[434x700]
1884
Дер Нистер (Der Nister; имя на идиш — דער נסתּר — «скрытый»; по каббалистический традиции нистер называли скрытых мудрецов; настоящее имя — Пинхос Менделевич Каганович)
еврейский писатель и поэт. Родился в Бердичеве, в хасидской семье. Учился в хедере и бет-мидраше. Под влиянием старшего брата Аhарона, последователя Нахмана из Брацлава, увлекался хасидизмом, но одновременно зачитывался светской литературой на русском языке, который освоил главным образом самоучкой. Около 1905 г., видимо, примыкал к сионистам-социалистам. В 1905–1907 гг. Дер Нистер жил под чужим именем в Житомире и других городах, укрываясь от призыва в армию и зарабатывая уроками иврита. Писать начал в ранней юности. Десять стихотворений Дер Нистера на иврите (1902–1903), которые он послал Н.Соколову для печати, опубликованы в «Бхинот» (1976, №7). На идише дебютировал сборником стихотворений в прозе «Геданкен ун мотивн» («Мысли и мотивы», 1907). Форма произведений, к которой часто обращались поэты-символисты, уже указывала на литературную ориентацию Дер Нистера, оставшегося верным ей до конца жизни, а тематика книги (божественно-сатанинская двойственность человека, вечное противостояние его устремлений и реальности, противоборство собственных чувств) намечала круг проблем, навсегда завладевших воображением писателя. В символизме Дер Нистер усматривал путь слияния современных философских исканий и форм творчества с традициями каббалистической литературы. Отсюда стремление Дер Нистера синтезировать еврейский мистицизм с мировой мифологией, появление в его рассказах образов Будды, Девы Марии и т. д. Два ранних рассказа Дер Нистера «Пойлиш» («Польское») и «Клеопатра» (оба напечатаны в «Литерарише монатсшрифтн», Вильна, 1908) образуют антитезу — противопоставление традиционной для еврейской среды освященной браком любви и губительной страсти в языческом мире. В первом сборнике рассказов Дер Нистера «Хехер фун дер эрд» («Выше земли», 1910) жизнь предстает как трагедия, в которой, однако, любовь, трактуемая как некая мистическая сила, несет с собой искупление страданиям. Трагизмом мироощущения пронизан и сборник стихов «Гезанг ун гебет» («Песня и молитва», 1912). Открывающее сборник произведение «Мир» («Мы») — раздумье о тайной сути еврейского духа и о его судьбе в пору, когда у народа нет духовных вождей. Безвыходности и отчаянию Дер Нистер противопоставляет в этом стихотворении видение юноши, перед которым открылся путь предков. После 1912 г., очевидно, под влиянием критики И.Л.Переца, Дер Нистер отошел от характерной для ряда его ранних рассказов асюжетности и обратился к прочной сюжетно-повествовательной структуре.
Дер Нистер (в центре; за ним слева — Марк Шагал). Малаховка, 1923 год
В период между 1913 г. и 1929 г. окончательно сложился ярко индивидуальный, уникальный в литературе на идише стиль писателя. Образы-символы с их мистическим дуализмом приобретают в творчестве Дер Нистера особую рельефность благодаря гипнотически медлительному ритму и продуманному звуковому строю пространных предложений с инверсиями, архаизмами, заимствованными из традиционных переводов Библии на идиш, с идущими оттуда же частыми повторами союза «и». Все это усиливает царящую в произведениях Дер Нистера завораживающую, порой сюрреалистическую атмосферу. Фантастическая окраска повествования, озаренного мистическим чувством, придает даже бытовым зарисовкам характер легенды или волшебной сказки. В этом Дер Нистер развивал традиции хасидского символического рассказа Нахмана из Брацлава, усилив их национальную самобытность частыми обращениями к мотивам и образам каббалы. В книгах для детей «Майселех» («Сказки», 1918), «Майселех ин ферзн» («Сказки в стихах», 1918) и других Дер Нистер выступает искусным сказочником, насыщая фольклорную или созданную им сюжетную основу все тем же визионерски-мистическим настроением. В 1918–1920 гг. Дер Нистер жил в Киеве, участвовал вместе с Д.Бергельсоном, Д.Гофштейном и другими в сборниках «Эйгнс» и «Ойфганг» — новаторских периодических изданиях первых послереволюционных лет. В 1921 г. выехал в Каунас, а оттуда в Берлин, где издал собрание своих мистических и фантастических рассказов «Гедахт» («Воображение», тома 1–2, 1922–1923). Написанные им в эти и последующие два года произведения публиковал в советских, западноевропейских и американских журналах. В 1924–1925 гг. Дер Нистер был сотрудником советского торгового представительства в Гамбурге. В 1926 г., привлеченный тем, что советская власть поощряла тогда развитие еврейской культуры на идише, Дер Нистер вернулся в Советский Союз. С 1929 г. его произведения, опубликованные в журналах, печатавших писателей-попутчиков, и в книге «Фун майне гитер» («Из моих владений», 1929), стали подвергаться резким нападкам критики за символизм и мистицизм. Как своеобразный ответ критикам прозвучал помещенный в журнале «Ди ройте велт» рассказ Дер Нистера «Унтер а плойт» («Под забором»; включен в сборник «Гедахт», Киев, 1929). Герой рассказа — созерцатель-отшельник Медардус (имя демонстративно заимствовано у Э.Т.Гофмана), которого заставляют с помощью магии возненавидеть мир науки и спуститься со своей башни в цирк, скудоумный мир низкопробных вкусов и плотских страстей. За отступничество его ожидает духовное уничтожение и жалкое одиночество. Аналогия с судьбой писателя, который изменяет высокому искусству ради суетных благ, напрашивалась сама собой. Рассказ был расценен одним из советских критиков как «наиболее реакционный во всем сомнительном творчестве писателя». После 1929 г. несколько лет Дер Нистер занимался редакторской деятельностью, перевел на идиш «Жерминаль» Э.Золя, «Голос крови» Дж.Лондона, «Хаджи Мурат» Л.Н.Толстого, «Муму» И.С.Тургенева, ряд произведений русских и украинских советских писателей. Пытаясь освободиться от символической манеры письма, Дер Нистер обратился в книге «Драй хойпштет» («Три столицы», 1934) к жанру очерка. Но и в очерках проступало тонко выраженное сопротивление автора стилю письма в духе соцреализма, его тяготение к фантастике и гротеску. Такой же неосуществимой для Дер Нистера попыткой пересилить себя оказалась работа в 1930-х гг. над так и не законченным романом «Фун финфтн йор» («О 1905 годе»; опубликован в журнале «Советиш Геймланд», январь 1964), в котором под именем Борух-Бер автор запечатлел Б.