1893
Виктор Александр Чарльз Кратчли (Victor Alexander Charles Crutchley)
британский адмирал времен Второй мировой войны и герой Первой мировой войны. Крачли родился в районе Челси, город Лондон, Англия, Великобритания. Являлся единственным сыном Перси Эдварда (1855—1940) и Фредерики Луизы (1864—1932), второй дочери Чарльза Фицроя, 3-го барона Саутгемптона. Его мать была фрейлиной королевы Виктории. Сам Крачли был крестником королевы Виктории (от которой он получил свои первые два имени). Служба в военно-морском флоте началась в 1906 году. Образование Крачли получил в Королевском военно-морском колледже в Осборне.
Первая мировая война
В сентябре 1915 года Крачли был произведен в лейтенанты и назначен на линейный корабль Гранд-Флита «Центурион». «Центурион» участвовал в Ютландской битве. После битвы капитан Роджер Кейс принял командование «Центурионом» и приобрел весьма благоприятное впечатление о Крачли. Кейс выбрал Крачли для рейда на «Зебрюгге» 23 апреля 1918 года; тот был назначен в качестве первого лейтенанта к командиру Альфреду Годсалу, также из Центуриона, на устаревшем крейсере «Бриллиант». «Бриллиант» и «Сириус» должны были быть потоплены как блокпосты в Остенде. Немцы передвинули навигационный буй, и поэтому корабли были выброшены на берег не в том месте под сильным огнем. Однако Крачли смог проявить себя и был награжден «Крестом за выдающиеся заслуги». 9 мая Крачли вызвался добровольцем на второй рейд в Остенде и был направлен на крейсер «Vindictive», которым снова командовал Годсал. Когда Годсал погиб, а штурман выведен из строя, командование принял Крачли. Когда на причале был поврежден пропеллер, не позволивший судну полностью закрыть канал, Крачли приказал его затопить и лично наблюдал за эвакуацией под огнем. Крачли перевели на поврежденный моторный катер «ML 254». После смерти капитан-лейтенанта Джеффри Драммонда, командование принял Крачли. Он наблюдал за спасательными работами, стоя по пояс в воде, пока на помощь ему не пришел эсминец «HMS Warwick» с адмиралом Кейсом на борту. Хотя второй рейд также не смог полностью закрыть канал Брюгге для движения подводных лодок, Крачли, Драммонд и Роланд Бурк были награждены крестами Виктории за эту операцию. В последние месяцы войны крачли служил на эсминце "HMS Sikh " в Дуврском патруле, Ла-Манше, которым командовал Кейс.
Межвоенный период
В 1920 году Крачли начал четырёхлетнюю службу на борту тральщика HMS Petersfield на южно-американской и южно-атлантической станции. Затем он служил на королевской яхте «Alexandra» в 1921 году, учебном дредноуте «Thunderer» в 1922—1924 годах и королевской яхте «Victoria and Albert» в 1924 году. В 1924 году направлен на Средиземноморский флот на четыре года, служил под командованием Роджера Кийза, главнокомандующего на Мальте. С 1924 по 1926 год Крачли служил на линейном корабле «Queen Elizabeth», а затем, с 1926 по 1928 годы — на лёгком крейсере «Ceres». Крачли был произведен в командиры в 1928 году. В 1930 году он женился на Джоан Элизабет Лавдей из замка Пентилли, Корнуолл, сестре Главного маршала авиации Алека Коритона. В августе 1930 года Крачли присоединился к «HMS Diomede» в новозеландском подразделении Королевского Военно-Морского Флота, где он служил до 1933 года. Исполняя обязанности старшего помощника, Крачли присутствовал на спасательной операции после землетрясения в заливе Хоук в 1931 году, а ближе к концу своего путешествия, когда капитан был хронически болен, принял командование «Diomede», пока его не повысили до капитана. Его отправили домой в 1933 году. Крачли был старшим офицером 1-й флотилии тральщиков (1-й MSF) в 1935—1936 годах на борту тральщика «HMS Halcyon» в Портленде, штат Дорсет. В ноябре 1935 года Крачли взял «1-й MSF», чтобы присоединиться к Средиземноморскому флоту в Александрии, и крейсировал в Фамагусту, Кипр, в течение 10 дней зимой. 16 апреля 1936 года Крачли был заменен капитаном У.П.К.Мэнвэрингом и назначен капитаном Отдела рыбоохраны и траления. 1 мая 1937 года Крачли принял командование крейсером «Warspite», который был полностью переоборудован за три года в Портсмуте. Из-за приемочных испытаний «Warspite» не присутствовал на коронационном смотре флота короля Георга VI. Дополнительные инженерные работы над рулевым механизмом (который все еще пострадал от повреждений, полученных в Ютландии) и другим оборудованием привели к сокращению выходных отпусков для экипажа, что привело к понижению морального духа. Комментарии об этом появились в британских газетах. Кульминацией этих событий стало анонимное письмо от члена экипажа. Это вызвало запрос Адмиралтейства. Расследование привело к отстранению трех офицеров Крачли, включая его старшего помощника. Крачли не согласился с выводами следствия и позаботился о том, чтобы конфиденциальный отчет о его старшем помощнике привел к повышению в звании до капитана. «Warspite» в конце концов перешел на Средиземноморский флот, чтобы служить флагманом адмирала Дадли Паунда, главнокомандующего. Крачли служил флаг-капитаном сначала у Паунда, а затем у адмирала Эндрю Каннингема вплоть до начала новой войны.
Вторая мировая война
Северное море
После начала войны, 3 сентября 1939 года «Warspite» был приписан к флоту метрополии. Из-за отсутствия противолодочных мер предосторожности на военно-морских базах Северного моря прошло некоторое время, прежде чем она достигла Скапа-Флоу, главной якорной стоянки флота. До начала норвежской кампании 9 апреля 1940 года действия были сильно ограничены угрозой подводных лодок. Значительное военно-морское присутствие Германии в Северном море привело к появлению флота метрополии у берегов Норвегии. Первое безрезультатное сражение за Нарвик произошло 10 апреля. 13 апреля Крачли командовал «Warspite» во второй битве при Нарвике. Она сопровождала девять эсминцев в Уфут-фьорд, где восемь немецких эсминцев были потоплены. Катапульта «Warspite потопила даже подводную лодку. После этого действия Крачли был назначен командором Королевских Военно-морских казарм в Девонпорте, наблюдая за подготовкой экипажей для назначения на корабли. Там его встретил отряд матросов, служивших на военном корабле в Нарвике.
Юго-Западная часть Тихого Океана
После начала военных действий с Японией Крачли был произведен в контр-адмиралы и направлен в Королевский австралийский военно-морской флот для службы в юго-западной части Тихого океана. 13 июня 1942 года Крачли сменил контр-адмирала Джона Крейса на посту командующего 44-й австралийской эскадрой, базировавшейся в Брисбене.
