[469x699]
1882
Николай Петрович Кутепов
начальник поездной бригады паровозный машинист колонна паровозов № 10 особого резерва Народного комиссариата путей сообщения. (в Указе – паровозный машинист депо Харьков Южной железной дороги, по довоенному месту работы). Родился в посёлке Близнецы ныне Близнюковского района Харьковской области. Русский. В 1898 году начал трудовую деятельность рабочим паровозного депо Славянск. С 1901 года он уже слесарь по ремонту паровозов, а с 1902 года — помощник машиниста паровоза II класса. С 1904 по 1908 год служил в армии, в Закавказье в железнодорожных войсках. В 1905-1906 годах обучался на курсах машинистов Закавказской железной дороги, а в 1906-1908 годах (во время службы в армии) был машинистом 2-го участка службы тяги станции Елисаветполь. В 1909 году Кутепов прибыл в Харьков, работал истопником в паровозном депо и только в 1911 году стал помощником машиниста. Во время 1-й мировой войны работал машинистом в депо Погодино и Орша Александровской железной дороги в Белоруссии, а также в депо Вязьма под Смоленском. С конца 1917 года постоянно трудился в депо «Октябрь» в Харькове. В 1928 году стал машинистом 1-го разряда. Работая по-кривоносовски, механики этого локомотива Кутепова в октябре 1938 года сэкономили более 50 тонн угля. Бригада работала безаварийно — и в течение длительного времени паровоз не имел ни одного случая межпоездного ремонта. За успешную работу Кутепов был награждён именными часами. Как только началась Великая Отечественная война, Кутепов пересел на паровоз «ФД» и стал водить воинские поезда к фронту, а эвакогрузы транспортировать в тыл. Использование тяжёлых паровозов в прифронтовой полосе было небезопасно, так как разбиваемый снарядами и бомбами путь восстанавливали по ускоренной схеме, и Кутепов увел сплотку тяжелых паровозов в Казань. Старый машинист, которому было уже шестьдесят, прибыл на станцию Ожерелье, где формировалась колонна паровозов особого резерва НКПС № 10, и возглавил поездную бригаду. Для обеспечения всем необходимым защитников Сталинграда 10-я паровозная колонна была поднята по тревоге и повезла воинские грузы к Иловле. Когда гитлеровцы перерезали путь от Иловли к Котлубани, пришлось возить грузы по рокаде вдоль левого берега Волги. Героизмом и мужеством выделялся в колонне Н.П.Кутепов. Машинист с дореволюционным стажем, он любил свой паровоз Эу 677-49 и содержал его в образцовой чистоте. Н.П.Кутепов отличался аккуратностью в работе, абсолютным спокойствием и бесстрашием, умением сохранять самообладание в самых сложных и тяжёлых условиях. Эти черты его характера особенно проявились в период Сталинградской битвы. В жаркий день 2 августа 1942 года Николай Петрович принял на станции Эльтон состав с бензином, прибывший из Астрахани и должен был отправиться затемно дальше. В сумерках на станцию Эльтон налетели бомбардировщики, кроме состава Кутепова там находились эшелоны с людьми и боеприпасами. В случае попадания бомб в вагоны с боекомплектом пожар мог охватить и цистерны. Дорога была каждая минута. В этой чрезвычайной обстановке Кутепов проехал закрытый семафор, послав главного кондуктора на перегон, чтобы предотвратить столкновение со встречным поездом, если такой будет двигаться от Сталинграда. Наливной состав Кутепова был обстрелян из пулемётов, из отверстий цистерн вытекал бензин, но помощник и другие члены поездной бригады забивали в пробоины деревянные пробки. Выведя эшелон с бензином на перегон, в безопасное место, Н.П.Кутепов тем самым спас ценный груз, да и станцию. Только умение ориентироваться в сложной обстановке и быстрая реакция помогли избежать беды. На счету Кутепова было много подвигов по спасению эшелонов с боеприпасами, людьми, техникой и особенно санитарных поездов. И во всех этих случаях он не думал о своей жизни, а только о том, как спасти доверенный ему поезд. В феврале 1943 года Гитлер распорядился во что бы то ни стало уничтожить вагоны с пленёнными гитлеровскими генералами и фельдмаршалом. Поэтому операция по их вывозу в тыл держалась в строгом секрете. Паровоз Эу 677-49, ведомый Кутеповым, как бы поставил символическую точку в Сталинградской битве. Он во время движения этого поезда находился со своей сменой в турной теплушке при паровозе, готовый в любой момент заменить напарника. Были приняты и другие меры предосторожности, и этот секретный рейс прошёл благополучно. После Сталинграда Кутепову довелось возить освободившиеся войска с Донского фронта в район Курска. Не один подвиг совершил ветеран и в период Курской битвы, за что неоднократно отмечался военным и железнодорожным командованием. В 1943 году, после освобождения Харькова, его откомандировали на Южную дорогу. Николай Петрович вложил немало сил и труда в возрождение депо «Октябрь» и Малой Южной железной дороги, на которой и трудился до последнего дня своей жизни, передавая свой богатый опыт молодым железнодорожникам Харькова. Одновременно был инженером-консультантом Дома техники Южной магистрали. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Кутепову Николаю Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». Более 50 лет проработал Николай Петровича Кутепова на железнодорожном транспорте. За время работы машинистом наездил два с половиной миллиона километров, перевёз огромное количество грузов и пять миллионов пассажиров. Только во время войны отважный машинист доставил на линию огня около миллиона тонн вооружений и боеприпасов, горючего и продовольствия, целые армии военнослужащих. Жил в городе Харькове. Скончался 19 октября 1951 года. Награжден орденом Ленина, медалями; знаком «Почетный железнодорожник». В Харькове, в депо «Октябрь» на пьедестале установлен паровоз-памятник «Эу 677-49», на котором в военные годы работал Герой.
[478x699]
1882
Дмитрий Алексеевич Смирнов
русский оперный певец, лирико-драматический тенор. Дмитрий Смирнов родился в городе Москва,Российская империя, в состоятельной купеческой семье. В трёхмесячном возрасте потерял отца, воспитывался отчимом П. Ютановым, который поощрял музыкальные занятия детей. По воспоминаниям самого певца:
«Петь любил с детских лет. Ещё ребёнком мне довелось услышать знаменитого московского протодьякона. Его феноменальный бас восхитил меня. Форте было таким могучим, что в храме погасли свечи, окна собора дребезжали. Засыпая в детской кроватке, я мечтал о том, что вот вырасту большой и у меня будет такой громоподобный бас. Что я только не делал, чтобы добиться звучания в нижнем регистре, но не всего можешь достичь трудом и упорством — октавист из меня, как видите, все-таки не получился.» — Ю.Шумаков. «О Дмитрии Смирнове»
В 1900 году Дмитрий Смирнов окончил Комиссаровское техническое училище, однако занятия музыкой не прервал — пел в церковном хоре и сочинял духовные произведения. Посещал «Классы пения» М.А.Раньери-Горбовского. В спектакле, поставленном в этом учебном заведении, Смирнов в марте 1902 года дебютировал в одной из основных теноровых партий классического репертуара — Ленского в опере «Евгений Онегин» П.И.Чайковского. Также брал уроки пения у К. Кржижановского, А.М.Додонова и, позднее, у Э.К.Павловской. Первое выступление на профессиональной сцене состоялось в 1903 году, на премьере оперы «Каморра» Э.Д.Эспозито в партии Джиджи (театр «Эрмитаж», Товарищество артистов Московской частной оперы С.И.Мамонтова). Здесь же были им исполнены партии Альфреда («Травиата» Дж. Верди), Ромео («Ромео и Джульетта» Ш.Гуно, Князя («Русалка» А.Даргомыжского) и др. Впервые спетая здесь партия Герцога в «Риголетто» Дж.Верди стала в дальнейшем визитной карточкой Смирнова. По подсчётам экспертов, за творческую карьеру певца она была исполнена им 923 раза.
