной системе информации, документных коммуникаций и культуры: Скворцовские чтения: материалы восемнадцатой международной научной конференции (24 - 25 апреля 2013 г.). - Часть 1. - Москва, 2013. - Страницы 110 - 113.

Agol (504x700, 208Kb)
Agol0 (466x700, 201Kb)
1891
Израиль Иосифович Агол
советский учёный-генетик, философ биологии. Действительный член Коммунистической Академии (1929), академик Академии Наук Украинской ССР (1934). Родился в городе Бобруйск, Минская губерния, Российская империя, в большой семье еврея-плотника. Окончил гимназию в Вильно. Был членом РСДРП; с октября 1917 года — большевик. В 1919 году был членом ЦИК Белоруссии. Участник Гражданской войны в 1919—1921 годах. С 1921 года работал в редакциях газет «Правда» и «Труд», одновременно учился на медицинском факультете Московского университета, после окончания которого в 1923 году, работал психиатром. Активно участвовал в коммунистической философской дискуссии по биологии в 1920-е и начале 1930-х гг., так называемой «дискуссии механицистов и диалектиков», по проблемам взаимоотношения естествознания и философии методологии. Сторонник материалистической диалектики А.М.Деборина, критика механицизма. В 1924 году входил в первый состав слушателей естественного отделения Института Красной профессуры в Москве, который окончил в 1927 году. С 1926 года работал в Московском зоотехническом институте, с 1928 года руководил Биологическим институтом имени К.А.Тимирязева Коммунистической Академии (ныне Институт проблем экологии и эволюции имени А.Н.Северцова Российской Академии Наук). В 1929—1930 гг. был профессором кафедры исторического материализма этнологического факультета Коммунистического университета имени Свердлова. В 1931 году находился в научной командировке в США, где работал в лаборатории генетика Германа Джозефа Мёллера, ученика Томаса Ханта Моргана (будущего лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине (1946)). После возвращения в СССР, с 1932 года — во Всеукраинской ассоциации марксистско-ленинских научно-исследовательских институтов, в 1933—1934 — в качестве вице-президента, с 1934 по 1936 год работал заведующим отделом Института зоологии и биологии Академии Наук Украинской ССР. Член редакционной коллегии журнала «Естествознание и марксизм» (1929—1930). Основатель и первый ответственный редактор научного журнала «Успехи современной биологии» (1932). Арестован в Киеве в декабре 1936 года (по другим данным, 27 мая) по обвинению во вредительстве. Расстрелян в городе Москва, РСФСР, СССР, 10 марта 1937 года как троцкист. По поводу ареста советских учёных-генетиков И.И.Агола, Н.И.Вавилова и С.Г.Левита в декабре 1936 года американский учёный Ч.Б.Давенпорт обратился с письмом к Госсекретарю США в котором писал:
«Я как генетик решительно протестую по поводу действий Советского правительства в отношении моих коллег Левита, Агола и Вавилова. Этим учёным принадлежат исследования высочайшего уровня, и именно благодаря их научной активности мировое сообщество генетиков информирует их о своих достижениях в генетике. Трое учёных, о которых идёт речь, значительно увеличили наши познания в генетике, принеся при этом большую пользу СССР.» — Наследие : документы, публикации. Ю.И.Вавилов, доктор физико-математических наук. Неизвестное письмо американского ученого в защиту советских генетиков
Реабилитирован посмертно.
Семья
Сын — Вадим Агол (родился в 1929), генетик, вирусолог, член-корреспондент Российской Академии Наук. Брат — Шолом Иосифович Агол (1898—1938), в 1937 году директор Ташкентского института марксизма-ленинизма. Расстрелян в октябре 1938 г. по приговору в/с ВКВС СССР. Реабилитирован посмертно.
Научная деятельность
Основные научные работы относятся к генетике и философским вопросам естествознания. Исследовал генетические изменения у насекомых (на примере дрозофилы) и микроорганизмов под влиянием рентгеновского излучения. Изучал доминантность в процессе генетических изменений. Ряд работ посвящён критике неовитализма и неодарвинизма. В книге «Диалектический метод и эволюционная теория» показал некоторые недостатки дарвинизма и плодотворность воздействия генетики и диалектики на теорию Дарвина. В 1929 году, будучи сотрудником генетической лаборатори, под руководством А.С.Серебровского выполнил оригинальную работу по изучению тонкой структуры гена. Один из авторов теории ступенчатого аллеломорфизма (делимости гена). Разрабатывал также проблемы органической целесообразности. Избранные труды: «Диалектический метод и эволюционная теория» (1927); «Витализм, механистический материализм и марксизм» (1928); «Происхождение животных и человека» (1935); «Хочу жить. Автобиографическая повесть» (1936). Литература: Питер Прингл. Николай Вавилов. Ученый, который хотел накормить весь мир и умер от голода = Peter Pringl. The Murder of Nikolai Vavilov: The Story of Stalin's Persecution of One of the Great Scientists of the 20th Century. — Москва : Альпина Паблишер , 2022. — 454 страницы. — ISBN 978-5-9614-3450-7.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 19 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»