• Авторизация


6 ноября родились... 06-11-2025 04:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[525x700]
1855
Дмитрий Иванович Яворницкий (также Эварницкий; украинское имя — Дмитро́ Іва́нович Яворни́цький)
российский и украинский советский историк-украиновед, краевед, археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель, знаток истории Запорожского казачества. Член-корреспондент Московского археологического общества (1885), действительный член Императорского Русского археологического общества (1886), Академик Академии Наук Украинской ССР (1929), один из крупнейших исследователей истории Запорожского казачества. В годы гражданской войны Яворницкий не примкнул ни к одной из партий, отказался эмигрировать с целью сберечь для потомков ценности собранной им коллекции предметов казацкой старины. Сочувственно относился к казакам Добровольческой армии, в частности, поддерживал отношения с А.Г.Шкуро, А.И.Баштой и др. Близкий друг Н.И.Костомарова, И.Е.Репина, Д.И.Багалея, Д.Л.Мордовцева, М.О.Микешина и др. Родился в селе Солнцевка, Харьковский уезд, Харьковская губерния, Российская империя. Сын сельского дьякона Ивана Якимовича Эварницкого (1827—1885), выходца из слободских казаков и крестьянки Анны Матвеевны Терновской (1830—1916).
[700x350]
Род Яворницких (Эварницких), согласно исследованиям Дмитрия Ивановича, восходил к галичанам. Дмитрию Ивановичу удалось выяснить, что изначально фамилия его предков по мужской линии была Яворницкий, то есть из города Явор в Галиции. После Февральской революции он восстановил исконную транскрипцию. Однако большая часть научных трудов Дмитрия Ивановича была написана и опубликована до 1917 года, под фамилией Эварницкий. Под ней же фигурирует учёный и в 3-м томе «Казачьего Словаря-Справочника» (Сан-Ансельмо, США, 1970). Предки Дмитрия Ивановича, согласно его работе «По следам запорожцев», были православными шляхтичами из Речи Посполитой, бежавшими в Россию из-за гонений. Поселившись в Слободском крае часть Яворницких стала мещанами, часть вступила в духовное звание. Один из его предков, Роман Любицкий в 1713 году занимал должность Бишкинского сотника Изюмского полка. Дед историка — Яким Фёдорович Эварницкий — зажиточный помещик, владел собственным хутором в Змиевском уезде Харьковского наместничества. С 1867 года учился в Харьковском уездном училище. В 1874 году поступил в Харьковскую духовную семинарию. С 1877 по 1881 годы Дмитрий Яворницкий учился в Харьковском Императорском университете. Среди лекторов университета Яворницкому довелось услышать Н.Ф.Сумцова и А.А.Потебню.
[700x348]
Как сообщали Харьковские губернские ведомости 20 мая 1984 г., Д.И.Яворицкий вместе с художником С.И.Васильковским и фотографом А.М.Иваницким совершили поездку «по запорожским пепелищам» — местам бывших владений запорожских казаков. В 1880-е годы Яворницкий проводил раскопки на Днепровских порогах. В письме Ф.Г.Лебединцеву в 1884 году Яворницкий писал о результатах своих поисков: «от первого до последнего, в лодке, причём едва не поплатился и жизнию… Не забудьте, что я лажу в Запорожье уже три года подряд, что я производил там раскопки, вскрыл 24 могилы, нашёл в них много разных вещей, видел много разных запорожских портретов, выкопал запорожца с усами, трубкой и пр.» Благодаря открытиям Яворницкий был оставлен на кафедре. В харьковский период Яворницкий ездил с лекциями по истории казачества в Екатеринославе, Полтаве, Чернигове, Херсоне, Москве, Санкт-Петербурге. В 1885 году Яворницкий был отстранён от работы в Харьковском университете как украинофил по подозрению в деле о южнорусском сепаратизме. Яворницкий обвинения отрицал: «И не думал и не думаю быть сепаратистом, — Люблю клочок земли! Люблю потому, что не нахожу нигде другого утешения, люблю потому, что там есть широкий простор для моей раздольной натуры, люблю потому, что в чистых речных водах своей Украйны вижу печальный образ своей особы. Эх, знали бы люди, как тяжело мне жить на свете! Одно утешение — броситься в степь, углубиться в дни давно прошедшего времени… Так разве это сепаратизм?». По итогам следствия был оправдан.
YavornitskiRepin_Cossacks (700x413, 409Kb)
И.Е.Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Для писаря в центре картины позировал Яворницкий
В 1885 году Яворницкий переехал в Санкт-Петербург, где читал лекции в гимназии и на Педагогических курсах. В Северной столице Дмитрий Иванович знакомится с И.Е.Репиным, А.Сластёном, Д.Л.Мордовцевым, М.О.Микешиным, пишет ряд статей по истории Запорожья, предисловие к поэме Т.Г.Шевченко, «Гайдамаки» (которая вышла тогда в русском переводе, с иллюстрациями А.Сластёна). В том же году Яворницкий стал членом Археологического Общества. По совету Яворницкого, Илья Репин приступил к работе над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Яворницкий же вдохновил Николая Лысенко на создание оперы «Тарас Бульба». Преподавал в Петербургском университете. Вновь по подозрению в участии в украинском националистическом движении Д.И.Яворницкий в 1891 г. был уволен с работы и лишён права преподавать в учебных заведениях. В апреле 1892 года он был вынужден поехать в 3-летнюю командировку в Среднюю Азию (сначала жил в Ташкенте, потом в Самарканде), где занимал должность чиновника по особым поручениям. Учёный должен был исследовать этот край и его исторические достопримечательности. В 1893 г. увидел свет «Путеводитель по Средней Азии от Баку до Ташкента в археологическом и историческом отношениях», за который Д.Яворницкий был награждён орденом Станислава III степени и орденом Бухарской Золотой Звезды (в 1894 г.), а также получил чин коллежского асессора. В апреле 1895 года по завершении срока среднеазиатской командировки Дмитрий Иванович переехал в Варшаву, где в 1895—1896 годах читал лекции по русской истории в Варшавском университете. В 1896—1905 годах продолжил преподавательскую работу в Московском университете, где также читал лекции по русской истории. В конце 1901 года Яворницкий защитил магистерскую диссертацию на историко-филологическом факультете Казанского университета. На защиту учёный представлял 2-е издание 1-го тома своей фундаментальной монографии «История запорожских казаков», изданную в Москве в 1900 году. В 1902 году, по приглашению Екатеринославского губернского земства, Яворницкий занял место заведующего Екатеринославским историческим музеем (ныне Днепропетровский национальный исторический музей им. академика Д.И.Яворницкого), который основал бизнесмен и меценат А.Н.Поль, потомок гетмана-мученика П.Л.Полуботка. Ровно 30 лет своей жизни отдал Дмитрий Иванович этому музею, систематизировал и значительно пополнил его коллекции. Им было открыто множество предметов казачьей старины. Многолетние и самоотверженные исследования Яворницкого получили широкое признание и содействовали (прямо или косвенно) официальной реабилитации Запорожского казачьего войска в царствование Николая II. В 1914 году Яворницкий активно участвовал в сборе средств в помощь раненым, беженцам и сиротам. В 1915 году Николай II, во время своей поездки по Югу России, лично посетил Музей имени Поля. Гидом был профессор Яворницкий. В книге отзывов Николай II оставил сочувственную запись. Данный факт имел особое значение в контексте драматических коллизий Первой мировой войны, когда к наследию Запорожского казачества вдруг обратились противники России — австрийцы, создавшие бригаду (легион) «Украинских Сечевых Стрельцов». Следует сказать, что не существует никаких положительных данных о принадлежности Яворницкого к какой-либо украинской (или не-украинской) партии. Скрупулёзный, добросовестный исследователь казачьей старины дистанцировался от политических дрязг того времени. В отличие от многих своих соотечественников, Дмитрий Иванович не запятнал себя ни австрофильством, ни раболепством перед большевиками. Во время Гражданской войны в 1918—1920 годах Яворницкий преподавал в существовавшем тогда Екатеринославском университете, где создал кафедру украиноведения. При этом Дмитрий Иванович не оставлял попечения и об историческом музее. Известно о знакомстве Яворницкого с генерал-лейтенантом А.Г.Шкуро, оставившим сочувственную запись в музейной книге отзывов. Ради спасения уникальных собраний, опасаясь за их судьбу, учёный отказался эмигрировать в 1919 году.