В 1904 году Д.А.Смирнов приглашается в труппу Московского Императорского Большого театра (дебютировал 26 апреля в партии Синодала — «Демон» А.Рубинштейна). Много гастролирует по России уже в качестве солиста императорских театров. Летом того же года в Кисловодске впервые встречается на сцене с Ф.И.Шаляпиным, для которого в последующие годы Смирнов станет наиболее частым партнером (около 80 спектаклей). И если в своё время Смирнов завидовал басам, то Шаляпин, высоко ценивший талант молодого тенора, заметил:
«Отчего я не тенор, что за голос! Ведь после исполнения Митей каватины князя чувствуешь, что ты побежден…» — Ю.Шумаков. «О Дмитрии Смирнове»
К началу 1905 года, в 22-летнем возрасте, певец вошёл в круг виднейших оперных артистов России. По воспоминаниям певшей с ним А.В.Неждановой:
«Это был прекрасный певец и артист. У Смирнова был громадный диапазон и исключительно большое дыхание. Он обладал замечательно красивыми верхними нотами, которые умел искусно филировать.» — В.Шелохаев. Энциклопедия Русской эмиграции
С этого времени начинается активная международная гастрольная деятельность Д.А.Смирнова. Певец выступает на ведущих мировых сценах: «Гранд Опера» (Париж, 1907—1909, 1912), Мариинский театр (Санкт-Петербург, 1907—1917), «Ла Скала», Милан, 1908), театр «Казино» (Монте-Карло, 1908—1910), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк, 1910), Друри-Лейн (Лондон, 1914), в музыкальных театрах таких городов, как Буэнос-Айрес, Брюссель, Берлин, Кёльн, Рим, Барселона, Мадрид, Люцерн, Монтевидео, Бостон и др.
Д.А.Смирнов в 1911 году в «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) в партии Ромео
После революции 1917 года Смирнов поёт в Москве, в Большом театре; в мае 1919 года исполнил партию Фауста в драматической легенде Берлиоза «Осуждение Фауста» (концертное исполнение). Летом 1919 года выезжает на гастроли по городам Украины, Крыма, Кавказа. Весной 1920 года из Новороссийска на пароходе «Афон» он покидает пределы России. Через Варну, Константинополь и Афины добирается до Парижа, где Смирнову предлагают выступать в «Гранд Опера» и в следующем сезоне в Монте-Карло. Он получает удостоверение личности без гражданства — «нансеновский паспорт», выступает в Лондоне, Риге, Таллине, Базеле и других европейских городах. В 1925 году женится на камерной певице (сопрано) Лидии Павловне Мальцевой (первый брак со Смирновой Таисией Васильевной распался). Начиная с 1926 и по 1930 год, пять раз посещал СССР с гастролями — принимал участие в спектаклях Большого театра, записывал музыкальные программы на Всесоюзном радио, выступал вместе с супругой в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси, во многих сибирских городах. Камерный репертуар певца включал арии из опер, романсы П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, А.Т.Гречанинова. В 1930 году во время гастролей в СССР ему предлагают остаться и выпускают из страны с условием возвращения через год, однако в феврале 1932 года супруги Смирновы получают эстонское гражданство. В следующем году умирает его мать, которой так и не разрешили выехать к сыну. В 1935 году Смирновы поселились в Лондоне, где певец сотрудничал с радио Би-Би-Си, концертировал под аккомпанемент знаменитого пианиста Джеральда Мура. 17 ноября 1937 года во время гастролей Смирнова в Бухаресте после неудачной операции аппендицита в лондонской больнице скончалась его супруга Лидия Павловна Смирнова—Мальцева. Выполняя последнюю волю жены, добился разрешения эстонских властей похоронить её на старинном кладбище в пещерах петсерского (печорского) монастыря. В память о покойной супруге дал ряд благотворительных концертов в Таллине, Тарту, Петсери, Пярну и других больших и малых городах Эстонии. В декабре 1937 года избирает Эстонию местом постоянного проживания. В 1937—1939 годах жил в Таллине, продолжая концертную деятельность. 1 октября 1939 года избирается председателем Русского театрально-музыкального общества в Таллине, заменив скончавшегося С.И.Мамонтова. В октябре того же года объявлено о его предстоящем бракосочетании с 17-летней Ниной Сергеевной Голубевой, только что окончившей таллинскую русскую городскую гимназию и поступившей в Высшую государственную школу художеств. Брак был заключён в декабре, и тогда же супруги переезжают на постоянное жительство в Ригу. В 1940 году был приглашён на должность профессора Московской консерватории, осенью 1941 года планировались его концерты в Ленинграде, однако всем этим планам помешала Вторая мировая война. В 1940—1942 годах руководил вокальной студией в Риге (среди его учеников был известный в будущем латвийский и советский певец Михаил Александрович), гастролирует в Таллине и Берлине, где заболевает воспалением лёгких и возвращается в Ригу. В 1943 году завершает работу над своими «Воспоминаниями». В марте 1944 года его направляют в больницу, где 27 апреля 1944 года он скончался от инфаркта. Похоронен выдающийся артист на Покровском кладбище в Риге. Вдова Смирнова, Нина Сергеевна Голубева эмигрировала в США. Ей удалось вывезти рукопись «Воспоминаний» певца и в сокращённом виде издать её в 1952 году в Париже. Сохранившиеся грамзаписи выступлений Дмитрия Алексеевича позволяют и сегодня оценить его вокальное мастерство. В частности, в 1984—1990 годах фирма «Мелодия» выпустила 7 «долгоиграющих» пластинок с записями Д. Смирнова. Ряд фонограмм выпущен и на компакт-дисках. Советский певец Сергей Лемешев так оценил результаты своего анализа записей Д.А.Смирнова:
«В техническом мастерстве он превзошёл многих прославленных итальянских певцов, хотя и сам у них многому научился. Даже после Энрико Карузо и Тито Скипа Смирнов покоряет своим, казалось бы, беспредельным дыханием и столь же беспредельной кантиленой… Голос на верхних нотах, как бы попав в родную стихию, приобретает ещё большую красоту и благородство. При этом его пение всегда выразительно: совершенная филировка звука, mezza voce и piano наполнены каким-то трепетом вибрации души. Записи Смирнова для меня не только источник наслаждения, но и познания.» — В.Шелохаев. Энциклопедия Русской эмиграции

Портрет Д.Смирнова в роли кавалера де Грие в опере «Манон», Ж. Массне
Избранные вокальные партии: Баян — «Руслан и Людмила», М.Глинка; Богдан Собинин — «Жизнь за царя», М.Глинка; Вертер — «Вертер», Ж.Массне; Владимир Дубровский — «Дубровский», Э.Направник; Герман — «Пиковая дама», П.Чайковский; Герцог — «Риголетто», Д.Верди; Граф Альмавива — «Севильский цирюльник», Дж.Россини; Джеральд — «Лакме», Л.Делиб; Индийский гость и Садко — «Садко», Н.Римский-Корсаков; Йонтек — «Галька», С.Монюшко; Кавалер де Грие — «Манон», Ж.Массне; Княжич Всеволод Юрьевич — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Н.Римский-Корсаков; Князь — «Русалка», А.Даргомыжский; Левко — «Майская ночь», Н.Римский-Корсаков; Ленский — «Евгений Онегин», П.Чайковский; Лоэнгрин— «Лоэнгрин», Р.Вагнер; Луиджи — «Плащ», Дж.Пуччини; Надир — «Искатели жемчуга», Ж.Бизе; Пинкертон — «Мадам Баттерфляй», Дж. Пуччини; Рауль де Нанжи — «Гугеноты», Дж.Мейербер; Ромео — «Ромео и Джульетта», Ш.Гуно; Рудольф — «Богема», Дж.Пуччини; Самозванец — «Борис Годунов», М.Мусоргский; Соловей — «Забава Путятишна», М.М.Иванов; Тамино — «Волшебная флейта», В.А.Моцарт; Фауст — «Фауст», Ш.Гуно; Хозе — «Кармен», Ж.Бизе.
