1863
Альфред Рейзенауэр (немецкое имя — Alfred Reisenauer)
немецкий пианист и музыкальный педагог. Родился в Кёнигсберге. Учился в своём родном городе у Луиса Кёлера, затем начиная с 1876 г. занимался в Веймаре у Франца Листа. Лист с одобрением отнёсся к выполненной Райзенауэром оркестровке Третьего Мефисто-вальса. В 1881 г. впервые выступил с концертом в Риме. Затем на протяжении года изучал право в Лейпцигском университете, однако отказался от мысли стать юристом и вернулся к исполнительской карьере. Интенсивно гастролировал по всему миру. Рецензент «Нью-Йорк Таймс» отзывался о сольном выступлении Райзенауэра как о «совершенно восхитительном», особенно отмечая его исполнение концерта Моцарта, однако дал резко отрицательную оценку участию пианиста в камерном ансамбле (с Квартетом Кнайзеля), поскольку темперамент не позволял ему умерить пыл и на равных сотрудничать с партнёрами по ансамблю. Особенно масштабными были гастроли Райзенауэра по Российской империи: на рубеже 1880-1890-х гг. он, как утверждал его импресарио, дал в России более 300 концертов. Всего же, по некоторым сведениям, Райзенауэр на протяжении всей карьеры выступил более чем в 2000 концертах. 10 апреля 1905 г. он записал для фирмы Welte-Mignon десять пьес. С 1885 г. преподавал в Зондерсхаузене, с 1900 г. профессор Лейпцигской консерватории. Среди его учеников, в частности, был Сергей Борткевич, вспоминавший впоследствии: «Рейзенауэр был фортепианным гением. Он не нуждался в изнуряющих упражнениях, мастерство приходило к нему как бы само собой… Он очень мало обучал и говорил о технических проблемах.» Борткевич посвятил памяти «моего дорогого учителя Альфреда Райзенауэра» Десять этюдов Op. 15 (1911). У Райзенауэра учился также Зигфрид Карг-Элерт. Умер в Либавеа от разрыва сердца в ходе гастрольного тура, незадолго до концерта 3 октября 1907 года. По утверждению исследователей, жизнь Райзенауэра была сокращена тяжёлым пристрастием к спиртным напиткам.
Источники: Alan Walker. Franz Liszt — Cornell University Press, 1996. — Vol. 3, p. 361; Letters of Franz Liszt — BiblioBazaar, LLC, 2009. — P. 445; Wilbur Larremore. Soloists in chamber music // The New York Times, April 8, 1906; Edward H. Tarr. East meets west: The Russian trumpet tradition from the time of Peter the Great to the October Revolution — Pendragon Press, 2003. — P. 107; Alan Walker. The death of Franz Liszt — Cornell University Press, 2002. — P. 20; С.Цыганков. Сергей Борткевич. Реанимация таланта // «День» (Киев), № 105, 15 июня 2001; Телеграммы С.-Петербургскаго телеграфнаго агентства // «Новое время», 4 октября (21 сентября) 1907 года.
Литература: Alfred Reisenauer. Systematic musical training. // Great pianists on piano playing / Ed. James Francis Cooke. — N.Y, 1917.

1864
Михаил Никифорович Бардыгин
крупный русский фабрикант, общественный деятель и меценат, член совета Московского купеческого банка, выборный московского Биржевого комитета, член правления Российского взаимного страхового союза, один из учредителей Московского банка. Депутат III Государственной думы от Рязанской губернии, член фракции прогрессистов. М.Н.Бардыгин родился в городе Егорьевск, Рязанская губерня, и был вторым ребёнком в семье известного егорьевского фабриканта, мецената и общественного деятеля Никифора Михайловича Бардыгина. Его старший брат Порфирий успешно учился в Академии коммерческих наук в Москве, но летом 1871 года умер от холеры в возрасте 13 лет. Через день после получения известия о смерти сына скончалась в возрасте 35 лет мать Михаила, Евдокия Феофилактовна. Позднее отец мальчика женился во второй раз, на Марии Владимировне Макарьевой. Отношения с мачехой у Михаила не всегда складывались гладко. В детстве Михаил часто болел, не отличался здоровьем и в последующие годы. В отличие от отца, Михаил получил хорошее образование. В 1874—1878 гг. Михаил обучался в новой Егорьевской прогимназии (в открытии которой большую роль сыграл его отец). Затем, по совету учителей, молодой Бардыгин был определён в Москву, в Лицей цесаревича Николая, основанный известным публицистом М.Н.Катковым. Лицей Михаил Никифорович окончил с отличием.

Бардыгин Михаил Никифорович с супругой Глафирой Васильевной Постниковой
Семья
М.Н.Бардыгин женился на представительнице богатой купеческой фамилии — Глафире Васильевне Постниковой. Её брат, Владимир Васильевич Постников, был известным коллекционером, владельцем антикварного магазина «Былое» на Тверском бульваре в Москве. Первый сын Михаила Никифоровича, Михаил, умер в детстве. В память о маленьком внуке, дед, Никифор Михайлович, установил стипендию его имени для гимназистов. Всего у Михаила Никифоровича было 9 детей, не считая умерших в младенчестве — 6 сыновей и 3 дочери: Никифор, Фёдор, Алексей, Василий, Николай, Сергей, Евдокия, Мария, Елизавета. Рано умершая жена Бардыгина и его сын Сергей, умерший 7 мая 1918 года, были похоронены в Москве на Старом кладбище Новодевичьего монастыря. Ещё один сын, Николай, эмигрировал в 20-х годах. Дочь Евдокия (1890-1938) вышла замуж за Сергея Дербенёва (1884-1943), сына городского головы Иваново-Вознесенска Павла Никаноровича Дербенёва . Они также эмигрировали во Францию и похоронены в Ницце в одной могиле с М.Н. и Г.В.Бардыгиными. Судьба остальных детей неизвестна.
Предпринимательская деятельность
В 1883 году Михаил Бардыгин, завершив обучение поездкой в Западную Европу, вступил в управление семейным делом. В 1885 году Бардыгины открывают печатное отделение, а в 1889 году — красильную фабрику в Городце. В 1901 году после смерти отца Михаил Никифорович становится единоличным владельцем большого разветвлённого бизнеса, включавшего механо-ткацкую и красильные фабрики, множество торговых заведений. В 1909 году Михаил Бардыгин для управление этим большим хозяйством учреждает промышленное и торговое товарищество «Никифора Михайловича Бардыгина наследник» с основным капиталом около 7 млн рублей и имевшего многочисленные отделения: Егорьевское, Петроградское, Московское, Харьковское, Ростовское, Раменское, Ташкентское, Кокандское, Семипалатинское, Екатеринбургское, Томское, Урумчинское, Петропавловское, Угринское, Городецкое, а также отделение в Китае. Главный офис промышленно-торгового товарищества находился в Гостинном дворе, недалеко от Кремля. Сам Михаил Никифорович становится директором распорядителем (самым главным) правления товарищества. Его сын, названный в честь деда Никифором, становится директором заместителем директора распорядителя. Директора: Глафира Васильевна и Василий Михайлович. Кандидат в директора: Фёдор Михайлович. После того, как торговые обороты товарищества увеличились до 18 млн рублей, М.Н.Бардыгин выкупил паи товарищества «Павла Малютина сыновья», владевшего прядильно-ткацкой фабрикой в селе Раменское Московской губернии. И в Правление «Промышленно-торгового товарищества Н.М.Бардыгина наследник» вошёл директор раменской фабрики: Илья Иванович Полетаев. Он был настолько квалифицированным и уважаемым мастером своего дела, что даже после национализации фабрики, общее собрание работников фабрики выбрало его единогласно опять своим директором.

