
1891
Иосиф Васильевич Волк-Леонович (белорусское имя — Іосіф Васільевіч Воўк-Леановіч)
белорусский советский языковед. Волк-Леонович родился на хуторе Леоновка, Бобруйский уезд, Минская губерния, Российская империя (ныне Пуховичский район, Минская область, Республика Беларусь), в обедневшей дворянской семье. Отец — владелец хутора Левоновка Василий Андреевич Волк-Леонович, мать — Лариса Григорьевна. В 1911 году с отличием окончил Бобруйскую классическую гимназию и зачислен на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Ученик А.А.Шахматова и И.А.Бодуэна де Куртенэ. В 1914 году сдав экзамены за третий курс университета, И.В.Волк-Леонович 30 ноября 1914 г. поступает в Николаевское кавалерийское училище, 1 июня 1915 г. произведен в прапорщики и был направлен в 7-й драгунский Кинбургский полк, дослужился до звания поручик кавалерии, награжден орденами Святого Георгия IV cтепени, Святой Анны III cтепени с мечами и бантом, Святой Анны IV cтепени с надписью за храбрость, Святого Станислава II cтепени, Святого Станислава III cтепени с мечами и бантом. Осенью 1917 года отправлен в Полтавский госпиталь для лечение от плеврита, возникшего как от осложнение от ранения пикой. В декабре того же года признан негодным к дальнейшей воинской службе и выписан для лечения в домашних условиях на хутор Левоновка. В 1918—1920 годах работает преподавателем русского языка и латыни в частной гимназии Годыцкого-Цвирко в г. Бобруйске и Клецкой общественной гимназии. В 1920 году мобилизован в Красную армию. В 1922 году возвращается в Петроградский университет для завершения учёбы. В 1924 году поступает ассистентом на кафедру истории белорусского языка Белорусского государственного университета. В 1924 году издаёт свою первую крупную работу «Историческое изучение белорусского языка в славянской филологии». В 1927 году становится доцентом кафедры истории белорусского языка в БГУ. Кроме истории белорусского языка И.В.Волк-Леонович читает научный курс русского языка, ведёт семинары по современному белорусскому языку, руководит спецсеминарами — по языку «Литовской метрики», по старославянскому языку, польскому, чешскому, сербскому, болгарскому языкам. Печатает научные работы по изучению древних белорусских письменных памятников, в частности издания Ф.Скорины. Совместно с С.М.Некрашевичем готовит работу по белорусской междиалектной зоне переходных говоров, с Е.Ф.Карским, Т.П.Ломтевым по фонетике белорусского языка. В 1930 году, из-за нетерпимой обстановки наушничества в БГУ, Волк-Леонович уезжает в Саратов, где занимает должность заведующего кафедрой в Саратовском государственном университете имени Н.Чернышевского и продолжает научную работу. 15 апреля 1934 года И.В.Волк-Леонович арестован, но вскоре освобождён. Волк-Леонович срочно переводится в Оренбургский педагогический институт, где заведует кафедрой русского языка и литературы. 17 сентября 1937 года Иосиф Васильевич вновь арестован уже окончательно, 2 февраля 1938 года Волк-Леонович И. В. был осужден за «участие в контрреволюционной, террористической и диверсионно-вредительской организации» (ст.ст. 58-6, 58-8, 58-11 УК РСФСР) и был приговорен к ВМН — расстрелу с конфискацией имущества. Приговор был приведен в исполнение 2 февраля 1938 года. Место захоронения — Зауральная роща города Оренбурга. Родным сообщили, что он умер на Крайнем Севере в 1943 году. В 1958 году И.В.Волк-Леонович реабилитирован. Вместе с Е.Ф Карским и С.М.Некрашевичем его смело можно считать основоположником современного белорусского языкознания. В 1994 году в городе Минск переизданы «Лекцыі па гісторыі беларускай мовы».
Историческая справка
Фамилия Волк-Леонович принадлежит гербу Трубы и находится в списке древних шляхетских родов Беларуси. Родоначальником рода Волков-Леоновичей является боярин Леон Григорьевич Волк, получивший от короля Сигизмунда Августа в 1562 году грамоты на владение вотчинами в Речицком повете. Прадед Иосифа Васильевича — Флориан Волк-Леонович занимал должность гродского судьи в Речицком повете и, как свидетельствуют старинные документы, — к концу XVIII века обширные земельные владения Левоновичей имелись в селениях Высокая, Слобода Поташева (Флориан Волк-Левонович) и Азаричи, Кожановка, Серовка, Плутовка Белицкого уезда. В различных источниках встречаются разные написания фамилии: Волк-Левонович, Волк-Леванович.
Литература: Белорусская ССР: Краткая энциклопедия в 5 томах. / Редакционная коллегия: П.У.Бровка и другие. — Минск : Главная редакция Белорусской Советской Энциклопедии, 1981. — Том 4. Население. Этнография и фольклор. Литература. Искусство. Архитектура. — Страницы 207, 611, 648—649. — 712 страниц. — 50 000 экземпляров; Л.Рублевская, В.Скалабан. «Лингвистическая дискуссия с расстрелом»; О.М.Малюгин. А.Н.Максимчик И.В.Волк-Леванович и его воспоминания: Штрихи к портрету лингвиста.
1891
Владимир Петрович Селезнёв
российский учёный в области механизации сельского хозяйства. Академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1948). Родился в городе Вятка, Российская империя.В 1923 году окончил Петровскую сельскохозяйственную академию.
Трудовая деятельность
В 1910—1914 — межевой техник в Вологодской губернии. В 1914—1919 — практикант-техник по ремонту сельскохозяйственных машин и устройству прокатных пунктов в Вятской и Уфимской губерниях. В 1920—1921 — заместитель заведующего сельскохозяйственной машино-испытательной станции в Омске. В 1921—1923 — практикант Машинно-испытательной станции Московской сельскохозяйственной академии. В 1923—1930 — доцент 2-го Московского университета. В 1929—1951 — заведующий кафедрой сельскохозяйственных машин Сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. Профессор (1930), доктор технических наук, академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1948). Автор книг по механизации сельскохозяйственного производства, научных работ по расчету мощности, скорости и тяговой силы сельскохозяйственных машин. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 23 декабря 1954 года.
