• Авторизация


1 ноября родились... 01-11-2025 09:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Родионов_Иван_Александрович (553x700, 191Kb)
1866
Иван Александрович Родионов
русский писатель, общественный и политический деятель России и русской эмиграции. Монархист, участник Белого движения. Родился в станице Камышевской области Войска Донского, в семье помещика (из донских казаков). Воспитывался в Елисаветградском кавалерийском училище (1881—1884) и в Новочеркасском казачьем юнкерском училище (1884—1886). Окончил училище по 1-му разряду, выпущен хорунжим. Служил в 1-м и 10-м Донских казачьих полках. В качестве командира казачьей сотни участвовал в подавлении восстания рабочих в Боровичах. Выйдя в отставку, получил должность земского начальника в Боровичах Новгородской губернии. Завязал близкое знакомство с М.В.Родзянко (соседом по имению), иеромонахом Илиодором, епископом Гермогеном (Долганёвым) и юродивым Митей Козельским. Вместе с последними тремя 29 декабря 1911 года при личной встрече с Григорием Распутиным пытался добиться его отъезда из Санкт-Петербурга и прекращения контактов с императорской семьёй. Был представлен царской семье.
Первая мировая война и революция
Как казачий офицер Родионов в годы Первой мировой войны принимал участие в боевых действиях (есаул 39-й особой казачьей сотни); с октября 1915 служил при штабе главнокомандующего Юго-Западным фронтом генерала Брусилова, участвовал в «Луцком (Брусиловском) прорыве», был награждён 4 боевыми орденами. В то же время он не оставлял занятий публицистикой, являясь до октября 1916 редактором ежедневной газеты Юго-Западного фронта «Армейский вестник». В 1917 году Родионов отказался присягать Временному правительству. В мае 1917 участвовал в работе 1-го Всероссийского офицерского съезда в Могилёве и был избран членом Главного комитета «Союза офицеров армии и флота». В сентябре 1917 как активный участник корниловского выступления Родионов был заключён в быховскую тюрьму. После освобождения корниловцев он, вернувшись на Дон, вступил в ряды Добровольческой армии.
РодионовГруппа арестованных генералов (700x531, 358Kb)
Группа арестованных генералов и офицеров во главе с Корниловым в период Быховского заточения. По номерам: 1. Л.Г.Корнилов; 2. А.И.Деникин; 3. Г.М.Ванновский; 4. И.Г.Эрдели; 5. Е.Ф.Эльснер; 6. А.С.Лукомский; 7. В.Н.Кисляков; 8. И.П.Романовский; 9. С.Л.Марков; 10. М.И.Орлов; 11. А.Ф.Аладьин; 12. А.П Брагин; 13. В.М.Пронин; 14. прапорщик С.Ф.Никитин; 15. прапорщик А.В.Иванов; 16. И.В.Никаноров (Никоноров); 17. Л.Н.Новосильцев; 18. Г.Л.Чунихин; 19. И.А.Родионов; 20. И.Г.Соотс; 21. В.В.Клецанда. Осень 1917 года
Участвовал в 1-м Кубанском Ледяном походе, издавал в Новочеркасске официальную газету Всевеликого Войска Донского «Донской край» и газету «Часовой» (с сатирическим приложением «Крапива»), в которой в январе 1919 года издал «Протоколы сионских мудрецов». В ноябре 1918 Родионов принимал участие в проходившем в Ростове-на-Дону монархическом съезде по итогам которого был избран членом Юго-восточного краевого монархического центрального Комитета, созданного в целях «дальнейшего содействия пропаганде монархических идей и восстановлению монархии в единой неделимой России». В 1920 по просьбе генерала Врангеля был организатором печатного дела на юге России. Закончив Гражданскую войну в чине полковника, Родионов эмигрировал.
В эмиграции
Жил сначала в Югославии, затем перебрался в Берлин. В эмиграции продолжал активно участвовать в монархической работе. Он был помощником председателя Берлинского монархического объединения (1923), избирался делегатом на Российский зарубежный съезд в Париже (апрель 1926). В мае 1938 на организованной им в Белграде «встрече русских людей, верных заветам великого прошлого императорской России», произнёс «красивую речь о монархизме и монархичности всего Русского».
Умер в Берлине 24 января 1940 года. Похоронен в Берлине на православном кладбище (район Тегель).
Литературное творчество
Родионов мечтал стать писателем с молодости. Первая публикация — «Казачьи очерки» (1894, в журнале «Русское обозрение»). Первая же его повесть «Наше преступление» (1909) приобрела шумную известность, выдержала пять изданий в течение 1910 года. По инициативе А.Ф.Кони была выдвинута на соискание Пушкинской премии Академии наук. Сатирическая былина «Москва-матушка» (1911), выражающая «казацкий» взгляд на русскую историю, вызвала негативные отклики в правой прессе. В повести «Жертвы вечерние» (1922), посвященной Ледяному походу, описывал жестокости русского бунта и высказывал суждения о народе как «тупой и злобной скотине», достойной только «кнута, палки и ежовых рукавиц». Из незаконченного романа «У Последних Свершений», представляющего собой парафраз «Протоколов сионских мудрецов», опубликовано два отрывка: «Сыны Дьявола» (1932) и «Царство Сатаны» (1937). В первом бессюжетные диалоги двух «сионских мудрецов» перемежаются авторскими отступлениями. Во втором Родионов пытается интерпретировать пророчества Апокалипсиса применительно к истории России.
Взгляды
Страшным злом для страны Родионов считал народное пьянство. Он постоянно заявлял: «По моему глубокому убеждению — Россия гибнет от двух главных причин: еврея и алкоголя». Убежденный монархист Родионов принимал участие в монархическом движении. В 1912 году выступил в Русском собрании с двумя докладами («Неужели гибель?»), в которых заявлял: «мы, арийцы, передовой авангард и главные силы созидательного человечества, приняли и беспрерывно принимаем на себя самые сокрушительные удары еврейства». И выступил с призывом: «Единственно идеальное решение еврейского вопроса, это полное изгнание евреев из русской земли». В книге «Царство Сатаны» с гордостью называет себя антисемитом, восхищается «изумительной по благой плодотворности государственной деятельностью» Гитлера.
strong> первая жена — Нина Владимировна Анзимирова, во втором браке Самойлова (1889—после 1950), театральный художник; сын Ярослав Иванович Родионов (1903—1943), поэт; сын Владимир Иванович Родионов, в монашестве Серафим (1905—1997), архиепископ Цюрихский; вторая жена — Анна Алексеевна Кованько; сын Святослав Иванович Родионов (1909—1984) инженер, диакон; сын Гермоген Иванович Родионов (1912—1961), жертва выдачи казаков — экстрадирован в СССР; после освобождения из лагеря в 1954 году поселился в Якутске, работал заведующим редакционно-издательским сектором Якутского филиала Сибирского Отделения Академии Наук СССР; дочь София, в замужестве Боговут (1916—1974). Книги: Наше преступление (Не бред, а быль). Из современной народной жизни. Санкт-Петербург, 1909; переиздание: Москва: Глосса, 1997; Москва-матушка. Санкт-Петербург, 1911; Два доклада. Неужели гибель? Что же делать?. Санкт-Петербург: типография А.С.Суворина, 1912; переиздание: Москва: Витязь, 2000; Тихий Дон. Санкт-Петербург, 1914; переиздание: Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1994 (очерки по истории донского казачества); Жертвы вечерние: Не вымысел, а действительность. Берлин, 1922; Любовь. Роман. Берлин, 1922; Сыны дьявола. Белград, 1932; переиздание: Санкт-Петербург, 2003; Царство Сатаны. Из загадочного к реальному. Берлин, 1937; Забытый путь. Из архивов писателя: письма, дневниковые записи, воспоминания, проза. Москва: АИРО-XXI, 2008. — ISBN 5-91022-063-2. Литература: Алипатов В. История казачества в книге Ивана Родионова «Тихий Дон» // Родимый край; Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. — Москва: Отчий дом, 1994. — ISBN 5-86809-105-1; Запевалов В.Н. Родионов Иван Александрович // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / главный редактор П.А.Николаев. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2007. — Том 5 : П—С. — Страницы 313—315. — 800 страниц. — (Серия биографических словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 5000 экземпляров — ISBN 5-85270-011-8. — ISBN 5-85270-340-8 (том 5); Наумов С. Родионов И.А. // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Главный редактор, составитель О.А.Платонов, составитель А.Д.Степанов. — Москва: Институт русской цивилизации, 2003. — ISBN 5-09-136408-2; Стукалова Г. Один офицер по фамилии Родионов // Огонёк. 1993. № 17; Стукалова Г. Вступительная статья // Родионов И.А. Наше преступление. — Москва: Глосса, 1997. — ISBN 5-7651-0018-X

