1872
Мелхиседек III (в миру — Михаил Георгиевич Пхаладзе, грузинское имя — მიხეილ გიორგის ძე ფხალაძე)
епископ Грузинской православной церкви, Католикос-Патриарх всея Грузии. Родился В селе Кандаури, Сигнахский уезд, Тифлисская губерния, Кавказское наместничество, Российская империя, в семье церковного чтеца. В 1883 года поступил в Телавское духовное училище. В 1889 года закончил его и поступил Тифлисскую духовную семинарию. По окончании её, в 1896 году поступил в Казанскую духовную академию, которую закончил в 1900 году со степенью кандидата богословия и правом преподавать в духовных семинариях. В 1900 году назначен в Кутаисское духовное училище преподавателем русского языка. В 1904 году переведён на должность преподавателя арифметики, географии и природоведения в духовное училище в город Белый Смоленской губернии (ныне находится в Тверской области). В 1909 году переведён в Подольскую духовную семинарию на должность преподавателя физики и математики. В 1915 году посвящён во священника и назначен смотрителем Тывровского духовного училища. В январе 1917 года переведён в Кутаисское духовное училище на должность смотрителя училища. В сентябре того же года переведён на должность смотрителя Горийского духовного училища. В 1918 году духовные учебные заведения были закрыты, преподаватели училища переведены в Горийскую мужскую гимназию, где о. Михаил временно ведёт уроки физики. В 1920 году ему, как священнику, приходится уйти из гимназии и остаться без работы. В 1922 года становится священником Сионского кафедрального собора. В 1925 году был пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и хиротонисан во епископа Алавердского. 17 октября 1927 года назначен митрополитом Сухумским и Абхазским. 24 марта 1928 году почислен на покой и назначен настоятелем Преображенской церкви в Тбилиси. С 2 января 1935 года — митрополит Сухумский и Абхазский. С 1938 года, в связи с дальнейшим усилением гонений на церковь, вынужден был уехать в Тбилиси и остаётся без работы на несколько лет. 1 апреля 1943 года назначен священником Кукийской кладбищенской церкви святой Нины в Тбилиси. 30 апреля 1944 года переведён настоятелем в Дидубийскую Богородичную церковь Тбилиси, а также назначен митрополитом Урбнисским. 5 апреля 1952 года избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. При нём были восстановлены и открыты такие известные в Грузии храмы, как Бодбийская церковь святого великомученика Георгия, где находятся мощи святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, храм Моцамета, куда были вновь перенесены мощи святых мучеников Давида и Константина, князей Арагветских, Илорский храм святого Георгия, а также другие храмы. 27 декабря 1959 года, в Неделю святых праотец, в день своего ангела, будучи уже чрезвычайно слабым, патриарх Мелхиседек принимал у себя тбилисское духовенство во главе с епископами Давидом и Зиновием, как бы прощаясь с ними. Скончался в Тбилиси 10 января 1960 года. Гроб с телом почившего был установлен в Сионском кафедральном соборе. На другой день после кончины предстоятеля епископат Грузинской Церкви избрал патриаршим местоблюстителем митрополита Батумского, Шемокмедского и Чхондидского Ефрема. 17 января состоялось погребение в Сионском соборе.
Литература: ჟვანია, ზ. — სრულიად საქართველოს კათოლიკოს-პატრიარქი მელქისედეკ III (ფხალაძე) [ცხოვრება და მოღვაწეობა]. // წგ-ში: ჟვანია, ზ. — საქართველოს კათალიკოს-პატრიარქნი და მღვდელმთავარნი 1917 წლიდან. — ქუთაისი, 1994. — გვერდები 32-35; ნებიერიძე-ვაჩნაძე, მ. — საქართველოს მართლმადიდებელი ეკლესია XX საუკუნის 50-იან წლებში და კათოლიკოს-პატრიარქი მელქისედეკ III. // წგ-ში: «XX საუკუნის საქართველოს კათოლიკოს-პატრიარქები» (მასალები). — თბილისი, 2008. — გვერდები 50-62; Архимандрит Рафаил (Карелин) Католикос-Патриарх Мелхиседек III // На пути из времени в вечность. 2008. — ISBN 978-5-98599-050-8; ვარდოსანიძე, ს. — მიტროპოლიტი მელქისედეკ ფხალაძე. [სასულიერო ცხოვრება და მოღვაწეობა]. // წგ-ში: ვარდოსანიძე, ს. — სრულიად საქართველოს კათოლიკოს-პატრიარქი, უწმინდესი და უნეტარესი კალისტრატე (1932—1952 წწ.). — თბილისი, 2009. — გვერდები 117—118; Мачуришвили Г. Мелхиседек III // Православная энциклопедия. — Москва, 2016. — Том XLIV : «Маркелл II — Меркурий и Паисий». — Страницы 640-642. — 752 страницы. — 30 000 экземпляров. — ISBN 978-5-89572-051-6.
[581x700]
1873
Димитре Пачуря (румынское имя — Dimitrie Paciurea)
румынский скульптор. Родился в Бухаресте. Учился в Школе искусств и ремёсел в Бухаресте (1889-1894) и в Париже (1895-1899). Преподавал в Школе изящных искусств в Бухаресте (1909-1932). Испытал влияние О.Родена. В работах Пачуря драматическая напряженность, живописная текучесть форм постепенно сменяются пластической обобщенностью и стилизацией в духе "модерна" ("Великан", камень, 1902—1905, парк Свободы, Бухарест; портреты Г. Петрашку, 1907, и Ш. Лукьяна, 1916, "Сфинкс", 1912, "Воздушная химера", 1927, — все бронза, Музей искусств СРР, Бухарест). Умер в Бухаресте 14 мая 1932 года.
Литература: Han О., Sculptorul D. Paciurea, Buc., 1935.
[265x700]
1874
Рудольф Брейтшейд (также Брайтшайд; немецкое имя — Rudolf Breitscheid)
немецкий политик, левый либерал, впоследствии социал-демократ. Один из 96 депутатов рейхстага — жертв национал-социализма. Родился в Кёльне. Рудольф Брейтшейд — сын служащего книжного магазина, учился в кёльнской гимназии. В 1894—1898 годах Брейтшейд изучал экономику в Мюнхенском и Марбургском университетах. Защитив диплом по политике в австралийских колониях, в 1898—1905 годах Брейтшейд работал редактором и корреспондентом в буржуазных и либеральных газетах. Брейтшейд участвовал в либеральных политических организациях и в 1904 году был избран в городское собрание Берлина и бранденбургский ландтаг. Позднее вступил в Социал-демократическую партию Германии, участвовал в работе партийных печатных органов. В 1917 году перешёл в Независимую социал-демократическую партию Германии, от которой в 1920 году был избран в рейхстаг. В октябре 1922 года после образования Социал-демократической партии большинства вернулся в ряды СДПГ.
