• Авторизация


3 ноября родились... 03-11-2025 04:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[499x700]
1883
Дмитрий Стахиевич Моор (настоящая фамилия - Орлов)
советский график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), один из основоположников советского политического плаката. Родился в Новочеркасске, в семье горного инженера. В 1898 переехал с родителями в Москву. Систематического художественного образования не получил; в 1910 посещал школу-студию П.И.Келина. Первоначально работал в Мамонтовской типографии. С 1907 публиковал в печати свои карикатуры (чаще всего в либеральном сатирическом журнале «Будильник»). Излюбленной его техникой стал черно-белый рисунок тушью, часто усиленный резкими (обычно красными) цветовыми акцентами. В язвительных сатирах выражал окружающий социальный распад и борьбу с цензурой: мини-комикс Юморист и Перст (то есть перст Цензуры), 1911; рисунок Российские курорты – лечение водой и железом, – о Ленском расстреле 1912. Избранный псевдоним (фамилия трех героев драмы Ф.Шиллера Разбойники) идеально передавал его артистический темперамент: жесткий и напористый, не склонный к добродушному юмору. Вехами времени стали его плакаты периода революции и Гражданской войны (Ты записался добровольцем?, Врангель еще жив, добей его без пощады!, Красный подарок белому пану, все работы – 1920; Помоги!, 1921).
[458x700]
Стилистика модерна с его гибкими и волевыми «линиями силы» достигла тут предельного агитационного накала, действенно формировавшего общественные эмоции в нужном партии русле (сатира тут по сути сама стала частью репрессивной политической цензуры). Таким был, к примеру, образ взывающего о помощи изможденного старика-крестьянина в плакате Помоги! Расклеенный у входа в храмы, он наглядно убеждал население в справедливости изъятия церковных ценностей под лозунгом «помощи голодающим Поволжья». Существенным элементом творчества Моора была антирелигиозная сатира как таковая (рисунки, созданные в бытность его главным художником журнала «Безбожник у станка», 1923–1928; цикл иллюстраций к стихотворению Г.Гейне Диспут, 1929). Сотрудничал также в «Правде» (1920), «Крокодиле» (с 1922) и других периодических изданиях, рисовал киноплакаты. В 1928–1932 был членом объединения «Октябрь».
[700x384]
Со временем его композиции (Трудящийся, будь начеку!, 1937; Ты чем помог фронту?, 1941; и др.) стилистически отошли на второй план в связи с распространением новых, чуждых Моору приемов фотомонтажного плаката. К концу Второй мировой войны создал цикл эпически-«былинных» иллюстраций к Слову о полку Игореве, решенных в духе национальной романтики «стиля триумф» (1944). Активно работал как педагог – в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас; 1922—1930), Московском Полиграфическом институте (1930—1932) и Московском Художественном институте имени В.И.Сурикова (1939—1943). Ученики: В.Н.Горяев, А.М.Каневский, Ф.П.Решетников, Б.И.Пророков. Умер Моор в Москве 24 октября 1946 года. Посмертно вышел его «автобиографический отчет» Я – большевик! (1967). Сочинения: Я — большевик!, Москва, 1967. Литература: Халаминский Ю., Моор, Москва, 1961.

Моор(Орлов)Дмитрий (458x700, 301Kb)
1883
Дмитрий Стахиевич Орлов (работал под псевдонимом Д.Моор или Дмитрий Моор)
российский и советский художник, мастер графики, один из основоположников советского политического плаката, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Родился в городе Новочеркасск, область Войска Донского, Российская империя (ныне Ростовская область), в семье горного инженера. В 1898 году переехал с родителями в Москву, где закончил реальное училище. Систематического художественного образования не получил; в 1910 году посещал школу-студию П.И.Келина. Первоначально работал в Мамонтовской типографии. С 1907 года публиковал в печати свои карикатуры.
Моор(Орлов)ДмитрийСтрижка процентов (590x700, 627Kb)
Карикатура «Стрижка процентов». Клиент парикмахера — миллионер П. П. Рябушинский. 1917
В период работы в московском журнале «Будильник» (1907) молодой художник Дмитрий Орлов принял псевдоним Моор, так как характер главного героя шиллеровских «Разбойников» Карла Моора соответствовал творческому темпераменту мастера, страстного и последовательного в своем «романтически неистовом» стремлении к искусству, политически злободневному, активно воздействующему на зрителя. С 1914 года сотрудничал в журнале «Новый Сатирикон». После Октябрьской революции, в годы гражданской войны создавал агитационные плакаты («Ты записался добровольцем?», «Врангель ещё жив, добей его без пощады!», «Помоги!» и многие другие). Сатира Моора направлялась на религию, Белое движение, Антанту и буржуазный строй. Плакаты Моора расклеивались на входах в храмы, высмеивали Бога, священников и православных, призывали к изъятию церковных ценностей, находящихся в пользовании верующих, в пользу голодающих. Работал в РОСТА. Антирелигиозные рисунки Орлова публиковались в журнале «Безбожник у станка» и пользовались большой известностью за границей. Иллюстрировал «Библию для верующих и неверующих» Е.Ярославского, поэму «Хорошо» В.В.Маяковского (1940). В годы Великой Отечественной войны рисовал плакаты, изображающие жестокость нацистских оккупантов. Умер 24 октября 1946 года. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища.
Плакаты Моора (Орлова) : «Помоги»; «Ты записался добровольцем?»; «Врангель ещё жив, добей его без пощады!»
Афиши русского кино работы Д.Моора:
Моор(Орлов)Дмитрий01 (518x700, 447Kb)
Фильм «Вор», 1910-е
Моор(Орлов)Дмитрий02 (594x700, 523Kb)
Фильм «Никогда»
Моор(Орлов)Дмитрий03 (555x700, 397Kb)
Фильм «Тихо»
Моор(Орлов)Дмитрий04 (566x700, 376Kb)
Фильм «Убийца»
Литература: Моор, Дмитрий Стахиевич // Многоножки — Мятлик. — Москва : Советская энциклопедия, 1954. — Страница 268. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 томе.] / главный редактор Б.А.Введенский ; 1949—1958, том 28); Иоффе М. Дмитрий Стахиевич Моор, 1883—1946 / Обложка — гравюра на дереве М. Маторина. — Москва—Ленинград.: Искусство, 1943. — 40 страниц. — (Массовая библиотека). — 15 000 экземпляров (обложка)

Tarnowsky_Serge (690x700, 145Kb)
1883
Сергей Владимирович Тарновский
русский, советский и американский пианист и музыкальный педагог. Родился в городе Киев, Российская империя. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу Анны Есиповой. Гастролировал в разных странах Европы как солист вместе с дирижёром Василием Сафоновым. Выступал также как аккомпаниатор со скрипачом Натаном Мильштейном и певицей Марией Куренко. Педагогическая деятельность Тарновского длилась более 60 лет. Преподавал в Одессе, затем был профессором Киевской консерватории — в Киеве его учениками были, в частности, Владимир Горовиц и Александр Юнинский. В 1928 году эмигрировал в Париж, с 1930 года обосновался в США. Преподавал в Лос-Анджелесе, где среди его учеников был, например, Орасио Гутьеррес. Умер в городе Лос-Анджелес, Калифорния, США, 22 марта 1976 года. Среди последних учеников Тарновского в середине 1970-х была Мэделин Стоу, после смерти Тарновского отказавшаяся от музыкальной карьеры и сделавшая вместо этого актёрскую.

