• Авторизация


6 ноября родились... 06-11-2025 04:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Hodakovskiy (700x694, 369Kb)
1879
Николай Николаевич Ходаковский (Ходак-Ходаковский)
русский военачальник, генерал-майор, герой Первой мировой войны и участник Белого движения. Из дворян. Окончил Киевский кадетский корпус (1898), Павловское военное училище (1900). Участник Первой Мировой войны. Был награждён орденом Святого Георгия IV степени «За то, что 26 ноября 1914 г. у деревни Муховка зашел со своим отрядом из трех родов войск и 6-ти пулеметов в тыл противника и своими смелыми атаками решил в благоприятную сторону исход боя для Луцкого полка.» В 1915 году произведен в подполковники, 16 января 1916 — в полковники за боевые отличия. С 13 июля 1916 — командир 165-го пехотного Луцкого полка. К концу 1917 генерал-майор, командир 42-й пехотной дивизии. С 30 августа 1918 в резерве чинов при штабе Добровольческой армии. С 21 сентября 1918 в составе Марковского полка. 22 октября сменил Н.С.Тимановского в должности командира полка. 27 октября, ввиду болезни Тимановского, временно принял командование 1-й бригадой 1-й дивизии Добровольческой армии. В боях под Армавиром был ранен, в полк более не возвращался. С 8 ноября 1918 начальник войск Невинномысского района, с 1 декабря 1918 командир 2-й отдельной пластунской бригады и левого участка 3-го армейского корпуса. С 4 февраля 1919 в резерве чинов при штабе Крымско-Азовской Добровольческой армии, затем командир бригады 3-й пехотной дивизии. С 27 марта 1919 в резерве чинов при штабе Крымско-Азовской армии, с 2 апреля 1919 комендант крепости Керчь, с 12 августа 1919 Керчь-Еникальский градоначальник, с оставлением в прежней должности. Убит в Крыму во время Красного террора в 1920 или 1921 году. Награды: Орден Святого Георгия IV степени. (Высочайший приказ 1 июня 1915); Орден Святого Владимира III степени с мечами (Высочайший приказ 19 октября 1916); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 6 февраля 1917). Литература: Второй Кубанский поход и освобождение Северного Кавказа. — Москва: Центрполиграф — 2002. ISBN 5-227-01652-6; Список полковникам по старшинству. Составлен по 1 августа 1916. — Петроград, 1916.

1880
Уильям Майкл Варли (William Michael Varley)
американский гребец, чемпион и серебряный призёр летних Олимпийских игр 1904 года. Родился в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США. На Играх 1904 года в Сент-Луисе Варли участвовал в парных соревнованиях вместе со своим соотечественником Джоном Малкехи. Вместе они стали чемпионами среди парных двоек (с результатом 10:03,2) и серебряными призёрами среди двоек без рулевых. В 1956 году зачислен в Зал Славы Ассоциации Гребли США. Умер в родном городе в октябре 1968 года.

1880
Николай Лаврентьевич Максимов
капитан первого ранга российского флота, с осени 1918 года — контр-адмирал Украинского Державного Флота, занимал пост товарища (заместителя) морского министра, фактически — и. о. морского министра Украинской Державы в мае-ноябре 1918 года, видный деятель украинского флота, одна из значимых фигур в вопросе становления Украинского Державного Флота. Георгиевский кавалер. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. В 1901 году окончил Морской кадетский корпус, в 1907 году — Николаевскую морскую академию, водолазную школу (1908). Участник русско-японской войны, на тот момент мичман, вахтенный офицер эскадренного броненосца «Пересвет». Участник обороны крепости Порт-Артур. За участие в боевых действиях на суше награждён орденами Святого Станислава III степени с мечами и бантом (28 августа 1904), Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» (1 ноября 1904), Святой Анны III степени с мечами и бантом (19 декабря 1904), Святого Станислава II степени с мечами (20 декабря 1904), Святого Георгия IV степени (25 апреля 1905). Командир миноносца «Прозорливый» (1908—1911), старший офицер крейсера «Паллада» (1913—1914), командир миноносца «Бдительный» (апрель 1914—1916). Капитан 2 ранга (14 апреля 1913 со старшинством с 14 апреля 1912). Участник Первой мировой войны (в 1916—1917 командовал канонерской лодкой «Гиляк»), работал в главном штабе Черноморского Флота. К 1917 году — капитан первого ранга. После Февральской демократической революции стал на позиции украинского движения.
МаксимовЧлены военного министерства (700x521, 207Kb)
Члены военного министерства Украинской Державы. Николай Максимов — крайний слева, в нововведенной униформе Украинского Державного Флота.
На службе УНР и Украинской Державе
В начале 1918 года поступил на службу в Морское Министерство украинской Центральной Рады. По состоянию на 24 апреля 1918 года капитан первого ранга Максимов был в составе комиссии для создания общих штатов украинского флота. С провозглашением гетманата Скоропадского, созданию национального флота стало уделяться гораздо больше внимания. Николай Максимов был одним из первых морских офицеров, который обратился к гетману с конкретным планом по восстановлению нормальной деятельности флота. 5 мая 1918 года был назначен товарищем (заместителем) министра Морских Дел при военном министерстве Украинской Державы, фактически самостоятельно занимался всеми морскими делами.
«Этот человек был искренне преданный своему делу и выбивался из сил, чтобы как-нибудь собрать остатки того колоссального имущества, которое ещё так недавно представлял наш Черноморский флот. Наша главная деятельность заключалась в том, чтобы добиться передачи флота нам, что и было достигнуто, к сожалению, лишь осенью и то на очень короткий срок. Пока же приходилось заботиться о возможном сохранении офицерских кадров и того имущества, которое так или иначе не перешло в другие руки.» — П.П.Скоропадский о министре.
10 мая Максимовым была собрана комиссия по реформированию Морского Министерства. 1 июня комиссией был представлен новый план строительства военно-морского флота Украины. Однако воплощению нового плана сильно мешали сложившиеся в тот момент на флоте обстоятельства. Главным вопросом который должен был как можно быстрее разрешен новоназначенным министерством стала проблема овладения Украиной кораблями Черноморского флота. Однако здесь обнаружилось противодействие союзного командования, которое надеялось использовать оказавшийся в своих руках флот в собственных целях. Также, из-за несовершенного морского законодательства Центральной Рады (в июне было отменено) Украина поначалу не могла претендовать на весь флот. 17 июля 1918 года Николай Максимов утвердил новый военно-морской флаг УДФ, хотя сам он при этом оставался сторонником присвоения Украинскому флоту Андреевского флага. Летом были утверждены новые униформы для украинского флота, в которой он и был запечатлен на единственной известной его фотографии. Осенью 1918 был удостоен чина контр-адмирала Украинского Державного Флота. 14 ноября 1918 года морское министерство было восстановлено как отдельный, независящий от военного министерства ведомственный орган. Морским министром был назначен адмирал Андрей Покровский. Николай Максимов стал представителем министра в Одессе. Морское министерство действовало вплоть до свержения правительства Украинской Державы в декабре 1918. За это короткое время министерство успело организовать комиссию по приемке Пинской речной флотилии, и добиться от правительства значительных ассигнаций на флот. Однако в ноябре 1918 в Чёрном море появляется многочисленный флот Антанты. Антанта занимала открыто враждебную позицию к Украинской Державе как к германскому сателлиту. Высадив на юге Украины десант, Антанта 24 ноября овладела всем находящимся в Севастополе флотом, 26 ноября силами Антанты была занята Одесса. До этого, опасаясь вооруженного конфликта со своими бывшими союзниками, командующий Черноморского флота В.Е.Клочковский уже приказал поднять вместо украинского флага «нейтральный» Андреевский. В самой же Украинской Державе после федеративной грамоты Скоропадского произошел антигетманский мятеж Семёна Петлюры. В гетманской армии произошел раскол и началась украинская гражданская война. Не обошел стороной раскол и морское ведомство. После непродолжительной "гражданской войны", 14 декабря гетман отдал приказ о демобилизации защитников Киева и, отрекшись от власти, эмигрировал в Германию. Николай Максимов, будучи сам великороссом, открыто приветствовал федерацию Украинской Державы с будущей демократической Россией, что исключало его участие в новосформированном (после победы Директории УНР: национальной, украинской) морском кабинете министра М.И.Билинского. Директория не простила октябрьских заявлений Максимова что «его министерство уже полностью готово для перевода в Петроград». После этих событий беспрепятственно выехал в Крым, где участвовал в гражданской войне на стороне белых. В эмиграции 1921–1922 в Германии, затем в Алжире. С 22.04.1930 — член алжирской группы Военно-Морского союза. Умер в городе Ницца, Франция, 15 ноября 1961 года. Литература:Лазаревський Г. Гетьманщина // За Державність : журнал. — Каліш, 1930. — Вип. 2; Скоропадский П. П. Павел Скоропадский. Воспоминания. Конец 1917 — декабрь 1918 = Павло Скоропадський. Спогади. Кінець 1917 — грудень 1918 / Главный редактор Я.Пеленский. — Киев: АТ Книга, 1995. — 495 страниц. — ISBN 5-7702-0845-7.