Эскиз музея в Егорьевске Щусева А.В
Общественная деятельность
Михаил Бардыгин был известным меценатом и благотворителем, следуя примеру своего отца, который много сделал для родного Егорьевска. Сам Михаил Никифорович в дневнике, который вёл с 5 ноября 1885 по 3 февраля 1886 года, писал о социальной роли промышленника в жизни общества: «Народ на честного фабриканта глядит как на своего кормильца. Пожар, увечье, хворь, старость — сколько народа они посылают с сумою? Кому, как ни капиталисту помочь им?»
Осенью 1907 года Бардыгин избирается депутатом III Государственной Думы от Рязанской губернии (от 1-го съезда городских избирателей), где присоединяется к фракции «прогрессистов». Работая в Думе, состоял в комиссиях финансовой, бюджетной и по рабочему вопросу. Во время первой сессии подписал Законодательное предположение: о сосредоточении продажи крепких напитков в городах и голосовал против законопроекта об Амурской железной дороге. Незадолго до смерти Никифор Михайлович попросил сына завершить обустройство Свято-Троицкого монастыря и открыть в Егорьевске учебное заведение. И Михаил Никифорович выполнил просьбу родителя. В 1909 году в Егорьевске открылось механико-электротехническое училище с пятилетним сроком обучения, рассчитанное на 400 учащихся. В училище изучались слесарное, токарное, литейное дело, электротехника. М.Н.Бардыгин построил «исключительно только на свои средства, на земле, отведённой городом, прекрасное, огромное здание для Механического и Электротехнического училища, с мастерскими и с домами для квартир для учителей и для общежития учеников» (из книги А.А.Виталя, см. в разделе «Литература»). А после завершения строительства стал пожизненным попечителем училища, отказавшись от предложения городской думы присвоить ему имя попечителя. По предложению М.Н.Бардыгина Егорьевская городская дума постановила ходатайствовать о присвоении училищу имени «Цесаревича Алексея». И 17 июня 1909 года Император Николай II дал на то своё разрешение и взял училище под покровительство Его Высочества. На торце главного корпуса Училища была сделана надпись: «Любимому Егорьевску — Бардыгины 1857 1907». Напротив училища, на месте бывшего болота, был разбит ботанический сад с ровными аллеями и прудом. Для училища приобреталось новейшая техника и книги для учебной библиотеки. Приглашались наилучшие преподаватели-мастера своего дела. Первый директор училища — инженер В. М. Леднёв, прежде чем возглавить учебное заведение, ознакомился с постановкой технического образования в Германии. Многие преподаватели училища также совершенствовали своё мастерство за счёт училища (М.Н.Бардыгина) за границей. Некоторым это совершенствование так нравилось, что они там оставались навсегда. После открытия Училища, в 1909 г., М. Н. Бардыгин, в благодарность своим директорам, руководителям подразделений, фабрик, отличившимся в работе, ходатайствовал перед министром финансов (тогда он этим ведал) о присвоении им звания потомственных почётных граждан. В годы Советской власти училище преобразовали в станкостроительный техникум «Комсомолец». Было возведено новое здание общежития для учащихся, в настоящее время — здание, находящееся по адресу: г. Егорьевск, ул. Советская, д. 136. Уровень полученного образования в техникуме был сравним с полученным в вузах. В 1996 году на базе техникума был создан Егорьевский Технологический Институт (филиал) МГТУ «Станкин». В 1911 году при поддержке Бардыгина в Егорьевске создаётся гимнастическое общество «Сокол» и футбольная команда «Бардыгинцы», состоялся Съезд директоров, преподавателей, руководителей мастерскими технических училищ Московского учебного округа с участием представителей фабрично-заводской промышленности и попечительских обществ. В 1909 году Михаил Никифорович открывает при фабрике публичную библиотеку с читальным залом. Уже в 1910 году под влиянием В.В.Постникова, шурина Бардыгина, при библиотеке возникает «Частное собрание русской старины», которое в 1911 году отделяется и превращается в полноценный музей, через 2 года получивший название «Музей русской старины». К 1913 году в фондах музея хранилось более 10 000 разнообразных экспонатов (иконы, фарфор, стекло, оружия и т. д.), которые оценивались в 200 000 рублей. Посещение музея было бесплатным. В 1915 году Бардыгин подарил музей городу, но продолжал его финансировать. Для музея предполагалось построить здание в стиле древней русской архитектуры, которое спроектировал архитектор А.В.Щусев. В проекте музей представлял собой многоэтажную круглую башню с бойницей, которую увенчивала конная статуя Георгия Победоносца — покровителя города Егорьевска. Однако осуществить это строительство не удалось. Деятельность М.Н.Бардыгина не осталась незамеченной. 1 июля 1915 года был подписан указ о возведении его и членов его семьи в потомственное дворянство «в воздаяние выдающейся благотворительной деятельности». Из-за войны и революции оформление бумаг документа затянулось до… 25 октября 1917 года. Герб Бардыгиных внесен в Часть 21 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, страница 14.
Могила М.Н.Бардыгина и его семьи на Русском кладбище Кокад в Ницце.
Жизнь после Октября
Михаил Бардыгин поступил на службу в Наркомат лёгкой промышленности, где курировал текстильную отрасль. По косвенным свидетельствам известно, что один из сыновей Бардыгина, Николай, служил экспертом Мосгубмузея. Но, разочаровавшись в революции, в 1923 году Михаил Никифорович с женой и семьёй эмигрировал во Францию. Про дальнейшую судьбу Бардыгиных почти ничего неизвестно. По непроверенным данным, он руководил небольшим текстильным предприятием. Известно, что находясь в эмиграции, М.Н.Бардыгин написал книгу «Созвучия Нового Завета», которая была напечатана в Париже в издательстве «Impr. de Navarre». Эта книга есть подобие словаря по Новому Завету, с помощью которого читатель может свободно отыскать в Книгах Нового Завета интересующее его место. В данной книге есть интересное Предисловие автора, в котором он описывает цель настоящего издания и вкратце затрагивает современный ему мир. Спустя год Михаил Никифорович издаёт второй выпуск «Созвучия Нового Завета». Предисловие ко второму выпуску книги изобилует высказываниями о книге М.Бардыгина известных архипастырей, таких как митрополит Евлогий (Георгиевский) и митрополит Антоний (Храповицкий), также одобрительную рецензию на книгу дал профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Н.Н.Глубоковский. На форзаце книги помещено факсимиле митрополита Евлогия. Из предисловия явно следует, что эта книга была востребована и по достоинству оценена нашими соотечественниками, находившимися в эмиграции. Митрополит Антоний (Храповицкий) в своём письме о книге М.Бардыгина, в частности, писал: «Ею будут пользоваться только те, кто любит читать Библию… Другое дело, — если Бог судит нам возвратиться в Россию». Архиепископ Японский Сергий (Тихомиров) в своём отзыве говорит: «И беглый просмотр ясно говорит, что и цель труда великая, и замысел оригинален, и на исполнение труда затрачено много знания, сил и времени». Книга М.Н.Бардыгина «Созвучия Нового Завета» была популярна среди русских эмигрантов, но в России осталась незамеченной. Умер в Ницце в 1933 году. Михаил Никифорович похоронен в Ницце на русском кладбище Кокад (121).
Литература: А.А.Виталь «Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин. 1872 — 1901 гг.»; 3-й созыв Государственной Думы: портреты, биографии, автографы. — Санкт-Петербург : издание Н.Н.Ольшанскаго, 1910; ЦИАМ, фонд 329, опись 1, дело 154.; 340, опись 1; ЦГАМО фонд 739, опись 3; ГАРО (Рязанский государственный архив) фонд 178, опись 1.

