1852
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия - Мамин)
русский писатель. Родился на Висимо-Шайтанском заводе Верхотурского уезда Пермской губернии, в потомственной семье священнослужителя. Учился в Висимской начальной школе для детей рабочих (1860–1864), Екатеринбургском духовном училище (1866–1868), Пермской духовной семинарии (ушел после IV класса в 1872), на ветеринарном отделении Санкт-Петербургской медико-хирургической академии (1872–1876, не окончил), на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1876–1877, ушел из-за материальных затруднений и обострившегося туберкулеза). В 1877–1891 жил на Урале, преимущественно в Екатеринбурге (избирался гласным городской Думы); с 1891 – в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Павловске. В годы учения входил в кружок семинаристов-вольнодумцев, испытал воздействие идей Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена, П.Л.Лаврова, Д.И.Писарева. Большое влияние на Мамина-Сибиряка оказала естественнонаучная литература (Ч.Дарвин, К.Фохт, И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев). С 1875 в газетах «Русский мир» и «Новости» начал репортерскую работу, давшую, по его словам, знание «подноготной» жизни, «умение распознавать людей» и «страсть окунаться в гущу повседневности». В журналах «Сын отечества» и «Кругозор» публиковал остросюжетные истории, не лишенные, в духе П.И.Мельникова-Печерского, этнографической наблюдательности, рассказы о разбойниках, уральских старообрядцах, загадочных людях и происшествиях («Старцы», 1875; «Старик», «В горах», «Красная шапка», «Русалки», все 1876; «Тайны зеленого леса», 1877; роман «В водовороте страстей», авторское название — «Виноватые», 1876, и т.д.). С 1872 Мамин-Сибиряк начал работу над задуманным под влиянием «Ругон-Маккаров» Э.Золя первым произведением из цикла романов об уральских заводчиках «Приваловские миллионы» (другие названия –«Семья Бахаревых», «Каменный пояс»). Опубликованный в 1883 в 5-й, окончательной редакции, этот роман, наряду с рассказами и очерками «В камнях» (впервые за подписью Д.Сибиряк), «На рубеже Азии», «В худых душах» (все 1882), «Золотуха», «Бойцы» (оба 1883) и др., принес Мамину-Сибиряку репутацию видного писателя-«уральца», глубокого знатока «областной» жизни (созвучного одновременному развитию «областнической» литературы в Европе и предвосхитившего современную отечественную беллетристику, посвященную «малой родине»). Следующие романы «уральского» цикла – «Горное гнездо», «Дикое счастье» (первоначальное название – «Жилка», оба 1884) упрочили литературные позиции Мамина-Сибиряка, долгие годы испытывавшего тяготы ежедневного многочасового репетиторства, безденежья и непризнания. Герой самого значительного произведения Мамина-Сибиряка, романа «Приваловские миллионы», многими чертами близок типу буржуа-«вырожденца» западноевропейского семейно-социального (Э.Золя, Дж.Голсуорси, Т.Манн) и русского (М.Горький) романа рубежа 19–20 вв. Молодой идеалист пытается получить наследство, находящееся под опекой, с тем чтобы расплатиться с народом за жестокий фамильный грех угнетения и эксплуатации, однако безволие героя (следствие генетической деградации), утопичность самого социального проекта обрекает предприятие на неудачу. Яркие эпизоды заводского быта, раскольничьи предания, картины нравов «общества» и полусвета, образы чиновников, адвокатов, золотопромышленников, разночинцев и др., рельефность и точность письма, изобилующего народными поговорками, пословицами и присловьями, достоверность в воспроизведении различных сторон уральского быта, меткость сатиры (особенно характерной для Горного гнезда, сочетающего щедринский гротеск с мрачной метафорикой «Молоха» А.И.Куприна) сделали это произведение, наряду с другими «уральскими» романами Мамина-Сибиряка, масштабной реалистической эпопеей, впечатляющим образцом отечественной социально-аналитической прозы. В задуманном как продолжение «Горного гнезда» романе «На улице» (1886; первоначальное название – «Бурный поток») Мамин-Сибиряк переносит своих «уральских» героев в Санкт-Петербург и, рассказывая о взлете и крахе некоего газетного предприятия, подчеркивает отрицательный характер социального отбора в «рыночном» обществе, где лучшие (наиболее «нравственные») обречены на нищету и гибель. Проблема поиска смысла жизни совестливым интеллигентом поднимается Маминым-Сибиряком в романе «Именинник» (1888), рассказывающем о самоубийстве земского деятеля. В то же время Мамин-Сибиряк явно тяготеет к народнической литературе с ее апологией человека труда, стремясь писать в стиле почитаемых им Г.И.Успенского и Н.Н.Златовратского – в «беллетристическо-публицистической», по его определению, форме. В 1885 Мамин-Сибиряк написал пьесу «Золотопромышленники» («На золотом дне»), не имевшую большого успеха. В 1886 был принят в члены «Общества любителей российской словесности». Внимание литературной общественности привлек сборник Мамина-Сибиряка «Уральские рассказы» (тома 1–2; 1888–1889), в котором сплав этнографических и познавательных элементов (как позднее у П.П.Бажова) воспринимался в аспекте своеобразия художественной манеры писателя, отмечалось его мастерство пейзажиста. Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 посвящен роман «Три конца. Уральская летопись» (1890); в жестких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе «Золото» (1892), голод в уральской деревне 1891–1892 в романе «Хлеб» (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов «Около господ», 1900). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, «русского Золя», признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока. Красочным языком, мажорной тональностью отличаются исторические повести Мамина-Сибиряка «Братья Гордеевы» (1891; о демидовских крепостных, обучавшихся за границей) и «Охонины брови» (1892; их эпохи Пугачевщины на Урале). «Кряжистый», «сильный и смелый» и в то же время «желчно-насмешливый», по воспоминаниям современников, типичный «уральский человек», Мамин-Сибиряк пережил в 1892 счастье взаимной любви и горькую утрату любимой, скончавшейся при рождении их дочери Аленушки. Некоторую вялость, «инерционность» последующего письма отмечала критика в романах писателя «Весенние грозы» (1893; о повседневной жизни провинциальной интеллигенции), «Без названия» (1894; о трудовой артели, организованной богачом-филантропом для бедствующих интеллигентов), в сборниках рассказов «Ноктюрн» (1899), «Золотая муха» (1903). Одна из лучших книг Мамина-Сибиряка – автобиографический роман-воспоминание о Санкт-Петербургской юности «Черты из жизни Пепко» (1894); ему тематически близок роман «По новому пути» (1896; другое нащвание – «Ранние всходы») – о печальной судьбе курсистки в Санкт-Петербурге. Тема художника, осознающего свою исчерпанность, звучит в связанном с проблемой декаданса и потому несколько неожиданном для писателя романе «Падающие звезды» (1899), повествующем о влечении русского скульптора к немой англичанке. Классикой мировой литературы для детей стали многие произведения Мамина-Сибиряка, открывающие высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых (сборник рассказов «Детские тени», 1894; хрестоматийные рассказы «Емеля-охотник», 1884; «Зимовье на Студеной», 1892; «Серая Шейка», 1893; «Аленушкины сказки», 1894–1896). Умер Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в Санкт-Петербурге в ночь с 27 на 28 ноября 1912 года.