[597x700]
Stamps of Germany (DDR) 1974, MiNr 1915
После прихода к власти национал-социалистов Брейтшейд эмигрировал в марте 1933 года через Швейцарию во Францию. После вступления вермахта в Париж в 1940 году Брейтшейд бежал в Марсель. Осенью 1940 года был арестован и выдан гестапо. В январе 1942 года вместе с супругой был помещен в концентрационный лагерь Заксенхаузен, осенью 1943 года был переведён в особый барак концлагеря Бухенвальд. Согласно официальному органу нацистской партии «Völkischer Beobachter», Брейтшейд погиб 24 августа 1944 года во время бомбардировки Бухенвальда союзниками наряду с руководителем Компартии Эрнстом Тельманом. Многие его знакомые считали, что он был убит гестапо. Имя Рудольфа Брейтшейда — Брайтшайдплац — носит одна из площадей в центре германской столицы.
Похоронен на кладбище Штансдорф
Литература: Helge Dvorak: Biografisches Lexikon der Deutschen Burschenschaft. Band I Politiker, Teilband 1: A-E. Heidelberg 1996, S. 134; Peter Pistorius: Rudolf Breitscheid 1874—1944. Ein biographischer Beitrag zur deutschen Parteiengeschichte. Dissertation, Universität Köln 1970; Schröder, Wilhelm, Heinz: Sozialdemokratische Parlamentarier…. Droste Verlag, Düsseldorf, 1995 Internetdatenbank.
1874
Пал Шандор Иштван Габор Пронаи (венгерское имя — Prónay Pál Sándor István Gábor)
венгерский военный и ультраправый политик. Гусарский офицер в австро-венгерской армии. Активный участник подавления Венгерской Советской Республики и «белого террора». Отличался особой жестокостью в расправах с коммунистами, социалистами и евреями. Был осуждён за вымогательство. Командир националистического ополчения Rongyos Gárda («Гвардия оборванцев»), организатор сопротивления австрийцам в Бургенланде 1921 года. Крайний националист, антисемит. В 1920-х сторонник восстановления монархии, в 1930-х активист фашистского движения. Погиб, либо взят в плен, в ходе боёв за Будапешт 1944/1945.
Белый гусар
Пал Пронаи родился в ноградском селе Ромхань на севере Венгрии. Происходил из мелкопоместной дворянской семьи, отец — барон Иштван Пронаи. Пал Пронаи окончил Военную академию «Людовика». Служил в австро-венгерской кавалерии. В армейской карьере продвигался довольно медленно, к 45 годам имел звание капитана. Согласно официальной биографии, во время Первой мировой войны Пал Пронаи командовал гусарским полком. Существует, однако, предположение, что на фронте Пронаи либо не был вообще, либо пробыл короткое время — поскольку в своих подробных мемуарах он практически не упоминает об этом. Окончание войны и революционные события 1918 года застали его в Вене. Распад империи и социальные преобразования Пронаи воспринял крайне враждебно. Пал Пронаи одним из первых откликнулся на призыв Миклоша Хорти, прибыл в его сегедскую ставку и вступил в Венгерскую ассоциацию национальной обороны (Magyar Orszagos Vedero Egyesület, MOVE). В июне 1919 Пронаи сформировал и возглавил батальон венгерских «белых». Это формирование комплектовалось из убеждённых националистов и антикоммунистов, строилось по принципу беспрекословного военного повиновения и личной преданности командиру. Пронаи быстро выдвинулся в первый ряд наиболее влиятельных «белых» командиров. Его ближайшим военно-политическим союзником являлся Дьюла Гёмбёш.
Реставратор монархии
Отряд Пала Пронаи сыграл большую роль в разгроме венгерских коммунистов и свержении советского режима в Венгрии. В то же время под лозунгами восстановления порядка был развязан «белый террор». Пронаи и его бойцы отличались в карательных акциях особой жестокостью и фанатизмом. Коммунисты, социалисты и евреи, попадавшие в руки Пронаи, обрекались на пытки и смерть. Иногда экзекуциям подвергались целые населённые пункты, занятые его батальоном.
«Я приказывал дать лишних пятьдесят шомполов этим фанатичным зверолюдям, чьи умы были опьянены безумной идеологией Маркса.» — Пал Пронаи
6 августа 1919 советская республика пала. 16 ноября 1919 отряд Пронаи вступил в Будапешт. Его штаб расположился в фешенебельном отеле Britannia. Пронаи планировал устроить крупный еврейский погром, но этому воспрепятствовал Хорти — что необратимо ухудшило отношения между ними. Пронаи считал задачей не только устранение коммунистической опасности, но и реставрацию прежних социальных отношений: правления дворянской бюрократии и землевладельцев при повиновении крестьянских масс. Важным элементом его взглядов был ярый антисемитизм. В политической программе он выступал за восстановление монархии. При этом первоначально Пронаи выступал не за возвращение на трон Карла I Габсбурга, а за «свободное избрание короля». Поэтому террор его отряда в Будапеште был направлен не только против коммунистов, социал-демократов и евреев, но и против монархистов-легитимистов.
Трения с Хорти. «Дело Корнхаузера»
В 1920 году действия иррегулярных вооружённых сил, даже «белой» направленности, стали вызывать резкое недовольство венгерской элиты и лично Миклоша Хорти. Причинами являлись политические амбиции командиров, большое количество представителей социальных низов, игнорирование законов, частые уголовные преступления.
«Кто создаёт беспорядки — расстреляю. Разница в том, что беспорядки справа я буду расстреливать с болью в сердце, тогда как сделаю это с удовольствием, развлекаясь, если они произойдут слева.» — Миклош Хорти
Пал Пронаи и его бойцы вызывали в этом плане наибольшее раздражение. В ноябре 1920 они совершили убийство полицейского. В августе 1921 разгорелся ещё более крупный скандал: стали известны факты вымогательства денег у богатого еврейского предпринимателя Лайоша Корнхаузера, обладавшего серьёзными связями в элите и известного своей консервативно-монархической позицией. В качестве шантажиста выступал лично Пронаи. «Дело Корнхаузера» получило скандальную огласку, дошло до Хорти и иностранных представителей в Будапеште. Пронаи пытался обвинить Корнхаузера в «измене» и «шпионаже» (в пользу прозападной демократической Чехословакии). Несостоятельность таких заявлений была очевидна. Пронаи подвергся обструкции на заседании парламента, был привлечён к уголовной ответственности, признан виновным и приговорён к нескольким месяцам тюрьмы (реального срока не отбывал, поскольку суд учёл прежние заслуги). Так произошёл окончательный разрыв Пронаи с Хорти. В то же время отношения Пронаи с Гёмбёшем сохранились, хотя приняли непубличный характер.