1864
Елизавета Фёдоровна (Елизавета Александра Луиза Алиса; в семье её звали Элла; в России — Елисавета Феодоровна)
великая княгиня, сестра императрицы Александры Федоровны, жена московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, принцесса Гессен-Дармштадтская, великая княгиня дома Романовых. Елизавета Федоровна Романова (Елизавета Александра Луиза Алиса) - принцесса Гессен-Дармштадтская, великая княгиня дома Романовых. Была вторым ребенком из семи детей в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Еще одна дочь этой четы - Алиса - стала впоследствии последней русской императрицей Александрой Федоровной. Когда Элле (как ее звали дома) было 14 лет, умерла мать. Горе семьи было безмерно, но детей согрела в своем доме бабушка - английская королева Виктория. С детских лет Элла была религиозно настроена, участвовала в делах благотворительности вместе со своей матерью, великой герцогиней Алисой. Большую роль в духовной жизни семьи играл образ святой Елизаветы Тюрингенской, в честь которой она была названа: эта святая, родоначальница герцогов Гессенских, прославилась делами милосердия. Юная Элла считалась одной из самых красивых невест Европы, и многие пытались добиться ее расположения. Тогда говорили, что во всей Европе было только две настоящие красавицы: Елизавета Австрийская, жена императора Франца-Иосифа, и Елизавета Феодоровна. Однако мало кто знал, что Елизавета Феодоровна дала перед Богом обет девства. Причиной этому, насколько можно предполагать, послужила смерть ее матери и младшей сестры Мей от дифтерии, а также гибель маленького брата Фридриха, разбившегося насмерть при случайном падении с балкона. Вид смерти и осознание того, что жизнь человеческая может в одночасье оборваться и разрушить все казавшееся столь прочным счастье и все надежды близких друг другу людей, произвели на Елизавету Феодоровну неизгладимое впечатление. Краток век человека на земле – и нужно так многое успеть сделать, утешая плачущих и облегчая страдания скорбящих… И женихи получали отказ.
[537x699]
Однако к Сергею Александровичу она уже давно питала расположение. У них состоялся откровенный разговор, из которого Елизавета Феодоровна узнала, что Великий князь также дал тайный обет воздержания. Только после этого последовало ее согласие и было принято решение, что после свадьбы они будут жить как брат с сестрой. В их доме воспитывались дети младшего брата Сергея Александровича, Павла Александровича, удаленного из России Николаем II за мезальянс, Мария и Дмитрий, впоследствии принявшего участие в убийстве Распутина. После свадьбы новобрачные некоторое время жили в подмосковном имении Великого князя Ильинское. Это село было знаменитым. Там в разное время находились писатели С.Т.Аксаков, И.И.Лажечников, поэт Н.М.Языков и литератор П.В.Киреевский. Впоследствии село стало собственностью императора Александра II и его супруги Марии Александровны. Затем право на его обладание перешло к Великому князю Сергею Александровичу. В имении у супругов часто бывал Великий князь Константин Константинович, друг семьи, человек высокой духовной культуры, разносторонних дарований и талантливый тонкий поэт. Он и посвятил Елизавете Феодоровне строчки, которые по праву могут рассматриваться на уровне пушкинской лирики с точки зрения образности и глубочайшего проникновения в суть женщины-христианки и тайны ее необыкновенной красоты как следствия ее внутренней чистоты и духовности. В совершенстве овладела русским языком, говорила на нём почти без акцента. Ещё исповедуя протестантизм, посещала православные богослужения. В 1888 вместе с мужем совершила паломничество в Святую Землю. В 1891 приняла православие, написав перед этим своему отцу: «Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином». Блистательная светская жизнь молодой Елизаветы Феодоровны частично описана в воспоминаниях Н.С.Балуевой-Арсеньевой. Для полноты восприятия образа Великой княгини привожу следующий отрывок из этих мемуаров: «Моя первая встреча с Великой княгиней была в конце декабря 1903 года, когда я в числе других дебютанток ездила в Нескучное представляться Елизавете Феодоровне. В начале января 1904 года был первый бал в генерал-губернаторском доме. Елизавета Феодоровна принимала гостей, стоя с Великим князем в конце зала. Она была дивно хороша в бледно-розовом платье с диадемой и ожерельем из крупных рубинов. Великий князь знал толк в драгоценных камнях и любил дарить их своей жене. Мы все с восхищением смотрели на Елизавету Феодоровну и восторгались ее изумительным цветом лица, белизной кожи и изящным туалетом, рисунок которого она собственноручно набрасывала для портнихи. На этом балу мне пришлось танцевать кадриль визави с Великой княгиней. На следующем балу она была еще красивее; на ней был белый туалет с рассыпанными по платью бриллиантовыми звездами и с такими же бриллиантовыми звездами на волосах. Она походила на сказочную царевну. Третий бал должен был быть в Нескучном. Мы все усиленно готовились к нему, шились новые туалеты; танцы были заблаговременно разобраны нашими кавалерами. Одних кадрилей полагалось восемь или девять».Элла любила красивую одежду "не из тщеславия, а из радости творить прекрасное."Но: архиепископ Анастасий писал: "У нее на лице, особенно в глазах, проступала таинственная грусть - печать высоких душ, томящихся в этом мире". Официальные приемы и балы в Нескучном дворце и генерал губернаторском доме сменяли друг друга.