[688x699]
1880
Роберт Музиль (немецкое имя — Robert Musil)
австрийский писатель, драматург и эссеист. Автор циклов рассказов «Соединения», «Три женщины», прозаического сборника «Прижизненное наследие», драмы «Мечтатели» и комической пьесы «Винценц и подруга значительных мужей», двух романов «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» и монументального, оставшегося незаконченным, «Человек без свойств» (Der Mann ohne Eigenschaften, тома 1–3, опубликован 1930, 1933, 1943), а также многочисленных эссе, речей, театральных и литературно-критических статей. Родился в Клагенфурте. Роберт Музиль был единственным сыном в семье инженера Альфреда Музиля (происходящего из старой австрийской дворянской семьи) и его жены Эрмине Бергауэр. Учился в средних школах в нескольких городах, где работал его отец, с 1891 года в Брно, где Альфред Музиль получил место в техническом университете, с 1892 по 1894 год в военном училище в Айзенштадте, затем в Технической Военной Академии в Границе (Mährisch-Weisskirchen). Окончив Высшую техническую школу в Брюнне (современный Брно, Чехия) и продолжая занятия психологией, Музиль в 1908 опубликовал свой первый роман «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» (Die Verwirrungen des Zuglings Turless), привлекший к себе внимание читателей и критики, и решил целиком посвятить себя литературе. В 1901 году он сдал экзамен на звание инженера.
[700x525]
Мемориальная доска Роберта Музиля в Брно (Чехия).
В том же году он начал воинскую службу в пехотном полку Freiherr von Heß Nr. 49, расположенном в Брно, затем с 1902 по 1903 год работал научным сотрудником в техническом университете Штутгарта. Разочаровавшись в профессии инженера, он в 1903 году начинает изучать философию и психологию в Берлине, где входит в дружеские отношения с будущими писателями Альфредом Керром и Францем Бляем. В 1906 году изобрёл цветной круг Музиля — устройство из двух наложенных цветных кругов для создания непрерывной гаммы цветов. Через два года, в 1908 году, защитил диссертацию на получение звания доктора под руководством известного психолога Карла Штумпфа (заглавие диссертации: Вклад в оценку учения Эрнста Маха). Предложенную ему возможность хабилитации (аналога докторской диссертации в России) отклонил, так как решил избрать профессию писателя. В 1910 году Музиль переехал в Вену и стал библиотекарем в Венском техническом университете. 15 апреля 1911 года женился на Марте Маркофальди, урождённой Хайманн. До начала Первой мировой войны также работал журналистом в различных газетах. Так, в 1914 году газета Neue Rundschau напечатала эссе Музиля «Europäertum, Krieg, Deutschtum». В Первой мировой войне Музиль как офицер запаса принял участие и закончил её в звании ландштурмхауптманна и с многими знаками отличия. Он был размещён в Южном Тироле, затем на итальянско-сербском фронте. 22 сентября 1915 года в Тренто едва не погиб во время бомбардировки. Этот опыт позже лёг в основу его знаменитого рассказа «Die Amsel». В 1916 и 1917 годах издавал газету Soldaten-Zeitung (Солдатская газета). 22 октября 1917 года отец Музиля получил наследственный дворянский титул, и фамилия Музиля стала читаться как Эдлер фон Музиль. В 1919 году титулы отменили, и фамилия снова стала Музиль.
[700x590]
Мемориальная доска Роберта Музиля в Берлине.
С 1918 года Музиль ведет жизнь независимого писателя. После Первой мировой войны Музиль начал работу над романом «Человек без свойств». Чтобы обеспечить семью, он читал лекции в технической школе, работал библиотекарем, занимался журналистикой. В начале 1920 года он знакомится в Берлине со своим будущим издателем Эрнстом Ровольтом. С 1921 года он также публиковался как театральный критик. В 1921 году Музиль закончил большую пьесу Die Schwärmer, которая поставлена (в Берлине) только в 1929 году, так как критики считали её неподходящей для постановки на сцене, хотя в 1923 году пьеса была удостоена премии Клейста. Режиссёр настолько изменил текст произведения, что сам Музиль дистанцировался от постановки. Второе его драматическое произведение, комедия Винценц и подруга значительных мужей (немецкое название — Vinzenz und die Freundin bekannter Männer), оказалось намного успешнее. Между 1923 и 1929 годами Музиль входил в правление Комитета Защиты Немецких Писателей в Австрии, вместе с Гуго фон Гофмансталем. В 1923 году он получил премию Клейста, в 1924 — художественную премию города Вены, а в 1929 — премию Герхарта Гауптмана. С 1931 года Роберт Музиль снова жил в Берлине. В это время Курт Глазер основал там Общество Музиля, которое было распущено в 1934 году после того, как писатель в 1933 году вернулся в Вену, но снова образовано уже в Вене. В Вене Музиль жил в Третьем округе по адресу Rasumofskygasse 20, и сегодня там находится его музей-квартира. В 1936 году в возрасте 56 лет Музиль перенёс инсульт, от которого так полностью и не оправился. В 1938 году вместе с женой эмигрировал в Цюрих, в этом же году его книги были запрещены в Германии (аннексировавшей Австрию). По экономическим причинам они в 1939 переехали в Женеву и жили там в чрезвычайно стеснённых обстоятельствах. Единственным источником их существования было пособие швейцарского фонда помощи немецким учёным. Роберт Музиль умер в Женеве от кровоизлияния в мозг 15 апреля 1942 года. Его прах был развеян в пригороде Женевы. Марта Музиль умерла в Риме в доме своего сына от первого брака в 1949 году.
[466x700]
В 2011 памятник писателю установлен на женевском Кладбище Королей.
«Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» – рассказ о подростке, воспитаннике закрытого полувоенного учебного заведения. «Школьные романы», обличающие учительский произвол и тиранию, были в начале века вообще очень популярны, однако Тёрлес резко выделяется на их фоне. Перу Музиля принадлежат пять новелл о любви, объединенных в сборники «Соединения» (Vereinigungen, 1911) и «Три женщины» (Drei Frauen, 1924). Роберт Музиль известен прежде всего как автор незаконченного романа «Человек без свойств» (немецкое название — Der Mann ohne Eigenschaften). Сразу после появления в начале 1930-х годов роман не привлёк большого внимания, но новое издание, составленное в 1950-х годах Адольфом Фризе (немецкое имя — Adolf Frisé) и включающее все фрагменты романа, привело к его переоткрытию. По своему замыслу «Человек без свойств» – портрет человека, большого города и исторической эпохи. Манерой письма, а равно и широтой охвата это произведение сравнимо со знаменитыми романами М.Пруста, Дж.Джойса и Г.Броха. Герой-интеллектуал на самом деле вовсе не лишен свойств, но, отойдя от активной жизни, способен теперь осмыслить возможности – свои собственные и общества – в надежде отыскать синтез «точности и души», «рациоидного» и «нерациоидного», по определению писателя в «Очерке поэтического познания» (1918). «Эссеистичность» Музиля – остроумные отступления на самые разные темы – во многом способствовала широкой популярности книги. Музей писателя находится в городе Клагенфурт, где он родился и прожил первый год жизни. Наследие Музиля содержится в отделе рукописей Австрийской национальной библиотеки. В современной австрийской литературе творчество Музиля повлияло на целое поколение писателей, среди которых Герхард Амансхаузер, Рудольф Байр, Томас Бернхард, Алоис Брандштеттер, Андреас Окопенко, Михаэль Шаранг, Франц Шу и Юлиан Шуттинг. Сочинения: Gesammelte Werke, Bd 1-3, Hamb., 1952-1957; в русском переводе - Тонка, "Иностранная литература", 1970, № 3. Немецкие издания: Die Verwirrungen des Zöglings Törleß (1906); Beitrag zur Beurteilung der Lehren Machs (Диссертация, 1908). Издана вместе с «Studien zur Technik und Psychotechnik» (Die Kraftmaschinen des Kleingewerbes, 1904, Die Beheizung der Wohnräume, 1904/05, Psychotechnik und ihre Anwendung im Bundesheere, 1922) как ISBN 3-498-04271-8, Rowohlt 1980; Vereinigungen. Zwei Erzählungen. (1911); Die Schwärmer (1921); Grigia. Novelle (1923); «Три женщины» / Drei Frauen (1924); «Человек без свойств» / Der Mann ohne Eigenschaften (1931/32 две первые части, третья часть осталась незавершённой, реконструирована в многочисленных изданиях); Nachlaß zu Lebzeiten (1936, в том числе рассказ Die Amsel); Короткие прозаические фрагменты; Записные книжки, письма, эссе; Über die Dummheit. Выступление 1937 года отдельным изданием. Alexander Verlag Berlin 1999; Gesammelte Werke. 2 тома. Hg. v. Adolf Frisé. Reinbek, Rowohlt 1978 [ISBN 3-498-04256-4]; Der literarische Nachlaß. CD-ROM-Edition. Hg. von Friedbert Aspetsberger, Karl Eibl und Adolf Frisé. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt 1992. (DOS-basierte Bedienungsoberfläche.). Русские издания: Музиль Р. Малая проза: Избранные произведения в 2-х тома / Составитель Е.А.Кацевой — Москва: Канон-пресс-Центр; Кучково поле, 1999. (Том 1: Душевные смуты воспитанника Тёрлеса; Созревание любви; Искушение кроткой Вероники; Мечтатели; Винценц, или Подруга выдающихся мужей; Том 2: Три женщины: Новеллы; Прижизненое наследие; Афоризмы; Из Дневников; Эссе); Душевные смуты воспитанника Терлеса. ISBN 5-267-00078-7; Человек без свойств, перевод С.Апта, ISBN 978-5-699-24435-5; Португалка. Новеллы. ISBN 5-352-01186-0. Литература: Мотылева Т., Зарубежный роман сегодня, Москва, 1966; Свительская Т.А., Изображение человека в творчестве Р.Музиля и его роман "Тревоги воспитанника Терлесса", в сборнике: Вопросы литературы и фольклора, Воронеж, 1973; Rasch ., Über R. Musils Roman "Der Mann ohne Eigenschaften", Gött., 1967; Reniers-Servranckx A., R. Musil..., Bonn,.1972; öming J. ., Robert-Musil-Bibliographie, Bad Homburg, (1968).