«Гвардия оборванцев» и Lajtabánság
Осенью 1921 года Пал Пронаи во главе ополчения Rongyos Gárda («Гвардия оборванцев» формировалась из бойцов антикоммунистических отрядов, обычно крестьян и студентов), предпринял вооружённое выступление в Западной Венгрии против передачи Австрии четырёх пограничных комитатов. Было провозглашено создание независимого государства Лайтабаншаг — Lajtabánság. По некоторым признакам, Пронаи рассчитывал создать на удерживаемой территории своего рода плацдарм для последующего захвата власти в Будапеште. Однако правительство Хорти сумело и отбить попытку реставрации Габсбургов (Дьюла Гёмбёш и Миклош Козма в последний момент вооружили студентов Будапештского университета, которые открыли огонь по карлистам), и нейтрализовать мятеж Lajtabánság (в координации с австрийскими войсками). Однако, в результате выступления Пронаи город Шопрон, где был проведён референдум, остался в составе Венгрии. К концу 1921 Пронаи переориентировался на поддержку Карла Габсбурга, но эти планы остались нереализованными, ввиду смерти последнего.
От монархизма к фашизму
В 1922 Пал Пронаи был уволен из армии и лишён воинского звания подполковника. Считался политически неблагонадёжным, находился под наблюдением властей, но преследованиям не подвергался. Вместе с Дьюлой Остенбург-Моравеком, также офицером Национальной армии и участником столкновений в Западной Венгрии (будущем Бургенланде), Пронаи учредил в 1931 политическую партию уже не монархического, а фашистского толка. Кадровую основу Венгерской национальной фашистской партии должны были составить бойцы Rongyos Gárda, многие из которых сохраняли личную преданность Пронаи. Однако этот проект не получил развития из-за отрицательного отношения хортистских властей, делавших ставку на правящую партию Дьюлы Гёмбёша. В 1938 году Пронаи возродил «Гвардию оборванцев».
Последние бои
На последнем этапе Второй мировой войны, во время вместе с осады и штурма Будапешта в 1944/1945, 70-летний Пал Пронаи вновь организовал добровольческий отряд и участвовал в боях с наступавшими советскими войсками. Есть сведения, что бойцы Пронаи убивали также будапештских евреев. Дальнейшая судьба Пала Пронаи доподлинно неизвестна. Существует предположение, что он был убит в будапештских боях. По другим данным, Пронаи был взят в плен и отправлен в ГУЛАГ, где впоследствии скончался. В словацком исследовании «Osud západného Maďarska medzi 1918-1921» сказано, что Пронаи был взят в плен 20 марта 1945 г. и 10 июня 1946 г. осуждён "за шпионаж и саботаж" на 20 лет исправительных работ, умер в ГУЛАГе, в Сибири, дата смерти неизвестна.
Различные оценки
В период ВНР Пал Пронаи и его формирования считался символом варварской реакции, фанатичной жестокости, кровавого террора и уголовного беспредела. Этому способствовали не только многочисленные свидетельства, но и признания, содержащиеся в мемуарах самого Пронаи, частично опубликованных в 1963 году. Западные историки считают формирование Пронаи венгерским аналогом фрайкоров, а его самого сравнивают с Эрнстом фон Заломоном и Эрнстом Юнгером. В современной Венгрии образ Пала Пронаи привлекает симпатии правонационалистических кругов, особенно партии Йоббик. В заслугу ему ставится участие в свержении коммунистического режима, сопротивление в Бургенланде и сохранение Шопрона в составе Венгрии.
[539x700]
1876
Франсис Журден (французское имя — Francis Jourdain)
французский писатель, художественный критик. Родился в Париже. Дело Дрейфуса определило его путь к общественной активности. С 1911 г. - член Социалистической партии. Делегат Первой международной конференции пролетарских и революционных писателей (1927) в Москве. Вошел (1932) в бюро Ассоциации писателей и художников Франции, а в 1935 г. избран генеральным секретарем Международного комитета борьбы против войны и фашизма. В сентябре 1938 г. он, Р.Роллан и П.Ланжевен призвали французское и английское правительства предотвратить покушение фашистской Германии на независимость Чехословакии и мир в Европе. В годы Сопротивления вступил во Французскую компартию. Его книги новелл «Люк и другие» (1946) и воспоминаний «Рожденный в 1876» (1951), «Тревожные дни» (1954), «О моем времени» (1962) - хроника духовной жизни полувека. Ему принадлежат монографии «Марке» (1948), «Роден» (1949), «Сезанн» (1950) и критические этюды «Импрессионизм» (1953), «Искусство реалистическое, искусство абстрактное» (1955). Умер в Париже 31 декабря 1958 года.
Сочинения: Faut-il dormer des colonies à Hitler, ., 1936; Un grand imagier Alexandre Steinlen. ., (1954).
Литература: Литературное наследство, том 81, Москва, 1969 (указатель имен); Taslitzky В., Francis Jourdain, " Pensée", 1964, avril, № 114.
1876
Колин Кэмблл Маклатчи (Colin Campbell McLatchie)
шотландский футболист, вингер, поигравший за «Сандерленд», «Престон Норт Энд» и «Гримсби Таун». Чемпион Англии в составе «Сандерленда». Родился в городе Нью Камнок, Шотландия, Великобритания. В сезоне 1897/98 Колин попал в первый английский дивизион, подписав соглашения с «Престон Норт Энд». Хотя полузащитник провёл недостаточно времени на поле (всего 9 матчей, в которых он забил 2 гола), однако на него обратили внимание и по окончании сезона он переходит в «Сандерленд», занявший по итогам того сезона второе место. Дебют Маклатчи в «Сандерленде» состоялся 5 ноября 1898 года в выездном матче с «Вулверхэмптон Уондерерс», проигранном 0:2. Вингер почти сразу стал основным игроком команды, сыграв в первом сезоне за новый клуб в 25 матчах (в которых забил 6 голов и стал вторым бомбрадиром команды вместе с Хьюи Уилсоном). В сезоне 1899/00 «Сандерленд» занимает третье место, а Колин становится лучшим бомбардиром команды с 10 голами, а через два года «Сандерленд» с Маклатчи становится чемпионом. Однако тот сезон был для полузащитника предпоследним в составе «Чёрных котов» и через год он покидает команду и переходит во втородивизионный «Гримсби Таун». Всего за пять сезонов в "Сандерленде" Маклатчи сыграл в 129 официальных матчах, в которых забил 32 гола (в том числе 4 дубля). В выездном матче с "Бери" 27 октября 1900 года полузащитник отметился красной карточкой (матч завершился вничью 0:0). Маклатчи запомнился как быстрый полузащитник, любивший играть в штрафной площадке соперника. Большинство своих голов он забил левой ногой. Умер 7 января 1952 года.