Битва за остров Саво
Во время высадки на Гуадалканал 7 августа 1942 года Крачли служил командиром оперативной группы CTG 62.2, группы прикрытия, со своим флагом в «HMAS Australia». В состав TG 62.2 входили три австралийских и пять американских крейсеров, пятнадцать эсминцев и несколько тральщиков. Он служил под командованием адмирала Ричмонда К. Тернера, командующего десантными силами. 8 августа вице-адмирал Фрэнк Джек Флетчер вывел авианосцы, которые обеспечивали прикрытие с воздуха. Тернер решил, что десантные силы тоже должны выехать на следующий день. Он вызвал Крачли и Вандегрифта (командующего войсками на Гуадалканале) на вечернее совещание на своем флагмане. Крачли вывел «HMAS Australia» на якорную стоянку амфибии, оставив пять крейсеров и шесть эсминцев на страже к западу. В ту же ночь мощный японский крейсерский отряд атаковал город. Они застали врасплох оперативную группу 62.2 и потопили четыре крейсера союзников, в том числе «HMAS Canberra». После этой катастрофы Крачли подвергся жесткой критике за то, что покинул свое командование, и за неэффективное развертывание, которое позволило японцам приблизиться, не будучи замеченными радаром. Тем не менее Крачли сохранил доверие начальства. Он оставался продолжал командовать «TF 44» (переименованным в «TF 74» в 1943 году) на протяжении еще 23 месяцев. Его командование австралийской эскадрой закончилось 13 июня 1944 года. В сентябре 1944 года Крачли получил американский орден Почетного легиона в звании главного командира.
Последующие годы
Последней ступенью карьеры Крачли был Flag Officer Gibraltar после войны (14 января 1945 — январь 1947). Он вышел в отставку в 1947 году. В 1949 году был произведен в адмиралы. В 1955 году он был назначен верховным шерифом Дорсета, а в 1957 году — заместителем лейтенанта по Дорсету. Он был одним из последних выживших адмиралов Второй мировой войны, когда он умер в графстве Дорсет 24 января 1986 года.
Награды: Рыцарь-командор ордена Бани; Крест Виктории; Орден «Легион почёта» степени Главнокомандующего; Кавалер Рыцарского креста ордена Возрождения Польши; Военный крест 1939—1945 (Франция).

1893
Виктор Александрович Синайский
русский советский скульптор, представитель ленинградского академизма, ассоциируемый с соцреалистической традицией, педагог. Родился в городе Мариуполь, Екатеринославская губерния, Российская империя, в еврейской семье. Племянник педагога-словесника Константина Григорьевича Житомирского. Отец, служащий пароходной компании, рано оставил семью и воспитанием четверых детей занималась мать. Брат — Григорий Александрович Синайский (?—1953), фотограф, владелец фотоателье в Мариуполе на улице Харлампиевской, 19. Двоюродные братья — математик Онуфрий Константинович Житомирский (1891—1942), эпидемиолог и микробиолог Виктор Константинович Житомирский (1894—1954) и учёный в области авиационного моторостроения Валентин Константинович Житомирский (1896—1977). В 1913—1916 годах учился в Одесском художественном училище; его руководителем и первым учителем живописи был Кириак Костанди. Затем, в 1917—1920 годах учился в петроградской Академии художеств у Г.Р.Залемана, В.А.Беклемишева, А.Т.Матвеева. Преподавал в ней (с перерывами) в течение 1921—1951 годов. В мастерской Матвеева сначала работал ассистентом, а с 1920 по 1951 годы — преподавателем. В 1924—1925 гг. преподавал в Уральском художественном техникуме. Был профессором ИЖСА, где преподавал на скульптурном факультете. С 1951 по 1965 годы преподавал в Ленинградском художественно-промышленном училище. Среди его известных учеников — Михаил Аникушин, Ирина Карачакова-Картина и Сергей Санакоев. В.А.Синайский известен не только как скульптор, но и как мастер декоративного рельефа. В Ленинграде он принимал участие в оформлении строящихся архитектурных ансамблей. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 27 января 1968 года.
Похоронен на Большеохтинском кладбище (Киевская дорога); на могиле — плита из красного гранита.
Творчество
Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (бюст Ф. Лассаля, гипс, 1918, не сохранился; вариант — гранит, 1921, Русский музей, Ленинград). В 1929 году в Ленинграде был установлен памятник физику В.К.Рентгену, также выполненный В.А.Синайским. Среди лучших произведений Синайского — «Молодой рабочий», бронза, 1937, Третьяковская галерея; памятник Н.А.Добролюбову в Ленинграде, бронза, гранит (1950—1959); памятник Ф.И.Шубину в Михайловском саду, бронза, гранит, 1959.
Семья: Жена — Наталия Александровна (1900—1958), дочь Александра Львовича Бабошина (1872—1938), профессора Горного института. Их дочь — Татьяна (в замужестве Сперанская, 1921—1979).
Литература: Сперанская В.С. Скульптор Виктор Александрович Синайский. — Ленинград: Художник РСФСР, 1971. — 55 страниц.
1893
Тим Уэлан (Tim Whelan)
американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и актёр, наиболее известен по фильму «Багдадский вор». Родился в городе Каннелтон, округ Перри, штат Индиана, США. В момент его смерти в городе Беверли-Хиллз, округ Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 12 августа 1957 года, Уэлан был женат на актрисе немого кино Мириам Сигар, имел двух сыновей, Майкла и Тима мл. Мириам Сигар прожила ещё 53 года и умерла, 2 января 2011 года.
Избранная фильмография: Adam's Apple (1928); When Knights Were Bold (1929); The Fall Guy (1930); The Crooked Circle (1932); It's a Boy (1933); Aunt Sally (1933); The Camels are Coming (1934); Убийство человека (1935); The Perfect Gentleman (1935); Two's Company (1936); Farewell Again (1937); Action for Slander (1937); Smash and Grab (1937); The Mill on the Floss (1937); Развод леди Икс (1938); Sidewalks of London (1938); Q Planes (1939); Багдадский вор (1940); Международная леди (International Lady) (1941); Seven Days' Leave (1942); Swing Fever (1943).