Литература: Бронштейн С. Герои одного мгновения: Воспоминания зрителя. — М., 1964. — Cтраницы 37—38; Волжина Н.Л. В.Собинов и Д.Смирнов // «Жизнь искусства». 1929. № 2. Cтраница 18; Журавлёв С. Покровское кладбище — памятник рижской старины. — Рига. 1990. — Cтраницы 10—11; Исаков С.Г. Чародей звука: Певец Дмитрий Смирнов и Эстония / Русский исследовательский центр в Эстонии. — Таллинн: Aleksandra, 2004. — 120 листов. иллюстрации, портрет. ISBN 9985-827-65-1; Квалиашвили М. Г. По трудному пути. Воспоминания. — Тбилиси, 1969. — Cтраницы 36—38; Коллектив авторов. Смирнов Дмитрий Алексеевич // Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М., РОССПЭН. 1997. Cтраницы 583—586; Кравейшвили Б.И. Незабываемое: Записки певца. — Тбилиси, 1970. — Cтраницы 35—36; Левик С.Ю. Записки оперного певца. — 2-е издание. — Москва, 1962. — Cтраницы 238—239; Лемешев С. Путь к искусству. — 2-е издание. — Москва, 1974. — Cтраницы 167—171; Нежданова А.В. Русские певцы // Василий Родионович Петров: Сборник статей и материалов под редакцией И.Бэлза. — Москва, 1953. — Cтраница 117; Перепёлкин Ю. Гордость русской оперы // Вечерний Ленинград. 1975. № 190; Перепёлкин Ю. Русский мастер бельканто // Мелодия. 1985. № 3 (24); Полчанинов Р. Столетие со дня рождения Д.А.Смирнова // Новое русское слово. — Нью-Йорк, 1982. — 7 ноября (№ 25973). — Cтраница 4: портретами; Салина Н.В. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Ленинград; Москва, 1941. — Cтраница 164; Шилов А. Дмитрий Смирнов // Советская музыка. 1960. № 10. Cтраницы 122—125: портрет, иллюстрации; Шкафер В.П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Ленинград, 1936. — Cтраница 254; Шумаков Ю. Великий русский вокалист // Волга. 1967. № 1. Cтраницы 185—191; Шумаков Ю. О Дмитрии Смирнове // ЗЖ «Кругозор», 1966. № 6. Cтраница 12; Kutsch K. J., Riemens Leo. Großes Sängerlexikon. — Bern; München: Saur, 1997. — С. 3273 (нем.) ISBN 3-598-11250-5; Stratton J. Dmitri Smirnoff, tenor (1882—1944) // The Record Collector, 1973, vol. 14, № 11/12.
1882
Уильям Уэбб (William Webb)
британский боксёр, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908. Родился в городе Лондон, Великобритания. На Играх 1908 в Лондоне Уэбб соревновался в весовой категории до 52,6 кг. Дойдя до полуфинала, он занял третье место и выиграл бронзовую медаль. Умер в микрорайоне Хендон, Большой Лондон, Англия, Великобритания, 15 февраля 1964 года.

1883
Леонида Николаевна Балановская (в замужестве — Экскузович)
русская и советская оперная певица (сопрано), вокальный педагог. Родилась в городе Шпола, Киевская губерния, Российская империя, в семье бухгалтера; детство провела в Елисаветграде. Обучалась музыке у матери-пианистки. Окончила Петербургскую консерваторию (класс С.Н.Цехановской). Дебютировала в Петербурге в партии Джоконды (одноимённая опера А.Понкьелли, 1905, антреприза А.А.Церетели). В 1906—1907 годы пела в Мариинском театре (дебют — Валентина в «Гугенотах» Дж.Мейербера). В 1907—1908 годы выступала в Киеве (антреприза С.В.Брыкина). В 1908—1919 и 1925—1926 годах — солистка Большого театра. Гастролировала во Франции (1911—1912, 1914), Англии и Австрии (1914). В 1910—1917 годах участвовала в деятельности музыкально-драматического товарищества «Кобзарь» (Москва), где исполняла романсы Н.В.Лысенко и Я.С.Степового, украинские народные песни. В 1911 году сыграла Хозяйку в пьесе «Назар Стодоля» Т.Г.Шевченко. Пела в опере в Севастополе (1919—1922), в Ростове-на-Дону (1922), в Сибирской опере (Омск, 1923—1924), в Харьковской опере (1926—1933). Гастролировала с концертами в Казани (1924), Самаре, по Сибири и Дальнему Востоку, в Китае (1925—1926). Одновременно с 1921 года преподавала: в Севастопольском музыкальном училище (1921—1922), Минском музыкальном техникуме (1924), Харьковском музыкально-драматическом институте (1927—1933). В 1933—1935 годах заведовала вокальной кафедрой Бакинской консерватории, в 1935—1955 годы преподавала в Московской консерватории (с 1941 — профессор). Также преподавала в музыкальном училище при Московской консерватории (с 1935), была педагогом хора в Большом театре (1944—1948). В числе её учениц — А.Г.Соленкова, Н.Добролюбова. Жена театрального деятеля Ивана Васильевича Экскузовича. Умерла в городе Москва, РСФСР, СССР, 28 августа 1960 года.