В январе 1903 года в Зимнем дворце был устроен костюмированный бал, почти четыремстам участникам которого предписали явиться в одеждах по образцам эпохи царя Алексея Михайловича. Это был последний большой придворный бал в истории Российской империи. Как супруга нового московского генерал-губернатора, Елизавета Феодоровна организовала в 1892 году Елизаветинское благотворительное общество, деятельность которого была направлена на то, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский воспитательный дом, под видом незаконных». Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем охватила и Московскую губернию. Елизаветинские комитеты были образованы при всех московских церковных приходах, а также во всех уездных городах Московской губернии. Елизаветинское общество существовало только на благотворительные средства. Наиболее крупные пожертвования сделала сама Великая княгиня. За 25 лет работы Общество приняло участие в судьбе более девяти тысяч детей и выплатило матерям-вдовам 13 тысяч пособий на общую сумму 120 тысяч рублей. На содержание яслей и приютов общество за годы своего существования израсходовало более миллиона рублей. Деятельность Общества получила высокую оценку российской общественности. В материалах о деятельности Общества, опубликованных в газете «Московские Церковные Ведомости», оно было по праву названо «украшением Москвы», «цветом христианского милосердия и просвещения». И вдруг как гром с ясного неба – война с Японией! Все балы и приемы были отменены. Спешно устраивались лазареты для раненых, открывались мастерские для шитья белья и заготовки бинтов». С началом Русско-японской войны Елизавета Феодоровна организовала активную помощь фронту. Все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного, были заняты ею под мастерские для нужд солдат. Там работали тысячи женщин – за швейными машинами и рабочими столами. Из Москвы и провинции в Кремль поступали непрерывные пожертвования. Отсюда на фронт направлялись грузы с продовольствием, обмундированием, медикаментами и подарками для солдат. Великая княгиня посылала на фронт походные церкви с иконами и всем необходимым для совершения богослужения. На свои личные средства она наполнила и отправила на войну несколько санитарных поездов. В Москве Елизавета Феодоровна открыла госпиталь для раненых, создала комитеты для оказания помощи вдовам и сиротам погибших на фронте. На берегу Черного моря у Новороссийска, в живописном месте Великая княгиня Елизавета создала санаторий для раненых. «Этот санаторий был оборудован всем необходимым для лечения и отдыха раненых: удобные специальные кровати, новая мебель с письменными столиками, ковры, гравюры на стенах, а для тяжело больных – кресла на колесах. Санаторий обслуживался опытным медицинским персоналом. Внизу, у здания санатория расстилалось прекрасное море. Все продумала Елизавета Феодоровна, до самой мелочи. Санаторий был торжественно освящен в октябре 1904 года». Кроме того, Елизавета Феодоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста, а после гибели супруга стала председательницей Московского управления Красного Креста. Посещения больниц для бедных, богаделен, приютов для беспризорных детей стали неотъемлемой частью жизни молодой Великой княгини. По ее инициативе происходила регулярная раздача еды, одежды и денег для особо нуждающихся. Елизавета Феодоровна была почетным председателем Дамского тюремного комитета, опекавшего детей, чьи матери отбывали наказание. Ею были организованы швейные мастерские для освобожденных из-под стражи женщин, где они получали жалованье и могли обеспечить одеждой себя и своих детей. Дамский комитет также организовал приют для освобожденных из тюрем женщин. 4 февраля 1905 Великий князь Сергей Александрович был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. Великая княгиня в момент теракта находилась на складе Красного Креста в Большом Кремлевском дворце. Услышав взрыв, она с криком: «Это с Сергеем! Сергея убили!» – выбежала в одном платье на площадь и бросилась к месту катастрофы. Адъютант на бегу накинул ей на плечи шубу. Елизавета Федоровна принялась своими руками собирать на носилки останки своего мужа, отгоняя любопытствующих. На третий день после смерти Сергея Александровича она навестила в тюрьме убийцу: передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено. . Сестры и брат уговаривали ее покинуть Россию, но она считала своим долгом быть возле могилы мужа. Часто она приходила на место его захоронения ночью и стояла в молитвах на коленях до утра. Греческая королева Ольга Константиновна, двоюродная сестра убитого Сергея Александровича, писала: «Это чудная, святая женщина — она — видно, достойна тяжелого креста, поднимающего ее все выше и выше!». !". Но тогда еще никто не предполагал, на какую высоту вознесут ее крестные муки. Елизавета Федоровна распродала все свои драгоценности, собрание произведений искусства и редкостей, которые долгие годы собирал Сергей Александрович, часть вырученных средств отдала в казну, часть - родственникам, остальные направила на благотворительные цели. Детей у нее не было, поэтому всю себя она решила посвятить бедным и больным. В 1907 г. она приобрела усадьбу на ул. Большая Ордынка в Москве для устройства Марфо-Мариинской обители сестер милосердия. Для высшего света это было невиданное дело: сестра императрицы, изысканная, образованная, всегда с белой лилией в руках, одела платье сестры милосердия и каждый день ходит по церквам, ездит по монастырям, посещает богадельни, поет на клиросе, гладит и обнимает каких-то грязных оборванцев! 10 февраля 1909 года Елизавета Федоровна оставила светскую жизнь, чтобы уйти "в более великий мир - в мир бедных и страдающих". Весной 1918 года была арестована и под конвоем латышских стрелков отправлена в Пермь, затем в Алапаевск. На следующий день после убийства царской семьи были казнены и другие члены дома Романовых. Великую княгиню вместе с ее келейницей Варварой и еще 6 узниками просто сбросили в старую шахту под Алапаевском. Созданная Колчаком следственная комиссия установила, что жертвы жили и после падения, умирая от ран и голода, и из шахты несколько дней доносилось пение молитв. Тела всех жертв перевезли в Пекин, а два гроба - Елизаветы и Варвары - отправили в Иерусалим. В 1992 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых новомучеников Российских.
Литература: Гришин Д. Б. Елизавета Фёдоровна. — Москва: Молодая гвардия, 2018. — 348 страниц. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-04119-6; Куликова Л.В. Летопись жизни и деятельности благоверной великой княгини Елисаветы Феодоровны — основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия в хронике событий / Автор-составитель Л.В.Куликова. — 2-е издание, исправленное — Москва, 2014. — 616 страниц. — 3000 экземпляров. — ISBN 978-5-903311-12-5; Кучмаева И.К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. — Москва: Москвоведение, Московские учебники, 2004. — ISBN 5-7853-0376-0; Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. — Москва, 1995 (ГАРФ. Фонд 601. Опись 1. Листы 145—148 оборот.); Маерова В. Елизавета Фёдоровна: Биография. — Москва: Захаров, 2001. — ISBN 5-8159-0185-7; Максимова Л.Б. Елисавета Феодоровна // Православная энциклопедия. — Москва, 2008. — Том XVIII : «Египет древний — Эфес». — Страницы 389—399. — 752 страницы. — 39 000 экземпляров. — ISBN 978-5-89572-032-5; Миллер Л.П. Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Фёдоровна. — Москва: Столица, 1994. — ISBN 5-7055-1155-8; Романова-Сегень Н. В. Гефсиманский сад, роман о преподобномученице Елизавете Феодоровне. — Нижний Новгород: Родное пепелище, 2014; Москва: издательство Сретенского монастыря, 2015; Романова-Сегень Н.В. Елизавета Феодоровна. И земная, и небесная. — Москва: Вече, 2018; Рычков А. Святая Преподобномученица Елисавета Феодоровна. — Издательство «МиК», 2007.

1864
Сергей Николаевич Игумнов
русский и советский санитарный врач, историк земской медицины, поэт. Родился в городе Лебедянь, Тамбовская губерния, Российская империя, в семье купца; старший брат композитора Константина Игумнова. Закончил медицинский факультет Московского университета (учился в 1884—1889 годах). После окончания университета 10 лет работал земским врачом в Лебедянском уезде. В 1890—1892 годах принимал участие в борьбе с эпидемиями холеры, тифа, с голодом. Позже работал санитарным врачом в Московской и Херсонской губерниях. С 1904 года жил в Харькове. Работал заведующим санитарным бюро губернского земства. В 1908—1913 годах преподавал в фельдшерской школе. В 1921 году Игумнова избрали профессором Института народного хозяйства, где он читал курс санитарной статистики. В 1911 и 1915 годах в Харькове вышли два поэтических сборника Игумнова — «Стихи». Работы Игумнова посвящены эпидемиологии и демографии, а также санитарному делу. Обобщил и развил передовые идеи земской медицины. Опубликовал ряд публицистических статей, в основном про положение земской медицины в России. Был также историком земской медицины. Умер в городе Харьков, Украинская ССР, СССР, 25 октября 1942 года.
Труды: Игумнов С. Очерки развития земской медицины в губерниях, вошедших в состав Украинской ССР, в Бессарабии и в Крыму. — Киев, 1940; Ігумнов С. Нарис розвитку земської медицини в Україні // Матеріали до історії розвитку охорони здоров’я на Україні. — Київ, 1957.
Литература: Український Радянський Енциклопедичний Словник. — Київ, 1966. — Том 1. — Страница 797; Українська Радянська Енциклопедія. — 2-е видання. — Київ, 1979. — Том 4. — Страница 335.
