• Авторизация


3 ноября родились... 03-11-2025 04:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Seress_Rezső (464x700, 140Kb)
1899
Режё Шереш (венгерское имя — Seress Rezső)
венгерский пианист и композитор еврейского происхождения. Родился в городе Будапешт, Австро-Венгрия (ныне Венгрия). Музыкант-самоучка, Шереш в 1930-е гг. играл на пианино в будапештском ресторане «Kispipa». Сочинял песни, из которых одна — «Мрачное воскресенье» на стихи будапештского журналиста Ласло Явора — стала мировым хитом на многие десятилетия, прославившись, в частности, как «венгерская песня самоубийц». Пытался покончить с собой, бросившись с крыши, но выжил и повесился в больнице. Родился будущий композитор в Будапеште под именем Руди Шпитцер (Rudi Spitzer), а жизнь прожил и стал известным во всем мире, как Режё Шереш (с ударением на первом слоге). Известно, что мама его — Бланка Шпитцер, об отце нет никакой информации. В школе Руди учился плохо и о карьере музыканта не мечтал.
Подростком бросил школу, ушёл из дома и в одном из пригородов Будапешта устроился на работу в бродячий цирк. Увлекся воздушной акробатикой, на одной из репетиций сорвался с большой высоты. Работал без страховки и травмы получил серьёзные. 1920-е годы. Знакомство с актёром-комиком Тивадором Биличи (Tivadar Bilicsi-Grawátsch) привело его в артистическую школу Сиди Ракоши. Получив артистическое образование, поступил на работу в Культурный Центр «Műszínkör». Проработал в театре девять лет. Кроме ролей в театральных постановках, у него была собственная музыкальная программа, с которой он успешно выступал. В 1925 году были выпущены пластинки с песней Шереша «Ещё одна ночь». Четыре выпуска было у этой пластинки. Шереш, несмотря на успех, покидает театр. Переезжает в Париж, там безуспешно пытается найти работу. Но здесь рождается его знаменитое «Хмурое воскресенье» (слова и музыка Режё Шереша), впоследствии ставшее известным, как «Мрачное». Первыми знаменитое танго услышали не парижане, а земляки Шереша.
30-е годы
Шереш вернулся в Будапешт и по протекции композитора Йожефа Надора устроился тапёром в маленький ресторан «Фляжка» (Kulacs Étterem). В эти годы он написал более сорока песен, несколько оперетт. Шереш стал неплохо зарабатывать, смог купить квартиру в Будапеште и добротное тёплое пальто, о котором давно мечтал. В 1934 году Шереш женился на красавице Хелене Нэдлер. В 1935 году ему улыбнулась творческая удача. Журналист издания «Восьмичасовые новости» (8 Órai Újság) Ласло Явор (Jávor László), услышав его «Хмурое воскресенье», плененный завораживающей и грустной мелодией предложил написать другие стихи. Так появилось «Мрачное воскресенье» (Szomorú vasárnap) на слова Ласло Явора. Через некоторое время после выхода пластинки с этой песней, Шереш узнал, что её включили в свой репертуар известнейшие музыканты и певцы мира. Первым был Пал Калмар (1900—1988), венгерский «король танго». За ним — Пётр Лещенко, который записал «Мрачное воскресенье» на пластинку со своим текстом на русском языке. По каким-то своим, одному ему ведомым каналам, Лещенко передавал Шерешу деньги, желая материально поддержать композитора, который не мог получать причитающиеся ему гонорары и жил только на ресторанную зарплату. То были очень тяжёлые времена, и они внесли свои трагические коррективы в жизнь Шереша. Депрессия и паника охватили Венгрию. Многие не выдерживали и кончали жизнь самоубийством. С чьей-то лёгкой журналистской руки эти трагедии стали связывать с появлением пластинок с записями песни «Мрачное воскресенье». Иностранные газеты подхватили эти панихидные истории. Заслуженная слава композитора Шереша приобретала трагически-скандальный оборот. Песню стали запрещать, но по радио всё же звучал её инструментальный вариант. К 1936 на венгерском радио полностью запретили проигрывать песню Шереша. После гитлеровской оккупации Шереш и его мама как евреи попали в трудовой концентрационный лагерь. Рытьё противотанковых рвов, установка минных полей, вот чем пришлось заниматься Шерешу. Через три с половиной года, пройдя через голод, холод, побои, издевательства, он неожиданно получил самый высокий гонорар за свое грустное, гениальное танго. Композитора спас от смерти немецкий офицер, видевший Шереша во время исполнения шлягера «Мрачное воскресенье» в будапештском ресторане ещё до войны. Шереш вернулся живым домой. Здесь он узнал о гибели мамы в лагере, и о том, что его любимая Хелена ушла к другому. Спасли музыканта жизнелюбие и работа в ресторанчике «Kispipa» («Дудочка»). Вскоре Хелена вернулась к нему, и он простил её. В 1968 году 13 января (в возрасте 68 лет) композитор выбросился из окна своей квартиры. Он остался жив, но в больнице, по официальной версии, довёл свой замысел до конца. Он ушёл из жизни в родном городе «по собственной воле» 11 января 1968 года. Сомнения по этому поводу остаются. Шереш был похоронен на еврейском кладбище на улице Козьмы в Будапеште.
Память
На доме, в котором он жил, жители своими силами установили мемориальную доску. Песни его помнят и поют. Конечно же самая популярная — «Мрачное воскресенье». При жизни Шереша и после того, как он покинул наш бренный мир, ее исполняли Пол Уайтмен, Поль Робсон, Билли Холлидей, Сара Вон, Рэй Чарльз, Диаманда Галас, Бьорк — более 70 имён с 1935 года по сегодняшний день!

Аветисян (483x700, 191Kb)
1900
Хосров Кургинович Аветисян
советский учёный-металлург, доктор технических наук (1941), профессор (1940), член-корреспондент Академии наук Казахской ССР, заслуженный деятель науки КазССР (1946). Родился 3 ноября 1900 года на Кавказе, по одним данным в городе Карсе, по другим — в селе Илли (ныне Ашоцкий район Армении). Происходил из крестьянской семьи. Проходил обучение в Карсском городском и реальном училищах. В 1921-1923 гг. принимал активное участие в профсоюзном движении Армении. В 1929 году окончил Московскую горную академию. В 1931-1939 гг. — доцент Московского института цветных металлов и золота, заведующий кафедрой. С 1939 года профессор КазГМИ, в 1944 году заведующий кафедрой металлургии цветных металлов. С 1949 года заведующий лабораторией цветных металлов в Институте металлургии и обогащения Академии наук Казахской ССР. Скончался в городе Алма-Ата, Казахская ССР, СССР (ныне Казахстан), 24 марта 1954 года, похоронен на Центральном кладбище Алматы. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1944 г.) и несколькими медалями, заслуженный деятель науки Казахской ССР. Научная и производственная деятельность Известный ученый-металлург, основоположник исследования плавких медных штейнов. Создал магнитометрический метод, внедрённый на медеплавильных заводах, который даёт возможность легко и быстро определить состав расплавленных в печи продуктов. Результаты его работы по гидрометаллургии джезказганских окислых руд нашли широкое применение при решении «Гипроцветметом» и «Гинцветметом» СССР сложных вопросов, связанных с организацией в Советском Союзе гидрометаллургии меди. Совместно с профессорами А.В.Бричкиным и В.В.Стендером в 1943 и 1944 годах выполнил ряд крупных работ, непосредственно связанных с практическими задачами промышленных предприятий Казахской ССР, что дало около 21 млн рублей годовой экономии. Избранные труды: Основы металлургии. — Москва, 1951; Берлин, 1951 (на немецком языке); Тепловые данные по плавлению медных шихт. — Алма-Ата, 1953; Металлургия черновой меди. — Москва, 1954.

