• Авторизация


6 ноября родились... 06-11-2025 04:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 (560x700, 58Kb)
1931
Майк Николс (Mike Nichols; настоящее имя — Михаил Игоревич Пешковский)
американский режиссер театра и кино, исполнитель и продюсер. Родился в Берлине. В 1938 семья эмигрировала в США, где год спустя взяла новую фамилию – Николс. В 1944 будущий режиссер получил американское гражданство. В 1950–1953 Николс учился в Чикагском университете, в 1954 – у Ли Страсберга в «Экторз студио» в Нью-Йорке, затем вернулся в Чикаго, где вместе с Элейн Мей и другими актерами в 1955–1957 был актером театра импровизации «Компэсс плейерз». После того, как труппа распалась, Николс вместе с Элейн Мей, Аланом Аркиным, Барбарой Хэррис и Полом Силлзом (и многими другими) организует театр-кабаре «Секонд сити». В конце 1950-х годов Николс и Мей начали выступать в клубах вдвоем. Вершиной их дуэта стал бродвейский дебют «Вечер» с Майком Николсом и Элейн Мей, премьера которого состоялась в 1960 и который с успехом игрался ими на протяжении всего 1961. Режиссерский бродвейский дебют Николса состоялся в 1963 постановкой второй пьесы Нила Саймона «Босиком в парке» (1963), где блистал молодой Роберт Редфорд. Спектакль имел коммерческий успех, став началом долгого творческого союза драматурга Саймона и режиссера Николса. Он принес Николсу его первую премию «Тони». Следующим бродвейским хитом Николса была постановка пьесы Маррея Шизгала «Любовь» (1964). «Любовь» принесла Николсу второго Тони за режиссуру. В 1965 он ставит еще один хит Нила Саймона, Странная пара, и снова получает «Тони». После этого Николс начал снимать фильмы. Первым была экранизация пьесы Олби «Не боюсь» Вирджинии Вулф (1966): очень сильный фильм с Элизабет Тейлор, Ричардом Бартоном, Сэнди Деннис и Джорджем Сигалом. Тейлор получила Оскара за лучшую женскую роль, Деннис – за лучшую женскую роль второго плана. Затем Николс снял фильм «Выпускник» (1967) Главный герой фильма Бен (кинодебют Дастина Хоффмана) стал своего рода рупором поколения. Николс получил «Оскара» за режиссуру. А когда в 1998 Американский институт кино составил список ста лучших американских фильмов, Выпускник оказался на седьмом месте. В 1967 Николс вновь возвращается в театр, ставит в Линкольн-центре знаменитую драму Лилиан Хеллман «Лисички» в совершенно непривычном прочтении. Звездный состав исполнителей включал Джорджа Скотта, Энн Бэнкрофт, Маргарет Лейтон и Э.Г.Маршалла. В 1968 Николс ставит пьесу Нила Саймона «Отель «Плаза»», в очередной раз получив премию «Тони». 1980-е годы – пик успешной режиссерской активности Николса. Режиссер получает премию «Тони» дважды: в 1971 за постановку пьесы Нила Саймона «Заключенный Второй авеню», в 1984 – за спектакль по пьесе Тома Стоппарда «Настоящее» с Гленн Клоуз и Джереми Айронсом. В 1976 ставит драму Дэвида Рейба «Парашюты», получившую премию Объединения нью-йоркских театральных критиков за лучшую пьесу года, в 1977 – пьесу Дональда Кобурна «Игра в джин» (Пулитцеровская премия) с участием Хьюма Кронина, а в 1988 на сцене Линкольн-центра в Нью-Йорке классическую пьесу Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». В 1992 – пьесу чилийского драматурга Ариеля Дорфмана «Девушка и Смерть» с Гленн Клоуз, Ричардом Дрейфуссом и Джин Хэкмен. Первым фильмом, снятым после «Выпускника», была «Уловка-22» (1970) по роману-бестселлеру Джозефа Хеллера с Аланом Аркиным в главной роли. Впоследствии Николс снял фильмы «Плотские знания» (1971) по сценарию Джула Фейфера с Джеком Николсоном, Кэндис Берген, Артом Гарфункелем и Энн Маргрет; День дельфина (1973) с Джорджем Скоттом – одна из редких на творческом пути Николса неудач; эксцентричный фарс «Состояние» (1975), также с Николсоном; фильм «Силквуд» (1983) о чрезвычайном происшествии, случившемся на ядерном предприятии, с Мерил Стрип, Изжога по автобиографическому произведению Норы Эфрон, посвященном проблемам семейной жизни, с Николсоном и Мерил Стрип; «Билокси блюз» (1988) по пьесе Нила Саймона с Мэтью Бродериком; «Деловая женщина» (1988) с Мелани Гриффит и Гаррисоном Фордом; «Открытки с передовой» (1990), где речь идет о дочери знаменитой актрисы, голливудской звезды, и ее отношениях с матерью. Сценарий написала Керри Фишер, дочь Дебби Рейнольдс, в ролях Мерил Стрип и Шерли Маклейн. Фильм «Что касается Генри» (1991) отчасти имеет автобиографический подтекст. В 1994 Николс ставит фильм «Вольф» с Джеком Николсоном и Мишель Пфайфер. Фильм «Клетка для птиц» (1996) – веселый и шумный римейк старого французского фарса «La Cage Aux Folles» с Робином Уильямсом, Натаном Лейном и Джин Хэкмен. В фильме «Цвета спектра» (1998) роль о кандидате на президентских выборах исполняет Джон Траволта. Фильм «Ты с какой луны свалилась?» (2000), где снимались Гери Шендлинг, Аннет Бенинг и целое созвездие других звезд, рассказывает о гуманоиде, посланном к нам с другой планеты.

1931Trufanov_Vladimir_Alekseyevich (499x700, 266Kb)
1931
Владимир Алексеевич Труфанов
составитель поездов станции Никитовка Донецкой железной дороги, Донецкая область Украинской ССР. Родился в Центрально-Чернозёмной области, на территории современной Липецкой области. Русский. После прохождения срочной службы в Советской армии в первой половине 1950-х годов приехал на Донбасс, где стал работать проходчиком на шахте «Никитовка» (с 1968 года – имени Изотова) в городе Горловка Сталинской (с 1961 года – Донецкой) области. В середине 1950-х годов по состоянию здоровья перешёл работать на сортировочную станцию Никитовка – сложный железнодорожный комплекс Донецкой железной дороги. Станция расположена на пересечении двухпутных магистральных линий, что создаёт серьёзные трудности для чёткой организации маневровых операций. Первоначально Владимир Алексеевич работал сцепщиком вагонов, затем стал составителем поездов, в совершенстве изучил всю технологию производства и стал считаться лучшим специалистом станции. Он неоднократно участвовал в конкурсах составителей Краснолиманского отделения дороги, каждый раз завоёвывал первые места по знаниям должностных инструкций, безопасности движения и безаварийности в работе, за что был удостоен почётного звания «Мастер формирования поездов». Успех работы коллектива сортировочной станции во многом зависит от опытности, настойчивости, мастерства и дисциплины обслуживающего персонала, особенно составителей поездов. Всеми этими качествами в полной мере обладал член КПСС В.А.Труфанов. Передовой составитель являлся горячим поборником всего нового и передового, работу горочного локомотива он планировал по принципу максимального сокращения его пробега на путях сортировочного парка, добиваясь безостановочного и более производительного роспуска составов. По итогам работы в 8-й пятилетке (1966–1970) передовой составитель поездов был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Одним из первых железнодорожников Донбасса он откликнулся на призыв горловского забойщика В.И.Довбыша досрочно завершить программу 9-й пятилетки (1971–1975), заключил с ним договор о социалистическом соревновании. Своим производственным опытом щедро делился с другими – только за прошедшую пятилетку он подготовил четырёх составителей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1976 года за выдающиеся заслуги, достигнутые в выполнении заданий 9-й пятилетки и социалистических обязательств, Труфанову Владимиру Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Вместе с ним на станции Никитовка трудились его жена Таисия Леонидовна и старшая дочь Татьяна. Проживал в городе Горловка Донецкой области (ныне – Донецкой Народной Республики). Награждён орденами Ленина (5 марта 1976), Трудового Красного Знамени (4 мая 1971), медалями.

