[700x625]
1905
Жорж Шеаде (французское имя — Georges Schehadé)
французский поэт и драматург ливанского происхождения, близкий к сюрреализму. Родился в Александрии. Закончил юридический факультет, работал в Министерстве юстиции. Его открыл писатель Габриэль Бунур, бывший в это время инспектором французского правительства по проблемам высшего образования в Сирии и Ливане. Похоронен на кладбище Монпарнас. В театре (пьеса «История Васко», 1956, переведена на 25 языков) был близок к Адамову, Ионеско, Беккету. Его поэзию и абсурдистскую драматургию высоко ценили Андре Бретон, Поль Элюар, Рене Шар, Сен-Жон Перс, Жан-Луи Барро, Филипп Жакоте и др., его пьесы ставил Жан-Луи Барро. Умер в Париже 17 января 1989 года.
[700x349]
Большая премия Французской академии за франкофонию (1986). Поэзия: Poésies (1938); Rodogune Sinne (1947); Poésies II (1948); Poésies III (1949); L’Écolier Sultan (1950); Si tu rencontres un ramier (1951); Les Poésies (1952, 1969, 2001); Le Nageur d’un seul amour (1985); Poésies VII (1998). Драматургия: Monsieur Bob’le (1951); La Soirée des proverbes (1954); Histoire de Vasco (1956, опера английского композитора Гордона Кросса, перевод и либретто Теда Хьюза, 1974); Les Violettes (1960); Le Voyage (1961); L’Émigré de Brisbane (1965); L’Habit fait le prince (1973); Anthologie du vers unique (1977); Œuvres complètes (1998); Chagrin d’amour (1999).
Литература: Baglione D., Dichy A. Georges Schehadé: poète des deux rives; 1905—1989. Paris e.a.: Editions de l’IMEC e.a., 1999; Bourkhis R. Georges Schehadé: l'émotion poétique. Paris: Harmattan, 2009
[520x699]
1905
Виктор Михайлович Штриголь
командир 112-го гвардейского стрелкового полка (39-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 3-й Украинский фронт), гвардии подполковник. Родился в Полтаве (Украина), в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(Б)/КПСС с 1939 года. Окончил III класса и школу ФЗУ. Работал столяром на деревообделочной фабрике. В Красной Армии с 1927 года. Окончил Киевское военно-пехотное училище в 1929 году и танковые курсы переподготовки начальствующего состава в 1932 году. На фронте в Великую Отечественную войну с июня 1941 года. Воевал на Западном, Сталинградском, Юго-Западном фронтах, а с октября 1943 года на 3-м Украинском фронте. 12 ноября 1942 года майор Штриголь был назначен командиром 92-й бригады морской пехоты. Краснофлотцы бригады под его командованием сражались насмерть в районе элеватора на окраине посёлка Купоросное в черте города Сталинграда. Затем остатки бригады влились в состав 39-й гвардейской стрелковой дивизии, а подполковник Штриголь был назначен командиром 112-го гвардейского стрелкового полка. После окончания Сталинградской битвы полк под его командованием участвовал в боях на территории Харьковской, Запорожской и Днепропетровской областей. Командир 112-го гвардейского стрелкового полка (39-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 3-й Украинский фронт) гвардии подполковник Штриголь проявил боевое мастерство и личное мужество 25 октября 1943 года при форсировании полком Днепра в районе Днепропетровска, захвате и удержании плацдарма. Тщательно изучив правый берег, командир полка получил приказ в ночь на 25 октября 1943 года форсировать Днепр. Весь день и вечер 24 октября ушли на интенсивную подготовку к форсированию. Готовились переправочные средства, проверялось оружие, производилось обеспечение боезапасом. В намеченное время полк под непрерывным пулемётно-артиллерийским огнём противника форсировал реку и ворвался в населённые пункты Кайдаки и Сурско-Покровское (на окраине Днепропетровска), овладел рядом опорных пунктов и надёжно обеспечил дивизию от ударов противника с фланга. Немедленно стали переправляться основные силы дивизии. Сосредоточившись на правом берегу, дивизия перешла в наступление. Командир полка постоянно находился в рядах атакующих. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии подполковнику Штриголю Виктору Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3162). В дальнейшем гвардии полковник Штриголь В.М. был назначен командиром 39-й гвардейской стрелковой дивизии и принимал участие в Одесской наступательной операции, освобождении Николаевской области, а в составе 1-го Белорусского фронта – в освобождении Польши. В 1946 году полковник Штриголь окончил ускоренные курс Военной академии Генерального штаба. С 1955 года — в запасе. Жил и работал в Алма-Ате (Казахстан). Умер 3 января 1965 года. Награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Красной Звезды, медалями.