Аксёнов (507x700, 205Kb)
1900
Геннадий Иванович Аксёнов
советский учёный металлофизик и металлург. Доктор технических наук, профессор. Лауреат премии Совета Министров СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Участник Гражданской войны, Великой Отечественной войны. Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя, в семье военнослужащего. В 1918 году добровольцем вступил в ряды Красной Армии, участвовал в боях под Самарой, Уфой и Петроградом. В 1920 году поступил в Петроградский политехнический институт.
После окончания работал ряде научных учреждений Ленинграда, под руководством А.Ф.Иоффе и Н.Н.Давиденко. Выполнил цикл работ по рентгеновским методам исследования остаточных напряжений в металлах, получивших мировое признание. В начале 1930-х годов полученный опыт Аксёнов использовал для решения ряда проблем советской металлургии. Он принимал участие в научном обеспечении производства высококачественных сталей на Ижевском металлургическом заводе, создал первую в СССР заводскую рентгеновскую лабораторию. Постановлением ВАК Г.И.Аксёнов 1 ноября 1935 г. был утверждён в учёном звании действительного члена Физико-технического института при Горьковском университете. В институте организовал кафедру металлофизики, читал курс по рентгеноструктурному анализу, руководил дипломными работами. Во время работы в Горьковском университете Геннадий Аксёнов сумел наладить тесные связи с металлургическими производствами, выполнил ряд работ по повышению качества автомобильного листа для ГАЗа, внёс значительный вклад в освоение производства сварных труб из листа в стране. После начала Великой Отечественной войны, находясь в Днепропетровске, Аксёнов вступил в народное ополчение, был назначен командиром пулемётной роты. Но в конце 1941 он как ценный высококвалифицированный специалист был отозван с фронта и направлен на Магнитогорский металлургический комбинат. Там он разработал оригинальный метод многократного повышения стойкости изложниц для разливки стали. За эту работу Геннадий Иванович был награждён орденом «Знак Почёта». Переведён в 1945 г. заведующим лабораторией напряжений в ЦНИИЧЕРМЕТ (Москва). После окончания войны Аксёнов одним из первым в стране занимается порошковой металлургией. Постановлением ВАК от 7 февраля 1948 г. Аксёнов утвержден в звании профессора, а 9 февраля 1952 г. — в степени доктора технических наук, работая заведующим кафедрой металловедения в Горьковском политехническом институте. В институте создал лабораторию порошковой металлургии, которая разработала и освоила в промышленности прокатку металлических порошков в ленту. В 1957 году Аксёнов возглавляет кафедру технологии металлов и металловедения Куйбышевского авиационного института, создав при ней научную лабораторию порошковой металлургии. За годы работы в институте широко проявился педагогический талант Аксёнова — он подготовил 18 кандидатов наук. Под его руководством кафедра и лаборатория выполнили и реализовали в промышленности ряд крупных разработок в области металловедения и порошковой металлургии. Сама лаборатория в 1960-х годах была утверждена в качестве головной в СССР в области прокатки металлических порошков. На её базе неоднократно проводились Всесоюзные научно—технические конференции. Ряд работ были запатентованы в США, Германии, Великобритании, а также отмечены премией Совета Министров СССР. Также Геннадий Иванович активно сотрудничал с другими академическими и центральными научными институтами страны (ИМЕТ имени А.А.Байкова, ИМАШ, НИИЧЕРМЕТ). Им велась работа в Научных советах по проблеме «Порошковая металлургия» Госкомитета по науке и технике СССР, Минвузах СССР и РСФСР, в учёных советах ряда вузов, в экспертной комиссии ВАК. Сотрудничал с редакционными коллегиями журналов «Порошковая металлургия» и «Металловедение и термическая обработка металлов». Всего Геннадий Иванович написал более 200 научных трудов, является автором 20 изобретений. Вышел на пенсию в 1986 году. Скончался 22 февраля 1990 года. Награды и звания: Орден Знак Почёта; Лауреат премии Совета Министров СССР в составе творческого коллектива «За разработку и внедрение комплекса проката из металлических порошков» (1983); Почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» (1960). Литература: Памяти Геннадия Ивановича Аксёнова // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук : журнал. — Самара, 2000. — Том 2, выпуск 1. — Страницы 7—8; Сорокин В.К., Колосова Т.М., Костромин С.В. Аксёнов Геннадий Иванович — видный учёный и организатор науки // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 1-2. Страницы 189—189.

[420x698]
1900
Михаил Федорович Астангов (настоящая фамилия - Ружников)
советский русский актер. Народный артист СССР (1955), лауреат Сталинской премии (1948, 1950, 1951). Родился в Варшаве, в семье железнодорожного служащего. В 1918 окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, где его сокурсниками были Р.Н.Симонов, А.М.Лобанов, О.Н.Абдулов и Н.М.Горчаков. Студентом университета занимался в театральной студии актрисы Малого театра А.А.Матвеевой, брал уроки в студии А.А.Гейрота. В 1920 поступил в студию имени Шаляпина, ставшую для него настоящей актерской школой и первой профессиональной сценой. В это время наибольшее влияние на молодого актера оказал его педагог Л.М.Леонидов, встречи с Е.Б.Вахтанговым и А.Д.Диким. Первые большие роли Астангов сыграл в популярных тогда пьесах Революционная свадьба Михаэлиса и Зеленый попугай А.Шницлера. В 1923 Астангов перешел в театр имени Комиссаржевской. Здесь роль Чичикова (Мертвые души по Н.В.Гоголю, 1925) принесла Астангову известность. Артист создал образ раба безумной идеи, честолюбца, решившегося на самые отчаянные поступки. Среди ролей той поры Лодыжкин (Конец Криворыльска Б.С.Ромашова, 1926), с которого началась портретная галерея врагов революции, сыгранных Астанговым. В 1927 Астангов на время расстается с Москвой и едет сперва в Одессу (сезон 1927–1928), затем в Казань (сезон 1928–1929), недолго работает в Ленинграде в труппе драматического театра Народного дома. В годы странствий его актерский опыт приобретает профессиональную зрелость. Наряду с циклом неврастенически-криминальным был еще романтико-героический цикл. Среди самых заметных ролей этого плана матрос Годун (Разлом Б.А.Лавренева), Квазимодо (Собор Парижской богоматери по В.Гюго), Бетховен (одноименная пьеса Жижмора). Одесский и Казанский сезоны выдвинули Астангова в первый ряд актеров провинциальной сцены. В 1930 Астангов вернулся в Москву, в Театр Революции, где работал в 1925–1927. Взлет твочества Астангова в 1930-е годы начинается с роли итальянского анархиста, безработного Спавенты в пьесе Улица радости Н.Зархи (1932). Артист создал неповторимый образ Гая (Мой друг Н.Погодина), интересный особенными чертами современного характера, отразившего взлеты и драмы революции. Несмотря на спорные оценки астанговского Ромео (Ромео и Джульетта У.Шекспира, 1935), в котором преобладали непокой и трагические предчувствия, трактовка Астангова принесла ему всероссийскую известность. Примечательными были его Павел Греков (одноименная пьеса Б.Войтехова и Л.Ленча, 1939), Керенский (Правда А.Корнейчука, 1937), Паратов (Бесприданница А.Н.Островского, 1940) и др. В 1943–1945 Астангов был актером Театра имени Моссовета, сыграл роли Федора Таланова (Нашествие Л.Леонова, 1943) и Треплева (Чайка А.П.Чехова, 1945). С 1945 и до конца жизни Астангов был актером Театра имени Евг.Вахтангова. Первая роль у вахтанговцев – Сирано де Бержерак (одноименная пьеса Э.Ростана, 1946), которую Астангов заканчивал на трагической ноте. Это была своего рода репетиция к Гамлету, сыгранному артистом спустя двенадцать лет. Большое место в искусстве Астангова конца 1940-х – начала 1950-х годов занимала политическая сатира – такие роли, как Мак-Хилл (Заговор обреченных Н.Вирты), Смит (Русский вопрос К.Симонова), Гарготта (Миссурийский вальс Н.Погодина) и др. Рядом с сатирой в репертуаре Астангова были Инсаров (Накануне И.С.Тургенева), Пастухов (Кирилл Извеков по К.Федину) и др. В последние годы «темперамент мысли» в репертуаре Астангова явно брал верх над лирикой. Роль Маттиаса Клаузена (Перед заходом солнца Г.Гауптмана, 1954) принадлежит к высшим художественным достижениям артиста. Он играл ее с естественностью жизни, заставляя зрителей верить, что этот седой человек еще способен пылко любить и быть любимым. В то же время с подлинным душевным надрывом артист поведал о трагической судьбе человека, у которого в одночасье рухнули все иллюзии и идеалы жизни. В 1958, на шестом десятке лет, Астангов сыграл своего знаменитого Гамлета. Темой его Гамлета была «вечно беспокойная человеческая мысль». Эта роль была для Астангова великим примером возмужания человека в борьбе со злом. С 1932 Астангов снимался в кино: Костя-Капитан (Заключенные), Фоглельзанг (Семья Оппенгейм), Коморовский (Мечта), Макферсон (Русский вопрос), Вернер (Княжна Мэри), Роллинг (Гиперболоид инженера Гарина) и др. Умер Астангов в Москве 20 апреля 1965 года.

