• Авторизация


2 ноября родились... 02-11-2025 10:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Manastuyrskiy (507x700, 319Kb)
1878
Антон Иванович Манастырский (украинское имя — Антін Іванович Манастирський)
украинский художник, живописец и график, народный художник Украинской ССР (25 декабря 1957). Родился в селе Завалов, Галиция, Австрийская империя, в семье почтового чиновника. С детства воспитывался в атмосфере духовности и любви к национальной культуре, особенно к народной песне. Начальное образование получил в школе в Станиславове. Затем обучался во Львовской художественно-промышленной школе, а после в Краковской академии изящных искусств. В 1900 году прошла его первая выставка, устроенная «Товариществом по развитию русского искусства» — обществом украинской интеллигенции, пропагандировавшим народность в изобразительном искусстве. Художник писал пейзажи, бытовые сцены, картины на исторические темы. Он жил и работал во Львове. С 1940 года Антон Иванович Манастырский был членом Союза художников СССР. В 1953 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Украинской ССР, а в 1957 году — народного художника Украины. В 1952 и 1957 годах во Львове состоялись его персональные выставки. Он умер в городе Львов, УССР, СССР, 15 мая 1969 года.
Manastuyrskiyгроб (700x525, 593Kb)
Похоронен в семейном склепе на Лычаковском кладбище.
В 1978 году на доме по улице Кармелюка, 9 во Львове, где с 1941 по 1969 год проживал художник, была установлена мемориальная плита работы скульптора Эммануила Мисько. В Киеве именем Антона Манастырского названа одна из улиц. Награды: Орден Трудового Красного Знамени (24 ноября 1960)
Творчество
«Всю жизнь я мечтал, чтобы думы мои, которые я воплощал в своих картинах, были близки и понятны народу». — Антон Манастырский.
Художником был написан цикл картин по мотивам народных песен, в том числе полотна «Ой под рощей, рощей», «Ой одна, я одна», «Ой там, под горой», «Засвит встали казаки», «Ой ходила девушка каемочкой». Использование народнопесенных мотивов в творчестве является особой чертой живописца. В упомянутых композициях выражены изящная пластичность, художественный ритм, поэтичность. Он также работал в портретном жанре, и является автором картин «Портрет матери», «Портрет тестя», «Портрет Тараса Григорьевича Шевченко», «Автопортрет», «Запорожец», «Пономарь», «Дедушка с Смерекова». Большую известность приобрели его произведения «На водопое», «На могиле», «Ой под рощей, рощей», «Прощайте, товарищи», «Вчера и сегодня», «Разведчики» и многие другие. Художником были проиллюстрированы многочисленные книги, в частности «Мила книжечка» (1925) Иванны Блажкевич. Значительная часть созданных им произведений относится к сакральному искусству. В национальном заповеднике Древний Галич Антон Манастырский отреставрировал иконостас церкви Успения Пресвятой Богородицы. Художник оставил после себя более двух тысяч работ. Сегодня большая их часть находится в частных собраниях.
Источники: А.И.Манастырский (1878—1969); Украинская советская энциклопедия. В 12-ти томах / Под редакцией Н.Бажана. — 2-е издание — Киев : Главная редакция УСЭ, 1974—1985. Том 6. Киев, 1981, страница 342

Мандражи  (490x700, 172Kb)
1879
Константин Николаевич Мандражи
полковник Лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады, герой Первой мировой войны. Сын генерал-майора от артиллерии Николая Николаевича Мандражи (1839—1913) и героини Русско-Японской войны Поликсены Константиновны Мандражи (дев. Небольсиной 1853—после 1927), внук генерал-лейтенанта по Адмиралтейству Константина Васильевича Небольсина (1825—1895). Окончив в 1900 году Пажеский корпус по первому разряду, был выпущен из камер-пажей подпоручиком с зачислением по полевой пешей артиллерии с прикомандированием в Лейб-гвардии 2-ю артиллерийскую бригаду. 19 августа 1901 года переведен в ту же бригаду. В 1903 году поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, но с началом Русско-японской войны принял решение отправиться на Восточный фронт добровольцем. В феврале 1904 года переведён поручиком в 11-ю Горную батарею. Участвовал в Русско-японской войне, в частности, в боях под Мукденом.
Мандражи01  (490x700, 175Kb)
Константин Николаевич Мандражи, русский офицер, георгиевский кавалер.
В 1906 году, после подписания мирного договора с Японией, вернулся в состав Лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады в чине штабс-капитана. Произведён за выслугу лет в капитаны со старшинством с 22 августа 1912 года. 7 апреля 1916 года назначен командиром 4-й батареи Лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады; 23 апреля 1916 года произведён в полковники. Награждён Георгиевским оружием «За то, что, будучи в чине капитана, в бою 31-го августа 1915 года, около деревни Жиндулы, когда батальон лейб-гвардии Гренадерского полка ворвался в деревне Поблында, он по собственной инициативе немедленно перевел командуемую им батарею на позицию впереди озерного дефиле и близким метким огнём задержал противника и дал нашей пехоте возможность устроиться в названной деревне.» Участник Белого движения на юге России в составе Добровольческой армии, ВСЮР и Русской армии, с которой эвакуировался из Крыма. Галлиполиец. С 1922 года жил в Ницце (департамент Приморские Альпы, Франция). Состоял заместителем председателя объединения лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады и председателем Общества взаимопомощи русских военных инвалидов в Ницце (с 1958). В 1969 году был избран его почётным председателем. Член Союза Георгиевских кавалеров, Союза пажей, Гвардейского объединения. Сотрудничал в газете «Русское воскресенье», член Общества друзей и сотрудник журнала «Военная Быль», где опубликовал ряд статей. Скончался в Каннах 30 марта 1970 года. Похоронен в Каннах на кладбище Абади. Награды: Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 23 ноября 1914); Орден Святой Анны II степени с мечами (Высочайший приказ 17 марта 1915); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 21 апреля 1915); Мечи и бант к ордену Святого Станислава III степени (Высочайший приказ 13 мая 1915); Орден Святого Станислава II степени с мечами (Высочайший приказ 15 мая 1915); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 9 октября 1916). Литература: Общий список офицерским чинам Русской императорской армии. Составлен по 1-е января 1909 г. — Санкт-Петербург: 1909; «Begin at the beginnings». Memoirs of Constantin Mandraji, Colonel of Artillery of the Imperial Guards of Russia. Nice: 1950—1951. p. 217. Columbia University Libraries; Л.Мнухин, М.Авриль, В. Лосская. Российское зарубежье во Франции 1919—2000. — Москва: 2008; М.Е.Бархатов и В.В.Функе. История Русско-японской войны. Участники Русско-японской войны, Том VI. Санкт-Петербург: 1909. Страницы 161—162.