Награды: Орден Ленина; два ордена Трудового Красного Знамени (16 сентября 1939); Орден «Знак Почёта», две медали.
Источники: Биографическая энциклопедия Российской Академии Сельскохозяйственных Наук, Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина; Кафедра технологий и машин в растениеводстве. Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия имени К.А.Тимирязева; The Current Digest of the Soviet Press, Том 6. American Association for the Advancement of Slavic Studies, 1954 (Некролог)

1892
Павел Хрисанфович Максимов
советский писатель, основатель Союза писателей Дона, член Союза писателей с 1934 года. В поисках заработка семья будущего писателя переехала в Ростов-на-Дону. Отец работал грузчиком в порту, мать там же шила мешки для зерна, погружаемого на пароходы. В 1909 году, окончив городское пятиклассное училище, в течение года учился в среднетехническом училище, потом работал на разных конторских должностях. С 1911 года начал публиковать в газетах Ростова свои первые произведения. С началом Великой Октябрьской социалистической революции стал профессиональным журналистом. Особую роль в творческой биографии П.Максимова сыграл А.М.Горький, переписка с которым с незначительными перерывами длилась более четверти века. Участие Горького в писательской судьбе сыграло большую роли в формировании литературного дара П.Максимова, в его образовании и самообразовании и пробудило внимание и интерес к окружающей жизни, к её конфликтам, противоречиям, новизне. В 1920—1930-е годы П.Максимов в качестве внештатного корреспондента «Правды» по заданию редакции побывал в разных концах страны: на всех крупнейших стройках, в производствах Северного Кавказа, сопровождал правительственную комиссию во главе с председателем Госплана СССР Г.М.Кржижановским, участвуя в выездах для выбора трассы будущего Волго-Донского канала, сопровождал С.М.Будённого в поездках по конезаводам сальских степей, побывал в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечне. Максимов был певцом советской индустриализации 1920-1930-х годов. Очерки Максимова представляют исторический интерес как воссоздающие фактические события на Северном Кавказе. В 1931 по рекомендации А.М.Горького очерки П.Максимова вышли отдельной книгой «Кавказ без романтики» в издательстве «ГИЗ». Очерки Максимова пополнили сборники «Волго-Донской канал» (1927), «Энтузиасты культурной революции в горах» (1931), «Аул Псыгансу» (1934) и другие. П.Х.Максимов занимался также фольклором, собрав и обработав народные сказки. В 1935 году в «Азчериздате» (Ростов-на-Дону) вышла книга «Горские сказки» в записи и литературной обработке П.X.Максимова с предисловием Горького. Позже, дополненные и переработанные Максимовым, сказки вошли в серию «Адыгейские сказки». Перед войной были изданы сборники рассказов П.Максимова «Лльмастс (ведьма)» (1937), «Кавказские рассказы» (1939). Осенью 1942 года П.X.Максимов (вместе с женой и дочерью) добровольно вступил в армию, работал в редакции армейской газеты «Советский патриот» в составе 37-й армию. Там же, на фронте, в 1943 году вступил в КПСС. Вместе с армией в звании капитана прошёл от Кавказа до Вены. Был демобилизован осенью 1945 года. Награждён орденом Красной Звезды и медалями. Издал несколько книг-воспоминаний о писателях, с которыми ему довелось в разное время встречаться в Ростове, — А.Фадееве, В.Маяковском, В.Киршоне, Н.Погодине, В.Ставском и других: книги «О Горьком» (письма Горького и встречи с ним, 1939), «Воспоминания о писателях» (1958), «Фадеев в Ростове» (1972). Последняя книга «Памятные встречи» вышла уже после смерти писателя, в 1978 году, и посвящена истории донской литературы 1920—1930-х годов и организации Ростовского писательского союза. Умер 5 августа 1977 года. Похоронен на Северном кладбище в Ростове-на-Дону.
Награды: Орден Красной Звезды (19 июня 1946); Медаль «За боевые заслуги» (24 ноября 1943); Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945); Медаль «За боевые заслуги» — 1943; Медаль «За оборону Кавказа» — 1944; другие награды
Библиография
Отдельные издания: Что даст Волго-Дон: (Популярно-экономический очерк).— Ростов: Сепкавкннга, 1927.— 48 страниц, иллюстрации; Что должен знать о Волго-Донском канале каждый рабочий и крестьянин. (Основные сведения в общедоступном изложении под редакцией главного инженера Волго-Донского строительства профессора А.С.Аксамитного).— Ростов: Севкаокнига, 1927.— 32 страницы, иллюстрации; Энтузиасты культурной революции в горах. (Культпоход в Кабарде и Балкарии).— Ростов: Северный Кавказ, 1931.— 46 страниц; Кавказ без романтики: Очерки.— Ростов: Сев. Кавказ. 1931.— 223 страницы, иллюстрации; Князь и батрак: (Кабардинская быль). — Ростов: Северный Кавказ, 1931.— 46 страниц, иллюстрации; Аул Псыгансу: (Хроника). — Ростов: Азчериздат, 1931.— 194 страницы; Горские сказки. /Предисловие М.Горького/. — Ростов: Азчериздат, 1935.— 93 страницы; Адыгейские сказки. /Литературная обработка П.Максимова. Пл.: А.Глуховцев/.— Ростов: Азчериздат, 1936.— 121 страница; То же. — /Перевод и литературная обработка П.Максимова, Т.Керашева. ИЛ.": А.