1928
Дикси Ванда Хендрикс (Dixie Wanda Hendrix)  
американская актриса. Родилась в городе Джексонвилле, штат Флорида, США, в семье Макса Сильвестра Гендриксис и Мэри Элизы Бейли. Выступала в маленьком театре своего города, когда её нашел агент компании «Warner Bros.», с которой она подписала контракт и переехала в Калифорнию. На киноэкранах Хендрикс появилась в двух десятках фильмов, среди которых «Розовая лошадь» (1947), «Нора Прентисс» (1947), «Коварный лис Борджиа» (1949), «Сьерра» (1950) и «Мой брат бандит» (1951). Начиная с 1950-х годов актриса в большей степени снималась на телевидении. С февраля 1949 года по апрель 1950 года Хендрикс была в браке с актёром и бывшим военным Оди Мерфи. После развода в 1954 году она вышла замуж за Джеймса Лэнгфорда Стека младшего брата актёра Роберта Стека, с которым была вместе до 1958 года. В 1969 году актриса вышла замуж за исполнительного директора нефтяной компании Стива Ламонта. Этот брак продлился до 1980 года. В последние годы своей жизни Ванда Хендрикс страдала тяжелой формой пневмонии, от которой умерла в городе Бербанк, штат Калифорния, США, 1 февраля 1981 года. Похоронена в Глендейле на кладбище Голливуд-Хилс.
1928	
Кестутис Иозович Генис 
российский актер. В 1952 г. окончил ГИТИС, с этого же года работает в каунасском драматическом театре. С 1956 г. снимается в кино. Фильмы: «Игнотас вернулся домой» (1956), «Мост» (1957), «Пока не поздно» (1958).
1928
Вильям Федорович Козлов 
русский писатель, автор повести "Идол из старого сундучка".
 [473x700] 
1928
 Александр Васильевич Курбатов
директор производственного объединения «Завода имени Масленикова», город Куйбышев. Родился в городе Куйбышеве (Самара), в семье служащего. Русский. Трудовую деятельность начал подростком в 1942 году учеником слесаря на заводе имени Масленникова. С этим предприятием связана вся его трудовая биография. С 1950 году окончил Куйбышевский техникум сельхозяйственного машиностроения. По окончании учебы в течение трех лет работал производственным мастером инструментального цеха на том же заводе. В 1954 году был командирован на учебу в Ленинградский военно-механический институт, который закончил в 1956 году, получив квалификацию инженера-механика. Вернувшись на завод, он работал начальником технологического бюро, заместителем начальника инструментального цеха, а затем начальником механосборочного цеха. На всех порученных участках проявил профессиональные качества и инициативу. Много сделал для создания на заводе электровакуумного производства. Будучи начальником, вновь организованного цеха, а с 1964 года заместителем главного инженера, он провел работу по освоению сложного оборудования и внедрению прогрессивных технологий. В результате вдвое увеличился выпуск продукции, расширилась номенклатура изделий, повысились их качество и надежность. С августа 1976 года работал заместителем генерального директора по производству, а в апреле 1977 года возглавил объединение. На посту генерального директора в полной мере раскрылись его организаторские способности. Коллектив систематически выполнял государственный план по всем показателям. В соревновании среди предприятий отрасли объединение, начиная с 1978 года, 22 раза занимало классные места, в том числе 14 раз - первые. В результате постоянной и целенаправленной работы по укреплению плановой, производственной и трудовой дисциплины намного улучшилась ритмичность выпуска продукции и достигнуто стопроцентное выполнение договорных поставок. Под руководством А.В.Курбатова масленниковцы освоили десятки новейших изделий, необходимых для укрепления оборонной мощи страны. Завод выпускал взрыватели для боеприпасов, блоки для систем наведения ракет. Помимо военной продукции на заводе был налажен выпуск мирных товаров: станкостроительное производство и производство фотозатворов, в 1970-х годах был налажен выпуск медицинской техники и электропультовой аппаратуры, а в 1980-х годах — выпуск бытовых швейных машин, электродвигателей и ряда изделий для автомобилестроения. Особенно ощутим был эффект от освоения выпрямительных блоков генераторов, применяемых в автомобилях отечественных марок. Завод имени Маленикова стал крупным промышленно-хозяйственным комплексом, выпускающим сотни наименований продукции различного назначения, поставляющим ее в 47 стран мира, по 9000 адресам. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 декабря 1986 года за выдающиеся успехи, достигнутые в создании новой техники и выполнении заданий 11-й пятилетки Курбатову Александру Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Руководил предприятием до 1992 года. В 1992-1994 годах - исполнительный директор исполнительной дирекции Самарского Союза предприятий и предпринимателей. Автор 26 свидетельств на изобретения и ряда рационализаторских предложений, внедрение которых дали большую экономическую эффективность. Лауреат Государственной премии (1981 год, за разработку и внедрение комплекса работ по автоматизации производства). Избирался депутатом Верховного Совета СССР 11-го созыва (1984–1989). Жил в городе Самара. Умер 10 января 2021 года. Похоронен на Самарском городском кладбище. Награждён орденами Ленина (8 декабря 1986), Октябрьской Революции (10 марта 1981), Трудового Красного Знамени (29 марта 1976), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (26 апреля 1971). 
 [525x700] 
1929
 Николай Алексеевич Коробов
токарь завода «Знамя Октября» Министерства судостроительной промышленности СССР, город Ленинград. Родился в селе Коробовка ныне Грязинского района Липецкой области. Учился в сельской школе. Во время Великой Отечественной войны в 1943 году под Смоленском погиб его отец, вскоре ушел на фронт старший брат и Николай остался в селе, чтобы помогать матери растить младшего брата и сестру. Учился в школе фабрично-заводского обучения (ФЗО). В 1951-1954 годах служил в Советской Армии. После увольнения из Вооруженных Сил в 1954 году приехал в город Ленинград (с 1991 года – Санкт-Петербург) и поступил токарем на завод № 457 Минсудпрома СССР, который с 1 июля 1966 года назывался заводом «Знамя Октября», а 24 апреля 1973 года вошёл в состав научно-производственного объединения (НПО) «Знамя Октября». На заводе стал специалистом высокого класса, которого отличали новаторство и изобретательность. Квартальное задание выполнял за 2 месяца. Стал одним из зачинателей на заводе соревнования за повышение производительности труда, за улучшение качества продукции. Щедро делился опытом с молодыми рабочими, являлся наставником группы учащихся ПТУ. Один из инициаторов наставничеств на своем предприятии. Уже, будучи опытным токарем, поступил в техникум, чтобы постичь теорию токарного дела. Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 26 апреля 1971 года за выдающиеся заслуги в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию судостроительной промышленности Коробову Николаю Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Трудился в НПО «Знамя Октября» до выхода на заслуженный отдых. Жил в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Награжден орденом Ленина (26 апреля 1971), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (25 июля 1966).