Hollaender (559x700, 364Kb)
1867
Феликс Холлендер (немецкое имя — Felix Hollaender)
немецкий писатель, критик, драматург и режиссёр. Феликс Холлендер родился в городе Глубчице, ныне Глубчицкий повят, Польша. Он провел свою юность в Берлине, где также получил образование. В первом его романе: «Jesus und Judas» (1890) выведен любопытный тип неудачного общественного деятеля и с несомненным талантом изображена немецкая интеллигенция, с её партиями и кружками. Следующие романы Ф.Холлендера: «Magdalene Dornis» и «Frau Ellin Röte» заключают в себе интересную разработку женских характеров. Большой известностью пользовался его роман «Der Weg des Thomas Truck», в котором очерчены разнообразные общественные, а также философские и религиозные течения в современной немецкой жизни. Идеализм, разбивающийся в борьбе с реальной действительностью, изображенной метко и зло — основная тема всех романов Феликса Холлендера. После «Истории Томаса Трука» появился роман «Der Baumeister», показывающий в ироническом тоне, что нужно для удачного «строительства в жизни». Изображение делового Берлина хорошо, но чрезмерная сентиментальная идеализация добродетельных персонажей портит до некоторой степени впечатление. Переводы «Истории Томаса Трука» и «Строителя» были напечатаны в «Вестнике Европы». Он написал также (в сотрудничестве с Лотаром Шмидтом) драму «Акерман», сильную в сценическом смысле по центральной фигуре трагического скупца, погибающего жертвой своей страсти. Феликс Холлендер умер в Берлине 29 мая 1931 года. Его брат Фридрих и племянник Густав — сделали себе имя как музыканты и композиторы.
Hollaender.Grab_jpg (700x466, 512Kb)
Похоронен на Лесном кладбище Хеерштрассе в Берлине.
Избранная библиография
Романы: Unser Haus. Roman. 1911; Jesus und Judas. Roman. 1891; Magdalena Dornis. Roman. 1892; Das letzte Glück. Roman. 1900; Der Weg des Thomas Truck. Roman. 1902. Драмы: Die heilige Ehe. 1892; Katzengold. Schauspiel. 1890; Ackermann. Tragikomödie. 1903. Либретто: Die fromme Helene.

Galfter (510x700, 211Kb)
1868
Виктор Петрович Гальфтер
русский генерал, герой Первой мировой войны, командир лейб-гвардии Московского полка. Православный. Родился в Санкт-Петербурге. Из дворян. Окончил Александровский кадетский корпус (1885) и 1-е военное Павловское училище (1887), был выпущен подпоручиком гвардии в лейб-гвардии Московский полк. Чины: поручик (1891), штабс-капитан (1898), капитан (1900), полковник (1908), генерал-майор (1915), генерал-лейтенант (1917). Окончил Офицерскую стрелковую школу. Командовал ротой Московского полка. Участвовал в русско-японской войне: был помощником заведующего (1904), заведующим складом Её императорского Величества в Харбине (1904—1905). В Первую мировую войну командовал лейб-гвардии Московским полком (1915—1917). Был награждён Георгиевским оружием «За то, что в бою 5—6 сентября 1914 г., руководя действиями 3-х баталионов, под огнём противника, ночью атаковал левый фланг его укрепленной позиции у д. Издебно и личным примером довел до штыкового удара свои баталионы.» и орденом Святого Георгия IV степени «За то, что в бою с превосходными силами австро-германцев 8 сентября 1914 г. при селении Тарнавка, во главе полка взял укрепленные позиции противника, с боя овладел 30 орудиями, отразив целый ряд яростных атак противника, стремившегося отбить взятые орудия.» В 1917 году командовал бригадой 2-й гвардейской пехотной дивизии и 10-й пехотной дивизией. Участвовал в Белом движении: в конце 1918 года командовал Северной армией на Украине, в начале 1919 — Западной Добровольческой армией. С апреля 1919 года был начальником военной миссии и находился в распоряжении генерала Гурко в Париже. Летом 1919 находился в штабе войск Юго-Западного края. После окончания Гражданской войны эмигрировал в Англию. Жил в Лондоне, состоял председателем Объединения лейб-гвардии Московского полка, Союза бывших российских военнослужащих в Англии и Союза Русских военных инвалидов в Великобритании. Умер в Лондоне 16 марта 1951 года. Награды: Орден Святого Станислава III степени (1896); Орден Святой Анны II степени (1905); Орден Святого Владимира IV степени (?) с мечами (1915); Орден Святого Владимира III степени . (1913) с мечами (1915); Орден Святого Георгия IV степени (Высочайший приказ 13 февраля.1915); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 13 февраля 1915); Орден Святого Станислава I степени с мечами (1915); Орден Святой Анны I степени с мечами (1916); Высочайшее благоволение (за боевые отличия, Высочайший приказ 5 февраля 1916); Орден Святого Владимира II степени с мечами (1916). Семья: Брат Александр (1870—1931) — полковник лейб-гвардии Московского полка, остался в СССР, репрессирован по делу «Весна». Источники: Волков С.В. Офицеры российской гвардии: Опыт мартиролога. — Москва: Русский путь, 2002. — Страница 118; Российское зарубежье во Франции 1919—2000. Л. Мнухин, М.Авриль, В.Лосская. — Москва: Наука; Дом-музей Марины Цветаевой, 2008.

