• Авторизация


6 ноября родились... 06-11-2025 04:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Mamin-Sibiryak (532x700, 201Kb)
1852
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия - Мамин)
русский писатель. Родился на Висимо-Шайтанском заводе Верхотурского уезда Пермской губернии, в потомственной семье священнослужителя. Учился в Висимской начальной школе для детей рабочих (1860–1864), Екатеринбургском духовном училище (1866–1868), Пермской духовной семинарии (ушел после IV класса в 1872), на ветеринарном отделении Санкт-Петербургской медико-хирургической академии (1872–1876, не окончил), на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1876–1877, ушел из-за материальных затруднений и обострившегося туберкулеза). В 1877–1891 жил на Урале, преимущественно в Екатеринбурге (избирался гласным городской Думы); с 1891 – в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Павловске. В годы учения входил в кружок семинаристов-вольнодумцев, испытал воздействие идей Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена, П.Л.Лаврова, Д.И.Писарева. Большое влияние на Мамина-Сибиряка оказала естественнонаучная литература (Ч.Дарвин, К.Фохт, И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев). С 1875 в газетах «Русский мир» и «Новости» начал репортерскую работу, давшую, по его словам, знание «подноготной» жизни, «умение распознавать людей» и «страсть окунаться в гущу повседневности». В журналах «Сын отечества» и «Кругозор» публиковал остросюжетные истории, не лишенные, в духе П.И.Мельникова-Печерского, этнографической наблюдательности, рассказы о разбойниках, уральских старообрядцах, загадочных людях и происшествиях («Старцы», 1875; «Старик», «В горах», «Красная шапка», «Русалки», все 1876; «Тайны зеленого леса», 1877; роман «В водовороте страстей», авторское название — «Виноватые», 1876, и т.д.). С 1872 Мамин-Сибиряк начал работу над задуманным под влиянием «Ругон-Маккаров» Э.Золя первым произведением из цикла романов об уральских заводчиках «Приваловские миллионы» (другие названия –«Семья Бахаревых», «Каменный пояс»). Опубликованный в 1883 в 5-й, окончательной редакции, этот роман, наряду с рассказами и очерками «В камнях» (впервые за подписью Д.Сибиряк), «На рубеже Азии», «В худых душах» (все 1882), «Золотуха», «Бойцы» (оба 1883) и др., принес Мамину-Сибиряку репутацию видного писателя-«уральца», глубокого знатока «областной» жизни (созвучного одновременному развитию «областнической» литературы в Европе и предвосхитившего современную отечественную беллетристику, посвященную «малой родине»). Следующие романы «уральского» цикла – «Горное гнездо», «Дикое счастье» (первоначальное название – «Жилка», оба 1884) упрочили литературные позиции Мамина-Сибиряка, долгие годы испытывавшего тяготы ежедневного многочасового репетиторства, безденежья и непризнания. Герой самого значительного произведения Мамина-Сибиряка, романа «Приваловские миллионы», многими чертами близок типу буржуа-«вырожденца» западноевропейского семейно-социального (Э.Золя, Дж.Голсуорси, Т.Манн) и русского (М.Горький) романа рубежа 19–20 вв. Молодой идеалист пытается получить наследство, находящееся под опекой, с тем чтобы расплатиться с народом за жестокий фамильный грех угнетения и эксплуатации, однако безволие героя (следствие генетической деградации), утопичность самого социального проекта обрекает предприятие на неудачу. Яркие эпизоды заводского быта, раскольничьи предания, картины нравов «общества» и полусвета, образы чиновников, адвокатов, золотопромышленников, разночинцев и др., рельефность и точность письма, изобилующего народными поговорками, пословицами и присловьями, достоверность в воспроизведении различных сторон уральского быта, меткость сатиры (особенно характерной для Горного гнезда, сочетающего щедринский гротеск с мрачной метафорикой «Молоха» А.И.Куприна) сделали это произведение, наряду с другими «уральскими» романами Мамина-Сибиряка, масштабной реалистической эпопеей, впечатляющим образцом отечественной социально-аналитической прозы. В задуманном как продолжение «Горного гнезда» романе «На улице» (1886; первоначальное название – «Бурный поток») Мамин-Сибиряк переносит своих «уральских» героев в Санкт-Петербург и, рассказывая о взлете и крахе некоего газетного предприятия, подчеркивает отрицательный характер социального отбора в «рыночном» обществе, где лучшие (наиболее «нравственные») обречены на нищету и гибель. Проблема поиска смысла жизни совестливым интеллигентом поднимается Маминым-Сибиряком в романе «Именинник» (1888), рассказывающем о самоубийстве земского деятеля. В то же время Мамин-Сибиряк явно тяготеет к народнической литературе с ее апологией человека труда, стремясь писать в стиле почитаемых им Г.И.Успенского и Н.Н.Златовратского – в «беллетристическо-публицистической», по его определению, форме. В 1885 Мамин-Сибиряк написал пьесу «Золотопромышленники» («На золотом дне»), не имевшую большого успеха. В 1886 был принят в члены «Общества любителей российской словесности». Внимание литературной общественности привлек сборник Мамина-Сибиряка «Уральские рассказы» (тома 1–2; 1888–1889), в котором сплав этнографических и познавательных элементов (как позднее у П.П.Бажова) воспринимался в аспекте своеобразия художественной манеры писателя, отмечалось его мастерство пейзажиста. Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 посвящен роман «Три конца. Уральская летопись» (1890); в жестких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе «Золото» (1892), голод в уральской деревне 1891–1892 в романе «Хлеб» (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов «Около господ», 1900). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, «русского Золя», признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока. Красочным языком, мажорной тональностью отличаются исторические повести Мамина-Сибиряка «Братья Гордеевы» (1891; о демидовских крепостных, обучавшихся за границей) и «Охонины брови» (1892; их эпохи Пугачевщины на Урале). «Кряжистый», «сильный и смелый» и в то же время «желчно-насмешливый», по воспоминаниям современников, типичный «уральский человек», Мамин-Сибиряк пережил в 1892 счастье взаимной любви и горькую утрату любимой, скончавшейся при рождении их дочери Аленушки. Некоторую вялость, «инерционность» последующего письма отмечала критика в романах писателя «Весенние грозы» (1893; о повседневной жизни провинциальной интеллигенции), «Без названия» (1894; о трудовой артели, организованной богачом-филантропом для бедствующих интеллигентов), в сборниках рассказов «Ноктюрн» (1899), «Золотая муха» (1903). Одна из лучших книг Мамина-Сибиряка – автобиографический роман-воспоминание о Санкт-Петербургской юности «Черты из жизни Пепко» (1894); ему тематически близок роман «По новому пути» (1896; другое нащвание – «Ранние всходы») – о печальной судьбе курсистки в Санкт-Петербурге. Тема художника, осознающего свою исчерпанность, звучит в связанном с проблемой декаданса и потому несколько неожиданном для писателя романе «Падающие звезды» (1899), повествующем о влечении русского скульптора к немой англичанке. Классикой мировой литературы для детей стали многие произведения Мамина-Сибиряка, открывающие высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых (сборник рассказов «Детские тени», 1894; хрестоматийные рассказы «Емеля-охотник», 1884; «Зимовье на Студеной», 1892; «Серая Шейка», 1893; «Аленушкины сказки», 1894–1896). Умер Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в Санкт-Петербурге в ночь с 27 на 28 ноября 1912 года.