[700x526]
1900
Адольф (Ади) Дасслер (немецкое имя — Adolf (Adi) Dassler)
германский промышленник, один из основателей известной фирмы спортивной одежды «Адидас» (1948). Адольф Дасслер родился в маленьком баварском городке Герцогенаурах. Его мать была прачкой, а отец - пекарем. После окончания первой мировой войны в Германии царила разруха, и для семьи Дасслер наступили плохие времена. В начале 1920 года Дасслеры решили организовать семейное дело - пошив обуви. Под мастерскую отдали прачечную матери, где Адольф, его старший брат Рудольф и отец кроили обувь, а сестры и мать делали выкройки из холста. Первой продукцией семьи были спальные тапочки: материалом для них служило списанное военное обмундирование, а подошвы вырезали из старых автомобильных покрышек. В июле 1924 года семья уже основала компанию «Обувная фабрика братьев Дасслер», на которой двенадцать работников, включая членов семьи, производили по 50 пар обуви в день. В 1925 году Адольф Дасслер придумал и сшил футбольные бутсы с шипами, которые выковал для него местный кузнец. Так впервые в мире появилась шипованная спортивная обувь. Впервые спортсмены выступили в «шиповках» на Олимпиаде 1928 года в Амстердаме, потом в 1932 году в Лос-Анджелесе, где немец Артур Йонат не без помощи новых кроссовок с шипами стал третьим в беге на 100 метров. С 1936 года «Дасслер» стал признанным в Германии стандартом спортивной обуви. В 1938 году их предприятие производило уже ежедневно 1000 пар обуви. После второй мировой войны семейное дело братьям пришлось поднимать почти с нуля: обувь «Дасслер», как и в 1920-м году, опять производилась из остатков военной амуниции, а 47 наемных работников получали зарплату натурой - дровами и пряжей. Весной 1948 года, вскоре после смерти главы семьи, браться Дасслер разделили компанию, и каждый из них организовал собственный бизнес: Рудольф забрал себе одну фабрику, впоследствии преобразованную в знаменитый концерн «Puma», а Адольф основал компанию «Addas», впоследствии изменив бренд на «Adidas» (аббревиатура от Ади Дасслер ). Приблизительно в это же время появляется и знаменитый логотип этой фирмы. В 1949 году Адольф создает первые бутсы со съемными резиновыми шипами, в 1950-м - бутсы, приспособленные для игры в футбол в неблагоприятных погодных условиях. В 1954 году инновационная обувь Adidas оказывается вне конкуренции на чемпионате мира по футболу: обутая в Adidas сборная Германии впервые стала чемпионом.
Adi.dassler_Skulptur (525x700, 333Kb)
Памятник Ади Дасслеру, Херцогенаурах
Адольф Дасслер лично присутствовал на решающих матчах в Берне, где под его непосредственным руководством перед каждой игрой бутсы футболистов приспосабливали к грунту и погодным условиям с помощью новой технологии съемных шипов. Тогда же Дасслеру впервые в мире пришла в голову идея использовать в качестве площадок для рекламы стадионы и другие спортивные сооружения. 1960-е и 1970-е годы стали золотой эрой «Adidas». Фирма Ади Дасслера безраздельно господствовала в мире спорта, ее влияние ощущалось даже через «железный занавес». Политбюро ЦК КПСС в 1972 году, решая вопрос об экипировке советский олимпийской сборной, остановило свой выбор на «Adidas». Все это время «Adidas» оставалась закрытой частной компанией Ади, и руководил ею Ади лично до самой смерти. Умер Адольф Дасслер в родном городе от сердечной недостаточности 6 сентября 1978 года, оставив своим пятерым детям процветающую компанию.

00Kurt_Mothes (550x700, 103Kb)
1900
Курт Мотес (немецкое имя — Kurt Mothes)
немецкий биохимик растений. Президент Леопольдины (1954–1974, член с 1940). Родился в городе Плауэн, Королевство Саксония, Германская империя. В 1920 году поступил в Лейпцигский университет, который он окончил в 1925 году. В том же году устроился на работу в Галле-Виттенбергский университет и работал вплоть до 1935 года. В 1935 году переехал в Кёнигсберг и устроился на работу в Кёнигсбергский университет, где он занимал должность профессора ботаники. В 1950 году возвратился в Галле-Витенбергский университет, где вплоть до 1958 года занимал должность профессора, одновременно с этим с 1949 по 1957 год заведовал отделом биохимии Института по изучению культурных растений. С 1958 по 1960 год занимал должность директора Института ботаники, одновременно с этим с 1958 по 1965 год занимал должность директора Института биохимии растений.
00Kurt_Mothes_(Aragaz_1961) (700x459, 319Kb)
Курт Мотес на горе Арагац в Армении
В 1963-1964 гг. председатель «Gesellschaft Deutscher Naturforscher und Ärzte». С 1965 года на пенсии. Скончался в городе Рибниц-Дамгартен, ГДР, 12 февраля 1983 года.
Научные работы
Основные научные работы посвящены изучению биохимии алкалоидов, азотистого обмена и регуляторов роста растений. Исследовал гормон растений цитокинин, его химическую природу и механизм действий.
Членство в обществах: Президент Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» в 1954–1974 годах; Член Академии Наук ГДР; 1957 — почётный сенатор университета в Галле; 1971 — иностранный член Академии Наук СССР; 1971 — член Лондонского королевского общества; Почётный член ряда академий наук и многих университетов. Награды и премии: 1953 — Национальная премия ГДР; 1960 — Медаль Котениуса от Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина»; 1960 — Орден «За заслуги перед Отечеством» в серебре; 1965 — Медаль Отто Варбурга (за заслуги в биохимии и микробиологии); 1968 — Орден Pour le Mérite; 1975 — Австрийский почётный знак «За науку и искусство»; 1981 — Орден «Звезда дружбы народов» в золоте. Сочинения: Zur Problematik der gegenwärtigen Biologie, Lpz., 1967; Biosynthese der Alkaloide, ., 1969; в русском переводе - Некоторые замечания о цитокининах, "Физиология растений", 1972, том 19, выпуск 5, страницы 1011-1022. Литература: Beiträge zur Biochemie und Physiologie von Naturstoffen. Festschrift Kurt Mothes zum 65 Geburtstag, Jena, 1965.