Борохова. В 1934 г. Дер Нистер писал в Париж брату: «... я был и остался символистом. Человеку моего склада... очень трудно перейти от символизма к реализму... Нужно вывернуть душу наизнанку. Я пытался не однажды... Теперь, кажется, я нашел выход... моя работа над книгой является необходимостью; иначе — я ничто, иначе — я выпаду из литературы и из жизни...» В письме речь идет о романе «Ди мишпохе Машбер» («Семья Машбер», том 1, Москва, 1939, том 2, Нью-Йорк, 1948; глава из третьего тома опубликована в «Советиш геймланд», 1967, №2), одном из самых значительных явлений в прозе на идише середины 20 в. Избрав обычную для европейского романа форму «семейной саги», признанную теоретиками советской литературы, Дер Нистер не поступился, однако, ни своим стилем, ни творческими принципами. Роман был задуман, видимо, как многотомная эпопея, рисующая картину распада традиционных устоев и связей еврейского общества в период между 1870 г. и 1917 г. (на иврите машбер - `кризис`). Действие двух первых томов, протекавшее в Бердичеве, длится менее одного года. Значительно ярче, чем привычные для читателя описания столкновений интересов городских богачей и бедняков, выступают в романе контрасты между бездуховностью погрязших в повседневных заботах обывателей и духовным богатством брацлавских хасидов, которые противостоят разрушительным тенденциям близящихся перемен. В романе преобладает внутренний диалог, спор героя с самим собой, обнажающий присущую человеку противоречивость натуры; таким образом в центре романа оказываются проблемы, увлекавшие писателя с самого начала его творческого пути. В 1941–1943 гг. Дер Нистер находился в эвакуации в Ташкенте, затем переехал в Москву, состоял в тесном контакте с Еврейским антифашистским комитетом. По поручению комитета он сопровождал в Биробиджан поселенцев с Украины (1947) и поместил серию статей о поездке в газете «Эйникайт». Его обращение к родителям направлять детей в еврейские школы послужило поводом к обвинению Дер Нистера в национализме. Искренние и смелые по форме и тематике рассказы Дер Нистера, посвященные судьбе евреев в годы войны, собраны в книге «Корбонес» («Жертвы», 1943). Арестован в Москве 19 февраля 1949 года по делу Еврейского антифашистского комитета. Следствие в Лефортовской тюрьме длилось более полугода, причем в первые три месяца допросы велись почти ежедневно и преимущественно по ночам. По свидетельствам других арестованных, Дер Нистер настойчиво утверждал, что никто из его коллег-литераторов не разделял приписываемых ему «националистических взглядов». В середине сентября 1949 года писатель был осужден особым совещанием при МГБ СССР на 10 лет лагерей по статьям 58-10 части I и 58-11 — «за преступные связи с националистами и антисоветскую агитацию». Отправлен в Минлаг в Коми АССР, где 4 июня 1950 года скончался на станции Абезь (Коми АССР) в лагерной больнице. Согласно акту о смерти, в результате «нарастающей недостаточности сердечной активности». Через три дня его положили в деревянный гроб из горбыля и закопали под стандартным столбиком.
[700x525]
Похоронен на Мемориальном кладбище в посёлке Абезь, Республика Коми, Россия.
Посмертно реабилитирован.
Память
В 2017 году профессор израильского университета имени Бар-Илана — Бер Котлерман — специалист по творчеству Дер Нистера установил по архивным документам и воспоминаниям очевидцев местонахождение могилы на кладбище рядом с Абезьским лагерем. Профессор Котлерман и доцент ИСАА МГУ Александра Полян установили на могиле писателя памятный знак в виде звезды Давида обвитой колючей проволокой.
На русский язык в СССР произведения Дер Нистера не переводились. Переводы и посмертные издания: Основные произведения Дер Нистера изданы между 1947 г. и 1963 г. в Израиле в переводе на иврит. Некоторые рукописи из архива писателя публиковались в «Советиш Геймланд» и сборнике «Видервукс» (Москва, 1969). «Пойлиш», перевод на русский язык: Борис Котлерман (Израиль).
1884
Альбер Лондр (французское имя — Albert Londres)
французский журналист и писатель, мастер очеркового жанра. С 1932 года вручается престижная журналистская премия его имени. Родился в городе Виши, департамент Алье, Франция. После окончания лицея пробовал различные профессии в Лионе, затем переехал в Париж. Литературную карьеру начал в 1904 с публикации сборника стихов Suivant les heures, за которым последовали ещё несколько сборников и так никогда и не поставленная на сцене пятиактная пьеса в стихах «Gambetta». Ещё в стихотворный период творчества периодически писал заметки для парижских газет, а в 1906 стал постоянным журналистом «Le Matin», освещающим работу Национального собрания. С началом Первой мировой войны был освобождён от строевой службы по состоянию здоровья и стал военным корреспондентом от «Le Matin» при Министерстве обороны. Его первым фоторепортажем стал отчёт о последствиях артиллерийских бомбёжек Реймса в сентябре 1914 года. Лондр хотел охватить репортажами страны на юго-востоке, но руководство «Le Matin» его идеи не поддержало. Тогда он перешёл на работу в «Le Petit Journal» и в качестве их корреспондента с 1915 до окончания войны отправлял репортажи из Сербии, Греции, Турции и Албании. В 1922 году Лондр отправляется на Дальний Восток. Его слава растёт, а репортажи и очерки начинают выходить во Франции отдельными сборниками. Большой резонанс вызывают его очерки из Французской Гвианы и описание жизни на каторге в Кайенне. Погиб 16 мая 1932 года вместе с ещё 53 пассажирами при пожаре на пароходе «Жорж Филиппар» у берегов Йемена при возвращении во Францию из очередной командировки.
Память
Премия Альбера Лондра — с 1932 года вручается ежегодно за работы в области журналистики и, позднее, за документальные кино-телерепортажи.
1884
Герберт Юлианович Маннс (латышское имя — Herberts Manns)
советский учёный-юрист, криминалист, специалист в области уголовного права, профессор, заведующий кафедрой уголовного права Саратовского юридического института имени Д.И.Курского. Герберт Юлианович Маннс родился 1 ноября 1884 года в городе Венден, Лифляндская губерния (ныне — город Цесис, Латвия). В официальных документах имеется пометка о вероисповедании Маннса Г.Ю. — «православный». 1912 год — окончил юридический факультет Казанского университета. 1913—1914 годы — научная командировка в Берлин, учился на юридическом факультета Берлинского университета. 1916 год — избран приват-доцентом юридического факультета. 1918 год — экстраординарный профессор юридического факультета Иркутского университета. Читал курсы уголовного права, уголовной политики, истории уголовного права, криминалистики, государственного права и социологии. 1922 год — назначен деканом Факультета общественных наук Иркутского университета. 1924 год — назначен деканом факультета права и местного хозяйства. С 1927 года — профессор Саратовского университета. С 1928 года — директор Фундаментальной библиотеки Саратовского университетата. 1931 год — назначен заведующим кафедрой уголовного права вновь созданного Саратовского юридического института. 1937 год — репрессирован. 22 мая 1938 года — расстрелян. В 1957 году реабилитирован посмертно.
Семья: Жена — Маннс (Резникова) Варвара Петровна (родилась в 1885). Дочь — Екатерина Васильева (родилась в 1905). Внук — Юрий Сергеевич Васильев (родился 10 апреля 1929 года, Иркутск, РСФСР, СССР) — советский и российский учёный-гидротехник, академик Российской Академии Наук (2000). Ректор (1983—2003), президент (2003—2015) и научный руководитель (с 2015 года) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации (1995); Сын — Маннс Эдгар Гербертович (родился в 1907)
Память
Медаль имени Герберта Маннса (учреждена 27 июня 2014) — общественная награда, вручаемая Международной неправительственной некоммерческой организацией «Конгресс криминалистов» за достижения в области криминалистики.