YavornitskiПамятная табличка (700x525, 429Kb)
Памятная табличка на стене Музея истории запорожского казачества, Хортица
В 1920—1933 годах Яворницкий был преподавателем Екатеринославского (Днепропетровского) Института народного образования, где в 1925—1929 гг. возглавлял кафедру украиноведения. В 1925 году избран членом-корреспондентом ВУАН. В 1927 году был назначен ответственным руководителем археологического надзора за раскопками на территории строительства Днепрогэса (пребывал в сей должности вплоть до 1932 года). 16 апреля 1929 года Дмитрий Иванович Яворницкий был избран действительным членом Академии Наук Украинской ССР. Несмотря на это, есть основания полагать, что академик-слобожанин поддерживал связи с казачьим подпольем. В списке профессорских знакомых — кубанский сотник Антон Башта, герой Ледяного похода. Знакомство Яворницкого и Башты состоялось в 1926 году. Осенью 1932 года в разгар сталинских репрессий Д.И.Яворницкого обвинили в «украинском буржуазном национализме» и сняли с должности директора Исторического музея. «Эварницкий уволен на пенсию и передал музей новому заведующему-коммунисту» — пишет «Казачий Словарь-Справочник». На тот момент Яворницкому было уже 78 лет. В последние годы жизни Яворницкому помогали его знакомые и друзья. Вот примечательная цитата из письма Яворницкого академику живописи Н.С.Самокишу (июль 1936 г.): «Многоуважаемый Николай Семёнович! В Ваши края едет на службу в Красную армию молодой врач Д.И.Якимюк. Это добрый казак, которого я хорошо знаю, так как жил у меня два года. Очень прошу Вас, дорогой Николай Семёнович, приласкайте его, как своего сына… Покажите ему шедевры своей кисти…» В 1937 году, став доктором общественных наук, Яворницкий успел закончить свой труд «История города Екатеринослава», после чего приступил к систематизации богатейшего фольклорного и этнографического материала. Эту работу прервала неожиданно наступившая смерть. Умер в Днепропетровске, СССР, 5 августа 1940 года.
[525x700]
Могила Яворницкого находится на площади возле стен исторического музея.
Дмитрий Иванович был дважды женат. Первый раз — на учительнице музыки Варваре Петровне Кокиной, с которой познакомился в Харькове (развелись в 1884 году). А второй (с 1918 года) — на молодой учительнице Серафиме Дмитриевне Бураковой из Екатеринослава.
Творчество
Работы Яворницкого носят бытоописательный характер. Яворницкий одним из первых в научном сообществе обратился к комплексному изучению истории Запорожского казачества («История запорожских казаков»), издал большое количество документов. Собрал обширный фольклорный материал (сборник «Малороссийские народные песни, собранные в 1878−1905 гг.», 1906). Яворницкий писал также повести («Наша доля — Божья воля», 1901; «За чужой грех», 1907; «В бурсу! В бурсу! В бурсу!», 1908, и др.), сатирические рассказы, стихи. Свои исследования Яворницкий базировал на комплексном изучении того или иного исторического явления. Свои исторические исследования он проводил на базе археологии археографии, этнографии, фольклора и языкознания. Он был популяризатором научной археологии, как основы исторической науки. Существенный вклад ученый сделал в становление исторического краеведения. Кроме истории Запорожья, позже Екатеринослава он также написал историю села Фалеевки-Садовой, что на Херсонщине, выдал альбом «украинской старины» и «Днепровские пороги», научно-популярное издание «По следам запорожцев», огромное количество разведок и популяризаторских статей, которые стали основой для нового жанра, что сейчас называют туристической литературой. Эти статьи имели большое значение для популяризации родной истории среди широких масс населения.
Yavornitskiмонеты (700x700, 164Kb)
Монета Украины
Память
11 октября 1940 года указом Президиума ВС УССР, Днепропетровскому историческому музею было присвоено имя его первого директора — академика Д.И.Яворницкого. В официальном заключении на книгу «Украинская культура» (под редакцией К.Гуслистого, С.Маслова, М.Рыльского) от 18 августа 1947 г., Дмитрий Яворницкий был, наряду с Николаем Сумцовым, Борисом Гринченко, Хведиром (Фёдором) Вовком, Дмитрием Багалеем (Багалием, Баголием) и многими другими учеными, наречён «буржуазным деятелем украинской культуры с националистическими, антинаучными взглядами» Предположительно, после и вследствие сего, Днепропетровский исторический музей был лишён имени Яворницкого. В 1961 году останки Яворницкого были перенесены с Днепропетровского городского кладбища на территорию Днепропетровского исторического музея. Указом Президиума Верховного Совета УССР музею возвращено имя Д.И.Яворницкого. В 1995 году на могиле Яворницкого на площади у стен исторического музея в Днепропетровске был установлен памятник по проекту скульптора В.Р.Наконечного и архитектора В.И.Мирошниченко.В 2005 году была выпущена памятная монета Украины, посвящённая Яворницкому. Также были выпущены украинские почтовая марка и конверт, посвящённые писателю.