Pensis (566x700, 372Kb)
1900
Анри Панси (французское имя — Henri Pensis)
люксембургский дирижёр, композитор и скрипач. Родился в квартале Пфаффенталь, город Люксембург, Люксембург. Учился в Люксембурге и Брюсселе как скрипач, затем также в Кёльне у Германа Абендрота как дирижёр. В 1927 году занял пост концертмейстера в новосозданном Оркестре Кёльнского радио. В 1933 г. вернулся в Люксембург, чтобы основать и возглавить оркестр Люксембургского радио. После оккупации Люксембурга в 1939 году работа оркестра прекратилась, и в 1940 г. Панси уехал в США, где руководил Филармоническим оркестром Нью-Джерси и Симфоническим оркестром Су-Сити. По окончании Второй мировой войны вернулся в Люксембург и вновь возглавил оркестр, в 1953 г. осуществил с ним первую аудиозапись. Последние годы жизни Панси прошли под знаком тяжёлой болезни, в последний раз он выступил как дирижёр на Всемирной выставке в Брюсселе за две недели до смерти. Умер 1 июня 1958 года. Имя Панси носит фонд, созданный в 1995 году правительством Люксембурга для финансовой поддержки основанного им оркестра. Кроме того, именем Панси названа улица (французское название — Rue Henri Pensis) в городе Люксембург. Сын и тёзка Панси — американский дирижёр.
Литература: Loll Weber. Henri Pensis, ein Dirigent aus Luxemburg (1900—1958) — Luxemburg: Institut grand-ducal, Section des arts et lettres, 1998.

Тамарова (700x554, 227Kb)
1900
Нина Васильевна Тамарова (украинское имя — Ніна Василівна Тамарова)
советская актриса театра и кино, народная артистка Украинской ССР (1957). Родилась в городе Новочеркасск, Российская империя. В 1920—1922 годах служила в театре Новочеркасска. В 1920—1930-е годы работала в различных городах СССР. Работая в Орджоникидзе, оказала влияние на будущую актрису Т.Х.Кариаеву.
«Кроме того, я задолго до поступления в театр увидела, как актёр работает над ролью… <…> Она спустилась в парк, прошла в его самый дальний и глухой угол, который в то время назывался „Стрелка“ <…> Сначала Тамарова читала молча, постепенно стала шептать, затем говорить громко, дополняя слова жестами. <…> Я видела, как все больше наполнялись чувством слова роли и была захвачена этим процессом настолько, что, когда Тамарова, вскрикнув „нет!“, упала на колени в траву и, обняв скамью, разрыдалась я, конечно зарыдала тоже».
С 1939 года — актриса Харьковского академического русского драматического театра. Исполняла следующие роли: Маша («Три сестры»), Фреда («Опасный поворот»), Диана («Собака на сене»), Панова («Любовь Яровая»), Глафира («Волки и овцы»), Лаврецкая («Дворянское гнездо»), Катарина («Укрощение строптивой»), Бабушка («Деревья умирают стоя») и др. Помимо работы в театре снялась в фильме «Максим Перепелица» в роли Явдохи. Умерла в городе Харьков, Украинская ССР, СССР (ныне Украина), 8 июля 1983 года. Награды и премии: Народный артист Украинской ССР — 1957; Заслуженный артист Украинской ССР — 1946.

[480x699]
1901
Андре Мальро (французское имя — André Malraux)
французский писатель и политический деятель. Родился в городе Париж, Франция. Сын директора парижского агентства американского банка. Учился в лицее Кондорсе и Национальной школе живых восточных языков, увлекался антропологией, археологией и историей. Первые пробы пера ("Бумажные луны", 1921, и другие) принесли Мальро успех в авангардистских кружках. Поездки в 1923-1927 в Юго-Восточную Азию, где он сблизился с китайскими революционерами, дали Мальро пищу для размышлений о кризисности западной цивилизации в 20 веке (эссе "Искушение Запада", 1926; "К европейской молодежи", 1927) и материал для первых романов ("Завоеватели", 1928; "Королевская дорога", 1930; "Условия человеческого существования", 1933). Деятельный участник международного движения 1930-х годов в защиту культуры против фашизма, Мальро, однако, не разделял ни философии марксизма, ни идеологии коммунистов, с которыми сотрудничал; в 1935 он посвятил повесть "Годы презрения" (русский перевод 1935) мужеству узников гитлеровских тюрем. Во время национально-революционной войны (1936-1939) в Испании (первый ее год запечатлен в лирическом репортаже Мальро "Надежда", 1937, русский перевод 1939) командовал эскадрильей иностранных летчиков-добровольцев, сражавшихся на стороне республики. После поражения во 2-й мировой войне в 1940 попал в плен, бежал, в 1943 включился в Движение Сопротивления, возглавлял партизанское соединение, вскоре преобразованное в армейскую бригаду. Наметившийся к концу 1930-х годов и окольно сказавшийся уже в романе-эссе "Орешники Альтенбурга" (1943) отход Мальро от революционного гуманизма завершился в 1948 речью "Призыв к интеллигентам" - одним из манифестов "холодной войны" в культуре.
[700x348]
Мальро, входивший уже в первое правительство Ш. де Голля (1944-1946), руководил пропагандистскими службами голлистской партии, а в 1959-1969 занимал пост министра культуры как писатель он больше не выступает, но печатает многочисленные труды по философии искусства ("Голоса молчания", 1953, и другие), а также воспоминания ("Антимемуары", 1967; "Дубы из тех, что срубают...", 1971). Во многом отправляясь от Б.Паскаля, Ф.Ницше, О.Шпенглера, Мальро в свою очередь многое предвосхитил в поисках французских экзистенциалистов - Ж.П.Сартра, А.Камю. Герои Мальро пробуют обрести смысл жизни сначала в одиноком авантюристическом испытании себя, затем - в революционном братстве с угнетенными и восстающими против своей судьбы, но в конце концов отрекаются от попыток переделать общество и уповают на искусство, истолкованное поздним Мальро как возмещение утраченной веры в божественное. Несмотря на срывы идейного становления и печать трагической метафизики, лежащую на всех его книгах, такие достижения Мальро, как "Условия человеческого существования" и "Надежда", сделали его одним из признанных мастеров французской литературы 20 века. Умер в родном городе 23 ноября 1976 года. Литература: Шкунаева И.Д., Современная французская литература, Москва, 1961; Андреев Л., Снова "чистое искусство", в сборнике: О современной буржуазной эстетике, Москва, 1963; Бломквист Е.Б., Теория стиля А.Мальро, "Вестник МГУ. Серия философии", 1971, № 1; Вeликовский С., На перекрестках истории..., "Вопросы литературы", 1973, № 3; Mounier E., L`espoir des désespérés, (.), 1953; Picon G., Malraux par lui-meme, (., 1959); Hoffmann J., L`humanisme de Malraux, ., 1963; Goidmann L., Pour line sociologie du roman, ., 1964; Carduner J., création romanesque chez Malraux, ., 1968; Les critiques de notre temps et Malraux, ., 1970.