Публикации: Книги, монографии, учебные пособия; Маннс Г.Ю. Аборт как социальное явление и проблемы его наказуемости. — Харьков: Юрид. изд-во НКЮ УССР, 1927. — 80 страниц; Маннс Г.Ю. Борьба с беспризорностью и преступностью несовершеннолетних и её очередные задачи в Сибирском Крае. — Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1927. — 34 страницы.
Статьи: Маннс Г.Ю. Андрей Антонович Пионтковский // Журнал Министерства юстиции. — 1916. — № 5. — Страницы 194—200; Маннс Г.Ю. Меры социальной защиты в уголовном кодексе РСФСР и в итальянском проекте уголовного уложения 1921 г. // Сборник трудов профессоров и преподавателей Государственного Иркутского Университета. Факультет общественных наук. Выпуск 6. — 1923. — Страницы 222—266; Маннс Г.Ю. Криминалистика, как прикладная дисциплина и предмет преподавания // Сборник трудов профессоров и преподавателей Государственного Иркутского Университета. Отдел I — науки гуманитарные. Вып. 2. — 1921. — Страницы 139—164; Маннс Г.Ю. Отношение Уголовного Кодекса 1926 года к вине и опасному состоянию // Проблемы преступности. Сборник. Выпуск 3. — 1928. — Страницы 35-53.
Литература: Иванов А.Н., Михальчук А.Е. Незаслуженно забытое имя // Вестник криминалистики : журнал. — 2010. — Выпуск 4. — Страницы 107—115; Казарин В.Н. Первые профессора-юристы Иркутского университета // Сибирский юридический вестник : журнал. — Иркутск, 1998. — Выпуск 2. — Страницы 4—6; Иванов А.Н., Михальчук А.Е. Профессор Герберт Юлианович Маннс (К 125-летию со дня рождения) // Вестник Саратовской государственной академии права : журнал. — Саратов, 2009. — Выпуск 5 (69). — Страницы 204—210; Иванов, А.Н. История саратовской научной школы криминалистики : монография в 3 частях / А.Н.Иванов, Д.С.Хижняк. Том Часть 1. – Саратов : Саратовская государственная юридическая академия, 2022. – 268 страниц. – ISBN 978-5-7924-1787-8.
1884
Карл Эн (немецкое имя — Karl Ehn)
австрийский архитектор, один из видных представителей венского «общественного» строительного стиля. К.Эн родился в городе Вена, Австро-Венгрия, в семье столяра. В 1899—1904 годах учился в государственной ремесленной школе, в 1904—1907 гг. — в Академии изобразительного искусства в Вене, у Отто Вагнера. Был самым талантливым из учеников Вагнера. В 1906 году удостоен премии Розенбаум, в следующем году — лауреат премий Гундель и Хагенмюллер. С 1909 года и вплоть до ухода на пенсию в 1950 году работает в строительном управлении Вены. С 1924 года назначается на пост государственного советника по строительству. Построил в 1920-е — начале 1930-х годов XX века большое количество удобного и дешёвого «социального» жилья в рабочих кварталах Вены. После прихода в Австрии к власти нацистов (1938) остался на своём посту, однако заказов на проектирование и строительство зданий более не получал. С 1944 года — старший советник по строительству, затем сенатский советник. Был убеждённым холостяком. Умер в родном городе 26 июля 1959 года. Похоронен на Лайнцском кладбище в Вене. Всего К.Эн построил в Вене почти 2800 зданий.
Карл-Маркс-Хоф в Вене
Наиболее известные постройки
Карл-Маркс-Хоф в Вене-Дёблинг (1927—1929); Карл-Шёнейер-Хоф (1950—1952; его последний проект); Бебельхоф (1925—1926); семейное общежитие Санкт-Элизабет (1937); Свобода-хоф (1926).
[490x700]
1885
Марджори Боуэн (Marjorie Bowen; настоящее имя Габриэль Маргарет Кэмпбелл (Mrs Gabrielle Margaret V[ere] Long née Campbell)
британская писательница, автор исторических и готических романов, а также произведений в стиле «хоррор». Её литературное наследие составляет более, чем 150 произведений, большая часть которых была опубликована под псевдонимом Марджори Боуэн. Также она писала свои работы, пользуясь псевдонимом Джозеф Ширинг (Joseph Shearing) и ещё несколькими псевдонимами, а часть книг опубликовала под своим настоящим именем. Под псевдонимом Джозеф Ширинг она написала несколько зловещих готических романов, пронизанных атмосферой мистики и страха. Несколько её книг были экранизированы. Отец, страдавший алкоголизмом, оставил семью, когда Марджори была ещё в юном возрасте, и, в конечном итоге, был найден мертвым на лондонской улице. После этого активная литературная деятельность Марджори стала основным источником доходов для её семьи. Марджори была замужем дважды: первый раз в 1912 году она вышла замуж за жителя Сицилии Эмилио Констанца Зефферино, но этот брак оказался несчастливым. В 1916 году Зефферино умер от туберкулёза. После этого Марджори выходит замуж во второй раз за Артура Л.Лонга. Литературный дебют Марджори Боуэн состоялся в 1906 году (книга «Миланская гадюка» (The Viper of Milan)). После этого всю жизнь, до самой смерти, она не прекращала заниматься активным литературным творчеством. Умерла в Лондоне 23 декабря 1952 года. Роман «Госпожа Нелл Гвинн» (Mistress Nell Gwynne) , написанный под псевдонимом Джозеф Ширинг и опубликованный 1926 году, был экранизирован режиссёром Гербертом Вилкоксом в этом же году. (фильм Nell Gwyn. В фильме снимались Дороти Гиш и Рэндли Ортон.