Глуховцев/. — Майкоп: Адыгнлцнздат, 1946.— 166 страниц, иллюстрации; То же.— /Перевод Т.Керашева. Литературная обработка П.Максимова, Пл.: А.Глуховцев).— Ростов: Книжное издательство, 1955.— 168 страниц, 4 листа иллюстраций; Адыгейские сказания и сказки. /В лит. обработке П. Максимова/. — Ростов: Азчериздат, 1937.— 472 страницы; То же. — /С преднсловием М.Горького/.— Майкоп: Адыгнацнздат, 1952.— 352 страницы; Горские сказки. /Под редакцией профессора Ю.М.Соколова). — Москва : Советский писатель, 1937.— 172 страницы; Мишка из майкопских лесов. Истинное происшествие. — Ростов: Ростиздат, 1938. —24 страницы, иллюстрации; То же.— Краснодар: Крайнздат. 1939. — 28 страниц, иллюстрации; Л.тмые жители. /Пять адыгейских сказок в литературной обработке П.Максимова. Пл.: А.Е.Глухонцев/. — Ростов: Ростиздат, 1938. — 28 страниц, иллюстрации; Кавказские рассказы.— Ростов: Ростиздат, 1939. — 212 страниц; О Горьком. (Письма А.М.Горького и встречи с ним).— Ростов: Ростиздат, 1939.— 84 страницы, иллюстрации, портрет; То же. — Издание 2-е, переработанное и дополненное. — Ростов: Ростиздат, 1946.— 108 страниц; То же. — под названием: Воспоминания о Горьком. Издание 3-е, исправленное и дополненное.— Москва: Советский писатель, 1956.— 191 страница, 4 листа иллюстраций; То же.— (Переписка и встречи). Издание 4-е, исправленное и дополненное. /Послесловие И.Гордеевой "Об авторе этой книги>, страницы 158—177/.— Ростов: Книжное издательство, 1968.— 182 страницы; Сын медведя Батыр: Адыгейские сказки в литературной обработке П.Максимова. — Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1953.— 242 страницы, иллюстрации; Лев и комар: Адыгейская народная сказка в обработке Т.Керашева и П.Максимова. /Иллюстрации: В.Шувалов/.— Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1955.— 16 страниц; Сын медведя Батыр: Адыгейская сказка. /Перевод с адыгейского и литературная обработка Т.Керашева и П.Максимова. Иллюстрации: А.Глуховцев/. — Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1956.— 30 страниц иллюстрации.— (Для младшего школьного, возраста); Адыгейские сказки. /Литературная обработка П.Максимова/.— Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1957.—323 страницы, 11 листов иллюстраций; Воспоминания о писателях: В.Маяковский. А.Фадеев, В.Стапский. Ростов: Книжное издательство, 1958.— 178 страниц, иллюстрации; Малыш Гуляцу; /Сын медведя; Сын раба Есмуко Есхот/: Адыгейские сказки. /Перевод Т.Керашева. Литературная обработка П.Максимова. Иллюстрации: А.Глуховцев/.— Москва: Детгиз. 1959.—32 страницы, иллюстрации; Фадеев в Ростове: Воспоминания.— Ростов: Книжное издательство, 1972.— 137 страниц, портрет; Памятные встречи: Из дневника писателя. /Послесловие В.Жака/.— Ростов: Книжное издательство, 1978,— 128 страниц, портрет.
Публикации в коллективных сборниках и журналах
Статьи по вопросам литературы: Переписка и встречи с А.М.Горьким.— В книге: Азово-Черноморский альма¬нах. Ростов, 1936, страницы 31—62; Забытое оружие: Об очерке и книжках рост, очеркистов. — Лит. Ростов, 1940. № 8. страницы 168—176; Писатель, коммунист, воин: (Воспоминания о В.Ставском).—Дон. 1958, Nt 2. страницы 168—170; Воспоминания об Александре Фадееве. — Дон. 1958, № 5. страницы 166—178. Фадеев в Ростове-на-Дону: (К биографии писателя).— Нева, 1958. № 6, страницы 217—218; Литературное краеведение: /О сборнике статей «Советские писатели на Куба¬ни»/— Дон. 1963, М 12, страницы 158—162; Память сердца: /Встречи с писателем А. Веселым/.—Дон. 1967, № 3, страницы 186—188; О сборнике А.Фадеева «Письма. 1916—1956»/-—Дон, 1968. № 8, страницы 178—179. Таким я его помню: /О А.Фадееве/.—Дон, 1971, Л° 12. страницы 149—154.
О жизни и творчестве П.Х.Максимова: Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах.— Москва : Гослитиздат, 1949—1955; том 29. Письма, телеграммы, надписи. 1907—1926. 1955, страницы 147—149, 155 −156, 168—170. 173—176. 180—181, 199, 224—225, 237, 244—245. 286, 369; том 30. Письма, телеграммы, надписи. 1927—1936. 1955, страницы 45—46, 63—64, 103—104, 106—107. 111—112, 126 —:28, 147, 155—156, 158, 204, 460, 464, 465, 478, 481, 491, 494. 508; Лунин А. Проза нашего края. — Молот, 1935, 6 декабря; Старейший писатель и журналист: /К 80-летию/.— Дон, 1972, Кя 11, страница 192. Наш старейший писатель и журналист: /К 80-летию/.— «Вечерний Ростов», 1972, 18 ноября; Гегузин И. Жизнь под знаком Горького: /К 85-летию/.— «Вечерний Ростов», 1977. 15 ноября; Жак В. Он был старейшим из нас: /К 85-летию/.—Дон, 1977, Л*9 12, с. 176—177; Тихомирова В. С любовью к родному краю: /К 90-летию/.— «Вечерний Ростов», 1982, 11 ноября.
Об отдельных произведениях и сборниках
Адыгейские сказки: Лунин Б. Адыгейские сказки.— Молот, 1936, 17 декабря; Тонин В. Сказки адыгейского народа.— Лит. газ., 1937, 26 августа; Демидов А. Адыгейские сказки.— Молот, 1955, 6 сентября.
О Горьком: Костанов А. Книга о Горьком.— Молот, 1946, 19 июля; Воспоминания о писателях Гсгузин И. Пером очевидца. — Комсомолец, 1959, 15 февраля. Апресян Г. Воспоминания о писателях.— Молот, 1959, 9 апреля; Фадеев в Ростове Агуренко Б. «Фадеев в Ростове».— «Вечерний Ростов», 1972, 5 апреля.