Calvin_Bricker (532x700, 261Kb)
1884
Кэлвин Дэвид «Кэл» Брикер (Calvin David Bricker)
канадский легкоатлет, призёр летних Олимпийских игр. Родился в городе Торонто, провинция Онтарио, Канада. На Играх 1908 в Лондоне Брикер участвовал в двух дисциплинах. В прыжке в длину он занял третье место, а в тройном прыжке четвёртую позицию. На следующей Олимпиаде-1912 в Стокгольме Брикер стал серебряным призёром в прыжке в длину, а в тройном прыжке стал лишь восемнадцатым. Умер в городе Гренфелл, провинция Саскачеван, Канада, 24 апреля 1963 года.

Григорий_Григорьевич_Григор (530x700, 198Kb)
1884
Григорий Григорьевич Григор
советский физикогеограф, экспедиционный исследователь, профессор Томского университета. Родился в городе Нежин, Черниговская губерния, Российская империя. Происходил из семьи мещан: отец был членом городской управы, затем, в 1910—1916 годах, — директором Нежинского городского общественного банка; мать, родом из мещан Полтавской губернии, умерла, когда сыну было 8 лет. В 1903 году окончил с серебряной медалью Нежинскую классическую гимназию при историко-филологическом институте, в 1910 году — естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета. Был оставлен для приготовления к профессорскому званию под руководством И. И. Косоногова при кафедре физики и физической географии. Однако по семейным обстоятельствам переехал в Харьков, где преподавал географию, сначала в женской, а затем — в мужской гимназии (1910—1919); одновременно в 1912—1920 годы работал лаборантом, а затем — ассистентом (преподавателем) Харьковского университета и на Высших женских курсах. Часто выезжал за границу, в том числе в качестве руководителя научно-образовательных экскурсий, организованных Московским обществом распространения технических знаний; во время полугодовой поездки в США участвовал в океанографической экспедиции, организованной Гарвардским университетом, на восточное побережье США. В 1912 и 1913 годах он участвовал в экспедициях, организованных профессором А.Н.Красновым, в Аджарию — участвовал в создании Чаквинского субтропического ботанического сада (близ Батуми). В 1916 году посетил Соловецкие острова, Мурманское побережье и Новую Землю. Опубликовал ряд научных статей, а совместно с профессором Талиевым издал один из первых в России учебников по естествознанию. В 1919 году из-за болезни жены переехал в Анапу, где сначала преподавал в мореходном училище, а в сентябре 1920 года занял место преподавателя кафедры экономической географии на рабфаке в Краснодаре. Стал одним из основателей Кубанского педагогического института, — с 22 марта 1922 года — профессор, заведующий кафедрой физической географии, в 1921—1934 годах — декан естественного отделения, а также помощник директора по учебной части (1921—1925 и 1930—1934). Одновременно преподавал в Краснодаре в сельскохозяйственном (1927—1933) и медицинском (1925—1931) институтах. В этот период Г. Г. Григор изучал четвертичные отложения Таманского полуострова, горные озера и ледниковую зону высокогорной части Западного Кавказа; составил первое подробное описание высокогорного озера Рица. Являлся одним из организаторов Кавказского государственного заповедника и его первым директором. В январе 1934 года был арестован и осуждён на три года лагерей. Наказание отбывал в Сиблаге (Мариинск), где организовал Научно-учебный комбинат, начальником которого был назначен. 24 июня 1935 года был досрочно освобожден и отправлен в Иркутск; с 1 декабря 1936 года заведовал кафедрой физической географии Иркутского университета. По совместительству преподавал в Иркутском педагогическом институте и Институте повышения квалификации народного образования. Проводил исследования Байкала. С 1 июня 1938 года — заведующий кафедрой физической географии Томского государственного университета, организовал географический факультет и с 1 сентября 1939 по июнь 1948 года был его деканом. Проводил работу по комплексному физико-географическому районированию территории Западной Сибири. Его учеником стал А.A.Земцов. В 1940—1948 годах работал по совместительству в Томском педагогическом институте. Умер в городе Томск, РСФСР, СССР, от сердечной недостаточности, 18 сентября 1960 года. Похоронен на Южном кладбище в Томске. Г.Г.Григор автор около 60 напечатанных работ, однако значительная часть его наследия до сих пор остается неопубликованной. Источники: Григорий Григорьевич Григор. — Иркутск : Издательство Института географии имени В.Б.Сочавы Сибирского Отделения Российской Академии Наук, 2013. — 71 страница. — (Выдающиеся географы Сибири). — ISBN 978-5-94797-216-0. Литература: Руденко, Г.В. Памяти профессора Г.Г.Григора (1884–1960). Жизнь и судьба ученого-географа // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Науки о Земле». — 2011. — № 1. — Страницы 221−234; Григор Григорий Григорьевич // Профессора Томского государственного педагогического университета: Биографический словарь / Автор — составитель Т.В.Галкина. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2005 г.

1884
Артур Генри Розенкампфф (Arthur Henry Rosenkampff)
американский гимнаст и легкоатлет, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1904. Родился в городе Нью-Йорк штат Нью-Йорк, США. На Играх 1904 в Сент-Луисе в гимнастике Розенкампфф участвовал в трёх дисциплинах. Он стал вторым в командном первенстве и выиграл серебряную медаль. Также он занял 89-ю позицию в личном первенстве и 76-ю в первенстве на 9 снарядах. В лёгкой атлетике Биссингер соревновался только в троеборье, в котором он занял 102-е место. Умер в городне Ньюарк, штат Нью-Джерси, США, 6 ноября 1952 года.