Библиография (оригинальные названия) The Viper of Milan (1906); The Master of Stair (1907); The Glen O’Weeping (1907); The Sword Decides (1908); A Moment’s Madness (1908); The Leopard and the Lily (1909); Black Magic: a Tale of the Rise and Fall of the Antichrist (1909) — легенда о том, как колдунья по имени Урсула сумела занять пост римского папы. (Римский папа Иоанн VIII); I Will Maintain (1910); God and the King (1911); Defender of the Faith (1911); God’s Playthings (1912); The Rake’s Progress (1912); The Quest of Glory (1912); A Knight of Spain (1913); The Two Carnations (1913); Prince and Heretic (1914); Because of These Things (1915); Mr Washington (1915); Shadows of Yesterday (1916); Curious Happenings (1917) — сборник коротких рассказов; Crimes of Old London (1919) — сборник коротких рассказов; The Cheats, A Romantic Fantasy (1920); Roccoco (1921); The Haunted Vintage (1921); Stinging Nettles (1923) — полу-автобиографическая повесть, рассказывающая о неудачном браке Марджори с сицилианцем Зефферино; Seeing Life! (1923); Mistress Nell Gwynne (1926) (написан под псевдонимом Джозеф Ширинг) — экранизирован в этом же году режиссёром Гербертом Вилкоксом; «Five Winds» (1927); The Pagoda (1927); Dark Ann (1927) — сборник коротких рассказов; Exits and Farewells (1928); General Crack (1928) (написан под псевдонимом George R.Preedy) — был экранизирован в 1930 году (фильм General Crack), в одной из главных ролей снялся Джон Берримор; The Golden Roof (1928); Sheep’s Head and Babylon, and Other Stories of Yesterday and Today (1929) — сборник коротких рассказов; Dickon (novel) (1929); The Great Weird Stories (1929) (написан под псевдонимом Arthur Neale); The Devil’s Jig (1930) (написан под псевдонимом Robert Paye); The Rocklitz (под этим названием роман был издан в Великобритании) или The Prince’s Darling (под этим названием роман был издан в США) (1930) (написан под псевдонимом George Preedy); Grace Latouche and the Warringtons (1931) — сборник коротких рассказов; The Shadow on Mockways (1932) — пьеса, была поставлена не сцене парижского театра Гран-Гиньоль; Forget-me-Not (1932) (написан под псевдонимом Джозеф Ширинг); The Veil’d Delight (1933); Great Tales of Horror (1933); Julia Roseingrave (1933) (написан под псевдониом Robert Paye) — история о колдовстве и тайном искусстве, которым владеют ведьмы; The Last Bouquet, Some Twilight Tales (1933) — сборник коротких рассказов; Dr Chaos and the Devil Snar’d (1933) (написан под псевдонимом George R.Preedy); The Triumphant Beast (1934); The Scandal of Sophie Dawes (1934) — роман о куртизанке Софи Доуз, которая происходила из низких социальных слоёв. Боуэн описывает её, пользуясь эпитетами «вульгарная распутница», «юная потаскуха» и «крыса из сточной канавы»; Moss Rose (1934) (написан под псевдонимом Джозеф Ширинг) — роман экранизирован в 1947 году (фильм Moss Rose); More Great Tales of Horror (1935); The Angel of the Assassination (1935) (Написан под псевдонимом Джозеф Ширинг) — роман-биография Шарлотты Корде; The Poisoners (1936) (написан под псевдонимом George R. Preedy); Trumpets at Rome (1936); This Shining Woman (1937); Wrestling Jacob. A study of the life of John Wesley and some members of the family. (1937); God and the Wedding Dress (1938); Orange Blossoms (1938) (написан под псевдонимом Джозеф Ширинг) — сборник коротких рассказов; Blanche Fury (1939) (as Joseph Shearing) — экранизирован в 1948 году (фильм Blanche Fury); Mr. Tyler’s Saints (1939); The Circle in the Water (1939); The Debate Continues: being the Autobiography of Marjorie Bowen (1939) (написан под именем Маргарет Кэмпбелл); Ethics in Modern Art (1939); The Crime of Laura Sarelle (1941) (написан под псевдонимом Джозеф Ширинг) — Уилл Каппи в своей рецензии на этот роман отозвался следующим образом: «Тот, кто желает пощекотать свои нервы и хочет испытать острые эмоции — тому стоит прочитать впечатляющий роман М-ра Ширинга о любви, смерти и роковых судьбах. Приобщитесь к искусству Ширинга, и вы встретите один из самых зловещих женских образов, когда — либо созданных в поэзии или в прозе.»; The Golden Violet (1941) (написан под псевдонимом Джозеф Ширинг); The Spectral Bride В других изданиях роман также выходил под названием The Fetch (1942) (написан под псевдонимом Джозеф Ширинг); Airing in a Closed Carriage (1943) — экранизирован в 1947 году (фильм The Mark of Cain); The Abode of Love (1944) (написан под псевдонимом Джозеф Ширинг); So Evil My Love (1947) (написан под псевдонимом Джозеф Ширинг) повествует об убийстве Чарльза Браво — роман был экранизирован в 1948 году (фильм So Evil My Love); The Bishop of Hell and Other Stories (1949) — избранные рассказы из раннего творчества Марджори; The Man with the Scales (1954); Kecksies and Other Twilight Tales (1976) — сборник коротких рассказов.
1885
Михаил Пяшчиньский (польское имя — Michał Piaszczyński)
блаженный Римско-Католической Церкви, священник, мученик. Родился в городе Ломжа, Црство Польское, Российская империя
В 1903 году Михаил Пяшчиньский поступил в Духовную семинарию и после пяти лет обучения в ней в 1908 году продолжил своё обучение в католической Духовной Академии в Санкт-Петербурге. 13 июня 1911 года Михаил Пяшчиньский был рукоположен в священника. В 1914 году получил докторат по философии в Фрибуре, Швейцария. В следующих годах занимался пастырской деятельностью во Франции, после исполнял обязанности вице-директора Духовной семинарии в Ломжы и занимался педагогической деятельностью в различных образовательных учреждениях в городах Ломжы и Сейны. После начала Второй Мировой войны 7 апреля 1940 года был арестован немецкими оккупационными властями и 13 апреля 1940 года отправлен в концентрационный лагерь Дзялдово. C 3 мая 1940 года находился в концентрационном лагере Заксенхаузен, где погиб от голода и болезни 18 декабря 1940 года.
Прославление
13 июня 1999 года Михаил Пяшчиньский был беатифицирован Римским Папой Иоанном Павлом II в группе 108 блаженных польских мучеников. День памяти в Католической Церкви- 12 июня. Литература: Paweł Bejger: Błogosławiony ksiądz Michał Piaszczyński. Włocławek: Wydaw. Duszpasterstwa Rolników, 2001. ISBN 83-88743-57-0
[535x700]
1885
Константин Павлович Хохлов
советский российский актёр, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1944). Константин Хохлов родился в Москве. В 1895—1905 годах учился в Александровском коммерческом училище в Москве. В 1908 году окончил Московское театральное училище (ныне Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина) (ученик А. П.Ленского). В 1908—1915 и 1917—1920 годах — актёр Московского Художественного театра. Участвовал в спектаклях его 1-й и 2-й Студий. В 1915—1917 годах служил в Царской армии (младший унтер-офицер). В 1916 году дебютировал в кинематографе, сыграв Козачевского в фильме «Ураган». С 1921 года — актёр, с 1922 по 1925 — режиссёр (в 1922—1923 — главный режиссёр) Большого драматического театра (ныне — имени Г.А.Товстоногова) в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). Дебютировал в театре как режиссёр спектаклем «Юлий Цезарь» по трагедии У.Шекспира, в котором сыграл Марка Антония. Поставил несколько спектаклей, отдавая предпочтение экспрессионизму и конструктивизму. В 1925—1930 годах — режиссёр Ленинградского театра драмы имени А.С.Пушкина (ныне Александринский театр), в 1926—1930 — руководитель Государственного передвижного театра «Студия», в 1931—1938 годах — режиссёр Малого театра в Москве. В 1938—1954 годах (с перерывом) — художественный руководитель, затем главный режиссёр Киевского театра русской драмы имени Л.Украинки, где осуществил свои лучшие постановки. С его именем связан расцвет театра, ставшего в эти годы одним из лучших в СССР. В годы войны ставил спектакли в Башкирском театре драмы (ныне — имени Мажита Гафури) (художественный руководитель в 1941—1942 годах, поставил 2 спектакля) и в Русском драматическом театре (поставил 2 спектакля) (оба театра — в Уфе). В 1954—1955 годах — главный режиссёр Большого драматического театра имени М.Горького (Ленинград). С 1922 года занимался педагогической деятельностью: преподавал мастерство актёра в театральной студии при Ленинградском театре драмы имени А.С.Пушкина (1924—1930), Московском театральном училище при Малом театре (1931—1933, преподаватель и заведующий учебной частью), студии при Киевском театре русской драмы имени Л.Украинки (1938—1941, преподаватель и художественный руководитель студии), Киевском театральном институте имени И.Карпенко-Карого (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И.К.Карпенко-Карого (1939—1941), Ленинградском театральном институте имени А.Островского (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства) (1954—1955) (с 1946 — профессор кафедры «мастерство актёра»). Умер в Ленинграде 1 января 1956 года.