Marion_Jones_Farquhar (390x700, 204Kb)
1879
Марион Джонс Форквар (Marion Jones Farquhar)
американская теннисистка. Родилаь с городе Голд Хилл, штат Невада, США, четырёхкратная чемпионка открытого чемпионата США и двукратный бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1900. Джонс была включена в Международный зал теннисной славы в 2006 году.
Турниры Большого шлема
Марион Джонс четыре раза побеждала на Открытом чемпионате США — два раза в одиночном и два раза в парном турнирах.
Также, в 1900 году Джонс стала первой американкой, сыгравшей на Уимблдонском турнире, и она сразу же дошла до четвертьфинала.
Уимблдонский турнир
Одиночный разряд — четвертьфинал (1900)
Открытый чемпионат США
Одиночный разряд — победа (1899, 1902); финал (1898, 1903)
Парный разряд — победа (1902); финал (1901, 1903)
Смешанный разряд — победа (1901)
Летние Олимпийские игры 1900
На Играх 1900 в Париже Джонс соревновалась в двух турнирах — одиночном и смешанном парном. В первом состязании она дошла до полуфинала, выиграв бронзовую медаль. Во втором, в паре с британцем Лоуренсом Дохерти, она снова выиграла бронзовую награду, став уже двукратным призёром. Вместе с Марион на Играх соревновалась её младшая сестра Джорджина. Умерла в городе Уэст-Голливуд, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 14 марта 1965 года.

1879
Эдуард Эрнест Пеппер (Edward Ernest Pepper)
британский гимнаст. Родился в городе Бирмингем, Англия, Великобритания. Бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1912 года в командном первенстве. Умер в городе Вустер, графство Вустершир, Англия, Великобритания, в 1960 году.