Достижения: Чемпион Англии (1) — 1902; Серебряный призёр чемпионата Англии (1) — 1901.
Статистика выступлений
1876
Эугениуш Моравский-Домброва (польское имя — Eugeniusz Morawski-Dąbrowa)
польский композитор и педагог. Художник. Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя. В 1904 году окончил Варшавский музыкальный институт по классу композиции у З.Носковского. Изучал также мастерство живописи в Варшавской Школе изящных искусств. В 1907, как член революционной Польской социалистической партии, был арестован царскими властями и выслан из страны. С 1908 жил в Париже, где совершенствовался в музыке у А.Жедальжа (контрапункт) и К.Шевийяра (инструментовка). Одновременно с музыкой занимался живописью и скульптурой под руководством Э.А.Бурделя. В 1930 вернулся на родину и занял пост директора консерватории в Познани, в 1932—1939 — ректор и профессор инструментовки Варшавской консерватории. Большая дружба связывала Эугениуша Моравского-Домброву с литовским художником и композитором, родоначальником профессиональной литовской музыки М.Чюрлёнисом (1875—1911). Умер в родном городе 23 октября 1948 года.
Чюрлёнис и Моравский-Домброва
Творчество
Композитор романтического склада, в программных сочинениях использовал романтические сюжеты. Для его музыкального языка характерны одухотворённость, приподнятость. Часть наследия композитора погибла во время Второй мировой войны в Варшаве.
Избранные сочинения
Оперы: «Лилла Венеда» (по трагедии Ю. Словацкого); «Аспазия»; «Саламбо» (по Флоберу); «Пан Тадеуш» (не завершена). Балеты: «Крак и дракон» (Krak i smok); «Любовь» (Miłość); «Свитезянка» (Switezianka); «Готический» (Balet Gotycki).
Для солистов, хора и оркестра: симфония «Прометей»; оратория «Божественная комедия»; кантата Кордецкий; Ченстоховская месса; для оркестра; 5 симфоний (в том числе Цветы зла — Les fleurs du mal, по Ш. Бодлеру), симфонические поэмы «Дон Кихот», «Улялум» (Ulalume, по Э. По) и «Никогда» (Nevermore, по «Ворону» Э. По) и др.; концерты с оркестром — для фортепиано, для скрипки; камерно-инструментальные ансамбли; для фортепиано — 8 сонат, романсы, духовные песни с органом, музыка к спектаклям драматического театра.
Награды: Государственная музыкальная премия 1933 года за балет «Свитезянка» (Switezianka); Офицерский крест ордена Возрождения Польши (1933); «Золотые академические лавры» Польской академии литературы (1935).
1877
Султан Мухаммад-шах, Ага-хан III (арабское имя — آغا خان الثالث)
48-й наследственный имам общины исмаилитов-низаритов. Всю жизнь боролся за независимость Индии, отстаивал также национальные интересы Пакистана. Председатель Лиги Наций (1938—1939). Родился в городе Карачи, Британская Индия, Бомбейское президентство, Британская Индия. Прямой потомок пророка Мухаммеда через его двоюродного брата и зятя Али ибн Абу Талиба и его жену Фатиму. Отец — Ага-хан II. Мать — Алия Шамсуль-Мулюк, внучка Фетх Али-шаха, каджарского шахиншаха Персии.
Карьера
В 1885 году стал 48-м имамом мусульман шиитов-исмаилитов-низаритов. В 1906 году стал одним из основателей и первым президентом Индийской Мусульманской лиги, которая позже сыграла важную роль в создании независимого государства Пакистан. Вышел из состава лиги в 1913 году. Ага-хан путешествовал по отдалённым уголкам мира, чтобы получить почтение своих последователей, а также с целью либо урегулирования разногласий, либо повышения их благосостояния с помощью финансовой помощи и личных советов и наставлений. Звание рыцаря-командора Индийской империи (РКИИ) было присвоено ему королевой Викторией в 1897 году; и он был произведён в рыцари-гранд-командоры (GCIE) в списке коронационных почестей 1902 года и наделён этим званием королем Эдуардом VII в Букингемском дворце в 24 октября 1902 года. Георг V (1912) произвёл его в рыцари Великого командора ордена Звезды Индии (ВКЗИ), а в 1923 году назначил членом ВКГВ. Он получил аналогичное признание за свои общественные заслуги от германского императора, турецкого султана, персидского шаха и других властителей. В 1906 году Ага-хан был одним из основателей и первым президентом Всеиндийской мусульманской лиги, политической партии, которая выступала за создание независимого мусульманского государства в северо-западных регионах Индии, находившихся тогда под британским колониальным правлением, а затем основала страну Пакистан в 1947 году. Во время трех конференций за круглым столом (Индия) в Лондоне с 1930 по 1932 год он сыграл важную роль в проведении конституционных реформ в Индии. В 1934 году он был избран членом Тайного совета и служил членом Лиги Наций, став президентом Лиги Наций в 1937 году.

Ага-хан в 1936 году
Имамат
Под руководством сэра султана Мухаммад-шаха Ага-хана III первая половина XX века была периодом значительного развития исмаилитской общины. На Индийском субконтиненте и в Восточной Африке были созданы многочисленные институты социального и экономического развития. Исмаилиты отметили юбилеи своих имамов публичными торжествами, которые являются символическим подтверждением уз, связывающих исмаилитского имама и его последователей. Хотя Юбилеи не имеют религиозного значения, они служат подтверждением приверженности имамата во всем мире улучшению качества человеческой жизни, особенно в развивающихся странах. В Индии, а затем и в Пакистане были созданы институты социального развития, по словам Ага-хана III, «для облегчения положения человечества». Они включали такие учреждения, как Diamond Jubilee Trust и Platinum Jubilee Investments Limited, которые, в свою очередь, способствовали росту различных типов кооперативных обществ. Средняя школа для девочек «Бриллиантовый юбилей» была открыта в отдалённых северных районах нынешнего Пакистана. Кроме того, стипендиальные программы, учрежденные во время Золотого юбилея для оказания помощи нуждающимся студентам, постепенно расширялись. В Восточной Африке были созданы крупные институты социального обеспечения и экономического развития. Меры, связанные с социальным обеспечением, включали ускоренное развитие школ и общественных центров, а также современную, полностью оборудованную больницу в Найроби. Среди институтов экономического развития, созданных в Восточной Африке, были такие компании, как Diamond Jubilee Investment Trust (ныне Diamond Trust of Kenya) и Jubilee Insurance Company, которые котируются на Найробийской фондовой бирже и стали крупными игроками в национальном развитии.