 [478x698]
1929
Константин Мильевич Собакин 
график, скульптор, художник декоративно-прикладного искусства, член Союза художников РСФСР (с 1967 г.), заслуженный художник Российской Федерации. Родился в посёлке Суксун Пермской области. Окончил Свердловское художественно-ремесленное училище (1949), камнерезное отделение и Свердловское художественное училище (1960), по окончании последнего получил специальность преподавателя рисования и черчения в общеобразовательной школе. В 1960-1961 гг. – художник Народного театра и учитель рисования и черчения в средней школе в городе Красноуфимске Свердловской области. В 1961-1965 гг. – учитель рисования и черчения в средней школе посёлке Суксун. Участник художественных выставок (с 1963 г.). С 1965 г. жил в городе Перми, преподавал в художественной школе № 1. В 1969-1972 гг. – председатель правления Перм. организации Союза художников РСФСР. В 1988 г. возвратился в пос. Суксун. Участник областных, зональных, региональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных художественных выставок. К.Собакин известен в Прикамье прежде всего как один из ярчайших представителей перм. акварели советского периода и в постсоветское время. Не менее ярко представлена и другая сторона его творческой деятельности – скульптура. Резьба по камню была первой профессиональной подготовкой художника и осталась его первой любовью на всю жизнь. В течение четырех десятилетий наряду с занятиями графикой он неизменно возвращался к скульптуре: станковой, монументальной, монументально-декоративной, создав серию запоминающихся образов наших современников. При всем многообразии жанров и тем портрет остается сильнейшей стороной его творческого дарования. 
 [498x700] 
1930
 Павел Иванович Буданин
бригадир колхоза «Авангард» Чкаловского района Горьковской (ныне Нижегородской) области. Родился в деревне Белово Чкаловского района Нижегородской области, в семье крестьянина. В 1948 году окончил 8 классов Катунской средней школы Чкаловского района, а позднее экстерном там же окончил среднюю школу. Трудовой путь Павла Буданина начался рано, семья жила без отца, погибшего на фронте. С 1951 по 1955 годы П.И.Буданин служил в рядах Советской Армии, после стал жить в деревне Котельницы Чкаловского района и работать плотником в колхозе «Авангард» (позднее колхоз имени И.И.Разумовского). В 1963 году вступил в члены КПСС и стал работать в этом же колхозе в полеводческой бригаде, сначала помощником бригадира, а затем и бригадиром полеводческой бригады по выращиванию льна. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии сельскохозяйственного производства и выполнении пятилетнего плана продажи государству продуктов земледелия и животноводства Буданину Павлу Ивановичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1978 года Павел Иванович работал секретарём партийной организации в колхозе имени И.И.Разумовского Чкаловского района. Скончался 4 марта 1998 года. Похоронен в деревне Крутячево Чкаловского района Нижегородской области. Награжден орденами Ленина (8т апреля 1971) и Октябрьской Революции (1973), медалями.
 [476x700] 
1930 
Алексей Степанович Грибачев 
заслуженный лётчик-испытатель СССР (16 ноября 1973), майор (1977). Родился в селе Первомайское ныне Мелитопольского района Запорожской области (Украина). Детство и юность провёл в городе Запорожье. В 1950 окончил Киевскую спецшколу ВВС. В армии с июля 1950. В 1952 окончил Батайское ВАУЛ, в 1953 – Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу ВВС (г.Грозный). В 1953-1958 – лётчик-инструктор Черниговского ВАУЛ. С апреля 1958 – в запасе. В 1960 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1967 – Новосибирский электротехнический институт (самолётостроительный факультет). С января 1961 по 1984 – лётчик-испытатель Новосибирского авиазавода. Поднял в небо и провёл испытания опытного «Су-15УБ» (24 июня 1970). Испытывал серийные «Су-9» (1960-1962), «Су-11» (1962-1966), «Як-28П» (1963-1967), «Су-15» (1966-1981), «Су-24» (1971-1984) и их модификации. Жил в Новосибирске. До 1985 работал на Новосибирском АПО инженером. Умер 16 июля 2003 года. Похоронен в Новосибирске, на Заельцовском кладбище. Награждён орденами Ленина (29 марта 1976), «Знак Почёта» (26 апреля 1971), медалями.
 [700x563] 
1930 
Уильям Харви «Билл» Дана (William Harvey «Bill» Dana; альтернативное написание фамилии — Дэйна)  
американский летчик-испытатель, один из пилотов ракетного самолета "Х-15",  лётчик-испытатель НАСА. Родился в городе Пасадена, штат Калифорния, США. Получил степень бакалавра наук в Военной академии США в 1952 году и четыре года проработал пилотом в ВВС США. Получил степень магистра наук в области авиационной техники в Университете Южной Калифорнии. Вступил в НАСА 1 октября 1958 года. С 1965 по 1968 годы состоял в группе испытателей ракетоплана «Х-15», на котором совершил 16 полётов. Из них 2 прошли на высоте свыше 50 миль, что по классификации ВВС США трактуется как космический полёт, однако НАСА официально назвало его астронавтом лишь 23 августа 2005 года. В конце 1960-х и в 1970-х годах Дана был пилотом проекта по аэропланам с несущим корпусом, предшествовавшего шаттлам. В этом качестве он пилотировал «M2-F1», «HL-10», «M2-F3», «X-24B». Также участвовал в испытаниях аппаратов «M2-F2» и «X-24A». Последнее место службы Даны в НАСА — Лётно-исследовательский центр имени Армстронга, где он был главным инженером. Он уволился в 1998 году после 40 лет безупречной службы в НАСА. Умер в городе Финикс, штат Аризона, США, 6 мая 2014 года, от болезни Паркинсона.
1930 	
Пегги Маккей 
актриса («A Death of Innocence», «Eleanor and Franklin», «Bustin' Loose», «Amityville»: «The Evil Escapes»). 
1930 	
Михаил Юрьевич Ралль
актер, кинорежиссер, сценарист и художник. Создал в Саратове любительскую киностудию "Поиск", а в 1991 - Саратовскую творческо-производственную фирму "Артефакт". Многие его работы отмечены призами Всероссийских, Всесоюзных и Международных кинофестивалей любительского кино. 