[525x700]
Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
В честь писателя названо несколько улиц, в том числе одна из них находится в Екатеринбурге. К 150-летию со дня рождения писателя, в 2002 году Союз писателей России и Ассоциация писателей Урала учредили Премию имени Д.Н.Мамина-Сибиряка, ежегодно вручаемую авторам, чьи работы так или иначе связанные с Уралом. Первое вручение премии прошло в ноябре 2002 года на родине писателя, в посёлке Висим (Свердловская область). В Екатеринбурге на улице Пушкина есть дом-музей Д.Н.Мамина-Сибиряка. В 1963 году имя писателя получил Нижнетагильский драматический театр. Писатель изображён на лицевой стороне купюры номиналом 20 уральских франков 1991 года выпуска.
Сочинения: Д.Н.Мамин-Сибиряк. Полное собрание сочинений в восьми томах.. — Москва.: «Товарищество А.Ф.Маркс», 1915 г.; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Собрание сочинений в восьми томах.. — Москва.: «Государственное издательство Художественной литературы», 1954-1955 гг.; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Собрание сочинений в десяти томах Москва: «Правда», 1958; Д. Н.Мамин-Сибиряк. Повесть и рассказы. — Уфа.: «Башкирское книжное издательство», 1978 г.; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Собрание сочинений в 6 томах — Москва: «Художественная литература», 1980—1981; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Полное собрание сочинений (Вступительная статья П.В.Быкова), тома 1—12, Петроград,1915—1917; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Собрание сочинений (Вступительная статья и примечания Е.А.Боголюбова), тома 1—12, Свердловск, 1948 — 1951; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Собрание сочинений (Вступительная статья Ф.Гладкова), тома 1—8, Москва, 1953—1955; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Собрание сочинений (Вступительная статья Ф.Гладкова, А.Груздева), тома 1—10, Москва, 1958; Д.Н..Мамин-Сибиряк. Полное собрание сочинений в 20 томах. Екатеринбург, «Банк культурной информации» 2002 — издается по сей день.
Литература: Боголюбов Е.А., Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка, выпуски 1—4, Пермь, 1944; Кремянская Н.И., Д.Н.Мамин-Сибиряк как детский писатель, Свердловск, 1952; Д.Н.Мамин-Сибиряк. Сто лет со дня рождения. 1852—1952, Свердловск, 1953; Груздев А.И., Д.Н.Мамин-Сибиряк. Критико-биографический очерк, Москва, 1958; Д.Н.Мамин-Сибиряк в воспоминаниях современников, Свердловск, 1962; Удинцев Б.Д., Боголюбов К.В., Певец Урала, Свердловск, 1969; Дышаленкова Р. Знаток уральского края / № 11. — Магнитогорск: «Западно-Восточный Альянс», 2007. — Страницы 56—57; Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. — Москва, 2000.