George Coleman Poage (490x700, 206Kb)
1880
Джордж Колман Подж (George Coleman Poage)
американский легкоатлет, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1904. Родился в городе Ганнибал, штат Миссури, США. На Играх 1904 в Сент-Луисе Подж участвовал в четырёх дисциплинах. В барьерных забегах на 200 и 400 м он занимал третьи места и выиграл две бронзовые медали. В гонке на 60 м он дошёл до полуфинала, а на 400 м расположился на шестой позиции. Умер в городе Чикаго, штат Иллинойс, США, 11 апреля 1962 года.

Oskar Sosnowski (483x700, 195Kb)
1880
Оскар Сосновский (польское имя — Oskar Sosnowski)
польский архитектор и реставратор. Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя Оскар Сосновский окончил факультет техники и конструкций Российского политехнического института в Варшаве, а в 1919 году стал профессором Варшавского политехнического института. Является основателем Польской ассоциации городского планирования (1922). Умер в родном городе 24 сентября 1939 года.
Oskar Sosnowski01 (700x465, 352Kb)
Церковь святого Иакова в Варшаве
Oskar Sosnowski02 (495x700, 313Kb)
Церковь святого Роха в Белостоке
Некоторые работы
Балабанов в Львове (1908); Церковь святого Иакова в Варшаве (1909-1923); Церковь непорочного зачатия Девой Марией в Варшаве (1911-1923); Приходская церковь Агнессы Римской в Гонёндзе (1924); Церковь святого Роха в Белостоке (1927—1939); Фара Витовта в Гродно (1935).