[445x698]
1901
Иван Фёдорович Михайленко
командир взвода 133-го гвардейского стрелкового полка 44-й гвардейской стрелковой дивизии 65-й армии 1-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант. Родился в селе Гавриловка Вьшгородского района Киевской области, в крестьянской семье. Украинец. Член КПСС с 1936 года. После окончания начальной школы трудился в сельском хозяйстве. С 1922 года по 1924 год в рядах Красной армии. Вторично призван в 1941 году. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Юго-Западном, Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. С первых дней Великой Отечественной войны И.Ф.Михайленко в рядах Советской Армии. Долги и трудны были солдатские дороги. Тяжело переживал горечь отступления. Зато огромная радость переполняла сердце после побед под Москвой, под Сталинградом. В 1943 году лейтенант И.Ф.Михайленко в составе 253-й бригады прорыва сражался на Курской дуге. Десятки городов и сёл уже освободили советские воины. В конце сентября 1943 года наши войска подошли к Днепру. В ночь с 23 на 24 сентября 1943 года взвод лейтенанта И.Ф.Михайленко, соблюдая тишину, чтобы не обнаружить себя, медленно продвигается к Днепру. Вот уже из кустов на воду спущены четыре челна, приготовленные местными рыбаками. Бойцы погрузились, и лодки быстро пошли к правому берегу. Вначале все шло благополучно. Внезапно тишину ночи разорвала резкая пулемётная очередь: враг обнаружил лодки. И сразу всё изменилось. В темноте вспыхнули осветительные ракеты, словно молнии, ввинчивались в небо трассирующие пули. В ответ заговорила наша артиллерия. Лодки причалили к берегу, и бойцы стремительно атаковали противника. Всю ночь, несмотря на сильный обстрел, переправлялись через Днепр наши войска. Днём бои на правом берегу усилились. 24 раза взвод И.Ф.Михайленко ходил в рукопашную. В одной из атак лейтенант был ранен, но не покинул поле боя. Плацдарм был закреплён. Снова и снова бои. Часть, в которой служил И.Ф.Михайленко, сражалась за освобождение белорусской земли. В одном из боёв он был тяжело ранен. А после излечения снова фронт. Гвардейская дивизия 65-й армии форсирует Западный Буг, освобождает города и сёла Польши. При штурме опорного пункта Удженек первым поднялся в атаку взвод И.Ф.Михайленко. Советские воины после короткой и яростной схватки ворвались на укрепленные фашистами позиции. Враг бежал за реку Нарев, взорвав за собой мосты. Ещё не сгустились сумерки, как из леса грянул залп сотен орудий и "катюш". После продолжительной мощной артиллерийской обработки советские войска бросились вперед. В числе первых преодолели реку и бойцы взвода И.Ф.Михайленко. Ожесточенная битва длилась всю ночь. Утром немецкие автоматчики, при поддержке танков и бронетранспортёров, пошли в контратаку. Наши бойцы пропустили через свои окопы танки и в упор открыли огонь по вражеской пехоте. Оставив на поле боя несколько десятков трупов, фашисты бежали. А тем временем были подожжены и прорвавшиеся к реке танки. Однако враг не унимался. Одна атака шла за другой. Шесть раз гитлеровцы накатывались на наши окопы и шесть раз были отбиты с большими потерями. В минуту наибольшей опасности И.Ф.Михайленко вызвал огонь на себя, и это помогло удержать плацдарм Сковав значительные силы врага, советские воины обеспечили переправу своих войск на правый берег и развитие наступления. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество и героизм, проявленные при форсировании реки Нарев, удержание плацдарма и обеспечение переправы своих войск гвардии лейтенанту Ивану Фёдоровичу Михайленко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7112). В 1946 году по состоянию здоровья уволился из Армии. Работал бригадиром винсовхоза. Жил в Киеве. Скончался 22 января 1970 года. Награжден орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями. Улица в селе Гавриловка носит имя Героя.

1902
Джон Тилестон Эдсалл
американский биохимик, член Национальной Академии Наук США. Окончил Гарвардский университет (1923). Работал в Кембриджском университете (1924-1926). С 1928 г. работал в Гарвардском университет (в 1971-1973 гг. - профессор биохимии, с 1973 г. - почетный профессор). Основное направление научной деятельности - изучение структуры и функции белков, в частности миозина и белков крови. Выполнил цикл исследований по химии аминокислот и пептидов. Президент 6-го Интернационального конгресса биохимиков (1964), вице-президент Американской академии искусств и наук (1956-1957), член Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина", президент Американского биохимического общества (1957-1958).

1903
Борис Алексеевич Вольский
российский звукооператор. В 1923 г. окончил Киевскую государственную консерваторию. В 1923-1930 гг. преподавал в Киевской музыкальной школе. С 1931 г. работал звукооформителем, затем звукооператором на киностудии «Мосфильм». Как звукооператор принимал участие в создании художественных фильмов «Александр Невский» (1938, совместно с В.Поповым), «Иван Грозный» (2 серии, 1945, 1958, совместно с В.Богданкевичем), «Каменный цветок» (1946, совместно с в Э.Форманек), «Незабываемый 1919-й год» (1952), «Великий воин Албании Скандерберг» (1954), «Ромео и Джульетта» (1955), «Отелло» (1956), «Урок истории» (1957, совместно с М.Андреевым), «Рассказы о Ленине» (1958), «Нормандия – Неман» (1960), «Пять дней, пять ночей» (1961), «Большая дорога» (1962), «Девять дней одного года» (1964).

1903
Анатолий Николаевич Световидов
советский зоолог-ихтиолог, член-корреспондент Академии Наук СССР (1953). Родился в Москве. Окончил Московскую сельско-хозяйственную академию имени К.А.Тимирязева (1925). С 1932 работал в Зоологическом институте Академии Наук СССР. Основные труды по внутривидовой изменчивости, систематике и филогении рыб на основе сравнительной и функциональной морфологии, а также по их географическому распространению, происхождению и динамике численности, особенно тресковых и сельдевых рыб. Награжден 6 орденами, а также медалями. Умер в Москве в 1985 году. Похоронен на Комаровском кладбище Ленинграда. Сочинения: Трескообразные, Москва — Ленинград, 1948 (Фауна СССР. Рыбы, том 9, выпуск 4); Сельдевые (Clupeidae), Москва — Ленинград,1952 (фауна СССР. Рыбы, том 2, выпуск 1); Рыбы Черного моря, Москва — Ленинград,1964.

1903
Александр Иванович Степанов
актёр. Окончил Высшие мастерские театрального искусства в Саратове. С 1924 работал в Саратове, в 1928—1959 — в театрах Архангельска, Хабаровска, Минска, Симферополя, Кишинева, Горького, Одессы, Ташкента. С 1959 — актер Бакинского русского театра имени С.Вургуна. Народный артист Узбекской ССР (1950).