В 2005 году именем Яворницкого была названа улица в Днепропетровске. B феврале 2016 года в Днепропетровске центральный проспект Карла Маркса был переименован в проспект Дмитрия Яворницкого.
Yavornitski02 (569x700, 566Kb)
Портрет Д.И.Яворницкого на картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (в облике писаря), основная версия, 1891 год, (молодой Яворницкий)
Yavornitski03 (700x492, 226Kb)
Почтовая марка Украины
Yavornitski04 (700x492, 210Kb)
Почтовый конверт Украины
Сочинения Яворницкого: Где девались запорожские восковые клейноды? // Исторический вестник — Санкт-Петербург, 1889. — Том 38. — № 11. — Страницы 394—403; Днепровские пороги; До історії степової України. — 1929; Запорожье в остатках старины и преданиях народа. Том 1. Том 2; Іван Дмитрович Сірко, славний кошовий отаман війська запорозьких низових козаків; История города Екатеринослава. 1936 год; Яворницкий Д.И. История города Екатеринослава. − 2-е издание, дополненное — Днепропетровск: Січ, 1996. — 277 страниц: иллюстрации. — Текст на русском, английском и немецком языках; на украинском языке; История запорожских казаков. Том 1. Том 2. Том 3; Вольности запорожских козаков. — 1898; Из украинской старины. — 1900; Источники для истории запорожских козаков. — 1908. Том I. Том II; Последний кошевой атаман Петр Иванович Калнишевский. — Новочеркасск: типография А.А.Карасева, 1887. — 15 страниц; Как в старину переделывали старых людей в молодые (Народное предание). // Исторический вестник — Санкт-Петербург, 1888. — Том 33. — № 8. — Страницы 374—379. Каменныя бабы // Исторический вестник. — Санкт-Петербург, 1890. — Том 41. — Страницы 184—194; К вопросу о числе, порядке и топографии 3апорожских Сечей по новым архивным данным. // доклад на XI Археологическом Съезде, Киев, Заседание от 7 августa 1899; Переправа через Днепровские пороги // Исторический вестник — Санкт-Петербург, 1888. — Том 31. — № 1. — Страницы 187—200.; Самарканд // Московские Ведомости — N 274, 1892; Скифская жертвенная чаша // Исторический вестник — Санкт-Петербург, 1889. — Том 35. — № 3. — Страницы 720—722; Церковные памятники Запорожья // Исторический вестник — Санкт-Петербург, 1893. — Том 52. — № 6. — Страницы 770—782; По следам запорожцев: очерки и рассказы. — Санкт-Петербург :Типо-литография и Фототипография П.И.Бабкина, 1898. — 324 страницы; Как побеждали запорожцы мусульман. — Санкт-Петербург: Типо-литография М.П. Фроловой, 1902. — 32 страницы; Две поездки в запорожскую Сечь Яценка-Зеленского, монаха Полтавского монастыря, в 1750—1751 г. — Екатеринослав, 1915. — 104 страницы. Литература: Гапусенко И. Дмитрий Иванович Яворницкий. — Киев. 1969; Дорошенко Д.Д. И.Эварницкий. — «ЛНВ», XII, 1913; Дорошенко Д. Запорожский отец. — «Днепровская волна», 8, 1913; Ефремов С. Писатель-колорист. — Записки историко-филологического отдела УАН, 1927; Капустіна Н.І. Дмитро Яворницький та його родовід. — Харків: Харківський приватний музей міської садиби, 200; Малый словарь истории Украины / Ответственный редактор Валерий Смолий. — Москва, Просвещение, 1997; Олейник М. Фольклористично-этнографическая деятельность Д.И.Яворницкого. — «Нар. Творчество и этнография», 6, 1965; Петров В. Памяти академика Д.И.Яворницкого. — "Известия АН СССР, 7-8, 1940;. Сборник Днепропетровского краевого археологического музея. — Днепропетровск, 1929; Шаповал И.М.. В поисках сокровищ / Авториз. перевод с украинского Н.Андриевской; Вступительная статья к украинскому изданию Максима Рыльского. — Москва: Советский писатель, 1968. — 392 страницы. — 30 000 экземпляров. (в переплёте) (Первое украинское издание — Киев, 1963); Шаповал И.М. В поисках сокровищ. — Москва, Советский писатель, 1989; Шаров І.Ф. Вчені України: 100 видатних імен. — Киев: АртЕк, 2006. — Страницы 317—324. ISBN 966-505-054-0; Шубравская М.M. Д.И.Яворницкий. — Киев, 1972; Шубравська M.M. Д.І.Яворницький. — Киев, 1972; Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. — Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954—1989; Брати Капранови. «Справа Сивого» — Киев, 2018.

Karpov,_Evtihij_Pavlovich0 (494x700, 92Kb)
1857
Евтихий Павлович Карпов
русский драматург, заслуженный режиссёр Республики (1921). Родился в городе Карачеве, Орловская губерния, Российская империя, в семье почтмейстера. Образование получил в Константиновском межевом институте; был затем пахарем, служил юнгой на волжском буксирном пароходе; замешанный в политическое дело, провёл начало 1880-х в административной ссылке. Написал драмы: «Тяжелая доля», «На земской ниве», «Чары любви», «Житье привольное», «Сумерки», «Ранняя осень», «Рабочая слободка»; комедии «Вольная пташка», «Крокодиловы слезы», «На развалинах прошлого», «Жрица искусства», «Рай земной». Эти пьесы Карпова печатались в журналах («Русское богатство», «Артист» и др.) и изданы почти все театральной библиотекой С. Рассохина в Москве. Писал также повести: «На пахоте» («Русская мысль», 1892 г., 4-7), «Чариков» («Русское богатство», 1892, IV). С 1892 Карпов — режиссёр Санкт-Петербургского «Невского общества устройства народных развлечений»: зимой ставил спектакли для рабочих, летом устраивал для них же народные гулянья. С 1 мая 1896 года по 10 октября 1900 года — главный режиссёр русской драматической труппы в Санкт-Петербурге. Умер в Ленинграде 3 января 1926 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, по завещанию — невдалеке от могилы великой русской актрисы В.Ф.Комиссаржевской (умерла в 1910 году). В 1936 г. перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Malkhasyants (515x700, 221Kb)
1857
Степан Саркисович Малхасянц (армянское имя — Ստեփան Սարգսի Մալխասյանց)
академик Академии наук Армянской ССР, выдающийся филолог, лингвист и лексикограф, автор трудов по классическому армянскому языку, автор Толкового словаря армянского языка, толкователь и переводчик произведений древнеармянских авторов на современный армянский язык. Лауреат Сталинсой премии, 1946. С.С.Малхасянц родился в городе Ахалцихе Российской империи (в настоящее время Республика Грузия). Начальное образование получил в Церковно-приходской армянской школе Карепетяна в Ахалцихе. С 1874 г. по 1878 г. обучался в Духовной семинарии Геворкяна в Вагаршапате (в настоящее время Эчмиадзин, Армения). В последний год обучения в Семинарии был принят на факультет востоковедения Санкт-Петербургского Императорского университета. Был учеником К.Патканяна. В 1889 г. окончил Университет как специалист в области армянского языка, санскрита и грузинского языка, получив ученую степень кандидата. По окончании обучения С.Малхасянц преподавал армянский язык в школах и писал статьи в периодических и академических журналах.