[696x699]
1906
Даниил Леонидович Андреев
русский поэт, прозаик. Родился в Берлине, сын писателя Л.Н.Андреева. Мать умерла при родах, ребенка воспитывали бабушка и тетя. Атмосфера дома, в котором бывали известные писатели и деятели искусства (И.А.Бунин, М.Горький, А.Н.Скрябин, Ф.И.Шаляпин и др.), оказала существенное влияние на духовное формирование Андреева. Он рано начал писать стихи и прозу. По окончании средней школы и Высших литературных курсов Андреев работал художником-оформителем. Продолжал писать стихи и прозу, не имея возможности печататься. Главной темой романа Странники ночи (1937) стала новая религия, объединяющая все мировые религии. Андреев назвал ее Розой Мира. В годы Великой Отечественной войны Андреев работал над поэмами Янтари и Германцы (не завершены). В 1942 был призван в армию, участвовал в боевых действиях под Ленинградом. В конце войны был демобилизован и работал художником-оформителем в московском Музее связи. В 1946 в соавторстве с С.Матвеевым опубликовал книгу Значительные исследования горной Средней Азии. Работа над книгой о русских путешественниках в Африке была прервана в 1947 арестом Андреева и его жены. Андреев был обвинен в подготовке террористического акта и осужден на 25 лет тюрьмы. Отбывал заключение во Владимирской тюрьме. Его здоровье было подорвано, но творческий дух оставался крепок. Вместе с соседями по «академической» камере, историком Л.Раковым и физиологом В.Париным, написал книгу Новейший Плутарх. Иллюстрированный биографический словарь воображаемых знаменитых деятелей всех стран и времен от А до Я (опубликован в 1991). В тюрьме Андреев написал и главные произведения своей жизни – книги Русские боги (1955, опубликована в 1993), Железная мистерия (1956, публикована в 1999) и Роза Мира (1958, опубликована в 1991). В этих произведениях воплощена его религиозно-философская система мироздания. Андреев писал, что имена носителей темных и светлых сил (Гагтунгр, Яросвет, Навна и др.), названия слоев мироздания (Энроф, Шаданакар) были услышаны им во время трансцендентальных странствий по иным мирам. Мистические откровения описаны Андреевым с помощью выразительных метафор, необычного ритмического строя и новоизобретенных слов. Поэт объяснял необходимость словотворчества следующим образом: «В словах испытанных – уют, / Но в старые меха не льют / Вина младого. / Понятьям новым – новый знак / Обязан дать поэт и маг. / Искатель слова» (Не ради звонкой красоты..., 1955). Книгу Русские боги, в которой отражены основные события русской истории, Андреев называл поэтическим ансамблем. Она включает в себя поэмы, поэтические симфонии и стихотворные циклы. Одна из главных поэм, входящих в книгу, – Ленинградский апокалипсис. Андреев определял метод, которым она написана, как «сквозящий реализм», подчеркивая таким образом, что сквозь картины действительности проступают образы иных миров. В Железной мистерии описана борьба светлых и темных сил в истории России и шире – во всех слоях мироздания. В Розе Мира Андреев написал метаисторию русской культуры, в том числе творимую А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, Н.В.Гоголем, Л.Н.Толстым и др. художниками, которых он называл вестниками. Андреев считал, что создание единой общечеловеческой религии – Розы Мира – является единственной альтернативой апокалипсису. Освобождение писателя из тюрьмы оставалось невозможным в течение нескольких лет после смерти Сталина и 20 съезда партии, т.к. Андреев подал в комиссию по пересмотру дел заявление, в котором написал: «Я никого не собирался убивать, в этой части прошу мое дело пересмотреть. Но пока в Советском Союзе не будет свободы совести, свободы слова и свободы печати, прошу не считать меня полностью советским человеком». Он был освобожден в 1957. Выйдя из тюрьмы, Андреев продолжал работать над Розой Мира, занимался поэтическими переводами. В соавторстве с З.Рахим перевел с японского произведения Р.Хаяси. Умер Андреев в Москве 30 марта 1959 года.
1906
Михаил Михайлович Балухтин
украинский оператор и режиссер. В 1929 г., окончив операторский факультет Одесского киноинститута, начал работать на Киевской киностудии художественных фильмов, с 1940 г. – на Киевской киностудии научно-популярных фильмов. Среди фильмов: «Украинские песни» (1936), «Передвижение по горным склонам» (1943), «Токарь Семинский» (1957), «Без боли» (1958), «Шахтер Мамай» (1959), «Дельта Дуная» (1967), «Морозильная установка» (1968) и др.
[699x596]
1906
Лукино Висконти (итальянское имя — Lucchino Visconti)
итальянский кино- и театральный режиссер. Граф Лукино Висконти Ди Модроне родился в Милане. Висконти – убежденный марксист и антифашист, не изменял своих взглядов до конца жизни. В 1936 отправился в Париж вместе с французским кинорежиссером Жаном Ренуаром, работал там художником по костюмам и ассистентом режиссера. В 1940 вернулся в муссолиниевскую Италию и спустя два года поставил фильм «Одержимость» по мотивам детектива Дж.Кейна «Почтальон всегда звонит дважды». Но рассказ о женщине, вместе со своим любовником убившей мужа, показался цензуре мрачным. В 1945 вместе с Джузеппе Де Сантисом и другими режиссерами снял документальный фильм «Дни славы» об освобождении Италии от режима Муссолини. А фильм «Земля дрожит» (1947) стал в один ряд с такими шедеврами итальянского неореализма, как «Рим – открытый город» Роберто Росселлини и «Похитители велосипедов» Витторио Де Сика. История о классовой борьбе в рыбацком поселке рассказана с соблюдением жанра – предельный реализм повествования, непрофессиональные актеры, класс «угнетенных» как основная тема. Следующий фильм в жанре неореализма – «Самая красивая» (1951) с примадонной Анной Маньяни в роли матери, которая любыми способами пытается протолкнуть свою дочь на конкурс красоты. Внешний лоск подобных мероприятий и ужасающая нищета народа противопоставлены убедительно и впечатляюще. В исторической драме Висконти «Чувство» (1954) от неореализма остались только достоверность и детали в воспроизведении эпохи, все остальное – костюмированная постановка, романтические штрихи, общая изысканность визуального ряда. Место действия – Венеция, 1866, последние дни австрийской оккупации. Партизаны готовят освобождение города, а между тем происходит роман между австрийским офицером и замужней итальянкой (Алида Валли). В 1957 Висконти экранизирует роман Ф.