1931
Александр Борисович Шворин
актер театра Маяковского. В 1954 году окончил Московское театральное училище имени Б.Щукина.Работал актером в Московском драматическом театре имени К.Станиславского, в Театре на Малой Бронной, с 1975-1994 -актер Московского академического театра имени В.Маяковского. Знаковой работой для Александра Шворина в кино стала роль Марка Бороздина в фильме "Летят журавли". Скончался 23 августа 1994 года. Похоронен на Головинском кладбище.

1931
Алевтина Львовна Юрина
доктор геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник кафедры палеонтологии геологического факультета МГУ

1932Vitt_Anatoly_Ivanovich (499x700, 139Kb)
1932
Анатолий Иванович Витт
машинист экскаватора разреза «Богатырь» Экибастузского производственного объединения по добыче угля Министерства угольной промышленности СССР, Павлодарская область Казахской ССР. Родился в селе Константиновка Марьинского района Сталинской области Украинской ССР, ныне – Марьинского района Донецкой Народной Республики. Немец. С началом Великой Отечественной войны его семья в числе других этнических немцев в июле 1941 года была депортирована в Казахскую ССР. Когда в 1950 году началось строительство Экибастуза, Анатолий Витт приехал в посёлок строителей и стал работать штукатуром, затем – горнорабочим в обслуге экскаватора СЭ-3 первого Иртышского угольного разреза. Через 4 года он стал машинистом экскаватора, окончил вечернюю школу и в 1963 году – вечернее отделение Экибастузского горного техникума. С 1970 года работал машинистом роторного экскаватора СРСк-470 угольного разреза №1 (с 1972 года – разрез «Богатырь» комбината, позже – производственного объединения «Экибастузуголь»). В 1972 году возглавляемая им экскаваторная бригада добыла более 2,1 миллиона тонн угля, в 1974 году приблизилась к 3 миллионам тонн, а в 1976 году установила всесоюзный рекорд, отгрузив 4 миллиона 417 тысяч тонн угля. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1976 года за выдающиеся успехи в выполнении девятого пятилетнего плана и социалистических обязательств по добыче угля и достижения высоких технико-экономических показателей Витту Анатолию Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Передовые горняки его бригады Леонид Устименко, Нураслан Сайботалов, Дмитрий Василенко, Анатолий Краковский, Василий Ярышев были удостоены правительственных наград, Николай Пешков – ордена Трудового Красного Знамени (позже стал Героем Социалистического Труда). В следующем году его бригада выступила с трудовым почином под девизом «Каждому технологическому комплексу и агрегату – проектную производительность». Производительность экскаватора СРСк-470 его бригада в довела до 2938,4 тысячи тонн, при проектной – 2800 тысяч тонн угля. Избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР 9-го созыва (1975–1979), Павлодарского областного и Экибастузского городского Советов депутатов трудящихся, делегатом XV съезда Компартии Казахстана (1981), XVI съезда профсоюзов СССР (1977). С 1988 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в городе Экибастуз Павлодарской области. Скончался 23 апреля 2001 года. Награждён орденами Ленина (5 марта 1976), Трудового Красного Знамени (30 марта 1971), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (19 февраля 1974), а также почётным знаком «Шахтёрская слава» 3-х степеней.

1932
Юрий Николаевич Марчук
доктор филологических наук, профессор кафедры общего, сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ (1974).

1932
Борис Иванович Чернокульский
актер Севастопольского Академического Русского Драматического театра имени А.В.Луначарского. Заслуженный артист Украины, лауреат Государственной премии Крыма.

1933
Анри Креа
алжирский писатель. Пишет на французском языке. Родился в Алжире. В ритме свободного стиха выразил патетику алжирской революции (сборник стихов "Великий день", 1956), ее всенародное значение (сборник стихов "Первая свобода", 1957) и героизм (сборник стихов "Революция и поэзия едины и нераздельны", 1957). В пьесах запечатлел социальные и нравственные перемены на алжирской земле — драма "Землетрясение", 1958, фарс "На берегу реки" (сборник "Алжирский театр", том 1, 1962). Полнота жизни природы (сборник стихов "Кедр, гранат", 1960) ассоциируется у Креа с созидательным порывом раскрепощающегося человека (сборник стихов "Заговор равных", 1964). Мотивы отчаяния и одиночества прозвучали в романе "Джамаль" (1961) и в "Головокружительных поэмах" (1967). В повести "Могила Югурты" (1968) Креа обратился к истории. Сочинения в русском переводе : (Стихи), в книге: Поэты Алжира, Москва, 1965. Литература: Lévi-Valensi J., Bencheikh J.-E., Diwan algérien, (.), 1967; Khatibi A., Le Roman maghrébin. ., 1968.

 (545x698, 74Kb)
1933
Алексей Михайлович Толмачев
доктор химических наук, профессор кафедры физической химии, заведующий лабораторией растворов химического факультета МГУ (1989). Окончил Химический факультет МГУ (1955 г.). Область научных интересов: Специализация-физическая химия: термодинамика адсорбции; термодинамика ионного обмена; молекулярные модели конденсированных фаз (растворы, адсорбционные систеы); межфазовые равновесия; высокочистые вещества. Курсы лекций: Общий курс по физической химии (Термодинамика. Статистическая термодинамика. Химические и межфазовые равновесия. Растворы. Адсорбция. Ионный обмен. Кинетика. Катализ. Электрохимия). Специальные курсы: "Адсорбция и экология", "Термодинамика адсорбции". "Теоретические расчеты адсорбционных равновесий". Подготовлено: 3 доктора наук, 10 кандидатов наук. Публикации: Толмачев А.М. "Априорные расчеты равновесных характеристик адсорбции многокомпонентных смесей флюидов на микропористых адсорбентах" Вестник Московского университета., Серия 2, Химия, 1994, Том 35, №2, Страницы 115-134; Толмачев А.М., Крюченкова Н.Г., Цурикова С.А. "Априорный расчет изотерм адсорбции компонентов бинарных смесей флюидов на микропористых адсорбентах." Журнал физической химии, 1994, Том 68, №1, Страницы 96-104; Толмачев А.М.,Рахлевская М.Н., Рябухова Т.О. "Избыточные и полные величины адсорбции флюидов из многокомпонентных растворов." Журнал физической химии. 1994, Том 68, №1, Страницы 190-192.