 [699x526]
1931 
Моника Витти (Monica Vitti; настоящее имя — Мария Луиза Чечарелли; Maria Louisa Ceciarelli) 
итальянская актриса театра и кино. Родилась в Риме. Рано увлеклась театром, с десяти лет принимала участие в школьной самодеятельности. В 1953 окончила Римскую Академию драматического искусства, выступала на подмостках римских театров в пьесах Мольера, А.Миллера, Э.Ионеско, Б.Брехта и даже в запрещенной в Италии Мандрагоре Н.Макиавелли. Свой сценический псевдоним образовала от фамилии своей матери Аделины Виттилья. Дебютировала в кино эпизодической ролью в фильме «Скачи, скачи, скачи» (Ridere Ridere Ridere, 1955). Первые несколько работ – случайные проходные роли. Сезон 1956–1957 играла в римском театре «Театро Арлекино», где познакомилась в классиком итальянского кино М.Антониони. Он поставил спектакль с участием Витти, пригласил ее озвучить актрису Дориан Грей в фильме «Крик» (Il grido, 1957). Витти, аристократичная, интеллектуальная и холодная актриса, как нельзя лучше соответствовала фильмам Антониони. Начиная с «Приключения» (L'avanture, 1959) сыграла главные роли тетралогии «Ночь» (La Notte, 1960), «Затмение» (L'eclisse, 1962), «Красная пустыня» (Le Deserto Rosso, 1964). Работа в «Приключении» сделала из нее кинозвезду на роли женщин, которые, запутавшись в своих любовных отношениях и перестав получать от них удовлетворение, способны в мгновение ока разорвать бывшие связи. Оставшись в одиночестве, героини Витти в поисках душевного равновесия и психологической гармонии обычно заводят новые романы. Но ни в одном романе они не находят того, что ищут, – духовности и сердечности. За роль в «Приключении» Витти была награждена в 1961 Премией Британской киноакадемии. В фильмах Антониони внутренняя изолированность и опустошенность героинь Витти дополнена холодными и словно необитаемыми урбанистическими пейзажами. От фильма к фильму болезненность персонажей Витти нарастает, в «Красной пустыне» ее героиня уже психически больна. В конце 1960-х годов Витти и Антониони расстались. Лишь однажды она сыграет в его более поздней картине «Тайна Обервальда» (Il Mistero di Oberwald, 1980) по пьесе Ж.Кокто «Двуглавый орел», в которой исполнила мелодраматическую роль королевы Елизаветы Австрийской. В второй половине 1960-х годов Витти неожиданно проявляет незаурядный талант умной комедийной актрисы, снимаясь во многих сатирическких, эксцентрических комедиях, например в английском фильме «Модести Блейз»: красотка, которая убивает (Modesty Blaise, 1966) Дж.Лоузи. Героиню этого фильма часто называют британским «клоном» американского Джеймса Бонда. Этот персонаж Витти не имел ничего общего с психопатическими неврозами утонченных и истомленных скукой леди в фильмах Антониони, последователи которого часто предлагали Витти роли в своих эпигонских лентах. Но Витти оказалась самостоятельной актрисой и навсегда порвала со своим «усталым» прошлым. Ее новые героини были находчивы, жизнелюбивы, острумны, умели петь и танцевать. Такова героиня в фильме «Девушка с пистолетом» (La Ragazza con la pistola, 1968; в русском прокате «Не промахнись, Асунта!») М.Моничелли; за эту роль Витти получила Премию МКФ в Сан-Себастьяне. В этом же ряду ее работы в картинах «Драма ревности» (Dramma della gelosia, 1970) Э.Сколы, «Такими уж мы, женщины, созданы» (Noi donne siamo fatte cosм, 1971) Д.Ризи, «Тереза-воровка» (Teresa la ladra, 1973) К.Ди Пальма, «Безумные постели» (Letti selvaggi, 1979) Л.Дзампы, «Гостиничный номер» (Camera d'albergo, 1981) Моничелли, «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» (Io so che tu sai che io so, 1982) А.Сорди и другие. В 1970–1980-х годах Витти в основном играет в театре, но с кино не порывает, иногда обращаясь к драматическим ролям, как в «Пацифисте» (La Pacifista, 1970) М.Янчо, «Призраке свободы» (Le Fantоme de la liberté, 1974) Л.Бунюэля, в «Государственных интересах» (Ragione di stato, 1977) А.Кайата. В 1983 написала сценарий фильма Флирт, получившего на МКФ в Берлине «Серебряного Медведя» (режиссёр Р.Руссо). В 1989 поставила мелодраму «Тайный скандал» (Scandalo segreto), в котором сыграла одну из ролей. В 1995 на МКФ в Венеции была награждена «Золотым Львом» за вклад в киноискусство.
1931 
Анатолий Тимофеевич Зверев
русский художник, мастер живописи, представитель русского «неофициального искусства». Родился в Москве, в семье рабочего. Во время Отечественной войны с семьей был эвакуирован в Тамбовскую область. Образование получил в художественном ремесленном училище. Из училища имени 1905 года был отчислен за «за непристойный  внешний вид». Работал художником в парке «Сокольники». Пил, бомжевал. Всю жизнь был беден, неустроен, страдал шизофренией, был раним и неадекватен реальной жизни. Важное значение для него имело общение с коллекционером Г.Д.Костаки. Переходя от натурных этюдов к культу чистого мазка, разработал во второй половине 1950-х годов самобытный – темпераментный, даже «буйный» – живописный стиль, который можно назвать «фигуративным ташизмом» или стилем «фигуративно-беспредметным», поскольку пейзажные, натюрмортные, портретные мотивы радикально преображаются здесь в стихийной игре красок, тем не менее сохраняя свой характер, свою предметную узнаваемость (хотя Зверев порою писал и чистые абстракции). Особенно типичны для него лирически-импульсивные женские портреты. Работая обычно акварелью, маслом или карандашом, он стремительно импровизировал – причем сама импровизация превращалась в акт искусства, своеобразный хэппенинг, который завершался лихой подписью-росчерком. Неприкаянность и алкоголизм превратили Зверева в своего рода «ужасное» (и в то же время любимое) дитя московского андерграунда. В 1957 году работал в Международной мастерской пластических искусств на шестом Всемирном фестивале молодежи и студентов (золотая медаль). Взлет популярности художника пришелся на 1958 год. Участвовал в Парижской выставке, где получил золотую медаль. В 1965 году в Париже состоялась выставка Зверева, единственная в его жизни выставка, на которую заглянул Пикассо и назвал его «лучшим русским рисовальщиком ХХ века». Начиная с квартирных выставок 1959–1962 и первой зарубежной выставки (в парижской галерее «Мот», 1965), его известность постепенно росла (ныне его работы представлены в России в Третьяковской галерее, Музее современного искусства в Москве и других собраниях). В 1967-1988 годах участвовал в выставочных проектах, галереях и музеях Нью-Йорка, Лугано, Копенгагена, Вены, Берлина, Парижа, Лондона, Токио, Вашингтона, Брюсселя... В 1975 году принял участие в выставке живописи московских художников на ВДНХ. Участник нашумевшей «бульдозерной» выставки авангарда в Измайлове в 1974 году. Первая персональная выставка Зверева в России состоялась в 1989 году в Фонде культуры. Особую известность в России и за рубежом получили его портреты. Работы Анатолия Зверева находятся во многих частных коллекциях в России и за границей. Выставки его работ проводятся чрезвычайно редко. Писал стихи. Умер Зверев в Москве в нищете 9 декабря 1986 года.

1931
 Михаил Александрович Малый
токарь Черноморского судостроительного завода Министерства судостроительной промышленности СССР, город Николаев. Родился в городе Николаев Украинской ССР (ныне – Николаевской области Украины), в семье потомственного рыбака. По окончании 7 классов школы учился в ремесленном училище. Трудовую деятельность начал в июле 1948 года токарем 5-го разряда в главном механическом цеху № 13 Черноморского судостроительного завода Минсудпрома СССР в городе Николаеве. В 1951-1955 годах служил на Северном флоте в плавмастерских, где занимался ремонтом кораблей, военной техники. После увольнения из Вооруженных Сил вернулся токарем на Черноморском судостроительном заводе (в 1956-1968 годах - Николаевский судостроительный завод имени И.И.Носенко). Коллектив, куда он вернулся, его не забыл и поддержал. Поддержка была не только моральной: парню сразу повысили рабочий разряд с 5-го на 6-й, что по тем временам было престижно. Работал на токарных станках разных поколений и типов, а в 1961 году перешел на большой станок – по инициативе директора Черноморского судостроительного завода А.Б.Ганькевича, завод получил чехословацкий станок «Шкода», «хозяином» которого стал Малый. Понимая, что для освоения новой техники, кроме опыта, необходимы и знания, в 32 года поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, где получил среднее образование. Осваивая «Шкоду», штудировал техническую литературу в заводской библиотеке, консультировался с инженерами. Уже вскоре те, с кем ему приходилось советоваться, сами обращались за помощью к опытному рабочему. На уникальном валовом токарном станке, работающем бесшумно, обрабатывал валы длиной 28 метров, диаметром 2 метра и весом 48 тонн. Последняя модель станка позволяла размещать валы до 40 метров. Участок, где точили гигантские валы, был единственным на юге Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «не подлежит опубликованию») от 16 января 1974 года за выдающиеся успехи в выполнении и перевыполнении планов 1973 года и принятых социалистических обязательств Малому Михаилу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1974 году избран бригадиром токарей. Став бригадиром, стремился побольше узнать о бригадном методе организации труда и отправился в командировку в город Ленинград на Балтийский завод. Именно здесь работал инициатор бригадного метода, кадровый станочник, дважды Герой Социалистического Труда А.В.Чуев, охотно поделившийся опытом с украинским коллегой. По его инициативе в главном механо-сборочном цехе в 1975 году была создана первая станочная бригада, которая сотрудничала и соревновалась с бригадой ленинградских корабелов. Одним из результатов такого сотрудничества стала технология высокой точности при токарной обработке крупных деталей. За годы работы численность бригады увеличилась с 4 до 27 человек, был создан совет бригады, за ней закрепили более десятка станков и массу технологической оснастки. Инициировал освоение членами бригады смежных профессий. Лучшие станочники получили право на персональное клеймо качества. Такое клеймо под № 27 было и у Михаила Александровича. Ныне оно хранится в Николаевском музее судостроения и флота. Являлся умелым наставником. Через его бригаду прошло много молодежи, ставшей впоследствии специалистами высокого класса, перенявшей у своего учителя любовь к работе, добросовестное отношение к порученному делу, душевное тепло. Делегат XXVI съезда КПСС (1981) и съездов КПУ. Депутат Верховного Совета Украинской ССР 10-го и 11-го созывов (1980-1990), член Президиума Верховного Совета УССР (1985-1990). Избирался членом Николаевского обкома Компартии Украины (с 1978). ). В 2002 году вышел на заслуженный отдых. Живет в Николаеве (Украина). Награжден орденами Ленина (16 января 1974), Октябрьской Революции (14 июня 1979), Трудового Красного Знамени (26 апреля 1971), «Знак Почета» (25 июля 1966), медалями. Заслуженный машиностроитель Украинской ССР (2 ноября 1981 Лауреат премии Совета Министров СССР (1983). Почетный гражданин города Николаева (8 сентября 1989).