1893
Джованни Баттиста Фарина (итальянское имя — Giovanni Battista Farina; с 1961 года — Джованни Баттиста Пининфарина, Giovanni Battista Pininfarina)
итальянский дизайнер автомобилей и инженер, основатель кузовостроительной и дизайнерской фирмы «Pininfarina». Джованни Баттиста Фарина родился в городе Турин, Королевство Италия. В 1911 году он начал работать в мастерской своего брата Джованни «Stabilimenti Farina». Во время Первой мировой войны он лично контролировал строительство самолетов-тренажеров Aviatic, за которые получил благодарность от Министерства военной авиации. В 1920 году отправился в США для знакомства с этой страной. В Детройте встретился с Генри Фордом, который просил его остаться в Америке и работать в автомобильной компании «Ford», но Фарина предпочёл вернуться в Италию. В том же году он женился на Розе Копассо; у них родилось два ребёнка — Джина в 1922 году и Серджо в 1926 году. Фарина чувствовал себя связанным с автомобилями и был очарован авиацией. В 1921 году он управлял автомобилем, ставшим победителем в гонке «Aosta-Gran San Bernardo». Фарина установил рекорд времени для всех категорий автомобилей на соревновании, управляя при этом личным автомобилем, а не гоночной спортивной моделью. Рекорд держался в течение 11 лет. В 1930 году он оставил «Stabilimenti Farina» и основал «Carrozzeria Pinin Farina». Основной целью было серийное строительство кузовов для легковых авто, обеспечивая работой большое количество людей, при этом пользуясь последними технологиями и инструментами. В краткие сроки он собрал линию для выпуска 7—8 автомобилей в день. Перед Второй мировой войной Фарина установил контакты с иностранными автомобильными компаниями: сотрудничества с ним искали «General Motors» и «Renault». Война прервала это сотрудничество. В 1946 году Фарина спроектировал и построил «Cisitalia» — эталон для автомобилей послевоенной эры, представленный в Музее современного искусства в Нью-Йорке как «один из восьми выдающихся автомобилей нашего времени». Через 20 лет там оказался другой автомобиль Фарины, «Sigma» — прототип безопасного автомобиля, получившего признание во всём мире и особенно в США. В конце 1940-х годов несколько производителей автомобилей начали переговоры с Фариной. Сотрудничество началось с американской компании «Nash Motor of Detroit». В 1952 году, Фарина вернулся в США для представления «Ambassador», который он спроектировал, и «Nash Healey», спроектированный и созданный ограниченной серией на его заводе в Турине. Впервые в истории американских автомобильных компаний, имя проектировщика стало известным. Неоднократно многие производители автомобилей обращались к нему для проектирования новых моделей для производства. В 1958 году Фарина закончил строительство нового завода, построенного согласно самым современным стандартам, общей площадью 75 000 м². Площадь крытых помещений составляла 40 000 м². Серия последующих расширений производства довела занимаемую заводом площадь до 102 500 м², 50 000 из которых крытые. Это привело к увеличению производства и численности персонала. В 1961 году президент Италии по представлению министра юстиции разрешил изменить фамилию на Пининфарина с учётом его достижений в социальной и промышленной сферах. Добавление к фамилии приставки "Пинин" объясняется тем что это было всеми узнаваемое прозвище которым его отличали от его брата. "Пинин" это пьемонтское словечко, и означает «младшой», то есть "младший Фарина". Сам «Пинин» Фарина был не просто пьемонтезе – коренной житель этой северной области Италии, но и туринезе – коренной туринец. В том же году Пининфарина передал руководство фирмой своему сыну Серджо и зятю Ренцо Карли. Пининфарина путешествовал по всему миру, снимал фильмы, но прежде всего, он посвящал своё время культурным и благотворительным делам. Во время празднования столетия объединения Италии он председательствовал на показе «Fashion-Style Costume Show», выдвинувшего на первый план переход человека и его окружения от «эпохи красоты» к «эре ракет». В 1964 году в Грульяско был открыт Профессиональный и развлекательный комплекс. Пининфарина задумал этот комплекс как демонстрацию его интереса ко всему, что могло поспособствовать культурному и профессиональному образованию молодых рабочих. В 1966 году Пининфарина появился на публике с президентом республики во время инаугурации в научно-исследовательском центре Пининфарина. Умер 3 апреля 1966 года.
Награды: Орден Трудовых заслуг; Почётный королевский промышленный дизайнер (1954); Золотой компас.
[448x700]
1894
Григорий Макарович Андреев
командир отделения пулемётной роты 796-го стрелкового полка (141-я стрелковая дивизия, 60-я армия, Центральный фронт), старший сержант. Родился в селе Архангельское Боршевской волости Коротоякского уезда Воронежской губернии (ныне Хохольского района Воронежской области). Русский. Окончил IV класса школы. Участник Гражданской войны. Работал бригадиром тракторной бригады в колхозе. В армии с апреля 1942 года. Участник Великой Отечественной войны: с июля 1942 – пулемётчик, командир пулемётного расчёта и командир отделения пулемётной роты 796-го стрелкового полка. Воевал на Воронежском и Центральном фронтах. Участвовал в Воронежско-Ворошиловградской операции, оборонительных боях на воронежском направлении, Воронежско-Касторненской и Харьковской операциях, Курской битве. 15 августа 1942 года был ранен. Особо отличился в ходе Черниговско-Припятской операции и битве за Днепр. 1 сентября 1943 года в районе села Дзеркалька (Роменский район Сумской области, Украина) огнём своего пулемёта обеспечил наступление подразделений. Заметив, что дальнейшему продвижению мешает станковый пулемёт противника, умело используя складки местности, подполз к дому и гранатой уничтожил огневую точку. 14 сентября 1943 года у посёлка Дмитровка (Бахмачский район Черниговской области, Украина), скрытно заняв огневую позицию, успешно отразил контратаку противника. В тот же день в бою за железнодорожную станцию Рубанка (в черте посёлке Дмитровка), удачно выбрав огневую позицию, отразил атаку противника. В боях за расширение захваченного плацдарма на правом берегу Днепра утром 6 октября 1943 года в районе села Страхолесье (Иванковский район Киевской области, Украина) успешно отразил атаку гитлеровцев, кинжальным огнём отрезав пехоту противника от танка. В течение трёх суток, под массированным артиллерийским и миномётным огнём, участвовал в боях на плацдарме, уничтожив 65 солдат и офицеров, а также 2 пулемёта противника. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года старшему сержанту Андрееву Григорию Макаровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны старший сержант Г.М.Андреев демобилизован. Вернулся в родное село. Работал председателем колхоза и заведующим машинно-тракторной станцией. Жил в селе Архангельское Хохольского района Воронежской области. Умер 24 октября 1987 года. Похоронен в селе Архангельское. Старший сержант (1943). Награждён орденами Ленина (3 июня 1944), Красного Знамени (28 октября 1967), Отечественной войны I степени (11 марта 1985), Красной Звезды (27 октября 1943), 2 медалями «За боевые заслуги» (8 июня 1943; 3 июля 1943), другими медалями. В селе Архангельское на доме, в котором жил Г.М.Андреев, в 2004 году была установлена мемориальная доска (ныне демонтирована).