Достоевского «Белые ночи» с Марчелло Мастроянни в главной роли, перенеся действие в Италию. И все-таки режиссер, имя которого вошло в золотой фонд мировой культуры, начался не во времена неореализма, а с 1960, с кинокартины «Рокко и его братья». В центре сюжета этого эпического фильма – бедная семья из Южной Италии (вдова и четверо ее взрослых сыновей), пытаясь найти заработок, переселяется в Милан, где живет пятый брат. Висконти выделяет двух братьев как главных героев – Симоне (Ренато Сальваторе) и Рокко (Ален Делон). Они полные противоположности – грубый и жестокий боксер Симоне и тонкий, ранимый, беззащитный Рокко. Когда они оба влюбляются в проститутку Надю, трагедия становится неминуемой. Хотя объективно герои фильма – те же, что и в произведениях неореализма, все остальное – изысканная операторская работа, противоречивые характеры, религиозные метафоры – уже совсем другой жанр. Рокко и его братья получил приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Венеции. Далее режиссер приступает к работе над эпической драмой «Леопард», охватывающей период Рисорджименто (национально-освободительного движения народа и объединения Италии) в 1860-х (уже затронутый режиссером в Чувстве). Выбор актера на главную роль был спорным. Киностудия настояла, чтобы роль князя Салины сыграл Берт Ланкастер, хотя Висконти не хотел брать этого, по его словам, «ковбоя». Но Ланкастер, один из лучших актеров Голливуда, доказал, что способен на сложнейшую роль в европейском фильме. Аристократ Салина – умный, образованный, прогрессивно мыслящий человек, понимающий, что перемены необходимы для будущего его страны. Ален Делон сыграл вторую важную роль Танкреди Фальконеро. Висконти удалось сохранить четкость и спрессованность сюжета, главную идею и характеры на масштабном постановочном фоне. На кинофестивале в Канне фильм получил «Золотую Пальмовую Ветвь». В 1965 выходит «Туманные звезды Большой Медведицы», странный и красивый фильм об инцесте между братом и сестрой. В 1967 Висконти экранизирует роман экзистенциалиста А.Камю «Посторонний». Эти картины стали переходным звеном к последнему периоду его творчества, который можно охарактеризовать как период костюмированной кинотрагеди, начавшемуся с картины «Гибель богов». Конец 1960-х был временем упаднических настроений, царивших в европейском искусстве. Отголоски вьетнамской войны, эскалация «холодной» войны, пражская весна и молодежные бунты во Франции и Италии. Ведущие кинохудожники фиксировали разочарованный настрой общества в своих работах (например «Сатирикон» Федерико Феллини, Висконти в фильме «Гибель богов»). В центре его фильма – семья немецких оружейников (прототипом был концерн Круппов, поддержавший Гитлера) начала 1930-х. В семье появляется родственник, нацистский офицер, который довольно быстро склонил наследника сталелитейной империи Мартина (Хельмут Бергер) к сотрудничеству с «третьим рейхом». Гибель богов решена режиссером как древнегреческая трагедия, с резко очерченными характерами, не способными или не стремящимися спасти свои души. Фильм стал первым из череды фильмов («Ночной портье» Лилиан Кавани, «Двадцатый век» Бернардо Бертолуччи), трактовавших фашизм как извращение и патологию. В 1971 экранизирует рассказ Томаса Манна «Смерть в Венеции», который считается одной из вершин мирового кинематографа. Композитор Густав фон Ашенбах (Дирк Богард) приезжает в Венецию и встречает юношу, ставшего для него метафорой красоты, к которой он стремился всю жизнь. Визуально фильм прекрасен. Висконти создает удивительные образы, сплетающиеся в грустную и возвышенную элегию красоте жизни с помощью операторской работы Паскуалино Де Сантиса и музыки Густава Малера. Фильм получил в Канне специальный приз, приуроченный к 25-летию кинофестиваля, а сам Висконти приз за совокупность своих работ. «Людвиг» (1972) посвящен уходу роялистских ценностей европейского прошлого. Это история жизни короля Баварии второй половины 19 в., когда немецкие земли были объединены в единое государство. Красивые актеры Хельмут Бергер и Роми Шнайдер, красивые декорации, костюмы и работа оператора, но сам фильм и герои безжизненены. Следующий фильм, «Семейный портрет в интерьере» (1974), более удачен. В отличие от постановочных – эта камерная работа. Все снято в декорации одной большой квартиры в Риме, в которой живет пожилой профессор-американец (Берт Ланкастер). К нему приезжают родственники – вульгарная маркиза, ее любовник, ее дочь и друг дочери, у которых появляются претензии на часть квартирной площади. Пейзаж за окном квартиры – декорации знаменитых архитектурных сооружений Италии. Фильму свойственна некоторая безжизненность, но она искупается великолепной игрой Ланкастера. Своеобразным завещанием режиссера становится его предсмертный фильм «Невинный» (1976, по роману Г.Д'Аннуццио) об итальянской аристократии начала 20 в. У Тулио (Джанкарло Джаннини) есть жена, которую он ненавидит, и любовница, которую он презирает. Когда же жена рожает ему ребенка, Тулио воспринимает это как угрозу своей независимости. Основная идея фильма – себялюбие и эгоизм, которые приводят к страшным последствиям. Однако Висконти связан также с театром, он поставил 66 театральных спектаклей, в том числе – 44 драматических спектакля, два балетных и 20 оперных. Многие из них вошли в золотой фонд итальянского театра. Он стал первым итальянским театральным постановщиком, введшим в практику понятия режиссерского замысла, актерского ансамбля, сценографии, эстетического единства всех компонентов спектакля. В 1946 Висконти сформировал труппу, базировавшуюся в римском театре «Элизео». Здесь впервые в Италии был введен запрет на вхождение в зал после третьего звонка и выход на поклоны в середине действия. Он также отменил «работу под суфлера», считая, что это разрушает атмосферу спектакля. Ядро труппы составили опытные актеры, сформировавшиеся в период т.н. «актерского театра» – П.Стоппа, Р.Морелли, В.Гасман и молодежь, будущая гордость итальянского театра и кинематографа – Ф.Дзефирелли, М.Мастроянни, Дж. Де Лулло, В.Де Сика. Висконти продолжил в театре то, что он начал в кино, его театральное и кинематографическое творчество перекликаются – в частности, в неожиданном многообразии эстетических принципов. Однако в театральной практике Висконти его резкие изменения стилистики, неожиданные перепады сбивали критику и зрителей с толку, что, вероятно, и обусловило недооценку его театрального творчества. В первых спектаклях («Табачная дорога» по Э.Колуэллу; «Стеклянный зверинец» и «Трамвай "Желание"» Т.