[525x700]
Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Награды
Награды и звания: Заслуженный деятель искусств РСФСР (23 сентября 1937); Орден «Знак Почета» (23 сентября 1937); Народный артист Украинской ССР (1939); Народный артист СССР (4 января 1944); Орден Трудового Красного Знамени (30 декабря 1945); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946); Орден Ленина (23 января 1948); Орден Трудового Красного Знамени (30 июня 1951).
ТВОРЧЕСТВО
Театральные работы
Актёр
Московский Художественный театр: 1908 — «Синяя птица» М.Метерлинка — Каштан; 1909 — «Анатэма» Л.Н.Андреева — Пурикес; 1910 — «Братья Карамазовы» по Ф.М.Достоевскому — прокурор; 1911 — «Гамлет» У.Шекспира (постановка Г.Крэга) — Горацио; 1912 — «Нахлебник» И.С.Тургенева (постановка В.И.Немировича-Данченко) — Елецкий; 1913 — «Николай Ставрогин» по Ф.М.Достоевскому — Маврикий Николаевич; 1913 — «Брак поневоле» Мольера — Ликаст; «Живой труп» Л.Н.Толстого (постановка В.И.Немировича-Данченко) — Каренин; «У жизни в лапах» К.Гамсуна — лейтенант Люнум.
1-я и 2-я Студия МХАТ: «Потоп» Г.Бергера — Бир; «Балладина» Ю.Словацкого — граф Киркор; «Балладино» З.Н.Гиппиус — дядя Мика.
Большой драматический театр: 1921 — «Рюи Блаз» В.Гюго (постановка Н.В.Петрова) — Саллюстий де Базан; 1922 — «Юлий Цезарь» У.Шекспира (постановка К.П.Хохлова) — Марк Антоний; 1922 — «Земля» В.Я.Брюсова (постановка Н.В.Петрова) — Консул.
Режиссёр
Большой драматический театр: 1922 — «Юлий Цезарь» У.Шекспира (художники А.Н.Бенуа и Н.А.Бенуа); 1922 — «У жизни в лапах» К.Гамсуна; 1922 — «Газ» Г.Кайзера (художник Ю.П Анненков); 1923 — «Ужин шуток» С. Бенелли (художник В.В.Лебедев); 1923 — «Близнецы» («Два Менехма») Плавта (художник В.М.Ходасевич); 1924 — «Бунт машин» А.Н.Толстого (художник Ю.П.Анненков); 1924 — «Девственный лес» Э.Толлера (художник Н.П.Акимов); 1925 — «Учитель Бубус» А.М.Файко (художник Н.П.Акимов); 1929 — «Жена» К.А.Тренёва (художник Н.П.Акимов); 1954 — «Половчанские сады» Л.М.Леонова; 1955 — «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана.
Ленинградский академический театр драмы имени А.С.Пушкина: 1924 — «Царь Эдип» Софокла; 1925 — «Яд» А.В.Луначарского (совмемтно с Н.В.Петровым); 1926 — «Пугачевщина» К.А.Тренёва (совместно с Л.С Вивьеном и Н.В.Петровым); 1927 — «Бархат и лохмотья» А.В.Луначарского и Э.Штуккена; 1928 — «Доходное место» А.Н.Островского; 1928 — «Горе от ума» А.С.Грибоедова.
Малый театр: 1932 — «Плоды просвещения» Л.Н.Толстого; 1933 — «Враги» М.Горького; 1934 — «Бойцы» Б.С.Ромашова (совместно с Л.М.Прозоровским); 1935 — «Волки и овцы» А.Н.Островского; 1936 — «Слава» В.М.Гусева; 1937 — «На берегу Невы» К.А.Тренёва; 1937 — «Борис Годунов» А.С.Пушкина; 1938 — «Дружба» В.М.Гусева (совместно с Е.П.Велиховым).
Киевский русский драматический театр им. Леси Украинки: 1935 — «Волки и овцы» А.Н.Островского; 1936 — «Плоды просвещения» Л.Н.Толстого; 1939, 1946, 1951 — «Каменный властелин» Л.Украинки; 1939 — «Джоконда» Н.Ф.Погодина; 1939 — «Простые сердца» К.Г.Паустовского; 1939 — «Фельдмаршал Кутузов» В.А.Соловьева; 1940 — «Зыковы» М.Горького; 1941 — «Дворянское гнездо» И.С.Тургеневу; 1941 — «Машенька» А.Н.Афиногенова; 1943 — «Нашествие» Л.М.Леонова (1943 — Караганда; 1944 — Киев); 1945 — «Пигмалион» Б.Шоу; 1945 — «Офицер флота» А.А.Крона; 1945 — «Горе от ума» А.С.Грибоедова; 1946 — «Обыкновенный человек» Л.М.Леонова; 1947 — «Русский вопрос» К.М.Симонова; 1947 — «Остров мира» .П.Петрова; 1948 — «Таланты и поклонники» А.Н.Островского; 1948 — «Закон чести» А.П.Штейна; 1949 — «Обрыв» по И.А.Гончарову; 1949 — «Наш современник» К.Г.Паустовского; 1949 — «Восходит солнце» С.Вургуна; 1950 — «Чайка» А.П.Чехова; 1950 — «Директор» С.И.Алёшина; 1951 — «Враги» М.Горького; 1952 — «Мёртвые души» по Н.В.Гоголю; 1952 — «Маскарад» М.Ю.Лермонтова; 1952 — «Овод» по Э.Л.Войнич; 1953 — «Золотая чума» («Измена нации») В.А.Соловьева; 1954 — «Месяц в деревне» И.С.Тургенева.
Киевский драматический театр имени И.Франко: 1946 — «Вишнёвый сад» А П.Чехова.
Фильмография: 1916 — «Ураган» — Козачевский; 1916 — «Если счастье на свете сильнее любви» — князь Б.; 1916 — «За право первой ночи» — новобрачный; 1916 — «Злые духи» — Леонид Чагин; 1916 — «И раб дерзнул» — муж графини; 1916 — «Оскорблённая Венера» — Вернер, брат Вервены; 1916 — «Роковые мотивы» — Ёжиков; 1916 — «Зелёный паук» — Борисов; 1916 — «Чёрные тени» — Ёжиков; 1917 — «Болотный цветок» — князь; 1917 — «Венчал их Сатана» — князь Басаргин, муж Елены; 1917 — «Набат» — Николай Стратонов; 1917 — «Скошенный сноп на жатве любви» — композитор Чарский; 1917 — «Первые чувства раба» — Муратов, товарищ прокурора; 1917 — «Сильный человек» — Билецкий; 1917 — «Скрещенные мечи» — князь Глеб Турский; 1917 — «Усни, беспокойное сердце» — Маврикий Гвяздовский, помещик; 1917 — «Юность не просила страсти запоздалой» — роль; 1917 — «Ткачи» — Пелавин; 1918 — «Ваши пальцы пахнут ладаном» — он; 1918 — «Выстрел» — роль; 1918 — «Духовные очи» — артист, любовник Анны; 1918 — «Звезда Олимпии» — роль; 1918 — «Метель» — Бурмин; 1918 — «Меч милосердия» — граф Стефан Циховский; 1918 — «Молчи, грусть… молчи…» — Олексо Пресвич, гипнотизер-иллюзионист; 1918 — «Та третья» — роль; 1920 — «Сорока-воровка» — роль; 1925 — «Степан Халтурин» — прокурор Стрельников; 1926 — «Соперники» — инженер Кнорринг; 1927 — «Кастусь Калиновский» — граф Орлов; 1927 — «С. В. Д.» — генерал Вишневский; 1928 — «Ася» — Тургенев; 1932 — «Горизонт» — фабрикант; 1933 — «Великий утешитель» — Биль Портер (О.Генри); 1936 — «Путешествие в Арзрум» — Нурцев; 1948 — «Суд чести» — председатель Суда Чести.