[563x700]
1885
Николай Николаевич Аничков
советский патоморфолог, генерал-лейтенант медицинской службы (1943), доктор медицинских наук (1912), профессор (1920), академик Академии Наук (1939) и Академии Медицинских Наук (1944) СССР, президент Академии Медицинских Наук СССР (1946—1953), член 9 зарубежных научных академий и Королевских научных обществ. Лауреат Сталинской премии I степени (1942). Родился в Санкт-Петербурге. Н.Н.Аничков окончил Императорскую Военно-медицинскую академию (ВМА) в 1909 г. Стажировался за границей (1912—1913), был на фронте старшим врачом полевого военно-санитарного поезда (1914—1917). Затем стал профессором и возглавил отдел патологической анатомии Института экспериментальной медицины (руководил им в 1920—1964 гг.). Параллельно возглавлял кафедры: патологической физиологии в ВМА (1920—1939), патологической анатомии в Военно-медицинской Академии (1939—1946), патологической анатомии в Вузе-больнице имени И.И.Мечникова (1932—1936). С декабря 1946 года по 14 декабря 1953 года — президент Академии Медицинских Наук СССР. Представитель старинного дворянского рода (Аничковы), Николай Николаевич был сыном действительного тайного советника, сенатора, товарища министра народного просвещения (Аничков, Николай Милиевич, 1844—1916). Его мать Л.И.Аничкова — дочь крупного священнослужителя И. В. Васильева, построившего православный собор Александра Невского на улице Дарю в Париже. Н.Н.Аничков был женат на дочери городского головы города Аккермана Наталии Мильтиадовне Мута́фоло, 1889?—1942, и в этом браке имел сына (Аничков, Милий Николаевич, 1920—1991), ставшего видным военным хирургом. Внук Н.Н.Аничкова Аничков, Николай Мильевич, (родился в 1941) — профессор патологической анатомии, член-корреспондент Российской Академии Наук. Первая жена Н.Н.Аничкова умерла в 1942 году. Второй раз он был женат на костромской дворянке Вере Алексеевне Бартеневой (1895—1989), которая была инженером-химиком. В этом браке детей не было. Знаток русской литературы, музыки и истории, Н.Н.Аничков любил природу и домашних животных. В свободное время он с удовольствием занимался садоводством на своей даче в академическом посёлке в Комарово. Н.Н.Аничков умер в Ленинграде 7 декабря 1964 года.
[525x700]
Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.
Награды и премии: три ордена Ленина (21 февраля 1945; 10 июня 1945; 21 ноября 1955 — в связи с 70-летием со дня рождения, 50-летием научной и педагогической деятельности и отмечая заслуги в области развития медицинской науки); Орден Красного Знамени (3 ноября 1944); Орден Отечественной войны I степени (2 ноября 1945); Орден Трудового Красного Знамени (7 декабря 1940); Орден Красной Звезды (22 февраля 1938); около 20 медалей СССР; Сталинская премия первой степени (1942); Премия имени И.И.Мечникова (1952).
Научная деятельность
Николай Николаевич Аничков (Anitschkow, Anichkov) является крупнейшим российским и советским патологом. Он впервые описал специализированные миогистиоцитарные клетки миокарда (в мировой специальной литературе «клетки Аничкова», Anitschkow cell, участвующие в построении ревматической гранулёмы). Он открыл ведущее значение липидов, главным образом холестерина, в морфо- и патогенезе атеросклероза (это достижение признано в США одним из 10 важнейших открытий в медицине). В редакционной статье Annals of Internal Medicine (1958) известный ученый William Dock (США) сравнивал значение классических работ Аничкова со значением открытия Робертом Кохом возбудителя туберкулеза. Крупный биохимик Daniel Steinberg (США) писал: «Если бы истинное значение его находок было своевременно оценено, мы сэкономили бы более 30 лет усилий по улаживанию полемики о холестерине, а сам Аничков мог бы быть удостоен Нобелевской премии». Теория патогенеза атеросклероза, созданная Н.Н.Аничковым, имела важнейшее значение для научной и практической медицины, особенно для кардиологии. Учёный впервые показал, что в основе атеросклеротических поражений артерий лежит инфильтрация (проникновение) липидов, главным образом холестерина, в стенку сосуда. Он подробно проследил и изучил стадии развития, прогресса и регресса атеросклеротических бляшек. Атеросклероз был впервые представлен как системное заболевание, обусловленное различными, нередко сочетанными факторами риска: нарушениями липидного обмена, повышением артериального давления (гипертензией) и др. При этом было установлено, что у лиц старше 45 лет гипертензия — более сильный фактор риска, чем гиперхолестеринемия. Под руководством Николая Николаевича была разработана специальная методика исследования коронарных артерий сердца. Она дала возможность оценить меняющуюся степень сужения этих артерий бляшками и сопоставить места сужений с изменениями в миокарде: инфарктом, кардиосклерозом. Были предложены прогрессирующая и стационарная форма атеросклеротического кардиосклероза. Н.Н.Аничков и его ученики впервые изучили связь между нарушением кровоснабжения миокарда и возникновением аритмий. Таким образом, трудами Николая Николаевича и его научной школы были заложены основы патогенеза наиболее важных заболеваний сердца и сосудов. Кроме того, Николай Николаевич стал одним из основателей учений о ретикуло-эндотелиальной системе и аутогенных инфекциях. Он также много занимался вопросами военной патологии и медицины. Его биография включена практически во все крупные энциклопедии и крупные словари Российской Федерации и многих других стран. Начиная с 2007 г., Европейское общество по изучению атеросклероза - The European Atherosclerosis Society (EAS) - за выдающиеся исследования в области атеросклероза ежегодно вручает престижную Аничковскую премию, бронзовую медаль с изображением Н.Н.Аничкова и чек на 10 000 евро. К 2015 г. известны 8 лауреатов этой премии.
Публикации
Н.Н.Аничков опубликовал более 260 научных трудов. Из них наиболее известны: О воспалительных изменениях миокарда. — Диссертация, Санкт-Петербург, 1912; Über die Veränderungen der Kaninchenaorta bei experimenteller Cholesterinsteatose, 1913; Das Wesen und die Entstehung der Atherosklerose. — Erg. Inn. Med., 1925; Учебник патологической физиологии, 1928; Учение о ретикуло-эндотелиальной системе, 1930; Experimental Arteriosclerosis in Animals. In: Arteriosclerosis. A survey of the problem, 1933, 1967; Об одном новом направлении экспериментальных исследований в области инфекционной патологии, 1937; Сосуды (Частная патологическая анатомия), 1940; Морфология заживления ран, 1951; Основные положения и неразрешенные вопросы современного учения об атеросклерозе артерий, 1956; Compensatory Adjustments in the Structure of the Coronary Arteries of the Heart with Stenotic Atherosclerosis, 1964.
Ученики
Свыше 30 представителей научной школы Н.Н.Аничкова стали профессорами, а 11 человек — членами Академии Медицинских Наук СССР и Российской Академии Медицинских Наук. Известные ученики: патологоанатомы В.Г.Гаршин, М.Ф.Глазунов, Л.М.Шабад, В.Д.Цинзерлинг, В.А.Нагорнев, А.Н.Чистович, О.К.Хмельницкий, Соловьёв А.А. и патофизиологи И.Р.Петров, П.Н.Весёлкин, Н.Н.Зайко.
Память
Его именем названа лаборатория атеросклероза в НИИ экспериментальной медицины, установлены две мемориальные доски: на анатомическом корпусе ВМА и одном из корпусов НИИ экспериментальной медицины. Работал в редколлегиях БМЭ и БСЭ, журналов «Архив патологии», «Природа», был депутатом Ленгорсовета и Верховных Советов РСФСР и СССР. В Санкт-Петербурге на двух зданиях, где в разные годы работал Н.Н.Аничков — Военно-медицинская академия (улица Академика Лебедева, 37) и Институт экспериментальной медицины (улица Академика Павлова, 9а) — установлены мемориальные доски. Его имя носит лаборатория атеросклероза ГУ НИИЭМ Российской Академии Медицинских Наук. В 2013 г. в Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова выпущена бронзовая медаль в честь 100-летия теории патогенеза атеросклероза Н.Н.Аничкова с изображением этого учёного. Начиная с 2007 г., Европейское общество по изучению атеросклероза, штаб-квартира которого находится в Гётеборге, ежегодно в разных городах ЕС проводит международные конгрессы. Эти конгрессы открываются Аничковскими чтениями. Вначале общество присуждает Аничковскую премию за самые выдающиеся исследования в области атеросклероза. Лауреат награждается дипломом, медалью с изображением Николая Николаевича и получает 10 000 евро. После награждения он выступает с пленарной лекцией. В 2023 году Премии Аничкова был удостоен профессор Стивен Николлз.
В культуре
Кинохроника опытов по индуцированию атеросклероза у кроликов была использована режиссёром Сергеем Дебижевым в фильме «Комплекс невменяемости»: прототипом румынского академика Петровича в картине явился Н.Н.Аничков. Литература 60 лет Российской Академии Медицинских Наук. — Москва: НПО «Медицинская энциклопедия», 2004; Саркисов Д.С. с соавторами Н.Н.Аничков. — Москва: Медицина, 1989; Климов А.Н. с соавторами Н.Н.Аничков в Институте экспериментальной медицины, Санкт-Петербург, 1995; К 120-летию со дня рождения академика Академии Наук и Академии Медицинских Наук СССР Н.Н.Аничкова (редакционная). — Архив патологии, 2005, выпуск 5, страницы 3-6; Аничков Н.М., Первооткрыватель в патологии. К 125-летию со дня рождения академика Н.Н.Аничкова. — Вестник Российской Академии Наук, 2010, выпуск 11, страницы 1005—1012; Аничков Н.М., Н.Н.Аничков — крупный российский патолог, открывший значение холестерина в патогенезе атеросклероза. — В книге 12 очерков по истории патологии и медицины. — Санкт-Петербург: Синтез бук, 2013. — строаницы 78-103; Friedman M., Friedland G.W., Medicines`s 10 Greatest Discoveries, Yale Univ. Press, New Haven-London, 1998; Steinberg D., The Pathogenesis of Atherosclerosis. An interpretive History of the Cholesterol Controversy: Part I. — J. Lipid Res., 2004, Vol. 45, p. 1583—1593. Konstantinov I.E., et al., Nikolai N. Anichkov and His Theory of Atherosclerosis. — Texas Heart Inst. J., 2006, vol. 33, N 4, p. 417—423.