 
 [660x700] 
1933 
Джон Барри (John Barry, имя при рождении — Джон Барри Прендергаст, John Barry Prendergast) 
известный английский композитор, автор музыки к фильмам, обладатель наград «Золотой глобус» и «BAFTA», пятикратный лауреат премии «Оскар». Наиболее известен авторством музыки к 11 фильмам о Джеймсе Бонде. Оказал огромное влияние на запоминающийся стиль серии фильмов об агенте 007. Барри получил образование в Школе Святого Петра (St Peter's School) в Йорке, а уроки композиции ему давал Фрэнсис Джексон, органист Йоркского минстера. До середины 1970-х Барри прожил в своей родной Англии (и, недолго, в Испании, избегая британской системы налогообложения), но впоследствии переехал в США, в Ойстер бэй недалеко от Нью-Йорка. В 1988 году Барри лечился от спонтанного разрыва пищевода, после чего стал подвержен пневмониям. Барри был женат четыре раза. Три первых брака заканчивались разводами: Барбара Пиккард 1959-1963; Джейн Биркин 1965-1968; и Джейн Сидни 1969-1971. На своей последней жене, Лори Барри, он женился 3 января 1978 года. У него трое детей, по одному от первого, второго и четвёртого браков. Джон Барри скончался в Нью-Йорке от инфаркта 30 января 2011 года. Несмотря на то, что его родители работали в кино-бизнесе, выступать в качестве музыканта Барри начал только во время службы в армии. Пройдя курс заочного обучения (у джазового композитора Билла Руссо) и сделав аранжировки для некоторых музыкальных коллективов того времени, он основал «John Barry Seven». Тогда же Барри познакомился с Адамом Фэйтом и начал сочинять песни совместно с Лесом Вандайком, а также музыку к фильмам от имени этого певца. Когда в 1960 году Фэйт снял свой первый фильм «Beat Girl», Барри выступил композитором, аранжировщиком и дирижёром музыки, которая стала не только первым фильмом для Барри, но и первым альбомом-саундтреком, выпущенным в Великобритании на LP. Также Барри сочинил музыку к другим фильмам Фэйта. С 1959 по 1962 гг. Барри работал на студии EMI, создавая оркестровый аккомпанемент для музыкантов, записывавшихся на этом лейбле. Начиная с 1962 года, Барри перешёл на лейбл «Ember Records», на котором он выступал продюсером и аранжировщиком альбомов. Эти успехи привлекли внимание продюсеров нового фильма под названием «Доктор Но», которых не устраивала главная тема Джеймса Бонда, написанная Монти Норманом. Барри был принят на работу, а результатом стала одна из самых известных фирменных мелодий в истории кино, «Тема Джеймса Бонда». (Её авторство досталось Монти Норману — см. ниже). Когда продюсеры привлекли к созданию следующего фильма о Джеймсе Бонде «Из России с любовью» Лайнела Барта, они обнаружили, что Барт не умеет ни читать ноты, ни писать музыку. Несмотря на то, что Барт написал заглавную песню для фильма, продюсеры вспомнили об аранжировках Барри «Темы Джеймса Бонда» и о его участии в сочинении и аранжировке музыки к нескольким фильмам с участием Адама Фэйта. Лайнел Барт также рекомендовал Барри продюсеру Стенли Бейкеру для фильма «Зулусы». Барт и Барри вместе работали над фильмом «Человек посередине». Это стало поворотной точкой в карьере Барри, и впоследствии он стал одним из самых известных композиторов нашего времени, став обладателем пяти премий «Оскар», а также четырёх наград «Грэмми», написав замечательную музыку для фильмов «Лев зимой», «Полуночный ковбой», «Рождённая свободной» и «Где-то во времени». Считается, что у Барри свой оригинальный стиль, который заключается в сочных струнных и обширном использовании духовых. При этом, он ещё и инноватор — он был первым, кто задействовал синтезаторы в музыке к фильму («На секретной службе Её Величества»), и стал широко использовать популярных музыкантов и популярные песни в «Полуночном ковбое». Барри написал заглавную музыкальную тему для телесериала «Мастера уговоров - Сыщики любители экстра-класса», также известного под названием «Невезучие герои», в котором Тони Кертис и Роджер Мур в паре играли богатых плейбоев, разрешающих сложные преступления. Музыкальная тема стала хитом в некоторых европейских странах и перевыпускалась на сборниках диско-хитов 1970-х годов. На записи присутствуют синтезаторы Мога. Барри также является автором музыки к нескольким мюзиклам, в том числе "Отель «Цветок Страсти» (слова Тревора Пикока), удачной постановке мюзикла «Билли» на Вест-энде (слова Дона Блэка), а также двух провальных бродвейских постановок, «Маленький принц и авиатор» и «Лолита, любовь моя», в которой автором слов выступил Алан Джей Лернер. В 2006 году, Барри выступил исполнительным продюсером альбома под названием «Here's to the Heroes» австралийского ансамбля Десять Теноров. На альбоме представлено несколько песен, которые Барри сочинил совместно со своим приятелем и автором слов к песням, Доном Блэком. Оркестровки Барри нередко сочетают в себе валторны и струнные таким образом, что его музыка становится мгновенно узнаваемой. Давая фильму не только заглавную тему, но и всю партитуру звуковой дорожки, музыка Барри нередко вносит свой вклад в получение фильмом благосклонного приёма, как например в случае с «Полуночным ковбоем», «Из Африки» и «Танцами с волками». В октябре 2007 года Джон Барри объявил о договоренности с Universal Music France на 2 альбома, которые должны выйти в начале 2008 года. Они должны стать его первыми сольными работами за 7 лет. Ожидается, что один из них будет джазовым, а другой — классическим, по примеру ранее выпущенных им «The Beyondness of Things» и «Eternal Echoes». 