Ага-хан с Махатмой Ганди и Сароджини Найду
Реформы
Сэр Султан Мухаммад-шах также провёл организационные реформы, которые дали исмаилитским общинам средства для структурирования и регулирования своих собственных дел[11]. Они были построены на мусульманской традиции общинной этики, с одной стороны, и ответственной индивидуальной совести со свободой обсуждать свои собственные моральные обязательства и судьбу — с другой. В 1905 году он издал первую исмаилитскую Конституцию для социального управления сообществом в Восточной Африке. Новая администрация по делам Сообщества была организована в иерархию советов на местном, национальном и региональном уровнях. Конституция также устанавливает правила в таких вопросах, как брак, развод и наследование, руководящие принципы взаимного сотрудничества и поддержки среди исмаилитов и их взаимодействия с другими общинами. Аналогичные конституции были промульгированы в Индии, и все они периодически пересматривались с учетом возникающих потребностей и обстоятельств в различных условиях.
Карикатура Ага-хана III
Религиозные и социальные взгляды
Ага-хан находился под глубоким влиянием взглядов сэра Саида Ахмад-хана. Наряду с сэром Саидом Ага-хан был одним из спонсоров и основателей Алигархского Университета, для которого он неустанно собирал средства и которому пожертвовал большие суммы своих собственных денег. Самого Ага-хана можно считать исламским модернистом и интеллектуалом движения Алигарх. С религиозной точки зрения Ага-хан придерживался модернистского подхода к исламу. Он верил, что между религией и современностью нет противоречия, и призывал мусульман принять современность. Хотя Ага-хан выступал против массового копирования мусульманами западного общества, он верил, что расширение контактов с Западом в целом пойдёт на пользу мусульманскому обществу. Он был интеллектуально открыт для западной философии и идей и верил, что взаимодействие с ними может привести к возрождению исламской мысли. Как и многие другие исламские модернисты, Ага-хан был невысокого мнения о традиционном религиозном истеблишменте (улемах), а также о том, что он считал их жёстким формализмом, законничеством и буквализмом. Вместо этого он выступал за возобновление иджтихада (независимого рассуждения) и иджма (консенсуса), последнее из которых он понимал в модернистском ключе как достижение консенсуса. По его словам, мусульмане должны вернуться к первоисточникам, особенно к Корану, чтобы открыть для себя истинную сущность и дух ислама. Как только принципы веры будут открыты, они будут рассматриваться как универсальные и современные. Ислам, по его мнению, обладал основополагающим либеральным и демократическим духом. Он также призвал к полным гражданским и религиозным свободам, миру и разоружению, а также прекращению всех войн. Ага-хан выступал против сектантства, которое, по его мнению, подрывало силу и единство мусульманской общины. В частности, он призвал к сближению суннизма и шиизма. Это не означало, что он думал, что религиозные различия исчезнут, и он сам наставлял своих последователей-исмаилитов быть преданными своему собственному учению. Однако он верил в единство через принятие разнообразия и уважение различий во мнениях. Ага-хан призвал к социальным реформам в мусульманском обществе, и он смог осуществить их в своей собственной исмаилитской общине. Поскольку он считал ислам по сути гуманитарной религией, Ага-хан призвал к сокращению и искоренению бедности. Как и сэр Саид, Ага-хан был обеспокоен тем, что мусульмане отстали от индуистской общины в плане образования. По его словам, образование было путём к прогрессу. Он был неутомимым сторонником обязательного и всеобщего начального образования, а также создания высших учебных заведений. Что касается прав женщин, Ага-хан был более прогрессивен в своих взглядах, чем сэр Саид и многие другие исламские модернисты своего времени. Ага-хан сформулировал своё стремление к правам женщин не просто в контексте того, что женщины являются лучшими матерями или жёнами, а скорее для собственного блага женщин. Он поддержал духовное равенство мужчин и женщин в исламе, а также призвал к полному политическому равенству. Это включало право голоса и право на образование. Что касается последнего вопроса, то он одобрил обязательное начальное образование для девочек. Он также поощрял женщин получать высшее университетское образование и не видел ничего плохого в совместных учебных заведениях. В то время как сэр Саид отдавал приоритет образованию мальчиков, а не девочек, Ага-хан наставлял своих последователей, что если у них есть сын и дочь, и если они могут позволить себе отправить в школу только одного из них, они должны отправить дочь, а не мальчика. Ага-хан проводил кампанию против институтов пурда и зенана, которые, по его мнению, были репрессивными и неисламскими институтами. Он полностью запретил пурду и покрывало для лица своим последователям-исмаилитам. Ага-хан также ограничил многожёнство, поощрял браки с вдовами и запретил детские браки. Он также сделал законы о браке и разводе более справедливыми по отношению к женщинам. В целом, он призвал женщин принимать участие во всех национальных мероприятиях и агитировать за их полные религиозные, социальные и политические права. Сегодня, во многом благодаря реформам Ага-хана, исмаилитская община является одной из самых прогрессивных, мирных и процветающих ветвей ислама.
Семья
2 ноября 1896 года в Пуне (Индия) женился на Шахзади Бегум, своей двоюродной сестре, внучке Ага-хана I. 1908 — женился на Клеопе Терезе Маджильано (1888—1926), танцовщице Театра оперы и балета Монте Карло. У них двое сыновей: Принц Джузеппе Махди-хан (1911); Принц Али Салман Ага-хан (1911—1960), был женат на знаменитой актрисе Рите Хейворт. Тереза приняла ислам, именовалась принцессой Ага-хан. Умерла после операции, проведённой 1 декабря 1926 года. 7 декабря 1929 года во Франции женился на бывшей продавщице Андрэ Жозефине Каррон (1898—1976). Религиозный обряд бракосочетания состоялся в Бомбее 13 декабря 1929 года. Брак расторгнут в 1943 году. Их сын — Принц Садруддин Ага-хан. 9 октября 1944 года, в Женеве (Швейцария) сочетался браком с Ивонной Бланш Лабрусс (1906—2000). Являлась «Мисс Лион 1929» и «Мисс Франция 1930».
Труды
Он написал ряд книг и статей, две из которых имеют огромное значение, а именно:
«Индия в переходный период» (англ. India in Transition), о политике подготовки Индии; «Мемуары Ага-хана: Мир достаточно и время» (англ. The Memoirs of Aga Khan: World Enough and Time), его автобиография. Ага-хан III предложил «Южноазиатскую федерацию» в «Индии в переходный период», чтобы Индия могла быть реорганизована в несколько штатов, и эти штаты должны иметь собственные автономии. Он был первым человеком, который разработал подробный план такой федерации Индии.