1894
Георгий (Жорж) Давыдович Гурвич (Gurvitch)
французский социолог и философ. Родился в Новороссийске. Вначале преподавал в Томском и Петроградском университетах, в 1920 г. эмигрировал, затем работал в университетах Праги, Бордо и Страсбурга, а с 1948 г. возглавлял кафедру социологии в Сорбонне. Гурвич был основателем и руководителем Центра социологических исследований (с 1946) и Лаборатории социологии познания и морали во Франции, Международной ассоциации социологов франкоязычных стран, журнала “Cahiers in-ternationaux de sociologie” (с 1946). Его труды посвящены главным образом проблемам истории философии и социологии, общей теории и методологии социологического знания, социологии морали, права, познания. Теоретико-социологические воззрения Гурвича сформировались в результате критического анализа и стремления к интеграции самых различных направлений философско-социологической мысли: теорий немецкой классической философии, Маркса, Прудона, школы Дюркгейма, М.Вебера и др. В своих работах Гурвич подверг резкой критике формализм и эмпиризм современной ему академической социологии, противопоставив ей социологию, основанную на диалектике, истолкованной в духе релятивизма. В качестве метатеоретического основания социологии он провозгласил “диалектический гиперэмпиризм”, или “эмпирико-реалистическую диалектику”. В методологическом плане эта ориентация означает отказ от какой-либо заранее принятой филоофской позиции, в онтологическом плане — интерпретацию человеческого опыта как бесконечно разнообразного и непрерывно обновляющегося в своей основе. Согласно Гурвичу, социология вместе с исторической наукой призвана осуществлять интеграцию различных наук о человеке. В отличие от большинства частных социальных наук, пользующихся систематизирующим и аналитическим методами, а также истории и этнографии, применяющих индивидуализирующий метод, социология использует метод “качественной и дискретной типологии”. Предмет социологии, по Гурвичу,— “целостные социальные явления” (понятие, заимствованное у Мосса), исследуемые на всех уровнях и во всех аспектах, как структурных, так и бесструктурных. Выступая против интерпретации общества как совокупности неподвижных структур и институтов, Гурвич доказывал, что социальная реальность обладает “вулканическим” элементом, является результатом коллективного творчества и волевых усилий. Ее “вертикальный срез” представляет собой подвижную иерархию “глубинных уровней” (от эколого-демографической основы до “коллективных умонастроений и психических актов”). В своем “горизонтальном” членении социальная реальность делится на три группы типов: 1) микросоциальные типы (изучаемые микросоциологией); 2) типы частных социальных групп; 3) типы социальных классов и глобальных об-в (изучаемые макросоциологией). При этом Гурвич подчеркивал преобладающее значение глобальных обществ в сравнении с микросоциальными типами. Гурвич обращал внимание на опасность технобюрократических тенденций в общественном развитии и отмечал необходимость социальной революции в капиталистических странах. Он участвовал в движении за мир и в деятельности общества “Франция—СССР”. Альтернативой капитализму и технобюрократии Гурвич считал “плюралистский коллективизм”, основанный на самоуправлении народа. Для концепций Гурвича характерны сочетание призывов к конкретности и историзму, с одной стороны, и увлечение абстрактными формально-теоретическими конструкциями — с другой. Его теории оказали определённое влияние на становление леворадикальной социологии, развитие теоретической социологии во Франции (Баландье, Турен), социологии права и социологии познания. Умер в Париже 10 декабря 1965 года.
Сочинения: 1) “Правда воли монаршей” Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники. Юрьев, 1915. 2) Dialectique et sociologie. Paris, 1962. 3) La vocation actuelle de la sociologie, t. I—II. 4-eme ed. Paris, 1968.
1894
Мария Александровна Денисова-Щаденко
российская и советская художница и скульптор-монументалист, одна из адресатов лирики Владимира Маяковского. Родилась в городе Харьков, Российская империя, в семье крестьян из Смоленской губернии. Училась в частной живописной студии, а затем в художественном училище. Позднее училась в Москве, в знаменитом ВХУТЕМАСе, который окончила в 1925 году. Находясь с первым мужем в Швейцарии, продолжила занятия живописью и скульптурой в Лозанне и в Женеве (с 1914 по 1918 годы). Во время Октябрьской революции ушла в Первую Конную армию. Была руководителем художественно-агитационного отдела армии. Писала агитплакаты, рисовала карикатуры, играла на сцене. Денисова перенесла три тифа и была ранена. В армии вышла замуж за члена Реввоенсовета Первой Конной армии Ефима Щаденко. Мария Денисова-Щаденко была монументалистом, её скульптурные работы выставлялись на международных биеннале в Женеве, Венеции, Варшаве, Цюрихе, Берне, Копенгагене. Денисова рисовала портреты легендарного краскома Гражданской войны Оки Городовикова, самого Щаденко, других командиров, в 1932 году закончила скульптурный портрет Сталина. Несколько её выставок были в Москве. Была близко знакома с Владимиром Маяковским, с которым познакомилась в Одессе во время черноморского турне поэта. История их отношений послужила основой для поэмы «Облако в штанах». В связи с этим возникли проблемы в семейной жизни: в 1929 она дважды уходила из дома, но в конце концов вернулась к Щаденко. Покончила с собой в городе Москва, РСФСР, СССР, 10 декабря 1944 года. В последние годы жизни Денисова чем-то сильно болела. По версии А.А.Гуляева и С.Е.Лазарева, болезнь настолько ослабила женщину физически, что она не могла больше заниматься ваянием. Поскольку скульптура была для Денисовой смыслом жизни, это и послужило причиной самоубийства.

Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок 4, ряд 9, могила 14). На её могиле стоит скульптурная группа «Материнство».
Личная жизнь
Впервые вышла замуж за инженера Василия Львовича Строева. Жила вместе с ним в Швейцарии, где у них родилась дочь Алиса. Однако их супружество не сложилось: Строев уехал в Англию, а Мария Александровна с дочерью — в революционную Россию. В годы Гражданской войны во второй раз вышла замуж — за Ефима Афанасьевича Щаденко, члена Реввоенсовета Первой Конной армии. Дочь — Алиса Васильевна вышла замуж за Юрия Львовича Карпова. Позже уехала в Англию вместе со своей дочерью, Ольгой Карповой. Вторая дочь Алисы — Татьяна Карпова, осталась в Москве.
Киновоплощения: «Маяковский. Два дня» — Елизавета Нилова.
Литература: Лазарев С.Е., Гуляев А.А. Любовь и ненависть Ефима Щаденко // Родина. — Москва, 2015. — № 1. — Страницы 132—134.