1933Shelepova (479x700, 135Kb)
1933
Анастасия Михайловна Шелепова
бригадир машинистов Калининского комбината искусственной кожи «Искож» Министерства лёгкой промышленности РСФСР. Родилась в деревне Дягилево Селижаровского района Западной (ныне – Тверской) области. Русская. Её отец был председателем колхоза в Селижаровском районе Калининской (ныне – Тверской) области, прошёл финскую войну, воевал в Великую Отечественную войну и погиб в ожесточенных боях в 1942 году. В войну осиротела их деревня Дягилево и закончилось Настино детство. Работала на колхозном поле наравне со взрослыми: теребила лён, косила, обрабатывала землю сапёрной лопаткой – после немцев этого добра оказалось в избытке. В плуг впрягали единственную деревенскую корову, а чаще сами женщины тянули его по полю. Ребятишки во всем помогали. В школу шли после уборки картошки. В возрасте 16 лет уехала в город Калинин (с 1990 года – Тверь), где поступила в школу фабрично-заводского обучения (ФЗУ). По объявлению пошла работать на Калининский резиноподошвенный завод (КРЕПЗ), который в 1953 году был переименован в Калининский комбинат искусственной кожи «Искож». Там открывали новый цех. На крепкую, с деревенской закалкой и смекалкой девушку начальство сразу же обратило внимание. Ей доверили руководить молодёжной бригадой из восьми человек. Шпрединговщица – так необычно называлась ее профессия. В то время на «Искоже» готовили выпуск новой плащёвой ткани, непромокаемой и пригодной на все случаи жизни. Производство осваивали на невиданных до той поры шпрединг-станках, или клеепромазочных машинах, которые прибыли из Германии вместе со специалистами. Первую зеленоватую ткань выпускали по спецзаказу пробными партиями. Потом вышли на поток и на радость модницам освоили все расцветки, делали «плащёвку» даже с рисунком. Особое внимание уделяли безопасности. На производстве, где полно всяких растворителей, важна любая мелочь. Даже искорка от трения одежды могла принести беду. Потому носили хлопчато-бумажные спецовки, кожаную обувь с подошвами, прибитыми медными гвоздями – для заземления. За освоение новой продукции «Искожа» и высокие трудовые достижения в годы семилетнего плана (1959-1965) наряду с директором комбината была награждена орденом Ленина. Через год орден Трудового Красного Знамени получил комбинат. В начале восьмой пятилетки (1966-1970) руководимая ею бригада выступила с инициативой – завершить пятилетку за 4 года и 8 месяцев. Выполнили план на полгода раньше этого рубежа, наладив безостановочное производство. Одна такая переналадка «на ходу» сберегала примерно 80 метров ткани. Общая сумма экономии впечатляла. На одном из торжеств директор пообещал: «Прибыль, что дала бригада Шелеповой, вложим в профилакторий». Инициативу проявляли не только на комбинате. Анастасия Михайловна была заместителем секретаря комитета ВЛКСМ цеха. Молодёжь выходила на субботники, помогала строителям, устраивала «зелёные десанты» – на пустыре вокруг профилактория посадили сосны. На комбинате тогда один за другим открывали цеха – плащевой, кожзаменителей, искусственной кожи. Стали выпускать первые широкоформатные экраны. Когда построили Волжский автомобильный завод (ВАЗ), «Искожу» доверили делать обивку для первых тольяттинских машин марки «Жигули». Позже в Калинине производили даже ткань для космических кораблей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года за выдающиеся успехи в досрочном выполнении заданий пятилетнего плана и большой творческий вклад в развитие производства тканей, трикотажа, обуви, швейных изделий и другой продукции лёгкой промышленности Шелеповой Анастасии Михайловне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Бригада Шелеповой ещё много лет выпускала востребованную продукцию для лёгкой и обувной промышленности, её слава гремела по области и всей России. С 1976 года работала мастером производственного обучения профессионально-технического училища. Здесь открылся её талант педагога-наставника. Воспитала десятки квалифицированных профессионалов. С 1990 года – на пенсии. Активно занималась общественной работой в областном совете ветеранов, в Тверской ассоциации Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Жила в Твери. Умерла 25 мая 2019 года. Награждена 2 орденами Ленина (9 июня 1966; 5 апреля 1971), медалями.

1933
Кнут Юханнесен
норвежский конькобежец, двукратный олимпийский чемпион, также дважды выигрывавший первенство мира и Европы. Лучший стайер планеты первой половины 1960-х гг.

1934Akimov_Nikolay_Konstantinovich (516x700, 208Kb)
1934
Николай Константинович Акимов
машинист крана-трубоукладчика треста «Куйбышевтрубопроводстрой» Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР, Куйбышевская область. Родился в селе Виловатое Борского района Средневолжского края, ныне – Богатовского района Самарской области, в семье колхозника. Русский. После прохождения срочной службы в Советской Армии с 1953 по 1956 год Николай Константинович вернулся на родину и поступил работать в строительно-монтажное управление №3 (СМУ-3) треста «Свармонтаж» (с 1979 года – в трест «Куйбышевтрубопроводстрой», ныне – ОАО «СНП "Нова"»). Трест специализировался на строительстве магистральных трубопроводов и объектов обустройства нефтяных и газовых месторождений. После обучения на курсах работал машинистом крана-трубоукладчика на газификации Донбасса, строительстве нефтепровода «Дружба», аммиакопровода, газопроводов и других объектах нефтяной и газовой промышленности на территории Российской Федерации. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 11 декабря 1974 года за успехи, достигнутые на строительстве и освоении проектной мощности первой очереди Оренбургского газового комплекса, Н.К.Акимов был награждён орденом Трудовой Славы III степени, а от 17 марта 1978 года за досрочное выполнение социалистических обязательств и заданий 10-й пятилетки (1976–1980) – орденом Трудовой Славы II степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 сентября 1983 года за успехи, достигнутые на строительстве магистрального газопровода Уренгой – Петровск, Акимов Николай Константинович награждён орденом Трудовой Славы I степени. Стал полным кавалером ордена Трудовой Славы. Проживал в городе Куйбышеве (с 1991 года – Самара). Скончался 22 мая 2009 года. Награждён орденами Трудовой Славы I (21 сентября 1983), II (17 марта 1978), III (11 декабря .1974) степеней, медалями.

1934
Родион Родионович Ефименко
украинский режиссер. Заслуженный работник культуры Украинской ССР (1976). В 1957 г. окончил Киевский институт театрального искусства. Поставил документальные музыкальные фильмы по своим сценариям: «Карнавал юности» (1961), «Мы с Украины» (1964), «Источник вдохновения» (1966), «Филиппинки в Киеве» (1967), «Час над планетой» (1968), «Ятрань», «Дом 25/69» (оба в 1969), «Над широким Днепром» (1975), «Песни счастья» (1979), «Закарпатье мое» (1980), «Крылатая песня» (1982) и др. Теме интернациональной дружбы посвящены документальные его телефильмы: «Город, в котором мы живем» (1959), «Наши встречи» (1961), «Добрый день, Киев!» (1967), «Сад Дружбы» (1976), «Клятва у знамени» (1980), «Страна моя – судьба моя» (1981). Жизни Т.Г.Шевченко посвящены фильмы «Страница жизни» (1964), «Кобзарь» (1965), «Тут жил Кобзарь» (1966). Поставил художественные телефильмы: «30 минут молчания» (1967), «Познай себя» (1972), «Первый шторм» (1973), «Встречный марш» (1974), «Наталка Полтавка» (1978).