Leontovich_AV (497x700, 152Kb)
1869
Александр Васильевич Леонтович (украинское имя — Олександр Васильович Леонтович)
советский учёный-физиолог и гистолог, академик Академии Наук Украинской ССР (1929), заслуженный деятель науки и техники Украинской ССР (1939). Родился в Киеве, в семье земского врача. Окончил с золотой медалью 2-ю киевскую гимназию. Затем учился на медицинском факультете Киевского университета. Занимался в лаборатории общей патологии у В.В.Подвысоцкого. По окончании университета в 1893 году со степенью лекаря с отличием, в течение года был внештатным сотрудником университетской гистологической лаборатории П.И.Перемежко; в марте 1895 года стал помощником прозектора лаборатории. С января 1896 года работал на кафедре физиологии, у С.И.Чирьева, с сентября 1899 года — прозектор. В 1900 году, после защиты диссертации «Новые данные о кожном чувстве» получил степень доктора медицины. Но только в декабре 1904 года получил право читать лекции по физиологии в звании приват-доцента Киевского университета. В 1906 году в течение 4 месяцев находился в научной командировке за границей. С осени 1908 года он читал курс физиологии на естественном отделении Киевского университета. Одновременно в 1899—1913 годах преподавал физиологию животных в Киевском политехническом институте. С 1911 года Леонтович состоял под негласным надзором полиции, у которой имелась информация о его контактах с группой анархистов и был готов «изготовлять для членов её взрывчатые вещества», а его жена собирала пожертвования на революционные студенческие фракции. С мая 1913 года он заведовал кафедрой физиологии сельскохозяйственный животных Московского сельскохозяйственного института (сначала адъюнкт-профессор, с июля 1914 года — профессор). С 1936 года Леонтович был заведующий отделом нормальной физиологии Института клинической физиологии Академии Наук Украинской ССР в Киеве. Основные труды А.В.Леонтовича посвящены гистологии и физиологии вегетативной нервной системы. Он изучал явления физиологической дегенерации и регенерации структурных элементов нервной ткани, происходящие в течение жизни организма. Им экспериментально был установлен факт двойной иннервации кожи цереброспинальными и симпатическими нервными волокнами. Он предложил теорию о нейроне как аппарате переменного тока (1928). Также им был предложен «метод окрашивания и фиксации нервных структур метиленовым синим, с помощью которого он обнаружил автономное периферическое нервное сплетение (сплетение Леонтовича), а также тончайшую структуру нервных окончаний». Он является автором пособий «Элементарное пособие к применению методов Gauss’а и Pearson’а при оценке ошибок в статистике и биологии» (Части 1—3. — Киев: типография С.В.Кульженко, 1909—1911) и «Физиология домашних животных» (5-е издание. — Москва: Сельхозгиз, 1938); а также учебников «Вариационная статистика» (Москва: Сельхозгиз, 1935) и (совместно с Б.К.Гиндце) «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных» (1936; 4-е издание. — Москва: Сельхозгиз, 1946). Жил в Москве на улице Остоженка, 8. Умер в Москве 15 декабря 1943 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (2 участок, 41 ряд).
LeontovichЖена (700x562, 215Kb)
Жена Вера Викторовна и дети: Евгения и Михаил; 1910 г.
Семья:
Был женат на Вере Викторовне Кирпичёвой (сестра Михаила Викторовича Кирпичёва). Дочь — математик Евгения Александровна Леонтович-Андронова, жена физика и математика А.А.Андронова. Младшая дочь — Вера. Сын — физик, академик Академии Наук СССР Михаил Александрович Леонтович. После смерти Веры Викторовны женился на Флеровой Наталье Всеволодовне (1888—1979). В этом браке родились дети Борис (1921—1941) и Татьяна (1923—2007). Литература: Бодрова Н.В., Краюхiн Б.В., Видатний радянський фiзioлог О.В.Леонтович, Київ, 1950 (библиография); Волков В.А., Куликова М.В. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Естественные и технические науки. — Москва: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2003. — Страницы 138—139. — 294 страницы— 2000 экземпляролв — ISBN 5—8037—0164—5.

Liesegang (700x697, 432Kb)
1869
Рафаэль Эдуард Лизеганг (немецкое имя — Raphael Eduard Liesegang)
немецкий химик и предприниматель, первооткрыватель образования периодических структур («колец Лизеганга») как проявления самоорганизации в химических системах. Рафаэль Лизеганг родился в Эльберфельде, в семье фотографа Пауля Эдуарда Лизеганга. После смерти деда в 1871 году семья переехала в Дюссельдорф с целью продолжения семейного бизнеса — сети фотоателье. В детстве Лизеганг мечтал стать художником, брал уроки рисования, однако отец был против, понимая, что сыну недостаёт таланта. Мальчик крайне слабо учился в школе, часто пропуская занятия и не выполняя домашнюю работу. В третьем классе он с трудом справлялся с элементарными арифметическими операциями; в шестом — был не в силах читать вслух или заучить стихотворение, хотя и понимал его смысл. Притом учителя отмечали его отличную память. После года частных уроков он был определён в гимназию, которую закончил в 1887 году с весьма скромными успехами. После окончания гимназии Лизеганг изучает теорию и практику фотографии, а потом на год переезжает в Висбаден, слушая лекции по аналитической химии К.Фрезениуса. В 1888 году он отправился изучать химию во Фрайбургский университет, где выполнил свои первые научные работы по светочувствительности солей серебра, а в 1891 году опубликовал статью об электрическом телевидении (задолго до открытия электрона). Курс университета остался неоконченным. С 1892 года Лизеганг начинает работу на фабрике «Ed.Liesegang oHG» своего отца, выпускавшей оптическое оборудование и фотореактивы. Здесь он трудится над химическими проблемами фотографического процесса и публикует целый ряд работ в этой области. В 1896 году он сообщает о наблюдении периодических структур осадков в желатине, которые В.Оствальдом позднее были названы «кольцами Лизеганга». После смерти отца в 1896 году он вместе с двумя братьями стал собственником фабрики. По его инициативе началось сначала ручное, а позже машинное производство фотобумаги «Zelloidinpapieres». В 1907 году Лизеганг продаёт свою долю в предприятии компании AGFA, ставшей крупнейшим в Европе производителем фототоваров. После ухода Рафаэля фабрика, сохранившая фамильное название, стала известным производителем проекционного оборудования. В 1908 году Лизеганг отправляется в Зенкенбергский музей во Франкфурте-на-Майне, где он совместно с неврологом Л.Эдингером разрабатывает метод исследования тонкой ветви нейронов с помощью окрашивания Гольджи. После Первой мировой войны благодаря известности своей научной деятельности в области биофизики он стал сотрудником Института кайзера Вильгельма во Франкфурте-на-Майне (1921), а в 1937 году — директором научно-исследовательского института коллоидов (Institut für Kolloidforschung). В 1944 году институт был переведен в Бад-Хомбург. Рафаэль Лизеганг прекратил свою неустанную работу только за день до своей кончины в Бад-Хомбурге от инфаркта лёгкого 13 ноября 1947 года.
Научная работа
Кое-как окончив школу и не получив систематического образования, будучи по сути дилетантом, Лизеганг поражал современников широтой интересов, остроумными экспериментами с использованием простейших средств и изобретениями в самых разных областях. По остроумному выражению В. Оствальда, он был «многовариантной системой». Его интересовало буквально всё: химия, оптика, медицина, электротехника, история, ботаника, геология, минералогия, проекционная техника, философия, фотография и т. д. Ещё в школьные годы он приобрёл голландский учебник по грамматике малайского языка и перевёл его на немецкий язык.
LiesegangСлои Лизеганга в песчанике (700x662, 498Kb)
Слои Лизеганга в песчанике
Лизеганг опубликовал более 800 научных статей и книг, стихотворные сборники, 14 драматических произведений. Среди его работ есть статьи о возможности телевидения, о причинах возникновения силикоза, о роли углекислого газа в жизни растений, свойствах аэрозолей, о механизме чёрно-белых и цветных фотографических процессов, о прообразе хромосомной теории и т. д. Он также принимал участие в развитии методов капиллярного анализа, являлся предшественником бумажной хроматографии. Но больше всего учёный известен в науке открытием явления, наблюдаемого во многих, если не во всех, химических системах, подвергающихся реакции осаждения при определённых концентрациях и в отсутствии конвекции. Данное явление получило название — «кольца Лизеганга» — в честь первооткрывателя. Он не был первым человеком, наблюдавшим эффект, но первым осуществил целенаправленные исследования в этой области. Первая его статья была опубликована в «Архиве фотографической химии», учреждённом им самим. Лизеганг увлёкся этим явлением и почти полвека посвятил изучению периодических химических явлений, уточняя свои эксперименты и предлагая новые, став одним из основоположников учения о самоорганизации в неравновесных системах. Его основные работы опубликованы в «Kolloid Zeitschrift» и «Nature».

1869
Александр Александрович Мурский (немецкое имя — Alexander Alexandrowitsch Murski)
немецкий актёр и режиссёр русского происхождения. Родился в Санкт-Петербурге. В 1901—1903 годах играл в московском Малом театре. После Октябрьской революции находился в эмиграции в Германии, жил в Берлине. В феврале 1922 года приезжал на гастроли в Париж, играл в комедии Ф.Мольнара «Черт», выступил в Обществе русских артистов, участвовал в вечере Дон-Аминадо. В 1929 году в Ницце Мурский снялся в фильме А.А.Волкова «Белый дьявол». В 1939 году, после приход к власти в Германии национал-социалистов, он бежал во Францию, жил в Париже. Был избран товарищем председателя Союза русских театральных и кинематографических деятелей (1939), был членом правления Харьковского землячества (1939). В Русском театре поставил пьесу А.Н.Островского «Волки и овцы». Участвовал в вечерах М.А.Крыжановской, А.И.Долинова, Одесского и Харьковского землячеств. 4 марта 1939 года и 23 марта 1940 года в зале Русской консерватории в Париже Александр Александрович провел свои творческие вечера. Умер в Тулузе в апреле 1943 года.