Walery_Sławek (444x700, 181Kb)
1879
Валерий Ян Славек (польское имя — Walery Jan Sławek; псевдонимы — Густав, Соплица)
польский политический деятель, премьер-министр (март-август 1930, декабрь 1930 — май 1931, март-октябрь 1935). Один из ближайших соратников Юзефа Пилсудского. Родился в селе Струтинка, близ городе Немиров, Брацлавский уезд, Подольская губерния, Российская империя, в обедневшей дворянской семье (герба Прус), был одним из четырех детей в семье (две старших сестры умерли в молодости от туберкулёза, младшая, Эмилия, дожила до совершеннолетия и вышла замуж). Отец, Болеслав Славек, работал на заводе, принадлежавшем Юзефу Миколаю Потоцкому. Мать, Флорентина, из рода Пшибыльских. В дальнем родстве со Славеками была семья Игнатия Падеревского, знаменитого пианиста и премьер-министра Польши в 1919 году. Учился в гимназии в Немирове, окончил Высшую торговую школу Л.Кроненберга в Варшаве (1899). Во время учебы познакомился с социалистическими идеями. После завершения образования некоторое время работал в страховой компании и банке.
Подпольщик
В начале 1900 года, работая в Лодзи, вступил в Польскую социалистическую партию (ППС). В мае 1901 года вернулся в Варшаву, где возглавил местную ячейку ППС. Выезжал в Санкт-Петербург, устанавливал отношения с партийными организациями в других городах. В 1902 году в Вильно познакомился с Юзефом Пилсудским и Александром Пристором (будущим премьер-министром Польши), подружился с ними и вошёл в их ближайшее окружение. Был влюблён в падчерицу Пилсудского Ванду Юшкевич, после её ранней смерти так и не женился. В июне 1902 года на VI съезде ППС был избран лидером организации партии в пяти районах, находившихся в Петроковской и Келецкой губерниях. В 1903 году был арестован русскими властями, в том же году бежал из-под стражи. Вскоре после этого стал одним из организаторов боевой организации ППС. 13 ноября 1904 года, наряду с Болеславом Бергером и Юзефом Квятеком, Валерий Славек был одним из организатором демонстрации в Варшаве против призыва в русскую армию (во время русско-японской войны), завершившейся вооруженным столкновением с полицией, в котором приняли участие более 60 боевиков ППС. События 13 ноября 1904 стали первым после восстания 1863 вооружённым выступлением в Царстве Польском. Несмотря на членство в социалистической партии, никогда не считал себя социалистом, вступив в ППС, так как она последовательно выступала за независимость Польши. Сторонник террора, во время революционных событий 1905 года был организатором и участником ряда боевых акций. В сентябре 1905 года арестован, освобождён после издания манифеста 17 октября. Вернулся к деятельности в боевой организации. 9 июня 1906 года, перед нападением на поезд, в его руках взорвалась карбонитовая бомба. В результате взрыва был тяжело ранен, потерял левый глаз, оглох на левое ухо, потерял три пальца на правой и два — на левой руке. После этого всю оставшуюся жизнь носил бороду, чтобы скрыть шрамы на лице. Был отправлен в варшавскую больницу, где перенес восемь операций. Был арестован русскими властями, но на суде оправдан, так как хотя и замышлял преступление, но не довел его до конца. Затем эмигрировал в Галицию. После раскола ППС в сентябре 1906 года вошёл в состав революционной фракции ППС, включавшей в себя сторонников Пилсудского. Был одним из организаторов Союза активной борьбы. В Кракове перенёс ещё две операции, которые улучшили его здоровье. Однако тяжёлое моральное состояние, связанное с полученной инвалидностью и смертью Ванды Юшкевич (в 1908), привело к тому, что Пилсудский поручил ему заниматься финансовыми вопросами боевой организации. Однако вскоре вернулся к боевой деятельности, участвовал в организации нападения на русский почтовый поезд 26 сентября 1908 года. Участвовал в выявлении агентов русской полиции в рядах ППС.
Легионер
После начала Первой мировой войны был одним из ближайших сотрудников Пилсудского в ходе создания польских легионов. Был офицером первой бригады легионов. Занимался организацией снабжения польских войск. В 1915 году — один из организаторов Польской военной организации и центрального народного комитета. В декабре 1916 года вошёл в состав временного Государственного совета, в котором возглавил военное ведомство. После «присяжного кризиса» 1917 (вызванного отказом польских войск присягнуть на верность военному союзу с Германией и Австро-Венгрией) был интернирован в Варшавской цитадели, Щипёрно и Модлине. Освобождён 12 ноября 1918 года.
Военная служба
С 1918 года служил в Войске Польском, занимал пост начальника политической секции VI (информационного) отдела Генерального штаба, занимавшегося вопросами разведки и контрразведки, начальником II (разведывательного) отдела штаба Литовско-Белорусского фронта. Во время военных действий польских войск против Литвы руководил «экспозитурой» (представительством) Временного управления окраин Польши в Вильно (Вильнюсе). Был сторонником создания польско-литовской федерации. В ноябре 1919 года в Ревеле участвовал в переговорах с представителями правительств Эстонии и Латвии. В январе 1920 направлен на Украину, был произведён в майоры и назначен начальником II (разведывательного) отдела штаба Южного фронта. Вёл переговоры с атаманом Симоном Петлюрой, вместе с Вацлавом Енджеевичем от имени Пилсудского подписал военную конвенцию, приложенную к договору Польши с Украинской народной республикой (УНР). В мае 1920 года был назначен начальником штаба этапного округа «Украина». Был произведён в подполковники. Осуществлял взаимодействие польских властей с находившемся в эмиграции правительством УНР. В 1923 году окончил Высшую военную школу в Варшаве, был заместителем начальника штаба 4-го военного округа (штаб в Лодзи). В ноябре 1923 года переведён в запас.
Политическая деятельность
С 30 июня 1924 года — председатель Союза польских легионеров. В 1924 году был одним из организаторов Конфедерации людей труда — политической организации, которая не играла значительной роли. Вступил в масонскую ложу. В 1926 году был одним из основателей Польского паневропейского союза. Несмотря на близкое знакомство с Пилсудским, не участвовал в подготовке майского переворота 1926, хотя и сопровождал Пилсудского в ходе противостояния с правительственными войсками. После успеха переворота в условиях режима «санации» по поручению Пилсудского занимался привлечением представителей консервативных кругов и землевладельцев в число сторонников нового режима. Затем стал главой кабинета премьер-министра, в этом качестве помогал Пилсудскому неофициально контролировать деятельность членов правительства. Отличался преданностью Пилсудскому, который называл его «верным Валерием». С осени 1927 года был лидером негласной «группы полковников» — влиятельной политической организации, в состав которой входила часть сторонников Пилсудского. В этот период постепенно отошёл от масонства. В ходе подготовки к выборам в Сейм 1928 Славек выступил инициатором создания Беспартийного блока сотрудничества с правительством и был избран его председателем. В 1928—1938 — депутат Сейма. Был сторонником жесткого политического курса, в отличие от сторонников либерализации, группировавшихся вокруг премьер-министра Казимира Бартеля. После ухода в отставку правительства Бартеля, по решению Пилсудского 29 марта 1930 года возглавил новый кабинет министров. Рост противоречий с оппозицией в Сейме и массовая антиправительственная демонстрация в Кракове в июне 1930 привели к тому, что правительство Славека ушло в отставку уже 23 августа 1930 года (официально это решение было мотивировано усталостью премьера и проблемами с совмещением постов главы правительства и председателя Беспартийного блока). Новым премьером стал Пилсудский, Сейм и Сенат были распущены, а многие депутаты оппозиции — арестованы. Славек полностью поддержал эти меры. После новых выборов Славек снова стал премьер-министром (4 декабря 1930), на этом посту ему приходилось действовать в условиях экономического кризиса, критики со стороны оппозиции, а также активизации украинского национального движения. Как и ранее, Славек был противником диалога с оппозиционными силами. Провел через парламент законы об образовании и реформе местного самоуправления, а также репрессивное законодательство, ограничивавшее права противников власти. В период его премьерства было закрыто дело бывшего министра финансов Габриэля Чеховича, обвинявшегося в злоупотреблениях (Сейм принял решение, что тот действовал по закону). Публично отрицал, что власти применяли насилие в отношении оппозиционных политиков, арестованных накануне выборов — разглашение такой информации нанесло бы моральный ущерб режиму Пилсудского. 26 мая 1931 года второе правительство Славека ушло в отставку. В 1931 году Славек вошёл в состав комиссии по подготовке новой Конституции страны, был одним из основных авторов тезисов этого документа, главным идеологом конституционной реформы. Был сторонником надклассового характера государства и общественной солидарности, но при признании особой роли формируемой по меритократическому принципу элиты в управлении страной. Его предложение создать Легион заслуженных, в который вошли бы кавалеры высоких государственных наград, не получило поддержки Пилсудского. В апреле 1935 года Конституция была подписана президентом Игнатием Мосцицким. 28 марта 1935 года Славек в третий раз стал премьер-министром — он был последним главой правительства Польши при жизни Пилсудского. После смерти Пилсудского Славек претендовал на пост президента, однако Мосцицкий, войдя в альянс с новым главнокомандующим армией Эдвардом Рыдз-Смиглы, не только отказался уходить в отставку, но и принял меры по отстранению Славека от власти. Очередные парламентские выборы, прошедшие в условиях успешного бойкота со стороны оппозиции (явка составила 45,9 %, причем в Варшаве — 29,4 %), ускорили отставку правительства, которая произошла 12 октября 1935 года. Острый конфликт с Мосцицким и Рыдз-Смиглы привел к уходу Славека с постов председателя Беспартийного блока и Союза польских легионеров. Как и другие представители «группы полковников», Славек негативно воспринял производство Рыдз-Смиглы в маршалы Польши 11 ноября 1936 года, назвав этот день самым печальным в своей жизни. 22 июня 1938 года Славек был избран маршалом (спикером) Сейма — за него голосовали многие депутаты от Беспартийного блока, недовольные деятельностью Мосцицкого и Рыдз-Смиглы. Однако уже в сентябре 1938 на очередных парламентских выборах Славек ряд других членов «группы полковников» (бывшие премьеры Казимеж Свитальский, Януш Енджеевич, бывший министр Игнатий Матушевский) в результате кампании, развёрнутой руководством страны, не были избраны депутатами.
Смерть и похороны:
Вечером 2 апреля 1939 года Славек предпринял попытку самоубийства, выстрелив в себя. Утром следующего дня скончался в городе Варшава в больнице. В прощальном письме он просил никого не винить в своей смерти, сообщал, что сжёг личные бумаги и просил Бога простить ему грехи, в том числе и последний. Существует неподтвержденная версия, что Славек был одним из организаторов антиправительственного заговора и покончил с собой, ожидая неизбежного ареста. 5 апреля Славек был похоронен на Военном кладбище в Варшаве на Аллее Заслуженных. В похоронах принял участие маршал Рыдз-Смиглы, но соратники Славека не позволили ему нести гроб. Похороны фактически стали манифестацией «пилсудчиков», находившихся в оппозиции президенту и новому главкому армии. В 1964 году коммунистические власти приняли решение перенести останки Славека с Аллеи Заслуженных (где начали хоронить представителей номенклатуры) на участок, где похоронены военные, погибшие во время советско-польской войны. На могиле Славека на средства польских эмигрантов был установлен памятник. Награды: Орден Белого орла; Серебряный крест ордена Virtuti Militari; Крест Независимости с мечами; Четырёхкратный кавалер Креста Храбрых; Кавалер Большого креста ордена Спасителя; Кавалер Большого креста ордена Святых Маврикия и Лазаря; Большой крест ордена Карлоса III; Кавалер ордена Орлиного креста I класса (Эстония). .Библиография:Nowakowski Jerzy M. Walery Sławek (1879—1939): zarys biografii politycznej. Warszawa: Instytut Wydawniczy Związków Zawodowych, 1988; Samuś P. Walery Sławek: droga do niepodległej Polski. Płock: Novum, 2002; Adamski P. Płk. dypl. Walery Sławek. Biografia polityczna (1926—1939). Od BBWR do śmierci. Łódź: Związek Strzelecki, 2010.