1852
Эдуард Дмитриевич Плеске (немецкое имя — Eduard Theodor Pleske)
российский государственный деятель. Управляющий Государственным банком Российской империи (1894—1903), министр финансов (1903—1904), член Государственного совета (с 1904); тайный советник (с 1896). Брат учёного-зоолога Фёдора Эдуардовича Плеске Родился в семье генерал-майора Эдуарда Людвига Плеске (1817/1818—1873), офицера различных сапёрных подразделений, а затем чиновника по интендантскому ведомству, и его жены Маргариты Елизаветы Оом (1822—1880), дочери педагога Анны Фёдоровны Оом. Образование получил в Императорском Александровском лицее. По выходе из лицея с малой золотой медалью и чином IX класса в начале 1873 года поступил на службу по министерству финансов, где прошёл все степени служебной иерархии. Первую половину своего служебного поприща он проходил в департаменте окладных сборов; в марте 1888 года был назначен вице-директором этого департамента. Спустя год был переведён в кредитную канцелярию — сперва вице-директором. В 1891 году был командирован в Париж в связи с реализацией российских «золотых» займов. В начале 1892 года занял важную и влиятельную должность директора Особенной канцелярии по кредитной части и, одновременно, управляющего делами Комитета финансов. С переходом в кредитную канцелярию он стал одним из ближайших сотрудников тогдашнего министра финансов И.А.Вышнеградского в банковской политике. С 1894 по 1903 год был управляющим Государственным банком Российской империи. В этот период была осуществлена реформа Государственного банка (разработка и внедрение Устава банка 1894 года, передача банку эмиссионного права в ходе денежной реформы 1895—1897 гг., расширение кредитования промышленности и сельского хозяйства). При нём проводились мероприятия Министерства финансов периода экономического кризиса рубежа: интервенционные синдикаты для поддержания котировок российских ценных бумаг на Санкт-Петербургской бирже (1899—1900); санация банковско-промышленной группы Л.С.Полякова (в 1901—1903). Плеске был человек более культурный, более способный, с большой выдержкой, весьма чистый, честный и благородный человек, но с немецким умом, который имеет то преимущество, что он ограничивает полёт мысли, а с другой стороны, тот недостаток, что у лиц с немецким умом часто не хватает надлежащего полёта мысли. — Витте С.Ю. 1849—1894: Детство. Царствования Александра II и Александра III, глава 16 // Воспоминания. — Москва: Соцэкгиз, 1960. — Том 1. — Страница 345. — 75 000 экземпляров. 16 (29) августа 1903 года был назначен управляющим Министерством финансов, сменив на этом посту Сергея Витте. Однако через полгода 4 февраля 1904 года из-за болезни ушёл в отставку. Умер 9 мая 1904 года. Похоронен на Смоленском евангелическом кладбище.
Награды: Орден Святой Анны I степени; Орден Святого Станислава I степени. Состоял уполномоченным дирекции Московского отделения ИРМО в Главной дирекции общества.
Литература: Плеске Эдуард Дмитриевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Плеске, Эдуард Дмитриевич // Большая российская энциклопедия : [в 35 томах.] / главный редактор Ю.С.Осипов. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2004—2017; Алексеев М.Ю, Пачкалов А.В. Министры финансов: От Российской империи до наших дней. — Москва : Альбина Паблишер, 2019. — 554 страницы. — ISBN 978-5-9614-2182-8; Императорский дом. Выдающиеся сановники. Энциклопедия биографий. Том 2.
1853
Николай Константинович Бух
русский революционер-народник. Кличка «Иван Васильевич». Из семьи высокопоставленного чиновника. Брат — Бух, Лев Константинович. В 1873 году поступил в Медико-хирургическую академию; включился в революционное движение в Петербурге. В 1874 году принимал участие в «хождении в народ», бросив учёбу в академии и перейдя на нелегальное положение. Не был разыскан и потому не судим на «процессе 193-х». Входил в бакунистский кружок самарцев (Н.Головина, П.Чернышев, Л.Городецкий и др.). В 1875 году вошёл в кружок киевских бунтарей. В 1877—1878 годах работал в тайной типографии, печатавшей «Начало». В 1878 году после передачи типографии землевольцам вновь участвовал в её работе. В августе 1879 году принят в «Землю и Волю» и после раздела организовал типографию «Народной Воли» в Сапёрном переулке. Был избран членом Исполнительного комитета «Народной воли». 18 января 1880 года оказал вооружённое сопротивление при аресте. По процессу 16-ти приговорён к 15 годам каторги, которую отбывал на Каре. В 1895 году вернулся из Сибири. До конца 1917 году примыкал к эсерам. После Октябрьской революции жил в Харькове. Умер после 1934 года.

1853
Михаил Никифорович Кайгородов
генерал от инфантерии, иркутский губернатор (1905—1906), комендант Гродненской крепости (1915—1916). Михаил Никифорович принадлежал к старому полоцкому военному роду Кайгородовых, давшему Российской Империи немало выдающихся личностей. Михаил Кайгородов родился в Полоцке, в семье преподавателя Полоцкого кадетского корпуса, генерал-майора Никифора Ивановича Кайгородова (1810—1882). Начальное военное образование Михаил получил во Второй Санкт-Петербургской военной гимназии. 21 августа 1870 года он поступил юнкером в Михайловское артиллерийское училище. Оттуда он был выпущен в чине подпоручика в 3-ю конно-артиллерийскую батарею. В 1878 году поручик Кайгородов поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, после окончания которой он был переведен в штаб Петербургского военного округа. В штабах Михаил Кайгородов служил до 1893 года. Затем он занимал должности начальника штаба 37-й пехотной дивизии (1893—1900) и командира 2-го Финляндского стрелкового полка (1900—1901), а кроме того был Нюландским (1901—1905) и Иркутским (1905—1906) губернатором. Как сообщала в своем номере от 30 декабря 1905 года иркутская газета «Восточное обозрение», «ужасающее количество грабежей и убийств заставило служащих Забайкальской железной дороги призадуматься о своей судьбе». Депутация из восьми членов местной городской думы посетила канцелярию губернатора Кайгородова 27 декабря — практически в разгар Первой русской революции. Будучи больным, Кайгородов принял посетителей у себя в доме, причем сделал это «немедленно» и «в высшей степени любезно». В конце декабря 1905 года оказавшийся старшим по должности в Иркутской губернии Hиколай Гондатти доносил в МВД, что Кайгородов болен и «нет оснований рассчитывать, что скоро поправится, потому что чем серьезнее становится положение, тем более его болезнь осложняется».