Творчество
Обладала голосом обширного диапазона, что позволяло легко преодолевать тесситурные трудности. Партнёрами Л.Н.Балановской на сцене были И.А.Алчевский, П.З.Андреев, К.Е.Антарова, Г.А.Бакланов, А.В.Богданович, А.П.Боначич, Г.А.Боссе, Н.Г.Горчаков, А.И.Добровольская, И.В.Ершов, Л.М.Клементьев, А.М.Лабинский, В.А.Лосский, С.И.Мигай, А.В.Нежданова, Л.Образцов, В.Р.Петров, Г.С.Пирогов, Л.Ф.Савранский, Л.В.Собинов, В.С.Тютюнник, П.П.Фигуров, Ф.И.Шаляпин. Пела под управлением У.И.Авранека, Э.А.Купера, С.А.Кусевицкого, Э.Ф.Направника, А.Никиша, Й.Позена, В.И.Сафонова, В.И.Сука. Её репертуар включал около 40 оперных партий (сопрановых и меццо-сопрановых), а также вокальные партии в симфонических произведениях (Маргарита в «Осуждении Фауста» Г.Берлиоза), произведения М.П.Мусоргского и Р.Вагнера.
Избранные оперные партии
Наташа («Русалка» А.С.Даргомыжского); Марина Мнишек («Борис Годунов» М.П.Мусоргского); Ганна («Майская ночь» Н.А.Римского-Корсакова) — первая исполнительница в Большом театре (1909); Царица Милитриса («Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова) — первая исполнительница в Большом театре (1913); Купава («Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова); Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова); Поппея Сабина («Нерон» А.Г.Рубинштейна); Оксана («Черевички» П.И.Чайковского); Мария («Мазепа» П.И.Чайковского); Татьяна; Ольга («Евгений Онегин» П.И.Чайковского); Полина; Лиза («Пиковая дама» П.И.Чайковского); Франческа («Франческа да Римини» С.В.Рахманинова); Кармен (одноимённая опера Ж.Бизе); Мюзетта («Богема» Дж.Пуччини); Аида; Амнерис («Аида» Дж.Верди); Амелия («Бал-маскарад» Дж.Верди); Леонора («Трубадур» Дж.Верди); Валентина («Гугеноты» Дж.Мейербера); Джоконда (одноимённая опера А.Понкьелли); Кундри («Парсифаль» Р.Вагнера) — первая исполнительница в России (1906, концертное исполнение); Изольда («Тристан и Изольда» Р.Вагнера); Брунгильда («Гибель богов» Р.Вагнера) — первая исполнительница в Большом театре (1911); Брунгильда («Зигфрид» и «Валькирия» Р.Вагнера); Ортруда («Лоэнгрин» Р.Вагнера); Венера («Тангейзер» Р.Вагнера) — первая исполнительница в Советской России (2-я редакция автора, 1919); Гермиона («Зимняя сказка» К.Гольдмарка) — первая исполнительница в России (1909).
Дискография:В 1913 году на 6 грампластинок (Москва, «Пате») в исполнении Л.Н.Балановской были записаны арии из опер Н.А.Римского-Корсакова, Дж.Верди, А.Понкьелли и Р.Вагнера, из которых сохранилась одна — «Смерть Изольды» (из 3-го действия оперы «Тристан и Изольда»). Запись воспроизведена в последующих изданиях: Леонида Балановская: сопрано. Григорий Пирогов : бас. Иван Грызунов : баритон. Антон Боначич : тенор. — Москва : Мелодия, 1983. — 1 граммпластинка. — (Из сокровищницы мирового исполнительского искусства ; Часть 4. Вокалисты).
Литература: Балановская Леонида Николаевна // Театральная энциклопедия. — Москва : Советская энциклопедия, 1961. — Том 1 / Главный редактор С.С.Мокульский; Балановская Леонида Николаевна // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / А.М.Пружанский. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва, 2008.
[455x700]
1883
Борис Анатольевич Горин-Горяинов (настоящая фамилия – Горяинов)
русский актер. Народный артист РСФСР (1935). Родился в Санкт-Петербурге. Cын комедийного артиста А.М.Горина-Горяинова, корифея Санкт-Петербургской любительской сцены. Пожертвовав карьерой на казенной сцене, Горин-Горяинов-старший предпочел работать в провинции – сначала как артист, затем пробуя свои силы в антрепренерском искусстве. Вместе с артистами Ленни и Казанским организовал антрепризу в Санкт-Петербурге, культивируя легкий жанр. Горин-Горяинов-младший окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1904), студентом выступал в полупрофесиональных спектаклях в клубах и пригородных театрах. Сезон 1904–1905 Горин-Горяинов отыграл в Киеве, в антрепризе М.М.Бородая, а на летний сезон получил приглашение С.В.Брагина на Кавказские минеральные воды. Здесь он играл роль Изюмова в спектакле Авдотьина жизнь С.Найденова с В.Ф.Комиссаржевкой, получил приглашение вступить в труппу Комиссаржевской. Однако вскоре на Минеральные воды приехала Л.Б.Яворская (к этому времени из ее «Нового театра» ушли многие ведущие артисты) и, заплатив Комиссаржевской неустойку, подписала договор с Гориным-Горяиновым. С 1908 на протяжении двух сезонов Горин-Горяинов служил в труппе театра Ф.Е.Корша (Москва). В 1910 Горин-Горяинов встретился на Кавказских минеральных водах с М.Г.Савиной, и актриса предложила ему дебютировать на сцене Александринского театра. После переговоров с директором императорских театров В.А.Теляковским (1860–1924) Горин-Горяинов с осени 1911 становится актером Александринского театра (в качестве дебюта были сыграны две роли – Балагалаев в Завтраке у предводителя И.С.Тургенева и Хлестаков в гоголевском Ревизоре), где служит до конца жизни.
Горин-Горяйнов Б.А. 1914 г.
В репертуаре артиста в начале его творческой деятельности были комедии, водевили, но упорная тяга к драматическим ролям приводит Горина-Горяинова в конце концов к другому репертуару. Его лучшими ролями считаются Сирано (Сирано де Бержерак Э.Ростана), Остергаузен (Джентльмены А.Сумбатова-Южина), Арман Дюваль (Дама с камелиями А.Дюма), Миловзоров (Без вины виноватые А.Н.Островского), Фердинанд и фон Кальб (Коварство и любовь Фр.Шиллера), Васька Пепел (На дне М.Горького). На сцене Александринского театра раскрылось и замечательное комедийное дарование в сочетании с отточенным психологическим мастерством (Расплюев в Свадьбе Кречинского, Тарелкин в Смерти Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина, Фигаро в Женитьбе Фигаро П.Бомарше, Скапен в Плутнях Скапена, Сганарель в Дон Жуане Мольера. После революции в число лучших театральных работ Горина-Горяинова вошли такие роли, как академик Ленчицкий (Бойцы) и Дубровин-отец (Огненный мост, обе пьесы Б.Ромашова), Гулячкин (Мандат Н.Эрдмана). Снимался в кино (Хромой барин, Поручик Киже). Автор нескольких мемуарных книг, где запечатлены портреты артистов-современников – К.А.Варламова, М.В.Дальского, И.Н.Певцова, П.В.Самойлова и других, нравы провинциальных и столичных театров. Перу Горина-Горяинова принадлежит также роман о великом русском артисте Федоре Волкове, в которой изображена целая эпоха русского театра. Второй (незавершенный) роман артиста посвящен выдающемуся актеру И.Дмитревскому. Оба романа должны были стать частью цикла об истории отечественного театра, выстроенного через конкретные судьбы артистов. Умер Горин-Горяинов в Ленинграде 15 апреля 1944 года.