Malkhasyantsстуденческие годы (506x700, 265Kb)
С.Малхасянц в студенческие годы.
Возвратившись в Закавказье, он начал преподавать в Церковно-приходской школе Карапетяна, а позже в Гимназии Егиазаряна в Ахалцихе, а затем в Духовных семинариях Нерсесяна, Овнаняна и Гаяняна в Тифлисе и в Духовной семинарии Геворкяна в Вагаршапате. После основания в феврале 1920 г. Ереванского Государственного Университета С.Малхасянц преподавал на факультете истории и лингвистики и был первым преподавателем, прочитавшим первую лекцию во вновь созданном Университете. В 1940 г. С.Малхасянц был удостоен звания доктора наук в области филилогических наук honoris causa. В 1943 г. С.Малхасянц оказал помощь в учреждении Академии наук Армянской ССР и был избран её членом. С.Малхасянц умер в Ереване 21 июля 1947 года. Награды: Орден Ленина (24 ноября 1945); Сталинская премия первой степени (1946) — за капитальный труд «Толковый словарь армянского языка» (1944).
MalkhasyantsМемориальная_доска_С._Малхасянца (192x700, 146Kb)
Мемориальная доска С.Малхасянца
Память
В память о Степане Саркисовиче Малхасянце установлена мемориальная доска на доме, где он жил в 1943–1947 годах (дом № 9 по проспекту Месропа Маштоца в Ереване).
Научные труды
Степан Малхасянц активно интересовался изучением классической и средневековой историографии Армении еще до окончания Санкт-Петербургского Императорского Университета. В 1885 году С.Малхасянц опубликовал свое первое критическое издание «Вселенской истории», написанной историком XI века Асохиком — Степаносом Таронаци. Позже он опубликовал несколько других критических изданий текстов армянских историков, включая «начальные истории» Армении Фавстоса Бузанда (1896), Себеоса (1899), Лазаря Парпеци (1904) и Моисея Хоренского (1940). К Моисею Хоренскому С.Малхасянц испытывал особый интерес и опубликовал свыше 50 трудов «Отца Армянской истории» в виде книг, статей и монографий. В последующие годы С.Малхасянцем были написаны труды по грамматике грабара (классического армянского языка) и ашхарабара (современного армянского языка). Важнейшими исследованиями С.Малхасянца в области языкознания являются работы «Склонение, спряжение и префиксы грабара» (1981 г.) и «Согласование грабара» (1892 г.), которые долгие годы служили пособиями для изучения грабара.
[514x700]
С.Малхасянц в 1940-е годы.
В предисловии к работе «Согласование грабара» С.Малхасянц исследовал вопрос происхождения различных диалектов армянского языка и пришел к выводу, что диалекты существовали еще до создания армянского алфавита, а грабар был одним из них (Араратский диалект), который поднялся до уровня литературного языка. В 1958 году был опубликован его перевод на русский язык исторического труда «Джамбр» Католикоса XVIII века Симеона Ереванци. В 1944—1945 годах С.Малхасянц завершил свой монументальный труд — «Толковый словарь армянского языка» в четырех томах — который был удостоен Сталинской премии (1946). Словарь, над которым С.Малхасянц начал работать в 1922 году, максимально полно охватывает лексику древне-, средне- и обоих новоармянских литературных языков (восточного и западного), а также многочисленных армянских диалектов. С.Малхасянц исследовал заимствования, как новые, так и старые, включая заимствованные слова из персидского, греческого, ассирийского, русского языков, иврита и других, приведя примеры их употребления и толкование. В целом «Толковый словарь армянского языка» охватывает около 120.000 слов, и до сих пор он не утратил своей значимости.
Переводческая деятельность
Степан Малхасянц также занимался переводами произведений с иностранных языков на армянский язык. Кроме пьес Уильяма Шекспира (в том числе «Король Лир» (1887 г.) и «Макбет») (1892 г.), он также перевёл роман немецкого египтолога и писателя Георга Эберса (Georg Ebers) «Ведь я человек» (Homo sum) (1898 г.).
Семья
Вскоре после окончания Университета С.Малхасянц женился на Сатеник Павловне Бенклян, с которой прожил всю свою жизнь. У супругов было шестеро детей. Доклад С.Малхасянца послужил основанием для выбора цветов государственного флага Армении во время недолгого периода ее независимости (1918—1921). После обретения Арменией независимости в результате распада Советского Союза этот флаг вновь стал её государственным символом. Литература: Гарибян А., Крупнейший армянский филолог. (К 100-летию со дня рождения С.С.Малхасянца), "Коммунист", 1957, 26 декабря; Badikyan, Khachik. «Ստեփան Մալխասյանց» («Степан Малхасянц»). Азг. 1 ноября, 2007; Garibyan A. «Armenia’s Greatest Philologist: To the Centennial of S.S. Malkhasyants.» Коммунист. 26 декабря, 1957; Malkhasyants, Stepan. Material for Armenian Intelletuals' Biographies and Bibliographies. Yerevan, 1962.