Korshunov-BA_01 (555x700, 163Kb)
1885
Борис Андреевич Коршунов
русский советский архитектор, градостроитель и педагог. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. В 1910 г. окончил высшее техническое училище в Карслруэ, а в 1913 г. — Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1912 г. получил первую премию в конкурсе проектов на особняк Каменских в Нижнем Новгороде (проект осуществлен). В 1915 г. в Москве построил дом Могилевича на Погодинской улице, 12 и особняк на 1-й Тверской-Ямской улице, 30. После революции работал в Первой архитектурной мастерской. В 1918—1923 годах работал в бригаде Щусева над проектом «Новой Москвы». В 1924—1925 гг. совместно с М.М.Чураковым выполнил проект фабрики-кухни в Иваново-Вознесенске. В 1926—1927 гг. проектирует планировку города Котельнича. В 1926—1929 гг. руководил схемой планировки «Большого Новосибирска». В 1928—1930 гг. разрабатывал генеральный план города Вятка. В Вятке построил здание почтамта (ул. Древлевского, 43), общежитие и пять домов для рабочих подошвенно-полувального завода. Профессор МВТУ. Профессор Московского архитектурного института. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 21 июня 1961 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (1 участок). Проекты и постройки: Особняк Каменской в Нижнем Новгороде, (1913—1914); Дом и частная лечебница Ф.А. Савей-Могилевича в Москве на Погодинской улице, 1915; Особняк в Москве на улице Первой Тверской-Ямской, 1915; Печатник (жилой комбинат) в Новосибирске, (1929—1930).

Per Anton Mathiesen (507x700, 136Kb)
1885
Пер Антон Матиесен (норвежское имя — Per Anton Mathiesen)
норвежский гимнаст, Родился в городе Берген, Норвегия. Чемпион летних Олимпийских игр 1912 года в командном первенстве по произвольной системе. Умер в городе Сарпсборг, Норвегия, 2 июня 1961 года.

Potemkin (700x698, 267Kb)
1885
Владимир Николаевич Потёмкин
офицер Русского императорского флота, участник Цусимского похода и сражения, один из первых командиров Добровольческой армии, капитан 1-го ранга. Из московских дворян. По окончании Морского корпуса в 1904 году был выпущен мичманом и назначен вахтенным начальником миноносца «Громкий» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры. Участвовал в Русско-японской войне, в Цусимском сражении принял командование миноносцем после убыли командира и всех офицеров. Был тяжело ранен, после гибели корабля подобран из воды японцами. Пожалован золотой саблей «за храбрость». 5 октября 1907 года произведён в лейтенанты «за отличие в военное время». 20 декабря 1909 года переведён в Сибирский флотский экипаж. С 1910 по 1913 год командовал миноносцем «Статный». 28 апреля 1912 года привлекался к следствию по делу о столкновении миноносцев «Статный» и «Точный», но был оправдан, однако 30 апреля приговором временного Владивостокского военно-морского суда ему был объявлен выговор. 3 февраля 1913 года переведён в 1-й Балтийский флотский экипаж. 19 декабря 1914 года произведён в старшие лейтенанты. 16 января 1915 года назначен старшим офицером эскадренного миноносца «Уссуриец», а 8 сентября того же года — командующим эскадренным миноносцем «Искусный». 19 декабря 1916 года произведён в капитаны II ранга «за отличие». Осенью 1917 года в Гельсингфорсе был арестован большевиками, но сумел бежать из-под ареста и добраться до Ростова-на-Дону, где в начале ноября на яхте «Колхида» по поручению генерала Алексеева начал формировать армейскую роту из морских офицеров и гардемарин. С 16 по 30 января 1918 года Морская рота в составе Таганрогского отряда полковника Кутепова обороняла Таганрог и Ростов от наступающей группы Сиверса. 30 января 1918 года рота была направлена для охраны товарной станции Батайск. 25 февраля в отряд, в который входила Морская рота, в течение суток вёл бой с многократно превосходящим его по численности красным отрядом И.Л.Сорокина. Капитан 2-го ранга Потёмкин в бою получил тяжёлое ранение в глазницу, потерял глаз. Вследствие ранения не смог участвовать в 1-м Кубанском походе и скрывался в Ростове. В апреле - мае 1918 года через Новочеркасск, Кисловодск, Ессентуки с группой офицеров и юнкеров пробрался в Астрахань, далее в Царицын, откуда пробрался на Дон. Летом 1918 года назначен командиром Новороссийского военного порта, оставался на этом посту до 27 декабря 1918 года, занимался вооружением бронепоездов морскими орудиями и командами из военных моряков. С 7 апреля 1919 года по собственной просьбе был назначен командиром бронепоезда «Князь Пожарский», участвовал во взятии Харькова. В Крыму во время подготовки кубанского десанта Улагая, был назначен начальником дивизиона морских канонерских лодок Азовского моря (2-й отряд судов Чёрного моря) с производством в капитаны I ранга (30 ноября 1919 года). 1 января был зачислен в состав Речных сил Юга России и тем же приказом назначен командиром бригады бронепоездов. Во время Крымской эвакуации Русской армии в ноябре 1920 года был назначен комендантом порта и всех пристаней города Керчи. В конце 1920 года в Константинополе был назначен командиром военного транспорта «Ялта», с которым прибыл в Галлиполи, после чего по распоряжению французских властей был отправлен в Марсель. Во Франции был начальником 6-й группы ВМС. Скончался в городе Париж, в больнице Ла-Питье, после операции по извлечению пули из мозга, 18 ноября 1938 года. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Награды: Золотая сабля «За храбрость» (21 января 1907); Орден Святого Станислава III степени (1908); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (4 января 1909); Орден Святой Анны III степени (19 декабря 1914); Мечи и бант к Ордену Святой Анный III степени (14 июня 1915); Орден Святого Станислава II степени с мечами (6 декабря 1915); Светло-бронзовая медаль с бантом в память Русско-Японской войны 1904—1905 гг. (1906); Золотой знак в память окончания полного курса наук Морского Корпуса (1910); Светло-бронзовая медаль в память 300-летия Царствования Дома Романовых (1913); Светло-бронзовая медаль в память 200-летия Гангутской победы (1915). Литература: Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений морского ведомства. Исправлено по 11 апреля 1916 года. — Петроград, 1916. — Страница 233.