[525x700]
Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
В честь писателя названо несколько улиц, в том числе одна из них находится в Екатеринбурге. К 150-летию со дня рождения писателя, в 2002 году Союз писателей России и Ассоциация писателей Урала учредили Премию имени Д.Н.Мамина-Сибиряка, ежегодно вручаемую авторам, чьи работы так или иначе связанные с Уралом. Первое вручение премии прошло в ноябре 2002 года на родине писателя, в посёлке Висим (Свердловская область). В Екатеринбурге на улице Пушкина есть дом-музей Д.Н.Мамина-Сибиряка. В 1963 году имя писателя получил Нижнетагильский драматический театр. Писатель изображён на лицевой стороне купюры номиналом 20 уральских франков 1991 года выпуска. Сочинения: Д.Н.Мамин-Сибиряк. Полное собрание сочинений в восьми томах.. — Москва.: «Товарищество А.Ф.Маркс», 1915 г.; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Собрание сочинений в восьми томах.. — Москва.: «Государственное издательство Художественной литературы», 1954-1955 гг.; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Собрание сочинений в десяти томах Москва: «Правда», 1958; Д. Н.Мамин-Сибиряк. Повесть и рассказы. — Уфа.: «Башкирское книжное издательство», 1978 г.; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Собрание сочинений в 6 томах — Москва: «Художественная литература», 1980—1981; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Полное собрание сочинений (Вступительная статья П.В.Быкова), тома 1—12, Петроград,1915—1917; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Собрание сочинений (Вступительная статья и примечания Е.А.Боголюбова), тома 1—12, Свердловск, 1948 — 1951; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Собрание сочинений (Вступительная статья Ф.Гладкова), тома 1—8, Москва, 1953—1955; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Собрание сочинений (Вступительная статья Ф.Гладкова, А.Груздева), тома 1—10, Москва, 1958; Д.Н..Мамин-Сибиряк. Полное собрание сочинений в 20 томах. Екатеринбург, «Банк культурной информации» 2002 — издается по сей день. Литература: Боголюбов Е.А., Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка, выпуски 1—4, Пермь, 1944; Кремянская Н.И., Д.Н.Мамин-Сибиряк как детский писатель, Свердловск, 1952; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Сто лет со дня рождения. 1852—1952, Свердловск, 1953; Груздев А.И., Д.Н.Мамин-Сибиряк. Критико-биографический очерк, Москва, 1958; Д.Н.Мамин-Сибиряк в воспоминаниях современников, Свердловск, 1962; Удинцев Б.Д., Боголюбов К.В., Певец Урала, Свердловск, 1969; Дышаленкова Р. Знаток уральского края / № 11. — Магнитогорск: «Западно-Восточный Альянс», 2007. — Страницы 56—57; Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. — Москва, 2000.