[492x700]
1858
Каран д’Аш (Caran d’Ache; псевдоним; настоящее французское имя — Эммануэль Пуаре, Emmanuel Poiré)
популярный французский карикатурист. Внук наполеоновского офицера родился и учился в Москве, отсюда и его русский псевдоним. В 1858 закончил гимназию, но отбывать воинскую повинность отправился во Францию, где был причислен к военному министерству и там занялся любимым занятием — рисованием главным образом карикатур. Первые рисунки его появились в «Chronique Parisienne», затем в «Tout-Paris», «Vie parisienne», «Vie militaire», «Chat Noir», «La Caricature» и др. Эмануэль Пуаре взял себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache (вариант французской транскрипции русского слова «карандаш»), которым стал подписывать свои работы. В области политической карикатуры одним из наиболее совершенных его произведений считается «Comédie politique» с текстом Альбера Мильо (Millaud). Большой успех имели две его пантомимы в «Chat Noir»: «l’Epopée» — история походов Наполеона I, и «la Tentation de saint Antoine» — по поводу одноименного произведения Густава Флобера, во время «Панамы» — его карикатурные книжки чеков и т. д. Позже его карикатуры появлялись еженедельно в газете «Journal» с текстом его самого или Люсьена Декава. В 1924 году в Женеве была создана компания «CARAN d'ACHE», выпускающая эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары. Основатель компании Арнольд Швейцер был большим поклонником творчества Эммануэля Пуаре и выбрал его псевдоним для названия своей компании и торговой марки. Источники: Карандаш, карикатурист // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Meisner_AFMoscow (516x700, 115Kb)
1859
Александр Фелицианович Мейснер
московский архитектор. Начав работать в конце периода эклектики, после успешной практики в 1890-х и 1900-х годах, Мейснер пережил эпоху конструктивизма и активно работал до конца 1920-х годов. Родился в Новгороде. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1883 году. Работал помощником А.П.Попова на постройке Исторического музея, К.М.Быковского на постройке клинического городка на Девичьем Поле, архитектором Лазаревского института и Коронационного убежища в Сокольниках (современная больница № 14), участковым архитектором. Составлял инженерные расчёты конструкций для других архитекторов (например, расчёт церкви Михаила Архангела на Девичьем Поле, Государственного банка на Неглинной). С 1894 года преподавал в МУЖВЗ, Строгановском училище, Земледельческой школе. С 1903 года член Московского археологического общества. С середины 1890-х годов — домашний архитектор Шереметевых. Проектировал доходные дома Шереметевых (Романов переулок, 3 и Никитский бульвар, 9), Шереметевское подворье (Большой Черкасский переулок, 2/10), реставрировал и перестраивал церковь Знамения на Шереметевом дворе, загородные усадьбы и храмы, состоял архитектором Странноприимного дома графа А.Д.Шереметева.
MeisnerПоследняя работа (656x700, 464Kb)
Последняя работа Мейснера — Медико-биологический институт (сейчас — Энергетический институт имени Г.М.Кржижановского) на Большой Калужской, 1928—1934
С 1900 года строил в стиле модерн в его первоначальном, франко-бельгийском варианте (Первый Тверской-Ямской переулок, 13). Декорировал дома растительными орнаментами, абрамцевской керамикой. Особенность почерка Мейснера — проработка горизонтальных членений между этажами, причём в наиболее богато украшенных постройках каждый этаж, включая отводимый под магазины первый, имел особое художественное оформление. «Он тщательнейшим образом прорисовывал рамы витрин, места для вывесок, полотнища дверей, решётки ворот, то есть творил тот предметный мир, который прежде всего воспринимается городским пешеходом. В этом смысле, его сооружения немало способствовали внедрению модерна в среду Москвы.» После 1917 года Мейснер продолжал работать в Москве, преподавал, имел ограниченную строительную практику, строил для различных медицинских учреждений. В 1919—1921 годах совместно с Н.В.Марковниковым, И.П.Машковым, И.Е.Бондаренко, С.К.Родионовым и И.В.Рыльским занимался реставрацией Китайгородской стены. Публикации Мейснера советского периода посвящены в основном дешёвым технологиям массового строительства (глинобитные, саманные постройки) и сохранения зданий от естественных разрушений. Жил в Москве в доходном доме Н.Г.Фалеева (Милютинский переулок, 3). Младший брат архитектора И.Ф.Мейснера. Умер в Москве в 1935 году. Награды: Герой Труда (1934, статут 1927 года).



Собственные проекты (сохранившиеся постройки в Москве) : 1894 — доходный дом В.И.Канановой, Большая Сухаревская площадь, 16-18; 1895—1898 - доходный дом А.Д.Шереметева, Романов переулок, 3; 1896—1899 — Шереметевское подворье, Большой Черкасский переулок, 2/10; 1900 — доходный дом, Брюсов переулок, 6; 1900 — Петровско-Александровский приют, Первый Тверской-Ямской переулок, 13; 1900 — строения на фабрике Липгарта, Мясницкая улица, 43; 1901 — торговый дом кн. А.Н.Голицына, Большой Черкасский переулок, 9; 1901 — Доходный дом графини Н.А.Шереметевой, Тверской бульвар, 7Б (перестроен, сохранился вход в дом); 1905 — Доходный дом, совместно с Б.М.Нилусом, Большая Никитская улица, 24; 1907 — церковь Смоленской Богоматери при Коронационном убежище (улица Короленко, 3); 1908 — доходный дом, Садовническая улица, 4; 1909 — собственный дом, Первый Неопалимовский переулок, 6 (перестроен); 1910 — богадельня памяти Ю.Р.Трофимовича, Сивцев Вражек, 14; 1912 — городская больница имени М.И.Любимова, Ленинский проспект, 17; 1913 — доходный дом В.В.Киселёва, Плющиха, 26; 1914 — клиника Высших женских курсов, Ленинский проспект, 8 корпус 2; 1928 — поликлиника, Гагаринский переулок, 37; 1928—1934 — Медико-биологический институт, Ленинский проспект, 19.