М.Н.Кайгородов в журнале «Разведчик» № 1195, 7 октября 1913 года
Первая мировая война
В мае 1906 года Кайгородов получил назначение в бригаду 2-й гренадерской дивизии, а 22 ноября 1907 года он был произведен в генерал-лейтенанты (за отличие) и назначен начальником 26-й пехотной дивизии. В дивизию на тот момент входили 101-й Пермский, 102-й Вятский, 103-й Петрозаводский и 104-й Устюжский Генерала Князя Багратиона пехотные полки, дислоцированные в Гродно. 5 сентября 1913 года Михаил Кайгородов получил пост коменданта Гродненской крепости, а уже 19 декабря он был произведен в чин генерала от инфантерии. К этому времени он уже был кавалером восьми орденов. На начальном этапе Первой мировой войны крепость в Гродно находилась в тылу, однако уже в 1915 году ее гарнизон принял самое активное участие в боевых действиях. 3 сентября 1915 года, в ходе Великого Отступления, крепость была оставлена русскими войсками. При этом уже 21 сентября оперативное отделение генерал-квартирмейстера при главнокомандующем армиями Западного фронта начало следствие по поводу оставления крепости: дело называлось «Дело материалов по расследованию обстановки, при которой были оставлены Гродненские укрепления». Расследование было поручено генералу от инфантерии Леониду Сирелиусу. В ходе следствия Кайгородов обвинялся в том, что неверно оценил сложившуюся обстановку и не усилил гарнизон 4-го форта крепости резервными частями, а также в том, что он не придал должного значения слабым, в артиллерийском отношении, Рогачёвским позициям. В результате Гродненская крепость перешла в руки противника на сутки раньше, чем требовалось — что, в свою очередь, отрицательно сказалось на общей оперативной обстановке всего Западного фронта. В своё оправдание Кайгородов утверждал, что просил штаб Западного фронта оставить в крепости 74 орудия, что, по его мнению, позволило бы организовать действенную оборону. Но к мнению генерала не прислушались, и почти вся артиллерия крепости была эвакуирована. Даже после того как в Гродненской крепости закрепился противник, ещё около года Михаил Кайгородов числился в должности её коменданта. Лишь 23 июля 1916 года он был переведен в резерв при штабе Минского военного округа. Точная дальнейшая судьба генерала неизвестна. Но, по некоторым данным, в октябре 1918 года он был расстрелян большевиками в Москве.
Награды: Орден Святого Владимира II степени; Орден Святого Владимира III степени; Орден Святого Владимира IV степени; Орден Белого орла (Российская империя) с мечами; Орден Святой Анны I степени; Орден Святой Анны II степени; Орден Святой Анны III степени; Орден Святого Станислава I степени; Орден Святого Станислава II степени; Орден Святого Станислава III степени.
Семья: Состоял в браке, трое детей (на 1911—1914 годы). Братья: Дмитрий Никифорович Кайгородов (1846—1924) — лесовод, специалист в области лесной технологии, орнитологии, педагог и популяризатор естествознания, «отец» русской фенологии, почётный профессор Санкт-Петербургского лесного института. Нестор Никифорович Кайгородов (1840—1916) — генерал-лейтенант.
Сочинения: Пособие для полевых и зимних практических занятий (совместно с Я.Б.Преженцовым, 1884); Планы западного пограничного пространства (1884); Военно-энциклопедический словарь (сотрудничал при издании).
Литература: Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва: АСТ; Астрель, 2003. — 896 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-17-019670-9 (ACT); ISBN 5-271-06895-1 (Астрель); Список старшим войсковым начальникам, начальникам штабов: округов, корпусов и дивизий и командирам отдельных строевых частей. Санкт-Петербург. Военная Типография. 1913; Список генералам по старшинству. Составлен по 28 апреля 1914. Петроград, 1914; Список генералам по старшинству. Составлен по 23 июля 1916. Петроград, 1916; Список Генерального штаба. Исправлен на 14 июня 1914. Петроград, 1914; Список Генерального штаба. Исправлен на 14 января 1916. Петроград, 1916; Список Генерального штаба. Исправлен на 16 января 1917. Петроград, 1917; Лазарев С.А. Герои Великой войны. Известные и неизвестные. Санкт-Петербург, 2007; Ганин А.В. Корпус офицеров Генерального штаба в годы Гражданской войны 1917—1922 гг. Москва, 2010; Михаил Никифорович Кайгородов // Разведчик / Редактор.-издатель В.А.Березовский. — Санкт-Петербург: Типография Тренке и Фюсно, 1913. — № 1195. — Страница 577; ВП по военному ведомству // Разведчик. — Петроград, 1915. — № 1286; Высочайший Приказ по военному ведомству // Разведчик. — Петроград, 1915. — № 1292.

1853
Генри Уолкотт Фарнам (Henry Walcott Farnam)
американский экономист, профессор Йельского университета, президент Американской экономической ассоциации в 1911 году. Генри родился в Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США, в семье потомков Джона Хоуленда, который приехал из Англии на корабле «Мэйфлауэр» в 1620 году. Отец Генри Фарнам (9 ноября 1803—4 октября 1883) был президентом железной дороги Рок-Айленда и партнером Джозефа Шеффилда, основателя научной школы Шеффилда при Йельском университете. Отец вышел в отставку в 1863 году. Мать Энн Софии Уитман (1816—1904). Обучение начал в Фармингтоне, затем два года проходил обучение во Франции, и четыре года в гимназии Гейдельберг и Веймар в Германии). В 1870—1871 годах обучался в средней школе Хопкинса в Нью-Хейвен, штат Коннектикут. В 1874 году получил степень бакалавра в Йельском колледже, а в 1876 году удостоен степени магистра в Йельской высшей школе. Затем обучение продолжил в Берлинском университете и Гёттингенском университете, а в 1878 году удостоен степени доктора в Страсбургском университете. Вернувшись в Йельский университет, преподавал латынь в 1879—1880 годах, а в 1880 году стал профессором политэкономии в 1880—1912 годах, профессором экономики в 1912—1918 годах и эмерит-профессор с 1918 года. Работал на факультете Йельской высшей школы в 1903—1918 годах, членом совета научной школы Шеффилда в 1881—1903 годах, президентом конференции благотворительных организаций и исправительных учреждений штата Коннектикут в 1910—1911 годах. В 1923 году удостоен почётной степени доктора в области права в Йельском университете. Умер в родном городе 5 сентября 1933 года.