Уильямса) Висконти основывался на эстетических принципах неореализма, трансформирующихся в театральный натурализм. Много работал с актерами над речью, добиваясь отсутствия декламационности и естественного звучания. Рваный ритм, подчеркнутое внимание к бытовым деталям, вязкая тяжеловатость натуралистической скороговорки производили ошеломительно непривычное впечатление. Однако сценическая документальность, в отличие от кинематографической, была у Висконти холодновато-отстраненной. В конце 1940-х эстетика его спектаклей меняется, на смену приходят яркие, изысканные барочные решения. Не только Бомарше («Женитьба Фигаро») и Шекспир («Розалинда, или Как вам это понравится» и «Троил и Крессида»), но даже Достоевский (Преступление и наказание) поставлены в принципиальном отрыве от социальной или исторической атрибутики, они выходят на уровень мистериальной трактовки вечных нравственных категорий – Невинности и Греха, Страдания и Искупления. Особенно явно смена эстетических ориентиров заметна на уровне сценической речи и пластики актеров: интонационно эти спектакли тяготеют к речитативу, мизансценически – к танцу (критики недоуменно определяли их как «балетные»). Однако для самого Висконти этот поворот был не сменой эстетической ориентации, но ступенькой в поисках гармонии. 1950-е приносят кардинальный поворот в эстетике Висконти: подчеркнутую зрелищность заменяет собой визуальная скромность, даже скупость изобразительных средств. Критики негодуют по поводу спектакля «Трактирщица» по Гольдони: по свидетельству Р.Барта, яркая, почти карнавальная пьеса сыграна так, будто это Чехов. Углубленный психологизм, пристальное внимание к быту, к прозаическим деталям можно было бы рассматривать как некий возврат к натурализму. Однако эта стилистика обусловлена изменением идеологической концепции мира и человека. Висконти обращается к творчеству драматургов-психологов: Миллер («Смерть коммивояжера», «Вид с моста»), Стриндберг («Фрекен Юлия»), Чехов («Три сестры») и др. В психологической разработке образов скорее была акцентирована физиологичность, в сюжете – фабульная линия. Висконти как бы вывернул наизнанку эстетический принцип своих спектаклей раннего периода: тогда за частным случаем вставало обобщение, а теперь обобщение сужалось до частной истории. Итальянский кризис театрального искусства в конце 1950-х привел к тому, что труппа театра «Элизео» была распущена. Висконти вновь собрал ее в 1960 для работы над спектаклем «Ариальда» Тестори. Но спектакль не был выпущен – его запретила цензура, сочтя безнравственным. Последний раз труппа была собрана в 1965 для постановки Вишневого сада Чехова. Спектакль провалился: упорный отказ от метафорического звучания сделал чеховскую пьесу тяжеловатой и скучной. В дальнейшем он ставил драматические спектакли в отдельных театрах, они не сопровождались успехом и не дают основания говорить об единой эстетической концепции. Отдельную часть его творческого наследия составляют постановки опер. Первая опера поставлена в 1954 («Весталка» Спонтини с Марией Каллас). Он любил оперу, особенно Верди. Он хотел, чтобы на его могиле написали: «Он обожал Шекспира, Чехова и Верди». Из 20 оперных постановок Висконти на долю Верди приходится ровно половина, причем к «Травиате», «Дону Карлосу» и «Трубадуру» режиссер обращался неоднократно. Оперная эстетика во многом пересекалась с его творческими поисками, особенно в области совершенства формы. Умер в Риме 17 марта 1976 года.
Литература: Муции Э., Реалистические тенденции в итальянской режиссуре, "Театр", 1958, N 7; Лидзани К., Итальянское кино, перевод с итальянского, Москва, 1956; Castello Н.С., Luchino Visconti, "Belfagor", 1955, N 2.
[504x700]
1906
Василий Николаевич Лужин
конструктор Научно-исследовательского института №3 Народного комиссариата боеприпасов СССР, город Москва. Pодился в деревне Новодмитриевка Ардатовского уезда Нижегородской губернии, ныне Выксунского района Нижегородской области, в большой семье (6 детей) зажиточного крестьянина. Русский. С 1918 года с семьёй жил в городе Выкса (Нижегородская область). В 1931 году окончил в Выксе среднюю школу с отличием, поступил в Московский авиационный институт. По окончании МАИ в 1935 году был распределён в конструкторское бюро в Ленинград, через год переехал в город Рыбинск Ярославской области. В апреле 1937 годa его перевели в Научно-исследовательский институт №3 Наркомата боеприпасов СССР (ранее он носил название Реактивного научно-исследовательского института). Один из ведущих разработчиков реактивных снарядов для установки залпового огня М-13 (впоследствии известной под легендарным названием «Катюша»). В 1940 году разработка в основном была закончена. Но тогда же на конструктора поступил донос сослуживцев, что он позволяет себе контрреволюционные высказывания, говорит о тяжелом положении крестьян в колхозах, положительно отзывается о репрессированных работниках. По семейной легенде, основанием доноса стало то, что на банкете в московском ресторане разбил портрет Сталина. Арестован 8 апреля 1940 года, осуждён Особым совещанием НКВД СССР по ст.58 УК РСФСР (контрреволюционная агитация) на 8 лет. Полностью отбыл срок, работая на строительстве железной дороги в Печоре, затем в специальном конструкторском бюро НКВД-МВД СССР при авиационном заводе в Рыбинске. 6 мая 1948 года освобождён по отбытии наказания. Будучи морально надломлен, отказался от попыток найти работу по специальности в Москве, вернулся в Выксу (тогда Горьковской области). Работал на Выксунском заводе дробильно-размольного оборудования в конструкторском бюро. В 1955 году скоропостижно скончался от инфаркта на лестнице своего дома №33 на улице Красные зори. Похоронен на Северном кладбище города Выксы. В 1958 году по заявлению его вдовы дело конструктора было пересмотрено, и он был полностью реабилитирован. Указом Президента СССР от 21 июня 1991 года за выдающиеся заслуги в укреплении оборонной мощи Советского государства и большой личный вклад в создание отечественного реактивного оружия Лужину Василию Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда (посмертно). Этим же Указом звание Героя Социалистического Труда (посмертно) было также присвоено И.Т.Клеймёнову, Г.Э.Лангемаку, Б.С.Петропавловскому, Б.М.Слонимеру, Н.И.Тихомирову. Награжден оденом Ленина (21 июня 1991, посмертно), Только в 1994 году удалось найти вдову Героя, которой были вручены орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот».