Razikashvili (511x700, 213Kb)
1869
Тедо Павлович Разикашвили (грузинское имя — თედო პავლეს ძე რაზიკაშვილი)
грузинский писатель. Младший брат Важи Пшавелы и Бачаны Разикашвили. Родился в селе Чаргали, Душетский уезд, Тифлисская губерния, Российская империя, в семье сельского священника. Детство провёл в крайней нужде. Окончил шестилетнюю школу в Чаргали и учительскую семинарию в Гори (1889). С 1890 по 1905 год был школьным учителем в Хелтубани. В 1905 году был выслан из Грузии за революционную деятельность, но возвращен по октябрьскому манифесту. В 1906 году его дом был сожжён, а сам он скрывался в течение некоторого времени. С 1890 года регулярно публиковал стихи в грузинских газетах. Был популярным детским писателем. Собрал обширную коллекцию грузинского фольклора — более 3000 стихотворений, более 200 сказок («Земля возьмет свое», «Подарки черного ворона», «Пять братьев и сестра»), легенды и т. д.. Трагически погиб в деревне Хелтубани, Грузинская ССР, СССР, получив 56 ножевых ранений, 19 января 1922 года. Похоронен в Дидубийском пантеоне. Библиография: Лисьи увертки : (Рассказы) / Т.Разикашвили ; Перевод с грузинского Т.Гвелесиани; [Предисловие Б.Абуладзе] ; Иллюстрации И.Размадзе. — Тбилиси : «Заря Востока», 1961. — 254 страницы : иллюстрации ; 21 см. — 50000 экземпляров; Народные сказки, собранные в Кахетии и Пшави Тедо Разикашвили, Тбилиси, 1909; Народные сказки, собранные в Картли Тедо Разикашвили, Тбилиси, 1911. Литература: Барамидзе А.Г., Гамезардашвили Д.М. Грузинская литература. — Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1968. — 80 страниц. — 7000 экземпляров; Тедо Разикашвили // Дидубийский пантеон / И.К.Энаколопашвили. — Тбилиси, 1957. — Страницы 177—179-

Voden_Aleksey (454x700, 201Kb)
1870
Алексей Михайлович Воден
русский философ, литератор, переводчик. Родился в городе Трубчевск, Орловская губерния, Российская империя. Детство провел в посаде Клинцы Черниговской губернии, где его отец служил фабричным врачом. Под влиянием двоюродного дяди Н.К.Судзиловского (Русселя) рано заинтересовался революционным движением. Учился в Новгород-Северской гимназии. В ней был библиотекарем нелегальной библиотеки. В 1889 году окончив гимназию с золотой медалью, поступил в Санкт-Петербургский университет на естественный факультет. Поддерживая переписку с Судзиловским, в 1888 году познакомился через него с Г.В.Плехановым. В Санкт-Петербурге в течение 1889—1891 годов поддерживал тесные отношения с П.Б.Струве, Д.В.Странденом, А.Н.Потресовым и другими, а также с социал-демократической группой технологов («брусневцами»). Уже тогда начал переводить немецкую социал-демократическую литературу. В ноябре 1890 года из-за нервного переутомления уехал в Черниговскую губернию, где предпринял неудачную попытку застрелиться. В апреле 1891 года вернулся в Санкт-Петербург. Участвовал в первой маёвке в 1891 года, произнёс одну из речей на похоронах Н.В.Шелгунова. В начале 1892 года, сдав экзамены за 1-й курс, уехал учиться в Берлинском университете. Затем отправился в Швейцарию. Долго был близок к Г.В.Плеханову, В.И.Засулич и их кругу. В 1895 году соучастник швейцарской встречи Ленина и Плеханова. В 1896—1900 годы жил в Лондоне, там с 1897 по 1899 год был корреспондентом легальных марксистских ежемесячников «Новое Слово» и «Начало» (под псевдонимом «Скептик»). Докторская диссертация о критике построений Риккерта, «К критике трансцендентальной психологии», была защищена в Мюнхене в 1909 году. В Россию вернулся в 1910 (1909?) году, через некоторое время заболел от крайнего переутомления нервным расстройством и снова стал работоспособен только в 1919 году. В 1920—1922 годах был преподавателем 2-й ступени в Чухлинской и Люберецкой школах, а в 1922 поступил на работу в Институт Маркса и Энгельса, где проработал до 1931 г., принимал весьма деятельное участие в подготовке к печати ряда сочинений Маркса и Энгельса и их переписки (главным образом им подготовлены немецкое и русское издания диссертации Маркса). С 1931 по 1933 старший научный сотрудник библиотеки Комакадемии. Перевёл труды: Пельмана «История античного социализма и коммунизма», Жореса «История Великой Французской революции», Вундта «Реализм критический и наивный», Риккерта «Границы естественно-научного образования понятий», ряд работ Гегеля, Учредительный адрес и статуты первого Интернационала и другие произведения. Умер в 1939 году.

1870
Сантос Хорхе Аматриаин (испанское имя — Santos Jorge Amatriaín)
панамский композитор и дирижёр испанского происхождения, автор Гимна Панамы. Окончил Мадридскую консерваторию (ученик, в частности, Эмилио Арриеты), после чего в 1889 г. эмигрировал в Панаму. Преподавал музыку в школах и гимназиях, работал органистом в Кафедральном соборе Панамы (исполняя, по большей части, музыку Иоганна Себастьяна Баха). В 1892 г. возглавил военный оркестр одной из частей национальной армии, в дальнейшем преобразованный в Республиканский духовой оркестр, и руководил этим коллективом, с перерывами, до 1912 г. Для духового оркестра написал ряд маршей и танцевальных пьес. В 1897 г. на слова поэта Херонимо Осса написал «Патриотический гимн жителей Перешейка» (испанское название — Himno Patriótico Istmeño), который в 1906 г. был утверждён в качестве временного гимна страны и в итоге остался им на постоянной основе, что было закреплено Панамской Конституцией 1941 года. Умер в городе Панама, Панама, 22 декабря 1941 года.

Car_Emin,_Viktor (461x700, 159Kb)
1870
Виктор Цар Эмин (хорватское имя — Viktor Car Emin; настоящая фамилия — Цар)
хорватский писатель, драматург и публицист. Член Академии наук и искусств Хорватии. Виктор Цар - сын моряка-кочегара. Родился в Истрии (ныне Мощеничка-Драга, Приморско-Горанской жупании Хорватия) —- адриатическом регионе, находившемся на стыке нескольких этнических стихий: хорватской, словенской, итальянской, немецкой и румынской. Обучался Цар в Ловране и Риеке, окончил учительскую семинарию в Копере (1885—1889). По её завершении Цар Эмин учительствовал в Совиняке (1889–91), Липе (1891–92) и Волоском (1893–1900). С 1895 года был секретарём Общества Св. Кирилла и св. Мефодия Истрии (Družbe sv. Ćirila i Metoda za Istru), а когда в 1900 году он отказался от перевода на должность преподавателя в другую местность, то потерял работу, продолжал жить в Опатии, работал журналистом. Редактировал издания «Narodnog lista», «Mladog Istranina» и «Mladog Hrvata», затем до 1918 года работал в нескольких школах в районе Опатии. Был официальным представителем Матицы Хорватской в Истрии. С 1918 года до выхода на пенсию в 1925 году, Цар Эмин работал школьным учителем в Сушаке, Бакаре и Кралевичах. Как активный участник национально-патриотического движения, Цар Эмин был в 1929 г. изгнан итальянскими фашистскими властями из Истрии. Тогда же было закрыто Истрийское Общество Святого Кирилла и Святого Мефодия. Цар Эмин надолго переселился в Сушак - пригород Риеки, вошедший в состав Югославии. Здесь он пережил массированные англо-американские бомбардировки 1944 - 1945 гг. В 1945 г. Цар Эмин перебрался в Опатию, где прожил почти всю оставшуюся жизнь. поддерживал деловые и дружеские связи с такими известными хорватскими патриотами как Антун Густав Матош и Винко Шепич (Vinko Šepić). Умер в городе Опатия 17 апреля 1963 года.
Творчество
Писатель-реалист. Автор сборников рассказов, романов, фельетонов, драм, публицистических статей. Темы произведений связаны с политической и общественной жизнью Истрии, борьбой хорватов с итальянским и немецким ирредентизмом и фашизмом, экономической экспансией, социальным расслоением общества и вызванными им изменениями в психологии людей.
Избранные произведения
Романы и повести: «В бушующем море» (Na uzburkanom moru», 1884); «Бедняки» («Bijednici», 1885); «Путешествие в Египет» («Put u Egipat», 1889); «Разорённый очаг» (трилогия, «Pusto ognjište», 1900); «Высохший источник» («Usahlo vrelo», 1904); «После прилива» («Iza plime», 1913); «Старики» («Starci», 1917); «Pod sumnjom» (1918); «Новая борьба» (Nove borbe», 1926); «Između dva ognjišta» (1930); «Presječeni puti» (1938); «Витязь моря» («Vitez mora», 1939); «Простые люди» («Neznatni ljudi», 1946); «Данунциада» (роман-хроника, 1946); «Роковые дни» (книга мемуаров, «Udesni dani», 1951); Mali Učkarić» (рассказы). Драмы: «Золотая болезнь» («Zlatna bolest», 1906); «Vicencica» (1934).