Bragin_A (427x700, 223Kb)
1881
Александр Михайлович Брагин (настоящая фамилия — Брагинский)
русский и советский оперный певец и артист оперетты (баритон), педагог вокала. Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1926). Родился в Киевской губернии, Российская империя, в семье рабочего колбасной фабрики. С семи лет начал заниматься музыкой: обучался игре на скрипке, затем на фортепиано, а с 16 лет в Киеве стал брать уроки пения у М.Медведева. В 1896—1901 годах учился в Санкт-Петербургской консерватории; педагоги — С.Габель и И.В.Тартаков. В течение нескольких лет наездами (1904—1913 годы) продолжал вокальное образование в Европе.
Артистическая карьера
В 1900 году (в некоторых источниках 1899) дебютировал в Киевской опере в партии Валентина — «Фауст» Ш.Гуно. Работал в нескольких антрепризах: антреприза Е.Кабанова и К.Яковлева; антреприза М.К.Максакова, выступая в различных русских городах. В 1905—1908 годах — солист петербургского Мариинского театра. В 1908—1909 годах — солист московского Большого театра. В 1909—1911 годах — солист петербургского Мариинского театра. В 1911—1915 годах — в петербургской оперетте. С 1914 года гастролировал по России в качестве оперного, опереточного и камерного певца. В 1922 и 1923 годах гастролировал в Берлине, в 1924—1928 годах пел в различных оперных театрах Германии. Работая на стационарных сценах, одновременно много гастролировал с концертами. Концертный репертуар певца составляли произведения М.Глинки, А.Даргомыжского, М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, С.Рахманинова, И.С.Баха, Л.Бетховена, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта, Р.Шумана, Х.Вольфа; постепенно, ввиду новых политических веяний, репертуар пополнялся произведениями советских композиторов: Р.М.Глиэра, С.Василенко, Д.Кабалевского, Т.Хренникова, А.Хачатуряна, Ю.Шапорина. Певец записывался на грампластинки: в Петербурге («В.И.Ребиков», 1903, 1904; «Бека», 1905; «Омокорд», 1910; «Сирена», 1910, 1913—14; «Граммофон», 1904, 1910, 1912; «Янус Рекорд», 1910; «Пате» (Pathé), 1911; РАОГ («Орфеон», 1912) и Киеве («Экстрафон», 1912, 1915). Часть записей хранится в ГЦММК. Особо следует отметить записи, организованные к празднованию столетия Отечественной войны 1812 года — в них певец принял активное участие, это были: военная музыка, марши, песни, романсы, специально созданные к столетнему юбилею победы; в список записей входили также хоры, военные сигналы русской и французской армий, даже любимая песня Наполеона «Разлука». Архивная запись певца — романс «Поэт» Кроткова (сентябрь 1910, HMV, запись выпущена на CD «Kleines Historisches Sänger Lexikon» Russland 7 A 1, № 5). Пел под управлением Ф.М.Блуменфельда, Э.А.Крушевского и А.Шеффера. В 1924 году оставил сценическую деятельность. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 23 ноября 1953 года. Похоронен на Донском кладбище.
Отзывы
Театральная энциклопедия о А.М.Брагине:
«Обладал гибким и звучным голосом, славился как интерпретатор различных по характеру образов».
Пружанский А.М. писал о певце:
«Обладал сильным голосом мягкого густого тембра и широкого диапазона, легко преодолевал тесситурные трудности (свободно брал верхний си-бемоль) не только баритонального, но и басового репертуара (партия Мефистофеля — «Фауст» Ш.Гуно). Исполнение отличалось музыкальностью и точной по смыслу фразировкой. В начале его артистической деятельности критика отмечала недостаточность драматического мастерства. Перейдя в оперетту, Брагин овладел сценическим искусством (особенно это проявилось в заглавной партии в «Горном князе» Ф.Легара). Часто выступал в оперетте «Корневильские колокола» Р.Планкета (Маркиз). Вернувшись в 1920 на оперную сцену, покорял зрителей вокально-сценическим единством образа.»
Среди оперных партий: 1902 — «Нерон» А.Рубинштейна — Юлий Виндекс (впервые в Мариинском театре на русском языке); 1925 — «Трильби» А.Юрасовского — Свенгали (в Баку); 1929 — «Дума чорноморська» Б.Яновского — Самойла Кишка; «Демон» А. Рубинштейна — Демон; «Евгений Онегин» П.Чайковского — Евгений Онегин; «Пиковая дама» П.Чайковского — Граф Томский и Князь Елецкий; «Мазепа» П.Чайковского — Мазепа; «Князь Игорь» А.Бородина — Князь Игорь; «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова — Григорий Грязной; «Севильский цирюльник» Дж.Россини — Фигаро; «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта — Фигаро; «Дон Жуан» В.А.Моцарта — Дон Жуан; «Риголетто» Дж.Верди — Риголетто; «Травиата» Дж.Верди — Жорж Жермон; «Лоэнгрин» Р.Вагнера — Тельрамунд; «Хованщина» М.Мусоргского — Шакловитый; «Мазепа» П.Чайковского — Василий Леонтьевич Кочубей; «Садко» Н.Римского-Корсакова — Веденецкий гость; «Дубровский» Э.Направника — Кирилл Троекуров; «Кавказский пленник» Ц.Кюи — Абубекер; «Гугеноты» Дж.Мейербера — Граф де Невер; «Кармен» Ж.Бизе — Эскамилио; «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно — Меркуцио; «Гамлет» А.Тома — Гамлет; «Лакме» Л.Делиба — Нилаканта; «Аида» Дж.Верди — Амонасро; «Бал-маскарад» Дж.Верди — Ренато; «Тоска» Дж.Пуччини — Скарпиа; «Паяцы» Р.Леонкавалло — Тонио и Сильвио; «Девушка с Запада» Дж.Пуччини — Джек Ренс; Партнёры: А.М.Давыдов, И.В.Ершов, В.И.Куза, А.Ф.Мишуга, К.Т.Серебряков, М.А.Славина, М.И.Фигнер, М.Б.Черкасская, Ф.И.Шаляпин. Режиссёрская деятельность: 1925 — «Корневильские колокола» Р.Планкета (в Ташкенте); 1940 — «Евгений Онегин» П.Чайковского (в оперной студии при Киевской консерватории). Педагогическая деятельность: 1930—1931 — преподавал в Одесской консерватории (исполняющий обязанности профессора); 1932—1934 — в ГИТИСе; 1933—1936 и 1944—1949 — преподавал в Большом театре (Вокальная студия); Март — сентябрь 1934, 1936—1937 — педагог Московской консерватории; 1938—1939 — во Фрунзе; 1939—1941 — Киевская консерватория (с 1940 г. — профессор); 1941—1943 — Ташкентская консерватория; 1944 — Бакинская консерватория; С 1944 г. — Московская филармония (занимался с молодыми певцами). Среди учеников: В.А.Кобржицкий, С.Я.Коган, П. Селиванов, К.Таранова, Н.С.Фокин, С.Хромченко. О наставнических советах А.М.Брагина вспоминал в своей мемуарной книге певец Владимир Бунчиков: «Скоро премьера „Риголетто“. Подходит ко мне как-то Александр Михайлович Брагин и говорит: „Голубчик, так нельзя петь, вы много голосу даете, а ведь вам ещё петь два акта. Петь надо экономно. А так вам не хватит сил“. Я хорошо это запомнил на всю жизнь…».