 (392x698, 88Kb)
1934
Питер Шуман (Peter Schumann)
американский художник и режиссер немецкого происхождения. Родился в Люббен, Силезия. В 1953–1955 учился в художественной школе в Ганновере и в Высшей Школе изобразительных искусств на скульптурном отделении. Уже в то время он определил для себя, что его интересует искусство «оживших скульптур». Это словосочетание отражало стремление соединить две, казалось бы, противоположные сферы художественной деятельности: искусство скульптуры и мимолетное и динамичное искусство движения, которым юный Шуман одновременно занимался и пытался даже организовать свою танцевальную группу. В ранние годы он сделал для себя выбор того, какой тип творчества его интересует – «бедное искусство», обращенное не к знатокам или избранным, тем более не к богатым, а к униженным и угнетенным. Даже материал для своих скульптур он избирал самый дешевый и недолговечный: глина, гипс, чаще все папье-маше. «Искусство это хлеб, искусство должно быть доступно, как хлеб», – неоднократно повторял Шуман. А когда в 1963 (после небольшого периода мюнхенских экспериментов с постановками перформансов и спектаклей с «ожившими скульптурами», а затем переезда в Америку) организовал свой театр, то назвал его «Хлеб и Кукла» («Bread and Puppet»). Поставленное первым слово «Хлеб» имело не только символический смысл спектаклей Шумана, но и указывало на важнейший из элементов. Спектакли заканчивались ритуальной акцией раздачи зрителям ржаных караваев, специально испеченных самим Шуманом по старинному рецепту, переданному ему еще в детстве матерью, силезской крестьянкой. Самыми общими истоками театра Шумана были традиции фольклорных действ восточного театра масок (особенно японских Но и Бураги), а также деревянной и каменной скульптуры немецкого средневековья, экспрессионистической графики и дадаизма. Основные персонажи спектаклей Шумана это маски-лики разных типов, видов и размеров; ими управляли, их вели и озвучивали исполнители. Головные и лицевые маски, составляя единое целое с фигурами исполнителей и их костюмным обликом, являли собой укрупненный лик с застывшим экспрессивным выражением характера персонажа и переживаемой им эмоции-страсти: от ужаса и страдания, глубокой печали и обреченной смиренности до яростной злобности или, напротив, невозмутимой бесстрастности, к примеру, у Мусорщиков и улыбчивого добродушия Прачек, Домашних Хозяек, Крестьянок, которые воплощали исповедуемый Шуманом идеал простой, естественной жизни. Когда же возникала необходимость показать уменьшенную ипостась человека-маски, Шуман использовал куклы, и в сопоставлении с ними человек казался гигантом. И напротив, его собственная малость подчеркивалась, когда в спектакле появлялись маски огромных размеров, которыми управляло (с помощью шестов) несколько операторов, скрытых внутри его одеяния или находящихся вовне. Эти огромные маски воплощали существа как мифического, фантастического, библейского происхождения (Всевышний, разные другие Божества, Мать Земли, Король Ада, всевозможные Драконы и Демоны, Мадонна и Иисус), так и гиперболизированные типы социальной жизни (Дядя Фасто, он же Дядя Сэм, Статуя Свободы и Президент Никсон, Королева Испании и Великий Герцог, Диктатор с лицом Сталина, а, с другой стороны, те же Домашние Хозяйки-Прачки и Мусорщики). Некоторые маски исполнители несли перед собой и над собой, иногда это были композиции из нескольких ликов или даже целой толпы, противостоявшей герою, или, напротив, являвшей собой несчастных, кричащих от ужаса жертв с поднятыми вверх руками. Содержанием создаваемых Шуманом многообразных по форме и характеру представлений его Театра Художника были сюжеты, рассказывавшие о трагических событиях современности или прошлого, когда силы зла совершали насилие. Эти сюжеты часто брались из злободневной газетной или иной масс-медийной хроники, но разыгрывались как истории вечные. Активная политическая направленность искусства Шумана сделала его неотъемлемой частью американского антивоенного движения 1960-х. Его маски в те годы более 130 раз выступали, как наиболее впечатляющий художественный компонент разных уличных шествий, демонстраций, пикетов и других форм протеста против войны во Вьетнаме и прочих действий правительства. На те же антивоенные темы создавались спектакли: История мира и Королевские истории (1963), Птицелов в Аду (1964), Огонь (1965), Раны Вьетнама и Кантата Седой Леди (1967), наконец, Крик людей о мясе (1969) – главная полномасштабная работа Шумана того периода. В 1974 Шуман уезжает из Нью-Йорка и обосновывается на ферме в местечке Гловер штата Вермонт. С этого момента главной формой его Театра Художника становятся августовские фестивали под названием Наш Домашний Цирк Воскрешения. В их создании участвует большое количество волонтеров из числа местных жителей, взрослых и детей. Фестивали проводились под открытым небом и включали в себя общее карнавальное шествие, спектакли (их было несколько: один большой, разыгрывавшийся на главной поляне, и камерные, показывавшиеся в близлежащей лесной зоне), а также цирк, клоунский и театрализованный по своей форме. Иногда добавлялись иные зрелищные формы, например, инсталляции. Начинались рассказываемые Шуманом истории исполнением «Аллилуйя», драматической кульминацией был «Танец Смерти», а завершалось действо «Воскрешением». Как и спектакли 1960-х, фестивали «Наш Домашний Цирк» «Воскрешения были» посвящены темам злободневно актуальным и одновременно вечным. Вот лишь некоторые их этих тем: 1974 – открытие Америки, интерпретированное Шуманом как завоевание, убийство и порабощение людей и животных; 1977 – четырнадцать дней из жизни итальянского рыбака-революционера-диктатора 17 в. Мазаньеллло; 1978 – история жизни поэта немецкого Средневековья Волькенштейна, «рыцаря, певца, вора, путешественника, заключенного, дипломата…»; 1979 – тема Рождества Христова; 1981 – представление против угрозы атомной войны; 1982 – сюжет о святом Франциске, как идеальном образе страдальца за угнетаемое человечество; 1984 – История борьбы и веры в Латинской Америке; 1988 и 1990 – тема защиты Природы; а на фестивале 1994 года показал композицию по мотивам современной югославской трагедии: Прерванное письмо – о гибели хорватской девочки от рук ворвавшихся в ее дом сербских солдат.

 (542x699, 42Kb)
1936
Эмиль Владимирович Лотяну
русский и молдавский режиссер, сценарист, поэт. Родился в селе Секуряны Черниговской области. В 1953–1955 учился на актерском факультете школы-студии МХАТ. В 1962 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г.Рошаля). С 1962 начал работать на киностудии «Молдова-фильм», где дебютировал героико-революционной лентой Ждите нас на рассвете. В 1966 поставил картину о молдавских чабанах Красные поляны, ставшую исходной точкой его поэтико-романтической линии в режиссуре. Фильм Это мгновение, посвященный участию молдавских антифашистов в гражданской войне в Испании, также отличался нестандартным подходом к теме: движущей силой героев этой историко-патриотической картины был в большей степени романтический порыв, нежели политическая убежденность. С 1973 режиссер перешел на «Мосфильм». В кинопоэме о народных музыкантах Лаутары (приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, 1972) творческая концепция Лотяну получила особенно яркое выражение благодаря синтезу зрительных образов и музыки. Кроме того, фильм представлял собой поэтический и вместе с тем исторически достоверный очерк о молдавской народной музыке. Музыкальность и поэтичность остались для Лотяну важнейшим элементом стиля и в его экранизациях М.Горького (Табор уходит в небо, по мотивам ранних рассказов; главный приз МКФ в Сан-Себастьяне, 1976) и А.Чехова (Мой ласковый и нежный зверь, по повести Драма на охоте). Заметно трансформируя стилистику первоисточника, режиссер, тем не менее, создавал органически целостные произведения, отмеченные высокой изобразительной культурой. В 1983, в рамках копродукционного проекта с киностудиями Великобритании, ГДР и Кубы, Лотяну поставил фильм по биографии великой русской балерины Анны Павловой. В конце 1980-х годов режиссер вновь вернулся на «Молдова-фильм», работал на молдавском телевидении, где экранизировал поэму М.Эминеску Лучафэрул. В фильме Скорлупа (российско-молдавская постановка) сделал попытку расширить свой жанровый диапазон до музыкальной трагикомедии, однако фильм остался практически незамеченным. Лотяну – автор нескольких сборников стихов и сборника рассказов. Умер в Москве 18 апреля 2003 года.

1936
Жак Шарье
французский киноактер ("Супружеская жизнь"), второй муж Брижжит Бардо.

1937
Вадим Викторович Бакатин
председатель КГБ СССР с августа 1991 г. по январь 1992 г. Родился в в городе Киселевске Кемеровской области. Член КПСС с 1964 г. Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт и Академию общественных наук при ЦК КПСС. С 1973 г. на партийной работе. В 1988 г. назначен на должность министра внутренних дел СССР. С августа 1991 г. по январь 1992г. - председатель КГБ СССР.