Henriko_Zamenhof (586x700, 224Kb)
1871
Генрик (Григорий) Маркович Заменгоф (польское имя — Henryk Zamenhof; имя эсперанто — Henryk Zamenhof)
польский врач и эсперантист, брат Л.Л.Заменгофа. Родился в Белостоке, в семье преподавателя реального училища М.Заменгофа, с 1874 вместе с семьёй жил в Варшаве. По образованию был врачом-дерматологом, в 1920-х −1930-х вёл курсы косметологов Под влиянием старшего брата Л.Заменгофа изучил эсперанто, но активного участия в движении эсперантистов не принимал. Имел двоих сыновей: Стивена (1911—1998) и Мечислава. Умер в Варшаве 23 июля 1932 года.
Henriko_Zamenhofгроб (525x700, 564Kb)
Похоронен на еврейском кладбище в Варшаве.

[577x700]
1871
Иван Иванович Замотин
советский литературовед, академик Академии Наук Белорусской ССР (1928). Родился в деревне Крыулина, ныне Бежецкого района Калининской области. Окончил Псковскую гимназию и Санкт-Петербургский историко-филологический институт (1897). Был приват-доцентом сначала Варшавского университета, потом Санкт-Петербургского; с 1908 г. - профессор Варшавского университета, с 1917 г. - Донского и с 1922 г. - Белорусского, в Минске. Научные работы Замотина (свыше 100) относятся главным образом к истории русской литературы XVIII, XIX и XX столетий, к истории белорусской литературы, а также к методике преподавания литературы. В своих исследованиях Замотин является одним из представителей культурно-исторического метода. В этом духе написаны дореволюционные работы Замотина о ранних романтических веяниях в русской литературе, о романтизме 1820-х годов и о русской литературе 1840—1860-х гг. Последние книги Замотина - "Семинарий по истории новой русской литературы", "Некрасов-художник", "На переломе", этюды о произведениях Якуба Колоса, Янки Купалы и др., а также книга "Мастацкая літаратура у школьным выкладаньні" - написаны в плане формально-социологического метода. Автор исследований "Ранние романтические веяния в русской литературе" (1900), "М.Ю.Лермонтов" (1914), "На переломе. Схема литературных исканий XIX-XX вв." (1927), "А.С.Пушкин. Очерк жизни и творчества" (1937, на белорусском языке), работ, посвященных творчеству русских и белорусских писателей; занимался вопросами методики преподавания литературы ("Художественная литература в школьном преподавании", выпуски 1-2, 1927-1928, на белорусском языке). Умер в Минске 25 мая 1942 года. Библиография: I. Ранние романтические веяния в русской литературе, Варшава, 1900; Предание о Вадиме Новгородском в русской литературе, Воронеж, 1901; Романтизм 20-х годов XIX ст. в русской литературе, том I, Варшава, 1903; издание 2-е, 1911 (магистерская диссертация); То же, том И, Санкт-Петербург, 1907; издание 2-е, 1913 (докторская диссертация); Литературные течения и литературная критика 1930-х годов, Москва, 1908; Очерк истории журналистики за первую половину XIX столетия, Москва, 1909; Тенденциозная беллетристика 60—70-х гг., Москва, 1910; Сороковые и шестидесятые годы, Варшава, 1911 (издание 2-е, Санкт-Петербург, 1915); Ф.М.Достоевский в русской критике, часть 1, Варшава, 1913; М.Ю.Лермонтов, Варшава, 1914; На переломе. Схема литературных исканий в XIX и XX столетиях, Минск, 1927; Пуціны беларусскай літаратуры (Я.Колас, "Новая земля"), Минск, 1924; Поэма Я. Коласа "Сымон Музыка" як аутахарактарыстыка, "Полымя", Минск, 1926, № 8; Белорусская драматургия. Драмы Я. Купалы, "Узвышша", Минск, 1927, № 1; М.Багдановіч. Крыт.-біографічны нарыс, "Узвышша", Минск, 1927, №№ 2, 3, 5; Чарговыя задачи вывучэнья гісторыі бел. літаратуры, Запуск. Ацдзелу гуман. навук ІБК Працы клясы фулелегіі, № 1; Мастацкая літаратура у школьным вьікладаньні, выпуски I — II, Минск, 1927—1928; Цішка Гартны як драматург, "Полымя", Минск, 1928, № 9, и др. II. Архангельский А. С., "Ученые записки Казанского университета", 1904, сентябрь; Резанов В.И., "Известия отделения русского языка и словесности Академии Наук", 1904, том IX, книга 2; Его же там же, 1910, том XV, книга 4; Соловьев С.В., "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1904, август; Козьмин Н.К., там же, 1908, май; "Запросы жизни", 1912; Кадлубовский А.П., "Записки Харьковского университета", 1909, книга 3; Сакулин П.Н., "Голос минувшего", 1913, ноябрь; Пиксанов Н.К., "Русская мысль", 1915, № 2, критическое обозрение, страницы 1—2; Переверзев В.Ф., "Современный мир", 1916, октябрь; Dr. Prohaska D., "Archiv fur slavische Philologie", 1906, 28 B., H. 2—3; Dr. Mасhal L, Listy Filologicke, 1905, v. III — IV; "Література и марксизм", 1928, книга 3, хроника; Клейнборт Л.М., "Маладая Беларусь", Минск, 1928, и др.