Литература: Нестеровский П., К.П.Хохлов, Киев, 1951.
[448x700]
1886
Герман Брох (немецкое имя — Hermann Broch)
австрийский писатель, автор «многомерных романов», в которых он, используя новаторскую литературную технику, представляет широкий спектр человеческих переживаний. Родился в Вене, в состоятельной еврейской семье, сын текстильного фабриканта. Учился на инженера. С 1916 по 1927 управлял делами отца. В то же время с 1911 в качестве вольнослушателя посещал лекции по физике, философии и психологии в Венском университете. После продажи отцовских фабрик Брох в 1929—1932 снова слушает в Венском университете лекции по философии и математике, дебютирует как писатель. Наряду с художественной прозой пишет философские эссе о литературе и морали. Первым его крупным произведением стала трилогия «Лунатики» (1931-1932), тема которой — дезинтеграция европейского общества в период между 1888 и 1913 гг. Между 1934 и 1936 гг. работал над романом «Искуситель» (1953), где описание чужаков-гитлеровцев, иллюстрирует теорию автора о массовой истерии. Среди других сочинений: «Неизвестная величина» (1933), «Невиновные» (1950, русский перевод 1990), а также многочисленные эссе, письма и рецензии. В 1938 арестован гестапо, через три недели, после протестов мировой общественности (главную роль здесь сыграл Джеймс Джойс), был освобожден, выехал в Великобританию, благодаря помощи Т.Манна получил визу на въезд в США. В 1938 г. эмигрировал в США. Принял католицизм. Много работал не только над прозой (при этом постоянно пытаясь отказаться от художественного творчества), но и над трудами по философии, математике, массовой психологии, идя в этом параллельно поискам Музиля, Канетти и во всем имея в виду свою главную тему — кризис и распад ценностей в австрийском обществе 1880—1930-х годов. В одном из последних сочинений «Смерть Вергилия» (1945, русский перевод 1990) он описывает последние 18 часов жизни Вергилия.
[650x698]
Римский поэт размышляет о своей переломной эпохе, очень близкой, по мысли Броха, к той, в которой жил он сам. Умер в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США) 30 мая 1951 года.
Награды и премии: Стипендия Гуггенхайма (1940). Произведения: Лунатики. Роман-трилогия (Die Schlafwandler: Eine Romantrilogie) (1931—1932); Неизвестная величина (Die unbekannte Grösse) (1933); Зло в системе ценностей искусства (Das Böse im Wertsystem der Kunst) (1933); Джеймс Джойс и современность (James Joyce und die Gegenwart) (1936); Дух и дух времени (Geist und Zeitgeist) (1943); Смерть Вергилия (Der Tod des Vergil) (1945); Невиновные (Die Schuldlosen) (1950); Искуситель (Der Versucher) (1953); Познание и литературное творчество (Dichten und Erkennen) (1955); Психология масс (Massenpsychologie) (1959); Гофмансталь и его эпоха (Hofmannsthal und seine Zeit) (1964); Чары (Die Verzauberung) (1976). Сводные издания: Kommentierte Werkausgabe im 13 Bd/ Paul Michael Lützeler (Hrsg.). Frankfurt: Suhrkamp, 1974—1981. Публикации на русском языке: Новеллы. Ленинград: Художественная литература, 1985; Невиновные. Смерть Вергилия. Москва: Радуга, 1990; Лунатики: Роман-трилогия. В 2-х томах. Киев: Лабиринт; Санкт-Петербург: Алетейя, 1996; О литературе// Вопросы литературы, 1998, № 4.
Литература: Хрусталева Н.А. Трилогия «Лунатики» в творчестве Германа Броха. Ленинград:Издательство Ленинградского университета, 1991. — 176 страниц. ISBN 5-288-00168-5; Нечепорук Е.И. Герман Брох в споре с Джеймсом Джойсом (К вопросу об особенностях "интеллектуального романа XX века // Вопросы национальной специфики произведений зарубежной литературы XIX—XX веков. Иваново, 1979.- Страницы 68-78; Ziolkowski T. Hermann Broch. New York: Columbia UP, 1964; Kiss E. Hermann Broch: Werk und Wirkung. Bonn: Bouvier, 1985; Lützeler P.M. Hermann Broch: eine Biographie. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1985 (английское издание 1987); Hermann Broch. Das dichterische Werk/ Michael Kessler, Paul Michael Lützeler (Hrsg.). Tübingen: Staufenberg Verlag, 1987; Ritzer M. Hermann Broch und die Kulturkrise im frühen 20. Jahrhundert. Stuttgart: J.B. Metzler, 1988; Schmid S. Hermann Broch, éthique et esthétique. Paris: PUF, 2001; Hermann Broch, ein Engagierter zwischen Literatur und Politik. Innsbruck: StudienVerlag, 2004; Pelletier J. Que faire de la littérature ? L’exemple de Hermann Broch. Québec: Nota Bene, 2005; Арендт Х. Герман Брох// Она же. Люди в темные времена. Москва: Московская школа политических исследований, 2003, страницы 130—174; Борхес Х.Л. Герман Брох «Die unbekannte Grösse»// Он же. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 1. Санкт-Петербург: Амфора, 2005, страница 401
[588x700]
1886
Сакутаро Хагивара (японское имя — 萩原 朔太郎)
японский писатель и поэт. Реформатор японской поэзии. Хагивара много экспериментировал с языком, стремясь понять и видоизменить поэзию как искусство. Особенно интересовался жанром танка (его собственные публиковались в том числе в журналах Bunkō, Shinsei и Myōjō), вдохновение черпал в стихах Акико Ёсано. В молодости публиковал свои стихи в журналах, затем сам принял участи в их создании вместе с друзьями. Активно участвовал в деятельности нескольких поэтических группировок, обычных для японской литературы 1920-х. Многие произведения Хагивары подвергались критике за пессимизм автора. Сын провинциального врача. Не окончил колледж и не имел постоянной работы, пока не занялся литературным творчеством (первые попытки публикаций предпринял в 15). Около 18 лет имел связь с неизвестной женщиной, которую потом в своих стихах выводил как «Елену» и считал музой. Она, однако, под влиянием родственников вышла за другого. Был дважды женат. От первой жены, которая затем ушла к другому, имел двух дочерей — Ёко (1920—2005) и Акирако (родилась в 1922). Научившись в детстве, профессионально играл на мандолине. Всю жизнь полагался на материальную поддержку своей обеспеченной семьи, которая позволяла ему вести богемный образ жизни и периодически экспериментировать с обучением в том или ином университете. В момент смерти (в возрасте 55 лет и после двух браков) он был студентом очередного. В 1915 году пытался совершить самоубийство на почве плохого самочувствия и алкоголизма. В разные периоды жизни увлекался Ницше, Шопенгауэром и народной японской культурой. Умер 11 мая 1942 года от так и не диагностированного при жизни рака легких, который врачи до последнего дня полугодичной болезни писателя считали пневмонией.