Шаріф_Сюнчелей (555x700, 116Kb)
1885
Шариф Хамидуллович Сюнчелей
педагог, организатор народного образования. Первый директор Башкирского государственного педагогического института имени К.А.Тимирязева. Родился в деревне Старый Мостяк, Хвалынский уезд, Саратовска\ губерния, Российская империя (Старый Мостяк, Старокулаткинский район Ульяновска\ область). Участвовал в революционном движении 1905—1907 годов. В 1907 году окончил Казанскую учительскую школу. В 1907—1915 гг. преподавал в начальной русско-башкирской школе деревни Сараши Осинского уезда Пермской губернии. В 1915—1917 гг. работал в Уфимском губернском земстве лектором-инструктором внешкольного образования по Ново-Каргалинскому району Белебеевского уезда Уфимской губернии. В 1916 году прошёл трёхмесячные курсы по внешкольному образованию при Московском городском университете имени А.Л.Шанявского. В 1917 году переехал в Уфу. Стал членом Уфимского городского Совета, коллегии по делам мусульман.Был избран членом Всероссийского учредительного собрания от Уфимского округа. Работал в органах народного образования — являлся членом Коллегии горОНО, инструктором губОНО, председателем Бюро национальных меньшинств (Нацмен), заведующий отделением Единой трудовой школы, заведующий Губернским отделом социального воспитания (Губсоцвос) и членом Коллегии Башнаркомпроса. С 1922 года являлся заместителем наркома просвещения Башкирской АССР. Возглавил Учебно-методическую комиссию при Академцентре, а с 1925 года назначен председателем Академцентра. В сентябре 1927 года стал заведующим Уфимским института народного образования, который в 1929 году был реорганизован в Башкирский государственный педагогический институт имени К.А.Тимирязева. Редактировал краеведческий журнал «Башҡорт аймағы» («Башкирский край»). 13 июня 1929 года Ш.Х.Сюнчелей был утверждён первым директором БГПИ имени К.А.Тимирязева. С 1930 года жил в Москве, работал в НИИ народов Востока, преподавал в Московском текстильном институте. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 9 ноября 1959 года. Похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве. Его именем названа улица в Уфе.
Научная деятельность
Ряд статей Шарифа Хамидулловича («Башкиры Пермской губернии», «Татары и мишары Саратовской губернии» и «Зло наших дней») были опубликованы в журнале «Мусульманин», который издавался в Париже на русском языке. Являлся соавтором третьей части книги для чтения «Йәш быуын» («Молодое поколение») и автором пособия для учителей «Общие сведения о Башкирии» (статистическо-экономический справочник на башкирском языке). Был автором различных методических пособий по организации работы с детьми: «Практическая работа в детском саду» (1921), «Беседы с маленькими детьми» (1923), «Комплексный метод обучения в школе» (1924), «Ребёнок и его среда» (1926), «Организация работы в семье» (1930) и хрестоматий «Яны мэктэб». Под редакцией Шарифа Хамидуловича была составлена «Программа по обществознанию» и «Программа по изучению Башкирии», опубликованные в 1927 году на башкирском языке в журнале «Белем», а также были опубликованы три выпуска «Башкирских краеведческих сборников» (1926—1929 гг.) и «Исторического очерка Тамьян-Катайского района БАССР» (1926). В 1947 году в Москве вышла его брошюра «Этнографические особенности башкир». Переводил рассказы татарской писательницы Лябибы Ихсановой (1923-2010); в последние годы жизни готовил к печати сборник избранных произведений своего брата Сагита Сунчелея. Семья: Брат — Сагит Сунчелей (1889-1937) — известный татарский поэт Литература: Еникеев Б. Шариф Сюнчелей //Учитель Башкортостана. – 1965. - № 11. – Страницы 61-62; Ергин Ю.В. К 120-летию со дня рождения Ш.Х.Сюнчелея (1885-1959) // Вестник Башкирского университет. – 2005. - № 2. – Страницы 144-150; Ергин Ю.В. Портреты: деятели народного образования Башкирии/ Ю.В.Ергин; Академия наук РБ, Отделение физико-математических наук. – Уфа: Гилем, 2008. – 296 страниц; Ергин Ю.В.Шариф Сюнчелей (1885-1959) и Академцентр Башнаркомпроса/ Ю.В.Ергин // Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела: материалы VIII международной научной конференции. – Уфа, 2007. – Страницы 24; Ергин Ю.В. Ш.Х.Сюнчелей – организатор народного образования в Башкирии// Башкирский педагогический журнал. – 2005. - № 1. – Страницы 170-185; Минеев М.И. Общественный деятель и просвещенец // Трудный путь к правде / составители Г.К.Иргалин, Н.П.Каменев. – Уфа: Китап, 1997. – Страницы 238-245; Сафаров М.А. Сюнчелей Шариф Хамидуллович // Ислам в Поволжье: энциклопедический словарь. Москва, 2013; Ш.Х.Сюнчелей // Календарь памятных дат По Башкирии за 1965 год. – Уфа: Башкнигоиздат, 1965. – Страницы 50-53.

Reinhold Max Blümich (595x700, 348Kb)
1886
Райнхольд Макс Блюмих (немецкое имя — Reinhold Max Blümich)
немецкий шахматист (мастер), шахматный журналист и шахматный функционер. Родился в городе Лейпциг, Королевство Саксония, Германская империя. В 1922 году начал вести шахматные отделы в лейпцигских газетах «Leipziger Tageblatt» и «Leipziger Nachrichten». С 1925 года был членом редколлегии немецкого шахматного журнала «Deutsche Schachzeitung». С 1932 года и до конца жизни был главным редактором этого журнала. В 1941 году выпустил печально известную редакцию знаменитого учебника Дюфреня — Мизеса. Эта редакция отличалась от предыдущих тем, что из неё была удалена информация о всех шахматистах еврейской национальности (в 1943 году вышла ещё одна аналогичная редакция). Много лет был активным членом Саксонского шахматного союза. В апреле 1933 года выступил с речью о приверженности идеям национал-социализма, а после победы НСДАП на выборах отправил поздравительную телеграмму Гитлеру. Умер в городе Фалькенберг, Эльба-Эльстер, Бранденбург, Германия, 23 февраля 1942 года.
Спортивные результаты
Screenshot 2023-10-22 at 14-55-39 Блюмих Макс — Википедия (700x693, 251Kb)
Литература: Hans-Winfrid Krämer: Die Sächsische Schachlandschaft in der Zeit des Nationalsozialismus (1933 bis 1945). In: Sächsische Schachgeschichte — Ein Überblick. Chemnitz, Dresden, Leipzig, 2002.