Eduard_Pleske (477x700, 188Kb)
1852
Эдуард Дмитриевич Плеске (немецкое имя — Eduard Theodor Pleske)
российский государственный деятель. Управляющий Государственным банком Российской империи (1894—1903), министр финансов (1903—1904), член Государственного совета (с 1904); тайный советник (с 1896). Брат учёного-зоолога Фёдора Эдуардовича Плеске Родился в семье генерал-майора Эдуарда Людвига Плеске (1817/1818—1873), офицера различных сапёрных подразделений, а затем чиновника по интендантскому ведомству, и его жены Маргариты Елизаветы Оом (1822—1880), дочери педагога Анны Фёдоровны Оом. Образование получил в Императорском Александровском лицее. По выходе из лицея с малой золотой медалью и чином IX класса в начале 1873 года поступил на службу по министерству финансов, где прошёл все степени служебной иерархии. Первую половину своего служебного поприща он проходил в департаменте окладных сборов; в марте 1888 года был назначен вице-директором этого департамента. Спустя год был переведён в кредитную канцелярию — сперва вице-директором. В 1891 году был командирован в Париж в связи с реализацией российских «золотых» займов. В начале 1892 года занял важную и влиятельную должность директора Особенной канцелярии по кредитной части и, одновременно, управляющего делами Комитета финансов. С переходом в кредитную канцелярию он стал одним из ближайших сотрудников тогдашнего министра финансов И.А.Вышнеградского в банковской политике. С 1894 по 1903 год был управляющим Государственным банком Российской империи. В этот период была осуществлена реформа Государственного банка (разработка и внедрение Устава банка 1894 года, передача банку эмиссионного права в ходе денежной реформы 1895—1897 гг., расширение кредитования промышленности и сельского хозяйства). При нём проводились мероприятия Министерства финансов периода экономического кризиса рубежа: интервенционные синдикаты для поддержания котировок российских ценных бумаг на Санкт-Петербургской бирже (1899—1900); санация банковско-промышленной группы Л.С.Полякова (в 1901—1903). Плеске был человек более культурный, более способный, с большой выдержкой, весьма чистый, честный и благородный человек, но с немецким умом, который имеет то преимущество, что он ограничивает полёт мысли, а с другой стороны, тот недостаток, что у лиц с немецким умом часто не хватает надлежащего полёта мысли. — Витте С.Ю. 1849—1894: Детство. Царствования Александра II и Александра III, глава 16 // Воспоминания. — Москва: Соцэкгиз, 1960. — Том 1. — Страница 345. — 75 000 экземпляров. 16 (29) августа 1903 года был назначен управляющим Министерством финансов, сменив на этом посту Сергея Витте. Однако через полгода 4 февраля 1904 года из-за болезни ушёл в отставку. Умер 9 мая 1904 года. Похоронен на Смоленском евангелическом кладбище. Награды: Орден Святой Анны I степени; Орден Святого Станислава I степени. Состоял уполномоченным дирекции Московского отделения ИРМО в Главной дирекции общества. Литература: Плеске Эдуард Дмитриевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Плеске, Эдуард Дмитриевич // Большая российская энциклопедия : [в 35 томах.] / главный редактор Ю.С.Осипов. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2004—2017; Алексеев М.Ю, Пачкалов А.В. Министры финансов: От Российской империи до наших дней. — Москва : Альбина Паблишер, 2019. — 554 страницы. — ISBN 978-5-9614-2182-8; Императорский дом. Выдающиеся сановники. Энциклопедия биографий. Том 2.

Nykolai_Bukh (469x700, 170Kb)
1853
Николай Константинович Бух
русский революционер-народник. Кличка «Иван Васильевич». Из семьи высокопоставленного чиновника. Брат — Бух, Лев Константинович. В 1873 году поступил в Медико-хирургическую академию; включился в революционное движение в Петербурге. В 1874 году принимал участие в «хождении в народ», бросив учёбу в академии и перейдя на нелегальное положение. Не был разыскан и потому не судим на «процессе 193-х». Входил в бакунистский кружок самарцев (Н.Головина, П.Чернышев, Л.Городецкий и др.). В 1875 году вошёл в кружок киевских бунтарей. В 1877—1878 годах работал в тайной типографии, печатавшей «Начало». В 1878 году после передачи типографии землевольцам вновь участвовал в её работе. В августе 1879 году принят в «Землю и Волю» и после раздела организовал типографию «Народной Воли» в Сапёрном переулке. Был избран членом Исполнительного комитета «Народной воли». 18 января 1880 года оказал вооружённое сопротивление при аресте. По процессу 16-ти приговорён к 15 годам каторги, которую отбывал на Каре. В 1895 году вернулся из Сибири. До конца 1917 году примыкал к эсерам. После Октябрьской революции жил в Харькове. Умер после 1934 года.

Kaygorodov_mihail_nikiforovich (520x700, 225Kb)
1853
Михаил Никифорович Кайгородов
генерал от инфантерии, иркутский губернатор (1905—1906), комендант Гродненской крепости (1915—1916). Михаил Никифорович принадлежал к старому полоцкому военному роду Кайгородовых, давшему Российской Империи немало выдающихся личностей. Михаил Кайгородов родился в Полоцке, в семье преподавателя Полоцкого кадетского корпуса, генерал-майора Никифора Ивановича Кайгородова (1810—1882). Начальное военное образование Михаил получил во Второй Санкт-Петербургской военной гимназии. 21 августа 1870 года он поступил юнкером в Михайловское артиллерийское училище. Оттуда он был выпущен в чине подпоручика в 3-ю конно-артиллерийскую батарею. В 1878 году поручик Кайгородов поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, после окончания которой он был переведен в штаб Петербургского военного округа. В штабах Михаил Кайгородов служил до 1893 года. Затем он занимал должности начальника штаба 37-й пехотной дивизии (1893—1900) и командира 2-го Финляндского стрелкового полка (1900—1901), а кроме того был Нюландским (1901—1905) и Иркутским (1905—1906) губернатором. Как сообщала в своем номере от 30 декабря 1905 года иркутская газета «Восточное обозрение», «ужасающее количество грабежей и убийств заставило служащих Забайкальской железной дороги призадуматься о своей судьбе». Депутация из восьми членов местной городской думы посетила канцелярию губернатора Кайгородова 27 декабря — практически в разгар Первой русской революции. Будучи больным, Кайгородов принял посетителей у себя в доме, причем сделал это «немедленно» и «в высшей степени любезно». В конце декабря 1905 года оказавшийся старшим по должности в Иркутской губернии Hиколай Гондатти доносил в МВД, что Кайгородов болен и «нет оснований рассчитывать, что скоро поправится, потому что чем серьезнее становится положение, тем более его болезнь осложняется».