[431x700]
1882
Томас Харпер Инс (Thomas Harper Ince)
американский кинорежиссёр и продюсер, прозванный «отцом вестерна». Томас Харпер Инс родился в Ньюпорте, в семье бедных эстрадных актёров. Не получил законченного образования. С шести лет стал выступать на сцене и к началу работы в кино перепробовал не один десяток различных профессий (работал официантом в кафе). В 1906 году он впервые снялся в маленькие роли у Эдисона, а затем в «Вайтаграфе». Пять лет спустя брат Томаса Инса стал ведущим актёром «Вайтографа». Вместе с женой раза два выступал статистом в «Байографе», где и познакомился с Гриффитом. В 1910 году он уехал из Нью-Йорка в Голливуд. В 1911 году владелец фирмы «ИМП» (Independent Moving Pictures) Адам Кессель сделал Инса руководителем фирмы «Бизоны» (Bison), которая специализировалась на ковбойских фильмах с участием цирковых акробатов. В октябре 1911 года Томас Инс поставил первый вестерн — «Через прерии». К началу первой мировой войны Инс построил собственную студию «Инсвилл» (Inceville). С 1915 года Инс становится автономным руководителем творческого объединения в рамках кинокомпании «Треугольник» (Triangle Motion Picture Company). Кроме Инса в «Треугольник» вошли Мак Сеннет и Дэвид Гриффит. 2 июня 1916 года проходит премьеры «Цивилизации». После 1919 года дела режиссёра пошли хуже. В период между 1921 и 1924 годами режиссёр выпустил около пятидесяти фильмов, не имевших коммерческого успеха. В последние годы он снимал картины с участием Мэрион Дэвис. Томас Харпер Инс умер 19 ноября 1924 года в результате сердечного приступа на борту яхты У.Р.Херста «Идрис». Режиссёра доставили в больницу, а потом перевезли домой, где он и скончался. Смерть Инса получила широкий резонанс, вокруг ее причин до сих пор циркулируют различные данные: по одной версии, режиссёр умер от пищевого отравления, по другой — из-за разногласий был застрелен владельцем яхты, мультимиллионером Херстом. Официальную версию смерти подтверждает в своих мемуарах Чарльз Чаплин: «Все подумали, что это приступ желудочных колик, но ему делалось все хуже и хуже, и тогда решили, что, очевидно, надо немедленно положить его в больницу. Врачи поставили диагноз тяжелого сердечного приступа, и вскоре Инса переправили из Сан-Диего домой, в Беверли-Хиллс, где недели три спустя приступ повторился и Инс умер. Немедленно разнесся мрачный слух, что Инс был убит, и виновником его смерти называли Херста. Эти слухи не имели под собой никакой почвы. Я знаю это вполне достоверно, потому что мы с Марион [Дэвис] и Херстом навестили Инса за две недели до его смерти, он был очень рад видеть нас троих у себя и был уверен, что скоро выздоровеет.» Одна из версий гибели Инса представлена в фильме Питера Богдановича «Смерть в Голливуде» (2001), где самого Инса сыграл Кэри Элвис.
Творческий метод
Основой производственного процесса Инс всегда считал сценарий. Подборкой сценариев на студиях Инса занимался Гарднер Сюлливан, в прошлом журналист и писатель. Однако Инс на правах режиссёра-постановщика оставлял за собой право контроля и все сценарии в обязательном порядке проходили через его руки. Он сам просматривал их и вносил поправки. Это был инсовский «железный сценарии». Второй отличительной особенностью работы Инса являлось одновременное руководство постановкой нескольких фильмов. В течение нескольких лет у Инса подобрался довольно большой штат режиссёров, и многие из них впоследствии стали ведущими режиссёрами американского кино. Среди них Фред Нибло, Фрэнк Борзейги, Реджинальд Баркер, Генри Кинг, Уолтер Эдвардс, Раймонд Уэст, Чарлз Миллер. Сам Инс редко ставил фильмы самостоятельно — он был продюсером, но зато почти всегда сам монтировал фильмы, снятые другими режиссёрами под его руководством. На студиях Инса начинали свою карьеру актёры Вильям Харт и Чарльз Рей, Сессю Хаякава и его жена Цуру Аоки. Жорж Садуль отмечая, что несмотря на то, что работы Инса не связанные с жанром вестерна значительно уступают его фильмам посвящённым Дикому Западу писал:
«Этот человек, отрицавший существование особого языка кино, был не только предтечей всех современных американских постановщиков в смысле организационном, но в то же время — и почти против воли — и большим лирическим поэтом. Его творчество пронизано чувством трагического, горячим влечением к эпическим формам борьбы и к победе, ярким восприятием действительности со всеми его бурями и шквалами.»
Фильмография и творческая деятельность: 1910 — Их первое недоразумение / Their First Misunderstanding (актёр Мэри Пикфорд, Оуэн Мур); 1911 — Новый повар / Bar Z’s New Cook; 1912 — Через прерии; 1912 — За свободу Кубы / For Freedom of Cuba; 1912 — Немезида / His Nemesis (актёр Сессю Хайакава); 1912 — Последняя битва Кастера; 1912 — Закон Дальнего Запада / The Law of the West; 1912 — Червонный туз; 1912 — Прямая дорога; 1912 — Тень прошлого / A Shadow of the Past; 1912 — Дезертир / The Deserter; 1913 — Битва при Геттисберге / The Battle of Gettysburg (актёр Сессю Хайакава); 1913 — Призыв к оружию; 1913 — Депеша посла; 1913 — Любимый сын; 1913 — Драма на море; 1913 — Гордость Юга; 1913 — Клеймо; 1913 — Молодая Америка; 1914 — Тайфун / The Typhoon; 1914 — Гнев богов / (актёр Сессю Хайакава); 1914 — Последний из рода / (актёр Сессю Хайакава); 1915 — Итальянец / The Italian; 1916 — Цивилизация / Civilization; 1916 — Дивиденд / The Dividend; 1920 — Опасные часы; 1923 — Готтентот; 1924 — Барбара Фричл.
Признание и награды
За постановку фильма «Цивилизация» Инс был удостоен благодарности президента и принят в Белом доме как почётный гость.
Дополнительные факты
"…«Доктор больных фильмов» — такую кличку Инс получил за своё умение удачно исправлять, казалось, безнадёжные фильмы, придавая им зачастую новый смысл и занимательность…".
Инс считается родоначальником системы типажа в американском кино.
«…Томас Инс хвастался, что никогда не прочёл ни одной книги…».

[441x700]
1882
Кесси Каатра (финское имя — Kössi Kaatra)
финский писатель. Родился в местечке Лохья. В 1903-1910 журналист, директор Рабочего театра в городе Тампере. Участник всеобщей забастовки 1905 и Революции 1918 в Финляндии. После ее подавления эмигрировал в Швецию. Первые стихи Каатра опубликовал в рабочей печати. Затем вышли сборникии: «На пороге» («Kynnyksellä», 1903), «Из жизни» («Elämästä», 1904), «Стихи» («Runoja», 1905), «Картины большой забастовки и другие рабочие песни» («Suurlakkokuvia y. m. työväenlauluja», 1906), «На переломе» («Murroksessa», 1906). В Швеции и США издана повесть Каатра о гражданской войне 1918 в Финляндии «Красные и белые» («Punaiset ja valkoiset», 1919). Наиболее зрелые стихи вошли в сб. «Песни низов» («Alhaisolauluja», 1922). Из жизни рабочего квартала взята тема романа «Мать и сын» («Äiti ja poika», 1924). Многие стихи Каатра переведены на русском языке. Умер в местечке Худдинг (Швеция) 15 ноября 1928 года. Сочинения: Alhaisolauluja, Hels., 1922; в русском переводе - (Стихотворения), в сборнике: Поэзия Финляндии, Москва, 1962. Литература: Карху Э.Г., Очерки финской литературы начала XX века, Ленинград, 1972; Кäу eespäin. Valikoima. suomalaista työväen-runoutta, Hels., 1957; Äikiä A., Laulaja tulivuoren juurella, Hels., 1962.