MeisnerЦерковь Смоленской Богоматери (476x700, 495Kb)
Церковь Смоленской Богоматери при Коронационном убежище, фото 2008 года. В отличие от большинства построек архитектора, в той или иной степени «реконструированных» или вовсе снесённых — церковь, утратив высокую колокольню, сохранила основу мейснеровской конструкции
Перестройки и реставрации: 1890 — расширение Лазаревского института, Армянский переулок, 2; 1892 — перестройка доходного дома, Тверской бульвар, 27; 1897 — перестройка доходного дома Ностица, Копьевский переулок, 2/4; 1897 — перестройка храма Воскресения Словущего, Брюсов переулок, 15; 1898 — перестройка доходного дома, Старопанский переулок, 6; 1901—1906 — перестройка Запасного дворца у Красных Ворот, при участии архитектора Н.Н.Чернецова (перестроен под здание МПС); 1903—1908 — перестройка здания Благородного собрания: архитектор надстроил третий этаж, изменил фасады и планировку помещений, сохранив оформление Колонного зала, интерьеры примыкающих к нему гостиных и колоннаду угловой ротонды. Первый этаж был оформлен как цокольный, над ним был поставлен колонный портик — в связи с чем кардинально изменились пропорциональные соотношения фасадов здания. В оформлении Мейснер использовал приёмы классицизма XVIII века; 1905 — расширение Алексеевской психиатрической больницы; 1913 — перестройка доходного дома, Малая Молчановка, 6. Постройки по проектам других архитекторов и совместные проекты: 1899—1901 — руководитель строительства Коронационного убежища про проекту А.Л.Обера (младшего); 1894—1897 — руководитель строительства храма Михаила Архангела на Девичьем Поле, улица Еланского, 2 по проекту М.И.Никифорова; 1910 — Сокольническая электрическая подстанция городских железных дорог, Вторая Боевская улица, совместно с М.К.Геппенером. Литература: Нащокина М.B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е издание. — Москва: Жираф, 2005. — 535 страниц. — 2500 экземпляров. — ISBN 5-89832-043-1; Белый город / Макаревич Г.В., Альтшуллер Б.Г., Балдин В.И., Богданов В.В., Давид Л.А., Добровольская Э.Д. и др.. — Москва: Искусство, 1989. — Строаницы 82—83. — 380 страниц. — 50 000 экземпляров.

Melamed_1 (468x700, 179Kb)
1859
Иосиф (Йосеф-Эльхонон) Абрамович Меламед
раввин, философ, богослов, публицист, один из основоположников палестинофильского и сионистского движений. Родился в местечке Биржи Ковенской губернии. Отец Авраам Мордехай Меламед (1813—1897) был меламедом, учителем Торы и являлся прямым потомком раввина из Германии Давида бен-Авраама Оппенгейма (1664—1736), который, в свою очередь, вёл родословную от царя Израиля Давида. Мать Фейга Цивия Меламед (1823—1912). К восемнадцати годам Иосиф-Эльханан знал наизусть Тору и Талмуд. В 1877—1880 годах изучал философию и историю в Берлинском университете, брал уроки ораторского искусства. В 1880 году сдал экзамен на звание раввина. Принимал активное участие в палестинофильском, а затем в сионистском движении. Один из основателей религиозно-сионистского движения «Мизрахи». Делегат с 1 по 11 сионистских конгрессов. В 1880—1905 годах — раввин в Двинске Витебской губернии (ныне: Даугавпилс, Латвия), в 1905—1910 годах — в Мозыре Минской губернии (ныне: Гомельская область, Беларусь). В 1910—1925 годах — казённый раввин Витебска. После 1917 года неоднократно подвергался преследованиям властей. 18 июля 1919 года власти опечатали его канцелярию, запретив производить записи актов гражданского состояния. В январе 1921 года защищал в инсценированном большевиками «суде над хедером» права евреев на религиозное образование. В 1925 году по приглашению друга и соратника раввина Авраама Ицхака Кука выехал в Эрец-Исраэль. Работал в системе учебных заведений движения «Мизрахи» в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хевроне, Хайфе. Публиковался в научных и просветительских журналах, читал публичные лекции на историко-философские темы. Умер в Тель-Авиве от рака желудка 14 января (20 тевета по еврейскому календарю) 1932 года. Похоронен в Иерусалиме. Семья: В 1883 году женился на Релле Исааковне Трауб (1863 — 24.03.1909) из Поневежа (ныне Паневежис, Литва). В браке родились четыре дочери: Груния (в замужестве Шапиро, 1884—1930); Юдифь (в замужестве Гольданская, 1890—1963); Мария (1893—1942); Генриетта (в замужестве Цырлина, 1903—1945); и два сына: Соломон (1887—1938) и Илья (1895—1938). Среди внуков: Гольданский, Виталий Иосифович (1923—2001), академик Российской Академии Наук, Шапиро, Григорий Яковлевич (1908—1942), военный деятель. После смерти супруги женился вторым браком на Софье Марковне Нюренберг. Дети от второго брака: Абрам (1910—1998), Раиса (1912—1991), Нехама (1914—1996). Их потомки проживают в Израиле. Книги: Меламед И.-Э. Ниневия. Вымерший город. נינוה. עיר נכחדה. СПб, 1902. 71 страница. (иврит); Меламед И.-Э. Колена Израиля. שבטי ישראל Вильна, 161 страница. (иврит) 1-е издание. — 1903, 2-е издание. — 1914; Меламед И.-Э. Учитель Торы для всех сыновей в изгнании. רבן של כל בני הגולה Вильна, 1916. 242 страницы. (иврит).

[554x700]
1860
Фердинанд Брюно (французское имя — Ferdinand Brunot)
французский языковед. Родился в Сен-Дье. Организатор и автор многотомной «Истории французского языка», начавшей выходить в 1905 и постепенно превратившейся в коллективный труд, продолжающийся доныне. В основе книги Брюно «Мысль и язык» (1922) лежит формальный анализ грамматики, что находится в некотором противоречии с позициями самого Брюно как историка языка, уделявшего большое внимание связям национального литературного языка с политическим, социальным и культурным развитием страны. Умер в Париже 30 января 1938 года. Сочинения: Histoire de la langue française des origines á 1900, [1-3 éd.], t. 1—10, 12-13, P., 1917—53; La pensée et la langue, 3 éd., P., 1953; Precis de grammaire historique de la langue française, 4 ed.. P., 1956.

Bunker (547x700, 337Kb)
1861
Деннис Банкер (Dennis Miller Bunker)
американский художник-импрессионист, несмотря на короткую жизнь создавший много значительных работ. Родился в Нью-Йорке, в семье Мэтью Банкера (Matthew Bunker), сотрудника компании Union Ferry Company и его жены Мэри Энн Банкер (Mary Anne Eytinge Bunker) — сестре иллюстратора Solomon Eytinge. В 1876 году он поступил на учёбу в Лигу студентов-художников Нью-Йорка и позже — в Национальную академию дизайна. К 1880 году он уже принимал участие в выставках Академии, Американского акварельного общества и бруклинского объединения Brooklyn Art Association. В 1881—1883 годах Банкер выставлял свои работы в Бостонском арт-клубе. В 1882 году Деннис уехал из Нью-Йорка в Европу, где продолжил своё обучение в Национальной школе изящных искусств в Париже у Жана Жерома. Весной 1883 года в сопровождении своих однокурсников Charles A. Platt и Kenneth R. Cranford Банкер путешествовал по Франции; они побывали на побережье Нормандии, вернувшись затем в школу. В следующем году все три художника посетили Бретань и к концу 1884 года Банкер вернулся в Нью-Йорк. В 1885 году он был избран членом Общества американских художников.