Kaygorodov_mihail_nikiforovich01 (456x700, 178Kb)
М.Н.Кайгородов в журнале «Разведчик» № 1195, 7 октября 1913 года
Первая мировая война
В мае 1906 года Кайгородов получил назначение в бригаду 2-й гренадерской дивизии, а 22 ноября 1907 года он был произведен в генерал-лейтенанты (за отличие) и назначен начальником 26-й пехотной дивизии. В дивизию на тот момент входили 101-й Пермский, 102-й Вятский, 103-й Петрозаводский и 104-й Устюжский Генерала Князя Багратиона пехотные полки, дислоцированные в Гродно. 5 сентября 1913 года Михаил Кайгородов получил пост коменданта Гродненской крепости, а уже 19 декабря он был произведен в чин генерала от инфантерии. К этому времени он уже был кавалером восьми орденов. На начальном этапе Первой мировой войны крепость в Гродно находилась в тылу, однако уже в 1915 году ее гарнизон принял самое активное участие в боевых действиях. 3 сентября 1915 года, в ходе Великого Отступления, крепость была оставлена русскими войсками. При этом уже 21 сентября оперативное отделение генерал-квартирмейстера при главнокомандующем армиями Западного фронта начало следствие по поводу оставления крепости: дело называлось «Дело материалов по расследованию обстановки, при которой были оставлены Гродненские укрепления». Расследование было поручено генералу от инфантерии Леониду Сирелиусу. В ходе следствия Кайгородов обвинялся в том, что неверно оценил сложившуюся обстановку и не усилил гарнизон 4-го форта крепости резервными частями, а также в том, что он не придал должного значения слабым, в артиллерийском отношении, Рогачёвским позициям. В результате Гродненская крепость перешла в руки противника на сутки раньше, чем требовалось — что, в свою очередь, отрицательно сказалось на общей оперативной обстановке всего Западного фронта. В своё оправдание Кайгородов утверждал, что просил штаб Западного фронта оставить в крепости 74 орудия, что, по его мнению, позволило бы организовать действенную оборону. Но к мнению генерала не прислушались, и почти вся артиллерия крепости была эвакуирована. Даже после того как в Гродненской крепости закрепился противник, ещё около года Михаил Кайгородов числился в должности её коменданта. Лишь 23 июля 1916 года он был переведен в резерв при штабе Минского военного округа. Точная дальнейшая судьба генерала неизвестна. Но, по некоторым данным, в октябре 1918 года он был расстрелян большевиками в Москве. Награды: Орден Святого Владимира II степени; Орден Святого Владимира III степени; Орден Святого Владимира IV степени; Орден Белого орла (Российская империя) с мечами; Орден Святой Анны I степени; Орден Святой Анны II степени; Орден Святой Анны III степени; Орден Святого Станислава I степени; Орден Святого Станислава II степени; Орден Святого Станислава III степени. Семья: Состоял в браке, трое детей (на 1911—1914 годы). Братья: Дмитрий Никифорович Кайгородов (1846—1924) — лесовод, специалист в области лесной технологии, орнитологии, педагог и популяризатор естествознания, «отец» русской фенологии, почётный профессор Санкт-Петербургского лесного института. Нестор Никифорович Кайгородов (1840—1916) — генерал-лейтенант. Сочинения: Пособие для полевых и зимних практических занятий (совместно с Я.Б.Преженцовым, 1884); Планы западного пограничного пространства (1884); Военно-энциклопедический словарь (сотрудничал при издании). Литература: Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва: АСТ; Астрель, 2003. — 896 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-17-019670-9 (ACT); ISBN 5-271-06895-1 (Астрель); Список старшим войсковым начальникам, начальникам штабов: округов, корпусов и дивизий и командирам отдельных строевых частей. Санкт-Петербург. Военная Типография. 1913; Список генералам по старшинству. Составлен по 28 апреля 1914. Петроград, 1914; Список генералам по старшинству. Составлен по 23 июля 1916. Петроград, 1916; Список Генерального штаба. Исправлен на 14 июня 1914. Петроград, 1914; Список Генерального штаба. Исправлен на 14 января 1916. Петроград, 1916; Список Генерального штаба. Исправлен на 16 января 1917. Петроград, 1917; Лазарев С.А. Герои Великой войны. Известные и неизвестные. Санкт-Петербург, 2007; Ганин А.В. Корпус офицеров Генерального штаба в годы Гражданской войны 1917—1922 гг. Москва, 2010; Михаил Никифорович Кайгородов // Разведчик / Редактор.-издатель В.А.Березовский. — Санкт-Петербург: Типография Тренке и Фюсно, 1913. — № 1195. — Страница 577; ВП по военному ведомству // Разведчик. — Петроград, 1915. — № 1286; Высочайший Приказ по военному ведомству // Разведчик. — Петроград, 1915. — № 1292.

Генри_Уолкотт_Фарнам (551x700, 193Kb)
1853
Генри Уолкотт Фарнам (Henry Walcott Farnam)
американский экономист, профессор Йельского университета, президент Американской экономической ассоциации в 1911 году. Генри родился в Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США, в семье потомков Джона Хоуленда, который приехал из Англии на корабле «Мэйфлауэр» в 1620 году. Отец Генри Фарнам (9 ноября 1803—4 октября 1883) был президентом железной дороги Рок-Айленда и партнером Джозефа Шеффилда, основателя научной школы Шеффилда при Йельском университете. Отец вышел в отставку в 1863 году. Мать Энн Софии Уитман (1816—1904). Обучение начал в Фармингтоне, затем два года проходил обучение во Франции, и четыре года в гимназии Гейдельберг и Веймар в Германии). В 1870—1871 годах обучался в средней школе Хопкинса в Нью-Хейвен, штат Коннектикут. В 1874 году получил степень бакалавра в Йельском колледже, а в 1876 году удостоен степени магистра в Йельской высшей школе. Затем обучение продолжил в Берлинском университете и Гёттингенском университете, а в 1878 году удостоен степени доктора в Страсбургском университете. Вернувшись в Йельский университет, преподавал латынь в 1879—1880 годах, а в 1880 году стал профессором политэкономии в 1880—1912 годах, профессором экономики в 1912—1918 годах и эмерит-профессор с 1918 года. Работал на факультете Йельской высшей школы в 1903—1918 годах, членом совета научной школы Шеффилда в 1881—1903 годах, президентом конференции благотворительных организаций и исправительных учреждений штата Коннектикут в 1910—1911 годах. В 1923 году удостоен почётной степени доктора в области права в Йельском университете. Умер в родном городе 5 сентября 1933 года.