Смерть и наследование
Ага-хана III сменил на посту Ага-хана его внук Карим Ага-хан, который в настоящее время является имамом мусульман-исмаилитов. На момент его смерти члены его семьи находились в Версуа. Адвокат привёз завещание Ага-хана III из Лондона в Женеву и зачитал его перед семьей: «Со времён моего предка Али, первого имама, то есть на протяжении тринадцати столетий, всегда было традицией нашей семьи, что каждый имам выбирает своего преемника по своему абсолютному и неограниченному усмотрению из числа любых его потомков, будь то сыновья или отдалённые потомки мужского пола, и в этих обстоятельствах и ввиду коренным образом изменившихся условий в мире в самые последние годы в связи с происшедшими великими переменами, включая открытия атомной науки, я убеждён что в интересах шиитской мусульманской исмаилитской общины, чтобы меня сменил молодой человек, который воспитывался и развивался в течение последних лет и в разгар новой эпохи и который привнесет в свою жизнь новый взгляд на жизнь — должность имама. По этим причинам я назначаю моего внука Карима, сына моего собственного сына Али Салман-хана, наследником титула Ага-хана, а также имамом и пиром всех последователей шиитов-исмаилитов». Ага-хан III скончался в своём доме в городе Версуа, кантон Женева, Швейцария, 11 июля 1957 года.

Мавзолей Ага-хана — Асуан, Египет
В 1959 году захоронен в специально построенном для этого мавзолее в Асуане (Египет). Мавзолей построен в стиле гробницы Фатимидов в Каире. В мавзолее с перекрытым куполом внутренним помещением и открытой лестницей из асуанского гранита установлен белый, украшенный изречениями из Корана мраморный саркофаг. У изголовья — изящная вазочка с единственной розой. Розу меняют каждое утро.
Память
Pakistan Post выпустила специальную почтовую марку «Столетие со дня рождения Ага-хана III» в его честь в 1977 году. Pakistan Post снова выпустила почтовую марку в его честь в своей серии «Пионеры свободы» в 1990 году.
Мавзолей Ага-хана на берегу Нила.
Награды: Великий командор ордена Звезды Индии; Первая степень Королевского прусского ордена Короны; Кавалер Большого креста ордена Святого Михаила и Святого Георгия; Великий командор ордена Индийской империи; Кавалер Большого креста Королевского Викторианского ордена.
Литература: Kaiser, Paul J. Culture, transnationalism, and civil society: Aga Khan social service initiatives in Tanzania (англ.). — Westport, Conn: Praeger, 1996. — ISBN 0275955281;. Daftary Farhad. Short History of the Ismailis: Traditions of a Muslim Community (англ.). — Edinburg: Edinburgh University Press, 2020 [1998]. — 256 p. — (New Edinburgh Islamic Surveys). — ISBN 07-486-7922-7. — ISBN 978-0-748-67922-5; Aziz, Khursheed Kamal. Aga Khan III: selected speeches and writings of Sir Sultan Muhammad Shah (англ.). — L.: Kegan Paul International, 1998. — ISBN 0710304277; Leonard, Karen Isaksen. Muslims in the United States: the state of research (англ.). — New York: Russell Sage Foundation, 2003. — ISBN 9781610443487; Jones, Justin, Qasmi, Ali Usman. The Shi'a in modern South Asia: religion, history and politics (англ.). — Delhi, 2015. — ISBN 9781316258798; Khoja-Moolji, Shenila. Forging the ideal educated girl: the production of desirable subjects in Muslim South Asia (англ.). — Oakland, California, 2018. — ISBN 9780520970533.

1877
Клэр МакДауэлл (Claire McDowell)
американская киноактриса эпохи немого кино, снялась в 350 фильмах с 1908 по 1945 год.Родилась в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США. Актриса начинала с немых короткометражных фильмов. В зрелом возрасте её амплуа опредилилось ролями матерей. Макдауэлл снялась в одних из наиболее крупных кинокартин эпохи немого кино: Большой парад и Бен-Гур: история Христа. В обоих Макдауэлл исполнила роль матери. Макдауэлл родилась в Нью-Йорке и скончалась в Голливуде, штат Калифорния, США, 23 октября 1966 года. Она была замужем за актером Чарльзом Хиллзом Майлзом с 1906 вплоть до его смерти в 1937 году. Счастливая супружеская пара снялась вместе в многочисленных кинокартинах эпохи немого кино, в частности они появились вместе в «Знаке Зорро» (фильм 1920 года, с участием Дугласа Фэрбенкса). У супругов было двое сыновей, Роберт и Юджин.
Карьера
Макдауэлл начинала как театральная актриса. В 1900-м она оказалась на Бродвее. В 1908-м впервые появилась на киностудии Байограф, где начала сниматься в короткометражках у Дэвида Уорка Гриффита. Затем, в 1909 году, она вновь, но ненадолго, вернулась на театральную сцену. В 1910 МакДауэлл окончательно возвращается на Байограф и в последующие 3 года снимается в более чем 75 фильмах у Дэвида Гриффита. Среди фильмов с её участием этого периода можно отметить: «Его Вера» («His Trust») 1910 г., «Что нам делать с нашими стариками?» («What Shall We Do With Our Old?») 1911 г., Женщины как таковые (Female of the Species) 1912 г. МакДауэлл работала на Байографе вплоть до распада студии в 1916 г. После она работала на Юниверсал, а затем на «Метро Голдвин Майер», где снялась в таких блокбастерах эпохи немого кино, как Бен-Гур: история Христа, который имел репутацию самого дорогостоящего фильма своей эпохи, и Большой парад, режиссёром которого выступил Кинг Видор, фильм стал самым кассовым фильмом 1920-х гг. С приходом звука она не «выбыла» из кинематографического процесса, исполнив роли в таких фильмах как «Искупление» 1929 г., в фильме также снялся Джон Гилберт, «Казенный дом» (1930), в фильме снялся Уоллес Бири, и в фильме Уильяма Уэллмана «Дикие парни с дороги» 1933 г. Одна из последних её ролей — роль в картине Жана Ренуара «Эта земля моя» 1945 г.
Период работы с Дэвидом Уорком Гриффитом
Снялась во многих его картинах Д.У.Гриффита, но ни разу не сыграла главной роли в основных. Макдауэлл работала на Байографе до 1916 г., затем она перешла на Юниверсал, а в середине 1920-х гг. в «Мэтро Голдвин Майер». Макдауэлл так и не стала звездой, отдавая предпочтение так называемой игре труппой, как это было с Гриффитом. Она редко играла роли, сильно отличавшиеся по возрасту от её собственного, особенно роли матерей. Макдауэлл была одной из наиболее разносторонних актрис в труппе Гриффита. Возможно, она не была такой прекрасной комической актрисой, как Мэри Пикфорд, но это сравнение справедливым быть не может: до сих пор такой не и не было. Но по силе драматизма и тонкости исполнения ролей, подчас весьма неожиданной, она достойна упоминания в одном ряду с такими Гриффитовскими актрисами, как Лилиан Гиш и Бланш Свит. Стоит заметить, что родилась она в 1877, за 16 лет до появления на свет мисс Лилиан и почти за 20 лет до рождения Бланш Свит. Ей было уже за 30, когда она начала сниматься. Ей было 35, когда она снялась в лучших своих ролях на Байографе и почти 50, когда она исполнила свои знаменитые роли на Мэтро Голдвин Майер.