[553x700]
1886
Михаил Васильевич Доброклонский
советский искусствовед, специалист по истории западноевропейского изобразительного искусства. Занимался проблемами атрибуции и каталогизации рисунков, хранящихся в музеях СССР; составил научные описания графики из собрания Государственного Эрмитажа. Член-корреспондент Академии Наук СССР с 29 сентября 1943 года по Отделению истории и философии (история искусств). Родился в Санкт-Петербурге, в семье известного профессора-медика. Окончил Императорское училище правоведения (1909), затем служил в Государственной канцелярии. С 1919 года — сотрудник Эрмитажа (организатор выставок; с 1930 года заведовал отделом графики и рисунка, позднее работал в отделении рисунка), с 1923 года — профессор ИЖСА. Преподавал также в Институте истории искусств (1922—1930), Институте иностранного туризма (1936—1938) и на историческом факультете ЛГУ (1944—1951). Доктор искусствоведения (1941). В период блокады Ленинграда исполнял обязанности директора Эрмитажа. Заведующий кафедрой истории западного искусства ЛГУ (1945—1947). Член редколлегий журнала «Искусство и жизнь», изданий «Труды Государственного Эрмитажа» и «Всеобщая история искусств» (тома 1—6, 1956—1966). Один из редакторов и соавтор учебников «История западноевропейского искусства (III—XX вв.)» (1940) и «История искусства зарубежных стран» (тома 1—3, 1961—1964; 3-е издание, 2003—2009). Умер в родном городе 16 ноября 1964 года. Награды и звания: орден Трудового Красного Знамени (10 июня 1945); медали; Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964)Основные работы: «Гравюра на дереве» (выпуски 1—5, 1927; совместно с А.В.Бакушинским, В.В.Воиновым, Е.Г.Лисенковым); «Классическая гравюра. Очерк развития и каталог постоянной выставки гравюр» (1928); «“Книга Виниуса” — памятник русского собирательства XVII—XVIII вв.» // «Известия Академии Наук СССР. Отделение гуманитарных наук» (1929); «Рембрандт» (1937); «Рисунки итальянской школы XV и XVI вв.» (1940, составитель); «Рисунки Рубенса» (1940, составитель); «Рисунки фламандской школы XVII—XVIII вв.» (1955, составитель); «Пастели XVI—XIX вв.» (1960, редактор); «Рисунки итальянской школы XVII—XVIII вв.» (1961, составитель); «Государственный Эрмитаж: графика (альбом)» (1961, составитель); «Государственный Эрмитаж: рисунки, акварели (альбом)» (1965, составитель; посмертно);

[516x700]
1886
Тор (Теодор) Кристиан Элиас Фрис (шведское имя — Thore Christian Elias Fries)
шведский ботаник и миколог. Тор Кристиан Элиас Фрис родился в Уппсале, в семье лихенолога Теодора Магнуса Фриса и Густавы Анжу. Высшее образование получил в Уппсальском университете, в 1913 году стал доктором философии (с диссертацией по фитогеографии) и адъюнкт-профессором. С 1917 года Тор Кристиан Элиас работал главой научно-исследовательской станции в Абиску-Эстра. В 1920 году он был назначен куратором Ботанического музея Уппсальского университета. В 1921—1922 Тор вместе со своим братом Робертом Элиасом Фрисом путешествовал по Африке. Обнаруженные ими новые виды были описаны братьями в журнале Svensk Botanisk Tidskrift. С 1927 года Фрис был профессором ботаники Лундского университета. Тор Кристиан Элиас Фрис умер в городе Умтали в Родезии 31 декабря 1930 года. Некоторые научные работы: Fries, T.C.E. (1959). Annonaceae. In Engler, A. & Prantl, K. Die Natürlichen Pflanzenfamilien. ed. 2, vol. 17a. Литература: Du Rietz, E. Thore C E Fries // Svenskt biografiskt lexikon. — 1964—1966. — Vol. 16; Stafleu, F.A.; Cowan, R.S. Taxonomic Literature. — Ed. 2. — Utrecht, 1976. — Vol. I: A—G. — P. 889. — 1136 p. — ISBN 90-313-0225-2.