Ramón Montoya Salazar (700x585, 331Kb)
1880
Рамон Монтойя Саласар (старший) (испанское имя — Ramón Montoya Salazar)
испанский гитарист и композитор фламенко цыганской национальности. Известен особой манерой игры, дающей «бархатный звук», и основанием традиции сольных концертов с гитарой в среде исполнителей фламенко. Рамон родился в городе Мадрид, Испания, в семье мадридских цыган-кале, торговцев скотом. Саласар-отец был также токаором-любителем. По неизвестным причинам, его отец категорически отказывался учить сына игре на гитаре и запирался для упражнений в спальне. Маленький Рамон подкрадывался к двери и часами слушал музыку. Впрочем, оградить мальчика от исполнения фламенко во дворе, полном цыганских подростков с гитарами на плече, было нереально. В конце концов стало очевидным, что Рамон растёт гитаристом, и гитаристом хорошим. Первую гитару он купил на свою долю семейной прибыли ещё подростком. В 14 лет юношу взял в ученичество токаор Эль Каньито, и Рамон стал с наставником выступать в кафе. Благодаря мастерству Рамона Монтойи игра на гитаре, прежде рассматривавшаяся только как дополнение к вокальному или танцевальному исполнению фламенко, стала признаваться самостоятельным и самодостаточным искусством. К 1910 году эта идея укрепилась настолько, что Монтойя решился записать сольный альбом. Этот поступок увеличил его популярность, которая теперь вырвалась далеко за границы Мадрида и даже Испании. Благодаря этому, Рамон Монтойя стал очень востребован и как аккомпаниатор (записывался с такими знаменитыми кантаорами своего времени, как Чакон, Хуан Брева, Пастора, Аурелио, Сеперо и др.), и как солист. Вплоть до Второй мировой войны после судьбоносной записи он разъезжал с гастролями по странам Европы и штатам США. Рамон Монтойя Саласар считается основателем музыкальной династии Саласаров. Умер 20 июля 1949 года.

1880
Михаил Осипович (Иосифович) Рейхель
председатель Гражданской коллегии Верховного Суда СССР, генконсул СССР во Франции. Родился в местечке Терны, Лебединский уезд, Харьковская губерния, Российская империя. В 1898 закончил 1-ю Харьковскую гимназию с золотой медалью, поступил на филологический факультет Харьковского университета. Совершил неудачный суицид на почве неразделённой любви, прострелив лёгкое, после чего познакомился на французском курорте с М.М.Сундстрём; венчание влюблённых было проведено в Париже. От этого брака у Рейхеля родился сын Олег. В 1915 году Райхель — присяжный поверенный в Харькове. После Октябрьской революции продолжил работу там же: в качестве председателя Комиссии по рассмотрению законодательных предложений, затем народным комиссаром труда, заместителем наркома юстиции Украинской ССР. С 1926 году проживал в Москве, где занимал должность заместителя председателя Главконцесскома СССР, в Малом Совнаркоме, как тогда называлось Управление делами СНК СССР. Параллельно преподавал юриспруденцию в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В 1929—1930 генеральный консул СССР во Франции. По возвращении из Парижа — начальник валютного отдела Народного комиссариата финансов. С 1934 до 1938 — председатель Гражданской коллегии Верховного Суда СССР. После того как в 1938 году был репрессирован его сын, Райхель был снят с работы и исключён из ВКП(б) (членство восстановлено посмертно в 1956 году). Преподавал в Московском юридическом институте. Скончался в городе Москва, РСФСР, СССР, в 1954 году, и был похоронен на Донском кладбище. Публикации: Автор ряда книг по юриспруденции, в их числе: «Селянские общества взаимопомощи и правовая помощь населению». — Харьков, 1925; «Советский федерализм». — Москва-Ленинград, 1930; «Дела об алиментах». — Москва, 1939.

[479x700]
1880
Джон Герберт Фоулдс (John Herbert Foulds)
английский композитор классической музыки, успешный композитор легких музыкальных и театральных произведений. Главные творческие усилия он приложил энергии отправился в более амбициозных и поисковых работ, которые были особенно под влиянием индийской музыки. После падения популярности его «World Requiem» (1919-1921), он уехал из Лондона в Париж в 1927 году, и в конце концов отправился в Индию в 1935 году, где, среди прочего, он собирал народную музыку, сочинял приоизведения для традиционной индийских инструментальныха ансамблей, а также работал на радиостанции. Фоулдс обладал врожденной музыкальностью и владел превосходным техническим мастерством. Среди его лучших работ «Три Мантры для оркестра и бессловесного хора» (1919-1930), эссе для фортепиано (1920-1927), концерт для фортепиано «Dynamic Triptych» (1927-1929), и его девятый струнный квартет «Quartetto Intimo» (1931 -1932). Умер 25 апреля 1939 года.