1903
Уокер Эванс
американский фотограф, известный в основном своими снимками эпохи Великой депрессии на юге США. Ему принадлежат также серии снимков американской архитектуры. Автор серии фотографий (начатой в 1930) домов в штатах Новой Англии. В 1934 г. эти фотографии были представлены на его первой персональной выставке в Музее современного искусства (Нью-Йорк). В 1935 г. начал фотографировать фермеров – жертв Великой депрессии для Управления по делам переселенцев (позднее переименованного в Управление помощи фермерским хозяйствам). Его фотографии были собраны в книгу «Американские фотографии» (1938; 2-е издание, 1975). С 1945 по 1965 гг. был помощником редактора журнала «Форчун». Продолжал фотографировать архитектуру, особенно деревенские церкви, но его наиболее замечательной работой за эти годы является серия фотографий людей, снятых в нью-йоркской подземке. В 1966 г. они вошли в книгу «Многие призваны». С 1965 по 1974 гг. был профессором графического дизайна в Йельском университете.

Jānis Kalniņš (562x700, 123Kb)
1904
Янис Калниньш (латышское имя — Jānis Kalniņš)
латвийский и канадский дирижёр, композитор и органист XX века, сын Альфреда Калниньша. Янис Калниньш родился в Пярну, в семье одного из ведущих музыкальных деятелей Латвии своего времени, Альфреда Калниньша. В первой половине 1920-х годов брал уроки композиции у Язепса Витолса и дирижировал оркестром Латвийской консерватории, затем учился в Зальцбурге у Эриха Клейбера и в Берлине у Германа Абендрота и Лео Блеха. С 1923 по 1933 год Янис Калниньш дирижирует в Латвийском национальном театре, с 1933 по 1944 год в Латвийской национальной опере. Помимо этого, он выступает в качестве приглашеного дирижёра в Швеции (в Королевской опере), Польше и Германии. С 1948 года Калниньш проживает в Канаде. В течение 40 лет он выполняет обязанности органиста-хормейстера в церкви Святого Павла во Фредериктоне (с 1991 года почётный органист). С 1951 по 1971 год он дирижирует Публичным оркестром Фредериктона и преподает в местном педагогическом колледже.
Jānis Kalniņš1 (492x700, 193Kb)
Кроме этого, с 1962 по 1968 год он возглавляет Симфонический оркестр Нью-Брансуика. Калныньш также дирижировал на фестивалях латвийской музыки, проходивших в разные годы в Северной Америке. Янис Калниньш скончался во Фредериктоне 30 ноября 2000 года. Похоронен в Риге на Лесном кладбище. В июле 2001 года в его память был дан концерт в рамках Праздника латвийской песни и танца. Награды и звания: Янис Калниньш был кавалером ордена Трех звезд (1936, Латвия) и ордена Васы (Швеция). В 1981 году он стал почетным доктором музыки университета Маунт-Эллисон (Саквилл, Нью-Брансуик), а в 1984 году был удостоен Премии Нью-Брансуика за заслуги в сфере искусства. Интерес Яниса Калниньша к латвийскому фольклору был привит ему в юности Эмилем Мелнгайлисом. После переезда в Канаду к нему добавился интерес к канадским культурным традициям, что нашло отражение в его творчестве. Будучи органистом-хормейстером, Калниньш получил возможность писать музыку для органа, оркестра и хора. Наиболее удачны его работы для органа, в полной мере использующие возможности инструмента и отражающие виртуозное мастерство самого автора. Основные работы: Оперы: «Чудесная птица Лолиты» (1934); «Гамлет» (1935); «В огне» (1936). Балеты: «Соловей и роза» (1938); «Осень» (1938). Оркестровая музыка: «Два латышских крестьянских танца» (1936); 4 симфонии (1939—1944, 1953, 1973, 1977); Концерт фа-диез мажор для скрипки с оркестром (1946); «Музыка для струнного оркестра» (1965); Нью-Брансуикская рапсодия (1967); Симфоническая поэма (1982); Концерт для фортепиано и камерного оркестра (1984); «Долгая ночь» (без даты). Камерная музыка: Соната для гобоя и фортепиано (1963); «Две пастушеских песни» для голоса, гобоя и фортепиано (1963); Трио для скрипки, альта и виолончели (1979); Соната № 2 для органа (1981); «Три прелюдии для органа» (1983); Фортепианный квинтет (1987). Вокальные произведения: Кантата «Скудельница» (The Potter's Field, без даты); Latvijai (слова Э.Райстерса, 1976); Нью-Брансуикский песенный цикл (1984); Кантата Trimdinieku Vakardziesma (1988); Реквием ми минор (1991).

Лаптев  (515x700, 102Kb)
1904
Константин Николаевич Лаптев (в некоторых источниках отчество — Антонович)
украинский, российский советский оперный певец (баритон), педагог. Народный артист СССР (1957). Член КПСС с 1931. Родился в Киеве. В детстве учился церковному пению. В 1929 году окончил Киевскую консерваторию (ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П.И.Чайковского) (класс М.М.Энгель-Крона). Занятия совмещал с работой на заводе «Арсенал». В 1930—1941 годы — солист Одесского театра оперы и балета, 1941—1952 — Киевского театра оперы и балета имени Т.Шевченко, 1952—1965 — Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова (ныне Мариинский театр). После официального ухода со сцены ещё в течение некоторого времени принимал участие в спектаклях, выступая на оперной сцене до 60 с лишним лет.



Обладал мягким голосом приятного тембра, высоким вокально-сценическим мастерством. В концертном репертуаре романсы русский композиторов (особенно ему близки романсы П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова); с большой теплотой, лиризмом исполняет украинские и русские народные песни, неаполитанские песни. С 1955 года гастролировал за рубежом. С 1973 по 1983 год преподавал в Ленинградской консерватории (профессор). Долгое время был членом жюри Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.Глинки. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на улице Мира, 12. Константин Лаптев умер 19 сентября 1990 года.
Лаптевмогила  (525x700, 516Kb)
Похоронен на Волковском кладбище Ленинграда.
Жена — Анна Фёдоровна Петрова (1907—1957), актриса, режиссёр Театра оперы и балета имени С.М.Кирова. Сын — Юрий Константинович Лаптев (родился 1960), оперный певец, заслуженный артист Российской Федерации (2002), советник президента России по культуре (2004—2012). Награды и звания: Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1935, 3-я премия); Народный артист РСФСР (1956); Народный артист СССР (1957); Орден Октябрьской Революции (1 июля 1983) — за заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с 200-летием Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова; 2 ордена; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Оперные партии: «Аида» Дж.Верди — Амонасро; «Риголетто» Дж.Верди — Риголетто; «Бал-маскарад» Дж.Верди — Ренато; «Демон» А.Г.Рубинштейна — Демон; «Евгений Онегин» П.И.Чайковского — Онегин; «Мазепа» П.И.Чайковского — Мазепа; «Пиковая дама» П.И.Чайковского — Елецкий; «Иоланта» П.И.Чайковского — Роберт; «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова— Грязной; «Паяцы» Р.Леонкавалло — Сильвио; «Кармен» Ж. Бизе — Эскамильо; «Свадьба Фигаро» В.Моцарта — Фигаро; «Гугеноты» Дж.Мейербер — граф де Невер; «Мать» Т.Н.Хренникова — Павел Власов; «Декабристы» Ю.А.Шапорина — Рылеев; «Щорс» Б.Н.Лятошинского — Щорс; «Поднятая целина» И.И.Дзержинского — Нагульнов; «Молодая гвардия» Ю.С.Мейтуса — Олег Кошевой; «Тихий Дон» И.И.Дзержинского — Листницкий; «Хованщина» М.П.Мусоргского — Шакловитый; «Князь Игорь» А.П.Бородина — князь Игорь; «Тарас Бульба» Н.В.Лысенко — Остап; «Наталка-Полтавка» Н.В.Лысенко — Микола; «Запорожец за Дунаем» С.С.Гулак-Артемовского — Султан; «Травиата» Дж.Верди — Жермон; «Фауст» Ш. Гуно — Валентин; «Борис Годунов» М.П.Мусоргского — Щелканов; «Корневильские колокола» Р.Планкета — Маркиз; «Севильский цирюльник» Дж.Россини — Фигаро; «Трубадур» Дж.Верди — Граф ди Луна. В Санкт-Петербурге, на Каменноостровском проспекте, дом 15, где жил певец, установлена памятная доска.