Фильмография
1878
Владимир Ипполитович Жернаков
русский купец, политический и общественный деятель, первый городской голова Ново-Николаевска. Родился в селе Тулинское, Колыванская волость, Бердский уезд, Томская губерния, Российская империя. Окончил трёхгодичную коммерческую академию при Томском университете (1895—1898), получив звание купца 2-ой гильдии. В 1900—1906 годах учился заочно на юридическом факультете Петербургского университета, который окончил с отличием, получив звание младшего советника юстиции. Был директором «Ново-Николаевского крупчато-мукомольного товарищества», совладельцем торгового дома «В.И.Жернаков и Ко», магазина по продаже обуви в городском торговом корпусе, одним из учредителей «Сибирского табачного товарищества». В 1902 году умер отец Владимира Ипполитовича, после чего он на правах старшего в семье начинает управлять семейным капиталом, а также заниматься общественными делами. В 1903 году — инициатор очередного ходатайства о присвоении Новониколаевскому посёлку городского статуса (удовлетворено в декабре 1903 года Николаем II). В период упрощённого городового положения Новониколаевска (1904—1908) был гласным уполномоченным. 19 июня 1905 года избран одним из семи кандидатов в общественное управление города на первое четырёхлетие (за Жернакова было отдано 74 шара против 17). В 1908 году Жернаков отправил министру финансов, министру путей сообщения, начальнику Сибирской железной дороги и государственному контролёру два ходатайства от Новониколаевского общественного городского управления о переносе Управления дороги из Томска в Новониколаевск. 1 января 1909 года Новониколаевск перешёл на полное городовое положение, благодаря чему у жителей города появилось право выбирать Городскую думу, которая 29 апреля 1909 года выбрала Жернакова головой города. Жернаков был сторонником проекта постройки железной дороги Ново-Николаевск—Бийск—Семипалатинск и ещё с 1908 года фактически возглавлял «штаб», в который входили руководители дум этих городов, координировавшие свои действия посредством встреч и телеграмм с письмами. В 1909—1911 годах он неоднократно приезжал в Петербург с целью убедить Комиссию по железным дорогам поддержать Новониколаевскую магистраль.

В.И.Жернаков, 1913 год
В конце 1913 года Жернаков решил взять трёхмесячный отпуск в связи с плохим самочувствием, однако уже в январе 1914 года переизбиран на второй срок. В марте его здоровье ухудшается, он просит думу об уходе с поста городского руководителя. 18 марта 1914 года удостоен звания «Почетный гражданин города Новониколаевска» «за понесённые им труды на пользу города в течение пяти лет руководства Городской Думой». С 1915 по 1916 год занимал должность директора Новониколаевского Мукомольного товарищества. В 1917 году вступил в партию конституционных демократов (кадеты), в период революции 1917 года — кандидат в Новониколаевское Народное Собрание. В 1920 году — директор Ново-Николаевского отделения Сибирского банка. Во время колчаковского периода уехал в Томск, здесь продолжил коммерческую и общественную работу. В 1920 году — технический секретарь в томском институте физкультуры, в 1920—1922 годах — коммерческий директор в Губсоюзе Томска. В 1922 году вернулся в Новониколаевск, где долгое время занимал различные коммерческие должности. В 1922—1929 годах — товарищ управляющего новосибирского Госбанка, в 1929—1930 — коммерческий директор в «Сибрыбтресте» Новосибирска.
Арест и лагерная ссылка
В 1931 году Жернакова вызвали в Москву, откуда направили в Харьков для налаживания коммерческих дел, в этом городе был арестован ОГПУ по ордеру № 1118 Государственного политического управления УСРР и направлен в Новосибирск. С феврале по март 1931 года в Новосибирске «была раскрыта контрреволюционная вредительская организация в системе потребительской кооперации и Госбанке», якобы организованная в 1921—1923 годах. По этому делу 24 человека были арестованы. Жернаков обвинялся в членстве в партии кадетов, сборе военных налогов в колчаковский период, эмиграции в Томск после разгрома Колчака.
Владимир Жернаков после освобождения.
Основное обвинение, которое ему предъявлялось, состояло в том, что «контрреволюционная организация, одним из руководителей которой он являлся, ставила своей политической задачей борьбу с Советской властью и её свержение, для достижения чего проводилось вредительство в народном хозяйстве». Из 21 человека шестеро не признали вину, в их числе был Жернаков. Во время следствия его самочувствие заметно ухудшилось, к нему неоднократно направляли врача, появились галлюцинации, о чём было указано в медицинском освидетельствовании от 29 марта 1931 года. Тем не менее уже 11 июня после медицинского обследования был сделан вывод, что он психически здоров, а 16 июня ему предъявляют обвинение в симуляции душевного расстройства. Дело Жернакова сразу направили в Коллегию ОГПУ на рассмотрение во внесудебном порядке, в результате чего он был приговорён к пяти годам лагерей. 21 сентября 1932 года постановлением Президиума ЦИК СССР срок заключения с учётом ходатайства Жернакова о помиловании («с отбыванием в поселке Каменка, что под Новосибирском») был изменён на три года.
После освобождения
После освобождения вернулся к семье в Томск, где жил у своей сестры Лидии Ипполитовны. Умер в Томске в сентябре 1942 года. Был похоронен возле часовни на томском кладбище. Реабилитирован лишь в октябре 1991 года.
Дом матери Марии Даниловны, в котором Владимир Жернаков жил до женитьбы.
Семья
Отец — Ипполит Александрович Жернаков (1843 или 1846—1902), барнаульский купец 2-й гильдии. 4 февраля 1876 года в Тулинском селе женился на Марии Даниловне Дудихиной.
Мать — Мария Даниловна Жернакова, урождённая Дудихина, из купеческого сословия. В Новониколаевске владела недвижимым имуществом, в 1910 году была агентом Северного страхового общества. От брака с Ипполитом Александровичем родилось восемь детей. Владимир Жернаков был старшим сыном, в 1905 году он вместе с матерью строит одноэтажный деревянный дом на углу Александровской и Ядринцевской улиц «для проживания семьи и открытия магазина». До женитьбы Владимир Ипполитович проживал в доме Марии Даниловны на Гудимовской улице.
Дядя — Евграф Александрович Жернаков, купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин, уроженец Ирбита.
Дядя — Илья Александрович Жернаков (1852—1930), не принадлежал к купеческому сословию. Жил в Тулинском селе, был состоятельным человеком. Владел кожевенным заводом в селе Хлопуново Бердской волости и магазином в Новониколаевске, поддерживал отношения с родственниками. Женат не был.