Семья
26 июня 1890 года Генри женился на Элизабет Алхэм Кингсли (21 октября 1863—1 мая 1951), дочери доктора Ульияма Л.Кингсли (1824—1896) из Нью-Хейвен и Ханны Луиз Апхэм Кингсли (1824 —1884), а с июля 1890 года путешествует с супругой на Дальний Восток, в Японию, Китай, Индию, Египет. У них с Элизабет родились двое дочерей Луиза Уитмен и Кэтрин Кингсли и сын Генри У. Фарнам (12 мая 1894—17 января 1970).
Библиография: Farnam H. W. Die innere französische gewerbepolitik von Colbert bis Turgot. — Leipzig, Duncker & Humblot, 1878; Farnam H. W. Henry Farnam — New Haven, Press of Tuttle, Morehouse & Taylor, 1889; Farnam H. W. The relation of state and federal legislation to the child labor problem. A paper read at a Child Labor Conference held in Hartford, Connecticut, December 4, 1908, under the auspices of the Consumers' League of Connecticut; Farnam H. W. Introductory Note//History of Labour in the United States/ eds. J.R. Commons, D.J. Saposs, H.L. Sumner, E.B. Mittelman, H.E. Hoagland, J.B. Andrews, S.Perlman — New York: The Macmillan Company, 1918; Farnam H. W. Address by the president of the American Association for Labor Legislation at the annual meeting, December 28th, 1909; Farnam H. W. Bibliography of the Department of Economics and Sociology of the Carnegie Institution of Washington — New Haven, Tuttle, Morehouse & Taylor Co., 1912; Farnam H. W. Bibliography of the Department of Economics and Sociology of the Carnegie Institution of Washington — New Haven, Tuttle, Morehouse & Taylor Co., 1914; Farnam H. W. Biographical record of the class of 1874 in Yale college, part fourth, 1874—1909 — New Haven, The Tuttle, Morehouse & Taylor Co., 1912; Farnam H. W. The seamen’s act of 1915. — Washington, Govt. print. off., 1916; Farnam H. W. The economic utilization of history, and other economic studies — New Haven, [Conn.] : Yale University Press, 1913; Farnam H. W. Civil service and Connecticut — Hartford, Conn., The Connecticut League of Women Voters, 1922; Farnam H. W. Shakespeare’s economics. — New Haven, Yale University Press; 1931.
[492x700]
1854
Николай Алексеевич Преображенский (псевдоним - Карбони)
артист оперы (драматический тенор), оперетты, концерт. певец и вокальный педагог. Родился в Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии, в семье священника. По окончании духовной семинарии был псаломщиком в церкви Санкт-Петербургского Михайловского дворца. В 1877—84 обучался пению в Санкт-Петербургской консерватории (класс И.А.Мельникова), затем брал уроки у Дж.Корси. Будучи учеником консерватории, пел в хоре Санкт-Петербургского Мариинского театра, с 1885 выступал в оперетте на сцене московского Малого театра, затем пел в Тифлисе, Одессе, Киеве. Впоследствии совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у А.Буцци и Дж.Ронкони. В 1886—1888 под псевдонимом Карбони пел на оперных сценах Италии (Болонья, Милан, Флоренция, Триест, Падуя), Испании (Мадрид), Египта (Александрия), Греции (остров Корфу). В 1888—1893 солист московского Большого театра, где дебютировал в партиях Фауста (одноимённая опера Ш.Гуно, на итальянском языке) и Богдана Собинина ("Жизнь за царя" М.Глинки). В 1892 гастролировал в Санкт-Петербургском Мариинском театре. С 1893 выступал в Киеве (до 1895), Нижнем Новгороде (август 1894, антреприза Д.А.Бельского), Харькове (1894), Одессе, Казани, Саратове (1890) и других городах. В 1896 совершил концертное турне по Сибири и Японии. Обладал сильным, с "металлическим" оттенком голосом нежного тембра (баритонального характера) и широкого диапазона (свободно брал верхнее до). Яркий представитель итальянской школы пения бельканто. Исполнение отличалось эмоциональной насыщенностью. Музыкальные критики Н.Кашкин и С.Кругликов отмечали в его манере исполнения подражание итальянским певцам, излишнюю аффектацию, отсутствие простоты. Выступал преимущественно в партиях героического плана в операх зарубежных композиторов. Был кумиром студенческой молодежи Москвы. 1-й исполнитель партий: в московском Большом театре — Гарольда (одноимённая опера Э.Направника, 1888), Лоэнгрина (одноимённая опера Р.Вагнера, 1889), Отелло (одноимённая опера Дж.Верди, 1891); в Харькове — Канио ("Паяцы" Р.Леонкавалло, 1894). Лучшие партии: Иоанн Лейденский ("Иоанн Лейденский"/"Пророк" Дж.Мейербера), Рауль де Нанжи ("Гугеноты" Дж.Мейербера), Элеазар ("Жидовка" Ж. Ф.Галеви), Фауст (одноимённая опера Ш.Гуно), Хозе ("Кармен" Ж.Бизе), в операх Дж.Верди — Манрико ("Трубадур", 1889), Отелло ("Отелло"), Радамес ("Аида" Дж.Верди). Другие партии: Богдан Собинин ("Жизнь за царя" М.Глинки), Князь ("Русалка" А.