[499x700]
1904
Николай Иванович Першин
токарь-карусельщик завода «Электросила» имени С.М.Кирова, город Ленинград. Родился в ныне Вологодской области, в семье потомственного рабочего. Трудовую деятельность начал в 1930 году учеником токаря на заводе «Электросила» в городе Ленинград (ныне – Санкт-Петербург). Вскоре стал токарем. Быстро освоил ремесло, оснастку, а нормы выработки увеличил почти в полтора раза. В годы первых пятилеток работал на уникальном оборудовании, был автором оригинальных приспособлений, инициатором передовых методов организации труда. Обрабатывал узлы почти всех гидрогенераторов, выпущенных до войны на «Электросиле». В годы Великой Отечественной войны, работая на заводе, в составе отряда самообороны строил заграждения, участвовал в отражении врага. В 1942 году участвовал в работах по восстановлению Волховской ГЭС. В январе 1944 года на время переквалифицировался в строителя. Завод восстанавливался и одновременно выпускал продукцию. Особенно сложным и ответственным был заказ для Рыбинской электростанции. Слова «рыбинский заказ» не сходили в те дни со страниц многотиражной газеты. На плечи высококвалифицированных рабочих легла двойная нагрузка. По 12 часов не выходил из цеха Николай Иванович, выполняя самые ответственные операции по выпуску рыбинского гидрогенератора. В начале 50-х годов переведён в специальный гидрогенераторный цех, оснащенный первоклассным оборудованием. «Электросила» начала осваивать выпуск машин для каскада ГЭС Большой Волги. И снова, как в дни войны, токарь Н.И.Першин выполнял самые ответственные заказы качественно и своевременно. Коллектив его бригады был одним из первых на заводе удостоен звания «Бригада коммунистического труда», а Николай Иванович стал признанным стахановце и имел личное клеймо ОТК. Являлся активным рационализатором, новатором и наставником молодежи, которой передавал свой богатый опыт. За высокие производственные достижения неоднократно награждался орденами и медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1957 года за выдающиеся производственные достижения, развитие науки и техники и большой вклад, внесенный в освоение и внедрение новых прогрессивных методов труда на предприятиях промышленности, транспорта и стройках города Ленинграда, Першину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В дальнейшем вышел на пенсию. Жил в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Умер в 1974 году.
[525x700]
Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва (1958-1962). Награжден орденом Ленина (21 июня 1957), 3 орденами «Знак Почёта» (18 мая 1942, 8 декабря 1951, 1 февраля 1957), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (26 апреля 1945).

1905Mshvidobadze_Vasily_Iosifovich (476x700, 175Kb)
1905
Василий Иосифович Мшвидобадзе
заведующий отделением Чаквинского совхоза имени Ленина Министерства сельского хозяйства СССР, Кобулетский район Аджарской АССР, Грузинская ССР. Родился 3 ноября 1905 года в селе Джужуати Озургетского уезда Кутаисской губернии, ныне – Ланчхутского муниципалитета края Гурия Грузии. Грузин. После окончания сельскохозяйственного института работал на различных должностях в сельском хозяйстве Грузинской ССР, с 1946 года – директором Чаквинского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института чая и субтропических культур, который располагался в посёлке Чакви (точнее, в его «чайном квартале» под названием Чаисубани) Кобулетского района Аджарской АССР. В Чакви велась работа по выведению селекционных сортов чая во главе с научным сотрудником К.Е.Бахтадзе, а также различных плодов цитрусовых, которую возглавлял В.И.Мшвидобадзе. На плантациях двух чаквинских субтропических совхозов – чайного имени Берия и цитрусового имени Ленина культивировались различные сорта чайного листа и цитрусовые в соответствии с научными разработками сотрудников Чаквинского института. По итогам работы в 1948 году чаеводы Чаквинского совхоза имени Ленина на площади более 100 гектаров получили урожай сортового зелёного чайного листа по 4368 килограмма с гектара и урожай и цитрусовых – с 7013 плодоносящих полновозрастных деревьев по 863 мандарина в среднем с дерева. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июля 1949 года за получение высоких урожаев сортового зелёного чайного листа и цитрусовых плодов в 1948 году Мшвидобадзе Василию Иосифовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены ещё четыре труженика Чаквинского совхоза имени Ленина во главе с его директором К.Г.Гогия за урожай чайного листа, в том числе агрономы В.Л.Микеладзе и Н.А.Каландадзе – сотрудники Чаквинского института. С 1968 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в селе Чакви (с 1954 года – посёлок). Дата его кончины не установлена. Награждён орденом Ленина (5 июля 1949), медалями.

RECOBA, Emilio  URU 30 (550x700, 158Kb)
1905
Эмилио Рекоба (испанское имя — Emilio Recoba)
уругвайский футболист, центральный защитник, победитель первого чемпионата мира по футболу 1930 года. Наиболее известен по выступлениям за клуб «Насьональ» из Монтевидео. Родился в Монтевидео. Эмилио начал свою карьеру в столичном клубе «Чарли», воспитавшем немало игроков, которые впоследствии выступали за сборную Уругвая и за два гранда уругвайского футбола — «Пеньяроль» и «Насьональ». В 1925 году Рекоба перешёл как раз в стан «Насьоналя». К сожалению, в годы выступлений Эмилио за «трёхцветных» «Насьоналю» не довелось выиграть чемпионский титул — трижды первенствовал «Пеньяроль», по одному разу — «Рампла Хуниорс» и «Монтевидео Уондерерс», а в 1925 и 1930 годах первенство вовсе не проводилось. В 1925 году Рекоба в составе «Насьоналя» принял участие в легендарном турне по Европе, в рамках которого действующие чемпионы страны, выигравшей Олимпийские игры Парижа в 38 играх одержали 26 побед, 7 раз сыграли вничью и потерпели лишь 5 поражений. В 1926 году Рекоба стал чемпионом Южной Америки в составе сборной Уругвая.
RECOBAuru1926 (700x419, 263Kb)
Сборная Уругвая - победитель чемпионата Южной Америки 1926 года
Верхний ряд: Массали, Рекоба, Фернандес, Батиньяни, Ванццино, Насасси
Нижний ряд: Урдинаран, Скароне, Борхас, Кастро, Сальдомбиде, Андраде
Он был игроком основы и по существовавшей тогда тактической схеме был одним из двух защитников сборной наряду с великим капитаном команды Хосе Насасси, проведя все 4 матча первенства в Сантьяго. Были выиграны все 4 матча с разницей мячей 17:2. Принял участие Эмилио Рекоба и в чемпионате Южной Америки 1929 года. Последний матч за «Селесте» Рекоба провёл 16 июня 1929 года. В 1930 году Рекоба был в заявке сборной Уругвая на победном чемпионате мира, но на поле не выходил. Тем не менее, он был награждён золотой медалью. На турнире он был дублёром Насасси. Эмилио Рекоба умер в родном городе 12 ноября 1992 года, он был последним оставшимся в живых чемпионом мира 1930 года. До трагического события он был также старейшим участником первого чемпионата мира (88 лет). В 1996 году его превзошёл француз Селестен Дельмер, достигший 89-летнего рубежа. В 2005 году француз Люсьен Лоран скончался в возрасте 97 лет, а в 2006 году — перуанский вратарь Хуан Вальдивьесо. Последним живым из всех участников ЧМ-1930 был аргентинец Франсиско Варальо, умерший 30 августа 2010 года в возрасте 100 лет. Достижения: Чемпион мира (1): 1930; Чемпион Южной Америки (1): 1926; Вице-чемпион Уругвая (2): 1929, 1931.