Владимир Ипполитович с внучатой племянницей Лидией.
Сестра — Лидия Ипполитовна Завадовская (1881—1949), урождённая Жернакова. Была замужем за Константином Николаевичем Завадовским, крупным медицинским учёным и доктором медицинских наук. От их брака «родились сын Дмитрий, врач-рентгенолог, кандидат медицинских наук, профессор, и дочь Екатерина, <…> физик, доктор физико-математических наук, профессор». Жила в Томске, куда после заключения в 1935 году переехал Владимир Ипполитович.
Жена — Ольга Васильевна Жернакова, урождённая Носкова. К 1931 году рассталась с мужем, но после его освобождения приехала к Владимиру Ипполитовичу в Томск, прожив с ним до его смерти.
Внучатая племянница — Лидия Дмитриевна Волкова, урождённая Завадовская, кандидат философских наук, филолог, преподаватель истории культуры и латинского языка.

1878
Дмитрий Константинович Зеленин
русский и советский этнограф, диалектолог и фольклорист. Родился в семье нищего псаломщика в селе Люк, Сарапульский уезд, Вятская губерния, Российская империя. Окончил Вятскую духовную семинарию (1898) и историко-филологический факультет Юрьевского университета (1904). Впервые печататься начал во время учёбы в университете. Основные труды о русской народной поэзии и говорах опубликовал в 1900—1915 годах. Много его работ связано с Вятским краем, куда учёный приезжал в экспедиции. Долгие годы поддерживал тесные отношения со своими земляками, активно участвуя в работе Вятской учёной архивной комиссии. Защитил магистерскую диссертацию «Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации» (СПб., 1913), в которой обосновал тезис об этническом и диалектном членении восточных славян на четыре ветви. Эта концепция была развита в его главной, обобщающей монографии «Восточнославянская этнография» (издана в 1927 г. на немецком языке), где он отметил «резкие различия» между северными и южными великороссами, не схожими друг с другом «типом жилища, одежды и другими особенностями быта». В 1915 г. читал курс о славянах и их соседях в Петроградском университете. С 1916 года Зеленин возглавлял кафедру русского языка и словесности в Харьковском университете, заведовал кабинетом славяно-русской филологии. При его непосредственном участии создавалась этнографическая экспозиция Музея Слободской Украины. В 1925 году вернулся в Ленинград, где был назначен профессором кафедры этнографии Ленинградского университета. С 1926 по 1949 гг. работал в Кунсткамере, участвовал в экспедициях по Казахстану, Алтаю и Приуралью. В конце жизни С.П.Толстов и другие марксисты сталинской закалки упрекали Зеленина в «великорусском шовинизме» и «расизме». В результате он был отлучён от печати (несмотря на вынужденное заигрывание с господствовавшим в то время марризмом). Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 31 августа 1954 года.
Награды: Большая золотая медаль Отделения этнографии и статистики РГО — за совокупность трудов по этнографии (1912); орден Трудового Красного Знамени (10 июня 1945); медаль «За доблесный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945); Почётная грамота в связи с 200-летием Академии Наук СССР (1945).
Научная деятельность
Дореволюционные этнографические работы Зеленина посвящены главным образом материальной культуре и верованиям восточных славян. В серии «Очерки славянской филологии и истории культуры», изданием которой руководил Макс Фасмер, в 1927 г. появилось (на немецком языке) подготовленное Зелениным первое систематическое изложение восточнославянской этнографии. В развитии восточно-славянской фольклористики заметную роль сыграли сборники сказок, составленные Зелениным и его мысли о значении русских частушек, об эстетических возможностях этого фольклорного жанра. Изданные им сказки часто цитируются в трудах В.Проппа. Зеленину принадлежит термин «заложные покойники» (равно как и первое описание этого явления). В 1930-е гг. Зеленин заинтересовался функциональным методом П.Г.Богатырёва и занялся исследованием сибирского шаманизма. Он внёс вклад и в тюркологию, подготовив первый капитальный труд об онгонах. Послевоенные работы Зеленина не издавались и считаются утраченными.
Общественно-научная деятельность: 1904 — Член Русского географического общества; 1927 — Член-корреспондент Президиума Чехословацкого этнографического музея (Společnosti Narodopisneho Museu Československeho); 1929 — Учёный корреспондент Institut international de Coopération intellectuelle (Париж); 1929 — Член-корреспондент Общества этнографии Verein für Volkskunde (Вена); 1942 — Член-корреспондент Общества друзей Лужицы; 1942 — Член-корреспондент Болгарской академии наук.
Основные работы: Новые веяния в народной поэзии. — Москва, 1901; Н.И.Ильминский и просвещение инородцев. — Санкт-Петербург : «Русская школа», 1902. — 20 страниц; Песни деревенской молодежи. — Вятка, 1903; Отчет о диалектологической поездке в Вятскую губернию. — Санкт-Петербург : типография Императорской Академии наук, 1903. — 189 страниц; Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии (Этнографический и историко-литературный очерк). — Вятка: Губернская типография, 1904. — 54 страницы; Кама и Вятка. Путеводитель. — Юрьев, 1904; Русская соха, её история и виды. — Вятка, 1908; Великорусские говоры…. — Санкт-Петербург: Отдел русского языка и словесности Императорской Академии наук, 1913. — XVI, 544 страницы, 1 лист карт; Великорусские сказки Пермской губернии. — Петроград, 1914 — 656 страниц; Великорусские сказки Вятской губернии. — Петроград, 1915 — 640 страниц; Библиографический указатель русской этнографической литературы о внешнем быте народов России. 1700—1910 гг. — Санкт-Петербург, 1913 — 733 страницы; Очерки русской мифологии. Выпуск 1: Умершие неестественной смертью и русалки. — Петроград, 1916; Russische (Ostslavische) Volkskunde = Русская (восточнославянская) этнография. — Лейпциг, 1927; Примитивная техника гончарства «налепом» (au colombin) в Восточной Европе // Этнография. 1927. Книга III. №1; Имущественные запреты как пережитки первобытного коммунизма. — Ленинград, 1934; Культ онгонов в Сибири. — Москва-Ленинград, 1936; Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. — Москва-Ленинград, 1937; Восточнославянская этнография = Russische (Ostslawische) Volkskunde (1927) / перевод с немецкого К.Д.Цивиной. — Москва: Наука (ГРВЛ), 1991. — 511 страниц. — (Этнографическая библиотека). — ISBN 5-02-016500-0.
Переиздания: Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901—1913 гг. — Москва : Индрик, 1994; Избранные труды. Очерки русской мифологии. — Москва : Индрик, 1995; Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1917—1934 гг. — Москва: Индрик, 1999; Очерки славянской мифологии. Москва : Издательский дом «Вече», 2021. ISBN 978-5-4484-3007-7.