[700x644]
1882
Лео Перуц (немецкое имя — Leo Perutz; настоящее имя Leopold Perutz)
австрийский писатель, признанный мастер экспрессионизма и «магической» литературы, «хоррора». Родился в городе Праге, Австро-Венгрия, ныне Чехия, в еврейской семье. Отец — коммерсант, владелец текстильной фабрики. В 1899 году семья из Праги перебралась в Вену, где Лео закончил гимназию. К разочарованию родителей, сын не питал большой склонности к фамильному бизнесу, целиком увлеченный деятельностью малоизвестного литературного кружка «Freilicht». Лео отслужил в армии в качестве вольноопределяющегося, необременительная служба проходила в Праге. Отслужив, Перуц в 1904 году вернулся в Вену, где работал страховым агентом, одновременно как вольный слушатель посещая университет и Технический институт. В октябре 1907 года Лео Перуц получил должность агента в страховом обществе «Assicuracioni Generali». Примечательно, что в то же самое время в пражском филиале того же страхового общества приступил к работе Франц Кафка, с творчеством которого часто сравнивают сочинения Перуца. В это время Перуц работал над своим первым романом «Третье ядро», который вышел в свет в 1915 году. Действие романа происходит в Мексике, в период завоевания испанцами империи ацтеков. Уже в первой книге появляются мотивы гибели, близости смерти, типичные для всего его творчества. Публикация вызвала ряд лестных отзывов критики. В августе того же года Перуц мобилизован на войну. После тяжёлого ранения, полученного на Восточном фронте летом 1916 года недалеко от Рогатина, он был комиссован в чине лейтенанта. Благодаря математическим способностям, он попал в штаб военной прессы, где работал дешифровщиком; позднее Перуц перешёл в раздел цензуры. В штабе военной прессы Перуц мог лично познакомиться с такими выдающимися писателями, как Райнер Мария Рильке, Гуго фон Гофмансталь, Роберт Музиль. В 1918 году Лео Перуц женился на 22-летней дочери врача Иде Вайль, с которой у него были романтические отношения ещё с юности. В том же году Лео Перуц достиг подлинного литературного признания. Вышел его роман «Прыжок в неизвестное» (нем. «Zwischen neun und neun» — «Между девятью и девятью»), мгновенно став бестселлером. После первого успеха Лео Перуц издал подряд несколько романов, пользовавшихся колоссальным успехом. Особенно стоит выделить роман «Мастер страшного суда» («Der Meister des Jüngsten Tages»), увидевший свет в 1923 году. В этих романах отразились характерные черты мастерства писателя. Романы Перуца — это фантасмагории, в которых причудливо переплетаются оккультные и бытовые мотивы. Экспрессионизм изобразительных средств заставляет писателя часто обращать пристальное внимание на психические патологии. Действие его произведений почти всегда разворачивается в мире фантазии и мистическо-оккультистских видений, где моменты призрачные и нереальные сменяются юмором и иронией. Но всегда в его произведениях присутствует смерть, гибель. Есть в них намёк и на вмешательство демонических сил, на переселение душ. На творчество Лео Перуца обратил внимание кинематограф, был экранизирован целый ряд его работ. Большим успехом для Перуца стало подписание контракта с Metro-Goldwyn-Mayer на экранизацию романа «Прыжок в неизвестное». В 1929 году Перуц выпустил роман «Эх, яблочко, куда ж ты катишься?» («Wohin rollst du, Äpfelchen…»). Это история мести австрийского офицера, побывавшего во время войны в России в лагере для военнопленных. Он не может забыть издевательств над ним со стороны русского полковника. Герой романа преследует полковника в России во время Гражданской войны, потом в Константинополе, куда бежит сам полковник, потом по всей Европе и, наконец, настигает его в Вене. В 1928 году во время третьих родов умирает жена Лео Перуца, что стало для него большим ударом. Эта потеря надолго ввергла его в отчаяние, близкое к душевному расстройству. Однако Перуц нашёл в себе силы продолжить литературное творчество. Тридцатые годы отмечены созданием романов «Снег святого Петра» («St. Petri-Schnee»), вышедшего в 1933 году и «Шведского всадника» («Der schwedische Reiter»), увидевшего свет в 1936. Эти книги сразу по выходе в свет были запрещены в фашистской Германии; в Австрии и Венгрии романы остались практически незамеченными. Положение Перуца на родине всё более осложнялось. В это время Перуц вторично женился на дочери зажиточного коммерсанта Грете Гамбургер. После того, как немецкие войска заняли Австрию, Перуц со второй женой и детьми выехал по визе в Венецию, а позднее — в Хайфу. В том же 1938 году семья переехал в Тель-Авив. Перуцу приходится вновь поступить на службу в страховое агентство. В Тель-Авиве писатель вёл очень замкнутый образ жизни. Он встречался лишь с избранными друзьями, в числе которых Арнольд Цвейг и Макс Брод. В его творчестве наступил кризис, работа над новыми произведениями стопорилась. Его надежды снискать себе литературное признание в США оказались тщетными, однако писатель стал неожиданно популярным в Южной Америке. Были переведены и изданы многие романы Перуца, по мотивам книг сняты несколько кинофильмов. Во многом Перуц добился успеха благодаря популяризаторской деятельности Хорхе Луиса Борхеса. Последний, в частности, добился издания романа «Мастер Страшного суда» в популярнейшей книжной серии «Классики детектива». Начиная с 1947 года, Перуц каждое лето проводит в Европе, в 1950 году после долгого перерыва он получил возможность посетить Австрию. В 1951 году Перуц завершил работу над романом «Ночи под Каменным мостом» («Nachts unter der steinernen Brücke»), который он начал писать ещё в 1924. В романе, действие которого происходит в Праге XVI века, оживают все самые загадочные пражские персонажи описываемой эпохи, вошедшие в городской фольклор — император Рудольф II, влюблённый в жену еврейского богача Майзеля Эстер, и астроном Иоганн Кеплер, и граф Валленштейн, и мудрый раввин Лёв, и алхимики со Златой улочки. Роман был опубликован во Франкфурте-на-Майне в 1953 году, но не вызвал особого читательского интереса. Последние годы жизни Перуц посвятил роману «Иуда Леонардо» («Der Judas des Leonardo»), в русском переводе — «Иуда „Тайной вечери“»). Это безыскусная история из жизни Милана начала XVI века, без каких-либо элементов мистики или литературы ужасов. Тема произведения — нравственный смысл искусства. Великий Леонардо да Винчи ищет человека, с которого он мог бы написать Иуду для своей знаменитой картины. И он находит такой прототип, а картина мастера становится для того человека, совершившего бесчестный поступок, навечно обвиняющим актом. В июле 1957 года роман был закончен. По его завершении Лео Перуц, сопровождаемый супругой, отправился в большое путешествие по Европе. Они посещают Францию, Бельгию, наконец, Австрию. Именно там, в курортоном местечке Бад-Ишль 25 августа 1957 года у Лео Перуца случился инфаркт. Вечером того же дня он скончался в еврейском госпитале. Его последний роман «Иуда Леонардо» был посмертно издан в 1959 году. До Второй мировой войны произведения Лео Перуца были переведены на 21 язык. Фильмы по его романам ставил аргентинский кинорежиссёр Луис Саславский. Интерес к его книгам был продиктован волной популярности приключенческой, фантастической и остросюжетной литературы. В 1924 году в СССР были переведены три его романа. Перевод принадлежал перу двоюродного брата Осипа Мандельштама — Исая Мандельштама. Известно, что сам Перуц достаточно язвительно критиковал издательскую политику «страны рабочих и крестьян», не заплатившей ему ни копейки за публикации его произведений. В связи с этим, а равно и благодаря антисоветской позиции Перуца, его книги надолго были недоступны советскому читателю. В начале 1990-х годов интерес к Перуцу возник вновь, прежде всего, благодаря самоотверженной работе уральского переводчика К. Белокурова, переведшего большую часть наследия писателя на русский язык. В мире же возвращение Перуца началось в 1960-е годы. Сначала в романских странах: во Франции в 1962 году Перуц посмертно был награждён премией «При ноктюрн», его высоко оценили Полан и Каюа. В 1980-е годы в бывшей ГДР произведения Перуца выходили целыми сериями, а по роману «Ночи под каменным мостом» была написана композитором Цезарем Бресгеном опера «Пражский ангел» (поставлена в Зальцбурге в 1978 году, дирижёр Бернхард Конц). В 1989 году режиссёр Михаэль Кельманн поставил в Вене фильм по роману Перуца «Мастер страшного суда». Фильмы по произведениям Перуца снимали также Фил Ютци, Гай Мэдден, Петер Патцак, и другие режиссёры. Произведения: Третье ядро (1915); Прыжок в неизвестное («Между девятью и девятью») (1918); Маркиз де Болибар (1920); Мастер Страшного суда (1922); Парикмахер Тюрлюпэн (1924); Эх, яблочко, куда ж ты катишься? (1928); Снег Святого Петра (1933); Шведский всадник (1936); Ночи под Каменным мостом (1952); Иуда Леонардо (1959). В дневниках Даниила Хармса встречается фамилия Перуц. Фамилия Перуц была внесена Хармсом в длинный список, озаглавленный как «Всемирная литература». По мнению составителей комментариев к дневникам Хармса, А.Кобринского и А.Устинова, Хармс совершил описку и на самом деле имел ввиду фамилию другого еврейского писателя Переца. Но при этом стоит отметить, что три романа Лео Перуца были впервые опубликованы в советском союзе в 1924 году (романы «Прыжок в неизвестное», «Мастер страшного суда» и «Парикмахер Тюрлюпэн»), в то время как упомянутая выше дневниковая запись Хармса относится к 1926—1927 году. Таким образом, Даниил Хармс вполне мог читать Лео Перуца, и, возможно, отметил в своих дневниках именно его фамилию. Литература: Peer A. «Herr, erbarme Dich meiner!» Leo Perutz, Leben und Werk. — St. Wolfgang: Ed. Art & Science, 2007; Москвина Е.В. Самоубийство офицера в вариантах Артура Шницлера и Лео Перуца // Новый филологический вестник РГГУ. № 1 (32). 2015. Cтраницы 127-139.