bunker1888 (670x700, 551Kb)
Банкер (слева) на картине Джона Сарджента, 1888 год
В октябре этого же года по рекомендации художника Джеймса Беквита, он переехал в Бостон, где начал преподавать в художественной школе Cowles Art School, в здании которой художник также жил. В это время состоялась его первая персональная выставка в бостонской галерее Noyes and Blakeslee Gallery. Так как финансовое состояние Банкера не позволяло вновь поехать в Европу, он принял приглашение художника Эббота Тайера посетить его в South Woodstock, штат Коннектикут, к которому Деннис приехал летом 1886 года. В эом же году Банкер познакомился с Изабеллой Гарднер, которая оказалась хорошим другом и покровителем. Зимой в начале 1887 года Банкер написал много портретов, лето провел в местечке Newburyport штат Массачусетс, со своими друзьями-художниками, в числе которых был Henry Oliver Walker. В ноябре в Бостоне он познакомился Джоном Сарджентом, совершавшего в это время свою первую рабочую поездку по Америке. В 1888 году художник создал ряд важных портретных работ. В этом же году провел лето в Англии, где приехал в гости в семью Джона Сарджента, в это время находившегося в графстве Беркшир. Весной 1889 года бункер ушел из школы Cowles Art School. В это время на одном из приёмов познакомился с Элинор Харди (англ. Eleanor Hardy), на которой планировал жениться на следующий год. Летом 1889 года Банкер работал в одном из пансионатов в Medfield, штат Массачусетс, наслаждаясь одним из самых плодотворных периодов своего творчества. Осенью он вернулся в Нью-Йорк, не прекращая интенсивную переписку со своей невестой, общался с узким кругом своих друзей-художников. В 1890 Деннис впервые выставил свои пейзажи в бостонском клубе St. Botolph Club и получил предложение преподавать в Метрополитен-музее. 2 октября в Бостоне он женился на Элинор Харди. Затем пара переехала в Нью-Йорк. Вместе они прожили недолго — Деннис Банкер умер от менингита 28 декабря 1890 года в Бостоне.
Bunkerгроб (525x700, 601Kb)
Похоронен в городе Милтон, штат Массачусетс, на кладбище Milton Cemetery.
В 1891 году его друзья провели в St. Botolph Club мемориальную выставку Банкера.
Некоторые работы
Bunker01 (700x529, 511Kb)
Болотистая местность, Медфилд
Bunker02 (700x583, 427Kb)
Луговые земли
Bunker03 (700x524, 535Kb)
Бассейн, Медфилд

[544x700]
1861
Джеймс Нейсмит (James Naismith)
канадско-американский преподаватель, тренер и новатор, создатель баскетбола. Нейсмит работал преподавателем физического воспитания Спрингфилдской международной тренировочной школы в США. В поисках увеличения физических нагрузок студентов в зимнее время он придумал подобную игру с мячом в зале. Нэйсмит родился в посёлке Рэмси (Ramsay Township, позднее вошедшем в состав г. Олмонт (Онтарио), ныне Миссисипи-Миллс). В 1883 году окончил среднюю школу города Олмонт (Almonte High School). В тот же год поступил в Университет Макгилла в Монреале. Во время учебы, Нэйсмит выступал за университетские команды по канадскому «у, европейскому футболу и по гимнастике. В канадском футболе он играл на позиции центрового и первым предложил применять защитный шлем в играх. Он также выиграл несколько медалей Wicksteed за выдающиеся успехи в гимнастике. Нэйсмит получил степень бакалавра по физическому воспитанию в 1888 году и диплом Presbyterian College в Монреале. С 1881 года Нэйсмит преподавал физическое воспитание и стал первым в Университет Макгилла директором по физическому воспитанию, однако позже покинул университет и стал преподавателем в Международном тренировочном центре YMCA, Спрингфилд, Массачусетс. Во время обучения Нэйсмит был членом студенческого братства «Sigma Phi Epsilon». В числе непосредственных предшественников баскетбола нередко называют распространенную в XIX веке в некоторых странах детскую игру «утка на скале», с которой был хорошо знаком Джеймс Нейсмит: подбрасывая небольшой камень, играющий должен был поразить им вершину другого, более крупного по размеру, камня. По утверждению биографов Нейсмита, именно в момент игры в «утку на скале» в голове юного Джеймса зародилась в общих чертах «концепция баскетбола». Игра окончательно созрела, когда доктор Нейсмит стал преподавать анатомию и физкультуру в Международном тренировочном колледже молодежи YMCA в городке Спрингфилд (штат Массачусетс). Нейсмит заметил, что студентам зимние занятия гимнастикой в зале кажутся слишком однообразными, и решил занять их какой-нибудь новой подвижной игрой на ловкость и координацию, которую можно было бы проводить в закрытом помещении — причем относительно небольшом по своим размерам. В разных концах спортивного зала к балкону, опоясывавшему его по периметру, прикрепили две корзины (по-английски «basket», отсюда и название новой игры) из-под фруктов (высота от пола до края балкона оказалась равной 3 м 5 см, отсюда стандарт, который выдерживается по сей день на всех баскетбольных площадках мира). Студентам надо было попасть мячом в корзину. Так родился баскетбол.
[525x700]
Фигурка Джеймса Нейсмита.
Первый официально зарегистрированный баскетбольный матч состоялся в декабре 1891. Проходил он не совсем привычно для нас. Так, в командах Нейсмита было по 9 человек (доктор просто разделил группу своих студентов поровну), а играли они футбольным мячом. Весть о новой спортивной игре облетела всю Америку, и вскоре в колледж, где преподавал Нейсмит, стало приходить множество писем, авторы которых просили прислать им правила игры. 15 января 1892 года Джеймс Нейсмит впервые опубликовал правила баскетбола в газете «Треугольник», издававшейся в колледже «Спрингфилда». В 1892 была опубликована первая Книга правил игры в баскетбол, содержавшая 13 пунктов, многие из которых действуют по сей день. Хотя кое в чем «правила Нейсмита» отличаются от современных. В России первый матч был проведён в 1906 в Санкт-Петербурге. Нэйсмит женился в 1894 на Мод Шерман. У них было пятеро детей. Нэйсмит получил высшее медицинское образование. Скончался Нейсмит 28 ноября 1939 года.
13 правил баскетбола (сформулированные Джеймсом Нэйсмитом):
Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками.
По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком.
Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен бросить мяч с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока бегущего на большой скорости.
Мяч нужно держать кистями. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.