1864
Сергей Георгиевич Карпов
деятель политического сыска, полковник Отдельного корпуса жандармов, начальник Санкт-Петербургского охранного отделения. Происходил из дворян Полтавской губернии, образование получил в 4-м Московском кадетском корпусе и 3-м Александровском военном училище. Окончив курс по первому разряду с чином подпоручика, был назначен на службу в 131-й пехотный Тираспольский полк, где он и служил до перевода на службу в Отдельный корпус жандармов. Служба пехотного офицера не удовлетворяла его. Обладая неутомимой энергией и трудолюбием, Карпов с первых лет своей службы энергично принялся готовиться к поступлению в Николаевскую академию Генерального штаба и в 1893 году выдержал экзамены, но благодаря большому конкурсу в Академию принят не был. Полгода спустя перешёл на службу в Отдельный корпус жандармов, где очень скоро завоевал авторитет как весьма опытный офицер в деле розыска по государственным преступлениям. Последовательно занимал должности адъютанта Донского областного жандармского управления, начальника Екатеринбурго-Челябинского отделения жандармского полицейского управления железных дорог, начальника Брянского отделения Виндавского жандармского полицейского управления железных дорог, с 1903 года помощника начальника Донского областного жандармского управления в Ростовском округе. В 1907 году стал начальником охранного отделения в Ростове-на-Дону. Затем был назначен на должность начальника охранного отделения Санкт-Петербурга и 13 апреля 1909 года вступил на новую должность. Расследовал ряд особо опасных государственных преступлений. В работе широко использовал агентурную сеть. Был убит своим же агентом.
Комната, в которой был убит начальник Петербургского охранного отделения полковник Карпов.
Гибель
Убийство начальника петербургского охранного отделения было спланировано боевым крылом партии эсеров. Непосредственными его разработчиками были Борис Савинков и Герман Лопатин. Осуществить террористический акт должен был член ЦК партии А.А.Петров, скомпрометировавший себя связями с охранным отделением. Первоначальной целью Петрова должен был стать предыдущий начальник охранного отделения полковник А.В.Герасимов, который благодаря деятельности Е.Азефа предотвратил покушения на царя Николая II, Великого князя Николая Николаевича, министра И.Г.Щегловитова и премьер-министра П.А.Столыпина. Но позднее целью был выбран новый начальник охранного отделения полковник С.Г.Карпов, развивший активную деятельность не только против большевиков, но и против эсеров. Для встречи с Карповым Петров под именем Михаила Воскресенского снял квартиру на Астраханской улице по Выборгской стороне в доме № 25. Петров заявил при этом дворнику, что он недавно приехал из-за границы и временно живёт в меблированных комнатах и что квартира эта нужна для его дяди, богатого помещика. В этот же день он явился вторично с Карповым, одетым в штатское платье, и представил его дворнику в качестве дяди. На выраженное Петровым желание провести в квартире проводку, хозяин дал согласие. Петров сам наблюдал за работой монтёров, делая им различные указания, касающиеся проводки. 8 декабря Петров явился раньше обычного и предложил монтёрам прекратить работу, ссылаясь на то, что лампочек в квартире достаточно и что его дядя не может видеть беспорядок. Около 8 часов вечера дежурный дворник Архипов заметил Петрова, который протягивал провода от парадной лестницы по стене дома вдоль Астраханской улицы. На расстоянии 20-25 сажен от парадного входа Петров-Воскресенский установил нажимную кнопку от электрического звонка. Дворник не придал этому никакого значения. В 2 часа ночи Петров-Воскресенский пришёл к Карпову и вышел от него лишь в 4 часа утра. В 9 часов 20 минут вечера полковник Карпов в сопровождении лакея приехал в квартиру Петрова-Воскресенского на Астраханской улице. Когда вслед за ними в квартиру вошел дворник Архипов, Петров с веселым видом заявил ему, что к нему приехали дядя и лакей и что паспорт для прописки он даст завтра утром. Дворник вышел, а лакея Петров послал за продуктами. Около 11 часов вечера Петров-Воскресенский вышел из квартиры по парадному входу и подошел к месту, где им была устроена кнопка, соединенная с вращающимся рычажком, играющим роль коммутатора, от которого шли провода к электрической батарее, проложенной вдоль коридора, через спальню, затем по стене гостиной, опускавшиеся там подоконником и заканчивающиеся в диване. В 11 часов 4 минуты вечера прогремел взрыв. После взрыва Петров был задержан городовым и дворниками. 21 декабря, в 12 часов ночи, на Выборгской стороне, в доме 25 по Саратовской улице раздался страшной силы взрыв, сопровождавшийся сильным сотрясением стен четырёхэтажного дома. Во многих его окнах разбились стекла. В квартире второго этажа, в котором произошел взрыв, оказались выбитыми все окна, как со стороны улицы, так и со двора. Квартира оказалась вся разрушенной, пол в одной комнате пробит воронкообразно, причем пробиты насквозь и чёрный пол и потолок квартиры первого этажа домовладельца, подрядчика Иванова. Вслед за взрывом из квартиры, в которой он произошел, выбежал проживавший в ней молодой человек, занявший её всего два дня назад и прописавшийся дворянином Михаилом Воскресенским, 23 лет. Он пробежал до Финляндского проспекта, где был схвачен погнавшимся за ним дворником. В то время, когда его задержал дворник, Воскресенский намеревался вытащить из кармана револьвер, но не успел этого сделать. В кармане у него оказался заряженный браунинг и несколько запасных патронов. Объяснить что-либо о случившемся в квартире он отказался. Когда прибыли судебные и полицейские власти и вошли в квартиру, то нашли в ней труп убитого взрывом человека и другого раненого и оглушенного. В убитом дворник дома признал человека, прибывшего в квартиру Воскресенского в этот день, назвавшись его дядей, в раненом — человека, называвшегося его слугой. Оба документов к прописке не предъявили и имена их пока не обнаружены. По последним сведениям, на Саратовской улице во время взрыва бомбы, убит начальник с.-петербургского охранного отделения полковник Карпов. 21 сего декабря в 11 часов 4 минуты вечера начальник санкт-петербургского отделения по охранению общественной безопасности и порядка. отдельного корпуса жандармов полковник Карпов злодейски убит в доме № 25 по Астраханской улице, на Выборгской стороне, в квартире, снятой неизвестным лицом, проживавшим под именем Михаила Воскресенского и предложившим незадолго перед тем свои услуги по раскрытию преступной деятельности революционных организаций. Убийца привел в исполнение свой преступный замысел при помощи скрытой в мебели адской машины, соединенной проводами электрических звонков. Труп убитого полковника Карпова был найден обезображенным до неузнаваемости, с окровавленной раненой во многих местах головой и без ног. Ноги были найдены в нижней квартире, куда их силой взрыва снесло вниз сквозь пробитую в полу брешь. Обезображенное туловище полковника было покрыто известью, обломками и щепками. Судебные и полицейские власти, явившиеся в час ночи на место происшествия, не сразу опознали труп. Лишь находка серебряного портсигара позволила сделать предположение, что это Карпов.

Дом № 25 по Астраханской улице
Двор дома № 25 по Астраханской улице
Фрагмент интерьера квартиры в доме № 25
Похороны
22 декабря тело Карпова было перенесено в часовню клинического военного госпиталя. На панихиду прибыли вдова и дети, начальник штаба Отдельного корпуса жандармов генерал-майор Д. К.Гершельман, градоначальник свитский генерал Д.В.Драчевский, чины полиции и родственники. На гроб было возложено множество венков: от председателя Совета Министров, от градоначальника, от сослуживцев из разных городов России, от правых членов Государственной думы, венок от союза Михаила Архангела, изображающий скрещенную серебряную пальму и шашку, скрепленные значком союза с надписью: Злодейской рукой загашенному светочу долга. 25 декабря состоялись торжественные похороны Карпова. В 9 часов утра после краткой литии, совершённой священником Свято-Николаевской церкви управления Санкт-Петербургского градоначальства, гроб с телом был вынесен из часовни клинического военного госпиталя и установлен на погребальную колесницу. К этому времени около часовни были построены: сборная команда нижних чинов Санкт-Петербургского жандармского полицейского управления железных дорог и наряды околоточных надзирателей и городовых, а на Нижегородской улице напротив здания госпиталя находились оркестр пожарной команды, рота лейб-гвардии Измайловского полка с хором музыки и эскадрон Санкт-Петербургского жандармского дивизиона. Когда процессия вышла на Нижегородскую улицу, войска взяли на караул, а музыка заиграла «Славен Наш Господь».