Памятные встречи: Котовсков В. «Имел честь знать…» — Литературная Россия, 1979, 19 января. страница. 20.
Библиографические указатели: Писатели Советского Дона: Био-библиографический справочник. Выпуски 1 и 2 / [Составители: Д.И.Руманова, Д.К.Жак и другие.]. — Ростов на Дону : Типография издательства «Молот», 1948. — Страницы 59—64. — 112 страниц. — (Ростовская государственная научная библиотека имени К.Маркса). — 2500 экземпляров; Руманова Д.И. Писатели Советского Дона: Био-библиографический справочник / [Под редакцией Л.П.Громова]. — Ростов на Дону, 1958. — Страницы 76—79. — 160 страниц. — (Ростовская государственная научная библиотека имени К.Маркса); Писатели Дона: Био-библиографический справочник / [Составитель Г.Г.Тягленко]. — Ростов на Дону : Книжное издательство, 1976. — Страницы 161—165. — 288 страниц. — 10 000 экземпляров; Писатели Дона: Био-библиографический указатель/ [О.И.Кузина и другие]. — издание 2-е, исправленное и дополненное. — — Ростов на Дону : Книжное издательство, 1986. — Страницы 218—221. — 416 страниц. — 20 000 экземпляров.
1892
Джордж Луис Генри Виктор Серж Маунтбеттен, 2-й маркиз Милфорд-Хейвен (George Louis Victor Henry Serge Mountbatten, 2nd Marquess of Milford Haven)
старший сын принца Людвига Александра Баттенберга, позже 1-го маркиза Милфорд-Хейвен, и принцессы Виктории Гессен-Дармштадской. Джордж родился в городе Дармштадт, Германская империя, и был первым сыном и третьим ребёнком в семье. Мальчик получил имена «Джордж» (в честь двоюродного дяди Георга, герцога Йоркского); «Луис» (в честь деда великого герцога Гессенского); «Виктор» (в честь двоюродной бабки германской императрицы Виктории); «Генри» (в честь дяди принца Генри Баттенберга) и «Серж» (в честь дяди великого князя Сергея Александровича). В семье его называли «Джорджи». До 1917 года известен под фамилией Баттенберг. Умер в городе Лондон, Англия, Великобритания, от рака костного мозга, 8 апреля 1938 года. Его братья и сестры: принцесса Алиса Баттенберг (мать герцога Эдинбургского), королева Швеции Луиза и Луис Маунтбеттен, 1-й граф Маунтбеттен Бирманский. Он был опытным математиком, который «мог бы работать над сложными артиллерийскими проблемами в голове» и «читать книги по математическому анализу случайно в поездках». Королева Елизавета II сказала о нём: «Он был одним из самых умных и блестящих людей».
Награды: Рыцарь Большого креста Королевского Викторианского ордена; Кавалер Военного ордена Италии; Орден Святого Владимира IV степени с мечами.
Брак и дети
Женился на графине Надежде Михайловне де Торби (дочери великого князя Михаила Михайловича Романова и Софии фон Меренберг, графини де Торби) 15 ноября 1916 в Лондоне. Они жили в поместье Линден в Холипорте, графство Беркшир, и имел двоих детей: Леди Татьяна Элизабет Маунтбеттен (16 декабря 1917 — 15 мая 1988); Дэвид Маунтбеттен, 3-й маркиз Милфорд-Хейвен (12 мая 1919 — 14 апреля 1970).
Титулы: 1892-1917: Его Светлость принц Джордж фон Баттенберг; 1917-1921: Граф Медина; 1921-1938: Достопочтенный маркиз Милфорд-Хейвен.
Литература: Hough, Richard. The Mountbattens : the illustrious family who, through birth and marriage, from Queen Victoria and the last of the Tsars to Queen Elizabeth II, enriched Europe's royal houses — New York : Dutton, 1975. — P. 359—360. — 422 p.; Ziegler F. Mountbatten, George Louis Victor Henry Sergius, second marquess of Milford Haven (1892–1938) // Oxford Dictionary of National Biography. — Oxford: Oxford University Press, 2004—2014.
1893
Михаил Георгиевич Дубков
советский военачальник, генерал-майор (1940). Родился в деревне Бутово, Егорьевский уезд, Рязанская губерния, Российская империя (ныне Егорьевский район Московской области). Служил в Русской императорской армии с 1914 года, окончил учебную полковую команду (1915 год), старший унтер-офицер. Участвовал в сражениях Первой мировой войны на Юго-Западном фронте в составе 17-го пехотного полка 65-й пехотной дивизии. В Красной Армии с 1918 года. В годы Гражданской войны М.Г.Дубков командиром взвода, роты участвовал в боях на Восточном и Южном фронтах. При обороне Царицына был тяжело ранен. В межвоенный период М.Г.Дубков проходил службу в Приволжском военном округе: с апреля 1922 года — командир 22-й Симбирской отдельной роты особого назначения, с августа 1923 года — командир 334-го отдельного Симбирского батальона особого назначения, с июля 1924 года — командир отдельной Сызранской караульной роты и временно исполняющий должность начальника полковой школы 101-го Сызранского стрелкового полка. В 1923 году вступил в ВКП(б). С августа 1929 года, по окончании Стрелково-тактических курсов усовершенствования комсостава РККА «Выстрел», — командир батальона 2-го стрелкового Ульяновского полка 1-й Казанской стрелковой дивизии Приволжского военного округа. В 1931 году окончил бронетанковые курсы при танковом полку. С октября 1931 года — командир батальона 254-го Златоустовского стрелкового полка 85-й стрелковой дивизии, а с января 1932 года — командир этого полка. С апреля 1935 года — командир-комиссар 31-го Астраханского стрелкового полка 31-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. С июня 1937 года — командир 22-й стрелковой дивизии Особой Краснознамённой Дальневосточной армии. С марта 1938 года — командир 26-го стрелкового корпуса 1-й Краснознамённой армии Дальневосточного фронта. В этой должности в августе 1938 года участвовал в боях у озера Хасан. С ноября 1940 года — инспектор пехоты Дальневосточного фронта. С начала Великой Отечественной войны с 23 июня 1941 года М.Г.Дубков — командир Особого стрелкового корпуса Дальневосточного фронта, прикрывавшего госграницу СССР с Японией на острове Сахалин. Непосредственно проводил войсковые учения, тактические занятия и стрельбы по поддержанию частей в боевой готовности, постоянно проводил работу по укреплению оборонительных рубежей. С 1 июля по 8 сентября 1943 года — исполняющий должность командующего войсками 16-й армии, которая была сформирована на основе Особого стрелкового корпуса. Многое сделал для совершенствования полевой выучки войск армии. В период наибольшей угрозы армия готова была отразить агрессию со стороны Японии. С сентября 1943 года — помощник командующего войсками 1-й Краснознамённой армии Дальневосточного фронта по вузам. Занимался подготовкой и обучением резерва для последующих боевых действий войск фронта. После войны с февраля 1946 года М.Г.Дубков — заместитель командующего войсками Казанского военного округа по вузам, с июня — в распоряжении Главного управления кадров. С ноября 1946 года в запасе. Скончался в городе Сызрань, РСФСР, СССР, 30 октября 1950 года.