[525x700]
Могила Горина-Горяйнова на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
Творчество
Роли в театре: «Дама с камелиями» А.Дюма — Арман Дюваль; «Сирано де Бержерак» Э.Ростана — Сирано; «Без вины виноватые» А.Островского — Миловзоров; «Коварство и любовь» Ф.Шиллера — Фердинанд; «На дне» М.Горького — Васька Пепел.
Александринский театр: «Завтрак у предводителя» И.С.Тургенева — Балагалаев (дебют в Александринском театре); «Ревизор» Н.В.Гоголя — Хлестаков; «Женитьба Фигаро» П. Бомарше — Фигаро; «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — Глумов; «Пигмалион» Дж.Б.Шоу — Хиггинс; «Лес» А.Н.Островского — Буланов; «Провинциалка» И.С.Тургенева— граф Любин; «Стакан воды» Э.Скриба— Болингброк; 1915 — «Два брата» М.Лермонтова — князь Лиговской; 1917 — «Маскарад» М.Ю.Лермонтова — Казарин; «Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина — Тарелкин; «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского — Крутицкий; «Соломенная шляпка» Э.Лабиша и Марк-Мишеля — Фадинар; «Недоросль» Д.И.Фонвизина — Митрофан; «На дне» М.Горького — Барон; «Трактирщица» К.Гольдони — кавалер Рипафратта; «Цезарь и Клеопатра» У. Шекспира — Цезарь; «Мещанин во дворянстве» Мольера — Журден; «Волки и овцы» А.Н.Островского — Мурзавецкий; «Бойцы» Б. Ромашова — Ленчицкий; «Огненный мост» Б.Ромашова — Дубровин-отец; «Мандат» Н. Эрдмана — Гулячкин; «Плоды просвещения» Л.Н.Толстого — Звездинцев; «Горе от ума» А.С.Грибоедова — Фамусов; «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина — Расплюев; «Таланты и поклонники» А.Н.Островского — Нароков; 1936 — «Лес» А.Н.Островского — Аркашка Счастливцев; 1941 — «Дон Кихот» М.А.Булгакова по М.Сервантесу — Санчо Панса.
Фильмография: 1911 — Оборона Севастополя; 1928 — Хромой барин; 1934 — Поручик Киже — граф Пален; 1942 — Варежки — Никифорович.
Признание и награды: 1935 — народный артист РСФСР; 1939 — орден Трудового Красного Знамени; 1940 — орден «Знак Почёта».
Библиография: Горин-Горяйнов Б.А. Мой театр. Опыт. — Ленинград, 1939; Горин-Горяйнов Б.А. Кулисы. — Ленинград, 1940; Горин-Горяйнов Б.А. Фёдор Волков. Роман-хроника. — Ярославль, 1942; Горин-Горяйнов Б.А. Актёры. Из воспоминаний. — Ленинград-Москва, 1947.
[516x700]
1883
Михаил Калинникович Коровин
геолог, палеонтолог, профессор Томского технологического института. Крупный исследователь угольных месторождений, в том числе Чулымо-Енисейского, Канско-Ачинского и Минусинского бассейнов. Родился в селе Сопич Черниговской губернии. Из крестьян. Отец, Калинник Сергеевич, сам происходил из государственных крестьян Льговского уезда Курской губернии, занимался торговлей, арендовал помещичьи земли (до 500 десятин). После изменения государственного строя страны (1917 год) сторожил сельскохозяйственную ферму свеклосахарного завода близ Севска. Мать, Евдокия Петровна, была дочерью сельского священника и вела домашнее хозяйство. После её смерти в 1896 году отец снова женился и в новой семье имел 10 детей. Михаил окончил Севское духовное училище и Курскую духовную семинарию, но затем, вопреки воле отца, избрал карьеру инженера. Окончил Томский технологический институт (ТТИ, 1914). Летом 1913 года помогал профессору М.А.Усову в геологической экспедиции по Северной Монголии. На основе собранных материалов выполнил дипломную работу «Кударинский район Северной Монголии, его геологическое строение и условия золотоносности». Уже во время обучения в университете увлекся исследованием горючих ископаемых, чему посвятил впоследствии свою карьеру. Объектом его исследований были угленосные районы и бассейны Сибири. На протяжении долгих лет он упорно искал доказательство наличия нефти на территории Западной Сибири. С 1 декабря 1914 года работал в ТТИ, младший лаборант (ассистент) при палеонтологическом кабинете, руководил практическими занятиями по палеонтологии. С 1916 года — преподаватель горного отделения, с 1917 года — ответственный преподаватель по курсу стратиграфической геологии, с 21 марта 1919 года по 5 декабря 1921 года — старший ассистент, с 5 декабря 1921 года по 1948 год — профессор, заведующий кафедрой исторической геологии (исторической геологии и геологии СССР, исторической геологии и палеонтологии ТТИ). По совместительству преподавал геологию на Сибирских высших женских курсах (СВЖК, 1915—1918). В Томском университете с 1918 года, преподаватель кафедры геологии, с 1921 по 1930 год — профессор там же. Доктор геолого-минералогических наук (1938). В 1945 году выступил с докладом «Перспективы нефтеносности Западной Сибири и пути дальнейших геологических исследований», где предложил начать бурения на территории Томска. Однако, долгое время эта инициатива не имела поддержки. Вёл поиски нефти самостоятельно. Позднее все его исследования и прогнозы подтвердились, и нефть действительно была найдена. В 1948 году по инициативе Томского обкома ВКП(б) при Доме учёных было создано Бюро по оказанию научно-технической помощи промышленным предприятиям, сельскому хозяйству области, которое возглавил М.К.Коровин. За открытие наиболее крупной нефтегазоносной провинции России Коровин был удостоен Ленинской премии (1974).
Награды: орден Ленина (1946); орден Трудового Красного Знамени (1940); медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946); звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» (1941). Умер в Томске 19 февраля 1956 года.
Литература: «Историческая геология» (учебник) 1941.
Источники: Коровин Михаил Калинникович // Профессора Томского политехнического университета : биографический словарь - Томск, 2001. - Том 2. - Страницы 71-74 : фото; Томск от А до Я : краткая энциклопедия города. - Томск, 2004. - Страница 164 : фото.
1883
Макс Альбертович Соловейчик (Мендель Абович (Абелевич) Соловейчик, литовское имя — Maksas Soloveičikas; имя на иврите — מקס סולובייצ'יק)
еврейский общественный и политический деятель, сионист, писатель, публицист либерально-иудаистского направления, библеист, историк и педагог. Родился в городе Ковно, Российская империя, в семье купеческого первой гильдии сына Абы (Абеля) Шоломовича (Альберта Соломоновича) Соловейчика и Фани Рефоел-Вольфовны Соловейчик. Преподавал в Петербурге. После революции, в 1918 году, вернулся в Литву. До 1923 года занимался политической деятельностью. Был избран в Учредительный Сейм Литвы. С апреля 1919 и по январь 1923 года входил в правительство Литовской республики в качестве министра без портфеля по делам евреев. После выхода из правительства его на этой должности сменил Юлий Бруцкус.
Редакция журнала «Рассвет» в Санкт-Петербурге, 1912. Сидят (слева — направо): Зеэв Жаботинский, Авраам Идельсон, Макс Соловейчик (Солиэли); Стоят: Соломон Гепштейн, Александр Гольдштейн, Арнольд Зейдман.