1894
Уильям М. (Маленький Билл) Джонстон (William M. 'Little Bill' Johnston)
американский теннисист-любитель, первая ракетка мира 1919 года (вместе с Джеральдом Паттерсоном). Джонстон был двукратным чемпионом США, победителем Уимблдонского турнира и чемпионата мира на твёрдых кортах (1923) в одиночном разряде, а также четырёхкратным чемпионом США в мужском и смешанном парных разрядах. Со сборной США Джонстон семь раз подряд, с 1920 по 1926 год, выигрывал Кубок Дэвиса. Член Международного зала теннисной славы с 1958 года. Билл Джонстон родился в городе Сан-Франциско, Калифорния, США, в семье механика электростанции в 1894 году. Он начал учиться игре в теннис в 1906 году, когда городские школы были закрыты после большого апрельского землетрясения. На городских цементных кортах, где до него учился играть другой знаменитый калифорнийский теннисист Морис Маклафлин, Джонстон выработал свою особую манеру игры. Он держал ракетку так называемым западным (или калифорнийским) хватом, что позволяло ему отбивать мячи на уровне плеча — необычный стиль для его времени, но лучший из возможных при его небольшом росте и весе (на пике формы он весил около 57 кг при росте 173 см). При этом он играл одной и той же стороной ракетки и справа, и слева, поворачивая руку только на четверть при игре закрытой ракеткой. Его игра открытой ракеткой была лучшей в то время, и для усиления удара он наносил его в прыжке. Хотя Джонстон был гибким игроком, приноравливавшим свою игру к манере противников, его небольшие габариты всё же диктовали определённые ограничения: в частности, у него была резаная, но не очень сильная подача, а чужие подачи он принимал почти у задней линии, не выходя, в отличие от Маклафлина и Линдли Маррея, вплотную к сетке, поскольку опасался «свечей». Джонстон выиграл свой первый турнир — молодёжный чемпионат округов Сан-францисского залива — в 1910 году, а два года спустя уже победил на взрослых чемпионатах Орегона, Калифорнии и штата Вашингтон. Он выиграл свой первый чемпионат США в 1915 году, переиграв в финале Маклафлина, а на следующий год также в финале уступил Р.Норрису Уильямсу. В эти два года он также дважды становился чемпионом США в мужском парном разряде, где с ним выступал Кларенс Гриффин. Следующие два чемпионата он пропустил из-за военной службы, которую проходил на флоте, но уже в 1919 году завоевал свой второй одиночный титул. В финале 1919 года Маленький Билл победил своего тёзку — молодого Билла Тилдена, в будущем ставшего известным как Большой Билл, и закончил год на первом месте в ежегодном рейтинге сильнейших теннисистов мира, составляемом обозревателем «Daily Telegraph» Артуром Уоллисом Майерсом. Он разделил это место с победителем Уимблдона Джеральдом Паттерсоном — единственный подобный случай в истории рейтинга «Daily Telegraph», после этого составлявшегося ещё больше полувека. Поражение от Джонстона заставило Тилдена всю зиму работать над своим бэкхендом, и на следующий год он взял у Джонстона реванш, также в финале национального чемпионата. Они встречались на чемпионате США ещё пять раз подряд, в том числе четырежды в финалах. Их единственная встреча на более раннем этапе состоялась в 1921 году, после чего администрация чемпионата США ввела сетку посева, чтобы в будущем предотвратить встречу двух сильнейших теннисистов мира до финала. Джонстон также завоевал чемпионское звание на Уимблдонском турнире в 1923 году — во второй и последний раз, когда он в нём участвовал. В том же году он стал победителем чемпионата мира на твёрдых кортах — предшественника международного чемпионата Франции. Большой и Маленький Билл составляли костяк сборной команды США, семь раз подряд — с 1920 по 1926 годы — завоёвывавшей Кубок Дэвиса. За эти годы Джонстон выиграл в раунде вызова — финальном матче за главный трофей — 11 игр в одиночном разряде из 12. Только в 1927 году, когда у него начались проблемы со здоровьем, сборная США наконец уступила Кубок Дэвиса французам. Вскоре после этого поражения Маленький Билл завершил игровую карьеру. За годы выступлений он 12 раз входил в десятку сильнейших теннисистов США (на первом месте в 1915 и 1919 годах) и восемь раз подряд — в десятку лучших теннисистов мира. Здоровье Билла Джонстона было подорвано ещё в годы Первой мировой войны, и он умер в родном городе от туберкулёза, 1 мая 1946 года.. В 1958 году его имя было включено в списки Национального (впоследствии Международного) зала теннисной славы. Участие в финалах турниров Большого шлема за карьеру
Одиночный разряд (4-6)
Мужской парный разряд (3-1)
Смешанный парный разряд (1-0)
Литература: Allison Danzig. Bill Johnston // Bud Collins' Tennis Encyclopedia / Bud Collins, Zander Hollander (Eds.). — Detroit, MI: Visible Ink Press, 1997. — P. 95—96. — ISBN 1-57859-000-0; Johnston, William M. "Bill", "Little Bill" // Historical Dictionary of Tennis / John Grasso (Ed.). — Plymouth: Scarecrow Press, 2011. — P. 153. — ISBN 978-0-8108-7490-9; Robert Lindley Murray: The Reluctant U.S. Tennis Champion / Roger W. Ohnsorg. — Trafford Publishing, 2011. — P. 39—41, 295-298. — ISBN 978-1-4269-4513-7.
[542x700]
1894
Александр Мартин Липпиш (немецкое имя — Alexander Martin Lippisch)
немецкий учёный и авиаконструктор. Главный конструктор фирмы «Мессершмитт». Родился в городе Мюнхен, Германская империя. Для авиационной промышленности и развития самолетов, выполненных по схеме «бесхвостка», очень большое значение имели работы немецкого авиаконструктора Александра Липпиша. Липпиш уделял много времени исследованиям в области обеспечения продольной балансировки «бесхвостки» со стреловидным крылом и пришел к выводам о том, что для повышения несущих свойств крыла и уменьшения крутящих нагрузок на него необходимо полностью отказаться от геометрической отрицательной крутки крыла, заменив ее аэродинамической. Свои идеи конструктор смог подтвердить созданными им экспериментальными планерами и самолетами. Бесхвостка – это аэродинамическая схема, при которой у самолета нет отдельных плоскостей горизонтального управления, а применяются только те плоскости, которые смонтированы на задней кромке крыла. Данные плоскости носят название элевонов и комбинируют в себе функции рулей высоты и элеронов. Данная схема получила определенное распространение после появления сверхзвуковой авиации и дельтовидных и треугольных крыльев малого удлинения. Представителями этой самолетной схемы были оба летавших сверхзвуковых пассажирских лайнера – «Ту-144» и «Конкорд». Авиаконструктор Александр Липпиш родился в Мюнхене. Позднее он говорил о том, что зарождению его интереса к авиации и небу во многом помог демонстрационный полет летательного аппарата на Темпельхофском поле, который был проведен в сентябре 1909 года Орвиллом Райтом. Помогла ему, как ни странно, и Первая мировая война, так как несмотря на произведенное полетом Райта впечатление, Александр Липпиш готовился поступать в художественную школу, собираясь повторить путь своего отца. Однако с 1915 по 1918 годы Липпиш вынужден был прослужить в немецкой армии. Здесь на войне ему представилась возможность совершить полеты на самолетах в качестве воздушного картографа и фотографа.
[700x405]
Планер «Delta V» («DFS 40»).