1882
Оскар Энгельстад (норвежское имя — Oscar Engelstad)
норвежский гимнаст, боксёр и борец. Родился в городе Кристиания, Норвагия, ныне Осло. Бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1912 по гимнастике в командном первенстве по шведской системе. Умер в родном городе 17 июля 1972 года.

Cardinal_J.M._Rodrigue_Villeneuve (487x700, 129Kb)
1883
Жан-Мари-Родриг Вильнёв (французское имя — Jean-Marie-Rodrigue Villeneuve)
канадский кардинал, облат. Родился в городе Монреаль, провинция Квебек, Канада. Епископ Гравелбурга с 3 июля 1930 по 11 декабря 1931. Архиепископ Квебека с 11 декабря 1931 по 17 января 1947. Кардинал-священник с 13 марта 1933, титулом церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири с 16 марта 1933. Умер в городе Алхамбра, округ Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 17 января 1947 года. Награды: кавалер Большого креста ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского; Почётный доктор Университета Лаваля (1930).

Petko_Zlatev (511x700, 218Kb)
1883
Пенчо Иванов Златев (болгарское имя — Пенчо Иванов Златев; также Петко Иванов Златев)
болгарский военный, генерал-лейтенант, политик, участник переворота 19 мая 1934 года. Премьер-министр страны в 1935 году. Пенчо Златев родился в городе Елена, Княжество Болгария. Окончив военное училище в Софии в 1903 году, он служил в кавалерии. В 1914 году окончил Николаевскую академию Генерального штаба в Санкт-Петербурге. Златев принимал участие в Балканских войнах и Первой мировой войне, командовал несколькими кавалерийскими полками (1-м, 6-м и 9-м), а с 1928 по 1934 год он был инспектором кавалерии. В качестве одного из лидеров Военного союза, правой группы, которая имела тесные связи с партией Звено, Златев принимал участие в перевороте 19 мая 1934 года и был назначен министром обороны. Позже царь Борис III организовал контрпереворот и 22 января 1935 года назначил его премьер-министром страны. После недолгого пребывания на посту председателя правительства Златев вышел в отставку и ушёл из политики. Умер в городе София, НРБ, ныне Болгария, 24 июля 1948 года. Награды: Орден «За храбрость» III степени II класса и IV степени I и II классов; Орден «Святой Александр» V степени без мечей и V степени с мечами между сторонами креста; Орден «За военные заслуги» II степени; Железный крест II класса (Германия). Литература: Ташо Ташев. Министрите на България 1879—1999. — София: АИ «Проф. Марин Дринов» / Изд. на МО, 1999. — ISBN 978-954-430-603-8.

[481x700]
1884
Александр Иванович Белецкий
русский, украинский и советский литературовед, академик Академии Наук СССР. Родился в Казанской сельско-хозяйственной школе близ деревни Борисовки Казанской губернии, из семьи агронома-педагога (по матери украинец). Окончил Харьковский университет. В 1911 публикует работу по истории западноевропейской литературы: «Легенда о Фаусте в связи с историей демонологии», 1911—1912; В 1923 — работа по теории литературы: «В мастерской художника слова» (в книге «Вопросы теории и психологии творчества», том 8); В 1939 — академик Академии Наук Украинской ССР; В 1941 — во время Великой Отечественной войны в эвакуации в Томске; В 1946 — член-корреспондент Академии Наук СССР по Отделению литературы и языка с 4 декабря.академик по Отделению литературы и языка (русская и украинская литературы) с 20 июня 1958 г.; В 1954 — главный редактор «Истории украинской литературы» (тома 1—2, 1954—1957); В 1957 публикует статью «Украинское литературоведение за сорок лет (1917—1957 гг.)»; В 1958 — академик Академии Наук СССР по Отделению литературы и языка (русская и украинская литературы) с 20 июня. Основные труды по истории русской, украинской, античной литературы. Долгое время был директором Института литературы имени Шевченко в Киеве. Умер в Киеве 20 августа 1961 года.
[700x507]
Похоронен в некрополе Байкового кладбища в Киеве. Награды и премии: Орден Трудового Красного Знамени — 1944; Орден Трудового Красного Знамени — 1946; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» В № 11 за 1993 г. газеты «Русский Вестник» была опубликована статья «Воскресение Христово видевше…», приписанная А.И.Белецкому. Документ представлен как докладная записка, якобы поданная Белецким незадолго до смерти в ЦК Компартии Украины в ответ на просьбу прорецензировать материалы официальной советской атеистической пропаганды. В «Докладной записке…» содержатся, наряду с полемикой с авторами антирелигиозных книг и брошюр, сенсационные указания на ряд якобы древних источников, содержащих свидетельства очевидцев воскресения Иисуса Христа. Документ, приписываемый Белецкому, получил впоследствии достаточно широкое распространение в православных изданиях, которые неоднократно публиковали его с апологетической целью. Несмотря на то, что А.И.Белецкий не скрывал своих религиозных убеждений (так, в 1920-е годы он был церковным старостой в одном из храмов Харькова), текст «Записки…» не выдерживает, однако, никакой критики.
В пользу подложности документа говорят:
1. Неизвестность цитируемых автором источников сенсационных свидетельств о воскресении Христа (ни один из них нигде не опубликован, на них не ссылается ни один специалист поисточниковедению Нового Завета и истории раннего христианства).
2. Общий стиль аргументации, совершенно немыслимый для маститого учёного-филолога (записка не содержит ни одной ссылки на источники).
3. Неуместная, мягко говоря, в контексте данного документа политическая окрашенность: записка, якобы поданная в ЦК КПУ как экспертная, содержит ряд грубых антисемитских выпадов в отношении оппонентов (зачем Белецкому так глупо подставлять себя под удар?). 4. Несоответствие свидетельств «Записки…» повествованию канонических Евангелий, которые автор якобы защищает от критики (по свидетельствам «от Белецкого» выходит, что у гроба Христа в момент воскресения стояла целая толпа любопытствующих зевак).
5. Лингвистические нестыковки: почему у евреев эпохи Христа имена, похожие на имена на идиш: Миферкант (по другой версии — Маферкант), Ферман?
6. Литературно-филологические нестыковки: слова, приписываемые «сирийцу Эйшу», стилистически наиболее характерны для американских проповедников.
Все это не позволяет считать «Записку Белецкого» принадлежащей Белецкому, а её содержание — достоверным. Вопрос об авторе «Записки Белецкого» и обстоятельствах его появления на свет остаётся открытым. Известно только, что документ ходил (под именем Белецкого) в самиздате ещё в 1960-1970-е гг. как реакция на необъективность и интеллектуальную нечестность советской антирелигиозной пропаганды. Другие труды: Карл Маркс, Фридрих Энгельс и история литературы, Москва, 1934; Від давнини до сучасності. 3бірник праць з питань украінськоі літератури, т. 1—2, К., 1960; Вибрані праці, т. 1—5, К., 1965—66; Избранные труды по теории литературы, Москва, 1964. Библиография: Гудзий Н., Деркач Б., Александр Белецкий, в книге: «Литературные портреты», том 1, Киев, 1960, страницы 248—73; Белецкий П.А. А.И.Белецкий — византинист (1884—1961) // Античность и Византия. — Москва: Наука, 1975. — Страницы 400—401.