1882
Жюль Фавр-Бюлль (французское имя — Jules Favre-Bulle)
швейцарский миколог и палеонтолог. Жюль Фавр родился в небольшом городе Ле-Локль, кантон Невшатель, Швейцария. Образование получил в Невшательской академии. С 1907 года работал палеонтологом в Женевском музее естественной истории. В 1911 году Фавр получил степень доктора наук в Женевском университете. В 1952 году Фавру была присвоена почётная степень доктора Невшательской академии. В 1956 году он был удостоен награды Юбера Швейцарского географического общества, в 1959 году — медали Демазьера Парижской академии наук. 22 января 1959 года Жюль Фавр умер. Некоторые научные работы: Favre, J. (1925). La flore du Cirque-de-Moron et des hautes côtes de Doubs. Bull. Soc. Neuchâteloise Sci. Nat. 49: 1—130. Литература: Dorr L. J., Nicolson D. H. Taxonomic Literature — Ed. 2. — Königstein, 2008. — Suppl. VII: F—Frer. — P. 72—73. — 469 p. — ISBN 978-3-906166-65-0. — doi:10.5962/bhl.title.48631.

Francesco_Borgongini_Duca_1937 (493x700, 231Kb)
1884
Франческо Боргоньини Дука (итальянское имя — Francesco Borgongini Duca)
итальянский куриальный кардинал и ватиканский дипломат. Родился в городе Рим, Королевство Италия. Титулярный архиепископ Эраклеи Европейской с 7 июня 1929 по 12 января 1953. Апостольский нунций в Италии с 30 июня 1929 по 12 января 1953. Кардинал-священник с 12 января 1953, с титулом церкви Санта-Мария-ин-Валичелла с 15 января 1953. Умер в родном городе 4 октября 1954 года.

Herman_de_Burlet_1932 (509x700, 277Kb)
1883
Герман Максимилиан де Бурле (нидерландское имя — Herman Maximilien de Burlet)
голландский профессор анатомии, один из врачей международной комиссии, собранной немецкими властями в 1943 году для эксгумации убитых в Катыни польских офицеров. Герман Максимилиан де Бурле родился в городе Роттердам, Южная Голландия, Нидерланды. В 1910 году в Цюрихе защитил кандидатскую диссертацию на немецком языке, которая была издана в Лейпциге. 28 января 1931 года де Бурле стал профессором анатомии и эмбриологии университета в Гронингене. Он поддерживал связи с видными нацистами, и в 1942 году как член Национал-социалистического движения был назначен ректором его университета. В процессе своей работы оказывал давление на студентов с целью принесения присяги. С этой должности он был уволен в 1945 году по причине его симпатий к нацистам. После войны уехал в США, где работал в Филадельфии. Профессор де Бурле умер в городе Кёнигсвинтер, Рейн-Зиг, Кёльн, Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ в 1957 году. Его жена была родом из Германии.
Расследование в Катыни
Другой член Международной комиссии, датчанин, доктор Хельге Трамсен, который познакомился с профессором де Бурле во время пребывания в Катыни, сделал в своём дневнике только одну запись о нём, а именно о его неприязненном отношении к Великобритании. Библиография: Jessen Anna Elisabeth: Kraniet fra Katyn. Beretning om massakren i 1940. Høst & Søn, Kopenhaga 2008. ISBN 978-87-638-0703-6; Lista profesorów Uniwersytetu w Groningen.

Jaan_Koort (462x700, 253Kb)
1883
Яан Коорт (эстонское имя — Jaan Koort)
эстонский скульптор, художник и специалист по керамике. Один из создателей национальной эстонской художественной школы XX века. Родился в общине Соотага прихода Яакси, Дерптский уезд, Лифляндская губерния, Российская империя, современная волость Тарту, Тартумаа, Эстония. С 1896 по 1900 годы обучался в Тарту, а в 1901 году обучался на курсах немецкого Ремесленного общества. С 1902 по 1905 годы обучался в Центральном училище технического рисования Штиглица в Санкт-Петербурге, но вынужден был оставить учёбу из-за участия в революционных событиях 1905 года. С 1905 по 1908 годы обучался в Париже, где занимался скульптурой в Школе изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts) и в частных мастерских. До 1915 года жил в Париже. В 1915—1916 годах работал в Москве, а в 1916 году переселился в Тарту, где вместе с К.Мяги, Н.Трийком и К.Раудом активно включился в местную художественную жизнь. С 1923 года жил и работал в Таллине, среди известных работ — скульптурные светильники административного здания на площади Свободы в Таллине (ныне — мерия Таллина), скульптура косули в Козьем саду Таллина (1930, улица Нунне). С 1934 года работал в СССР, куда скоро перевёз и семью. Технический директор керамического завода в Гжели (СССР). Скоропостижно скончался в Москве от пневмонии 14 октября 1935 года. Похоронен в Таллине на кладбище Рахумяэ. В честь художника названы улицы в Таллине и Тарту. Вошёл в составленный в 1999 году по результатам письменного и онлайн-голосования список 100 великих деятелей Эстонии XX века.
Jaan_KoortСкульптурные светильники (700x525, 468Kb)
Скульптурные светильники на фасаде горуправы Таллина
Творчество
В ранний период испытал влияние символизма. В 1910 — 1920-е годы создал ряд портретов («Портрет жены», гипс, 1913—1914; базальт, 1916, Художественный музей, Таллин) и типологических изображений эстонских крестьян («Мужчина с трубкой», гипс, 1919; дерево, 1920, Тартуский художественный музей), вырубленная из мрамора работа «Коленопреклонен­ная» (1923). Один из вариантов этой скульптуры находится в Париже, в Люксембургском музее. Его авторству принадлежит обелиск на могиле Юлиуса Куперьянова (1925, кладбище Раади, Тарту). Ряд детских головк «Ра Коорт» (1923, палисандр), «Пастушок» (1921, базальт) и другие находятся в музеях Эстонии.
[458x700]
Памятник Коорту в Таллине.
Центральное место в творчестве Коорта принадлежит пор­третам эстонских крестьян («Старый эстонец», 1919, дуб; 1923, гранит; «Голова старика», 1922, дерево). Художник исполнил ряд анималистических произведений, в частности скульптура «Косуля» (бронза, 1929, Горисполком, Таллин). Было отлито три скульптуры: одна из них находится в Третьяковской галерее в Москве, вторая — в Художественном музее Эстонии, третья была передана Таллинскому городскому музею. Последняя была установлена в саду Китсеаэд на улице Вакзали (ныне Нунни) в Таллине. Также мастер сыграл значительную роль в развитии эстонской художественной керамики.
Jaan_Koort01 (466x700, 223Kb)
«Портрет супруги»
Jaan_Koort02 (700x483, 177Kb)
«Филин»
Jaan_Koort03 (700x577, 446Kb)
«Парижский мотив»
Jaan_Koort04 (700x511, 415Kb)
«Поля»
Jaan_Koort05 (465x700, 152Kb)
«Rá Koort»
Jaan_Koort06 (700x525, 572Kb)
«Косуля», сад Китсеаэд в Таллине
Семья
Сын — Пееп Коорт (эстонское имя — Peep Koort; 1920—1977), педагог, доктор философии. Дочь — Туи Исис Леа Коорт (эстонское имя — Tui Isis Lea Koort; 1914 Париж — 2005), историк искусства. Литература: Kaalu Kirme, Jaan Koorti päevaraamat, Kirjastus Kunst, Tallinna 1989; Генс Л., Коорт, Москва, 1959; Gens L., Jaan Koort. 1883—1935, Tallinn, 1964 (резюме на русском языке).
Anders_Hylander_(gymnast) (620x700, 200Kb)
1883
Андерс Хюландер (шведское имя — Anders Hylander)
шведский гимнаст. Родился в приходе Эстад (ныне — в лене Вестра-Гёталанд), Швеция. Чемпион летних Олимпийских игр 1912 года в командном первенстве по шведской системе. Умер в городе Стокгольм, Швеция, 10 февраля 1967 года.