Kovalyov_Ivan_Nikolaevich (490x700, 119Kb)
1937
Иван Николаевич Ковалёв
звеньевой механизированного звена совхоза «Добрунь» Севского района Брянской области. Родился в селе Борисово Севского района Орловской (ныне – Брянской) области, в семье тружеников совхоза. Русский. После окончания сельской школы трудовую деятельность начал весной 1953 года прицепщиком в местном совхозе «Революция». Самостоятельно изучил трактор, мог устранить отдельные неполадки, а с весны 1956 года стал работать самостоятельно трактористом. После прохождения военной службы в Советской Армии в 1958–1961 годах Иван Николаевич вернулся домой и продолжил работать на тракторе в переименованном совхозе «Добрунь». В 1964 году он возглавил механизированное звена по выращиванию картофеля в совхозном отделении «Борисово», где первоначально получали по 80 центнеров клубней с гектара. Вдвоём с братом Николаем они распахали выделенное им 100-гектарное поле не самой удачной земли, засеяли, внесли удобрения, провели боронование, осенью получили урожай 180 центнера картофеля с каждого гектара. Если первый успех односельчане посчитали случайной удачей, то в следующем, 1965 году звено И.Н.Ковалёва перешагнуло 200-центнерный рубеж урожайности и было удостоено почётного звания «Звено высокой культуры земледелия», а звеньевой награждён орденом «Знак Почёта». В 1968 году на картофельном поле неожиданно появился колорадский жук, для борьбы с которым совхоз заказал самолёт, но авиаторы задерживались. Иван Николаевич, не дожидаясь их, на агрегатах «ГАН-15» в кратчайший срок обработал поле раствором хлорофоса. Полученный в том году урожай картофеля был отмечен золотой медалью на Выставке достижения народного хозяйства (ВДНХ) СССР. В 8-й пятилетке (1966–1970) звено Ковалёва ежегодно стабильно получало урожай картофеля в среднем 243,2 центнера с гектара. Даже в засушливом 1970 году его звено достигло особенно высоких результатов, получив 251 центнер клубней с гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии сельскохозяйственного производства и выполнении пятилетнего плана продажи государству продуктов земледелия и животноводства, Ковалёву Ивану Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Избирался депутатом Брянского областного Совета депутатов трудящихся. Проживал в родном селе Борисово. Скончался 21 февраля 2000 года. Похоронен на кладбище города Севск. Награждён орденами Ленина (8 апреля 1971), «Знак Почёта» (30 апреля 1966), медалями, а также золотой медалью ВДНХ СССР (1968), знаком ЦК ВЛКСМ «Молодому передовику производства» (1968).

1937
Сергей Сергеевич Фокин
генеральный директор ФГУП "ЦНИИ химии и механики" до августа 2002 г.

1938
Владимир Юрьевич Жариков
российский каскадер, постановщик трюков. Член Союза писателей. Поэт. Родился в Смоленске. Окончил Одесский университет (1969). Единственный в мире кандидат философских наук, умеющий выпрыгнуть с вертолета так, чтобы приземлиться без синяка, а еще он не горит в огне и, вообще, выходит сухим из воды при самых невероятных обстоятельствах. Участвовал в работе над фильмами "Пираты XX века", "Сыщик", "Место встречи изменить нельзя", "Д'Артаньян и три мушкетера", "В начале славных дел"

1938
Ирена Язеповна Панченко
поэт, писатель, художник, общественный деятель. Родилась в Латвии в городе Краслава. Окончила Омское педагогическое училище, филологический факультет Великолукского педагогического института и Высшие театральные курсы при ГИТИСЕ в Москве. С 1968 года живет в Пскове. Вся многогранная деятельность Ирены Язеповны связана с культурой. Пишет стихи, пьесы, сказки, картины. И.Я.Панченко - член нескольких творческих союзов России. Она - не только автор поэтических сборников, но и художник-оформитель своих книг. В каком бы жанре не работала Ирена Язеповна, везде значительное место занимает псковская тема, природа и история края. В 2007 году И.Я.Панченко присвоено звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации".

 (593x699, 117Kb)
1938
Пи Джей Проуби (P J Proby)
американский певец и композитор. Уже юношей переехал в Голливуд, где подвизался на эпизодических ролях, снимался в рекламных роликах, записывал джинглы и даже продюсировал демо для рекламы фирмы «Кока-кола». Впервые его заметил английский телевизионный продюсер Джек Гуд и пригласил его участвовать в телепрограмме, посвященной «The Beatles»: это было в 1964 г. Тогда же сделал новую версию баллады 1939 г. «Hold Me», и сингл вошел в британский хит-парад на 3-е место. Исполнитель не сумел развить успех «Hold Me» и был вынужден изменить стиль - в частности, удачно работал с бродвейскими мюзиклами, до сих пор пользуется популярностью его версия «Вестсайдской истории». В 1967 г. хореографом его концертных шоу был знаменитый Ким Фоули. В том же году исполнил композицию «Niki Hoeky», которая заняла в национальном хит-параде 23-е место - это самое крупное достижение на родине. Несмотря на эпизодические появления песен в хит-парадах, к 1968 г. стал банкротом. В 1971 г. Джек Гуд вновь пригласил его в Англию, где он исполнил партию Яго в рок-опере «Catch My Soul». Долгое время имел стабильный успех в Великобритании, однако в 1978 г., неожиданно для большинства своих поклонников, записал совместную пластинку с голландской группой «Focus» - этот диск («Focus Con Proby») до сих пор считается одним из лучших в его активе. В настоящее время выступает крайне нерегулярно, главным образом, в небольших клубах, а студийная работа сводится к сессионной. Сольная деятельность практически прервана.

1938
Владимир Гаврилович Романов
советский математик, член-корреспондента Академии Наук СССР, в 1961 г. окончил московский университет. Основные труды по теории обратных задач для уравнений математической физики, интегральной геометрии, математическим методам в геофизике.
1938
Юрий Николаевич Смирнов
Актер Московского Театра на Таганке.Окончил театральное училище имени Б.В.Щукина. Народный артист России.

 (490x699, 48Kb)
1938
Раида Федоровна Соколова
прядильщица Ивановского меланжевого комбината имени К.И.Фролова. Родилась деревне Харино ныне Тейковского района Ивановской области, в крестьянской семье. Русская. Окончила среднюю школу. В сентябре 1956 года поступила в фабрично-заводское училище при меланжевом комбинате. С 1958 года работала прядильщицей, уже через два года был переведена в прядильщицы пятого (высшего!) разряда. В 1978 году, взяла на обслуживание вместо трех по норме пять кольцепрядильных машин, вместо шести сторонок десять, вместо 990 веретен 1650. Это была самая большая на комбинате зона. На следующий год на комбинате была создана областная школа передового опыта прядильщицы Соколовой. Школу мастерства Соколовой закончили многие прядильщицы. За эту свою подвижническую заботу о молодых была удостоена почетного звания «Лучший наставник РСФСР». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 марта 1981 года за выдающиеся производственные достижения, досрочное выполнение заданий 10 пятилетки, проявленную трудовую доблесть Соколовой Раиде Федоровне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Пользовалась непререкаемым авторитетом, была председателем товарищеского суда, членом исполкома областного Совета народных депутатов, членом парткома комбината, членом бюро горкома КПСС, член обкома КПСС, член ВЦСПС, Избиралась делегатом двух съездов КПСС, делегатом XVII съезда профсоюзов. Жила в городе Иваново. Скончалась 14 апреля 2003 года. Похоронена на аллее почетных граждан кладбища Балино города Иванова. Награждена орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат государственной премии, премии имени ткачих Виноградовых. Почетный гражданин города Иванова (1987 г.)

1938
Иосиф Самойлович Трахтенгерц
российский режиссер документального кино. Постановщик фильмов "Три рассказа Нади Рушевой", "Большие сражения на маленькой доске", "Марафон", "Знакомьтесь, королева!", "Испытать себя", "Воздушный хоровод", "Все мы немножко лошади", "Крестьянская осень"

1940
Элла Викторовна Короленко
второй режиссер.

1940
Владимир Сергеевич Новиков
доктор биологических наук, директор Ботанического сада МГУ (1988).