Терновец (571x700, 177Kb)
1884
Борис Николаевич Терновец
советский искусствовед, первый директор Государственного музея нового западного искусства в Москве. Борис Николаевич Терновец родился в городе Ромны Полтавская губерния, Российская империя (ныне — Сумская область Украины). В 1908 году окончил юридический факультет Московского университета, впоследствии учился на юридических факультетах Берлинского и Мюнхенского университетов. С 1907 года учился и работал в различных частных художественных школах Москвы, Мюнхена и Париже. После установления Советской власти Терновец остался в Советской России. Принимал активное участие в проведении Ленинского плана монументальной пропаганды, получил вторую премию за проект памятника «Освобождённый труд». С 1919 по 1937 руководил Государственным музеем нового западного искусства в Москве[2]. Сотрудничал со многими известными советскими деятелями искусства — Игорем Грабарём, Петром Кончаловским, Верой Мухиной, Матвеем Манизером, Петром Коганом, Павлом Муратовым, Василием Рождественским, Сергеем Меркуровым. Принимал активное участие в подготовке XIV Международной выставки искусств в Венеции. В настоящее время фонды личного происхождения Бориса Николаевича Терновца хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства, а также в Отделе Рукописей ГМИИ. Являлся автором ряда статей о творчестве советских художников, монографий и книг, посвящённых советской скульптуре и современному искусству зарубежья. Скончался в городе Москва, РСФСР, СССР, 4 декабря 1941 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 3, ряд 40, могила 7).
Библиография
Сочинения: Избранные статьи, (Москва, 1963) (литература). Книги: Коровин-Серов. Б.Терновец. Москва : Государственное издательство, 1925 — 90 страниц. Серия «Искусство»; Э.Бурделль [Текст] : [Очерк жизни и творчества] / Б. Терновец. — [Москва]; [Ленинград] : Изогиз, 1935 (Ленинград : типография имени Ивана Федорова). — Обложка, 48 страниц, 16 листов илл.страций : заставки; 19х14 см.; А. Майоль [Текст] : [Очерк из жизни и творчества] / Б.Терновец. — Москва : Изогиз, 1935 (Ленинград : типография имени Ивана Федорова). — Обложка, 34 страницы, 16 листов иллюстрций.; 19х14 см; Роден [Текст] : [Жизнь и творчество] / Б.Терновец. — Ленинград : Издательство Ленинградского областного союза советских художников, 1936 (типография имени Володарского). — Супер-обложка, переплет, 214 страниц : иллюстрации; 17х13 см. — (Художественное наследие. Западно-Европейское искусство); В.И.Мухина [Текст] : скульптор : жизнь и творчество / Б.Терновец. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство изобразительного искусств, 1937 (Ленинград : типография имени Ивана Федорова). — Переплет, 87 страниц, 1 вкладной лист портретов : иллюстрации, портрет; 30х23 см; Теодор Жерико. 1791—1824 [Текст] : Очерки жизни и творчества / Б.Терновец. — Москва ; Ленинград : Искусство, 1945 (Москва : типография «Красный печатник»). — 36 страниц, 3 листа иллюстраций; 17 см. — (Массовая библиотека); Избранные статьи [Текст] / [Составление, автор вступительной статьи и примечания Н.В.Яворская и Г.Ю.Стернин]. — [Москва] : [Советский. художник], [1963]. — 364 страницы; 23 см; Письма. Дневники. Статьи [Текст] / Составление, вступительная статья [страницы 5—24], тексты к разделам и комментарии Л.С.Алешиной, Н.В.Яворской. — Москва : Советский художник, 1977. — 359 страниц : иллюстрации; 23 см. Литература: Стернин Г., Яворская Н., Б.Терновец, "Искусство", 1966, № 6; Безрукова Н.Б. Б.Н.Терновец и музейная практика 1920–1930-х годов // Вестник КАЗГУКИ. - 2022. - № 1. - Страницы 43-49; Стернин Г., Яворская Н.Б. Терновец. «Искусство», 1966, № 6.