Воинские звания: Полковник (24 декабря 1935); Комбриг (17 февраля 1938); Комдив (20 февраля 1939); Генерал-майор (4 июня 1940).
Награды: Орден Ленина (21 февраля 1945); Три ордена Красного Знамени (22 февраля 1938, 3 ноября 1944, 8 сентября 1945); Орден Красной Звезды (16 авгувста 1936); Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «За победу над Японией»; Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»; медали.
Литература: Коллектив авторов. Великая Отечественная. Командармы. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М.Г.Вожакина. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2005. — Страницы 66—67. — ISBN 5-86090-113-5; Соловьев Д.Ю. Все генералы Сталина. Том 4. — Москва, 2019. — Страницы 39-40.
1893
Эдсел Брайант Форд (Edsel Bryant Ford)
сын Генри Форда, президент «Ford Motor Company» с 1919 по 1943 год. Родился в городе Детройт, штат Мичиган, США. Эдсел был единственным ребёнком Генри Форда и Клары Джейн Брайант, он с детства помогал отцу в конструировании автомобилей. В 1915 году он становится секретарём Генри Форда, а в следующем, 1916 году, женится на Элеанор Лоутиан Клэй (1896—1976), племяннице Дж.Л.Хадсона. У них родилось четверо детей: Генри Форд II (1917—1987), Бенсон Форд (1919—1978), Жозефина Клэй Форд (1923—2005) и Уильям Клэй Форд (1925—2014). Они имели дом на 2171 Iroquois St, в районе Indian Village, Детройт. Форд посещал школу Хотчкисс, в Лейквилле, штат Коннектикут. Его семья оказывала всяческую поддержку, поэтому в будущем школьная библиотека была названа в его честь. Форд-младший проявлял гораздо больший интерес к роскошным автомобилям, нежели его отец. В 1922 году он настоял на покупке Lincoln Motor Company. Эдсел приобрёл первый спортивный автомобиль MG, импортированный в США. В 1932 году Эдсел вместе с главным дизайнером Ford, Е.Т.(Бобом) Грегори (E.T. (Bob) Gregorie), создаёт автомобиль обтекаемой формы с кузовом из алюминия, имевший ряд уникальных особенностей, в частности, двигатель V8, что делает его первым в мире хот-родом. Два года спустя он разрабатывает автомобиль с алюминиевым кузовом спидстер, послуживший в дальнейшем основой для «Lincoln Continental». Эти две машины Эдсел хранил до конца своей жизни. В 2009 году спидстер 1934 года был продан за $1,79 млн. долларов. Став в 1919 году президентом Ford, Эдсел стал вступать за введение нового, современного автомобиля, который должен был заменить модель T, но его решения неизменно отвергались отцом. Однако падение продаж и сокращение доли на рынке привели к появлению модели A. Во время разработки модели A, Генри Форд поручил сыну совместно с дизайнером Йожефом Гэламбом (József Galamb) разработать для неё дизайн кузова. Эдсел уговорил отца оснастить машину механическими тормозами на все колёса и зубчатой скользящей передачей. В результате модель A имела большой коммерческий успех, будучи проданной в количестве 4 млн. экземпляров за четыре года своего производства. Эдсел часто не соглашался со своим отцом по поводу многих решений, поэтому, несмотря на близость их отношений, у них нередко вспыхивали ссоры. Тем не менее, он сумел утвердить несколько решений, ставших удачными в долгосрочной перспективе. Им была создана дочерняя компания Mercury, также модели Lincoln Zephyr и Lincoln Continental создавались при его непосредственном активном участии. Он значительно укрепил экспорт Ford за рубеж и работал над модернизацией автомобилей (например, внедрение гидравлических тормозов).
Смерть
Эдсел Форд скончался в городе Гросс-Пойнт-Шорс, штат Мичиган, США, от рака желудка, 26 мая 1943 года. Похоронен на кладбище «Woodlawn» в Детройте. После его смерти Генри Форд вновь становится президентом компании. Все средства Эдсела безвозмездно переданы в Фонд Форда, основанного им вместе с отцом семью годами ранее. Каждый из детей Эдсела принимал участие в развитии семейного бизнеса. В частности, Генри Форд II сменил своего дедушку на посту президента 21 сентября 1945 года. Ему приписывается возрождение компании после Второй мировой войны.
Память
Эдсел Форд являлся одним из крупнейших благотворителей и коллекционеров Детройта. После его смерти коллекции произведений искусства переданы в детройтские музеи. Он также финансировал арктическую экспедицию 1926 года. В его честь названы горы Эдсел-Форд (Edsel Ford Ranges) в западной Антарктиде. В его честь были также названы две из трёх школ г. Дирборна. Магистраль I-94 также названа в честь Эдсела. В сентябре 1957 года «Ford Motor Company» представила новую торговую марку — «Edsel». Она не была коммерчески успешной и в 1960 году была упразднена.