[461x698]
1887
Самуил Яковлевич Маршак (псевдонимы - Доктор Фрикен, Уэллер, С.Кучумов, С.Яковлев и др.)
русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор. Родился в Воронеже, в семье техника-мастера на химических заводах. С раннего детства писал стихи. В 1902 вместе с семьей переехал в Санкт-Петербург, где случай помог ему познакомиться с В.В.Стасовым, а через чего с Ф.И.Шаляпиным и М.Горьким, принявшими горячее участие в судьбе талантливого мальчика. Хлопотами Стасова Маршак, сын еврея из черты оседлости, был определен в гимназию; впоследствии Горький поселил его у своей жены, Е.П.Пешковой, в Ялте (1904–1906), где Маршак продолжал учебу на средства Горького и Шаляпина. С 1907, вернувшись в Санкт-Петербург, начал выступать в одном из популярнейших журналов Серебряного века – «Сатириконе». В 1912–1915 жил в Англии, слушал лекции на филологическом факультете Лондонского университета (1913–1914); в 1915–1917 в журналах «Северные записки», «Русская мысль» и др. изданиях опубликовал свои первые переводы (стихи Р.Бернса, У.Блейка, У.Вордсворта, английские и шотландские народные баллады). Вернувшись в Россию, участвовал в организации помощи малолетним сиротам и беженцам – жертвам Первой мировой войны. Летом 1917 в Екатеринодаре (Краснодар) организовал и возглавил «Детский городок» – комплекс детских учреждений (школа, библиотека, мастерские и т.п.), включавший в себя и один из первых советских театров юного зрителя. Для него Маршак и поэтесса Е.И.Васильева (Дмитриева; псевд. – Черубина де Габриак) писали пьесы-сказки (совместный сборник «Театр для детей», 1922). В 1922 переехал в Петроград, где стал заведующим литературно-репертуарной частью Театра юных зрителей, а вскоре начали выходить стихотворные книжки Маршака, мгновенно завоевавшие любовь маленьких читателей: Детки в клетке, Пожар, Сказка о глупом мышонке (все 1923), Цирк, Мороженое, Вчера и сегодня (все 1925), Багаж (1926), Пудель, Почта (обе 1927), Вот какой рассеянный (1930) и др. В игрушечный мир дореволюционной детской литературы Маршак (как и К.И.Чуковский и Д.И.Хармс) ввел живые и узнаваемые, обаятельные и забавные, фантазийные и поучительные образы людей, взрослых и маленьких, зверей, птиц, вещей, попадающих в самые разнообразные ситуации, вызывающие смех, сочувствие, понимание, недоверие – целый спектр чувств, в основу которых писатель ненавязчиво и тонко кладет назидание, наставляющее без принуждения и скуки. Жанровое разнообразие поэзии Маршака (маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка) сочеталось с удивительной легкостью, органическим изяществом, виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. Неслучайно многие строки Маршака – стихи, по выражению Чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход россиян как пословицы, поговорки и афоризмы. В 1924–1925 – редактор журнала «Новый Робинзон», в котором впервые стали печататься Б.С.Житков, М.Ильин (брат Маршака), В.В.Бианки, Е.Л.Шварц и др. будущие классики отечественной детской литературы. В 1924–1934, возглавляя Детский отдел Госиздата, Маршак ввел в детскую литературу не менее ярких Л.Пантелеева, Г.Г.Белых, Хармса, А.И.Введенского и др. Вполне заслуженно Горький еще в начале 1930-х годов назвал Маршака «основоположником детской литературы у нас». В 1937 переехал в Москву, продолжая писать стихи для детей и переводить на русский язык английскую поэзию. В «детских» произведениях поэт не боится затрагивать и производственные, и мировоззренческие, и серьезные морально-психологические («Ежели вы / Вежливы / И к совести / Не глухи, / Вы место / Без протеста / Уступите / Старухе. / Ежели вы / Вежливы / В душе, а не для виду, / В троллейбус / Вы поможете / Взобраться / Инвалиду...»), и политические проблемы, искусно, остроумно, даже весело расширяя границы мира юных читателей (Мастер-ломастер, Война с Днепром, Мистер Твистер, Рассказ о неизвестном герое и др.). В годы Великой Отечественной войны Маршак выступал с сатирическими текстами на газетных полосах (Юный Фриц, или Экзамен на аттестат «зверости»; по его мотивам – киносценарий Юный Фриц, или Сентиментальное воспитание, 1942–1943; одноим. к/ф Г.А.Козинцева), во фронтовых листовках и агитационных плакатах (в том числе составлял подписи к рисункам Кукрыниксов, напр., «Днем фашист сказал крестьянам: / „Шапку с головы долой!" / Ночью отдал партизанам / Каску вместе с головой»). В то же время в стихах Маршака военных и послевоенных лет усиливается лирическое начало, углубляется психологизм, появляется пейзаж – без утраты светлого, жизнерадостного, «детского» мироощущения (сборники Почта военная, 1944; Разноцветная книга, Быль-небылица, оба 1947; Круглый год, 1948; Тихая сказка 1956; Вакса-Клякса, Угомон, оба 1958; энциклопедия в стихах Веселое путешествие от А до Я, 1953, и др.). Особенно это ощутимо во «взрослых» стихах Маршака, над которыми он начал интенсивно работать в эти годы, и в его переводах (кроме вышеназванных авторов, Дж.Г.Байрон, Д.Китс, Р.Киплинг, Р.Стивенсон, Р.Браунинг, Э.Лира, Г.Гейне, Дж.Родари и др., в том числе украинские, белорусские, армянские и др. иноязычные поэты). Эпоху в отечественной словесности составили его переводы 154-х сонетов У.Шекспира (в числе которых знаменитый 66-й сонет: «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж / Достоинство, что просит подаянья, / Над простотой глумящуюся ложь, / Ничтожество в роскошном одеянье... / И прямоту, что глупостью слывет, / И глупость в маске мудреца, пророка, / И вдохновения зажатый рот, / И праведность на службе у порока...»). В 1962 вышла книга Избранной лирики Маршака (Ленинская премия, 1963), куда вошли, в числе прочего, «лирические эпиграммы», как их называл сам поэт, – афористичные четверостишия и двустишия, аккумулирующие в чеканных и мелодичных строфах глубокую, ироничную, жизнелюбивую мудрость их автора. Шедевры многогранного творчества Маршака – и его лирические эпиграммы («Немало книжек выпущено мной, / Но все они умчались, точно птицы. / И я остался автором одной / Последней, недописанной страницы», 1964), и философские раздумья («Все те, кто дышит на земле, / При всем их самомнении – / Лишь отражения в стекле, / Ни более, ни менее...», 1964), и послания (Т.Г<аббе> – «Все лучшее ты отдавала даром, / Делилась счастьем и душевным жаром, / Нежданным кладом, что нашла сама, / Игрой живого, быстрого ума...», начало 1960-х годов), и элегии («Колышутся тихо цветы на могиле / От легкой воздушной струи. / И в каждом качанье негнущихся лилий / Я вижу движенья твои...», 1958), и пейзажная лирика («В полутьме я увидел: стояла / За окном, где кружила метель, / Словно только что с зимнего бала, / В горностаи одетая ель...», 1957), и раздумья о поэтическом творчестве («Бывало, полк стихов маршировал, / Шеренги шли размеренно и в ногу, / Рифмованные, звонкие слова / Литаврами звенели всю дорогу...»). Долговременную славу принесли Маршаку и его пьесы-сказки (до сих пор не покидающие ни театральных подмостков, ни радиомикрофона, ни теле- и киноэкрана (Кошкин дом, 1922; Двенадцать месяцев, 1943, 2-я редакция, 1962; Горя бояться – счастья не видать, 1922, 1954; Умные вещи, 1940, 1964). Важной стороной деятельности Маршака была его мемуаристика и литературная критика (автобиографическая повесть В начале жизни. Страницы воспоминаний, 1960; сборник статей о литературном мастерстве, заметок и воспоминаний Воспитание словом, 1961), а также постоянное общение с коллегами по поэтическому цеху, в том числе начинающими (с ними Маршак был не только доброжелателен, но и предельно откровенен, называя, по свидетельству очевидцев, дурные стихи «дурными поступками»). Общепризнанный, читаемый и любимый классик отечественной литературы 20 в., Маршак был удостоен самых высоких наград (кроме Ленинской, Сталинские премии 1942, 1946, 1949, 1951). Награжден 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Свидетельством широты и мощи его таланта стал венок из вереска, присланный на его похороны из Шотландии, с родины Бернса, свежую и естественную лирику которого поэт сделал фактом русской литературы. Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира. Умер Маршак в Москве 4 июля 1964 года.
[700x525]
Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Сочинения: Собрание сочинений, тома 1—8, Москва, 1968—1972. Литература: Горький М., Собрание сочинений, том 25, страницы 112, 114, том 26, страница 63, том 27, страница 31, том 30, страницы 250, 288, 349; Морозов М., Сонеты Шекспира в переводах С.Маршака, в книге: Маршак С.Я., Статьи и переводы, Москва, 1954; Фадеев А., О двух сторонах творчества С.Я.Маршака, "Литература и жизнь", 1960, 5 октября; Рассадин Ст., Обыкновенное чудо. Книга о сказках для театра, Москва, 1964; Галанов Б., Самуил Яковлевич Маршак, Москва, 1965; Пантелеев Л., Маршак в Ленинграде, в его книге: Живые памятники, Москва. — Ленинград, 1966; Смирнова В., Учитель, друг, мастер, в ее книге: О детях и для детей, 2-е издание, Москва, 1967; Венгров Н., С.Я.Маршак, в книге: История русской советской литературы, 2-е издание, том 3, Москва, 1968; Сарнов Б., Самуил Маршак. (Очерк поэзии), Москва, 1968; Я думал, чувствовал, я жил. Воспоминания о С.Я.Маршаке, Москва, 1971; Твардовский И.А., О поэзии Маршака, в его книге: Статьи и заметки о литературе, 3-е издание, Москва, 1972.