Giuseppe Fietta (484x700, 178Kb)
1883
Джузеппе Фьетта (итальянское имя — Giuseppe Fietta)
итальянский куриальный кардинал и ватиканский дипломат. Родился в городе Иврея, Турин, Пьемонт, Италия. Титулярный архиепископ Сардики с 30 марта 1926 по 15 декабря 1958. Апостольский нунций в Центральной Америке (Гватемале, Гондурасе, Коста-Рике, Никарагуа, Панаме и Сальвадоре) с 8 июля 1926 по 18 октября 1930. Апостольский нунций на Гаити и в Доминиканской Республике с 18 октября 1930 по 8 августа 1936. Апостольский нунций в Аргентине с 8 августа 1936 по 26 января 1953. Апостольский нунций в Италии с 6 января 1953 по 15 декабря 1958. Кардинал-священник с 15 декабря 1958, с титулом церкви pro illa vice Сан-Паоло-алла-Регола с 12 марта 1959. Умер в родном городе 1 октября 1960 года.

May_de_Sousa (528x700, 171Kb)
1884
Мэй Де Соуса (May De Sousa)
американская певица и актриса Бродвея. Родилась в городе Чикаго, штат Иллинойс, США Была дочерью чикагского полицейского детектива Джона Де Соусы (1856—1941) и его жены Карри (1861—1910). Также она имела младшего брата Марвина Де Соуса (1891—1921). Впервые слава пришла к ней в 1898 году, когда она исполнила балладу Джона Коуглина «Dear Midnight of Love». В 1913 году Де Соуса объявила о своём банкротстве. В 1918 году после театральных гастролей по Австралии, Де Соуса завершила свою карьеру, вышла замуж за местного врача и перебралась жить в Шанхай. В 1943 году после двухлетнего пребывания в лагерях для интернированных лиц в Китае, она вернулась в США и устроилась работать уборщицей в чикагской школе. Умерла в родном городе, в благотворительной палате от недоедания, 8 августа 1948 года.
Личная жизнь
Мэй Де Соуса была замужем дважды: Итон Артур Хэйнс, биржевой брокер из Нанды, Нью-Йорк. Они поженились в Харвестроу 24 апреля 1910 года и развелись в 1914 году, по некоторым данным из-за того, что муж её избивал в течение длительного времени. Хэйнс скончался в 1933 году; Д-р Уильям Э.О’Хара (1879—1941), австралийский хирург. Они встретились в 1918 году, когда Мэй гастролировала по Австралии, и поженились в Мельбурне в 1919, а по другим данным в 1920 году. Скончался в 1941 году.

[493x700]
1884
Николай Николаевич Иванов
российский биохимик. Родился в городе Гатчина, Царскосельский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя, в семье служащего почтово-телеграфной конторы. В 1905 г. он окончил среднюю школу, а в 1909 г. естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Будучи еще студентом, он начал исследования в области физиологической химии под руководством профессора В.И.Палладина. В 1912 г. Н.Н.Иванов четыре месяца работал в Цюрихе в лаборатории агрохимии под руководством Ф.Шульца, а в 1914 – в Берлинском институте биохимии. В научной деятельности Н.Н.Иванова можно выделить два основных направления: изучение физиологии и биохимии низших организмов (дрожжей и грибов) и биохимическое изучение культурных растений. С 1923 г. второе направление стало основным в научной деятельности Николая Николаевича, поскольку в этом году после организации Института опытной агрономии он по предложению Н.И.Вавилова приступил к организации химической лаборатории при отделе прикладной ботаники и селекции, а в 1924 г. с образованием Всесоюзного Института ботаники и новых культур стал во главе химико- аналитической лаборатории и этого института. В 1930 г. в связи с созданием академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина, Институт ботаники и новых культур был преобразован во Всесоюзный институт растениеводства. В структуру института входил отдел биохимии, который состоял из лаборатории биохимии, лаборатории дубильных растений, лаборатории эфиромасличных растений и позднее, с 1932 г., лаборатории витаминов. К концу 1930-х годов это был уже крупный отдел (более 60 сотрудников). Для проведения биохимической оценки коллекции и селекционного материала непосредственно в местах их экологического изучения в крупных отделениях института (опытных станциях) еще в 1930-е годы были организованы лаборатории биохимии. Одним из главных направлений работ лаборатории (позже отдела) биохимии с момента ее основания являлось изучение географической изменчивости количественного содержания, а позднее и качественного состава главнейших соединений определяющих кормовые, питательные, технологические и другие свойства растений. Большое внимание также уделялось исследованиям, связанным с выяснением общих и частных закономерностей накопления питательных веществ, алкалоидов, глюкозидов и др. соединений при созревании семян (плодов), а также при прорастании. Обобщение полученных результатов показало, что в живой коллекции Всесоюзного института растениеводства имеются виды, формы и сорта, обладающие широкой изменчивостью по важнейшим биохимическим признакам качества растениеводческой продукции. К 1934 г. Н.Н.Иванов с сотрудниками обобщили первые результаты биохимического изучения семян главнейших культур из опытов «географические посевы». Впервые были составлены карты «белковости» зерна пшеницы, ячменя, овса по районам СССР. Первые данные опытов по географическим посевам указывали на необходимость биохимических исследований сортов при проведении государственного сортоиспытания. Исследования, выполненные Николаем Николаевичем и руководимым им отделом, позволили не только установить ряд общих закономерностей в изменчивости содержания главнейших соединений у растений, но имели также большое значение для селекции, нацеленной на повышение качества продукции растениеводства. Многолетние работы Н.Н.Иванова и его учеников подытожены в 7 томах «Биохимия культурных растений» вышедших в 1936-1940 гг. под общей редакцией Н.Н.Иванова. Издание явилось уникальным справочником по биохимии практически всех важнейших культивируемых в стране растений. Н.Н.Иванов всегда придавал исключительное значение методам анализа, при этом особое внимание он уделял разработке биохимических методов, предназначенных как для исследований мирового генофонда растений, так и для использования в селекции. В отделе биохимии апробировали, внедряли и разрабатывали новые биохимические методы анализа семян, а также вегетативных органов различных групп культур растений. Все методы, апробированные или разработанные коллективом отдела, были обобщены Н.Н.Ивановым в книге «Методы физиологии и биохимии растений», выдержавшей за период 1929–1946 гг. четыре издания. Эта книга долгое время являлась лучшим пособием по биохимии растений. В доработанном последователями Н.Н.Иванова виде она была издана в 1952, 1972 и 1987 гг., и до настоящего служит настольной книгой биохимиков страны. В 1934 г. Н.Н.Иванову была присвоена ученая степень доктора биологических наук без защиты диссертации. Во все годы своей деятельности Н.Н.Иванов вел активную научно-педагогическую работу. В разные годы 1918–1922 гг. он читал курсы лекций в Петроградском агрономическом институте, Институте прикладной зоологии и фитопатологии, Ленинградском технологическом институте, а также в Ленинградском университете, где с 1929 г. заведовал кафедрой и лабораторией микробиологии. Н.Н.Иванов опубликовал 150 научных работ, среди которых упомянутые уже выше широко известные труды: «Методы физиологии и биохимии растений», а также «Биохимия культурных растений». Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 3 декабря 1940 года. Похоронен там же. Сочинения: Методы физиологии и биохимии растений, 4-е издание, Москва - Ленинград, 1946; Проблема в растениеводстве, Москва - Ленинград, 1947. Литература: Княгиничев М.И., Памяти профессора Н.Н.Иванова (1884-1940), "Природа", 1941, № 4.