В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком должно фиксироваться как фол; второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч, и если имелось очевидное намерение травмировать игрока — то дисквалификация на всю игру. При этом не позволяется заменять дисквалифицированного игрока.
Удар по мячу кулаком — нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
Если любая из сторон совершает три фола подряд, то фиксируется гол для ее противника (это значит, что за это время противник не должен совершить ни одного фола).
Гол засчитывается, если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остаётся там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края и противники перемещают корзину, то засчитывается гол.
Если мяч уходит за пределы площадки, то он должен быть вброшен в поле первым коснувшимся его игроком. В случае спора вбросить мяч в поле должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдаётся противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери о трёх совершённых подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно правилу 5.
Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняют рефери.
Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в 5 минут между ними.
Сторона, забросившая больше мячей за этот период времени, является победителем.

EdwardBulfin (500x700, 245Kb)
1862
Эдуард Станислаус Бальфин (Edward Stanislaus Bulfin)
британский генерал и участник Первой мировой войны. Зарекомендовал себя как способный командир на уровнях бригады, дивизии и корпуса. В первую очередь прославился своими действиями по руководству британскими войсками во время Первого сражения при Ипре, которым удалось замедлить немецкое наступление. В 1917―1918-х годах командовал ХХІ корпусом, который принимал участие в Синайско-Палестинской кампании. Бальфин родился неподалеку от Дублина. Он был вторым сыном Патрика Бальфина и Терезы Клэр Кэрролл. Его отец был сыном Эдуарда Бальфина, который происходил родом из Дерринлога, Графство Короля (современное название ― Графство Оффали), и был избран лордом-мэром Дублина в 1870 году. Будущий генерал учился в колледже Стонихёрст, а затем продолжил обучение в Католической частной школе Кенсингтона. Хотя он также проходил обучение в Тринити-колледже в Дублине, он не получил учёную степень и решил избрать для себя карьеру военного.
Служба в армии
Бальфин начал военную службу в Собственном её принцессы Уэльской полку (Йоркширском полку) в 1884 году, после пребывания в составе Королевских ирландских стрелков, одного из формирований ополчения. Был произведён в капитаны 30 января 1895 года. Неспешно продвигался по карьерной лестнице вплоть до начала Второй англо-бурской войны, когда в ноябре 1899 года он был назначен майором бригады в 9-ю бригаду. Принял участие в нескольких стычках в Южной Африке, и был повышен до бревет-майора в ноябре 1900 года. Вернулся к прежнему званию капитана в свой полк 12 декабря 1901 года, и продолжил службу в Южной Африке до конца войны. Покинул Кейптаун на борту SS Walmer Castle в конце июня 1902, прибыв в Саутгемптон в следующем месяце. По возвращении в Англию снова был временно повышен, на сей раз до подполковника, и его имя оказалось в списке отличившихся участников боевых действий в Южной Африке, который был опубликован 26 июня 1902. После этого оставил полковую службу и решил перейти в штабисты. С 1902 по 1904 год служил в качестве заместителя помощника генерал-адъютанта с I корпуса, с 1906 по 1910 год ― в качестве помощника-адъютанта и генерал-квартирмейстера Капской колонии. После возвращения в Англию дослужился до звания полковника и получил назначение о командовании Эссексской бригадой: это было необычное назначение, поскольку Бальфин никогда не командовал батальоном. В 1913 году он снова продвинулся вверх по карьерной лестнице, получив престижное назначение осуществлять командование 2-й пехотной бригадой. С 1914 по 1939 год Бальфин был полковником Собственного её принцессы Уэльской Александры полка (Йоркширского полка).
Первая мировая война
В начале Мировой войны Бальфин и его 2-я бригада были переброшены на Западный фронт в составе Британских экспедиционных сил. В ходе боев вокруг города Ипр в конце октября 1914 года он без какой-либо предварительной подготовки организовал группу из шести батальонов (известную как «силы Бальфина») и повёл их в контратаку, чтобы сдержать немецкое наступление. Это действия принесли ему восторженную похвалу от командующего I корпуса Дугласа Хэйга, а также главнокомандующего БЭС, Джона Френча. В декабре он был назначен командующим вновь сформированной 28-й дивизии, которую провёл через серию интенсивных немецких газовых атак во время Второй битве при Ипре, также командовал ею в Битве при Лоосе. Бальфин тяжко заболел в октябре 1915 года, и провел первую половину 1916 года на отдыхе в Англии, тем самым избежав перевод в Салоники. Вернулся на Западный фронт в июне 1916 года командующим 60-й дивизии во время битвы на Сомме, хотя его дивизия не сыграла существенной роли в наступлении.
EdwardBulfinтретий справа (700x501, 176Kb)
Бальфин, третий справа, с другими генералами на Масличной горе. Иерусалим, 19 марта 1918 года
Салоники и Палестина
В декабре 1916 года 60-я дивизия была переброшена в Салоники, хотя там она находилась только шесть месяцев и не приняла участие в крупных боевых действиях. После своей отправки в Палестину в июне 1917 года, Бальфин был удостоен звания генерал-лейтенанта и получил под своё командование ХХІ корпус. Он оказался способным командиром: под его руководством корпус пробился сквозь турецкую линию обороны во время Третьей битве за Газу, открыв путь для захвата Иерусалима. Позднее, в последние дни войны, он также одержал убедительную победу в битве при Мегиддо.
После войны
После подписания перемирия Бальфин остался служить в армии на различных штабных должностях. Получил звание полного генерала в 1925 году и, наконец, ушёл в отставку в 1926 году. Умер в своём доме в пригороде Боскомб, город Борнмут, графство Дорсет 20 августа 1939 года. Награды: Командор со звездой ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского; Командор Королевского Викторианского ордена; Рыцарь-командор ордена Бани. Семья: Сочетался браком с Мэри Фрэнсис Лонерган в 1898 году (сразу перед отправкой в Южную Африку). Вместе у них было двое детей.

1862
Джеймс Дафф Браун (James Duff Browne)
английский библиотековед. Родился в Эдинбурге. Инициатор введения открытого доступа к фондам библиотек, основатель и первый редактор журнала Library World ("Библиотечный мир"). Умер в Лондоне 25 февраля 1914 года. Литература: Beghtol, C. (2004a). Exploring new approaches to the organization of knowledge: The subject classification of James Duff Brown. Library Trends, 52(4), 702-718; Beghtol, C. (2004b). The subject classification of James Duff Brown (1862-1914). ASIST SIG/CR: Providence, RI http://www.dsoergel.com/670/BrownClassificationBegtholSIGCR-04.ppt
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 6 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»