Фильмы о Джеймсе Бонде
После успеха «Доктора Но», Барри написал музыку к одиннадцати из последующих 14 фильмов о Джеймсе Бонде (но всегда автором «Темы Джеймса Бонда» указывался Монти Норман). За то время, что Барри писал музыку к фильмам о Бонде, существенно выросли продажи саундтреков к фильмам — поклонникам очень импонировал его подход к оркестровке. Для «Из России с любовью» он сочинил «007», альтернативную «фирменную» тему Джеймса Бонда, позднее использованную в четырех других фильмах Бондианы («Шаровая молния», «Живёшь только дважды», «Бриллианты навсегда», «Мунрейкер»). 
 [700x525] 
На музыкальную тему «Stalking» из рекламного ролика-тизера к «Из России с любовью», сделал свою кавер-версию его коллега Марвин Хэмлиш для «Шпиона, который меня любил» (1977). (Слова для заглавной песни из фильма «Из России с любовью» написал Лайнел Барт, впоследствии ставший автором мюзикла «Оливер!»). В фильме «Голдфингер» он далее усовершенствовал узнаваемое «Бондовское» звучание — крепкую смесь из духовых инструментов, джаза и чувственных мелодий. По мере взросления композитора, музыка к фильмам про Бонда все больше и больше концентрировалась на сочных мелодиях, таких как в «Мунрейкере» и в «Осьминожке». Музыка Барри к «Виду на убийство» была достаточно традиционной, тем не менее, плодом его сотрудничества с группой «Duran Duran» над заглавной песней стала современная и одна из самых успешных тем Бондианы на сегодняшний день, поднявшаяся на первое место в американских и на второе место в британских сингловых чартах. И «Вид на убийство» и тема из «Искр из глаз» группы «A-HA» сочетали в себе популярный музыкальный стиль этих исполнителей с оркестровками Барри. Музыка к крупным фильмам: «Доктор Но» (1962) — «Тема Джеймса Бонда» (только в титрах фильма); «Из России с любовью» (автор слов Лайнел Барт) (1963); «Голдфингер» (1964); «Шаровая молния» (1965); «Живёшь только дважды» (1967); «На секретной службе Её Величества» (1969); «Бриллианты навсегда» (1971); «Человек с золотым пистолетом» (1974); «Мунрейкер» (1979); «Осьминожка» (1983); «Вид на убийство» (1985); «Искры из глаз» (1987). 
Авторство «Темы Джеймса Бонда» 
Авторство «Темы Джеймса Бонда» приписывается единолично Монти Норману, нанятому в качестве композитора для «Доктора Но». Тем не менее, Барри, хоть публично и не отрицая этого факта, неоднократно давал понять, что это не так. Примерно через 30 лет вопросы авторства дошли до Верховного суда, когда Норман подал иск против газеты «The Sunday Times» опубликовавшей это утверждение в статье 1997 года, называвшей Барри истинным автором «Темы…». Тогда, Барри давал показания со стороны защиты. В суде Барри заявил, что ему вручили рукопись партитуры, авторства Нормана (которая должна была стать заглавной музыкальной темой) и что ему поручалось сделать её музыкальную аранжировку, и что он написал дополнительную музыку и сделал аранжировку «Темы Джеймса Бонда». Суду также сообщалось, что Норману досталось единоличное авторство в связи с тем, что у него с продюсерами уже был контракт. Норман выиграл иск, и суд постановил выплату ему убытков. Тем не менее, 7 сентября 2006 года, Джон Барри публично отстаивал своё авторство музыкальной темы на передаче Стива Райта на станции Би-би-си Радио 2. Современные исследования указывают на то, что, похоже, именно Джону Барри в значительной степени принадлежит авторство большей части музыкальной темы. Помимо прочего, это утверждение основывается на том, что музыкальная тема сильно напоминает раннюю музыку Барри, например песню «Bee’s Knees», а также на том факте, что вся остальная музыка в «Докторе Но» не похожа на «Тему Джеймса Бонда». 
Музыка к другим крупным фильмам:  «Зулусы» (1964); «Досье ипкресс» (1965); «Меморандум Квиллера» (1966); «Рождённая свободной» (1966); «Лев зимой» (1968); «Полуночный ковбой» (1969); «Свидание» (1969); «Обход» (1971); «Алиса в Стране чудес» (1972); «Кукольный дом» (1973); «Кинг-Конг» (1976); «Робин и Мэриан» (1976);«Бездна» (1977); «Игра смерти» (1978); «Столкновение звёзд» (1979); «Ганновер-стрит» (1979); «Где-то во времени» (1980) (номинация на «Золотой глобус» за Лучшую Музыку к Фильму); «Жар тела» (1981); «Фрэнсис» (1982); «Клуб „Коттон“» 1984); «Из Африки» (1985); «Золотой ребёнок» (1986); «Маскарад» (1988); «Танцы с волками» (1990); «Чаплин» (1992); «Рубин Каира» (1992); «Непристойное предложение» (1993); «Специалист» (1994); «Два цвета времени» (1995); «Путешествие во времени» (1995) (трёхмерный фильм для кинотеатров IMAX); «Алая буква» (1995); «Унесённый морем» (1997); «Восход меркурия» (1998); «Превратности любви» (1998); «Энигма» (2001). 
Мюзиклы:  "Отель «Цветок страсти» (1965);  «Лолита, любовь моя» (1971), музыкальная комедия (слова Алана Джей Лернера) по мотивам романа Владимира Набокова «Лолита»; «Билли» (1974); «Маленький принц и авиатор» (1981). 
Музыкальные темы для телевидения:  «Элизабет Тейлор в Лондоне» (номинация на премию «Грэмми»); «Искатель приключений»; «Элеанор и Фрэнклин»; Новички»; «Juke Box Jury»; «Мастера уговоров - Сыщики любители экстра-класса»; «Вендетта». 
Прочие произведения:  «Американцы»; «The Beyondness of Things»; «Eternal Echoes»;  «The Seasons» — концептуальный альбом-продолжение.  В 1988 году Джон Барри был посвящен в Зал Славы композиторов и поэтов-песенников.
1933 	
Александр Иванович Володин
философ, профессор Гуманитарного центра Российской академии государственной службы. 
1933 	
Юлиан Теодорович Гутман
пианист. 
1933 
Анатолий Александрович Орелович
музыковед. Родился в Ленинграде. Музыковед. В 1958 окончил теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории, в 1969 — аспирантуру при Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. В 1958—1961 лектор Карельской филармонии, в 1962—1965 преподаватель Ленинградского педагогического института. 
 [583x699]
1933
Амартия Кумар Сен (Amartya Kumar Sen; бенгальское имя — অমর্ত্য সেন)
индийский экономист, внёсший значительный вклад в формулировку концептуальной структуры ежегодных отчётов ООН о развитии человечества и индекса человеческого развития. Лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля 1998 года «за вклад в экономическую теорию благосостояния». Амартия (Амартья) Сен родился в университетском городке Шантиникетан , Болпур, Бирбхум, Бурдван, Бенгальское президентство, Британская Индия, Британская империя. Его отец Ашьютош (Ashutosh) Сен преподавал химию в Университете города Дакка (ныне — столица Бангладеш), а мать была студенткой колледжа Рабиндраната Тагора, в котором её отец — дед Амартия — преподавал санскрит и культуру древней и средневековой Индии. С 1951 по 1953 год учился в Президенси-колледже Калькуттского университета, где в 1953 году получил степень бакалавра по экономике. С 1953 по 1959 год учился в Тринити-колледже Кембриджского университета, где в 1955 году второй раз получил степень бакалавра экономики, а в 1957 году магистерскую степень, в 1959 году получил докторскую степень. Преподавал в Калькуттском университете (1956—1958), Кембриджском университете (1957—1963, с 1998), Делийском университете (1963—1971), в Оксфорде (1977—1988) и Гарварде (1987—1998). В 1998—2004 годах возглавлял Тринити-колледж в Кембридже. Президент Международной экономической ассоциации (1986—1989). Президент Эконометрического общества (1984). Президент Американской экономической ассоциации в 1994 году. С 2008 года является экономическим советником международной Комиссии по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса.