Сочинения: Tsuki ni Hoeru («Howling at the Moon», «Вою на Луну»). Первая антология поэзии Хагивары. Вызвала сенсацию и шквал критики; Aoneko («Blue Cat», «Синяя кошка»), 1923. Ещё бо́льшая сенсация, вызвавшая ещё больше критики. Другие работы: Hyōtō («Icy Island», «Ледяной остров») 1934. Самая большая антология стихов Хагивары.
1886
Отто Фредерик Эутен (норвежское имя — Otto Fredrik Authén)
норвежский гимнаст, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1908. Родился в Осло. На Играх 1908 в Лондоне Эутен участвовал только в командном первенстве, в котором его сборная заняла второе место. Умер в Осло 7 июля 1971 года.
[546x700]
1887
Лоуренс Стивен Лаури (Laurence Stephen Lowry)
английский художник. Родился в английском Стретфорде, графство Ланкашир (Stretford, Lancashire, England). Известно, что роды дались его матушке, которую звали Элизабет (Elizabeth), очень нелегко, и после рождения она даже не пожелала взглянуть на сына, принесшего ей страдания. Известно и то, что Элизабет позже всегда завидовала своей сестре, у которой было три 'великолепных девочки', в то время как у нее был один 'неуклюжий сын'. Отец Лоуренса, Роберт (Robert), трудился клерком в 'Jacob Earnshaw and Son Property Company', был он человеком чрезвычайно замкнутым, и позже Лаури даже сравнил его с 'холодной рыбой'. Так, после рождения сына здоровье Элизабет начало давать сбои, это привело к ее постоянной раздражительности, она нещадно командовала и мужем, и сыном, ловко используя свое нездоровье в качестве рычага давления. Позже в одном из интервью Лаури определил свое детство как 'несчастное', заявив также, что его взросление проходило в весьма 'репрессивной семейной атмосфере'. В школе он проявил весьма неплохие способности к учебе, а также обзавелся несколькими друзьями. С детства склонный к рисованию, после школы Лаури стал брать частные уроки живописи, а в 1905 году он начал учебу в Манчестерском муниципальном колледже искусств (Manchester Municipal College of Art), где учился в классе французского художника-импрессиониста Пьера Адольфа Валетта (Pierre Adolphe Valette), который весьма высоко оценил дарование молодого Лаури. В 1915 году Лаури поступил в Королевский технический колледж в Солфорде (Salford Royal Technical College), сегодня известный как Университет Солфорда (University of Salford), где он продолжал обучение до 1925 года. Именно здесь он и заимел свой интерес к созданию индустриальных пейзажей, так, именно в тот период Лаури приступил к формированию своего уникального художественного стиля. Отец Лоуренса умер в 1932 году, оставив семье долги. Матушка из-за постоянных неврозов и депрессии оказалась прикована к постели, и ему пришлось взять на себя заботу о ней. Так, работая клерком днем и заботясь о больной матери вечером, Лаури и проводил свою жизнь, находя для своих картин время по ночам, когда мать его засыпала. Кстати, простым клерком он проработал около 40 лет, и лишь когда Лаури уже перешагнул 50-летний жизненный рубеж, к нему пришла популярность и даже слава. Примечательно, что живя и работая в весьма замкнутом собственном мирке, Лаури оказался совершенно неподвержен никаким модным на тот момент художественным стилям и направлениям, в то же самое время выработав за долгие годы уединенного рисования уникальный собственный стиль. Первая выставка его состоялась, когда художнику было уже 52 года, зато успех этого мероприятия был настолько большим, что сам художник, казалось, не был готов к нему. Кстати, друзья описывали Лаури как человека замкнутого, и в то же время любителя веселых шуток и историй. Отдельно отмечалось, что иногда он всецело отдавался своей фантазии, так, рассказывая, к примеру, забавную историю или анекдот, он мог совершенно забыть о правдивости фактов, концентрируясь на приукрашивании смешных моментов. Что касается творчества Лаури, то к тому моменту, когда он стал внезапно популярным, он оказался, пожалуй, единственным британским художником, работающим в жанре индустриального пейзажа. Сегодня Лоуренс Стивен Лаури считается одним из самых знаменитых британских художников, а его пейзажи индустриального севера просто не имеют себе равных. 'Фишкой' Лаури стали 'люди-спички', присутствующие почти на всех полотнах художника. Так, его картины изображают весьма незатейливые на первый взгляд картинки – спешащих после работы домой людей; людей, ожидающих поезда на станции; просто отдыхающих людей. Но эти вроде бы наивные рисунки оказались полны скрытой силы и энергии. Одной из самых известных работ Лаури стала картина 'Возвращение с фабрики', очень известны также его полотна 'Крикетный матч', 'Oldfield Road Dwellings, Salford', 'Huddersfield i', 'A Country Road', 'Playground Scene' и многие другие. Сегодня большинство его картин можно увидеть в музее города Солфорда. Цены на картины художника на современных аукционах превышают порой шестизначные определения. В целом цены на его картины довольно серьезно выросли после смерти художника. Умер Лоуренс Стивен Лаури в Дербишире (Великобритания) 23 февраля 1976 года. Причиной смерти его стала пневмония, произошло это в больнице города Глоссопа (Woods Hospital in Glossop). Еще при жизни, снискав славу, Лаури удостоился многих почестей в честь признания его таланта – он стал обладателем почетных ученых степеней от университетов Манчестера (Manchester), Солфорда и Ливерпуля (Liverpool). Известно, что, оставаясь человеком скромным, Лаури отклонил несколько весьма и весьма престижных наград, среди которых были и Орден Британской Империи (Order of the British Empire), и рыцарское звание. Вообще, он даже оказался своеобразным рекордсменом по количеству отклоненных наград. Статуя художника была установлена в 2005-м в городе Моттрам (Mottram).