[483x700]
1888
" Константин Васильевич Акашев
советский военачальник, первый главком авиации СССР, один из первых руководителей советских ВВС. В рядах Красной Армии с 1918 года. В 1911—1915 годах учился в Италии в Высшем училище аэронавтики и механики (1914) и Франции, где окончил военную авиационную школу и высшее училище аэронавтики и механики (1915). За участие в покушении на П.А.Столыпина в 1908 сослан в Туруханский край, откуда бежал за границу. Сначала попал в Италию, затем проживал в Париже. Во время 1-й мировой войны вернулся в Россию, был на фронте. Участвовал в Октябрьском вооруженном восстании 1917 в Петрограде. С созданием в том же году Управления Воздушного Флота стал его комиссаром, с декабря 1917 - председателем Всероссийской коллегии по управлению Военно-Воздушным Флотом Республики. В мае—июне 1918 комиссар, с июля военком Главного управления Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота (Главвоздухофлот). Оставаясь в руководстве Главвоздухофлота, Акашев с августа 1918 на фронтах Гражданской войны— командующий воздушной флотилией 5-й Армии Восточного фронта, отличился в боях под Казанью. Лётчики флотилии под его командованием наносили удары по противнику, успешно вели разведку. В июне—декабре 1919 начальник авиации и воздухоплавания Южного фронта. В августе—сентябре 1919 возглавлял авиагруппу, созданную для борьбы с конницей генерала Е.М.Мамонтова, прорвавшейся в тыл советских войск. Лично летал на «муромцах», бомбардируя кавалерию противника. В марте 1920—феврале 1921 начальник Главвоздухофлота. Затем около двух лет пребывал в Италии, где заказывал и принимал самолёты и авиационное оборудование. В последние годы жизни работал на руководящих должностях на авиационных заводах Ленинграда и Москвы (завод № 1), преподавал в Академии Воздушного флота. Арестован 3 марта 1930 года (дело «Весна»). 3 апреля 1931 года Коллегией ОГПУ приговорен к расстрелу по обвинению в шпионаже. Расстрелян 9 апреля 1931 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Реабилитирован посмертно 1 сентября 1956 года.

Фрейзер0 (506x700, 147Kb)
1888
Роналд Фрейзер (Ronald Fraser)
английский писатель, автор романов "Летающий драпировщик", "Цветы-фантомы", "Путь жука", "Мисс Люцифер", тетралогии о Венере.
Родился в городе Лондон, Англия, Великобритания. Сэр Артур Рональд Фрейзер был сыном шотландского торговца тканями, который переехал в Лондон. Он получил образование в школе Святого Павла и в раннем подростковом возрасте писал стихи, которые были опубликованы в Вестминстерской газете. Он работал в страховой компании, но в свободное время читал в Британском музее. После военной службы. Он сделал карьеру в качестве государственного служащего в заграничном отделе Министерства торговли, а затем в качестве дипломата в министерстве иностранных дел, работал в Аргентине и Франции в качестве коммерческого министра в посольствах Великобритании, а затем в качестве государственного директора. Суэцкого канала. Его рыцарское звание в 1949 году было признано за его выдающуюся дипломатическую службу.
ФрейзерЛетающий драпировщик (476x700, 265Kb)
«Летающий драпировщик»
В период с 1924 по 1961 год он опубликовал двадцать семь романов. На пенсии он участвовал в движении Нью Эйдж и вместе со своей партнершей Ингрид руководил центром исцеления и медитации из храма, примыкающего к его дому. Артур Рональд Фрейзер был посвящен в рыцари в 1949 году, был солдатом, государственным служащим и писателем. Большая часть его сочинений использует фантастические или научно-фантастические приемы. В его первом романе «Летающий драпировщик» (1924; отредактированный в 1931 году), явно написанном под влиянием Г.Г.Уэллса, драпировщик обнаружил способность левитировать. В « Цветочных фантомах» (1926) есть орхидея, которая демонстрирует секреты секса зрелой молодой женщине. В научно-фантастическом «Карьере Жука» (1951) есть супероружие, которое имеет полезные побочные эффекты. Его «Квартет Венеры», начавшийся с «Посещения Венеры» (1958), представляет собой дискуссии среди жителей Солнечной системы. Умер 12 сентября 1974 года.

Heinrich_Campendonk (451x700, 215Kb)
1889
Генрих Кампендонк (немецкое имя — Heinrich Campendonk)
немецкий живописец, график, художник по стеклу и резчик по дереву, представитель немецкого экспрессионизма. Родился в городе Крефельд, Германская империя. 1905—1909 — обучение в крефельдской школе искусств у Торн-Приккера. 1911 — переезжает в Зиндельсдорф, дружба с Марком и Макке, участвует в выставке группы «Синий всадник». 1913 — участвует в «Первом немецком осеннем салоне» в Берлине и в выставке «Рейнские экспрессионисты» в Бонне. 1914—1916 — служба в армии, после демобилизации переезжает в Зехаупт на Штарнбергерском озере. 1919—1921 — член «Рабочего совета для искусства». 1922 — возвращается в Крефельд, работает там преподавателем в местной школе искусств. 1926 — профессор Государственной Академии искусств в Дюссельдорфе (лишён этого звания в 1933 году нацистами). 1934 — эмиграция в Бельгию. 1935 — переезжает в Амстердам, профессор Нидерландской Академии искусств. 1937 — обвинён нацистами в принадлежности к «дегенеративному искусству», 87 работ художника удалены из немецких музеев. Умер в городе Амстердам, Нидерланды, 9 мая 1957 года.
Амстердам
Heinrich_Campendonk01 (700x700, 665Kb)
Muiderpoort Station
Heinrich_Campendonk02 (457x700, 360Kb)
Кейзерсграхт 369
Heinrich_Campendonk03 (557x700, 241Kb)
Кейзерсграхт 662
Heinrich_Campendonk04 (700x558, 121Kb)
Richard Wagnerstraat 32
Heinrich_Campendonk05 (557x700, 216Kb)
Richard Wagnerstraat 32
Избранные работы: «Буколический ландшафт» 1913 Сент-Луис, Собрание Мортона Д.Мея; «Девочка с животными» 1916; «Натюрморт с двумя головами» 1920 Бонн, Государственный художественный музей. Литература: Engels M.T. Heinrich Campendonk. — Krefeld, 1958; Engels M.T. Heinrich Campendonk als Glasmaler. — Krefeld, 1966; Elger D. Expressionismus. — Köln, 2007.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 3 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»