Даргомыжского), Андрей ("Мазепа" П.Чайковского), Ленский ("Евгений Онегин" П.Чайковского), Елеазар ("Маккавеи" А.Рубинштейна); Мазаниелло ("Фенелла, или Немая из Портичи" Д.Обера), Васко да Гама ("Африканка" Дж.Мейербера, 1890), Роберт ("Роберт-Дьявол" Дж.Мейербера), Ричард ("Бал-маскарад" Дж.Верди, 1891), Фауст ("Мефистофель" А.Бойто), Тангейзер (одноим. опера Р.Вагнера). Партнёры: А.Ю.Больска, П.Б.Борисов, И.Ф.Бутенко, С.Г.Власов, П.Н.Григорьев, М.Ф.Дворец, А.О.Каратаева, Б.Б.Корсов, А.П.Крутикова, В.Я.Майборода, И.В.Матчинский, С.В.Тамарова, С.Е.Трезвинский, В.Трубин, А.Фострём, П.А.Хохлов. Пел под управлением И.К.Альтани, Э.Ф.Направника, И.О.Палицына и др. Исполнял сольные партии в "Реквиеме" В.А.Моцарта (1891, Москва, в ансамбле с Е.Лавровской, В.Майборода), "Реквиеме" Дж.Верди (26 февраля 1898, Москва, под управлением М.М.Ипполитова-Иванова; критик И.Липаев отмечал неудачное исполнение певца). С 1898 преподааал в Казани. В 1901—1908 жил в Вятке, с 1908 — в Риге, где давал частные уроки пения. Среди учеников — А.Брайнин. Умер в городе Карлсбад Рижского уезда Лифляндской губернии, ныне город Юрмала (Латвия) 13 июня 1910 года. Архивные материалы Преображенского в Государственном театральном музее имени А. Бахрушина (фонд № 218, 23 едини хранения, 1887—1896).
Литература: Театральный мирок. 1886. № 20. Страница 4; Корещенко А. Концерт Н.А.Преображенского // Московские ведомости. 1894: № 73; Н.А.Преображенский. (Некролог) // Ежегодник императорских театров. Сезон 1910. Выпуск 8. — Санкт-Петербург, 1911. Страницы 161—162; Чешихин В.Е. Н.А.Преображенский в памятниках его артистической деятельности (1886—1895) // Музыка и жизнь. 1911. № 8; Шкафер В.П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Ленинград, 1936; Чернышев А. Преображенский Н. Судьба вокалиста // Советское искусство. 1935. 17 июля; Салина Н.В. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Ленинград; Москва, 1941. Страницы 120—123, 130—131; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Ленинград;1973. Страницы 184; Его же. Русский оперный театр на рубеже XIX—ХХ веков и Ф.И Шаляпин. 1890—1904. — Ленинград;1974. Страница 17; Преснецов Р. Музыка и музыканты Вятки. — Горький, 1982. Страницы 78—79.
[485x700]
1854
Джон Филип Соуза (John Philip Sousa)
американский композитор и дирижёр духовых оркестров, автор знаменитого марша «The Stars and Stripes Forever», ставшего национальным маршем США. Суза вошёл в историю американской музыки как «король маршей». Родился в Вашингтоне. Оба родителя Сузы были иммигрантами: отец, Джон Антонио Суза, тромбонист оркестра морской пехоты Соединённых Штатов «Марин бэнд», родился в Испании и имел португальское происхождение, мать, Мария Элизабет Тринкаус ― родом из Баварии. Согласно советской музыкальной энциклопедии под редакцией Ю.В.Келдыша, настоящее имя музыканта ― Зигфрид Окс, а «Суза» (Sousa) является искусственным сочетанием из «S.O.» (как сокращение по первым буквам имени и фамилии) и «USA» (США). Музыкальный словарь Гроува утверждает, что такая версия не имеет под собой достаточных оснований. Джон Филип, третий из десяти детей в семье, не отличался хорошим здоровьем и на первых порах воспитывался и получал образование дома. Позднее, уже учась в школе, он стал брать уроки игры на скрипке у Джона Эспуты, теории музыки и композиции ― у Джорджа Феликса Бенкерта, также осваивая фортепиано, флейту и медные духовые инструменты. В возрасте одиннадцати лет Суза организовал свой первый духовой оркестр, а в тринадцать ― собирался сбежать с бродячим цирком, но по настоянию отца поступил в «Марин бэнд». В это время он также выступает как скрипач и пробует силы в композиции. В 1874 Суза покидает оркестр, но продолжает выступления в качестве скрипача, в том числе на домашних концертах у заместителя Госсекретаря США Уильяма Хантера. После кратковременного сотрудничества с несколькими вашингтонскими театрами в качестве дирижёра в 1876 году Суза отправляется в Филадельфию, где принимает участие в торжествах по случаю столетия США. Оркестром, собранным по этому случаю, был приглашён руководить Жак Оффенбах, а Суза играл в нём первую скрипку. Деятельность Сузы в Филадельфии продолжилась: он выступал с концертами и писал музыку для театральных постановок. Среди его работ этого времени ― аранжировки нескольких оперетт Гилберта и Салливана, в том числе одной из наиболее популярных ― «Фрегат „Пинафор“», для которой Суза написал новую оркестровку, высоко оценённую самими авторами. В 1880 Суза был назначен дирижёром Оркестра морской пехоты и за двенадцать лет работы с этим коллективом вывел его в число лучших военных оркестров Америки.