1906
Николай Георгиевич Озолин
российский спортсмен, педагог, заслуженный мастер спорта (1937), заслуженный тренер СССР (1957), профессор (1962), доктор педагогических наук (1972), почетный доктор Высшей школы физического воспитания в Лейпциге. Родился в Комарово, ныне Варшавское воеводство Польша. Многократный чемпион и рекордсмен СССР в прыжках с шестом (1927-1950), победитель многих международных соревнований. В 1931-1953 гг. и с 1963 г. — преподаватель Государственного центрального института физической культуры, в 1954-1962 гг. — директор Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры. Основные труды — по теории и методике спорта, проблемам спортивной подготовки. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
Сочинения: Тренировки легкоатлета, Москва — Ленинград, 1949; Современная система спортивной тренировки, Москва, 1970.
1907
Мариам Аршаковна Асламазян (армянское имя — Մարիամ Արշակի Ասլամազյան)
советская, армянская художница-живописец, график. Народный художник СССР (1990). Родилась в селе Баш-Шурагель (ныне село Четиндурак в провинции Карс в Турции). Среднее образование получила в Александрополе (ныне Гюмри). Училась Ленинаканской изостудии (1926) у Ю. Вержбицкой. В 1929 году окончила Ереванский художественно-промышленный техникум, где училась у С.Аракеляна и С.Агаджаняна). В 1928—1930 годах обучалась во ВХУТЕИНе в Москве, где её учителями были Н.Удальцова, А.Древин, В.Фаворский, А.Гончаров, С.Герасимов, М.Родионов. Но больше всех ей запомнился К.Истомин. В 1930 перевелась в Ленинградский институт пролетарского изобразительного искусства (ныне Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина), где училась у К.С.Петрова-Водкина. Там же, с 1932 по 1934 год училась в аспирантуре у А.И.Савинова. Представитель армянской школы декоративно-плоскостного натюрморта («Армянский натюрморт» (1955), «Цветущий красный кактус» (1957) ‒ оба в Третьяковской галерее), автор тематических картин («Возвращение героя» (19430, «Песнь героя» (1944) «Мать-героиня» (1949) — все в Картинной галерее Армении, Ереван), портретов. Довоенное творчество разнообразно по жанрам: пейзаж «Осенние тутовые деревья» (1939), портрет «Я и Еран в зеркале» (1939), натюрморт «Персики» (1940), интерьер «В мастерской художника В. Лебедева» (1940). К сожалению, большая часть довоенных произведений погибла во время блокады Ленинграда. В военное время много внимания уделяла наглядной агитации. Свои военные плакаты («Заменим ушедших на фронт», «Отомстим», «Восстановим», «За Родину в решительный бой» и другие) художница сама расклеивала на улицах военного Ленинграда. Среди картин о войне особенно выделяются три различные по сюжету, но объединённые общей темой произведения. Это «Возвращение героя» (1943), «Песня героя» (1944) и «Свадьба героя» (1945). Они прослеживают судьбу безымянного солдата. Своим оптимизмом и ощущением радости бытия эти картины противостоят самому духу войны. Цикл, посвящённый образу героя, стал вехой в творчестве художницы. В нём было подытожено прошедшее, определены пути дальнейшего развития, найдена народная по духу форма самовыражения. Показала себя не только мастером интимного портрета, лирического пейзажа и натюрморта, но и открыла иную грань своего таланта — умение создавать большие монументально-декоративные композиции. Работа в области монументальной росписи длилась, с различными перерывами с 1938 по 1955 год. За это время совместно со своей сестрой художницей Ерануи Асламазян украсила огромными панно павильон Армянской ССР на ВСХВ, музей землеведения МГУ и кафе «Арарат» в Москве. В послевоенные годы всё более увлеклась натюрмортом: «Армянский натюрморт» (1955) и в «Цветущий красном кактусе» (1957). В работах этого периода особенно заметна связь художницы со школой М.Сарьяна. Композиция, колористический строй — всё это близко сарьяновским натюрмортам.