Семья
Первая жена — индийская писательница Набанита Дев Сен. В браке, закончившемся разводом в 1971, родились две дочери, одна из которых — Антара Дев Сен — является известным индийским журналистом. Вторая жена — итальянский экономист Ева Колорни (умерла в 1985), племянница А.Хиршмана. В браке родились дочь и сын. Третья жена (с 1991 года) — известный экономист Эмма Ротшильд.
Политическая философия
В 2009 году Сен опубликовал книгу под названием «Идея справедливости». Основываясь на своей предыдущей работе в области экономики благосостояния и теории общественного выбора, а также на своих философских мыслях, Сен описал свою собственную теорию справедливости, которая должна быть альтернативой современным теориям справедливости Джона Ролза и Джона Харсаньи. Эта теория также называется равенством независимости или равенством автономии. Согласно этой теории, справедливым является то общество, в котором людям даются одинаковые возможности для развития их разнообразных частных желаний и стремлений. Каждый индивид может оставаться автономным, независимым субъектом, со своими требованиями, но при этом каждые потребности должны иметь одинаковые права на реализацию, на нужный индивиду конечный результат. 
Награды и отличия:  1986 — премия Фрэнка Сейдмана; 1998 — премия по экономике памяти Альфреда Нобеля «за вклад в экономическую теорию благосостояния»; 1999 — Бхарат ратна; 2000 — Орден Кавалеров Почёта (Великобритания); 2000 — премия Леонтьева; 2008 — Почётный доктор права Эксетерского университета; 2011 — Национальная гуманитарная медаль США; 2012 — Кавалер ордена Ацтекского орла (Мексика); 2013 — Кавалер ордена Почётного легиона (Франция); 2017 — Премия Юхана Шютте; 2019 — Медаль Бодли; 2021 — Премия принцессы Астурийской. 
Библиография:  Сен А. Об этике и экономике. — Москва : Наука, 1996. ISBN 5-02-0122297-1; Сен А.К. Азиатские ценности и экономический рост // Всемирный доклад по культуре. 1998 год. Культура, творчество и рынок — Москва : Ладомир, 2001. — 488 страниц. — ISBN 5-86218-286-1; Сен А.К. Развитие как свобода (недоступная ссылка) — Москва : Новое издательство, 2004. — 432 странциы. — ISBN 5-98379-009-9 (Development as Freedom, 1999); Сен А.К. Свобода, единогласие и права // Вехи экономической мысли. Том 4. Экономика благосостояния и общественный выбор / Под общ. ред. А.П.Заостровцева. — Санкт-Петербург : Экономическая школа. 2004. (Liberty, unanimity and rights, 1976); Сен А. Идея справедливости. — Москва : Издательство Института Гайдара; Фонд «Либеральная Миссия», 2016. — 520 страниц. — ISBN 978-5-93255-457-9 (The Idea of Justice, 2010); Стиглиц Дж., Сен А., Фитусси Ж.-П. Неверно оценивая нашу жизнь: Почему ВВП не имеет смысла? Доклад Комиссии по измерению эффективности экономики и социального прогресса = Mismeasuring our lives: why GDP doesn't add up / Перевод с английского И.Кушнаревой; научный редактор перевода Т.Дробышевская. — Москва: Издательство Института Гайдара, 2016. — 216 страниц. — ISBN 978-5-93255-427-2; Sen A. Poverty and Famines, 1981; Sen A. Inequality Reexamined, 1992; Sen A. Resources, Values and Development, 1997, — вошла в Сто самых влиятельных книг послевоенного периода по версии газеты «Times»; Sen A. Rationality and Freedom — Belknap Press, 2004 — 752p. — ISBN 978-0674013513; Sen A. The Idea of Justice — Penguin Books Ltd, 2010 — 496p. — ISBN 978-0-141-03785-1
1934
Игорь Николаевич Беляков 
оператор. Родился в Москве. Окончил операторский факультет ВГИКа (1963, мастерская Б.Волчека). В 1967-1993 г.г. — оператор Киевской киностудии имени А.П.Довженко. Умер в Киеве 6 марта 1993 года.
1934
Владимир Иванович Зинин
конструктор. В ЦКБ "Балтсудпроект" он прошел путь от рядового конструктора до главного конструктора по энергетике. С 1981 г. - начальник и главный конструктор Союзного конструкторского бюро котлостроения, с 1995 г. - генеральный директор ОАО "Специальное конструкторское бюро котлостроения". Руководил проектированием и сдачей котельных установок на авианесущих крейсерах типа "Киев", тяжелых атомных крейсерах типа "Киров", а также энергетических установок атомных ледоколов типа "Арктика" и др. В.И.Зинин лауреат Государственной премии, награжден орденом "Знак Почета".
1935	
Георги Мишев 
болгарский сценарист. Заслуженный деятель культуры Болгарии (1981). Работал с режиссерами Л.Кирковым, Э.Захариевым, И.Андоновым. Написал сценарии, отображающие важные социальные процессы в жизни страны: «Если не идет поезд» (1967), «Мальчик уходит» (1972), «Пересчет диких зайцев» (1973), «Крестьянин на велосипеде» (1974), «Дачная зона» (1975; специальная премия на Международном кинофестивале в Карлови-Вари, 1976), «Русалочий хоровод» (1976), «Матриархат» (1977), «Белый танец» (1980) и др.
1936
Виктор Иванович Андриянов
главный редактор газеты "Трибуна".
1936	
Юрий Михайлович Ермольев 
украинский математик, член-корреспондент Академии Наук Украинской ССР (с 1976). Окончил Киевский университет (1959). С 1959 г. работал в Институте кибернетики (до 1962 г. - Вычислительный центр) Академии Наук Украинской ССР, с 1972 г. - также профессор Киевского университета. Работы относятся к различным вопросам математической кибернетики. Предложил методы решения некоторых задач нелинейного программирования. Исследовал методы решения задач оптимального управления объектами, описываемых различными дифференциальными уравнениями, уравнениями с частными и стохастическими дифференциальными уравнениями. Развил численные методы стохастического программирования с приложениями к оптимизации вероятностных систем.
1936
Николай Григорьевич Лесин (Николай Самвелян) 
русский писатель, автор сборника "Счастливчик Пенкин".
1936 	
Рой Стенли Эмерсон
американский теннисист. 
1937
Александр Петрович Кудрявцев
президент Российской академии архитектуры и строительных наук, президент Московского архитектурного института (МАРХИ), действительный член РААСН, профессор, кандидат архитектуры, народный архитектор России (2003), член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству (состав 2006 г.). Лауреат премии Совета министров СССР (1974), премии Правительства Москвы (2002).
1938 
Пупи Авати
итальянский режиссер, сценарист и продюсер. 
1938
Зинаида Петровна Зубкова 
актриса. Заслуженная артистка Республики Беларусь.С 1960 года – актриса театра Янки Купалы.