1905
Конрадас Владо Кавяцкас
литовский композитор и хоровой дирижер, народный артист Литовской ССР (1960). В 1933-1940 гг. дирижер хора Каунасского университета. Один из организаторов музыкального училища в Вильнюсе (1940, директор 1946-1949), заведующий кафедрой хорового дирижирования (с 1945) и профессор Вильнюсской консерватории. В 1949-1962 гг. главный дирижер Государственного хора Литовской ССР. Среди сочинений: оратория «Времена года» (1965); кантата «Каунас» (1964); поэма для солиста, хора и оркестра «Четыре коммуниста» (1961); хоровые сюиты – «Картины Советской Литвы» (1953), «Путь поэтов»; песни для хора; обработка народных песен; статьи

1905
Валентин Ефимович Павлов
российский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1950). В 1930 г. окончил ГТК. В кино с 1929 г. Снял фильмы: «Весенние дни» (1934), «Вражьи тропы» (1935, совместно с Н.Н.Власовым), «На Дальнем Востоке» (1937), «Степан Разин» (1939), «Беспокойное хозяйство» (1946), «Наше сердце» (1947, совместно с С.Ураловым) и др. Работал с режиссером И.А.Пырьевым: фильмы «Любимая девушка» (1940), «Свинарка и пастух» (1941; Сталинская премия, 1942), «Секретарь райкома» (1942), «В шесть часов после войны» (1944), «Сказание о земле Сибирской» (1948; Сталинская премия), «Кубанские казаки» (1950; Сталинская премия, 1951), «Испытание верности» (1954), «Идиот» (1958), «Белые ночи» (1960), «Наш общий друг» (1962). Работал также и с другими режиссерами. Снял фильмы: «Пролог» (1856, совместно с Б.А.Петровым), «Негасимое пламя» (1964, совместно с Н.Большаковым), «Спящий лев» (1965). В 1967-1969 гг. поставил несколько короткометражных фильмов. Умер 17 января 1986 года.

Валентина_Вагрина (466x700, 90Kb)
1906
Валентина Григорьевна Вагрина
актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР. Валентина Вагрина родилась в Москве, в еврейской семье. Муж — председатель «Союзпромэкспорта», начальник В/О «Главхимпластмасс» Наркомата тяжёлой промышленности СССР Давид Маркович Колмановский (1896—1937), c которым жили в большой квартире на Арбате, дом 35, напротив театра. В этом же доме рос племянник её мужа — композитор Эдуард Колмановский. Д.М.Колмановский был арестован в 1937 году, расстрелян 26 ноября 1937 года (захоронен на Донском кладбище, реабилитирован посмертно в 1989 году). Вместе с мужем была арестована и Валентина Григорьевна как его жена: «Номер в БД:210, Приговор: ИТЛ». О том времени, вспоминая о тёплой дружеской обстановке в театре Вахтангова в те годы, писала в мемуарах Анна Масс: «За все годы не удалось отстоять только Валентину Григорьевну Вагрину — Вавочку, как её называли в театре. Когда в 1937 году арестовали, а потом расстреляли её мужа, крупного работника торгпредства, её тоже взяли как жену „врага народа“. В эти годы театр уже не был так всесилен, как прежде: многие из его влиятельных поклонников распрощались с жизнью в лубянских застенках. Но все равно театр пытался вызволить Вавочку. „Вышли“ на следователя. Тот сказал: „Освободим, если она откажется от мужа“. …
Вавочка от мужа не отказалась. Её отправили в лагерь. В 1946 году её освободили. Какая радость прошла волной по нашему дому, по театру:
— Вавочка вернулась!!
Она вернулась поблекшая, постаревшая, о прежней её легендарной красоте можно было лишь догадываться. В Москве её не прописывали, да и негде ей тут было жить. Но театр остался верен себе: добился прописки, Шихматовы уступили ей комнату в своей квартире. Её снова приняли в труппу и сразу дали роль — Джесси в пьесе Константина Симонова „Русский вопрос“. На репетициях, слегка лукавя, горячо убеждали, что у неё получается „в тысячу раз лучше, чем у Серовой в Ленкоме“. После премьеры шумно поздравляли, а ещё через некоторое время пересказывали друг другу хвалебные отзывы прессы о её игре. Хотя сами и организовали эти отзывы». В 1950-е годы во время «хрущевской оттепели» её реабилитировали, но артистическая карьера её уже не сложилась, лучшие творческие годы ушли безвозвратно.
vagrina-valentina-grigorevna-4435 (700x577, 225Kb)
По некоторым данным, она стала женой художника Н.И.Осенева (1909—1983), произведения которого после его смерти передала в Российский фонд культуры: Самой первой дарительницей Фонда стала актриса Вахтанговского театра Валентина Вагрина. Прошедшая лагеря, она до конца жизни сохраняла удивительно светлую веру в жизнь. И помогал ей в этом её муж, замечательный художник Николай Осенев. Когда его не стало, она передала коллекцию работ Осенева Фонду. Сейчас они украшают Пензенскую картинную галерею. Валентина Григорьевна Вагрина умерла в Москве в 1987 году. Двоюродные братья — писатель Захар Львович Хацревин, инженер Наум Александрович Роговин, физик-теоретик Юрий Моисеевич Каган, учёный-химик Захар Александрович Роговин, доктор технических наук Борис Моисеевич Каган, учёный в области автоматики, кибернетики и вычислительной техники. Двоюродная сестра — писатель Елена Моисеевна Ржевская. Роли в театре: 1925 — «Виринея» Л.Н.Сейфуллиной. Режиссёр: А.Д.Попов — одна из девок в деревне; 1932 — «Гамлет» Шекспира. Режиссёр Николай Акимов — Офелия (спектакль был раскритикован за формализм и скоро снят со сцены); 1934 — «Человеческая комедия» по романам О.Бальзака. Режиссёры: А.Д.Козловский и Б.В.Щукин — графиня; 1947 — «Русский вопрос» Константина Симонова. Режиссёр: И.Рапопорт — Джесси (поочередно с Аллой Казанской). Роли в кино: 1934 — Мечтатели.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 3 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»