«Автопортрет в красном»
В натюрмортом творчестве художницы особое место занимают цветы. Она пишет их всю жизнь. Свои цветы наделяет дыханием, светом, солнцем, наполняет их жизнью, непрестанным движением. Декоративность этих полотен становится реальным свойством природы. А в запечатлённых ею мгновениях жизни цветов заключается образ всей природы, понятой художницей как гармония цвета («Цветы павшим героям», 1973). «Горная симфония Армении» (1976) — своеобразный итог серии анкаванских натюрмортов. Огромное полотно, словно стремящееся вобрать в себя все разнообразие цветущих весенних гор, поражает декоративностью поистине монументального размаха. Его цветовая ритмика, по словам композитора А.Хачатуряна, своей полифонической сложностью напоминает музыкальное произведение, в котором многократно варьируется и повторяется основная тема. Многочисленные путешествия в страны Европы, Африки и Азии ((1948, 1970, 1973, 1974), Индия (1957, 1970, 1973, 1975), Бельгия (1958), Швеция (1958), Китай (1961), Япония (1963), Египет (1976), Берег Слоновой Кости, Мадагаскар (1965, 1981), Конго, ОАР (1967), Алжир (1969), ГДР (1973), Аргентина (1973), Голландия (1973), Испания (1974), Югославия (1979), Италия (1980) и другие страны) составляют неотъемлемую часть творчества. Индия художницы — страна простых людей, кропотливого труда и древних обычаев. «Девушка-танцовшица из Мадраса» (1967), «Студентка из Дели» (1970), «Народная умелица» (1971). С Африкой также связана одна из страниц её творческой биографии. Совершенные ею в 60-е годы поездки открыли для художницы совершенно иной мир. Её интересует все, но особенно краски Египта, смена цвета в зависимости от времени дня. В её темперных листах нежное утро («Село Асуан на заре», 1967) постепенно переходит в жаркий палящий полдень («Село Асуан», 1968), который сменяется вечером с его свето-теневыми контрастами («Улица в Луксоре», 1968). Одна из характерных черт творчества художницы — разносторонность её деятельности. В 1958 году открыла для себя керамику. Её керамика одновременно и декоративна, и изобразительна. Здесь сконцентрированы живописные приёмы художницы, выражена суть её красочной палитры. Оформление театральных спектаклей и цирковых представлений не было случайным эпизодом её биографии. Тяга к монументальной декоративности, любовь к большим композициям, проявившиеся уже в 40-е годы, привели её к оформительскому искусству. В 1959 году оформила спектакль «Огонь твоей души» по пьесе А.Араксманяна в театре Ленинского комсомола. А через год была приглашена в цирк для оформления спектакля (манеж и костюмы артистов). Произведения художницы находятся в 40 бывших советских и зарубежных музеях. Член Союза художников СССР с 1939 года. Член Ленинградского отделения Союза художников (1932). Член правления Союза художников Армении (1942). Делегат антифашистского комитета советских женщин в Париже (1948). Член правления Московского Союза художников (1958). Заместитель председателя правления Дома художника в Москве (1966). Член правления Общества дружбы с АРЕ (1976). Скончалась в городе Москва, Российская Федерация, 16 июля 2006 года. Похоронена в пантеоне парка имени Комитаса в Ереване.
Награды и звания: Заслуженный художник Армянской ССР (1961); Народный художник Армянской ССР (1965); Народный художник СССР (1990); Орден Дружбы (1998); Медаль «За трудовое отличие» (1956); Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945); Первая премия на конкурсе по росписи санатория в Сочи (1932); II-я премия на выставке советских художников в Каире (1946); Диплом Художественного фонда СССР за работу в области керамики (1959); Диплом за участие во Всемирной выставке керамики в Праге (1962); Диплом за участие в выставке «Художники Москвы к 50-летию Октября» (1967); Почётная грамота Верховного Совета Армянской ССР (1972); Почётная грамота Министерства культуры Армянской ССР (1972); Международная премия имени Джавархалала Неру (1972); Премия имени Гамаль Абдель Насера (1976).
Семья
Сестра — Ерануи Асламазян (1909—1998), живописец. Заслуженный художник Армянской ССР (1965).
Память: В Гюмри расположен Дом-музей сестёр Асламазян.
Основные выставки с участием М.А.Асламазян: 1948 — Париж. Первая выставка «Демократических женщин мира»; 1958 — Остенде, Бельгия. Всемирная выставка керамики; 1958 — Москва. Выставка живописи, скульптуры, графики; 1958 — Ленинград. Выставка живописи, скульптуры, графики; 1959 — Выставки советских художников в Лондоне, Нью-Йорке, Каире; 1960 — Выставки советских художников в Париже, Будапеште и Мехико; 1961 — Ереван. Выставка живописи М.А. и Е.А.Асламазян; 1961 — Ленинакан. Выставка живописи М.А. и Е.А.Асламазян; 1962 — Москва. Выставка «По Китаю»; 1963 — Ереван. Выставка живописи М.А. и Е.А.Асламазян, посвящённая Всемирному конгрессу мира; 1964 — Москва. Персональная выставка; 1965 — Москва. Выставка «Советские художники в Японии»; 1965 — Выставка советских художников в Риме; 1968 — 34-я Биеннале в Венеции; 1968 — Москва. Персональная выставка «По Египту»; 1969 — Алжир. Выставка «Советские художники об Африке»; 1970 — Париж. Выставка «Искусство Армении от Урарту до наших дней»; 1970 — Москва. Персональная выставка «По Мадагаскару»; 1971 — Москва. Выставка «По Индии»; 1971 — Москва. Персональная выставка; 1971—1972 — Ереван. Персональная выставка; 1971 — Выставки советских художников в ГДР, Аргентине и Голландии; 1973 — Выставки советских художников в Париже, Дортмунде и Роттердаме; 1973 — Анкаван. Персональная выставка натюрмортов; 1974 — Анкаван. Персональная выставка натюрмортов; 1974 — Выставка весеннего салона в Париже и выставка советской живописи в Западной Африке; 1975 — Москва. Выставка «По АРЕ»; Дели. Бомбей. Выставка лауреатов премии им. Дж.Неру; 1977 — Москва. Персональная выставка «12 дней в Японии» в Доме дружбы; 1978 — Москва. Персональная выставка «Краски Армении»; 1978 — Москва. Персональная выставка в Доме литераторов; 1980 — Москва. Персональная выставка в Доме дружбы; 1981 — Антананариву. Персональная выставка, посвящённая Мадагаскару.
Литература: Цырлин И.И. Мариам Асламазян — Москва, 1962; Мариам Асламазян. Выставка произведений. Каталог. Москва, Советский художник, 1970; Сарабьянов А. Мариам Асламазян — Москва, Советский художник. 1979.