1939
 Дадеш Амиркулов
старший чабан совхоза «Рославльский» Джамбулского района Алма-Атинской области, Казахская ССР. Родился в селе Дегерес Джамбулского района Алма-Атинской области Казахской ССР (ныне – Алматинской области Казахстана), в семье животноводов. Казах. С детского возраста помогал взрослым пасти общественный скот, после окончания 7-летней школы в 1953 году с матерью пас овец в Дегересском совхозе. С 1955 года работал чабаном по выпасу овец в созданном в 1954 году в безлюдной степи овцеводческом совхозе «Рославльский» Джамбулского района Алма-Атинской области. Вскоре его назначили старшим чабаном. В его отаре насчитывалось более тысячи тонкорунных и полутонкорунных овец, которые круглогодично паслись в урочище Карой – равнинной степи у самых предгорий Северного Тянь-Шаня. В период 7-й семилетки (1959–1965) его чабанская бригада постоянно добивалась самых высоких в совхозе показателей по приходу молодняка, сдаче смушек и настригу шерсти. В 1965 году от каждой сотни овцематок было получено по 145 ягнят. В трудную зиму 1965–1966 года приплод составил 136 ягнят на сотню овцематок. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года за достигнутые успехи в развитии животноводства, увеличении производства и заготовок мяса, молока, яиц, шерсти и другой продукции Амиркулову Дадешу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания в 26 лет был удостоен и другой передовой чабан Бактигерей Мухсимов, вместе с которым они были самыми молодыми из 83 животноводов Казахской ССР. В последующие годы передовой чабан Дадеш Амиркулов продолжал демонстрировать высокие показатели в овцеводстве и ещё дважды награждался разными орденами, в том числе – по итогам работы в 8-й пятилетке (1966–1970). Избирался депутатом Джамбулского районного Совета депутатов трудящихся с 1967 года. Проживал в посёлке совхоза «Рославльский» (ныне – Матибулак), затем в селе Узынагаш Жамбылского района. Вместе с женой вырастил восьмерых детей. Скончался 30 марта 2016 года. Похоронен на мусульманском кладбище села Бериктас. Награждён орденами Ленина (22 марта 1966), Трудового Красного Знамени (08.04.1971), «Знак Почёта» (6 сентября 1973), медалями. Почётный гражданин Жамбылского района Алматинской области.
 [542x699]
1939
Терренс Макнелли (Terrence McNally)
американский драматург. Родился в Сент-Питерсберге (штат Флорида), однако большую часть своей юности провел в Корпус-Кристи (штат Техас). В 1960 окончил Колумбийский университет. Год спустя Макнелли посылает свои первые работы писательнице Молли Казан, и та предлагает ему работу в «Эктор-Студии» в качестве режиссера. В 1963 происходит бродвейский дебют Макнелли: он пишет для Франко Дзефирелли новый сценарий по драме Дюма Дама с камелиями. Благодаря полученному от Фонда Рокфеллера гранту, в 1964 Макнелли ставит в «Театре Тайрона Гатри» в Миннесоте свою первую пьесу: абсурдистский фарс Ночью случаются всякие неожиданности, вызвавший неоднозначную реакцию, которая с тех пор всегда будет сопровождать появление его новых произведений. В 1966 Макнелли получил стипендию Фонда Гуггенхайма. В этот период он в основном пишет одноактные пьесы для театров и телевидения. Среди них – Путешествие (1966), Боттичелли (1966, показана по 13 каналу нью-йоркского телевидения в 1968), Полдень (1967), Куба си! (1968), Свидетель (1968) и Сладостный эрос (1968). Самый большой успех этих лет выпал на долю пьесы Следующий, поставленной Элейн Мей. Первой «полнометражной» работой Макнелли стала пьеса Куда исчез Томми Флауэрз? (1971). В 1974 Макнелли была вручена премия Оуби за пьесу Дурные привычки, представляющую собой две одноактовки, действие которых происходит в сумасшедшем доме. За ней последовала комедия Риц (1975), имевшая оглушительный кассовый успех и принесшая Рите Морено премию Тони 1975 за лучшую женскую роль второго плана. В 1976 Морено снялась в экранизации пьесы, снятой режиссером Ричардом Лестером. Следующая пьеса Макнелли Бродвей, Бродвей (1978) сошла со сцены, так и не добравшись до подмостков нью-йоркских театров, после чего в карьере драматурга наступила пауза. И лишь в середине 1980-х годов он написал мюзикл Каток (1984), пьесу Лиссабонская Травиата (1985), новую версию пьесы Бродвей, Бродвей, на этот раз получившую название Это всего лишь пьеса (1986). В 1987 была поставлена получившая всеобщее признание пьеса Макнелли Фрэнки и Джонни. Ее герои – два немолодых одиноких человека, сюжет – история их взаимоотношений, романтических и непримиримых одновременно. Премьера состоялась в июне 1987 в «Манхэттен Тиэтр Клаб», в декабре того же года спектакль был перенесен в «Уэстсайд Артс тиэтр». 1990 можно рассматривать стартовым для своеобразного «десятилетия Макнелли»: он получает премию «Эмми» за показанный по телевидению спектакль театра «Америкен Плейхаус» Мать Андре. Пьеса Губы вместе, зубы врозь (1991), начав завоевывать подмостки с офф-Бродвейской премьеры, в дальнейшем была поставлена более чем в 50 театрах США. Пьеса Неподражаемый Ганеш (1993), которую на тот момент многие сочли «самой многозначной пьесой» Макнелли, была номинирована на Пулитцеровскую премию. В 1993 драматург получил премию «Тони» в номинации «лучший сценарий мюзикла» за мюзикл Поцелуй женщины-паука. Его следующее произведение – пьеса Любовь! Доблесть! Сострадание! (1994) имела огромный зрительский успех и в 1995 принесла Макнелли очередного «Тони». Макнелли известен также как поклонник оперы. В течение многих лет был ведущим оперной викторины, передававшейся по субботам в антрактах транслировавшихся опер. В пьесе Мастер-класс (1995) его любовь к оперному и его пристрастие к драматическому искусству, наконец, сошлись воедино. Спектакль, где в роли знаменитой оперной примадонны Марии Каллас выступила английская актриса Зоя Колдуэлл, стал настоящим бродвейским хитом сезона. Мастер-класс принес Макнелли третьего Тони (1996). В 1998 еще один Тони был вручен ему за лучший сценарий для мюзикла Рэгтайм. В октябре 2000 на сцене оперного театра Сан-Франциско состоялась премьера оперы Шаги мертвого человека на музыку Джейка Хеджи. Автором либретто был Терренс Макнелли. Одновременно вышел мюзикл Монти великолепный, в основу которого лег известный английский фильм. В настоящий момент драматург работает над текстом мюзикла по пьесе Фридриха Дюрренматта Визит старой дамы. Макнелли – член Американской академии искусств и литературы и Гильдии драматургов.
 [700x497] 
1941 
Брайан Пул (Brian Poole)
английский музыкант, лидер поп-группы «The Tremeloes», популярной в конце 1960-х годов прошлого века. Их песенка «Suddenly You Love Me» была известна в СССР как «Песенка велосипедиста» в интерпретации «Поющих гитар».  
1941
Валерий Иванович Цветков 
актёр. Родился в городе Шатура, Московской области. Окончил Ташкентский театральный институт, работал в Русском Драматическом театре имени Горького с 1968 по 2003 гг.
1941 
Рой Эмерсон
австралийский теннисист. В период 1961-1967 гг. 12 раз побеждал в одиночном разряде в турнирах Большого шлема. Это достижение лишь в 2000 году удалось превзойти американцу Питу Сампрасу.  
1942
Виктор Константинович Легошин 
Скрипач, долгие годы концертировал как солист Московской областной филармонии, с середины 90-х преподавал скрипку на музыкально-педагогическом факультете Московского педагогического госуниверситета. Был женат на Мальцевой Наталье Васильевне, концертмейстере музыкальной школы, дочь Легошина Нина окончила социологический факультет МГУ. Умер в 2002 году.