Литература: A&E with Richard Guy Wilson, Ph.D.,(2000). America's Castles: The Auto Baron Estates, A&E Television Network»; Bak, Richard (2003). Henry and Edsel: The Creation of the Ford Empire. Wiley ISBN 0471234877; Bridenstine, James. Edsel and Eleanor Ford House — Wayne State University Press, 1989. — ISBN 0814321615.

1894
Опал Логан Кунц (Opal Logan Kunz; также известная как Опал Ван Зандт Гиберсон Кунц, Opal van Zandt Giberson Kunz)
первая американская лётчица, основательница и первый президент организации пилотов «Девяносто девять», феминистка. Была замужем за известным коллекционером драгоценных камней и минералогом доктором Джорджем Фредериком Кунцем. Опал Логан Кунц родилась в штате Арканзас, США. В 1908 году она была удочерена Эдвардом и Маргарет Гиберсон и переехала к ним в город Тарритаун. 15 мая 1923 года Опал вышла замуж за Джорджа Фредерика Кунца, известного коллекционера драгоценных камней, вице-президента компании «Tiffany & Co». 7 июня 1929 года миссис Кунц получает лётное свидетельство пилота. 24 июня этого же года в газете The New York Times появляется статья под заголовком «Миссис Кунц попала в аварию на своём собственном самолёте», которая гласит: "в Моррис-Плейнс, штат Нью-Джерси, Опал Кунц и механик Верн Е.Мун потерпели крушение, находясь на борту недавно приобретённого биплана C-9827. Оба не пострадали". Некоторые газеты усмотрели незаконную связь между обоими участниками аварии. 7 апреля 1930 года Опал Кунц победила на открытых соревнованиях в Филадельфии и стала первой женщиной, участвовавшей в воздушных гонках наравне с мужчинами. После приобретения нового самолёта 10 апреля 1930 года Опал Кунц вылетела из Филадельфии в Аллентаун, штат Пенсильвания, но по ошибке приземлилась в аэропорту Вифлеема. Во время приземления произошел отказ двигателя летательного аппарата, и пилоту пришлось совершать аварийную посадку. Самолёт Опал капотировал, повредив одно крыло и пропеллер. В результате падения Опал не пострадала, но оказалась зажатой в кабине, что не помешало ей спокойно дать указания сотрудникам аэропорта и направить их к самолёту для оказания помощи.
Авиационный корпус Бетси Росс
В 1929 году Опал создала клуб женщин-пилотов под названием «Авиационный корпус Бетси Росс» (англ. «Betsy Ross Air Corps») в честь героини революции Бетси Росс. Организация была сформирована как полувоенная служба поддержки армейской авиации и действовала во время чрезвычайных ситуаций, таких как наводнения, землетрясения и тому подобное. "Корпус Бетси Росс был сформирован для транспортировки самолётов, проведения лётных инструктажей, участия в воздушных соревнования с целью сбора средств для благотворительных организаций и оказания первой медицинской помощи. Миссис Кунц собрала около 100 членов в своем клубе и поддерживала организацию около четырёх лет". По словам самой Опал Кунц, она вложила в организацию столько денег, сколько могла: "Я потратила все мои ресурсы в попытке сформировать женский резервный корпус". 2 января 1931 года в газете «The Sun» (Нью-Йорк) появилась статья «Женщины-пилоты готовы помочь армии» («Girl Flyers Ready to Aid Army») с описанием новой организации, в которой Опал служила в качестве первого командира. Эту же тему 3 января освещала газета «The Newark Evening News» в статье под заголовком «Военный клуб женщин-пилотов, организованный миссис Опал Кунц» («Women Fliers Military Club Organized by Mrs. Opal Kunz»). В этой заметке перечислялись офицеры Корпуса Бетси Росс, среди которых помимо Опал были миссис Глэдис О'Доннелл, миссис Хаслип и другие. Весной 1931 года Панчо Барнс узнала о существовании национальной организации женщин-пилотов, стала его участницей, но вскоре была разочарована отсутствием в клубе какой-либо активности. Организация просуществовала недолго и не была признана американскими военными силами.
«Powder Puff Derby»
В 1929 году в США проводились Национальные воздушные гонки, среди которых отдельно выделялись Трансконтинентальные гонки женщин–пилотов («The First Women's Transcontinental Air Derby», так же известные как «Powder Puff Derby») — первые официальные соревнования, в которых участвовали исключительно женщины. На момент проведения гонок в США было зарегистрировано всего 70 лицензированных женщин-пилотов, и только 40 из них были квалифицированы для участия в конкурсе. Для участия в программе участницы должны были иметь по крайней мере 100 часов самостоятельных полетов, 25 из которых совершались по маршруту (эти же правила применялись и к мужчинам, принимавшим участие в соревнованиях). Всего в конкурсе принимало участие 20 женщин: 14 в тяжёлом и 6 в лёгком классах. Вылет производился из города Санта-Моника, штат Калифорния. Среди участниц тяжелого класса находилась Опал Логан Кунц, в конечном итоге занявшая 8-е место. Теа Раш и Клэр Фэхи, участники соревнований, утверждали, что кто-то специально повредил их самолёты. Кроме того, Бобби Форель и Опал Кунц также сообщали, что их измерительные приборы были плохо отрегулированы перед гонками в Калифорнии. После гибели Марвел Кроссоны в результате аварии в Аризоне полиция начала расследование по факту саботажа, однако оно так ничего и не принесло — причины аварии не были установлены.