1940
Тамара Ивановна Спиричева
актриса театра "Глас"

1940
Алла Ильинична (Исааковна) Сурикова
российский кинорежессер ("Человек с бульвара Капуцинов"), сценарист. Pодилась в Киеве. В 1965 году она окончила филологический факультет Киевского государственного университета и занималась лингвистикой. В конце 1960-х годов Алла Сурикова пришла в кино, работала ассистентом режиссера на телевизионной картине "Маленький школьный оркестр" и на фильме "Умеете ли вы жить?". В 1973 году она окончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где ее наставником был Георгий Данелия. Уже ее короткометражная картина "Лжинка, или Маленькая ложь и большие неприятности" была удостоена в 1974 году приза Госкино УССР "За лучшую режиссуру" на Всесоюзном кинофестивале "Молодость".В 1976 году Алла Сурикова дебютировала и как режиссер, и как сценарист фильмом "Предположим, ты капитан...". Зрителям имя режиссера стало известно благодаря вышедшей в 1978 году комедийной ленте "Суета сует", с Галиной Польских и Фрунзиком Мкртчяном в главных ролях. Через три года появилась новая комедия Суриковой - "Будьте моим мужем...", где снялись Елена Проклова и Андрей Миронов. Не остался незамеченным и комедийный детектив "Ищите женщину" с прекрасным актерским дуэтом Софико Чиаурели и Леонида Куравлева. Огромный успех выпал на долю фильма "Человек с бульвара Капуцинов", где играли лучшие советские артисты - Андрей Миронов, Лев Дуров, Олег Табаков, Николай Караченцов, Александра Яковлева, Альберт Филозов, Игорь Кваша и многие другие. К сожалению, роль в этой ленте оказалась последней для Андрея Миронова. Столь же звездным был актерский состав и в следующем фильме Аллы Суриковой - "Две стрелы". В числе последних работ режиссера - романтические комедии "Московские каникулы" с Ириной Селезневой и Леонидом Ярмольником в главных ролях и "Дети понедельника" с участием Игоря Скляра и Ирины Розановой. В 1998 году Алла Сурикова поставила комедийную картину "Хочу в тюрьму", роли в которой исполняли Владимир Ильин, Наталья Гундарева, Алла Клюка.

1941
Джеймс (Томас) Боуман (Боумен)
английский певец

1941
Гай Кларк (Guy Clark)
певец и композитор, его песни исполняли Johnny Cash и Ricky Skaggs. В 1997 г. выпустил сборный сольник "Essential Guy Clark".

1941
Галина Леонтьева (Ельницкая)
заслуженный мастер спорта (1968) по волейболу, олимпийская чемпионка (1968,1972). Чемпионка мира (1970), Европы (1967,1971)
ц (контратенор)

1941
Валерий Александрович Тишков
российский историк, с 1989 г. директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая (ИЭА) Российской Академии Наук, член-корреспондент Российской Академии Наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор.

 (560x700, 50Kb)
1942
Анатолий Александрович Васильев
режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств России (1993). Родился в селе Даниловка Пензенской области. Окончил химический факультет университета в Ростове-на-Дону, в 1973 – режиссерский факультет ГИТИСа (курс М.О.Кнебель и А.А.Попова), поставив дипломный спектакль Сказки старого Арбата А.Н.Арбузова (1972). Придя после института в 1973 в МХАТ, Васильев под руководством О.Н.Ефремова репетировал в качестве режиссера-стажера спектакль Соло для часов с боем О.Заградника с мхатовскими «стариками» М.М.Яншиным, Б.Я.Петкером, А.Н.Грибовым, О.Н.Андровской, М.И.Прудкиным. В качестве второго режиссера, режиссера-ассистента или руководителя постановки участвовал в работе над спектаклями МХАТа «Медная бабушка» Л.Г.Зорина (1975), «Нина» А.Кутерницкого (1976), «Путь» А.Ремеза (1981). Ряд ярких и многообещающих замыслов мхатовской поры остался неосуществленным: «Святая святых» И.Друцэ (1975), «Король Лир» У.Шекспира в переводе О.П.Сороки с А.А.Поповым в роли Лира (1982), «О, счастливые дни» С.Беккета с М.И.Бабановой в роли Винни (1982). Не увидела зрителя и постановка «Виндзорских насмешниц» Шекспира с Е.П.Леоновым в роли Фальстафа в театре имени Ленинского комсомола (1981). В начале своей режиссерской карьеры Васильев осуществил несколько постановок в провинции: «Женщина за зеленой дверью» Р.Ибрагимбекова (Уфа, 1974) и мюзикл Дж.Германа по либретто М.Стюарта «Хэлло, Долли!» (Ростов-на-Дону, 1976); десятилетие спустя выпустил спектакль Вариации феи Драже Кутерницкого в рижском ТЮЗе (1987). В 1977–1982 режиссер театра имени К.С.Станиславского, возглавляемого в те годы Поповым. Поставленные здесь спектакли Первый вариант «Вассы Железновой» М.Горького (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» В.И.Славкина (1979) выдвинули Васильева в лидеры поколения. В работе над этими постановками вокруг Васильева сплотился круг артистов-единомышленников, продолживших сотрудничество с ним и в последующие годы, – Л.Полякова, Б.Романов, Ю.Гребенщиков, А.Филозов, В.Бочкарев. Вынужденный в 1982 покинуть театр имени Станиславского, Васильев на предоставленной ему Ю.П.Любимовым малой сцене театра на Таганке на протяжении трех лет репетирует и в 1985 выпускает спектакль по пьесе Славкина Серсо. К группе артистов Васильева примкнули известные киноактеры Н.Андрейченко и А.Петренко. Значительность новой постановки режиссера для театрального искусства подтвердили и критики, и публика. С начала 1980-х годов параллельно с режиссерско-постановочной деятельностью Васильев преподает на Высших режиссерских курсах, во ВГИКе и на режиссерском факультете ГИТИСа, неизменно обещая студентам: «Никого не буду щадить. <…> Относиться стану беспощадно, как к себе». Не случайно художник И.Попов, чье сотрудничество с Васильевым началось со спектакля Соло для часов с боем и продолжается по сей день, произнес о нем выразительную в своей лаконичности фразу: «В мягкости я бы его не обвинил». В 1987 в Москве среди шести новых театров открывается «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева, первым спектаклем которой стали Шесть персонажей в поисках автора Л.Пиранделло (1987). Здесь были заняты гитисовские ученики Васильева Ю.Альшиц, Н.Коляканова, И.Томилина, Гр.Гладий, Н.Чиндяйкин и др. Спектакль много и триумфально гастролировал, участвовал во множестве международных фестивалей. С годами Васильев, во многом ориентирующийся на опыт Е.Гротовского, все более разворачивается от репертуарного театра к лабораторным исканиям, декларируя идеи постоянного профессионального обновления, поиска новой театральной эстетики, возрождения самой культуры театра: «Концепция театра-лаборатории дает возможность ежедневного... эксперимента. Концепция театра-школы расширяет границы поиска, делает этот процесс по сути эволюционным». За время существования «Школы драматического искусства» в результате учебных семинаров и лабораторных поисков были продемонстрированы (весьма узкому кругу лиц) спектакли, вечера, представления, открытые репетиции, посвященные одному автору, или произведению, или теме. Среди них «Дюма» (1987) и «Визави2 (1988) – главы из романов А.Дюма и Ф.М.Достоевского; «Бесы» по роману Достоевского (1988–1989); Вечер Мопассана (1988); Диалоги Платона (1988); «Разговоры запросто» Эразма Роттердамского (1989); Идиот (1992) – главы из романа Достоевского; «Вечер» Мольера (1992); «Каждый по-своему» Пиранделло (1993); «Разговоры с поэтом» по А.С.Пушкину (1994), «Гомер. Илиада, 23-я песнь» (1997), «Товарищам в искусстве дивном» по Пушкину (2000), «Илиада. Гомер» (2001) и др. Был осуществлен также ряд совместных международных экспериментальных проектов. В своей «Школе драматического искусства» Васильев выпустил спектакли «Сегодня мы импровизируем» Пиранделло (1990), «Фьоренца и Иосиф и его братья» Т.Манна (оба 1993), «Амфитрион» Мольера (1994), «Плач Иеремии» В.Мартынова (1996), «Дон Жуан, или «Каменный гость» и другие стихи» (1998), К*** (1999) и «Моцарт и Сальери» (2000) Пушкина, «Медея-материал» Х.Мюллера (2001). В этих спектаклях заняты артисты Коляканова, А.Демидова, Л.Дребнева, В.Лавров, И.Яцко, В.Ануров. Постановки Васильева за рубежом: Маскарад М.Ю.Лермонтова (Комеди Франсэз, Париж, 1992), Дядюшкин сон по Достоевскому (Художественный театр, Будапешт, 1994), «Пиковая дама» П.И.Чайковского (Немецкий Национальный театр, Веймар, 1996), «Без вины виноватые» А.Н.Островского (Театр имени Э.Сиглигети, Солнок, 1998). Работал с М.Теречик, Ж.-Л.Буте, В.Древиль (последняя также исполнительница в его московской постановке «Медея-материал» Мюллера). Из работ Васильева на радио и телевидении: телеспектакль «Степной король Лир» по И.С.Тургеневу (1976), видеофильм «Дорога на Чаттанугу» (Взрослая дочь молодого человека) по Славкину (1992), радиопостановка Портрет Дориана Грея О.Уайлда (инсценировка Славкина и Васильева) с М.Бабановой, И.Смоктуновским, Н.Теняковой и др. (1981). Анатолий Васильев – кавалер ордена искусства и литературы (Франция, 1989); лауреат премий: имени К.С.Станиславского (1988), критиков Европы «Новая театральная реальность» (Италия, Таормина, 1990), «Хаос» – премия Пиранделло (Италия, Агридженто, 1992), Фонда имени К.С.Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики» (1995), «Золотая маска» (1997), Государственной премии Российской Федерации (1999), «Триумф» (2001). В апреле 2001 театр «Школа драматического искусства» был принят в «Союз театров Европы». Тогда же зритель впервые переступил порог нового помещения театра на Сретенке, созданного по проекту И.Попова и Васильева. Открытие было приурочено к проведению в Москве III Международной Театральной Олимпиады, в рамках которой васильевский театр продемонстрировал собственную чрезвычайно насыщенную программу Узкий взгляд скифа, включавшую в себя три составляющих: Истоки. Корни (мистерии, религиозный ритуал, священный театр, фольклорно-обрядовые традиции в границах евразийского пространства); «Отражения. Тени забытых предков» (практика современных лабораторных поисков и экспериментов; пограничные с драматическим театром явления в области музыкального перформанса, фольклорного театра и музыкальной драмы); «Светское. Исключение из правил» (спектакли и проекты, приобщающие зрителя к утерянному опыту мифологического мышления).