1942 
Поль Ледук
мексиканский режиссер. Изучал архитектуру и театр, руководил киноклубами, пробовал силы в кинокритике. Затем учился в ИДЕК в Париже, работал на французском телевидении. Возвратившись в Мексику во время студенческих волнений 1968, снял три киновыпуска Национального Совета забастовки. Первый художественный фильм Ледука «Рид. Восставшая Мексика» (1971) наметил новое направление — стремление реалистически точно отражать национальную действительность. Лента, высоко оцененная критикой («Золотой Ариэль» в Мексике, премия Жоржа Садуля во Франции), дает нетрадиционный взгляд на события революции 1910-17 годов, воспроизводит атмосферу сложной политической борьбы. Ледука привлекают острые проблемы современной латиноамериканской жизни. В 1976 снимает разоблачительную документальную картину «Этноцид. Заметки о Мескитале» о гибели индейской общины под натиском буржуазной цивилизации. В 1979-1980 Ледук с группой сальвадорских кинематографистов подпольно делает документальную двухчасовую ленту о революционном движении в Сальвадоре. Поиск оригинальных выразительных средств характерен для игровых фильмов Ледука 1980-х — «Ну как?» (1985), «Фрида. Живая природа» (1984, премии ряда кинофестивалей) о жизни и творчестве художницы Фриды Кало, «Барокко» (1989, Мексика-Куба-Испания, по повести Алехо Карпентьера). В них главный акцент сделан на изобразительных и музыкальных компонентах киноязыка, порой с отказом от текста. Найденный Ледуком стиль присущ и работам начала 1990-х годов: «Латинский бар» (Венесуэла — Куба — Испания); «Доллар Мамбо» (Мексика — Испания).
 [486x700] 
1943
Берт Дженш (Bert Jansch)
этого артиста, оказавшего влияние на Джимми Пэйджа, Нила Янга, Ноэля Галлахера и многих других, зачастую называют шотландским Бобом Диланом, хотя такое сравнение является некорректным. Ведь если творчество Циммермана строилось на текстовой основе, то для нашего героя первичной всегда была музыка. Герберт Дженш родился 3 ноября 1943 года в Глазго, а свою юность провел в Эдинбурге. В подростковом возрасте Берт обзавелся гитарой и начал похаживать в местный фолк-клуб. Там он познакомился с Арчи Фишером и Джилл Дойл, которые ввели парня в мир музыки Пита Сигера, Брауни МакДжи и Вуди Гатри. Вскоре Берт сам начал сочинять песни и выступать с ними в различных фолк-клубах. Помотавшись по Англии два года, Дженш отправился путешествовать в Европу, где зарабатывал на жизнь уличными концертами и случайными выступлениями в кафе и барах. В середине 1960-х музыкант перебрался в Лондон, где фолк-движение было на подъеме. К тому времени Берт выработал свой уникальный стиль, собравший воедино фолковые, блюзовые и джазовые элементы, и поэтому артиста охотно принимали такие клубы как "Marquee", "100 Club" и "Les Cousins". Как-то раз Дженш познакомился со звукоинженером и продюсером Биллом Лидером, и тот записал его музыку прямо на домашний бобинный магнитофон. Пленка была продана за 100 фунтов небольшому фолк-лейблу "Transatlantic Records", который на ее основе весной 1965 года выпустил альбом "Bert Jansch". Благодаря отличным композициям и особенно инновационной технике игры Берта пластинка произвела сенсацию и стала образцом для подражания легионам других гитаристов. За "Bert Jansch" последовали еще два альбома, "It Don't Bother Me" и знаменитый "Jack Orion", на которых Дженш продолжил осваивать новый подход к исполнению традиционных фолк-баллад. Одну из композиций с "Jack Orion" ("Blackwaterside") впоследствии позаимствовали "Led Zeppelin", переделав ее название на "Black Mountain Side". В записи обоих вышеупомянутых альбомов участвовал гитарист Джон Ренбоурн, с которым в 1966 году Берт выпустил совместную пластинку "Bert and John". Немного погодя с помощью того же Ренбоурна Дженш организовал группу "Pentangle", в которую вошли Джеки МакШи, Терри Кокс и Дэнни Томпсон. Несмотря на коммерческий успех команды и ее доминирующее значение для самого музыканта, Берт успевал параллельно выпускать и сольники. На "Nicola" он пытался коммерциализировать звучание за счет более попсового материала и дополнительных аранжировок, а следующий диск-гигант "Birthday Blues" смахивал на творчество "Pentangle" (тем более что на нем играли Терри Кокс и Дэнни Томпсон), но лучшей работой этого периода поклонники Дженша сочли альбом "Rosemary Lane". После распада группы музыкант сосредоточился на сольной карьере и выпускал диски относительно регулярно. Из семидесятнического наследия Дженша можно выделить такие наиболее удачные работы как "L.A.Turnaround", "A Rare Conundrum" и чисто инструментальный фолк-джазовый диск "Avocet". В конце 1970-х Берт обзавелся собственным магазином по продаже гитар (который, правда, после двух лет не особо удачной торговли закрылся), а в следующей декаде принимал участие в камбэках "Pentangle". Впрочем, еще до первого реюниона Дженш возвращался к командному формату, выпустив диск "Thirteen Down" под маркой "Bert Jansch Conundrum", однако такая попытка осталась единственной. В то время Берт сильно попивал и поэтому в финансовом вопросе не всегда сводил концы с концами. Так, например в 1982-м ему пришлось воспользоваться помощью двоих юных фанатов, позаимствовавших деньги у своей матери и профинансировавших сессии "Heartbreak". Но если здесь ему помогали несколько наемных музыкантов, то в следующий раз Дженш остался один на один со своей гитарой, и изданный крошечным бельгийским лейблом "From The Outside" выглядел весьма и весьма минималистичным. Под конец 1980-х беспробудное пьянство загнало-таки музыканта в больницу, из-за чего была надолго прервана работа над совместным альбомом с Родом Клементсом "Leather Launderette". 
 [700x466] 
Очистившийся Дженш вернулся в 1990-м, выпустив сразу две отменных полнометражки, "Sketches" и "The Ornament Tree". Однако творческий запал быстро иссяк и на протяжении 1990-х Берт также записал всего два (хотя и не менее качественных) студийника. В начале нового тысячелетия несколько снизилась и концертная активность артиста, что объяснялось ухудшением состояния здоровья. Тем не менее, свой 60-летний юбилей Берт встретил достойно и отметил его аншлаговым выступлением в лондонском "Queen Elizabeth Hall". Альбомы "Crimson Moon" и "Edge Of A Dream" имели блюзовый оттенок, а появление таких помощников как Бернард Батлер и Джонни Марр добавило в них электричества. Присутствовали гости и в программе "The Black Swan" (Beth Orton, Devendra Banhart, Helena Espvall), причем наряду со своими номерами Дженш использовал здесь несколько традиционных мотивов. "Черный лебедь" оказался для музыканта действительно "лебединой песней" – 5 октября 2011 года знаменитый британский фолкер скончался в хосписе после продолжительной борьбы с раком.
1944
Вера Михайловна Токарева
режиссер игрового кино, кинодраматург.. Окончила музыкально-педагогический факультет Краснодарского педагогического института (1965), режиссерский факультет ВГИКа (1973, мастерская Л.Кулешова). Диплом защитила в 1974. Сняла фильмы "Брелок с секретом", "Озорные частушки", "Люби меня, как я тебя", "Воспоминания в саду" (в основе фильма одно из последних интервью с И.М.Смоктуновским), 4-серийную ленту "Долгий век семьи" (о семье ученого-химика Н.Д.Зелинского)