[700x360]
Суза активно участвовал в расширении репертуара оркестра, аранжируя для него классические произведения и сочиняя новую оригинальную музыку (преимущественно марши). 1880-е годы ― время начала популярности Сузы как композитора: первый его крупный успех в жанре оперетты ― «Желанная» (1883), а среди маршей большую популярность завоевал «Гладиатор» (1886). В 1890―1892 Суза вместе с оркестром провёл крупные гастрольные туры по США, а затем по предложению мецената Дэвида Блейкли организовал собственный оркестр. Новый коллектив, получивший известность просто как «Оркестр Сузы», с первого сезона своего существования с большим успехом выступал по всей стране, в 1900 ― на Всемирной выставке в Париже, в 1900―1905 ― в странах Европы, а в 1910―1911 провёл мировое турне. На 1890-е приходится пик популярности оперетт Сузы, среди которых ― «Капитан» (El Capitan, 1895). Насыщенная концертная жизнь оркестра прервалась лишь в 1914, с началом Первой мировой войны, а после неё вновь возобновилась. Лишь в 1929, после начала Великой депрессии, количество концертов сократилось, а последние выступления оркестра состоялись в сентябре 1931. В 1920-е Суза помимо руководства оркестром занимался проблемами музыкального образования и участвовал в жюри конкурсов. Суза умер в городе Рединг, штат Пенсильвания от инфаркта 6 марта 1932 года, вскоре после репетиции с местным духовым оркестром.

Он похоронен на кладбище Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США
Архивы документов, связанных с именем Сузы, хранятся в библиотеках Конгресса США, Иллинойсского университета, Оркестра морской пехоты. В течение многих лет бывшие музыканты его оркестра сохраняли традицию отмечать день рождения своего руководителя собраниями и торжественными обедами в Нью-Йорке. Наиболее известная часть творческого наследия Сузы ― марши для духового оркестра, ему принадлежат 136 сочинений в этом жанре. Марши Сузы разнообразны по характеру, но все они отмечены оптимизмом и жизненной энергией. Среди них ― «Звёзды и полосы навсегда» (Stars and Stripes Forever; ныне национальный марш США), «Semper Fidelis» (ставший неофициальным гимном американской Морской пехоты) и многие другие. Суза написал также пятнадцать оперетт, близких по стилю к работам Гилберта и Салливана, около семидесяти песен и ряд сочинений для духового оркестра.
Грампластинка с записью марша «Stars and Stripes Forever», начала XX века
В театре
На музыку нескольких маршей композитора, оркестрованных Херши Кеем, балетмейстер Джордж Баланчин поставил одноактный балет «в пяти кампаниях» «Звёзды и полосы». Премьера состоялась 17 января 1958 года в Нью-Йорке, на сцене Городского центра музыки и драмы в исполнении артистов труппы Нью-Йорк Сити балет.
Литература: Суза Джон // Музыкальный энциклопедический словарь. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 527. — 672 страницы; Суза Джон Филип // Музыкальная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1981. — Том 5. — Страницы 345—346. — 1056 страниц.

1855
Агриппина Константиновна Джапаридзе, графиня Зарнекау (фон Царнекау) (грузинское имя — აგრაფინა ჯაფარიძე, გრაფინია ფონ ზარნეკაუ)
представительница грузинской аристократии 19-го века, морганатическая супруга его высочества Константина Петровича Ольденбургского, меценатка. Вместе с мужем известна ролью в тайном заключении предполагаемого морганатического брака великого князя Георгия Александровича со своей родственницей, княжной Накашидзе, вызвавшего скандал в императорском доме Романовых. Агриппина родилась в исторической области Грузии Рача, в семье грузинских дворян Константина и Мелании Джапаридзе. Её отец скончался в 1860 году, когда Агриппине было всего пять лет. После смерти мужа её мать Мелания переехала в Кутаиси со своей семьей и вновь вышла замуж. В этом же новом городе Агриппина получила образование в школе святой Нины (школа № 3), где была одноклассницей Олимпии, сестры грузинского публициста Нико Николадзе. В 1876 году, в возрасте 21 года, Агриппина вышла замуж за грузинского князя Тариэла Дадиани, прежняя супруга которого, София, скончалась после рождения их четвёртого ребёнка.
Неизвестно, имела ли Агриппина собственных детей от Дадиани, однако известно, что их брак был несчастливым, отчасти из-за зависимости Тариэла от разорительных азартных игр. Во 2-м (морганатическом) браке с 20 октября 1882 с принцем Константином Петровичем Ольденбургским. 1 ноября 1882 года от герцога Ольденбургского Агриппина получила для себя и своего потомства титул графов Царнекау (при русском дворе использовался вариант — Зарнекау). Умерла в Кисловодске 18 октября 1926 года.