[469x700]
1871
Стивен Крейн (Stephen Crane)
американский поэт, прозаик и журналист, представитель импрессионизма, основоположник верлибра в американской поэзии. Оказал большое влияние на англоязычную культуру. Крейн родился в Ньюарке (штат Нью-Джерси). Его отец, методистский священник, умер, когда мальчику было 10 лет. Окончив школу в 1888 году, он учился далее в Лафайет-колледже, а затем в Сиракузском университете. В юности он занимался журналистикой, играл в бейсбол. Начал писать в 15 лет. В 1891 году умерла мать Крейна. Он переехал в Нью-Йорк, где снял комнату в бедном районе и устроился работать газетным репортером. Его мастерство как очеркиста скоро было замечено всеми. Он начал писать первую большую вещь, повесть о жизни обитателей нью-йоркских меблированных комнат. Его книга «Мэгги, уличная девчонка» (англ. Maggie: A Girl of the Streets, 1893) — это история молодой работницы, которую ледяное безразличие ближних загнало на панель. Издатели отвергли книгу, и Крейн издал повесть за свой счет под псевдонимом Джонстон Смит (Johnston Smith). Книга продавалась плохо, но была одобрена влиятельными литераторами Хэмлином Гарлендом и Уильямом Дином Хоуэллсом, которым писатель послал экземпляры. Последний писал: «Никому еще не удавалось так ярко изобразить фатальную силу нужды.» На книгу появилось много рецензий, автор становится известен, знакомится с такими писателями как Марк Твен и Фрэнсис Брет Гарт. В те же годы он начал работать над стихами, вдохновленный творчеством Эмили Дикинсон, книга которой незадолго до этого попала к нему в руки. Стихи в сборнике «Черные всадники и другие строки» (The Black Riders and Other Lines, 1895) объединены мотивом странствий поэта и его размышлений на философские и религиозные темы. Вторым после Уолта Уитмена Крейн использует технику свободного стиха. По стилю же он и Уитмен — антиподы: для стихов Крейна характерны лаконизм, афористичность, горькая ирония и сдержанность чувств. Одновременно со стихами Крейн написал книгу, принесшую ему мировую славу: «Алый знак доблести» (The Red Badge of Courage), который до сих пор считается лучшим в американской литературе романом о Гражданской войне в США. Журнальный вариант романа, появившийся в 1894 году, был восторженно встречен читателями. Книжное же издание романа в 1895 году принесло писателю известность и финансовый успех. В 1895 Крейн отправился в поездку по западным штатам США и Мексике, в результате которой написал целую серию газетных очерков, а главное — такие знаменитые рассказы, как «Голубой отель» (англ. The Blue Hotel) и «Как новобрачная приехала в Йеллоу-Скай» (The Bride Comes to Yellow Sky). В 1896 он издал вторую версию «Мэгги», несколько умерив морализаторский пыл повествования и «смягчив» диалог. В конце 1896 Крейн уехал на Кубу. 2 января 1897 года судно, на котором он путешествовал, затонуло, и Крейн чудом добрался до берега. Позже эта история нашла отражение в известнейшем крейновском рассказе «Шлюпка в открытом море». В том же году вышли романы «Мать Джорджа» (George's Mother, 1896), реалистическая картина распада отношений между блудным сыном и религиозной матерью, и «Третья фиалка» (The Third Violet, 1896), романтическая история любви нью-йоркских художников, а также сборник рассказов «Маленький полк» (The Little Regiment, 1896). В 1897 Крейн отправился на поля сражений греко-турецкой войны и посылал репортажи оттуда в американские газеты. После окончания войны Крейн обосновался в Англии. В число его новых друзей-литераторов вошли Генри Джеймс, Джозеф Конрад и Герберт Уэллс. В 1898 году выходит книга его рассказов «Шлюпка в открытом море и другие приключенческие рассказы» (The Open Boat and Other Tales of Adventure, 1898). На следующий год выходит второй сборник стихов Крейна «Добрая война» (War is kind, 1899). В него вошли некоторые его ранние стихи, также как и написанные в год перед публикацией тексты. «Я объявляю войну войне», — так Крейн охарактеризовал тему своей новой книги, содержащей как импрессионистические зарисовки, так и философские стихотворения. Последние годы жизни писателя были омрачены туберкулёзом. К тому же он никак не мог освободиться от долгов, что заставляли его работать не покладая рук. Он опубликовал роман «На действительной службе» (Active Service, 1899), книги рассказов психологического жанра «Чудовище и другие рассказы» (The Monster and Other Stories, 1899), «Раны под дождем» (Wounds in the Rain, 1900) и «Уиломвильские рассказы» (Whilomville Stories, 1900). Даже издатели умоляли его не работать с таким напряжением. В 1900 году Крейн уже в основном диктовал свои рассказы и новый роман «О’Рудди» (The O'Ruddy, 1903, завершен Р.Барром после смерти писателя), так как не был в состоянии писать. Крейн умер 5 июня 1900 в Германии, в курортном городке Баденвайлер, где впоследствии от той же болезни умер Чехов. Посмертная судьба его наследия была более или менее благополучной. Собрание его сочинений насчитывает 12 томов (по российским меркам, 6). Крейн был и остается непревзойденным мастером короткого рассказа, у которого учились Хемингуэй, Фолкнер и Драйзер. Рассказы «Шлюпка в открытом море» и «Голубой отель» считаются лучшими американскими рассказами всех времен. Прославивший Крейна роман «Алый знак доблести» до сих пор переиздается миллионными тиражами и переведен на все основные языки. Как поэт, Крейн определил пути развития англоязычной поэзии на целое столетие. Его влияние признавали такие поэты как Карл Сэндберг, Уильям Карлос Уильямс, Томас Стернз Элиот. Известный поэт Джон Берримен опубликовал свою биографию Стивена Крейна. Герберт Уэллс писал о нем: «Крейн — несомненно, лучший писатель нашего поколения.»
Публикации на русском языке:
Бег Юности: Рассказы / Перевод Натальи Камионской. — Москва: Огонёк, 1929. — 40 страниц — (Библиотека «Огонёк» ; № 460); Алый шеврон мужества / Перевод Ю.Флевицкого. — Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1954. — 221 страница; Стихотворения / Перевод Андрея Сергеева и Владимира Британишского // Поэзия США. — Москва: Прогресс, 1982; Алый знак доблести / С.Крейн. Спрут / Ф.Норрис. — Москва: Художественная литература, 1989. — 670 страниц — (Библиотека литературы США); Мэгги, уличная девчонка // Американская повесть / Составитель А.Старцева]. — Москва, 1991. — (Библиотека литературы США). — Том1; Полное собрание стихотворений. / Составитель и перевод Анатолия Кудрявицкого. — Чебоксары: Медиум, 1994; Голубой отель: Новеллы / Составитель Л.Г.Беспалова. — Москва: Текст, 1998. — 223 страницы; Полное собрание стихотворений. / Составитель и перевод Анатолия Кудрявицкого. — Дублин: издательство Lynx, 2011. Публикации на украинском языке: Шлюпка у відкритому морі та інші оповідання / пер. з анг. Ігоря Андрущенка. - К.: Знання, 2014. - 199 страниц.
Экранизации
«Алый знак доблести»: 1951 — «Алый знак доблести» (The Red Badge of Courage) — американская чёрно-белая драма режиссёра Джона Хьюстона; 1974 — «Алый знак доблести» (The Red Badge of Courage) — американская телевизионная драма режиссёра Ли Филипса; 2008 — «Тобрук» (словацкое название — Tobruk) — словацкий военный фильм режиссёра Вацлава Мархоула. «Голубой отель»: 1973 — «Голубой отель» (немецкое название — Das blaue Hotel) — шведско-западногерманский телевизионный вестерн режиссёра Станислава Барабаса; 1977 — «Голубой отель» (The Blue Hotel) — американская телевизионная драма режиссёра Яна Кадара; 1997 — «Голубой отель» (The Blue Hotel) — американский короткометражный вестерн режиссёра Эндрю Джорджа. «Как новобрачная приехала в Йеллоу-Скай»: 1952 — «Лицом к лицу» (Face to Face) — американский вестерн режиссёров Джона Брама и Бритейна Уиндаста; «Чудовище» 1959 — «Лицо огня» (Face of Fire) — шведско-американская драма режиссёра Альберта Бэнда. В культуре: Телесериал Мужественные всадники (1997 год). Роль исполнил Адам Сторке. Память: Изображение писателя присутствует на обложке альбома «The Beatles» "Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band" (3-й ряд, 46 место). Литература: Крейн, Стивен // Корзинка — Кукунор. — М. : Советская энциклопедия, 1953. — Страница 314. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 томе.] / главный редактор Б.А.Введенский ; 1949—1958, том 23); Васильевская О.В. Творчество Стивена Крейна. Москва: Наука, 1967.