Семья
26 июня 1890 года Генри женился на Элизабет Алхэм Кингсли (21 октября 1863—1 мая 1951), дочери доктора Ульияма Л.Кингсли (1824—1896) из Нью-Хейвен и Ханны Луиз Апхэм Кингсли (1824 —1884), а с июля 1890 года путешествует с супругой на Дальний Восток, в Японию, Китай, Индию, Египет. У них с Элизабет родились двое дочерей Луиза Уитмен и Кэтрин Кингсли и сын Генри У. Фарнам (12 мая 1894—17 января 1970). Библиография: Farnam H. W. Die innere französische gewerbepolitik von Colbert bis Turgot. — Leipzig, Duncker & Humblot, 1878; Farnam H. W. Henry Farnam — New Haven, Press of Tuttle, Morehouse & Taylor, 1889; Farnam H. W. The relation of state and federal legislation to the child labor problem. A paper read at a Child Labor Conference held in Hartford, Connecticut, December 4, 1908, under the auspices of the Consumers' League of Connecticut; Farnam H. W. Introductory Note//History of Labour in the United States/ eds. J.R. Commons, D.J. Saposs, H.L. Sumner, E.B. Mittelman, H.E. Hoagland, J.B. Andrews, S.Perlman — New York: The Macmillan Company, 1918; Farnam H. W. Address by the president of the American Association for Labor Legislation at the annual meeting, December 28th, 1909; Farnam H. W. Bibliography of the Department of Economics and Sociology of the Carnegie Institution of Washington — New Haven, Tuttle, Morehouse & Taylor Co., 1912; Farnam H. W. Bibliography of the Department of Economics and Sociology of the Carnegie Institution of Washington — New Haven, Tuttle, Morehouse & Taylor Co., 1914; Farnam H. W. Biographical record of the class of 1874 in Yale college, part fourth, 1874—1909 — New Haven, The Tuttle, Morehouse & Taylor Co., 1912; Farnam H. W. The seamen’s act of 1915. — Washington, Govt. print. off., 1916; Farnam H. W. The economic utilization of history, and other economic studies — New Haven, [Conn.] : Yale University Press, 1913; Farnam H. W. Civil service and Connecticut — Hartford, Conn., The Connecticut League of Women Voters, 1922; Farnam H. W. Shakespeare’s economics. — New Haven, Yale University Press; 1931.

[492x700]
1854
Николай Алексеевич Преображенский (псевдоним - Карбони)
артист оперы (драматический тенор), оперетты, концерт. певец и вокальный педагог. Родился в Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии, в семье священника. По окончании духовной семинарии был псаломщиком в церкви Санкт-Петербургского Михайловского дворца. В 1877—84 обучался пению в Санкт-Петербургской консерватории (класс И.А.Мельникова), затем брал уроки у Дж.Корси. Будучи учеником консерватории, пел в хоре Санкт-Петербургского Мариинского театра, с 1885 выступал в оперетте на сцене московского Малого театра, затем пел в Тифлисе, Одессе, Киеве. Впоследствии совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у А.Буцци и Дж.Ронкони. В 1886—1888 под псевдонимом Карбони пел на оперных сценах Италии (Болонья, Милан, Флоренция, Триест, Падуя), Испании (Мадрид), Египта (Александрия), Греции (остров Корфу). В 1888—1893 солист московского Большого театра, где дебютировал в партиях Фауста (одноимённая опера Ш.Гуно, на итальянском языке) и Богдана Собинина ("Жизнь за царя" М.Глинки). В 1892 гастролировал в Санкт-Петербургском Мариинском театре. С 1893 выступал в Киеве (до 1895), Нижнем Новгороде (август 1894, антреприза Д.А.Бельского), Харькове (1894), Одессе, Казани, Саратове (1890) и других городах. В 1896 совершил концертное турне по Сибири и Японии. Обладал сильным, с "металлическим" оттенком голосом нежного тембра (баритонального характера) и широкого диапазона (свободно брал верхнее до). Яркий представитель итальянской школы пения бельканто. Исполнение отличалось эмоциональной насыщенностью. Музыкальные критики Н.Кашкин и С.Кругликов отмечали в его манере исполнения подражание итальянским певцам, излишнюю аффектацию, отсутствие простоты. Выступал преимущественно в партиях героического плана в операх зарубежных композиторов. Был кумиром студенческой молодежи Москвы. 1-й исполнитель партий: в московском Большом театре — Гарольда (одноимённая опера Э.Направника, 1888), Лоэнгрина (одноимённая опера Р.Вагнера, 1889), Отелло (одноимённая опера Дж.Верди, 1891); в Харькове — Канио ("Паяцы" Р.Леонкавалло, 1894). Лучшие партии: Иоанн Лейденский ("Иоанн Лейденский"/"Пророк" Дж.Мейербера), Рауль де Нанжи ("Гугеноты" Дж.Мейербера), Элеазар ("Жидовка" Ж. Ф.Галеви), Фауст (одноимённая опера Ш.Гуно), Хозе ("Кармен" Ж.Бизе), в операх Дж.Верди — Манрико ("Трубадур", 1889), Отелло ("Отелло"), Радамес ("Аида" Дж.Верди). Другие партии: Богдан Собинин ("Жизнь за царя" М.Глинки), Князь ("Русалка" А.