С 1923 по 1933 год жил в Германии. В 1933 переехал в Подмандатную Палестину. Сторонник теорий школы Велльгаузена. Умер в городе Иерусалим, Израиль, 9 марта 1957 года. В 1965 году был посмертно опубликован на иврите его «Библейский словарь». Его брат — экономист Леонтиий Альбертович Соловейчик (1875—1953) — был женат на сестре еврейского общественного деятеля Якова Григорьевича Фрумкина.
Произведения: Очерки по еврейской истории и культуре. Том 1: Библейский период, (сборник статей либерально-протестантских библеистов), Санкт-Петербург, 1912; Основные проблемы библейской науки, Санкт-Петербург, 1913; Историко-географический атлас Палестины, Санкт-Петербург, 1913; Judisches Lexikon, 1930, Вd. 4/2. (перевод на иврит) «Lexicon Biblicum», Jerushalaim, 1965, v. 1-2. Vom Buch das Tausend Jahre Wuchs, B., 1932.
[510x700]
1884
Норман Аллин (Norman Allin)
британский певец-бас и педагог по вокалу, расцвет карьеры которого пришелся на первую половину 20-го века. Он сделал карьеру на оперной и концертной сцене, где выступал с ораториями и классическими песнями, и прославился благодаря безупречной вокальной технике, тонкой музыкальности и богатому глубокому тембру голоса, редкому у британских басов. Аллин родился в Эштон-андер-Лайне (Ashton-under-Lyne). Он учился в Королевском Манчестерском колледже музыки (Royal Manchester College of Music) под началом Джона Эктона (John Acton), преподававшего пение, и Уолтера Кэрролла (Walter Carroll), дававшего теорию. В 1912-м Аллин женился на певице Эдит Клегг (Edith Clegg) и перебрался в Лондон (London), где его услышал дирижер Генри Дж. Вуд (Henry J. Wood), который планировал привлечь Аллина к участию в Норвичском фестивале (Norwich Festival) в 1914-м, но, увы, фестиваль не состоялся из-за начала Первой мировой войны. Однако Аллин все же исполнил во время войны арию 'O ruddier than the cherry' из 'Ациса и Галатеи' (Acis and Galatea) Генделя (Händel) на одном из Променадных концертов (Promenade concert) Вуда. В армию его не взяли из-за слабого здоровья. Аллин прошел прослушивание у легендарного дирижера Томаса Бичема (Thomas Beecham), и тот сразу же предложил артисту главную роль в 'Борисе Годунове' (Boris Godunov) Мусоргского (Mussorgsky), но Аллин чувствовал, что ему нужен менее сложный дебют. Поэтому его первым появлением у Бичема стала роль Старого Еврея (Old Hebrew) в 'Самсоне и Далиле' (Samson et Dalila) 15 октября 1916 года. С труппой 'Beecham Opera Company' он также выступил в вердиевской 'Аиде' (Aida). В 1918 году, опять же под управлением Томаса Бичема, Аллин впервые выступил на концерте в сопровождении Королевского филармонического оркестра (Royal Philharmonic Orchestra). Позже он все-таки спел Бориса, Гурнеманца (Gurnemanz) в вагнеровском 'Парсифале' (Parsifal), Хагена (Hagen) в 'Гибели богов' (Götterdämmerung) и Барона Окса (Baron Ochs) в 'Кавалере розы' (Der Rosenkavalier) Рихарда Штрауса (Richard Strauss) в Королевском оперном театре в Ковент-Гардене (Royal Opera House, Covent Garden). В 1921 году Аллин стал основателем Британской национальной оперы (British National Opera Company). В 1925-м Аллин первым исполнил роль сэра Джона Фальстафа (Sir John Falstaff) в 'At the Boar's Head', опере Густава Холста (Gustav Holst). В 1934-м он участвовал в первой постановке Глайндборнского фестиваля (Glyndebourne Festival) под управлением дирижера Фрица Буша (Fritz Busch) и режиссера Карла Эберта (Carl E bert), которой оказалась моцартовская 'Свадьба Фигаро' (The Marriage of Figaro). Генри Вуд (Henry Wood) писал впоследствии в 1938 году, что если бы Норман Аллин не отличался таким скромным характером, он мог бы стать одним из самых знаменитых оперных басов в мире. Однако и без этого количество ролей в его оперном репертуаре достигало, по меньшей, мере, пяти десятков. Во время Второй мировой войны Аллин входил в труппу 'Carl Rosa Opera Company', выступавшую в Лондоне на протяжении нескольких сезонов и собравшей под своим крылом немало известных оперных артистов. Впрочем, карьера Аллина не ограничивалась оперой, и он был хорошо известен как концертный певец и исполнитель ораторий. С хором 'Royal Choral Society' он выступал в 1927 году перед Королевским филармоническим обществом (Royal Philharmonic Society) с 'Missa Solemnis' Бетховена (Beethoven) под руководством Хью Аллена (Hugh Allen). В 1932 году, после того, как он в 270-й раз исполнил 'Messiah' Генделя, Аллин решил больше не возвращаться к этой партии. Он всегда с огромным успехом выступал на музыкальных фестивалях, и Вуд чувствовал, что может доверить ему произведение любой сложности. Аллин был одним из 16-ти солистов оригинального состава, исполнявшего 'Serenade to Music' Ральфа Воэна-Уильямса (Ralph Vaughan Williams) 5 октября 1938 года. В феврале 1940 года он также исполнял 'Серенаду' для Королевского филармонического общества, в пользу благотворительного фонда 'Musicians' Benevolent Fund'. В 1934 году он принял участие в оперном гастрольном туре и семь месяцев провел в Австралии (Australia), в основном, в Мельбурне (Melbourne) и Сиднее (Sydney). Когда Аллин вернулся, ему предложили должность профессора пения в Королевской музыкальной академии (Royal Academy of Music), и осенью 1935 года он начал преподавать. Позже он преподавал на аналогичной должности в Королевском Манчестерском колледже (Royal Manchester College), но в 1942 году вынужден был отказаться от Манчестера в пользу Лондона. Норман Аллин оставил множество записей, сделанных, в основном, на 'Columbia Records'. Он записывался примерно с 1916 по 1940 год, и в дискографии Аллина много произведений Генделя, Моцарта, Гуно (Gounod). Норман Аллин скончался 27 октября 1973 года
1884
Карл Иванович Калнин (Карлис Калниньш, латышское имя — Kārlis Kalniņš)
советский военный деятель, комдив, участник Гражданской войны в России. Главнокомандующий Красной армией Северного Кавказа. Родился в городе Рига, Рижский уезд, Лифляндская губерния, Российская империя, в семье латышских крестьян. Член РСДРП(б) с 1904 года. Прошел курс обучения в Учебном унтер-офицерском батальоне в Риге и школе подпрапорщиков. На 1914 — подпрапорщик 114-го пехотного Новоторжского полка. Участник Первой мировой войны. В 1916 — переведен в 3-й латышский Курземский стрелковый полк. В 1917 — дослужился до прапорщика. С января 1918 года выборный командир 3-го Латышского советского стрелкового полка и вместе с полком был отправлен из Цесиса в Донбасс. В 1918 году командовал 1-й колонной советских войск на Кубани (3 февраля-1 марта), Ростовским фронтом (1 апреля-15 мая), войсками Кубано-Черноморской республики, затем главнокомандующий Красной армией Северо-Кавказской советской республики (26 мая-3 августа). В сентябре 1918 года откомандирован в распоряжение Оперативного управления Штаба РВСР. С 15 октября 1918 года комбриг, с 18 июня 1919 года начальник 1-й Московской рабочей дивизии (июнь-июль 1919). С августа 1919 года по март 1920 года начальник 54-й (с октября 59-й) стрелковой дивизии (Алатырь), одновременно в ноябре-декабре командовал Кокчетавской группой войск, сражавшейся против Южной Армии генерала Дутова, и в январе-феврале 1920 года — Семипалатинской группой войск. С февраля 1920 года начальник Управления запасных войск Западно-Сибирского военного округа. С 26 сентября 1920 года начальник 23-й (впоследствии 3-й Казанской) стрелковой дивизии. С 20 мая 1921 года по 23 июня 1921 года командир 3-й Отдельной стрелковой бригады. С 28 ноября по 5 декабря 1921 года врид начальника 3-й Казанской стрелковой дивизии. В 1925 году командир 10-го стрелкового корпуса. С июня 1927 года — помощник начальника, начальник штаба и замначальника войск конвойной стражи СССР. В 1937 году ответственный инструктор президиума Центрального Совета Осоавиахима СССР. Арестован 8 июня 1937 года. Приговорён ВКВС 2 ноября 1937 года к высшей мере наказания по обвинению в подготовке убийства Кирова и терактов против руководителей ВКП(б) и в тот же день расстрелян. Реабилитирован 23 сентября 1958 года.