Frank-Kingdon-Ward (494x700, 172Kb)
1885
Фрэнк Кингдон-Уорд (Frank Kingdon-Ward; имя при рождении — Фрэнсис Кингдон Уорд, Francis Kingdon Ward)
британский путешественник и ботаник в Восточной Азии, ведущий автор по коллекционированию растений. Фрэнсис Кингдон Уорд родился в деревне Уиттингтон, графство Ланкашир, Англия, Великобритания, в семье Гарри Маршалла Уорда и Селины Мэри Кингдон. Отец длительное время был профессором ботаники Кембриджского университета, умер в 1906 году. Фрэнк учился в Школе Святого Павла в Лондоне, затем поступил в Колледж Христа. Из-за сложного материального положения семьи после смерти отца Фрэнк выпустился из колледжа за год до окончания курса и согласился на первую же работу школьного учителя в Шанхае. В свободное время Уорд, особо не интересовавшийся преподавательской деятельностью, постоянно путешествовал по Яве и Борнео. Через два года он получил возможность присоединиться к американской зоологической экспедиции вверх по Янцзы и по Тибету. В 1910 году ливерпульский землевладелец Артур Килпин Булли нанял Кингдон-Уорда для сбора морозостойких растений в Китае, будучи в конфликте со своим предыдущим работником Джорджем Форрестом. В 1911 году Кингдон-Уорд во время своей первой одиночной экспедиции в Китай впервые обнаружил заросли меконопсиса Meconopsis speciosa. В 1912 году он вернулся в Англию, вскоре был избран членом Королевского географического общества. В 1913 году он снова отправился в Китай.
Frank-Kingdon-WardПервоцвет (700x698, 785Kb)
Первоцвет Флоринды, названный Кингдон-Уордом в честь своей первой жены
Во время Первой мировой войны Кингдон-Уорд служил в индийской армии, закончив войну в ранге капитана. После войны он некоторое время пытался организовать собственный питомник в Англии, однако потерпел неудачу и в 1921 году снова уехал в Азию. В 1923 году он вернулся и женился на Флоринде Норман-Томпсон.
Frank-Kingdon-WardLilium mackliniae (700x525, 330Kb)
Lilium mackliniae, символ штата Манипур
В 1924 году Кингдон-Уорд отправился на экспедицию к истокам Брахмапутры, ещё с детства его привлекавшей, в поисках легендарных огромных водопадов. Эта экспедиция, прошедшая по обширным нетронутым человеком районам, показала, что водопады у истоков Брахмапутры в действительности не существуют. В 1927 году Фрэнк совершил восхождение на гору Япво в Ассаме, в 1929 году путешествовал по Лаосу. В 1933 году при поддержке Королевского садоводческого общества Кингдон-Уорд вновь объездил Тибет (пройдя путь около тысячи миль) и привёз в Англию сотни видов растений. Во время Второй мировой войны капитан Уорд работал в британском Управлении специальных операции в Бирме, затем занимался обучением лётчиков выживанию в джунглях. После войны он на средства США отправился на поиски сбитых самолётов в Китае и Индии. Во время одной из таких поездок он обнаружил редкую декоративную лилию, позднее названную Lilium mackliniae в честь его второй жены, Джин Маклин.
С 1948 года Фрэнк и Джин Кингдон-Уорд совершили 6 ботанических экспедиций. В 1956 году 71-летний Кингдон-Уорд поднялся на гору Виктория, одну из наивысших точек Бирмы. Фрэнк Кингдон-Уорд скончался в городе Лондон Англия, Великобритания, 8 апреля 1958 года. Награды и премии: Офицер ордена Британской империи. Некоторые научные публикации: Kingdon Ward, F. On the road to Tibet. — 1910. — 141 p.; Kingdon Ward, F. The land of the blue poppy: travels of a naturalist in eastern Tibet. — 1913. — 283 p.; Kingdon Ward, F. In farthest Burma. — 1921. — 311 p.; Kingdon Ward, F. The mystery rivers of Tibet. — 1923. — 316 p.; Kingdon Ward, F. The romance of plant hunting. — 1924. — 275 p.; Kingdon Ward, F. From China to Hkamti Long. — 1924. — 317 p.; Kingdon Ward, F. The riddle of the Tsangpo gorges. — 1926. — 328 p.; Kingdon Ward, F. Rhododendrons for everyone. — 1926. — 122 p.; Kingdon Ward, F. Plant hunting on the edge of the world. — 1930. — 383 p.; Kingdon Ward, F. A plant hunter in Tibet. — 1934. — 317 p.; Kingdon Ward, F. Plant hunter's paradise. — 1937. — 347 p.; Kingdon Ward, F. Assam adventure. — 1941. — 304 p.; Kingdon Ward, F. Modern exploration. — 1945. — 124 p.; Kingdon Ward, F. About this earth. — 1946. — 168 p.; Kingdon Ward, F. Burma's icy mountains. — 1949. — 287 p.; Kingdon Ward, F. Rhododendrons. — 1950. — 128 p.; Kingdon Ward, F. Footsteps in civilization. — 1951. — 240 p.; Kingdon Ward, F. Plant hunter in Manipur. — 1952. — 254 p.; Kingdon Ward, F. Berried treasure. — 1954. — 192 p.; Kingdon Ward, F. Return to the Irrawaddy. — 1956. — 224 p. Род растений, названный в честь Кингдон-Уорда: Kingdon-wardia C.Marquand, 1929 [= Swertia L., 1753]. Литература: Stafleu F. A., Cowan R. S. Taxonomic Literature : Ed. 2. — Utrecht, The Hague, 1979. — Vol. II: H—Le. — P. 547. — 991 p. — ISBN 90-313-0343-7. — doi:10.5962/bhl.title.48631.

1885
Николай Владимирович Назаров
российский гобоист, педагог, заслуженный артист РСФСР (1984). Родился во Владимире. Окончил Московскую консерваторию (1910, класс В.Н.Денте). Первый гобой в оркестре Большого театра, затем в 1923—1929 гг. он играл в Персимфансе, позднее в оркестре Всесоюзного радио. Выступал также в составе квартета деревянных духовых инструментов (вместе, в частности, с флейтистом Фёдором Левиным). С 1929 г. преподавал в музыкальном техникуме имени Гнесиных, с 1933 г. одновременно в музыкальном училище М.М.Ипполитова-Иванова. С 1940 г. профессор Московской консерватории. Автор известной в СССР «Школы игры на гобое» (1939—1941). Умер в Москве в 1942 году.
[525x700]
Могила Назарова на Введенском кладбище Москвы.
Литература: Болотин С.В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е издание, дополненное и переработанное — Москва: Радуница, 1995. — Страница 189. — 4 000 экземпляров — ISBN 5-88123-007-8.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 6 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»