Как результат этого – тяга к небу, которая осталась с ним на всю жизнь. Уже в 1921 году он проектирует и строит собственный планер, выполненный по схеме «бесхвостка». Первый планер получает достаточно прозаичное имя «Александр Липпиш – 1». Благодаря своей достаточно необычной планировке данный летательный аппарат являл собой значительный шаг вперед по сравнению с распространенными на тот момент классическими планерами. Невзирая на свои достаточно хорошие характеристики (маневренность, скорость, управляемость), данный планер так и не стал рекордным. Однако в процессе работы над ним Липпиш обзавелся необходимым опытом для дальнейшей работы, который в будущем позволил авиаконструктору стать одним из самых авторитетных специалистов по схеме «бесхвостка». Эти работы были только началом в длительной исследовательской деятельности конструктора в области аэродинамики. Впоследствии они нашли воплощение в полусотне различных проектов созданных Липпишем в 1920-1930-х годах прошлого века. Благодаря росту своей репутации Александр Липпиш был назначен директором «Rhön-Rossitten Gesellschaft» («RRG»). Так в Германии называлась специальная исследовательская группа, работавшая над созданием планеров. Результатом работы Александра Липпиша в «RRG» стал целый ряд летательных аппаратов созданных по схеме «летающее крыло». Данные модели получили обозначение «Storch I» - «Storch IX» и были созданы в период между 1927 и 1933 годами. Планер «Шторх-1» представлял собой одноместный верхнеплан, имеющий стреловидное крыло. На концах крыла снизу были установлены вертикальные кили. Продольное и поперечное управление осуществлялось элевонами. Испытания данного планера наглядно продемонстрировали тот факт, что его управляемость и боковая устойчивость были недостаточными. Помимо этого, кили, которые находились под крылом, при отклонении вызывали пикирующий момент, а также часто ломались при совершении посадки.
[700x479]
«DFS 194».
Для устранения всех этих недостатков планер подвергся существенным доработкам: вертикальные кили перенесены наверх, была ликвидирована S-образность крыла, («Шторх-2»), увеличена площадь килей («Шторх-3»). По мнению Александра Липпиша, значительное улучшение боковой управляемости самолета было получено в результате устранения стреловидности оси вращения элевонов, что было реализовано на модели «Шторх-4». Испытания этой модели дали хорошие результаты. Планер больше не терял управляемости и устойчивости во всех режимах выполнения полета, обладая при этом хорошими планирующими свойствами. В 1929 году данный планер был переоборудован в легкий одномоторный самолет «Шторх-5», оснащенный толкающим винтом. При этом из-за малой мощности двигателя от шасси пришлось отказаться, взлет осуществлялся по-планерному, при помощи амортизатора. Хотя проекты планеров «Шторх» не привлекли к себе внимания правительства или частных лиц, тем не менее, именно в это самое время самолет Александра Липпиша «Ente» (в переводе с немецкого – утка) стал первым в мире пилотируемым ракетным аппаратом. Свой первый успешный полет он совершил в 1928 году. «Ente» буксировался обычным самолетом с поршневым двигателем, а после отделения от самолета-буксировщика у него включался собственный ракетный двигатель. Благодаря опыту, который Липпиш получил, работая над серией «Storch», он решил сосредоточить свои усилия на постройке самолетов с треугольным крылом. Данный интерес стал причиной появления 5-ти самолетов, которые получили обозначение «Delta I» – «Delta V» и был построены в промежутке с 1931 по 1939 год. В 1933 году «RGG» была переименована в «Deutsche Forschungsanstalt für Segelflug» – «Немецкий институт планирующего полета» («DFS»). Соответственно с этим «Delta IV» и «Delta V» получили новые названия «DFS 39» и «DFS 40».
[700x505]
«Lippisch» «P.13a».
В начале 1939 года Министерство Авиации Рейха направило Липпиша и его команду на работу на завод Мессершмитт. Им предстояло принять участие в создании высокоскоростных истребителей, оснащенных ракетными двигателями, созданными Гельмутом Вальтером. Уже на предприятии команда Липпиша достаточно быстро провела адаптацию своей недавней разработки «DFS 194» к полетам с ракетным двигателем. Первый экземпляр данного самолета выполнил успешный полет уже в начале 1940 года. Впоследствии потомки данной машины преобразились в «Мессершмитт» «Ме.163» «Комета».Однако достаточно на тот момент технически инновационная «Комета» не смогла показать себя, как эффективный вид вооружения, а трения между руководством Мессершмитт и Липпишем усиливались. В 1943 году Александр Липпеш был переведен на другую работу в Вену на предприятие «Luftfahrtforschungsanstalt Wien» («LFW»), где полностью сконцентрировал свое внимание на проблемах высокоскоростного полета. В том же 1943 году в Гейдельбергском университетете он был удостоен степени доктора технических наук. Исследования в аэродинамической трубе, которые Липпиш провел еще в 1939 году, позволили сделать предположение о том, что крыло треугольной формы, будет оптимальным выбором для совершения сверхзвуковых полетов. Тогда же он приступил к работам над созданием сверхзвукового истребителя, оснащенного прямоточным воздушно-реактивным двигателем, который получил название «Lippisch» «P.13a». Однако до конца Второй мировой войны данный самолет так и не продвинулся далее опытного образца – планера «DM-1», который был захвачен армией США.
[700x364]
«Convair» «F-92».
Как и многие видные немецкие ученые Александр Липпиш после окончания войны был доставлен в США в рамках специальной операции «Скрепка», целью которой был поиск и транспортировка в штаты видных немецких ученых и военных специалистов. Достижения в области создания воздушно-реактивных двигателей сделали возможным применение идей Липпиша на практике. В частности компания Convair проявила интерес к предложенной Липпишем гибридной модели самолета «F-92». Там же в США Липпиш увлекся идеями создания самолетов, обладающих экранным эффектом. Александр Липпиш умер в городе Сидар-Рапидс, штат Айова, США, 11 февраля 1976 года. Среди оставленных им чертежей и бумаг нашлось немало летательных аппаратов и концептов, которые выглядели очень фантастически. Однако XX век многих научил тому, что судить – где грань между смелой конструкторской мыслью и фантастикой – достаточно трудно и не всегда уместно.

1894
Виктор Степанович Старцев
советский географ. Директор Челябинского (1934–1937) и Ульяновского (1952–1954) пединститутов, заведующий кафедрой географии в Урало-Казахстанской промышленной академии (1930–1934), кафедрой физической и экономической географии в Челябинском пединституте (1937–1952), экономической географии в Пермском пединституте (1954–1955). Почётный член Географического общества СССР. Родился в селе Гробовское, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния, Российская империя (ныне — Первомайское), в семье священника. В 1906 году окончил начальную школу, в 1916 году — Екатеринбургскую духовную семинарию. С 1916 года — учитель Высшего начального училища в городе Нижний Тагил. В период Гражданской войны был в Красной Армии, где последовательно занимал должности учителя, заведующего школьно-библиотечной секцией 262 полка 5 армии, начальника просвещенческого отдела, начальника школьно-курсового отдела Политуправления 5-й Армии и Восточно-Сибирского военного округа. В 1922 году демобилизовался, поступил и закончил (1926) педагогический факультет Пермского государственного университета по специальности «География» (одновременно работая инспектором в губернском отделе народного образования, заведующим уездным отделом народного образования, учителем и директором средней школы №17 Перми). В 1930 году в связи с открытием Свердловского педагогического института становится деканом одного из его факультетов и доцентом кафедры географии. В то же время он вел курс по экономической географии и был в Свердловске заведующим кафедрой географии в Урало-Казахстанской промышленной академии имени И.В.Сталина и руководил сектором географии в научно-исследовательском педагогическом институте Уральского облоно. С 1934 году стал одним из организаторов Челябинского пединститута (по мнению А.Л.Худоборова — главный из основателей этого института). В Челябинском пединституте проработал в качестве директора (1934–1937), заместитель директора по учебной работе (1937–1944), стал одним из организаторов и заведующим кафедрой физической и экономической географии (1937–1952). В 1939 году учёный совет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова присудил ему ученую степень кандидата географических наук без защиты диссертации, на основании его многочисленных работ. В 1947 году был утвержден в ученом звании доцента. В 1952–1954 годах — директор Ульяновского педагогического института. В 1954 году ввернулся в Пермь. Заведовал кафедрой экономической географии в Пермском пединституте (1954–1955). После объединения географических факультетов Пермского пединститута, Пермского и Свердловского университета работал доцентом кафедры экономической географии Пермского государственного университета (1955–1962). В 1962 году вышел на пенсию. Умер в городе Пермь, РСФСР, СССР, 19 февраля 1973 года.