Награды: Орден Красного Знамени (20 февраля 1928).
Библиографи: Карпов Н.Д. Мятеж главкома Сорокина: правда и вымыслы. — Москва: НП ИД «Русская панорама», 2006. — 415 страниц: — (Страницы российской истории). ISBN 5-93165-152-7; Кенез Питер Красная атака, белое сопротивление. 1917—1918/Перевод с английского К.А.Никифорова. — Москва: ЗАО Центрполиграф, 2007. — 287 с — (Россия в переломный момент истории). ISBN 978-5-9524-2748-8; Черушев Н.С., Черушев Ю. Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные): 1937—1941. Биографический словарь. — Москва: Кучково поле; Мегаполис, 2012. — Страницы 221—222. — 2000 экземпляров. — ISBN 978-5-9950-0217-8.
1884
Джоваккино Форцано (итальянское имя — Giovacchino Forzano)
итальянский юрист, певец (баритон), оперный режиссёр, журналист, драматург, либреттист и театральный деятель. Родился в коммуне Борго-Сан-Лоренцо, Тоскана, Италия. Для Джакомо Пуччини написал либретто двух опер из его Триптиха. В соавторстве с Бенито Муссолини написал пьесу «Сто дней», посвящённой триумфальному возвращению Наполеона в Париж в 1815 году, по которой в дальнейшем снял фильм «Майское поле». Скончался в городе Рим, Лацио, Италия, 28 октября 1970 года..
Либретто: «Жаворонок» / Lodoletta Пьетро Масканьи (по роману «Два маленьких деревянных башмачка» Марии Луизы де ла Раме); «Маленький Марат» / Il piccolo Marat Пьетро Масканьи; «Джанни Скикки» / Gianni Schicchi Джакомо Пуччини; «Сестра Анджелика» / Suor Angelica Джакомо Пуччини; «Царь Эдип» / Edipo re Руджеро Леонкавалло; «Хитрец, или Легенда о том, как спящий проснулся» / Sly, ovvero La leggenda del dormiente risvegliato Эрманно Вольф-Феррари; «Джиневра» / Ginevra degli Almieri Марио Перагалло; «Знамя святого Георгия» / Lo Stendardo di San Giorgio Марио Перагалло; «Жиголетта» / Gigolette Франц Легар; «Король» / Il re Умберто Джордано; I Compagnacci Примо Риччителли; Madonna Oretta Примо Риччителли; Ciottolino Луиджи Феррари Трекате; Santa poesia Доменико Кортопасси.
Литература: Музыкальный энциклопедический словарь / Главный редактор Г.В.Келдыш. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — страница 584 — ISBN 5-85270-033-9; Francesco Savio, Ma l'amore no, Sonzogno, Milano 1975; Dizionario Bolaffi dei registi italiani, Torino 1979; Daniele Vogrig, Crepuscoli pucciniani. Suor Angelica. Un soggetto «inedito» di Giovacchino Forzano, Terracina, Innuendo, 2014. ISBN 978-88-909076-9-2
[521x700]
1885
Михаил Павлович Бобышов
российский советский театральный художник, живописец, график и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный художник РСФСР, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, член Ленинградского Союза художников. Бобышов Михаил Павлович родился в деревне Погорелое, Тверская губерния, Российская империя. В 1900-1907 гг. учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге у Г.И.Котова, В.Е.Савинского, М.А.Чижова. По окончании получил звание художника и заграничное пенсионерство. Посетил Францию, Англию, Италию, Испанию. Участник выставок с 1912 года. Как театральный художник начал работать в Санкт-Петербурге с 1911 года. Одновременно рисовал для журналов. Оформил спектакли для Академического Малого оперного театра, Ленинградского театра комедии, Государственного Академического театра оперы и балета, московских Оперного театра имени К.Станиславского и Малого театра, а также театров Киева, Софии. Автор многих живописных и графических работ. Преподавал в Петроградском техническом училище (1912-1918), Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1924-1928), во ВХУТЕИНе и Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры при Всероссийской Академии художеств. Профессор ИЖСА ВАХ с 1939 года, с 1926 года М.П.Бобышов - бессменный руководитель мастерской театрально-декорационной живописи. Также преподавал в Московском художественном институте (1943-1947). В 1955 году удостоен почётного звания Заслуженный деятель искусств РСФСР, в 1961 году — почётного звания Народный художник РСФСР. В 1957 году в Академии художеств в Ленинграде прошла выставка произведений М.Бобышова, приуроченная к 50-летию творческой деятельности художника. Весной 1964 года в залах ЛОСХ прошла ретроспективная выставка произведений М.Бобышова, на которой было показано около 500 произведений живописи, графики и театрально-декорационного искусства. Бобышов Михаил Павлович скончался в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 7 июля 1964 года. Его произведения находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, во многих музеях и частных собраниях в России, Франции, Украине, Германии и других странах.
Ученики: Балдина Ирина Михайловна (1922—2009); Брандт Николай Николаевич (1917—1975); Бродская Дора Вольковна (1909—1985); Булгакова Матильда Михайловна (1919—1998); Весёлкин Игорь Петрович (1915—1997); Вирсаладзе Симон Багратович (1909—1989); Гагарина Лидия Ивановна (1902—1984); Иванов Виктор Семёнович (1909—1968); Крестовский Ярослав Игоревич (1925—2003); Серебряный Иосиф Александрович (1907—1979).