Даргомыжского), Андрей ("Мазепа" П.Чайковского), Ленский ("Евгений Онегин" П.Чайковского), Елеазар ("Маккавеи" А.Рубинштейна); Мазаниелло ("Фенелла, или Немая из Портичи" Д.Обера), Васко да Гама ("Африканка" Дж.Мейербера, 1890), Роберт ("Роберт-Дьявол" Дж.Мейербера), Ричард ("Бал-маскарад" Дж.Верди, 1891), Фауст ("Мефистофель" А.Бойто), Тангейзер (одноим. опера Р.Вагнера). Партнёры: А.Ю.Больска, П.Б.Борисов, И.Ф.Бутенко, С.Г.Власов, П.Н.Григорьев, М.Ф.Дворец, А.О.Каратаева, Б.Б.Корсов, А.П.Крутикова, В.Я.Майборода, И.В.Матчинский, С.В.Тамарова, С.Е.Трезвинский, В.Трубин, А.Фострём, П.А.Хохлов. Пел под управлением И.К.Альтани, Э.Ф.Направника, И.О.Палицына и др. Исполнял сольные партии в "Реквиеме" В.А.Моцарта (1891, Москва, в ансамбле с Е.Лавровской, В.Майборода), "Реквиеме" Дж.Верди (26 февраля 1898, Москва, под управлением М.М.Ипполитова-Иванова; критик И.Липаев отмечал неудачное исполнение певца). С 1898 преподааал в Казани. В 1901—1908 жил в Вятке, с 1908 — в Риге, где давал частные уроки пения. Среди учеников — А.Брайнин. Умер в городе Карлсбад Рижского уезда Лифляндской губернии, ныне город Юрмала (Латвия) 13 июня 1910 года. Архивные материалы Преображенского в Государственном театральном музее имени А. Бахрушина (фонд № 218, 23 едини хранения, 1887—1896). Литература: Театральный мирок. 1886. № 20. Страница 4; Корещенко А. Концерт Н.А.Преображенского // Московские ведомости. 1894: № 73; Н.А.Преображенский. (Некролог) // Ежегодник императорских театров. Сезон 1910. Выпуск 8. — Санкт-Петербург, 1911. Страницы 161—162; Чешихин В.Е. Н.А.Преображенский в памятниках его артистической деятельности (1886—1895) // Музыка и жизнь. 1911. № 8; Шкафер В.П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Ленинград, 1936; Чернышев А. Преображенский Н. Судьба вокалиста // Советское искусство. 1935. 17 июля; Салина Н.В. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Ленинград; Москва, 1941. Страницы 120—123, 130—131; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Ленинград;1973. Страницы 184; Его же. Русский оперный театр на рубеже XIX—ХХ веков и Ф.И Шаляпин. 1890—1904. — Ленинград;1974. Страница 17; Преснецов Р. Музыка и музыканты Вятки. — Горький, 1982. Страницы 78—79.

[485x700]
1854
Джон Филип Соуза (John Philip Sousa)
американский композитор и дирижёр духовых оркестров, автор знаменитого марша «The Stars and Stripes Forever», ставшего национальным маршем США. Суза вошёл в историю американской музыки как «король маршей». Родился в Вашингтоне. Оба родителя Сузы были иммигрантами: отец, Джон Антонио Суза, тромбонист оркестра морской пехоты Соединённых Штатов «Марин бэнд», родился в Испании и имел португальское происхождение, мать, Мария Элизабет Тринкаус ― родом из Баварии. Согласно советской музыкальной энциклопедии под редакцией Ю.В.Келдыша, настоящее имя музыканта ― Зигфрид Окс, а «Суза» (Sousa) является искусственным сочетанием из «S.O.» (как сокращение по первым буквам имени и фамилии) и «USA» (США). Музыкальный словарь Гроува утверждает, что такая версия не имеет под собой достаточных оснований. Джон Филип, третий из десяти детей в семье, не отличался хорошим здоровьем и на первых порах воспитывался и получал образование дома. Позднее, уже учась в школе, он стал брать уроки игры на скрипке у Джона Эспуты, теории музыки и композиции ― у Джорджа Феликса Бенкерта, также осваивая фортепиано, флейту и медные духовые инструменты. В возрасте одиннадцати лет Суза организовал свой первый духовой оркестр, а в тринадцать ― собирался сбежать с бродячим цирком, но по настоянию отца поступил в «Марин бэнд». В это время он также выступает как скрипач и пробует силы в композиции. В 1874 Суза покидает оркестр, но продолжает выступления в качестве скрипача, в том числе на домашних концертах у заместителя Госсекретаря США Уильяма Хантера. После кратковременного сотрудничества с несколькими вашингтонскими театрами в качестве дирижёра в 1876 году Суза отправляется в Филадельфию, где принимает участие в торжествах по случаю столетия США. Оркестром, собранным по этому случаю, был приглашён руководить Жак Оффенбах, а Суза играл в нём первую скрипку. Деятельность Сузы в Филадельфии продолжилась: он выступал с концертами и писал музыку для театральных постановок. Среди его работ этого времени ― аранжировки нескольких оперетт Гилберта и Салливана, в том числе одной из наиболее популярных ― «Фрегат „Пинафор“», для которой Суза написал новую оркестровку, высоко оценённую самими авторами. В 1880 Суза был назначен дирижёром Оркестра морской пехоты и за двенадцать лет работы с этим коллективом вывел его в число лучших военных оркестров Америки.