1942
Валерий Владимирович Кулешов
российский ученый-экономист, директор Института экономики и организации промышленного производства СО Российской Академии Наук (город Новосибирск), член Президиума СО Российской Академии Наук и Новосибирского НЦ СО Российской Академии Наук, председатель Объединенного ученого совета по экономическим наукам СО Российской Академии Наук, директор Института экономики и организации промышленного производства, академик Российской Академии Наук (1997).

 (545x698, 88Kb)
1943
Саша Соколов (настоящее имя — Александр Всеволодович)
русский писатель и поэт, автор романов "Школа для дураков", "Между собакой и волком", "Палисандрия". Родился в Оттаве (Канада), в семье майора Всеволода Соколова, работавшего в аппарате торгового советника посольства СССР в Канаде. В 1946 отец (агент «Дэви») за разведывательную деятельность был выслан из страны. С 1947 семья живет в Москве. В 1950 пошел в школу, где его вольнолюбивый нрав приносил ему массу неприятностей: говорили даже о переводе в специальную школу. В 12 лет написал первую приключенческую повесть; пользовались популярностью у товарищей его пародии и эпиграммы на учителей. В 1961, закончив школу, некоторое время работает санитаром в морге, затем препаратором. В 1962 поступил в Военный институт иностранных языков. Решив освободится от военной службы, симулирует душевную болезнь и проводит три месяца в военном госпитале для душевнобольных. В 1965 Соколов стал членом неофициальной литературной группы «СМОГ» (аббревиатура «Смелость. Мысль. Образ. Глубина»; иронически расшифровывается как «Самое Молодое Общество Гениев»), объединявшей молодых богемных литераторов столицы. В 1967 поступил на факультет журналистики МГУ. В 1967–1968 пишет и публикует в периодической печати первые очерки, рассказы и критические статьи. За рассказ Старый штурман, опубликованный в журнале «Наша жизнь», получил премию – за «лучший рассказ о слепых». В мае 1972 устроился егерем в Безбородовском охотничьем хозяйстве Калининской (ныне Тверской) области. Некоторое время с женой и дочерью Александрой жил на Кавказе и работал в газете «Ленинское знамя», но вскоре, после конфликта с редактором, уволился. Оставив семью, вернулся в Москву. Здесь пытается, с помощью знакомой, гражданки Австрии, Иоханны Штайдль, получить в посольстве Канады информацию о возможности выезда из страны. С этого момента был под постоянным наблюдением КГБ. В 1974–1975 работает истопником в Тушине, на окраине столицы. Штайдль, после их многократных попыток заключить брак, лишают въездной визы в СССР. Последняя начинает в Вене акцию протеста и, после вмешательства в дело канцлера Австрии, он получает выездную визу. В октябре 1975 приехал в Вену, где женился на Штайдль и устроился столяром на мебельную фабрику. В Европе практически не общался с представителями эмиграции (только с писателем В.Марамзиным), не участвовал в культурной и политической жизни. Исключением стал форум в тирольской деревне Альпбах, темой которого была угроза свободе слова в Восточной Европе и СССР. Здесь он познакомился с А.Галичем, В.Максимовым, Н.Горбаневской и А.Амальриком. Вскоре после форума, в сентябре 1976, улетел в США. Несколько месяцев жил в доме Профферов, в Энн-Арборе, в 1977 получил канадский паспорт. Еще до публикации Школы для дураков (1976 на русском языке, в 1977 – на английском) у Соколова в кругах эмиграции складывалась репутация одного из лучших русских писателей. Рукопись блуждала на Западе три года, пока не попала в руки К.Профферу, основателю издательства «Ардис» (Энн-Арбор, штат Мичиган). В своем письме Соколову он писал о романе Школа для дураков: «…Ничего подобного нет ни в современной русской литературе, ни в русской литературе вообще». Высокую оценку книге дали Н.Берберова, И.Бродский. Отзыв В.Набокова («обаятельная, трагическая и трогательная книга») стал символическим благословением не только для Соколова, но и для читателей английской версии романа. По мнению П.Вайля и А.Гениса, «главной проблемой для Соколова был сам язык», на «вивисекцию» которого писатель решается в Школе для дураков. Критики полагали что, он сделал язык героем романа, а главный конфликт книги «строится на перекрестке, образуемом личным временем и личной памятью героя с „наружным“ миром, где общее, историческое время течет, как ему положено: из прошлого в будущее». На фабульном уровне первый роман Соколова содержит рассказ о событиях, происходящих в дачном поселке в окрестностях среднерусского города и в спецшколе для умственно отсталых детей. Повествование ведется с точки зрения одного из учеников школы – мальчика, страдающего раздвоением личности. События, действительно бывшие или гипотетические, сливаются с воспоминаниями героя (героев). Таким образом роман покидает привычный, событийный, сюжет. В более общем виде конфликт произведения выглядит как столкновение линейного, распрямленного, времени с временем мифологическим, циклическим. Кроме того, П.Вайль и А.Генис видят содержание, по их мнению, одного из первых русских постмодернистских романов в инициации героя, приобщающегося к миру взрослых, открывающего присутствие в мире любви и смерти. В Школе для дураков впервые возникает ключевая для творчества Соколова тема зыбкости, неопределенности бытия, условности общепринятых категорий пространства-времени. Публикация Школы для дураков принесла Соколову известность. Проффер ждал от него нового романа, который был начат еще в СССР. Но писатель традиционно долго работал над своим новым произведением. Параллельно жил то в США, то в Канаде. Первый вариант романа Между собакой и волком был закончен весной 1978, но неоднозначная реакция издателя и знакомых на рукопись заставила автора продолжить работу над окончательным вариантом. Вторая книга Соколова Между собакой и волком была закончена в Лос-Анджелесе в 1980 и увидела свет в начале года. Здесь, как и в Школе для дураков, присутствует смутная биографическая основа – на этот раз связанная с периодом работы писателя егерем. Правда необоснованность такого биографического подхода к своим сочинениям Соколов декларирует в одном из своих писательских манифестов – Palissandr – c'est moi? Здесь же он утверждает: «…Когда я слышу упреки в пренебреженьи сюжетом, мне хочется взять каравай словесности, изъять из него весь сюжетный изюм и швырнуть в подаянье окрестной сластолюбивой черни. А хлеб насущный всеизначального самоценного слова отдать нищим духом, гонимым и прочим избранным». Таким источником хлеба насущного и стал новый роман. Его герой – одноногий нищий Дзыдзырэлла. Вынесенная в заглавие калька с французской идиомы, означающей «сумерки», приносит привычное для романного мира Соколова ощущение зыбкости границ вещей и явлений, их взаимопроницаемости. Но в новом романе особое внимание уделяется лексическому пласту повествования, чужому, сказовому слову и – с другой стороны – ритму прозы. Вот образчик стиля Соколова: «Едва заговорили о собственно башибузуках, захвативших в последнюю кампанию до сотни наших гаковниц, базук и протчих пищалей и варварски аркебузировавших пленных кирасиров и кавалергардов, едва коснулись до грустной темы о дюжине несчастных квартирмейстеров и вестовых из улан и от канонирского состава, взятых заложниками и потонувших на трофейной французской фелуке, шедшей под италианским стягом и подорванной под Балаклавой турецкой петардой, едва упомянули обо всем этом, как в кабинете, обремененный целым бунтом гранок, является, наконец, здешний главный верстальщик, обряженный в скромный флер…». Между собакой и волком был принят в эмиграции не так восторженно, как первый роман. Однако в России он был опубликован в ленинградском самиздатовском журнале «Часы» и получил премию имени Андрея Белого за лучшую русскую прозу 1981. Весну 1980 Соколов проводит со своими друзьями, писателями Э.