Посмертная фотография С.Г.Карпова.
Перед открытой могилой произнес речь товарищ министра внутренних дел генерал-майор П.Г.Курлов:
«Мы потеряли дорогого, товарища, человека кристаллически чистого и высокочестного, запечатлевшего своей смертью служение Престолу и Отечеству. Отдельный корпус жандармов будет всегда гордится таким беззаветным исполнителем долга. Земной поклон безвременно погибшему полковнику Сергею Георгиевичу Карпову, которого все искренне любили и глубоко уважали.» По окончании отпевания гроб с телом покойного был вынесен на руках градоначальником и другими лицами и перенесен к могиле на Никольском кладбище, где он и был похоронен.

А.А.Петров — исполнитель теракта 8 декабря 1909 года.
Суд над убийцей
Личность Петрова была установлена, настоящее его имя Петров Александр Алексеевич. По словам Бурцева, Петров-Воскресенский, оставаясь убежденным революционером, служил в охранном отделении, среди революционеров его деятельность не вызывала одобрения и «возврата в революционные круги» ему уже не было. Чувствуя недоверие своих сотоварищей, Александр Петров решил террористическим актом восстановить «своё доброе имя». О своем решении он предупреждал революционные круги давно, но встречал повсюду скептическое отношение. По заявлению Петрова Бурцеву, он получал тысячу рублей в месяц и на эти деньги и готовил покушение. 22 января 1910 года Санкт-Петербургский военно-окружной суд под председательством генерал-лейтенанта П.Д.Никифорова приступил к слушанию «дела о крестьянине Вятской губернии Александре Алексееве Петрове», — так официально называлось дело об убийстве начальника охранного отделения полковника Карпова. Дело это слушалось в довольно необычном для военно-окружного суда помещении — в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. Там, в казематах крепости, содержался обвиняемый, Петров-Воскресенский. Он раньше был народным учителем одной из школ вятского земства. Затем, как значится в его послужном революционном списке, он стал заниматься изучением взрывчатых веществ, но первые его опыты были неудачны — он пострадал при взрыве, получил тяжелые ожоги и до сих пор не оправился от них. Обвиняемого защищали присяжные поверенные Зарудный, Мандельштам и Кальманович. Петров-Воскресенский официально обвинялся в том, что в видах революционного сообщества, предусмотренного 101−102 статьями Уголовного уложения, вошёл в сношения с начальником петербургского охранного отделения полковником Карповым и ложными обещаниями завлек его на частную квартиру на Астраханской улице, где и убил при помощи электрических проводов. Свидетелей по делу вызвано 9 человек. Был предъявлен также гражданский иск за причинённые взрывом убытки владельцем дома на Астраханской улице в сумме около 5000 руб. Судебное следствие началось в 4 часа дня. Заседание суда окончилось тем же вечером. Петров-Воскресенский приговорён к смертной казни через повешение. Гражданский иск удовлетворён полностью. По окончании заседания защитниками Петрова-Воскресенского была подана кассационная жалоба. Никаких средств у Петрова-Воскресенского не было и, таким образом, осуществление приговора суда в части, касающейся гражданского иска, едва ли оказалось возможным. Приговор санкт-петербургского военно-окружного суда по делу об убийстве крестьянином Вятской губернии Александром Алексеевым Петровым начальника санкт-петербургского охранного отделения полковника Карпова, коим крестьянин Петров приговорён в лишению всех прав состояния и к смертной казни через повешение, был обращён к исполнению. В ночь на 25 января в камеру Петрова-Воскресенского явились представители прокуратуры и крепостной администрации и предложили ему отправиться на казнь. Петров не спал; он попросил разрешения написать письмо жене и родным. Просьба его была исполнена. На предложение пригласить к нему священника, Петров ответил отказом. В сопровождении воинского отряда Петров был отправлен на Лисий Нос, где приговор и был приведён в исполнение.
Литература: Энциклопедия секретных служб России / Автор-составитель А.И.Колпакиди. — Москва: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2004. — Страницы 108—109. — 800 страниц. — ISBN 5-17018975-3.
[571x700]
1864
Людвиг Шлезингер (немецкое имя — Ludwig Schlesinger)
немецкий математик. Родился в Надьшомбате, ныне Трнава, Словакия. Учился в университетах Гейдельберга и Берлина (1882-1887). Ученик И.Л.Фукса. Преподаватель, затем профессор Боннского и Гисенского университетов. Основные труды относятся к обыкновенным дифференциальным уравнениям. Внес также существенный вклад в развитие геометрии и теории функций. Издал собрание сочинений К.Ф.Гаусса. Издавал «Журнал Крелле». Премия имени Н.И.Лобачевского (присуждение 1912 года). Умер Гиссене (Германия) 16 декабря 1933 года.
[515x700]
1865
Артур Древс (немецкое имя — Christian Heinrich Arthur Drews)
немецкий философ, писатель и значительный представитель немецкого монизма. Профессор философии Университета Карлсруэ. Известен работами, которые вызывали бурные полемики: неортодоксальные взгляды на религию, инструментальная база немецкого неоязычества, критика философии Ницше. Кристиан Генрих Артур Древс стал профессором философии и немецкого языка в Высшей технической школе в Карлсруэ. Он приобрел международную известность благодаря своей книге «Миф о Христе», опубликовав тезис, который отрицает историчность Иисуса. Последние несколько лет своей жизни он был участником движения свободной религии для вдохновения на более либеральную форму поклонения. Родился в Итерзене, Германия.
«Миф о Христе»
Артур Древс, ученик Гартмана, наряду с Бруно Бауэром и Альбертом Калтхофом принадлежит к известным немецким полемистам, отрицающим реальность существования Иисуса Христа в истории. Его произведение «Миф о Христе» (немецкое имя — Die Christusmythe; 1909) вызвало многочисленные открытые дискуссии, широкие протесты христианской общественности и уничтожающую критику со стороны историков, богословов, экзегетов всех конфессий, исследователей Нового Завета: И.Вайса, Г.Зодена, А.Юлихера, С.Булгакова, С.Зарина, Д.Хвольсона, М.Гогеля и других. Альберт Швейцер в «Истории исследования жизни Иисуса» (немецкое название — Geschichte der Leben-Jesu-Forschung; 1913) разбирает тезисы Древса в отдельной главе. Николай Бердяев объясняет выступление Древса против историчности Христа «религиозным антисемитизмом» и приверженностью арианству. В течение более десятилетия «Миф о Христе» не сходил с книжного рынка. Только в Германии к 1924 г. вышло 14 его изданий. Книга была переведена на многие языки, в том числе и на русский, но в дореволюционной России она не увидела света: по решению царской цензуры перевод был сожжен. В соответствии с методологическим указанием В.И.Ленина работы Древса с купюрами неоднократно издавались в СССР в 20-х годах как произведения частично отвечающие задачам советской антирелигиозной пропаганды. «Миф о Христе» оказал существенное влияние на советскую историографию раннего христианства и формирование взгляда на данную проблему ряда советских ученых, сделав их приверженцами мифологической теории происхождения христианства. Аргументация Древса против историчности Иисуса Христа была в дальнейшем повторена и поддержана такими его советскими последователями как: Н.В.Румянцев, А.Б.Ранович, Р.Ю.Виппер, С.И.Ковалев, Я.А.Ленцман, И.А.Крывелев. В настоящее время произведение Древса «Миф о Христе» оказалось в забвении в Германии, также как перевод в англоязычных странах и более не переиздается; в настоящее время большинство религиоведов на основании многих новых данных отвергают мифологическую теорию происхождения христианства, хотя прямых доказательств историчности Иисуса Христа (как и ряда других новозаветных персонажей) по-прежнему не обнаружено.