[494x700]
1887
Герман Эмиль Альфред Макс Трапп (немецкое имя — Hermann Emil Alfred Max Trapp)
немецкий композитор и педагог. Родился в Берлине. Окончил Берлинскую Высшую школу музыки, ученик Эрнста фон Донаньи и Павла Юона. Некоторое время концертировал как пианист, с 1916 г. вёл фортепианный класс в Консерватории Бенды в Шарлоттенбурге (сменив в этой должности Вальтера Майер-Радона), в 1920—1934 гг. преподавал в Берлинской Высшей школе музыки (с 1926 г. профессор), среди его учеников Софи Кармен Экхардт-Граматте, Йозеф Таль, Сабуро Морои. В 1929 г. был избран в Прусскую академию искусств. В 1932 г. вступил в Союз борьбы за немецкую культуру и в НСДАП, в 1933 г. опубликовал в журнале «Die Musik» программную пронацистскую статью «Призыв к творцам» (немецкое название — Appell an die Schaffenden). Пользовался широким признанием в Третьем Рейхе, был удостоен ряда крупных музыкальных премий. Вплоть до 1944 года занимал различные руководящие должности в немецких музыкальных институциях. В послевоенные годы некоторое время продолжал преподавать, однако редко оказывался в центре внимания музыкальной общественности и слушателей. К 80-летию Траппа Ойген Йохум исполнил одну из его симфоний. Умер в Берлине 31 мая 1971 года. Творчество Траппа сформировалось под влиянием Рихарда Штрауса и Макса Регера и на всём своём протяжении носило позднеромантический характер, иногда уклоняясь в сторону неоклассики. К его важнейшим сочинениям принадлежат фортепианный концерт (1931), записанный в 1935 году Вальтером Гизекингом и Оркестром Концертгебау под управлением Виллема Менгельберга, и Симфония № 2 (1922), впервые исполненная 26 октября 1922 года Оркестром Гевандхауса под управлением Вильгельма Фуртвенглера и записанная в 1944 г. Берлинским филармоническим оркестром под управлением Германа Абендрота. В целом наследие Траппа включает семь симфоний, два концерта для оркестра, концерты для скрипки и для виолончели с оркестром, музыку к трагедии Шекспира «Тимон Афинский», многочисленные камерные сочинения.
1887
Леонард Хансон (Leonard Hanson)
британский гимнаст, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1912 года в командном первенстве. Родился в Брадфорде. Участвовал также в индивидуальных соревнованиях на Олимпиадах 1908 (точное место неизвестно) и 1912 годов (12-е место). Умер 27 октября 1949 года.
[570x700]
1888
Михаил Маркелович Гужавин
российский советский живописец и график. Родился в деревне Гужавино Уржумского уезда Вятской губернии, в семье крестьянина, принявшего позднее сан священника церкви села Шурма Уржумского уезда Вятской губернии. Гужавин, Михаил Маркелович, 1927г. Ленинград. Обучался в иконописной мастерской, в Петербургской школе поощрения художеств, в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств (1911—1917) в классе пейзажной живописи у Н. Н. Дубовского. За пейзаж «Тихая ночь» получил звание художника (1917), а также право пенсионерской поездки за границу, которым не воспользовался. Был отмечен премиями братьев И.И. и С.И.Ендогуровых и имени А.И.Куинджи. Жил в Санкт-Петербурге (Петрограде — Ленинграде). Работал как пейзажист, продолжая в своем творчестве традиции лирического пейзажа. Испытал влияние И.И.Левитана. В 1920-е годы жил на Полтавщине, в Полтаве организовал мастерскую, где обучал художников (1922—1924). Экспонировал свои работы на Весенних выставках в залах Императорской Академии художеств (с 1911 года), выставках передвижников, Общины художников (1917, 1925), Общества художников имени А.И.Куинджи (1918, 1926—1930). Умер в Ленинграде 12 января 1931 года. Жанровые картины, пейзажи: «На задворках» (1911), «Весна в Петербурге» (1914), «После наводнения» (1915), «Весна» (1917), «Сумерки» (1918), «Крым» (1925, серия), «В дебрях Урала» (1927), «Васильки в цветущем льне» (1929), «За околицей деревни» (1930) и др. работы. Работы художника имеется в собраниях Русского музея, ряда региональных музеев (Краснодар, Днепр), в частных коллекциях. Галерея: «Летний двор», 1917; «Зимний вечер», 1917; «На реке», 1922; «Пейзаж с рекой и церковью», 1923.
Литература: Живопись первой половины ХХ века (К) / Альманах. Выпуск 226. Санкт-Петербург, Palace Edition, 2008. Страница 58.
[588x700]
1888
Пэки Макфарленд (Packey McFarland)
американский боксёр. Родился в Чикаго. Пэки МакФарленд был одним из ведущих претендентов на звание чемпиона мира по боксу в лёгком весе в 1908-1912 гг., однако шанса оспорить титул так и не получил. Его послужной список включает в себя победы (некоторые - без официального решения, согласно мнению журналистов, присутствовавших на бое) над чемпионами мира Фредди Уэлшем и Джеком Бриттоном, а также другими выдающимися боксёрами того времени - Джимми Бриттом, Оуэном Мораном, Майком Гиббонсом, Мэттом Уэллсом. Проведя на ринге порядка ста боёв, Пэки потерпел поражение лишь один раз - в первый год своей карьеры, когда он был дисквалифицирован в бою против Дасти Миллера. После этого он не проиграл ни разу, ни официальным решением, ни «решением газет» (англ. newspaper decision). В 1933 году Пэки был назначен главой Атлетической Комиссии штата Иллинойс. Умер в городе Джолит (штат Иллинойс, США) от острой ревматической лихорадки 22 сентября 1936 года. Пэки МакФарленд был принят в Международный зал боксёрской славы в 1992 году.
[466x700]
1888
Михал Сопоцько (польское имя — Michał Sopoćko)
католический священник, блаженный Римско-Католической церкви, основатель женской монашеской конгрегации «Сёстры Милосердного Иисуса», исповедник святой Фаустины Ковальской. Родился в городе Новосады, Виленский край (сегодня — Воложинский район Минской области), Российская империя. После окончания средней школы в городе Ошмяны в 1910 году вступил в Духовную семинарию в Вильне, по окончании которой в 1914 году был рукоположен в священника. C 1914 по 1918 год был викарием в селе Таборишки. C 1918 по 1932 год был капелланом Войска Польского. В 1926 году защитил научную степень доктора теологии. Будучи капелланом, с 1927 года по 1932 год был духовным отцом в виленской Духовной семинарии. В 1934 году стал профессором Варшавского университета. Долгое время с 1928 по 1962 год был профессором теологии на теологическом факультете Виленского университета и в Высшей Духовной семинарии в Белостоке. В 1941 году основал женскую монашескую конгрегацию «Сёстры Милосердного Иисуса». В 1942 году покинул Вильнюс из-за нацистского преследования и обосновался в местечке Чарны-Бур, где находился до 1944 года. Будучи исповедником монахини Фаустины Ковальской, заинтересовался почитанием Божьего Милосердия и стал его проповедником, обосновав этот культ своими теологическими сочинениями. Скончался в Белостоке 15 февраля 1975 года и был похоронен на кладбище прихода Успения Пресвятой Девы Марии в Белостоке. 30 ноября 1988 года его останки были эксгумированы и перезахоронены в Церкви Божьего Милосердия в Белостоке. В 1993 году в Белостокской архиепархии начался процесс беатификации. В 2004 году римский папа Иоанн Павел II объявил о героических добродетелях Михала Сопоцько. 17 января 2007 года римский папа Бенедикт XVI издал указ о признании чуда, сотворённого по молитве к Михалу Сопоцько. 28 сентября 2008 года кардинал Анджело Амато прочитал указ римского папы Бенедикта XVI о причислении Михала Сопоцько к лику блаженных в церкви Божьего Милосердия в Белостоке. День памяти в Католической церкви — 15 февраля.
Литература: Michele Sopocko, De misericordia Dei, Detroit, Wilno, 1940; Michele Sopocko, Julian Chróściechowski, Domine, miserere nobis!, Viceprovincia B.M.V. Matris Misericordiae, Congregationis CC. RR. Marianorum, 1967; Faustina Kowalska, S., La misericordia divina nella mia anima, Città del Vaticano, Libreria Editrice Vaticana, 1992.