Дети, с титулом графов Зарнекау: Зарнекау, Александра Константиновна (10 мая 1883, Кутаиси — 28 мая 1957, Париж; погребена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем). В 1-м браке с 17 февраля 1900 по 1908 со светлейшим князем Георгием Александровичем Юрьевским. Их сын — Юрьевский, Александр Георгиевич. Во 2-м браке с 30 октября 1908 с князем Львом Васильевичем Нарышкиным (1 января 1876 — 4 апреля 1931); Зарнекау, Екатерина Константиновна (16 скетября 1884, Кутаиси — 24 декабря 1963, Париж). В 1-м браке в 1907—1910 с Иваном Ивановичем Пленом (Ploen; 1874—1953). Их дочь Татьяна (1907—1960), в браке с Николаем Владимировичем Ельчаниновым. Во 2-м браке в 1912—1915 с Александром Константиновичем Тоном (1878—1917). В 3-м браке в 1916—1926 с Фёдором Дмитриевичем Хомичевским (1883—1931). В 4-м браке с генералом Павлом Николаевичем Шатиловым (1881—1962). В эмиграции с 1929, проживала во Франции. Информация об обстоятельствах её побега стала известна ОГПУ после того как графиня описала в эмигрантской печати свой побег и опубликовав имена людей, к которым имела большее или меньшее отношение в Петрограде. Это привело к аресту около 40 человек и гибели некоторых из них; Зарнекау, Николай Константинович (7 мая 1886, Кутаиси — 21 января 1976, Камбо ле Бен, Багамские острова). В 1-м браке в 1917—1930 с Марианной Эриковной фон Дерфельден (в 1-м браке Дурново, урожд. Пистолькорс (23 ноября 1890—14 мая 1976), дочь княгини Ольги Валерьяновны Палей). Во 2-м браке с 8 июня 1935 с Андрианной Аристуа (Haristay, 18 августа 1889 — 10 июля 1985); Зарнекау, Алексей Константинович (16 июля 1887, Кутаиси — 16 сентября 1918, Кронштадт). В браке с 6 сентября 1918 с Анной Джамгаровой, урожддённой Берс (20 августа 1891—22 октября 1959). В 1914 — на фронте вольноопределяющимся, в 1915 — произведен в офицеры; прапорщик Татарского конного полка; позднее — прапорщик 4-го Заамурского пограничного конного полка. В сентябре 1918 — женился и через десять дней был арестован в Петрограде как заложник и расстрелян; Зарнекау, Петр Константинович (26 мая 1889, Кутаиси — 4 ноября 1961, Париж). В 1-м браке с 24 октября 1914 с княжной Тамарой Прокопьевной Шервашидзе (20 ноября .1896 — 27 февраля 1931). Их дети: Константин (7 июня 1916, Петроград — 24 мая 1977, Сарсель, департамент Валь-ду’Аз, Франция), Нина (родилась 16 июля 1919, Гагры Кутаисской губернии). Во 2-м браке с 8 июля 1934 с Александрой Фёдоровной, урождённой Анненковой (25 июня 1906 — 8 января 1985); Зарнекау, Нина Константиновна (13 августа 1892, Кутаиси — 1922, Кисловодск).
[549x700]
1855
Эдуард Иосифович Котек
русский скрипач. Родился городе Каменец-Подольский, в семье учителя музыки чешского происхождения. Окончил музыкальную школу при Киевском отделении Русского музыкального общества, в 1871—1876 годах учился в Московской консерватории по классу скрипки у профессора Фердинанда Лауба, затем у проф. Яна Гржимали, а также по классу свободной композиции (теория музыки) у профессора Петра Чайковского. Окончил консерваторию с дипломом и медалью. В годы обучения у него завязалась дружба с П.И.Чайковским, носившая гомосексуальный характер и продолжавшаяся до смерти Котека. Чайковский ласково называл его «Котик». После окончания консерватории поступил домашним музыкантом к миллионерше Надежде фон Мекк. Котек сообщил фон Мекк о бедственном финансовом положении Чайковского, и именно благодаря ему фон Мекк начала оказывать Чайковскому регулярную финансовую поддержку. Котек выступал посредником между фон Мекк и Чайковским. Он также был свидетелем на свадьбе Чайковского. Котек помогал Чайковскому в работе над сольной партией в скрипичном концерте, который был написан в 1878 году. Чайковский высоко ценил исполнительское мастерство Котека и доверил ему первое исполнение Концерта в частном собрании, а сам композитор аккомпанировал на фортепиано. Котеку посвящён Вальс-скерцо Чайковского, написанный в 1877 году. В письме брату Модесту от 19 января 1877 года Чайковский исповедуется в своей влюблённости в Котека и сообщает, что часами ласкает его, но в то же время не желает выводить отношения за пределы чисто платонических. 4 мая 1877 Чайковский сообщал о жгучей ревности, которую вызвал у него роман Котека с певицей Эйбоженко. В письмах 1879 года у Чайковского проскальзывает уже раздражение «распущенным» поведением Котека. В 1882 году Котек уехал в Берлин, где некоторое время совершенствовал скрипичное мастерство под руководством Йозефа Иоахима, затем выступал как солист и преподавал в Высшей школе музыки. В 1884 году у Котека проявились признаки туберкулёза, и он умер в Давосе год спустя, 4 января 1885 года, не дожив до 30 лет.
1855
Дмитрий Петрович Никольский
русский гигиенист и общественный деятель, доктор медицины (1897). Родился в Перми. В 1880 г. окончил Санкт-Петербургскую Медико-хирургическую академию; работал земским, фабричным и санитарным врачом. Первым в России начал преподавать курс гигиены труда и первой помощи при несчастных случаях в Горном (с 1897), Технологическом (с 1902) и Политехническом (с 1904) институтах в Санкт-Петербурге. Выступал за улучшение условий быта и труда рабочих, организацию независимого от предпринимателей фабрично-санитарного надзора, создание специальной женской фабричной инспекции. На 2-м Пироговском съезде поднял вопрос о введении обязательного преподавания профессиональной гигиены на медицинских факультетах. По его инициативе в 1910 г. в Обществе охраны народного здравия была создана комиссия по охране труда, которую он возглавил; руководил также комиссией по распространению гигиенических знаний среди населения. После 1917 г. работал в Отделе охраны труда Петроградского областного отдела труда. Умер в Петрограде 26 июня 1918 года.
Литература: Бейлихис Г.А., Выдающийся врач-общественник Д.П.Никольский (1855—1918), "Советское здравоохранение", 1969, № 2.