[516x700]
1884
Михаил Васильевич Шулейкин
советский радиотехник, академик Академии наук СССР (1939), бригинженер. Родился в городе Москва, Российская империя, в купеческой семье. По окончании Санкт-Петербургского политехнического института в 1908 году, получивший специальность инженера-электротехника Михаил Васильевич Шулейкин был оставлён при нём в качестве младшего лаборанта электромашинной лаборатории для специализации по радиотехнике. Одновременно с основной работой занимался преподавал основы радиотехники в этом же институте. С 1913-го по 1918 год работал на радиотелеграфном заводе Морского ведомства. С 1918 года служил в Рабоче-крестьянской Красной Армии. С 1918-го по 1921 год он руководил радиотехнической лабораторией Главного Военно-инженерного управления. С 1919 года Михаил Васильевич являлся Профессором Московского Высшего технического училища, где им было создано Радиотехническое отделение. С 1919-го по 1920 годы М.В.Шулейкин участвовал в организации Российского общества радиоинженеров. Был председателем этого общества. Преподавал также в Московском энергетическом институте, Институте народного хозяйства имени Г.В.Плеханова (в 1920 - 1929 годах), Военной электротехнической Академии связи (в 1921 - 1923 годах), Институте связи имени В.Н.Подбельского (в 1921 - 1923 годах), Московском электротехническом институте связи. 11 октября 1921 года М.В. Шулейкин вошёл в состав Правления Государственного экспериментального электротехнического института (ныне - Всероссийский электротехнический институт) вместе с К.А.Кругом, К.И.Шенфером и В.С.Кулебакиным. С 1936-го и до конца жизни работал Главным инженером Научно-исследовательского морского института связи и телемеханики Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1936 году М.В.Шулейкину было присвоено воинское звание "бригадный инженер". В 1938-1939 годах был Председателем комиссии радиосвязи при группе технической связи отделения технических наук Академии наук СССР. Михаил Васильевич Шулейкин был специалистом в области теории и методов расчета антенн, передающих и приёмных устройств, исследований распространения радиоволн. Разрабатывал способы применения машин высокой частоты для радиосвязи. Создал конструкцию радиотелефонного передатчика. Предложил метод расчета лампового генератора по спрямленным характеристикам радиоламп, теорию стабилизации частоты генератора. Исследовал явление "затягивания". М.В.Шулейкин обосновал метод расчета микрофонных цепей. Вывел формулы для ёмкости системы параллельных проводников (в 1917 году) и для расчета действующей высоты и сопротивления антенн различных конструкций (в 1921 году). Михаилом Васильевичем Шулейкиным совместно Леонидом Исааковичем Мандельштамом и были разработаны основы теории распространения радиоволн в верхних слоях атмосферы вдоль земной поверхности и в ионосфере с учётом воздействия магнитного поля Земли, методов расчета различного вида заземлителей, тем самым на восемь лет опередив Голландского учёного Балтазара Ван дер Поля с его схожими расчётами. Эта теория была использована для создания новых методов проектирования линий связи. Он был одним из организаторов ввода в эксплуатацию радиомагистрали Москва - Хабаровск. Михаил Васильевич - автор научных трудов в области теории антенн, передающих и приемных устройств, распространения радиоволн, радиоэлектронных приборов. Был Научным руководителем ряда разработок в области радиотехники для военных целей. Один из примеров - участие в создании Двухантенной станции дальнего обнаружения "Редут". В частности совместно с сотрудниками Ленинградского физико-технического института, НИИ-9 и другими организациями участвовал в успешном осуществлении проекта по решению проблем радиообнаружения в интересах Войск воздушного наблюдения, оповещения и связи - прообразом Войск противовоздушной обороны. Метод радиопеленгации создателями которой стали Академики Михаил Васильевич Шулейкин, Борис Алексеевич Введенский, Аксель Иванович Берг, Александр Львович Минц и другие, нашёл широкое применение в морской, воздушной и космической навигации, в радиоразведке, радиоастрономии и метеорологии. Михаил Васильевич Шулейкин - Доктор точных наук (с 1934 года). В 1933 году был избран Членом-корреспондентом Академии Наук СССР по Отделению математических и естественных наук. В 1939 году он стал Действительным членом Академии Наук СССР по Отделению технических наук (по Отделению радиотехники). Выдающийся учёный в области радиотехники и связи Михаил Васильевич Шулейкин скончался в родном городе 17 июля 1939 года.
[525x700]
Урна с его прахом захоронена в Москве, в Колумбарии Новодевичьего кладбища (секция № 1, ниша № 47). Труды: Труды о распространении радиоволн в верхних слоях атмосферы; Труды по теории длинноволновых антенн; Труды по теории антенн Р.Рюденберга — М.В.Шулейкина. Литература: Михаил Васильевич Шулейкин. (Сборник статей), Москва, 1952.

1885
Эрнесто Дефурни (Ernesto Defourny)
итальянский шахматный композитор. Умер 27 декабря 1967 года.

Cosmed (636x700, 316Kb)
1885
Косме Дамиан (португальское имя — Cosme Damião)
португальский футболист, полузащитник, тренер. Косме Дамиан родился в городе Лиссабон, Португалия. Учился в школе «Каса Пиа». В возрасте 18 лет Дамиан, увлекавшийся игрой в футбол, вместе со своими друзьями решил организовать футбольную команду. Идея нашла своё воплощение через год, новую команду нарекли «Спорт Лисбоа», через 2 года команда слилась с клубом «Спорт Клуб де Бенфика» и стала выступать под названием «Спорт Лисбоа и Бенфика». Дамин всю карьеру провёл в этой команде, играя на позиции полузащитника, став капитаном команды и тренером клуба. За 12 лет в «Бенфике» Дамиан сыграл 76 матчей и забил 14 мячей, 5 раз выигрывал чемпионаты Лиссабона, включая три чемпионата подряд с 1911 по 1914 годы. Сыграл Дамиан и за сборные команды, представляя город Лиссабон и неофициальную сборную Португалии. Ещё будучи игроком, Дамиан стал главным тренером «Бенфики», продолжал возглавлять клуб и по завершении игровой карьеры. Дамиан оставался на тренерском мостике «Бенфики» на протяжении 18 лет. Также был футбольным функционером, президентом клуба «Каса Пиа» и основателем футбольной газеты «О Спорт Лисбоа», директором которой он работал с 1913 по 1931 годы.Умер в городе Синтра, Португалия, 11 июня 1947 года. Достижения: Чемпион Лиссабона: 1909/1910, 1911/1912, 191219/13, 1913/1914, 1915/1916, 1916/1917, 1917/1918, 1919/1920; Обладатель Трофея трёх городов: 1913; Обладатель Трофея четырёх городов: 1916; Обладатель Трофея Пасхи: 1925.

1885
Мария-Алина Эммануиловна Летонмяки (финское имя — Мария (Майкки) Алина Летонмяки, Maria (Maikki) Alina Letonmäki; в девичестве — Куркела, Kurkela)
финская революционерка, член СДПФ и Красной гвардии. Родилась в городе Кеуруу, Великое княжество Финляндское, Российская империя, в крестьянской семье. В 1906 г. вступила в СДПФ. В 1910 г. вышла замуж за Лаури Летонмяки. Во время гражданской войны служила в Красной гвардии. После поражения «красных финнов» вместе с мужем бежала в Советскую Россию. Член КПФ, с 1918 года — член ВКП(б). В 1918—1923 годах работала в секции КПФ в Ленинграде. С 1924 года в Петрозаводске, воспитатель в детских садах. С 1931 года персональная пенсионерка.
Letonmäki_Takala_1917 (473x700, 165Kb)
Мария Летонмяки (слева) с Айно Такала в 1917 году
Арестована 2 июля 1937 года по обвинению в контрреволюционной националистической деятельности. Исключена из ВКП (б) решением партийной организации издательства «Кирья» как «враг народа» 2 июля 1937 года. Осуждена Особой тройкой НКВД Карельской АССР 11 ноября 1937 года по статье 58-10-11 УК РСФСР за «контрреволюционную деятельность». Расстреляна 15 ноября 1937 года в окрестностях города Петрозаводск, Карельская АССР. Реабилитирована 9 августа 1956 года Военным трибуналом Северного военного округа. Семья: Муж — Лаури Летонмяки; Дочери — Мирья Лауровна (родилась в 1911) и Инкери Лауровна (родилась в 1915).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 2 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»