Научная, образовательная, общественая работа
К периоду службы в РККА относятся его первые печатные труды — хрестоматия для красноармейцев и методическое пособие для учителей красноармейских школ (1921, 1922). Они сыграли большую роль в деле ликвидации безграмотности среди бойцов.
За время работы в свердловских вузах он много участвовал и выступал на съездах по народному образованию, был в экспедициях по Уралу, много работал по составлению краеведческих пособий для школ и учителей (учебники, карты, хрестоматии).
В.С.Старцев являлся консультантом Свердловскго облисполкома по вопросам науки и просвещения, куратором всемирно известного Ильменского минералогического заповедника, лектором обкома и горкома КПСС, членом многих советских (плановых) комиссий и научных обществ, Челябинского института усовершенствования учителей. Создатель и первый председатель президиума Свердловского областного географического общества, один из организаторов Челябинского отделения Географического общества СССР. В 1935–1939 годах принимал активное участие в экспедициях Академии Наук СССР, в результате которых у него сложивлись теплые дружеские отношения со многими видными учеными: А.Е.Ферсманом, А.Н.Заварицким, Д.С.Белянкиным, Л.С.Бергом, А.С.Барковым, Н.Н.Баранским. Результаты исследований этого периода жизни опубликованы в книгах («Южный Урал и Зауралье»), многочисленных журнальных и газетных статьях. Их тематика охватывает вопросы экономической географии отдельных отраслей народного хозяйства Южного Урала, уникальность его природы. Много времени он уделял составлению карт области и ее административных районов: составитель и научный редактор учебных стенных карт для средних школ «Урал» (1935), «Челябинская область» (1936), «Административная карта Челябинской области» (1936). В годы Великой Отечественной войны принимал активное участие в мобилизации ресурсов Южного Урала для нужд обороны, прочитал более 700 лекций для населения и бойцов, много работал по изданию краеведческой литературы. В августе 1941 году здание Челябинского пединститута было передано наркомату вооружения. Челябинский облисполком ходатайствовал о закрытии института. Только благодаря активности директора В.С.Старцева учебное заведение было сохранено. Будучи директором Челябинского пединститута, уделял перестройке учебного процесса в военных условиях, введению новых предметов, особенно на естественно-географическом, историческом и математическом факультетах. Он принимал деятельное участие в создании в 1941 году факультета иностранных языков. По его инициативе Челябинский учительский институт иностранных языков был преобразован в полноценный факультет иностранных языков пединститута, дающий высшее образование учителю средней школы, в том числе для старших классов. В 1944 году он организовал и был избран первым председателем президиума Челябинского отдела Географического общества СССР, членом общества по распространению политических и научных знаний и членом Ученого совета Уральского филиала Академии Наук СССР. С 1954 года – председатель Пермского отдела Географического общества СССР. По его инициативе были проведены IV и V Всеуральские географические совещания, собравшие большой круг участников со всей страны. Также являлся активным членом Учёного совета при Пермском областном краеведческом музее. Автор более 180 работ, среди которых — 38 учебников, учебных пособий, методических указаний, более 70 краеведческих изданий. В 1964 году Президиумом Географического общества СССР он был награжден дипломом «Почётный член Географического общества СССР». Также был награжден орденом Трудового Красного знамени (1956), медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войне 1941–1945» (1945), многочисленными грамотами, дипломами и благодарностями вузов Свердловска, Челябинска, Ульяновска и Перми.
Источники: Виктор Степанович Старцев (15 апреля 1894 – 19 февраля 1973), кандидат географических наук, доцент // Географический факультет ПГНИУ; Виктор Старцев (1894–1973) // Акция "Научный полк" ПГНИУ; Ветераны ЮУрГГПУ. Старцев Виктор Степанович // ЮУрГГПУ; Лучников А.С., Еропкина Н. Д. Годы Великой Отечественной войны в судьбах сотрудников кафедры социально-экономической географии ПГНИУ // Географический вестник. Выпуск 2 (33). 2015. Страницы 90–97; Старцев Виктор Степанович (13 ноября 1894–10 февраля 1973) // Худобородов А.Л., Решетко Т.Н., Коршунова Н.В. Очерки о ректорах Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск: издательство Челябинского государственного педагогического университета. 171 страница. Страницы 36–48; Степанов М.Н. Виктор Степанович Старцев: к 70-летию со дня рождения // Записки ПО ГО СССР. Географическое общество Союза ССР, Пермское отделение. Выпуск 3. Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 1964. Страницы 3–13; Худобородов А.Л. Виктор Степанович Старцев – директор Челябинского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны // Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Великой победы / составитель В.С.Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. Челябинск, 2010. 267 страниц.

1895
Ансис Альберт Каупенс (латышское имя — Ansis Alberts Kaupēns)
латвийский грабитель и убийца; возможно, самый известный латвийский преступник межвоенного периода. Родился в Платонской волости, Добленский уезд, Курляндская губерния, Российская империя; крещён был в Вецплатонской волости. В 1910-х годах служил сначала в русской императорской, а затем в латвийской армии (в 11-м пехотном Добельском полку в звании сержанта), в 1920 году дезертировав. Первое ограбление совершил 29 ноября 1920 года, последнее — 26 мая 1926 года. За этот период времени он совершил более 30 грабежей и 19 убийств. Иногда ему удавалось даже останавливать поезда, но обычно он грабил на дорогах.
Ансис Каупенс в тюремной камере
6 мая 1927 года был казнён через повешение в Светской волости, Елгавский уезд, Латвия Похоронен в Светской волости. Жизнь Каупенса стала основой для нескольких художественных произведений, таких, например, как книга А.Грутупса «Tiesāšanās kā māksla» и снятый по мотивам фильм «Kaupēns», а также рок-опера Яниса Лусенса «Kaupēn, mans mīļais» (1999).