«Движение за немецкую веру»
В последние годы жизни Древс вносит вклад в развитие «Движения за немецкую веру», занимается одной из форм немецкого неоязычества с возможностью объединения различных немецких языческих организаций. В этот период Древс пишет книгу Немецкая религия (нем. Deutsche Religion), которую характеризует как «работа о 'новой' немецкой религии, совмещающей веру и нацистский мистицизм». Он критикует философию Ницше в статье «Ницше как философ национал-социализма?» (нем. Nietzsche als Philosoph des Nationalsozialismus?), где называет Ницше «врагом всего немецкого», индивидуалистом с идеями прямо противоположными национал-социализму. Умер в психиатрическом заведении Илленау около Ахерна 19 июля 1935 года.
Список произведений: Das Ich als Grundproblem der Metaphysik. 1897; Eduard von Hartmanns philosophisches System im Grundriss. 1902; Die Religion als Selbstbewußtsein Gottes. Eine philosophische Untersuchung über das Wesen der Religion. Jena 1906; Die Christusmythe. Jena 1909; Die Petruslegende. Ein Beitrag zur Mythologie des Christentums. Frankfurt/M. 1910; Die Christusmythe. Zweiter Teil. Die Zeugnisse für die Geschichtlichkeit Jesu. Eine Antwort an die Schriftgelehrten mit besonderer Berücksichtigung der theologischen Methode. Jena 1911; Der Monismus dargestellt in Beiträgen seiner Stellvertreter. 2 Bde. Jena 1908; Der Sternenhimmel in der Dichtung und Religion der alten Völker und des Christentums. Eine Einführung in die Astralmythologie. Jena 1923; Freie Religion. Vorschläge zur Weiterführung des Reformationsgedankens. 3. Auflage Mannheim 1921; Das Markusevangelium als Zeugnis gegen die Geschichtlichkeit Jesu. Jena 1921; Psychologie des Unbewussten, 1924; Hat Jesus gelebt?. Lenz, Neustadt 1994, ISBN 3-9802799-6-0 (Repr. d. Ausg. Mainz 1924); Deutsche Religion, 1934; Die Leugnung der Geschichtlichkeit Jesu in Vergangenheit und Gegenwart. Braun, Karlsruhe 1926 Online-Ressource; Philosophischer Briefwechsel mit Eduard von Hartmann 1888—1906. Herausgegeben von Rudi Mutter und Eckhart Pilick. Mit einer Einführung von Eckhart Pilick. Guhl, Rohrbach 1995, ISBN 3-930760-10-X; Plotin und der Untergang der antiken Weltanschauung. Scientia-Verlag, Aalen 1964 (Repr. d. Ausg. Jena 1907); Die Ethik Jesu, Essay. Mit einer Einführung von Eckhart Pilick. Peter Guhl 2008, ISBN 3-930760-78-9.
Переводы на русский язык: Миф о Христе. Москва, 1924. Тома 1-2; Жил ли Христос? Москва, 1924; Жил ли апостол Петр? Москва, 1924; Миф о деве Марии. Москва, 1926; Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем. Москва, 1930; Происхождение христианства из гностицизма. Москва, 1930.
1866
Любовь Яковлевна Гуревич
русская писательница, театральный и литературный критик, переводчик, публицист и общественный деятель. Родилась в Санкт-Петербурге. Дочь Якова Григорьевича Гуревича, директора основанного им известного петербургского частного учебного заведения «Гимназия и реальное училище Гуревича». Сестра писателя Якова Яковлевича Гуревича и профессора медицины Григория Яковлевича Гуревича-Ильина, педагога и литератора Анны Яковлевны Гуревич, племянница переводчицы Екатерины Ивановны Ильиной (в замужестве Жуковская, псевдоним Д.Торохов, 1841—1913) и публициста Юлия Галактионовича Жуковского (1822—1907). Тётя литературоведа И.Л.Андроникова. Двоюродная сестра и корреспондент философа И.А.Ильина и писательницы Натальи Юльевны Жуковской-Лисенко (1874—1940). Окончила гимназию княгини А.А.Оболенской (1884) и историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов (1888). Дебютировала в печати в 1887 году. В том же году познакомилась с Н.М.Минским, Д.С.Мережковским, А.Волынским. В 1891 году стала редактором и издателем журнала «Северный вестник». Привлекла к участию в журнале Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Максима Горького, В.В.Стасова, Мережковского, Минского, Гиппиус, позднее — Фёдора Сологуба, К.Д.Бальмонта. Журнал из-за финансовых и цензурных осложнений был закрыт в 1898 году. Могила Л.Я.Гуревич на Новодевичьем кладбище Москвы. После 1905 года стала активной феминисткой. Участвовала в борьбе за женское равноправие, была одной из активисток «Всероссийского союза равноправия женщин» Принимала участие в деятельности либерального «Союза освобождения» и в деятельности «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Делегат Первого Всероссийского женского съезда (1908 г.). 22 января 1905 года стала свидетелем событий «Кровавого воскресенья» в Санкт-Петербурге. На основании своих впечатлений и опросов других свидетелей составила бюллетень с описанием трагических событий, который нелегально распространялся в России вместе с текстом Рабочей петиции и воззваниями Георгия Гапона. Впоследствии на основании более трёхсот письменных свидетельств написала очерк «Народное движение в Петербурге 9-го января 1905 года», который стал классическим описанием событий этого исторического дня. Сотрудничала во многих периодических изданиях. После 1917 года сотрудничала в театральных учреждениях Петрограда, затем Москвы, куда переехала в 1920 году. Умерла в Москве 17 октября 1940 года.

Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Творчество
Дебютировала в печати статьями о М.К.Башкирцевой в «Новостях и биржевой газете» (1887) и в «Русском богатстве» (1888). В «Северном вестнике» печатала свои рассказы («Шурочка», 1893, № 2; «Поручение», 1893, № 10; «Странная история», 1894, № 11; «Тоска», 1897, № 10) и роман («Плоскогорье», 1896—1897), а также библиографические обозрения и обзоры провинциальной печати (под псевдонимом Л.Горев). Печаталась в ежемесячном журнале «Союз женщин» («Вопрос о равноправии женщины в крестьянской среде», 1897, № 1; «Отношение к вопросу о женском избирательном праве русского общества, земств и городок», 1897, № 2). Долги, оставшиеся после закрытия журнала «Северный вестник», вынудили заниматься переводами. Печаталась в «Жизни» (статьи, рассказы), «Русской мысли» (с 1913 года — заведующая литературным отделом), «Мире Божьем», «Освобождении», «Нашей жизни», «Слове», «Речи» (в 1911—1916 годах — постоянный рецензент спектаклей и заведующая театральным отделом; псевдонимы: Эльгур, Эль-Гур), «Русских ведомостях», «Русской молве». С середины 1900-х годов занималась преимущественно театральной критикой. Дружила с К.С.Станиславским, о котором написала книгу «К.С.Станиславский» (1929).