Лимоновым и А.Цветковым, читая лекции в США и Канаде. Летом 1980 он переехал в Калифорнию, где преподавал в Монтерейском институте международных проблем и работал над новым романом. В мае 1981 в университете проводилась «Конференция третьей волны», на которой Соколов выступил с лекцией «На сокровенных скрижалях», в которой задается вопросом: «что было и будет в начале: художник или искусство?» Популярность писателя растет. В декабре 1984 «ассоциация преподавателей славянских и восточноевропейских языков» провела специальное заседание «Саша Соколов и литературный авангард». Новый роман – Палисандрия – в издательстве «Ардис» был издан в апреле 1985. Палисандрия – это мемуары о советской элите сталинского и послесталинского периода, якобы законченные в 2004 и опубликованные в 2757. Автор воспоминаний, Палисандр Дальберг, внучатый племянник Л.Берии и внук Г.Распутина, рассказывает кремлевские анекдоты и живописует свои любовные утехи. Палисандр спокойно соблазняет старух на московских кладбищах до тех пор, пока один из его отцов-покровителей, Андропов, не вербует его в орден Часовщиков – чтобы Дальберг убил правителя страны Брежнева... Поставленная задача – написать антироман, сделала почти неизбежным обращение к пародии: на жанровую – детективную, порнографическую и т.д. – литературу. О.Матич считает, что роман «задуман как образцовый текст русского постмодернизма», т.к. в нем даются пародийные аналогии расхожим мотивам эмигрантской и диссидентской прозы, с ее непристойной лексикой и пафосом демифологизации. Б.Гройс в статье Жизнь как утопия и утопия как жизнь (Синтаксис. 1987. № 18) называет Палисандра Дальберга «истинным героем постмодерного времени» (ибо он связан со всеми мифами 20 в. – «от Сталина, диссидентства и эмиграции до психоаналитического платоновско-юнгианского мифа об андрогине как о совершенном человеке»), а сам роман относит к поставангардному течению «соц-арт'а». Преодоление линейного течения времени, воплощенное на этот раз в преодолении истории, связано, по Гройсу, с преодолением Эдипова комплекса, питавшего искусство авангарда. Однако этот текст, где «автор предлагает вниманию читателя эротические похождения вымышленного кремлевского отрока-сироты, тайно участвующего в интимной жизни реальных советских руководителей и их жен», – именно этот текст, по мысли О.Матич, выводит Соколова из литературных аутсайдеров и присоединяет его творчество к магистральному направлению современной русской литературы. В марте 1984 Соколов принимает участие в Форуме русской культуры в Энн-Арборе (среди участников форума – М.Барышников, И.Бродский, С.Довлатов и др.). Осенью 1985 прочитал две лекции в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре. Лекция Портрет русского художника, живущего в Америке. В ожидании Нобеля посвящалась жизни художника в эмиграции. Лекция Ключевое слово российской словесности манифестировала приоритет вопроса «как?» (т.е. формы) над вопросом «что?» (предметом изображения). В докладе Тревожная куколка на конференции Роллинз колледжа во Флориде затронул проблему заточения писателя внутри собственного языка. В июне 1986 устроился в Вермонте работать тренером по лыжам на одном из курортов штата. Во второй половине 1980-х популярность Соколова растет как в эмиграции, так и в СССР. В США создается «Фонд почитателей творчества Саши Соколова». Популяризировал творчество своего друга писатель В.Аксенов. В России Т.Толстая утверждала, что Соколов – это «совершенно необычный писатель, уникальность которого очевидна», инициируя публикацию его произведений. Летом 1989 Соколов приехал в Москву. Участвуя в культурной жизни, работал над четвертым, еще неоконченным романом. С тех пор он часто посещает столицу. В мае 1996 ему вручили в Москве Пушкинскую премию. Издания: Школа для дураков. Между собакой и волком. 2 тома, Москва, 1999; Палисандрия//Октябрь. 1991, № 9–11; На сокровенных скрижалях // Синтаксис. 1982, № 10; Palissandr – c'est moi? // Синтаксис. 1987, № 18; Глагол. 1992, № 6.

1944
Ара Гургенович Габриелян
российский режиссер игрового кино. Родился в Ереване. Окончил режиссерский факультет Ереванского художественно-театрального института (1966, мастерская В.Вартаняна).

1944
Борис Михайлов
заслуженный мастер спорта по хоккею с шайбой. Олимпийский чемпион (1972, 1976).

1944
Евгений Константинович Семенов
доктор географических наук, профессор кафедры метеорологии географического факультета МГУ (1993).

1944
Билл Хендерсон (экс-«Chilliwack»).
гитарист, клавишные, вокалист

1946
Анатолий Александрович Васильев
российский актер. Pодился в Свердловской (ныне - Екатеринбургской) области, в городе Нижний Тагил. В 1969 году он окончил Школу-студию МХАТ и стал актером Московского театра Сатиры, а в 1974 году перешел в труппу Центрального академического театра Советской Армии (ныне - ЦАТРА). В кино Анатолий Васильев начал сниматься в середине 1970-х годов, одну из первых ролей сыграв в мелодраме "Близкая даль". За свою долгую творческую жизнь актер сыграл более тридцати ролей в фильмах различных жанров - в мелодрамах, приключенческих и военных фильмах: "Крик гагары", "Корпус генерала Шубникова", "Михайло Ломоносов", "Любимая женщина механика Гаврилова", "Дамское танго", "Захочу - полюблю" и другие. На его счету есть роли в фантастической картине "Фирма приключений", в комедийно-пародийном детективе "Ваши пальцы пахнут ладаном", но более всего Анатолий Васильев известен благодаря "Экипажу" - первому советскому "фильму катастроф", поставленному режиссером Александром Миттой в 1979 году и имевшему огромный зрительский успех. С 1995 года работает в Московском театре Моссовета. Народный артист Российской Федерации (1994).

1946
Юрий Алексеевич Голенков
украинский художник-график.

1946
Анатолий Алексеевич Лукин
актёр. Окончил театральное училище (Новосибирск), актерского мастерства (1968 г.), педагоги - Мовчан А.Я., Ставская Л.В. Имеет дополнительное образование - Театральное училище (ВУЗ) имени Б.В.Щукина (режиссура). Работал в Томском областном Драматическом театре, Новосибирском Театре юного зрителя. Заслуженный артист России.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 6 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»