«Девяносто девять»
2 ноября 1929 года в Кёртисс Филд, Вэлли-Стэйшн, штат Нью-Йорк, для взаимной поддержки и улучшения положения женщин-пилотов была основана международная организация «Девяносто девять» (англ. Ninety-Nines: International Organization of Women Pilots). На учредительное собрание были приглашены 117 женщин-пилотов, имеющих на то время лицензии. Присутствовать смогли 99 из них — отсюда сформировалось и название организации. В неё вошли такие пилоты, как Амелия Эрхарт, Бетти Гиллис, Мэри Гудрич Дженсон, Опал Кунц, Рут Николс и другие. 14 декабря 1929 года в доме Опал Кунц было организовано второе собрание, на котором в клуб были приняты Фрэнсис Харрелл и Маргарет Томас Уоррен, которая была самым молодым участником организации (на тот момент Маргарет было 17 лет). 28 августа 1930 года Опал Кунц победила в доступной для всех гонке длинною в 25 миль. 4 сентября 1930 года она заняла третье место на Национальных воздушных гонках в Чикаго. Через три дня, 7 сентября 1930 года, воздушный ас Джон Дональдсон для участия в гонках позаимствовал более мощный и более современный самолёт у своей ученицы Опал Кунц, после чего разбился на нём, упав на лётное поле с высоты в 1800 футов на глазах у более чем 40 000 испуганных зрителей.
Аннулирование брачного контракта
После семилетнего брака в 1930 году доктор Кунц объявил прессе, что его брак с Опал Кунц аннулируется. Запрос о расторжении семейного союза исходил от миссис Кунц, однако связанные с процессом юридические документы всё ещё недоступны для исследования, а причины аннулирования неизвестны. С целью избежать огласки, аннулирование было предоставлено судьей Верховного суда города Нью-Йорк, обладавшим полномочиями на расторжение брака без открытых судебных разбирательств. По любезной договорённости Миссис Опал Кунц (она сохранила свою фамилию по мужу) осталась проживать в своей квартире. Несмотря на развод, Опал поддерживала связь с Джорджем Кунцем до конца его жизни. Через несколько месяцев после развода бывший супруг предложил ей пилотировать члена Ассоциации астрономов-любителей Питтсбурга с целью сфотографировать частичное солнечное затмение, чего никогда не делали ранее. Это произошло 28 апреля 1930 года: д-р Фишер сел в самолёт Опал Кунц в аэропорту Ньюарка и поднялся на высоту 18 200 футов. Солнечное затмение было снято на камеру Graflex с объективом Zeiss f/4.5. Для полёта фотограф надела шлем и очки, а фотоаппарат удерживался руками в перчатках при температуре 18 градусов Цельсия ниже нуля. Утром 29 июня 1932 года Джордж Кунц умер от кровоизлияния в мозг. В своем завещании он оставил половину своего имущества (более 1 миллиона долларов), квартиру в Нью-Йорке и акции компании «Tiffany & Co.» своей бывшей супруге Опал Кунц.
Вторая мировая война
В связи с нарастающей угрозой войны Опал продлила свою лицензию пилота после прохождения курсов повышения квалификации в Хагерстауне, штат Мэриленд. Она начала преподавать авиационное дело студентам государственного колледжа штата Арканзас. Позже она переехала в Род-Айленд и в начале Второй мировой войны стала инструктором в аэропорту Род-Айленда, обучая курсантов Военно-морского флота и участвуя в "Гражданской Программе подготовки пилотов". На обучении у Кунц находилось более 400 молодых людей. С наступлением войны сбылись её давние мечты ещё со времён "Авиационного корпуса Бетси Росс" — Опал начала обучать людей ведению воздушных боёв. Военные записи того времени гласят: "Миссис Кунц находилась в Провиденсе с января 1942 года в качестве члена штаба Wiggins Airways. Она по-матерински опекала «своих мальчиков», и они отвечали ей взаимностью, проявляя уважение и энтузиазм. Ничто не даёт ей большей радости, чем лицезрение самостоятельных полётов её учеников и осознание того факта, что она сделал их на один шаг ближе к воздушной линии обороны дяди Сэма". Уже после войны многие её ученики посещали Опал в Калифорнии со своими жёнами и детьми. В своих письмах Опал писала о том, что она обучала не обычных пилотов, а боевых лётчиков: "Я служила инструктором на протяжении всей войны. В моём распоряжении находилось более 300 студентов, которые служили боевыми пилотам".
Поздние годы
После войны Опал Кунц стала инспектором в корпорации Aerojet. Она больше не выходила замуж и жила одна в своём скромном доме с тремя собаками (две собаки породы колли и одна немецкая овчарка). Хотя Опал никогда не имела огромных денег, тем не менее она неплохо жила на наследство от мужа и пенсионный доход от авиастроительной компании. «Сегодня у меня нет денег на полёты. "Аэроджет" увольняет больше людей, чем нанимает. Я живу за счёт наследства, оставленного мужем. У меня есть небольшой дом с большим количеством деревьев, а мой старенький Олдсмобиль работает прекрасно». 14 апреля 1961 года после полёта российского космонавта Юрия Гагарина в космос, уверенная в себе Опал Кунц написала президенту Джону Ф. Кеннеди письмо следующего содержания: «На мой взгляд всё, что сделали русские — это отправили в космос манекен. Весь контроль над полётом проходил на земле. Любой мог бы совершить подобное, даже я... Мне было бы приятно участвовать в полёте на любом хитроумном устройстве, предложенном правительством, только для того чтобы превзойти российский рекорд. Я вдова и у меня нет никого, кого бы я заставила страдать в случае провала».
Смерть
Опал Кунц умерла в одиночестве 15 мая 1967 года в своем доме в городе Оберн, штат Калифорния, США. Она похоронена на одном из общественных кладбищ под названием «Old Auburn Cemetery» на участке 127B-3. В документе о социальном обеспечении Опал Кунц в качестве года её рождения указан 1894 год, однако в погребальной карточке значится 1896 год. Кроме того, там же имеется и информация о девичьей фамилии матери — Гриббл.