1907
Михаил Трофимович Жук
начальник локомотивного депо Славянск Донецкой железной дороги, Донецкая область Украинской ССР. Родился в посёлке Кривой Рог Херсонского уезда Херсонской губернии (ныне – город в Днепропетровской области Украины) в семье железнодорожника. Украинец. В 18 лет начал работать стрелочником, затем сцепщиком, составителем поездов. Окончил Николаевский железнодорожный техникум. В дальнейшем всю жизнь работал в локомотивном хозяйстве: был кочегаром, помощником машиниста и машинистом паровоза, а в 1934 году был назначен заместителем начальника депо Долгинцево в 15 километрах от Кривого Рога. До и во время Великой Отечественной войны занимал руководящие должности в депо и на станциях Сталинградской железной дороги. В 1944 году, после освобождения родных мест от фашистских захватчиков, назначен начальником паровозного депо Долгинцево, а в 1948 году по рекомендации начальника Донецкого округа железных дорог П.Ф.Кривоноса переведён начальником локомотивного депо Славянск в городе Славянск Сталинской (с ноября 1961 года – Донецкой) области Украинской ССР (ныне – Донецкой Народной Республики), где и работал до ухода на пенсию. Приложил все свои знания, умения, организаторские способности по развитию депо, его переходу на электрическую тягу, строительству жилья и социальных объектов в железнодорожном микрорайоне, его благоустройству. За высокие трудовые достижения неоднократно награждался орденами и медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана перевозок, развитии и технической реконструкции железных дорог, Жуку Михаилу Трофимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Неоднократно избирался депутатом Славянского городского Совета депутатов трудящихся. С 1972 года – на пенсии, с 1973 года – персональный пенсионер союзного значения. После выхода на пенсию с 1972 года и до конца жизни работал начальником транспортного цеха Славянского завода высоковольтных изоляторов. Жил в Славянске. Умер 4 мая 1985 года. Награждён 2 орденами Ленина (1 августа 1953; 4 августа 1966), орденами Трудового Красного Знамени (6 августа 1952), «Знак Почёта» (29 июля 1945), медалями, знаком «Почётный железнодорожник».
1908
Банни Бериган
американский джазовый трубач, бэндлидер, вокалист. Принадлежит к ведущим белым трубачам классического свинга. Автор ряда джазовых тем и композиций. Оказал большое влияние на многих американских и особенно европейских музыкантов свинга и модерн-джаза.
[500x698]
1908
Александр Николаевич Костылев
военком 50-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (Северо-Западный фронт), батальонный комиссар. Родился в посёлке Песковка ныне Омутнинского района Кировской области. Русский. В 1926 году окончил ФЗУ, в 1929 году – совпартшколу. Был секретарём райкома, председателем колхоза. В армии с сентября 1930 года. До 1933 года служил в артиллерии. В 1936 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков, в 1939 году – курсы комиссаров-лётчиков при Харьковском военном авиационном училище. Служил в строевых частях ВВС (в Харьковском и Ленинградском военном округах). Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в должности военного комиссара 50-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Совершил 44 боевых вылета на бомбардировщике «СБ». За мужество и героизм, проявленные в период советско-финляндской войны, батальонному комиссару Костылеву Александру Николаевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№263). Участник Великой Отечественной войны: в июне-сентябре 1941 – военный комиссар 50-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (Северо-Западный и Западный фронты); в июне 1942-июне 1943 – заместитель командира 50-го разведывательного авиационного полка по политчасти (Брянский и Воронежский фронты). 23 июня 1943 года был тяжело ранен. До конца 1944 года находился на излечении в госпитале. В 1944-1950 – заместитель командира авиационного полка (с 1946 – начальника лётно-испытательной станции) Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского по политчасти. В 1950-1954 – заместитель командира авиаполка по политчасти в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС. С ноября 1953 года полковник А.Н.Костылев – в запасе. Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. Умер 2 октября 1983 года. Похоронен на Гребенском кладбище в городе Щёлково. Полковник (1951). Награждён орденом Ленина (1940), 2 орденами Красного Знамени (1940, 1950), орденами Отечественной войны I степени (1947), Красной Звезды (1946), медалями. В посёлке Чкаловский, на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

1908
Александра Ивановна Чеботарёва
главный врач Красковской сельской участковой больницы, Люберецкий район Московской области. Родилась в уездном городе Данков Рязанской губернии, ныне — районном центре Липецкой области. Русская. Трудовой путь начала в 1926 году на ватной фабрике в Москве. В 1927 году поступила учиться во 2-й Московский государственный медицинский институт. После окончания института с 1931 году работала заведующей амбулаторией лесобаржи «Бакарица», а затем заведовала здравпунктом на станции Плющево Ухтомского района Московской области (ныне — Юго-Восточного административного округа города Москвы). В 1937 году назначена хирургом-ординатором 2-й Люберецкой городской больницы, а в дальнейшем стала заведующей хирургическим отделением. В 1946 году вступила в ВКП(б)/КПСС. В 1946 году переведена в Красковскую сельскую участковую больницу Ухтомского (с 1959 года — Люберецкого) района, где работала заведующей хирургическим отделением, заместителем главного врача, а затем (в течение 25 лет) главным врачом, врачом-онкологом онкологического диспансера. Провела более 9 тысяч операций. Обеспечивала высокое качество диагностики и лечения больных. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 года в ознаменование 50-летия Международного женского дня, за выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность Чеботарёвой Александре Ивановне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Избиралась депутатом Ухтомского и Люберецкого районных Советов депутатов трудящихся, являлась председателем постоянной депутатской комиссии по здравоохранению. С 1978 года — на заслуженном отдыхе. Жила в посёлке Малаховка Люберецкого района Московской области. Умерла 24 октября 1999 года. Похоронена на Малаховском кладбище городского округа Люберцы. Заслуженный врач РСФСР. Награждена орденами Ленина (7 марта 1960), «Знак Почета» (27 марта 1954), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (14 июня 1951).