[700x360]
Суза активно участвовал в расширении репертуара оркестра, аранжируя для него классические произведения и сочиняя новую оригинальную музыку (преимущественно марши). 1880-е годы ― время начала популярности Сузы как композитора: первый его крупный успех в жанре оперетты ― «Желанная» (1883), а среди маршей большую популярность завоевал «Гладиатор» (1886). В 1890―1892 Суза вместе с оркестром провёл крупные гастрольные туры по США, а затем по предложению мецената Дэвида Блейкли организовал собственный оркестр. Новый коллектив, получивший известность просто как «Оркестр Сузы», с первого сезона своего существования с большим успехом выступал по всей стране, в 1900 ― на Всемирной выставке в Париже, в 1900―1905 ― в странах Европы, а в 1910―1911 провёл мировое турне. На 1890-е приходится пик популярности оперетт Сузы, среди которых ― «Капитан» (El Capitan, 1895). Насыщенная концертная жизнь оркестра прервалась лишь в 1914, с началом Первой мировой войны, а после неё вновь возобновилась. Лишь в 1929, после начала Великой депрессии, количество концертов сократилось, а последние выступления оркестра состоялись в сентябре 1931. В 1920-е Суза помимо руководства оркестром занимался проблемами музыкального образования и участвовал в жюри конкурсов. Суза умер в городе Рединг, штат Пенсильвания от инфаркта 6 марта 1932 года, вскоре после репетиции с местным духовым оркестром.
John_Philip_Sousa_Grave_Washington_DC (525x700, 534Kb)
Он похоронен на кладбище Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США
Архивы документов, связанных с именем Сузы, хранятся в библиотеках Конгресса США, Иллинойсского университета, Оркестра морской пехоты. В течение многих лет бывшие музыканты его оркестра сохраняли традицию отмечать день рождения своего руководителя собраниями и торжественными обедами в Нью-Йорке. Наиболее известная часть творческого наследия Сузы ― марши для духового оркестра, ему принадлежат 136 сочинений в этом жанре. Марши Сузы разнообразны по характеру, но все они отмечены оптимизмом и жизненной энергией. Среди них ― «Звёзды и полосы навсегда» (Stars and Stripes Forever; ныне национальный марш США), «Semper Fidelis» (ставший неофициальным гимном американской Морской пехоты) и многие другие. Суза написал также пятнадцать оперетт, близких по стилю к работам Гилберта и Салливана, около семидесяти песен и ряд сочинений для духового оркестра.
JohnPhilipSousaгрампластинка (689x700, 514Kb)
Грампластинка с записью марша «Stars and Stripes Forever», начала XX века
В театре
На музыку нескольких маршей композитора, оркестрованных Херши Кеем, балетмейстер Джордж Баланчин поставил одноактный балет «в пяти кампаниях» «Звёзды и полосы». Премьера состоялась 17 января 1958 года в Нью-Йорке, на сцене Городского центра музыки и драмы в исполнении артистов труппы Нью-Йорк Сити балет. Литература: Суза Джон // Музыкальный энциклопедический словарь. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 527. — 672 страницы; Суза Джон Филип // Музыкальная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1981. — Том 5. — Страницы 345—346. — 1056 страниц.

agrippinazarnekau-dadiani-dzhaparidze (476x700, 217Kb)
1855
Агриппина Константиновна Джапаридзе, графиня Зарнекау (фон Царнекау) (грузинское имя — აგრაფინა ჯაფარიძე, გრაფინია ფონ ზარნეკაუ)
представительница грузинской аристократии 19-го века, морганатическая супруга его высочества Константина Петровича Ольденбургского, меценатка. Вместе с мужем известна ролью в тайном заключении предполагаемого морганатического брака великого князя Георгия Александровича со своей родственницей, княжной Накашидзе, вызвавшего скандал в императорском доме Романовых. Агриппина родилась в исторической области Грузии Рача, в семье грузинских дворян Константина и Мелании Джапаридзе. Её отец скончался в 1860 году, когда Агриппине было всего пять лет. После смерти мужа её мать Мелания переехала в Кутаиси со своей семьей и вновь вышла замуж. В этом же новом городе Агриппина получила образование в школе святой Нины (школа № 3), где была одноклассницей Олимпии, сестры грузинского публициста Нико Николадзе. В 1876 году, в возрасте 21 года, Агриппина вышла замуж за грузинского князя Тариэла Дадиани, прежняя супруга которого, София, скончалась после рождения их четвёртого ребёнка.