1894
Гай Фрейзер Харрисон (Guy Fraser Harrison)
американский дирижёр английского происхождения. Родился в городе Гилфорд, графство Суррей, Англия, Великобритания. Окончил Королевский колледж музыки в Лондоне как органист. В 1914—1920 годах занимал пост титулярного органиста кафедрального Собора Святой Марии и Святого Иоанна в Маниле. В 1920 году переселился в США и стал работать органистом и хормейстером епископальной церкви Святого Павла в Рочестере (штат Нью-Йорк). В 1922—1925 годах преподавал на органном и оперном отделениях Истменовской школы музыки, в 1924—1929 годах руководил оркестром оперного театра школы, затем работал вторым дирижёром в Рочестерском филармоническом оркестре. В 1951—1972 годах возглавлял Симфонический оркестр Оклахома-Сити, получив известность как пропагандист и популяризатор современной американской музыки. В 1959 году был удостоен степени почётного доктора Университета Оклахома-Сити. В 1962 году Харрисону была присуждена высшая для американских дирижёров награда — Премия Дитсона. В 1973 году он был введён в Зал славы штата Оклахома. Имя Харрисона носит учреждённая в 1977 году в Оклахоме Академия исполнительского искусства — зонтичная организация для различных молодёжных музыкальных коллективов. Умер в городе Сан-Мигель-де-Альенде, штат Гуанахуато, Мексика, 20 декабря 1986 года.
1895
Иван Кириллович Мамаев
советский военный советник в Китае, майор, востоковед, кавалер Ордена Красного Знамени. Родился в селе Трегубовка, Порзовская волость, Петровский уезд, Саратовская губерния, Российская империя. в семье служащих. В 1903 году переехал с родителями в Харбин, где выучил английский и китайский языки. В 1915 году поступил на Юридический факультет Московского университета. Продолжить учёбу ему не удалось, так как началась Первая мировая война. В конце февраля 1916 года направлен в Петергофскую школу прапорщиков, окончив которую 20 июля 1916 года, в звании прапорщика был направлен в 27-й сибирский запасный полк в Иркутске. В середине января 1917 года был направлен на румынский фронт в 309 полк 78-й дивизии 9-й армии, где был произведён в поручики. В феврале 1918 года прибыл в Харбин, затем в Никольск-Уссурийский, где работал при Ревкоме, потом в штабе Красной Гвардии. Перешёл на нелегальное положение во Владивостоке, где начал работу в профсоюзах.
Дальний Восток
В начале 1919 года приступил к организации партизанского отряда, будучи членом Ревкома, объединённого с большевиками. В 1919 году Мамаев был начальником штаба в отряде Сергея Лазо. В ноябре 1919 года был отозван во Владивосток, где принимал участие в Гайдовском восстании. С сентября 1920 года был взят Уполномоченным Коминтерна Г.Войтинским в Китай, где работал под его руководством в Ханькоу и Мукдене примерно по февраль 1921 г., организуя партийные ячейки. С февраля 1921 года работал на нелегальном положении в Харбине. В августе 1921 года был откомандирован в Иркутск, где работал в бюро Коминтерна и был одним из организаторов Первого дальневосточного съезда народов Востока, где он впервые встретился с В.К.Блюхером. В 1921 году переведён в Москву, где преподавал в КУТВ. В 1924 году окончил восточное отделение Военной академии РККА, после чего некоторое время работал в Народном комиссариате иностранных дел.
Советские военные советники школы Вампу Мамаев И.К., Мацейлик Ф.Г. и Терещатов К.И.
Китай
В 1924 году был направлен военным советником в штаб В. К. Блюхера. В это время Сунь Ят-Сен пригласил В. К. Блюхера в Китай в качестве Главного военного советника Южно-Кантонской группы китайской армии. В 1924—1926 годах находился в Китае как военный советник Гуанчжоуской группы. Преподавал в школе ВАМПУ. Участвовал в боевых операциях в Гуандуне и Северном походе в качестве военного советника при 7-м (гуансийском) корпусе, а также в штурме Учана. 23 февраля 1928 года Приказом № 101 за подготовку и участие в Северном походе, а также за деятельность в Китае в 1924—1926 годах награждён орденом Красного Знамени СССР. В 1928—1933 годах служил в Военной академии РККА имени М.В.Фрунзе. В 1933 году был направлен в оккупированный японцами город Дайрен.
Москва
В 1936 году после возвращения из Дайрена служил в Штабе РККА заместителем начальника 2-го Восточного отдела Разведывательного управления РККА. Одновременно окончил основной факультет академии им. Фрунзе. В марте 1937 начал преподавать на Восточном факультете Академии, был назначен старшим преподавателем кафедры страноведения и военной географии (приказ НКО № 0048 от 29 мая 1937). Арестован в ходе сталинских репрессий 5-го декабря 1937 года вместе с женой Раисой Моисеевной Мамаевой. Умер на допросе 4 апреля 1938 года в тюрьме. Свидетельство о смерти выдано 25 февраля 1941 года, а запись в книге актов гражданского состояния о смерти сделана 15 июля 1939 года. В мае 1956 года дело И.К.Мамаева было прекращено на основании статьи 204 п. «б» за недоказанностью предъявленного обвинения. 17 июня 1998 года на основании статьи 3, пункт «д» Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года был реабилитирован.
Награды: Орден Красного Знамени.
Семья
Жена — Раиса Моисеевна (урождённая Сторожук; 29 января 1900 — 26 сентября 1982), востоковед, китаист. сын — Олег (7 ноября 1925 — 28 августа 1994), океанолог, заведующий кафедрой океанологии МГУ. сын — Виктор (21 августа 1930 — 7 августа 2005), писатель, музыкант.
Публикации: Мамаев И.К., Колоколов В.С. Китай. — Москва: Воениздат, 1924; О Китае. Политико-экономический сборник / Под редакцией А.Лозовского. — Москва; Ленинград, 1928; Мамаев И. Кризис в Китае // Новый Восток. — Mосква, 1930. — № 29.
Литература: Колпакиди А.И., Прохоров Д.П. Мамаев Иван Кириллович // Империя ГРУ : Очерки истории рос. воен. разведки. — Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — Том 2. — Страницы 521—523. — (Серия «Досье»).