Литература: Голлербах, Э., Янковский, М. Михаил Павлович Бобышов. Живопись и театр. - Ленинград, 1928; Богданов, А. Полвека — искусству // Вечерний Ленинград. — 1957, 21 ноября; Доброклонский, М. Творчество М.Бобышова // Искусство. — 1958. — № 11. — Страницы 35—39; Балтун, П. Щедрый талант // Художник. — 1961. — № 4. — Страницы 21—23; Бетхер-Остренко, И. Художественная летопись истории. // Вечерний Ленинград. — 1964, 28 января; Бобышов Михаил Павлович. Выставка произведений. Каталог. — Ленинград: Художник РСФСР, 1964; Кручина, В. Неувядающая молодость творчества // Вечерний Ленинград. — 1964, 16 апреля; Художники народов СССР. Библиографический словарь. — Том 1. — Москва: Искусство, 1970. — Страницы 418—419; Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина ХХ века. Каталог. — Том 8. А—В. — Санкт-Петербург: Palace Edition, 1997. — Страницы 71—72; Корзин, И.В. Городской пейзаж в творчестве М.П.Бобышова (на примере серии «Москва в дни войны и побед») // Научные труды. Выпуск 28. Проблемы развития отечественного искусства / Российская Академия Художеств; Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина; научный редактор В.А.Леняшин, составитель О.А.Резницкая, А.И.Шаманькова. — Санкт-Петербург, январь — март 2014. — Страницы 190—200.
1885
Казимеж Соснковский (польское имя — Kazimierz Sosnkowski)
польский генерал (1918). Казимеж Соснковский родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя, в дворянской семье, отец — Юзеф Богдан, мать — Cофия. Вырос в Санкт-Петербурге. Окончив с отличием классическую гимназию, в 1905 году он возвращается в Варшаву. За участие в студенческих волнениях в период революции 1905 года исключён из Варшавского политехнического института. Активный член боевой организации Польской социалистической партии (ППС), после разгрома которой в 1907 году эмигрировал в Галицию, где с 1908 года активно участвовал в создании подпольных польских стрелецких дружин. Учился во Львовском политехническом институте. Первую мировую войну Соснковский встретил в звании подполковника на должности начальника штаба 1-й бригады австрийского Польского легиона, сражавшегося на стороне Центральных держав. В 1916 году он стал полковником и командиром 1-й бригады, а в следующем году был назначен главой военного департамента Временного государственного комитета. За отказ легионеров присягать немецкому кайзеру в конце июля 1917 года, он был арестован и посажен в тюрьму Шпандау. Затем его перевели в Магдебург. После победы революции в Германии в ноябре 1918 года Соснковский был выпущен из тюрьмы, и уже через два дня после освобождения был произведён в генералы. В этом звании он стал командующим Варшавским военным округом, а затем получил пост военного министра. После окончания советско-польской войны, во время которой Соснковский командовал резервной армией, вернулся к должности военного министра. В феврале 1924 года становится председателем Военного совета страны и командующим Познанским военным округом. Он принимал участие в работе Женевской конференции по разоружению, возглавляя польскую делегацию. В 1928 году был назначен инспектором армии «Полесье». Руководил строительством укрепрайонов на польской границе с СССР. В 1936 году получил звание генерала брони. Во время германского вторжения в Польшу был назначен командующим Южным фронтом. После поражения Польши Соснковскому удалось пересечь границу с Венгрией и далее добраться до Парижа, куда он прибыл 11 октября. В новом правительстве Сикорского Соснковский возглавил комитет министров по делам страны, приступив к этой должности 13 ноября 1939 года. Одновременно возглавил «Союз вооружённой борьбы» — польское движение сопротивления. После капитуляции Франции Соснковский, вместе с правительством Сикорского, перебрался в Лондон. Был противником восточной политики Сикорского, резко протестовал против соглашения Сикорского — Майского, в связи с чем в июле 1941 года ушёл в отставку. После гибели Сикорского 4 июля 1943 года, Соснковский был назначен главнокомандующим польскими вооружёнными силами. С 1944 года верил в близкую перспективу третьей мировой войны и полный разгром в этой войне Советского Союза. В 1944 году генерал Сосновский был вынужден уйти со своего поста и выехать в Канаду. Поселился в окрестностях Монреаля. С 1958 года стал страдать от проблем с сердцем, перенёс два инфаркта, в последние годы жизни практически ослеп. Скончался в городе Арундел, Канада, 11 октября 1969 года. Тело было кремировано, урна с прахом захоронена в Париже в костёле Святого Станислава, согласно его завещанию — генерал хотел быть похороненным как можно ближе к Польше и вернуться на родину как только падёт коммунистический режим. Спустя некоторое время его останки были перенесены в склепа Польского историко-литературного товарищества на кладбище в Монморанси под Парижем. 12 ноября 1992 года урна с прахом Казимежа Соснковского была доставлена в Польшу и захоронена в варшавском костёле Святого Иоанна Крестителя. По случаю 120-й годовщины со дня рождения генерала, Сейм Польши почтил его память.
Награды
Польша: Орден Белого орла; Командор ордена «За воинскую доблесть»; Золотой крест ордена Virtuti Militari; Серебряный крест ордена Virtuti Militari; Кавалер Большого креста ордена Возрождения Польши; Крест Независимости с мечами; Четырёхкратный кавалер Креста Храбрых; Золотой крест Заслуги.
Другие страны: Орден Железной короны III степени; Чехословацкий Военный крест 1918; Чехословацкий Военный крест 1939; Крест Свободы I класса II степени; Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона; Командор ордена Сельскохозяйственных заслуг (Франция); Рыцарь Большого креста ордена Британской империи (военный); Кавалер Большого креста ордена Звезды Румынии; Орден Короны Румынии I степени; Большой крест ордена Белой розы; Орден Священного сокровища 1 класса; Кавалер Большого креста ордена Короны Италии; Орден Святого Саввы I степени; Большой крест ордена Заслуг (Венгрия); Кавалер ордена Орлиного креста I класса (Эстония).
Литература: Лубченков Ю.Н. Сто великих полководцев Второй мировой. — Москва: Вече, 2005.
1885
Эрскин Сэнфорд (Erskine Sanford)
американский актёр. Родился в город Тринидад, штат Колорадо, США. Будучи членом театра Орсона Уэллса «Меркурий театра компании», активно снимался в кино в 1930—1940-х годах, появившись в нескольких фильмах Орсона Уэллса, в частности запомнился исполнением роли неуклюжего, потного редактора газеты Герберта Картера в фильме «Гражданин Кейн». Умер в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 7 июля 1969 года.
Избранная фильмография: 1941 — Гражданин Кейн — Герберт Картер; 1942 — Великолепные Эмберсоны; 1943 — Джейн Эйр; 1944 — Министерство страха; 1946 — Чужестранец; 1946 — Катастрофа / Crack-Up; 1946 — С этого дня; 1946 — Ангел на моем плече; 1946 — Лучшие годы нашей жизни; 1947 — Траур к лицу Электре; 1947 — Леди из Шанхая; 1947 — Голос черепахи; 1947 — Одержимая; 1948 — Письмо незнакомки; 1948 — Макбет — Дункан; 1948 — Найти Красную Ведьму; 1949 — Удар; 1950 — Сьерра; 1952 — Мой сын Джон (нет в титрах).