agrippinazarnekau-dadiani-dzhaparidze01 (493x700, 326Kb)
Неизвестно, имела ли Агриппина собственных детей от Дадиани, однако известно, что их брак был несчастливым, отчасти из-за зависимости Тариэла от разорительных азартных игр. Во 2-м (морганатическом) браке с 20 октября 1882 с принцем Константином Петровичем Ольденбургским. 1 ноября 1882 года от герцога Ольденбургского Агриппина получила для себя и своего потомства титул графов Царнекау (при русском дворе использовался вариант — Зарнекау). Умерла в Кисловодске 18 октября 1926 года. Дети, с титулом графов Зарнекау: Зарнекау, Александра Константиновна (10 мая 1883, Кутаиси — 28 мая 1957, Париж; погребена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем). В 1-м браке с 17 февраля 1900 по 1908 со светлейшим князем Георгием Александровичем Юрьевским. Их сын — Юрьевский, Александр Георгиевич. Во 2-м браке с 30 октября 1908 с князем Львом Васильевичем Нарышкиным (1 января 1876 — 4 апреля 1931); Зарнекау, Екатерина Константиновна (16 скетября 1884, Кутаиси — 24 декабря 1963, Париж). В 1-м браке в 1907—1910 с Иваном Ивановичем Пленом (Ploen; 1874—1953). Их дочь Татьяна (1907—1960), в браке с Николаем Владимировичем Ельчаниновым. Во 2-м браке в 1912—1915 с Александром Константиновичем Тоном (1878—1917). В 3-м браке в 1916—1926 с Фёдором Дмитриевичем Хомичевским (1883—1931). В 4-м браке с генералом Павлом Николаевичем Шатиловым (1881—1962). В эмиграции с 1929, проживала во Франции. Информация об обстоятельствах её побега стала известна ОГПУ после того как графиня описала в эмигрантской печати свой побег и опубликовав имена людей, к которым имела большее или меньшее отношение в Петрограде. Это привело к аресту около 40 человек и гибели некоторых из них; Зарнекау, Николай Константинович (7 мая 1886, Кутаиси — 21 января 1976, Камбо ле Бен, Багамские острова). В 1-м браке в 1917—1930 с Марианной Эриковной фон Дерфельден (в 1-м браке Дурново, урожд. Пистолькорс (23 ноября 1890—14 мая 1976), дочь княгини Ольги Валерьяновны Палей). Во 2-м браке с 8 июня 1935 с Андрианной Аристуа (Haristay, 18 августа 1889 — 10 июля 1985); Зарнекау, Алексей Константинович (16 июля 1887, Кутаиси — 16 сентября 1918, Кронштадт). В браке с 6 сентября 1918 с Анной Джамгаровой, урожддённой Берс (20 августа 1891—22 октября 1959). В 1914 — на фронте вольноопределяющимся, в 1915 — произведен в офицеры; прапорщик Татарского конного полка; позднее — прапорщик 4-го Заамурского пограничного конного полка. В сентябре 1918 — женился и через десять дней был арестован в Петрограде как заложник и расстрелян; Зарнекау, Петр Константинович (26 мая 1889, Кутаиси — 4 ноября 1961, Париж). В 1-м браке с 24 октября 1914 с княжной Тамарой Прокопьевной Шервашидзе (20 ноября .1896 — 27 февраля 1931). Их дети: Константин (7 июня 1916, Петроград — 24 мая 1977, Сарсель, департамент Валь-ду’Аз, Франция), Нина (родилась 16 июля 1919, Гагры Кутаисской губернии). Во 2-м браке с 8 июля 1934 с Александрой Фёдоровной, урождённой Анненковой (25 июня 1906 — 8 января 1985); Зарнекау, Нина Константиновна (13 августа 1892, Кутаиси — 1922, Кисловодск).

[549x700]
1855
Эдуард Иосифович Котек
русский скрипач. Родился городе Каменец-Подольский, в семье учителя музыки чешского происхождения. Окончил музыкальную школу при Киевском отделении Русского музыкального общества, в 1871—1876 годах учился в Московской консерватории по классу скрипки у профессора Фердинанда Лауба, затем у проф. Яна Гржимали, а также по классу свободной композиции (теория музыки) у профессора Петра Чайковского. Окончил консерваторию с дипломом и медалью. В годы обучения у него завязалась дружба с П.И.Чайковским, носившая гомосексуальный характер и продолжавшаяся до смерти Котека. Чайковский ласково называл его «Котик». После окончания консерватории поступил домашним музыкантом к миллионерше Надежде фон Мекк. Котек сообщил фон Мекк о бедственном финансовом положении Чайковского, и именно благодаря ему фон Мекк начала оказывать Чайковскому регулярную финансовую поддержку. Котек выступал посредником между фон Мекк и Чайковским. Он также был свидетелем на свадьбе Чайковского. Котек помогал Чайковскому в работе над сольной партией в скрипичном концерте, который был написан в 1878 году. Чайковский высоко ценил исполнительское мастерство Котека и доверил ему первое исполнение Концерта в частном собрании, а сам композитор аккомпанировал на фортепиано. Котеку посвящён Вальс-скерцо Чайковского, написанный в 1877 году. В письме брату Модесту от 19 января 1877 года Чайковский исповедуется в своей влюблённости в Котека и сообщает, что часами ласкает его, но в то же время не желает выводить отношения за пределы чисто платонических. 4 мая 1877 Чайковский сообщал о жгучей ревности, которую вызвал у него роман Котека с певицей Эйбоженко. В письмах 1879 года у Чайковского проскальзывает уже раздражение «распущенным» поведением Котека. В 1882 году Котек уехал в Берлин, где некоторое время совершенствовал скрипичное мастерство под руководством Йозефа Иоахима, затем выступал как солист и преподавал в Высшей школе музыки. В 1884 году у Котека проявились признаки туберкулёза, и он умер в Давосе год спустя, 4 января 1885 года, не дожив до 30 лет.

1855
Дмитрий Петрович Никольский
русский гигиенист и общественный деятель, доктор медицины (1897). Родился в Перми. В 1880 г. окончил Санкт-Петербургскую Медико-хирургическую академию; работал земским, фабричным и санитарным врачом. Первым в России начал преподавать курс гигиены труда и первой помощи при несчастных случаях в Горном (с 1897), Технологическом (с 1902) и Политехническом (с 1904) институтах в Санкт-Петербурге. Выступал за улучшение условий быта и труда рабочих, организацию независимого от предпринимателей фабрично-санитарного надзора, создание специальной женской фабричной инспекции. На 2-м Пироговском съезде поднял вопрос о введении обязательного преподавания профессиональной гигиены на медицинских факультетах. По его инициативе в 1910 г. в Обществе охраны народного здравия была создана комиссия по охране труда, которую он возглавил; руководил также комиссией по распространению гигиенических знаний среди населения. После 1917 г. работал в Отделе охраны труда Петроградского областного отдела труда. Умер в Петрограде 26 июня 1918 года. Литература: Бейлихис Г.А., Выдающийся врач-общественник Д.П.Никольский (1855—1918), "Советское здравоохранение", 1969, № 2.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 6 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»