[497x700]
1908
Артемий Сергеевич Яровой
командир стрелкового батальона 214-го стрелкового полка 12-й стрелковой дивизии 2-й армии 2-го Дальневосточного фронта, капитан. Родился в селе Петровичи, ныне посёлок Хорольского района Приморского края, в крестьянской семье. Русский. Окончил 5 классов. Работал на строительстве Приханкайской железнодорожной линии, шахтёром на Артёмовском руднике, милиционером во Владивостоке. На военной службе с 1930 года. Служил в войсках ОГПУ на срочной службе, красноармеец, курсант полковой школы, старшина роты. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года. В 1934 году окончил 4-ю Саратовскую пограничную школу Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР, далее служил в пограничных войсках НКВД. В 1942 году окончил курсы «Выстрел». Участник советско-японской войны 1945 года. Батальон 214-го стрелкового полка (12-я стрелковая дивизия, 2-я армия, 2-й Дальневосточный фронт) под командованием капитана Артемия Ярового 9 августа 1945 года форсировал реку Амур, освободил китайские города Цике и Сюнхэ. В бою за Мананьтуньский узел сопротивления комбат Яровой А.С. лично возглавлял атаки. Будучи ранен, мужественный офицер остался в строю до полного выполнения боевой задачи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами и проявленные при этом мужество и героизм капитану Яровому Артемию Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8957). После войны А.С.Яровой продолжал службу в армии. С 1957 года полковник А.С.Яровой - в запасе. Жил в городе-герое Москве. В 1959-1979 годах работал в системе Гражданской обороны. Умер 21 августа 1994 года. Похоронен на Преображенском кладбище в Москве (участок 13). Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.
1909
Максим Лужанин (псевдоним; настоящее имя — Александр Амвросьевич Каратай)
белорусский советский писатель, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1969). Член КПСС с 1969. Родился в селе Прусы, ныне Солигорского района Минской области. Первые стихи опубликовал в 1925 г. ). Участник Великой Отечественной войны 1941—1945. Автор сборников стихотворений "Шаги" (1928), "Единогласно", "Голосует весна за весну" (оба 1931), "Голоса городов" (1932), "Широкое поле войны" (1945), "Свет Родины" (1952), "Просторы" (1958) и др., раскрывающих духовный облик современника, его труд, борьбу за мир. Известны книги: "Глазами времени" (1964) — статьи и заметки о литературе; "Колас рассказывает о себе" (1964), "Двенадцать вечерних костров" (1968). Перевел на белорусский язык произведения А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А. Мицкевича, А.А.Фадеева и других. Депутат Верховного Совета Белорусской ССР 7—8-го созывов. Государственная премия Белорусской ССР имени Я.Коласа (1965). Награжден 2 орденами, а также медалями.
Сочинения: Збор твораў, тома 1—3, Miнск, 1968—1970; в русском переводе — Якуб Колас рассказывает, Москва, 1964; Шумели березы. Стихи, поэмы, Москва — Ленинград, 1971.
Литература: Колас Я., Кладкi Градоўскага, в его книге: Поублiцыстычныя i крытычныя артыкулы, Miнск, 1957; Луговской В., Стихи Максима Лужанина, "Литературная газета", 1953, 2 апр.; Пicьменiкi Савецкай Беларусi. Кароткi бiябiблiяграфiчны даведнiк, Miнск, 1970.
[453x700]
1909
Виталий Алексеевич Маслухин
сапер 731-го стрелкового полка (205-я стрелковая дивизия, 19-я армия, 2-й Белорусский фронт), сержант – на момент представления к награждению орденом Славы I степени. Родился в деревне Степаново ныне Вологодского района Вологодской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил III класса. Перед Великой Отечественной войной работал заведующим пекарней на станции Обозерская, Архангельской области. 23 июня 1941 года был призван в Красную Армию Плесецким райвоенкоматом и направлен в города Архангельск, в распоряжение командира 88-й стрелковой дивизии. Изначально был зачислен по гражданской специальности, в полевую хлебопекарню. По собственной просьбе был переведен рядовым в стрелковую роту. С августа 1941 года участвовал в боях с захватчиками на кестеньгском направлении Карельского фронта. Рядовой Маслухин с первых дней зарекомендовал себя смелым и выносливым солдатом, хорошим и верным товарищем. Вскоре был переведен в полковую разведку. Участвовал в нескольких разведрейдах, захватах «языков». Самостоятельно освоил минно-подрывное дело. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. В одном из разведвыходов был ранен. После госпиталя направлен в 731-й стрелковый полк 205-й стрелковой дивизии: часть, в которой начинал службу, была переброшена на другой фронт. Здесь снова сменил военную специальность, по предложению старшего сержанта Льва Михиевича был переведен в саперный взвод. В составе этого взвода прошел боевой путь до Победы. 25-27 июня 1944 года севернее поселка Кестеньга (Карелия) ефрейтор Маслухин проделал 3 прохода в минных полях противника, снял 67 мин. Приказом от 14 июля 1944 года ефрейтор Маслухин Виталий Алексеевич награжден орденом Славы III степени. 19 сентября 1944 года в бою юго-западнее населенного пункта Савнорог (Карелия) под сильным артиллерийским огнем проделал 2 прохода в минных заграждениях противника, обеспечив выход в атаку стрелковым подразделениям. Приказом от 22 октября 1944 года ефрейтор Маслухин Виталий Алексеевич награжден орденом Славы II степени. В ноябре 1944 года, после победоносного завершения боевых действий в Заполярье, дивизия была переброшена в состав 2-го Белорусского фронта и приняла участие в разгроме противника в Восточной Померании. В марте 1945 года в боях за город Гдыню сержант Маслухин товарищем проникли в тыл противника, укрепившегося в заводских корпусах. Заложили фугасы пол зданием, из которого гитлеровцы вели особенно интенсивный огонь и с началом наступления подорвали его. 26 марта под огнем противника проделал проход в минном поле, обезвредив 18 мин, спас жизнь офицеру. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, сержант Маслухин Виталий Алексеевич награждён орденом Славы I степени. Стал полным кавалером ордена Славы. В 1945 году был демобилизован. Вернулся к своей мирной довоенное профессии, стал снова печь хлеб. Пять лет работал инструктором хлебопечения, передавал свой опыт и знания молодежи. Затем работал на торговой базе. Жил в городе Вологда. Скончался 9 января 1978 года.
[525x700]
Похоронен на Пошехонском кладбище в Вологде (сектор воинских захоронений). Награжден орденами Славы 3-х степеней, медалями.