[590x699]
1871
Александр Афанасьевич Спендиаров (Спендиарян; армянское имя — Ալեքսանդր Սպենդիարյան)
армянский композитор и дирижёр, народный артист Армении (1926). Ученик Н.Кленовского и Римского-Корсакова. Спендиаров — один из основоположников армянской классической музыки (наряду с Комитасом, Чухаджяном и др.), талантливый композитор, видный музыкально-общественный деятель, воспитатель молодёжи, дирижёр. По собственным словам, материал для творчества он черпал из народных напевов, армянской поэзии, литературы и истории. Верность традициям армянской народной музыки он сочетал с опытом русской музыкальной классики. Александр Афанасьевич Спендиаров родился в местечке Каховка (ныне город Херсонской области Украины). Детство провёл в Симферополе. Музыкальные способности он унаследовал от матери, хорошо владевшей фортепиано. Многосторонняя одаренность Спендиарова проявилась в раннем детстве, но преобладающий интерес к музыке возник позже. С семи лет он начинает сочинять, с девяти — обучаться игре на фортепиано и на скрипке. В 1890 году переехал в Москву, где через пять лет окончил юридический факультет университета. В 1896 году состоялась решающая для Спендиарова встреча с Н.А.Римским-Корсаковым, который высоко оценил его композиторский талант и ввёл его в круг Санкт-Петербургских музыкантов. В последующие годы Спендиаров создал много романсов, хоровых сочинений, вокальных произведений с оркестром, инструментальных и оркестровых пьес. Среди последних выделяются две тетради «Крымских эскизов» (1903 и 1912) и симфоническая картина «Три пальмы» (1905). Спендиаров обосновался в Крыму, изредка выезжая в Москву, Санкт-Петербург, Тифлис, где выступал как дирижер. Он встречался с крупнейшими деятелями русской культуры — А.П.Чеховым, Л.Н.Толстым, Ф.И.Шаляпиным, А.М.Горьким (на текст поэмы Горького он написал балладу для баса с оркестром «Рыбак и фея», 1902); тесные дружеские отношения установились у Спендиарова с его учителем Н.А.Римским-Корсаковым, а также А.К.Глазуновым. В детские годы Спендиаров познакомился с народной музыкой Украины и Крыма. Записал и обработал множество украинских и крымскотатарских народных песен. В 1921 году написал "Украинскую сюиту" и музыку к стихотворению "Завещание" Тараса Шевченко. Начиная со второго десятилетия XX века усилился его интерес к армянскому искусству. В 1922 году правительство Советской Армении пригласило Спендиарова переехать в Ереван и возглавить музыкальную жизнь республики. Этот период ознаменован расцветом композиторской, педагогической и общественно-музыкальной деятельности Спендиарова. Глубоко проникнув в сущность народной армянской музыки, Спендиаров создал такие выдающиеся произведения, как «Ереванские этюды» для оркестра (1925) и оперу «Алмаст» — одно из лучших творений армянского музыкального театра. Среди других произведений композитора Концертный вальс (1906) для симфонического оркестра, «Бэда-проповедник» (1907) для голоса с оркестром (удостоено премии имени М.И.Глинки). Умер в Ереване 7 мая 1928 года.
Spendiarovгробjpg (700x525, 442Kb)
Похоронен в Ереване рядом с Армянским академическим театром оперы и балета имени А.А.Спендиарова.
Награды и звания: Глинкинская премия (1908 — за симфоническую картину «Три пальмы»; 1910 — за легенду «Бэда-проповедник»; 1912 — за мелодекламацию для голоса и фортепиано (есть вариант с оркестром) «Мы отдохнем» — по пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня», монолог Сони); Народный артист Армянской ССР (1926).
Семья
Брат — Леонид Афанасьевич Спендиаров (1869—1897) — русский геолог; Жена (с 1901) — Варвара Леонидовна Мазирова (1872—1942) — внучатая племянница И. К. Айвазовского. Первым браком жена Леонида Спендиарова. Дочери: Марина (1903—1982) — певица, была репрессирована; в начале 1950-х годов она была художественным руководителем самодеятельности заключённых в Слюдянке. Впоследствии написала о своём отце книгу, вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей»; Елена — была замужем за известным советским авиаконструктором Владимиром Мясищевым. Они поженились летом 1927 года. В 1930 году у них родилась дочь Мария; Татьяна (1901—1990) — советская переводчица, поэт, член Союза писателей СССР; Мария (1913—1993) — художник монументалист, краевед Крыма, искусствовед. Жена Сергея Михайловича Романовича. После смерти мужа занималась сохранением его наследия. Подарила музеям СССР около 500 художественных произведений мужа. В Третьяковской галереи храниться её портрет. Первый муж Марии Григорий Комаров, художник, трагически погиб в Крыму, от случайного выстрела мальчика из забытого сторожем ружья в 1938 году. У Марии в 1937 году родился сын Александр Григорьевич Комаров, художник иллюстратор, работавший с издательствами «Детский мир» и «Малыш». Сыновья: Афанасий; Леонид.
[506x700]
В 1971 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Спендиарову.
В 2000 году была выпущена почтовая марка Армении, посвященная Спендиарову. Имя А.Спендиарова носит Армянский академический театр оперы и балета в Ереване. В крымском городе Ялта есть улица Спендиарова. Его имя с 1972 также носит ялтинская музыкальная школа. В крымском городе Судак улица Спендиарова также является одной из центральных улиц города. Дочь Спендиарова Мария была репрессирована; в начале 1950-х годов была художественным руководителем самодеятельности заключённых в Слюдянке. Впоследствии написала о своём отце книгу, вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей».
Основные произведения:
Сценические произведения: Опера «Алмаст» (либретто С.Парнок); Балет «Семь дочерей короля джиннов». Оркестровая музыка: Концертный вальс (1906); Концертная увертюра для оркестра; Сюита «Крымские эскизы» для оркестра — первая и вторая тетради (1903 и 1905); Симфоническая картина «Три пальмы» по Лермонтову; «Ереванские этюды» (1925). Вокально-симфоническая музыка: Квартет «Птичка Божия» (слова Пушкина); Квартет «Ветка Палестины» (слова Лермонтова); Баллада «Рыбак и фея» (слова М.Горького); Элегия «Несжатая полоса» (слова Н.А.Некрасова); «Бэда-проповедник» (1907); Элегия «Несжатая полоса» (Op. 8, слова Н.А.Некрасова, 1908) Прочие произведения: Менуэт «Berceuse» (Op. 3, № 2, 1897). Романсы (для одного голоса с сопровождением фортепиано) : «Они любили друг друга» (Op. 1, № 1, слова М.Ю.Лермонтова (из Г.Гейне), 1895); «О любви твоей, друг мой, я часто мечтал» (Op. 1, № 2, слова С.Я.Надсона, 1898); «Восточная мелодия» (Op. 1, № 3, слова А.О.Цатуряна, 1894); «Он спал, разметавшись в своей колыбели» (Op. 1, № 4, слова С.Я.Надсона, 1899); «Взгляни: на уступе высоком» (Op. 5, № 1, слова С.Брунса, 1900); «Восточная колыбельная песня» (Op. 5, № 2, слова Р.Г Патканяна, 1900); «Я б тебя поцеловала» (Op. 5, № 3, слова А.Н.Майкова (из «Новогреческих песен»), 1901); Ноктюрн «Заря лениво догорает» (Op. 5, № 4, слова С.Я.Надсона, 1910); «Очарован твоею красою» (Op. 1, слова П.А.Козлова, 1892); «К розе» (Op. 1, № 3, слова А.О.Цатуряна); «Только встречу улыбку твою» (Ор. 13, № 3, слова А.А.Фета); «К луне» (Op. 13, № 1, слова П.Б.Шелли, перевод К.Д.Бальмонта); «Хайтарма» — плясовая крымских татар (Ор. 9, № 4); «К возлюбленной» — армянская песня; «Разудалые бойцы» — марш на казачьи военные песни (Op. 26); «Мы отдохнём» — монолог Сони из пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня» (Op. 21); «Эдельвейс» (Op. 21, № 2, стихотворение в прозе А.М.Горького). Сочинения: Полное собрание сочинений, составитель и редактор Г.Е.Будагян, тома 1—10, Ереван, 1943—1971; Автобиография, "Советская музыка", 1938, № 4. Литература: Будагян Г.Е. Со Спендиаровым: страницы воспоминаний — Ереван: Амроц, 1999. — 63, страницы, иллюстрации, портреты; Слово о Спендиарове: [Сборник] / [Составитель-редактор В. Бальян; Министервтво культуры Армянской ССР. Дом-музей А. Спендиарова. — Ереван: Изд-во ЦК КП Армении, 1971. — 112 страниц, 4 листа иллюстраций; Спендиаров, Александр Афанасьевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Спендиаров А.А. Письма. — Ереван, 1962; Спендиаров А.А. О музыке: [Сборник] / [Составитель-редактор В.Бальян]; М-во культуры АрмССР. Дом-музей А.Спендиарова. — Ереван: Издательство ЦК КП Армении, 1971. — 116 с., 5 листов иллюстраций.: нотные иллюстрации; Спендиарова М.А. Спендиаров. — Москва, «Молодая гвардия», 1964. — 208 страниц. — (Жизнь Замечательных Людей; Выпуск 380). — 65000 экземпляров; Спендиарова М.А. Жизнь музыканта. Москва, «Детская литература», 1971; Спендиарова М.А. Жизнь музыканта. Москва: «Детская литература», 1971.— 112 с.— 100 000 экзеспляров; Спендиарова М.А. Летопись жизни и творчества А.А.Спендиарова. — Ереван, 1975; Справочник Союза писателей СССР / редактор М.В.Горбачёв, составитель Н.В.Боровская. — Москва: Советский писатель, 1970. — 792 страницы — 6000 экзеспляров; Тигранов Г.Г. Александр Афанасьевич Спендиаров — Москва: Музгиз, 1959. — 330 страниц, 14 листов иллюстраций.: нотные иллюстрации; Издание второе, испр. и дополненное. Изд. «Музыка» 1971; Шавердян А.И. А.А.Спендиаров: Жизнь и творчество: Краткий очерк. — Москва; Ленинград: Музгиз, 1939 — 64 страницы: портрет; «Александр Спендиаров». Сборник статей и исследования (составитель Г.Ш.Геодакян). Издание Академии Наук Армянской ССР. Ереван, 1973.1000 экземпляров. 284 страницы; Арам Хачатурян. «Вдохновенный художник, замечательный человек». Сборник. Арам Хачатурян. Статьи и воспоминания". М.1980. Страницы 2014-2016; Арам Хачатурян. «Певец дружбы и братства народов». Сборник. Арам Хачатурян. Статьи и воспоминания". Москва. 1980. Страницы 2016-2020; Александр Спендиаров. Статьи и исследования, составитель Г.Геодакян, Ереван, 1973.