1895
Андрей Прокофьевич Лекаренко
русский советский художник, график. Заслуженный художник РСФСР (1967). Родился в городе Благовещенск, Амурская область, Российская империя. Учился в 1910-1912 годах в Красноярской художественной школе у Дмитрия Каратанова, в 1912-1916 годах — в Санут-Петербургской школе Общества поощрения художеств у Н.Рериха, А.Рылова и И. Билибина. В 1922 году продолжил образование во ВХУТЕМАСе у Владимира Фаворского и Петра Кончаловского. Являлся участником художественных выставок с 1916 года. После обучения во ВХУТЕМАСе в 1925 году Андрей Лекаренко возвратился в Красноярск.
Работа, творческая деятельность
Андрей Лекаренко сразу же активно включается в творческую деятельность, много ездит по краю и Сибири. В 1926 году он едет на Енисейский Север для участия в экспедиции по переписи населения. Поездка стала длительной, лишь в 1928 году художник возвращается в Красноярск. Обширный показ двух сотен произведений, созданных за годы пребывания на Крайнем Севере, Лекаренко провел сразу по возвращении с Таймыра (1928) в Енисейске на этнографическо-экономической выставке «Туруханский край». Работы Лекаренко, как прекрасный этнографический материал, были отмечены институтом народов Крайнего Севера Академии наук СССР. Северный материал на долгие годы вошёл в творчество художника. На основе многочисленных этюдов, зарисовок, акварелей, начиная с середины 1930-х годов, Андрей Лекаренко стал создавать живописные полотна, посвященные людям и природе Севера. «Охотники-эвенки», «На Таймыре. Нганасан», «Девушка с Таймыра», «На Таймыре». В 1946 году на республиканской, а затем и Всесоюзной художественной выставке «Победа» экспонировались его пейзажи «Утро на Енисее», «В низовьях Енисея» и «На Таймыре. Нганасан». Лекаренко первый из сибирских художников показал красоту Саян. Андрей Лекаренко немало работал в портретном жанре. Среди созданного им можно назвать серию автопортретов, замечательный портрет Д.И.Каратанова, выполненный пером и тушью, где художник великолепно передал характер Дмитрия Иннокентьевича. Особый интерес представляют натурные зарисовки северян: «Нганасан Мунто», «Нганасан Сундампте», «Силкин ненец», «Нганасан Ептудуси», «Нганасан в сакуе», «Мальчик-ненец Семён». Одной из самых значительных работ северного цикла стало монументальное полотно «Пастухи-оленеводы с Таймыра» (1957). Наиболее сильной стороной его творчества был пейзаж. Целый ряд блестящих монументальных полотен 1940—1960-х годов, повествующих о суровой красоте и мощи сибирской природы, был создан после длительной поездки Лекаренко в Саяны в 1946 году, когда на протяжении более трёх месяцев художник один путешествовал по этой горной стране. Величественная природа предстаёт на холстах «Кедры и дали», «Анжинское Белогорье. Восточные Саяны», «Буйбинский перевал. Усинский тракт», «Хвойная тайга», «Весна в Белогорье. Восточные Саяны». Композиционный приём тонко разработанного переднего плана и панорамы уходящих вдаль горных отрогов, плотная, неяркая, но богато нюансированная гамма зелёных, охристых цветов, великолепные тональные и цветовые отношения делают каждое из саянских полотен подлинным произведением искусства. Появляясь на выставках, эти холсты сразу же привлекали внимание критиков, многочисленных почитателей яркого таланта Андрея Прокофьевича. И можно смело сказать, что полотна его Саянской сюиты внесли большой вклад в развитие сибирского пейзажа. Много исторических работ Андрей Лекаренко посвятил Красноярску. Он хорошо знал город, любил его, изучал его историю. Старый Красноярск отражён во многих холстах и графических листах, созданных на протяжении всей жизни. В них — город реальный с его конкретными улицами, церквами переплетается с городом, увиденным внутренним взором художника. Много работ художника хранится в собрании Красноярского государственного художественного музея имени В.И.Сурикова. Скончался Андрей Лекаренко в городе Красноярск, РСФСР, СССР, 8 января 1978 года. Похоронен на Бадалыкском кладбище.
Литература: Лекаренко Андрей Прокофьевич : выставка произведений, Красноярск, 1965 : каталог. - Красноярск, 1965. - 34 страницы, 3 листа иллюстраций; Лекаренко Андрей Прокофьевич // Живопись. Скульптура. Графика: 16-я краевая художественная выставка - Красноярск, 1967. - Страницы 38-39; Давыденко, И. Андрей Прокопьевич Лекаренко : буклет / И.Давыденко. - Красноярск, 1967. - 1 разв. лист; А.П.Лекаренко : выставка произведений : каталог. / составление, автор статьи. И.М.Давыденко. - Красноярск, 1981. - 52 страницы; Давыденко, И.М. Образ времени // Художники Красноярска / И.М.Давыденко. - Красноярск, 1978. - Страницы 39-46; Давыденко, И.М. Щедрый талант: жизнь и творчество заслуженный художник РСФСР А.П.Лекаренко / И.М.Давыденко. - Красноярск, 1985. - 95 страниц: иллюстрации; «Крестник» Сурикова / подготовка Т.Величко // Красноярский рабочий. - 1989. - 23 декабря; Иванов, А. Красноярский «левша»: [выставка картин к 100-летию художника.] // Вечер. Красноярск. - 1995. - 8 декабря; Давыденко, И. Жажда творчества / И Давыденко // Сто знаменитых красноярцев. – Красноярск : Издательские проекты, Красноярское книжное издательство, 2003. – Страницы 198-202; Давыденко, И.М. Щедрый талант : жизнь и творчество художника А.П.Лекаренко / И.М.Давыденко. - Красноярск : Красноярское книжное издательство, 1985. – 96 страниц; Ломанова, Т.М. Лекаренко Андрей Прокофьевич / Т.М.Ломанова // Енисейский энциклопедический словарь. - Красноярск : Русская энциклопедия, 1998. - Страница 351; Чебодаева М.П. Хакасия в творчестве русских и зарубежных художников XVIII- XX веков. —Санкт-Петербург, 2014. —176 страниц; Безденежных, С. Отпечатки эпохи : А.П.Лекаренко / С.Безденежных // Красноярская газета. -
http://krsgz.narod.ru/7/7m1_5_82.htm; Лекаренко Андрей Прокофьевич // Родное Красноярье : электронная библиотека краеведческих материалов. -
http://library.cross-ipk.ru/RK/t-lekarenko.htm; Лекаренко Андрей Прокофьевич – художник // АртРу.инфо. -
https://web.archive.org/web/20111218220213/http://artru.info/ar/10013/ Русаков, Э. Один из первых / Э.Русаков // Красноярский рабочий. -
http://www.stolby.ru/Mat/Yavorsky/GAKK/200/001.asp Художники // Красноярск City. -
http://krskweb.narod.ru/painter.html Яворский, А. Полвека в искусстве / А..Яворский // Красноярские «Столбы». -
http://www.stolby.ru/Mat/Yavorsky/GAKK/200/001.asp