Сочинения: Плоскогорье (роман). — Санкт-Петербург: типография М.Меркушева, 1897. — 171 страница; «Седок» и другие рассказы. — Санкт-Петербург: Издательство М.В.Пирожкова, 1904; Возрождение театра (по поводу спектаклей Московского художественного театра) // Образование. — Санкт-Петербург, 1904. — № 4. — Отдел III. — Страницы 75—96; Почему нужно дать женщинам все права и свободу. — Санкт-Петербург: Верный путь, 1906.; Почему нужно дать женщинам такие же права, как мужчинам. — Петроград, 1917; Народное движение в Петербурге 9-го января 1905 г. // Былое. — Санкт-Петербург, 1906. — № 1. — Строаницы 195—223; Народное движение в Петербурге 9-го января 1905 г. — Берлин: Издательство Гуго Штейнца, [1906]. — 88 страниц. — (Собрание лучших русских произведений; часть 126); 9-е января: По данным анкетной комиссии. — Санкт-Петербург: Издательство О.Н.Поповой, 1906; Автобиография // Первые литературные шаги. Автобиографии современных писателей : Сборник под редакцией Ф.Ф.Фидлера. — Москва, 1911; Литература и эстетика. Критические опыты и этюды. — Москва: Издательство «Русской мысли», 1912; История «Северного Вестника» // Русская литература XX века : Сборник под редакцией С.А.Венгерова. — Москва, 1914. — Том 1; Обзор деятельности городских попечительств о бедных за первый год войны 1914—1915 / Составитель Л.Я.Гуревич. — Петроград: Совет по призрению семей лиц, призванных на войну, 1915. — 107 страниц, 1 лист таблиц: таблицы, диаграмы; Вопрос о равноправии женщин в Первой Государственной думе: Из стеногр. отчётов о заседаниях Государственной думы. — Петроград, 1917; Девятое января. — Харьков: Пролетарий, 1926. — 90 страниц; Творчество актера: О природе художественных переживаний актера на сцене: Опыт разрешения векового спора. — Москва: ГАХН, 1927. — 62 страницы; Москва: ГИТИС, 2002; Москва: Либроком, 2011; К.С.Станиславский. — Москва: Теакинопечать, 1929. — 32 страницы; История русского театрального быта. — Москва; Ленинград: Искусство, 1939. — Том 1. — 304 строаницы; Москва: Либроком, 2011; [Воспоминания] // О Станиславском: Сборник воспоминаний: 1863—1938 / [составитель, редактор Л.Я.Гуревич; пересмотрено и дополнено Н.Д.Волковым; комментарии Е.Н.Семяновской]. — Москва: ВТО, 1948. — VII, 658 страниц, лист иллюстраций;
Переводы: Переписка Бенедикта де Спинозы: С портретом и факсимиле Спинозы: С приложением жизнеописания Спинозы И.Колеруса / Перевод с латинского Л.Я.Гуревич под редакцией и с примечаниями А.Л.Волынского. — Санкт-Петербург: типография М.М.Стасюлевича, 1891. — VIII, XIII, 432 страницы; Стендаль Ф. Проповедник = (La chartreuse de Parme): Роман : В 2 частях / Перевод Л.Я.Гуревич. — Санкт-Петербург: А.С.Суворин, 1905. 288, 320 страниц; Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира / Перевод с французского Л.Я.Гуревич. — Санкт-Петербург: типография М.Меркушева, 1906. — II, 468 страниц; Гауптман Г. Ткачи: Драма / Перевод с немецкого Л.Я.Гуревич. — Москва: Труд и книга, 1925 (Ленинград.: типо-литография «Красный печатник»). — 132 страницы; Филипп, Шарль Луи. Собрание сочинений. Том 3: Мари Донадье] / Перевод с французского Л.Я.Гуревич. — Ленинград: Время, 1935. — 263 строаницы.
Литература: Гуревич, Любовь Яковлевна // Писатели современной эпохи : Био-библиогр. слов. рус. писателей XX века / Государственная академия художественных наук; Редактор Б.П.Козьмин — Москва: Государственная академия художественных наук 1928. — Том 1. — Страницы 112—114. — (Труды Государственной академии художественных наук / Социологическое отделение); Л.Я.Гуревич — статья из Электронной еврейской энциклопедии; Гуревич, Любовь Яковлевна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. — Том 2: Г—К. — Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. — Страницы 58—59; Гуревич// Литературная энциклопедия. Том 3. — Москва: Издательство Коммунистической Академии, 1930. — Столбцы 92—93.
[498x700]
1866
Кайро («Хиро») (Cheiro; псевдоним; настоящее имя — Луис Хамон, Louis Hamon; имя при рождении – Уильям Джон Варнер, William John Warner)
хиромант, провидец, астролог. Имя он поменял после того, как обнаружил у себя дар ясновидения. Иногда Луис пользовался псевдонимом Хейро. С латинского это слово переводится как «рука». Джон родился в ирландском городке Брай под Дублином. Его отец был английским бизнесменом, мать – французской цыганкой. Уже в юные годы Джон обнаружил у себя необычную способность «читать» по линиям на ладонях у одноклассников и учителей, а в 10 лет он написал книгу о хиромантии. Известность Хейро принесла его помощь полиции, оказанная в поиске убийцы в Ист-Энд. Предсказателя попросили «прочесть» кровавый отпечаток руки на дверном косяке квартиры, где произошло убийство. Хейро сказал, что этот след оставил незаконный сын убитого, о чьем существовании полиция и не подозревала. Спустя три недели юношу нашли и арестовали. В 1894 году Хейро переехал в Соединенные Штаты. Там он сделал массу громких предсказаний частным лицам. Разбогатевший, но уставший, он возвратился в Англию. Во время Русско-японской войны Хамон был корреспондентом в Манчжурии. В ходе Первой мировой войны он работал на британскую контрразведку. В 1926 году вышла книга Хамона «Предсказания Кайеро». В 1893 году Хейро посетил США, где встретился с Марком Твеном. Граф Луис Хамон обещал ему богатство через 10 лет. В 1903 году его предсказание сбылось. В 1900 году шах Персии наградил графа Луиса Хамона орденом Льва и Солнца. За несколько месяцев до этого граф спас ему жизнь, предсказав опасность, которая грозила шаху во время посещения Парижской выставки. Были приняты дополнительные меры предосторожности, и жизнь шаха была спасена. В 1902 году к прорицателю обратился король Англии Эдуард VII с просьбой вычислить благоприятный день для его коронации. Луис Хамон определил день, но предупредил короля, что тот будет жить до 69 лет. Граф Луис Хамон был близко знаком с Матой Хари. Известной шпионке и танцовщице он предсказал печальную участь – гибель в 1917 году. Так и произошло: Мата Хари была расстреляна за шпионаж. Кроме частных предсказаний, граф Луис Хамон предсказал также Первую мировую войну, Англо-бурскую войну, китайскую революцию, возвышение Израиля и возвращение евреев в Палестину, Великую депрессию 1930-х годов и диктаторский режим в Испании, провозглашение независимости Индии и т. д.Хейро был прекрасным журналистом, успешно занимался бизнесом – владел газетами и фабриками, писал сценарии к фильмам для Голливуда, стал основателем Американского Тихоокеанского географического общества, также написал огромное количество увлекательных книг, посвященных главному делу всей его жизни – хирологии. В 1930 году Хейро переехал в Голливуд. Несмотря на многочисленные любовные интриги, Хейро так и не женился. Хейро был знатоком астрологии и разнообразных гаданий, это и давало ему возможность делать более точные предсказания. Хейро так и не создал семьи и не заработал огромного состояния. Все его капиталы исчезли в одночасье в период банковского кризиса. Он умер в Голливуде (штат Калифорния, США) в больнице для бедных 8 октября 1936 года.