[493x700]
1874
Сергей Николаевич Вышелесский
советский учёный эпизоотолог, профессор (1924), академик Белорусской Академии Наук (1928), почётный член Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1956). Член ЦИК Белорусской ССР (1929—1930). Родился в местечке Оболь Витебской губернии, окончил Брянскую гимназию, затем Витебскую духовную семинарию. 1899 — окончил Варшавский ветеринарный институт; начало работы ветеринарным врачом. Принимал участие в ликвидации чумы крупного рогатого скота в Азербайджане. В 1903—1906 — уездный ветеринарный врач (город Невель). В 1906—1914 — сотрудник Санкт-Петербургской ветеринарной лаборатории при МВД. В 1906—1910 участвовал в ликвидации вспышек сибирской язвы во многих губерниях Российской империи. В 1910—1913 стажировался в Лейпцигском университете, где получил степень доктора ветеринарной медицины. В 1914—1917 работал в селе Усть-Цильма Архангельской губернии. В 1919—1921 — сотрудник ветеринарных лабораторий (Киев, Ставрополь), доцент сельхозинститута. В 1922—1928 изучал туберкулёз, сап и другие особо опасные инфекции в институте экспериментальной ветеринарии (ВИЭВ) в Москве. В 1924 присвоено звание профессора эпизоотологии Московского ветеринарного института. В 1926 научная командировка в Германию и Данию. В 1927 назначен директором ВИЭВ. В 1928 — избран академиком Национальной академии наук Белорусской ССР. В 1928—1930 — директор ветеринарно-бактериологического института в Витебске, одновременно заведующий кафедрой в ветеринарном институте. В 1931—1933 работал в Алма-Атинском, затем в Московском научно-исследовательском ветеринарном институте. С 1934 года — заведующий кафедрой эпизоотологии Московского зооветеринарного института. С 1948 — заведующий кафедрой эпизоотологии Московской ветеринарной академии. В 1956 избран почётным членом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина. Умер в Москве 14 января 1958 года. С.Н.Вышелесский разработал методику изготовления сибиреязвенных вакцин на агаре, обосновал и внедрил метод комбинационных прививок против сибирской язвы и предложил методику вакцинации против неё северных оленей, выяснил этиологию чумы оленей, что сделало возможной борьбу с ней, разработал методы диагностики и борьбы с такими болезнями как туберкулёз, чума и повальное воспаление лёгких крупного рогатого скота, чума и рожа свиней, колибактериоз и паратиф телят. С.Н.Вышелесский (совместно с К.Н.Бучневым) открыл возбудителя инфекционного энцефаломиелита лошадей. Его работы по изучению сапа лошадей стали основой для организации в СССР мероприятий по его ликвидации. Вышелесский предложил аллергический метод диагностики бруцеллёза крупного рогатого скота и комплекс ветеринарно-санитарных мероприятий против него. Он опубликовал около 100 научных работ, в том числе 2 монографии.
[458x700]
Мемориальные доски установлены в Москве на здании института экспериментальной ветеринарии (Кузьминки, ВИЭВ)
[551x700]
и на здании Московской ветеринарной академии имени К.И.Скрябина.
Награды: орден Ленина; орден Трудового Красного Знамени; орден «Знак Почета»; Сталинская премия (1941) — за учебник «Частная эпизоотология»; звание Заслуженный деятель науки РСФСР (1940). Основные труды: О результатах сибиреязвенных прививок вакцинами… // Вестник общественной ветеринарии. — 1908. — № 6; Опыт культивирования сибиреязвенных вакцин на агаре и практического их применения // Вестник общественной ветеринарии. — 1910. — № 17; Падёж оленей в тундре в 1913 г. // Хроника Архива ветеринарных наук. — 1915. — № 1; Опыты изучения иммунитета при сапе искусственного и естественного заражения… // Труды./ Государственный институт экспериментальной ветеринарии. — 1926. — Том 3, выпуск1. (совместно с В.Н.Маккавейским); Дальнейшие исследования по сапу // там же. — 1928. — Том 5, выпуск1. (совместно с В.Н.Маккавейским); Аллергическая реакция в диагностике бруцеллёза у домашних животных // Советская ветеринария. — 1934. — № 4; Инфекционный энцефаломиелит лошадей. — Москва, 1944; Частная эпизоотология / Под редакцией С.Н.Вышелесского и Ф.А.Терентьева. — 3-е издание — Москва: Сельхозгиз, 1954; Причины появления заразных болезней животных. — 2-е издание — Москва: Сельхозгиз, 1959. Имя С.Н.Вышелесского носят: Белорусский НИИ экспериментальной ветеринарии; Улица в посёлке Оболь Витебской области; Улица в городе Минске; Золотая медаль имени С.Н.Вышелесского, присуждаемая Всесоюзной академией сельскохозяйственных наук имени Ленина каждые 3 года за выдающиеся научные работы в области эпизоотологии; Именная стипендия студентам Витебской Государственной академии ветеринарной медицины. В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный академику. Литература: Белорусская ССР: Краткая энциклопедия в 5 томах / Редакционная коллегия: П.У.Бровка и другие — Минск: Главная редакция Белорусской Советской Энциклопедии, 1981. — Том 5. Биографический справочник. — 740 страниц — 50 000 экземпляров.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 1 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»